Чуфут Кале — пещерный город-призрак. Чуфут кале духи


Чуфут-Кале – город-призрак - Крым Land

Чуфут-Кале вместе с Эски-Керменом и Мангупом являются каменными страницами в древних манускриптах, которые писали силуэты разрушенных башен, тишина покинутого дома, грозная тяжесть стен крепостей. Пустые города среди скал являются одной из главных изюминок богатого на чудеса Крыма.

На сегодняшний день на их пустынных улицах можно встретить только любопытных туристов и неисправимых романтиков. Поставьте палатку и сможете назвать целый город своим. Эти древние поселения очень давно и прочно объединились под имя «пещерных». Теперь они напоминают пустой проем в скале, схожий с глазами, который глядит через сиюминутность во времена, что давно минули, когда каждое из них было неповторимо и своеобразно и обладало своей собственной культурой, архитектурой, историей возникновения и гибели. Стоит присмотреться к ним повнимательнее, и вы сможете понять, что каждый этот пещерный город на сегодняшний день является яркой индивидуальностью. А сколько интересного здесь можно узнать!

Немного к востоку от Бахчисарая, на плато горного отрога, рядом с тремя глубокими долинами в небо возвелся призрачный город. Более чем тысячу лет здесь между скалами проживали люди и упорно возводили на этом плато крепости с храмами, домами и мавзолеями. Город просуществовал так долго, что имя его детства вместе с языком людей, которые впервые ступили на это место, чтобы прожить свою жизнь, давно забыто. Теперь здесь можно найти только множество загадок и тайн. Для того чтобы узнать их неленивый путник будет вынужден пройти много километров. Причем эти километры являются горными. И тогда в роли награды за упорство вы увидите множество башен, стен, глубоких рвов и пещер в скалах. Арки ворот навсегда остались пустыми. Тем не менее, на улицах имена сохранились. Бурунчакская ведет на древний рынок. Кенасская – в храм. Главная обладает тротуарами, сложенными из известняковой плиты – она считалась проезжей и ее ширина была гораздо больше по сравнению с другими. Рядом друг с другом располагается множество двухэтажных домиков, покрытых при помощи серой черепицы – за их глухими стенами скрывается сухая жесткая трава вместе с плитами прогретого солнцем двора и мягкой тени галереи. И то и дело за спиной кажется, что то ли скрипят колеса арбы, то ли шаги, то ли гортанный голос.

Если погрузиться в историю, мы узнаем, что ближе к концу VI века сюда пришли потомки сынов Ирана – аланы. Для того чтобы тут жить, эти люди вытесали камни, растили множество винограда в долинах. Ближе к XIII веку город на скале был захвачен татарскими ордами и получил название Кырк Ор, что в переводе значило «город сорока укреплений». Уже в XIV веке здесь стали появляться бывшие жители Захарии – караимы, город успел разрастись, тогда, как татарскому хану Хаджи-Гирею пришлась больше по душе комфортная жизнь в только построенном Бахчисарайском дворце. Таким образом, Кырк Ор превратился в бахчисарайскую цитадель и место, где были заточены знатные пленники. В середине XVII века татары полностью ушли из города на скале и на протяжении еще 2 сотен лет в нем проживали караимы. Они отличались от татар только вероисповеданием, тем мусульмане считали, что они евреи. И город назвали по новому – Чуфут-Кале, или же еврейская крепость. Последние из жителей ушли отсюда в первых годах ХХ века и вот на протяжении сотни лет он стоит пустой. Тем не менее, память о нем не забыта и по сей день.

Множество скользких неровных ступеней ведет к сырой темноте каменного мешка-каземата. Сколько трагедий пришлось видеть этим стенам, словно они пропитаны страданиями. Здесь и сегодня-то создается весьма жуткое впечатление. В каменном мешке Чуфут-Кале пришлось ожидать на выкуп знатным пленникам – литовскому послу Лезу, польскому гетману Потоцкому, любимцу Ивана Грозного – Василию Грязному. Тем не менее, хуже всего пришлось Василию Шереметьеву. Князя взяли в плен татары в 1660 году в рамках битвы под Чудновом. Хан запросил выкуп в виде двух городов – Казани и Астрахани. Россия просто не могла пойти на такую цену, да и самому Шереметьеву не хотелось получать свободу такой ценой. На протяжении 20 лет он жил в каменном мешке, без солнечного света. Только в 1681 году по улице Чуфут-Кале удалось пройти слепому искалеченному старцу, которого отпустили на свободу. Тем не менее, Василий Борисович так ею и не воспользовался – он умер в России через полгода после того, как был освобожден. Ближе к ХХ веку в Чуфут-Кале приехал из Франции далекий потомок князя. Но молчаливый камень свято хранит каждую свою тайну. На протяжении почти века археологам приходилось биться на загадкой, – каким образом во времена осады крепость могла обходиться без воды? И даже сейчас ученым не удалось разгадать этот секрет. В полузабытых легендах караимов сохранились упоминания про воинов, которые могли одновременно атаковать врагов из крепости и в тылу. Также, существует предание про таинственную золотую лестницу Алтын-мердвен.

