«Дух христианина», духовно-литературный журнал, начал выходить с сентября 1861 г. в Петербурге, но цене без пересылки 3 р. 50 к. в год, с перес. 4 р. Журнал вызван был пробудившеюся в народе «потребностью веры и благочестия», искавшей удовлетворения между прочим и в духовно-назидательном чтении и не вполне удовлетворенной существовавшими духовными журналами. Журнал задумал вопросы веры и христианской жизни решать сколько возможно ближе и приспособительнее к нравственно-религиозному состоянию современного ему общества. Задачею являлось общедоступное изложение предметов веры и раскрытие духа истинного христианства приспособительно к требованиям жизни народа, «во всех видоизменениях жизни – церковной, умственной, нравственной и общественной». Цель была та, что «христианство глубже и глубже будет» проникать во внутренние основы жизни народа. Программа состояла из трех отделов: учено-литературного, критико-библиографического и смеси. Каждый отдел имел свою нумерацию. Редакторами-издателями были священники: Петропавловского собора Димитрий Флоринский, Спасобочаринской церкви Иоанн Заркевнч, Смоленско-кладбищенской церкви Иоанн Флеров и Христорождественской церкви на Песках Александр Гумилевский, который был душою всего дела и вел третий отдел. В объявлении о подписке на второй год точнее формулируя своп задачи, редакция сводила их к религиозно-нравственному просвещению народа путем церковной школы, проповеди и приходских братств. В первый год издания журнал находился в фактическом распоряжении о. Гумилевского и принял, по собственным его словам, направление религиозно-практическое. Но затем, под влиянием других соредакторов, журнал стад принимать характер учено-полемический (с материализмом, Ренаном и т. д.). Одновременно он стал терять своих подписчиков, так что к началу третьего года мог выходить уже только раз в 2 месяца, соединяя две книжки в одну. Издатели несли большие убытки, потеряли каждый на журнале по 2000 р., не считая дарового труда. Дело разрешилось тем, что продолжение издания взяли на себя только двое из прежних издателей оо. Гумилевский и Флеров; перемена эта вызвала некоторый перерыв, и «Д. Х.» свой 4-й год начал, вместо сентября 1864 г., с января 1865 г. Новые издатели объявляли, что журнал, вместо учено-богословского сборника, каким сделался в последнее время, опять станет общедоступным; обещали ввести «притчи, изложенные в виде живых рассказов», в том предположении, что «рассказ – самое лучшее средство для проведения в сознание общества каких-либо убеждений» и что, вслед за светской, «пора и духовной журналистике прибегать к помощи фантазии и религиозного чувства для религиозно-нравственных целей. Жизнь и дело объявлены были главным содержанием журнала»: «идти вместе с жизнью, следить за жизнью, не опускать без внимания ни одного жизненного явления, поддерживать, одобрять жизненных деятелей, а если нужно – обличать, умолять их». «Сильное развитие враждебной религии и церкви светской журналистики требует противовеса со стороны духовной журналистики». «Время такое, что служителям Христовым надобно забыть свой материальный интерес и проповедовать уже не с церковных только кафедр, а из-за редакционных письменных столов», ибо «журналы читаются тысячами образованных людей, а церковные кафедры окружаются большею частью простыми людьми. В соответствии со всем этим в журнале расширен был третий отдел, разросшийся в «современное обозрение – русское и иностранное», «провинциальный» и «епархиальный» листок («Д. Х.» 1865 г., I). Скоро журнал заявил, что «пора так называемых, ученых, т. е. отвлеченных, сухих, ни которой стороной не приложимых к жизни, разглагольствований, чем так любила щеголять духовная журналистика в былые времена, миновала»; «народно-православная жизнь вступает во все права». И журнал решил во всякой форме – домашнего собеседования, церковной проповеди, рассказа – давать «чтение, прямо подходящее к желаниям крестьянства, – чтение с церковной ли кафедры, или для домашнего употребления прихожан». Появились между прочим «вечерние беседы с крестьянами», написанные тем псевдонародным языком, который теперь так резко разит грубою подделкой, а в свое время был в довольно большом спросе. Сентябрьской книжкой 1865 г. журнал закончил свое существование. С. Рункевич. azbyka.ruЧто такое душа и дух в православии и в чем их разница. Дух христианина
«Дух христианина», Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V
ДУХ ХРИСТИАНИНА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
ДУХ ХРИСТИАНИНА - ежемесячный духовно-литературный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге с сентября 1861 года по сентябрь 1865 года группой молодых священников под руководством священника А. В. Гумилевского.
Первоначально в качестве редакторов-издателей совместно выступали священники А. Гумилевский, И. Г. Заркевич (впоследствии епископ Новомиргородский Николай), священномученика Иоанн Флёров и Д. И. Флоринский. Журнал пользовался поддержкой Новгородского, Санкт-Петербургского и Финляндского митрополита Исидора (Никольского) и Ревельского епископа Леонтия (Лебединского). Редакция располагалась в Гостином дворе, в лавке книготорговца Н. Г. Овсянникова, с 1863 года - на квартире Флоринского при Петропавловском соборе, в 1865 года - на прежнем месте.
