Одной из своеобразных особенностей парфюмерного искусства является возможность воспроизведения запахов растений. В этом случае природа служит для парфюмера прообразом, а возможность варьировать смеси душистых веществ позволяет получать гармонические комплексы с совершенно своеобразными новыми запахами, которые в природных условиях могут не встречаться. Как воспроизведение запахов растений, так и получение новых комплексов производится путем смешения отдельных душистых веществ. Полученные продукты, в виде концентрированных смесей душистых веществ, называются композициями. Композиции предназначаются или для непосредственного применения в виде растворов (духов, одеколонов, туалетных вод) или как добавление к различным средам (мылам, порошкообразным, жировым и другим веществам) для придания им приятного запаха. Изготовление композиций является основой всей парфюмерной техники. Впечатления парфюмерного запаха ассоциируются в первую очередь и в подавляющем большинстве случаев с представлением о каком-либо растении, потому что в природных условиях только последние в своей массе обладают запахом, четко воспринимаемым человеком, и знакомство человечества с приятными запахами совершается именно через растительное царство. Другая цель — выражение некоторой художественной идеи или настроения на основе одного или нескольких душистых веществ, которые в преподносимом сочетании (букете) иногда напоминают естественные сочетания запахов в природе, а иногда имеют с ними лишь отдаленное сходство. Изображаемое сочетание душистых веществ всегда должно иметь своим первообразом жизнь, действительную природу, должно быть приближено к запаху истинного или воображаемого цветка или букета, должно обладать известной «цветочностью», сообщающей впечатление реальности. Композиции должны быть так составлены в ассортименте и весовых соотношениях составных частей, чтобы благоухания отдельных компонентов были гармонично слиты и ни один типичный запах отдельного компонента, по крайней мере в начале, не выделялся резко. Это полное слияние отдельных запахов в приятное для обоняния гармоническое целое представляет высшее стремление парфюмера. Взаимосочетание запахов будет длительным только в том случае, если весовые соотношения отдельных составных частей находятся в согласии с намеченным оттенком запаха смеси. Кроме практического опыта или частого повторения вариантов и изучения классической рецептуры, пока не существует способа для ориентировки в весовых соотношениях отдельных компонентов, в особенности при подыскании новых запахов. Наоборот, если речь идет о передаче определенных известных запахов, как, например, о воспроизведении запаха цветов, свежескошенного сена, мха и т. д., а равно и определенных запахов специального типа, существуют точные опытные данные, которые обычно усваиваются в процессе работы и изучения классических прописей. При составлении композиций с цветочным запахом, парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ, так как ассортимент их в большинстве случаев предопределен запахом растения, который он, в основном, хочет передать. В то же время, ассортимент этих веществ довольно обширен, и парфюмер, подражая природе, также преподносит их в виде комплексов, смесей, так называемых цветочных композиций. При составлении фантазийных запахов парфюмер относительно свободен в выборе сырья, ассортимент которого зависит только от того, даст ли оно приятное или неприятное ощущение в смеси. Состав парфюмерных композиций. Любая парфюмерная, т. е, искусственно гармонично созданная композиция, какого бы она не была запаха, как и естественные эфирные масла, часто состоит из очень большого количества отдельных душистых веществ. Для пояснения в табл. 1 приводим примерную рецептуру четырех наиболее распространенных парфюмерных композиций: фиалки, гелиотропа, свежего сена и трефля (клевера). Таблица 1. Составные части композиций. Табл. 1 показывает, что в каждую композицию входит много различных душистых веществ. Поэтому сам по себе напрашивается вопрос; нужно ли так много душистых веществ, а если нужно, то что, в основном, определяет запах этой композиции, какова роль каждого из остальных душистых вешеств в композиции и нельзя ли обойтись более простыми сочетаниями. Небесполезно далее выяснить, является ли здесь обилие компонентов хаотичным, беспорядочным нагромождением различных душистых веществ, случайным скоплением предметов, оторванных друг от друга, или это — связное, единое целое, где душистые вещества органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга. При углубленном анализе рецептуры любой парфюмерной композиции мы обнаруживаем, что составные части ее подчиняются закономерному порядку, могут быть уложены в систему и выявлены функции элементов композиций. Так же, как натуральные душистые вещества, гармонически собранная парфюмерная композиция состоит из элементарных частей — отдельных душистых веществ, органически тяготеющих друг к другу. Это тяготение заключается в том, что эти части группируются в естественные отрезки (или фазы, см. табл. 2), которые дают впечатление определенного, существующего в природе запаха цветов, плодов, листьев и других частей растений. Функции этих элементарных частиц имеют аналогию в буквах, которые соединяются затем в слова. Таблица 2, часть первая. Расположение душистых веществ композиций по отрезкам. Фенилэтиловый спирт    Таблица 2, часть вторая. Эти отрезки могут быть двух видов: 1) полностью передающие запах цветов, плодов, листьев или других частей растений, т. е. из заранее заготовленных парфюмерных композиций; 2) и передающие только их основной запах. Готовые парфюмерные композиции состоят или из фаз одной первой группы или из одних фаз второй группы, или, наконец, из сочетания тех и других. Если мы, в свою очередь, проанализируем фазы первой группы, то есть, полностью передающие запах различных душистых частей растений, то мы обнаружим, что и они, в свою очередь, состоят из отдельных элементов, передающих только основной тон, основной запах других видов растений. Предположим, что мы проанализируем композицию фиалки: тогда мы найдем в ней также элементы запаха жасмина, розы, гелиотропа и сирени, а в запахе белой акации — жасмина, померанцевых цветов, ландыша и т, д. При этом, эти элементы запаха существуют не только в искусственных парфюмерных композициях, но и в запахах естественных продуктов. К тому же, если возьмем, например, запах сирени, то мы естественных условиях находим в нем довольно сильные признаки жасмина, ландыша, гелиотропа и, частично, фиалки, большие или меньшие, в зависимости от сорта сирени (белой, персидской т. д.), и иногда доходит до того, что некоторые, особенно выращенные в теплицах, сорта сирени пахнут уже чистым жасмином и вообще мало напоминают по запаху сирень. Запах жасмина и померанцевых цветов сильно чувствуется в цветах белой акации, запах фиалок — в матеоле, гелиотропе, в мимозе, запах сирени — в ландыше и т. д., и многие цветы по запаху несколько напоминают друг друга. Как, например, повторения запахов в природе, где растения по запаху сильно напоминают друг друга, можно указать на представителей различных ботанических видов: цветы розы и герани, цветы фиалки и корень ириса, гвоздику и некоторые виды левкоев, цветы белой акации и цветы апельсина, фиалковый лист и зеленые огурцы, и многие другие. Таким образом, в парфюмерных композициях мы наблюдаем такое же явление, какое существует в природных условиях: все количество химически индивидуальных веществ, из которых парфюмер строит многочисленные композиции, ограничено, но измененные количественно и в различных сочетаниях эти вещества дают нам огромное разнообразие запахов. Парфюмер имеет возможность создать почти неограниченное количество различных запахов композиций соответствующим подбором душистых веществ. Все зависит от характера сочетаний и весовых соотношений. Иногда это достигается лишь некоторым сдвигом запаха в ту или иную сторону, почему некоторые запахи, хотя несколько и напоминают друг друга, но все же они совершенно различны: так, например, на основе запаха ландыша создаются композиции с запахом сирени, липы, цикламена; из запаха гвоздики — запах левкоев; из жасмина — магнолии, бегонии, гардении; из фиалки — цветочной кассии и резеды; из клевера — орхидеи, свежего сена; из гиацинта — душистого горошка; из гелиотропа — белой акации, мимозы, боярышника и т. д. При этом следует отметить, что нередко имеется огромная разница между химическими составными частями, имеющимися в запахе естественного цветка, т. е. в композициях, созданных самой природой, и искусственно воспроизведенными запахами того же цветка. Для того, чтобы создать запах того или иного цветка, плода и т. д., парфюмер пользуется тем, что элементы запаха, типические черты его, повторяются в