В 1998 году учеными был обнаружен засыпанный колодец. Из раскопок, которые продолжались на протяжении нескольких лет, стала известна ошеломляющая информация – открыли гигантскую подземную гидротехническую систему. На глубине в 25 метров колодец начинает входить в обширную галерею, которая ведет в еще один колодец, а его винтовые ступени начинают спускаться  в большой зал под землей, где имеется два бассейна-водосборника. Для пробития скалы на 45-метровую глубине потребовалось приложить массу усилий, а вот засыпали ее крайне быстро. Из-за чего жители Чуфут-Кале были вынуждены бросить плоды столь тяжкого труда? Кем и когда строились галереи вместе с колодцами? О чем говорит множество загадочных рисунков на стенах в подземелье? Загадки города-призрака ждут, пока их кто-нибудь разгадает.

crimealand.info

Чуфут-Кале - город-призрак - Легко и Просто

Здесь уже много лет никто не живет. Последние люди покинули город еще в конце позапрошлого века. Оставив навечно безлюдными улицы, свои кенасы и мавзолеи. Теперь в высеченных в скале домах разве витают легенды и переходят из уст в уста истории. О былом могуществе и величии пещерного Чуфут-Кале — города-крепости, города-темницы и города сокровищ. А еще — о двух ценных драгоценностях, спрятанные в недрах скал древнего Чуфут-Кале — воде и золоте.Город «сорока братьев»Говорят, первыми здесь поселились кочевые племена алано-сарматов. А от Крымского Ханства и вплоть до ХХ века именно здесь жили караимы (которым не позволяли селиться в других городах). Караимы — один из автохтонных народов Крыма, который имел свою религию. По другой версии, их предков когда-то переселили сюда из Египта.Чуфут-Кале получил современное название только в конце XIX века. До этого город называли Кырк-Ер, переводилось как «сорок братьев». На самом деле караимы строили свои двухэтажные дома преимущественно на земле, размещая их вплотную друг к другу, чтобы сэкономить место. В скалах же высекали помещения, в которых что-то хранили или прятали. К примеру, так была сделана городская тюрьма. Была здесь своя мечеть и даже мавзолей.Интересно, что именно в Чуфут-Кале позже была построена первая в Крыму типография. Здесь изготавливали преимущественно религиозные книги. Тексты на древнееврейском и древнекараимском языках.До настоящего времени хорошо сохранились оборонительные сооружения Чуфут-Кале. Стены построенной ранее крепости укрепили монголы, завоевавшие город в XIII веке. Безопасный и красивый Чуфут-Кале крымский хан Хаджи-Гирей решил сделать своей резиденцией. Выбрав старую часть поселения, он переносит туда и свою казну. Именно поэтому впоследствии город назовут Гевхер-Кермен, или Крепость драгоценностей.

Темницы Чуфут-КалеПосле того, как хан покинул город, он становится известным прежде всего своими тюрьмами. Еще во времена Золотой орды сюда привозили многих знаменитых пленных. Российских и польских послов, гетманов, князей и военачальников. Здесь были устроены казематы и застенки, где удерживали нарушителей закона и политических заключенных. Одним из самых известных был российский боярин Василий Шереметев. Он провел в тюрьме Чуфут-Кале 21 год. Российское правительство выкупил пленного, когда тот уже был тяжелобольным, слепым и седым старцем.Российская империя, которая поглотила Чуфут-Кале в конце ХVIII века, отпустила из города последних караимов. Поселение опустело, а затем превратилось в руины.Из того, что сегодня можно увидеть в Чуфут-Кале: две хорошо сохранившиеся кенасы (караимские храмы) — они реставрируются сейчас караимским сообществом; древний монетный двор; городские ворота; остатки жилищ и хозяйственных помещений; остатки бани, и тому подобное. Одним из самых интересных «экспонатов» является мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша. Запись на гробнице указывает, что умерла она «месяца рамазана 841 года». А легенды рассказывают о трагической смерти девушки, из-за чего призрак умершей бродит по ночам между скал, поет странным голосом.

Сокровища подземелья: древности монеты и священная ГраальВероятно, колодец Тик-Кую имел и оборонное значение. Ведь в случае осады сюда могли спрятаться многие жители города. И вход в подземелье всегда держался в строгой тайне. Его знали только избранные, передавая информацию из поколения в поколение. Еще бы, о ценности Тик-Кую трудно спорить. Мало того, что вода на полуострове ценилась не менее золота (даже лестницы в колодец называли «Алтын-Мердвен», или «золотые лестницы»), также здесь еще и хранили сокровища. Так в наше время группа ученых-геологов нашла здесь тысячи золотых и серебряных монет периода средневековья.Интересно, что во время поисков колодца, когда его местонахождение было еще неизвестным, внимание исследователей привлекло дерево, одно-единственное росшее среди скал засушливого Чуфут-Кале. Ученые сразу поняли, что где-то под землей вода.Золото в подземельях Крыма искали и спецслужбы НКВД, и немецкие разведчики. Но, говорят, не только золото. Куда масштабнее должна быть находка … священного Грааля. Как бы это странно не было, но на фресках многих крымских храмов действительно встречаются изображения легендарной золотой чаши. Не все тайны горного Крыма еще открыты. Может когда-то здесь действительно найдут то, что изображено на фресках.

www.mislife.ru

Пещерный город Чуфут Кале в Крыму

Чуфут Кале — пещерный город, лежащий в горах Крыма, на окраине города Бахчисарай. Это 1 из главных наряду с ханским дворцом Гиреев его достопримечательностей. Он расположен в самом конце сужающегося горного ущелья, на склонах которого раскинулись кварталы средневекового Старого города. Добраться сюда можно от железнодорожного вокзала или от автостанции Бахчисарай на маршрутном такси или городском автобусе, идущем до предместья города, именуемого Староселье. Это конечная остановка, окруженная высокими обрывистыми горами. Выйдя на ней, нужно повернуть направо и двинуться по правой стороне балки Марьям Дере вверх, в сторону Успенского монастыря. Слева возвышается обрывистый горный мыс, на плоской вершине которого и расположился пещерный город Чуфут Кале.

