Варницкий монастырь. Дух святый


Святой Дух. Кто это? Как он помогает христианам?

Содержание статьи

Святой Дух в Церкви

Я хотел бы поговорить о Святом Духе в Церкви, — о Нем Самом и о том, что Он совершает и в Церкви, и над нами, как Он воздействует на нас, как действует в нас и через нас.

В Священном Писании есть два рассказа о даровании Святого Духа. Сразу вспоминается то, что описано во второй главе книги Деяний, — Пятидесятница. Другой рассказ — в 20-й главе Евангелия от Иоанна — приводил в недоумение многих толкователей. Его пытались объединить с первым, слить их воедино, равно связать оба рассказа с Вознесением. Я подойду к этим двум рассказам проще, более непосредственно, как мы находим их в Писании, и попытаюсь показать,что в них есть общее и чем различаются эти два события.

В 20-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о первом явлении Христа после Его Воскресения. Первые Его слова — слова успокаивающие: мир вам. Того мира, который даровал Христос, не мог дать мир сей. Мир, который дал Христос, наполнил весь дом, остался с Апостолами навсегда. Это тот мир, который сошел на них, когда они обнаружили, что ужас Великой пятницы ушел навсегда, что человеческая ненависть не убила Божественную Любовь, что человеческое общество не смогло исключить Живого Бога из своей среды во тьму внешнюю. Этот мир сошел на них, потому что они знали, что жизнь не была убита, жизнь не угасла, что Бог поистине среди них и что имя Мессии, Эммануил, о котором мы узнаём в начале Евангелия от Матфея (1:23), истинно не только в начале, но как конечная победа: Эммануил, Бог среди нас, с нами Бог.

И затем Господь дохнул на Своих учеников и сказал: Примите Духа Святого. К этому дарованию Святого Духа следует подойти, мне кажется, очень внимательно и вдумчиво. Во-первых, этот дар был сообщен всем Апостолам в их совокупности, всем присутствующим, но никто из них не обладал им по отдельности. С другой стороны, тем, кто присоединился к апостольскому кругу позднее, не было нужды получать как бы дополнительно этот дар. Вы помните, что апостола Фомы не было в тот вечер вместе с прочими Апостолами. Когда неделю спустя Христос снова явился Своим ученикам и Фома был с ними, и Христос укорил его за неверие и предложил осязать раны на руках и в боку, чтобы не остаться неверующим, уверовать, то после исповедания апостола Фомы: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28) — Христос не стал даровать ему Духа, Которого прежде уже приняли другие Апостолы. Поскольку Фома принадлежал к апостольскому кругу, был одним из них, не откололся от них — он вместе со всеми обладал тем, что было вверено их сообществу, всем в совокупности не как группе людей, а как единому целому.

Может быть, здесь можно провести параллель с сошествием Святого Духа на Самого Господа Иисуса Христа на берегу Иордана (Мк 1:9–11). Эти одиннадцать Апостолов, которые составляли Его тело, приняли Духа Святого, Он был вверен им. Он пребыл в их среде, в их общности, и Он объединял их в общину. Не община обладала Святым Духом, — Он охватывал общину, руководил ею, покорял ее. И вместе с тем чего-то еще недоставало той полноте, которую Церковь познала позднее. Они приняли Святого Духа, хранили Его, но никто из них не достиг той полноты, какая должна принадлежать членам Церкви, составляет их призвание. Несмотря на этот дар, этот залог вечности, это эсхатологическое вторжение Духа в среду Апостолов, отношения между Святым Духом и тварным миром еще не достигли полноты, как говорит в одном месте Иоанн Богослов: потому что Христос еще не восшел к Отцу (см. Ин 7:39).

Шло время. Они вместе обладали этим даром Святого Духа, но неспособны еще были приносить плоды Духа, потому что Он был вверен их общности, их единству, но еще не исполнил их, не охватил каждого из них так, чтобы каждый из них мог самолично — пусть и в единстве с другими — действовать во имя Божие. Это произошло через пятьдесят дней, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на них и каждый из них получил дар, принял огненный язык, означавший схождение Святого Духа (Деян 2:3). Никто из них не мог бы обладать Духом, если бы все вместе, в зачаточном единстве как Тело Христово, они не были уже объяты Духом: это было свойственно всем, принадлежало всем и потому могло принадлежать каждому из них. Да, всем, но по-разному. Можно потерять дар Духа. Можно стать чуждым этому Присутствию, даруемому нам в нашей личной жизни, и тем не менее Дух Святой не оставляет Церковь. Скажем, если в древности отступников, тех, кто публично отрекся от Христа и вернулся к язычеству, затем принимали в лоно Церкви, их принимали не только через покаяние, но они должны были снова получить печать Святого Духа. Они стали чужды Ему, потому что сами отреклись от Него.

С другой стороны, не только с богословской точки зрения, но из опыта жизни в Церкви, который у каждого из нас есть, из жизни Церкви в истории или в наши дни, мы видим, что Дух Божий не оставляет Церковь, когда ее члены колеблются, отклоняются от истины, ищут истину, но на пути этого искания впадают в ошибки. Дух Божий всегда присутствует, всегда деятелен, Он призывает, учит, наставляет, действует в нас, обновляет всех нас, остаемся ли мы верными или колеблемся и оказываемся изменниками. Святой Дух, дарованный в событии, которое один православный богослов назвал Иоанновской Пятидесятницей, действием, описанным в Евангелии от Иоанна, сохраняется всей целокупностью Церкви. Никто не обладает Им, и вместе с тем для каждого, кто входит в апостольский круг, который все расширялся на протяжении веков, — и когда я говорю “апостольский круг”, я не имею в виду духовенство, я имею в виду всех тех, кто связан с апостольской верой, апостольской жизнью, вернее, жизнью Самого Христа, пребывающей, действующей в Его теле, — этот дар Святого Духа составляет условие нашей личной святости.

Кто есть Святой Дух?

Если мы поставим себе вопрос, Кто есть Дух Святой, думаю, можно начать с замечания, которое много лет назад высказал Владимир Николаевич Лосский. Он говорит, что Отец открывается в Сыне, через Сына. Сына открывает Святой Дух. Но Сам Дух остается неуловимым. Он еще не явлен так, как Отец явлен в Лице Сына. Откровение Духа, победы Божией, сияние Божественной Жизни явлено самим человечеством. Священномученик Ириней Лионский в одном из своих писаний говорит, что слава Божия — это до конца осуществленный человек. Каждый из нас в отдельности и все вместе, каждый из нас и та общность, которую мы составляем — вот где должно быть видно сияние Духа. Другого не дано. И это ставит нас в совершенно особые отношения с Третьим Лицом Святой Троицы, Господом Духом Святым. Мне кажется, невозможно определить соответствующим образом, Кто такой Святой Дух; мне кажется, самое лучшее, что можно сделать, это подойти к вопросу описательно, в образах, или попытаться уловить через плоды Духа, через Его действование все, что можно уловить о Нем.

Во-первых, один образ. Это до некоторой степени переработка древней аналогии, древней притчи. Если попытаться представить себе или передать кому-то взаимоотношения Лиц Святой Троицы, Их особенности, можно обратиться к древнему образу из Священного Писания, образу горящей купины, которую увидел Моисей в пустыне (Исх 3:2): куст, который горел, не сгорая. Таинственное, непредставимое свойство этого несгорающего пламенения мы можем наблюдать косвенным образом. Когда Моисей оказался перед лицом этого горящего куста, он не уловил горения, — он уловил пламя и тепло. Само горение не укладывается в рамки того, что доступно нашему познанию, нашему восприятию, — горение можно видеть, тепло можно ощутить постольку, поскольку мы охвачены им, разделяем его. В подобных образах можно говорить о тайне Бога, в терминах горящей купины, куста, который горит и непостижимо, невероятно для нас — не сгорает. И вместе с тем это горение мы постигаем через языки пламени и тепло, которое становится частью нас самих, или вернее сказать, частью которого мы сами становимся. В чем разница между этим теплом и этим пламенем? Пламя — объективное явление, часть зримого опыта. Оно говорит о чем-то, но остается для нас внешним явлением. Представьте это так: можно стоять перед горящим камином, видеть, как горит в нем полено, не понимая сути горения, но воспринимая его через пламя. В этот момент мы воспринимаем одновременно горение, пламя, тепло. Но можно оказаться на улице, смотреть в чье-то окно, видеть языки пламени и ничего не ощущать, кроме окружающего нас холода. То, что мы видим пламя, объективно утверждает, что оно есть, но ничего не сообщает нам о самом пламени. Если бы я из опыта не знал, что пламя означает горение и тепло, я, стоя снаружи, на улице, вполне имел бы право утверждать, что пламя не греет. Это утверждение неполно, если не прибавить к нему еще нечто.

