Лесные Духи Служебные духи природы, обитающие в наших лесах: Светобор, Лесовик, Листвич, Ягодник, Пущевик, Моховик, Зеленицы, Дубравницы – и многие, многие другие. В каждом лесу свои Лесные духи, выполняющие свои обязанности по его сохранению и обновлению. Они рождаются вместе со своим лесом и уходят, переходят (умирают) в мир иной вместе с ним. Человеку прийти в лес, бор, рощу, дубраву – всё равно, что прийти в гости в дружную семью Лесных духов: надо и поздороваться, и угощение принести, и уметь себя вести правильно. Тогда и дарами лесными порадуют, и чудес много покажут, и от опасностей оберегут. Сам Лес издревле воспринимался Русским народом как одно живое существо, соединяющее в себе множество характеров его загадочных обитателей, как расположенных к человеку, так и злокозненных. Например, обитают в нём древние Лесавки – дед и бабка Лешего – маленькие, серенькие, похожие на ежей. Их дом – прошлогодняя листва. С конца лета и до поздней осени проказливые Лесавки бодрствуют: веселятся, водят хороводы из опавшей листвы, шелестят, копошатся. Эти маленькие лохматые духи за короткое время натрудятся, умаются, а потом долго спят. В непроходимой чаще живёт Пущевик. У него руки – как сучья, которыми он цепляет неловкого путника, не желая пускать в свои владения. Прикидывается то кустом колючим, то корягой сухой – лишь глаза в чаще сверкают, да тёмно-зелёные волосы выдают его присутствие. Никто его не видит, но все чувствуют его пристальное внимание. Во владениях Пущевика всегда сумрак и прохлада – убежище в жару для всяческой живности лесной. В чаще своей Пущевик останавливает непрошенных гостей и тушит лесные пожары. Клады в лесу охраняют крохотные Щекотуны, ягоды – Ягодник, грибы – Грибнич с Боровиком; во мхах копошится маленький старичок Моховик (Моховичок), а под кустами прячутся Подкустовники и Кущаники (Кустины). Манила и Водила, балуясь, завлекают грибников и ягодников в буреломы. А если те пришли без подарков или плохо себя ведут, сердятся и уводят их всё дальше в лес, заставляя плутать. Летом и осенью в лесу лёгкий шепоток слышится – это Листин и его жена – баба Листина советуются: когда и кому шелестеть. Листин – старый слепой дух, весь из листьев; а баба Листина – с туловом изо мха, вместо рук (так говорят в народе) еловые шишки, на ногах – настоящие лапотки. Они не такие буйные и шустрые как Лесавки, но попугать случайного человека тоже могут. Особенно любят они тихие дни листопада, когда ведут безконечные мирные беседы. Всеми мелкими духами командует добрый дед Лесовик: руки и ноги у него покрыты корой, в волосах и бороде вьётся плющ, на голове – птичье гнездо. Если заблудишься в лесу, надо сразу сказать: «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык», - и сразу отыщешь верную дорогу. Даже перед рассердившимся Лешим может заступиться Лесовик за человека, если тот что-то натворил не со зла, а по незнанию. Если отблагодарить Лес за добро сделанное, за дары его – хотя бы добрым словом – тогда и он тебя запомнит, будет встречать в следующий раз с радостью, как гостя желанного. Покажет чудеса различные, приоткроет тайны свои, которых превеликое множество. Леший Служебный дух Светлой Нави – Хозяин леса и диких зверей, Царь лесной, Лешак. В своём лесу наделён большой сказочной силой, с которой считаются все. Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего показывается древним стариком или здоровенным мужиком без шапки. Его иногда описывают и рисуют одетым в звериную шкуру, иногда – с рогами и копытами. Так думают потому, что он легко может принимать облик самого крупного животного в лесу (медведя, оленя, кабана и прочих), но может вселяться и в малых зверей, в травы и деревья, даже в пни старые и коряги. Иногда его называют Душой леса, так как он чувствует и объединяет в единое сообщество всех лесных обитателей: все растения, всех зверей и птиц, духов лесных и болотных. Все лесные обитатели повинуются и служат ему. С Бабой Ягой он дружит, помогает ей в её служении, ходит к ней в гости. Особенно любит Леший жить в больших еловых лесах. Любит лесную тишину, но может и побаловать: покричать в лесу на разные голоса, заухать филином, чтобы попугать народ, - а когда шутка удаётся, то хохочет и хлопает в ладоши. Может и тумана напустить, и в чащу завести. Но Леший больше проказит и шутит, чем вредит людям. Если кто-то из людей заблудится в лесу, то думает, что это Леший завёл, и чтобы выйти из леса нужно вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы он не узнал и отпустил, иногда нужно просто хорошо попросить его об этом. Не любит тех, кто шумит и не умеет вести себя в лесу, собирает его дары без разрешения. Наказывает за употребление в лесу сквернословий и поклятий. Плохо приходится и тому, кто безпокоит его по пустякам. Нельзя кому-то, рассердившись, говорить: «Забери тебя, леший!». А то и правда забрать может – и детей, и взрослых, и скотину. Если уж такая