Кёстлер, Артур - Биография. Дух в машине кестлер


Кестлер Артур: биография и творчество

В сентябре 1905-го года в столице Венгрии, Будапеште, родился Кестлер Артур, будущий писатель, любимец советских диссидентов, человек, переживший необычайные приключения и победивший судьбу.

кестлер артур

Семья

Отец писателя Генрик Кёстлер был потомком выходцев из России, успешным коммерсантом, но гораздо менее удачливым исследователем. Он изобрёл и широко продавал мыло, считавшееся целебным, которое было насыщено радиоактивными веществами. После жестоких мучений он умер в 1937 году от рака. Сын его Кестлер Артур, наверное, этим мылом тоже пользовался, только совсем немного, поскольку жил довольно долго, несмотря на лишения и войны, но умер от лейкемии.

Мать писателя происходила из семьи австрийских буржуа, обедневших, но гордых. Она очень тяжело переживала прозябание в Будапеште, этом имперском захолустье. Вероятно, по её настоянию семья в 1918 году переехала в Вену, где коммерция мужа пришла в упадок. Когда пришли к власти нацисты и умер муж, она с великим трудом покинула этот злосчастный материк и переселилась в Англию. Именно от неё Кестлер Артур и "заразился" любовью к этому островному государству.

Молодой поэт

Ещё обучаясь в венгерской школе, мальчик показал себя любознательным и умным, обнаружив большие способности к естественным наукам. Охотно писал стихи с самого юного возраста. Поскольку школа была венгерская, с потерей родины его покинула и муза.

Благосостояние семьи к 1922 году явно не блистало, но семнадцатилетний Кестлер Артур сумел поступить в Венскую техническую школу, которая давала высшее образование, поскольку имела статус университета. В учёбе он совмещал две разнополярные дисциплины: математику и психологию. И, конечно же, продолжал писать, правда, уже не в рифму. Через четыре года молодой человек стал известен во всей Европе как журналист.

артур кестлер слепящая тьма

Командировки

С 1926-го года Артур Кестлер, развернутая биография которого вряд ли сравнится по своей географии с турами заядлых путешественников, как корреспондент издательства Ульштайна побывал во многих странах Ближнего Востока, работал в Германии, Австрии, Испании, Франции. Все его репортажи не просто были интересны для читающей публики - их ждали, разыскивали, ими делились.

Очень быстро известность молодого Кёстлера получила новое "качество" - он стал знаменитым. Ему удавалось в очерках, репортажах и даже самых небольших корреспонденциях донести до читателя самое главное и самое интересное. Словом он, конечно же, изначально владел виртуозно. На Северный полюс в 1931 году к полёту пригласили единственного журналиста. Именно Артур Кестлер, книги которого впоследствии перескажут многое из пережитого, полетел на знаменитом германском дирижабле под названием "Граф Цеппелин".

Испытания

Собирая материал для своей работы в Испании, охваченной гражданской войной, Кёстлер был схвачен в Малаге франкистами и приговорён к расстрелу за шпионаж. Пять долгих месяцев он ежедневно ждал, сидя в одиночной камере, когда за ним придут и уведут на смерть. Почти полгода ожидания не каждый смог бы выдержать. Ждать своей смерти, прислушиваться к шагам в коридоре - сюда или снова мимо?

А в это время мировая общественность протестовала, иностранные дипломаты делали всё, чтобы добиться освобождения знаменитого журналиста. Очень стойким человеком оказался Кестлер Артур. Фото тех лет наглядно демонстрируют это. В конце концов, писателя обменяли на жену франкистского военного лётчика.

артур кестлер развернутая биография

Убеждения

Множество интеллигентных людей из разных стран в тридцатых годах прошлого века надеялись на успех советского эксперимента, поскольку это была действенная альтернатива победно шествующему по Европе фашизму. Артур Кёстлер вступил в ряды компартии в 1931 году, в середине десятилетия он почти год путешествовал по СССР, а перед этим много гостил в Центральной Азии. Ранние его книги, а также политические романы ярко отображают этот период его жизни.

В конце тридцатых годов прошлого века Кёстлер разочатовался в коммунистическом строе и вышел из партии, как только узнал о процессе над Н. Бухариным, с которым был близко знаком и состоял в дружбе. Роман, который посвятил этим событиям Артур Кестлер, - "Слепящая тьма", первоначально носил другое название. Писатель понял чистки 1937-1938-х годов как контрреволюционное перерождение советской страны. В 1940 году издал свой новый роман Артур Кестлер. "Слепящая тьма" в Лондоне вышла с названием "Мрак в полдень" - в английском переводе с немецкого, а сам оригинал был конфискован во время обыска и безвозвратно утерян. На западе встретили антисоветский роман весьма сочувственно даже многие писатели, например, Оруэлл.артур кестлер век вожделения

Приключения

Во время Второй мировой войны Кёстлер служил в рядах Французского иностранного легиона, затем был эвакуирован с ним в Африку, откуда успешно дезертировал. Через Лиссабон улетел в Англию, где снова провёл полтора месяца в тюрьме. Не за дезертирство, а за незаконный въезд в Великобританию. Освободило его только согласие на сотрудничество. Так Кёстлер снова стал добровольцем. Числился сапёром, но на деле работал пропагандистом на радио, сочинял листовки для солдат вермахта, читал лекции о тоталитаризме. Приходилось и дежурить во время бомбёжек. Поскольку он умел водить автомобиль, ему доверили санитарную машину.

