Божественность и личность Духа Святого. Личность дух святой


Дух Святой: личность или дар?

Поиск Лекций

ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

 

Кэтрин Кульман

 

Полагайтесь на Святого Духа

Дух Святой это Дух Божий. Он вдохновлял святых людей древности написать Писание. Через озарение он дает людям способность к пониманию истины. Он превозносит Христа. Он обличает в грехе, праведности и суде. Он призывает людей к Спасителю и производит восстановление. Он дает рост христианскому характеру, утешает верующих и раздает им духовные дары, которыми они служат Богу через Его Церковь. Он запечатлевает верующих в день окончательного искупления. Его присутствие в христианине это Божье удостоверение приведения верующего в полноту Христову. Он просвещает верующего и церковь, давая силу, поклонение, благовестие и служение.

"Не хочу оставить вас, братия, в неведении о дарах духовных. Знаете что, когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу:

Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений тем же Духом; иному чудотворение, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно".

1 Коринфянам 12:1-11

 

Глава 1

Цель Божьих даров

Вместе с вами мы изучим один из интереснейших и богатейших информацией предметов, которое мы когда-либо рассматривали. Давайте займемся темой — Дары Святого Духа, с открытой Библией и открытым разумом, когда Сам Дух Святой станет нашим Учителем. Это Он держит ключи к успешной, плодотворной и победоносной христианской жизни, и через Его дары мы прославляем Божьего Сына, Иисуса Христа.

В вопросе о духовных дарах мы скалываемся с двумя крайностями. Во-первых, преувеличение. Кое-кто осуждает чудесное действие Святого Духа из-за своего неправильного подхода к сверхъестественной силе Духа. Я думаю, что большинство из нас могут привести многие примеры фанатизма, извращающего это учение, отчего оно страдает и выхолащивается. Есть и другая крайность — обычное дитя Божье пренебрегает этим и не знает учения Слова Божьего о духовных дарах. Чтобы ему не выглядеть фанатиком или не впасть в то же самое преувеличение, христианин часто пренебрегает учением Слова Божьего относительно духовных даров.

Хочу, чтобы вы кое-что увидели. Дары Святого Духа — это наши способности для служения. Они даны для служения и только для служения. Павел назвал некоторые из даров в 12 главе 1 послания к Коринфянам, и я хочу отметить здесь нечто очень важное. Мы всегда говорим о ДЕВЯТИ дарах Духа. Мы принимаем тот факт, что даров Духа девять и что это исчерпывает нужду. Почему мы считаем, что это все, что дано? Почему мы так быстро ограничиваем Бога? Не ограничивайте Бога только девятью дарами, Его обеспечение неограниченно. Павел назвал девять даров в послании к Коринфянам, но есть гораздо больше. Дары Святого Духа даны каждому человеку именно так, как это "угодно Святому Духу". Мы личности в Его глазах и Бог знает нас лучше, чем мы сами себя знаем, и дает нам дары, которые подходят каждому из его детей.

День, в который мы живем, кажется нам уникальным, но те проблемы, с которыми сталкивался апостол Павел, очень похожи на те, с которыми сталкиваются церкви сегодня —неведение относительно духовных даров. Это неведение, со стороны обычного, называющего себя христианином человека, относится не только к духовным дарам, но и к неведению относительно Самого Святого Духа. Мы нуждаемся в хорошем, здравом библейском учении относительно третьей ипостаси Троицы. Поэтому давайте исследовать внимательно эту ипостась и этот предмет, который является жизненно важным в служении Слова Божьего, чтобы мы могли раскрыть ту часть, которую каждый человек мог бы иметь в служении.

Помните, что есть только один Святой Дух! Он та самая ипостась Святой Троицы, которая наполняет сосуд и крестит Духом и которая дает дары, помимо чудесного дара Его Самого. Духу приписывалось много преувеличений, точно так же, как в церкви в Коринфе отмечались непорядки и смущения. Так было там, и так это происходит сегодня из-за непонимания Личности Святого Духа и Его даров.

 

Глава 2

"не дам Славы Моей иному" (Исаия 42:8)

Если вы чуть-чуть осторожны, если вы не любите вещи, несущие на себе ярлык "дела Святого Духа", то один из величайших критериев, которые я могу дать вам: Дух Святой всегда будет прославлять, всегда будет открывать, всегда будет продвигать Иисуса и только Иисуса!

Сколько раз я желала бы побывать за этим огромным столом, где Отец, Сын и Святой Дух рассматривают план спасения человечества, чтобы услышать из уст Иисуса, как Он предложил пойти и принять на Себя человеческий вид. Каждый член Троицы играл определенную роль в нашем спасении, и я почти что слышу, как Дух Святой говорит: "Я буду там, чтобы прославлять Иисуса на земле и в сердцах людей".

Дух Святой — это самый величайший покровитель, который когда-либо жил, и Он выдвигает только одну Личность: Иисуса Христа, Сына Живого Бога. Я никогда не говорила об этом иначе, вы никогда не услышите от меня ничего другого, помните это до тех пор, пока я живу: если Дух Святой являет Свою силу, Он всегда будет открывать и прославлять ИИСУСА, и никакую другую личность.

Мы все видим мужчин и женщин на религиозной работе, которые делают все, что только возможно, чтобы заработать славу себе и своему имени. Но Святой Дух не прославляет личности. Никогда! Он ославляет Иисуса, и Сам Иисус сказал: "Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12:32).

Павел, духовный гигант, понимал это в совершенстве, и одну из самых знаменательных вещей, которые он когда-либо писал, находим в 1 Тим. 1:15: "Что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я ПЕРВЫЙ". Несмотря на чрезвычайные откровения Пава и тот опыт, который он имел на горе; несмотря на его славное знание того, что от Бога, он продолжал считать себя наименьшим, первым грешником. Он считал себя ничем, и никогда не пытался построить для себя империю, чтобы продвинуть себя.

Это объясняет, почему Святой Дух, через преданный сосуд, превозносит Иисуса; и когда Иисус, был вознесен, жизни были славным образом изменены силой Божьей. В этом заключен секрет служения Павла и нашего личного свидетельства для Господа Иисуса Христа сегодня.