Не это ли имеет в виду Писание, когда говорит нам, что Дух открывает нам, Кто есть Иисус (Ин 15:26)? Его природа, Его Личность поистине отвечают на вопрос “Кто?”. Только когда мы ощутили тепло, мы можем уловить связь пламени с горением, но если мы опытно не ощутили тепла, иными словами, если Дух Святой не коснулся нас, мы можем все знать о пламени и тем не менее высказывать ошибочные, кощунственные суждения. Опять-таки, не об этом ли говорит Писание словами Самого Христа, что всякая хула на Христа простится: потому что Он есть “Да”, “Аминь”, Он — утверждение, положительный факт вне нас самих. Он — объективное утверждение Бога в истории; а грех против Духа не может быть прощен (Мк 3:29).

Читайте также – Дух дышит, где хочет

Кто есть Святой Дух и что такое грех против Него?

Как же тогда понимать, Кто есть Дух Святой и что такое грех против Него? И здесь я хочу подчеркнуть, что то, что я собираюсь сейчас изложить, — это одна из многих и различных догадок, которые были высказаны относительно греха против Духа Святого. Если образы, которые я привел, убедительны, то вы поймете и согласитесь, что неуловимое, не поддающееся никакому нашему анализу тепло, льющееся из горящего куста, может быть познано только опытным ощущением; но если только мы его ощутили, его невозможно отрицать. А если оно отрицается, то этому отрицанию может быть два основания: или человек безумен и утверждает, что замерзает, хотя охвачен теплом, или по каким-то собственным причинам — а причины могут быть самые различные — готов отрицать собственный опыт, отрицать то, что совершенно определенно сам знает как истину. И это можно исправить только той переменой ума, которая называется покаянием, обращением, метанойя по-гречески, — изменение ума, готовность правдиво сказать о том, что нам известно как истинное, отречься от собственного внутреннего отвержения истины. Эти же образы, возможно, могут помочь не то что углубиться, но хотя бы сколько-то вглядеться в другой, более сложный вопрос об исхождении Святого Духа.

Я изложу его, как и все, что говорил до сих пор, очень примитивно. Тепло рождается не от пламени, а от того, что горит полено. Тепло исходит из того же источника, что и пламя. Благодаря тому, что есть горящий куст, есть и пламя, и тепло. Одно происхождение, один, единый и единственный источник.

Опять-таки, если эти образы по-своему приемлемы, нам делается понятно, что природу пламени мы познаем только через то, что ощущаем тепло. Только Святой Дух может открыть нам, Кто есть “Да” и “Аминь”, зримое проявление Отца в истории. И таково первое действие и свойство Святого Духа. Он есть Дух Истины. Он открывает нам Истину о Боге и Истину о человеке. Он открывает нам в пророке из Галилеи воплощенного Сына Божия. Он открывает нам значение всех Его слов, Его Слова. Он есть Дух Истины и ведет нас ко всякой истине. И я употребил слово “ведет к” не напрасно, потому что истина — не что-то, что установлено раз и навсегда. Это не утверждение, не система верований, не мировоззрение. Это живая, динамичная реальность. Истина — не что-то, Истина — Кто-то: Я есмь истина (Ин 14:6). И потому, открывая нам Христа во всей полноте, во всем Его содержании, во всем, что Христос Сам открывает нам как Слово, являющее глубины Божества, как Сын, являющий тайну Отцовства, Святой Дух шаг за шагом ведет нас не к новым истинам, а во все новые глубины, ко все большему видению Того, Кто есть Истина.

Святой Дух также открывает нам глубины человека

Святой Дух также открывает нам глубины человека. Он открывает нам и связь, которая есть между нами и Богом. Он исследует глубины человека. Он открывает нам ту глубину, которая глубже психологической области: нашу укорененность в творческом Слове Божием, нашу укорененность в животворном Слове Божием. Он учит нас также совершенно новым отношениям с Богом. Вне отношений со Святым Духом, вне доверительных отношений через Него с Единородным Сыном Божиим мы могли бы говорить о Боге как о Творце, о Вседержителе, Господе и Судии, как о Промыслителе, может быть, как о Спасителе. Но мы не могли бы назвать Его Отцом иначе как чисто метафорически, без реального онтологического взаимоотношения между Ним и нами, без сущностной связи. Это был бы образ, а не глубоко подлинное взаимоотношение. Но постольку поскольку мы связаны со Христом, как связаны члены одного тела, поскольку Дух Божий, почивший на Христе, пронизывает это тело дарами Святого Духа (см. Евангелие от Иоанна и книгу Деяний), постольку тем самым Христос — брат нам, мы единосущны Ему. И это Его собственные слова: Идите и скажите братьям Моим, что они встретят Меня в Галилее (см. Мк 16:7). В этом братстве со Христом мы открываем зачаточным образом, смутно, что такое сыновство и чем может быть отцовство — не в эмпирической жизни нашего надломленного, полного разделения мира; мы открываем в Нем, что значит быть сыном, и через Него мы можем зачаточно, гадательно представить себе, что означает иметь Отца и Кто, Каков может быть этот Отец. В тот момент, когда мы перестаем употреблять такие слова как Господь Вседержитель, Господь Бог, Бог Судия, и бываем способны хотя бы зачаточно произнести Отец, мы можем сказать, что нашей молитвы коснулось веяние Святого Духа. Иначе как силой и действием Святого Духа, через откровение, даруемое силой и действием Святого Духа, мы не можем обратиться со словом Отец к Тому, Кто есть Святой Израилев.

И наконец, как я уже упоминал, приход Святого Духа, то, что Он нам открывает, зачаток всего этого совершается в этом мире, но ведет нас к полноте, которая будет явлена в будущем мире, в Царстве Божием, в жизни вечной. У Святого Духа есть свойство, элемент чисто эсхатологический, принадлежащий исключительно последним вещам, конечному свершению всего. Только когда все будет завершено, все человечество станет в своей славе откровением пребывающего в нем Святого Духа, Который приобщает человечество Божеству, превращает весь мир в место вселения Божия. Но и в наше время Дух Святой действует в Церкви двояким образом, и об этом я хочу коротко сказать: действует в эсхатологическом измерении и в делании христианина.

Святой Дух. Евхаристия

Первое принадлежит области литургической. Всякий раз при совершении таинств, в частности, таинства Евхаристии, Православная Церковь призывает Святого Духа, молит Его прийти и осенить и собравшуюся общину, и приготовленные Дары. Это не просто своеобразный способ совершить таинственное действие, как бы самый лучший способ освятить Святые Дары. Суть эпиклезы, обращения к Святому Духу, чтобы Он сошел на нас и на приготовленные Дары, в том, что то, что должно совершиться, чтобы хлеб и вино могли стать Телом и Кровью Христовыми, приобщиться Божеству, — принадлежит будущему веку. Это может совершиться только потому, что Дух Божий, дарованный Церкви, пребывающий в ней, действующий в ней державной силой и могуществом Божиим, вводит в историческое время измерение и качество последних свершений, исполнения всего. Иначе это не могло бы совершиться в нашем историческом времени, в нашем состоянии становления. Это вторжение вечности, это расширение нынешнего состояния вещей в то, каким оно будет, когда все достигнет полноты, — вот непременное условие совершения таинства. И это становится совершенно ясно (хотя звучит нелепо с языковой точки зрения) из молитвы в литургии, где мы просим Бога даровать нам сегодня Его грядущее Царство.

И второе. Святой Дух в Своем эсхатологическом измерении вещей конечных определяет также, каково должно быть действие христианина, христианское действование. Неповторимая отличительная особенность христианского действования в том, что оно — действие Божие, осуществляемое через человека, будь то отдельный человек или община людей. Христианское действие — это действие Бога, исполненное, совершенное посредством человека. И ему присуще, как всем действиям Божиим, эсхатологическое измерение последних свершений. Человеческая мудрость, умудренность собирает из прошлого человеческого опыта все возможные ответы и включает их в настоящее с тем, чтобы разрешить проблемы сегодняшнего дня, и проецирует их на будущее, планируя будущие свершения. Божественная Мудрость, мне кажется, не определяется такой причинностью; действие каждого настоящего момента не обусловлено ни настоящим, ни прошлым, — всегда только будущим. Бог действует ради чего-то, а не из-за чего-то. В Божественном действии всегда есть нечто беспрецедентное, неожиданное, что вносит в ситуацию абсолютную новизну. Пример такого действия Святого Духа, принадлежащего истории, — Воплощение. Воплощение — не только ответ на прошлое человечества и на его состояние текущего момента, когда оно произошло, когда все созрело к этому событию. Воплощение — действие Божие, которое вводит в историческую ситуацию нечто, чего прежде в ней не было. Живой Бог становится частью, частицей человеческой истории, становления человека. И одновременно человечество так соединяется с Богом, настолько включено в тайну Божию, что в Вознесении наше человечество унесено в сердцевину тайны Святой Троицы. Здесь можно видеть, как Святой Дух, осенивший Матерь Божию, осуществил действие Божие, в котором Пресвятая Дева полноправно участвует Своим Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38), и вводит в историю нечто небывшее, новый образ Присутствия Божия.

