Славянский пантеон: боги, духи, демоны Не вызывает сомнения, что славяне в конце языческого периода, как и другие индоевропейские народы, поднялись от низшей ступени демонологии, связанной с магией, к высшим формам религии. Однако достоверно об этом известно очень мало. То, что мы знаем, – это главным образом обширный мир низших духов, который окружал славянина, и весьма распространенная магия как единственная форма общения человека с духами. Этот мир духов и магия лежали в основе религиозного мировоззрения славян с древнейших времен и до конца языческого периода. Наряду с верой в мир демонов появляются и представления о существах высшего порядка, наделенных атрибутами высшей власти, вплоть до первичных представлений об одном возвышающемся над другими боге. Однако наличие подобных представлений с полной достоверностью не подтверждается источниками. Об этом можно говорить лишь в отношении некоторых славянских народов, причем и в этих случаях наши знания настолько скудны, что в действительный смысл их представлений глубоко проникнуть очень затруднительно. Что же касается остальных славянских народов, то здесь определенно вообще ничего не известно. Более того, исследования ряда ученых поставили под сомнение существование некоторых, до сих пор представлявшихся бесспорными, членов славянского пантеона, так что из всей системы славянских богов остается, собственно, лишь несколько божественных фигур, к тому же отчасти заимствованных и по своему происхождению неславянских. И. Эггинк. Великий князь Владимир выбирает веру В целом, сравнивая славянскую культуру в период, непосредственно предшествовавший принятию христианства, с культурой соседних и родственных славянам народов, трудно допустить, что славяне – единственный из индоевропейских народов – до такой степени отстали в развитии своего религиозного мировоззрения, что вообще не поднялись до высших понятий и представлений о какой-либо системе богов и не имели соответствующих им храмов и обрядов. Но, с другой стороны, следует признать, что источники вообще умалчивают о верованиях некоторых славянских народов, о других же дают столь незначительные и зачастую искаженные сведения, что картина славянского «Олимпа», если отбросить недостоверные и спорные известия, является все же весьма бедной. Эту бедность нельзя объяснить лишь тем, что источники случайно умолчали об этом, и следует признать, что славяне в развитии религиозного мировоззрения сравнительно отстали и не дошли до столь развитой системы богов, какая была у родственных им народов, находившихся под значительным влиянием религиозных центров Востока вследствие большей близости к ним. Таким образом, языческая религия славян, несомненно, более бедна, чем греческая, иранская, римская, кельтская или даже германская. Она представляет собой примитивную, но богатую демонологию, причем уже в период общеславянского единства из нее стали выделяться и возвышаться над другими отдельные существа, наделенные функциями индивидуальных богов, которые к концу языческого периода, по крайней мере в землях, подвергавшихся чужеземным влияниям, создали в совокупности уже настоящие локальные системы богов с соответствующей иерархией, храмами и культом. В. Васнецов. Крещение Руси Из различных источников нам известны имена многих славянских божеств. В отличие от богатого и разнообразного мира демонов, обитавших в жилище славянина и окружавшей его природе, категория существ, которых славяне обозначали термином «бог», была сравнительно небольшой, и к тому же представления о некоторых из этих существ возникли не у славян, а были искусственно созданы или заимствованы из других религий. Возможно, и сам термин «бог» заимствован из персидского языка, но большинство исследователей считают это маловероятным и полагают, что слово «бог» является исконно славянским, хотя и, несомненно, родственным древнеиндийскому