природе, так же, как повторяются звуки, цвета и линии. Используя эти элементы для своих творческих комбинаций, парфюмер в состоянии вызвать соответствующие впечатления. Отсюда станет понятным, почему в композициях, приведенных и табл. 1 и 2, в состав запаха фиалок входит также и жасмин, и роза, и гелиотроп, и сирень; в гелиотроп — жасмин, роза и фиалка и т. д., причем во всех приведенных композициях повторяются элементы запаха. Попытаемся распределить на отрезки составы четырех разнородных запахов, приведенных в табл. 1, в таком виде, в каком они органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга; попробуем собрать эти «буквы» в «слова» и мы получим картину, в виде которой они представлены в табл. 2. Из этой таблицы видно, что располагая душистые вещества по положенным им местам, соответственно группируя составные части этих композиций, выводя из «хаоса», нагромождения душистых веществ, и путем приведения их в соответствующий порядок, оказывается, что они подчиняются закономерному распределению на сочетания (отрезки), каждому из которых присуща одна какая-либо функция, свойственна одна типическая черта, один специфический запах, повторяющийся в целой группе различных композиций. Отдельные душистые вещества, сами по себе изолированные, группируются в более осмысленные сочетания; из этих сочетаний уже складывается готовый парфюмерный запах. Так звуки, складываясь в мелодии, рождают музыку. Спрашивается, каким же образом из одних и тех же отрезков, из родственных типических запахов, создается несколько различных цветочных композиций? Дело в том, что обобщая некоторые типические черты, мы получаем только схему, т. е. предварительный набросок из общих черт, найденных в результате изучения запахов многих конкретных индивидуальных видов цветов и трав. Но для того, чтобы получился живой, художественный, типический образ, обладающий всеми многообразными чертами индивидуального предмета (например, сирени, ландыша, жасмина, фиалки), к этой схеме мы прибавляем некоторые душистые вещества, сообщающие общей композиции индивидуальные черты. Такими веществами в фиалке является, в основном, ионон; в гелиотропе — гелиотропин; в свежем сене — кумарин; в трефле — салицилаты (эфиры салициловой кислоты). Каждое из этих веществ своим преобладанием над общей смесью является как бы наивысшей точкой ее, определяющей тип композиции. Эти вещества в парфюмерии называются ведущими запахами. Отсюда понятно, почему парфюмер при составлении цветочных композиций несколько ограничен в выборе душистых веществ, подбор которых предопределяется запахом того типа, который он хочет передать. Вместе с тем, это ограничение не является препятствием к проявлению художественного творчества и рецептура тех или иных композиций с определенным цветочным (и приравненным ему) запахом не является чем-то стабильным, неизменяемым. Наоборот, если мы сравним различные, точно определенные цветочные духи, например, сирень, ландыш, фиалку и т. д., созданные различными парфюмерами, то обнаружим, что при одном и том же тоне в них имеются различные и иногда довольно значительные отклонения от запаха прообраза. Это не всегда зависит от стоимости изделия или неумения парфюмера воспроизвести точный запах цветка, но в не меньшей степени от того, что разные парфюмеры по-разному понимают тот или иной запах и поэтому по-разному его воспроизводят. Поэтому по общему оформлению запаха нередко можно распознать «почерк» парфюмера. «Почерк» парфюмера, однако, в несравненно большей степени проявляется при создании так называемых фантазийных композиций. Фантазийные композиции, так же как и цветочные, строятся в основном из тех же цветочных отрезков, но отличаются своеобразием компонования. Здесь парфюмер создает новые образы, в жизни не существующие, на основании фантастического синтеза элементов действительности, на основе воображения, то есть, он создает новые образы на основе материала прошлых восприятий. Таким же образом всякие фантазийные парфюмерные композиции ("Шипр", "Голубой ларец", "Жди меня", "Камелия" и др.) являются образами, в жизни не существующими, созданными на основании фантастического синтеза, но построенными на элементах, взятых из действительности (т. е. отрезков различных запахов). Ярким примером фантазийных духов является "По д'Эспань" ("Испанская кожа"), "Русская кожа" и близкие им по запаху, "Жокей-клуб", а затем "Фужер" ("Папоротник") и др. Из практики мы знаем, что ни испанская кожа (седельная), ни русская кожа (юфть) не могут быть названы «душистыми», так как они в основном пахнут дегтем. Но, если отдушить эти кожи веществами гармонирующими с ними по запаху (мускусом, амброй, сандаловым маслом и т. д.), то получаются своеобразные, пронзительные, но теплые, приятные и очень богатые сочетания. Почти то же сочетание запахов применяется и для духов "Жокей-клуб", потому что верховую езду в седле всегда сопровождают запахи дегтя (седла) и тела (лошади), поэтому эти духи строятся на основе дегтя (запаха седла) и мускуса с амброй, передающих так называемый «животный» запах, запах тела, особенно сильный во время хода лошади. Из всех существующих в природе видов папоротников нам, пожалуй, неизвестен ни один, который обладал бы более или менее значительным или привлекательным запахом. Однако духи такого наименования выпускаются парфюмерами. В данном случае парфюмер передает не запах папоротника, а окружающей его обстановки — тенистого лиственного леса, где папоротник растет в естественных условиях, окружающих полевых и лесных цветов. Запах тенистого леса передается в основном экстрактом дубового мха, запах полевых и лесных цветов — кумарином (напоминающим запах свежего сена), «темнота» - пачулиевым, ветиверовым и другими маслами. Аккорды. Всякая парфюмерная композиция состоит из элементарных частиц в виде отдельных душистых веществ. Эти душистые вещества применяются из-за присущего каждому из них тона, силы и оттенка, а так же, как звуки в музыке, служат материалом для построения парфюмерных произведений. В осмысленном сочетании эти душистые вещества, по аналогии с музыкой, дают нам эстетическое чувство, которое мы испытываем от парфюмерного запаха. Если мы воспринимаем индивидуальные душистые вещества (например, приведенные в табл. 1) аналогично простым звукам, то простейшие сочетания из них (отрезки, табл. 2) — как звуков единство, т. е. в одновременном «звучании». Сочетания, в которых сопоставляются одновременно несколько тонов, по аналогии с музыкой, могут быть названы аккордами. Здесь, как и музыке, преобладают трехзвучие, четырехзвучие и пятизвучие. Таким образом, поскольку это касается построения произведений, подтверждается аналогия между простыми звуками и элементарными душистыми веществами, между отрезками и аккордами, между парфюмерной композицией и музыкальной мыслью, музыкальной фазой. В табл. 2 приведено значительное количество отрезков композиций. Это будут первичные аккорды. Они служат, главным образом, фазами для построения законченного запаха на их основе. Для изображения того или иного из указанных в табл. 1 и 2 запахов, необязательно брать сочетания из всех указанных для данного аккорда веществ: основной запах гелиотропа определит один гелиотропин, фиалки — один ионон; жасмина — один бензилацетат; клевера — один амилсалицилат, но тогда эта основа окажется как бы однозвучной, слишком примитивной. Более благозвучны сочетания из нескольких первичных аккордов, подобно указанным выше, из смеси нескольких натуральных эфирных масел или их имитации с добавлением или без добавления индивидуальных душистых веществ, или из одного эфирного масла с добавлением индивидуальных душистых веществ. Сами эфирные масла, например, жасмина, розы - являются для парфюмера первичными аккордами, так как они состоят из созданных самой природой сочетаний нескольких индивидуальных химических веществ и воспринимаются нашим обонянием, как единый запах, но они по своему характеру и по своей «элементарности» не могут удовлетворить нас как готовый парфюмерный запах, а лишь одна из составных частей будущей композиции ("звукоряда"). Наконец, готовые парфюмерные смеси являются развитыми аккордами, созидаемыми из сочетания элементарных или сложных аккордов, или же из суммы тех и других. Ведущие запахи (лейтмотивы). Если мы обратимся к живописи, то обнаружим, что среди всей массы красок, линий, цветов и оттенков любой картины, любого рисунка, среди основных и второстепенных деталей найдем какую-то деталь, какой-то отрезок, который является основным смысловым, главным моментом, ведущей частью всей картины. Уберем этот отрезок, и произведение иногда частично, а большей частью полностью потеряет свой смысл, а отсюда и свою ценность. В музыке мы имеем осмысленный последовательный ряд звуков различной или одинаковой высоты, выражающих основную мысль