Пророчества Исайи Как мы уже говорили, ветхозаветным пророкам предстояла огромная задача удержать еврейский народ в вере в Единого Бога и подготовить почву для веры в грядущего Мессию, как Лица, имеющего, кроме человеческой, еще Божественную природу. О Божестве Христа пророки должны были говорить так, чтобы оно не было евреями понято по-язычески, в смысле многобожия. Поэтому ветхозаветные пророки раскрывали тайну Божества Мессии постепенно, по мере утверждения в еврейском народе веры в Единого Бога. Царь Давид первый предсказал о Божестве Христа. После него наступил 250-летний перерыв в пророчествах, и пророк Исайя, живший за семь столетий до Рождества Христова, начал новую серию пророчеств о Христе, в которых Его Божественная природа раскрывается с большей очевидностью. Исайя является выдающимся пророком Ветхого Завета. Книга, написанная им, содержит в себе такое большое количество пророчеств о Христе и о новозаветных событиях, что многие называют Исайю ветхозаветным Евангелистом. Исайя пророчествовал в пределах Иерусалима во время царствования иудейских царей Озии, Ахаза, Езекии и Манассии. При Исайе произошло поражение Израильского царства в 722 г. до Р. Хр., когда Ассирийский царь Саргон увел в плен еврейский народ, населявший Израиль. Иудейское царство просуществовало после этой трагедии еще 135 лет. Пр. Исайя мученически закончил свою жизнь при Манассии, будучи распилен деревянной пилой. Книга пророка Исайи отличается изящным еврейским языком и обладает высокими литературными достоинствами, что чувствуется даже в переводах его книги на разные языки. Писал пророк Исайя и о человеческой природе Христа, и от него мы узнаем, что Христос должен был родиться чудесным образом от Девы: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева (alma) во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7:14). Сказано это пророчество царю Ахазу с целью заверить царя в том, что он и его дом не будут истреблены Сирийским и Израильским царями. Напротив, замысел его врагов не осуществится, и один из потомков Ахаза будет обещанным Мессией, Который родится чудесным образом от Девы. Так как Ахаз был потомком царя Давида, то настоящее пророчество подтверждает прежние пророчества о том, что Мессия произойдет из рода царя Давида. В следующих своих пророчествах Исайя раскрывает новые подробности о чудесном Младенце, который родится от Девы. Так, в 8-ой главе Исайя пишет, что народ Божий не должен бояться козней своих врагов, потому что замыслы их не осуществятся: «Разумейте народы и покоритесь: Ибо с нами Бог (Эммануил)». В следующей главе Исайя говорит о свойствах Младенца Эммануила «Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах (плечах) Его, и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6-7). Как имя Эммануил, так и другие имена, данные здесь Младенцу, не являются, конечно, собственными, а указывают на свойства Его Божественной природы. Предсказал Исайя о проповеди Мессии в северной части св. Земли, в пределах колен Завулона и Неффалима, которую называли Галилеей: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее — возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий, на живущих в стране тени смертной воссияет свет» (Ис. 9:1-2). Это пророчество приводит Евангелист Матфей, когда описывает проповедь Иисуса Христа в этой части св. Земли, которая была особенно религиозно невежественной (Мт. 4:16). В священном Писании свет есть символ религиозного знания, истины. В более поздних пророчествах Исайя нередко называет Мессию еще другим именем — Отрасль. Это символическое имя подтверждает более ранние пророчества о чудесном и необычайном рождении Мессии, а именно, что оно состоится без участия мужа, подобно тому, как отрасль, без семени, рождается прямо из корня растения. «И произойдет Отрасль от корня Иесеева (так звали отца царя Давида), и ветвь произойдет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:1). Здесь Исайя предсказывает о помазании Христа семью дарами Святого Духа, то есть всей полнотой благодати Духа, что осуществилось в день Его крещения в реке Иордан. В других пророчествах Исайя говорит о делах Христа и Его качествах, в особенности, о Его милосердии и кротости. Приводимое ниже пророчество приводит слова Бога Отца: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопит и не возвысит голоса Своего… Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:1-4). Эти последние слова говорят о том великом терпении и снисхождении к немощи человеческой, с которыми Христос будет относиться к кающимся и обездоленным людям. Подобное пророчество Исайя произнес несколько позже, говоря от имени Мессии: «Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы» (Ис. 61:1-2). Эти слова точно определяют цель пришествия Мессии: исцелить душевные недуги людей. Кроме душевных недугов, Мессии предстояло исцелять и