По мнению редакторов, «возникла потребность создать новое повременное духовное издание, в котором вопросы веры и христианской жизни решались бы сколь возможно ближе и приспособительнее к нравственно-религиозному состоянию нашего общества». Предполагалось «раскрыть общедоступным языком дух христианства, во всех видоизменениях жизни - церковной, умственной, нравственной и общественной». Журнал был ориентирован на священников и преподавателей Санкт-Петербургской духовной академии, редакция активно побуждала духовенство к сотрудничеству, написанию статей, обещая в случае необходимости анонимность. Однако заметки, присланные протоиерем правоверным Иоанном Кронштадтским, не были опубликованы. В 1-й год в основном были напечатаны труды редакторов и близких к ним лиц - протоиереев В. Г. Певцова, В. П. Полисадова, И. В. Толмачёва, священника К. Т. Никольского, священника Г. С. Полесского, П. И. Шалфеева, переводы протоиерея Г. П. Павского из Ветхого Завета и др. С журналом также сотрудничали архимандрит Никанор (Бровкович; впоследствии епископ Херсонский), протоиереи В. Н. Амфитеатров, М. Я. Морошкин, священники И. С. Беллюстин, А. П. Лебедев, И. Ф. Нильский, И. Т. Осинин. Журнал имел своих корреспондентов в Великобритании, Дании, Швеции.
В «Духе христианина» имелось 3 раздела: научно-литературный, критико-библиографический и смесь. В критическом разделе давалось обозрение духовных журналов, а также некоторых произведений («Что делать?» Н. Г. Чернышевского (1863 год. № 9), «Жизнь Иисуса Христа» Э. Ренана (1863 год. № 11), «История цивилизации в Англии» Г. Т. Бокля (1864 год. № 1) и др.). На страницах журнала постоянно велась полемика с «Домашней беседой» В. И. Аскоченского. Подразделы «Современное обозрение», «Епархиальный листок» и «Летопись Христорождественского братства» вел Гумилевский под псевдонимом Летописец. Издание представляло объективный взгляд на быт духовенства в России в сравнении с положением священнослужителей в Западной Европе, критиковало систему отечественного духовного образования, Санкт-Петербургскую духовную семинарию и епархиальную консисторию. Из-за этого митрополит Исидору постоянно посылались доносы на журнал. В «Духе христианина» затрагивались вопросы благотворительности, деятельности приходских братств и церковных школ. Значительное место отводилось статьям по гомилетике (Толмачёва, Н. И. Соколова). В журнале была опубликована работа Херсонского архиепископа Иннокентия (Борисова) «О религии» (1865 год. № 6). «Дух христианина» заметно отличался от современной ему церковной прессы, в т. ч. по стилю - читатели в письмах просили «о возможном упрощении слововыражения и о неупотреблении в статьях иностранных слов».
Редакция выпускала отдельные издания: «Христианство и прогресс» Шалфеева (СПб., 1861 год), «Современный вопрос о папстве» Полесского (СПб., 1861 год; опубликована анонимно), «Письма о путешествии нашей духовной миссии в Париж и об освящении Парижской церкви» Полисадова (СПб., 1861 год), «Об участии паствы в делах церковных по правилам древней Церкви и о каноническом значении его» (СПб., 1861 год), «О церковном богослужении: Письма к православным» Беллюстина (СПб., 1862 год. 2 ч.), «Пособие к изучению устава богослужения православной Церкви» Никольского (СПб., 1862 год) и др. Через редакцию распространялись и другие книги Гумилевского и Беллюстина.
В 1863-1864 годах из-за чрезмерной загруженности Гумилевского пастырскими обязанностями произошел постепенный отход «Духа христианина» от актуальных проблем епархиальной жизни, в журнале преимущественно стали публиковать научные труды, посвященные критике материализма. Это привело к резкому падению числа подписчиков. С сентября по декабрь 1864 года журнал не выходил, т. к. редакторы-издатели посчитали его слишком обременительным. С января 1865 года «Дух христианина» издавался совместно Гумилевским и Флёровым. Причины внезапного прекращения выхода журнала (последний выпуск - № 9 за 1865 год) не были объяснены издателями.
© Православная энциклопедия
w.histrf.ru
Христианство - религия сильных духом
Выступление на форуме православной молодежи в г. Пензе 16 января 2010 года. Источник: Служба коммуникации ОВЦС
Митрополит Иларион (Алфеев) фото: mospat.ru
Многие задаются вопросом: что такое быть христианином? Вот что мы читаем в памятнике III века, известном как «Послание к Диогнету» и приписываемом святому Иустину-мученику: «Христиане… представляют уникальный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна… Одним словом, что в теле душа, то в мире – христианин».
Эти слова говорят нам о самоопределении раннехристианской общины. Несмотря на то, что прошло много веков с тех пор, как было написано послание, слова его, по сути дела, относятся к каждому из нас. Мы действительно живем в своей стране, носим такую же одежду, как другие люди, говорим на том же языке, что и окружающие, но призваны быть солью земли и светом мира.
Быть христианином – значит нести особую ответственность: мы должны уметь жить жизнью обычного человека и в тоже время наполнять эту жизнь совершенно особым внутренним и духовным содержанием. Мы должны жить так, чтобы помогать другим людям находить ту истину, которая открылась нам через Церковь, через христианскую веру. А для этого мы, прежде всего, должны быть духовно крепкими и сильными.
Христианин никогда не одинок
Я не буду сейчас касаться других религий и других форм религиозного опыта, а поведу рассказ об именно христианском опыте и о том, что дает нам Церковь, если мы действительно являемся ее полноценными членами.
Христианин никогда не одинок, потому что он член церковной общины. В Церкви он находится среди своих братьев и сестер.
Невозможно быть христианином и при этом не ходить в Церковь. Ошибаются и обманывают себя и других те люди, которые говорят: «Бог у меня в душе, самое важное – быть хорошим человеком. Зачем нужны все эти ритуалы, зачем нужно молиться Богу, когда Он и так все знает? Зачем нужно молиться святым, когда нам не нужны посредники между нами и Богом?» Есть целая категория людей, которые считают себя верующими и при этом находят всевозможные предлоги для того, чтобы не ходить в Церковь и не быть членом церковной общины.