 

Глава 3

"так говорит Господь"

Нет ничего более могущественного, чем написанное Слово Божье. Если я говорю одно, а Библия учит другому, то Библия права. Если ваша церковь или пастор учит одному, а Библия другому, Библия права. Иногда я думаю, что самое тяжелое в мире для людей отвернуться от своих предвзятых идей и снова вернуться к Слову Божьему. Это будет прекрасный день, когда все, называющие себя христианами, независимо от деноминаций, вернутся к Слову Божьему, к тому "как говорит Господь". У нас развилось так много "экклезиологии", так много теории, так много того, что мы называем "кредо". Есть слишком много человеческих учений и осталось так мало из того, "что говорит Господь".

Позвольте мне повторить утверждение, которое я делала уже раньше: есть только ОДИН Дух Святой, и если вы думаете, что я слишком обостряю факты, то, возможно, тот опыт, о котором я расскажу здесь, поможет вам понять.

Я стою перед огромным собранием, когда Святой Дух использует этот сосуд, говоря через уста из глины, прекрасно осознавая помазание Святого Духа на моем теле. Дух Святой плавит сердца, приготавливая их принять Христа; и вдруг кто-то в зале прерывает это, какой-то человек отвлекает собрание и начинает молиться на языках или давать свое личное свидетельство.

Послушайте меня! Есть только ОДИН Святой Дух. Он не прерывает Себя, когда говорит через сосуд, неся послание вечной жизни. Когда он перестает говорить, все становится другим, потому что "дары различны", и мы все члены одного Тела; но будем помнить, что все должно быть "благопристойно и чинно" (1 Кор. 14:40). Бог не есть Бог смущения или беспорядка, но мира и гармонии, Который назидает, обучает и ободряет Свой народ.

 

Глава 4

Дух Святой: личность или дар?

Давайте ясно разберемся при заложении основ нашего исследования личных даров Святого Духа. Есть разница между получением одного или больше духовных даров и славным опытом исполнения Духом. Когда речь идет о чудесном переживании исполнения Духом (возможно, вы называете это крещением Святым Духом), всегда помните, что это есть отдельное духовное переживание, отдельное от рождения свыше; и если вы член Тела Христа, если вы были рождены в Божью семью, рождены в Его Церковь, то этот опыт для ВАС. Не имеет значения, к какому религиозному течению и какой церкви вы относитесь. Если вы были рождены в Тело Христово, то это чудесное переживание исполнения Святым Духом является частью вашего наследия.

Откройте вторую главу книги Деяний. Мы видим там это славное переживание в горнице, когда Святой Дух пришел, и они все были исполнены Духом. Затем Петр, говоря под благословением Святого Духа, сказал иудеям и набожным людям, собравшимся в Иерусалиме: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и ВСЕМ дальним, Кого ни призовет Господь Бог наш" (Деян. 2:38, 39).

Верю, что Дух Святой, говоря через уста Петра, очень четко выразил это, чтобы кто-нибудь не сказал потом, что этот опыт исполнения Святым Духом относится только к ранней Церкви. Дух Святой включил всех, говоря: "Вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш". Если вы были призваны быть христианином, быть в семье Божьей, быть наследником Божьим и сонаследником Иисуса Христа, то тогда вы призваны к тому, чтобы исполниться Духом, Это есть часть твоего наследия.

Многие из вас ходят истощенными и наполовину голодными духовно. Нет ничего удивительного, что вы не можете повлиять больше ни на кого другого. Нет ничего удивительного, что люди смотрят на вас и думают: «Если это христианин, то я не хочу быть таким, потому что в этом нет радости, в этом нет силы и в этом нет жизни!" Но когда вы получаете все, что Иисус дал вам как христианину, вы наслаждаетесь своим наследием и становитесь счастливейшим человеком в мире. Поэтому идите и начните завоевывать наследие, которое ваше уже сейчас!

Теперь вы уже не воспринимаете это неправильно и не думаете, что я говорю, что у вас не будет скорбей или разочарований в вашем христианском хождении. Я не говорю, что вы никогда не будете болеть физически, потому что никто из нас не имеет гарантии против болезней и немощей, никто из нас не гарантирован против скорбей или сердечных печалей и разочарований. Фактически Иисус сказал, что мы не только будем иметь беспокойства, но мы будем иметь гонения! Однако, несмотря на это все, мы можем одерживать победы; мы можем иметь уверенность внутри нас, которую невозможно передать в словах. Бог дал нам силу через Личность Святого Духа, которая позволит нам подняться над нашими трудностями. Они не сломят нас, и мы будем не только победителями над несчастьями, которые происходят в нашей жизни, но мы будем БОЛЕЕ чем победителями через Христа, который возлюбил нас. Мы будем обладать внутренней радостью, мы будем обладать уверенностью, зная, что ничего не может произойти с нами, кроме того, что Бог позволил или допустил. Мы можем пребывать в уверенности, что все, что приходит в нашу жизнь, мы можем ИСПОЛЬЗОВАТЬ для духовного роста, прогресса и для Божьей славы.

Неспасенный человек и дитя Божье, могут встретить одну и ту же проблему, они могут оказаться в одной и той же ситуации, которая может одолеть неспасенного человека. Однако такие же точно обстоятельства в жизни христианина могут использоваться для славы Божьей и приносить духовный рост, усиливающий наш собственный характер. Это то спасение и та духовность, в которую я верю. Это есть ежедневная программа в нашем хождении день за днем, и это работает!

 

Глава 5

Дар есть дар

Как объяснить вам реальное значение дара? Некоторые люди живут и умирают, так и не узнав на самом деле, что есть дар — "прикрепленные" к нему "струны", и не ставя за этим даром никаких целей. Когда дает Дух Святой, это действительно даяние с подлинной любовью, следующей за тем даром, который Он дает. Пока мы не испытаем Божье даяние нам, мы не сможем знать на самом деле, КАК давать, или понять все то, что вовлечено в даяние.

Только Бог знает, как сильно я хочу сотворить лучшее, что Он предназначает для меня, и я искренно жажду лучших Его даров. Я могу жаждать дар, но нигде в Слове Божьем не сказано, что мы должны ВЫМАЛИВАТЬ Его дары. Он дает Сам, Он делает это из Своего великого сердца. Я пытаюсь жить, угождая Ему, так сильно желая занять такую позицию, которую... Как это выразить? Я не могу использовать слово "достойна", потому что Его дары не заслуживаются. Они даются нам не потому, что мы достойны, ни один из нас не достоин Божьих благословений. Другими словами, мы не можем "заработать" дар — дары даются, потому что Дающий хочет давать, и Его дары исходят из сердца.

