Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Большесосновская средняя общеобразовательная школа» Т.В. Бушуева – учитель литературы. О.В.Калинина - учитель музыки. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ. Тема: «Там русский дух, там Русью пахнет» (Поэма Пушкина «Руслан и Людмила», 5класс). Цели урока: Показать образ героев в синтезе искусств. Воспитание на чувствах поэмы через музыку. Отражение идеалов русского народа. Воспитание патриотических чувств к родной земле. Оформление: Проектор Компьютер Рисунки учеников по произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» Приложение (Презентация) Тип урока: заключительный урок. Ход урока: Учитель литературы: Вступительное слово: Мы с вами прочитали замечательную поэму Пушкина «Руслан и Людмила». И вот пришла пора проститься с любимыми героями. Тема нашего урока «Там русский дух, там Русью пахнет» (показ 1 слайда). Вы знаете, что литература - это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. С какими? Посмотрите, как оформлен наш класс. Дома Вы создали замечательные иллюстрации к поэме. Трудно ли было выбрать сюжет для ваших рисунков? А почему так легко иллюстрировать это произведение? Язык его образный, красочный. Вот так легко мы обнаружили связь литературы и живописи. Читая поэму, мы говорили о любви, о верности, о чести и долге. Вместе с поэтом переживали за Руслана, восхищались Людмилой, возмущались коварством Черномора. Пожалуй, не всё можно выразить средствами живописи. А средствами музыки? Благодаря Пушкину на свет появилась опера русского композитора М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Показ 2 слайда (портрет композитора). Учитель музыки: Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры (выключаем свет), и мы сейчас услышим увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила» Какими средствами композитор передаёт образ Людмилы и Руслана? Ответы детей о характере музыки. Вы, верно, определили, что разговор пойдёт о Людмиле. Учитель литературы: Кого Вам напомнила Людмила? (говорим о сходстве Людмилы с героинями русских народных сказок). Показ 3 слайда (фрагмент из сказки А.Роу «Руслан и Людмила»). Благодаря средствам литературы и музыки, Пушкин и Глинки, каждый своими средствами создал образ Людмилы, подчеркнув в ней лучшие качества женщины. Если Людмила очень похожа на героинь русских народных сказок, то Руслана можно сравнить с кем? (былинным богатырём). Показ 4 слайда (картина Васнецова «Три богатыря») -Что общего во внешности Руслана и богатыря Ильи Муромца? Показ 5 слайда (картина Васнецова «После битвы с половцами») -Что даёт нам эта картина для понимания образа Руслана? (найти описание похожей картины в тексте поэмы). О чём он размышляет, глядя на это? (чтение отрывков). В синтезе всех искусств мы увидели героический образ защитника земли русской. _А есть ли богатыри в наше время? Есть. И по сегодняшний день, если возникает беда, трудности, люди готовы встать на защиту своей земли. И в нашем классе тоже есть будущие защитники России. Учитель музыки: _ Вокально-хоровая работа над песней «Отцовская слава» Георгия Струве. -Исполнение песни ребятами.Конспект интегрированного урока «Там русский дух, там Русью пахнет». Там русский дух там русью пахнет урок музыки
Конспект урока по Литературе "Там русский дух, там Русью пахнет" 5 класс
Продолжая сравнение поэмы «Руслан и Людмила» с произведениями устного народного творчества, ответим на вопрос: что лежит в основе пушкинской поэмы? (добро и зло).
-Кто в поэме воплощает чёрные силы? Какие определения мы дали Черномору? (злой, коварный, хитрый…).
Учитель музыки:
-А как Глинка определил образ Черномора в музыке? Исполнение темы учителем на инструменте (злой, жестокий, грубый).
Показ 6 слайда (фрагмент сказки Роу «Руслан и Людмила»).
Учитель литературы:
- А кто ещё воплощает чёрные силы? (Фарлаф, Наина). Какими предстают перед нами эти герои?
-Как Вы думаете, заслуживают ли они наказание? Вы ответили «да». А как складывается их судьба в поэме? Да, они прощены. Кем? (Русланом и Людмилой).
Какое качество проявляет Пушкин? (Доброта, человеколюбие).
Ведь даже в библии говорится, что на зло нужно отвечать добром. Чего так не хватает в наши дни. Поэтому, ребята, давайте будем уважать друг друга и любить. В нашем произведении также как и в музыке восторжествовало добро.
Показ 7слайда
Подводя итог сегодняшней беседы можно сказать, что благодаря литературе на свет появляются многие замечательные оперы, балеты. В данном случае не было бы произведения Пушкина, не было бы и оперы Глинки. Это две сестры, которые жить друг без друга не могут.