Однако иметь Бога в душе недостаточно для того, чтобы быть христианином, – более того, многие из тех людей, которые считают, что Бог у них в душе, на самом деле Бога в душе не имеют. Ведь иметь Бога в душе – значит постоянно помнить о Нем и неизменно ориентировать на Него свою жизнь, находиться в состоянии непрестанного богообщения через молитву и церковные Таинства. Таким образом, невозможно носить Бога в душе, не будучи членом религиозной общины.
Религия сильных духом
Христианство – религия для людей, сильных духом. Но это не значит, что слабый человек не может найти себя в христианской вере. Церковь открыта для каждого: в ней находится место для праведника и грешного, для богатого и бедного, для здорового и больного, для сильного и слабого. Церковь дает возможность слабому обрести духовные силы, обрести духовную энергию, а больному человеку – если не исцелиться от болезни телесной, то, во всяком случае, находить в себе силы воспринимать эту болезнь как посещение Божие, переносить ее с терпением и надеждой на божественное милосердие. Церковь помогает каждому человеку переносить испытания, невзгоды и беды, которые выпадают на его долю.
Церковь, как говорили святые отцы, есть духовная врачебница – место, куда человек приходит для того, чтобы получить исцеление, и прежде всего, исцеление от греховного образа жизни, от греховных привычек. Но Церковь – это также и школа, которая абсолютно незаменима для человека, которую не могут заменить никакие книги, никакие учебные дисциплины в общеобразовательном или специальном учебном заведении, потому что Церковь есть школа духовной жизни. Эта школа помогает человеку не только правильно выстраивать свои взаимоотношения с Богом, но и выстраивать взаимоотношения с окружающим миром и с людьми. Именно поэтому Церковь является источником духовной силы, именно поэтому Церковь и слабого человека способна сделать сильным духом.
Чудо духовного преображения
Мы знаем из истории Церкви великое множество людей, которые приходили в нее совершенно беспомощными, но в ограде они настолько обогащались духовно, что становились способными просвещать других людей светом Христовой истины. Именно такими людьми были апостолы, которые, когда их призвал Господь, были малограмотными или вовсе безграмотными рыбаками и не знали ничего, кроме своих рыбацких сетей. Но придя ко Христу, став членами общины учеников Господа, они были просвещены Святым Духом и в день Пятидесятницы получили такую духовную силу, которая превратила их из простых рыбаков в учителей нравственности и духовной жизни.
Такое духовное преображение и нравственное перерождение происходило и происходит в Церкви с очень многими людьми. По собственному опыту пастырского служения, которое продолжается более 20 лет, могу сказать, что видел многих людей, которые приходили в Церковь совершенно растерзанными, падшими, убитыми горем, раздавленными тяжестью собственных грехов или дурных привычек. Приходили в Церковь и наркоманы, в облике которых, казалось, не оставалось ничего человеческого. Однако постепенно через участие в Таинствах Церкви, через изменение своего образа жизни, они отказывались от наркотиков, прививались к плодородной лозе Христовой Церкви, начинали питаться ее живительными соками, и эти соки постепенно в их организме заменяли собой ту отраву, которой эти люди питались прежде. Я своими глазами видел духовное преображение, которое происходило с этими людьми, иногда через весьма короткий промежуток времени – два или три года.
Это, я думаю, самое великое чудо, которое можно созерцать в христианской Церкви. Это чудо особенно зримо для пастырей, которые способны наблюдать за духовным развитием своих пасомых. Иногда нас спрашивают, почему в древности были чудесные явления, а сейчас их нет. На это очень просто ответить: чудеса были в древности, они есть и сейчас, и одно из таких чудес – то духовное преображение, которое происходит с человеком в Церкви. Именно потому и нужна Церковь: она преображает жизнь человека, а, следовательно, общества, поскольку жизнь человеческого общества изменяется к лучшему благодаря духовному преображению каждого из нас.
Молодой христианин призван быть миссионером
Какова ответственность молодого христианина в современном мире? Всякий христианин призван быть миссионером и апостолом – молодой и старый, здоровый и больной, образованный и не образованный. Но молодой человек в силу того, что у него еще много сил и энергии, которые не растрачены на ненужные и вредные вещи, может принести особую пользу себе и другим, если будет со всей серьезностью воспринимать свое христианское призвание.
Молодой человек сегодня окружен множеством соблазнов, и та идеология, которая господствует в современном мире, оставляет мало места для духовного развития личности, для того, чтобы человек мог воплощать в жизнь христианские идеалы. В тексте, который я цитировал в начале своего выступления, говорится о том, что христиане ничем внешне не отличаются от других людей. Внутреннее же их отличие от людей неверующих или верующих, но, как говорят, «не практикующих», должно быть очень большим. Для того чтобы быть «душой в теле», быть солью земли и светом миру, нужно иметь очень твердый нравственный и духовный внутренний стержень, однако этого невозможно добиться путем механического отказа от чего-либо.
Найти смысл жизни
Сегодня многие молодые люди страдают не от того, что у них не хватает денег, развлечений или каких-то материальных благ, а от того, что им не хватает смысла жизни: у них есть все, но они не знают, зачем живут. Этот внутренний конфликт немало молодых людей приводит к наркотикам, алкоголю, безнравственности и иной раз является причиной преждевременной смерти, а то и самоубийства.