Рождение пещерного города

Руины Чуфут КалеУченые-археологи считают, что человеческое поселение на скалистом мысу существовало давно и истоки его теряются в глубине веков. Достоверно известно, что пришедшие в Крым в III в. племена готов и аланов уже в VI в. под натиском со стороны степей все новых волн кочевых племен просятся в подданство Византийской Империи, наследницы Великого Рима.

Император Юстиниан I присылает сюда своих военных инженеров, которые для защиты его новых подданных возводят целую цепочку крепостей. В случае поражения в боях с кочевниками они могли укрываться за крепостными стенами вместе с семьями и имуществом.

Одной из этих крепостей и стала та, которую мы знаем сегодня как Чуфут Кале. Есть мнение некоторых ученых, что именно она носила греческое название Фуллы, дошедшее до нас из исторических источников. Скалистое плато, окруженное обрывами с 3 сторон, с четвертой было отгорожено от окружающей территории каменной крепостной стеной с воротами.

Скалистое платоДля постройки стены и домов камень добывали здесь же, а получившиеся в результате искусственные пещеры использовали в различных целях. При этом почти половина площади крепости, находящаяся на оконечности плато, не застраивалась. Она была предназначена для укрытия скота, стада которого составляли главное богатство местного населения.

Тогда же был создан еще 1 объект, лишь относительно недавно ставший доступным для осмотра. Чуть ниже боковой калитки лежит «слепой колодец», вырубленный в толще известняковой скалы. Сегодня на плато нет никаких источников воды, а для византийских строителей крепости такое положение считалось совершенно неприемлемым. Колодец представляет собой наклонный тоннель с пологими ступенями, который заканчивается винтовой лестницей, вырубленной в камне, ведущей к источнику воды. Над ним была возведена крепостная башня, соединенная с городскими укреплениями, от которой ныне осталось лишь несколько камней фундамента.

Чуфут Кале и Бахчисарай

Скальная церковь близ Чуфут КалеНа рубеже II тысячелетия в степной Крым пришли тюркские племена кыпчаков, известные на Руси под именем «половцы». Они скоро захватили горную крепость и сделали его резиденцией своих ханов, дав ей новое имя «Кырк Ер», означающее «крепость драгоценностей». Несмотря на то, что с захватом Крыма монголами и включением его в состав Золотой Орды властители крепости признали себя ее вассалами, спасло их это ненадолго. Уже в 1299 г., когда в Орде началось принятие ислама, на полуостров вторглось войско эмира Ногая. Он взял Кырк Ер штурмом, разграбил и сжег его. Перебитое население города наместники Золотой Орды заменили на новое. Они поселили здесь общину караимов.

Именно от караимов, представляющих собой 1 из ответвлений иудаизма, крепость получила свое нынешнее название, означающее «иудейская крепость». Они расширили ее территорию до нынешних размеров, возведя вторую линию крепостных стен. В середине XV в. здесь была резиденция первого Крымского хана Хаджи Гирея, объявившего себя независимым от Золотой Орды. Его сын Менгли Гирей после вторжения турок в 1475 г. перенес столицу ханства из Солхата, ныне Старый Крым, сначала к подножию крепости в нынешнее Староселье. Здесь был построен первый ханский дворец, от которого до нас практически ничего не сохранилось. Уже после его смерти в начале XVI в. был построен дворец на берегу речки Чурук Су, где он стоит и по сей день.

Внутреннее убранство пещерыБлагодаря наличию ханской резиденции окрестности дворца начали интенсивно заселяться, в результате чего и возник город Бахчисарай. Пещерный город Чуфут Кале остался местом поселения караимской общины, которая не только занималась ремеслами и торговлей, но и была достаточно боеспособна. Под ее охраной находился расположенный здесь ханский монетный двор. Кроме того, здесь же крымские ханы помещали наиболее ценных и высокопоставленных пленников, за которых караимы несли полную ответственность. К тому времени условия жизни здесь стали достаточно сложными, поскольку в результате одного из землетрясений вода из «слепого колодца» ушла и приходилось доставлять ее на вьючных животных от источника близ Успенского монастыря.

Согласно законам Крымского ханства караимы как иноверцы могли свободно селиться только в нескольких местах. Чуфут Кале был 1 из них. Когда Крым стал частью Российской Империи, караимов уравняли в правах с христианским и мусульманским населением. Они начали быстро покидать старую горную крепость, переселяясь в более удобные для жизни Симферополь, Евпаторию или Феодосию. Одним из последних жителей поселения оставался знаменитый Авраам Фиркович, собиратель и антиквар, чья коллекция древних иудейских рукописей послужила основой для создания такой науки, как «гебраистика». Уже к середине XIX в. здесь оставался только смотритель, следивший за порядком на городище.

