что было духу. Духу


Дух — Традиция

Дух (лат. spiritus, mens, нем. geist, франц. esprit, англ. mind, spirit, греч. νοῦς, πνεῦμα — движущийся воздух, дуновение, дыхание (как носитель жизни): перевод слов из античной литературы и Библии) —

Понятие «дух» чаще всего связывают с некоей внутренней силой или направленным действием, например, с «Божественным духом». Иными словами, дух — это нечто такое, что подразумевает под собой развитие, деятельность, внутреннее активное начало. Дух — главная линия, которой подчиняются все остальные линии, намерения и тенденции.

Коллективный дух характеризует деятельность какой-либо общности, например дух времени (эпохи, века), народный дух (некая идеальная основа национального характера), идейный дух (строителя коммунизма, мистики фашизма и др.), корпоративный дух.

Можно полагать, что все люди наделены душой, но не у всех людей достаточно развит индивидуальный дух, духовность. Если душа человека связана с нашими личными отношениями с другими людьми и к самому-себе, то дух связан с нашими отношениями с Богом или нематериальными идейными силами.

Душевный человек — это тот, кто открыт душою ко всем людям, кто может откликнуться на чужую боль как на свою собственную, кто способен сочувствовать другим и понимать их.

Человек «духовный» — это тот, кто развивает свои личные взаимоотношения с Богом, и возможно даже чувствует духовный мир. Человек духа — человек, живущий ради высоких целей, ради того, что выходит за рамки потребностей его тела. Основатели мировых религий — Будда, Иисус, Магомет — люди духа. Жанна д'Арк, мать Тереза — жили духом.

Представления о духе[править]

Древний Египет[править]

В то время как Ба — одна из сущностей, составляющих человека или божества, олицетворяла их душу, другая сущность Ка была их духом. В «Текстах Пирамид» — Ка являлся воплощением силы и могущества богов и фараонов; начиная с эпохи Среднего царства Ка становится «жизненной силой», обладание которой уже приписывалось каждому человеку.

Когда «искра жизни», сущность Ка отделялась от тела (Сах), человек при этом «испускал дух», душа Ба также вынуждена была покинуть тело после смерти.

Представления античных философов[править]

Концептуальное и понятийное оформление дух получает в античной философии. У досократиков возникает учение о правящей миром, строящей из хаоса космос объективной силе, которая пронизывает собой мир и даже отождествляется с одной из вещественных стихий, но в то же время не растворяется в пассивной материальности. Чаще всего человек мыслится как носитель силы, которую он мог в себе культивировать, становясь её сознательным сотрудником. Обычно эта сила обозначалась как одноименная какой-либо из высших человеческих способностей (душа, мышление, сознание, речь, счет и т. п.). Со временем доминировать стали понятия нус и пневма.

Понятие «нус», которое в ряду ментальных терминов означало «ум», «образ мыслей», «умственное созерцание» и этим отличалось от терминов с перевесом психологического (псюхе, тюмос, френ), экзистенциального (софия, гносис) и дискурсивного (логос, дианойа, диалектикэ) значения, у Анаксагора стало означать мировой разум, цель космической динамики и организующе-различающую силу, у Эмпедокла — «священное сознание», «φρήν ίερή».

В философии Платона, Аристотеля и неоплатоников дух как мироправящая сила нотируется термином «нус», помешается в многослойную онтологическую иерархию: нус объединяет собой идеальные формы-эйдосы, внедряется через них в стихию мировой души-психеи и образует через нее мировую материю в космический организм. У Платона и неоплатоников нус порожден высшим принципом, невыразимым и непостижимым «благом», к которому нус тяготеет. У Аристотеля нус — высший уровень бытия, бог, который мыслит сам себя и тем творит мир.

Термин «пневма» (как и лат. аналог «спиритус») первоначально означал «воздух» или «дыхание». Довольно рано он приобретает психологическое и космологическое значение (напр., «бесконечной пневмой» дышит пифагорейский космос, в греческой медицине пневма есть вещественная жизненная сила-дыхание). Стоицизм понимает пневму как огненно-воздушную субстанцию, которая в виде эфира пронизывает мир, расслабляясь в материальных объектах и концентрируясь в «семенных логосах»: т.о., пневма выполняет роль мировой души как оживляющее Начало и роль духа как правящее начало. Неоплатонизм также использует понятие «пневма», описывая проникновение духа в низшие сферы бытия: дух и душа обволакиваются пневмой и через нее контактируют с материей (см. Эннеады, II 2,2; III 8; V 2).[1]

Научный синоним[править]

Поле

traditio.wiki

Что значит поступать по Духу

Павел пишет в своём послании: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» Гал. 5:16. То, что Библия называет плотью, является местом обитания всего, что есть в человеке, что противится Богу и Его воле.

