Конспект интегрированного урока «Там русский дух, там Русью пахнет». Там русский дух там русью пахнет урок музыки


Конспект урока по Литературе "Там русский дух, там Русью пахнет" 5 класс

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Большесосновская средняя общеобразовательная школа»

Т.В. Бушуева – учитель литературы.

О.В.Калинина - учитель музыки.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Тема:

«Там русский дух, там Русью пахнет»

(Поэма Пушкина «Руслан и Людмила», 5класс).

Цели урока:

  1. Показать образ героев в синтезе искусств.

  2. Воспитание на чувствах поэмы через музыку.

  3. Отражение идеалов русского народа.

  4. Воспитание патриотических чувств к родной земле.

Оформление:

  • Проектор

  • Компьютер

  • Рисунки учеников по произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

  • Приложение (Презентация)

Тип урока: заключительный урок.

Ход урока:

Учитель литературы:

Вступительное слово:

Мы с вами прочитали замечательную поэму Пушкина «Руслан и Людмила». И вот пришла пора проститься с любимыми героями.

Тема нашего урока «Там русский дух, там Русью пахнет» (показ 1 слайда).

Вы знаете, что литература - это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. С какими?

Посмотрите, как оформлен наш класс. Дома Вы создали замечательные иллюстрации к поэме. Трудно ли было выбрать сюжет для ваших рисунков? А почему так легко иллюстрировать это произведение?

Язык его образный, красочный.

Вот так легко мы обнаружили связь литературы и живописи. Читая поэму, мы говорили о любви, о верности, о чести и долге. Вместе с поэтом переживали за Руслана, восхищались Людмилой, возмущались коварством Черномора. Пожалуй, не всё можно выразить средствами живописи. А средствами музыки?

Благодаря Пушкину на свет появилась опера русского композитора М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Показ 2 слайда (портрет композитора).

Учитель музыки:

Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры (выключаем свет), и мы сейчас услышим увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила»

Какими средствами композитор передаёт образ Людмилы и Руслана?

Ответы детей о характере музыки.

Вы, верно, определили, что разговор пойдёт о Людмиле.

Учитель литературы:

Кого Вам напомнила Людмила? (говорим о сходстве Людмилы с героинями русских народных сказок).

Показ 3 слайда (фрагмент из сказки А.Роу «Руслан и Людмила»).

Благодаря средствам литературы и музыки, Пушкин и Глинки, каждый своими средствами создал образ Людмилы, подчеркнув в ней лучшие качества женщины.

Если Людмила очень похожа на героинь русских народных сказок, то Руслана можно сравнить с кем? (былинным богатырём).

Показ 4 слайда (картина Васнецова «Три богатыря»)

-Что общего во внешности Руслана и богатыря Ильи Муромца?

Показ 5 слайда (картина Васнецова «После битвы с половцами»)

-Что даёт нам эта картина для понимания образа Руслана? (найти описание похожей картины в тексте поэмы).

О чём он размышляет, глядя на это? (чтение отрывков).

В синтезе всех искусств мы увидели героический образ защитника земли русской.

_А есть ли богатыри в наше время? Есть. И по сегодняшний день, если возникает беда, трудности, люди готовы встать на защиту своей земли. И в нашем классе тоже есть будущие защитники России.

Учитель музыки:

_ Вокально-хоровая работа над песней «Отцовская слава» Георгия Струве.

-Исполнение песни ребятами.

Учитель литературы:

Продолжая сравнение поэмы «Руслан и Людмила» с произведениями устного народного творчества, ответим на вопрос: что лежит в основе пушкинской поэмы? (добро и зло).

-Кто в поэме воплощает чёрные силы? Какие определения мы дали Черномору? (злой, коварный, хитрый…).

Учитель музыки:

-А как Глинка определил образ Черномора в музыке? Исполнение темы учителем на инструменте (злой, жестокий, грубый).

Показ 6 слайда (фрагмент сказки Роу «Руслан и Людмила»).

Учитель литературы:

- А кто ещё воплощает чёрные силы? (Фарлаф, Наина). Какими предстают перед нами эти герои?

-Как Вы думаете, заслуживают ли они наказание? Вы ответили «да». А как складывается их судьба в поэме? Да, они прощены. Кем? (Русланом и Людмилой).

Какое качество проявляет Пушкин? (Доброта, человеколюбие).

Ведь даже в библии говорится, что на зло нужно отвечать добром. Чего так не хватает в наши дни. Поэтому, ребята, давайте будем уважать друг друга и любить. В нашем произведении также как и в музыке восторжествовало добро.