В 1942 году, будучи в распоряжении Министерства информации, он писал сценарии и памфлеты, а также выступал на радио BBC. Когда окончилась война, Кёстлер выбрал для основного места жительства Францию, где посвятил почти всё своё мастерство публициста борьбе с коммунистическим режимом. Его разочарование было настолько сильным, что обида так и не прошла никогда. Организовывал антикоммунистические конгрессы, фонды в поддержку интеллектуальной свободы, будоражил жителей Берлина по обе стороны стены. Не обошлось и без добрых дел: фонд под его попечением выделил деньги для лечения Ивана Бунина.

артур кестлер дух в машине

Писательство

С 1954-го года писатель проживал в Лондоне, где и принял гражданство Великобритании. Наряду с чтением лекций в университетах и научной работой в Стеэнфорде выходит новая книга, антиутопия. Артур Кестлер "Век вожделения" писал тоже целенаправленно: читатели должны были представить весь ужас прихода к власти во Франции коммунистической партии. На ту же тему вышла итоговая за десятилетие книга - статьи и рассказы "Тропою динозавра". В пятидесятые годы прошлого века Кёстлер уже размышлял о свободе интеллекта под сенью грибообразных облаков. Правда, публику он стращал коммунистом с ядерной бомбой наперевес, как бы подзабыв, чьим оружием были уничтожены Нагасаки и Хиросима.

Но шла "холодная война", а потому книги Кёстлера очень высоко ценились. В 1967-м он был выдвинут на премию Нобеля, а в 1968-м получил премию Зоннинга. В семидесятых годах прошлого века вышел двадцатитомник собрания сочинений писателя. Британия тоже по достоинству оценила труды Кёстлера - Орден Британской империи был вручен писателю в 1972 году, а через два года он стал кавалером литературы - это старинное почётное звание от Королевского литературного общества.

Последние годы

Писатель всегда ратовал за легализацию добровольного ухода из жизни (эвтаназию), даже стал вице-президентом общества, которое боролось за право умереть достойно. И в начале 1980-х годов ему представилась возможность собственным примером доказать стойкость убеждений. Поскольку возраст давал о себе знать болезнью Паркинсона и быстро развивающейся лейкемией (папочкино мыло!), будущее предрекало самое мучительное из угасаний. Третьего марта 1983 года писатель Артур Кёстлер и его жена Синтия приняли дозу снотворного, превышающую совместимость с жизнью.

Всё их состояние было завещано изучению паранормальных явлений, за счёт чего и была организована при университете Эдинбурга группа исследователей парапсихологии Koestler Parapsychology Unit. В России имя писателя Кёстлера стало известно только с перестройкой, хотя в 1937 году "Молодая гвардия" издала его "Беспримерные жертвы" - книгу о франкистах и их зверствах в начале фашистского мятежа. Кроме того, этой тематике посвящена и другая его антифашистская книга, изданная в Лондоне, - "Испанское завещание", о чём читателей известил журнал "Иностранная литература" (в тот момент "Интернациональная литература"). С момента выхода книги о репрессиях никто в России о Кёстлере более не напоминал.

анатомия снобизма артур кестлер

Фантастика

В 1951 году увидел свет научно-фантастический роман - тематика прежняя, увы. Артур Кестлер "Век вожделения" написал также о советской угрозе миру: действие недалёкого будущего, Францию вот-вот оккупируют русские войска, готовятся расстрельные списки главным героем романа, но мир пытается спасти американка, которая по воле автора влюбляется в этого посольского монстра.

Немало романов, рассказов и даже пьес Кёстлера написано в этом жанре. Гораздо менее известны его эссе в философском ключе. "Сомнабулы", "Акт творения", "Случай повивальной жабы" - все эти работы так или иначе связаны с мировоззрением писателя и его антикоммунистическими взглядами. Артур Кестлер "Дух в машине" (или "Дух из машины") тоже отнёс к жанру эссе. Он был одним из самых известных сторонников идеи о евреях-ашкеназах, которые якобы пришли не из Палестины, а от тюркских хазар с дельты Волги. Также его интересовал процесс научного мышления. Этими достаточно интересными размышлениями вкупе с другими и наполнены практически все многочисленные эссе писателя.