Из ответов на вопросы про Святой Дух

Вы упомянули место у Иоанна Богослова, что Духа еще не было на земле, потому что Христос еще не взошел к Отцу. Как это понимать, если только Святой Дух — источник жизни, благодати, боговедения, всего..?

Не было времени, когда Святого Духа просто не было в мире. В противном случае никогда не произошла бы никакая встреча между Богом и Его тварью. Если “Бог” был бы просто объективным понятием, недоступным Своему творению, не вызывающим у твари никакого отклика, то могло бы быть объективное знание мертвого божества, но не Живого Бога. Но древние комментаторы считали, что когда Писание нам говорит, что Духа еще не было, потому что Христос еще не восшел к Отцу, то оно говорит о том, что Дух присутствовал, осенял мир, творимый Богом, Дух привлекал людей, руководил ими, но как бы извне, стучась будто снаружи у дверей, призывая извне, ожидая, чтобы человек отозвался, потому что человек был создан таким, что он способен понять этот призыв и отозваться.

Разница между тем, что произошло в Церкви в этот определенный день и в день Пятидесятницы в том, что отношение между Духом и Церковью, Духом и каждым отдельным членом Церкви — возьмем хотя бы Апостолов — было реальное вселение, Дух был в них, Дух был связан с ними… Опять-таки если взять образ, который предлагают Отцы: как огонь может пронизать железо. Это не было внешнее воздействие, голос как бы извне, это было внутреннее Присутствие, неведомое прочим в таком виде, в таком смысле. Я не думаю, что может быть адекватное учение о Святом Духе, пока все не достигнет своей полноты и пока все человечество в лице каждого его члена не просияет Духом, не станет Его отражением, видением.

Вы прочитали материал “Святой Дух”. Читайте также – «Придите, обедайте»

Все-таки слова о том, что грех против Святого Духа не простится, очень страшны. Порой сознаешь в себе не просто грехи, а — греховность, гордость, бунт, злую волю. Где грань, после которой мы отрезаны?

Когда люди сокрушенно говорят мне, что им кажется, что главный их грех — гордость, я обычно отвечаю: “Не волнуйтесь. Вы слишком мелки для гордости. Это просто тщеславие”. Мне думается, когда вы говорите о люциферианском бунте, вы говорите о том, на что вы неспособны. Мне кажется, бунт, о котором вы говорите, не просто своеволие, как бы капризность ребенка, который не хочет делать то, что следует. Восстание, которое могло бы отсечь нас от Бога, не просто акт своеволия. Это намеренное, продуманное действие, решение, и не просто выбор по минутному настроению, а решительный выбор против Бога.

Писание говорит нам, что не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34), что означает: дает Его Всего — каждому, кто готов принять Его. Есть однако древнее присловье, которое дополняет эти слова и говорит, что, как ни печально, но мы принимаем Его в свою меру. То есть соответственно широте и глубине своего сердца, своего великодушия, своей способности отдаваться как можно более совершенно, быть до конца верными, мы получаем больше, чем если мы колеблемся волей, сомневаемся. Предлагается все, абсолютно все, — мы можем взять столько, сколько способно вместить наше сердце… Можно сказать, что Дух Святой пребывает в полноте в Церкви, и каждый из нас причастен Святому Духу в той мере, в какой способен воспринять Его и понести. И я бы добавил, что это не неизменное состояние; бывают моменты, когда добрую волю сменяет злая воля. Но Бог никогда не оставляет нас, разве что мы прямо скажем: “Уйди! Я выбрал другую сторону!”.

Но даже и тогда Он не просто отойдет с безразличием. Он будет стучаться в двери вашего сердца воспоминаниями о Себе, порывами вашего сердца, Своим голосом, всем, что ведет к Нему — потому что мы сотворены такими, что способны отозваться; Он будет стучаться через обстоятельства жизни, через людей… Я бы сказал, что к каждому из нас можно отнести фразу из “Пастыря” Ерма, который описывает свои видения, где его ангел-хранитель (его он и называет Пастырем) дает ему наставления. И в одном месте ангел говорит ему: “Не бойся, Ерм, не оставит тебя Бог, пока не сокрушит либо сердце твое, либо кости твои”.

В наше время люди часто не знают о Боге, о христианстве, но ищут Бога, обращаются к Нему, как будто знают Его зачаточно. Кто-то приходит ко Христу, кто-то проходит мимо…

Я не знаю, что происходит, каким таинственным образом душа связана с Богом. Я уверен, что каждый, кто призовет Бога, каким бы именем он Его ни называл, обращается к Единому Богу. Пусть человек молится и обращается к воображаемому Богу, слышит-то его истинный Бог… Бог отзывается на то, что в сердце человека, не на его умственные представления или недостаточное знание. Но мне кажется, что, когда человек открыл для себя Христа, то в какой-то момент все прочие имена должны исчезнуть, потому что во Христе есть нечто настолько неповторимое, что не может быть поставлено в один ряд ни с какими другими именами. У человечества были великие и святые наставники помимо Христа, но никто из них не был и не будет тем, Кем был Христос: Бог, пришедший в мир. Дело не в том, что Его учение было самое лучшее, все дело в Его личности и в Воплощении.

Перевод с английского Е. Майданович

www.pravmir.ru

Дух Святый Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. дух.

Свято́й Дух — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы.

Слово, обозначающее «Святой Дух», имеет грамматический мужской род в русском языке, на латыни (Spiritus Sanctus). На иврите (‏רוח הקדש‏‎), и в прочих семитских языках (Ру́ах) — женского рода, в то время как в греческом (Агио Пне́вма — Άγιο Πνεύμα) — среднего.

Иудаизм[ | ]

Выражение «Святой Дух» появляется в Танахе нечасто, например, один раз в Пс. 50:13, дважды в Ис. 63:10—11. При этом слово «Дух» в значении «Дух Божий» употребляется множество раз, первый раз в Быт. 1:2. В иудаизме Бог один, идея двоичности или троичности Бога для иудеев неприемлема. Термин Руах ха-еш (Святой дух) находится часто в талмудической литературе. В некоторых случаях это относится к пророческим вдохновениям, а в других она используется в качестве обозначения силы Бога. Пророческое видение Иезекииль называет «руах Элохим» или «руах Адонай». У иудеев «святой дух» имеет определённую степень персонификации, но он остаётся «качеством принадлежащим Богу, одним из его атрибутов», тогда как в христианстве Святой Дух — Одно из Лиц Триединого Бога.[1].

В иудаизме ссылок на Дух Божий (Руах ха-еш), Святой Дух Иеговы (Яхве), предостаточно, однако он отвергает любую идею, что Святой Дух — это вечный Бог, как часть триединого божества. Термин руах ха-еш (ивр. ‏רוח הקודש‏‎, «Святой Дух» — транслитерация руах ха-еш) приводится один раз в Псалме 51:11, а также дважды в Книге Исаии. Это три библейских стиха, где используется выражение «Руах ха-еш». При этом существительное руах (רוח), часто использующееся в отношении Духа Всемогущего Бога, а также вообще относится к понятию дух, буквально означает «дыхание» или «ветер». Существительное руах, так же, как русское слово «дыхание», означает либо ветер, либо невидимую движущую силу[2].

Таким образом Святой Дух всегда воспринимался и воспринимается до сих пор иудаизмом как действующая сила, дыхание самого Бога Иеговы (Яхве), которыми Он всё делает и творит. Впоследствии же словом «дух» (רוח) стали обозначать самостоятельное сверхземное существо. Такое обозначение встречается в некоторых апокрифических сочинениях, а также в Талмуде и Мидраше. Особенное развитие получило это представление в христианстве. Тут речь идёт уже не об особом качестве Господа, не об исходящем от Него просветлении, а об объективно существующем, живом и личном начале. Такому воплощению Святой Дух никогда, вероятно, не подвергался у евреев; но и евреи усматривали в нем иногда эманацию божественной силы, действующей самостоятельно[3].

