Рояль в кустах. Сатурналии духа


Русские Сатурналии — Блоги — Эхо Москвы, 03.01.2013

С конца предыдущего года до так называемого Старого Нового года население Третьего Рима находится в особом причудливом состоянии, напоминающем не то личное горе, не то всеобщее ожидание чуда. И совершенно не удивительно, что это странное время (если вести отсчет по юлианскому календарю) в точности совпадает с праздником Сатурналий — самым любимым событием Древнего Рима.

Что происходило в это время? Сатурналии (от лат. saturnalia) посвящались богу Времени, а по совместительству также посевов и жатв  Сатурну. Ко времени начала сатурналий заканчивались полевые работы, и урожай поступал в закрома Родины. Теперь веселиться могли не только городские, но и сельские жители. Многодневный праздник начинался жертвоприношением перед храмом Сатурна, затем происходило ритуальное пиршество. В домах родственники и друзья обменивались подарками.

Массовые гулянья населения продолжались больше недели, а затем плавно переходили в отмечавшийся 1 января праздник Януса — бога, символизировавшего встречу будущего с настоящим и прошлым «на одной шее».

Как видим теперь и мы, было бы странным, учитывая схожесть традиций, не попытаться учредить праздники, в которые можно было бы забыться от сиюминутных проблем и одновременно почувствовать себя наследниками великих традиций, идущих из глубины веков. Что, если восстановить в тертьем Риме России празднование Сатурналий Риме без номера? Что, если «русское новогоднее время» станет здесь со временем такой же легендой, как венецианский карнавал или фиеста Сан-Фермин в испанской Памплоне?

Предложение это, кажущееся неожиданным, в действительности имеет смысл со всех точек зрения. Судите сами. Прежде всего, как это ни поразительно, именно эти дни, именно эта неделя уже объявлена в России нерабочей! Словно кто-то свыше предвидел и учредил все это для нас. Нам же осталось всего лишь догадаться: вовсе не обязательно все это время пить. В разные дни — как это делали древние римляне — можно праздновать разные вещи. Например, День подчиненных, которые все равно в эти праздники ничего не делают, а могли бы получить от руководства знаки внимания. Один день можно было бы посвятить любовным грезам (после соответствующих рекомендаций главного санитарного врача Онищенко). Еще пара дней ушла бы на народные гулянья и уличные постановки встречи настоящего с прошлым, естественно, под присмотром ОМОНа. Многое можно было бы придумать ради того, чтобы радоваться увеличению света в мире, ради того, чтобы «русское новогоднее время» стало праздником всех качеств нашей души — в их статике, динамике и эволюции.

Понятно, что «русское новогоднее время» могло бы оказаться выгодным с точки зрения туризма и прочей коммерции. В мире зимой есть всего два наиболее знаменитых праздника: карнавал в Венеции и карнавал в Рио. Но время после Нового года вакантно. Конкурентов у него на мировом уровне нет — это идеальная пауза, которую могла бы заполнить Россия. Если русские Сатурналии будут продуманы (и придуманы) таким образом, что празднества станут перетекать друг в друга день за днем, вечер за вечером, ночь за ночью — как некое единое действо, то можно ожидать, что в Россию приедут сотни тысяч туристов.

Тринадцать дней, ровно посередине которых — православное Рождество! Шесть дней в Питере — шесть в Москве. Или наоборот. Владимир. Суздаль. Ярославль. Звон колоколов. Водка. Снег. Незагаданные желания. Захватывает дух! Однажды начавшись, этот праздник будет обречен на успех. Он может стремительно стать главным Российским праздником года — буквально со следующего года. 

 

Ну а на личном, так сказать семейном и персональном уровне, даже и с этого года. С этой самой минуты. Во всем мире считается, что чудеса происходят только в момент нового года или в новогоднюю ночь. В момент Нового Года загадывают желания которые сбудутся. А тут вдруг — целые почти две недели вошлебного состояния. Того самого, о котором Гете устами Фауста (или Фауст устами Гете) сказал: ««Zum Augenblicke dürft' ich sagen: Verweile doch, du bist so schön!» что на русский следует перевести как «мгновение, продлись, ты так прекрасно» (а вовсе «не остановись мгновенье, ты прекрасно» как всех учат со школы, переворачивая смысл с ног на голову, потому что остановленное мгновение это смерть, а растянутое состояние счастья — это продолжение счастья). Чем гудеть и соловеть в изнеможении от бодуна наступающего после бодуна наступающего после бодуна и так далее до окончания этого состояния наконец-то после Старого Нового — почему не погрузиться в праздник Сатурна? В котором бодуны совершенно не обязательны а происходит много еще чего! Если еврея Христа РПЦ сделала русским а не всемирным богом (настолько что когда среднестатистический россиянин на стороне узнает, что Иисус Христос по национальности не русский, удивляется и готов за такое клеветническую антироссийщину морду бить), то сделать Сатурналии Русскими — в самом что ни на есть счастливом и радостном смысле — сам Бог велел! На зависть прочему миру.

