Агон. Агональный дух


В. С. Безрукова Основы духовной культуры

Подобный материал:
  • Роль Языка в формировании духовной культуры, 60.39kb.
  • Г. В. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2003. Безрукова В. С. Педагогика: Учебное, 101.39kb.
  • Второй международный конкурс исполнителей духовой музыки ре-лиго санкт-Петербург 10-12, 76.88kb.
  • Разработчик программы Международной общественной организации «Центр духовной культуры», 326.36kb.
  • «Мужское» в словесных формах духовной культуры, 589.73kb.
  • Московской Духовной Академии, автор учебного пособия «Основы православной культуры», 3853.12kb.
  • Московской Духовной Академии, автор учебного пособия «Основы православной культуры», 1620.96kb.
  • Успенский Б. А. Избранные труды. Т семиотика истории. Семиотика культуры, 207.53kb.
  • Примерная тематика рефератов по курсу «Культурология», 16.03kb.
  • Методические материалы по курсу «Основы православной культуры» (1 часть) 4 класс, 549.23kb.
Агиография (гр. – святой, пишу) – наука, занимающаяся изучением житий святых, богословскими, культурологическими, психологическими, социальными и историко-церковными аспектами святости. Жития святых изучаются для того, чтобы воссоздать представление о явлении святости, спасении души, обожении человека и т.д. Жития используются как источник знаний по истории церкви и гражданского общества, о характере духовности общества. Они также рассматриваются как литературные произведения, ибо пишутся по определенным литературным канонам, имеют свою типологию, структуру, свою проблематику. Известны такие жанры житий святых, как: похвала святому, акты мучеников, биография святого и др. Иногда вместо термина «агиография» может использоваться «агиология» для обозначения самих исследований, технологии их проведения, но чаще как синоним.

Агнец Божий (ц.-слав. – ягненок Бога) – иносказательный оборот, характеризующий человека непорочного, смиренного, незлобивого, кроткого, сохраняющего детскую невинность и чистоту помыслов, чувств и поступков. В христианстве так называют Иисуса Христа, «непорочного во плоти», принесшего Себя в жертву за грехи человеческие. Иногда в быту используется с негативным оттенком – при характеристике инфантильности человека. В практике православного богослужения «агнецом» называют литургический хлеб, приготовляемый священником из просфоры и используемый для совершения таинства евхаристии, т.е. причащения.

Агни Йога (санскр. – Живая Этика) – это религиозно-оккультное учение о Человеке как части Космоса, делающее заявку как на учение об основах всех мировых религий и философий. Учение, именуемое еще Божественной этикой, трактует человека и его миссию на Земле с внеземных космических ступеней эволюционного развития. Предмет изучения Агни Йоги – скрытые тайные силы в человеке и их развитие. «Йога», при этом, понимается как высшая связь человека с космическими энергиями. Цель учения – преображение внутреннего мира человека, формирование космического мышления (эфиризация сознания) и «чистого» сознания, ориентация на космические законы. Возникло в начале ХХ века, в период глубокого духовного кризиса Российского общества. Объектом религиозного отношения выступает «огонь», «дух», «абсолют», «энергии», «стихии». Это дало основание относить учение к числу неоязыческих пантеистических. Православная церковь считает, что это новая религиозная, а не светская доктрина, носящая антихристианский сектантский характер, отрицающая существование единого Бога, стремящаяся заменить собой все другие религии.

Агональный дух (гр. – борьба) – это свойство личности, выражающееся в ее готовности и способности продолжительное время находиться в воинственном состоянии, состоянии борьбы, противодействия, соревновательности в любой жизненной сфере – семье, на работе, в дружбе, в общественной жизни. Агональный дух, агональность, агонизм – это слова-синонимы. Явления, обозначаемые посредством этих слов, лежат в основе агрессии, агрессивности, агрессивной семьи, агрессивного учителя. Это тяжелое и трудно преодолимое состояние связано с особенностями нервной системы, воспитанием, а также с неприятием человеком своего социального положения. От агонального духа следует освобождаться, он лишает человека жизненных радостей, держит его в состоянии уныния и осуждения других людей, мешает обращаться. Он – основа нигилизма, байронизма, базаровщины.