"Анатомия снобизма"

Артур Кестлер это серьёзное исследование начал после многолетнего наблюдения за традиционными, чисто английскими слабостями. Автор написал обо всём, что увидел и осмыслил, с юмором, хотя это и не смягчило, а напротив - ярче выявило симптомы нездоровья цивилизации в целом и английского общества в частности, смещения культурных и общественных ценностей, мировоззренческих пустот. "Анатомия снобизма", несмотря на памфлетность, получилось весьма серьёзным, высоко литературно выполненным произведением.

артур кестлер гладиаторы

Хазары

"Тринадцатое колено" Артур Кестлер пишет опять-таки о хазарах, с его точки зрения - иудейских. Несмотря на то что книга довольно объёмна, слишком обширная тема полностью не охвачена. В первой части рассказывается о как таковом государстве хазар, а во второй преобладают доказательства этого посыла. Кроме того, по мнению автора, все европейские страны принимали евреев только хазарского происхождения. Читается эта книга очень легко, несмотря на множество исторических отсылок и минимуме знаний у читателей любого уровня о хазарах как таковых.

Довольно увлекательно почерпнуть новые знания, расширить границы сведений, которые были получены ранее (хазарский каганат и бой Ильи Муромца - вот, пожалуй, и всё, что до прочтения этой книги было по этой теме известно). Однако хотелось бы увидеть более фундаментальный подход с освещением налоговой системы, армии, структуры управления и многого-многого другого. Но теперь поздно предъявлять к автору претензии. Научно-популярная литература, к жанру которой можно отнести произведение, вполне это стерпела.

Небезразличная история

Во всяком случае ответ Кёстлера антисемитизму не просто явный, он ещё и оригинелен. С падением каганата беженцы-хазары потекли по европе, как сегодня мигранты с Ближнего Востока. Основное ядро исповедующих иудаизм хазар и стало последствием нескольких волн такой миграции. Этнически это не семиты, значит, и антисемитизм несостоятелен как течение, считает Кёстлер.

На страницах "Тринадцатого колена" работают тексты многих предшественников, изучавших или просто касавшихся вопроса: это византийские источники, отзывы арабских путешественников, "Повесть временных лет", труды Тойнби, Артамонова, Вернадского и десятков других, не менее известных историков. Однако совсем иначе видит и становление, и падение государства хазар Артур Кестлер.

"Гладиаторы"

Также необычно Кёстлер донёс до читателя видение такого широко известного исторического события, как восстание Спартака. Нужно сказать, что почти пять лет писатель изучал материалы и анализировал, но всё-таки ему не было понятно, каким образом банда из нескольких десятков цирковых артистов смогла так быстро набрать сообщников на целую армию и занять половину Италии. Автор видит причиной поражения этой революции мягкотелость Спартака, который должен был быть тираном, если хотел победить.

fb.ru

Артур Кёстлер

Артур Кёстлер родился 5 сентября 1905 года в Венгрии, в Будапеште. Отец – успешный коммерсант, потомок выходцев из России, мать – из семьи обедневших венских буржуа, тягостно воспринимала жизнь в имперском захолустье.

Отец Кёстлера, Генрик, был известен как изобретатель целебного «мыла здоровья», которое содержало радиоактивные вещества, умер в 1937 от рака желудка. Мать, Адель Кёстлер, из-за прихода к власти нацистов в 1938, после ряда злоключений, выехала в Англию.

Кёстлер учился в венгерской школе, рано проявил высокие умственные способности и тягу к естественным наукам, в школьные годы писал стихи на венгерском языке.

После распада империи в 1918 году, Кёстлеры переселились в Вену, и благосостояние семьи резко ухудшилось. Тем не менее, в 1922 Кёстлер поступил в Высшую техническую школу в Вене, имевшую университетский статус. Учился точным наукам и психологии.

Европейскую известность как журналист Артур Кёстлер завоевал совсем молодым человеком: с 1926 по 1929 год он был корреспондентом немецкого издательского концерна Ульштайна на Ближнем Востоке, в 1929-1930-годах работал в Париже, поездил по Австрии и Германии, писал репортажи из Парижа, Берлина, России, Испании, с Ближнего Востока. Кёстлер — единственный журналист Европы, совершивший в 1931 году на немецком дирижабле «Граф Цеппелин» полет к Северному полюсу.

Во время гражданской войны в Испании был арестован франкистами, захватившими Малагу (это случилось в феврале 1937 года), и приговорен к смертной казни по обвинению в шпионаже. Он провёл пять месяцев в камере смертников и избежал казни только благодаря вмешательству иностранных дипломатов и протестам международной общественности, затем был обменен на жену франкистского лётчика-аса.

Вступил во Французский иностранный легион, эвакуировался с ним в Северную Африку, дезертировал, добрался в Лиссабон, а оттуда вылетел на самолёте в Великобританию, где провёл шесть недель в тюрьме за незаконный въезд в страну.

