Что такое китайская чайная церемония? Как правильно заваривать чай. Чайный дух


Что такое китайская чайная церемония? Как правильно заваривать чай

Какие первые ассоциации приходят к нам в голову, когда речь заходит о Китае? Это, безусловно, Великая Китайская стена, шикарный веер, изумительный шелк, великолепный фарфор и, конечно же, чай…

Среди людей, живущих в России почти нет таких, кто не любил бы этот чудесный напиток. Но мало кто из нас знает об истории, видах и особенностях настоящей китайской чайной церемонии. Давайте же на несколько мгновений погрузимся в удивительный процесс наслаждения чаем.

 

Немного из истории

Родиной чая считается Китай, где напиток стали употреблять на ежедневной основе еще тысячелетия тому назад. По китайским учениям чай относится к «семи вещам, потребным ежедневно».

Эволюция китайской чайной церемонии отражает развитие чайной культуры в Китае. В начале, чай выращивался и использовался исключительно в качестве лекарственных трав, главным образом, в храмах. Монахи использовали чай, чтобы показать уважение к природе, смирение и общее ощущение мира и спокойствия. В самом деле, дух китайской чайной церемонии описывается как хэ (和), цзин (静), и (怡), жень (真), которые означают мир, спокойствие, радость и правду. Монахи чувствовали, что могут проявить философские понятия через чайную церемонию. Именно по этой причине, философия конфуцианства, даосизма и буддизма присутствует в китайской чайной церемонии. Со временем люди не только признали пользу чая для здоровья, а также с удовольствием стали пить его в повседневной жизни. Чайную церемонию можно было увидеть как на китайских императорских праздниках, так и в жизни простых людей.

Одно из первых письменных упоминаний о чайных церемониях появилось еще во времена династии Тан - более 1200 лет назад. Термин для ее описания изначально назывался «ча дао» или «путь чая». Японские монахи во время своих путешествий в Китай узнали о чае и чайной культуре. Они позаимствовали чайные церемонии, которые в Японии стали развиваться уже под влиянием японской культуры, но до сих пор называются там «ча дао».

 

Церемония Гун-фу Ча

В Китае за многие тысячелетия было выработано много способов приготовления чая, которые предназначались для различных целей. Одной из самых знаменитых чайных церемоний является «Гун-фу ча» (功夫茶), что в переводе значит «Высшее мастерство чайной церемонии». Это возможность насладиться четырьмя «достоинствами» чая: цветом настоя, формой листа, вкусом и ароматом.

Место происхождения этой церемонии достоверно не известно, но большинство историков склоняются к провинциям Фуцзянь и Гуандун. Традиционным видом чая, используемым для Гун-фу ча, считается улун.

Символический смысл «Гун-фу ча» - это переворачивание чашечек и вкушение энергий Инь и Ян.

Для ритуала Гун-фу ча требуется особая атмосфера и специальный настрой.

Подготавливаясь к проведению церемонии, чайный мастер собирает посуду и красиво расставляет ее на чайном подносе «чабане» (茶板).

В начале чайной церемонии происходит знакомство с чаем. Чайные листья насыпают в коробочку и передают по кругу. Каждый участник вдыхает аромат чая, знакомясь с ним. Обычно делается три вдоха. Выдыхается воздух прямо на чайные листья, чтобы они согрелись и их аромат усилился.

Перед тем как насыпать чай в чайник его наполняют кипятком, затем, этим кипятком омывают другие чайные принадлежности, прогревая их. Сам чайник также щедро поливают кипятком, используя воду, которой омывали другую посуду.

Поскольку чай в чайнике заваривается быстро, то если его сразу разливать по чашкам, то в чашках у первого и последнего, получившего чай, гостей будет разный по вкусу чай. Чтобы этого избежать, чай сначала наливают в «чашу справедливости» (公道杯).

Заварник, чайные чашечки, и специальный сосуд ча-хай (茶海) ставят на чайный столик. Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. Первую заливку используют для смывания чайной пыли с заварки.

Вторую и следующие порции заливают в заварник, а настой переливают в ча-хай. Из этого сосуда чай разливают в высокие чашки, которые накрывают широкими чашечками. Эту конструкцию переворачивают и подают участникам чаепития.

