Бог Дух. Бога дух


БОГ и ДУХ | Монада

«Глаз Бога». Картина В. Комиссарова

1. БОГ - есть Великое Сверхразумное Пространство, заполненное Духовной Энергией БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ.

2. БОГ – это ЕДИНЫЙ РАЗУМ, Совершенное Сверхсознание наделившее частью себя ВСЁ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ, в той мере, в какой это необходимо каждому творению для развития. У каждого творения Космоса своё назначение – миссия, которую оно должно выполнить в данную эпоху.

3. Всё движется, существует, живёт Единым Совершенным Сверхразумом, Универсальным Сознанием. Это изначальный вечный источник всего сущего; полное, законченное целое. Всё, что проистекает из него, так же наделено полнотой. Из полноты первоисточника исходит множество полноценных частей. Он не убывает ни в качественном, ни в количественном отношении, неизменна природа вечного, она не меняется под воздействием времени и явлений. Он не меняет форму или свойства, несмотря на то. Что Он источник всего сущего.

4. БОГ создал из Первоначального Единства бесконечное многообразие и множество, которое в процессе Эволюции стремится слиться с ЕДИНЫМ, вернуться к ОТЦУ - МАТЕРИ.

5. Понимание БОГА, как Неограниченной Общей Жизни, которую все существа стремятся проявить в себе, освобождает от эгоизма формы, ограничений личности одного состояния сознания.

6. Когда люди верят, что БОГ во всём, что они ЕДИНЫ с БОГОМ – это значит верить и в то, что вы ЕДИНЫ со всеми проявлениями БОГА, со всеми Сынами Божьими, ибо с ними вместе каждый составляет ОДНО ЦЕЛОЕ.

7. Цель человека – это Духовное самосовершенствование до БОГОПОДОБИЯ путём одухотворения Материи.

8. Нет путей к БОГУ, кроме развития своих ДУХОВНЫХ СИЛ и ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. Но люди думают, что таких путей и способов много, предпочитая поклоняться святым, ожидая пока кто-то освободит их от страданий и утвердит на Земле благоденствие и любовь. Но возможно ли достижение всеобщего благоденствия и любви без любви каждого, без труда на ОБЩЕЕ БЛАГО суть личное благо? Вот это и не понято людьми, что ОБЩЕЕ БЛАГО – это благо каждого.

9. ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ о БОГЕ и ЧЕЛОВЕКЕ – есть СПАСЕНИЕ от страданий, ибо всё горе от НЕВЕЖЕСТВА.

10. ЗЛО начинается тогда, когда свои заблуждения люди распространяют, выдавая за ИСТИНУ, тем самым Истину выдавая ложь, искажая её до неузнаваемости.

11. Земное переходит в Высшее. Нет конца переходам из одного измерения в другое. ПРОДОЛЖЕНИЕ ВО ВСЁМ И ВО ВСЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ!

12. ДУХ и МАТЕРИЯ ЕДИНЫ, будучи лишь дифференциациями в состояниях, но не в сущностях. Каждый атом наполняет пространство, будучи частью его, и есть само пространство в действительности.

13. ДУХ – неуловимый, неопределяемый сущностный импульс ЖИЗНИ. Он является причиной всего проявления. Это – дыхание ЖИЗНИ. Это – ритмический приток энергии.

14. ДУХ проявляется как СОЗНАНИЕ или ДУША. ДУХ суть МОНАДА, ЭНЕРГИЯ, ЕДИНАЯ ДУША, проявляется в понятиях душевного проявления, качеств, любви, мудрости, знания, единения, братства.

15. ДУХ – СВЯЩЕННЫЙ ОГОНЬ, который расплавляет старое и тем самым даёт рождение новому сочетанию. Новое – это не отвлечение от жизни, а её наполнение духовными энергиями. Только обратясь к ДУХУ, можно начать самосовершенствование. Это бездонный ОКЕАН БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ объединяет всё, все формы, все уровни, всё творчество.

16. Древние Заветы говорят, что ОГОНЬ, который сжигает всё, подлежащее сгоранию, не затухает, а превращается в невидимый, уходит в свою первичную стадию, становится ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ОНГЁМ. ОН наполняет тела и формы, побуждая их к творческим поискам ДУХА. Ничего не исчезает в БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ.

17. ТВОРЕНИЕ и ТВОРЕЦ – одна великая пространственная сила и взаимно притягивается творческим импульсом. ДУХ творческий насыщает пространство своими мыслеобразами, на которые ОН будет опираться, поднимаясь с уровня на уровень. Творческая жизнь не знает предопределений кармы.