Бесцельное, бессмысленное существование, лишенное Бога, лишенное высшего смысла, а значит, и высших нравственных ценностей – вот что, в конечном итоге, предлагает сегодня человеку безбожный секулярный мир. Сегодня потребительское общество предлагает молодому человеку все возможности для удовлетворения своих материальных потребностей. Даже система образования, воспитания, а в особенности то мировоззрение, которое пропагандируется через СМИ, создают особый вид человека, вся деятельность которого направлена на потребление. Взять от жизни все – такова идеология, которая проповедуется потребительским обществом. Как можно больше приобрести, стяжать деньги, успех, преуспеть в карьере – вот те идеалы, которые проповедуются в том числе и современной молодежной культурой. Ни в чем себе не отказывать, ни в чем себя не ограничивать, развлекаться, наслаждаться жизнью, потому что она коротка, не заметишь, как и молодость пройдет: вот идеология, которой живут очень многие молодые люди. Мы, православные христиане, должны помогать этим людям понять, что невозможно человеку обрести смысл жизни, если он будет всю свою шкалу духовно-нравственных ценностей ориентировать исключительно на потребительство, успех, карьеру, на достижение земного счастья и на развлечения.
Мы должны, твердо сознавая, в чем смысл нашей собственной жизни, помогать и другим людям понять, что жить нужно с определенной целью, которой должно быть духовно-нравственное совершенствование для того, чтобы каждый из нас становился лучше, чтобы вокруг нас, как говорил преподобный Серафим Саровский, спасались тысячи людей.
Церковь – не система запретов
Иногда Церковь и ее учение воспринимают как систему нравственных запретов: верующему человеку нельзя чего-то, что можно другим людям. Это совершенно неправильное представление. Действительно, существуют определенные запреты или, скорее, рекомендации, которые дает Церковь человеку, – например, воздерживаться от того, от чего обычно не воздерживаются люди, живущие в миру. Но эта система запретов или рекомендаций направлена исключительно на то, чтобы человек, в конечном итоге, жил счастливее, лучше, чтобы жизнь его была полноценной, чтобы он понимал, зачем живет.
Те запреты и рекомендации, которые Православная Церковь очень твердо хранит, несмотря ни на какие веяния времени, направлены не на то, чтобы ограничить человека и сделать его несчастным, а на то, чтобы дать ему полноценную жизнь.
Приведу несколько примеров. Сегодня среди молодежи очень распространено безразличное отношение к ранним или беспорядочным половым связям. Многие думают, что нет ничего особенного в том, чтобы «погулять» в молодости. Потом, считают эти молодые люди, мы остепенимся, вступим в брак и заведем детей. Однако беспорядочная половая жизнь, которая у многих сейчас начинается в очень раннем возрасте, часто приводит к трагическим последствиям.
Человеку, привыкшему с легкостью отдаваться сексуальному наслаждению без последующих нравственных обязательств, трудно будет создать полноценную крепкую семью. Он будет воспринимать своего сексуального партнера как объект потребления и супружеские отношения попытается построить исключительно на телесном влечении: сегодня оно есть – хорошо, а если завтра не будет – значит, пора разводиться. Супружеская любовь становится похожа на здание, построенное на песке: сегодня есть влюбленность, восторг, а завтра – ничего. У такой любви нет стержня, основания: подули ветры, разлилась вода – и здание упало. Многим молодым людям из-за того, что в раннем возрасте они нарушают нравственный запрет на половое общение со своими сверстниками, потом бывает очень трудно создать полноценную семью. Из-за этого бывает много разводов, неполноценных семей, когда ребенок растет без отца, матери или даже без обоих родителей, из-за этого в нашей стране, как и во многих других, совершается огромное, просто немыслимое число абортов.
«Планирование семьи»
А ведь многие люди даже не воспринимают аборт как преступление. Воспринимают его как вполне обычное явление, как рядовую медицинскую операцию, которая происходит просто потому, что мужчина или женщина, или оба супруга пока не готовы иметь детей. Сама идея «планирования семьи», по сути, является кощунственной и противоречащей не только христианскому вероучению, но и противоречащей самому здравому смыслу, на котором строилась на протяжении веков жизнь человечества.
Почему человечество на протяжении веков размножалось? Да потому, что для людей семья, супружеская верность и рождение детей были важными духовно-нравственными идеалами. Если у человека было много детей, то это воспринималось как особое благословение Божие. Почитайте Ветхий Завет: если у человека не было детей, это воспринималось как наказание или проклятие. Люди видели именно в детях, в их рождении и воспитании, одну из высших целей своего существования и благодарили Бога за каждого ребенка, который был им послан Промыслом Божиим. И не было представления о том, что можно «спланировать» количество детей, что можно от одних отказаться, абортировав их, а других родить и вырастить.
Когда традиционный идеал семьи оказался забытым, когда семья перестала быть приоритетом, когда приоритетом для многих людей стал материальный успех, карьера, деньги, а дети оказались как бы на обочине человеческого существования, именно тогда начался кризис рождаемости, который продолжается в наше время. Ребенок сегодня нужен многим супружеским парам лишь для того, чтобы не чувствовать себя неполноценными и несостоявшимися. Сегодня для человека, который хочет считать себя успешным, очень важно иметь ребенка, как правило, одного ребенка. Потому что наличие ребенка входит в перечень обязательных для счастья материальных благ наряду с квартирой, машиной, собакой, с женой, если это мужчина, с мужем, если это женщина. Сюда же входит и один ребенок. Два ребенка – реже, три – редкость, а многодетная семья – таких сегодня и вовсе почти не найдешь.
А между тем христианская Церковь говорит о том, что счастье человека не в том, чтобы самому прожить жизнь, но в том, чтобы жизнь передать другому. Человеку необходимо не только самому обрести счастье, но и передать это счастье другим, прежде всего, своим детям. Не только самому чему-то научиться, но и научить других. Особое счастье, которое испытывают супруги, когда у них рождается ребенок, не сравнимо с тем счастьем, которое можно получить в результате осуществления идеалов потребительского общества.
