Православный Саров. Обрети дух мирен


Дух.....и ката... - Дневник баскетболиста

"... Обрети Дух мирен,и вокруг тебя сотни спасутся ! " - это сказал батюшка Серафим Саровский.Сколько простоты и силы в этих словах.Подумайте.Ведь в этих словах скрыто то,что так важно для мужчины - быть сильным,и помогать другим.Обретя Дух,ты обретаешь редкую силу,ничем не сокрушаемую,ведь даже проигрывая по всем характеристикам кроме волевых,в итоге ты оказываешься победителем.Дух это и есть то,что делает тебя настоящим человеком а не ходячим контейнером для экскриментов.Обретая Дух,ты можешь подняться над своими слабостями и пороками,и помочь тем,кто нуждается в твоей помощи и защите.Можешь делать что либо действительно важное и нужное.Ведь о человеке судят по тому,сколько людей могут сказать хорошее о нем.Скольким людям он помог в трудную минуту и подал руку помощи тому,от кого отвернулись другие в силу разных обстоятельств.Для меня "Обрети Дух мирен..." такой же сильный моральный пинок и одновременно поддержка как "Осу"Ведь каждый человек в душе,возможно скрывая это от других,хочет быть добрым,помогать слабым и как-то улучшать мир,менять ситуацию.Боевые искусства дают такую возможность.Смысл в них не в банальном мордобое на дискотеке или в подьезде.Боевые искусства это путь добродетели и милосердия.В книге Андрея Кочергина сказано"Сильные люди - добрые люди" - и с этим нельзя не согласиться.Ведь сколько раз,когда на вас гавкает пьяное быдло,или же пытается понтоваться тот,кто заведомо слаюее вас,вы просто хитро улыбнувшись молчите,при этом в голове прокрутив уже сцену того,как вы бьете ему цки,и его голова нервно запрокидывается от вашего удара.И все нормально,не зачем переносить эту сцену в реальность.Ибо когда человек внутренне силен и уверен в себе(проще говоря обрел Дух) все это подсознательно чувствуют.Многие мастера боевых искусств,такие как Мак Вун Кен,Ип Ман,Масутацу Ояма,Гитин Фунакоши и Дзигоро Кано были очень добрыми и веселыми людьми,которые не только не сквернословили,но и даже корили себя за то,что какая-то мерзость может прийти им в голову совершенно случайно.Ведь что не говори,а БИ это система которая воспитывает и морально волевые качества,и физические.О Ката.Вчера разговаривал с одной девушкой,котрая в свое время закончила музыкальную школу.Завязался спор о том,талант к музыке,врожденное ли это,т.е. существует ли само понятие природная музыкальность?Она как специалист изящиных искусств совершенно точно ответила что нет,понятия природной музыкальности нет.Все дети рождаюстся примерно одинаковыми,и талант к музыки просто выробатывается.Музыкант стает музыкантом с большой буквы через многократное повторение гамм,много раз,каждый день,много дней подряд.Только после этого у него появляется то,что мы назыфваем талантом от Бога.Художник нахордит свое выражение и свой талант только через краски,бесформенные мазки,формальные картины.Просто перересовывая.Я провел анологию с боевыми искусствами.Ведь почти в каждой восточной системе есть комплекс формальных упражнений.Тао в ушу.Ката в карате.То,что тренирующийся повторяет множество раз,во время всего этапа обучения,и даже после.Даже тогда когда он уже становиться мастером,тогда смысл формальных комплексов открывается для него с другой,новой стороны,и он видит в нем новую,необыкновенную ценность.Ката - те же гаммы,это то,что учит тебя основным принципам обходя твое сознание,по ходу выполнения твое тело само впитывает  эти самые принцыпы и основы.А ты потом удивляешься "Откуда"" и "Как?".В известном стиле карате Кои Но Такинобори рю ката нет.Так решил его создатель,Андре Кочергин.Имеет право.Он человек с огромным опытом и свою систему создал сам,по крупицам отбирая из множества существующих.Если он так решил,значит он как ученый считает,что острой необходимости своей системе ката не несут.Кочергин получил 8 дан из рук таких людей как Хацуо Рояма и Йон Блюминг - одних самых из самых крутых каратистов на сегодняшний день.Решил не нужно ката,значит не нужно - дело его,ему виднее,он опытнее.Но я все же считаю что ката несут психотехнический и технический смысл,отсеивать их не стоит.Ибо если же мастера Востока создали их,и до сих пор не убрали из систем,что то в них есть.                                                                                            Мнение мое,не обязательно правильное.                                                                                            Я не волшебник,я только учусь.