Чашку подносят к носу и, приподняв высокую чашечку-крышечку, медленно вдыхают, получая наслаждение от аромата и настраивая каналы восприятия. После этого чай пьют, следя за своими ощущениями.

Чашечки для чаепития используют очень маленькие - от 50 миллилитров и менее. Чай обычно выпивается за три, пять или семь маленьких глотков, не торопясь, стараясь ощутить все оттенки его вкуса.

 

Современная Китайская чайная церемония

В Китае существует несколько видов особых обстоятельств для приготовления чая и совместного чаепития:

«Знак уважения»

«Семейная встреча»

«Извинение»

«Выражение благодарности старшим в день свадьбы»

«Сплочение большой семьи в день свадьбы»

«Поддержание традиции»

Основные аспекты китайской чайной церемонии

Существует шесть основных аспектов, на которые необходимо обращать внимание при проведении чайной церемонии.

Отношение – поведение человека, проводящего церемонию должно быть уверенным, он должен обладать своеобразным шармом.

Выбор чая - при выборе чая должно быть принято во внимание много факторов. Замечательная история или название чая будут плюсом в дополнение к его аромату, вкусу и форме.

Выбор воды – вкусовая гамма чая не будет оценена по достоинству, если он был заварен водой плохого качества. Поэтому, выбор свежей, светлой и чистой воды также имеет решающее значение.

Выбор посуды – не менее важно выбрать посуду для заваривания чайных листьев. Используйте красивые чайные сервизы и принадлежности для заваривания, чтобы усилить производимый эффект на участников церемонии.

Атмосфера - мирная и спокойная обстановка должна быть создана в чистом, удобном и тихом помещении.

Техника – помимо основных навыков для заваривания чая также нужна грациозность, которая отражается через движения рук, важна мимика и выбор соответствующей одежды.

 

Чайный мастер во время церемонии сохраняет высокий уровень осознанности.

Гости должны настраиваться на определенные переживания чайного действа. Если кто-то из гостей игнорирует состояние возникшей таинственной атмосферы, то волшебство чайной церемонии исчезает.

Участники церемонии уделяют большое внимание своим внутренним чувствам и переживаниям. Начинают с того, что любуются чайной посудой и стараются как можно полнее ощутить вкус и аромат чая.

Чай способен вызывать различные приятные ассоциации, погружать в прошлое, вызывать мечтания о будущем. Чем расслабленнее и спокойнее человек, тем больше прекрасных впечатлений он сможет получить от чайной церемонии.

Во время чаепития нельзя громко разговаривать, смеяться и мешать остальным участникам чайного действа. Беседа должна быть тихой, легкой и непринужденной.

Чай заваривают по несколько раз, но перерывы между заварками делают небольшие, чтобы чай не успел остывать. Вкус чая зависит от времени заваривания, чем дольше он настаивается, тем вкус его становится более насыщенным и терпким.

Человек, которому налили чаю, может выразить свою благодарность, постучав 3 раза по столу согнутыми указательным и средним пальцем. Этот обычай распространен в Южном Китае, в других районах Китая этого обычая, как правило, не придерживаются.

В России часто можно услышать фразу: «Возьми чего-нибудь к чаю». Однако традиционно во время чайной церемонии не едят и не добавляют в чай сахар, чтобы не перебивать его истинный вкус.

Подводя итог этому маленькому погружению в чайный мир, хочется сказать, что и русское слово «чай» происходит от китайского «ча» (茶), но кроме слова мы не переняли традиции и неуловимые детали проведения настоящей чайной церемонии. Чай - это самый натуральный эликсир жизни. Кстати, именно из Китая произошло это крылатое выражение. Чайная церемония - это действительно целое искусство. Там нет ни одного лишнего движения. Да и чай до того вкусный, что отказаться просто невозможно. Даже прочитав целую кучу статей и специализированной литературы, Вы сразу не познаете все хитрости и тонкости китайской чайной церемонии. Поэтому лучший способ увидеть это удивительное искусство и познать все те переливы чувств и ощущений, которые доставляет настоящая чайная церемония – отправиться в прекрасную Поднебесную.

www.nstrade.ru

Чай охраняет наш дух и настроение

Зелёный чай может вернуть бодрость юности

Джен Банчао говорил: «Знаменитые люди Поднебесной всегда могли оценить качество воды, а просвещенные монахи любили чайные состязания». Здесь слова «оценить» и «состязания» подразумевают не критические замечания о качестве воды и не борьбу за выгоду или славу. А «знаменитые» и «просвещенные монахи» — это благородные люди, обладающие высокими духовными качествами.