18. Движение ДУХА – основа БЫТИЯ. Духовное зрение – основа зрения. Духовная мысль – беспредельное творчество. Обратив ДУХ к Высшему, в Беспредельность человек приходит к сферам космической неограниченности, осознаёт бессмертие. Это и является кармой человеческой, только это и определено для человека – БЕСПРЕРЫВНОСТЬ.

19. ОГОНЬ СОЛНЦА и ОГОНЬ ДУХА суть ЕДИНЫЙ ОГОНЬ, АГНИ. В жизни, являющейся вечной последовательностью ИДЕЙ, ДУХ может двигаться от ИДЕИ к ИДЕЕ.

20. МЫСЛЬ – КРЫЛЬЯ ДУХА! Опираясь на них, ДУХ взлетает. Это энергия, питающая все остальные энергии, это сила, насыщающая все остальные силы, она создаёт звёзды и сдвигает мироздание. Но она же – величайший ограничитель ДУХА. Сила оборачивается слабостью, взлёты сопровождаются падениями. И происходит это потому, что мысль содержит в себе ВРЕМЯ и его колеблющиеся точки. Как бы ни раздвигались пределы, ты останешься в границах. Аналогия клетки в клетке. Вырвавшись из маленькой – попадаешь в большую…

21. ДУХ человеческий создатель, наполнитель пространства. Одни создают будущий Мир Красоты, Мир ДУХА, Мир Любви, суть Мир Творчества ОГНЯ. Другие, наполненные злобой и невежеством ответственны перед всем человечеством за настоящее состояние мира, но они не берут на себя за это ответственность и сваливают вину на кого угодно. Ограниченное сознание принимает вибрации, соответствующие ему. Размеры сознания, его пространства соответствуют окружающей среде, созданной его Духом. Между тем ДУХ человека может взлететь в высшие сферы и наблюдать жизнь планеты в ряду других планет, предвидеть явления их эволюции.

22. СВОБОДА ВОЛИ – это великая возможность проявления ДУХА. Развитие воображения и восприятия прибавляют к существующему Бытию многообразие проявлений ДУХА, делают каждую ЕГО минуту наполненной гаммой чувств и касаний, впечатлений и размышлений. Есть настолько продвинутые ДУШИ, что для них ДУХ по своей природе так же рационален и понятен, как может быть понятна уму ДУША.

23. ДУХ постигается силами ДУШИ. Природа ДУХА, Его качества, тип Его Космической Энергии, величина Его вибрации, Его Космические дефференции изучаются ими с помощью полностью развитой интуиции и ментальной способностью толкования, присущей их циклу воплощений. Каждый цикл воплощения имеет свой уровень пробуждённого и развитого СВЕТА ДУШИ, свою способность осознавать и интерпретировать БЫТИЁ; жизнь или бытиё, протекающую на высших уровнях сознания, отделённую от мира форм. Эта ЖИЗНЬ проникает в нашу солнечную систему из некоего внешнего ЦЕНТРА.

24. Говоря о ДУХЕ, МЫ должны сказать о символах Его. Круг символизирует ДУХ Человеческого Существа суть Божественное, а АУМ в Круге – это Мировой Дух творчества, Дух БРАХМО. Он колеблется, дышит, живёт в Круге. Символ АУМ или ОМ вибрирует вокруг головы.

25. БРАХМАН – ДУХ – глубокая Духовная жажда, Богомудрие, Богопознание. ДУХ вводит Душу в цепь Божественной Эволюции и Божественной Иерархии, в Мудрость. Только Он вводит в целостное Премудрое Знание – Софию – Божественную Премудрость.

26. Космическая Энергия, Великая Вечная Энергия, тончайшая невесомая Материя, пронизывающая всё, заполняет Круг Энергией – Силой. Священная Прозрачность наполняется потоком Света, золотистого Света, в который вливаются другие Света. Блистающая страстность лучащегося Света, высочайший полёт ДУХА.

27. Остаётся ТО, что ВЫДЕРЖИВАЕТ ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ. ОМ – сокрытое в пламени горнем.

28. МЫ призываем людей к взаимодействию ДУХА с ДУХОМ, объединению ДУХА людей с ДУХОМ планеты, тогда ДУХ планеты объединится с ДУХОМ КОСМОСА. Священная связь ДУХА должна утвердиться на Земле.