После освобождения поступил добровольцем в британскую армию. Его направили в сапёрную часть. Раз в неделю он приезжал в Лондон для участия в пропагандистских радиопередачах на немецком языке, писал листовки для немецких солдат, выступал с лекциями о природе тоталитаризма. Он также дежурил по ночам во время воздушных тревог и водил санитарную машину.

Как и многие интеллигенты 30-х гг., Кёстлер видел в советском эксперименте единственную надежду человечества и единственную альтернативу фашизму. Он вступил в компартию в 1931 г., но вышел из ее рядов, узнав о московских «чистках» 1937 года. В середине тридцатых годов писатель предпринял большое путешествие по Центральной Азии, затем решил поездить по Советскому Союзу, где прожил год. В своих ранних книгах он в основном описывает события своей жизни и происходящее в России — это автобиография в форме эссе и политических романов.

Работу над романом о политических репрессиях в СССР Кёстлер начал в сентябре 1938 и закончил в апреле 1940. Непосредственным поводом для написания книги стал шок, который Кёстлер испытал от процесса над Николаем Бухариным в 1938 году, с которым писатель был знаком лично. Последующие события – пакт между СССР и нацистской Германией, рассказы Евы Вайсберг, жены старого товарища Кёстлера, чудом вырвавшейся из сталинских лагерей – лишь укрепили автора в мысли о “контрреволюционном перерождении” советского строя.

Немецкий оригинал романа пропал во время обысков квартиры Кёстлера в 1940, в том же году в Лондоне был издан английский перевод под названием “Мрак в полдень” (Darkness at Noon), благо что английский вариант ждал публикации у издателя. Книга была сочувственно встречена западными интеллектуалами, разочаровавшимися в советском эксперименте, в частности, Джорджем Оруэллом. В то же время ортодоксальные просоветские круги бойкотировали и книгу, и её автора. Настоящая популярность к роману пришла в послевоенные годы в условиях начала “холодной войны” и наступления сталинизма на Запад.

Впоследствии, многие бывшие узники ГУЛАГа отмечали глубокое проникновение Кёстлера в психологию высокопоставленных коммунистов – жертв политических чисток (Александр Солженицын, Михаил Якубович, Исаак Барзилай-Бергер).

В СССР роман Кёстлера долгое время считался образцом антисоветской литературы и был издан лишь в 1989, во время перестройки (в самиздате текст имел хождение в 60-е годы, в переводе диссидента Игоря Голомштока).

В 1942 году Кёстлер поступил в распоряжение Министерства информации, для которого писал памфлеты и сценарии документальных фильмов, выступал на Би-би-си.

После Второй мировой войны Кёстлер поселился во Франции, где начал работу над статьей для сборника «Падший бог» (The God That Failed, 1949), в которой описал свою историю разочарования в коммунизме (книга вышла в 1950 в Нью-Йорке). В 1950 Кёстлер выступил одним из инициаторов проведения антикоммунистического Конгресса за свободу культуры в Западном Берлине. После проведения Конгресса Кёстлер стал распорядителем Фонда интеллектуальной свободы, который оказывал поддержку писателям, бежавшим из-за «железного занавеса» (Кёстлер пожертвовал в этот Фонд свои гонорары от постановки «Слепящей тьмы» в Америке). В числе добрых дел Фонда – оплата лечения Ивана Бунина в парижской клинике.

В 1954 поселился в Лондоне, принял британское гражданство. Читал лекции в американских университетах, был профессором Центра изучения бихевиористики в Стэнфорде. В 1955 выходит роман-антиутопия Кёстлера «Век вожделения» (The Age of Longing) о гипотетическом приходе к власти коммунистов во Франции. Итогом литературной работы Кёстлера в 50-е годы становится сборник статей и рассказов «Тропою динозавра» — размышления о политике и интеллектуальной свободе в эпоху ядерного оружия.

В 1967 кандидатуру Кёстлера выдвигают на Нобелевскую премию в области литературы, а в 1968 награждают премией Зоннинга за вклад в европейскую культуру. В 1970-е гг. вышло собрание сочинений Артура Кёстлера в двадцати томах.

В 1972 Кёстлер становится кавалером Ордена Британской империи, а в июле 1974 — кавалером Литературы (почетное звание, присуждаемое Королевским литературным обществом, членом которого он давно состоял).

Кёстлер был активистом движения за легализацию эвтаназии (возможности добровольного ухода из жизни тяжелобольных), он был избран вице-президентом Общества за право достойно умереть.

В начале 80-х состояние здоровья писателя ухудшилось – болезнь Паркинсона в купе с развивающейся лейкемией предвещали мучительное угасание. В 1983 Кёстлер принял решение воплотить свои убеждения в жизнь – 3 марта он и его жена Синтия приняли смертельную дозу снотворного.