xiao-su.livejournal.com

Как относиться к неверующим и другие советы преподобного Серафима Саровского

Как вести себя в храме

Не забывай праздничных дней: будь воздержан, ходи в церковь, разве немощи когда. Давай свечи, вино и елей в церковь: милостыня много тебе блага сделает.

В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами, во внутреннем внимании; открывать же очи разве тогда, когда уныешь или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую перед ним свечу.

На жизнь нашу смотреть надобно как на свечу, делаемую, обыкновенно, из воска и светильни и горящую огнем.

Воск — это наша вера, светильня — надежда, а огонь — любовь, которая все соединяет вместе: и веру и надежду, подобно тому, как воск и светильня горят вместе при действии огня. Свеча дурного качества издает смрад при своем горении и угасая, так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом.

А потому, глядя на горящую свечу, особенно когда стоим в Божием храме да вспоминаем начало, течение и конец нашей жизни; ибо как тает свеча, зажженная пред ликом Божиим, так с каждою минутою умаляется и жизнь наша, приближая нас к концу. Эта мысль поможет нам менее развлекаться в храме, усерднее молиться и стараться, чтоб жизнь наша пред Богом похожа была на свечу из чистого воска, не издающую смрада.

Проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением... Есть такие, которые, кажется, хорошо читают, но не понимают смысла того, что читают. Ведь многие есть и такие, которые говорят, что были у обедни или заутрени, или у вечерни и льстят себя ложною надеждою, что они действительно были, а в самом-то деле, где скитался ум их? Они только телом были в храме Божием...

В особенности отец Серафим советовал всегда иметь память о Боге и для этого непрестанно призывать в сердце имя Божие, повторяя «Молитву Иисусову»: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В этом да будет все твое внимание и обучение! Ходя и сидя, делая и в церкви до начала богослужения стоя, входя и исходя, сие непрестанно содержи на устах и в сердце твоем. С призыванием таким образом имени Божия, ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Святой Дух — источник всех благ — и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте.

Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит. Наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее, то есть она пребудет неизменно до конца — до Второго Пришествия.

Следует также снабдить душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела в то или другое время.

Как молиться дома

Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла. Захотели бы нищему подать, да нищего нет либо нечего дать. Захотели бы вы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете. Захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет или случая сыскать не можно. А до молитвы это уже никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность — и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику.

Вот как молитесь: Господи, сподоби мне умереть христианскою кончиною, не остави меня, Господи, на страшном суде Твоем, не лиши Царствия Небесного! Царица Небесная, не остави меня!

Великое средство ко спасению — вера, особенно непрестанная, сердечная молитва. Пример нам — святой Моисей пророк. Он, ходя в полках, безмолвно молился сердцем, и Господь сказал Моисею: «Моисее, Моисее, что вопиеши ко Мне?» Когда же Моисей воздвигал руки свои на молитву, тогда побеждал Амалика... Вот что есть молитва! Это непобедимая победа! Святой пророк Даниил говорит: «Лучше мне умрети, нежели оставить молитву на мгновение ока». Молитвою пророк Даниил заградил уста львов, а три отрока угасили пещь огненную.

Уединение и молитва — великие средства к добродетели, очищая ум, они делают его прозорливым.

Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

В часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, молитвами Богородицы помилуй мя, грешного», или же прибегать собственно к Пресвятой Богородице, моляся: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Или говорить поздравление Ангельское: «Богородице Дево, радуйся!»