произведения, так называемую мелодию. Эта певучая последовательность звуков принадлежит какой-нибудь гамме или ладу. Мелодия составляет главный элемент в музыке, и без нее не обходится ни одно музыкальное произведение. Мелодия является основной смысловой частью музыки и в ряде элементов музыкальной выразительности занимает ведущее место, определяя, в основном, содержание музыкального произведения. Мелодия - самое главное в музыкальном произведении, его основа, его напев, который может спеть один голос. Это одноголосно выраженная музыкальная мысль. Каков характер ведущей части или мелодии в парфюмерии? Попробуем внюхаться в индивидуальное душистое вещество, например, в ионон, ванилин, терпинеол, и мы обнаружим, что имеем здесь элементарные запахи, одну ноту, и сколько бы мы не внюхивались, даже обладая очень натренированным обонянием, ничего, кроме этой ноты, не найдем. Попробуем более длительно разнюхивать любой свежий цветок, обладающий запахом, например, цветы ландыша, сирени, фиалки, и убедимся, что имеем здесь какую-то сумму, какое-то сочетание запахов, из которых выделяется одна какая-либо часть — в подавляющем большинстве комплекс, в основном, определяющая запах данного цветка. Это особенно бывает ярким, когда мы нюхаем не одни лепестки, а вместе с чашечками, листьями, стеблем, которые имеют свои запахи, отличные от запаха цветка. Эти при-запахи сообщают свежесорванной ветке с цветами особую прелесть, которая в значительной степени превосходит запах одних лепестков. Но уберем лепестки и оставим остальные части цветка (чашечки, тычинки, пестики, листья, веточки), и тогда вся специфика запаха, присущая данному цветку, пропадет. Вместе с тем, разнюхивая цветок, мы обнаружим, что имеем в нем не застывший, а подвижный запах, в котором элементы его чередуются (колеблются) с большой быстротой, и в них проскальзывает то один, то другой тон. При длительном разнюхивании запаха даже отдельного цветка, листа, можно установить, что он меняется много раз в течение минуты, но какой-то тон или группа тонов выделяется особенно четко и, в основном, характеризует запах, который является для него специфическим. Совершенно то же самое наблюдается и с духами. Наглядным примером может служить композиция "Фиалка", в которой основной тон, основной характер определяется смесью из ионона, метилионона (или масла фиалкового корневища), ирисового масла и масла фиалковых листьев. Без этого комплекса остальная часть композиции будет невыразительной, не будет пахнуть фиалкой и характер в ней будет потерян. Небесполезно коснуться и такого факта. По букету вин дегустаторы определяют не только марку, но и год изготовления вина. При этом опытные дегустаторы устанавливают данные моменты и для очень редких и старых сортов вин. Чем же это объяснить? Для этого лучше всего обратиться к самим дегустаторам вин, и они нам ответят, что они запоминают отдельные запахи вин, хотя бы только раз когда-либо услышанные так же, как мы запоминаем отдельные мотивы. Само собою разумеется, что повторение в букете одной какой-либо ноты ничего не может дать, так как элементы запаха часто повторяются в природе, и конечно, также и в самих винах. Только общий букет вина с характерным его оттенком, особенно, вместе с сопровождающими ее дополнительными запахами, могут дать возможность вынести соответствующее заключение. При этом следует учесть, что букеты вин также представляют собою композиции в одних случаях естественные, зависящие от сорта винограда, и метода его обработки, а в других — искусственные, созданные путем купажа, т. е. смешения нескольких сортов. Таким образом можно установить, что в парфюмерных композициях, как и в естественных душистых частях растений, мы имеем какой-то стержень, центральное ядро, которое определяет запах всей композиции, и что ядро состоит большей частью не из одного, а из нескольких элементарных душистых веществ (несколько простых звуков), которые воспринимаются нами не сразу, а в виде определенной последовательности, и которые могут быть названы лейтмотивом данного комплекса. В парфюмерии под термином «лейтмотив» или «ведущий запах» следует понимать ряд близких или различных по запаху душистых веществ, занимающих ведущее место и определяющих основное содержание, основной запах или характер композиции. Это — собственная главная нота или верхний регистр, которые, например в цветочных композициях, воплощают все душистые вещества, передающие основной запах соответствующего растения. Эти душистые вещества могут составляться из комплексов или очень редко из одного вещества (например, илаиг-илангового масла для одноименных духов), притом это вещество само по себе уже есть природное сочетание из различных индивидуальных веществ со своим ведущим запахом. Конечно, не всякое сочетание душистых веществ может служить ведущим запахом: случайное сочетание душистых веществ, взятых вместе, также нельзя назвать ведущим запахом, как нельзя считать мелодией случайный набор звуков, соответственно не связанных вместе, не дающих музыкальной мысли. Ступени запаха. В парфюмерии различают три ступени запаха, зависящие как от скорости улетучивания душистых веществ, входящих в состав композиции, так и от явления адаптации — начальная, серединная и остаточная. Начальным запахом, или I ступенью считается та, которая чувствуется до и вскоре после испарения спирта из духов. Эта ступень решающего значения не имеет. Самым важным является запах духов в первые 10—12 часов после полного испарения спирта и легколетучих веществ (бензилацетата и т. п.). Духи должны при этом проявлять максимальную стойкость, цельность и красоту, и не должны часто и резко изменять свой запах. В это время наблюдается, если так можно выразиться, гармония испарения. Это будет серединный запах, или II ступень. Длительность сохранения серединного запаха зависит от степени летучести тех душистых веществ, которые были введены в композицию. Наиболее прочные, как пачулиевое, ветиверовое, сандаловое масла и экстракт дубового мха, абсолютные эссенции, кристаллические душистые вещества (гелиотропин, кумарин, искусственные мускусы), смолистые вещества (бензойная смола, стиракс) и животные продукты (натуральные амбра, цибет, мускус, бобровая струя и др.), в зависимости от количества их в композициях, способны влиять на длительность II ступени. Увеличение этой ступени пропорционально увеличению содержания в композиции указанных веществ. Задача парфюмера — добиться максимально возможной длительности этой ступени. После этого наступает полоса более или менее глубокого изменения (затухания) запаха, причем чувствуется уже не полный букет, а приятно пахнущий остаток, часто имеющий мало общего с серединным запахом, но гармонирующий с ним. В этой III ступени запах носит название остаточного. Таким образом, в I и во II ступенях запах нарастает, а в III — угасает. С точки зрения практического применения характерной нотой (базисом) духов является та, которая при действии теплоты тела (поскольку речь не идет о специальном применении, например, в качестве курительного средства, мыла и т. д.) во II ступени дает длительное впечатление. Проба на бумаге не достигает цели, и действительная способность проявления, т. е. развития эффекта смеси душистых веществ, может быть правильно установлена только в контакте с человеческой кожей под влиянием теплоты тела. При этом некоторые запахи значительно усиливаются тепловым излучением тела (мускус и т. д.), другие изменяются или ослабляются. Становится ясным бесспорно установленный факт неравномерной ощутимости запaxa при употреблении различными лицами одинаковых духов. Летучесть душистого вещества значительно колеблется также, в зависимости от влажности воздуха и атмосферного давления. Этим объясняется известный эффект запаха духов, часто наблюдаемый не только при первом впечатлении, но и при дальнейшем процессе улетучивания составных частей. Обозначения ступеней I, II и III несколько условны, собирательны, так как одна ступень никогда не перескакивает в другую, не переходит так, чтобы это сразу ощущалось обонянием, а в виду относительной медленности переходов последние совершаются постепенно, и поэтому между ними всегда имеются границы, неуловимые обонянием. Последовательная смена впечатлений должна быть без скачков, плавной и настолько постепенной, чтобы ступени перехода не могли резко ощущаться нашим обонянием._______________________________________________________________________ 1. Ирисовое масло - масло фиалкового корневища.2. Масло померанцевых цветов - флер д`оранжевое или неролиевое масло. vibandaka.livejournal.com
содержание ..
1
2
3
4
5
6
.. Каспаров Г. Н. Основы производства парфюмерии и
косметики - 2-е изд. - 1988 год Основы производства парфюмерии и косметики. — 2-е
изд., перераб. и доп. — М.: ’’Агропромиздат”, 1988. -287 с.: ил.