Христианство[ | ]

ru-wiki.ru

Дух Святый Вики

У этого термина существуют и другие значения, см. дух.

Свято́й Дух — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы.

Слово, обозначающее «Святой Дух», имеет грамматический мужской род в русском языке, на латыни (Spiritus Sanctus). На иврите (‏רוח הקדש‏‎), и в прочих семитских языках (Ру́ах) — женского рода, в то время как в греческом (Агио Пне́вма — Άγιο Πνεύμα) — среднего.

Иудаизм[ | код]

Выражение «Святой Дух» появляется в Танахе нечасто, например, один раз в Пс. 50:13, дважды в Ис. 63:10—11. При этом слово «Дух» в значении «Дух Божий» употребляется множество раз, первый раз в Быт. 1:2. В иудаизме Бог один, идея двоичности или троичности Бога для иудеев неприемлема. Термин Руах ха-Кодеш (Святой дух) находится часто в талмудической литературе. В некоторых случаях это относится к пророческим вдохновениям, а в других она используется в качестве обозначения силы Бога. Пророческое видение Иезекииль называет «руах Элохим» или «руах Адонай». У иудеев «святой дух» имеет определённую степень персонификации, но он остаётся «качеством принадлежащим Богу, одним из его атрибутов», тогда как в христианстве Святой Дух — Одно из Лиц Триединого Бога.[1].

В иудаизме ссылок на Дух Божий (Руах ха-Кодеш), Святой Дух Иеговы (Яхве), предостаточно, однако он отвергает любую идею, что Святой Дух — это вечный Бог, как часть триединого божества. Термин руах ха-кодеш (ивр. ‏רוח הקודש‏‎, «Святой Дух» — транслитерация руах ха-кодеш) приводится один раз в Псалме 51:11, а также дважды в Книге Исаии. Это три библейских стиха, где используется выражение «Руах ха-Кодеш». При этом существительное руах (רוח), часто использующееся в отношении Духа Всемогущего Бога, а также вообще относится к понятию дух, буквально означает «дыхание» или «ветер». Существительное руах, так же, как русское слово «дыхание», означает либо ветер, либо невидимую движущую силу[2].

Таким образом Святой Дух всегда воспринимался и воспринимается до сих пор иудаизмом как действующая сила, дыхание самого Бога Иеговы (Яхве), которыми Он всё делает и творит. Впоследствии же словом «дух» (רוח) стали обозначать самостоятельное сверхземное существо. Такое обозначение встречается в некоторых апокрифических сочинениях, а также в Талмуде и Мидраше. Особенное развитие получило это представление в христианстве. Тут речь идёт уже не об особом качестве Господа, не об исходящем от Него просветлении, а об объективно существующем, живом и личном начале. Такому воплощению Святой Дух никогда, вероятно, не подвергался у евреев; но и евреи усматривали в нем иногда эманацию божественной силы, действующей самостоятельно[3].

Христианство[ | код]

Важность Святого Духа в жизни каждого верующего признаю́т большинство традиционных христианских конфессий. Святой Дух — лицо Троицы, через которое триединый Бог действует в человеке и церкви. Если понятие Бога Отца было первостепенным в Ветхом Завете, служение Сына — в период, описанный в Евангелиях, то в настоящий момент в Христианской церкви более заметны Дары Святого Духа[4].

Развитие представлений о Святом Духе[ | код]

В седьмой главе Дидахе содержится формула крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа»[5].

В конце I века Климент Римский соединил три Лица Троицы в клятве: «жив Бог и жив Господь Иисус Христос и Дух Святый, вера и надежда избранных»[6]. Он же задал риторический вопрос: «Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас?»[7]. Также, Климент упоминает Духа как автора и вдохновителя Священного Писания. Ориген утверждал, что Дух Святой «обладает таким достоинством и властью» и сопричастнен Отцу и Сыну[8]. О поклонении Духу Святому говорит Ипполит Римский[6]. О полной божественности Духа Святого и Его единосущности с Отцом и Сыном заявлял Афанасий Великий.

Одновременно, в церкви появились и противоположные взгляды на природу Святого Духа. Так, Константинопольский епископ Македоний в IV веке выражал мнение, будто Дух Святой — «слуга и служитель одного уровня с ангелами»[9] и подчинён Богу Отцу и Сыну. Кизикский епископ Евномий высказывался о происхождении Духа «вследствие повеления Отца и действия Сына»[10]. Учения македониан и евномиан о Духе Святом были рассмотрены на Константинопольском соборе в 381 году, признаны еретическими и преданы анафеме.

В средние века интерес к Духу Святому подогревался спорами о филиокве. В конечном итоге, различные взгляды на природу схождения Духа Святого стали одним из поводов для Великого раскола.

В ходе реформации Жан Кальвин заявил о том, что Святой Дух доносит смысл Священного Писания до сердец и умов верующих. Джон Уэсли учил об участии Святого Духа в «освящении» верующего. Продолжением взглядов Уэсли стало движение святости в XIX веке. В XX веке учение о крещении Духом Святым стало одним из самых главных догматов пятидесятников.

Действия Святого Духа[ | код]

С точки зрения ортодоксального христианства (признающего первые символы веры христианства, в частности Никео-Цареградский Символ веры), Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров —

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

Ещё царь Давид молился в Ветхом Завете о ниспослании ему Духа Святого:

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых.

Христиане верят, что через действие Святого Духа воплотился Бог-Сын —

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

В Евангелие от Иоанна сообщается, что Иисус Христос говорил, что Святой Дух впоследствии обличит мир о грехе, о правде и о суде (Ин. 16:7-11).

Иисус Христос также называл Святого Духа Утешителем:

Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.

Очевидно, здесь раскрывается функция Святого Духа в том, что Он будет свидетельствовать об Иисусе Христе.

Святым Духом происходит преложение Святых Даров: хлеба и вина в Тело и Кровь Христа —

С действиями Святого Духа связывают такие религиозные понятия как: крещение Святым Духом, плод Святого Духа, дары Святого Духа.

Крещение Святым Духом[ | код]

В исторических церквях под крещением Святым Духом понимается миропомазание[источник не указан 156 дней], которое осуществляется священником: в православии единовременно с крещением водой, а в католичестве в более взрослом возрасте. Пятидесятники и некоторые представители иных христианских конфессий верят, что крещение Духом Святым доступно для всех верующих (независимо от традиции Церкви) после дня Пятидесятницы, и является не только обрядом, но и личным духовным переживанием, в некоторых случаях сопровождающимся различными эмоциями.

я крестил вас водою, а Он (Иисус) будет крестить вас Духом Святым
Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
Дары Святого Духа[ | код]

Дары Святого Духа — это сверхъестественные проявления Святого Духа в верующих людях. Христиане верят, что духовные дары даются верующим (или давались во дни жизни апостолов) для выполнения определённых записанных в Библии божественных постановлений, таких как:

Тема даров Святого Духа подробно рассматривается апостолом Павлом в 1-м послании к Коринфянам, в главах 12-14. Основополагающими считаются вступительные слова:

Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

На основании этого текста принято выделять[кем?] 9 даров Святого Духа:

  • 1 — слово мудрости
  • 2 — слово знания
  • 3 — вера
  • 4 — дары исцелений
  • 5 — чудотворение
  • 6 — пророчество
  • 7 — различение духов
  • 8 — разные языки
  • 9 — истолкование языков[источник не указан 195 дней]

Принято считать[кем?], что ключом к пониманию этих даров является слово «проявление»[11]. Святой Дух, обитающий внутри верующего, невидим. Но, благодаря действию даров, Дух Божий являет Себя органам чувств человека. Говоря иначе, каждый из этих даров является сверхъестественным проявлением Духа Святого, обитающего в верующем и действующего через него. И поскольку эти дары являют не верующего, но личность Духа Святого, то все они сверхъестественны по своему характеру. Феофан Затворник считает, что «слова „явление Духа“ значат явное действие Духа, обнаружение Его, заметное для всех».[12]

В пятидесятничестве и харизматическом движении, где духовным дарам придаётся усиленное внимание, проявления Святого Духа общепринято классифицировать по трём различным группам:

  • Дары речи — дары, действующие через органы речи человека (пророчество, разные языки, истолкование языков)
  • Дары откровения — дары, предоставляющие сверхъестественные откровения (слово мудрости, слово знания, различение духов)
  • Дары силы — дары, демонстрирующие силу Божью в физической реальности (вера, дары исцелений, чудотворения)[13]
Плоды Святого Духа[ | код]

Плоды Святого Духа — добродетели, которые требуют помимо усилий самого человека содействия Бога. По толкованию Феофилакта Болгарского, «от нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом — это зависит от Бога»[14]. Их называет апостол Павел в 5 главе послания к Галатам:

Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Видимые явления Святого Духа[ | код]

В Новом Завете описаны следующие видимые явления Святого Духа:

  • В виде голубя (Лк. 3:22, Мф. 3:16, Мк. 1:10, Ин. 1:32). Этот эпизод, описывающий Крещение Господне, является в христианской иконографии единственно возможным сюжетом, который допустим - как изображение Духа Святого в виде голубя, сходящего с Небес. То есть все прочие изображения голубя, не связанные с сюжетом Крещения Господа, не изображают Духа, но всего лишь голубя.
  • В виде огненных языков (Деян. 2:3).
  • В виде иных языков, когда люди, на которых снизошёл Дух Святой, начинали говорить на разных языках, которых до этого эти люди не знали (Деян. 2:3-10).