bhagas и древнеперсидскому baga. Правда, высказывалось мнение, что славянство не создало высших богов, что общеславянские боги не существовали, поскольку они не засвидетельствованы во всех славянских землях. Вряд ли, однако, эта точка зрения является правильной, и хотя мы не располагаем достаточным количеством известий, подтверждавших существование одних и тех же богов у всех славянских племен, скорее всего, в конце языческого периода таких общих для всех славян богов было несколько. Фактом, однако, остается то, что таких богов было очень мало и что эти боги в конце языческого периода были отчасти вытеснены, отчасти заменены новыми местными или племенными богами, а кое-где, вероятно, и искусственно созданными. Отдельно следует сказать о балтийских славянах, у которых существовали ряд действительно славянских богов, жрецы и были построены храмы. Все это, очевидно, произошло под влиянием германской культуры, которая в вопросах религии была на более высокой ступени развития и уже задолго до XII в. оказывала сильное влияние на славянские племена, проживавшие на побережье Балтийского моря. В. Иванов. Радуга над Арконой Несколько более спорным районом является Русь, хотя и о ней существуют вполне достоверные сведения. Это в первую очередь известия Киевской летописи о князе Владимире (980-1015 гг.), который пытался в противовес распространяющемуся христианству обновить язычество, поставив возле княжеского дворца, там, где позднее был построен храм Св. Василия, ряд языческих идолов (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла, Мокошь). Они, очевидно, должны были почитаться как символы официальных богов Руси. В. Васнецов. Сварог В то же время в трудах многих, прежде всего немецких, исследователей высказывалось мнение, что все эти локальные русские боги, либо часть их, были богами чужеземными, прежде всего германскими, а также греческими и восточными, и князья установили культ этих богов еще до того, как сам народ признал их и стал им поклоняться. Ряд исследователей допускал даже, что некоторые боги являлись лишь чисто литературной фикцией, а на самом деле их никогда не существовало. Однако более вероятным представляется другой вариант. Когда скандинавы (варяги) пришли со своими богами на Русь, здесь уже существовал местный круг богов. Например, при всей схожести германского Тора со славянским Перуном последний, по-видимому, является местным богом, которого застали варяги, придя в славянские земли. Варяги, вероятно, соединили Тора и, очевидно, другие свои божества со славянскими Даждьбогом, Стрибогом, а возможно, и Белесом. Иначе просто трудно объяснить распространение культа Перуна и Велеса во всем остальном славянском мире, а также понять отсутствие некоторых имен в скандинавской мифологии. Разумеется, круг богов восточных славян нельзя было сравнить с балтийским: в нем не было развитой иерархии и культовых центров. Народ уже почитал некоторых богов, однако идолов и святилища начали воздвигать для них лишь под влиянием варягов. Следующая глава > history.wikireading.ru ПАНТЕОН — многотомник с «КНИЖНОЙ ПОЛКИ» ученика мага. ИЗНАЧАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ — ЯЙЦО, заключающее в себе РОДА ИНТЕРЕСНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ СТАТЬИ: Мы — наследники Звезд. Две стороны одной медали, Кошки, Великаны-титаны-гиганты, Хранители кладов, ОБОРОТНИ в славянской мифологии и другие помогут лучше представить мир славянских богов. Новые времена — НОВЫЕ ДУХИ. (и Новые хранители(*) домашней утвари?). Литературные герои — Жители Тайного города, а также герои славянских былин и сказаний. а также Хтонические сущности Говоря о сезонных богах, в особую группу мы выделяем ЗИМНИХ богов. Мы — наследники славянских богов, и есть такая версия, что мы — дети звезд. Боги и духи — наши извечные покровители. СЛАВЯНСКИЙ ПАНТЕОН: Боги и