Open Library - открытая библиотека учебной информации. Дух человеческий


Человеческий дух. Кто и как им пользуется? (Ревека Браун «Он пришел отпустить измученных на свободу»)

Глава 14. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ.  ЧТО ТАКОЕ СТОЯТЬ В ПРОЛОМЕ. ДУХОВНЫЙ МИР. РАССКАЗ РЕВЕКИ

Библейское учение о строении человека

В процессе чтения этой книги вы часто встречали выражение “человеческий дух”. Это очень важный аспект, который должны понимать христиане. Эту силу развивали и использовали Элания и подобные ей. Давайте посмотрим, что говорит об этом Писание:

“Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа”. 1 Фессалоникийцам 5:23 

Павел учит о том, что человек в своем естестве троичен. Это значит, что у нас три отдельные части: тело, душа (которой являются наш сознательный интеллект, воля, эмоции) и дух. Он очень четко говорит, что все три части должны быть очищены и преданны Иисусу, и сам Иисус даст нам способность сохранить их без пятна и порока к Его приходу.

Бытие 2:7 говорит: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою”.

Так Адам стал жить и узнал, что он живое существо. Сущность нашего естества – это наша душа, которая проявляется в нашем разуме, нашей воле и наших эмоциях.

“Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное”.  1 Коринфянам 15:44

Очень часто этот стих не замечают. Наш дух имеет форму и очертания, соответствующие нашему физическому телу. Немногие люди, за исключением сатанистов или тех, кто занимается астралом, знают об этом.

“Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба, И знаю о таком, человеке, – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать”. 1 Коринфянам 12:2-4

“После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий”. Откровение 4:1,2

Эти места писания показывают определенное переживание в человеческом духе, и духовное тело было отделено от физического тела. Заметьте, тогда когда Иоанн пишет, что он был в “духе”, то это слово написано с маленькой буквы, это говорит о том, что это был его, человеческий, дух. Всякий же раз, когда в писании речь идет о Духе Святом, то пишется с заглавной буквы.

“Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные”. Евреям 4:12

Вы когда-нибудь задумывались, почему необходимо разделение между душой и духом? Согласно этому стиху это разделение может произойти.

Человек до грехопадения и после

Адам перед грехопадением знал это и видел духовный мир так же просто, как и физический. Как? Используя свое духовное тело. Это продемонстрировано на примере его жизни, когда он мог ходить и говорить с Богом в Эдемском саду. Он имел сознательное ощущение своего духовного тела, такое же как и физического. Его душа (сознательный интеллект и воля) контролировала и духовное и физическое тело. Но после грехопадения пришла духовная смерть, то есть Адам и его потомки больше сознательно не переживали духовное тело, и он уже не мог общаться с Богом так, как это делал это раньше.

Адам до его падения был единственным человеком, созданным по образу Бога. Адам мог общаться с Богом, который есть Дух. Когда Дух Святой приходит и возрождает нас, когда мы принимаем Иисуса как нашего Господа и Спасителя, наши духовные тела перерождаются (или рождаются заново) и мы становимся способными общаться с Господом и поклоняться Ему, как Адам до своего падения. Факт того что через наш человеческий дух мы общаемся с Богом (с помощью Духа Святого), ясно показан в следующем стихе:  “Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине”. Иоанна 4:23,24 

Из-за падения это нарушилось. Таинственное звено было уничтожено. И это остановило свободное общение Адама с Богом, (см. Евреям 4:12). Заметьте, когда в этих двух стихах говорится о “Духе” Божьем и “духе” человеческом, наблюдается разница в написании, то есть написанием отделяют дух человеческий от Духа Божьего. В общем, в этом аспекте только дух может соединяться (общаться) с духовным миром и поклоняться Богу Отцу, который есть Дух.

Это звено вступает в действие только тогда, когда Бог этого желает. Он использует его, чтобы:

- дать понимание Писания.

- сделать наши сердца чувствительными к Его присутствию.

- дать нам способность распознать духов и т.д.

Ангелы и демоны

В Библии также говорится об ангелах, что они духовные существа.

 ”Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий”. Псалом 103:4.  Этот же стих цитируется Павлом в Евреям 1:7. “Кому когда из Ангелов сказал Бог: “сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служения для тех, которые имеют наследовать спасение”. Евреям 1:13,14

Сатана и его демоны – тоже духи. Они когда-то были ангелами Божьими, пока не взбунтовались. Иисус говорит о них как об ангелах и духах.

“Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его”. Матфея 25:41

Итак, из этих и многих других мест писания мы видим, что не только Бог есть Дух, но существуют и другие духовные существа, такие как ангелы, одни из которых служат Богу, другие – сатане.