Таковым упражнением, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с ним. Ибо, по словам св. Исаака Сирина, без непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем.

Если в молитве случится плениться умом в расхищении мыслей, то должно смириться пред Господом Богом и просить прощения, говоря: «Согреших, Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».

Посему всегда должно стараться, чтобы не предавать себя рассеянию мыслей; ибо чрез сие уклоняется душа от памяти Божией и любви Его, по действию диавола, как говорит св. Макарий: «Все супостата нашего тщание есть, да мысль нашу от памятования о Боге и страха и любви отвратит».

Когда же ум и сердце соединены будут в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека.

Призовем имя Господа — и спасемся. Когда у нас имя Божие будет на устах — мы спасены. Открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит, помилует тя, изведет, яко свет, правду твою, и судьбу твою яко полудне (Пс. 36, 5—6), только повинись Господу и умоляй его. Кто будет продолжать так, тот не лишится милости Божией. Молитва — путь ко Господу. Благоговейно причащающийся святых Таин, и не однажды в год, будет спасен, благополучен и на самой земле долговечен. Помните слова Апостольские: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о все благодарите» (1 Сол. 5, 16—18). При таком блаженном и мирном состоянии души, верую, что, по великой благости Божией, ознаменуется благодать и на роде причитающегося. Пред Господом один творящий волю Его — паче тьмы беззаконных.

О чтении Священного Евангелия

Ныне редки стали, к сожалению, древние отеческие богодухновенные беседы; чтение житий святых Отцев почти совершенно оставлено, да и самим Священным Евангелием занимаемся мы слишком мало, по причине холодности нашей к делу спасения, и в этом дадим ответ на Страшном Суде Христовом.

Хотя мать наша Церковь и проповедует нам ежедневно по зачалу, а иногда и по два из Священного Евангелия, но как часто не удается нам послушать этого сладкого Евангельского гласа. Одни за обрядами, другие за нарядами, приходят в храм Божий поздно, и чрез то не все пользуются сладостью учения Христа Спасителя. Некоторые же хотя и к началу приходят, но также лишаются этой спасительной манны, потому что или обуреваются житейскими попечениями и мысленными наплетами от врага, или сами не внимают и рассеиваются народным шумом, особенно же когда они стоят вдали, а служащие читают Священное Евангелие слишком тихо и невнятно.

Напротив того, какое было бы невыразимое утешение, если бы жизнь Христа Спасителя читалась нами постоянно, во всякое время, как она услаждала бы и душу и самый телесный состав наш, и на какую высокую степень чистоты и совершенства могла бы взойти душа от этого постоянного услаждения.

О посте и пище

Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом.

В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке не достойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воющие члены плоти и дать свободу действиям духа.

Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему: «Блажени алчущие, яко тии насытятся» (Мф. 5, 6).

Говоря вообще о будущем и о всеобщей слабости к концу рода человеческого, особенно же о женской немощи, батюшка не приказывал изнурять себя непосильными ныне подвигами поста по древнему обычаю. Более всего батюшка велел бояться, бегать, как от огня и храниться от главнейшего — уныния.

«Нет хуже греха, матушка, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния», — говорил батюшка Серафим, почему и приказывал всегда быть не только сытой и кушать вволю, но и на труды брать с собою хлеба.

«В кармашек-то свой и положи кусочек, — говорил он, — устанешь, умаешься, не унывай, а хлебца-то и покушай, да опять за труды!»

Даже на ночь под подушку приказывал он класть хлеба.

«Найдет на тебя уныние да раздумье, матушка, — говорил отец Серафим, — а вы хлебушка-то выньте, да и кушайте, уныние-то и пройдет, хлебушек-то и погонит его, и сон после труда вам хороший даст он, матушка!»

Мы, на земле живущие, много заблудили от пути спасительного. Прогневляем Господа и нехранением святых постов — ныне христиане разрешают на мясо и во святую четыредесятницу и во всякий пост, среды и пятницы не сохраняют.

А Церковь имеет правило: нехранящие святых постов и всего лета среды и пятницы много грешат.