29. ДУХОВНОЕ ТВОРЧЕСТВО – ЭТО КРАСОТА И ПОДВИГ!

Источники:

https://karma-psiholog.ru/node/4 и https://karma-psiholog.ru/node/5

http://www.proza.ru/2016/01/02/1381 и http://www.proza.ru/2016/01/02/1397

monada-edinenie.ru

Бог Дух

См.: Дух Святой. -  Вера. - Иисус. - Новый Завет.

Бог есть дух. Это всего лишь сравнение — сравнение с движением воздуха, с осязаемым проявлением чего-то абсолютно неосязаемого, невидимого и абсолютно необходимого для жизни. Без воды можно прожить несколько дней, без воздуха несколько секунд. Человек в поисках Бога или человек в общении с Богом часто похож на припадочного — как и всякий, задыхающийся без воздуха или только что получивший возможность дышать.

Дух Святой и в человеке, и вне его, вне творения вообще. Так кислород содержится в «связанном» виде в земле — том самом «прахе», из которого человек, содержится в воде, но содержится и в воздухе.

«Бог есть дух» не означает «Дух Святой есть Бог», — таких слов не включили даже в Символ веры, побоялись (увы) обвинений в многобожии. Что важнее, «Бог есть дух» не означает «Бог есть душа», тем более не означает «душа есть Бог». Что бы ни называл человек собственной душой, это — его собственная душа. Если человек глина, которую Бог наделил дыханием, то душа — часть глины. «Честь», «сила», «слава», «ум», «энергия», «мана», — множество слов в разных языках обозначает человеческую душу, и с прилагательным «Божья» — то, что делает человека чем-то большим, чем просто одушевлённое тело. Душа — это «я», дух Божий — это Он, Бог. Если делить человека на три части — дух, душа, тело, то всё равно дух человеческий — одно, а дух Божий — другое, хотя без духа Божия и человек не человек.

Человек различает «иметь» и «быть». Без этого невозможно покаяние: я «имею» свой грех, но «я не есть грешник». Вообще-то без этого невозможно и прощение, но чрезвычайно трудно почувствовать, что нельзя «быть грешником», даже если речь идёт не обо мне, а о другом. Каждый алкоголик считает себя тем, кто всего лишь «имеет склонность выпить при случае», а вот другого — запойным пьяницей. Впрочем, беда в другом: «иметь» может и заменить «быть». «Я политик», «я бизнесмен», «я мать» — а не «я занимаюсь политикой», «я делаю бизнес», «я люблю детей». Конечно, в большинстве случаев это всё безобидно, но никто не может сказать о своём случае, каков он. Отождествил я себя со знаниями и умениями, которые умею? с детьми? с деньгами? с Богом?

Смысл жизни появляется, когда человек отделяет свой дух от Духа Божия. «Я» имею в себе нечто, чем я не являюсь. Люди с бедной фантазией полагают, что такое ощущение — всего лишь фантазия. Кто умеет фантазировать, тот всегда отличит выдуманное от реального, божков — от Бога. Фантазии не нужна благодать, а она сама выдумает какую угодно благодать и не будет мучиться: «Боже, почему Ты меня оставил?!»

Верующий же — мучается. Дух Святой у греков — среднего рода («пневма»). Как русское «дыхание». Мышление, увлечение, развлечение, забвение, нетерпение — ну когда же, когда же покинет голову всякая суета и наполнит Пневма, и вместо вздохов, выдохов и ахов начнётся Дыхание.

Понять Дух Божий трудно, ведь это Он — источник понимания всего, а через телескоп можно увидеть многое, только не сам телескоп. Понять, что такое дух человеческий — совсем просто. Недаром даже совершенные материалисты не могут обойтись без этого слова, хотя бы в качестве прилагательного: «духовная жизнь». Духовной жизнью считается культура, иногда  — по созвучию — и душевная жизнь. Но и самые невидимые и тонкие наши чувства, движения ума и воли, слишком материальны для духа, слишком приземлённы.

У человека есть клочок земли. Он выращивает цветы и огурцы и имеет с этого хлеб и масло. Он имеет дом, садик и собственного засола закуску. Он доволен! И вдруг на его участке находят нефть. Бедные огурцы! Прощайте, астры! Может, и дом придётся снести. Но человек доволен ещё больше:  фонтан чёрной грязи станет основой подлинного его богатства.   