-(Учебники и учеб. пособия для техникумов). ISBN 5-10- 000003-1 Рассмотрены основное сырье и ассортимент парфюмерно-косметических
изделий. Описано производство настоев, растворов, парфюмерных
композиций, отдушек, эссенций, кремов, лосьонов, паст. Приведены сведения о фасовке, оформлении и упаковке парфюмерных и
косметических изделий. Во 2'М издании (1-е изд. вышло в 1978 г.) нашли отражение изменения
ассортимента, внедрение новой технологии и оборудования. Для учащихся техникумов, готовящих специалистов парфюмерно-косметической
промышленности. ВВЕДЕНИЕПарфюмерные изделия (жидкости), согласно ОСТ 18-385—81 Термины и
определения, — это спиртовые или спирто-водные растворы смесей душистых
веществ и настоев с приятным запахом. Слово ’’Парфюмерия” происходит от латинского слова Perfume, что означает
дымиться, испаряться, курить. Это объясняется тем, что благовония в
основном применяли для ароматизации жилых и общественных помещений,
сжигая душистые растения и смолы в специальных чашечках на раскаленных
углях. Косметические изделия — это такие виды продукции, при пользовании
которыми становятся здоровыми и красивыми человеческое тело, лицо, руки,
волосы, ногти и т. д. Использование парфюмерно-косметических средств относится к глубокой
древности. С незапамятных времен у орех народов широко приме-нялись
различные благовония для apoматизации жилых и общественных помещений, а
также раскрашивания лиц и тела. Нередко в древние и средние века эти средства использовали с разным
назначением, например при религиозных обрядах, колдовстве, магии, в
алхимии и т. д. В различных источниках по-разному определено начало промышленного
производства парфюмерно-косметических изделий, но, по-видимому, оно
впервые возникло в арабских странах, затем появилось в странах
Юго-Восточной Азии, а также Вавилоне, Греции и Италии. Крестоносцы
занесли в Европу аравийские косметические средства и простейшие
парфюмерные изделия (розовая вода). В XII в. парфюмерные и косметические
средства перешли из Италии во Францию. Вначале, по-видимому, это были
примитивные средства, но с развитием общества, науки и техники
совершенствовались и изделия парфюмерии и косметики. Уже в XIV—XV вв. парфюмерно-косметические средства нашли широкое
применение (особенно как предметы роскоши) среди богатых и знатных людей
в Англии, Франции и других европейских странах. Первые сведения о
производстве парфюмерно-косметических средств в России относятся к XVII
в. В дальнейшем производство их в России развивалось сравнительно
интенсивно. После Великой Октябрьской социалистической революции и
последовавшей за ней национализации промышленности наступил новый этап
развития парфюмерно-косметической отрасли. С 1945 по 1965 г. парфюмерно-косметическая промышленность развивалась
сравнительно медленно. Страна решала более важные вопросы восстановления
народного хозяйства, разрушенного в период Отечественной войны. С 1965 г. промышленность
вступила в новую фазу своего развития и за последние 20 лет
среднегодовой прирост продукции составил более 7 %. Производство
парфюмерно-косметических изделий в 1985 г. увеличилось по сравнениюс
1980 г.на 126,6 % (табл. 1).
1. Динамика выработки парфюмерно-косметической продукции с 1980 по 1985
г.
Производство парфюмерно-косметических изделий на
душу населения увеличилось в 1985 г. по сравнению с 1970 г. в 2,5 раза
(табл. 2). 2, Динамика роста производства парфюмерно-косметической продукции на
душу населения
Из табл. 2 видно, что производство
парфюмерно-косметической продукции на душу населения в розничных ценах
возросло за последние 15 лет в 2,5 раза, в том числе по парфюмерии в 2
раза, а косметики в 3 раза. На каждого жителя страны в 1985 г.
приходится 8 ед. изделий, в том числе парфюмерии 2 ед. и косметики 6 ед.
Опережающий рост производства косметики сохранится и в последние годы
XII пятилетки. Так, проектом плана на XII пятилетку намечен рост объемов
выпуска парфюмерно-косметических изделий в розничных ценах на 22 % по
сравнению с планом 1985 г., при зтом предусматривается обеспечить рост
выпуска косметических изделий почти на 40 %, в то время как выпуск
парфюмерных изделий увеличится лишь на 12 %. Парфюмерное производство за рубежом характеризуется рядом особенностей,
проявляющихся в масштабах выработки парфюмерных изделий, структуре
ассортимента, своеобразии используемых ароматов. Зарубежные фирмы выпускают парфюмерную продукцию в меньших объемах по
сравнению с косметическими товарами. Доля парфюмерной продукции в общем
объеме парфюмерно-косметического производства (по стоимостным
показателям) составляет от 3,5 % (Япония) до максимума 27 % (Франция). Парфюмерная промышленность зарубежных стран вырабатывает в настоящее
время в больших количествах (до 70 %) изделия средних и массовых сортов:
одеколоны, туалетные воды, недорогие духи, лосьоны для бритья,
ориентируясь на широкий круг потребителей, с учетом разнообразных вкусов
и быстро меняющейся моды. Однако, несмотря на систематический опережающий рост выпуска
косметических изделий в СССР в течение последних 20 лет, это все еще не
обеспечивает возросший спрос и требования населения в целом ряде
косметических товаров. Для выполнения намеченной программы необходимо в XII пятилетке
реконструировать, расширить и построить новые парфюмерно-косметические
предприятия. Кроме того, учитывая многоотраслевой характер
парфюмерно-косметической промышленности, отличающий ее от других
отраслей, предусматривается также обеспечить равномерное развитие каждой
из отраслей производства (эфирио-масличной, синтетических душистых
веществ для их гармонического сочетания). В связи с развитием производства парфюмерно-косметических изделий,
увеличением выработки туалетного мыла и синтетических моющих средств
возрастает потребность в синтетических душистых веществах. Они являются
основным сырьем для производства парфюмернокосметических изделий,
пищевых ароматических эссенций, отдушек для туалетного мыла и
синтетических моющих средств. На долю синтетических душистых веществ приходится около 90 % всех
душистых веществ в парфюмерном производстве. Несмотря на высокий уровень
развития химической науки, в дореволюционной России не было производства
синтетических душистых веществ, поэтому советской
парфюмерно-косметической промышленности пришлось создавать его заново. Важное значение для развития промышленности имели работы советских
ученых, таких как А. Е. Фаворский, В. Е. Тищенко, П. П. Шары-
гин, С. С. Наметкин, В. М. Родионов, А. Н.
Несмеянов, Б. Н. Белов, А. А. Баг, С. А. Войткевич, Н. А. Даев, Л. А.
Хейфиц и др. Благодаря организации дела на широкой научной основе в
промышленности в короткие сроки разработаны, внедрены и освоены многие
методы синтеза душистых веществ. В настоящее время в парфюмерно-косметической промышленности
осуществляется переход от отдельных машин-автоматов к автоматическим
линиям, состоящим из ряда машин-автоматов. Широко внедряются
автоматические линии для производства туб, фасовки кремообразных
продуктов в тубы, жидких продуктов во флаконы; для производства,
контроля и упаковки стекла и др. В парфюмерно-косметической
промышленности ведется большая работа по замене периодически действующих
аппаратов непрерывно действующими, обеспечивающими более высокую
производительность, равномерность потреблений энергии, воды, тепла, а
также одно из важнейших звеньев технического прогресса — автоматизацию и
рост производительности труда. Большой и сложный путь пройден советской парфюмерно-косметической
промышленностью. Каждый этап ее развития ставит перед предприятиями
более сложные задачи. В настоящее время это дальнейшее повышение
экономической эффективности производства, освоение новых
производственных мощностей, внедрение новейшей техники и передовой
технологии. Для решения этих задач необходимо осуществить широкую программу
подготовки кадров, особенно среднего звена — мастеров производства, чему
и будет способствовать настоящий учебник. * * * * Автор приносит глубокую благодарность А. Л. Войцеховской, Ю. Т. Коробко,
А. Я. Лившицу, А. Г. Бельфер, И. 3. Чернобыльскому за ценные указания и
критические замечания, сделанные при подготовке рукописи.
содержание ..
1
2
3
4
5
6
.. zinref.ru
содержание ..
80
81
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (Основы
производства парфюмерии и косметики) Арутюнов В. Я. Актуальные вопросы косметологии. М.:
Медицина. - 1970. -223 с. Б р а т у с И. Н. Химия душистых веществ. М.: Пищевая промышленность.
-1979.- 304 с. Бытовые аэрозоли/Л. Г. Кореньков, И. Г. Кузьменко, Д. А. Лайнсаре, Н. А.