У нас вера — Православная Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и во броню правду: сих врата адова не одолеют.

Бог и наказания-то все посылает именно за то, что люди ныне, презирая уставы Святой Церкви и святых Отцов и последуя язычникам, не только среду и пяток, но и самые посты и праздники нарушают и все нарушают.

На вопрос, можно ли есть скоромное по постам, если кому вредна постная пища и врачи приказывают есть скоромное, батюшка ответил:

«Хлеб и вода никому не вредны. Как же люди по сто лет жили? Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. А что Церковь положила на семи Вселенских соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит. Что врачи говорят про праведных, которые исцеляли от гниющих ран одним прикосновением и про жезл Моисея, которым Бог из камня извел воду? Какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Господь призывает нас: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть, да мы сами не хотим».

Царство Божие не брашно и питие, но правда, мир и радость о Дусе Святе. Только не надобно ничего суетного желать, а все Божие хорошо: и девство славно, и посты нужны для побеждения врагов телесных и душевных. И брак благословлен Богом: и благослови их Бог, глаголя: «Раститеся и множитеся». Только враг смущает все.

Как бороться со страстями

Истощай тело свое постом и бдением — и отразишь мучительный помысл сладострастия.

Похоть истребляется страданием и скорбью — или произвольною, или посылаемою Промыслом.

Хорошо бесстрастие: сам Бог дает и утверждает это состояние в душах боголюбивых.

На вопрос: чем истребить гордость и приобрести смирение:

«Молчанием. Бог сказал Исаии: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и и трепещущаго словес Моих [о духовной гордости]. Проси Бога, чтобы Он продлил твои лета. Этого без труда не сделаешь. Молчанием же большие грехи побеждаются».

А каким образом побеждать гнев, сие можно видеть из жития великого Паисия, который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил, дабы Он освободил его от гнева; и рече ему Христос: «Аще гнев и ярость купно победити хощещи, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи».

Чтобы избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву.

Мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых, особенно, когда приносим молитву Богу. Ибо нет единения между смрадом и благовонием.

Для сего нужно отражать первое нападение греховных помыслов и движений и рассевать их от земли сердца нашего. Пока дети Вавилонские, то есть движения и помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос. Особенно же нужно сокрушать следующие три страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми ухищрялся диавол искусить даже Самого Господа нашего Иисуса Христа в конце подвигов Его в пустыне.

О цели христианской жизни

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако, не в делании их только состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божия. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущаго века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.

Что значит «стяжать мирный дух»?

Стяжание — все равно что приобретение. Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег? Так все равно и стяжание Святаго Духа.

Он говорил, что все святые, которых прославляет Церковь Христова, оставили нам, по своем успении, жизнь свою, как пример для подражания, и что все они были нам подобострастны, но исполнением в точности, от всей души, заповедей Христовых достигли совершенства и спасения, обрели благодать и сподобились разнообразных даров Духа Святаго. Исполнение же заповедей Христовых для каждого христианина есть бремя легкое, как сказал Сам Спаситель наш, только нужно всегда иметь в уме и на устах «Молитву Иисусову», а пред очами представлять жизнь и страдания Господа нашего Иисуса Христа, который из любви к роду человеческому пострадал до смерти крестной. В то же время нужно очищать совесть исповеданием грехов своих и приобщением Пречистых Таин Тела и Крови Христовой. Такою усладительною беседою старец неприметно приготовлял меня к чему-то высокому.

И после всего сказанного он отечески обнял меня и сказал: «Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух!» И тут же начал объяснять стяжание мирного духа. По словам его, это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти спасительными стезями Христовыми. Ибо многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное...