Агрессивная семья – это тип семьи, большинство членов которой имеют агрессивность как качество личности и поведения. Члены такой семьи, при взаимной поддержке и поощрении, наносят вред или ущерб людям и прежде всего соседям, чужому имуществу, окружающей среде. Грубость, драки, оскорбления, разрушительные действия – вот приемы поведения членов такой семьи. В основе их поведения часто лежит агональный дух, выражающийся затем как зависть, зло, невоспитанность, разрушительная неадекватная психика. Агрессивная семья может действовать под влиянием физиологического аффекта. Агрессивность семьи может повышаться и снижаться под влиянием ее отношений со средой, ее места в обществе. Потенциально эта семья есть источник правонарушений и даже преступлений, осуждаемых законом. Члены такой семьи, как правило, материалистически мыслящие люди, неверующие в Господа Бога, далекие от соблюдения Законов Божиих.

Агрессивность (лат. – нападение) – качество личности, выражающее ее склонность к насильственным действиям, злым и недобрым суждениям, незаконным желаниям. В основе агрессивности лежит агональный дух, отсутствие тормозных механизмов и плохое воспитание. Агрессивный человек может не знать, что причиняет боль другому, а может, наоборот, мстить за боль, причиненную ему в детстве. У него нет совести, чувства стыда и потому стыдить его бесполезно. Агрессивность из эпизодического состояния может перейти в черту характера, показывающую мировоззренческую позицию человека, негативное отношение к каким-то определенным людям, сообществам, обществу в целом. Реализируется она в таких словах и поступках, которые порождают ссоры, конфликты, драки и даже правонарушения и преступления. В детском возрасте агрессивность выражается в форме грубости, задиристости, драчливости, озлобленности, недоброжелательности. Снимается она любовью и доверием окружающих, целенаправленным воспитанием, психотренингами, самовоспитанием души и верой в Бога.

Агрессивный учитель – это учитель, имеющий агрессивный тип поведения и отношений к учащимся. Такой учитель груб, склонен к унижениям и оскорблениям детей, необъективен в оценке их личностных качеств и результатов учения. Как правило, он работает методами авторитарной педагогики. В основе поведения агрессивного учителя может лежать его агональный дух и реже – физиологический аффект. Учитель может проявлять временную агрессивность по причине своей беспомощности перед учащимися, под влиянием страха перед контролем своей работы, из-за своего дурного воспитания. Устойчивая агрессивность – верный признак неверно выбранной профессии. Дети защищены от такого учителя Конвенцией прав ребенка и государственными законодательными актами.

Агрессия (лат. – незаконность) – тип поведения человека, группы людей или государства, характеризующийся нанесением какого-либо вреда, ущерба или даже уничтожением не только другой стороны, но, возможно, и себя. Поэтому различают аутоагрессию и экстраагрессию. В основе агрессии, как типа поведения, может лежать агоналъный дух, охвативший отдельного человека, правительства или целые народы (реваншизм), или фрустрация как физиологический аффект. Последнее присуще отдельным людям или небольшим сообществам. Агрессия может также быть сформирована всем ходом образования и воспитания человека. Лица, виновные в планировании, подготовке и осуществлении агрессии, несут моральную, уголовную или административную ответственность перед объектом агрессии, своим коллективом или обществом.

Ад – (гр. – место, лишенное света) – в христианском учении это понятие обозначает подземное царство как духовную темницу, куда отправляются души умерших людей и падших ангелов в наказание за содеянный в земной жизни грех. Ад – это место посмертных мучений грешников. Подобное представление о загробном мире есть почти во всех религиях и теологических учениях. В противоположность аду для безгрешных людей в потусторонней жизни признается существования рая. Существование ада и рая означает, согласно православному учению, возложение ответственности за содеянное в жизни на самого человека. После того, как человек согрешил и захотел свободы, Бог отдалил человека от себя и возложил на него самого ответственность за себя. В бытовой речи ад означает тяжелые условия, невыносимые отношения между людьми, и тогда говорят – «кромешный ад». Адом часто пугают детей. Православная педагогика считает, что в детях следует воспитывать не боязнь ада, а боязнь совершить грех, подумать или поступить плохо.