Поэтому система запретов, которая существует в сфере рождения и воспитания детей, и которую многие молодые люди сегодня воспринимают как что-то совершенно устаревшее и не соответствующее современным идеалам, создана именно для того, чтобы жизнь на земле воспроизводилась, и чтобы жизнь эта по Божиему благословению передавалась нашим детям и нашим внукам. Не только в материальном смысле, но, прежде всего, и в духовном.
Зависимость
Сегодня очень большой опасностью для молодых людей являются различного рода зависимости. Зависимость – это медицинский термин. Но в основе его лежит совершенно правильное и чисто медицинское представление о том, что человек не является полноценной личностью, даже его физическое существование не может быть полноценным, если он не имеет в самом себе той духовно-нравственной основы, которая делает его независимым от внешних факторов.
Сегодня врачи говорят об алкогольной, наркотической, сексуальной зависимости, о зависимости от табака. Все это разные стороны одного и того же феномена, который заключается в том, что человек не хочет или не может найти в себе силы существовать без «допинга», ему обязательно нужны какие-то возбуждающие средства в той или иной форме.
И вот юноша или девушка еще в школьные годы начинают с пива, потом переходят к более крепким алкогольным напиткам. А далее это превращается в проблему, в зависимость, которую они порой не могут побороть в течение всей своей жизни, потому что они не просто привыкают к алкоголю, а приобретают биологическое влечение к нему. Таким людям кажется, что если не выпьешь, то «настроения не будет», не выпьешь – поговорить по душам не удастся, не выпьешь – счастья не будет в жизни. И вот каждый день они ждут того момента, когда можно будет выпить первую рюмку, за ней следует вторая, потом третья. Если появилась биологическая зависимость, то у человека нет уже сил остановиться – его могут остановить только близкие люди или длительное и, к сожалению, не всегда успешное лечение зависимости.
Так не лучше ли с самого начала не привыкать ни к алкоголю, ни к наркотикам, ни к другим видам допинга?
Сегодня распространяются и новые формы зависимости, как, например, зависимость от компьютерных игр, когда человек погружается в мир иллюзий вместо того, чтобы жить полноценной человеческой жизнью. Он на многие часы уходит в иллюзорный мир, побеждая в нем каких-то выдуманных противников, одерживая виртуальные победы, потому что не способен состояться в реальной жизни.
Церковь призывает людей к настоящей, полноценной жизни. Это предполагает определенные запреты не потому, что Церковь проповедует некие устаревшие нормы, а потому, что если не отказаться он некоторых вещей, то попадешь от них в зависимость; если не отказаться от иллюзорных ценностей, невозможно будет воплотить в своей жизни ценности реальные; если не отказаться от «допинга», то потеряешь вкус к реальной жизни, к реальным удовольствиям, к настоящей радости.
Церковь может дать человеку истинную радость – это та радость, которой сияли подвижники Церкви, – такие, как преподобный Серафим Саровский, который был отшельником, жил в очень скудных материальных условиях, в лесу. Он был лишен тех радостей, которые сегодня доступны человеку, но при этом всегда жил в радости. Он каждого человека, приходившего к нему, встречал словами: «Христос воскресе, радость моя!». Казалось бы, люди пришли из мира, им доступны материальные блага и удовольствия – ведь среди приходивших к старцу были и состоятельные, и успешные люди, – но обращались они к преподобному, жившему в скудости, со своими скорбями и унынием. И этот человек, который был лишен всех земных богатств, умел дарить им радость. Он умел вдохновлять их на духовный подвиг, он дарил им силы. Многие соприкасаясь с ним, обретали тот внутренний стержень, без которого они не могли жить и существовать. Значит, природа непреходящей радости – не в материальных наслаждениях и удовольствиях, а в том, что является духовным приобретением, то есть в полноценной внутренней жизни. Именно такую полноценную внутреннюю жизнь дает Церковь.
Церковь и Таинства
Церковь – это община людей, которые между собой связаны опытом молитвы и общением в Таинствах. Церковь невозможна без Таинств, они есть события в жизни человека, в которых ему совершенно особым образом открывается Бог. Через них человек преображается, ибо Таинства – это момент, когда что-то превращается во нечто.
Приведу в пример Евхаристию: в этом Таинстве хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Это происходит незримо для материальных очей человека, но мы верим в то, что после молитвы священника, молитвы общины, призывания Святого Духа и сошествия Его на хлеб и вино эти материальные предметы становятся Телом и Кровью Христа, они становятся носителями Божественной энергии и Божественного присутствия. И когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, то ощущаем духовное внутреннее изменение, которое происходит с нами.
Я часто обращаю внимание на то, что в словах евхаристической молитвы, когда священник или архиерей призывает Святого Духа, он просит, чтобы Святой Дух сошел «на ны и на предлежащия дары сия», то есть на нас, присутствующих здесь, и на хлеб и вино. В равной степени Святой Дух должен сойти на дары, чтобы их преобразить в Тело и Кровь Христа, и на верующих, которые предстоят в храме и молятся, дабы преобразить их из ветхих людей в новых, дать им новую жизнь, новые силы.
Духовное преображение происходит в церковных Таинствах, из которых самым сильным и главным после Таинства крещения, открывающего доступ ко всем другим Таинствам, является Святая Евхаристия. Нигде и никогда человек не может более тесно соединиться с Богом, чем в этом Таинстве, когда наше тело становится Телом Христа, наша кровь становится Кровью Христа.
Есть и другие Таинства, в которых происходит преображение человека, – например, Таинство исповеди. Исповедь – это не просто момент, когда человек пришел к священнику для того, чтобы назвать свои грехи или, как некоторые думают, для того, чтобы поделиться проблемами и получить совет. Исповедь – это, прежде всего, момент, когда человек анализирует собственную жизнь, когда он ставит себя перед судом правды Божией, смотрит на себя и говорит: вот в этом я не преуспел, вот в этом – мой недостаток, вот это – мой грех.