Наши духовные тела являются связующим звеном между нами и духовным миром, потому что духовный мир не может быть виден и быть измеренным ничем физическим.

Зачем сатане наш дух?

Через Дух Святой наш дух способен общаться с Господом и прославлять Его, но писание в Евреям 4:12 показывает нам, что не воля Божья для нас брать сознательный контроль над своим духовным телом во время нашего пребывания на земле в греховном теле. Поэтому меч Духа разделяет между собой душу и дух. Когда это происходит, душа (интеллект, эмоции и воля) не может больше контролировать духовное тело. Господь так же непреклонен в 1 Фессалоникийцам 5:23, чтобы наш дух находился под полным руководством Иисуса Христа, а также наша душа и физическое тело.

В Откровении 18:11 и 13 есть очень интересное место писания. (Относится к падению Вавилона). “И купцы, земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, Корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих”.

Почему здесь разграничили плоть и душу человека? Потому что в духовном теле человека существует феноменальная сила, особенно когда эти духовные тела находятся под контролем души. Со дня грехопадения Адама сатана постоянно работает, чтобы взять контроль над духовными телами для своих злых личных целей. Человеческие тела очень слабые и практически непригодны для использования сатаной, но тела духовные, находящиеся под сознательным контролем их душ, совершенно иные.

Цель сатаны – научить людей опять обрести способность сознательно контролировать свои духовные тела. Многие это делают. Когда эти люди достигают этого, они ощущают духовный мир так же, как и физический. Они могут свободно говорить с демонами, выходить в духовном теле из физического и с полным сознанием перемещаться и что-то делать, влиять с помощью сверхъестественной силы на физический мир.

Именно в своих духовных телах колдуны и колдуньи приходили и стаскивали меня и Эланию с кровати, толкали и били нас. Для нас они были невидимы, так как физические глаза не могут видеть духовный мир. Бог не хочет, чтобы Его народ контролировал свои духовные тела таким образом. Если бы это было так, мы были бы подвергнуты неимоверным греховным искушениям и не полагались бы на Бога, а также постоянно бы видели, что происходит в царстве сатаны.

Соединение души и духа человека

Существует особый класс демонов, которые называют себя “демоны силы” и обеспечивают возможность соединения души и духовного тела человека. Они становятся связующим звеном, наделяя человека способностью обретать сознательный контроль над своим духовным телом. Воображение – это ключ к двери, обеспечивающий такое соединение между душой и духом. Поэтому так важно пленять всякие мысли в послушание Христу (2 Коринф. 10:3-5). Хороший пример воображения, как связующего звена с духовным миром, в оккультных фантастических воображаемых играх. Мы нашли, что можно сохранить много времени и  в процессе освобождения, если понятно объяснить этот момент.

Если человек имеет способность сам создавать духовные переживания или проявления, то я вполне серьезно могу заявить, что очень сильно сомневаюсь, что эти проявления от Бога. Более того, они, скорее всего, от сатаны.

«Опустошение разума» и Дух Святой

Многие христиане думают, что для того, чтобы Дух Святой мог говорить через них или контролировать их, им нужно “опустошить свой разум”. Но Библия говорит нам, что у нас должна быть активная кооперация с Духом Святым. Если же наш разум “отключен”, то дух говорящий через нас, не Дух Святой, а демонический. Из-за недостатка знания Божьих принципов в отношении с нашим духом, множество христиан были направлены не в ту сторону.

Большинство так называемых пророчеств, которые исходят от людей с “отключенным” разумом, думающих, что этим дается свобода Духу Святому, являются демоническими. Многие обмануты в этой области и принимают такие пророчества, потому что пророк излагает такие факты из их жизни, о которых мог знать только Бог. Они забывают, что сатана знает каждую деталь в нашей жизни. Единственное, чего он не знает – это наши мысли и переживания сердца.

Контроль души духом. Может ли дух оскверняться?

Существует учение, которое возрастает в христианстве Америки, и которое я считаю опасным. Оно говорит, что “наш душевный человек должен находиться под контролем духовного, так как духовный наполнен Духом Святым, поэтому он без греха”.

Есть две вещи, которые являются неправильными в этом учении. Первое: душа может находиться под контролем духа, только тогда мы должны иметь сознательный контакт между душой и духом. Но это настоящее колдовство.

В 1 Петра 1:22 говорится: “Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца”. Заметьте, что в этом стихе слово Дух написано с большой буквы, это говорит о том, что это Дух Святой. Наша душа “очищается” через подчинение и послушание Духу Святому, а не нашему человеческому духу.