Нынешнее состояние пещерного города

Чуфут Кале на картеСегодня пещерный город Чуфут Кале входит в состав Бахчисарайского музея-заповедника наряду с ханским дворцом. Посещение его платное, экскурсионные группы формируются еще внизу, на площадке у начала подъема в балку Марьям Дере. Входом в город служит боковая калитка, к которой можно выйти, пройдя мимо Успенского пещерного монастыря и ограды мусульманского кладбища Газы Мансур. По середине подъема к ней от дна балки можно посетить «слепой колодец», где платное экскурсионное обслуживание проводится отдельно. Далее, пройдя билетный контроль в калитке, можно попасть на территорию самого пещерного города.

Уже над калиткой можно увидеть двухэтажные пещерные казематы, в которых в последний период существования крепости, как предполагают сотрудники музея, размещались караульные помещения. По спиральной дорожке, вырубленной в камне, дорога выходит на главную улицу города. Слева от нее от жилых домов и общественных зданий остались только руины и груды камней, но справа сохранились строения караимских кенас, наиболее древние из которых датируются XIV в. Пройдя по улице дальше, слева можно увидеть белое здание мавзолея Джанике Ханум, датируемое концом того же века.

От мавзолея можно выйти на край территории городища, где с высокого обрыва открывается прекрасный вид на панораму Внутренней гряды Крымских гор.

Через старые византийские ворота можно пройти в более новую часть городища и посетить небольшой музей в бывшей усадьбе Фирковича. Во внешней стене ворота постоянно заперты, и от них переходят на левую сторону городища. В бывшем рву внутренней стены, над обрывом, есть обширные скальные помещения из 3 этажей, о назначении которых мнения расходятся. Здесь экскурсионный маршрут по Чуфут Кале заканчивается.

Любой турист, который в наши дни посещает Бахчисарай, должен найти время для посещения этого пещерного города.

Хотя он и не является единственным в Крыму, но по расположению и транспортной доступности его можно считать наиболее удобным для посещения.

Впечатления от пребывания на нем остаются совершенно незабываемые.

gidpoletu.ru

Города-призраки Крыма - Газета Я

Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Мангуп – заброшенные города в скалах, одна из изюминок богатого чудесами Крыма.

Сегодня их пустынные улицы оживляют только любопытные туристы и неисправимые романтики.

Эти древние поселения давно и прочно объединены под названием «пещерные». Готовясь к курортному сезону-2010, власти Крыма и местные туристические агентства общими усилиями готовят несколько уникальных экспедиций в эти места. Обычно их чаще всего посещают лишь археологи и «профессиональные» туристы. Теперь же совершить визит туда получат все желающие.

Загадочные галереи Чуфут-Кале

На восток от Бахчисарая, на плато горного отрога, над тремя глубокими долинами возносится к небу город-призрак Чуфут-Кале. Более тысячелетия люди жили среди этих скал, с упорством возводя на безводном плато крепости и храмы, дома и мавзолеи. Город существует так давно, что уже забыл имя своего детства и язык людей, которые первыми ступили на эти камни, чтобы прожить здесь жизнь.

Теперь тут обитают загадки и тайны. Но чтобы встретиться с ними, придется пройти не один километр, причем, по горам. Лишь тогда любопытствующему взору откроются башни, стены, глубокие рвы, пещеры в скалах.

Арки ворот сегодня зияют пустотой. Сквозь них свободно течет неумолимая река времени. Но улицы помнят свои имена. Бурунчакская ведет к древнему рынку. Кенасская – к храму. У Главной – есть тротуары из известняковых плит, она была проезжей – намного шире других.В путанице узких переулков живет эхо. Двухэтажные, крытые серой черепицей, домики стоят почти вплотную друг к другу. Они скрывают за своими глухими стенами сухую жесткую траву, плиты прогретых солнцем двориков, мягкую тень галерей.

История Чуфут-Кале полна нераскрытых тайн и загадок. В конце VI в. сюда пришли переселенцы из далекого Ирана – аланы. Эти смуглые люди тесали камни, выращивали виноград в долинах. Но в XIII в. город на скале пал под ударами татарских полчищ. Завоеватели называли его Кырк Ор – «город сорока укреплений».

В XIV в. здесь появились выходцы из иудейской Хазарии – караимы, город разросся, а татарский хан Хаджи-Гирей превратил его старую часть в свою укрепленную резиденцию. Его потомок Менгли-Гирей предпочел более комфортную жизнь в новом дворце Бахчисарая, а Кырк Ор стал бахчисарайской цитаделью и местом заточения знатных пленников.

В середине XVII в. татары покинули город на скале. Но еще 200 лет в нем жили караимы. От татар их отличало лишь вероисповедание, но мусульмане считали их евреями. И город получил новое имя – Чуфут-Кале, в переводе – «еврейская крепость». Последние жители покинули его в начале XX в., и вот уже почти столетие он пустует. Но память о нем жива.Скользкие неровные ступени ведут в сырую темноту каменных мешков-казематов.

Сколько трагедий видели эти стены! Здесь и сегодня по-настоящему жутко. В каменных мешках Чуфут-Кале томились в ожидании выкупа знатные пленники: литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного – Василий Грязной.