Теология Святого Духа[ | код]

Хула на Духа Святого[ | код]

Согласно Евангелию, грех хулы на Святого Духа не прощается:

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

...

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Согласно толкованию Исидора Пелусиотского и Василия Великого хула на Духа Святого — это приписывание действия Духа Божьего князю бесовскому. Иоанн Златоуст считал, что хула на Духа Святого — это отвержение человеком очевидной истины.

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Joseph Abelson,The Immanence of God in Rabbinical Literature (London:Macmillan and Co., 1912).
  2. ↑ Article Jacobs J. Jewish Encyclopedia: Holy Spirit 1911
  3. ↑ Дух Святой // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  4. ↑ Эриксон Миллард. Христианское богословие. — СПб:: Библия для всех, 2002. — ISBN 5-7454-0669-0.
  5. ↑ Учение Господа народам чрез 12 апостолов.
  6. ↑ 1 2 Доникейские Отцы Церкви о Божестве Христа и Духа Святого
  7. ↑ Климент Римский. Послание к Коринфянам.
  8. ↑ Ориген. О Началах.
  9. ↑ Эрл Е. Кернс. Дорогами христианства. — Москва: Протестант, 1992. — С. 106. — 416 с.
  10. ↑ Д. С. Бирюков. Евномий // Антология восточно-христианской мысли. В 2-х томах / Под науч. ред. Г. И. Беневнча и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич.. — М., СПб.: Никея, 2009. — Т. I. — С. 237. — 672 с.
  11. ↑ http://bible.optina.ru/new:1kor:12:07 Святые отцы о Священном Писании — Толкования на 1 Кор. 12:7
  12. ↑ Толкование на первое послание к Коринфянам, Отделение 6 читать, скачать — святитель Феофан Затворник
  13. ↑ http://kingdomjc.com/Books/Prins11/03.htm Дерек Принс, «Вера как образ жизни» — Вера как дар
  14. ↑ Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Литература[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Дух Святый — наш вождь ко спасению

     «Дух Твой благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142; 10)

Дух Святый именуется Духом благим потому, что Он есть источник всякого блага, источник любви, от Него исходят все дары благодатные в Церкви. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух ведения в Веселеиле, Дух совета в Моисее,

Дух крепости в Иисусе Навине, в Гедеоне и Сампсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и Богобоязненном Симеоне. Поэтому и именуется Он Духом благим, Духом правым, Духом владычним. Он наставляет и управляет Церковью. Он наставляет нас на путь вечности, Он научает нас оправданиям (уставам) Своим, Он ведет нас в прежнее достоинство. Без Его Божественного наставления наш человеческий дух не может ходить правым путем и вводить нас в землю правды; наш дух суетен, непостоянен, склонен к заблуждениям и немощен; часто мы и сами не знаем, какого мы духа: иногда увлекаемся духом суетности, иногда духом нетерпеливости, иногда духом гордости, иногда духом сребролюбия, иногда духом властолюбия; каждый из этих духов ведет нас через разные пропасти погибельные, а мы не узнаем лукавого вождя. Много таких опасностей на нашем пути; часто лукавый демон прельщает нас злом под видом добра, да и сами мы немощны и потому нуждаемся, чтобы «Дух благий» наставлял нас, и подкреплял нас по реченному от апостола Павла: «Дух способствует нам (подкрепляет нас) в немощех наших» (Рим. 8; 26). Он, Помощник наш милосердый, подкрепляет нас разными способами. Сначала Он подкрепляет нас в немощи нашей, чтобы мы принимали с благодарностью от руки Божией всякие скорби душевные и телесные и прославляли за них Бога нашего. Потом Он помогает нам, отгоняя от нашего разума невежество, и научая, что должно делать, и от чего должно бегать. Он укрепляет волю нашу, чтобы любить все доброе, все постоянное, вечное, и не привязываться ко всему тленному, что льстит только нашим чувствам, но никогда не может удовлетворить и насытить души. Святый Дух помогает нашей памяти благодарно воспоминать все благодеяния Божий, памятовать о заповедях Божиих, чтобы их не преступать, и о своих грехах, чтобы сокрушаться о них сердцем, — чтобы не забывали мы праведного и грозного Суда Божия, Который праведным готовит блаженное воздаяние, а грешникам — достойную казнь. Наконец, Он же, Дух Божий, помогает нашему духу противостоять похоти плотской, дает крепость в начинании дел, Богу угодных, и укрепляет нас пребывать в служении Богу с ревностью, во благодати Божией. Дух Святый помогает нам во всяком состоянии: если мы в благодатном состоянии, то Он предохраняет нас, дабы мы не лишились благодати Божией, если мы только что отстаем от греха, Он поддерживает нас, чтобы мы снова не впали в него, и ведет нас от силы в силу добродетелей, пока мы не узрим Бога в небесном Сионе. Если мы пребываем во грехах, Он помогает восстать и от них избавиться, чтобы не погибнуть, как сказано: «Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя» (Пс. 93; 17). Дух Святый наставляет нас в пути, по которому распростерты сети вражии, как сказано: «на пути сем, по немуже хождах, скрыта сеть мне» (Пс. 141; 4). Он — в печалях наших утешитель, во тьме — свет, в трудных обстоятельствах — покровитель, в бедах — освободитель, в сомнениях — советник, в горести — сладость, в изнеможении — подкрепление, в заблуждении — вразумитель, в неведении — наставник. Все эти дары благодатные Дух Святый не перестает щедро изливать на верующих, если только мы позаботимся омывать слезами покаяния сосуды душ наших от греховных скверн. Пример такового действия Духа Святого можно видеть на святых Апостолах: они были люди простые, неученые, но Дух Святый исполнил их разумом и мудростью, и они своим учением обратили весь мир ко Христу; они были люди робкие, но Дух Святый свыше облек их силой и укрепил мужеством на всякие бедствия; они были незнатны, но Дух Святый силой чудотворений соделал их славными в мире; были они недостаточно горячи духом, а когда сошел на них Дух в огненных языках, они воспламенились любовью и ревностью, так что их слово как огненное проникало в окаменелые сердца. Были они люди немощные, но Дух Святый так укрепил их, что ни мучения, ни вся сила адова не могли поколебать их сердец. Напротив, сами они всю вселенную покорили Христу и уничтожили идолов; такова сила Святаго Духа, Который наставлял их и нас подкрепляет в немощах наших! Этот же Дух укреплял и святых мучеников: сколько было детей и юных девиц, которым сокрушали ребра, опаляли тело, отрезали сосцы, которых бросали в кипящую смолу и жгли на раскаленных сковородах, а они все это считали себе за утешение и своей мудростью побеждали самих мучителей! Так Дух Святый и благий наставлял их на землю правую, вел их в ту землю, где все — одна правда, где нет ничего стропотного: там нет искушений, нет грехов, нет бедствий, нет болезней, печалей и воздыханий; там всегда — веселие, радость, здравие, благоденствие, благодать и слава! Как Израильтян вел в землю обетованную ночью столп огненный, а днем — облачный, так и для нас благодать Духа Святаго есть и огнь просвещающий и облак прохлаждающий. Как парусный корабль на море, хотя бы и все имел потребное к плаванию, но без попутного ветра не может благополучно совершит! свой путь, так и нам потребно веяние Духа Пресвятаго, чтобы чрез море жития сего приплыть к вечному житию. Поэтому будем воссылать прилежные молитвы с теплыми слезами к Богу Отцу и Богу Сыну и взывать непрестанно: Дух «Твой благий наставит мя на землю праву!» Дух Твой, Боже Отче, Тебе единосущный, благий, да ублажит и укрепит души наши! Пошли, Боже, Духа Твоего и созиждутся души наши, и обновишь лице земли, той самой земли — плоти нашей, которая некогда услышала Твой приговор: «яко земля еси, и в землю отыдеши!» (Быт. 3; 19). Эту землю, телесный состав наш, — да обновит Дух Святый благодатью Своею, чтобы была она жилищем для Тебя, а не для злого духа! Будем молиться и Самому Духу Святому: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!" Очисти нас, как огонь очищает злато и серебро. Ты — огнь невещественный, Ты — огнь, терние греховное попаляющий, а души наши просвещающий, Ты — огнь, хлад беззаконий отгоняющий, а теплоту любви возжигающий: распали же души и телеса наши в этой жизни, дабы избегнуть нам огня геенского в вечности! Тобою — Огнем — пусть горят светильники душ наших, чтобы нам дозволено было войти в чертог небесный с мудрыми девами. О, Огнь святый! Как сладостно горишь Ты! Как таинственно светишь! Горе не горящим Тобою и Тобою не светящим! Их обымет некогда мрак безпросветный, и они будут ввержены в огнь вечный. Душе Святый, Душе Пребожественный, Душе Животворящий! Истреби сильным Твоим пламенем все терния и плевелы наших грехов, попали всякое семя злобы на ниве сердец наших, чтобы нечему было гореть в нас вечным огнем!