Ведь очень часто люди вообще не замечают своих грехов и своих недостатков. Им кажется, что у них в жизни все в порядке, а недостатки есть только в других людях, и вместо того, чтобы работать над собой, они начинают исправлять недостатки других людей. Но ведь люди гораздо хуже поддаются влиянию и изменению извне, чем в процессе внутренней работы над собой. В итоге человек находится в ситуации постоянного конфликта между собой и окружающими людьми, потому что в глазу другого человека он видит сучок, а в глазу своем не видит бревно, как говорит Спаситель.
Таинство исповеди помогает человеку очень спокойно и внятно, прежде всего, для самого себя осознать то, что отделяет его от Бога, и через молитву священника, через разрешение от грехов получить новые силы для того, чтобы с этими греховными страстями бороться. И даже если в результате исповеди не произошло какого-то радикального изменения образа жизни человека, все равно исповедь нужна как момент, когда человек напоминает себе о своем христианском долге и своем христианском призвании. А самое главное – это момент, когда рука Господа касается человека через руку священника и помогает ему обрести новые духовные силы.
Все церковные Таинства дают возможность человеку обрести новое качество жизни. Именно поэтому так важно быть не просто христианином по убеждениям, но христианином по образу жизни. Именно поэтому важно не только исповедовать христианство своей религией, но и быть церковным человеком. Необходимо помнить, что членство в Церкви, исповедание христианской веры оказывает радикальное положительно преображающее влияние на нравственный облик человека.
«Ходить перед Богом»
Христианином является не только тот человек, который исповедует, что Христос есть Бог воплотившийся, и не только тот, кто регулярно исповедуется, причащается и по воскресеньям и праздникам ходит в храм. Христианин есть человек, вся жизнь которого ориентирована на евангельские идеалы и на христианские духовно-нравственные ценности, который всю свою жизнь, каждый свой поступок, каждое свое слово сверяет с очень высокой планкой Христова учения.
Эта ответственность лежит на всех нас и, может быть, в особенной степени – на молодом поколении христиан. Мы должны очень серьезно и ответственно относиться к нашему христианскому призванию, тщательно следить за своей жизнью, читать Евангелие и творения святых отцов – не только для того, чтобы почерпать оттуда информацию об основах нашей веры, но и научаться из этих книг тому, чем мы должны жить и как себя вести. Настоящий христианин – только тот человек, который способен жить по Евангелию, для которого христианство – не просто интеллектуальное убеждение, мировоззрение, но образ жизни. Это человек, чья жизнь пронизана чувством присутствия Божия и предстояния перед Господом.
Из Ветхого Завета нам известно выражение «ходить перед Богом». Мы читаем в Библии о царях, которые ходили перед Богом и делали «угодное в очах Божиих», и о тех, кто не ходил перед Богом, а поклонялся идолам. Сегодня же у молодежи есть множество ложных идеалов, которым она поклоняются, как кумирам. Важно не поддаваться на соблазны окружающего мира, не почитать этих ложных идолов. Необходимо, чтобы нашим единственным духовно-нравственным ориентиром был Христос, чтобы образ нашей жизни и нашего поведения определялся теми абсолютными ценностями, которые составляют основу духовно-нравственного учения Церкви.
www.pravmir.ru
Дела Святого Духа в жизни христианина. — Газета Протестант
Когда мы начинаем их замечать в своей жизни.
Миллард Эриксон
Мы видим, что при введении человека в христианскую жизнь, в учении Иисуса большое значение имеет работа Святого Духа. Иисус учил, что действие Духа является важнейшим и необходимым фактором как в обращении, которое составляет начала христианской жизни с точки зрения человека, так и в духовном возрождении, которое есть ее начало с точки зрения Бога.
Обращение — это поворот человека к Богу. Оно включает в себя отвергающий и созидающий элементы: покаяние, то есть отказ от греха, и веру, то есть принятие обетовании и служения Христа. Иисус особо подчеркивал необходимость покаяния (в частности, осознания своей греховности, которое является необходимой предпосылкой покаяния). Он говорил: «И Он [Утешитель] пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16:8- 11). Без этой работы Святого Духа обращение невозможно.
Духовное возрождение — это чудесное преображение человека и внедрение в него духовной энергии. Иисус ясно говорит Никодиму, что духовное возрождение совершенно необходимо для того, чтобы быть принятым Отцом: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Он развивает это положение дальше: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа; не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6). Иисус здесь ясно говорит, что второе рождение — сверхъестественное событие, а Святой Дух — это Тот, Кто вызывает это событие. Плоть (т.е. человеческое усилие) не способна осуществить такое преображение. Равным образом, преображение это недоступно постижению человеческим умом. Эту работу Духа Иисус уподобляет дуновению ветра: «Ветер веет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин, 3:8).
Продолжение христианской жизни
Работа Духа не заканчивается, когда человек становится верующим; напротив, она при этом только начинается. Есть ряд других задач, которые он выполняет в дальнейшей жизни христианина.
Одно из важных дел, которые Дух совершает в жизни верующего, — наделение его Своей силой. Иисус, вероятно, поверг Своих учеников в изумление, когда сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12). Способность учеников Иисуса творить большие дела, чем сотворил Он, зависит, очевидно, как от Его ухода, так и от сошествия Святого Духа, ибо эти два события тесно связаны. Действительно, когда ученики опечалились при мысли о Его уходе, Иисус сказал: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Вероятно, ученикам, которые к тому времени очень хорошо сознавали свои слабости и недостатки, казалось неправдоподобным и даже невозможным, что ям предстоит творить большие дела, чем сотворил Сам Учитель.