духи, существа и демоны, люди и нечисть. Герои мифов, легенд, баек и прочего фольклора. От древности до наших дней. Абас(Н), Авдотья Рязаночка, Авось, Авсень, Аггел, Агидель, Аграфена, Агуня, Адвинда, Азовушка(*), Алеша Попович, Алконост, Алтынка, Альвы, Аля -Алина, Амазоны, Амбарник, Амелфа, ангел, ангел смерти, Ант(*), Анцыбал (Болотник), Анчутка, Анчутка болотная, Анчутка банная, Апи, Аргаст, Аргимпаса, Арий, Арк, Арысь-поле, Ас, Асень, Асгаст(*), Асила(*), Асилки, Аспид, Астинья, Асуица, Асуры(ТГ), Ася, Аука ИЛ: Асклепий, Бабай, Баба Яга, Бабка Синюшка, Баган, Багник (Болотник), Бадзула, Бадняк, Баечник(*), Бай(*), Баламутень, Банник, Барабао, Барабашка, Барма, Баюн, Беда, Бедовик, Белая Баба, Белая Дама, Белбог, Белояр, Белун, Белые Девы, Берегиня, Березич, Берендеи, Бес, Беседич, бескуд, Блазень, Блуд, Бова Королевич, Богинка, Богумир, Боли-бошка, Болотник (Болотняник), Болотница, Божич, Бор, Боривой, Борей, Босоркун, Боян, Браг, Бродница, бродячий огонек, Буднитай(*), Бука, Буратино, Буревой(ветер), Бурена, Буря, Буря-Яга, Вавила, Вазила, Валу, Вампир, Ван, Вандал, Варвар, Варвара-Краса, Василий Буслаев, Василиса Микулишна, Василиса Премудрая, Василиск, Ведич, Ведогонь, Велес (Волос), Великаны, Венд, Венич, Верлиока, Вертодуб, Веста, Ветрич, Вечерница, Вечорка, Вещий Олег, Вий (Ний), Вилы, Вировник (Болотник), Вода-Царица, Водан(Вотан), Водич, Водяник, Водяница, Водяной, Волкодлак, Волосатка, Волосыни(*), Волоты, Волчий пастырь, Вольга(Волх) Всеславович, Волх (Огненный), Волх(сын Словена), Волыня, Ворса, Воструха, Врита, Встречник(*), Вуглускр, Вужалки(*), Вурдулак, Вый, Выргонь, Вытарашка, Вытьянка, Вьюга, Вышень Гаевка(*), Гарафена, Гаркун, Гарцук(*), Герман(*), Гиперборейцы(ТГ), Гмуры (Гномы), Голем , Горыч, Горный, Горыня, Гостич, Гостомысл, Градивник, Греза, Гремлин, Гречишник, Грибич, Гром Гремуч(Громич, Громовник), Гуменник ИЛ: Гигиея, Дабог, Дажьбог (Даждьбог), Дайкини, Дана, Дардан, Двоедушник, Дворовой, Девана (Зевана), Дева Снегов, девона, Деды, Демон, Денница, Деревянник, Джин, Див, Диверкиз(*), Дивия, Див-Птица, Дивьи Люди, Дид, Дидилия, Днепр(*), Доброгост, Добрыня Никитич, Догода, Додола (Перуница), Дождич, Дожор, Доля, Домна, Домовой, Домовушка, Дон, дрампир(Н), Древобог, Дрема, Дриада, Дубыня, Дулеба, Дунай(*), Дунай Иванович, Дуплич, Дьявус, Дый(Дыв), Дэв, Дюдюп (Пеперуга, Пеперуда), Дюк Степанович, Догода, Макошь, Ярило, Святогор, Перун, Сварог, Белобог Евпатий Коловрат, Елена Премудрая, Ендарь(*), Еруслан Лазаревич, Ерш Ершович, Ехидна, Жабалака, Жевжик(*), Железный человек(*), Желя, Жива, Живич, Живот, Жировик, Житнич(Житной дед), Жихорь, Журба, Жыж(Жижель), Жыцень(*), Завируха, Зазовка, Заложные, Запечник, Запретная страсть(*), Заребог, Заря (Зоря), Звездич, Звезды, Зверич, Здухач, Зевана (Девана), Зеленич, Землебог, Земляная кошка, Земун-Корова, Зернич, Зибог, Зима, Зимник, Зимцерла, Зимерзла, Зирка(*), Злата Майя, Златая Мать, Златогласка, Златогорка, Злебог, Злыдни, Змей Горыныч, Змеиный царь, Змейка Голубая, Змиулан, Знич, Золотая Баба, зомби(Н), Зорька, Зыбочник, Зюзя Чернобог, Морена, Чур, Квасура, Девана, Хорс, Лёля Игоши, Иерархи Кадаф (ТГ), Илмара(Ильмера), Ильм (водный), Ильм Сварожич, Илья Муромец, Ингл, Индра, Индрик-зверь, Инкуб(*), Ипабог, Ифрит(Н), Ичетики, Иштар(Месопотамия), ИЛ: Иасо, Имхотеп, Йети, Йогиня, Каган-птица, Календо, Калечина-Малечина, Кама, Камни-люди, Карачун, Карна, Квасура, Кий, Кикимора, Кисек, Китано, Китоврас, Кленич, Клетник, Кликун(*), Коза Седунь, Коловерши, Колоксар, Коляда, Концы(Шоумены), Конь (Сферический), Копша, Коргоруша, Корневик, Корова Земун, Коровья Смерть(Коровница), Кострома, Кострубонька, Кот Баюн, Кощей, Кравич, Крапчик, Красич, Красные Шапки(КШ), Крив, Кривда, Криксы, Кродо, Кронос, Кручина, Крышень, Кулешата, Кумельган(*), Купало, Купальница(*), Купальский