Пребожественная и Живоначальная Троице! Отче, Сыне и Душе Святый, единый истинный Боже, Отче превечный, сотворивший нас, Сыне собезначальный Отцу, искупивший нас, Душе Святый, единосущный Отцу и Сыну, благодатью Твоею освятивший нас! Веру Православную расшири, Церковь от ересей соблюди, Царя православного укрепи, народ Твой умножь, обилие плодов земных даруй, мир вожделенный устрой, благочестие повсюду насади, надежду в сердцах наших укрепи, пламень любви возжги, и по скончании сей временной жизни даруй нам живот вечный, ибо Ты един — совершенный Человеколюбец, аминь!

(Из творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского)

duhovnik.com

Дух Святый - это... Что такое Дух Святый?

  • Дух Святый — третье лицо пресв. Троицы. Он есть истинный Бог (Деян.5:3 ,4), Животворящий (Иоан.3:5 ), исходит от Отца (Иоан.15:25 ). Ему приличествует поклонение и прославление равное со Отцом и Сыном (Мат.28:19 ), Он глаголал через пророков (2Пет.1:21 ),… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Дух Святой — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец …   Википедия

  • Святой Дух — У этого термина существуют и другие значения, см. дух. Христианство Портал:Христианство Библия …   Википедия

  • Бог Святой Дух — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец …   Википедия

  • Святой дух — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец …   Википедия

  • ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ — Прав. Иоанн Кронштадтский. Офорт В. А. Боброва. 1900 г. (ГИМ) Прав. Иоанн Кронштадтский. Офорт В. А. Боброва. 1900 г. (ГИМ) (Сергиев Иоанн Ильич; 19.10.1829, с. Сура Пинежского у. Архангельской губ. 20.12.1908, Кронштадт), св. прав. (пам. 1 июня …   Православная энциклопедия

  • Троица Пресвятая — – если до некоторых познаний о свойствах божественной сущности и до признания единства Божия человек доходит путем собственных размышлений, то до такой истины, что Бог един по существу и троичен в лицах, что есть Бог Отец, есть Бог и Сын,… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Церковь — есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные Христиане, но и все… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Христос-Мессия — (Еф.2:10 и др. ). Христос, есть греч. слово, значащее помазанник, слово же Мессия есть Еврейское и означает то же самое, что и греч. Посему то Иудеи или Евреи называют Господа Мессиею, мы же Христиане Христом. Название помазанника произошло от… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Священное Писание — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Статьи в Википедии должны основываться на вторичных источниках. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания ста …   Википедия

  • theological_encyclopedia.academic.ru

    Святые отцы о Духе Святом

    Дух Святый непрестанно веет благоуханием приятнейшим, сладчайшим и неизъяснимым для языка человеческого. Но кто знает сию приятность Духа и Его сладость, кроме тех, которые удостоились того, чтоб Он вселился в них? Дух Святый вселяется в душах кающихся не иначе, как после многих трудов (прп. Антоний Великий).

    ***

    …Дух пишет на сердцах более или менее; по мере предуготовительной чистоты пишет или для всех явственно. или неявственно. По скорости же написуемого, целая уже вселенная наполнена благовестием (свт. Василий Великий).

    ***

    …Выше человеческой природы — объяснить причину, по которой Дух Божий различно действует в достойных, — и одному вверяется пророчество, и притом до известной степени; другой получает дарования исцелений, и те в определенной мере; а иной действия больших или меньших сил. Ибо знает сие Тот один, Кто вникает в душевные достоинства каждого, и каждому, по незримым мерам правосудия, уделяет, чего он достоин (свт. Василий Великий).

    ***

    Страж наш есть Дух Святый. Когда душа приносит плоды, достойные вечных житниц, Дух Святый пребывает с ней, охраняет ее и отражает козни уединено дивия (ср.: Пс. 79, 14) (свт. Василий Великий).

    ***

    …Как у Бога Слово не устами произносимое, но живое, самостоятельное, вседейственное; так у Бога и Дух не разливающееся дыхание, не рассеивающийся воздух, но Сила освящающая, самосущная, самобытная, самостоятельная (свт. Василий Великий).

    ***

    …Как солнечные лучи делают облако светлым и блистательным, производя в нем златовидность, так и Дух Снятый, вошедши в тело человека, как даровал ему жизнь, даровал бессмертие, даровал святыню, так воздвиг, когда оно пало. И человек, который дотоле был земля и пепел, но вселении в него Духа, приял достоинства пророка, Апостола, Ангела Божия (свт. Василий Великий).

    ***

    …Приемлющие делаются святыми, когда <Дух> низойдет на них, и погибают, когда Он оставит их… Он источник Вечной жизни (свт. Василий Великий).

    ***

    <Дух Святый> даровал Себя всему множеству Небесных Сил и всему множеству праведников. И между праведными, великими и малыми, Ангелами и Архангелами, освящается Им каждое неделимое. И хотя неделимые бывают розно, и как тела находятся одно здесь, другое там, так и другие силы имеют между собою разделяющую их среду; однако же Дух неразделим и не часть Его, срастворенная с каждым неделимым, производит в нем Божественную жизнь, но все живет всецелою Его силою; Дух повсюду присущ, уподобляясь посылающему Его Богу и в бытии и в том, что везде и во всем одинаково пребывает (свт. Василий Великий).

    ***

    …Божий Дух обильно пребывает в разумной душе, если она не хочет но нерадению отступить от самой себя (свт. Василий Великий).

    ***

    Неверующий в Духа не имеет части и в истинном поклонении. Ибо не иначе можно поклоняться Сыну, как только во Святом Духе, и не иначе можно призывать Отца, как только в Духе сыноположения (свт. Василий Великий).

    ***

    …Дух, хотя не имеет общения с недостойными, однако же по видимому сопребывает некоторым образом с теми, которые запечатлены однажды, ожидая их спасения по обращении… (свт. Василий Великий).

    ***

    …Жизнь, порабощенная плотским страстям, не приемлет благодати Духа, как больной глаз — света солнечных лучей (свт. Василий Великий).

    ***

    …Пока не соблюдаем всех заповедей Господних, и пока мы не таковы, чтобы Господь засвидетельствовал о нас: вы несте от мира сего (ср.: Ин. 15, 19), до тех пор да не ожидаем удостоиться Духа Святаго (свт. Василий Великий).

    ***

    Всякий, кто любит собственное спасение, делается обителью Святаго Духа (прп. Ефрем Сирин).

    ***

    С трепетом чтим великого Духа: Он мой Бог, Им познал я Бога, Он Сам есть Бог, и меня в той жизни творит богом. Он всемогущ; Он раздаятель даров, предмет песнопений чистого лика небесных и земных; Он Жизнеподатель, сидит на превознесенном престоле, исходит от Отца. Он Божия сила, Самовластитель (свт. Григорий Богослов).