Адам (евр. – человек) – имя первого человека, родоначальника человеческого рода на Земле. Согласно христианскому учению он был сотворен в шестой, последний день творения мира Богом по Своему образу и подобию. Из ребра Адама Бог сотворил Еву, ставшую женой Адама. Ему же Бог вверил охрану и возделывание Эдемского Сада (рая), разрешив пользоваться плодами любых деревьев, кроме одного. Но Адам и Ева нарушили эту заповедь Божью и вкусили плоды этого «древа познания добра и зла». Это было первым грехом человека, навлекшим гнев Создателя. История жизни Адама и Евы описана в Библии.

Адамова голова – символическое изображение черепа с двумя крест-накрест лежащими костями. Это – символ аптеки и аптечных форм, особенно вредных для здоровья человека лекарственных средств. Такой же символ есть у подножия изображения Иисуса Христа в православной церкви. Его же используют на трансформаторных будках, газовых и прочих опасных установках как сигнал, предотвращающий вольное обращение с ними – «Опасно для жизни».

Адаптация (лат. – приспособление) – для педагогики полифункциональное понятие. Оно обозначает способность человека изменять свое поведение, состояние или отношение к чему-либо в зависимости от изменения условий жизнедеятельности. Эта способность проявляется в сохранении состояния внутреннего равновесия и успешной выживаемости человека в разных социально-психологических, экономических и материальных средах. Способность к адаптации характеризует пластичность и гибкость человеческой психики, ее психологическую, социальную, в том числе и профессиональную мобильность. Адаптация также обозначает способность человека вызывать изменения среды под влиянием своих воздействий. Эта способность проявляется, например, в умении человека убеждать других, побуждать их действовать согласно своим взглядам, умении вести людей за собой, а также менять материальное окружение. Адаптация в педагогике – это процесс плавного перехода обучающихся из одного состояния в другое, из одной сферы деятельности в другую (адаптация ребенка к школе, адаптация выпускника ПТУ к производству, адаптация студента к вузу). У учащихся воспитывают адаптивное поведение. На основе идей адаптации разработана адаптивная теория обучения.

Адаптивное поведение – это приспособительное поведение человека. Оно характеризуется сознательным включением человека в деятельность, активным и добросовестным отношением к делу, проявлением инициативы и высоким эмоциональным самочувствием. Адаптивное поведение воспитывается в процессе и посредством обучения. Успешность его формирования зависит от отношения личности к себе, т.е. самооценки, от отношений между учителем и учеником, от отношений детей в коллективе. Различают адаптивные стратегии поведения: формально-внешнее приспособление, ситуативное согласие, сознательное ассоциирование себя с группой, учителем, деятельностью. Воспитание адаптивного поведения учащихся является центральной идеей адаптивной теории обучения.

Адаптивность – интеллектуальное качество личности, выражающее способность человека менять способы мышления и интеллектуальной деятельности соответственно поставленным умственным, в том числе учебным задачам и условиям их решения. Адаптивность характеризует способность интеллекта варьировать свои проявления между уровнем общего развития и конвергентностью. По смыслу адаптивность очень близка мобильности интеллектуальной деятельности. Адаптивность как личностное качество способствует динамичному духовному развитию, смене миропонимания, мировоззрения.

Адвентисты (лат. – пришествие) – одно из течений христианства, возникшее в рамках протестантизма. Адвентисты исповедуют идею скорого второго пришествия Христа на Землю. С ним они связывают грядущее счастье для честных и истинно верующих людей и «страшный суд» для совершивших грех. Крайней формой адвентизма является его ответвление под названием «адвентисты седьмого дня». По их вере в день пришествия Христа произойдет гибель Сатаны и «сатанинского воинства». Адвентисты считают, что земная жизнь дана человеку для его духовного и физического совершенства и подготовки к «страшному суду». Адвентисты строго соблюдают Божьи Заповеди, правила личной гигиены, много читают религиозной литературы и обращают особое внимание на воспитание молодого поколения в правилах своей веры. Секта возникла в середине XIX в. в США.

«Адвокат Бога» (лат. – защитник) – это фразеологическое выражение, обозначающее участника спора, беседы, дискуссии, который чаще всего высказывает суждения, положительно характеризующие обсуждаемые явления. Это человек, активно использующий в своей жизни и работе факты, предрасполагающие к позитивному решению проблемы. Это, как правило, люди оптимистичные, веселые, добрые, альтруисты, ищущие компромиссов. В семье, детском или педагогическом коллективе такие люди незаменимы – они способствуют установлению мира, взаимопонимания, добролюбия. Человека, занимающего прямо противоположные позиции, называют «адвокатом дьявола». Термин «адвокат» вошел в русскую речь со времен Петра I.