Мер-сова. JL: Химия. - 1968. - 268 с. Грикитис Э. Я. Бытовые аэрозоли. М.: Знание. - 1967.-48 с. Каспаров Г. Н., Кабанов А. И. Производство алюминиевых туб. М.;
Агропромиздат. - 1987. - 216 с. Каспаров Г.Н.» Журавлев А. М. Парфюмерно-косметическое производство. М.:
Пищевая промышленность. - 1977. - 319 с. Петрова Jl. Н., ЗеленецкаяА.А, Скворцова А.Б. Анализ синтетических
душистых веществ и эфирных масел. М.: Пищевая промышленность. - 1972. -
233 с. Сенькин Е. Г. Техника безопасности и противопожарная техника в пищевой
промышленности. М.: Пищевая промышленность. - 1973,- 301 с. Технология натуральных эфирных масел и синтетических душистых веществ /
И. И. Сидоров, Н. А. Турышева, J1. П. Фалеева, Е. И. Ясюкевич. М.:
Легкая и пищевая промышленность. ~ 1984. - 368 с. Технология переработки жиров / Б. Н. Тютюнников, П. В. Науменко, И. М.
Товбин, Г. Г. Фаниев. М.: Пищевая промышленность. - 1970. - 651 с. Турова А. Д., Сапожникова Э. Н. Лекарственные растения СССР и их
применение. М.: Медицина. - 1982. - 288 с. Федоров Ю. А., Корень В. Н. Основы гигиены полости рта. Л.: Медицина.
-1973.- 214 с. ОГЛАВЛЕНИЕ (Основы
производства парфюмерии и косметики)
Введение..............................................................................3 Раздел I. Производство
парфюмерии..............................................7 Глава 1. Основы физиологии обоняния.......................7 § 1. Обонятельный
орган......................................................7 § 2. Воздействие душистых веществ на орган обоняния................8 § 3. Адаптация и ее роль в восприятии запахов. Роль запахов в жизни
животных..........................................................8 § 4. Влияние запахов на
человека............................................9 Глава 2. Классификация парфюмерной продукции и ее назначение 11 § 1. Классификация парфюмерной продукции............................11 § 2. Одеколоны и душистые
воды..........................................12 §3.
Духи..........................................................................13 §4. Наборы парфюмерные и парфюмерно-косметические ............14 §5. Средства для освежения и ароматизации ............................15 Глава 3. Основное
сырье........................................................16 §1. Душистые
вещества......................................................16 § 2. Этиловый
спирт............................................................36 § 3. Недушистые вещества вспомогательного назначения..............37 § 4.
Вода..........................................................................38 § 5.
Красители..................................................................38 Глава 4. Основы составления парфюмерных композиций, отдушек, парфюмерных
жидкостей и пищевых эссенций..................................39 § 1. Термины и
определения..................................................39 § 2. Назначение и состав парфюмерных композиций....................41 § 3. Основы составления парфюмерных композиций ..................42 § 4. Особенности составления отдушек для косметики, туалетного мыла и моющих средств ................................................47 § 5. Особенности составления эссенций для пищевых продуктов 50 § 6. Основы составления рецептур парфюмерных жидкостей (духов и
одеколонов)........................................................51 Глава 5. Технология настоев, растворов, парфюмерных композиций, отдушек
и
эссенций................................................................55 §1. Приготовление
настоев..................................................55 § 2. Приготовление
растворов................................................63 §3. Приготовление парфюмерных композиций..........................65 §4. Приготовление отдушек и эссенций
..................................67 Глава 6. Технология парфюмерных жидкостей............................68 § 1. Измерение, дозирование, загрузка и смешивание компонентов 68 § 2. Отстаивание и выстаивание парфюмерных жидкостей............73 § 3. Фильтрование и транспортирование парфюмерных композиций 76
§ 4. Технологическая документация и расход
парфюмерных жид- костей § 5. Технологическая схема приготовления парфюмерных жид-
костей.................................... Глава 7. Тара и основные материалы, используемые при фасовке парфюмерных
изделий ............................... § '• ТаР*..................................... § 2. Колпачки .................................. § 3.
Футляры....................................................................93 § 4.
Этикетки....................................................................95 § 5. Упаковочные и вспомогательные материалы...................96 Глава 8. Фасовка парфюмерных жидкостей................................99 § 1. Подготовительные
операции............................................99 § 2. Розлив
......................................................................101 § 3. Укупоривание
флаконов................................................103 § 4. Проверка герметичности в вакуум-камере..........................105 § 5. Наклеивание
этикеток....................................................105 §6. Упаковка изделий в
футляры..........................................107 §7. Обтяжка продукции
целлофаном......................................107 § 8. Упаковка продукции в цеховую тару
................................108 § 9. Обандсроливание (оклеивание) коробок............................109 § 10. Методы фасовки.............................................110 §11. Контроль качества
продукции..........................................116 Глава 9. Производство твердых и сухих духов
............................117 §1. Производство твердых
духов..........................................117 § 2. Производство сухих духов типа
"Саше”..............................118 Раздел И. Производство
косметики..............................................120 Глава 10. Назначение, классификация и область применения косметических
препаратов..................................................................120 § 1. Цель и задачи
косметики................................................120 § 2. Классификация косметических
изделий..............................121 Глава 11. Общие понития о строении и функциях кожи* зубов, волос 124 § 1. Сведения об анатомии
кожи............................................124 § 2. Функции кожи
............................................................125 § 3. Типы
кожи..................................................................126 § 4. Недостатки внешнего вида
кожи......................................127 § 5. Методы косметического ухода за кожей
............................127 § 6. Строение и функции зубов. Уход за полостью рта..................128 § 7. Строение и функции волос. Уход за волосами......................130 Глава 12. Основное сырье для производства косметических препа-u ратов..................
..................................................132 § 1. Жировые
вещества........................................................132 §2. Продукты переработки
жиров..........................................134 §3. Структурообразующие
вещества......................................136 § 4.
Нефтепродукты............................................................140 §5. Биологически активные
вещества....................................141 §6. Поверхностно-активные вещества (ПАВ)............................144 § 7. Белки, белковые гидролизаты, аминокислоты......................149 § 8.
Спирты......................................................................150
§ 9.
Кислоты....................................................................152 § 10. Основное сырье для приготовления зубных паст..................153 §11. Основные компоненты шампуней и лосьонов......................155 §12. Настои и экстракты лекарственных трав и растений..............156 § 13. Специальные добавки к косметическим изделиям................158 Глава 13. Технология косметических
препаратов..........................161 § 1. Жидкие неоднородные
системы........................................161 § 2. Современный цех по производству косметических средств 164 § 3. Средства по уходу за кожей лица, рук и
ног........................167 § 4. Средства по уходу за зубами и полостью
рта........................179 § 5. Средства по уходу за
волосами........................................188 § 6. Средства для бритья и ухода за кожей после бритья..............202 § 7. Косметика
декоративная................................................205 § 9. Средства косметические и
гигиенические............................214 Глава 14. Тара для фасовки косметических
средств......................220 § 1. Виды
тары..................................................................220 § 2. Металлическая тара
......................................................221 § 3. Пластиковые
тубы........................................................224 § 4. Ламинированные
тубы..................................................224 § 5. Стеклянная и пластмассовая
тара......................................226 § 6. Тара из бумаги и
картона................................................228 Глава 15. Фасовка и упаковка косметических
средств....................228 § 1. Фасовка жидких препаратов во флаконы . . . .....................228 § 2. Фасовка кремообразных косметических препаратов..............229 §3. Фасовка твердых и сыпучих
препаратов..............................245 Глава 16. Современные тенденции и направления развитии парфюмерии и
косметики....................................................................246 § 1. Тенденции и направления развития парфюмерии ..................246 § 2. Тенденции и направления развития косметики......................249 Раздел IIL Производство
аэрозолей..............................................253 Глава 17. Общие сведения о
аэрозолях......................................253 §1. Характеристика
аэрозолей..............................................253 § 2. Аэрозольные
упаковки..................................................253 § 3.
Сырье........................................................................255 § 4. Ассортимент
аэрозолей..................................................260 Глава 18. Технология
аэрозолей..............................................263 § 1.
Баллоны....................................................................263 § 2. Клапаны......................................................266 §3. Наполнение аэрозольных
упаковок....................................268 Раздел IV- Требования к технике безопасности и производственной
санитарии....................................................................................273 Приложения................................................................................279 Список рекомендуемой
литературы..................................................284
содержание ..
80
81
zinref.ru
Основы производства парфюмерии и косметики. Основы парфюмерии
Глава V. Основы построения парфюмерных композиций, часть первая.