Наше эго является центральной станцией, которая посылает многие сигналы и действия, направленные на то, чтобы защищать самого себя, щадить себя, собирать себе честь и славу, возвышать себя за счёт других. Это есть похоть плоти, и она абсолютно беспочвенна со своими требованиями. Как правило, мы можем обуздывать это в некоторой степени, во всяком случае, насколько это выгодно для нашего эго. Но в остальном мы, как люди порабощены этими силами. Поэтому мы можем часто слышать в то время, когда люди проявляют эти унаследованные негативные наклонности, они говорят: «Мы всего лишь люди».

Но Павел говорил, что через хождение по Духу мы не обязаны исполнять эти похоти. Ты думаешь и поступаешь тогда иначе в различных жизненных обстоятельствах.

«Поступать по Духу!»

Когда ты идёшь тогда ты движешься вперёд. Ты проходишь расстояние от пункта А в пункт Б. Для того чтобы ходить в Духе, ты должен вначале получить Дух. И тот Дух, о котором здесь идёт речь это Святой Дух. Святой Дух это реальная сила, настолько реальная как та, которую ты видишь при работе подъёмного крана, который поднимает грузы на строительстве или производстве. Если ты получаешь эту силу в твою жизнь, тогда начинается новый день, новая и очень интересная глава в жизни начинается тогда.

Жизнь же показывает, что большинство из тех, кто получил этот Дух, более охотно желают жить в Нём и забавляться словно дети, которые хотят только лишь играть в интересные игры. Но Святой Дух не является детской игрушкой. Он может помогать тем людям, которые хотят достигнуть положительных результатов в своей христианской жизни. Святой Дух имеет все возможные положительные свойства. Он даёт силу нести самые тяжёлые бремена и переносить противостояния. Он является также и руководителем на пути. Он знаком с тем путём, который проложил Иисус когда Он был на земле. Это тот путь, который уводит тебя прочь от всего негативного и вредного, и ведёт к тому, что является полезным и хорошим для твоих ближних, и наполняет тебя радостью и удовлетворением. Ты просто становишься счастливым, и окружающие люди замечают это.

Дух напоминает нам и даёт силу

Противостояние в жизни и трудные ситуации встречают всех нас. Кто из нас не ощущал что «то, что происходит это очень печально и бессмысленно»? Ты потерял мобильный телефон или деньги, или возможно хорошего друга. Возможно, тебя оклеветали на работе. Ты искал хорошую работу не получил её. Примеров имеется очень много. Если ты ходишь в Духе, что тогда? Да, Иисус говорит, что Дух нам напомнит обо всем, что говорил Иисус нам. И что же говорил Иисус? Прочитай, например, в Матфея 6.34. «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне». Заботиться это не обозначает то же самое, что планировать свой завтрашний день, но заботы это то, что угнетает тебя и то, что отнимает энергию и радость.

Дух напоминает нам охотно о том, что сказал Пётр: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» 1 Пет. 5:7. Если ты тогда ходишь в Духе, тогда эти слова входят в твоё сердце и разум как действенная сила, в то время как ты говоришь «нет» ко всем другим мыслям, которые возникают у тебя и хотят сделать боязливым. Дух даёт силу в борьбе, подобно как кран поднимает многотонные грузы в порту.

Хождение в послушании

Ходить в Духе это значит быть послушным Духу, по отношению к Божьим законам и заповедям, о которых напоминает тебе Дух, когда приходят различные искушения. Быть искушаемым это не грех, но во время искушения ты встаёшь перед выбором. Когда кто-то говорит тебе оскорбительные слова, тогда мы все знаем, какие искушения возникают: Ответь, отомсти каким-либо образом. Если ты так поступишь, тогда ты нарушишь Божью заповедь. И это есть грех. Но что говорит Святой Дух? – Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром. Если ты ходишь в этом Духе тогда ты побеждаешь в искушении. Ты разрешаешь ситуацию таким образом что возникает добрая атмосфера, которая даёт тебе радость вместо того, чтобы решать ситуацию так что возникают негативные последствия.