дедок(*), Кущаники(Кустины), Лада, Ладо, Лазник, Ламья(Ламя), Лебединые Девы, Лед, Ледич, Ледящий(*), Лель, Леля, Лень, Лесавка, Лесовик, Летич, Летун (Летавица), Лех, Леший, Лизун, Лилит, Лина, Липеч, Листвич(Листин), Листопадич, Лихо Одноглазое, Лихоманки, Лихорадка, Лич, Лович, Лобаста, Ложь(*), Лозовик, Лопатница, Лоскотоха, Луговик, Лыбедь, Люб, Люди-камни, Люды, Лют, Люта, Лютич, Ляд(*), Лярвы(*), Лях Мавка, Магура, Майя(Злата Майя), Майя Златогорка, Макошь (Мокошь), Мамай, Ман, Манила, Маня, Манья (Манн, Маньяк), Мара(Марена, Морана), Маржана(*), Марьянки, Масан(ТГ), Маслянич, Масленица, Маспалла, Матерь Сва, Матохи, Мать – Сыра Земля, Медный страж(*), Медуза, Межевик, Мемозина, Мертвяк, Мерцана, Меря, Месяц, метаморф, Метель, Микула Селянинович, Милич, Минди(Н), Минотавр, Михаил Потык, Мокруха, Молонья-царица, Мор, Мороз, Морозко, Морок, Морская царица, Морские девы, Морской царь, Моряна(ТГ, Оборотень), Моряна(Царевна), Мося, Моховой, Мста, Мурии (Черные мурии), Мыслич ИЛ: Махаон, Навьи(навки), Навы(ТГ), Назгул, Намной(*), Наум-грамотник, Наяда, Недоля (Нужа, Нужда), Нелегкая, Нелюб, Немиза, Нереиды, Неумойка, Ний (Ния, Вий), Никита Кожемяка, Ниян, Ногай-Птица(Птица Ног), Носочник, Ночницы, ИЛ: Наги, Обдериха, Оберег, Обида, Обжорство(*), Обилуха, Овинник, Овсенич, Овсень, Огнебог, Огневица, Огневушка-Поскакушка, Огнянник, Огонь (Царь-Огонь), Озем, Озерницы, Озерной, Ока, Олег (Вещий), Омутник(Омутница), Опивень(*), Оплетай, Орешич, Оржавинник (Болотник), Ослад, Оспа, Осы, Отеть, Пан, Папай, Параскея змея, Пдага, пекельники, Пелег, Пелен, Перелестник, Переплут, Переруг, Пересвет, Перун, Перуница, Песоголовцы, Планетники, Пленка (Плеяна), Плодич, Погода, Подаг(*), Подага, Подкустины, Подменыш(*), Покров, Полазник, Полевик, Полель (Полеля), Полистья, Полкан, Полоз (Великий Полоз), Полуверица, Полудница, Полуночка, Полуночница, Поревит, Поренут, Поренуч, Порусья, Посвист (Похвист, Позвизд), Потерчата, Правда, Препекало(Припекала), Преслава(*), Привидение, призрак, Приставники, Прия, Прове, Прок, Просич, Прытка, Птичич, Пурга, Пущевик, Пчелич, Пятница, ИЛ: Панацея, Подалирий, Ра, Рада, Радегост (Родагаст), Радич, Радуница, Рарог, Ревность(*), Ржаница, Род, Родич, Родомысл, Рожаницы, Рок, Рось, Рохля, Руевит (Ругевит), Рус, Русалка, Рыбич, Рюрик, Сава, Садко, Самогоныч, Сарайник, Сатаниил, Саунный(*), Сварог, Сварожич, Свендич, Свентовит (Святовит, Свентовид), Светич, Светлуша, Свида, Святобор, Святогор, Святослав, Сева, Седунь-Коза, Семич, Семиярило, Сенич, Сива, Сивый, Сида, Симаргл (Семаргл), Синюшка (бабка), Синяя Звезда(Седава-Звезда), Сирена, Сирин, Ситиврат, Скипер-зверь(*), Славен(Словен), Слава-Сва, Славуня, Смерть, Смок, Снеговей, Снегурочка, Снежич, Совий, Солнцева Мать, Соловей Будимирович, Соловей-разбойник, Соломич, Сон, Соня, Спасич, Спех, Спорыш, Спрыйя, Среча, Ставр Годинович, Стеблич, Степовой, Стоговой, Страдич, Странич, Страннич, Страфиль-птица, Страх, Среча, Стрибог(Стрый), Стрига, Студенец, Студич, Стукач, Суд, Суденица, Сумерла, Сумхан-богатырь, Суне (Сурья), Сурья-Ра, Сурица(*), Суседко ИЛ: Сиды, Табити, Тайя, Тара, Таргитай, Таруся, Тарх, Тати, Травич, Трескунец, Триглав, Тростич, тролль, Троян, Трясовицы, Тугарин, Туле, Тур, Туросик, ИЛ: Телесфор, Тот, Угомон, Уд, Удача, Ужиковый царь, Умрун, Ундины, Упокой, Упырь, Уряна, Усила Добрый, Услад, Усыня, утопленник, Уточка Фантом, Фата(ТГ), Фея(ТГ), Финист-Ясный сокол, Флинц, Фрия, ИЛ: Футен, Фей-Лянь, Фэн Бо, Хамбог(?), Хапун, Хваны(ТГ), Хворст, Хихитун(*), Хлевник, Хлопчатник, Хмель(*), Ховало, Хозяйка Медной Горы, Хорив, Хорс, Худич, Хуха, Хухлик ИЛ: Хуан То, Царевна-лягушка, Царица жемчуга(*), Царица морская, Цветич, Цеця, ИЛ: цверги, Циклоп, Чернава, Черная Лечейка, Черная Немочь, Чернобог, Черный змей(*), Черт, Чертова бабушка, Числобог, Чомор, Чуды(ТГ), Чудь