Фиалка     Гелиотроп     Свежее сено     Трефль     Ионон    Гелиотропин    Кумарин    Амилсалицилат    Ирисовое масло (1)    Кумарин    Гелиотропин    Фенилэтилсалицилат    Масло фиалковых листьев    (или эфиры карбоновых кислот)    ВанилинОбепинБензилацетат    ВанилинОбепинАмилсалицилат    Изобутилсалицилат   Жасминное маслоМасло померанцевых цветов (2)    Бензилацетат    Линалилацетат    Жасминное масло    Розовое масло    Линалилацетат    Бензиловый спирт    Бензилацетат    Фенилацетальдегид    Иланг-иланговое   или кананговое масло    Иланг-иланговое масло    ЛиналилацетатБензиловый спирт    Гидрооксицитронеллаль   Настой дубового мха    Розовое масло    Розовое масло    Розовое масло    Настой ванили    Гераниевое масло    Гераниол    Гераниевое масло    Настой бобов тонка    Гераниол    Фенилэтиловый спирт    Гераниол    Мускус амбровый    Фенилэтиловый спирт    Иононы    Фенилэтиловый спирт    Мускус кетоновый    Гелиотропин    Ирисовое масло    Иононы    Масло гваякового дерева    Кумарин    Масло померанцевых цветов    Ирисовое масло    Кумарин    Ванилин    Мускус    Неролиевое масло    Ванилин    Обепин    Ветиверовое масло    Пачулиевое масло    Терпинеол    Настой дубового мха    Ветиверовое масло    Линалоол    Мускус амбровый    Иланг-иланговое масло    Гидрооксицитронеллаль    Мускус кетоновый    Терпинеол    Настой амбры    Обепин    Настой мускуса    Гелиотропин    Ирисовое масло    Настой мускуса    Настой амбры    Настой бобровой струи    Настой бензойной смолы    Композиция "Фиалка"     Для какого запаха   характерен данный отрезок    Композиция "Гелиотроп"     Для какого запаха   характерен данный отрезок    ИононИрисовое маслоМасло фиалковых листьев   (или эфиры карбоновых кислот)    Фиалка (ведущий запах)    ГелиотропинКумаринВанилинОбепин    Гелиотроп (ведущий запах)    БензилацетатЛиналилацетатБензиловый спиртИланг-иланговое масло    Жасмин    БензилацетатЛиналилацетатБензиловый спиртИланг-иланговое масло    Жасмин    Розовое маслоГераниевое маслоГераниолФенилэтиловый спирт    Роза    Розовое маслоГераниол Роза    ГелиотропинКумаринВанилинОбепин    Гелиотроп    ИононыИрисовое маслоМасло померанцевых цветов   Мускус    Фиалка    ТерпинеолЛиналоолГидрооксицитронеллаль    Сирень    Композиция "Свежее сено"     Для какого запаха   характерен данный отрезок    Композиция "Трефль"     Для какого запаха   характерен данный отрезок    КумаринГелиотропинВанилинОбепинАмилсалицилат    Свежее сено (ведущий запах)    АмилсалицилатФенилэтилсалицилатИзобутилсалицилат    Клевер (ведущий запах)    Масло жасминаБензилацетатЛиналилацетатБензиловый спирт    Жасмин    Масло гваякового дерева   Лимонное маслоНастой бобов тонкаНастой бензойной смолы   Настой ванилиКумаринВанилинОбепинГелиотропин    Гелиотроп    Розовое маслоГераниевое масло   ГераниолФенилэтиловый спирт       Роза    Настой бобровой струи   Настой амбрыНастой мускусаМускус амбровыйМускус кетоновый    Мускус    ИононИрисовое масло   Неролиевое масло    Фиалка    ТерпинеолГидрооксицитронеллаль   Фенилацетальдегид   Ирисовое маслоИланг-иланговое масло    Сирень    Пачулиевое масло   Ветиверовое масло   Настой дубового мха    Пачули    Настой дубового мха   Ветиверовое масло   Пачулиевое масло    Пачули    Мускус амбровый   Мускус кетоновый   Настой амбрыНастой мускуса    Мускус    Масло жасмина   Масло нероли   Масло розовое    Жасмин    Каспаров Г. Н. Основы производства парфюмерии и косметики - 2-е изд.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (Основы производства парфюмерии и косметики)
Основы составления парфюмерных композиций - Справочник химика 21
из "Основы производства парфюмерии и косметики"
Составление композиций является основой парфюмерного искусства. Создание парфюмерных изделий — одновременно наука и искусство. [c.42]
В табл. 6 приведены компоненты, входящие в состав некоторых композиций с цветочным запахом (фиалки, ландыша, розы, гвоздики, жасмина). [c.43]
Как видно из табл. 6, в композициях с запахом фиалки можно найти компоненты розы, гвоздики с запахом ландыша — компоненты жасмина, розы с запахом жасмина — компоненты ландыша, розы и т. д. Поэтому парфюмер может создать неограниченное количество различных запахов путем подбора сочетания душистых веществ. Характер запаха будет обусловлен сочетанием и соотношением душистых веществ. [c.43]
При составлении цветочных композиций парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ. Однако установлено, что цветочные духи с запахом сирени, ландыша, фиалки и др., созданные разными парфюмерами, значительно различаются между собой оттенками запаха. Это объясняется тем, что разные парфюмеры неодинаково воспринимают и воспроизводят запах природного цветка. В значительно большей степени проявляются способности парфюмера при создании фантазийных композиций, например с запахом шипра, фужера, кожи и др. Парфюмерные композиции с фантазийным запахом являются основой многочисленных духов ( Триумф , Визит , Огонек , Золушка , Каменный цветок , Только ты , Опера , Сардоникс , Ноктюрн , Русская шаль , Ночной аромат , Шипр и др.). Запахи шипра и фужера обусловлены сочетанием душистых веществ, обладающих цитрусовым запахом, с дубовым мхом и компонентами розы, жасмина и гвоздики. [c.43]
Рассмотрим построение парфюмерной композиции с фантазийным запахом на примере композиции с запахом шипра. [c.43]
Различают три ступени запаха парфюмерных композиций, зависящие от скорости испарения душистых веществ начальный запах (чувствуется вскоре после испарения спирта из духов), основной (запах, характерный для данного наименования парфюмерного изделия) и конечный (запах, который остается после длительного испарения духов). [c.45]
Поиски соединений для начальной ноты являются более легкими, так как имеется большой ассортимент легколетучих душистых веществ с приятным запахом. Можно ввести, например, апельсиновое и бергамотное масла, альдегиды с содержанием углеродных атомов в молекуле от 9 до 12. Варианты этой рецептуры могут увеличиваться практически неограниченно, оставаясь при этом в рамках запаха шипра с различными оттенками. Таким образом, парфюмер может варьировать духи с заданным характером запаха, выбирая понравившиеся ему сочетания. При этом он не должен пытаться ввести в состав композиции все существующие душистые вещества. Прежде всего он выбирает те продукты, с которыми предполагает работать для создания задуманного запаха. [c.45]
Для получения желаемого запаха парфюмер обычно исходит из 1 -дивидуальных синтетических душистых веществ и эфирных масел, /ю может также комбинировать одну с другой композиции-базы, беря/их в равных количествах или одну в большем, а другую в меньшем. Зачтем к этим сочетаниям добавляет индивидуальные душистые веще) тва, определяющие начальный, основной и конечный запахи композиции. При этом многие душистые вещества определяют одновременйо начальную и основную ноты запаха (например, лавандовое масло, бергамотное, розмариновое и др.). [c.46]
Таким образом, вначале парфюмер создает основной, или так называемый ведущий запах. Затем к основному запаху подбирает душистые вещества, дополняющие и гармонично сочетающиеся с основным запахом и придающие духам определенную полноту, тембр, тональность и окраску. [c.46]
Как в отечественной, так и в зарубежной практике новая композиция, как правило, разрабатывается не для одного вида парфюмерного изделия, а преимущественно для полной серии, в которую входят духи, одеколон, туалетная вода, препарат для ванн, душистый тальк и др. Хотя композиция может быть предназначена и для более узкой серии (только для духов и одеколонов или только для духов). [c.46]