беда случится (пропал кто-то), надо обязательно сказать: «Леший, Леший! Какого взял, такого и верни!», – а то может в шутку подменить пропажу своим «лесным детищем». Приходя в лес, каждый должен с ним поздороваться и попросить разрешение на ночёвку или сбор лесных даров; нужно оставить под деревьями или на пеньке угощение для Лесного хозяина и лесных обитателей. Доброго и умелого путника он ещё и одарит, покажет красоты и чудеса лесные. Может помочь или ответить на вопросы. Любит поговорить со знающим человеком; любит загадывать загадки. Тем, кто хочет увидеть его, надо знать присказку: «Дедушка Леший, покажись не серым волком, не чёрным вороном, не елью жаровою, покажись таковым, каков я», - чтобы он явился в человеческом обличье, и с ним можно было поговорить. Чаще всего можно увидеть Лешего в Купальские дни – тогда он ходит по лесу рядом с людьми, смотрит на их игры и забавы. В людские поселения заходит редко, уважительно относясь к их служебным духам – Домовым, Дворовым и Банникам. Дружит со спокойными соседями – Полевиками и Межевиками, с полевыми духами. А вот с Водяным и дружит, и часто ссорится – такие уж у них разные характеры. Но если случается большая беда – пожар, мор, война – они всегда помогают друг другу и совместно оказывают помощь лесным обитателям. В стародавние времена деревенские пастухи даже заключали с Лешим договор: чтобы скотина в болото не забредала, чтобы её зверьё лесное не трогало, чтобы коров не сдаивало и другое – записывали на бересте или на доске свои взаимные обязательства. После чего уносили «берестяную грамоту» и угощение Лесному хозяину в лес на заветное место. Если случалась беда в лесу, то люди обращались к нему за помощью на опушке леса или посреди большой поляны; иногда писали в этом случае «Прошение (жалобу) к Лесному царю» (про это записано в старых книгах) и оставляли его на большом пне или в дупле дерева. За помощь люди всегда щедро благодарили Лешего, так как понимали, что жить в мире и дружбе с лесными обитателями всем лучше. «Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идёт лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы. Свободно укрываясь под любым ягодным листочком». Энциклопедия русских преданий служебные духи природы www.prekrasana.ru Будь уверен в том, мой сын, что твой топорРубит только мёртвое дерево.И пусть пришла зима, и ветер рвёт плащи,Пусть воздух хлад, и в очаге темно,Руби с оглядкой, ибо не все древа мертвы.Они могут смять твой черепИ сломать тебе хребет,Так что помни мои словаИ руби дрова с оглядкой. Бретонская крестьянская песня. Лес Атель Лорен населён разнообразными, капризными и непредсказуемыми духами. В своей истинной форме они появляется как небольшие шарики света или как размытое свечение в воздухе. Но, используя свои силы, они могут принимать практически любую форму, и это сильно затрудняет их разделения по типам и видам. В общем и целом они известный как злыдни, спрайты или духи, которые могут в равной степени как помочь одинокому путнику найти путь домой, так и завести его в смертельную ловушку. В мирное время они могут быть помощниками и соратниками эльфам в их трудах в лесу, несмотря на свою страсть к обману и дурным шуткам. Лесные эльфы часто оставляют спрайтам небольшие дары в виде блестящих украшений или пищи для того, чтобы отвлечь их от скуки и не дать их дурному чувству юмора разгуляться, хотя это практически невозможно. Многие духи годами, а когда даже и поколениями живут в одних домах, постоянно воруя пищу или монетки, сплетая волосы обитателей в косички и подшучивая над ними в таком безобидном духе. Тем не менее, духи легко впадают в гнев, и их легко оскорбить, и тогда они принимают гораздо более боевые и злобные формы. Духи присутствуют везде в Атель Лорене и часто присоединяется к определенным местам, людям или лесным существам. Они могут выступать в качестве защитников и легко могут применять свои магически силы против тех, кто желает причинить вред их компаньону или месту, которое они облюбовали. Помимо таких обретших форму духов, как дриады, дендроиды или древолюди, существует великое множество вольных духов, и ниже приведена лишь часть из них. Ужасы - это вредные и злобные духи, которые обитают в самых тёмных места Атель Лорена. Они получают удовольствие в внушении ужаса проходящим мимо путникам. Они радуются как дети, наблюдая за перекошенными ужасом лица своих жертв, и получают ещё большее удовольствие, если их жертва умирает от страха и шока. В бою они также могут неожиданно бросаться на противника своего компаньона, отвлекая его от битвы и даже обращая в бегство целые полки суеверных и пугливых гоблинов и бретонских крестьян. Сонные обманщики часто принимают форму светящихся шариков или маленьких крылатых эльфов, которые танцуют в солнечном или лунном свете. Их танцы имеют магическую и гипнотическую природу, и существо, которое слишком долго будет на них смотреть, впадёт в