Показ 7слайда

Подводя итог сегодняшней беседы можно сказать, что благодаря литературе на свет появляются многие замечательные оперы, балеты. В данном случае не было бы произведения Пушкина, не было бы и оперы Глинки. Это две сестры, которые жить друг без друга не могут.

Спасибо за урок.

globuss24.ru

«Там русский дух Там Русью пахнет!»

Урок музыки в 3 классе: «Там русский дух... Там Русью пахнет!»

Тип урока: комбинированный.

Цель:

формирование положительных качеств, положительного отношения, любви к искусству.

Задачи:

образовательная: формирования представления о произведениях изобразительного искусства и музыки;

воспитательная: вызвать у учащихся интерес к изобразительному искусству и музыке, возбудить чувство сопереживания;

развивающая: эмоциональный отклик на музыкальное произведение и произведение изобразительного искусства; умение выражать своё отношение к произведениям искусства, высказывать своё мнение, свои мысли.

Ход урока.

Музыкальное приветствие по тоническому трезвучию (вверх – вниз).

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Ребята, а вы любите сказки?

На доске запись «Сказка»

Ученики: Да.

Учитель: Назовите свои любимые сказки?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: О чём говорится в сказках?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Сказки рассказывают нам о жизни русского народа, о могучей силе, подвигах и победах могучих русских богатырей, о красоте.

Учитель: Ребята, а кто из вас знает, когда возникли сказки?

Ученики: Давно, в далёкие – далёкие времена.

Учитель: А вы знаете, кто является их создателями?

Ученики: Народ.

Учитель: Раньше люди не умели читать и писать. Не было книг, букв, не существовало письменности, поэтому сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Учитель: Как вы понимаете выражения «из уст в уста», «из поколения в поколение»?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: И поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Но не только сказки относятся к устному народному творчеству, но и былины.

На доске запись «Былина».

Учитель: Но чем отличается былина от сказки?

Ученики: Былины исполняются на распев, неспешно. Былины исполняет баян – сказитель.

Учитель: Музыканты в таких случаях говорят: «Исполнять в былинном стиле» (то есть спокойно, не спеша, величественно – героического характера).

Звучит фрагмент былины.

Учитель: Как вы думаете, кто является главным персонажем былин?

Ученики: Богатырь, богатыри.

Запись на доске «Богатырь».

Учитель: Кто такие богатыри?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Имена, каких богатырей вы можете назвать?

Ученики: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Учитель: Ребята, кто такие богатыри?

Ученики: Физически сильные люди.

Рассмотреть картину В. Васнецова «Богатыри».

Обратить внимание на правильное название картины.Учитель: Ребята, рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображён?

Ученики: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

Учитель: Как вы думаете, все ли сильные?

Ученики: Да.

Учитель: Всмотритесь в лица всех богатырей. Как вы думаете, какое главное качество у каждого из них?

Ученики: Добрыня Никитич – ум, Илья Муромец – сила, Алёша Попович – добро.

Все три слова появляются на доске поочерёдно.

Учитель: Вслушайтесь в слово БОГАТЫРЬ. От каких слов оно произошло?

Ученики: Богатый, богат, ходит под Богом, Богом данный дар.

Учитель: Как вы думаете, какой дар дан каждому из них?

Всмотреться в лица всех трёх богатырей.

Ученики: Одному – сила (Илья Муромец). Другому – ум (Добрыня Никитич). Третьему – добро (Алёша Попович).

Учитель: Что важно для человека из этих трёх начал? Что есть богатство?

Учитель: Одно добро без силы и ума будет действительно?

Ученики: Нет.

Учитель: Ум без добра – Что он несёт миру?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Сила нужна человеку без ума?

Ученики: Нет.

Учитель: Что же важнее?

Ученики: Для человека важны все три дара. Сила, ум и добро.

Учитель: Какой же смысл вложил В. Васнецов в свою картину? Для того, чтобы перечислить былинных героев собравшихся на одной картине?

Ученики: Нет. Для того, чтобы показать, что только совместное существование трёх начал (сила, ум, добро) делает человека поистине богатым.

Учитель: Всмотритесь в портрет русского композитора А. Бородина.

Показ портрета композитора. Запись на доске.

Учитель: Александр Бородин – известный русский композитор XIX века. Занимался химией, был учёным.

Учитель: Как вы думаете, каким человеком был Бородин?

Ученики: Сильным, серьёзным, задумчивым, добрым, сосредоточенным, умным.

Учитель: Мы можем его назвать богатым?

Ученики: Да.

Учитель: Музыкальное произведение, которое вы сейчас услышите, Бородин написал в 1876 году. Это Симфония №2 «Богатырская».