белоглазая, Чума, Чур, Чурила, Чхоен(Н), Шасы(ТГ), Шелонь, Шептун, Шерстнатый, Шиликун, Шиш(Шишок), Шишига, Шутиха (Шутовка), Щек, Щекотун, Щурич Эля (Эльвина), Эрлийцы(ТГ), ИЛ: Эскулап, Юстрица, Ютрабог, Юша-змей, Ягинишна, Ягоднич, Яйцо, Яр, Ярило, Яровит, Яша-змей(Ящер) ——— Ведические боги, языческие боги, боги РОДноверов и Родноверские боги — как только сейчас не называют наших славянских предков. В этом каталоге я позволила себе некоторые метки: ТГ — Тайный Город — его жители тоже относятся к СОВРЕМЕННЫМ славянским духам, но они представляют из себя не совсем то, что многие привыкли представлять под их именами Н (Наносное) и ИЛ (ИНОСТРАННЫЙ ЛЕГИОН) — данные литеры присвоена духам и существам, ни под каким предлогом славянскими не являющимися, но тем не менее — они пересекаются с нашей культурой, есть в современной литературе. Изначально на сайте не планировалось вести речь о богах-иностранцах. Но мир велик и многогранен. И менталитет современного человека строится не только на изначальных корнях, он ищет опору и в тех знаниях, которые поступают из других стран (или из других миров) bogislavyan.ru Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев Берегиня, Худ.В.Корольков БЕРЕГИНИ — это добрые духи-охранительницы ВНЕШНИЙ ВИД: Стройная молодая, соблазнительная женщина с заманчивым и восхитительным голосом в таком образе нам представлена Берегиня. Дева с пышной грудью и зелеными глазами которые имеют манящий взгляд. Длинные волосы, которые всегда распущены и имеют зеленый или светлый цвет. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Берегини берегут и охраняют все живое. Богини оберегали людей от злых духов, предсказывали что будет в будущем. Берегини спасали людей от козней чертей, водяного и кикимор, помогая им добраться до берега. Спасали маленьких детей упавших в воду, они олицетворяли собой добрые силы природы. Они проявляли заботу о посевах и о своевременном дожде для них. Берегини божества плодородия и влаги, они они поливали росой поля из волшебных рогов. Но со временем люди перестали заботится и обегать природу, загрязнять воду чем обидели Берегинь и тогда берегини стали на охрану природы против них. Берегиня, Худ.А.Гусельников МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА: Берегиня живет в воде, отдавая предпочтение пустым и глухим местам, изредко выходит на берег, где качается на деревьях которые растут возле берега. Предпочтение пышногрудая красавица отдает плакучей березе или иве. Если застать эту соблазнительницу врасплох, можно увидеть ее следы, которые остаются на мокром песке, а обычно Берегиня прячет их, перерывая песок. Кроме обычных Берегинь, существуют еще и русалки-Берегини. ОБРАЗ ЖИЗНИ РУСАЛОК-БЕРЕГИНЬ: Выходит Берегиня на берег как одна так и с подружками. Вот здесь у них начинается веселье. Красавицы купаются, своими заманчивыми и соблазнительными голосами поют веселые песни, аукаются между собой, из цветов плетут венки которыми украшают свои прекрасные волосы. С играми, песнями и плясками водят хороводы. Берегини любят во время плескания в воде у рыбаков путать сети. Портят плотины и жернова у мельников. Во время игры зачастую воруют у женщин пряжу и нитки. Увидев прохожего, Берегини любят щекотать его после того, как привлекут его внимание. В таких случаях помогает полынь: если бросить ее им в лицо это отпугнет и успокоит их. Когда им становится скучно они завертывают за спиной у гусей их крылья одно за другое. Любят Берегини вскружить головы молодым парням. А молодые красавцы не могут устоят перед манящим взглядом и чарами этих пышногрудых красавиц. ВОЛШЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: есть у Берегини волшебный предмет — это гребень. С его помощью она и сухое место может затопить. Гребнем Берегиня расчесывает свои шикарные длинные волосы таким образом она увлажняет себя, во время расчесывания по ней струится вода. НА КАРТИНАХ. Берегини есть на картинах Игоря Ожиганова. В ЛИТЕРАТУРЕ. Скажи, Лада, — решился прямо поинтересоваться Середин. — Ты русалка? — Берегиня я здешняя, дурачок… — рассмеялась девушка и отступила к камням. — Помни про свое обещание, человече. Грибов я тебе опосля еще принесу. А как одежонка просохнет, к жилью выведу. А.