    ***

    Дух же Святый, во-первых, свят по естеству, так же, как Отец по естеству свят, равно как и Единородный. Таков же Дух Святый и по животворности, и по нетлению, и неизменности; Он вечен, праведен, мудр, прав, владычествен, благ, силен, Дарователь всех благ, и прежде всего самой жизни; Он есть всюду сущий, и каждому присущий, и наполняет землю, и на небе пребывает, изливается в премирных силах, все наполняет по достоинству каждого, и Сам пребывает полным; Он есть со всеми достойными, и не отделяется от Святой Троицы. Он всегда испытует глубины Божии, всегда приемлет от Сына, и посылается и не отделяется, и прославляется и имеет славу… (свт. Григорий Нисский).

    ***

    …Дух нисходит <на Спасителя> не потому, что недостаточно было Божества Сына, но для того, чтобы таким путем обнаружилось совершенное познание Троицы (свт. Иоанн Златоуст).

    ***

    …Никак нельзя видеть неба отверстым без Духа, равно как нельзя без Святаго и поклоняемого Духа ни облечься властью учительства, ни проявить силу чудотворения (свт. Иоанн Златоуст).

    ***

    Ради пролитой за нас крови мы получаем Духа Святаго. Если же соединяются вместе и кровь и Дух, то это для того, чтобы мы могли принять чрез однородную с нашею кровь неоднородного с нами Духа Святаго, и чрез это преградили доступ к нам смерти (свт. Иоанн Златоуст).

    ***

    Не одна вера нужна, но и духовная жизнь, чтобы мы могли удержать в себе Духа, данного однажды (свт. Иоанн Златоуст).

    ***

    Святый Дух, снисходя к нашей немощи, приходит к нам и когда бываем мы еще не чисты; и если только найдет ум наш искренно Ему молящимся, находит на него и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов и представлений (делает, что она исчезает), располагая его чрез то к вожделению духовной молитвы (прп. Нил Синайский).

    ***

    Как солнце, будучи совершенно, изливает от себя всем совершенную, простую и равную благодать; но каждый насколько имеет очищенное око, настолько и принимает солнечный свет; так и Дух Святый верующих Ему соделал от крещения способными к принятию всех Своих действий и даров, однако дары Его действуют не во всех в одной мере, но каждому даются по мере делания заповедей, поколику он засвидетельствует благими делами и покажет меру веры во Христа (прп. Марк Подвижник).

    ***

    …Где присущ Дух Святый, там не ищи закона естества и обычного последования причин и действий. Ибо всемогущ поклоняемый Святый Дух, и не могущее сбыться по естеству произведет в тебе силою Своею, так что ты изумишься. Кроме того, еще и победителем явит Он теперь ум твой, который прежде был побеждаем. Ибо свыше нисходящий на нас Утешитель выше всего есть, и тебя поставит выше всех естественных движений и бесовских страстей (прп. Иоанн Карпафский).

    ***

    …Без Святаго Духа никто не может ни греха избежать, пи исполнять заповедей Божиих, ни отражать власть и силу, какую возымели над нами демоны (прп. Симеон Новый Богослов).

    ***

    …Когда призываем Духа Святаго, говорим: Душе Святый, несказанно от Отца исходящий и на нас верных чрез Сына нисходящий, Дух жизни и ведения, Дух святости и совершенства, Дух благий, премудрый, человеколюбивый, утешительный, преславный, питающий вместе и напояющий, милующий, просвещающий, укрепляющий, Божественный Дух терпения. Дух — податель радости, веселия, целомудрия, мудрости, ведения, кротости, незлобия, беспопечения о мирских вещах, созерцания благ небесных, Дух — отгнатель лености, нерадения, рассеянности и лукавства, Дух — показатель Божественных тайн, обручение Небесного Царствия, источник пророчества, кратер  учения, дверь покаяния, истребитель грехов. Дух любви, мира, веры, воздержания… (прп. Симеон Новый Богослов).

    ***

    Когда же Божественный луч коснется и сердца, тогда и его осветит, и ум очистит, и на высоту поднимет, и, возведя на небо, соединит с Божественным светом (прп. Симеон Новый Богослов).

    ***

    …Если… желаешь получить Божественного Духа, совершенно веруй в Бога, отрекись также от себя самого, без колебания возьми крест на плечи и умри, чадо, произволением, чтобы сделаться тебе причастником жизни бессмертной. Да не обольстят тебя обманщики своими лживыми речами о том, что (не отныне еще, а только) по смерти умирающие получают жизнь, дабы, поверив, ты не вознерадел и не лишился причастия жизни (прп. Симеон Новый Богослов).

    ***

    Дух Святый обещан дароваться тем, кто просят Его днем и ночью… (свт. Григорий Палама)..

    ***

    Святый Дух действует самовластно, как Бог; приходит в то время, как смирившийся и уничиживший себя человек отнюдь не чает пришествия Его (свт. Игнатий Брянчанинов).

    Поделиться ссылкой:

    Похожее

    varnicy.ru

    Дух Святый в Сергиево-Посадском районе

    В день Святой Пятидесятницы мы вспоминаем священное событие сошествия Святаго Духа на апостолов.

    На другой день, называемый Духовым Днем, мы прославляем Святаго Духа, Его величие, Его силу, Его славу, Его Божество.

    Святый Дух сошел на апостолов не только для того, чтобы воодушевить их на труды и руководить ими в бес­примерном в истории[3] Х[3] История Сергиева ПосадаСе́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

    Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название.Читать далее... Церкви подвиге. Он сошел для того, чтобы оставаться в Церкви Христовой до конца мира. И как это радостно, утешительно для нас!

    Апостолы получили право и власть не только разда­вать дары Святаго Духа верующим, но и передавать это право своим преемникам — епископам и священникам. Каждый из нас, грешных и немощных священнослужителей Пра­вославной Церкви, по преемству от святых апостолов по­лучил в таинстве священства эту власть раздавать верую­щим благодатные дары Святаго Духа,

    Каждый из вас в дни своего младенчества получил уже первый дар Святаго Духа в Крещении, когда вы были при­несены сюда, в храм, руками ваших восприемников. И много-много раз за свою жизнь православный христиа­нин восполняет и умножает в себе эти благодатные дары, получаемые нами в таинствах церковных, и, кроме этих особых даров Святаго Духа, необходимых для роста нашей духовной жизни, бесчисленное число раз мы принимаем в себя Божественную благодать в обрядах, священнодейст­виях Церкви, через слово Божие и молитву.

    Как сад растет и цветет только тогда, когда освежается влагой, так и душа каждого из нас зреет для жизни вечной только тогда, когда ее орошает благодатный дождь Святаго Духа. И мы, православные люди, всю свою жизнь живем под этим небесным дождем. «Святым Духом всяка душа живится».

    Без этой благодатной помощи Святаго Духа спасти себя для вечности мы не можем. Святой Дух — это наш Бо­жественный Друг, спутник всей нашей земной жизни, вы­ражаясь народным языком, наш «кормилец». И потому праздник в честь и славу Святаго Духа — близкий, род­ной и дорогой каждому из нас. Мы вспоминаем и прослав­ляем славу и силу Святаго Духа.

    Ах, какая это сила! Могучая, не знающая преград, воистину Божественная сила! Эта сила рождает веру в сердце человека, перерождает человеческую душу, растит великих подвижников христианства и ведет каждого из нас за собой по пути вечного спасения.

    День сошествия Святаго Духа напоминает нам и о первой апостольской проповеди в этот день. Апостол Петр говорил ее перед многотысячной толпой. Из книги Деяний Апостольских мы знаем, как народ, слушавший эту первую проповедь, умилялся, вздыхал, плакал, и как под ее воздейст­вием около трех тысяч человек приняли Крещение и стали первым зерном Святой Церкви Христовой. Это — действие силы Святаго Духа через проповедь слова Божия.

    Сошествие Святаго Духа на апостолов. Икона из ризницы

    Свято-Троицкой Сергиевой Лавры[2] Х[2] Троице-Сергиева ЛавраЗа столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

    В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.Читать далее...

    Мы знаем и о последующих действиях этой силы через апостольскую проповедь: как вскоре же вошло в ограду святой Церкви пять тысяч, и как «верующих более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деян. 5, 14). А ведь проповедь апостольская вовсе не была беспрепятственной. Напротив, весь языческий и иудейский мир противопоставили ей все, что только могли: и силу убеждений своих философов, и подкупы, и крова­вые гонения на христиан и на проповедников христианства. Христиан жгли и умерщвляли тысячами, и кровь убитых была семенем, из которого вырастали тысячи новых хри­стиан. Церковь чудесно ширилась и росла через проповедь слова Божия. Об этом воздействии проповеди учит и святой Апостол Павел: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Римл. 10, 17).