Представьте  самого себя. Уничтожьте (в воображении и не надолго) свои мысли, ощущения, желания, память, культуру и бескультурье, политические симпатии, аннулируйте в себе наивность и цинизм, добродушие и бессердечие.. Уничтожьте воображение. Останется  душа. Её снести невозможно, ведь это та земля, на которой стоит здание личности. Тогда попробуйте  сделать скважину. То, на чем стоит, чем жива душа, и есть дух. Можете бурить не вниз, а вверх — итог будет тот же. Но если вам удалось понять, чем вы отличаетесь от животных, у которых тоже душа есть («анима» — на латыни «душа», отсюда и английское «энимал», а рисующие животных художники — «анималисты), если вам удалось добуриться до самой глубины своей — не затыкайте скважину!

Бог в первое мгновение похож на воздух, на глоток воздуха. Но если знакомство с Ним продлилось, начинает работать сравнение с водой. Человек не состоит из воздуха, человек состоит из воды. Кажется, человек даже вышел из воды (во всяком случае, приятно это повторять каждое утро). Состоим из воды, не будучи водой. Верующий, который решит, что он — вода, который потеряет чувствительность к своему отличию от Бога, называется ханжой.

Духовная жизнь есть в каждом. Но рассказывая о своём духовном опыте, не объяснишь, что такое Дух — как не объяснишь, что такое океан, показывая свой плевок, хотя оба состоят из воды. Океана хватит для всех — важно помнить, что те капли, которые мы из него можем зачерпнуть, ещё не океан. Дух живит культуру, возрождает страны, преображает экономику  — но он не для этого, это побочный результат, как хлопанье  флага на корме корабля. Дух — в человеке и для него, чтобы человек плыл по океану. Мы можем встать на  берегу и черпать из океана, чтобы в особом бассейне устроить соревнования пловцов или игрушечных кораблей. Но это бессмысленно! Океан — для плаванья! Флаг — для корабля и, следовательно, Россия,  культура, политика, нравственность — для духовной жизни, а не наоборот. И к вам, Гондурас, это тоже относится...

Древние греки делили человека на три этажа: дух, душу, тело. Может быть, в нас действительно три этажа, но Библия этим пренебрегает. Она делит не человека, а мир: есть человек — и Бог. Дух — это не мы,  это нам — от Бога, Он вдохнул это в нас, это то, без чего наш дом холоден и тёмен. Жизнь без духа напоминала бы кошмар, в котором всё вроде бы действует — и мозг, и наши чувства, и мысли какие-то мыслятся, и события бывают, — а все только фантом и бред.

Если мы что-то можем  определить и уяснить себе: сверхсознание, подсознание — то это уже не дух, а мы. О духе бессмысленно  спрашивать:  «Что это?» — только «Зачем это?». Ответ прост:  Дух — это жизнь, Он — чтобы жить. И не будем лукавить: все мы знаем, что большую часть своего пребывания на земле не живём, а существуем, прозябаем. Не ведая, что такое  электричество, мы отлично умеем вырубать свет  в доме.

Дух Святой, говорит одна из древнейших христианских молитв, существует повсюду, всё наполняет собою, — после чего, собственно, молитва и начинается, сменяя констатацию факта: «Вселись в нас!». «Быть», «наполнять», — одно, а «жить» — совсем, оказывается, другое. Бродяга обитает всюду, а не живёт нигде. Иисус подчёркивал, что так живёт — нету даже норы. Дух несвятой, напротив, нигде не обитает, а чувствует себя как дома везде. «Нигде не обитает», потому что «обитать» от слова «быть», а зло случается, но бытия не имеет. Не может «наполнять» тот, кто высасывает, кто унижает, а потому стремится к нулю. Такой «дух» (хотя это даже духом называется условно, а вообще это не более чем эхо собственного прошлого) без спросу проникает во всякий дом, в каждую душу и гнездится там словно тараканы или муравьи. Легион мелковато-мягких легионеров. Одно может помешать этому легиону: если жильё занято Духом Божиим. Но Дух Святой не таракан, насильно никуда не заползает. Дух Божий повсюду как объявления о покупке квартиры, которых так много стало в современной Москве: надпись «куплю квартиру в вашем доме» можно увидеть и на доме, и на фонарном столбе, и на троллейбусе. Казённые дома разве что от этого избавлены.