Позвольте привести вам пример. Вы работаете за свою зарплату. Вы вкладываете много часов в ежедневную работу. Вы зарабатываете и получаете свою зарплату, но дар — это нечто совершенно другое. Это дается вам не за вашу работу, это не есть награда за что-то, что вы сделали — вы получаете это не за свои моления. Это дается потому, что дающий захотел подарить вам этот дар, и давая, Он получает такую же сильную радость, какую и тот, кому дается.

Таким же точно образом, каким Дух Святой контролирует распределение Своих даров, Он также контролирует и каждый дар сам по себе. Прочитайте 1 Коринфянам 12:7: "Но каждому дается проявление Духа на пользу". Мы видим, что дары Духа называются здесь "проявлением Духа". Всякий раз, когда мы видим "дары Духа" в действии — дар ли это исцеления, или это дар веры, или дар чудотворения, или это дар мудрости или знания, всегда знайте, что это "проявление Духа." Поэтому, если кому-то был дан дар Духа и он знает, что ему был дан этот дар, он не станет говорить об этом и не будет им хвалиться, потому что он будет осознавать факт, что ничего не происходит от него самого — это есть проявление Духа.

Дух совершает эти чудесные вещи через тело. Это не есть какая-то естественная способность, которую Дух Святой благословляет. Все эти индивидуальные принадлежности суть тело, сосуд, добровольное желание, полная отдача Богу тела, души и духа. Иисус Сам должен был полностью отдать себя Отцу и Святому Духу, прежде чем начать Свое земное служение, Даже в последние часы в Гефсиманском саду, когда Он видел пред Собой крест, Иисус по Своей собственной воле должен был подчинить Свою волю Отцу: "Впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мтф. 26:39). Когда мы полностью подчиняем себя Богу, Он возьмет этот сосуд и будет его использовать, но это ЕГО СИЛА. Это сам Дух Святой дает проявления.

Бог знает, что я никогда в своей жизни не говорила, что имею какой-то дар. Я чувствую, что все, что Дух Святой доверил мне, это нечто очень священное, драгоценное сокровище, которое есть проявление Святого Духа и ничего от Кэтрин Кульман. Ни один святой, живший когда-либо на земле, не владел чем-то от себя, чем он мог бы хвалиться. Павел, один из величайших религиозных лидеров всех времен, никогда не произнес ни одного слова хвастовства относительно даров Духа, которые были явлены через его жизнь. Почему? Потому что чем глубже человек идет в своем посвящении, тем больше он начинает осознавать, что он есть абсолютное ничто без силы Божьей. Без проявления Святого Духа человек просто плоть, кровь и кости. Только Святой Дух дает силу.

Вот почему дары Духа называются "проявлениями Духа". Апостолы могли делать сверхъестественные вещи, только иногда они были движимы Святым Духом. Когда мы читаем рассказ апостолов о проявлении силы Святого Духа в их жизни, мы удивляемся этому, это так захватывающе. Но помните вот что: это тот же самый Святой Дух, Которого знаем вы и я, и эти апостолы и христиане ранней церкви могли делать сверхъестественные вещи, только когда они были движимы Духом. Иисус Сам мог делать те могущественные и великие дела только тогда, когда Он был движим Святым Духом.

Все мы читали этот чудесный отрывок в Деяниях 3:1-11, когда Петр и Иоанн проходили мимо хромого человека около Красных ворот. Петр, без сомнения, видел этого хромого человека десятки раз, потому что день за днем он был там среди нищих, просящих милостыню у ворот храма. И апостолы, устанавливая церковь в Иерусалиме, встречали его в храме ежедневно задолго до того, как этот человек был исцелен. Но это произошло лишь тогда, когда Петра подвиг Дух, и он заговорил с ним. В этот момент Дух Святой сошел на Петра, и ему был дан Духом чудесный дар исцеления. Если бы он попробовал исцелить хромого без Духа, ничего бы не произошло; потому что без Святого Духа, без дара Духа и без силы Духа Петр оставался обычным христианином, спасенным благодатью Божьей. Нет ничего от нас: "Потому что Бог производит в нас хотение и действие по Своему благоволению" (Флп. 2:13).

Мы все знаем, что есть люди, которые ОТ ПРИРОДЫ одарены и талантливы, от рождения обладают более высокой интеллектуальностью и большими способностями, которые ставят их на голову выше остальных. В вашей собственной семье, среди ваших детей, один может быть более интеллектуален, чем другой. Он был рожден от тех же самых родителей, воспитывался в том же самом доме, в тех же самых условиях, в той же самой обстановке и имел те же возможности. Однако ему почему-то было легче учиться и получать высокие отметки в школе легче, чем для его брата или сестры, которые учились посредственно, хотя и затрачивали больше усилий, чтобы достигнуть результатов. Вы можете это понять? Нет.

С другой стороны, когда мы говорим о дарах Святого Духа, мы не говорим о людях, которые более развиты от природы. Мы говорим о сверхъестественной передаче им способностей. Они могут быть не особенно одаренными от природы, но когда речь идет о духовных вещах, они больше знают о Слове Божьем, лучше понимают Библию, чем те, кто, может быть, проучился в теологической семинарии и заработал много степеней. Какая разница? Это то же самое, о чем говорит Павел в двенадцатой главе 1 Коринфянам: это сверхъестественная передача способностей от Духа Святого.

Пожалуйста, прочитайте 1 Коринфянам, главу 12 стих 1, и посмотрите, что сказал Павел: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении о дарах духовных". Мы понимаем, глядя на слово "братия", что Павел обращается не к невозрожденным. Он не обращается к тем, кто ничего не знает о духовных вещах. Он обращается к тем, кто являются членами Тела Христова, и говорит с ними о предмете, в котором они находились в неведении. Павел хотел, чтобы они знали, что те дары, о которых он говорит, могут им принадлежать.