Для того же, чтобы дать духу нашему свободу возноситься туда и питаться от сладчайшей беседы с Господом, нужно смирять себя непрестанным бдением, молитвою и памятованием Господа. «Я, убогий Серафим, для сего прохожу Евангелие ежедневно: в понедельник читаю от Матфея, с начала до конца; во вторник — от Марка; в среду — от Луки; в четверток — от Иоанна; в последние же дни разделяю Деяния и Послания Апостольские; и ни одного дня не пропускаю, чтобы не прочитать Евангелие и Апостола дневного и святому. Через это не только душа моя, но и все тело услаждается и оживотворяется оттого, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне недостойному»

И после этого старец снова сказал мне: «Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысяча душ спасется около тебя!»

Как приобрести и сохранить мир душевный

Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: «Проидохом сквозь огнь и воду; и извел еси ны в покой» (Пс. 65,12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби. Как ублажать нам святых мучеников за страдания, которые претерпели они ради Бога, когда сами не можем стерпеть и огневицы?

Итак, мы должны все свои мысли, желания и действия сосредотачивать к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковию всегда вопиять: «Господи! Мир даждь нам» (Ис. 26, 12).

Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.

И потому оскорбления от других переносить должно равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы оскорбления не до нас, а до других касались.

Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителею для Самого Бога.

Если же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по Псаломнику: «Смятохся и не глаголах» (Пс. 76, 5).

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я?

Как хранить свое сердце от зла

Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Притчника: «Всяцем хранением блюди твое сердце, от сих бо исходища живота» (Притч. 4, 23).

От всегдашнего хранения сердца рождается в нем чистота, в которой зрится Господь по уверению Истины вечныя: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Сердце тогда только кипит, будучи возжигаемо огнем Божественным, когда в нем есть вода живая; когда же сия выльется, то оно охладеет, и человек замерзает.

Когда человек примет что-либо Божественное, то в сердце радуется; а когда — диавольское, то смущается.

Дабы приять и узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами, и с верою в Распятого, закрыв телесные очи, погрузить ум в глубь сердца, где вопиять призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа; и тогда по мере усердия и горячности духа к возлюбленному находит человек в призываемом имени услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения.

Как жить в миру по-христиански

Господь равно слушает и монаха и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные, и оба любили Бога из из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя бы «яко зерно горушно», и оба двинут горы.

Надобно всегда терпеть что-нибудь Бога ради с благодарностью.

Кто переносит с молитвою удары невольных искушений, тот делается смиренным, благонадежным и опытным.

О всем мы должны благодарить Господа и предавать себя Его воле; должны также представлять Ему все свои мысли, слова и деяния, и стараться, чтобы все служило к Его благоугождению.

Нет нам дороги унывать, потому что Иисус Христос все победил, Адама воскресил, Еву освободил, смерть умертвил!

Устрой мир душевный, чтобы никогда не огорчать и ни на кого не огорчаться, тогда Бог даст слезу раскаяния.

В терпении нашем стяжите души ваши, то и будете Богу подобны, а иначе я не мню, чтобы кто спасся.

Враг везде с тобой будет. Кто приобщается — везде спасен будет; а кто не приобщается — не мню. Где господин, там и слуга будет. Смиряй себя, мир сохраняй, ни за что не злобься.

Правила духовной жизни, подаваемые преподобным Серафимом

— Каждодневно выметай свою избу, да имей хороший веник (разумеется очищение души покаянием).

— Станови утром и вечером самовар, да грей воду, подкладывая углей: ибо горячая вода очищает и тело и душу (идет речь о сердечной молитве).

— Учись умной молитве сердечной, как учат св. Отцы в «Добротолюбии»: ибо «Иисусова молитва» есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу.

— Учись творить молитву чрез ноздряное дыхание с сомкнутыми устами. Это искусство есть бич противу плоти и плотских похотений.

— Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг; добродетель не груша, ее вдруг не съешь.

— Ради будущего блаженства стяжите целомудрие, храните девство. Дева, хранящая свое девство ради любви Христовой, имать честь со Ангелами и есть невеста Христу: Христос есть жених ей, вводящий ее в свой чертог небесный. Всякая человеческая душа есть дева. Душа же, во грехах пребывающая, вдова нерадивая, в сластолюбии заживо умершая.

— Прилежи чтению, а наипаче Псалтыри; старайся каждую статью прочитывать многократно, дабы содержать все в разуме.