    Апостолы не только устно проповедывали слово Божие, — они оставили нам и свои послания. И наша Церковь учит, что их послания, как и священные евангельские страницы, написаны под воздействием и руководством того же Всесвятаго Духа.

    Сила Святаго Духа обнаруживала себя не только в апостольской проповеди, ной в проповеди их преемников, она неиссякаема— эта Божественная сила! Мы все знаем о потрясающей силе проповеди святого Иоанна Златоуста. Когда он говорил в своем Антиохийском храме, замирала жизнь в городе: люди из учреждений, школ, с базаров, отовсюду сходились в церковь, чтобы послушать златоустого проповедника. И сколько тысяч людей он привел ко Христу!

    Тысячу лет назад наши предки в древней Руси приняли христианскую веру. Под действием проповеди слова Божия они сбрасывали идолов с их насиженных мест, со слезами радости принимали крещение, и огоньки веры стали рас­пространяться по всему лицу тогдашней нашей страны. Жители Киева, Новгорода, Владимира жадно слушали проповедников христианской веры и становились православными. По мере расширения границ нашей страны про­поведь слова Божия распространялась и по ее окраинам, покоряя человеческие сердца.

    В XIV веке к зырянам, жителям севера, которых считали тогда диким народом, пришел святитель Стефан, отдавший всю свою жизнь делу проповеди Православия среди язычников — зырян. И сила Духа Святаго через его проповедь покорила и этот край.

    Лет двадцать пять назад мне пришлось посетить этот край и я видел, как простой, бесхитростный, честный, миролюбивый и трудолюбивый зырянский народ хранит до сих пор заветы святителя Стефана, которого он считает своим просветителем. С любовью православные зыряне выполняют все посты и церковные обряды и с великим благоговением произносят они имя святителя Стефана.

    В начале XVIII века в восточной Сибири появился свой апостол — святой Иннокентий, епископ Иркутский, кото­рый горячей проповедью слова Божия победил сердца жителей Сибири, много сделав здесь для распространения Православия.

    Перед первой мировой войной апостолом среди кам­чадалов-жителей Камчатки — явился молодой иеромонах о. Нестор. Приезжая неоднократно в Петербург с докладами о своей работе, о. Нестор рассказывал о тех чудесах, какие его проповедь совершала в сердцах камчадалов, когда эти люди, по личной своей инициативе, изъявляли готов­ность идти на любые подвиги во имя Христа.

    Дух Святый через проповедь слова Божия рождает веру. Так было и так есть, потому что Дух Святый есть «дух живый и действуяй».

    И нам, недостойным служителям Церкви, с великой радостью неоднократно приходится слышать о том, как через проповедь слова Божия укрепляется вера, как к равнодушным в отношении веры она возвращается, а у не­верующих загорается вновь,

    Сила Святаго Духа проявляется не только в этом. Мы уже сказали: Дух Святый перерождает человеческие души. И вот первый пример — святые апостолы. В день сошествия Святаго Духа они сделались совсем иными: из боязливых, колебавшихся, мало понимавших истины веры, они стали пламенными и неустрашимыми проповед­никами слова Божия. Они знали, что идут навстречу не только издевательствам и насмешкам, но и темничному заключению, пыткам и кровавой смерти; их ничто не могло остановить в их подвиге.

    Великая, перерождающая людей сила Святаго Духа проявлялась и проявляется во все века истории Христовой Церкви. Какая сила, как не эта, великую блудницу Марию Египетскую подняла на такую высоту святости, при виде которой изумлялись современники, изумляются и потомки! Что, как не сила Святаго Духа, переродила и другую блудницу Евдокию, которая остановилась в одной гости­нице с святым мужем и, случайно услышав его молитву, обратилась ко Христу и пошла противоположным путем: не по ступеням греха, в бездну гибели вечной, а по ступе­ням жизни во Христе, все выше и выше к Небу.

    Святый Дух — всегда «живый и действуяй». И разве сейчас многие из нас не знают случаев, когда под влиянием слова Божия и проповеди его люди развратные становятся воздеряганными, грубые — кроткими, скупые и жестокие — сострадательными и мягкими?

    Дух Святый восстанавливает нашу падшую природу, возрождает ее и созидает в нас нового человека, «созданного по Богу в правде и преподобии истины» (Еф. 4, 24).

    Святый Дух рождает и воспитывает подвижников на­шей веры. Преподобные Сергий и Серафим, сумевшие со­хранить неповрежденными от дней младенчества и детства первые дары Святаго Духа, уже в юности своей шли путем подвигов, освящаемые и усовершаемые в этих подвигах христианского самоотвержения под непосредственным ру­ководством и при содействии Божественного Наставника — Животворящего Духа Святаго. И какой духовной красотой они сияли к концу своей земной жизни! Их души были чистыми храмами[1] Х[1] Храмы и церквиПомимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района.Читать далее... Святаго Духа. Оптинские, Глинские, Саровские старцы привлекали к себе тысячи людей, прихо­дивших для беседы с ними, для того, чтобы раскрыть праведным старцам свои наболевшие души. И какой силой они раздавали утешение этим людям? Силою Святаго Духа.

    Русский верующий народ, в течение тысячи лет питаю­щийся благодатными дарами Святаго Духа, воспитал в себе под этим воздействием склонность к подвижничеству, к строгому соблюдению постов, любовь к паломничеству. Из всех православных церквей самая продолжительная служба совершается в русской Церкви. И русские верующие люди с усердием простаивают многие часы за богослужением в храмах, нередко душных от переполнения их народом.

    Все это — проявление силы Святаго Духа, великой, могучей, Божественной. Она ведет нас по пути к вечному спасению. Дух Святый через слово Божие указывает нам путь к вечной жизни. Он и укрепляет нас на этом пути, Он и утешает в минуты опасностей.

    Наша Церковь называет Святаго Духа нашим Просве­тителем, потому что через Него преподаются нам истины веры, просвещается ими ум наш и согревается ими сердце наше.

    Он — наш Освятитель, потому что Его благодатными дарами освящается наша душа. Дух Святый сообщает всем силам и способностям человека новое, духовное на­правление — к Богу, к добру, к святости, дает человеку духовную крепость и силу, очищает нас от греха и скверны, попаляет в нас тернии греховные. Дух Святый «устрояет» душу «горе», направляя ее к Царству Небесному.

    Он — наш Утешитель, потому что в Нем — источник утешения православного христианина во всех его жизненных испытаниях. Он посещает души наши в минуты сердечного сокрушения нашего о грехах, оживляя в нас надежду на милосердие Божие. Он утешает скорбящие души Своим благодатным Божественным дыханием, ниспосылает в них мир и преданность воле Божией.

    Если благодать Святаго Духа так необходима для человека, что без ее содействия он не может ни знать путей, ведущих в жизнь вечную, ни очиститься от грехов, ни преуспевать в подвигах христианской жизни, то долг наш требует постоянно, неотступно желать даров Святаго Духа.

    Мы и просим за каждой нашей утренней и вечерней молитвой, за каждым богослужением в храме: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,… прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша».

    Мы веруем, что силою Святаго Духа совершается наше вечное спасение.

    По слову Апостола Павла, мы — «храм живущего в нас Святаго Духа» (I Кор. 6, 19). Это высочайшая честь, какой удостаивает нас Небесный Отец, величайшее и наше счастье!

    Но мы только тогда будем храмом Святаго Духа, когда будем этого достойны: когда в сердце нашем не будет той грязи греховной, того равнодушия к делу нашего спасе­ния, того падения духа веры, при которых Дух Божий не может оставаться в нашем сердце, и когда мы будем сознавать свою немощь и бедность духовную.

    Надо же искать, по слову Христову, прежде всего Царствия Божия и к нему стремиться всей душой, боясь потерять Его в себе, — если будем не радеть о своем вечном спасении, — эту радость и честь жить под осенением бла­годати Святаго Духа!

    Дух Святый да пребывает неотлучно с каждым из нас, укрепляя и утешая нас на пути к небесной Родине нашей!

    Митрополит Николай (Ярушевич). Слова и речи. Том 2(1947-1950 гг.) Издание Московской Патриархии 1950 г.

    Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

    [1] — Храмы и церквиПомимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

    [2] — Троице-Сергиева ЛавраЗа столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

    В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

    [3] — История Сергиева ПосадаСе́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

    Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...

    xn----8sbedibbx1djfkj.xn--p1ai