Плоды хождения

Через хождение по Духу происходит нечто удивительное: это то, что в Библии называется плодами Духа, они начинают возрастать в твоей жизни. Это такие плоды как: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» Гал. 5:22. Ты, который прежде был таким беспокойным, боязливым и время от времени был подавлен, теперь получаешь лучшее «состояние здоровья». Ты становишься более стабильным и получаешь способность создавать мир вокруг тебя. Ты получаешь радость, и она будет естественной частью твоей жизни. Наступит конец тому, чтобы завидовать другим. Наоборот, ты сможешь радоваться с радующимися. Любовь делает так, что ты освобождаешься из бесконечного круговорота эгоистичных мыслей и начинаешь думать о благе для окружающих людей. Верность приходит как часть твоей личности. Тогда люди могут доверять твоим делам и поступкам всегда. Ты становишься новым человеком. Тогда будет не подходящим для тебя подобное выражение: «Мы ведь просто люди». В твою жизнь приходит нечто новое, так что ты думаешь и поступаешь иначе, чем раньше.

Это делает тебя победителем. Все эти качества возрастают при хождении в Духе, и ты переходишь на солнечную сторону жизни.

Это есть та жизнь, которой жил Иисус на земле и которой ты, как ученик можешь жить. Ходить в Духе это является упражнением. Иногда может постигнуть неудача, особенно в начале твоей христианской жизни, но это не должно забрать у тебя мужество и отвагу, когда человек думает, что у него не получится. Дух называют в одном переводе «Утешителем». Он утешает нас и даёт нам больше мужества когда мы нуждаемся в нём. Он руководит нами на нашем пути и даёт нам нужные витамины, в которых мы нуждаемся, так долго пока мы любим истину.

Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия, так написано в Библии в 2 Тимофея 1:7. Ходи в этом Духе. Тогда ты достигнешь жизни с хорошими результатами. Это не является философией и теорией.

Сегодня есть много людей, которые испытали это в своей жизни и могут подтвердить, что это истина. Если же человек просто называется верующим или относится к какому-то религиозному собранию, то это не решает проблемы. Но хождение по Духу это решает как внутренние конфликты, так и конфликты между людьми. Лучшей жизни и лучшего предложения просто не существует.

 

 

aktivnoyekhristianstvo.ru

Дух — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других способностей души;

2) сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен;

3) внутренняя сущность, смысл (в выражениях типа «дух законов» или противопоставлениях типа «буква — дух»).

Понятие «дух» не так жестко связано с рационально-познавательными способностями, как понятия «разум» и «рассудок»; в отличие от «интеллекта», «дух», как правило, соотносится со своим персонифицированным носителем, с «лицом»; в отличие от «души» — акцентирует объективную значимость своего содержания и его относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний; в отличие от «воли» — на первый план выдвигает созерцания и смыслы, которые могут определять действия, а не акт свободного выбора; в отличие от «сознания» — фиксирует не столько дистанцию между Я и его эмпирическим наполнением, сколько их живую связь; в отличие от «ментальности» — не включает в себя несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок. В зависимости от идейного контекста дух может противопоставляться (как оппозиция или как альтернатива) природе, жизни, материи, утилитарной необходимости, практической активности и т. д.