Прозоров, Ведун, Слово воина (95)Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта. Дополнительная статья: — Русалки — загадочные девы вод bogislavyan.ru Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев Табити, Худ.А.Гусельников ТАБИТИ — скифская богиня тепла, домашнего очага и всей стихии огненной. ИМЯ. Имя можно перевести как «пламенная» или «согревающая». СТИХИИ. Табити — богиня Огня. Огонь — это тепло и горячая пища, а в степи мало деревьев, и костер каждый день не зажжешь. Любой огонь у скифов считался священным, ибо в его пламени жила великая Табити. ПАРАЛЛЕЛИ: Греческая Гестия, польская Веста. СФЕРА ВЛИЯНИЯ. Ее главной функцией у скифов считалось вершить высший суд и соблюдать в человеческом мире справедливость. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. С распростертыми руками, как с крыльями, встречает Табити души, что вернулись к ней домой после долгих скитаний в земном мире. ТОТЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. У Табити священными животными были ворон и собака. ПОКЛОНЕНИЕ. Все пиршества и празднества начинались с поклонения и угощения богини, все скифы, прежде чем самим отпить из кубка, выливали несколько капель в огонь, чтобы умилостивить и напоить Табити. Считалось, что если забыть об этом священном ритуале, богиня сильно обидится и вправе будет довольно жестоко мстить. Клятва именем скифской богини Табити считалась нерушимой. Неисполнение такой клятвы влекло за собой смерть. Табити, Худ.А.Клименко CКИФСКОЕ СЕМИБОЖЬЕ. Основной богиней считалась Табити, на второй линии шли Папай и Апи. Третью линию составляли: Гойтосир, Артимпаса и, скорей всего, Таргитай. Такой вывод можно сделать из описаний Герадота, где он предполагал на первом месте — Гестию, на втором — Зевса (Папая) и Гею (Апи). А на низшей степени стояли божества, соответственные Аполлону (Гойтосир), Афродите (Артимпаса), Гераклу (Таргитай) и Аресу. ЛИТЕРАТУРА. Амулеты со змееногой богиней-прародительницей Табити – так называемые «змеевики» – русские люди носили вплоть до XIX века, а в крестьянских божницах они встречались и в ХХ. С приходом христианства на одной стороне такого амулета обычно изображался какой-нибудь святой или Богоматерь, а на другой – богиня Табити. А.Прозоров, Ведьмина река (Ведун-17) ***** Скифы жили в Великой степи на территории от Монголии до Дуная, и, как показывают многие исследования, принадлежали в основном к белым народом, хотя, возможно, могли и смешиваться с тюркютами, финнами, монголами и другими. Скифы — одни из южных первопредков нашего народа, которые в разное время воевалиили мирно сосуществовали с протославянами сколотами с v в. до н.э. по 1 в. н.э.Антропологическая разница между ними не выявлена. Гойтосир — бог с неясными функциями. По мнению В. И. Абаева, соответствует иранскому Вайу (иведийскому Ваю). bogislavyan.ru Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев Худ.Рената Бедро Вот далеко не полный список богов стихии ВОДЫ. Все русалочки, в том числе и русалка Рось. — батюшка Водяной, а с ним — и Озерный, — Морской царь и морская царевна — Моряна. — Морская царица, она же — Вода-царица — Волыня, — Дана, а вместе с ней и Дон, Днепр, Дунай, Агидель, Ока и Кама. — мелкие водные духи: болотники и болотницы, омутники и омутницы, водяной черт — хухлик, баламутень и ичетики, — Морская пучина, Худ.В.Корольков боги дождя — Градивник; СИТИВРАТ — — бог благодатного дождя ЗМИУЛАН — змеевидный демон, который живет в дупле древнего дуба. ПЕРЕПЛУТ — славянский Бог моря, мореходства. ЛАМЬЯ-ЛАМИЯ (ламя) — баснословная змея- чудовище МОРСКИЕ ДЕВЫ и МОРСКИЕ ЦАРИЦЫ — морские красавицы. ДАНА — славянская богиня воды. Худ.