Что же нужно Духу и нам, чтобы сказать, что он «вселился»? А что нужно человеку, чтобы сказать, что он «поселился» в комнате, квартире, доме? Не просто спать в этом помещении, но есть в нём, принимать в нём друзей, разговаривать в нём с родными, да и с самим собой. В обычной гостинице не разрешат готовить в номере, но бывают такие гостиницы, где разрешают, и люди иногда десятилетиями живут в таком гостиничном номере. Они уже «вселились». Собственно, и нечистый дух «вселяется» в человека не тогда, когда по-тараканьи проникает в душу, не давая о себе знать, а когда человек начинает с этим тараканом говорить, делиться с ним крошками своей жизни, в общем — грешить. Дух Святой «вселяется» в человека, когда человек с Духом говорит, спрашивает Его, выдыхает Его. Иисус однажды, изгнав нечистого духа из человека, заметил, что этот дух изгоняется «только молитвой». Позднее к этим словам добавили «и постом», и добавление не случайно. Дело ведь не в том, что нужно наподобие шамана выкрикивать заклинания и нюхать анашу. Это не называется «пост и молитва». Просто нужно делить с Духом стол и речь, — человек это может, этим отличается от неживой природы, да и от животных, где Дух, с одной стороны, пребывает неизменно, хотят они того или нет, а с другой стороны — где Дух не может жить в полном смысле слова.

Верующие в Бога склонны делить людей на верующих и неверующих. Это разумно, если делается, чтобы поделиться верой. Только стоит помнить, что вера в дух — одно, а дух — совсем другое. Бог есть дух, поэтому Бог мало предсказуем. Человек может дышать в очень разных условиях: в сознательном состоянии и в бессознательном, в подпитии и в слезах, в скафандре и выгребной яме. Правда, в последних обстоятельствах скоро задохнёшься. Отсюда метафора: Бог задыхается там, где грех. Метафора милая, но пошлая. Она становится пошлой, когда говорится о другом. О себе всегда верно: мой грех выгоняет Бога из моей души. Совесть остаётся, а Бог испаряется. С каким же удовольствием мы говорим это о других, о заведомых грешниках: Сталине, Иване Грозном, Иуде. Вот это уже пошлость и неправда.

Бог способен быть и там, где с нашей точки зрения сплошная вонь. Тайна Божьего милосердия не в том, что Бог дышит в человеке, которого я считаю грешником, а в том, что Бог дышит во мне. Тайна Божьей справедливости в том, что иногда, когда мне кажется, что Бог во мне не дышит, Он действительно не дышит. Он, затаив дыхание, ждёт. Тогда в жизни исчезает смысл, и это — момент максимального приближения к смыслу. Ведь когда смысл внутри нас, мы не «близки» с ним. Беременная не «близка» с ребёнком, которого вынашивает. Когда дочь уходит от матери-алкоголички, вот тогда мать максимально близка к дочери. Остаётся лишь бросить пить. Дух как дыхание — это означает, что, вдыхая Его, мы тут же выдыхаем Его — в любви. Иначе мы выдыхаем перегар, пусть и духовный.

Дух Божий в человеке всегда, и всегда по-разному. Чаще всего он просто неощутим, как и обычный воздух. Иногда он так же ощутим, как ощутимо искусственное дыхание, которое делают человеку, вытащенному из воду. А иногда этот дух разрушает. В час ночи 21 июня 1998 года по западу Москвы пронёсся редкостный (для Москвы) шквальный ветер. Были повалены сотни деревьев, оборваны многие провода, так что тысячи людей остались без света. По телевизору брали интервью у водителя трамвая, в котором выбило лобовое стекло, у рабочих, которым предстоит, кстати, подымать башенный кран — и те не только были не мрачны, а необычно веселы, духом веселы, как веселы бывают праведники среди жизненных бурь. Конечно, тут исток радости другой, это какое-то удивлённое веселье мужика, которому терять нечего, а необычное — причём довольно безобидное необычное — разнообразит жизнь. Стихия разгулялась не так сильно, чтобы человек чувствовал себя её жертвой (тогда бы мы грустили), но достаточно сильно, чтобы мы почувствовали себя в центре необычного, приподнялись над повседневностью. Видимо, именно такой является веселье, которое иногда случается и у христиан, начиная с того шквала Духа Святого, который создал Церковь. И тогда, две тысячи лет назад, кто-то был охвачен Духом и веселился, а кто-то стоял в стороне и смеялся.