Кёстлер с женой завещали всё своё состояние научному исследованию паранормальных явлений, основав парапсихологическую исследовательскую группу при Эдинбургском университете, которая теперь носит название «Koestler Parapsychology Unit».

Кёстлер стал известен русским читателям когда летом 1937 года издательство «Молодая гвардия» выпустило в свет его книгу «Беспримерные жертвы», повествующую о зверствах франкистов на захваченной ими территории Испании в первые месяцы фашистского мятежа. В издательском предисловии говорилось, что Кёстлер, будучи корреспондентом английской левобуржуазной газеты “Ньюс кроникл”, заслужил почетную ненависть франкистов своими яркими антифашистскими публикациями. К этому можно было бы добавить, что Кёстлер был тогда коммунистом, имел богатейший журналистский опыт, успел побывать и в Советском Союзе. Годом позже журнал «Интернациональная литература» сообщил о выходе в Лондоне новой антифашистской книги Кёстлера “Испанское завещание”.

Но работы Кёстлера в русском переводе вскоре исчезли с книжных полок. Объяснялось это появлением в 1940 году романа «Слепящая тьма». С тех пор имя Кёстлера, как правило, замалчивалось, а если и упоминалось в той или иной книге или статье, то исключительно в негативном и «разоблачительном» контексте.

Фантастическое в творчестве автора

В НФ романе «Век Вожделения» (The Age of Longing, 1951) действие происходит в недалёком будущем. Францию вот-вот оккупируют советские войска; сотрудник посольства Свободного Содружества в Париже готовит «расстрельные списки», а влюбленная в него героиня-американка пытается предотвратить хоть что-то. «Свободному миру» нет дела до того, что свободы ему осталось считанные часы.

В пьесе Кестлера «Полуночный бар: эскапада в 4-х актах» (Twilight Bar: An Escapade in Four Acts, 1945), инопланетяне угрожают уничтожить человечество, если оно не поведет себя достойно.

Менее известные философские эссе Кёстлера «Сомнамбулы: история изменяющихся представлений человека о Вселенной» (The Sleepwalkers: A History of Man's Changing Vision of the Universe, 1959), «Акт творения» (The Act of Creation, 1964), «Дух из машины» (The Ghost in the Machine, 1968) , «Случай повивальной жабы» (The Case of the Midwife Toad, 1971), «Корни совпадений» (The Roots of Coincidence, 1972) — также имеют отношение к темам и проблематике научной фантастики.

Самый знаменитый из романов Кёстлера, «Мрак в полдень» ( [Darkness at Noon] 1940; рус. 1988; 1989 — «Слепящая тьма»), издан на 33-х языках мира. Не принадлежа к НФ, роман (вместе с «1984» современника К. Д.Оруэлла) оказал большое влияние на развитие антиутопии. Эта книга занимает 8-е место в списке Современной Британской билиотеки «100 лучших романов 20-го века».

В эссе «The Boredom of Fantasy» Кёстлер даёт своё мнение о жанре научной фантастики:

»... «Гулливер» Свифта, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Оруэлла, — великие произведения литературы, потому что в них необычность чуждых нереальных миров служат простым фоном, поводом для социального подтекста. Другими словами, они являются художественной литературой ровно настолько, насколько они не являются научной фантастикой...»

fantlab.ru

Кёстлер, Артур - это... Что такое Кёстлер, Артур?

А́ртур Кёстлер (англ. Arthur Koestler, 1905—1983) — британский писатель и журналист, уроженец Венгрии, еврейского происхождения.

Наиболее известен по роману «Слепящая тьма» (1940) об эпохе «большого террора» в СССР 1930-х годов. Писал статьи для Британской энциклопедии.

Биография

Кёстлер родился в Будапеште 5 сентября 1905 года. В 1920 г. его семья переехала в Вену и там он поступил в политехнический университет. Там он вступил в молодежную сионистскую организацию. В 1925 г. перед окончанием университета Кёстлер неожиданно решил уехать в Палестину, сжег свою зачетную книжку и прибыл в Палестину в 1926 г. Там по 1929 год он был корреспондентом немецкого издательского концерна Ульштайна, в 1929—1930 годах работал в Париже.

В 1931 г. он переехал в Берлин, где стал научным редактором газеты Vossische Zeitung. В том же году он совершил на немецком дирижабле «Граф Цеппелин» полет к Северному полюсу. Он также увлекся коммунистической идеологией и в декабре 1931 г. вступил в КПГ.

В середине тридцатых годов писатель предпринял большое путешествие по Центральной Азии и год прожил в Советском Союзе. В сентябре 1933 г., после прихода нацистов к власти в Германии, он вернулся в Париж, где писал пропагандистские статьи под руководством Вилли Мюнценберга. Во время гражданской войны в Испании он дважды посетил эту страну. В 1937 г., во время второго посещения, он был арестован франкистами и приговорен к смертной казни по обвинению в шпионаже. Он провел пять месяцев в камере смертников и затем был обменен на жену франкистского летчика-аса. Во многом, время, проведённое в ожидании казни вместе с другими приговорёнными (многие из которых были казнены), определило борьбу писателя за отмену смертной казни в Англии. Свои взгляды он изложил в книге «Размышления о виселице».