Однако в воскресный День Пятидесятницы после проповеди Петра уверовало три тысячи человек. Насколько мы знаем, проповедь Самого Иисуса никогда не вызывала такого отклика. Быть может, за все время Своего служения Он не добился искреннего обращения к Богу такого большого количества людей. Однако секрет успеха апостолов заключался не в их способностях и достоинствах. Иисус велел им ждать сошествия Святого Духа (Деян. 1:4-9). Он разъяснил им, что сошествие Духа даст обещанную им силу, способность совершить то, что Он предсказал: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарин и даже до края земли» (Деян. 1:8). Именно эта сила и помощь Духа дали им возможность успешно выполнить в то время свою задачу, и они же остаются тем средством, которое в наше время доступно любому христианину, желающему служить Господу.
Иисус обещал также, что Святой Дух будет пребывать в верующем и просвещать его: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16-17). Действенность работы Духа отчасти объясняется тем, что Он пребывает внутри человека. Иисус был Учителем и Пастырем, но Его влияние определялось воздействием слова и примера извне. Дух же способен воздействовать на человека с большей силой, поскольку Ему, пребывающему внутри человека, доступно самое средоточие мышления и чувств. Пребывая внутри верующих, Дух может наставлять их на всякую истину, как и обещал Иисус. На эту роль Духа указывает даже то Его имя, которое используется в данном контексте: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13-14).
Очевидно, что Дух выполняет учительскую функцию. Ранее в той же самой беседе читаем, что Он напомнит и разъяснит ученикам то, что уже говорил им Иисус: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Иисус также обещал, что «когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Здесь мы узнаем о действии Святого Духа по просветлению верующего. Этот вид служения Святого Духа распространялся не только на первое поколение христиан, на верующих того времени, но, очевидно, включает и помощь в понимании Писания нынешним верующим. Именно Духу отводится роль Того, Кто просвещает и наставляет нас, ибо Иисус в настоящее время занят выполнением других задач, упоминаемых в этой же беседе (например, Он готовит место для верующих [Ин. 14:2-3]).
Особый интерес представляет и ходатайственное служение Святого Духа. Мы знаем о том ходатайстве, которое осуществляет за нас Иисус как Первосвященник. Павел говорит также о ходатайственной молитве, которую возносит за нас Святой Дух: «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27). Таким образом, христиане заверяются в том, что, когда они не знают, как молиться, Святой Дух мудро ходатайствует за них во исполнение воли Господа.
Служение Святого Духа включает также освящение жизни верующего. Под освящением подразумевается процесс преобразования нравственной и духовной природы верующего, процесс, в результате которого в его жизни на деле начинает отражаться то, каков он в глазах Господа. Оправдание есть моментальный акт, делающий человека праведным пред Богом, тогда как освящение — это процесс, делающий его святым, или добродетельным. В начальной части Рим. 8 Павел подробно останавливается на этом служении Святого Духа. Дух освободил нас от закона (Рим. 8:2). После этого верующие живут не по плоти, не в соответствии со своей старой природой, но по духу, в соответствии с Духом (Рим. 8:4), помышляя о духовном (Рим. 8:5). Христиане живут по духу (Рим. 8:9), а Дух живет в них — эта мысль повторяется трижды (в Рим. 8:9 и дважды в Рим. 8:11). Когда Дух живет в верующих, Он руководит ими и, соответственно, Им умерщвляются дела плотские (Рим.
8:13). Все, подобным образом «водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:14). Дух теперь действует в них, давая им жизнь, свидетельствуя, что они — дети Божьи, а не рабы, я обеспечивая тем самым неоспоримое доказательство того, что они действительно пребывают во Христе (Рим. 8:15-17).
Жизнь в Духе — это и есть то, что предназначено для христиан Богом. В Гал. 5 Павел противопоставляет жизнь в Духе жизни по плоти. Он наставляет своих читателей поступать в согласии с Духом и не исполнять вожделений плоти (Гал. 5:16). Если они последуют этому наставлению, Дух разовьет в них набор качеств, которые в совокупности названы «плодом духа» (Тал. 5:22). Павел перечисляет девять этих качеств: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). Эти качества во всей их полноте не могут быть воспитаны в жизни человека его собственными усилиями без помощи свыше. Они появляются в результате работы высшей, сверхъестественной силы. Они противостоят делам плоти, перечисленным в Гал. 5:19-21, точно так же, как и Дух Сам по Себе противостоит плоти. Таким образом, работа Святого Духа по освящению не сводится только к отрицательному действию умерщвления дел плотских, но включает в себя также и развитие положительного подобия Христу.
Миллард Эриксон, Христианское богословие. Издательство: Библия для всех, 2009, стр.1088. С-Петербург.
Газета Протестант.ру
www.gazetaprotestant.ru
определение, сравнение и разница, разделение души и духа
Дух, душа и тело — составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.
Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.
Что в православии означает душа
Душа — это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.
Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатииА вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)
Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.
Происхождение души
Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется в зародыше на 40 день после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.
Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.
Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда БожьегоОсновные составляющие души
От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.
Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:
- ум;
- чувство;
- воля.
Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.
Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.
Важно! Сознание и совесть — основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.
Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбораЭмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:
- гнев;
- ярость;
- ревность к добру и злу.
Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.
Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.
Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.
По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.
Как влияет на человека дух
Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.
При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.
Духовная составляющая является высшей стороной жизни людейНесмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.
Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.
Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.
Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.
Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.
В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая — сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.
В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.
Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.
Проявляющиеся составляющие духа
Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.
Духовное наполнение ведет христиан к жажде БогаОн Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.
Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.
Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.
Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.
Основные отличия души и духа
В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.
Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная — выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела — храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).
Голубь – символ ДушиДушевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.
Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.
Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.
Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.
Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный — только чувствует его.Духовный человек — образ Бога
В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.
Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.
Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.
Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.
В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.
Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.
Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.
«Диалог о Православии» о душе и духе
molitva-info.ru
«ДУХ ХРИСТИАНИНА» - это... Что такое «ДУХ ХРИСТИАНИНА»?
ежемесячный духовно-лит. ж., издававшийся в С.-Петербурге с сент. 1861 по сент. 1865 г. группой молодых священников под рук. свящ. А. В. Гумилевского. Первоначально в качестве редакторов-издателей совместно выступали священники А. Гумилевский, И. Г. Заркевич (впосл. епископ Новомиргородский Николай), сщмч. Иоанн Флёров и Д. И.Флоринский. Журнал пользовался поддержкой Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского митр. Исидора (Никольского) и Ревельского еп. Леонтия (Лебединского). Редакция располагалась в Гостином дворе, в лавке книготорговца Н. Г. Овсянникова, с 1863 г.- на квартире Флоринского при Петропавловском соборе, в 1865 г.- на прежнем месте.
По мнению редакторов, «возникла потребность создать новое повременное духовное издание, в котором вопросы веры и христианской жизни решались бы сколь возможно ближе и приспособительнее к нравственно-религиозному состоянию нашего общества». Предполагалось «раскрыть общедоступным языком дух христианства, во всех видоизменениях жизни - церковной, умственной, нравственной и общественной». Журнал был ориентирован на священников и преподавателей СПбДА, редакция активно побуждала духовенство к сотрудничеству, написанию статей, обещая в случае необходимости анонимность. Однако заметки, присланные прот. прав. Иоанном Кронштадтским, не были опубликованы. В 1-й год в основном были напечатаны труды редакторов и близких к ним лиц - протоиереев В. Г. Певцова, В. П. Полисадова, И. В. Толмачёва, свящ. К. Т. Никольского, свящ. Г. С. Полесского, П. И. Шалфеева, переводы прот. Г. П. Павского из ВЗ и др. С журналом также сотрудничали архим. Никанор (Бровкович; впосл. епископ Херсонский), протоиереи В. Н. Амфитеатров, М. Я. Морошкин, свящ. И. С. Беллюстин, А. П. Лебедев, И. Ф. Нильский, И. Т. Осинин. Журнал имел своих корреспондентов в Великобритании, Дании, Швеции.
В «Д. х.» имелось 3 раздела: научно-лит., критико-библиографический и смесь. В критическом разд. давалось обозрение духовных журналов, а также нек-рых произведений («Что делать?» Н. Г. Чернышевского (1863. № 9), «Жизнь Иисуса Христа» Э. Ренана (1863. № 11), «История цивилизации в Англии» Г. Т. Бокля (1864. № 1) и др.). На страницах журнала постоянно велась полемика с «Домашней беседой» В. И. Аскоченского. Подразделы «Современное обозрение», «Епархиальный листок» и «Летопись Христорождественского братства» вел Гумилевский под псевдонимом Летописец. Издание представляло объективный взгляд на быт духовенства в России в сравнении с положением священнослужителей в Зап. Европе, критиковало систему отечественного духовного образования, СПбДС и епархиальную консисторию. Из-за этого митр. Исидору постоянно посылались доносы на журнал. В «Д. х.» затрагивались вопросы благотворительности, деятельности приходских братств и церковных школ. Значительное место отводилось статьям по гомилетике (Толмачёва, Н. И. Соколова). В журнале была опубликована работа Херсонского архиеп. Иннокентия (Борисова) «О религии» (1865. № 6). «Д. х.» заметно отличался от совр. ему церковной прессы, в т. ч. по стилю - читатели в письмах просили «о возможном упрощении слововыражения и о неупотреблении в статьях иностранных слов».
Редакция выпускала отдельные издания: «Христианство и прогресс» Шалфеева (СПб., 1861), «Современный вопрос о папстве» Полесского (СПб., 1861; опубл. анонимно), «Письма о путешествии нашей духовной миссии в Париж и об освящении Парижской церкви» Полисадова (СПб., 1861), «Об участии паствы в делах церковных по правилам древней Церкви и о каноническом значении его» (СПб., 1861), «О церковном богослужении: Письма к православным» Беллюстина (СПб., 1862. 2 ч.), «Пособие к изучению устава богослужения православной Церкви» Никольского (СПб., 1862) и др. Через редакцию распространялись и др. книги Гумилевского и Беллюстина.
В 1863-1864 гг. из-за чрезмерной загруженности Гумилевского пастырскими обязанностями произошел постепенный отход «Д. х.» от актуальных проблем епархиальной жизни, в журнале преимущественно стали публиковать научные труды, посвященные критике материализма. Это привело к резкому падению числа подписчиков. С сент. по дек. 1864 г. журнал не выходил, т. к. редакторы-издатели посчитали его слишком обременительным. С янв. 1865 г. «Д. х.» издавался совместно Гумилевским и Флёровым. Причины внезапного прекращения выхода журнала (последний выпуск - № 9 за 1865) не были объяснены издателями.
Лит.: Рункевич С. Г. «Дух христианина» // ПБЭ. Т. 5. Стб. 82-84; Андреев. Христианская периодика. Т. 1. С. 94-95. № 184.
М. П. Лепёхин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.
pravoslavnaya.academic.ru
Дух и душа, души духов небесных в Православии
Святитель Феофан жил в XIX веке. Он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, был ее ректором, затем совершал служение в ряде регионов. Он был добрым пастырем, добродетельным человеком и заботливым начальником. Ближе к концу жизни по примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) - и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.
Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.
Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни - и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело - храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.
Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января - в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!)Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни.
Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.
Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» - поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно - слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.
www.o-vere.ru