Если вы здоровый христианин и в вашей жизни есть духовный рост, если вы ежедневно побеждаете в своей христианской жизни, то тогда в вашем сердце будет желание иметь в жизни своей больше того, что от Иисуса и того, что от Святого Духа. Не думайте, что с вами что-то ненормально, если вы не удовлетворены и если глубоко внутри себя вы находите искренний голод и желание большего познания Бога и Его Слова. Это — надежный признак того, что вы здоровый христианин. Наоборот, вас должно очень встревожить, если у вас нет голода по духовным вещам, если вы не желаете более глубокого опыта общения с Богом, если вы пришли в такое место, где вы удовлетворены. Слово Божье говорит: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мтф. 5:6).

Я никогда не уходила со служения чудес, когда видела славнейшее проявление Божьей силы и чувствовала еще более интенсивное желание увидеть более того, что я видела. Почему? Потому что я знаю, что как-то и когда-то я ограничила Бога, и есть еще те ресурсы во Христе Иисусе, которые я еще не постигла. Самые величайшие из святых, которые когда-либо жили, никогда не получали ВСЕГО из того, что Бог имеет для человека. Поэтому не бойтесь того, что от Духа. Стремитесь и стремитесь с жаждой ко всему, что Дух Святой имеет для вас. И вы всегда можете быть уверены, что Он дает вам наилучший дар, подходящий для вас. Он не даст вам дар, который не дополняет вашу личность, и всегда принимает во внимание ваши желания или ваши слабости. Наш Господь всегда является мудрым даятелем.

 

 

Глава 6

Господство Христа

Религиозные условия христиан в Коринфе сильно отличались от того опыта, который имел Павел в иудейской религии. До своего обращения они ничего не знали о Живом Боге, Моисеевом Законе, чудесах, совершавшихся в Ветхом Завете пророками. "Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам так, как бы вели вас" (1 Кор. 12;2). Здесь Павел использует слово "вели", говоря о сатанинской силе; и действительно за идолопоклонством стоит сатанинская сила. "Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божьим не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12:3).

Читая, мы видим, что апостол проводит очень ясную черту между христианством и любой системой человеческих предрассудков. Здесь мы видим нечто большее, чем просто искренность, потому что человек может быть искренним в заблуждении. Кто-то может быть очень религиозным человеком, крайне религиозным, и очень искренне соблюдать все свои религиозные ритуалы; и, тем не менее, он может быть в конечном итоге искренне неправ в своей искренности. Любая религия, которая отвергает Божественность Иисуса Христа, любая религия, которая отвергает искупительную Кровь Сына Живого Бога, является не христианской, но антихристианской. Вот что проводит четкую границу во всем мире — как вы относитесь к Иисусу, Сыну Живого Бога.

Христианство и только христианство превозносит Иисуса Христа, Сына Живого Бога, и принимает Его Божественность. Другие религии отвергают Его Господство, предавая Его заклятию, потому что только Духом Святым мы можем признать Господство Иисуса.

Подсчитывали ли вы, сколько раз Павел в послании к Коринфянам использует титул Господь применительно к нашему чудесному Спасителю? Это истинно послания Господства Иисуса Христа, и мы призваны всегда признавать Его Господство, Его абсолютный авторитет над нашими сердцами и над нашей жизнью. При любых обстоятельствах помните, что Дух Святой признает Господство Иисуса Христа; и вы и я, как члены Его Тела, также должны признавать Его абсолютный авторитет над нашими сердцами, разумом и жизнью.

Это относится и к духовным дарам. Во-первых, мы должны всегда помнить ту цель, для которой дары были даны — распространение Евангелия и созидание церкви; во-вторых, мы всегда должны признавать Его Господство над каждым даром, данным Духом. Он имеет абсолютный авторитет над каждым даром, который Он дал. Мы есть слуги Всевышнего Бога, и Он есть наш Господь; но, судя по поведению некоторых христиан, можно подумать, что они являются господами, а Он их слугой. Я не проявляю никакого неуважения и не кощунствую, когда говорю это, но это правда. Я столько раз была свидетелем духовного фанатизма в некоторых религиозных организациях; я видела столь много духовной гордости в жизни некоторых христиан, которые представляют себя так, будто ОНИ имеют господство, что это ОНИ управляют, что это ОНИ все контролируют и что Господь Иисус Христос — их слуга.

Я думаю об этом, когда слышу молящихся мужчин или женщин, когда они требуют чего-то от Бога. Я боюсь и трепещу. Друзья мои, мы лишь хрупкие творения, сделанные из глины, зависимые от Бога при каждом вздохе нашего сердца. Как мы можем сметь приказывать Ему сделать что-нибудь! Как может какой-нибудь человек посметь повелеть Богу сделать что-либо! Он есть Бог Всемогущий, и мы должны всегда помнить это.

 

 

Глава 7

Дар мудрости

Давайте изучим некоторые конкретные дары Духа, начиная с того, который многие считают наибольшим из духовных даров, Слова Мудрости. Бог совершенен и абсолютно мудр, и через этот дар Духа Он дает человеку часть Себя часть того, что является абсолютным совершенством.

Некоторые считают, что этот дар мудрости есть природный дар, освященный для служения Богу. Поскольку вся мудрость приходит от Бога, они считают, что освящение природного дара становится духовным проявлением. Но это не так. Если мы считаем, что это есть истинное толкование слова мудрости, тогда каждый учитель Библии может объявить, что он имеет этот дар, величайший из даров Святого Духа. В этом случае было бы очень трудно провести границу между учителем в воскресной школе, излагающим свой урок, и опытным библейским комментатором, доносящим глубокие библейские истины.

Есть и другие. Обладая определенной долей природной мудрости, они считают, что имеют чудесный дар мудрости, полагают, что слово мудрости означает мудро говорить, выразить факт, сказать слово "вовремя" или помочь тем, кто нуждается в совете или замечании. Если бы это было правильным истолкованием слова мудрости, то этот дар был бы более распространенным, чем мы предполагаем. Существует огромное множество людей, множество драгоценных детей Божьих, которые способны дать слово помощи другому. Фактически, каждый из нас как христианин, должен быть способным помочь тем, кто имеет проблемы или трудности.

Но подумайте! Слово мудрости это Божественное сверхъестественное откровение мыслей и намерений Божьих, переданных Духом Святым. Есть только Один, Кто имеет совершенную мудрость, только Один. Это Всемогущий Бог, включая каждого члена Троицы: Бога-Отца, Иисуса Христа Сына и Личности Святого Духа. Ни один человек не имеет совершенной мудрости. Даже Соломон не мог претендовать на это.