Но самые страшные испытания выпали на долю Василия Борисовича Шереметьева. Князь попал в татарский плен в 1660 г., в битве под Чудновом. Запрошенный ханом выкуп был огромен – два города: Казань и Астрахань. Россия не могла на это согласиться, да и сам Шереметьев не хотел свободы такой ценой. Двадцать лет просидел он в каменном мешке, не видя солнечного света. Только в 1681 г. по улице Чуфут-Кале прошел слепой искалеченный старец, получивший свободу. Но воспользоваться ею Василию Шереметьеву так и не удалось: он умер в России, через полгода после своего освобождения. В конце XX в. в Чуфут-Кале приезжал из Франции далекий потомок князя.

А молчаливые камни города по сей день свято хранят тайны. К примеру, в полузабытых преданиях караимов сохранились упоминания о воинах, одновременно атаковавших врага из крепости и с тыла. Существует также легенда о таинственной золотой лестнице Алтын-мердвен — подземной галерее со ступеньками, ведущей к воде. Причина этого названия не вполне ясна — возможно, вода, к которой должен привести скрытый путь, ценилась, как золото.

Алтын-мердвен ученым удалось найти. В 1998 г. археологи обнаружили засыпанный колодец. Раскопки, продолжавшиеся несколько лет, дали сенсационные результаты.

Почти век исследователи бились над загадкой: как крепость обходилась без воды во время осады? Сегодня ученые близки к разгадке: в 2001 г. была открыта гигантская подземная гидротехническая система. На глубине 25 м колодец входит в обширную наклонную галерею, ведущую к еще одному колодцу, винтовые ступени которого спускаются в большой подземный зал с двумя бассейнами-водосборниками. Чтобы пробить скалу на 45-метровую глубину, требовались невероятные усилия, а вот засыпана она была очень быстро.

Вообще, причудливость сооружения в Чуфут-Кале объясняется тем, что оно пережило три строительных этапа: на первом былапробита наклонная галерея до первого резервуара, которым, судя по всему, пользовались достаточно долго. Затем, скорее всего, вода ушла значительно ниже, и для того, чтобы добраться до нее, был устроен змеевидный пандус с еще большим резервуаром на его дне, и, наконец, на последнем этапе был пробит вертикальный колодец и одновременно засыпана за ненадобностью наклонная галерея. Когда же воды в колодце вовсе не стало, он был засыпан целиком, и произошло это в не столь отдаленные от нас времена — в начале ХХ или в конце XIX в.

Но вот когда и кто преодолел такие сложности, чтобы обеспечить крепость и своих соплеменников водой? По оценкам ученых, столь сложное гидротехническое сооружение, каковым является галерея Чуфут-Кале, могло одолеть лишь высокоорганизованное общество с развитой инженерной мыслью и строительной техникой. Уж не пришельцы ли?

Не меньше вопросов у археологов возникает и по поводу найденных на стенах галереи изображений, они тоже ждут своей расшифровки. Наконец, до сих пор неясно, что же заставило жителей Чуфут-Кале отказаться от плодов столь тяжких усилий? Тайны города-призрака ждут разгадок.

Многоэтажный Эски-Керме

В переводе с татарского, Эски-Кермен означает «старая крепость». Она действительно настолько древняя, что в XVI в. путешественник Мартин Броневский писал: «Ни турки, ни татары, ни сами греки не помнят ее названия…» И сегодня, стоя на высоком плато, окруженном 30-метровыми обрывами, среди солнечной тишины и абсолютного безмолвия, невольно задумываешься: зачем люди взбирались на столь головокружительную высоту?

Почему жили в сумраке тесных пещер, устраивая в каменных мешках крошечные церквушки? А ведь и здесь когда-то кипела жизнь, а на скальных трассах змеилась виноградная лоза, и зрели золотые гроздья.Четырнадцать веков назад союзники Византии – готы-аланы – построили у перекрестка торговых путей шумный ремесленный Дорос. Город на неприступной скале стал твердыней, защищавшей союзный Херсонес от вторжений степняков-тюрок. Но город-утес жил не войной, а ремеслом, торговлей и сельским хозяйством. Его жители выращивали фрукты, овощи и виноград (до сих пор вокруг города можно встретить одичавшие лозы). И пещерным Дорос не был – он был многоэтажным. Камни для строительства домов брали тут же – под ногами, оставляя пустоты в толще скалы. Рукотворные пещеры использовали как подвалы и стойла для скота.

В начале VIII в. шумный и богатый город был настоящей столицей – центром Готии. Поскольку площадь горного плато совсем невелика – около 8 гектаров – расти Эски-Кермен мог лишь в высоту и глубину.

Время не сохранило ни домов, ни башен, возвышавшихся над расселинами, ни мощных крепостных стен. Но можно осмотреть около 400 пещер самого разного назначения. Пещеры-бастионы, пещеры-хранилища, пещеры-храмы. Самая посещаемая из них – Судилище, храм, вырубленный с правой стороны скального коридора, ведущего от главных ворот к центральной улице города. В древности пещера имела два входа и окно между ними. Потолок поддерживали четыре колонны. Церковь Успения стала храмом только на последнем этапе своего существования. На ее потолке и в восточном углу сохранились следы росписи фресками XIII в. А храм Трех всадников получил свое нынешнее название благодаря хорошо сохранившейся фреске с изображениями Федора Стратилата, Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского.