подобный сну транс. Такие духи многочисленны в лесу и могут принимать множество форм. Некоторые похожи на маленьких дриад или монстриков, с острыми как бритва конечностями. Некоторые принимают форму карликовых воинов, вооруженных игрушечным оружием, которое, тем не менее, может причинить вполне реальный вред. Кто-то принимает форму настоящих клубков когтей и клыков, а кто-то скрывает свою смертоносную натуру за покровом красоты и невинности. Духи могут скрываться плащах своих компаньонов или в дуплах на стволах древних патриархов, и готовы атаковать в любой удобный момент. Злые духи, известные также под именем злыдни, имеют массу форм, и их можно встретить везде в Атель-Лорене. Они используют миниатюрные ядовитые дротики и стрелы, похожие на иглы, для того, чтобы убивать тех, кто им не нравится. Ходят легенды о том, что тот, кто получает рану от стрел злыдней, умирает длительной и мучительной смертью. Также верят в то, что яд этих духов может погрузить человека в наполненный кошмарами сон, который может длиться тысячелетиями. Плетуны часто принимают форму паукообразных существ, которые ползают по своему компаньону где им вздумается. Довольно неприятное зрелище, должен вам доложить. Тот, кто пытается ударить компаньона плетунов, может обнаружить, что его оружие покрыто липкой и прочной путиной, из-за которой острый край оружия затуплен. Такие духи часто приливают к оружию или стрелам своего компаньона. При каждом ударе или выстреле они накладывают на оружие минорное заклинание, которое придает ему большую убойную силу. Эти духи уникальны и по поверьям существуют в единственном экземпляре. По легенде это три сестры, которые являются только тому, чья смерть уже записана в небесных книгах и не может быть отвращена никаким образом. Они могут принимать форму трёх старух, у которых растут ветки вместо волос и нет глаз, ворон с красными глазами или триумвирата из трёх женщин: старухи, девушки и девочки. Лучистые облака очень редко принимают материальную форму и часто выглядят как облака лучистого света практически любого цвета. Они живут только вместе с самыми древними деревьями и дриадами и сторонятся эльфов и других смертных. Если они и принимают более твердую форму, они выглядят как карликовый эльфики. Их главной отличительно особенностью является то, что они могут блокировать враждебную магию. Визгуны - это самые воинственные духи в Атель Лорене. Они могут принимать форму закутанных в красные плащи существ, которые летают на спинах чёрных птиц, или гигантских сов с магическим светом в глазах. Некоторые принимают форму устрашающих, когтистых и шипасных пикси или карликовых рыцарей, которые едут в бой на спинах гигантских жуков. Они быстры как ртуть и бросаются на врага с яростью и кровожадностью. Несмотря на то, что визгуны малы размером, они вполне могут перерезать противнику артерию или пронзить ядовитым клинком размером с булавку сердце, выколоть глаз или подрезать сухожилья. ru.waha.wikia.com Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев ЛЕСНЫЕ ДУХИ — мифические (и мистические) обитатели наших лесов. Славянские ведические духи леса — это, конечно, не боги; но тем не менее, это существа, наделенные магическими свойствами. СВЯТОБОР (БОР) – бог леса, главная фигура лесного пантеона. Святобор — олицетворение вечно живой природы БОГИНЯ ТАРА — богиня-покровительница живой природы и, в частности, лесов. ЛЕШИЙ — хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц . ДРУГИЕ ИМЕНА: лесовик, лешак, гаркун, лесной дядя, лесни́к, лесу́н, лису́н полису́н), лесной дедушка, лесной дядя, лесной житель, лесной хозяин, боровик, бор, албастый, лобастый, лопастый. В Польше леший известен под именем боровой, боровик, борута, гаевой, а также — Лесное Лихо. Этимология “лиха” аналогична этимологии “лешего”. Леших во многих местах считают и называют «дикинькими мужичками» (диковатыми) и «щекотунами», последнее связано с тем, что лешие могут до смерти защекотать людей. Младшие лесные духи. Аука– дух лесного эха. ВОРСА — коми-зырянский Леший ГАЕВКА — внучка Лешего, покровительница зверей и птиц ГРИБИЧ — отвечает за хороший рост грибов. ДЕРЕВЯННИК — дух, отвечающий за крепость ствола ДРЕВОБОГ — Бог всех деревьев ДРИАДЫ — покровительницы деревьев. ДУБЫНЯ — лесной великан, ДУПЛИЧ — дух, что отвечал за дупла в деревьях. Его помощником явно был дятел. ЗАЗОВКА — лесная красавица, что заминивала путников в самую чащу. КУЩАНИКИ (КУСТИНЫ) — духи растущих кустарников. ЗЕЛЕНИЦА — дух почек, отвечающая за то, чтобы деревья не забыли проснуться после зимы и начали зеленеть. ЗЫБОЧНИК — дух, качающийся на ветвях. КЛЕНИЧ — осенний славянский бог, дух клена. ЛЕСАВКИ — лесные духи, ближние родственники Лешего. ЛЕСОВИК — добрый дух Леса ЛИСТВИЧ (ЛИСТИН) — дух листвы МАНИЛА — дух-хитрован, что манит-заманивает в лес Моховой — крошечный лесной бог Мха. ПОДКУСТОВНИКИ — духи растущих кустарников. ПОЛУВЕРИЦА — дух, охраняющий