Второе: в 1Фессалоникийцам 5:13 ясно говорит, что наш дух тоже может быть осквернен грехом (скверна духа), но только Иисус может сохранить его без пятна и порока к Своему приходу. Обратите внимание на этот стих: “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохраниться без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа”.  1 Фессалоникийцам 5:23

В 1 Иоанна 1:8-9 написано о нашей греховности, которая очищается и сохраняет чистой только Христом.

“Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды”. 1 Иоанна 1:8,9

Пожалуйста, заметьте, что Бог не исключает наш дух из возможности впасть в грех, я не нашла такого в Библии. Мы нуждаемся в освящении и постоянной святости и в духе, и душе, и теле. Цель разделения души и духа состоит в том, чтобы отделить наш дух от влияния нашей человеческой природы, которая находится в душе (душа – это наша личность). Если христианин находится в послушании Богу, он не будет сам что-то производить. Вместо этого он будет спокойно ожидать голоса Духа Святого, который приходит в его дух, и затем действовать согласно воле Божьей. Христианин, который находится в сознательном контакте со своим духом, не будет ждать руководства Духа Святого и Его голоса. Он возьмет инициативу в свои руки и поэтому, возможно, услышит голос, но не Духа Святого.

Что есть НЕНАВИСТЬ?

Существует еще одна широкая область нашего духа, которая оказывает серьезное влияние на многих людей, но об этом не часто говорится в церквях. Известно, что у сатаны есть возможность использовать духовное тело человека, о чем человек может и не знать.

“Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца…” 1 Ин. 3:15

Я долго не понимала этого стиха, пока Бог не открыл мне принципы духовного тела. Как человек может быть убийцей через эмоции, ненависть не используя свои физические возможности, чтобы привести человека к смерти.

Ненависть – это сознательный грех. Этот грех дает сатане моральное право иметь место в нашей жизни, если в нашем сердце ненависть. Если ты кого-то ненавидишь, то сатана войдет и воспользуется твоим духовным телом, чтобы атаковать человека, которого ты ненавидишь. Такие атаки производят различные болезни, инциденты, эмоциональные проблемы и даже физическую смерть.

Человек, который ненавидит, обычно не знает, что сатана пользуется его духовным телом. А человек, которого ненавидят, даже не представляет, откуда приходят эти проблемы в действительности. Поэтому мы должны быть очень аккуратными и как Иисус очистить и содержать в чистоте все три сферы: тело, душу и дух. Поэтому Иисус, наш Господь, так много говорит о прощении друг друга. Прощение останавливает ненависть. Мы, христиане, должны постоянно просить Господа, чтобы Он очищал наше сердце от всякого греха.

“Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня”. Псалом 50:12

Как видим, грех в жизни Давида отразился и на его духе. Хорошее описание личных переживаний некоторых христиан, которые столкнулись с проблемами из-за ненависти к ним других христиан, даны в книге Вочмана Ни “Смертные силы души”.

Источник: Ревека Браун «Он пришел отпустить измученных на свободу»

 

Поделиться c друзьями

Читайте также:

www.theafterlife.ru

Человеческий дух - Заклинание - World of Warcraft

Комментарии

Комментарий от ennui

This talent alone is what makes the Human race arguably the best choice for an end-game raiding Priest *with current itemization*. This seems to be possibly changing come TBC and was also not so much the case in early release, but for the time being this racial's only real benefit is to the human priest.

Mages more so than warlocks also benefit from spirit, paladins as well, and rogues/warriors only for out of combat health regen, but the marginal emphasis those classes have on the Spirit stat makes this racial less appealing to any class other than priest.

Комментарий от Bazzz

I think this racial was buffed from 5% to 10%. I dont think it was needed, anyway anyone who is considering rolling a priest should have in mind that this is the best racial they can get for end-game healing. It is arguable if Fear Ward is better believe me you will love spirit as a priest.

Комментарий от frmorrison

The best priest race is Draeni, they get Fear Ward and a spell that gives 330 mp 5 for 15 seconds to the party.

Комментарий от metalbunny

Beacon of Hope seems to me as being a much better racial for priests. I've had priests on most races, and my Draenei remains my favorite. Gift of Naaru, Beacon of Hope, and Fear Ward makes for a great combo to keep the priest and the whole group alive that much longer.

Комментарий от Deshinta

As of 2.3 (or was it earlier?) all priests now have Fear Ward making this racial a bigger factor in choosing a human priest.

Having previously rolled a Dwarf Priest with the intention of gaining the benefits of Fear Ward I can only sympathize for those who are still playing out one with the same decision.