Ни в коем случае нельзя считать, что чаепитие – это пустая трата времени. И, принятая сейчас обществом формула «время – деньги», для этого красивого церемониала не подходит. Зачем мы должны отдавать себя в рабство деньгам, и почему «человек до старости гоняется за ничтожной выгодой» и уповает на вечную нехватку времени? Даже если человек не может позволить себе спокойно посидеть на чайной церемонии в кругу друзей, то время на одну, две чашки чая можно всегда найти и дать небольшой отдых для головы. Этот отдых и есть тот кусочек счастья, который позволяет немного расслабиться и сохранить здоровье.

Во времена династии Мин (1368-1644 гг.) Джоу Людзин в «Гимне чаю» отмечает: «Сделаешь первый свободный вдох, потом второй вдох, думая о Яо (легендарный правитель), и тут же исчезает беспокойство, проясняется мысль, очищается гортань и хочется петь». Знаменитый поэт Ли Бай даже считал, что хороший чай может «вернуть бодрость юности», очистить сердце и дать радость.

В книге «История Суй» (династия Суй с 589 по 619 гг.) записано, что Суй Вэнь-ди (император Вэн) был очень занятой человек и работал без отдыха с утра до вечера. Однажды ему приснился странный сон, будто появился какой-то дух и поменял ему голову. С тех пор у него начала болеть голова каждый день, не переставая. Прошло какое-то время, и к нему пришёл один учёный монах. Он сказал ему: «На горе растёт одна трава (чай), завари эту траву и пей. Она поможет тебе». И, действительно, только Вэнь-ди отложил дела и, отдыхая, выпил чашку чая, как головная боль незаметно прошла.

Конечно, на самом деле этого не было, но, тем не менее, при большой занятости просто необходимо найти минуту на отдых. Это поможет дать сердцу покой и снимет нервное напряжение. Чаепитие – это не трата времени, а забота о своём здоровье. Тем более что короткий перерыв даёт новые силы.

Чай даёт чувство безграничной радости

Лусюн считает, что чай нужно пить с наслаждением, но «во-первых, необходимо время, а во-вторых, нужна тренировка, чтобы выработать в себе это чувство».

Культура чаепития в Китае – это есть воплощение высшей духовной чистоты и изысканного стиля. Это есть выражение изящного искусства. Поэтому чай подталкивает человека к высоким устремлениям.

Оу Янсю в своём «Гимне чаю» говорит:

Эх, годы приводят нас к старости,И слабеет вкус к жизни!Поэтому, чтобы не стареть,Стоит пить чай.И мне никогда не надоестСобственноручно бесконечноЗаваривать и наливать,Потому что это даёт мнеЧувство безграничной радости.

Философия чаепития заключается в том, что оно даёт нам облегчение и покой, возможность отойти от забот и чувство свободы, смывает низкие помыслы и воспитывает в человеке высокую мораль. Кроме того, чаепитие вызывает желание поделиться с кем-то радостью и улучшает взаимопонимание.

Хотя китайская чайная церемония и имеет отличие от японской, но, по большому счёту, они принципиально не отличаются друг от друга и преследуют одну цель. Центральными принципами японской чайной церемонии являются: «добродушие, уважение, чистота и покой». Цель церемонии – воспитание духа, повышение морального облика и укрепление дружеских отношений.

Добродушие – это согласие, которое улучшает отношения между людьми и ведёт к взаимопониманию. Добродушие исключает возникновение раздоров и даёт возможность проводить беседы в спокойной обстановке.

Уважение – это взаимное уважение и понимание в обстановке приветливости и благородства, спокойствия и радости.

Чистота – это уединение и духовная чистота, никаких мыслей суетного мира и низких помыслов. Только чувство радости и чистые помыслы, блаженство в мире и покое. Чаепитие должно проходить в обстановке порядочности и благородства, тишины и безмятежности.

Покой – это изысканные манеры и благовоспитанность.