клады ПТИЧИЧ — дух, что заботиться о птицах. ПУЩЕВИК — дух чащоб и буреломов СВИДА — лесной дух, что в любого зверя или человека обратиться может СТУКАЧ — лесной дух, что по деревьям точь в точь, как дровосек стучит ТУРОСИК -лесной дух, который в тура или в оленя оборотиться может ХУХА — дух лесной тайны ЦВЕТИЧ — цветочное божество, отвечает за красивые цветы. ЧОМОР — один из хранителей леса ШЕПТУН — дух, что своим шепотом способен заглушать доводы разума и заманивать в чащу ЩЕКОТУН — дух, охраняющий клады ЯГОДНИЧ — Божество, отвечающее за вызревание ягод. Цернунн У разных народов — самые разные лесные духи: с рогами и без оных, в звериных шкурах или в мягких накидках, с оружием или грозные настолько, что страшны и без оружия. КЕРНУНН (Цернунн) — кельтский дух леса. Получеловек — полузверь. Он очень похож на человека, только голову его ветвистые рога украшают. (А рога — это символ плодородия). Но говорят, что и действия его, и поступки, да и энергия его внутренняя — все это больше звериное, чем человеческое. Он — покровитель Дикой Охоты, где Старое умирает, освобождая дорогу Новому. Иногда приходится заночевать в лесу. Чтоб не страшно было, обратитесь за помощью к духам леса. В ЛИТЕРАТУРЕ. Олег отрезал ломтик сала, добавил к нему немного сушеного мяса, отнес к кустам, положил с поклоном: — Не серчайте, жители малые, что покой ваш нарушил. Делюсь, чем могу. Примите мои подарки, поделитесь своим местом. Сон мой защитите, слово злое, взгляд черный от меня отведите. Разумеется, добродушная лесная нежить больше всего ценила то, чем сама разжиться не могла: хлебушек мягкий, молоко свежее. Но этого угощения Середин и сам давно уже во рту не держал. Трава возле кустарника зашевелилась. Небалованные подарками здешние обитатели обрадовались и тому, что есть. Значит, и сон охранят, можно даже защитного круга не рисовать. Так уж на стоянках издавна заведено — добром за добро платить. А.Прозоров, Тень воина (Ведун-7). ЛИТЕРАТУРА. Ведун вернулся к сумке, достал краюху хлеба, обломил краешек, добавил немного пшена, прихватил миску для воды. — Жалко, молока нет. Лесные жители молоко любят. Не видя поблизости кустов, он выставил угощение в густую траву — там, где горькая полынь захватила себе несколько саженей светлого места, — поклонился: — Сытости вам и радости, жители лесные, берегини и травники, лешие и лесавки и всякая душа, что возле нашего шалаша. Примите наше угощение, не сердитесь за вторжение. Вместе повечеряем, вместе переночуем, а поутру друзьями расстанемся. А.Прозоров, Креститель (Ведун-6) bogislavyan.ru Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев ЛЕШИЙ — хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц . Леший – один из главных духов ЛЕСА. Леший — это, конечно, не ведический бог; но тем не менее, это Славянский дух леса, наделенный магическими свойствами. ДРУГИЕ ИМЕНА: лесовик, лешак, лесной дядя, лесни́к, лесу́н, лису́н полису́н), лесной дедушка, лесной дядя, лесной житель, лесной хозяин, боровик, бор, албастый, лобастый, лопастый. В Польше леший известен под именем боровой, боровик, борута, гаевой, а также — Лесное Лихо. Этимология “лиха” аналогична этимологии “лешего”. Леших во многих местах считают и называют «дикинькими мужичками» (диковатыми) и «щекотунами», последнее связано с тем, что лешие могут до смерти защекотать людей. ГОРОСКОП. Леший включен в гороскоп «Что ты за нечесть?» и в гороскоп Ваш славянский покровитель. ГАРКУН. Одно из названий лешего. По-видимому, это название было связано с представлениями о том, что у лешего очень громкий, «гаркающий» голос, а также очень шумное поведение. Так, в быличках леший, идя по лесу, громко поет, подражает голосам животных или птиц, свистит, хлопает в ладоши, хохочет, откликается эхом и т.п.; его голос разносится по всему лесу («… да гайкат, да свишшит… да как захохочет, только по лесу раздалось, покатилось»). ЗЫБОЧНИК — По поверьям славян – леший, качающийся на ветвях, деревьях; дух, проникающий в зыбку (колыбель). ВНЕШНИЙ ОБЛИК: Леший способен менять облик по своему желанию, поэтому сложно сказать каково его истинное обличье, однако чаще всего ему приписывают образ старика с длинной бородой. У него серо-зеленые волосы, вечно запутанные, в которых торчат листья и ветки. В таком облике леший похож на человека, но от последнего его отличает сероватая кожа, отсутствие бровей и ресниц, а также большие зеленые глаза, которые светятся. Свой рост леший также способен изменять: в лесу он может головой доставать до верхушек самых высоких деревьев, а через мгновение, шагнув на луг, стать ниже травы. В ЛИТЕРАТУРЕ. Теперь там стояли мрачные ельники-корбы, вросшие корнями прямо в чёрную воду. Хорошего про них не рассказывали. Мало радости соваться в такие места, особенно в одиночку. Как раз встретишь неподпоясанного мужика без бровей, оседлавшего гнилой пенёк — левая нога сверху правой… Врать не хочу, мне было страшно, но деваться некуда — шла. М.