Надобно так себя приучить, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно управлять жизнь свою.

Очень полезно заниматься чтением Слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостию, но да исполняет его дара разумения.

— Молчи, беспрестанно молчи; помни всегда присутствие Божие и имя Его. Ни с кем не вступай в разговор, но всячески блюдись осуждать много разговаривающих или смеющихся; будь в сем случаем глух и нем.

— Чтобы о тебе ни говорили, пропускай все мимо ушей.

В пример себе можно взять Стефана Нового (память его 28 ноября), которого молитва была непрестанна, нрав кроток, уста молчаливые, сердце смиренно, дух умилен, тело с душею чисто, девство непорочно, нищета истинная и нестяжание пустынническое; послушание безропотно, повиновение тщательное, делание терпеливо и труд усерден.

Как относиться к родным и ближним

С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления.

Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслью чисты и во всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною.

Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его и, сколько можно, добро творить, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Мф. 5, 44).

Отчего мы осуждаем братии своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других.

Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай.

Если осуждаешь ближнего, учит преподобный Антиох, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь.

Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его.

В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай сердце свое.

Когда твою честь кто уничижает или отнимает, то всеми мерами старайся, чтобы простить ему, по слову Евангелия: «От взимающего твоя не истязуй» (Лк. 6, 30)

Когда нас люди поносят, то мы должны считать себя недостойными похвалы. Ежели бы были достойны, то все бы кланялись нам.

Мы всегда и пред всеми должны уничижить себя, следуя учению святого Исаака Сирина: «Уничижи себя, и узришь славу Божию в себе».

Брату грешащу, покрой его, как советует святой Исаак Сирин: «Простри ризу твою на согрешающем и покрой его».

Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1), и паки: «Ты кто еси судяй чуждему рабу? своему Господеви стоит или падает; станет же, силен бо есть Бог поставити его» (Рим. 14, 4).

За обиду, какая бы ни была нанесена нам, не токмо не должно отмщать, но напротив того должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: «Аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 15), и паки: «Молитеся за творящих вам напасть» (Мф. 5, 44).

Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить любовным словом.

Исполненные духовною мудростью, люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря, сообразны ли слова его с волею Божиею, и по тому делают о нем заключение.

Как христианину относиться к неверующим

Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желание к слушанию.

Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно в славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющия Мя прославлю» (1 Цар. 2, 30), потому что путь уже открылся.

С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах. С человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.

Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи найти можно только одного, который бы сохранил свою тайну. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может быть сохранена другим?

Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны: ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца твоего.

Всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований, в противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному изречению св. Исаака Сирина: «Лучше есть помощь, яже от хранения, паче помощи, яже от дел».

Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви.

Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6, 36). И паки: «Милости хощу, а не жертвы» (Мф. 9, 13).

Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце прикладывается как бы камень.

Завещание преподобного Серафима

Почему сейчас не ведут такую же строгую жизнь, какую вели древние подвижники благочестия? Потому, что не имеем к этому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде: ибо, по слову Божию. «Иисус Христос вчера и днесь, той же и вовеки» (Евр. 13, 8).

Будем по зернышку учиться, а там, матушка, всему научимся и спасемся... А кто имя мое будет поминать, не оставлю и я в молитвах моих.

lib.pravmir.ru

О трудностях перевода | Православный Саров

 

Я программист с почти 20-летним стажем. Программировал на целом ряде языков (Pascal, C, C++, Fortran, Basic, Assembler, shell script и другие), а переводил и читал программы еще на дюжине языков. Некоторые базовые принципы программирования не так уж отличаются от принципов построения обычных языков. В частности, поэтому я испытываю большой и все возрастающий интерес к языкознанию. И все больше мне нравится мой родной, русский язык, равно как и церковно-славянский, язык моей церкви.