Проблема с Богом как духом, Богом как смыслом та же, что и с жизнью. Человек есть существо, способное будучи живым, считать себя мёртвым. Особо выдающиеся способны быть живыми трупами. Спасение от этого в том, чтобы удариться в другую крайность и умереть заживо.

Как можно быть живым и в то же время мёртвым? Как можно быть мёртвым и благодаря этому живым? А когда жилище, «жилой дом» становится нежилым? Когда его покидает человек или когда его покидает человечность?

В православии редки молитвы Святому Духу, но зато с одной из них начинается любая молитва — «вселись в ны». Людям, которых испортил квартирный вопрос, легко понять, что означает «вселиться». Каждый может стать квартирой Бога. Только мы, в отличие от обычной квартиры, способны сопротивляться Жильцу. Он хочет перекрасить стены, побелить потолок, сделать новые обои, двери, рамы — а нам это не нужно, стенам ведь не холодно. Интересная была бы у нас жизнь, если бы наша квартира начинала нам объяснять, как нам в ней устраиваться.

Собственно, и есть два разных способа организации дома. Один — китайский фэн-шуй, когда человек полагает, что у дома есть свои невидимые закономерности, энергетические точки, и надо под них подлаживаться. В Китае дома с окнами на юг ценились в разы дороже, чем с окнами на север, да и у нас обращают же внимание на то, куда выходят окна. Запад же насилует дом, набивая его компьютерами так, чтобы дом разговаривал с хозяином, но разговаривал как полный раб, выполняя любую его прихоть. Бог рождается на Востоке, но идёт на Запад, как Солнце. Человеку, соответственно, приходится быть как планета, соединять в себе и восток, и запад. Приходится помнить о том, что какими жильцами будем мы «в Боге», таким жилищем будем мы для Бога. «У Христа за пазухой» хорошо тому, у кого за пазухой хорошо Христу.

Дух Святой уподобляется в Библии голубю, ветру, огню. Означает ли разноречие, что люди выдумывают, говорят о том, чего нет? Отнюдь, оно означает, что они говорят о том, чего не знают — хотя это и существует. Так в сказке о Маугли волки, много раз видевшие огонь, говорили о нём как о Красном Цветке. Огонь, конечно, похож на цветок — но не более, нежели Дух Святой похож на огонь. Люди рассуждают о Духе Святом столь же беспомощно, как волки об огне — ибо люди так же не властны над Духом, как волки над огнём. Зато людям дано обжигаться Духом , опаляться им, подгорать, а если совсем пассивными быть, то можно превратиться в чёрствую обугленную корку. Нам даже дано вдохновлять, передавать Духа ближнему — не дано только отымать этот дар у другого, хотя в себе каждый угашает дух с поразительной для святотатства лёгкостью.

В таинствах Дух соединяется с маслом — елеем, миром. Маслу так повезло, потому что оно консервирует продукты, с ним самая сухая еда проглатывается легко, на нем жарят. И Дух Святой сохраняет нас во всяких злоключениях, с Духом и самые скучные люди и самые бездарные события оказываются интересными и живыми, благодаря Духу, наконец, мы проходим через почти адские, горячие закоулки жизни, не обугливаясь — как котлета, которую без масла жарят — а подрумяниваясь. Современному человеку эти кухонные ассоциации могут показаться немного смешными. Мы принимаем гостей на кухне, но именно потому, что еду превратили во что-то второстепенное, разучились трапезовать и кухни немного стыдимся, хотим видеть её гостиной. Человечество в целом не таково. Евхаристия связана тоже, в конце концов, именно с кухней, с едой — с тем самым основным, чем жив человек в мире сем. Ибо мир сей не антитеза вечному, не нечто оригинальное, а лишь падший вариант рая.

Задача духовной жизни в том, чтобы жить, двигаться духовно, и при этом двигаться вместе с Духом Божиим. Проблема заключается в том, что Дух лишён инерции. Он движется в одном направлении — мы устремляемся в том же, но вот Он пошёл в другом — а мы по инерции, инерции совершенно не духовной, а материальной массы проскакиваем вперёд. Бывает и так, что мы вообще не поворачиваем за ним, и как бывает! Наша инерция тем больше, чем больше мы следуем за Духом, а не отдаём себя в Его распоряжение.

Дух Святой в буквальном смысле есть движение воздуха, нечто совершенно нематериальное. О нём говорится в Символе впритык со словами о Церкви — самой материальной реальности из всего, что существует в сфере религии, со всеми её ризами, сосудами, храмами. Более того: именно Пятидесятница, день, когда Дух Святой впервые сошёл на апостолов, для христиан — рождения Церкви. Если во мне есть Дух, то зачем она — Церковь? Это очень логичное противопоставление, очень рациональное утверждение — но совершенно чуждое Духу.