В Сатурналии в Риме господа и слуги менялись местами. Ну так почему бы хотя бы на один деть директорам не поприслуживать бы уборщицам и секретаршам, а телеведущим и звездам эстрады гостям из глубинки? А если Президент и Премьер Министр страны один раз в году поработают официантами для обслуживающего персонала Кремля (водопроводчикам, полотерам, уборщицам, не в званиях капитана и выше, а самым реальным, умеющим что-то делать) с показом на всю страну, унизит это Начальство или же наоборот возвысит в глазах страны? Особенно вспоминая о том, что 1) Христос учил христиан смирению, и 2) именно так смиренно поступали господа в Древнем Риме, еще не христианском, языческом, и 3) Москва Третий Рим. Ну а если не директорам и не президентам, то почему бы папам и мамам на один день не стать детьми а детям папами и мамами (ну не на день так на вечер, в разумных пределах)? Ну а о том, чтобы устраивать карнавалы, меняться социальными ролями, превращать жизнь в театр на это время и говорить нечего, это само собой. Именнно в таком состоянии растянутого во времени счастья во время Сатурналии жили древние римляне. Так почему бы и гражданам третьего Рима не погрузиться в него?

Почему? А нипочему! Быть посему (для всех, кто хочет, чтоб по сему было) и вся недогла!

 

Объявив праздник с «Нового Нового» до Старого Нового Года, росруководство не думало, что оно объявило праздником Третьего Рима праздник Рима без номера. А может кто нибудь нашептал свыше?

В любом случае, сообщаю, для тех кто хочет узнать: Граждане Третьего Рима Московии в настоящий момент находятся в Сатурналиях. И в состоянии Сатурналий. Сатурналий Третьего Рима. В состоянии растянутого на тринадцать дней счастья и волшебства. Времени, когда загаданное может успеть и сбыться. Такое вот национальное счастье даровано Третьему Риму разницей между Юлианским и Григорианским Календарями. С коими Сатурналиями двадцать первого века всех нас от души поздравляю!

echo.msk.ru

Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

В древнем Риме самым любимым и главным праздником года был декабрьский праздник в честь одного из древнейших римских богов плодородия Сатурна. Символом бога Сатурна был тур, бык, несущий на рогах солнце. Языческий праздник Saturnalia приходился на период зимнего солнцестояния  (21 – 22 декабря), и длился семь дней  — с 17 декабря до 23 декабря. 21 – 22 декабря  — День зимнего солнцестояния, самый короткий день и самая длительная ночь в году, день рождения солнца, и появление на небосклоне зодиакального созвездия Козерог, которое изображалось в виде козлёнка…

Культ бога плодородия Сатурна появился в Италии у пеласгов, возводивших ему храмы и алтари ещё до основания Рима. На древней вазе обнаружено имя бога сева и землепашества «Saeturnus» (Са-е-тур-нус – «Сеятель»). Вергилий называет Италию «Сатурновой землёй». Сама Италия именовалась Сатурнией, первоначально Капитолийский холм называли «Mons Saturnius», и на нём находился один храм Сатурна (Saturnia).

Бога плодородия Сатурна изображали с косой или с серпом — обычным, орудием труда для всех земледельцев. Правление бога плодородия Сатурна было сказочным Золотым веком, когда изобильная и плодородная земля приносила богатый урожай, благословенный мир не нарушался распрями и войнами, а губительный дух наживы ещё не отравил, как яд, кровь и плоть трудолюбивых крестьян, сообща обрабатывающих общественные земли.

В глубокой древности Сатурналии праздновали после завершения сева озимых и других земледельческих работ. Отдавая дань почтения богу сева и землепашества Сатурну, 17 декабря совершались общественные жертвоприношения в храме Сатурна, великолепные празднества продолжались на праздничном обеде. В Санурналии в семьях день начинался с жертвоприношения, закалывали свинью, готовили угощения, пировали, и присоединялись к народным гуляниям. Улицы были запружены весёлыми толпами народа, раздавались восклицания «Io Saturnalia».

В период Сатурналий все слои римского общества радовались, пировали и обменивались подарками — восковыми свечами (cerei) и терракотовыми фигурками или фигурками из теста (sigillaria).  Восковые свечи служили символом праздника сатурналий, проходящего во время зимнего солнцестояния. (лат. Bruma — зимний).  Терракотовые фигурки были пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.