Концептуальное, понятийное и терминологическое оформление дух получает в античной философии. Со временем доминировать стали понятия «нус» и «пневма». Понятие «нус», которое в ряду ментальных терминов означало «ум», «образ мыслей», «умственное созерцание» — и этим отличалось от терминов с перевесом психологического (псюхе, тюмос), экзистенциального (софия, гносис) и дискурсивного (логос, дианойа, диалектикэ) значения, — у Анаксагора стало означать мировой разум, цель космической динамики и организующе-различающую силу. В философии Платона, Аристотеля и неоплатоников дух как мироправящая сила обозначается термином «нус» и помещается в многослойную онтологическую иерархию: нус объединяет собой идеальные формы-эйдосы, внедряется через них в стихию мировой души-психеи и образует через нее мировую материю в космический организм. У Платона и неоплатоников нус порожден высшим принципом, невыразимым и непостижимым «благом», к которому нус тяготеет. У Аристотеля нус — высший уровень бытия, бог, который мыслит сам себя и тем творит мир.Термин «пневма» (как и лат. аналог «спиритус») первоначально означал «воздух» или «дыхание». Довольно рано он приобретает психологическое и космологическое значение. Стоицизм понимает пневму как огненно-воздушную субстанцию, которая в виде эфира пронизывает мир, расслабляясь в материальных объектах и концентрируясь в «семенных логосах»: таким образом, пневма выполняет и роль мировой души как оживляющее начало, и роль духа как правящее начало. Неоплатонизм также использует понятие «пневма», описывая проникновения духа в низшие сферы бытия: дух и душа обволакиваются пневмой и через нее контактируют с материей.Генезис христианского понимания духа восходит к эллинистическому религиозному синкретизму. В Септуагинте словами «пневма теу» передается еврейское понятие «руах элохим», Дух Божий (Бытие, I:2), что открывает возможность многообразных сближений эллинского и библейского богословия. Филон Александрийский также именует пневмой и высшее начало в человеке, и исходящую от Бога мудрость. Евангельское учение о Святом Духе становится основой для понимания духа как одной из ипостасей Троицы. В Троице дух является источником божественной любви и животворящей силы. Бог есть дух (Иоанн, 4:24), но в то же время существует и злая духовность. Очевидна резкая граница, отделяющая античное понимание духа как высшей внутрикосмической силы, от патристического и средневекового христианского понимания духа как сущности, запредельной тварному миру, но деятельно присутствующей в мире и преображающей его.Философия Ренессанса теряет интерес к средневековой пневматологии и возвращается к эллинистическим интуициям духа, понимая его как разлитую во Вселенной жизненную силу. В рамках возрожденческого натуралистического пантеизма и оккультной натурфилософии находит себе место и учение античных медиков о «spiritus vitales», жизненном духе, локализованном в теле и сообщающем ему витальную энергию.В 17-18 вв. происходит кристаллизация новых тем, связанных с проблемой духа: это темы духовной субстанции и структуры познавательных способностей. Дух как субстанция выполняет теперь и роль онтологической основы универсума (ср. «нус»), и роль основания связи субъективного разума и объективной действительности. Характерно категоричное размежевание духа и материи как замкнутых в себе, не имеющих точек соприкосновения субстанций и в то же время объединение в измерении духовной субстанции таких ментальных способностей, как ощущение, переживание, стремление, воля (ср. в этом отношении понятия cogitare Декарта, mens Спинозы, spiritus Лейбница, esprit Лейбница и Гельвеция, mind английских эмпириков). Так, по Декарту духовная субстанция (res cogitans) и материальная (res extensa) не имеют ничего общего, но внутри себя воспроизводят различие высшего и низшего, простого и сложного, которое старая метафизика обычно распределяла между духом и материей. В рамках рационализма возникает проблема координации духа и материи, которая вынуждала апеллировать непосредственно к Богу — создателю «предустановленной гармонии», поскольку дух как субстанция оказывался своего рода безличной «духовной машиной». В традиции эмпиризма дух лишается субстанциальности и сводится к единичным состояниям души. Согласно Локку, дух есть нечто, способное мыслить, но построить на этом основании ясную идею субстанции духа, как и субстанции тела, невозможно, поскольку мы имеем дело лишь с предполагаемым субстратом действий, которые мы испытываем внутри себя, каковы мышление, знание, сомнение, сила движения и т. д. Беркли, однако, переворачивает этот аргумент, поскольку обнаруживает в самом факте восприятия асимметричность духа и его содержания. По мысли Беркли, кроме «идей» (т. е. любых предметов восприятия), есть «познающее деятельное существо то, что я называю умом, духом, душой или мной самим», это — «вещь, совершенно отличная от идей»; «дух есть простое, нераздельное, деятельное существо; как воспринимающее идеи, оно именуется умом; как производящее их или иным способом действующее над ними — волей». Поскольку все вещи Вселенной «либо вовсе не существуют, либо существуют