Японская чайная церемония – это весьма сложный ритуал, который проходит в чайном домике с очень низкой дверью. И для того, чтобы туда войти, нужно склонить голову, как бы в знак почтения. Там нет места тщеславию, и все преклоняются пред скромностью.

Давным-давно, в первых изданиях китайской «Чайной энциклопедии» есть такие строчки: «Его аромат ведёт к скромности и его следует пить людям, занимающимся самосовершенствованием». В наш век, когда человек пребывает в постоянном волнении, шуме, борьбе и стремлении к чему-нибудь, ему просто необходимо, как можно чаще отдыхать и упражняться в умиротворении своего духа в спокойной обстановке.

Душистый чай даёт наслаждение всем шести органам чувств

Знаменитые марки чая обладают исключительно тонким пьянящим ароматом. И вот, сижу с чайником в руке в кругу своих единомышленников, и в торжественной тишине вместе со всеми, вкушаю изысканный своим вкусом чай. Мы любуемся чайником и наслаждаемся свободой от сотни неотложных дел.

Наслаждение чайным церемониалом, вырвав свободную минуту, не есть пустая трата времени и разговоры ни о чём. Это есть очень хорошая возможность развеяться и пополнить свои жизненные силы. Так называемый «душистый чай для шести органов чувств» не развязывает языки для пересудов, а позволяет понять, как жизнь прекрасна. И «разве может осенний лавр сравниться с чаем»?

Чересчур занятая жизнь человека с его проблемами и жаждой заработать кучу денег, сильно перегружает мозги. И если нет свободного времени с золотым дуновением ветерка «с запахом сосны и сирени», то вся эта суета и гроша ломаного не стоит. Можно верить, можно не верить, но чайный церемониал не только даёт покой сердцу, но и «умение радоваться».

Однако, стоит отметить, что для получения напитка наслаждения необходим не только изящный чайник и чистая вода. Нужно с должным вниманием отнестись и к выбору чая. Его важными показателями являются цвет, аромат, вкус и внешний вид. Что касается аромата и вкуса, то каждый сам может понюхать и попробовать. И даже может быть, аромат чая проникнет в самое сердце, а вкус порадует шесть внутренних органов. Но очень важен ещё цвет чая и его внешний вид. Например, чай «Дзюньшаньские серебряные иголочки», производимый на Юеянской фабрике в Хунане, славится не только вкусом и ароматом, но и внешним видом. У него блестящие листочки, а росточки с крупной головкой. Поэтому при заваривании, эти росточки становятся в вертикальное положение и напоминают воробьиные язычки с жемчужиной. Росточки то поднимаются, то опускаются, как будто танцуют. А когда готовый настой наливается в белоснежные фарфоровые чашки, то его цвет просто очаровывает.

Исходя из этого, не трудно понять одного древнего поэта, который, выпив чашку чая из уезда Шаньси Джедзянской провинции, сказал:

В простой белоснежной фарфоровой чашкеПлавает пенка, и от чашки идёт аромат,Который заставляет восторгатьсяБожественным нефритовым отваром!

Свежесть, чистота и прозрачность настоя – важные характеристики высших сортов чая

До династии Мин (до 1368 г.) чай пили не из кружек, а из чайных чашек или маленьких чашечек. При этом большое внимание уделяли качеству настоя и его цвету. Се И сказал: «Мелкая чайная чашка цветом драгоценного грудного молока». В таких чашках легче всего оценить цвет чудесного напитка, и любители чая это прекрасно знают. Раньше говорили «цвет отвара», т.е. оттенок настоя чая. Сейчас этот цвет мы уже привыкли оценивать в фарфоровых чашках с разноцветными или голубыми рисунками снаружи, и белоснежно-белыми внутри. В таких чашках очень легко определить густой настой чая или слабый, количество чая в чашке, а также оттенок настоя в зависимости от его количества.

Установлено, что цвет настоя чая очень сильно зависит не только от определённых микроэлементов в чайном листе, но и от качества воды. Прозрачный настой или мутный, светлый или тёмный, от этого зависит и аромат, и вкус. Обычно дешёвый чай при заваривании даёт мутный и тёмный или слабый настой, что является свидетельством плохого качества. В ресторанчиках часто предлагают посетителям бесплатный чай, который не имеет ни вкуса, ни запаха. Такой чай тоже очень низкого качества.