Спасибо за урок.
globuss24.ru
«Там русский дух Там Русью пахнет!»
Тип урока: комбинированный.
Цель:
формирование положительных качеств, положительного отношения, любви к искусству.
Задачи:
образовательная: формирования представления о произведениях изобразительного искусства и музыки;
воспитательная: вызвать у учащихся интерес к изобразительному искусству и музыке, возбудить чувство сопереживания;
развивающая: эмоциональный отклик на музыкальное произведение и произведение изобразительного искусства; умение выражать своё отношение к произведениям искусства, высказывать своё мнение, свои мысли.
Ход урока.
Музыкальное приветствие по тоническому трезвучию (вверх – вниз).
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Ученики: Здравствуйте, учитель!
Учитель: Ребята, а вы любите сказки?
На доске запись «Сказка»
Ученики: Да.
Учитель: Назовите свои любимые сказки?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: О чём говорится в сказках?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: Сказки рассказывают нам о жизни русского народа, о могучей силе, подвигах и победах могучих русских богатырей, о красоте.
Учитель: Ребята, а кто из вас знает, когда возникли сказки?
Ученики: Давно, в далёкие – далёкие времена.
Учитель: А вы знаете, кто является их создателями?
Ученики: Народ.
Учитель: Раньше люди не умели читать и писать. Не было книг, букв, не существовало письменности, поэтому сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
Учитель: Как вы понимаете выражения «из уст в уста», «из поколения в поколение»?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: И поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Но не только сказки относятся к устному народному творчеству, но и былины.
На доске запись «Былина».
Учитель: Но чем отличается былина от сказки?
Ученики: Былины исполняются на распев, неспешно. Былины исполняет баян – сказитель.
Учитель: Музыканты в таких случаях говорят: «Исполнять в былинном стиле» (то есть спокойно, не спеша, величественно – героического характера).
Звучит фрагмент былины.
Учитель: Как вы думаете, кто является главным персонажем былин?
Ученики: Богатырь, богатыри.
Запись на доске «Богатырь».
Учитель: Кто такие богатыри?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: Имена, каких богатырей вы можете назвать?
Ученики: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Учитель: Ребята, кто такие богатыри?
Ученики: Физически сильные люди.
Рассмотреть картину В. Васнецова «Богатыри».
Обратить внимание на правильное название картины.Учитель: Ребята, рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображён?
Ученики: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.
Учитель: Как вы думаете, все ли сильные?
Ученики: Да.
Учитель: Всмотритесь в лица всех богатырей. Как вы думаете, какое главное качество у каждого из них?
Ученики: Добрыня Никитич – ум, Илья Муромец – сила, Алёша Попович – добро.
Все три слова появляются на доске поочерёдно.
Учитель: Вслушайтесь в слово БОГАТЫРЬ. От каких слов оно произошло?
Ученики: Богатый, богат, ходит под Богом, Богом данный дар.
Учитель: Как вы думаете, какой дар дан каждому из них?
Всмотреться в лица всех трёх богатырей.
Ученики: Одному – сила (Илья Муромец). Другому – ум (Добрыня Никитич). Третьему – добро (Алёша Попович).
Учитель: Что важно для человека из этих трёх начал? Что есть богатство?
Учитель: Одно добро без силы и ума будет действительно?
Ученики: Нет.
Учитель: Ум без добра – Что он несёт миру?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: Сила нужна человеку без ума?
Ученики: Нет.
Учитель: Что же важнее?
Ученики: Для человека важны все три дара. Сила, ум и добро.
Учитель: Какой же смысл вложил В. Васнецов в свою картину? Для того, чтобы перечислить былинных героев собравшихся на одной картине?
Ученики: Нет. Для того, чтобы показать, что только совместное существование трёх начал (сила, ум, добро) делает человека поистине богатым.
Учитель: Всмотритесь в портрет русского композитора А. Бородина.
Показ портрета композитора. Запись на доске.
Учитель: Александр Бородин – известный русский композитор XIX века. Занимался химией, был учёным.
Учитель: Как вы думаете, каким человеком был Бородин?
Ученики: Сильным, серьёзным, задумчивым, добрым, сосредоточенным, умным.
Учитель: Мы можем его назвать богатым?
Ученики: Да.
Учитель: Музыкальное произведение, которое вы сейчас услышите, Бородин написал в 1876 году. Это Симфония №2 «Богатырская».
На доске запись названия произведения.