Прочитайте внимательно, как Библия определяет этот дар: он называется СЛОВОМ мудрости. Это Божья мудрость, частично переданная человеку. Это может быть определено как дар Слова Божьей Мудрости. Когда Бог открывает свои намерения человеку, то этот человек обладает словом Божественной совершенной мудрости. Независимо от этого сверхъестественного дара Святого Духа Господь желает вести верующих в их ежедневных усилиях, чтобы дать им необходимую мудрость для каждого конкретного случая или обстоятельств. Каждый день в своей жизни я молюсь о Божественной мудрости, Его мудрости. Но есть дар, который Святой Дух дает индивидуально, когда человеку передается буквально Божья мудрость, и Бог открывает ему Свои цели. Это есть сверхъестественный дар от Бога, а не прославление человеческой собственной природной мудрости или способностей.

 

Глава 8

Дар веры

Прежде чем приступить к изучению дара веры, отвечу на вопрос, который многие задают: Необходим ли дар веры для совершения чудес? Ответ — нет.

Кое-кто, возможно, удивится моему ответу, но не забывайте, что каждый дар Духа действует независимо от других. Слово Божье, которое находим в книге пророка Захарии 4:6, есть очень драгоценная и жизненно важная часть моей жизни: "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф".

Текст Писания перед этим местом рассказывает нам, что пророк видел светильник и лампады светильника, каждая лампада действовала независимо от других; однако все они получали елей из одной чашечки. Дух Святой является елеем, и Он есть та сила, которая буквально поддерживает огонь в светильнике. Каждая лампада независима от других, но секрет силы заключается в ЕЛЕЕ Святого Духа!

Подобно этому каждый дар Духа действует независимо от других даров. Поэтому, когда мы говорим о даре веры, мы видим, что он действует независимо и не связан с даром чудотворения, с божественным исцелением или исцелением физического тела. Кто-то может иметь дар исцеления и не иметь при этом дара веры; кто-то другой может иметь дар чудотворения и не иметь дара исцеления; и при этом оба не обязательно имеют дар веры. Просто удивительно, сколь у многих из нас предвзятые идеи, и сколь многие вкладывают слова в уста Божьи, слова, которых там нет, думая при этом противоположно Слову Божьему.

Прочитайте: "Одному дается Духом... вера... иному дары исцелений... иному чудотворения". Это совершенно отдельные дары. Многие связывают веру с физическим исцелением. Когда мы говорим о человеке с великой верой, они моментально ассоциируют его с чудесами и с исцелением физического тела. Однако, кто-то может иметь дар веры и при этом никогда не видеть чудес исцеления! Существуют тысячи, даже десятки тысяч чудес, которые не имеют никакого отношения к физическому исцелению. Может быть великая вера, кто-то может иметь дар веры и не иметь силы в этой жизни помолиться за исцеление больного.

Вера — это не то, что мы носим с собой, или вещь, которую мы можем положить в карман и вытаскивать каждый раз, когда нам захочется на нее полюбоваться. Мне всегда хотелось, чтобы я могла положить веру в какую-нибудь маленькую коробочку, чтобы всякий раз, когда вам нужна вера, я посылала бы вам эту маленькую коробочку. Но могу сказать вам: веру невозможно смастерить или изготовить.

Позвольте проиллюстрировать. Есть люди, которые отрицают тот факт, что вороны кормили Илию дважды в день хлебом и мясом; которые сомневаются, что Даниил был защищен Богом от львов во рву, и полностью отвергают реальность того, что три еврейских юноши были спасены от огненной печи. Седрах, Мисах и Авденаго очень много пострадали от либералов; то же произошло с Ионой и китом!

Итак, я современна во всем, кроме Библии! Что касается Слова Божьего, я старомодна и верю всему, что говорит эта книга. Я так же старомодна, как Даниил в львином рву; так же старомодна, как Иона во чреве кита. Я верю, что вороны буквально кормили Илию — для меня нет никаких сомнений. Есть чудеса гораздо более великие, чем исцеление физического тела, но я не недооцениваю величие физического исцеления. Я "верю, что когда Бог повелел Моисею направить свой жезл на море, дар чудотворения был необходим, чтобы разделить воды, и второй дар Духа, дар веры был нужен для проходящих на другую сторону, чтобы не потерять рассудок, пока все не перейдут по сухой земле.

Даниил познал трепет дара веры, находясь в львином рву. Седрах, Мисах и Авденаго познали трепет дара веры, когда были брошены в огненную печь. Я не верю, что была хоть крупица страха в сердцах или мыслях этих трех еврейских юношей, когда Навуходоносор повелел своим сильным воинам связать их и бросить в огненную печь. Я верю, что Бог дал Илие дар веры, когда он молился, чтобы огонь сошел с неба и пожрал воду, когда он бросил вызов пророкам Ваала. Дар ВЕРЫ — один из славнейших даров Духа, и в этом даре веры всегда необходим элемент опасности, чтобы привести его в действие.

Те, кто видят мое служение, знают о моем глубоком уважении и восхищении по отношению к Джорджу Мюллеру, подлинному святому Божьему. Не знаю, сознавал он или нет действие дара веры в своей жизни, но я убеждена, что Бог дал этому человеку дар веры. Он руководил одним из самых больших детских домов, которые когда-либо знал мир. Джордж Мюллер не просил финансовой поддержки и ни к кому не обращался за помощью; тем не менее, дети всегда были сытыми и никогда не ложились спать голодными. По свидетельству всех, кто хорошо знал его, Джордж Мюллер никогда не испытывал тревоги и не переживал о том, кто даст ему пищу или необходимые финансы для детского дома. Ему был дан дар веры, и дар веры приносит мир и покой во времена нужды и опасности.

Итак, подводя итог, мы можем сказать, что дар веры — это сверхъестественное действие Святого Духа через того, кто его имеет, что позволяет ему сохранить непоколебимое доверие Богу для своей личной защиты и обеспечения. Вера — это дар, данный Богом, дар Святого Духа.