В 1938 г. в связи с «Большим террором» в СССР Кёстлер вышел из компартии. После начала Второй мировой войны он был интернирован французскими властями и был освобожден лишь в начале 1940 г.

Он вступил в Иностранный легион, эвакуировался с ним в Северную Африку, дезертировал, добрался в Лиссабон, а оттуда вылетел на самолёте в Великобританию, где провел шесть недель в тюрьме за незаконный въезд в страну.

После освобождения он поступил добровольцем в британскую армию. Его направили в саперную часть. Раз в неделю он приезжал в Лондон для участия в пропагандистских радиопередачах на немецком языке, писал листовки для немецких солдат, выступал с лекциями о природе тоталитаризма. Он также дежурил по ночам во время воздушных тревог и водил санитарную машину.

В 1941 г. он опубликовал в Великобритании роман «Слепящая тьма» (Darkness at Noon). Это роман даёт представление о том, как воспринимались за пределами СССР события внутренней жизни страны, какой огромный, до сих пор трудновосполнимый ущерб был нанесён сталинским террором международному престижу родины социализма и единству мирового коммунистического движения.

В 1942 году Кёстлер поступил в распоряжение Министерства информации, для которого писал памфлеты и сценарии документальных фильмов, выступал на Би-би-си.

Кёстлер — самый известный сторонник идеи о том, что европейские евреи ашкеназы произошли не от переселившихся из Палестины и Вавилонии евреев, а от тюркского народа хазар, живших в дельте Волги.

В конце жизни Кёстлер занимался изучением процесса научного мышления. Он также стал инициатором и идеологом движения «Экзит», поддерживающее право человека принять решение и уйти из жизни (эвтаназию). Кёстлер, долгое время страдавший от болезни Паркинсона и лейкоза, покончил с собой 2 марта 1983 года в Лондоне, приняв смертельную дозу снотворного (смерть наступила на следующий день).

Библиография

Романы

Документальная проза

  • Белые ночи и красные дни / Von Weissen Nächten und Roten Tagen (1933)
  • Испанское свидетельство / Ein Spanisches Testament (1937)
  • Диалог со смертью / Dialogue with Death (1941) (анлояз. ред. «Испанского свидетельства»)
  • Автобиография. Том первый. Небесная стрела / Arrow In The Blue: The First Volume Of An Autobiography, 1905-31 (1952, рус. перевод 2002)
  • Автобиография. Том второй. Незримые письмена / The Invisible Writing: The Second Volume Of An Autobiography, 1932-40 (1954, рус. перевод 2002)
  • Размышления о виселице / Reflections on Hanging (1956)
  • Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие / The Thirteenth Tribe: The Khazar Empire and Its Heritage (1976)

Издания на русском языке

  • Кёстлер А., Камю А. Размышления о смертной казни. М.: Праксис, 2003
  • Кёстлер А. Дух в машине // Вопросы философии. 1993. № 10
  • Кёстлер А. Девушки по вызову. М.: Астрель, 2010

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Артур Кёстлер Википедия

А́ртур Кёстлер (англ. Arthur Koestler, 1905—1983) — британский писатель и журналист, уроженец Венгрии, еврейского происхождения. Наиболее известен по роману «Слепящая тьма» (1940) об эпохе «большого террора» в СССР второй половины 1930-х годов. Писал статьи для Британской энциклопедии.

Биография

Кёстлер родился в Будапеште 5 сентября 1905 года. В 1920 году его семья переехала в Вену и там он поступил в политехнический университет. Там он вступил в молодежную сионистскую организацию. В 1925 году перед окончанием университета Кёстлер неожиданно решил уехать в Палестину, сжег свою зачетную книжку и прибыл в Палестину в 1926 году Там по 1929 год он работал в кибуце, был корреспондентом немецкого издательского концерна Ульштайна, в 1929—1930 годах работал в Париже.

В 1931 году он переехал в Берлин, где стал научным редактором газеты Vossische Zeitung. В том же году он совершил на немецком дирижабле «Граф Цеппелин» полет к Северному полюсу. Он также увлекся коммунистической идеологией и в декабре 1931 года вступил в КПГ.