«Адвокат дьявола» – так называют участника беседы, спора, дискуссии, который чаще всего высказывает суждения, отрицательно характеризующие явления, отвергает их позитивные качества, а также активно использует факты, предрасполагающие к негативному разрешению обсуждаемых проблем. Это, как правило, люди с гипертрофированным ощущением зла, выступающие в роли обвинителей, обличителей пороков. В педагогическом коллективе, в семье встречаются такие люди, вечно всем недовольные, брюзги, мелочные критиканы. С ними чрезвычайно трудно уживаться, неприятно общаться, ибо они своей мрачной картиной мира убивают настроение, веру в справедливость. Раннее проявление такого качества в детях должно настораживать взрослых и становиться предметом особого педагогического внимания. «Адвокат дьявола» используется иногда как метод экспертизы. С помощью такого типа людей производится оценка достоверности тех или иных идей, предложений. Им специально вменяется в обязанность найти аргументы «против», чтобы затем, в случае их опровержения, убедиться в качестве рассматриваемых программ, проектов, идей. Именно в таком смысле этот термин используется в католической церкви для названия человека, выражающего сомнение в святости канонизируемого лица. Благодаря «адвокату дьявола» возникает дискуссия и доказываются (или опровергаются) основания причисления усопшего к лику святых. Спор, как правило, ведется с «адвокатом Бога». Часто «адвокатом дьявола» называют сочувствие человека к своим собственным слабостям, жаление себя, соблазн поддаться страстям.

Адепт (лат. – достигший) – человек, постигший таинства какой-либо веры, учения, науки, искусства или идеи и ставший ревностным их последователем и проповедником. Первоначально это слово было связано с алхимией, где значило «владеющий тайнами философского камня». Тайны бытия и человеческой мысли составляют основу культа, которого строго придерживаются его адепты и оберегают от ересей и сомнений. В современном русском языке слово «адепт» по своему лексическому значению все более сближается со словом «сектант», т.е. владеющий ложным таинством.

Азбука (др.-рус. – аз, буки) – письменное упорядоченно изложенное собрание букв, выражающих звуки какого-либо языка. Слово «азбука» произошло как аббревиатура из первых двух букв старославянского алфавита: азъ и букы. Оно и обозначает алфавит. Существует также ножная азбука, азбука Морзе и др. Азбука излагается и изучается по букварю. В школе, при изучении письма, используется «разрезная азбука», составляющая «кассу букв и слогов», кубики - азбука, магнитная доска с металлическими буквами. В России XVI-XVII вв. возникли певческие азбуки для обучения знаменному пению. Эти азбуки использовали церковнославянский алфавит для обозначения интонаций при пении «знамен» - текстов духовного содержания.

Азбучная истина – фразеологическое выражение, употребляемое в педагогической, ученической и студенческой среде при характеристике высказываемых или написанных кем-либо элементарных, простых и всем понятных, как азбука, идей, суждений, взглядов. В разговорной речи нередко используется с негативным или насмешливым оттенком, если высказываемые неоспоримые истины выдаются за новые, необычные или оригинальные. С таким же значением употребляется выражение «прописные истины».

Азы (др. рус. – первая буква Азъ) – фразеологический оборот в русском языке, обозначающий самое начало чего-либо, самое простое, элементарное знание или самые основы его. Педагоги часто упрекают своих учащихся, что они не знают «азов предмета», им нередко приходится с учащимися «повторять азы» т.е. ранее пройденные основы знаний по предмету. Произошло слово от старославянской буквы Азъ (А).

Академическая школа – (лат. – научная, философская) – это школа, следующая древне-европейским философским и педагогическим традициям, имеющая претензию на изысканность, классическое изящество, высокую научность, взыскательность к культуре и интеллекту своих педагогов и учащихся. Академические школы, в современном понимании, дают детям «продвинутое» образование. В России это, как правило, гимназии и лицеи, создаваемые при университетах. В такие школы идет строгий конкурсный отбор учащихся. Дети ориентируются на продолжение образования в вузе.