в уме какого-либо вечного духа», то «нет иной субстанции, кроме духа». Юм, в свою очередь, переворачивает это понятие духа, демонтируя принцип самотождественности Я: «Сущность духа (mind) также неизвестна нам, как и сущность внешних тел, и равным образом невозможно образовать какое-либо представление о силах и качествах духа иначе как с помощью тщательных и точных экспериментов…». Монадология Лейбница дает другую модель соотношения духа и мира: критикуя представления о «едином всеобщем духе», Лейбниц полагает, что неразумно допускать существование одного духа и одного страдательного начала, вещества; принцип совершенства требует допущения между ними бесконечно многих промежуточных ступеней, каковыми и являются индивидуальные души-монады, воспроизводящие всеобщий дух на свой неповторимый лад.Немецкая философия эпохи Просвещения, обозначая понятие «дух», начинает отдавать предпочтение немецкому слову «гайст» (Geist). Лютер переводит словом «Geist» евангельское понятия «пневма». У Беме «Geist» уже носит значение глубинной силы души, придающей ей форму и имеющей соответствие в макрокосме в виде души в оболочке духа. Просвещение, начиная с вольфианцев, интеллектуализирует «Geist», понимая его как дух, выражающий себя в мыслях. «Geist» сближается с «Vernunft» (разум), каковое понятие предпочитает и Кант. Однако мистические мотивы понятия «Geist» сохраняются в послекантовской спекулятивной философии, у Гете и романтиков.Кант ограничивает сферу употребления понятия дух («Geist») областью эстетики, где дух определяется как «оживляющий принцип в душе» и «способность изображения эстетических идей» (пар. 49 «Критики способности суждения»), и областью антропологии, где, в частности, различает духовные силы, осуществляемые разумом, и душевные силы, осуществляемые рассудком (см., например, «Метафизика нравов», II, пар. 19). Критически относится Кант и к просветительской рационализации духа, и к его оккультной мистификации. Своим трансцендентальным методом он радикально изменил саму проблему, разделив традиционый для метафизики универсум сверхчувственного единства на три автономные царства — природы, свободы и целесообразности, которые уже не могли суммироваться отвлеченным понятием «дух».В свете кантовских открытий Фихте, Гегель и Шеллинг дают новую трактовку духу. Все конечные феномены духа находят свой смысл в Абсолютном духе. Абсолютный дух — это не объект, а процесс сверхэмпирической истории, в ходе которого дух порождает себя . Абсолютный дух в своей истории отчуждается от себя (как от «Идеи») и, познавая отчужденный мир (как «Природу»), возвращается к себе (через историю человечества как «Абсолютный дух»). В результате абсолют приобретает конкретность и самосознание. Отвлеченные объективные идеи и эмпирическая субъективность человека, таким образом, суть лишь моменты в «биографии» абсолюта: чтобы стать истинным духом, он должен наполниться живым содержанием и придать ему форму вечности (шедевром изображения этого процесса остается гегелевская «Феноменология духа»).В 20 в. философия отнеслась к понятию «дух» более лояльно. Оппоненты в некоторых случаях переоткрыли его в рамках своих учений (например, версия Кассирера в неокантианстве, версия Юнга в психоанализе, версия Бергсона в витализме, версия Шелера в феноменологии, версия Сантаяны и Уайтхеда в неореализме). Философия культуры (особенно немецкая ветвь), строя цивилизационные модели, обнаружила его функциональность. Такие направления, как неотомизм, русская религиозная философия или итальянский неоспиритуализм (Кроче, Джентиле), нашли возможность реанимировать классические представления о духе в свете «неклассического» опыта современности. Персонализм, философия диалога, экзистенциализм в лице некоторых своих представителей (Мунье, Бубер, Ясперс) активно используют не только лексику традиционных учений о духе, но и их концептуальные схемы. В новейшей философии понятие «дух» непопулярно.
  • Лосев А. Ф. Аристотель и поздняя классика // Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1975. С.28-78.
  • Лосев А. Ф. Итоги тысячелетнего развития // Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1975. Т. 8, кн. 1. С. 541-569. Кн.2, С.298-302.
  • Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к «Науке Логики». М., 1984.
  • Киссель М. А. Диалектика как логика философии духа (Б. Кроче — Дж. Джентиле — Р. Коллингвуд) // Идеалистическая диалектика в ХХ столетии. М., 1987. С. 119-153.
  • Быкова М. Ф., Кричевский А. В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993.
  • Федотов Г. П. О Св. Духе в природе и культуре // Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1998. Т. 2. С. 232-244.
  • Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. С. 570-573.
  • Class G. Untersuchungen zur Phenomenologie und Ontologie des menschlichen Geistes. Leipzig, 1896.
  • Dreyer H. Der Begriff Geist in der deutschen Philosophie von Kant bis Hegel. Berlin, 1908.
  • Leisegang H. Pneuma Hagion. Leipzig, 1922.
  • Wechssler E. Esprit und Geist. Bielefeld. 1927.
  • Noltenius F. Materie, Psyche, Geist. Leipzig, 1934.
  • Hildebrand R. Geist. Tubingen, 1966.