На доске запись названия произведения.

Учитель: Сейчас мы с вами услышим это произведение. В ходе слушания определите, какая музыка по звучанию?

Слушаем Симфонию №2 «Богатырская».

Учитель: Какая музыка по звучанию?

Ученики: Сильная, сдержанная, серьёзная, мужественная, строгая, мощная, грозная, героическая.

Учитель: Созвучно ли название произведения со звучанием?

Ученики: Да.

Учитель: Кто исполняет музыкальное произведение?

Ученики: Симфонический оркестр.

Учитель: Почему Бородин для исполнения своей музыки выбрал симфонический оркестр?

Ученики: Подчеркнуть силу, мощь, мужество.

Учитель: Созвучна ли Симфония №2 А. Бородина картине В. Васнецова «Богатыри»?

Ученики: Созвучна.

Учитель: Да, вы правы.

Совместные выводы учителя и учащихся по уроку.

Исполнение песни.

psiholik.ru

Конспект интегрированного урока «Там русский дух, там Русью пахнет»

МОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

Конспект интегрированного урока

«Там русский дух, там Русью пахнет»

учителя русского языка и литературы

Румянцевой Т. В.

2011-2012 уч. год

Цели урока: 1) сравнить поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» с одноимён- ной оперой М. И. Глинки;

2) проследить связь поэмы А. С. Пушкина с устным народным твор- чеством и нравственными идеалами русского народа;

3) развивать коммуникативную, лингвистическую, языковую, куль- туроведческую компетенции у учащихся;

4) воспитывать у ребят любовь к творчеству А. С. Пушкина и М. И. Глинки.

^ 1) записи с фрагментами из оперы М. И. Глинки;

2) рисунки учащихся к поэме А. С. Пушкина;

3) иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, встречающихся в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»;

4) слова для работы на уроке: премьера, увертюра, ария, марш, гуманизм;

5) «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ожего- ва.

^ :

I. Оргмомент.

II Вступительное слово учителя. Сопоставление поэмы А. С. Пушкина и оперы М. И. Глинки.

Ребята, мы прочитали замечательную поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». На уроках мы делали для себя открытия, вели взволнованные разговоры, иногда спорили. И вот пришла пора проститься с любимыми героями. Тема нашего заключительного урока «Там русский дух, там Русью пахнет».

- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Вы знаете, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства.

- С какими видами искусства связана литература?

Посмотрите, как оформлен наш класс. Вы создали замечательные иллюстрации к поэме А. С. Пушкина.

- Почему так легко иллюстрировать произведения А. С. Пушкина?

Читая поэму «Руслан и Людмила», мы говорили о любви и верности, о чести и долге, об измене и соперничестве, о коварстве и подлости. Вместе с поэтом восхищались Людмилой, переживали за Руслана, возмущались вероломством Фарлафа и коварством Черномора. Пожалуй, не всё можно выразить средствами живописи. А вот средствами музыки это сделать можно.

Цель нашего урока: сравнить поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и одноимённую оперу М. И. Глинки, композитора, нашего земляка.

III. Работа над содержанием поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и одноимённой оперой М. И. Глинки.

- Прежде чем мы послушаем отрывки из оперы М. И. Глинки, познакомимся с жизнью известного композитора. Подумайте, что общего в биографии А. С. Пушкина и М. И.Глинки.

(Сообщение ученика)

- Одна из лучших отечественных опер – «Руслан и Людмила».

- Какие инструменты упоминаются в поэме?

- Что собой представляют эти инструменты?

(Сообщения ребят об инструментах: волынке, арфе, гуслях, бубне, роге)

- Работа над оперой «Руслан и Людмила» продолжалась пять с половиной лет. Наконец она была закончена и поставлена 27 ноября 1842 года. День премьеры был нелёгким испытанием для композитора.

- Что такое премьера? (Работа с толковым словарём)

Художник Роллер неожиданно поссорился с дирекцией театра и, оформляя последние акты, очень небрежно, тускло выполнил свою работу. А нужно ли говорить, насколько важны декорации в такой опере-сказке, как «Руслан и Людмила»!

Любимая певица Глинки заболела – пришлось её роль передать совсем неопытной исполнительнице. Всё это не смогло не повлиять на отношение публики к опере.

Только с третьего спектакля определился успех постановки. В один сезон опера прошла тридцать два раза.

Музыкальное произведение начинается с увертюры.

- Для чего существует увертюра в опере и что означает это слово? (Работа с толковым словарём)

Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры… Сейчас за пультом появится дирижёр, и мы услышим увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила».