Каждая марка хорошего чая имеет, присущий ей, определённый цвет настоя. Так, например, знаменитые марки чая «Лушаньские облака и туманы», «Перистые пики Жёлтой горы», «Ровные махровые иголочки», а также «Серебристые пики» и другие, обладают прозрачным светло-зелёным настоем. Чай «Железная Гуаньинь» имеет яркий золотистый настой, ароматизированные чаи имеют, в основном, прозрачный светло- оранжевый цвет настоя. Марки «Колодец дракона» и «Нефритовая роса» обладают изумрудно-зелёным цветом настоя, а чай «Уиен» имеет оранжево-жёлтый настой. Цвет чайного настоя, как и его свежий аромат, чистота и прозрачность – является важным показателем качества.

Зелёный чай, как правило, имеет жёлто-зелёный цвет настоя. Это вовсе не потому, что листочки зелёные (они трудно растворимы в воде), а потому, что они содержат танин и его окись, а также антоциан и антоксантин.

Состязания по определению марки чая

Цзоу Даочин как-то сказал: «Единственная радость – выпить полную чашку ароматного чая». Аромат знаменитых марок чая всегда очаровывал людей.

Я всегда завидовал старикам, которые в подражание Лу Юю могут «узкой полоской бумаги, во время досуга, «затворить окна, и найти грудное молоко» — определить марку чая». И у меня есть один такой знакомый из старшего поколения, который часто давал мне уроки по чайному искусству. Он может с завязанными глазами по вкусу и запаху определить десяток чаёв из сотни. Не трудно догадаться, что для этого нужно накопить богатый опыт, который приходит со временем. Необходимо только, в каждом чаепитии, отмечать для себя особенности вкуса и аромата разных марок чая. К тому же, люди старшего поколения часто говорят: «Никогда не получается два одинаковых настоя!»

В чаепитии можно наслаждаться не только ароматом чая, но и его вкусом. И он у всех марок разный. Ведь вкус чая во многом определяется содержанием в его листочках танина, аминокислот, кофеина и прочими веществами, количество которых в разных марках чая не одинаково. Кроме того, на его вкус сильно влияет сортность чая. Отсюда, чайный настой получается терпкий или слабый, свежий или затхлый, сладкий или горький, вкусный или неприятный. Если, к примеру, настой получился терпким, то это значит, что в чайном листе много танина, а если кислым, то там много органических кислот. Если же настой очень терпкий и тёмный, или бесцветный и безвкусный, то это значит, что он получен из чая очень низкого качества.

На мой взгляд, настой должен быть достаточно крепким и не слабым, насыщенным, но не горьким. Он должен быть немного горьковатым и чуточку терпким, чтобы получить сладкое послевкусие и надолго сохранить впечатление.

При заваривании чая, подобного чаю марки «Чёрный дракон» с его пьянящим ароматом, или чаям «Колодец дракона» и «Махровые иголочки» с их свежестью и чистотой, или подобные чаю «Билочун» с его качеством «В одном нежном – три свежести», «распространяется аромат по всем девяти округам (по всему Китаю)».

Я также очень люблю заваривать чаи с остроконечными росточками типа «Сосновые иголочки» или «Серебряные иголочки», которые дают не очень крепкий и не горький настой, но доставляющий неописуемое наслаждение. Многие любители чая говорят, что когда «медленно, медленно вдыхаешь аромат чая», то создаётся ощущение, что пьёшь чай и наслаждаешься его истинным вкусом, дающим безмятежность и благодушное настроение.

Каждая марка чая обладает неповторимым вкусом и ароматом

При чаепитии мы всегда наслаждаемся вкусом настоя, его цветом, и нам трудно отказаться от наслаждения и от его неповторимого аромата. Причём, получение наслаждения от аромата – это очень важная часть в искусстве чаепития. Старые люди говорят, что, так называемая процедура «нюханье аромата», есть не только способ определить качество чая, но и взбодриться и улучшить настроение. Эта процедура помогает душевно и физически расслабиться, почувствовать свободу и понять истинное значение слова «аромат».