Учитель: Сейчас мы с вами услышим это произведение. В ходе слушания определите, какая музыка по звучанию?
Слушаем Симфонию №2 «Богатырская».
Учитель: Какая музыка по звучанию?
Ученики: Сильная, сдержанная, серьёзная, мужественная, строгая, мощная, грозная, героическая.
Учитель: Созвучно ли название произведения со звучанием?
Ученики: Да.
Учитель: Кто исполняет музыкальное произведение?
Ученики: Симфонический оркестр.
Учитель: Почему Бородин для исполнения своей музыки выбрал симфонический оркестр?
Ученики: Подчеркнуть силу, мощь, мужество.
Учитель: Созвучна ли Симфония №2 А. Бородина картине В. Васнецова «Богатыри»?
Ученики: Созвучна.
Учитель: Да, вы правы.
Совместные выводы учителя и учащихся по уроку.
Исполнение песни.
psiholik.ru
Конспект интегрированного урока «Там русский дух, там Русью пахнет»
МОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Конспект интегрированного урока
«Там русский дух, там Русью пахнет»
учителя русского языка и литературы
Румянцевой Т. В.
2011-2012 уч. год
Цели урока: 1) сравнить поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» с одноимён- ной оперой М. И. Глинки;
2) проследить связь поэмы А. С. Пушкина с устным народным твор- чеством и нравственными идеалами русского народа;
3) развивать коммуникативную, лингвистическую, языковую, куль- туроведческую компетенции у учащихся;
4) воспитывать у ребят любовь к творчеству А. С. Пушкина и М. И. Глинки.
^ 1) записи с фрагментами из оперы М. И. Глинки;
2) рисунки учащихся к поэме А. С. Пушкина;
3) иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, встречающихся в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»;
4) слова для работы на уроке: премьера, увертюра, ария, марш, гуманизм;
5) «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ожего- ва.
^ :
I. Оргмомент.
II Вступительное слово учителя. Сопоставление поэмы А. С. Пушкина и оперы М. И. Глинки.
Ребята, мы прочитали замечательную поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». На уроках мы делали для себя открытия, вели взволнованные разговоры, иногда спорили. И вот пришла пора проститься с любимыми героями. Тема нашего заключительного урока «Там русский дух, там Русью пахнет».
- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
Вы знаете, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства.
- С какими видами искусства связана литература?
Посмотрите, как оформлен наш класс. Вы создали замечательные иллюстрации к поэме А. С. Пушкина.
- Почему так легко иллюстрировать произведения А. С. Пушкина?
Читая поэму «Руслан и Людмила», мы говорили о любви и верности, о чести и долге, об измене и соперничестве, о коварстве и подлости. Вместе с поэтом восхищались Людмилой, переживали за Руслана, возмущались вероломством Фарлафа и коварством Черномора. Пожалуй, не всё можно выразить средствами живописи. А вот средствами музыки это сделать можно.
Цель нашего урока: сравнить поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и одноимённую оперу М. И. Глинки, композитора, нашего земляка.
III. Работа над содержанием поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и одноимённой оперой М. И. Глинки.
- Прежде чем мы послушаем отрывки из оперы М. И. Глинки, познакомимся с жизнью известного композитора. Подумайте, что общего в биографии А. С. Пушкина и М. И.Глинки.
(Сообщение ученика)
- Одна из лучших отечественных опер – «Руслан и Людмила».
- Какие инструменты упоминаются в поэме?
- Что собой представляют эти инструменты?
(Сообщения ребят об инструментах: волынке, арфе, гуслях, бубне, роге)
- Работа над оперой «Руслан и Людмила» продолжалась пять с половиной лет. Наконец она была закончена и поставлена 27 ноября 1842 года. День премьеры был нелёгким испытанием для композитора.
- Что такое премьера? (Работа с толковым словарём)
Художник Роллер неожиданно поссорился с дирекцией театра и, оформляя последние акты, очень небрежно, тускло выполнил свою работу. А нужно ли говорить, насколько важны декорации в такой опере-сказке, как «Руслан и Людмила»!
Любимая певица Глинки заболела – пришлось её роль передать совсем неопытной исполнительнице. Всё это не смогло не повлиять на отношение публики к опере.
Только с третьего спектакля определился успех постановки. В один сезон опера прошла тридцать два раза.
Музыкальное произведение начинается с увертюры.
- Для чего существует увертюра в опере и что означает это слово? (Работа с толковым словарём)
Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры… Сейчас за пультом появится дирижёр, и мы услышим увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила».