megabook.ru

Что такое ДУХ - Толковый словарь В.Даля - Словари

ДУХ м. бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый; злой дух, дух тьмы. диавол. нечистый дух. Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, наитие, откровенье. | Видение, привиденье, тень, призрак, бестелесное явленье на земле. | Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость. У меня на это не станет духу. | Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл. Дух веры христианской. Его смущает дух суемудрия. Духом кротости, а не палкой по кости. | Дыханье. Дай перевести дух. Бежал, захватило или заложило дух. | Видимое дыханье, пар выходящий из рта. В этом знач. дух, как жизнь, ниже души; а в высшем знач. искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного. | Запах, вонь, ухание. Здесь русским духом пахнет. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. Он духу его не терпит. | горн. воздух, вдуваемый в плавильные печи. | Жар; вольный дух, умеренный жар в печи, по выгребе жару или по испечении хлеба; | *направленье в людях к воле, свободе. Испустить дух, умереть. Гореть духом, быть исполнену ревности, усердия Быть на духу, идти на дух, исповедываться. Собраться с духом, придать кому духу, смелости. Есть душок, мясо с душком, испорчено, протухло. Он с душком, о человеке. горд, упрям, своенравен, непокорен. Хватить стакан душком, духом, разом. Быть в духе, не в духе, быть хорошо или дурно настроену, расположену, быть веселу или скучну. Скакать во весь дух. Ветер духами и зорями арх. голмянами, шквалами, порывами. | Приезд на оленях, у самоедов, малый дух, до 7 верст; большой, до 40. Ехать на духах, камч. ехать на собаках по такому месту, где много зверя, отчего собаки, почуяв его, внезапно бросаются опрометью за зверем, в сторону. Ни духу, ничего, нисколько, ни следу, ни тени. Духом, душком, за один дух, без передышки, борзо, прытко, живо. скоро, тотчас, мигом. Человек с духом, стойкий, смелый, храбрый; человек с душком, упрямый, своенравный, самолюбивый. Соломку жуем, а душок не теряем. Переводить духи, переносить, пересказывать, наушничать. Забрать дух, о звере, почуять охотника, или о собаках, почуять зверя. Гончие на духах понесли. Духи, бесплотные существа; духи мн. благовония, пахучие вещества и снадобья, особым искусством изготовленные. | Духи и дыхи моск. ноздри, вообще дыхательные пути, особ. у лошади. Как святым духом взято. Как на духу всю правду выскажу. На духу сказано, так знай про себя. На духу сказано, так знай грудь да подоплека. Постись духом, а не брюхом! Начал духом, а кончил брюхом. Со страху дух захватило. Подымешься, дух захватит; опустишься, обухом хватят! Не переведя духу, дальше ворот не добежишь. Ни слуху, ни духу. Ни слуху, ни помину. Ни слуху, ни духу, ни вестей, ни костей. Ни хуху, ни духу, ни третьяго тепла! Духом сделаю, скоро. | Дух и духи мн. забайкальск. обловщики, загонщики, осочники, мальчишки порскуны. Духовный, бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. | Относимый к духовенству и званию этому. Духовное родство пуще плотского. Духовный отец, духовник, у кого исповедуешься. Духовный сын, дочь, кто бывает на исповеди,. в отнош. к своему духовному отцу. Духовное завещанье или грамата, стар. отказная, либо завещанье или духовная ж письменное, законно составленное распоряженье о добре, имуществе своем, на случай смерти; последняя воля. На счастье - ни духовной, ни крепости. Духовен пск. тот, кто в тяжкой болезни уже напутствован Св. Тайнами к смерти. Духовно, или церк. духовне нареч. бесплотно, бестелесно, одним духом, умственно или мысленно: духогвными очами. либо чувствами. Духов день, праздник Сошествия Св. Духа, на другой день Пятидесятницы; воскресный день в народе зовут Троицею и Троицыным днем; а понедельник Духовым днем. Духовой, относящ. к дыханию, к воздуху, или к запаху. Духовая жила, гортань, вернее дыхательное горло. Духовая музыка, противополагается струнной: звуки издаются от вдувания воздуха. Духовая труба или духовая колода, положенная для проводки воздуха, поддувная труба. Духовое ружье, которое стреляет силою сжатого воздуха. Духовая рыба. мясо или овощ, изготовленные в пару, в закрытом или замазанном сосуде. Духовой виноград, астрах. порода нежного, пахучего винограда, потребляемого на месте. Духовик м. южн. ливер, гусак, осердье, коренец, грудные вутренности говяда. Духовская неделя, троицкая, зеленая. Духовская трава, бывшая в Троицын день в церкви; ею крестьяне подкуривают скот в падеж. Духовской ниж. единоверческой, благословеннои церкви, от Духова монастыря. Духовность ж. сост. духовного; | духовная часть, ведомство. Духовина, духовинка, -ночка ж. пск. часок, минутка, миг. Духота ж. духонь ж. пск. душища и сиб. вонь, сильный противный запах; | спертый, душный воздух, наполненный удушливыми испарениями; | жаркий, тяжелый воздух, знойная пора. Духовщина ж. собират. раскольничий толк беспоновщичы. Духовенство ср. собират. сословие священно и церковнослужителей; церковная иерархия; вообще люди духовного сана. Белое духовенство, не монашествующее; черное, принявшее обет монашества. Духовник м. духовный отец, исповедник, спященник, которому исповедуются в грехах своих. От духовника да от лекаря не таись. | Ниж-сем. духовный сын. | Кур. душник или отдушник в печи. Духовница ж. стар. строенье для разных церковных принадлежностей. Духовников, лично ему принадлежащий; Духовничий, ему, им свойственный. Духмяный, душмяный пск. духовитый тул. вор. ряз. душистый, пахучий. Весна духовита, лето душно. Духоборец, духоборник м. отвергающий божественность Св. Духа; толк раскольников беспоповщины, отвергающий все догматы веры и установления церкви, принимающий одну только духовную молитву. Духоборческий, духоборнический, к духоборникам относящ. Духоборный, к духоборству, к ереси этой относящ. Духоборствовать, держаться ереси этой. Духовидец, -дица, кто видит духов, видения, привиденья. Духовластный, властный над духами. Духовно-учебный, к духовному ученью или училищам относящ. Духоведец м. познающий дух, духовное значенье, душевные тайны. Духомер м. снарял для измерения густоты воздуха, вдуваемого в плавильную печь. Духословие, наука о духовных существах, пневматология.