Акафист (гр. – неседальное пение) – разновидность христианского богослужения в церкви, выражающегося в хвалебном песнопении и молитве Спасителю, Богоматери и святым угодникам. Состоит он из двадцати пяти строф, каждая из которых несет свою мысль: вступление, приветствие, похвальное воззвание, молитвенное обращение и др. Первый акафист, составленный в VII в. в Константинополе, был посвящен Богородице. Акафисты включаются в богослужения, исполняются всеми присутствующими в церкви как песня – гимн. По церковным правилам их пропевают торжественно и непременно стоя, отчего и само слово «акафист», в переводе с греческого, означает «неседальное пение».

Аквакультура (лат. – вода, возделывание) – теория и методика «мягкого» рождения и первичного воспитания новорожденного ребенка в водной среде. Создатели и сторонники аквакультуры считают современные родильные дома образцом конвейерной индустрии, вредной для человека. Аквакультура обеспечивает сохранение энергетического поля целостного детского организма в его единстве с материнским и отцовским биополями. Ранний разрыв энергетических связей ребенка с родителями, согласно этой теории, далее ведет к возникновению у него психофизиологической патологии, к утрате изначального чувства родства, причастности к семье, к роду, к культуре своего народа, нации. Аквакультурой также называют всякое другое разведение полезных организмов в водной среде. Например, выращивание полезных водорослей, моллюсков, рыб и др. организмов в морях, лиманах, реках, искусственных водоемах.

Аккультурация (англ. – к образованию) – это влияние различных культур друг на друга, процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа. Аккультурация может происходить естественным путем, когда менее развитый народ добровольно перенимает часть культуры другого народа, как правило, более развитого. Она также возможна искусственным путем, т.е. насильственной сменой культуры народа. При этом происходит ассимиляция культуры менее сильного народа. В последнее время появилось словосочетание «аккультурация молодежи», означающее этническую консолидацию подрастающего поколения, адаптацию национальных меньшинств (диаспор) к культуре «больших» народов, в среде которых они живут или вновь поселяются. Идеи аккультурации лежат в основе школы диалога культур. Иногда это понятие используется для обозначения процесса лишения народа своей культуры на истоирчески своей территории с целью манипулирования его сознанием и действиями.

Аккуратность (лат. – точный) – черта характера человека, выражающая этику его отношений к себе, к труду, к вещам, к людям. Аккуратность проявляется в любви человека к порядку, в тщательности выполнения действий и обещаний, во внешней опрятности, в исполнительности, точности и т.п. Аккуратный человек – это точный, верный, бережливый, осторожный, опрятный человек. Термины «аккуратность», «аккуратный» в русский язык вошли в начале XVIII века, со времен Петра I.

Акселерация (лат. – ускорение) – так называется явление ускоренного физического и полового созревания детей, возникшее во второй половине XX столетия. Это выражается в превышении установленных средних норм веса, роста ребенка, в сокращении сроков полового созревания. При этом социальное взросление может происходить нормально и даже отставать, порождая инфантилизм. Акселерация происходит под влиянием биологических, экологических и социальных факторов. В школьной среде мальчиков и девочек, явно опережающих в физическом и половом развитии своих сверстников, часто дразнят акселератами. Изучением явления акселерации занимаются такие науки, как антропология, медицина, психология. В педагогике разрабатываются подходы к воспитанию таких детей.

Аксиология (гр. – ценное понятие) – это философское учение о природе, характере и закономерностях формирования жизненных ценностей человека. Ценности рассматриваются как идеалы, нормы деятельности и мотивация поступков. Так, ценностями могут быть: личностные качества (доброта, порядочность и др.), основы бытия (дом, семья, дети, работа, материальные блага, здоровье, образование и др.), факторы организации жизнедеятельности (мода, установки коллектива, сам коллектив, учебная успешность и др.). Ценности сами по себе не имеют реального выражения, у них есть лишь значение и смысл. В аксиологии рассматриваются несколько теорий ценностей, их разные классификации и интерпретации. Одна из них исследует теорию познания как науку о ценностях.