Необходимыми компонентами парфюмерных композиций для классических одеколонов являются натуральные цитрусовые масла апельсиновое, мандариновое, лимонное, бергамотное, а также лавандовое, розмариновое, петигреневое и неролиевое. Цитрусовые масла обусловливают свежесть начального запаха одеколонов. Другие продукты, входящие в состав парфюмерных композиций для классических одеколонов, лишь подчеркивают ноту цитрусовых масел и дополняют ее. Лавандовое, розмариновое, петигреневое и лимонные масла придают композиции свежий цветочный оттенок. [c.46]
Кроме классических одеколонов существуют также одеколоны с фантазийным запахом, которые представляют собой классические одеколоны при добавлении других продуктов. [c.46]
В зарубежной практике в течение последних лет преобладающим направлением являются композиции цветочного характера с различными оттенками. Особо популярными становятся цветочные ароматы сладковато-пряного характера, близкие по запаху к так называемому восточному стилю в парфюмерии. [c.46]
Параллельно с ведущим направлением, представленным цветочными композициями, в зарубежной парфюмерии последних лет получило развитие еще одно — мускусное. Резкий малоприятный запах так называемых мускусных масел отличает их от традиционной парфюмерной продукции, а также более сложные композиции, основанные на сочетании запаха мускуса с ароматами жасмина, сантала, дубового мха, ванили и иланг-иланга. [c.46]
Одним из существенных показателей качества современной косметики, туалетного мыла и моющих средств является их запах. Эти изделия должны быть в меру парфюмированы и при использовании вызывать приятное ощущение. [c.47]
Для отдушивания косметических изделий могут быть применены почти все душистые вещества, но в оптимальной для них концентрации. Некоторое исключение составляют те, которые не переносят определенной среды, вызывают раздражение кожи или слизистой оболочки или несовместимы в сочетании один с другим. [c.47]
Вернуться к основной статье
chem21.info
Описание: | В издании рассмотрены основное сырье и ассортимент парфюмерно-косметических изделий. Описано производство настоев, растворов, парфюмерных композиций, отдушек, эссенций, кремов, лосьонов, паст. Приведены сведения о фасовке, оформлении и упаковке парфюмерных и косметических изделий. Во 2-м издании (1-е изд. вышло в 1978 г.) нашли отражение изменения ассортимента, внедрение новой технологии и оборудования. Книга заинтересует учащихся техникумов, готовящих специалистов парфюмерно-косметической промышленности. | Оглавление: | Введение [3]Раздел I. Производство парфюмерии [7] Глава 1. Основы физиологии обоняния [7] § 1. Обонятельный орган [7] § 2. Воздействие душистых веществ на орган обоняния [8] § 3. Адаптация и ее роль в восприятии запахов. Роль запахов в жизни животных [8] § 4. Влияние запахов на человека [9] Глава 2. Классификация парфюмерной продукции и ее назначение [11] § 1. Классификация парфюмерной продукции [11] § 2. Одеколоны и душистые воды [12] § 3. Духи [13] § 4. Наборы парфюмерные и парфюмерно-косметические [14] § 5. Средства для освежения и ароматизации [15] Глава 3. Основное сырье [16] § 1. Душистые вещества [16] § 2. Этиловый спирт [36] § 3. Недушистые вещества вспомогательного назначения [37] § 4. Вода [38] § 5. Красители [38] Глава 4. Основы составления парфюмерных композиций, отдушек, парфюмерных жидкостей и пищевых эссенций [39] § 1. Термины и определения [39] § 2. Назначение и состав парфюмерных композиций [41] § 3. Основы составления парфюмерных композиций [42] § 4. Особенности составления отдушек для косметики, туалетного мыла и моющих средств [47] § 5. Особенности составления эссенций для пищевых продуктов [50] § 6. Основы составления рецептур парфюмерных жидкостей (духов и одеколонов) [51] Глава 5. Технология настоев, растворов, парфюмерных композиций, отдушек и эссенций [55] § 1. Приготовление настоев [55] § 2. Приготовление растворов [63] § 3. Приготовление парфюмерных композиций [65] § 4. Приготовление отдушек и эссенций [67] Глава 6. Технология парфюмерных жидкостей [68] § 1. Измерение, дозирование, загрузка и смешивание компонентов [68] § 2. Отстаивание и выстаивание парфюмерных жидкостей [73] § 3. Фильтрование и транспортирование парфюмерных композиций [76] § 4. Технологическая документация и расход парфюмерных жидкостей [82] § 5. Технологическая схема приготовления парфюмерных жидкостей [85] Глава 7. Тара и основные материалы, используемые при фасовке парфюмерных изделий [87] § 1. Тара [87] § 2. Колпачки [90] § 3. Футляры [93] § 4. Этикетки [95] § 5. Упаковочные и вспомогательные материалы [96] Глава 8. Фасовка парфюмерных жидкостей [99] § 1. Подготовительные операции [99] § 2. Розлив [101] § 3. Укупоривание флаконов [103] § 4. Проверка герметичности в вакуум-камере [105] § 5. Наклеивание этикеток [105] § 6. Упаковка изделий в футляры [107] § 7. Обтяжка продукции целлофаном [107] § 8. Упаковка продукции в цеховую тару [108] § 9. Обандероливание (оклеивание) коробок [109] § 10. Методы фасовки [110] § 11. Контроль качества продукции [116] Глава 9. Производство твердых и сухих духов [117] § 1. Производство твердых духов [117] § 2. Производство сухих духов типа "Саше" [118] Раздел II. Производство косметики [120] Глава 10. Назначение, классификация и область применения косметических препаратов [120] § 1. Цель и задачи косметики [120] § 2. Классификация косметических изделий [121] Глава 11. Общие понятия о строении и функциях кожи, зубов, волос [124] § 1. Сведения об анатомии кожи [124] § 2. Функции кожи [125] § 3. Типы кожи [126] § 4. Недостатки внешнего вида кожи [127] § 5. Методы косметического ухода за кожей [127] § 6. Строение и функции зубов. Уход за полостью рта [128] § 7. Строение и функции волос. Уход за волосами [130] Глава 12. Основное сырье для производства косметических препаратов [132] § 1. Жировые вещества [132] § 2. Продукты переработки жиров [134] § 3. Структурообразующие вещества [136] § 4. Нефтепродукты [140] § 5. Биологически активные вещества [141] § 6. Поверхностно-активные вещества (ПАВ) [144] § 7. Белки, белковые гидролизаты, аминокислоты [149] § 8. Спирты [150] § 9. Кислоты [152] § 10. Основное сырье для приготовления зубных паст [153] § 11. Основные компоненты шампуней и лосьонов [155] § 12. Настои и экстракты лекарственных трав и растений [156] § 13. Специальные добавки к косметическим изделиям [158] Глава 13. Технология косметических препаратов [161] § 1. Жидкие неоднородные системы [161] § 2. Современный цех по производству косметических средств [164] § 3. Средства по уходу за кожей лица, рук и ног [167] § 4. Средства по уходу за зубами и полостью рта [179] § 5. Средства по уходу за волосами [188] § 6. Средства для бритья и ухода за кожей после бритья [202] § 7. Косметика декоративная [205] § 9. Средства косметические и гигиенические [214] Глава 14. Тара для фасовки косметических средств [220] § 1. Виды тары [220] § 2. Металлическая тара [221] § 3. Пластиковые тубы [224] § 4. Ламинированные тубы [224] § 5. Стеклянная и пластмассовая тара [226] § 6. Тара из бумаги и картона [228] Глава 15. Фасовка и упаковка косметических средств [228] § 1. Фасовка жидких препаратов во флаконы [228] § 2. Фасовка кремообразных косметических препаратов [229] § 3. Фасовка твердых и сыпучих препаратов [245] Глава 16. Современные тенденции и направления развитии парфюмерии и косметики [246] § 1. Тенденции и направления развития парфюмерии [246] § 2. Тенденции и направления развития косметики [249]Раздел III. Производство аэрозолей [253] Глава 17. Общие сведения о аэрозолях [253] § 1. Характеристика аэрозолей [253] § 2. Аэрозольные упаковки [253] § 3. Сырье [255] § 4. Ассортимент аэрозолей [260] Глава 18. Технология аэрозолей [263] § 1. Баллоны [263] § 2. Клапаны [266] § 3. Наполнение аэрозольных упаковок [268] Раздел IV. Требования к технике безопасности и производственной санитарии [273]Приложения [279]Список рекомендуемой литературы [284] |