www.slovopedia.com

духу - это... Что такое духу?

  • духу не хватает — рука не подымается, язык не поворачивается, опасаться, не решаться, не осмеливаться, бояться, не сметь, не сметь рта равскрыть Словарь русских синонимов. духу не хватает прил., кол во синонимов: 8 • боявшийся (119) …   Словарь синонимов

  • духу не хватило — поопасаться, побояться, не посметь, не осмелиться, рука не поднялась, не решиться, язык не повернулся Словарь русских синонимов. духу не хватило прил., кол во синонимов: 7 • не осмелившийся (7) …   Словарь синонимов

  • Духу не хватает — ДУХ 2, а ( у), м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • духу не было — чего. Прост. Экспрес. Совсем не предвиделось, не предполагалось что либо. Каждый высказывал своё мнение, разгорелся жаркий спор, возникли новые подробности, которых и духу не было. Теперь он мог покинуть больницу с лёгким сердцем (И. Стрелкова.… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • Духу нагнать — кому. Прибайк. Испугать кого л. СНФП, 63 …   Большой словарь русских поговорок

  • Духу не знатко — Перм., Прикам. О внезапно исчезнувшем человеке. СГПО, 201; МФС, 40 …   Большой словарь русских поговорок

  • Духу не надышишь — Курск. Об отсутствии смелости, решимости для выполнения чего л. БотСан, 93 …   Большой словарь русских поговорок

  • Духу нет — у кого. Морд. 1. Кто л. чувствует слабость, недомогание. 2. Кто л. не осмеливается сделать что л. СРГМ 1980, 42 …   Большой словарь русских поговорок

  • что есть духу — что есть <было> духу Разг. Только в указ. ф. 1. Очень быстро и с предельным напряжением сил. = Во весь дух, во все лопатки, изо всех сил (во 2 знач.), на всех парусах (в 1 знач.), очертя голову (во 2 знач.), сломя голову, со всех ног. С… …   Учебный фразеологический словарь

  • что было духу — что есть <было> духу Разг. Только в указ. ф. 1. Очень быстро и с предельным напряжением сил. = Во весь дух, во все лопатки, изо всех сил (во 2 знач.), на всех парусах (в 1 знач.), очертя голову (во 2 знач.), сломя голову, со всех ног. С… …   Учебный фразеологический словарь

  • abstrnoun.academic.ru

    Святой Дух Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. дух.

    Свято́й Дух — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы.

    Слово, обозначающее «Святой Дух», имеет грамматический мужской род в русском языке, на латыни (Spiritus Sanctus). На иврите (‏רוח הקדש‏‎), и в прочих семитских языках (Ру́ах) — женского рода, в то время как в греческом (Агио Пне́вма — Άγιο Πνεύμα) — среднего.

    Иудаизм[ | ]

    Выражение «Святой Дух» появляется в Танахе нечасто, например, один раз в Пс. 50:13, дважды в Ис. 63:10—11. При этом слово «Дух» в значении «Дух Божий» употребляется множество раз, первый раз в Быт. 1:2. В иудаизме Бог один, идея двоичности или троичности Бога для иудеев неприемлема. Термин Руах ха-еш (Святой дух) находится часто в талмудической литературе. В некоторых случаях это относится к пророческим вдохновениям, а в других она используется в качестве обозначения силы Бога. Пророческое видение Иезекииль называет «руах Элохим» или «руах Адонай». У иудеев «святой дух» имеет определённую степень персонификации, но он остаётся «качеством принадлежащим Богу, одним из его атрибутов», тогда как в христианстве Святой Дух — Одно из Лиц Триединого Бога.[1].