Семенова, Тот, кого я всегда жду. ЛЕШИЙ, А.Мазин ИЕРАРХИЯ: Лешие подчиняются богам Яриле и Велесу, и, по сути, являются защитниками и смотрителями лесов. В пособниках у лешего ходят более мелкие духи и лесные домовики: аука (дух эха, зловредно передразнивающий путников и сбивающий их с пути), пущевик (живущий в глубинах леса), моховой — проживающий во мхах и торфяниках, луговик, обитающий в лугах и на лесных полянах. Существуют также и женские духи леса — лисунки, лишачихи. А еще есть “специализированные” мелкие духи-покровители, по их названию легко догадаться, что именно они опекают: Цветич, Грибич, Пчелич и Ягодич. Говорят, что кроме вышеназванных, в последнее время якобы появился еще и душок Самогоныч. Говорят, что Леший в родстве с Болотником состоит. ЛИТЕРАТУРА. Продравшись через плотный строй молодых елочек, Олег вторгся на территорию лешего и тут же мысленно попросил у него прощения. Вроде бы не должны они не вслух сказанного слышать – но, судя по некоторому опыту, лешие существа очень чуткие… Если, конечно, тут вообще есть леший. А.Прозоров, И.Пронин, Паутина зла (Ведун-2) АРЕАЛ ОБИТАНИЯ: Лешие обитают практически в каждом лесу, при этом предпочитают одиночество и потому встретить лес, где обитают сразу два лесовика практически невозможно. Для обитания они предпочитают выбирать труднодоступные лесные чащобы, однако лешие любят обходить свои владения, поэтому встретить их можно практически в любой части леса. ОБРАЗ ЖИЗНИ: Несмотря на то, что лешие выбирают затворнический образ жизни, и не селятся группами, одиночества они не любят, поэтому часто выбирают себе любимца среди лесных животных, обычно им становится медведь. Также лешим приписывают похищение женщин, если девушка или женщина зашла одна в лес и приглянулась духу, то лесовик может забрать ее к себе, скрашивать одиночество. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Большую часть времени они ходят по лесу и смотрят все ли в порядке, помогают животным, выкорчевывают больные деревья и отгоняют от леса прочих духов, вредящих ему. Любит леший и повеселиться: пугать зверей, птиц и, особенно, людей. Он может начать кричать на разные голоса, безупречно подражая не только зверям, но и людям, а когда «шутка» удалась, начинает громко хохотать и хлопать в ладоши. Но если лешего разозлить, может он и убить человека: или в топь заведет, или нашлет на него зверей, а то, и вовсе убьет своими руками, выйдя к человеку в облике огромного медведя. ЛИТЕРАТУРА. Прежде-то всякое бывало, а теперича присмирели… И лешие на шалят. Хорошо у нас, покойно. А.Прозоров, И.Пронин, Паутина зла (Ведун-2) ЛИТЕРАТУРА. нашли его, сердешного, в лесу на третий день, так и мается. Дело‑то оказалось простое, проще некуда: мужика, поленившегося поднести угощенье, обвеял леший. Олег простым заговором снял порчу, а мужику наказал в следующий раз с пустыми руками в лес не ходить – на охоту ли, по грибы‑ягоды. Поднеси сперва угощенье: положи на пенек хлеба или еще чего, да спасибо скажи. А.Николаев, А.Прозоров, Душа Оборотня (Ведун-4) ВРАГИ: В лесу у лешего врагов нет, если конечно сюда не зайдет другой лесной дух, хоть такое и случается редко, но все же случается, тогда между лесовиками начинается нешуточный бой, в ходе которого они швыряют друг в друга огромные деревья и камни. Гораздо чаще лешие сталкиваются с Водяными и Домовыми, особенно сильна вражда с Водяными если в лесу протекает река или находится озеро. С Домовыми лешие сталкиваются лишь когда пытаются пробраться в чей-то дом, но тут у духа практически нет шансов, победить Домового на его же территории леший не способен. Пробуждение лешего, Худ.В.Корольков ДНИ В КАЛЕНДАРЕ: 6 апреля — День пробуждения Лешего Накануне Иванова дня (7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. Праздником для леших считается Ильин день (2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе. 22 августа — именины Лешего На Агафона-огуменника (4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы, поэтому хозяева в этот день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу. Леший, Худ.И.Ожиганов 27 сентября, на Воздвиженье, лешим тоже свобода в лесу: крестьяне не ходят туда, опасаясь попасть на сборище змей и лесовиков, которые прощаются со всем зверьем до будущей весны. 