Но, пожалуй, самое поразительное сооружение Эски-Кермена – это осадный колодец. Его конструкция, кстати, схожа с колодцем в Чуфут-Кале, что наводит исследователей на мысль, может, оба эти сооружения строила одна и та же древняя цивилизация?

Шесть лестничных маршей ведут к 10-метровой галерее, где из естественной пещеры бил источник, воду которого и использовали древние строители (галерея могла вместить около 70 кубометров). Однако вода покинула город вместе с людьми. Случилось это давно: в 787 г. крепость, защищавшую город, полностью разрушили хазары. Но жизнь на скале продолжалась еще четыре века. В 1299 г. Эски-Кермен сожгли орды темника Ногая. Ученые предполагают, что в XIV в., после набега Едигея, город покинули его последние жители.

Столичный МангуМангуп-Кале – это самый большой средневековый город-крепость, он расположен в Бахчисарайском районе Крыма. К нему можно добраться, лишь взобравшись вверх по каменистым горным тропинкам.

Мангуп-Кале удивителен во все времена года: весной он красив цветущими деревьями, а склоны покрыты молодой травой и полевыми цветами. В зимнее время он чарует белоснежными покрывалами на вершинах и склонах гор. Летний и осенний периоды привлекательны пестрыми раскрасками лиственниц, причудливо сочетающихся с зеленью хвои.

Затерянный в горах Мангуп долгое время был столицей достаточно крупного (от реки Кача до владений Херсонеса, от Алушты до Балаклавы) и очень влиятельного средневекового княжества Феодоро.

Сегодня о существовании этого государства мало кто знает. Но в свое время оно одно из немногих пережило нашествие монгольских завоевателей. Феодоро заставляло считаться с собой и агрессивных турок, и предприимчивых генуэзцев. С правителями государства – князьями армянского рода Гавросов – пытался породниться сам царь Иван III.

Феодоро процветало. Его населяли земледельцы и торговцы, мореплаватели и ремесленники. Наверное, эти люди были красивы при таком-то смешении кровей: потомки огреченных тавров, скифов, сарматов, аланов, а еще караимы, греки, армяне и татары.

Одно несомненно – строить они умели хорошо! И выбирать места для строительства – тоже. Мангуп-Кале на 200-метровой столбообразной горе – наглядное тому подтверждение. Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу даты возникновения города.

Возможно, это VI в., но вероятнее все-таки X в., когда после разрушения хазарами Эски-Кермена здесь стали строить мощное укрепление. До наших времен эти постройки не сохранились. Остались лишь те, что помоложе. Их относят к XIV-XV вв.

Неприступный Мангуп завоевать было нелегко. Тем более что природа одарила его жителей двумя непересыхающими источниками. В конце XV в. непобедимая армия турок, за три дня захватившая мощную крепость генуэзской Кафы (Феодосии), у стен Мангупа простояла более полугода. Завоевать «упрямый» город помогли пушки и голод.

Пленников победители не щадили. Мангуп почти опустел. Но еще несколько сот лет в городе жили христиане, караимы и иудеи. С 1774 г. крепостью ненадолго завладели татары. А после присоединения Крыма к России Мангуп-Кале покинули его последние обитатели.Очарование городов-призраков Крыма столь неповторимо, что сегодня их с удовольствием облюбовали уфологи, мистики и экстрасенсы – все те, кто живет ожиданием чудес и проявлением необъяснимых природных феноменов. А еще это настоящая мекка для музыкантов, художников и фотографов. Пещерные города – это место, где живет вдохновение.

Подготовил Олег Лобанов

yagazeta.com

Чуфут Кале: посетите средневековый пещерный город

Одна  из самых старейших достопримечательностей в Крыму – пещерный город Чуфут Кале. Первые пометки о нем относятся к средневековому периоду. Находится крепость недалеко от Бахчисарая, в селе Староселье, на горе, возвышающейся над долинами. Уникальность этого места в том, что все пещеры сотворила сама природа.

Где находится: в селе Староселье (3 км от Бахчисарая)

Как добраться: на автобусе до Бахчисарая, а затем сесть на маршрутку №2 до Староселья (конечная), дальше пешком вдоль долины Марьм-Дере. 

чуфут кале

Немного истории

Точное время основания Чуфут Кале неизвестно, но считается, что это произошло примерно в VI-X веках, а основателем стал византийский император Юстениан I. Это был целый пещерный город с крепостью, которая служила населению близлежащих сел укрытием во время набегов кочевников.

Впоследствии Чуфут Кале переходил из рук в руки новым завоевателям, пока не был разграблен. В те времена основными жителями здесь были караимы – это иудеи, отказавшиеся от Талмуда. В честь них город позже и получил свое название – в переводе с крымско-татарского Чуфут Кале означает «еврейская крепость».

горный город чуфут кале

В XV веке хан Хаджи Гирей облюбовал место и сделал из него свою резиденцию. Позже здесь располагался монетный двор Крымского ханства, а крепость Чуфут Кале служила тюрьмой для высокопоставленных военнопленных, например польского гетмана Потоцкого, русских послов Айтемирова и Грязнова, воеводы Шереметьева, который провел в плену 21 год.

В XVIII веке после русско-турецкой войны, когда русские войска захватили Бахчисарай, Чуфут Кале был разрушен. Постепенно город опустел, люди покинули эти места, остался жить лишь караимский историк Авраам Самуилович Фиркович, который посвятил свою жизнь защите города от расхищения.