 

 

Глава 9

Дар чудотворения

Божьи дары — это доверие, вложенное в руки или тело личности, никогда не забывайте этого. Ни один дар не дается человеку для его славы или для "представления". Дух Святой будет возвеличивать и превозносить только одну Личность, и эта Личность есть Иисус Христос, Сын Живого Бога. Иисус Сам сказал нам, что Дух Святой "прославит Меня", и Он прославит, Он возвеличит, Он привлечет внимание к Иисусу и только к Нему. Следовательно, мы знаем, что когда Дух Святой вкладывает в человека чудесное доверие, когда Он помещает это доверие в руки или тело личности, этот человек выходит за рамки, если использует этот дар в личных эгоистических целях или для самовозвеличивания. Именно по этой причине Павел открывает двенадцатую главу послания к Коринфянам такими словами: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о ДАРАХ духовных". Каждый дар должен быть подчинен Господу. И Его власть должна признаваться при использовании всех этих даров.

При исследовании дара чудотворения я призываю вас быть очень внимательными, чтобы не спутать дар чудотворения с даром исцеления. Удивительно, как много людей настолько привыкли к тому, чтобы связывать слово "чудо" с Божественным исцелением. Однако дар исцеления — это один дар; вера это один дар; а дар чудотворения — это другой дар, потому что слово Божье говорит: "...иному дар чудотворения". Следовательно, чудотворение это НЕ тот же самый дар, что исцеление, и не тот же самый дар, что вера.

Что же тогда является чудотворением? Что такое дар чудотворения? Это сверхъестественная демонстрация силы Божьей, которой законы природы либо отменяются, либо контролируются. Бог остается могущественным Творцом. Он — Бог Всемогущий. Нет ничего невозможного для Него. Мы забываем, что Он обладает властью контролировать стихии. Мы забываем, что в Его власти отменять законы природы и даже законы вселенной. Почему кое-кто так сильно удивляется чудесам? Почему человеческие существа настолько ограничены в своем мышлении, что они отказываются принять что-либо, что находится за границами сверхъестественного? Бог есть Творец всего, Он Тот, Кто сформировал вселенную, сотворил всякую плоть и вдунул дыхание жизни в лице первого человека — Адама, и Он имеет власть отменять Свои законы, законы природы. Бог контролирует все, и чудотворение — это сверхъестественное проявление Его силы, которой эти законы либо сохраняются, либо отменяются.

Давайте пойдем немного дальше. Чудо это верховный Божий акт, проявление Божественной силы, данной для подтверждения послания от Бога. Ни в одном случае Бог не творит чудес и не позволяет чудо ради "спектакля" или для привлечения людей к сотворившему чудо. Цель, стоящая за Божьими чудесами, это подтверждение Его послания людям.

Очевидно, что во времена пророков Ветхого Завета происходило больше чудес, чем сегодня. Почему тогда эти дары действовали больше? Во-первых, потому, что мы обладаем сегодня большим духовным светом. Мы имеем Библию. Мы имеем буквально записанное Слово Божье. Осознаете ли вы, что святые Ветхого Завета не имели Библии, как мы имеем ее, что те ранние христиане не имели Нового Завета как путеводитель? Чудеса в Ветхом Завете происходили чаще, потому что пророки устанавливали свой Божественный авторитет перед людьми через чудеса, которые они совершали. В этом смысле чудеса были как бы их верительными грамотами.

Чтобы понять служение Бога через чудеса, мы рассмотрим четыре различных периода в истории Писания, где дар чудотворения записан для нашего изучения и просвещения. 1. Моисей, когда он вел детей Израиля из египетского рабства; 2. чудеса, сотворенные Илией; 3. служение Иисуса; 4. День Пятидесятницы.

 



poisk-ru.ru

Божественность и личность Духа Святого

«Является ли Святой Дух личностью или просто некоей силой или влиянием? Это вопрос огромной важности. Если Святой Дух - это влияние или сила, то нам необходимо научится получать эту силу и пользоваться ею. Если Он является Божественной личностью, а мы рассматриваем Его, как безликое влияние, мы тем самым не воздаём Богу подобающую честь, любовь и поклонение. И если Он является Божественной Личностью, люди должны научиться отдаваться Ему, чтобы Он мог использовать их»