4 октября — проводы Лешего Ну а после Воздвиженья указано лешим на Ерофея-мученика (17 октября) пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и наконец проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет, оттает весной, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде. СПОСОБНОСТИ: Леший способен превращаться в различных лесных зверей, оборачиваться растениями и вовсе становиться невидимым. Также лешаку подчиняются все лесные животные и растения, он умеет разговаривать с ними и излечивать раны. Еще одной способностью духа является «контроль леса», он умеет ускорять и обращать вспять рост деревьев. КАК ЗАЩИЩАТЬСЯ? Убить лешего невозможно, но можно отпугнуть железом и особенно они бояться меди: если выстрелить в лешего медной пулей, он тот час исчезнет, и какое-то время на глаза не покажется. Лешие редко нападают на человека, тем более в открытую. Чаще они лишь пугают, да путают людей, не давая им выйти из своего леса или завлекая в топь. В таком случае достаточно просто надеть всю свою одежду наизнанку, а если «заблудилась» группа людей, то им непременно необходимо поменяться одеждой между собой. ДАРЫ: Очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды. Леший в разных обликах: Лесной Дядя, Лешевик, Лешак. Леший в разных обликах: Лесной Дядя, Лешевик, Лешак. В КЛАДОВОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА: Пользоваться его именем как ругательным словом вся Русь считает первым удовольствием («Иди к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т.п.). ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: Лешие — существа бессмертные, они не стареют и не умирают, но иногда некоторые личности решают «уйти», тогда они похищают человеческого ребенка и готовят из него себе замену, а сами превращаются в дерево и остаются стоять в таком образе, отрешенные от остального мира. (70)Подборка выполнена специально для сайта ******* Итак, 4 (17) октября, в день, который называли Ерофеем-лешегоном, лешие, по крайней мере в некоторых регионах уходили в спячку, зимой пребывали в состоянии анабиоза, а на Благовещенье — 25 марта (7 апреля) — пробуждались. Правда, кое-где считали, что зимой лешие не спят, а устраивают в лесу вьюги НА КАРТИНАХ. Леший есть на картинах художника В.Славук. bogislavyan.ru Предки наши считали лесное пространство, где, по древнейшим верованиям, обретались души предков, сакральным, таинственным. Поэтому в представлениях славян оно было заселено множеством духов. В сегодняшнем рассказе речь пойдет о тех из них, которые не принадлежали непосредственно к семейству Лешего и не имели особой склонности проказничать. Дед Лесовик. Его часто путают с Лешим по той причине, что того действительно так называли в некоторых местностях, но в других это был самостоятельный персонаж, даже портретно сильно отличающийся от «тезки». У этого доброго деда руки и ноги были покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, а на щеках красовался зеленый мох. Кроме того, у него на темечке размещалось… птичье гнездо. Лесовик помогал заблудившимся в лесу, если к нему обращались со словами «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». А если леший шалил, то в дупло дерева можно было положить записочку с жалобой, и тогда добряк непременно рассудит по совести да по справедливости. У дедушки была целая команда помощников, которые присматривали за порядком в лесу, имея каждый свою сферу полномочий, а также могли пойти на службу людям. Колтки. Это весьма забавные духи. Внешность малоросликов была примечательна тем, что они имели аж два лица, причем одно из них располагалось на животе. Возможно, эти крошки были хромоножками, быть может, очень уж разговорчивыми или же их прозванье связано с поселением в зарослях бузины – шумного дерева. Место проживания их указано, в частности, в знаменитых «Сокровищах Ретры» Андреаса Готтлиба Маша (1771). Любопытно, что на Западной Украине тоже сохранились свидетельства о лесных духах, обитающих в зарослях бузины. О колтках известно также, что они вели сумеречный образ жизни и могли пойти на службу к людям, если те приносили им угощения. Прибывая к жилищу нанимателей, они возвещали им об этом тем, что съедали приготовленную в ожидании работников пищу, собирали в кучу мусор и хворост либо подсыпали мусор в молочные кувшины. Последнее было испытанием: только в том случае, если молоко хозяева выпивали, то колтки вселялись в дом и выполняли приказания людей, в том числе, добывали съестные припасы на стороне, точнее, у других жителей селения. Листин и Листина. Эта супружеская пара весьма солидного возраста имела особый круг компетенции, который не сразу определяется по их именам. Сидя в куче палой листвы возле пня или в каком-нибудь овраге, незрячий Листин и его верная спутница Листина руководили лесавками, приказывая им, когда и как шелестеть, время от времени шуршали – перешептывались друг с дружкой, обсуждая принимаемое совместно решение. В старинные времена даже игрушка такая была – баба Листина: туловище из мха, руки-ноги из еловых шишек и непременно лапоточки. Боровик (Подгрибовник, Боровой) и Боровички. По поверью, это дух бора и начальник над старичками Боровичками – хозяевами грибов, живущими под рыжиками и груздями. Боровик, как считалось, выглядел как огромный медведь, но в отличие от косолапого, не имел хвоста. К нему обращались с просьбами найти и вернуть тех, кто пропал в лесу или заболел, побывав в нем, но очень своеобразным способом: нужно было принести в бор кошку и начать ее душить. Ох… …и другие. Под