Мастера чайной церемонии обычно сначала разливают готовый настой по высоким стаканчикам, а потом переливают его в низкие чашечки. После этого каждый участник чаепития подносит высокий стаканчик к носу и нюхает. Несмотря на то, что чая в нём уже нет, запах от него остаётся. И этот аромат, благодаря высоким стеночкам сосуда, проникает прямо до самого сердца, радуя и опьяняя.

Бесспорно, что аромат является одним из самых важных характеристик чая. Как говорилось выше, каждая марка чая обладает неповторимым ароматом. Например, знаменитый красный чай «Чи мэн» («Красные ворота») имеет опьяняющий аромат роз, а чай «Железная Гуаньинь» из серии «Чёрный дракон» имеет естественный цветочный запах.

Ароматизированные чаи, как, например, жасминовый, обладают изысканным ароматом и хорошо бодрят. На сегодня их насчитывается более 20 видов.

Все чаи высших сортов, как правило, имеют великолепный аромат, который вызывает «душевный полёт». Что касается чёрного Пуэрского чая, то он несколько теряет в аромате ввиду его искусственного «старения».

Чаи «Колодец дракона» и «Брови бессмертного» обладают освежающим ароматом, который наполняет грудь и долго сохраняется во рту. «Нарциссовый» чай веет лёгкостью и свежестью, глоток которого оставляет сладкий аромат. А чай «Фиолетовые бамбуковые росточки с Гуджу» имеет просто опьяняющий аромат.

В жизни стоит избегать пить чай с «затхлым» или «горелым» запахом. В первом случае, такой настой получается из чая, полученного при недостаточно высокой температуре обжаривания и сушки. А во втором случае, при слишком высокой температуре.

Опьяняющий аромат чая проникает в самое сердце

Поэт Ду Фу написал такие строчки:

На террасу упалиЛучи заходящего солнца,И весенний ветерокДонёс лёгкий аромат чая.

И на самом деле, когда перед глазами очаровательный пейзаж в лучах заходящего солнца, чашка чая поднимает настроение, а его тонкий аромат опьяняет, словно весенний ветерок.

Действительно ли чай может опьянить человека? Или человек сам пьянеет от удовольствия?

Во времена династии Сун корифей литературы Лу Ю считал, что чайный аромат способен снять сонное состояние и утверждал, что «одной чашки чая всегда достаточно, чтобы окончательно проснуться». Здесь чётко сказано, что чай бодрит. Я же говорю, что чай имеет свойство опьянять. Не противоречу ли я высказыванию Лу Ю?

Его Величество любил пить чай «Колодец дракона» из-за его аромата. Данный факт подтверждает моё указание на то, что чайный аромат опьяняет. Производители и местные жители прекрасно знают, что чем нежнее росточки, тем больше пуха и, следовательно, больше запаха и сильнее опьянение. Только это опьянение не то же самое, что опьянение вином!

Существует мнение, что чай опьяняет тем, что снижает содержание сахара в крови, уменьшает артериальное давление и увеличивает количество ионов калия, чем провоцирует лёгкое чувство бессилия.

Древние же говорили: «Чтобы опьянеть, не обязательно пить хорошее вино, достаточно лишь аромата чая, который проникает в самое сердце и опьяняет». И это подтверждается современной медициной.

Опьянение чайным ароматом прекрасно. Оно не вызывает чувство тошноты и неприятные ощущения. Нужно только вдохнуть струйку дыма над чашкой и расслабиться всем телом и душой. Необходимо выкинуть на время все мысли и заботы из головы, и предаться наслаждению.

Когда повеет дразнящим тонким ароматом ирисов и орхидей

Сейчас чай пьют очень многие, но все они, практически, считают, что аромат и вкус разных марок чая почти один и тот же. В них, якобы, нет больших различий. В жизни часто встречаются люди, которые чересчур заняты, и говорят, что «время – деньги», отражая концепцию городских жителей. Они всё пьют, извините, как коровы, а потом «хлопают глазами с пион» и спрашивают: «А в чём, собственно, разница?».

В древние времена не мало образованных людей отмечали аромат чая. Так, Лу Тун говорил, что «струйка аромата свежего чая раздражает нос», или «аромат весеннего чая ударил в нос». Дай Шулун, завидуя, произнёс: «С соседнего двора потянуло ароматом чая», а Фан Джон-ен восторгался: «О, как пахнет чай ирисами и орхидеями!».