физические немощи, как предсказал Исайя: «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь: ибо прольются воды в пустыне и в степи — потоки» (Ис. 35:5-6). Это пророчество исполнилось, когда Господь Иисус Христос, проповедуя Евангелие, исцелял тысячи всевозможных больных, слепорожденных и бесноватых. Своими чудесами Он засвидетельствовал истину Своего учения и Свое единство с Богом Отцом. По плану Божию спасение людей должно было осуществляться в Царстве Мессии. Это благодатное Царство верующих иногда уподоблялось пророками стройному зданию (смотри в приложении пророчества о Царстве Мессии). Мессия, будучи, с одной стороны, основателем Царства Божия, а, с другой стороны, фундаментом истинной веры, именуется пророками Камнем, т. е. основанием, на котором зиждется Царство Божие. Такое образное наименование Мессии мы встречаем в следующем пророчестве: «Так говорит Господь: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28:16). Сионом именовалась гора (холм), на которой возвышался храм и город Иерусалим. Замечательно то, что в этом пророчестве впервые подчеркивается важность ВЕРЫ в Мессию: «Верующий в Него не постыдится!» В 117-м псалме, написанном уже после Исайи, упоминается об Этом же Камне: «Камень, Который отвергли строители (по-английски — masons), сделался главою угла (краеугольным камнем). Это от Господа, и есть дивно в очах наших» (Пс. 117:22-23, смотри также Мт. 21:42). То есть, несмотря на то, что «строители» — люди, стоящие у кормила власти, отвергли Этот Камень, Бог все же положил Его в основание благодатного здания — Церкви. Следующее пророчество дополняет прежние пророчества, в которых говорится о Мессии, как о Примирителе и источнике благословения не только для евреев, но и для всех народов: «Мало того, что Ты будешь Рабом Моим для восстановления колен Иаков-левых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6). Но как ни велик будет духовный свет, исходящий от Мессии, Исайя предвидел, что не все евреи этот свет увидят по причине своего духовного огрубения. Вот, что пророк пишет по этому поводу: «Слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:9-10). По причине устремленности только к земному благополучию не все евреи узнали в Господе Иисусе Христе своего Спасителя, обещанного пророками. Как бы предвидя неверие иудеев, живший прежде Исайи, царь Давид в одном из своих псалмов призывал их такими словами: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его (Мессии): не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне» (Пс. 94:7-8). То есть: когда услышите проповедь Мессии, поверьте слову Его. Не упорствуйте, как при Моисее ваши предки в пустыне, которые искушали Бога и роптали на Него (см. Исход 17:1-7), «Мерива» значит «укор». Следующая глава > religion.wikireading.ru Святой Дух начал действовать не только в день Пятидесятницы, но уже с 1-й главы Библии мы видим, как Он принимал участие в великом творении: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Бытие 1:2). Когда Святой Дух сходил на людей в Ветхом Завете, начинали происходить невероятные чудеса и люди начинали обладать невероятной Божьей силой. Интересно, что книгу Исаия называют Ветхозаветным Евангелием, так как в ней содержится много пророчеств о Мессии – Иисусе Христе. Также, удивительно, что книга Исаия содержит в себе 66-ть глав, в то время, как вся Библия содержит 66-ть книг: 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Причем повествование и стиль в первых 39-ти главах Исаии (в которых много говорится о суде и наказании) сильно отличается от последних 27-ми глав (в которых много говорится о милости и прощении). То есть, книга Исаия олицетворяет всю Библию, и очень важна для нашего изучения, так как содержит в себе много разных уроков. Мы посмотрим на проявление Святого Духа у пророка Исаии и евангелиста Матфея и посмотрим на их значение в нашей жизни. Проявление Святого Духа у пророка Исаии Слова Исаии Значение для нас "И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия" (Исайя 11:2). Дух Господень дает мудрость, понимание, знание и страх Господень. "Доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом" (Исайя 32:15). Дух Господень несет изобилие, орошает и удобряет наши сердца. "Отыщите в книге Господней и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их" (Исайя 34:16). Дух Господень несет слово Божье, открывает нам будущее и показывает истину. "Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?" (Исайя 40:13). Дух Господень – главный советчик, дает нам мудрые советы во всех ситуациях. "Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд" (Исайя 42:1). Как Бог держал Христа за руку, положил на Него Святой Дух, и послал проповедовать, также Он поддерживает нас, и дарит нам Святой Дух, который не может молчать. "Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Один скажет: "я Господень", другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: "я Господень", и прозовется именем Израиля" (Исайя 44:3-5). Бог изольет Святой Дух на Свой народ, и они будут называться детьми Бога. Они будут возрастать духовно, и их будет становиться все больше и больше. "Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его" (Исайя 48:16). Как Святой Дух послал Исаию пророчествовать, также Он посылает каждого из нас проповедовать неспасенным. "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы" (Исайя 61:1). Как рабы Божьи, сначала Исаия, а затем Иисус Христос были посланы на миссию, так и нас Дух посылает благовествовать, исцелять сердца, освобождать от грехов и открывать людям новую жизнь с Богом. "Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них. Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего" (Исайя 63:10-11). Дух Господень печалится из-за грехов и непокорности Своего народа, Он наказывает его, но всегда ждет, чтобы люди покаялись и к Нему вернулись. "Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя" (Исайя 63:14). Дух Господень дарит нам мир и покой, всегда утешает и успокаивает наши сердца. Проявление Святого Духа у евангелиста Матфея Слова Матфея Значение для нас "Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго" (Евангелие от Матфея 1:18, 20). Святой Дух принимал участие в рождении Христа, также Он принимает участие в духовном рождении детей Бога. "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Евангелие от Матфея 3:11). Люди будут либо крещены Святым Духом для вечного оправдания, либо огнем для вечного осуждения. "И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него" (Мф:3:16). Иисус принял Духа, Который свидетельствовал о Его служении и наделил Его силой. Все христиане при крещении получают в дар Святого Духа, Его дары и плоды. "Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола" (Евангелие от Матфея 4:1). Дух Святой дал Христу силы противостоять искушениям диавола. Также и нам Святой Дух дает силы проходить испытания и искушения. "Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд" (Евангелие от Матфея 12:18). Христос в переводе с греческого означает Мессия – Помазанный (Иисус Христос был помазан Святым Духом). Христиане – помазанники Божьи, исполненные силой Святого Духа. "Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие" (Евангелие от Матфея 12:28). Как Иисус изгонял бесов и исцелял людей силой Духа, также и мы можем влиять на жизни других не своей силой, но силой Святого Духа. "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам" (Евангелие от Матфея 12:31-32). Когда мы противимся и противостоим Святому Духу, наше сердце может очерстветь, и мы можем потерять веру. "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Евангелие от Матфея 28:19). Бог повелевает своим ученикам идти ко всем народам, учить их и крестить, чтобы все могли получить Святой Дух. Иисус перед своим вознесением сказал: "И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деяния 1:4-8). Иисус хотел, чтобы ученики надеялись не на свои силы, но на силу Святого Духа, который поможет им выполнить невероятную миссию по всему миру. В Евангелии от Иоанна 16: 7-13 написано: "Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину". Иисус не оставил нас одинокими, но послал Святого Духа, который меняет сердца других людей, утешает нас и поддерживает, наставляет нас на всякую истину. Автор: Алексей Смирнов ТЕСТ: Проверь знания о крещенииА. П. Лопухин. Толковая Библия. Книга пророка Исаии. Семь даров святого духа пророк исаия
Пророчества Исайи. Священное Писание Ветхого Завета
Проявление Святого Духа у пророка Исаии и Матфея
Читайте на сайте по теме:
Видео и ролики:
✔️ Суть Библии за минуту
🎥 Распятие Иисуса Христа - фильм "Крест"
🎥 Известный преступник покаялся и стал христианином
www.icocnews.ru
Толкование на книгу пророка Исаии, глава 33, читать онлайн
<<< БИБЛИОТЕКА >>>
Глава 33
1-24. Молитва Израиля о спасении и ответ Бога.
1 Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.
1-12. Около 701-го г. ассирийцы приблизились, после победы над египтянами, к Иерусалиму, несмотря на то, что Езекия послал им в г. Лахис ту дань, какую они требовали. Ввиду такого вероломства ассирийцев пророк предвозвещает им гибель, народу же иудейскому предсказывает освобождение от ассирийского нашествия. Вслед за этим пророк выражает уверенность и в скором внутреннем обновлении жителей Иерусалима. В настоящее время положение столицы Иудеи - очень печально, но Сам Господь обещает жестоко наказать врагов Иерусалима, которые довели его до такого положения.
1. Речь идет об Ассирии, которая давно уже, а именно со времени Асурнасир-Габала (885-860 г. г. до Р. Х.), приобрела такую мощь, что войска ее считались непобедимыми. И этой всемогущей державе предстоит разорение и опустошение.