(Слушаем музыку)
- О чём нам рассказала эта музыка?
- Как вы думаете, в каких произведениях литературы есть увертюра?
- Как она называется?
Ребята, вы помните, что Пушкин написал поэму в 20 лет в 1819 году и только через 10 лет дописал к ней вступление.
- Что дало вступление для понимания всей поэмы?
(Слушаем вступление к поэме «Руслан и Людмила», читает ученик)
Прозвучали увертюра и вступление, они дали нам эмоциональный настрой. Теперь обратимся к известным нам героям. Прослушаем отрывок из оперы.
- Попробуйте по характеру музыки угадать, о ком идёт речь.
(Звучит вступление к арии Людмилы)
(Ответы учащихся)
Итак, разговор сейчас у нас пойдёт о Людмиле. На уроках мы восхищались красотой, верностью, смекалкой героини, её готовностью к самопожертвованию ради любимого.
- Кого вам напоминает Людмила?
- Какой изобразил героиню А. С. Пушкин? (Работа с текстом: черты характера Людмилы, отношение Пушкина к своей героине)
- Кого напоминает вам героиня?
(Пушкин воплотил в своей героине лучшие черты характера русской женщины, поэтому она напоминает нам персонажи из народных сказок).
- Какой характер носит музыка арии? (Выяснение по толковому словарю значения слова ария)
И Пушкин, и Глинка - каждый своими средствами - создали замечательный образ Людмилы, подчеркнув в ней лучшие черты русской женщины. Людмила очень похожа на героинь русских народных сказок.
- С кем можно сравнить Руслана?
(Беседа по картине И. Васнецова «Три богатыря»)
- Что общего во внешности Руслана и Ильи Муромца?
- Что даёт нам описание картины поля боя для понимания образа Руслана?
- О чём размышляет Руслан?
(Ученик читает наизусть слова Руслана)
(Руслан не только преданный муж, он верный сын своей Родины. Когда он видит зловещую картину мёртвого поля, личное отступает на второй план).
- Сейчас слушаем арию Руслана. Значение её в опере велико. Напомню, что ария характеризует героя. Глинка раскрывает в ней важнейшие качества Руслана – глубину его мыслей, твёрдость духа, богатырскую силу. Начинается ария оркестровым вступлением, рисующим пустынное поле битвы. Мелодия вызывает ощущение простора и одновременно передаёт состояние скорби.
(Звучит ария Руслана)
- Как характеризует музыка состояние героя?
(В произведениях устного народного творчества всегда мы встречаемся с противостоянием добра и зла, так же это показано в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»).
- Кто в поэме воплощает тёмные силы?
- Какие определения мы дали Черномору?
(Рассматриваем рисунки ребят: дети говорят о том, каким изображён Черномор на иллюстрациях)
- Посмотрим, каков Черномор в опере Глинки.
- Как Глинка относится к Черномору?
(Звучит марш Черномора)
Мы прослушали марш Черномора.
- Что означает это слово? (Работа с толковым словарём)
- Какие музыкальные инструменты использовал Глинка?
- Удалось ли Глинке создать образ коварного, злого сказочного существа?
- Кто ещё из героев, воплощающих силы зла в поэме, вам запомнился?
- Каким предстаёт перед нами Фарлаф в Песне I? (Чтение текста)
- Почему Фарлаф оказался во рву?
И тем не менее Фарлаф привёз княжну в Киев, отняв её у Руслана, пусть даже хитростью и коварством.
- Почему он это сделал?
(Чтение сцены «Фарлаф и Наина»)
- Заслуживают ли наказания Черномор и Фарлаф?
- Как складывается их судьба в поэме?
- Пушкин проявляет такое качество, как человеколюбие, гуманизм. Таков Пушкин! (Высокочеловечен, гуманен. Поэма «Руслан и Людмила» проникнута …(гуманизмом). (Ребята заканчивают предложение, используя новое слово).Герои Пушкина…(гуманные))
- В чём проявляется «русский дух» в поэме?
- Можно ли говорить о связи оперы Глинки с устным народным творчеством?
(Опера заканчивается ликующим финалом. Народ прославляет добро, любовь и Родину, великую Русь).
(Слушаем отрывок из финала)
IV. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Ребята, что вы узнали о связи литературы и музыки? Выскажите свои впечатления об уроке.
V. Домашнее задание: написать отзыв об уроке.
uch.znate.ru
Конспект урока по Литературе "Там русский дух, там Русью пахнет" 5 класс
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Большесосновская средняя общеобразовательная школа»
Т.В. Бушуева – учитель литературы.