Во время сатурналий приостанавливались все общественные дела, школьники освобождались от занятий, преступников запрещалось казнить, а рабы, составляющие 40% древнеримского населения, освобождались в эти дни от обычного труда, имели право сидеть за общим столом в одежде господина и носить «pilleus» — шляпу, какие носили все простолюдины этрусков, умбров и римлян. Отпущенные на свободу рабы и пленники имели право носить шляпу. Римская тога, шляпа (pilleus) считались символами гражданской свободы в Древнем Риме.

Символ Сатурна — Змея кусающая себя за хвост — замкнутый цикл жизни, круг Времени.

Д. Фрэзер отмечает: «На время Сатурналии различие между господами и рабами как бы упразднялось – раб получал возможность поносить своего господина, напиваться, подобно свободным, сидеть с ними за одним столом. Причем его нельзя было даже словесно упрекнуть за проступки, за которые он в любое другое время был бы наказан побоями, тюрьмой или казнен. Более того, господа менялись местами со своими рабами и прислуживали им за столом; с хозяйского стола убирали не раньше, чем окончил свою трапезу раб. Эта инверсия ролей заходила так далеко, что каждый дом на время превращался во что-то вроде микрогосударства, в котором все высшие государственные посты занимали рабы – они отдавали приказания, устанавливали законы, как если бы были консулами, преторами или судьями. Бледным отражением власти, которой на время Сатурналий наделялись рабы, было избрание при помощи жребия лжецаря, в котором принимали участие свободные граждане. Человек, на которого выпадал счастливый жребий, получало царский титул, и отдавал своим подданным шутливые и нелепые приказания»  (Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1986. С. 547).

Античный карнавал кипел на улицах Древнего Рима с 17 по 23 декабря, и был отмечен пышными пирами, весёлыми кутежами и погоней за всевозможными чувственными удовольствиями. Возможно, Сатурналии были желанием вернуться в Золотой век, который был во времена Сатурна.

Вольности, которые получали рабы на время праздника, были подражанием свободному общественному устройству века Сатурна, а сами Сатурналии почитались временным возрождением или реставрацией эпохи правления этого доброго Золотого Царствования.

 

Статьи по теме:

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

www.evpatori.ru

Праздники древнего Рима | Рояль в кустах

Будем скучными и академичными, обратимся к истории в поисках интересных идей. Сегодня наш пытливый взгляд падет на Древний Рим.

Наши античные предки развлекаться любили и умели. Их календарь наполнен таким количеством праздников с самыми разнообразными традициями, что голова кругом и дух захватывает. Надо заметить, опыт, накопленный римлянами по части всякого веселья, очень любят зарубежные студенты. Некоторые вузы даже склонны запрещать все вечеринки, в названии которых упоминается слово «римская». Впрочем, к современным римским вечеринкам мы еще вернемся с вами позже, а сегодня у нас на повестке дня — настоящие древнеримские праздники.

К счастью, мы не сдаем экзамен по древнеримскому календарю и не соревнуемся в глубине познаний. Поэтому расскажем вам только про те праздники, которые нам самим показались интересными и занимательными. Так что просьба не воспринимать данную статью, как академический труд по истории Древнего Рима.

Сатурналии — все позволено!

Целая неделя декабря была посвящена разгульному и безбашенному веселью. Стоило жрецу-понтифику возле храма Сатурна провозгласить во всю глотку: «Сатурналии!» как Рим и его окрестности взрывались тысячами воплей, трубивших, что все, праздники, а значит все можно — можно много выпивки, секса и азартных игр. Можно плясать на улицах и крышах, можно петь хором неприличные песни, а рабам можно сидеть за одним столом с господами. Никакой работы, никаких школ, никаких войн — Сатурналии!

Улицы наводняли ряженые, особо популярны были костюмы волков и козлов. Кстати, многие историки считают, что и Венецианский карнавал, и все остальные карнавалы начались именно с Сатурналий. Ибо так уж получилось, что в IV веке, когда у власти и в умах прочно укоренилось христианство, столь вольный и разгульный праздник решили запретить. Но веселье-то не задушишь!

Вакханалии — греческое наследство

В толковых словарях Ожегова и Ефремова это слово означает крайнюю степень беспорядка, разгула, беспорядочного и бурного проявления чего-либо. Наверняка, у этого были причины, давайте же их найдем. Итак, что такое были римские вакханалии? Изначально они праздновались только в ночь с 16 на 17 марта и приглашались туда только женщины. Они приходили туда тайно, под покровом ночи… Но постепенно на праздник стали проникать и мужчины, а потом и сами вакханалии стали чаще — раз в месяц, для ценителей и поклонников Вакха, бога виноделия и пьянства. От изначальной традиции осталась только тайна, которая римский сенат и не устраивала. Действительно, зачем тайно пробираться во всякие священные рощи, чтобы ритуально налакаться и устроить буйную оргию, когда есть вполне одобренные и разрешенные сатурналии, когда все это можно и так? Действительно ли на вакханалиях плелись политические заговоры или это были фантазии сенаторов, которых туда не пригласили, мы с вами сейчас не узнаем. Что известно точно, так это то, что примерно во II веке нашей эры против участников вакханалий была устроена настоящая война — множество любителей выпить и потрахаться в честь винодельческого божества были арестованы и казнены.