This racial trait combined with Desperate Prayer (and perhaps a potion) will save you endless hours of grinding rep and running back to your corpse. On a PvP server, I can't count the number of times that Desperate Prayer has turned the tables when I have been jumped whilst questing or farming.

Комментарий от hypehuman

As of 2.4, Spirit regenerates loads more mana, and there are new healing and dps items that are loaded with spirit. This racial seems overpowered now, and although I like it, it seems like it would be more fair if it were 5% like other racials, since spirit is actually a much more powerful stat now (for priests and mages).

EDIT: Wow... looked like they nerfed it all the way down to 3% (it was 10% at the time I posted this).

Комментарий от Kelesti

I rerolled Blood Elf when the expansion came out, and now I'm definitely missing this.

Комментарий от Bluefire

Also, with WotLK, it looks like a lot of significance is being placed on spirit. Every caster will be obtaining large amounts of it (based on the gear we know of now). That means that the classes that have mana regen talents/abilities (I'm looking at you, Mage, with your 60% mana regen in combat) will be gaining a very nice boost to mana regen from this ability. I bet it won't be uncommon to be sitting at 1000 spirit at level 80 with raid gear, meaning this will be a free 100 spirit. Very nice for something free.

Still will be a rather nice bonus, but not nearly as good since it will go from 10% to 3%. :(

Комментарий от veno3

Spirit bonus on this ability will be nerfed to 5% in WotLK.

Комментарий от Mazus

Priest Humanos eram beneficiados pela racial " O Espírito HUmano", Rogues Humanos eram beneficiados pela racial "Percepção" (ja aque são capazes de ficar camuflados e detectar inimigos camuflados). São duas habilidades excelentes nerffadas (e na minha opinião, agora inúteis) em troca de uma habilidade que só será eficaz contra certas habilidades.

Pelo menos "Cada um por si" é uma boa notícia para Guerreiros e Paladinos Humanos que terão mais recursos para lutar contra as classes de magia em geral.

Ainda sim acho uma alteração lamentável. FIca a minha pergunta: Qual será a melhor classe para um personagem Humano?

Human Priest were enhanced by racial "The Human Spirit", Human Rogues were enhanced by racia "Perecepção" (since they are able to stay and detect a stealth enemy). Two excellent skills nerff (IMO, useless in WoLK) in exchange for a skill that will only be effective against some skill.

At least "Every man for himself" is good news for Warriors and Paladins which will have more resources to fight casters and rangeds.

Still think this is a regrettable change. My question now is: What is the best class for a human character?

Комментарий от kuonji

Complete crap. I rolled a human priest primarily because of the awesome spirit increase. Very annoyed with you, Blizzard.

Комментарий от Lunnel

this bonus becomes almost useless. Really disappointed - i think the shadow awaits me.

Комментарий от Teradon

Night elf is now the best Priest class I believe, due to Shadowmeld. (May reset thread)Pointless Blizzard.

Комментарий от ikko

Now its pretty much nerfed to boot, spirit mana regen nerfed, and this has been nerfed down to 3% spirit increase.

Комментарий от Stryper7

I can't believe Blizzard nerfed the Human Spirit...

Edit: Well 6 years later, like the other racial buffs The Human Spirit has been converted into a stat that any class can draw some use from.

Комментарий от Cusco

Worthless for warlocks in cataclysm, as we won't gain spell power from spirit anymore.

Комментарий от Silverlord

I have a question. I always wondered, does is this bonus calculated and added after all the gear bonuses to Spirit, or does it increase base Spirit only? I know the latter would be really stupid just wanna be sure

Комментарий от Orthis

now changed to critical strike change increased.

Комментарий от Demonsmoon

Note that the In-game link will not work if your horde

Комментарий от Lavadian

This racial means Human Shadow Priests gathering hit purely through Spirit need 1692 from their gear to be on 1742 hit cap; a 50 hit rating gain when on cap.

So Человеческий дух gives a Shadow Priest half the hit the Draenei racial Heroic Presence gives.

Комментарий от sylancer

Spirit also increases Spell Hit by the same amount for these spell dpsers:these make mix class can share Spirit gear with both healing and spell damage spec.

Комментарий от sylancer

healers benefit from Человеческий дух available for Человек:Monk (Mistweaver): Mana MeditationPaladin (Holy): Holy Insight

Spirit also increases Hit or Expertise for these casters available for Человек:

this make Priest can share Spirit gear with both healing and spell damage spec.

Комментарий от Soulie

It seems they're fond of the 3% figure with Humans.