Грабитель - возможно точнее с евр. хитрец, изменник, который грабит даже и своих союзников (ср. ст. 8).
Когда кончишь. Окончит свои завоевательные походы Ассур, конечно, не по собственному желанию, а в силу истощения своего государства
2 Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное.3 От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена, 4 и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча.5 Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою.6 И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим.
2-6. Указав на условие освобождения из-под власти Ассура - веру в Господа, пророк изображает самое падение Ассура, в ограблении которого примет деятельное участие и Израиль. Вслед за этим временным спасением для Израиля наступит новое, лучшее будущее - откроется царство Мессии с его величайшими благами. На Сионе тогда будет царить справедливость; жители Иерусалима будут обладать мудростью и знанием.
Господи! помилуй нас. Пророк воссылает Господу молитву о поддержке от лица всех, оставшихся верными Всевышнему.
Будь нашею мышцею, т. е. нашим заступником, - поборись за нас.
Добычу вашу. Здесь пророк обращается к ассирийцам, при удалении которых от Иерусалима евреи поспешат, конечно, завладеть огромной, забранной ассирийцами, добычей, которую те в панике бросят. Евреи так быстро заберут эту добычу, как быстро опустошает всю растительность известной полосы саранча (ср. Иоил 2:9).
Высок Господь, т. е. Господь превозносим будет всеми за свое великое дело, какое Он совершит с гордым Ассуром.
Судом и Правдою - см. гл. 32, ст. 1, 16.
В 6 и 7 стихе толкователи насчитывают семь блаженств мессианского времени:
а) суд;
б) правда;
в) безопасность;
г) спасение;
д) мудрость;
е) ведение;
ж) страх Господень.
Несомненно, что здесь мы имеем параллельное место к 11-й главе, где Самому Мессии приписывается семь даров Святого Духа (11:2-3).
7 Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут.8 Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города,- ни во что ставит людей.9 Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил.
7-9. Настоящее положение Иудеи, однако, крайне бедственно.
Сильные их - по-евр. arielim, т. е. жители Ариила или Иерусалима (29:1), которые стояли теперь на улицах и громко кричали от страха под влиянием дошедших до них слухов о начальстве ассирийцев.
Послы для мира, т. е. иудейские послы, пришедшие с грустными вестями от царя ассирийского (ср. 15:4).
Плачут - конечно, о том, что их миссия не увенчалась успехом.
Ни во что ставит людей, т. е. царь ассирийский ни с чьими правами считаться не желает, и, кроме того, ему ничего не стоит ежедневно истреблять целые десятки неповинных людей.
Земля сетует... Пророк имеет здесь в виду опустошения, произведенные ассирийскими полчищами при их проходе чрез означенные здесь местности. Грубые завоеватели, конечно, не жалели ни вражеских лесов (Ливан и Кармил), ни плодоносных полей (Васан).
Сарон - долина, идущая по берегу Средиземного моря от Яффы до Кесарии, - которым ассирияне шли в Филистимскую землю, несомненно, весь был потоптан войсками.
10 Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь.11 Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше - огонь, который пожрет вас.12 И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне.
10-12. Но теперь-то именно, когда надежда на человеческую помощь пропала у иудеев, Сам Господь выступает на защиту Своего народа и возвещает ассирийцам разрушение всех их планов и - погибель. Планы их, все их расчеты и намерения - бессильны, хрупки, как сено и солома.
Ваше дыхание - точнее: ваша свирепость.
Сожжет, т. е. повредит, погубит.
Народы, т. е. разные народы, входившие в состав ассирийской армии.
Как горящая известь. Раз известка загорелась, ее почти невозможно потушить.
Как срубленный терновник. Точно так же и подожженный костер из терновника потушить невозможно - так быстро огонь пожирает такой сухой материал!
13 Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое.
13-22. Этот суд Божий над ассирийцами будет так грозен, что от него придут в ужас и грешники в Иерусалиме. Они готовы бы стоять подальше от этого грозного Судии и не знают, сохранится ли кто целым от гнева Божия. Пророк успокаивает благочестивых, что для них огонь гнева Божия не страшен и что Господь, напротив, даст Иерусалиму безопасность.
Он станет Судиею, законодателем и царем Своего народа.
13. Что сделаю - в переводе с евр. : "что Я сделал". Господь говорит здесь о суде над ассирийцами, как о факте уже совершившемся.
Дальние - иностранцы, ближние - жители Палестины и, прежде всего, Иудеи.