(Слушаем музыку)

- О чём нам рассказала эта музыка?

- Как вы думаете, в каких произведениях литературы есть увертюра?

- Как она называется?

Ребята, вы помните, что Пушкин написал поэму в 20 лет в 1819 году и только через 10 лет дописал к ней вступление.

- Что дало вступление для понимания всей поэмы?

(Слушаем вступление к поэме «Руслан и Людмила», читает ученик)

Прозвучали увертюра и вступление, они дали нам эмоциональный настрой. Теперь обратимся к известным нам героям. Прослушаем отрывок из оперы.

- Попробуйте по характеру музыки угадать, о ком идёт речь.

(Звучит вступление к арии Людмилы)

(Ответы учащихся)

Итак, разговор сейчас у нас пойдёт о Людмиле. На уроках мы восхищались красотой, верностью, смекалкой героини, её готовностью к самопожертвованию ради любимого.

- Кого вам напоминает Людмила?

- Какой изобразил героиню А. С. Пушкин? (Работа с текстом: черты характера Людмилы, отношение Пушкина к своей героине)

- Кого напоминает вам героиня?

(Пушкин воплотил в своей героине лучшие черты характера русской женщины, поэтому она напоминает нам персонажи из народных сказок).

- Какой характер носит музыка арии? (Выяснение по толковому словарю значения слова ария)

И Пушкин, и Глинка - каждый своими средствами - создали замечательный образ Людмилы, подчеркнув в ней лучшие черты русской женщины. Людмила очень похожа на героинь русских народных сказок.

- С кем можно сравнить Руслана?

(Беседа по картине И. Васнецова «Три богатыря»)

- Что общего во внешности Руслана и Ильи Муромца?

- Что даёт нам описание картины поля боя для понимания образа Руслана?

- О чём размышляет Руслан?

(Ученик читает наизусть слова Руслана)

(Руслан не только преданный муж, он верный сын своей Родины. Когда он видит зловещую картину мёртвого поля, личное отступает на второй план).

- Сейчас слушаем арию Руслана. Значение её в опере велико. Напомню, что ария характеризует героя. Глинка раскрывает в ней важнейшие качества Руслана – глубину его мыслей, твёрдость духа, богатырскую силу. Начинается ария оркестровым вступлением, рисующим пустынное поле битвы. Мелодия вызывает ощущение простора и одновременно передаёт состояние скорби.

(Звучит ария Руслана)

- Как характеризует музыка состояние героя?

(В произведениях устного народного творчества всегда мы встречаемся с противостоянием добра и зла, так же это показано в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

- Кто в поэме воплощает тёмные силы?

- Какие определения мы дали Черномору?

(Рассматриваем рисунки ребят: дети говорят о том, каким изображён Черномор на иллюстрациях)

- Посмотрим, каков Черномор в опере Глинки.

- Как Глинка относится к Черномору?

(Звучит марш Черномора)

Мы прослушали марш Черномора.

- Что означает это слово? (Работа с толковым словарём)

- Какие музыкальные инструменты использовал Глинка?

- Удалось ли Глинке создать образ коварного, злого сказочного существа?

- Кто ещё из героев, воплощающих силы зла в поэме, вам запомнился?

- Каким предстаёт перед нами Фарлаф в Песне I? (Чтение текста)

- Почему Фарлаф оказался во рву?

И тем не менее Фарлаф привёз княжну в Киев, отняв её у Руслана, пусть даже хитростью и коварством.

- Почему он это сделал?

(Чтение сцены «Фарлаф и Наина»)

- Заслуживают ли наказания Черномор и Фарлаф?

- Как складывается их судьба в поэме?

- Пушкин проявляет такое качество, как человеколюбие, гуманизм. Таков Пушкин! (Высокочеловечен, гуманен. Поэма «Руслан и Людмила» проникнута …(гуманизмом). (Ребята заканчивают предложение, используя новое слово).Герои Пушкина…(гуманные))

- В чём проявляется «русский дух» в поэме?

- Можно ли говорить о связи оперы Глинки с устным народным творчеством?

(Опера заканчивается ликующим финалом. Народ прославляет добро, любовь и Родину, великую Русь).

(Слушаем отрывок из финала)

IV. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Ребята, что вы узнали о связи литературы и музыки? Выскажите свои впечатления об уроке.

V. Домашнее задание: написать отзыв об уроке.

uch.znate.ru

Конспект урока по Литературе "Там русский дух, там Русью пахнет" 5 класс

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Большесосновская средняя общеобразовательная школа»

Т.В. Бушуева – учитель литературы.