пещерный город крепость чуфут кале

Пещерный город сегодня

В наше время горный город Чуфут Кале представляет собой руины – хорошо сохранилось лишь несколько зданий, но все равно это место привлекает туристов. Во-первых, историческая значимость крепости действительно впечатляет, тем более исследование пещерного города очень увлекательно. Во-вторых, Чуфут Кале располагается в удивительном месте, а с горы открывается вид на очень красивые долины. В-третьих, недалеко от крепости располагается несколько интересных достопримечательностей, например Успенский пещерный монастырь в урочище Мариам-Дере или Ханский дворец в Бахчисарае.

Помимо этого, пещерный город крепость Чуфут Кале хранит много легенд. Например, о Джаныке, дочери Тохтамыша, спасшей деревню от жажды ценой собственной жизни. Ее мавзолей до сих пор сохранился в городе.

крепость чуфут кале

comments powered by HyperComments

krym-portal.ru

Вспоминая Чуфут-Кале... - antiguo_hidalgo

Чуфут-Кале

Тропинка - черная змея -Шуршит в ногах у поворота.Кто скажет, сколько лет стоятЧуфут-Калийские ворота?

С каких веков тяжелый скрипЖивет в петлях? Толкни, попробуй.Скупые отблески зариЛожатся ржавчиной на скобы.

Когда-то и в Чуфут-КалеШумела жизнь, и с облакамиСедые башни на скалеСплетались дымными руками.

Тяжелый труд и жар войныВидали башни боевые,И не сходили со стеныНи днем, ни ночью часовые.

Тут всё - на зное, на ветру.Храня домашние устои,Тут караимки поутруС горы спускались за водою.

И не заметить я не мог:Не стерло время - въелся в камень -Тех древних очагов дымок...Стою, беседую с веками.

/Степан Щипачев/

Когда был построен пещерный город Чуфут-Кале, нет единодушного мнения... Исследователи предполагают, что укрепление возникло в VI веке. Достоверно известно, что первобытные люди здесь жили ещё в неолите.Наиболее распространённой гипотезой является то, что в 6-м веке нашей эры византийские власти построили на горе крепость для союзных сармато-аланов . к 10-му веку здесь располагалось дружественное к Византии, и в первую очередь к Херсонесу гото-аланское княжество. Аланы симпатизировали христианам, поэтому добровольно взяли на себя роль защитников Крыма от непрошеных гостей со стороны северо-востока.

Вот что писал о мертвом городе путеводитель конца XIX века: "Вряд ли ещё где найдется город, который производил бы столь сильное подавляющее впечатление полным отсутствием жизни. А жизни здесь совсем нет – вымершие улицы, полуразрушенные дома без крыш, окон и дверей и полное отсутствие людей; только огромные плиты, по которым передвигается случайный посетитель этого покинутого города, говорят о том, что здесь когда-то жили, передвигались, страдали и наслаждались поколения людей...".

В 1299 году татары завоевали пещерный город. Во времена хазарского господства в Крыму (VIII-IX века) город аланов получил тюркское имя Кырк-Ер , означавшее "сорок крепостей".

Потому что город был хорошо укреплен со все сторон.

На время город стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея.

Христианский пещерный комплекс в районе Южных ворот.

После того как ханский двор перебрался в Бахчисарай, в крепости Кырк-Ер было организовано поселение первых караимов. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская крепость». Караимы— это иудеи, отказавшиеся от Талмуда и института раввинов. Они считали, что следовать стоит только Ветхому завету, который оставил иудеям сам Моисей.

В царствование Анны Иоанновны русские войска под предводительством фельдмаршала Миниха захватили Бахчисарай и крепость Чуфут-Кале. В городе остались жить немногочисленные армянская и караимские общины. Но вскоре город совсем опустел. Караимам позволили поступать на государственную службу и селиться по всей Российской империи.

Христианские пещеры у Южных ворот.

Древний родник у пещер.

Краткая история города-крепости.

Вид на ущелье Марьям-Дере. Южные городские ворота Кучук-Капу. Эти ворота строили как ловушку: они не видны снаружи, пока не подойдешь к ним вплотную.

Неприступные скалы всегда охраняли город от завоевателей.

На Средней улице располагалась главная площадь города.Рядом расположены мечеть и мавзолей Джаныке-Ханым, дочери Тохтамыша.

Руины мечети 13-14 века.

На Средней улице расположены Ворота средней оборонительной стены - Орта-Капу.

На гробнице Джаныке-Ханым, дочери Тохтамыша,прибита эта чугунная память из времен Украинской ССР.

Мавзолей Джанике-ханым — почти полностью сохранившийся мавзолей XV в. — прекрасный образец «сельджукской» архитектуры. Находится в пещерном городе Чуфут-Кале к северо-востоку от площади, ближе к обрыву. Это монументальное восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное по ребрам граней резными колонками. К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении видно надгробие, украшенное изящной, словно орнамент, арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)».

Памятник этот окружен многими легендами. Согласно одной из них Джанике погибла, отважно защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей...

От мавзолея тропинка привела нас к северной стене-обрыву, откуда открывается прекрасный вид на долину Ашлама-дере и плато Беш-Кош.

Рядом с обрывом расположены руины караимской усадьбы.