Эквирии — гони козла!

Вообще, конечно, Эквирии — это был праздник, посвященный Марсу (богу войны). Римские воины собирались на Марсовом поле, проводили свои ритуалы и радовались. А дело было все в том, что в те далекие времена война тоже велась по расписанию — в теплое время года. Ну неудобно было бесштанным римлянам таскаться по окрестным горам и долам зимой, когда холодно и даже снег иногда выпадает. Но когда начиналась весна, воины радостно кричали: «Ура! Война!» и устраивали в честь этого праздник. Происходило это 27 февраля или 14 марта. В зависимости от погоды, видимо.

«А при чем же здесь козел?» — спросите вы. А вот при чем! Известно также, что во время Эквирий римляне изгоняли из города козла. Но это был не всем известный еврейский козел отпущения, а нечто совсем другое. По всей видимости, этот козел означал завершение правления бога Сатурна, символом которого он и являлся, кстати. Сатурн, вместе со своими сельхоз-работами, к весне успевал изрядно надоесть, правда, как именно этот суровый бог относился к столь неуважительному обычаю — неведомо. И не спросишь ведь…

Паганалии — выдыхайте, селяне!

Довольно милый и добрый сельский праздник. Никакого разгула страстей, сплошные медовые лепешки и прочие вкусности. Этот праздник был посвящен богам-хранителям пагов (местностей, областей), устраивался в базарные дни примерно в конце января. Дата не была точной, праздник был приурочен к окончанию посева. Люди приносили на алтари богини земли Цереры цветы и вкусную еду, устраивали театральные шествия и радовались.

Имел ли на Паганалиях место разнузданный разврат, исторические справочники умалчивают. Впрочем, для разврата там хватало и других, более специализированных праздников…

Луперкалии — подставь попу ремню!

Между прочим, этот римский праздник волшебным образом превратился в день Святого Валентина. Казалось бы, что у них общего-то, кроме близкой даты? Римские Луперкалии традиционно начинались в гроте близ Палатинского холма, где по преданию волчица выкормила Ромула и Рема, легендарных основателей Рима. В том гроте ритуально резали жертв — молодых козлов и собак. Потом следовала ритуальная трапеза (даже предполагать не хочется, что и как они там ели…), а потом собравшиеся кромсали шкуры жертвенных животных на куски, раздевались догола и бежали на улицы. Они бегали по городу и хлестали прохожих этими самыми шкурами. И прохожие не разбегались в ужасе, а вовсе даже наоборот — радовались. Получить удар луперка считалось хорошей приметой, а для женщины так и вовсе предвещало легкие роды.

Матроналии — рабыням вход воспрещен!

Кое-кто считает этот праздник предшественником 8 марта, тем более, что и праздновался он как раз в начале весны (мартовские календы, римский новый год). Допускались на матроналии исключительно замужние дамы, рабынь туда не пускали, незамужних подружек — тоже. Чем занимались дамочки на матроналиях нам разузнать не удалось, так что оставим это на вашу богатую фантазию.

Нептуналии — развеем сушь и скуку!

Праздновался сей праздник в середине лета, считался народным, ибо в крестьянском календаре тоже присутствовал. На берегах морей и рек зачем-то строили хижины из веток и умасливали Нептуна. В целом, глядя на общую тенденцию римских праздников, ему тоже приносили жертвы. По всей видимости, в разных районах разные, поскольку какой-то единой картины празднования нептуналий мы так и не нашли. Впрочем, идеи обливаться водой и с визгом носиться по берегу вряд ли казались римлянам чуждыми и крамольными

На этом мы, пожалуй, остановим свой обзор, хотя великое множество римских праздников и традиций осталось за кадром. Но, как мы уже говорили вам в начале, никаким академизмом мы страдать не будем. Надеемся, что кое-какие идеи вы уже взяли на заметку, а мы же в свою очередь, обещаем снабдить вас надежным мануалом по подготовке римской вечеринки. Следите за обновлениями!

Еще интересного!

Надеемся, что вам было интересно, весело или полезно. Если вдруг вам хочется сказать нам спасибо за работу, то это очень просто сделать!

royal-v-kustah.ru


Смотрите также