началом Деда Лесовика находились и иные бестелесные существа, так сказать, узкой специализации. Кустич, как явствует из его имени, хозяйничал в кустах, Листовик/Листич оберегал листву, Травник/Травяник ухаживал за травой, Корневик отвечал за корни, Стебловик, соответственно – за стебли. Были еще Орешич, Ягодник, Грибник. Кроме того, существовал целый отряд женских персонажей, в том числе Дубравицы, Травницы, Земляничницы, Березницы, Дивницы, Сенявы, Русявы и Зеленицы. А еще были охранители лесных кладов – Щекотуны и Полуверицы, священные деревья. В общем, компания большая. Оттает земля, появится на ней травка, раскроются почки на деревьях и кустах, а там, глядишь, и цветы пойдут, грибы да ягоды. Пусть лес живет своей жизнью, будем его беречь. Быть может, преданья старины глубокой о его обитателях, даже если и вызовут улыбку, помогут нам уважительнее относиться к природе, где все – живое? У этого персонажа имеются и другие имена, например, лешак, лесной дядя, лисун, дед лесовик, дикинький мужичок, праведный леса, лесной херувим и другие. Не правда ли, перечень их вызывает некоторое удивление? Согласно славянской мифологии, это дух-хранитель леса. Облик его наши древние предки в разных местностях представляли по-разному, говаривали, что он может представать в виде медведя, дряхлого старика или здоровенного мужика, дерева, козлоногого и рогатого существа, в остальном подобного человеку, а то в облике изрядно покрытого шерстью и даже обезьяноподобного верзилы. В качестве особых примет называли отсутствие ресниц, бровей и правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, зачесанные налево. Считалось также, что он может изменять свой рост сообразно окружающей растительности: то возвыситься выше сосен, то обратиться ниже былиночки. Кроме того, у него лапти обуты наоборот – левый на правую, правый на левую ногу, и кафтан либо полушубок запахнут слева направо. Показываясь людям, леший старался прикинуться обычным человеком, и насчет опознания его истинной сущности имелось поверье, что раскусить его хитрости можно, взглянув через правое ухо коня. Места предположительного проживания лешего полагалось обходить стороной. При этом они получали статус заповедных, посвященных Святобору. Но перед входом в любой лес у лесного дяди полагалось спрашивать разрешения, поскольку он начальствует над всей растительностью и всеми существами в нем, а также является волчьим и медвежьим пастухом. Лешему приписывали способность пугать людей диким хохотом и водить кругами. Тот, кто оказался его жертвой, не должен был ничего есть или иметь при себе лутовку – липовую дощечку без коры, перевернуть стельку в своей обувке и вывернуть наизнанку одежду. Можно было также произнести любимую поговорку этого господина леса: «Шел, нашел, потерял». А вот чего он особенно не любил и потому не прощал, так это бранных речей и проклятий. Чтобы задобрить его, на пеньке оставляли угощение, прихваченное специально для этого случая из дому: пряник, например, блинчик и т.п., а также благодарили за добычу, будь она охотничьей либо грибной – ягодной. У ряда народов, например, у вепсов, бытовало представление, что подкармливать хозяина леса надо пищей, которую предпочитает медведь. На русском Севере лесорубы клали под рябину грамотки с прошениями к «праведному леса», предварительно положив против сердца рябиновую же веточку и несколько палочек, вырезанных из той же рябины. Крестьяне в старину были убеждены, что с лешим можно договариваться, например, о защите скота от лесного зверя и даже нанять его пасти скот. Например, в лес бросали замок с ключом, ожидая, что «дядя» будет его отпирать и запирать, и при запирании стадо соберется в одном месте. За службу платили молоком, а то и парой буренок. Чтобы вернуть пропавшую корову, через головы домашних животных бросали хлеб – тоже в дар ему. В жены он брал болотную кикимору или лисунку (лешачиху, лешуху), а то и похищал девушку, что наведалась в лес по грибы или ягоды, и считалось, что не любую, а из числа проклятых. Поскольку лесного скарба диконькому на жизнь порой не хватало, особенно после свадьбы, то он попросту крал необходимое в деревнях, наказывая таким образом хозяев, которые не благословляли пищу, не перекрещивали домашнюю утварь, не молились перед дойкой коров и т.д. Впрочем, иные авторы пишут, что леший опасался трехцветных кошек и собак, у которых над глазами светлые пятна, подобные второй паре глаз, а также черных петухов и гнева домовых и банников.