Естественный язык куда богаче, чем язык программирования. Каждое слово, как правило, многозначно, оно обязательно имеет свою историю, смысловые оттенки, однокоренные слова,  синонимы и антонимы, также уточняющие его смысл. Каждое слово порождает вполне определенный ассоциативный ряд, целый «жгут» родственных понятий. В каждом случае мы интуитивно понимаем, что в данном контексте уместно по смыслу выбрать именно такой синоним, а не другой. Математика – как часто говорят, язык науки, поэтому многие математики изучали свойства языков. Недаром такие важные понятия теории вероятности и математической статистики как «цепи Маркова» изучались их автором (А.А.Марковым) на примере анализа текста «Евгения Онегина». Язык также является хранителем исторического и духовного опыта народа.

В либеральных кругах часто звучат упреки в сторону православных в том, что в церкви в качестве языка богослужений используются церковнославянский язык, а не современный русский. Но чем дольше я нахожусь в церкви, тем больше понимаю, насколько это правильно и насколько преступным было бы от этого отказаться (как и католикам не следует отказываться от латыни). Дело в том, что язык является хранителем понятий и смыслов. Пока язык существует, люди эти смыслы могут уловить. Забвение языка означает забвение смыслов – а вместе с ним и уничтожение исторического опыта. Именно поэтому, например, засилье «олбанского» языка в Интернете (то есть намеренно упрощенного и искаженного русского в стиле «превед, медвед») может рассматриваться как метод ведения информационной войны против России. Потому что вместе с уничтожением литературного русского языка исчезнут многие очень важные слова и их смыслы. В «олбанском» языке многие понятия просто не могут быть выражены, за неимением подходящих слов. Точно так же забвение церковнославянского языка означает забвение и исчезновение многих важных понятий и смыслов. Возникающая в результате немота порождает духовное рабство, а за ним и порабощение физическое. В чем и состоит истинная цель указанных выше либералов, несмотря на их громкое самоназвание.

В качестве учебного примера приведу совершенно конкретный случай из реальной жизни – известное изречение преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи душ спасутся около тебя». Переводить, я думаю, не надо – церковно-славянский язык русским людям еще пока понятен на генетическом уровне, даже когда точного значения слов человек не знает.

Этим изречением Серафим выразил суть христианского подвига. В этом изречении дается, например, ответ тем людям (материалистам), которые сводят все содержание человеческой жизни только к производству и потреблению материальных предметов, а всех людей, не занятых материальным производством  (например, музыкантов, писателей, актеров, ученых, учителей, священников или монахов) объявляют «дармоедами», «обслугой» и «лишними людьми», не имеющими права на жизнь. В этом изречении дается ответ и на вопрос «в чем состоит социальное служение христиан». Оказывается, что изменение состояния своего духа имеет не только личное значение, но играет и социальную роль – оно помогает другим людям в деле спасения души.

И вот я встречаю в газете Городской курьер, №21 от 25 мая 2011, статью «как учил преподобный» с описанием фотоконкурса «Православные святыни атомных городов». Там слова прп. Серафима передаются так: «Имей мир в своем сердце, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это, конечно, перевод с церковно-славянского языка на русский язык. Перевод, по моему мнению полностью, профанирующий содержание изречения батюшки Серафима. Можно ведь сказать – подумаешь, фраза. Но это не просто фраза, эти слова взяты как девиз, а девиз имеет особую значимость как отточенная формулировка какой-то идеи, как знамя.

Слово «стяжи» имеет очевидную активную, волевую окраску – стяжать что-то можно только усилием воли, трудом. Волевая окраска в этом слове даже более выражена, чем в родственном по смыслу слове «приобрети». В беседе с Мотовиловым Серафим говорит о «стяжании Духа Святого» как о цели христианской жизни. Говоря о «стяжании», он приводит в пример купцов, которые трудом и смекалкой стяжают (собирают) богатство. Серафим был из рода курского купечества, этот пример был ему близок. В советское время слово «стяжатель» имело негативный оттенок, но даже в этом случае оно означало человека энергичного, алчущего приобрести богатство.