О.В.Калинина - учитель музыки.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Тема:
«Там русский дух, там Русью пахнет»
(Поэма Пушкина «Руслан и Людмила», 5класс).
Цели урока:
Показать образ героев в синтезе искусств.
Воспитание на чувствах поэмы через музыку.
Отражение идеалов русского народа.
Воспитание патриотических чувств к родной земле.
Оформление:
Проектор
Компьютер
Рисунки учеников по произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Приложение (Презентация)
Тип урока: заключительный урок.
Ход урока:
Учитель литературы:
Вступительное слово:
Мы с вами прочитали замечательную поэму Пушкина «Руслан и Людмила». И вот пришла пора проститься с любимыми героями.
Тема нашего урока «Там русский дух, там Русью пахнет» (показ 1 слайда).
Вы знаете, что литература - это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. С какими?
Посмотрите, как оформлен наш класс. Дома Вы создали замечательные иллюстрации к поэме. Трудно ли было выбрать сюжет для ваших рисунков? А почему так легко иллюстрировать это произведение?
Язык его образный, красочный.
Вот так легко мы обнаружили связь литературы и живописи. Читая поэму, мы говорили о любви, о верности, о чести и долге. Вместе с поэтом переживали за Руслана, восхищались Людмилой, возмущались коварством Черномора. Пожалуй, не всё можно выразить средствами живописи. А средствами музыки?
Благодаря Пушкину на свет появилась опера русского композитора М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Показ 2 слайда (портрет композитора).
Учитель музыки:
Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры (выключаем свет), и мы сейчас услышим увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила»
Какими средствами композитор передаёт образ Людмилы и Руслана?
Ответы детей о характере музыки.
Вы, верно, определили, что разговор пойдёт о Людмиле.
Учитель литературы:
Кого Вам напомнила Людмила? (говорим о сходстве Людмилы с героинями русских народных сказок).
Показ 3 слайда (фрагмент из сказки А.Роу «Руслан и Людмила»).
Благодаря средствам литературы и музыки, Пушкин и Глинки, каждый своими средствами создал образ Людмилы, подчеркнув в ней лучшие качества женщины.
Если Людмила очень похожа на героинь русских народных сказок, то Руслана можно сравнить с кем? (былинным богатырём).
Показ 4 слайда (картина Васнецова «Три богатыря»)
-Что общего во внешности Руслана и богатыря Ильи Муромца?
Показ 5 слайда (картина Васнецова «После битвы с половцами»)
-Что даёт нам эта картина для понимания образа Руслана? (найти описание похожей картины в тексте поэмы).
О чём он размышляет, глядя на это? (чтение отрывков).
В синтезе всех искусств мы увидели героический образ защитника земли русской.
_А есть ли богатыри в наше время? Есть. И по сегодняшний день, если возникает беда, трудности, люди готовы встать на защиту своей земли. И в нашем классе тоже есть будущие защитники России.
Учитель музыки:
_ Вокально-хоровая работа над песней «Отцовская слава» Георгия Струве.
-Исполнение песни ребятами.
Учитель литературы:
Продолжая сравнение поэмы «Руслан и Людмила» с произведениями устного народного творчества, ответим на вопрос: что лежит в основе пушкинской поэмы? (добро и зло).
-Кто в поэме воплощает чёрные силы? Какие определения мы дали Черномору? (злой, коварный, хитрый…).
Учитель музыки:
-А как Глинка определил образ Черномора в музыке? Исполнение темы учителем на инструменте (злой, жестокий, грубый).
Показ 6 слайда (фрагмент сказки Роу «Руслан и Людмила»).
Учитель литературы:
- А кто ещё воплощает чёрные силы? (Фарлаф, Наина). Какими предстают перед нами эти герои?
-Как Вы думаете, заслуживают ли они наказание? Вы ответили «да». А как складывается их судьба в поэме? Да, они прощены. Кем? (Русланом и Людмилой).
Какое качество проявляет Пушкин? (Доброта, человеколюбие).
Ведь даже в библии говорится, что на зло нужно отвечать добром. Чего так не хватает в наши дни. Поэтому, ребята, давайте будем уважать друг друга и любить. В нашем произведении также как и в музыке восторжествовало добро.
Показ 7слайда
Подводя итог сегодняшней беседы можно сказать, что благодаря литературе на свет появляются многие замечательные оперы, балеты. В данном случае не было бы произведения Пушкина, не было бы и оперы Глинки. Это две сестры, которые жить друг без друга не могут.
Спасибо за урок.
doc4web.ru