В середине тридцатых годов писатель предпринял большое путешествие по Центральной Азии и год прожил в Советском Союзе. В сентябре 1933 года, после прихода нацистов к власти в Германии, он вернулся в Париж, где писал пропагандистские статьи под руководством Вилли Мюнценберга. Во время Гражданской войны в Испании он дважды посетил эту страну. В феврале 1937 года, во время второго посещения, он был арестован франкистами и приговорен к смертной казни по обвинению в шпионаже. Ожидая казнь, он выцарапывал на стене камеры математические формулы[5]. Он провел пять месяцев в камере смертников и затем был обменян на жену франкистского летчика-аса. Во многом время, проведённое в ожидании казни вместе с другими приговорёнными (многие из которых, в отличие от него, действительно были казнены), определило борьбу писателя за отмену смертной казни в Англии. Свои взгляды он изложил в книге «Размышления о виселице».

В 1938 году в связи с «Большим террором» в СССР Кёстлер вышел из компартии. После начала Второй мировой войны он был интернирован французскими властями и был освобожден лишь в начале 1940 года.

Он вступил в Иностранный легион, эвакуировался с ним в Северную Африку, дезертировал, добрался в Лиссабон, а оттуда вылетел на самолёте в Великобританию, где провел шесть недель в тюрьме за незаконный въезд в страну.

После освобождения он поступил добровольцем в британскую армию. Его направили в саперную часть. Раз в неделю он приезжал в Лондон для участия в пропагандистских радиопередачах на немецком языке, писал листовки для немецких солдат, выступал с лекциями о природе тоталитаризма. Он также дежурил по ночам во время воздушных тревог и водил санитарную машину.

В 1940 году он опубликовал в Великобритании роман «Слепящая тьма» (Darkness at Noon), рассказывающий о том, как жернова революции перемалывают и уничтожают своих создателей.

В 1942 году Кёстлер поступил в распоряжение Министерства информации, для которого писал памфлеты и сценарии документальных фильмов, выступал на Би-би-си.

Кёстлер — самый известный сторонник идеи о том, что европейские евреи ашкеназы произошли не от переселившихся из Палестины и Вавилонии евреев, а от тюркского народа хазар, живших в дельте Волги.

В конце жизни Кёстлер занимался изучением процесса научного мышления. Он также стал инициатором и идеологом движения «Экзит», поддерживающее право человека принять решение и уйти из жизни (эвтаназию). Кёстлер, долгое время страдавший от болезни Паркинсона и лейкоза, покончил с собой 2 марта 1983 года в Лондоне, приняв смертельную дозу снотворного (смерть наступила на следующий день).

Романы

  • Гладиаторы / The Gladiators (1939)
  • Слепящая тьма / Darkness at Noon (1940, рус. перевод А.Кистяковского, 1976, опубл в США в 1978, в СССР в 1988)
  • Приезд и отъезд / Arrival and Departure (1943, рус. перевод 2003)
  • Воры в ночи / Thieves in the Night (1946)
  • Век вожделения / The Age of Longing, (1951, рус. перевод 2000)
  • Девушки по вызову / The Call-girls (1972, рус. перевод 2003)

Документальная проза

  • Белые ночи и красные дни / Von Weissen Nächten und Roten Tagen (1933)
  • Испанское свидетельство / Ein Spanisches Testament (1937)
  • Диалог со смертью / Dialogue with Death (1941) (анлояз. ред. «Испанского свидетельства»)
  • Автобиография. Том первый. Небесная стрела / Arrow In The Blue: The First Volume Of An Autobiography, 1905-31 (1952, рус. перевод 2002)
  • Автобиография. Том второй. Незримые письмена / The Invisible Writing: The Second Volume Of An Autobiography, 1932-40 (1954, рус. перевод 2002)
  • Размышления о виселице / Reflections on Hanging (1956)
  • Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие / The Thirteenth Tribe: The Khazar Empire and Its Heritage (1976)

Издания на русском языке

  • Кестлер А. Беспримерные жертвы. Зверства фашизма в Испании. М., 1937
  • Кёстлер А. Слепящая тьма. Л., Лениздат, 1989
  • Кёстлер А. Слепящая тьма. М.: ДЭМ, 1989
  • Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие. СПб.: Евразия, 2001. 320 с. Серия: «Barbaricum» (переизд.: М.: АСТ, 2010).
  • Кёстлер А., Камю А. Размышления о смертной казни. М.: Праксис, 2003
  • Кёстлер А. Дух в машине // Вопросы философии. 1993. № 10
  • Кёстлер А. Девушки по вызову. М.: Махаон, 2003
  • Кёстлер А. Девушки по вызову. М.: Астрель, 2010
  • Кёстлер А. Гладиаторы. АСТ М.: Фолио Харьков, 2003

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Кёстлер, Артур - Биография — JewAge

А́ртур Кёстлер (Arthur Koestler, 1905—1983) — британский писатель и журналист, уроженец Венгрии, еврейского происхождения. Наиболее известен по роману «Слепящая тьма» (1940) об эпохе «большого террора» в СССР 1930-х годов. Писал статьи для Британской энциклопедии.