Комментарий от Lupin3rd

It now increases Versatility...lev 100 = +100 versatility

Комментарий от noobking87

While Dwarves and Tauren have a pair of racials each that make them very effective with Hybrid classes, this talent boosts a stat that exists for Hybrids flat-out. This racial is by far most effective if you're playing something akin to a Paladin or a Monk, though you could get some use out if it on classes that have powerful self-healing (like a priest.) Of course, a little extra less damage taken is never a bad thing.

Комментарий от mrgummage

It's a flat 1% damage/healing buff and 0.5% damage reduction, all around a fantastic buff for all classes!

Комментарий от sbowesuk

So humans not only get a free trinket, they get free versatility too. It's almost as if Blizzard are intentionally trying to makes humans op in pvp.

Willing the bet that once everyone has rolled alliance, and Blizzard stops making money on faction changes, they'll nerf humans into the ground, and buff a horde race, so that everyone pays for faction/race chances all over again.

In Blizzard's mind, it probably seems like a clever business move, but they're too short sighted to realise that they'll lose more money from sub losses, than they'll make money from transfers.

In short, Blizzard's greed will kill this game. It already is.

Комментарий от mickeyworld92

Changed in prepatch* to "2% buff to all secondary stats (Haste, Critical Strike, Mastery, and Versatility)".

bye multistrike qq

Комментарий от Repulsel

So is The Human Spirit a flat 2% boost, or is it 2% of what you already have? For example, if I have 10% haste and 10% crit, would I have 12% of both or would I have 10.2%?

ru.wowhead.com

Человеческий дух - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Человеческий дух

Cтраница 1

Человеческий дух работает как в той, так и в другой области согласно одному и тому же методу.  [1]

Пробуждающийся человеческий дух вначале меряет себя чисто природной меркой. Например, боги в изображении древних египтян - это существа с человеческим телом и головами животных, их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих священную природу. Но постепенно дух подходит к проявлению своей собственной мощи, не выходящей за пределы чисто природного существования. В Древнем Египте это проявляется в постепенном повышении значимости слова - слова не магического, а человеческого, слова как выражения человеческой мудрости.  [2]

Но человеческий дух подвержен также странному подъему и самонадеянности, возникающим вследствие наличия успеха, превосходного здоровья, жизненной энергии ( strong spirits) или самоуверенного характера. При таком состоянии духа воображение преисполняется величественными, но путанными представлениями, которым не соответствуют под луной никакие красоты и никакие удовольствия. Все смертное и тленное исчезает как недостойное внимания. Воображению предоставляется полный простор в невидимых областях, или мире духов, где душа свободна тешиться любой грезой, лишь бы она лучше всего удовлетворяла ее вкус и настроение в данный момент. Это порождает восторженность, увлеченность и удивительнейшие полеты фантазии; с еще большим возрастанием самоуверенности и самонадеянности эти восторги, будучи совершенно необъяснимыми и кажущимися такими, будто они совершенно превышают наши обычные способности, приписываются непосредственному вдохновению, даруемому тем божественным существом, которое является объектом поклонения. И вскоре такая вдохновенная личность начинает видеть в себе возлюбленную избранницу божества. И как только случится такое безумие, а это есть высшее проявление исступления, любая причуда приобретает священный характер, человеческий разум и даже нравственность отвергаются как лживые советники, и безумный фанатик слепо и безоговорочно предает себя мнимо безошибочному духу и вдохновению свыше.  [3]

Отчасти этот общий человеческий дух, как и личный, имеет свое развитие в прошлом, отчасти в будущем; он проделал различные, многообразные метаморфозы, и если мы, проследя их, дойдем до начала человеческого рода, то мы подойдем к той ступени, где божественная искра падает до степени животного инстинкта. Ставший зверем человеческий дух является, таким образом, мостом к настоящим животным духам, и так мы доходим до духа растений, деревьев и гор. Это значит: мы доходим, таким образом, до понимания, что между духом и материей как между всякими частями универсального един-ства природы, существуют постепенные переходы и исчезающее различие лишь в степени, но не метафизическое различие.  [4]

Вера в силу и красоту человеческого духа, убежденность в неслучайном пребывании людей на земле - отличительные его черты. Ничто в мире зря не делается. Страдания, несчастия, смерти только кажутся необъяснимыми. Прихотливые узоры и зигзаги жизни при ближайшем созерцании могут открыться как небесполезные. День и ночь, радость и горе, достижения и падения - всегда научают. Зайцев, напоминая о ценности каждодневного опыта жизни, показывая в своих произведениях, как из небольших достижений и внутренних открытий строится путь к Истине. Призыв к творчеству в духе содержится в прозе Зайцева, отличая ее от произведений других писателей зарубежья и в какой-то степени противопоставляя тенденциям современной отечественной прозы. Тихий, прозрачный голос писателя звучит уверенно и серьезно, давая почву для раздумий о судьбе Человека вообще и о будущем мирозданья. Зайцева, оставленного за рубежом.  [5]