Дух Сам не хочет быть без Церкви и не может без неё спасать людей. Почему? Не потому, что Дух таков, а потому, что человек таков, как он есть — существо двуединое, из плоти и духа. Потому же, почему дыхание невозможно без лёгких, почему недостаточно одного потока тёплого воздуха, чтобы взлететь, а нужен планер или воздушный шар, канаты, мешки с песком, — масса тяжёлая и в определённом смысле инертная.

Дух творит Церковь, не люди. В этом неправда той, наиболее распространённой разновидности неверия, которая отказывается от Духа, потому что отказывается от духовенства. Люди (не обязательно священники) могут манипулировать Церковью, осквернять её, искажать её, могут покинуть её, но люди не могут создать Церковь. Это ужасно, потому что никакое хождение в храм не поможет стать верующим, если Дух не ходит в душу ходящего. Можно любить богослужение, иконы, любить смирение, благотворить, страдать за истину, но без Духа это всё бессмысленно. Можно быть душой церковного общества и не быть в Церкви, потому что Церковь не душой человеческой жива, а Духом.

С одной стороны, это прекрасно. Какой-нибудь диктатор может уничтожить все храмы, а верующие будут в Церкви, если будут в Духе. Можно жить в городе, где все атеисты, и всё-таки быть настоящим верующим. Авраам, «отец веры», был в начале один: если бы он оставался усердным почитателем отцовских божеств и посещал из верности национальной религии месопотамские храмы, он был бы прославлен как «сын религии», но не как отец веры. Церковь не случайно высоко ценила монашество (которое от слова «моно», «один») именно в эпоху, когда в храм загоняли целыми народами.

Это, действительно, самый антицерковный вариант: диктатор настроит массу храмов «своей» религии и запретит всякие иные. Тем не менее, и тут возможна Церковь, потому что Дух может реять и в казённых церквях. Это будет очень изувеченная, ненормальная Церковь, но всё-таки Церковь. Впрочем, современный человек (то есть, человек, живущий в странах, где Дух свободен и в смысле высшем, и в самом простом бытовом смысле, где Дух отделён напрочь от государства и общества) от этой напасти избавлен. Даже в странах, где диктатура мягкая, жидкая, потому что диктаторы нынешние больше заботятся о деньгах, чем о религии (к счастью), главная духовная проблема та же, что в странах абсолютно несвободных и абсолютно свободных. Это проблема Авраама, проблема телесная, физическая: Дух во мне требует проявления, требует выйти за свои пределы, но Дух не гарантирует, что за этими пределами я встречу понимание. Дух обещает соединить меня со всеми людьми, а тем временем духовная жизнь разъединяет меня со всеми людьми. «Не мир, но меч». Я ищу любви, а нахожу ненависть или, что ещё неприятнее, нахожу желающих манипулировать мною во имя Божие.

Если с таким отчаянием смотреть на духовную жизнь, она, действительно, быстро угаснет независимо от того, в одиночестве мы или на людях. Хорошо ещё, если мы заметим, что духовная жизнь угасла, а ведь бывает, что человек продолжает ходить в храм, молиться, беседовать, но все эти действия лишь камушки в пустотелой погремушке.

Выход один: «ты царь, живи один». Дух есть Царь, и живущий Духом обретает царственное достоинство. Надо быть царём, быть одним и в переполненном храме, и во время совместной молитвы, и наедине с женою, и в монашеской келье, и на смертном одре, и на весёлой вечеринке. Только важно именно, чтобы «царь» и «один» не отрывались друг от друга и следовали именно в таком порядке, как поэт предписал. Потому что «царь», который нуждается в подданных, в свите, чтобы быть царём, это не царь, это холоп. «Один», который не нуждается в ближних и дальних, это всего лишь бездушная толпа, только толпа, состоящая из одного человека. Такие «цари», такие «одни» прямо противоположны Царю Богу, не нуждающемуся в подданных, Одному и Единственному, Кто мог бы полноценно существовать в одиночестве, но Кто захотел и сотворил каждого из нас.