Биография

Кёстлер родился в Будапеште 5 сентября 1905 года. В 1920 г. его семья переехала в Вену и там он поступил в политехнический университет. Там он вступил в молодежную сионистскую организацию. В 1925 г. перед окончанием университета Кёстлер неожиданно решил уехать в Палестину, сжег свою зачетную книжку и прибыл в Палестину в 1926 г. Там по 1929 год он был корреспондентом немецкого издательского концерна Ульштайна, в 1929—1930 годах работал в Париже.

В 1931 г. он переехал в Берлин, где стал научным редактором газеты Vossische Zeitung. В том же году он совершил на немецком дирижабле «Граф Цеппелин» полет к Северному полюсу. Он также увлекся коммунистической идеологией и в декабре 1931 г. вступил в КПГ.

В середине тридцатых годов писатель предпринял большое путешествие по Центральной Азии и год прожил в Советском Союзе. В сентябре 1933 г., после прихода нацистов к власти в Германии, он вернулся в Париж, где писал пропагандистские статьи под руководством Вилли Мюнценберга. Во время гражданской войны в Испании он дважды посетил эту страну. В 1937 г., во время второго посещения, он был арестован франкистами и приговорен к смертной казни по обвинению в шпионаже. Он провел пять месяцев в камере смертников и затем был обменен на жену франкистского летчика-аса. Во многом, время, проведённое в ожидании казни вместе с другими приговорёнными (многие из которых были казнены), определило борьбу писателя за отмену смертной казни в Англии. Свои взгляды он изложил в книге «Размышления о виселице».

В 1938 г. в связи с «Большим террором» в СССР Кёстлер вышел из компартии. После начала Второй мировой войны он был интернирован французскими властями и был освобожден лишь в начале 1940 г.

Он вступил в Иностранный легион, эвакуировался с ним в Северную Африку, дезертировал, добрался в Лиссабон, а оттуда вылетел на самолёте в Великобританию, где провел шесть недель в тюрьме за незаконный въезд в страну.

После освобождения он поступил добровольцем в британскую армию. Его направили в саперную часть. Раз в неделю он приезжал в Лондон для участия в пропагандистских радиопередачах на немецком языке, писал листовки для немецких солдат, выступал с лекциями о природе тоталитаризма. Он также дежурил по ночам во время воздушных тревог и водил санитарную машину.

В 1941 г. он опубликовал в Великобритании роман «Слепящая тьма» (Darkness at Noon). Это роман даёт представление о том, как воспринимались за пределами СССР события внутренней жизни страны, какой огромный, до сих пор трудновосполнимый ущерб был нанесён сталинским террором международному престижу родины социализма и единству мирового коммунистического движения.

В 1942 году Кёстлер поступил в распоряжение Министерства информации, для которого писал памфлеты и сценарии документальных фильмов, выступал на Би-би-си.

Кёстлер — самый известный сторонник идеи о том, что европейские евреи ашкеназы произошли не от переселившихся из Палестины и Вавилонии евреев, а от тюркского народа хазар, живших в дельте Волги.

В конце жизни Кёстлер занимался изучением процесса научного мышления. Он также стал инициатором и идеологом движения «Экзит», поддерживающее право человека принять решение и уйти из жизни (эвтаназию). Кёстлер, долгое время страдавший от болезни Паркинсона и лейкоза, покончил с собой 2 марта 1983 года в Лондоне, приняв смертельную дозу снотворного (смерть наступила на следующий день).

Библиография

Романы

  • Гладиаторы / The Gladiators (1939)
  • Слепящая тьма / ' (1940, рус. перевод А.Кистяковского, 1976, опубл в США в 1978, в СССР в 1988)
  • Приезд и отъезд / Arrival and Departure (1943, рус. перевод 2003)
  • Воры в ночи / Thieves in the Night (1946)
  • Век вожделения / The Age of Longing, (1951, рус. перевод 2000)

Документальная проза

  • Белые ночи и красные дни / Von Weissen Nächten und Roten Tagen (1933)
  • Испанское свидетельство / Ein Spanisches Testament (1937)
  • Диалог со смертью / Dialogue with Death (1941) (анлояз. ред. «Испанского свидетельства»)
  • Автобиография. Том первый. Небесная стрела / Arrow In The Blue: The First Volume Of An Autobiography, 1905-31
  • Автобиография. Том второй. Незримые письмена / The Invisible Writing: The Second Volume Of An Autobiography, 1932-40
  • Размышления о виселице / Reflections on Hanging (1956)
  • Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие / The Thirteenth Tribe: The Khazar Empire and Its Heritage (1976)

Издания на русском языке

  • Кёстлер А., Камю А. Размышления о смертной казни. М.: Праксис, 2003
  • Кёстлер А. Дух в машине // Вопросы философии. 1993. № 10

См. также

  • Живоин Павлович
  • Занд, Шломо

Ссылки

This information is published under GNU Free Document License (GFDL).

You should be logged in, in order to edit this article.

www.jewage.org


Смотрите также