Активизация творческой деятельности (лат. – усиление, ускорение) – целенаправленное создание условий для проявления творческого потенциала личности в каком-либо виде деятельности. Задача состоит в том, чтобы побудить человека к самореализации его креативности, к развитию воображения, способствующих созданию нового продукта или нового качества в известной деятельности. Активизация творческой деятельности помогает полнее проявиться личности, ее творческому потенциалу, приобрести ею активированность как свое перманентное состояние и индивидуальное качество. Активизации творческой деятельности учащихся способствуют образовательные технологии, реализация принципа активности в обучении, организация самой творческой деятельности.

geum.ru

Агон это что такое Агон: определение — Философия.НЭС

Агон

греч. – борьба, состязание) – отличительная черта древнегреческого быта – неудержимое стремление к любым состязаниям, почти во всех сферах жизни.

Оцените определение:

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Агон

греч. agon) — состязание, борьба, спорт, опасность, соревнование, соперничество, пронизывающие все сферы жизни древних греков: военную, спортивную, культурную, политическую, судебную. Но отчетливо проявляется соперничество и напряжение уже на уровне повседневном, в отношениях между поселянами. Так что Гесиод не без основания писал: «сосед соревнует соседу...» Конечно, отношения соперничества были свойственны и проявлялись прежде всего в сфере военной: «... вечно блистать, над собой никакого не знать превосходства». Военные сражения и связанные с ним жестокости во многом объясняют дух соперничества. Но с не меньшим накалом проходили у греков спортивные состязания. В ходе Олимпийских игр проводилось состязание поэтов, драматургов и т. д. А почести, которые воздавались победителям, расценивались как божественные. Политическая борьба нередко сопровождалась изгнанием противников за пределы города, а установление тирании вело к ее свержению. Даже в «конституционный» период после проведения ряда реформ, в Афинах существует например, обычай «остракизма» - изгнания неугодных лиц путем всеобщего голосования черепками керамики - удобный случай выразить свое недовольство, нанести удар сопернику. Известный эллинист Феохарий Кессиди отмечает, что «отличительные черты характера древних эллинов, прежде всего афинян,- это «агональный» (состязательный, полемический) дух во имя стяжания славы, высокая оценка свободы, внешним выражением которой явились греческая демократия и победа эллинов над персидским колоссом, а также ориентация на «созерцательную жизнь» как на наилучшую форму жизни и деятельности. Эти черты национального характера греков, требовавшие огромного напряжения духовных и физических сил, способствовали достижению многих выдающихся результатов в различных областях жизни и культуры. Однако дух соперничества является не только созидательным началом, но и разрушительным. Злосчастная Полопоннеская война - яркий тому пример». В этой яркой характеристике древнегреческой культуры выражена вся суть атональности: постоянное соперничество, неуспокоенность, но и, как следствие этого, постоянное социальное обновление, социальная и политическая нестабильность . В характеристике «человека агонального», использовав выражение известного культуролога Якоба Буркхардта, агональное начало рассматривается как «движущая сила» (Triebkraft) в действиях личности. Главное ее проявление — стремление победить, победить любой ценой (ценой имущества, денег, здоровья и даже самой жизни), но не нарушая установленных правил (игры по правилам). В противном случае победа оборачивается поражением. Опасности, связанные с таким стремлением, очевидны. Но, как отмечает Я. Буркхардт, в этом и состояла цель жизни каждого грека. Отсюда вытекает необычное честолюбие греков, стремление любой ценой достичь славы и известности, даже если это печальная слава Герострата, сжегшего прекрасный храм Артемиды Эфесской. Здесь нарушены «правила игры», и поэтому решение было соответствующее — «забыть Герострата»: под страхом смерти было запрещено произносить его имя. В повседневной жизни греки все делали для отстаивания своего мнения и достижения славы, яростно споря и противопоставляя каждому тезису антитезис. Не случайно в вопросах управления городом каждый из граждан подает совет. Вот этот эффект «политической равноодаренности» граждан и «умения жить сообща» и объясняет тайны греческой агонистики и ее направленности на достижение калакогатии (см. ст. калакогатия). Итак, агонистика - это показатель личной и социальной динамики, приобретаемый греками в ходе их социальной истории. Следует добавить, что элементы агональной культуры прочно вошли в фундамент европейской культуры. Это - права и достоинство личности, обязательность закона для всех, авторитет как способность «сохранить лицо» и т. д. С этим же связана высокая оценка творческого начала в деятельности личности, прав авторства и запрет на плагиат и т. д., а также ориентация на «теорийный» (созерцательный) образ жизни, высокая оценка знания и науки, искусства, философии, которые вобрали в себя и пафос, и конкретные элементы агонистики.