Насчет предков и потомков лешего существуют разные версии. По одной, его бабушкой и дедом являются лесавки – маленькие старички, живущие в палой листве, которые вроде бы могут умыкнуть маленьких детей, но с конца лета и по осени водят хороводы, скачут и свистят, шелестят и копошатся в своем «жилище», а потом отправляются в долгую зимнюю спячку. По другой – эти же лесавки являются детьми лешего, которые, веселясь и проказничая, сбивают людей с лесных тропок, сыплют на голову труху и паутину. Во всяком случае, всеми признаются родственные связи этих лесных духов, хотя более убедительным является вариант, по которому детеныши его – аналогичные проказники, которые изначально назывались лешенями. О родителях хозяина леса история умалчивает. Лешему приписывали страсть к картежничеству, говорили, что будто бы он режется в карты с собратом из соседнего леса, да притом азартно, и проигравший расплачивается зайцами или белками. А иногда игра ведется целыми артелями. По сообщению С.Максимова, имеются свидетельства старожилов о грандиозной «карточной схватке» русских и сибирских леших, состоявшейся в 1859 году. Победу одержали русские, и проигравшей стороне пришлось гнать целую армию таежных зайцев через Уральские горы… Тысячелетиями живет в преданиях и сказках образ лешего. С течением времен он смешался с враждебной человеку нежитью, в результате персонаж стал выглядеть весьма противоречиво. Если присмотреться, то особо злобным изначально не являлся, скорее, выступал орудием наказания за неуважение к лесу и традициям славянской жизни, но мог ведь и наградить, коли они соблюдались: и дорогу укажет, и лесными богатствами одарит, и даже по найму пойдет работать. И не зря же он был связан со святилищами Святобора – бога лесов и лесных угодий, который олицетворял вечно живую природу, обеспечивал гармонию и согласие в ней. Валентина Пономарева gifakt.ru Дате Популярности Доброго здравия, гости дорогие.Хочу рассказать о разнице в травах, которые используются в свечах, оберегах и иных наших волшебных творениях.Начну с того, что я Ведьма и энергопрактик и потому вижу, слышу и общаюсь с Духами местностями, Стихиалиями и Элементалями. У каждой поляны есть Дух Хранитель ... Я давно шла к идее создания уникальных гифтбоксов (подарочных наборов), которые при всем желании повторить точь-в-точь невозможно. Мне нравится сама идея волшебной,таинственной шкатулки, полной колдовских сокровищ, зелий, свечей, камней, черепков и прочих нужных вещиц, которые могут пригодится как ... Давно хочу рассказать о деревьях , как они связаны с каждым человеком. Да, мы связаны со всей природой , безусловно, но есть у каждого человека и свое дерево - покровитель.Это дерево может помочь человеку обрести самого себя, настроить внутреннюю гармонию и жить с удачей в кармане. Если дерево - ... Премьера от мастерской СЕСТРЫ ЛАРИНЫ - ободок ДРИАДА.В античной мифологии дриады - это нимфы или божества деревьев, обитательницы лесов и рощ. Глядя на этот чарующий ободок понимаешь, что его хозяйкой может быть только необыкновенная девушка. Необычное сочетание цветов завораживает, сверкание страз ... Самое колдовское и таинственное время в лесу - осень. Природа готовиться погрузиться в сон до весны, зверье запасается провизией, чтобы переждать зиму, а лесные духи готовятся к самому колдовскому празднику - Хеллоуину! В честь этого Волшебный лес посетили тыквоголовые духи и дружелюбные привидения ... Как вы думаете, кто сотворил эти чудесные фигурки? Вы думаете какой-нибудь японский художник-керамист?! Нет, этих милых и чудоковатых существ создаёт художник Софи Вудроу (Sophie Woodrow) из Англии.
Sophie Woodrow родилась в Бристоле в 1979 г. С отличием закончила Фалмутскую Высшую школу искусств ... Вот и долгожданное Лето пришло в Волшебный Лес, а с ним в лес вернулись и летние духи. Даже дух-хранитель зимних деревьев Шокко нынче решил провести лето в лесу, ведь у него ответственная миссия - присматривать за младшими духами, родившимися в этом году - непоседой Персиком и застенчивой Лилией. ...
Вы бывали в лесу? Правда, он живой? Полон стихий - хаотичных, гибких и непредсказуемых. Уловить и изобразить их невозможно. Единственное, что я могла – дать им место и свободу ожить в моих руках самим.
Я ждала. Робко, но настойчиво плавила воск, давала ему растекаться и ... Недавно на просторах интернета обнаружила интересные работы русского иллюстратора Веры Павловой. Ее творчество завораживает, аж дух захватывает от всех этих сказочных образов. Вера Павлова родилась 1 января 1952 года в Читинской области, в юности переехала в Ленинград, где поступила в Высшее ... Корни поваленых деревьев и фантазия на тему "духи леса". Тут представлены лишь этапы работы, детали все еще в обработке. 1 этап В обычной коряжке находишь лица и силуэты, которые откликаются тебе. 2 этап. Оживление с помощью Глины (я использовала Дарви) и глаз для плюшевых игрушек ( так ... www.livemaster.ruЛесные духи. Духи леса
ЛЕСНЫЕ ДУХИ
< Предыдущая Следующая > Лесные духи | Waha вики
Разновидности духов
Запустение ужаса
Сонные обманщики
Убийственные духи
Злыдни
Плетуны магических сетей
Духи магического света
Отчаявшиеся плакальщики
Лучистые облака
Лесные духи » Боги Славян
Лесные духи » Боги Славян » Page 2
Лесные духи древних славян | Гипотезы и факты
Духи леса - Ярмарка Мастеров
Сортировать по: Смотрите также