История какой-нибудь науки есть страница истории человеческого духа; относительно начала и развития нет науки, которая была бы замечательнее и поучительнее истории химии. Всюду распространенная вера в юношеский возраст химии есть заблуждение, образовавшееся вследствие случайных обстоятельств; она принадлежит к наиболее древним наукам.  [6]

Великий дух религии является причиной умаления человеческого духа, в чем повинен поэт, отрицающий способность этого духа проникать в глубины природы. А ведь бессмертный сверхъестественный дух есть лишь фантастическое, отражение смертного фи-зичоского духа: Теория познания, в наиболее развитом своем виде, может вполне доказать это положение.  [7]

Представителей нового мировоззрения не устраивала закрепощенность человеческого духа, его личной инициативы, ибо личная несвобода человека никак не содействовала развитию товарно-рыночных отношений, составляющих суть вновь зарождающейся системы. На передний план выдвигаются гуманистические и антропоцентристские мотивы, на новый лад перестраивается как общая картина мира с ее принципами природного и социального бытия, так и картина природы самого человека.  [8]

Освобожденный индивид оказывается отчужденным от объективности человеческого духа.  [9]

Трактуя историю как необходимый процесс развития человеческого духа ( воли), Теннис утверждал, что взаимодействие людей и их сообществ обусловливается волевыми факторами. Согласно его учению, в истории реализуются два основных типа воли: воля естественная, инстинктивная, и воля рассудочная.  [10]

В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым человеческим духом. Жизнь человека наполнена мыслями и переживаниями, ее определяют проекты, планы, ожидания, и надежды, успехи и неудачи в их осуществлении. Жизнь личности, отмечает В. В. Мантатов, совершается как бы в точке несовпадения человека с самим собой, на грани, которая отделяет то, что он есть, от того, чем он хочет быть, и которая постоянно преодолевается личностью. Человеческое бытие ( как объект гуманитарного познания) никогда не совпадает с самим собой, оно одновременно существует в категориях еще-небытия, в категориях цели и смысла. Специфическим для гуманитарных наук способом исследования человека, позволяющим проникнуть в его внутренний духовный мир, является понимание. Понимание связано с погружением в мир смыслов другого индивида, с постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. На этот процесс неминуемо влияют ценностно-мировоззренческие установки исследователя. Иначе говоря, в понимании познавательное отношение неотделимо от ценностного.  [11]

Теоретическая химия раскрывает все величие и могущество человеческого духа, овладевшего глубочайшими тайнами строения материи, и вместе с тем с холодной объективностью обнаруживает историческую ограниченность, недостаточность нашего знания: фактически и в наши дни наука имеет лишь весьма приблизительное представление о протекании даже простейших химических реакций.  [12]

Считается, что подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.  [13]

Но что такое этот мир, подчиненный человеческому духу.  [14]

Что касается гуманитарной сферы - наук о человеческом духе, языка, искусства, религии и пр. Вейля область, подлежащая прежде всего осмыслению, и этим-то она отличается, скажем, от аксиоматически строящейся математики, где кардинально-важную роль играет логическая дедукция. Однако между гуманитарным, с одной стороны, и математическим и естественнонаучным, с другой стороны, существует глубокая связь, И тут, и там присутствуют символические формы и имеет место знаковое конструирование. И там, и тут необходимы понимание, истолкование, рефлексия как над изучаемым и осмысляемым, так и над тем, как изучение и осмысление производится наукой ичело-ческим Я.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Понятие о Духе человеческом в православии

 

Дух есть высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога. Человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души. "В каждом человеке есть дух - высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества" (св. Феофан Затворник)

Следуя свв. Отцам, человеческий дух - не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть "душа души человеческой", "сущность души". По слову св. Игнатия Брянчанинова, "существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога". Согласно св. Григорию Чудотворцу, человеческий дух не имеет качеств, которые воспринимаются чувствами. Человеческий дух есть разумное начало в силу чего свв. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий Брянчанинов). По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В тоже время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему. "Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное - умственному и бесплотное - бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним", - говорит св. Григорий Нисский. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна. Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом - Богом. "Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом" (св. Кирилл Иерусалимский)

См.: Душа

Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе.

"Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого… Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр.4:12), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души (Лев.17:11,14). Преподобный Макарий Великий на вопрос: "Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?" - отвечает: "Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие; однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек" (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: "Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (1Фес.5:23; Евр.4:12), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе"

Свт. Феофан Затворник о человеческом духе.

"Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще - то, что свойственно собственно духу.

Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть: 1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия. 2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести. 3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе - к небесному? Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…

Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце) Принимаюсь за то, что было прервано, - именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною. Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни - мысленной, деятельной и чувствующей. В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек - это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: "Что значит человек в общей совокупности творений?" Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец - в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, - и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей. Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это - Божеское. В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше - стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и ведены бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе. В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе - воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными - назовем так - чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, - чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого - наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше - наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи - сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух. Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить. Одуховлена ли Ваша душа?"

Дополнительные материалы:

Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.

Обсудить на форуме

www.svob.narod.ru

Дух человеческий

Религия Дух человеческий

просмотров - 47

Душа

Уже из того, что было только что сказано, сам собой напрашивается вывод, что ни о какой «бессмертной душе» не может идти и речи. А потому мы сейчас попробуем отделить всœе наносное, что облепило это слово.

Еврейскому слову «нефеш» и греческому «псухэ» в Библии был дан следующий перевод: «душа», «жизнь», «люди», «согласие», «его», «каждый», «кто», «животное», «умерший», «скотина», «мертвый», «тело», «мертвое тело», «хотеть», «кого-нибудь», «согласие», «себя», «дыхание», «воля», «алчность», «сердечность», «рыба», «произвол», «всякое существо», «дух», и в нескольких случаях они остались непереведенными.

Отсюда видно, что «душа» - ϶ᴛᴏ само живое существо, жизнь его. Знаменитое, «спасите наши души» (SOS), означает, «спасите наши жизни». «Душа» - ϶ᴛᴏ совокупность всœего того, что составляет личность. Именно по этой причинœе во многих современных переводах слово «душа» заменено на «жизнь» и на «ты», с его производными. Сравнение Быт.1,20,21,24 с Быт.2,7 показывает, что между «душой» любого животного и «душой» человека нет никакой разницы. Разница между человеком и животным заключается лишь в том, что человек более разумен, ибо сотворен физически по образу Божию (Быт.1,26; см. Занятие 1,2) и тем, что некоторые из них призваны к бессмертию благовестием (2Тим.1,10). Что же касается остального, состава, природы и смертности, то между человеком и любой скотиной, разницы никакой.

«Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна (обратите внимание на подчеркивание этого), как те умирают, так умирают и эти… и нет у человека преимущества пред скотом… Все (и люди и животные) идет в одно место (в могилу), всœе произошло из праха и всœе возвратится в прах» (Еккл.3,19,20). Богодухновенный Екклесиаст умолял Бога, чтобы Он помог людям понять, «что они сами по себе – животные» (Еккл.3,18). И действительно, очень и очень многим трудно согласиться с этим фактом и смиренно принять, что всœе мы всœего лишь животные, живущие большей частью своими инстинктами самосохранения и продолжения рода. В Еккл.3,18 говорится об «испытании» Божием человека этим вопросом. То есть, тот, кто достаточно смирен, принимает эту истину (что человек подобен животному), непринявший же ее – не проходит этого «испытания». В двадцатом столетии особо стала популярна философия гуманизма, уделяющая человеку, человечеству, особую, привилегированную нишу в системе мироздания. И здесь лежит серьезное «испытание» для нас – насколько сильно влияют «общечеловеческие ценности» на нас с Вами? При этом это испытание помогают пройти простые слова из Пс.38,6: «Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий». И «не в воле человека путь его» (Иер.10,23).

Что мы бесспорно и точно знаем, так это то, что всœе люди, всœе человеческие тела, в конце концов, умирают. Получается так, что «душа» - смертна. А потому не удивительно, что в переводе этого слова, встречается и «тело», и «мертвый», и «мертвое тело». Уже одно это показывает, что слово «душа» не может быть чем-то нетленным и бессмертным.

· «Душа согрешающая, та умрет» (Иез.18,4).

· Бог может погубить душу (Мф.10,28). Места подобные этому, Иез.22,27; Пр.6,32; Лев.23,30.

· Все «души» Асора были преданы мечу (Нав.11,11 ср. с Нав.10,30-39).

· «Все одушевленное умерло» (Откр.16,3; ср. с Пс.77,50).

· По многим пунктам за нарушения закона Моисеева полагалось «истребление души» (к примеру, Числ.15,27-31).

· Поимка души в сети или в петлю везде связана с ее смертью (Пр.18,7; 22,25; Иов 7,15).

· «…не могущие сохранить жизни (души) своей» (Пс.21,30).