Слово «стяжи» также однокоренное со словом «стяг» (знамя) и «стягивать» (собирать). То есть «стяжать» можно тогда, когда есть некий стяг, высокая цель, которая стягивает, собирает вокруг себя единомышленников или воинов. Стяг – воинский термин, поэтому «стяжать» ассоциируется также с битвой, в данном случае, с духовной бранью под стягом Спасителя.

Напротив, слово «имей» – пассивно и лишено волевой окраски. Иметь можно просто так, по наследству, в подарок или волей случая. Слово «имей» более грубо-вещественное, и оно никакого стягивания единомышленников не предполагает. Напротив, оно ассоциируется с обособлением, использованием чего-то в своих личных целях. Недаром раньше барские усадьбы назывались «имениями». А сейчас, когда нас обидели тем, что использовали как неодушевленную вещь, мы порой говорим: «Нас поимели».

Дальше, «стяжи дух мирен» и «имей мир в своем сердце» апеллируют к двум совершенно разным предметам – духу и сердцу. Видно, переводчику слово «дух» показалось несовременным. А ведь смысл слов совсем разный. Дух относится к сфере воли, разума, делания. Сердце – это сфера чувств, эмоций, симпатий. Можно сказать «высокий воинский дух», но никто не скажет «высокое воинское сердце». Можно сказать «отзывчивое сердце», а «отзывчивый дух» звучит как-то неблагозвучно. Дух бывает крепким или слабым, неукротимым или сломленным. Сердце бывает добрым или злым, черствым или отзывчивым. Совсем разные смыслы.

Выражение «стяжи дух мирен» удивительно. Два активных, волевых слова характеризуются прилагательным «мирен», словом спокойным, сдержанным. Это кажется противоречием, но в этом-то и состоит нетривиальный смысл слов Серафима. Активным деланием, волевым усилием мы должны усмирить свой дух, побороть его, сделать его мирным. Человек, стяжавший дух мирен – это победитель, усмиривший бушующие страсти, и обретший в результате душевный мир, которым может поделиться с ближним.

Человек «имеющий мир в сердце» – это просто старичок-добрячок, который то ли от природы, то ли от лени (гнев требует много энергии), то ли от черствости (отгородился от всех, и мне хорошо) имеет мирное, спокойное сердце. Совсем другой образ человека.

Далее, «и тысячи душ спасутся». Спасутся не тысячи тел, а тысячи душ. То есть заданный контекст предполагает, что 1)душа существует, 2)душа нуждается в спасении и 3)душа – именно та ценность, которую надо спасать. Слова Серафима не обещают спасать богатство, власть, тело. Спасется самое главное – душа.

«Вокруг тебя спасутся тысячи» – фраза как будто намеренно неопределенная. Спасутся тысячи кого – баранов, овец, кроликов? Спасутся от чего – от потопа, пожара, банкротства? Контекст потерян, поэтому фразу можно трактовать как угодно.

Можно по-разному относиться к преподобному Серафиму, можно соглашаться или не соглашаться с его словами. Но такой вот «перевод» очевидным образом грубо искажает смысл его высказывания. Вот так постепенно и теряются смыслы, убивается язык.

Либералы также говорят – дескать, церковно-славянский язык «мертвый», на нем в обычной жизни не разговаривают, а используют только для богослужений. Не знаю как вы, а я в этом вижу силу, а не слабость, пользу, а не вред. Церковно-славянский, будучи языком священным, является неизменным «платиновым эталоном», подобно платиновому эталону метра в Палате мер и весов, по которому мы можем измерять состояние современного нам живого русского языка, который «дышит», развивается. Если мы потеряем этот эталон, то мы окажемся совсем беззащитными перед «олбанским» языком, оглупляющим и унижающим нас. Живой разговорный русский язык должен жить, должен развиваться – и не стоит его насильно ограничивать. Но чтобы житейские бури не разрушили его, он нуждается в таком прочном якоре, как церковно-славянский язык, священный язык богослужений, хранитель самых главных христианских смыслов.

 

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Алексей К., сотрудник ВНИИЭФ, к. ф.-м. н., прихожанин храма Иоанна Предтечи.

pravsarov.su


Смотрите также