О.В.Калинина - учитель музыки.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Тема:

«Там русский дух, там Русью пахнет»

(Поэма Пушкина «Руслан и Людмила», 5класс).

Цели урока:

  1. Показать образ героев в синтезе искусств.

  2. Воспитание на чувствах поэмы через музыку.

  3. Отражение идеалов русского народа.

  4. Воспитание патриотических чувств к родной земле.

Оформление:

  • Проектор

  • Компьютер

  • Рисунки учеников по произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

  • Приложение (Презентация)

Тип урока: заключительный урок.

Ход урока:

Учитель литературы:

Вступительное слово:

Мы с вами прочитали замечательную поэму Пушкина «Руслан и Людмила». И вот пришла пора проститься с любимыми героями.

Тема нашего урока «Там русский дух, там Русью пахнет» (показ 1 слайда).

Вы знаете, что литература - это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. С какими?

Посмотрите, как оформлен наш класс. Дома Вы создали замечательные иллюстрации к поэме. Трудно ли было выбрать сюжет для ваших рисунков? А почему так легко иллюстрировать это произведение?

Язык его образный, красочный.

Вот так легко мы обнаружили связь литературы и живописи. Читая поэму, мы говорили о любви, о верности, о чести и долге. Вместе с поэтом переживали за Руслана, восхищались Людмилой, возмущались коварством Черномора. Пожалуй, не всё можно выразить средствами живописи. А средствами музыки?

Благодаря Пушкину на свет появилась опера русского композитора М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Показ 2 слайда (портрет композитора).

Учитель музыки:

Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры (выключаем свет), и мы сейчас услышим увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила»

Какими средствами композитор передаёт образ Людмилы и Руслана?

Ответы детей о характере музыки.

Вы, верно, определили, что разговор пойдёт о Людмиле.

Учитель литературы:

Кого Вам напомнила Людмила? (говорим о сходстве Людмилы с героинями русских народных сказок).

Показ 3 слайда (фрагмент из сказки А.Роу «Руслан и Людмила»).

Благодаря средствам литературы и музыки, Пушкин и Глинки, каждый своими средствами создал образ Людмилы, подчеркнув в ней лучшие качества женщины.

Если Людмила очень похожа на героинь русских народных сказок, то Руслана можно сравнить с кем? (былинным богатырём).

Показ 4 слайда (картина Васнецова «Три богатыря»)

-Что общего во внешности Руслана и богатыря Ильи Муромца?

Показ 5 слайда (картина Васнецова «После битвы с половцами»)

-Что даёт нам эта картина для понимания образа Руслана? (найти описание похожей картины в тексте поэмы).

О чём он размышляет, глядя на это? (чтение отрывков).

В синтезе всех искусств мы увидели героический образ защитника земли русской.

_А есть ли богатыри в наше время? Есть. И по сегодняшний день, если возникает беда, трудности, люди готовы встать на защиту своей земли. И в нашем классе тоже есть будущие защитники России.

Учитель музыки:

_ Вокально-хоровая работа над песней «Отцовская слава» Георгия Струве.

-Исполнение песни ребятами.

Учитель литературы:

Продолжая сравнение поэмы «Руслан и Людмила» с произведениями устного народного творчества, ответим на вопрос: что лежит в основе пушкинской поэмы? (добро и зло).

-Кто в поэме воплощает чёрные силы? Какие определения мы дали Черномору? (злой, коварный, хитрый…).

Учитель музыки:

-А как Глинка определил образ Черномора в музыке? Исполнение темы учителем на инструменте (злой, жестокий, грубый).

Показ 6 слайда (фрагмент сказки Роу «Руслан и Людмила»).

Учитель литературы:

- А кто ещё воплощает чёрные силы? (Фарлаф, Наина). Какими предстают перед нами эти герои?

-Как Вы думаете, заслуживают ли они наказание? Вы ответили «да». А как складывается их судьба в поэме? Да, они прощены. Кем? (Русланом и Людмилой).

Какое качество проявляет Пушкин? (Доброта, человеколюбие).

Ведь даже в библии говорится, что на зло нужно отвечать добром. Чего так не хватает в наши дни. Поэтому, ребята, давайте будем уважать друг друга и любить. В нашем произведении также как и в музыке восторжествовало добро.

Показ 7слайда

Подводя итог сегодняшней беседы можно сказать, что благодаря литературе на свет появляются многие замечательные оперы, балеты. В данном случае не было бы произведения Пушкина, не было бы и оперы Глинки. Это две сестры, которые жить друг без друга не могут.

Спасибо за урок.

doc4web.ru


Смотрите также