Оцените определение:

Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

terme.ru

Агон - это... Что такое Агон?

— (греч. agon) — состязание, борьба, спорт, опасность, соревнование, соперничество, пронизывающие все сферы жизни древних греков: военную, спортивную, культурную, политическую, судебную. Но отчетливо проявляется соперничество и напряжение уже на уровне повседневном, в отношениях между поселянами. Так что Гесиод не без основания писал: «сосед соревнует соседу...» Конечно, отношения соперничества были свойственны и проявлялись прежде всего в сфере военной: «... вечно блистать, над собой никакого не знать превосходства». Военные сражения и связанные с ним жестокости во многом объясняют дух соперничества. Но с не меньшим накалом проходили у греков спортивные состязания. В ходе Олимпийских игр проводилось состязание поэтов, драматургов и т. д. А почести, которые воздавались победителям, расценивались как божественные. Политическая борьба нередко сопровождалась изгнанием противников за пределы города, а установление тирании вело к ее свержению. Даже в «конституционный» период после проведения ряда реформ, в Афинах существует например, обычай «остракизма» - изгнания неугодных лиц путем всеобщего голосования черепками керамики - удобный случай выразить свое недовольство, нанести удар сопернику.

Известный эллинист Феохарий Кессиди отмечает, что «отличительные черты характера древних эллинов, прежде всего афинян,- это «агональный» (состязательный, полемический) дух во имя стяжания славы, высокая оценка свободы, внешним выражением которой явились греческая демократия и победа эллинов над персидским колоссом, а также ориентация на «созерцательную жизнь» как на наилучшую форму жизни и деятельности. Эти черты национального характера греков, требовавшие огромного напряжения духовных и физических сил, способствовали достижению многих выдающихся результатов в различных областях жизни и культуры. Однако дух соперничества является не только созидательным началом, но и разрушительным. Злосчастная Полопоннеская война - яркий тому пример». В этой яркой характеристике древнегреческой культуры выражена вся суть атональности: постоянное соперничество, неуспокоенность, но и, как следствие этого, постоянное социальное обновление, социальная и политическая нестабильность .

В характеристике «человека агонального», использовав выражение известного культуролога Якоба Буркхардта, агональное начало рассматривается как «движущая сила» (Triebkraft) в действиях личности. Главное ее проявление — стремление победить, победить любой ценой (ценой имущества, денег, здоровья и даже самой жизни), но не нарушая установленных правил (игры по правилам). В противном случае победа оборачивается поражением. Опасности, связанные с таким стремлением, очевидны. Но, как отмечает Я. Буркхардт, в этом и состояла цель жизни каждого грека. Отсюда вытекает необычное честолюбие греков, стремление любой ценой достичь славы и известности, даже если это печальная слава Герострата, сжегшего прекрасный храм Артемиды Эфесской. Здесь нарушены «правила игры», и поэтому решение было соответствующее — «забыть Герострата»: под страхом смерти было запрещено произносить его имя.

В повседневной жизни греки все делали для отстаивания своего мнения и достижения славы, яростно споря и противопоставляя каждому тезису антитезис. Не случайно в вопросах управления городом каждый из граждан подает совет. Вот этот эффект «политической равноодаренности» граждан и «умения жить сообща» и объясняет тайны греческой агонистики и ее направленности на достижение калакогатии (см. ст. калакогатия).

Итак, агонистика - это показатель личной и социальной динамики, приобретаемый греками в ходе их социальной истории.

Следует добавить, что элементы агональной культуры прочно вошли в фундамент европейской культуры. Это - права и достоинство личности, обязательность закона для всех, авторитет как способность «сохранить лицо» и т. д. С этим же связана высокая оценка творческого начала в деятельности личности, прав авторства и запрет на плагиат и т. д., а также ориентация на «теорийный» (созерцательный) образ жизни, высокая оценка знания и науки, искусства, философии, которые вобрали в себя и пафос, и конкретные элементы агонистики.

Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.

man_society.academic.ru


Смотрите также