14 Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: "кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?" -15 Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;
14-15. Грешники, каких было немало в Иерусалиме (Ис 1:28), находят для себя стеснительным представление о Боге как грозном Судии, строго карающем за беззакония. Им не хочется расстаться со своими порочными привычками, а между тем - говорит царь-псалмопевец словами 14-го псалма (1-2 ст.) - это необходимо: только чистые и справедливые люди могут безопасно жить на Сионе, вблизи Бога-Судии.
Не видеть зла, т. е. хороший человек не хочет и смотреть на зло, на преступление, а уже участвовать в нем, конечно, не станет!
16 тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.17 Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную; 18 сердце твое будет только вспоминать об ужасах: "где делавший перепись? где весивший дань? где осматривающий башни?"19 Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным.
16-19. Обитать на высотах - то же, что иметь своим местопребыванием неприступные скалы.
Хлеб и вода - необходимые средства для поддержания жизни.
Глаза твои. Пророк обращается к жителям Иерусалима, которые доживут до времени освобождения от нашествия ассириян.
Царя. Видимо это - Мессия. Ведь речь идет о Царе, которого увидят праведники. (См. толкование предыдущего стиха).
В красоте его. Здесь намек на вретище, которое тогда по случаю печальных происшествий в своем государстве носил царь Езекия (Ис 37:1). Вместо этого вретища царь снова поднимет свои красивые одежды.
Землю отдаленную - точнее: землю, далеко раскинувшуюся. Здесь намек на то, что Иудейское царство, с уходом ассирийцев, займет все владения и царства Израильского. [Видимо здесь говорится об отдаленной земле - т. е. новом Иерусалиме. Прим. ред. ]
Сердце твое - ты.
Делавший перепись - это чиновник ассирийский, ведший счет плательщикам податей в кассу ассирийского царя.
Весивший дань. Денежных знаков в то время еще не было и серебро или золото, которым уплачивали дань, непременно нужно было взвешивать.
Осматривающий башни - это какой-нибудь ассирийский военачальник, ищущий, где лучше поставить ассирийский гарнизон.
С языком странным, непонятным. Простой народ в Иудее, конечно, не мог понимать ассирийского языка (ср. 28:11), тем более, что в армии ассирийского царя было много племен не-семитического происхождения.
20 Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется.21 Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль.22 Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас.
20-22. Здесь взор пророка переносится, очевидно, на царство Мессии. Иерусалим - средоточие религиозной жизни избранного народа - хотя и называется здесь еще скинией, но эта скиния представляется уже не разбирающейся, какой была скиния Моисеева, постоянно разбиравшаяся при переходе евреев с одного стана на другой, а построенною прочно, непоколебимо (ср. Ам 9:11). Имея в виду, что Ниневия, Вавилон, Фивы были защищены от внезапных нападений врагов широкими каналами, окружавшими их стены, пророк, чтобы изобразить безопасность, какою будет наслаждаться Иерусалим при Мессии, говорит, что Сам Господь будет охранять этот город. Благодаря этой защите, враги уже никакими способами не смогут взять Иерусалим, тогда как крепости, окруженные каналами, все-таки могли быть взяты врагами, которые бы могли привести с собою суда.
23 Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж.24 И ни один из жителей не скажет: "я болен"; народу, живущему там, будут отпущены согрешения.
23-24. В настоящее время - говорит пророк - наше государство похоже на корабль с плохо держащимися снастями. Но - терпение! Скоро обстоятельства изменятся к лучшему и враги будут рассеяны, оставив после себя большую добычу в пользу иудеев. Но самое важное - здесь пророк, очевидно, имеет в виду уже время Мессии - жителям Иерусалима будут прощены их грехи перед Богом.
Особые замечания. Относительно подлинности этой главы хотя и высказываются многими критиками сомнения, но все эти возражения основаны на том, что Исаия будто бы не мог писать в таком тоне. Понятно, что это мнение слишком субъективное и потому не заслуживает опровержения.
На строфы эту главу можно разделить так:
1. строфа_1 ст. _(2)
2. строфа_2-6 ст. _(2; 2, 2)
3. строфа_7-9 ст. _(2, 2, 2)
4. строфа_10-12 ст. _(1, 1, 1)
1. строфа_13-16 ст. _(3, 2, 2)
2. строфа_17-21 ст. _(3, 2, 2)
3. строфа_22-24 ст. _(2, 2)
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
<<< СОДЕРЖАНИЕ >>>
www.biblioteka3.ru