Божественность Святого Духа

Приступая к исследованию данной темы, следует сразу отметить, что Божественность Святого Духа не столь очевидна, как Божественность Отца и Сына. Можно сказать, что Божественность Отца просто подразумевается Писанием, Божественность Сына в нем утверждается и доказывается, а Божественность Святого Духа надо выводить из различных косвенных указаний Писания. Есть, однако, определенные основания, из которых мы можем сделать вывод о Божественности Святого Духа в той же мере, что Отца и Сына.Проблема определения в богословии личности Святого Духа вращается вокруг прогрессирующего откровения и понимания, так же как и понимание, читателями природы самой Библии. Святой Дух, будучи членом Троицы, как это явлено в Новом Завете, не раскрывается в еврейской Библии Ветхом Завете понятие «Дух Яхве» (евр. Руах Яхве), или «Дух Господень», как оно переведено в русской Библии, не обозначает отдельной сущности; это – сила Бога, активная Божья воля,исходящий от Бога и дарующий жизнь миру природы (Быт. 2:7) [3].Однако тот факт, что учение о Святом Духе не полностью раскрывается в еврейской Библии, не влияет на реальность существования и действия Святого Духа во времена Ветхого Завета. В Новом Завете прослеживается взаимозаменяемость ссылок на Святого Духа и Бога. О Духе часто говорится как о Боге. Самый яркий пример находится к книге Деяний  5 глава. Одна из супружеских пар ранней Церкви Анания и Сапфира продали свою недвижимость. Часть выручки они принесли апостолам, заранее договорившись друг с другом выдать ее за полную полученную сумму. Через апостола Петра Дух Святой резко осудил их, и последствием их греха стала мгновенная смерть сперва мужа, а потом и его супруги. Отчитывая Aнанию, Петр задает вопрос: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5:3). В следующем стихе он говорит: «Ты солгал не человекам, а Богу». Из этого отрывка можно сделать вывод, что «солгать Духу Святому» и «солгать Богу» равнозначно. Петр фактически сказал: «Ты солгал Святому Духу и Богу». Но слова в Деян. 5:4 ясно указывают, что ложь была сказана не людям, не кому-то более низкому, чем Бог, но Самому Богу. Отсюда следует вывод, что второе заявление - продолжение первого, подчеркивающее, что Дух, Которому солгал Анания, был Богом. Это место Писания, как ни одно другое, по мнению автора работы, наводит на мысль о Божественности Святого Духа.Другое место, где указывается на равенство Святого Духа и Бога - учение апостола Павла о теле христианина, направленное к Коринфской Церкви. В 1 Кор. 3:16-17 он пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы». А тремя главам далее в 1 Кор. 6:19-20 он использует сходную речевую конструкцию: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших». Вывод напрашивается сам собой: в глазах апостола присутствие в человеке Святого Духа равнозначно обитанию в нем Бога. Сравнивая выраже­ния «храм Божий» и «храм Святого Духа», можно увидеть равенство между ними в контексте двух приведенных выше отрывков, а отсюда можно сделать вывод, что Святой Дух есть Бог.Кроме этих двух основных мест Писания существует не мало подтверждений что Дух Святой обладает Божественными качествами и свойствами: всеведение, вездесущность, вечность, всемогущество и др. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:10-11). Из этого места Писания можно сделать вывод, что сущность Бога открыта Святому Духу во всей полноте и Он обладает всеми знаниями и замыслами Бога. То, что Дух Святой обладает полнотой истинны можно узнать со слов нашего Господа Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13). Помимо знаний полноты истины, кто как не Бог может знать будущее?В Новом Завете совершенно определенно говорится также о всемогуществе Святого Духа. В евангелии от Луки: «Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). В приведенном отрывке выражения «Дух Святый» и «сила Всевышнего» соединены в параллельной или синонимичной конструкции. Здесь речь там идет о непорочном зачатии, которое, безусловно, следует считать чудом первой величины, а Духа Святого активным участником этого процесса. Павел признавал, что его служение совершалось «силою знаме­ний и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15:19). В жизни апостола было не мало величайших чудес исцелений и воскрешений умерших согласно только книге Деяний. Чей силой апостол совершал свое служение – силою Святого Духа. Более того, Иисус приписывал Святому Духу способность изменять человеческие сердца и личности. Дух Святой обличает: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16:8-11). Дух Святой производит возрождение: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:5-8). Господь Иисус не раз говорил о способности только Бога изменять человеческие сердца: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Хотя всемогущество Духа в последнем стихе прямо не утверждается, тем не благодаря этим двум отрывкам напрашивается вывод, что Дух Божий обладает силой, которая принадлежит только Богу.Другое свойство, объединяющее Духа Святого с Отцом и Сыном, - Его совечность Троице. «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9:14). Синодальном перевод не дает точность оригинального текста, где вместо Дух Святой стоит словосочетание pneu/matov ai'wni/ou («вечным Духом»). Таким образом, посредством участия Вечного Духа Иисус принес Себя в жертву. В самом начале того же послания апостол Павел говорит: "В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся" (Евр. 1:10-12). Но вечен только Бог, все сотворенные создания конечны. В Библии нигде не упоминается о том, что Дух Святой был сотворен, Он не сопоставляется тварным существам, а наоборот предстает как Творец. Следовательно, Святой Дух совечный двум другим Лицам Троицы, является Богом.Важный аргумент вездесущности Духа Святого находится в Псалмах: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя" (Пс.138:7-10). Согласно этому отрывку, Дух Святой присутствует везде, и не Земле не найдется места, где бы мог человек скрыться от Духа Божьего. С другой стороны вездесущность Духа Святого можно объяснить простым логическим заключением, основываясь на стихе из послания к Римлянам: "Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его".  Дух Святой обитает и действует в сердцах детей Божиих (Вселенская Церковь), которые рассеяны по всему миру, образуя Вселенскую Церковь, следовательно, Дух Святой вездесущ. Это качество относится только к Богу, а поскольку Дух Святой обладает им, то это еще один аргумент в пользу Божественности Святого Духа. Да и как может быть явлена вездесущность Христа в сердцах Божьих детей, как не вездесущностью Духа Святого?Святой Дух не только обладает божественными свойствами, Он совершает также дела, которые обычно приписывают Богу. Он находился и продолжает находиться в определенных отношениях с творением - как при его создании, так и в его поддержании - то есть в провидении. В Быт. 1:2 читаем, что Дух Божий носился над водою. В Иова 26:13 отмечается, что великолепие неба - от Духа Его. Псалмопевец пишет: «Пошлешь дух Твой - созидаются [все части творения, перечисленные в предыдущих стихах], и Ты обновляешь лицо земли» (Пс. 103:30) [4].Наибольшее число библейских свидетельств относятся к роли Святого Духа в Его работе с людьми. Уже упоминалось о том, что второе рождение Иисус связывает со Святым Духом (Ин. 3:5-8). Это подтверждается словами Павла в Тит. 3:5: «Он [Бог Спаситель] спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Таким образом Дух Святой является источником освящения в жизни верующего в Христа. Кроме Того Дух Божий обладает силой возвращать к жизни умершее. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Из данного отрывка прослеживается великая роль Духа Святого в возвращении к жизни погребенного Господа. Также в этом отрывке содержится великое обетование, что в случае окончания нашего земного пути, именно Дух Святой поднимет наши тела из праха и вдохнет в них жизнь при возвращении нашего Господа. Еще одно божественное дело Святого Духа - предоставление Писания. Во 2 Тим. 3:16 Павел пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Петр тоже отмечает роль Духа в предоставлении нам Писания, но при этом подчеркивает воздействие на самого автора, а не на конечный продукт: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Таким образом, точные и достоверный откровения Божьи Дух Святой доносил через освященных от Бога людей и является автором всего Писания.Миллард Эриксон приводит еще один аргумент в пользу Божественности Святого Духа, отражающий равенство в Его отношениях с Отцом и Сыном: «Одно из наиболее очевидных доказательств тому - формула крещения в Великом Поручении: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Еще одно подтверждение - благословение Павла во 2 Кор. 13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми нами». А в 1 Кор. 12:4-6 Павел, рассуждая о духовных дарах, соединяет их в трех Лицах Троицы: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». Петр тоже в приветственной части своего первого послания составляет эти понятия воедино, отмечая их роль в процессе спасения: «[Рассеянным и избранным] по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет. 1:2)»

s30138349669.mirtesen.ru

Божественность и личность Духа Святого

Российская Церковь Христиан Веры Евангельской

Заочный Теологический Институт Пятидесятников

Реферат по курсу:

« Пневматология »

на тему: «Божественность и личность Духа Святого»

Москва, 2008

Содержание

Введение

Божественность Святого Духа

Личные качества Святого Духа

Заключение

Список литературных источников

Приступая к исследованию данной темы, следует сразу отметить, что Божественность Святого Духа не столь очевидна, как Божественность Отца и Сына. Можно сказать, что Божественность Отца просто подразумевается Писанием, Божественность Сына в нем утверждается и доказывается, а Божественность Святого Духа надо выводить из различных косвенных указаний Писания. Есть, однако, определенные основания, из которых мы можем сделать вывод о Божественности Святого Духа в той же мере, что Отца и Сына.