Водораздел (или, если угодно, «духораздел») между разными верами проходит прежде всего между теми, кто верует лишь коллективно, а потому ненавидит тех, кто смеет веровать на свой лад, и теми, кто верует от своего лица, а потому способен любить и коллективно верующих, и прощать их, и молиться с ними, как настоящий царь не тот, кто норовит завоевать все соседние царства, а тот, кто по-царски пирует с соседями-царями. Дух Божий Царь, потому что остаётся Самим Собою, выходя ко всем, и человек царь настолько, насколько выходит к Царю и к Его созданиям. Человек начинает с того, что испытывает жажду смысла.

Человек сперва понимает эту жажду смысла как жажду смысла своей жизни, или жизни всех людей, да хоть всего мироздания. «Смысл жизни», однако, есть не «смысл моей жизни», а «смысл Его жизни». Так не царство для царя, а царь для царства. Не смысл для жизни, а жизнь для смысла, и поэтому смысл жизни не внутри жизни, и не сама жизнь, а смысл жизни есть Живущий, Создающий жизнь, Поддерживающий жизнь, любящий нашу жизнь больше, чем мы её любим, и смысл Своего существования определивший в любви к нам.

 

yakov.works

БОГ ДУХ СВЯТОЙ

Страница 1 из 6

БОГ ДУХ СВЯТОЙ – третья Ипостась (Лицо, persona) единого Бога – Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Согласно учению древней церкви, выработанному в IV в. (см. Вселенские соборы), Бог Дух Святой является животворящим началом, исходящим от Бога Отца (в католицизме с VIII–IX вв. существует догматическое отличие от догматики других христианских конфессий – догмат о филиокве, гласящим о том, что Святой Дух исходит и От Сына). Важность служения Святого Духа в жизни каждого верующего признают большинство традиционных христианских конфессий. Но если в Ветхом Завете первостепенной была работа Бога Отца, в период, описанный в Евангелиях, – служение Бога Сына, то в настоящий момент в христианской церкви более выделяется работа именно Святого Духа. В ХХ в. учение о крещении Святым Духом стало одним из самых главных догматов пятидесятников (см. Пятидесятничество). С точки зрения ортодоксального христианства (признающего первые Символы веры христианства, в частности Никео-Цареградский Символ веры), Святой Дух вместе с Богом Отцом и Богом Сыном является Творцом невидимого и видимого миров: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1–2). Ещё царь Давид молился о ниспослании ему Духа Святого: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:12–14). Согласно общим христианским представлениям, Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца (Ин. 15:26), пребывает в Боге Сыне (Рим. 8:9), посылается в мир от Отца Сыном (Ин. 15:26). Он есть истинный Бог (Деян. 5:3–4), имеет одно естество с Богом Отцом, от Которого Он происходит вне времени (Ин. 15:26). По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им (Мф. 28:19 и др.). Поэтому Он получает поклонение и прославление вместе с Отцом и Сыном и наравне с Ними. Христиане верят, что Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых. Они верят, что через действие Святого Духа воплотился Бог Сын: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божьим» (Лук. 1:35). Подобным же образом Святым Духом происходит преложение Святых Даров: хлеба и вина в Тело и Кровь Христа: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь» (эпиклеза в литургии византийского обряда). С действиями Святого Духа связывают такие религиозные понятия, как крещение Святым Духом, плод Святого Духа, дары Святого Духа. В традиционных христианских конфессиях крещение Святым Духом (или миропомазание) осуществляется священником: в православии единовременно с крещением водой, а в католичестве в более взрослом возрасте. Пятидесятники и некоторые представители иных христианских конфессий верят, что крещение Святым Духом доступно для всех верующих (независимо от традиции церкви) после дня Пятидесятницы и является не только обрядом, но и личным духовным переживанием, в некоторых случаях сопровождающимся различными эмоциями. Христиане верят, что существуют пророческое вдохновение (мгновенное озарение) – «на него сошёл Дух Божий, и он пророчествовал» (1 Царств 19:23), говорение на иных языках – «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4), физическая  сила – «И сошёл на него Дух Господень, и он (Самсон) растерзал льва, как козлёнка, а в руке у него ничего не было» (Суд. 14:6). В первом послании Коринфянам (12:7–11) сообщается: одному даётся Святым Духом слово мудрости, другому – слово знания, иному – вера, иному – дары исцелений, иному – чудотворения, иному – пророчество, иному – различение духов, иному – разные языки, иному – истолкование языков… И вы – тело Христово, а порознь – члены. Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1 Кор. 27:31).

 

ПерваяПредыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >>

religiocivilis.ru


Смотрите также