www.nehudlit.ru
Основы производства парфюмерии и косметики - Геннадий Каспаров
Просмотров: 4957
Наложница дракона (СИ)
Диана Хант
Оказавшись в мире, где правят драконы и магия я, обычная студентка, получила ипостась дракона. И…
Просмотров: 3657
Игрушка для босса. Трилогия (СИ)
Ольга Рей
Романтические отношения совсем не входят в мои планы, потому что времени на них нет. Работа,…
Просмотров: 3007
Без права выбора (СИ)
Дора Коуст
Выдали замуж против воли? Не отчаивайся! Если в сердце живет любовь, ты справишься с любыми…
Просмотров: 2682
Двойное рычание (ЛП)
Милли Тайден
Большая прекрасная женщина, нуждающаяся в спутнике + Два горячих альфы, ищущих пару = Горячая…
Просмотров: 2430
Мама из другого мира. Делу - время, забавам - час (СИ)
Ехидна Рыжая
Тебе кажется, что все проблемы позади, а жизнь в новом мире пошла на лад? Как бы не так! Тебе…
Просмотров: 2322
Миллионер на выданье (СИ)
Zzika Nata
В этом мире так, порою, сложно,Что не понимаю ничего -Почему без сотен тысяч можно,Но никак нельзя…
Просмотров: 2238
Иномирянка (СИ)
Марина Абрамова
Читая книги о других мирах, я даже не могла себе представить, что однажды окажусь в роли главной…
Просмотров: 2216
Драконий отбор, или Пари на снежного (СИ)
Ная Геярова
Нарршари — высшие снежные драконы. Они — наш закон. Нарршари подчиняют одним взглядом. Мой…
Просмотров: 2018
Желанная добыча (СИ)
Любовь Сладкая
Я Изуми, родилась и выросла в бедном селении на краю Империи кошек, где росла изгоем – из-за…
Просмотров: 2012
Попаданка в семье драконов (СИ)
Любовь Свадьбина
Попала в другой мир и семью драконов – одраконивайся!Уничтожают новый дом – борись за него!Заботясь…
Просмотров: 2008
Предел риска (СИ)
Натализа Кофф
Главное правило Яги: Если у вас имеется любимое хобби, и вы от природы наделены талантом и тягой к…
Просмотров: 1846
Землянки - лучшие невесты! (СИ)
Мария Боталова
Вы знали, что девушки с Земли — лучшие невесты во всех объединенных мирах? Никто не знал, и оттого…
Просмотров: 1796
Златовласка черного дракона (СИ)
Елена Рейн
Ларисинья – юная золотая драконица, заперта жестоким отцом в башне, как пленница в угоду…
Просмотров: 1718
Милый враг мой (СИ)
Алена Федотовская
Если ты — дочь опального герцога, а беззаботная жизнь с родителями в изгнании только радует……
Просмотров: 1522
Опасная роль для невесты (СИ)
Ольга Иванова
Хотелось бы вам побывать приманкой на отборе невест? Нет? А мне придется - невестой под прикрытием.…
Просмотров: 1439
Самый хищный милый друг (СИ)
Маргарита Воронцова
Болезненные отношения, тяжелый развод… Теперь Кате не нужны мужчины, она их избегает. Но мужчины…
Просмотров: 1384
Жара и Снежинка (СИ)
Грета Шелест
В первом классе были кнопки на стул, дохлые тараканы в портфель и снежки за шиворот. Лидия Львовна,…
Просмотров: 1327
Друзья
Нина Хитрикова
Аня веселая милая девушка, тайно влюбленная в своего друга, решает покончить наконец с этим…
Просмотров: 1214
Единственный, или Семь принцев Анастасии (СИ)
Ольга Обская
Белис – довольно милый параллельный мирок, королевство с прогрессивными законами. Только Насте-то…
Просмотров: 1200
Операция О.Т.Б.О.Р (СИ)
Альмира Рай
У меня никогда не было выбора. Я не могла решать свою судьбу, когда погибли родители. Не могла…
Просмотров: 1017
Виноват кофе (СИ)
К.О.В.Ш.
Собираясь утром на маникюр, Кристина и не думала о том, что случайно вылитая чашка кофе может…
Просмотров: 1011
Рыцари Преисподней (ЛП)
Белла Джуэл
У Эддисон была сложная жизнь. Никчемная мать, и отец, который отсутствовал в ее жизни на протяжении…
Просмотров: 952
Все, о чем мечтала (ЛП)
Лиз Дюрано
Ее безупречно распланированная жизнь летит под откос…Его жизнь терпит крах.Я никогда не верил в…
Просмотров: 922
Личная охрана (ЛП)
Cordelia Kingsbridge
Джейк Райдер — профессиональный телохранитель. После многих лет безупречной службы его жизнь…
Просмотров: 914
Лилия для герцога (СИ)
Светлана Казакова
Воспитанницы обители нередко выходят замуж за незнакомцев, не имеющих возможности посвататься к…
Просмотров: 784
Шелест твоих крыльев (СИ)
Temnoe serdce
Попал в другой мир и сменил сущность. Доверился, но тебя предали. Теперь тебя ждет турнир безумного…
Просмотров: 717
Супергерой для Золушки (СИ)
Лена Сокол
Предполагается, что свадьба — «лучший день в твоей жизни». А что если бывший женится в этот день на…
Просмотров: 673
Иномирянка. Иллюзия выбора. Книга 2 (СИ)
Марина Абрамова
Отучиться на спецагента в другом мире? Легко! Пройти боевую отработку? Еще легче! Выжить в…
itexts.net
основы парфюмерии Видео
3 г. назад
Видео про фрагрантику: https://www.youtube.com/watch?v=TdNMvNlBpIg Привет! Сегодня я отвечу на такие популярные вопросы из комм...
2 г. назад
В этом видео я расскажу о базовых основах в парфюмерии, классификации ароматов и оглашу результаты опроса...
10 мес. назад
Цикл «История парфюмерных брендов. От лаборатории к фабрике и обратно» Лекция «ПАРФЮМЕРНЫЕ ДОМА XIX в. ГЕРЛ...
3 г. назад
Жанна Гладкова-ведущий парфюмер России.
2 г. назад
Основы парфюмерии Армэль. Концепция компании. Формирование правильного видение бизнеса с Армэль.
6 г. назад
Подборка материалов на тему парфюмерии от продавца Ebay pikovayadama. http://www.ebay.com/sch/pikovayadama/m.html?
8 мес. назад
Моя страничка ВК: https://vk.com/lenochka_salikova Моя страничка в ОК: https://ok.ru/profile/515913237552 Мой Инстаграм: ...
6 г. назад
ANOTHER SUBTITLE. HOMIGAWSH. I am really bored and I've been trying to cram as many translations in as I can before I leave to boot camp. :P This is a ...
4 г. назад
Основные правила выбора и нанесения парфюмерии.
11 мес. назад
Как создать гардероб ароматов. Рассмотрим принцип подбора повседневных ароматов. Аромасекреты от Фединой...
3 г. назад
Ирина Прохорова поговорит с историком моды, ведущим научным сотрудником Института высших гуманитарных...
5 г. назад
2006.08.06 (´∀`)(´∀`)(´∀`)
11 мес. назад
В обзоре представлена парфюмерия Новой Заря для дневного гардероба. Две луны, фрезия, ландыш серебристый....
11 мес. назад
Добавляем в гардероб ароматы для статуса. Аромасекреты. На базе МПК СП НАШ МИР, провожу курсы: Анонс: Автор...
10 мес. назад
Цикл «История парфюмерных брендов. От лаборатории к фабрике и обратно» Лекция «ПАРФЮМЕРНЫЕ ДОМА НАЧАЛА...
11 мес. назад
Обзор парфюмерии Новая Заря. Выбираем ароматы для страстных встреч. Реноме, Магические пачули, Красная...
11 мес. назад
Гардероб ароматов, что это и как он помогает в выборе ароматов? #аромасекреты Аромасекреты. На базе МПК...
11 мес. назад
Обзор парфюмерии Новая Заря, ароматы для придания статуса: Русская красавица, тайна, диалог. Аромасекреты....
11 мес. назад
Знаменитая коллекция парфюмерии Новая Заря. Особенности. Преимущества. Аромасекреты. На базе МПК СП НАШ...
2 г. назад
100 coats of fake tan on my face! Yes, ONE HUNDRED. It burned like hell and took about an hour to wash off. It's things like this that make me love YouTube.
11 мес. назад
Добавляем в гардероб ароматы для страсти. Аромасекреты. На базе МПК СП НАШ МИР, провожу курсы: Анонс: Автор...
www.meizer.kz