· Иисус Христос «предал душу Свою на смерть» (Ис.53,10-12; Мф.20,28; Мк.10,45).

То, что «душа» означает живое существо, его тело, его жизнь, а не нечто бессмертное, находящееся внутри нас, показывает множество мест, где это слово встречается. Вот некоторые из них.

· «Душа тела в крови… душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев.17,11,14) – собственно ничто иное, как определœение понятия этого слова.

· «Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле» (Лев.11,43,44).

· «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя… душа моя… насыщает благами желание твое» (Пс.102,1,2,5).

· «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк.8,35).

Думаю, что всё это является достаточным доказательством того, что душа совсœем не является чем-то духовным, эфемерным внутри человека. В последнем же примере, «душа» (греч. «псухэ») означает «жизнь», на что в аналогичном месте (Мф.16,25) в синодальном переводе и дается сноска.

К огромному сожалению, не многие отчетливо представляют (если вообще представляют) разницу между понятиями «души» и «духа», чему не мало способствует неверные и путанные представления многих членов окружающих нас «крупных» церквей. При этом в Библии между «душой» и «духом» проложено четкое разделœение (Евр.4,12).

Еврейское слово «руах» также переводятся не только, как «дух», но и «прохлада», «ветер», «пустота», «дуновение», «дыхание», «воздух», и греческое «пнеума» – «дух», «духи», «вдохновение».

В Занятии 2.1 мы уже знакомились с понятием «духа». Бог Духом Своим хранит Свои творения, включая и человека. Получается, что находящийся в человеке Дух Божий - ϶ᴛᴏ жизненная сила, жизненная энергия - то, что отличает живое от неживого. «Тело без духа мертво» (Иак.2,26). «И вдунул (Господь Бог) в лице его (Адама) дыхание жизни; и стал человек душою живою» (Быт.2,7). Иов говорит, что он дышит до тех пор, пока «дух Божий в ноздрях моих» (Иов 27,3 ср. с Ис.2,22). Во время потопа погибло «всœе, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих» (Быт.7,22). Получается, что дух жизни, дается нам при рождении и остается с нами пока мы дышим. Когда Дух Божий отнимается от кого-нибудь, то (без жизненной энергии) наступает немедленная гибель. «В случае если бы Он (Бог) обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах. Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай» (Иов 34,14-16). Последнее добавление намекает на то, что и это также трудно переваривается человеком.

Когда Бог отнимает от нас Дух Свой, умирает не только наше тело, умирает всœе наше «я». Давид очень хорошо понимал это, а потому больше полагался на Бога, нежели на хитроумные сплетения человеческие. Слова Пс.145,3-5 наносят сильный удар по людским притязаниям: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою, в тот день исчезают всœе помышления Его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его».

После смерти «возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12,7). Мы уже говорили о том, что Бог присутствует везде Своим Духом и что, в этом смысле, «Бог есть дух» (Ин.4,24). «Испуская последнее дыхание», мы лишаемся Духа Божиего. Наш дух сливается с окружающим Духом Божиим, дух возвращается «к Богу, Который дал его».

Из-за того, что Дух Божий поддерживает всё живое, то же, что происходит во время нашей смерти, происходит и с животными. Люди и животные поддерживаются одним и тем же Духом, одной и той же энергией. «Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна, как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всœех, и нет у человека преимущества пред скотом» (Еккл.3,19). И дальше Екклесиаст размышляет, что в общем-то нет никакой разницы, куда уходит дух человека и животных (Еккл.3,21). И то, что у людей и животных один и тот же дух, возвращает нас назад, ко временам сотворения тех и других, к описанию того, как те и другие получили от Бога дыхание, дух жизни (Быт.2,7; 7,15), и после погибли во время потопа: «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы и скоты, и звери и всœе гады, ползающие по земле, и всœе люди; всœе, что имело дыхание духа жизни… умерло. Истребилось всякое существо» (Быт.7,21-23). Обратите также внимание на то, как в Пс.89,6 смерть уподобляется потопу. Всё, что написано в 7-й главе книги Бытия, приравнивает человека ко всякой плоти, ко всякому существу на земле. А этого не было бы, будь дух, поддерживающий жизнь человека и скотов, различным.

Читайте также

  • - Дух человеческий

    Душа Уже из того, что было только что сказано, сам собой напрашивается вывод, что ни о какой «бессмертной душе» не может идти и речи. А потому мы сейчас попробуем отделить все наносное, что облепило это слово. Еврейскому слову «нефеш» и греческому «псухэ» в Библии... [читать подробенее]

  • oplib.ru


    Смотрите также