Древние стены усадьбы.

Спускаемся в подвальные помещения.

Окна с прекрасным видом на плато Беш-Кош.

Подвальные хозяйственные помещения.

Живописный вид на плато Беш-Кош.

Рядом расположен крепостной ров, а по внешнему рву, дорога приведет вас в долину Ашлама-Дере.

Выходим к средней оборонительной стене.

Ворота средней оборонительной стены - Орта-Капу.

Вид на ущелье Марьям-Дере и южные стены города-крепости.

Далее мы идем к кенасам— это молельные дома караимов.

Немного истории.

После присоединения Крыма к России (1783) караимам необходимо было провести грань между своей религией и ортодоксальным иудаизмом в связи с тем, что богослужение у караимов ведется на языке Библии – древнееврейском.

Караимская религия почти сразу была признана самостоятельной, и уже в 1795 году Екатерина II освободила народ от двойного налога и разрешила владеть землями. В 1837 году было учреждено Таврическое караимское Духовное Правление.

В Чуфут-Кале расположены две кенасы, одна — Большая кенаса, относящаяся к 14 веку, а вторая – Малая, постройки 17 века... Обе они расположены в непосредственной близости друг от друга и представляют собой единый храмовый комплекс.Это прямоугольные здания с двускатными крышами окружены открытой террасой с каменными приземистыми колоннами, между которыми перекинуты арки. Возле стен установлены скамьи с нишами внизу. На этой террасе собирались верующие в ожидании службы.

Большая кенаса.

В память о визите членов Императорской семьи Романовых в Чуфут-Кале в 1886 году.

Вход в кенасу.

Далее мы идем к усадьбе караимского ученого А.Фирковича.

Когда последние караимы покинули город, единственным обитателем Чуфут-Кале остался Авраам Самуилович Фиркович с родственниками. Охрана древностей Чуфут-Кале, изучение города и восстановление в истории его истинного места — вот в чём учёный видел задачу своей жизни.

Покрытый красной черепицей двухэтажный каменный (верхний этаж деревянный) дом Фирковича прекрасно сохранился до сих пор.

Усадьба построена на самом краю обрыва и видна издалека.

Историк собрал богатейшую коллекцию старинных рукописей, книг и надгробных надписей еврейского и караимского происхождения, которые представляют большую научную ценность для востоковедов. Еще при жизни А. С. Фиркович передал коллекцию государству, и она хранится в отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Город постоянно ощущал нехватку питьевой воды. Водосборный колодец был предназначен для сбора дождевой воды, сбегавшей по улицам города.

Скалы, камни, могилы, развалины на горах, пустынность долины всегда привлекали сюда художников. Сюда приезжал И. Н. Крамской для этюдов к картине "Христос в пустыне". Бывали здесь И. Е. Репин и В. А. Серов. Чуфут-Кале посещали А. С. Пушкин и Адам Мицкевич, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, Леся Украинка, А. М. Горький и А. Н. Толстой.

Спускаемся из древнего города к Южным воротам и выходим из древнего города.

Древний комплекс пещер на южном склоне.Возможно, что здесь в древности был христианский монастырь...

Опустился в одну из пещер. Да..,не очень уютные помещения для жизни.Зато прекрасное место для уединения и защиты от внешнего мира.

Прощай древний город! Бог весть, увидимся ли вновь...

antiguo-hidalgo.livejournal.com

Крым: часть 1. Чуфут-Кале - город призрак.

Прежде чем добраться до Чуфут-Кале (как оказалось, это 1,5 километра вверх по скалам) стоит добавить, что путь наш шел через территорию Свято-Успенского пещерного мужского монастыря. В сам монастырь нас разумеется не пустили, но мы практически воочию увидели как живут монахи. Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями что-то в районе VIII века. Как и 13 веков подряд монахи живут в кельях, вырубленных в скалах. Ведут очень аскетичный образ жизни, ни с кем не общаются, у них нет электричества, водопровода, радио, тепла и прочих благ цивилизации, ведут подсобное хозяйство. На территории монастыря нельзя проводить экскурсии и фотографировать, но мы сделали быстрых пару кадров, чтобы показать красоту.

Фото из интернета.

Подворье у монахов расположено прямо на скалах, под довольно крутым углом там бегают курицы. Выглядит забавно )))

Чуфут-Кале. Это один из хорошо сохранившихся и наиболее посещаемых средневековых городов. Дорога к нему ведет из Бахчисарая. Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах. Когда ограничения на проживание караимов (местные жители) были сняты, они стали разбирать собственные дома , чтобы построить их заново в Бахчисарае. В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты и множество жилых домов. В одной из усадеб, постройки XVIII века, жил до конца своих дней известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1786—1874). Последние караимы покинули "пещерные города" в конце XIX в., после чего там поселилась история.

Вид снизу.

Я тут еле дышу на самом деле )))

Развалины оборонительных укреплений.Один из двух сохранившихся построек.

Главные ворота города.

Ну и спустившись сижу в тенечке отдыхаю..

Каким-то сказочным (или вернее сказать дьявольским) образом часть фотографий с карточки самоликвидировалась, или пропала, или не знаю где еще искать. Поэтому много из Чуфут-Кале показать не смогу и жутко расстроенная пойду напьюсь охлаждающего мартини  (((

ira-garkun.livejournal.com


Смотрите также