    В иудаизме ссылок на Дух Божий (Руах ха-еш), Святой Дух Иеговы (Яхве), предостаточно, однако он отвергает любую идею, что Святой Дух — это вечный Бог, как часть триединого божества. Термин руах ха-еш (ивр. ‏רוח הקודש‏‎, «Святой Дух» — транслитерация руах ха-еш) приводится один раз в Псалме 51:11, а также дважды в Книге Исаии. Это три библейских стиха, где используется выражение «Руах ха-еш». При этом существительное руах (רוח), часто использующееся в отношении Духа Всемогущего Бога, а также вообще относится к понятию дух, буквально означает «дыхание» или «ветер». Существительное руах, так же, как русское слово «дыхание», означает либо ветер, либо невидимую движущую силу[2].

    Таким образом Святой Дух всегда воспринимался и воспринимается до сих пор иудаизмом как действующая сила, дыхание самого Бога Иеговы (Яхве), которыми Он всё делает и творит. Впоследствии же словом «дух» (רוח) стали обозначать самостоятельное сверхземное существо. Такое обозначение встречается в некоторых апокрифических сочинениях, а также в Талмуде и Мидраше. Особенное развитие получило это представление в христианстве. Тут речь идёт уже не об особом качестве Господа, не об исходящем от Него просветлении, а об объективно существующем, живом и личном начале. Такому воплощению Святой Дух никогда, вероятно, не подвергался у евреев; но и евреи усматривали в нем иногда эманацию божественной силы, действующей самостоятельно[3].

    Христианство[ | ]

    ru-wiki.ru

    что было духу - это... Что такое что было духу?

  • что есть духу — что есть <было> духу Разг. Только в указ. ф. 1. Очень быстро и с предельным напряжением сил. = Во весь дух, во все лопатки, изо всех сил (во 2 знач.), на всех парусах (в 1 знач.), очертя голову (во 2 знач.), сломя голову, со всех ног. С… …   Учебный фразеологический словарь

  • Что есть духу — Прост. Экспрес. 1. Очень быстро, изо всех сил (бежать, ехать). Тихон дико вскрикнул и кинулся что есть духу бежать к лагерю, к людям (П. Брыкин. Искупление). 2. Очень громко (кричать). Замахал руками, закричал что было духу своим: Братцы,… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • ЧТО — (1) ЧТО (1) [што] чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЧТО — (1) ЧТО (1) [што] чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… …   Толковый словарь Ушакова

  • Что — (1) ЧТО (1) [што] чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… …   Толковый словарь Ушакова

  • что — 1) чего, чему, что, чем, о чём, мест. 1. вопросительное. Обозначает вопрос о предмете, явлении, признаке и т. п. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Лермонтов, Парус. Чего тебе: чаю или кофе? Эй, Афанасья, кофе доктору, да… …   Малый академический словарь

  • что — [шт ], чего, чему, чем, о чём, мест. 1. вопрос. и союзн. Указывает на предмет, явление, о к рых идёт речь. Ч. случилось? Скажи, ч. случилось. Ч. ни делай, на него не угодишь. Ч. вы говорите? (употр. также как выражение удивления по поводу чего н …   Толковый словарь Ожегова

  • духу не было — чего. Прост. Экспрес. Совсем не предвиделось, не предполагалось что либо. Каждый высказывал своё мнение, разгорелся жаркий спор, возникли новые подробности, которых и духу не было. Теперь он мог покинуть больницу с лёгким сердцем (И. Стрелкова.… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • ни слуху ни духу — Разг. Неизм. Никаких известий, никаких сведений; ничего не известно. От кого? от отца, от соседа… ни слуху ни духу; о ком чем? о брате, о друге, о книге, о статье… ни слуху ни духу. «Вот уже третий год, – заключил он, – как живу я без Дуни и как… …   Учебный фразеологический словарь

  • Набираться духу — НАБИРАТЬСЯ ДУХУ. НАБРАТЬСЯ ДУХУ. Разг. Экспрес. Перебарывая, превозмогая в себе страх, робость, неуверенность и т. п., решаться на что либо. Набравшись духу, я сел на нары между обоими преступниками (Чехов. Остров Сахалин). Пришлось Султанмурату… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • phraseologiya.academic.ru