Проблема определения в богословии личности Святого Духа вращается вокруг прогрессирующего откровения и понимания, так же как и понимание, читателями природы самой Библии. Святой Дух, будучи членом Троицы, как это явлено в Новом Завете, не раскрывается в еврейской Библии [1].

Джордж Элдон Лэд утверждает, что Ветхом Завете понятие «Дух Яхве» (евр. Руах Яхве), или «Дух Господень», как оно переведено в русской Библии, не обозначает отдельной сущности; это – сила Бога, активная Божья воля, направленная на достижение моральных и религиозных идей. Божий Руах – это активный принцип, исходящий от Бога и дарующий жизнь миру природы (Быт. 2:7) [3].

Однако тот факт, что учение о Святом Духе не полностью раскрывается в еврейской Библии, не влияет на реальность существования и действия Святого Духа во времена Ветхого Завета.

В Новом Завете прослеживается взаимозаменяемость ссылок на Святого Духа и Бога. О Духе часто говорится как о Боге. Самый яркий пример находится к книге Деяний 5 глава. Одна из супружеских пар ранней Церкви Анания и Сапфира продали свою недвижимость. Часть выручки они принесли апостолам, заранее договорившись друг с другом выдать ее за полную полученную сумму. Через апостола Петра Дух Святой резко осудил их, и последствием их греха стала мгновенная смерть сперва мужа, а потом и его супруги. Отчитывая Aнанию, Петр задает вопрос: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5:3). В следующем стихе он говорит: «Ты солгал не человекам, а Богу». Из этого отрывка можно сделать вывод, что «солгать Духу Святому» и «солгать Богу» равнозначно. Петр фактически сказал: «Ты солгал Святому Духу и Богу». Но слова в Деян. 5:4 ясно указывают, что ложь была сказана не людям, не кому-то более низкому, чем Бог, но Самому Богу. Отсюда следует вывод, что второе заявление - продолжение первого, подчеркивающее, что Дух, Которому солгал Анания, был Богом. Это место Писания, как ни одно другое, по мнению автора работы, наводит на мысль о Божественности Святого Духа.

Другое место, где указывается на равенство Святого Духа и Бога - учение апостола Павла о теле христианина, направленное к Коринфской Церкви. В 1 Кор. 3:16-17 он пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы». А тремя главам далее в 1 Кор. 6:19-20 он использует сходную речевую конструкцию: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших». Вывод напрашивается сам собой: в глазах апостола присутствие в человеке Святого Духа равнозначно обитанию в нем Бога. Сравнивая выраже­ния «храм Божий» и «храм Святого Духа», можно увидеть равенство между ними в контексте двух приведенных выше отрывков, а отсюда можно сделать вывод, что Святой Дух есть Бог.

Кроме этих двух основных мест Писания существует не мало подтверждений что Дух Святой обладает Божественными качествами и свойствами: всеведение, вездесущность, вечность, всемогущество и др.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:10-11). Из этого места Писания можно сделать вывод, что сущность Бога открыта Святому Духу во всей полноте и Он обладает всеми знаниями и замыслами Бога. То, что Дух Святой обладает полнотой истинны можно узнать со слов нашего Господа Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13). Помимо знаний полноты истины, кто как не Бог может знать будущее?

В Новом Завете совершенно определенно говорится также о всемогуществе Святого Духа. В евангелии от Луки: «Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). В приведенном отрывке выражения «Дух Святый» и «сила Всевышнего» соединены в параллельной или синонимичной конструкции. Здесь речь там идет о непорочном зачатии, которое, безусловно, следует считать чудом первой величины, а Духа Святого активным участником этого процесса. Павел признавал, что его служение совершалось «силою знаме­ний и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15:19). В жизни апостола было не мало величайших чудес исцелений и воскрешений умерших согласно только книге Деяний. Чей силой апостол совершал свое служение – силою Святого Духа.

Более того, Иисус приписывал Святому Духу способность изменять человеческие сердца и личности. Дух Святой обличает: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16:8-11). Дух Святой производит возрождение: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:5-8). Господь Иисус не раз говорил о способности только Бога изменять человеческие сердца: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Хотя всемогущество Духа в последнем стихе прямо не утверждается, тем не благодаря этим двум отрывкам напрашивается вывод, что Дух Божий обладает силой, которая принадлежит только Богу.

Другое свойство, объединяющее Духа Святого с Отцом и Сыном, - Его совечность Троице. «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9:14). Синодальном перевод не дает точность оригинального текста, где вместо Дух Святой стоит словосочетание pneu/matovai'wni/ou («вечным Духом»). Таким образом, посредством участия Вечного Духа Иисус принес Себя в жертву.

В самом начале того же послания апостол Павел говорит: "В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся" (Евр. 1:10-12). Но вечен только Бог, все сотворенные создания конечны. В Библии нигде не упоминается о том, что Дух Святой был сотворен, Он не сопоставляется тварным существам, а наоборот предстает как Творец. Следовательно, Святой Дух совечный двум другим Лицам Троицы, является Богом.

Важный аргумент вездесущности Духа Святого находится в Псалмах: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя" (Пс.138:7-10). Согласно этому отрывку, Дух Святой присутствует везде, и не Земле не найдется места, где бы мог человек скрыться от Духа Божьего.

С другой стороны вездесущность Духа Святого можно объяснить простым логическим заключением, основываясь на стихе из послания к Римлянам: "Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его". Дух Святой обитает и действует в сердцах детей Божиих (Вселенская Церковь), которые рассеяны по всему миру, образуя Вселенскую Церковь, следовательно, Дух Святой вездесущ. Это качество относится только к Богу, а поскольку Дух Святой обладает им, то это еще один аргумент в пользу Божественности Святого Духа. Да и как может быть явлена вездесущность Христа в сердцах Божьих детей, как не вездесущностью Духа Святого?

mirznanii.com


Смотрите также