С.Беловодова Рыбич — покровитель рыб ТРОЯН — великий Триглав УСЫНЯ — ледяной великан УТОПЛЕННИК АПИ — скифская богиня—мать, напрямую связана с землёй и водой. ВОДАН( Вода) – воевода, Небесный Бог-Воин, управляющий всеми дружинами. К стихии Воды относятся и некоторые птицы, например — Птица Обида, СТРАТИМ — прародительница всех птиц, которая управляет погодой на море. Водные растения относятся к стихии Воды по определению, но к стихии Воды относится и береза. Среди богов-иностранцев тоже достаточно богов и богинь воды, повелителей морских пространств и водной стихии. АШЕРАТ — дух моря у финикийцев ОКЕАН — мифологическая персонификация, это вся мировая река (вся вода), что омывает Ойкумену ОКЕАНИДЫ — дочери великого Океана ТЕФИДА — жена великого Океана, из рода титанов (титанида), мать Океанид Речные боги — (или боги рек), сыновья Тефиды и Океана ПОСЕЙДОН — грозный бог моря у греков (у римлян — Нептун). АМФИТРИТА — супруга Посейдона, морская богиня ******** Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриаты Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты СЕКВАНА — богиня — покровительница священной реки Сены (Галлия) . Вода этой реки очищает, избавляет от неизлечимых болезней. Лимнады — нимфы озёр и болотНаяды — нимфы родников, источников и рек Понт — бог внутреннего моря Тритон — бог, вестник глубин Ацтекстские: Акуэкукиотисиуати — богиня океана, проточной воды и рекАмимитль — бог озёр и рыбаков.Атл — бог воды.Атлакамани — богиня штормов, берущих начало в океане.Атлауа — «Владыка вод», могущественный бог водыТлалок — бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; Греческие боги Нерей — сын Геи и Понта, кроткий морской бог.Посейдон — один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией.Протей — морское божество, сын Посейдона, покровитель тюленей.Тритон — сын Посейдона, одно из морских божеств, человек с рыбьим хвостом вместо ног, держащий в руках трезубец и витую раковину — рог. Египетские боги: Хапи — бог Нила. Его изображали тучным человеком с сосудами в руках, из которых льется вода. Славянские боги: Дана — Богиня воды. Дочь Переплута. Жена Дуная. В соответствии с местным обычаем, ей даётся имя реки данного края.Дунай — Бог рек и рыболовства. Отец русалок, супруг Даны. Брат Святогора и Святибора. В местных обычаях ему присваивается имя самой большой реки.Купало — Бог очищения, вожделения, любви, брачных пар; связан с водой и огнём. Личина Дажьбога. Брат Усеня, Радогоща, Коляды. Супруг Купальницы.Переплут — Бог моря, мореходства. Отец Даны. Господин водяных.Ситиврат — Бог дождя, плодородия . сын Додолы и Перуна.Эвринома, она когда-то заведовала всем нижним подводным миром, пещерами, источниками ОКЕАНИДЫ И НЕРЕИДЫ Океаниды — в древнегреческой мифологии [ нимфы, три тысячи дочерей титана Океана и Тефиды. Хотя океаниды очень отличались друг от друга по своим функциям и степени важности в мифологической системе, как правило они ассоциировались с бесчисленными реками южной Европы и Малой Азии, как и их братья — речные потоки. Составляют хор в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» .Наиболее известные по мифам океаниды : Асия, Гесиона, Диона, Дорида, Каллироя, Климена, Клития, Клония, Лета, Метида, Озомена, Плейона, Персеида, старшая из океанид — Стикс, Тихе, Филира, Эвринома и Электра. Нереиды (др. -греч. Νηρηδες) — в греческой мифологии морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды. Их 50 (Гесиод в «Теогонии» утверждает, что их пятьдесят, но поименно называет пятьдесят одну) или 100. Живут в гроте на дне моря. Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн. Из былины о Садко известно, что бога морей называли Чудом Морским, Морским царем, Поддонным царем, Водяником. Переплут у славян выполнял функции бога моря и мореходства, хозяина водяных и приходился Дане отцом. Эвринома была богиней нижнего подводного мира и подземных источников. Перун, помимо своих основных функций, играл роль подателя дождя, а его сын Ситиврат был богом дождя и плодородия. Яра-Бог являлся богом-хранителем природы, которому подчинялись духи-хранители водоемов. Но самыми значительными божествами и мифологическими существами, связанными со стихией воды, считались Купала, Ний, водяные и русалки. Ний. В славянской мифологии он являлся богом океанов и морей, покровителем мореходства и рыболовства. Образ данного божества и выполняемые им функции аналогичны роли, которую играли Нептун и Посейдон. На изображениях он держит в правой руке священный трезубец, позволяющий ему управлять ветрами, штормами и погодой на море, в левой – раковину, используемую для призыва своего воинства – дельфинов, китов и касаток. Большую часть времени Ний проводил в Небесном чертоге в кругу своих многочисленных дочерей, но иногда спускался в подводный дворец на дне океана. Он считался покровителем славянского рода антов – современных украинцев и малороссов. Из летописей известно древнее название Волги – Ра. Предполагается, что славяне отождествляли солнце с рекой, в которую оно ежедневно уходило на закате и поднималось из нее на рассвете. По другой теории, она имеет отношение к священному быку египтян: «вол» – бык, «га» – путь, дорога к богу, то есть «божественный движущийся вол». Согласно еще одной версии эта река была большой торговой дорогой («Болга»). Восточные славяне также называли ее Итиль и Волга-матушка. Купала. В ночь с 23 на 24 июля (по старому стилю) почти вся Европа покрывалась огнями. Зрелище было таким впечатляющим, что невозможно было понять, где кончается земля и начинается небо. Славяне праздновали в этот день праздник солнца и огня, или день Ивана Купалы, и верили, что союз огня и воды способствует повышению плодородия почвы. У большинства восточных славян белый цветок, сорванный в праздничную ночь, олицетворялся с именем Купалы. Его и назвали купавой. В Иванову ночь девушки собирали белые цветы, сплетали из них венок и опускали в воду, а затем пристально наблюдали за его передвижением. Если он тонул – девице не суждено было выйти замуж за любимого в этом году. Но таких венков было несколько сотен, поэтому всегда оставалась надежда, что впереди ждут удача и счастье. Предполагается, что первоначально Купала была богиней, а не богом, что подтверждается фонетическим строением слова (окончание «а») и его семантическим значением («вода» – слово женского рода). Впоследствии, после введения христианства языческий ритуальный обряд совпал с празднованием рождества Иоанна Предтечи. Так как Иоанн Креститель, провозгласив появление Спасителя и наступление Царства Божиего, призывал людей покаяться и совершить обряд очищения погружением в воду реки Иордан, то имена наложились друг на друга. Со временем праздник вобрал в себя языческие и христианские элементы: имя от Иоанна Предтечи, акт ритуального купания – от Купалы. До настоящего времени народ воспринимает данный праздник как торжество язычества. Изначально имя божества связывалось со стихией огня: купало (костер), купальница (костер в поле), купаленка (огонь в ночном), купавка (лютик жгучий, имеющий ярко-розовый цвет), купород (папоротник с огненно-красными цветками). bogislavyan.ruБоги Славян. Боги духи
боги, духи, демоны. Всеобщая история религий мира
Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 23
Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 43
Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 14
Скифская мифология Главные боги Табити • Папай • Апи • Гойтосир • Артимпаса • «Арес» Прочие боги Фагимасад • Маспалла • Якши Герои Липоксай, Арпоксай и Колаксай • Пал и Нап • Таргитай («Геракл») Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 15
Смотрите также