В чайном листе содержатся ароматические вещества, которые определяют аромат, а вкус формируют белки, аминокислоты, танин и прочие элементы чая.

Так, ещё в древности отмечали чай с ароматом орхидеи, чайной розы, каштана, жасмина, османтуса душистого, михелеи, мандарина и других растений. Чай даже называют иногда «ароматными росточками», и не безосновательно. Запах чая неразрывно связан как с технологическим процессом обработки, так и с его природными свойствами, такими, как, например, нежность росточка. И даже ароматизированные чаи сохраняют свой естественный аромат. По исследованиям специалистов, если взять любую марку какого-нибудь знаменитого чая, то всегда, найдётся с десяток ароматов разных растений помимо самого чая. Но все эти запахи были естественным образом впитаны чайным листом ещё на плантации.

Как хорошо, что мы пьём такие марки чая как «Железная Гуаньинь», «Нарциссовый», «Длиннополый красный халат» из серии «Чёрный дракон» или «Колодец дракона», «Туманы и облака», наслаждаемся их неповторимым вкусом и ароматом, а не чувствуем их «типичность»! Когда мы пьём чай серии «Чёрный дракон», то кажется, будто вся ротовая полость сразу наполняется ароматом, потому что напиток очень сильно насыщен вкусом и ароматом. А когда мы пьём чай, ароматизированный жасмином, то кажется, что листочки чая втянули в себя всю свежесть аромата бутончиков жасмина.

Чай заваривается обычно 2-3 минуты с закрытой крышкой, чтобы сохранить аромат. Если заваривать слишком мало по времени или слишком долго, то даже высшие сорта чая и в хороших терракотовых чайниках теряют свой изысканный аромат.

При чаепитии обязательно обратите внимание на цвет настоя

Кроме аромата и вкуса, у чая есть ещё одна важная характеристика – цвет. И не только цвет листочков, но и цвет настоя. Ведь цвет определяется содержанием в настое экстрагированных веществ из чайного листа, что очень важно. Или, например, если чай хранился в плохих условиях, то при заваривании у него появится привкус плесени. Но кроме этого, у настоя изменится и цвет.

При использовании жёсткой воды для чаепития, если её не довести до кипения, настой будет мутный, со вкусом известняка и немного терпкий. Если использовать водопроводную воду с содержанием ржавчины, настой приобретёт металлический привкус и может помутнеть.

При заваривании любительского чая или лёгкого ароматного чая, необходимо тоже обращать внимание на цвет настоя. Он должен быть, примерно, одинаков в 4-5 заварках: либо насыщенный, но не красный; либо слабый, но не жёлтый. Лучше всего, если цвет настоя от оранжево-красного до оранжево-жёлтого. В этом случае настой будет обладать и свежим ароматом.

В процессе производства зелёного чая, который не ферментируется, при завяливании чайной массы используется высокая температура обработки, чтобы сохранить изумрудно-зелёный цвет листочков. В чайном листе зелёные компоненты подразделяются на две категории – «А» и «В». Категория «А» объединяет компоненты тёмно-зелёного цвета, а категория «В» жёлто-зелёного цвета. Чем нежнее листочки, тем меньше в них компонентов категории «А», и тем ближе они к жёлто-зелёному цвету. Так, чай «Колодец дракона» называют иногда «Поджаренные жёлтые рисовые зёрнышки».

Если чайные росточки не достаточно нежны, то цвет настоя получается тёмно-зелёный. Хорошим показателем цвета чайного настоя для чая «Колодец дракона» является изумрудно-зелёный, для чаёв «Облака и туманы» и «Махровые иголочки» — светло-зелёный. При достаточно высокой степени просушивания, чай, однако, становится более тёмным. В любом случае, цвет напитка должен радовать глаз и сердце.

Листочки красного чая имеют чёрно-бурый цвет, поэтому англичане называют его «чёрным чаем». Этот чай подвергается процессу полной ферментизации, из-за чего нарушаются зелёные компоненты его листочков.

Чай «Чи мэнь» («Красные ворота») относится к любительскому красному чаю и обладает ярко-красным цветом настоя. Юньнаньский чай «Дянь хон» («Красный Юньнаньский») имеет насыщенный красный цвет и густой аромат.

Чай растёт в экологически чистых районах

Чаепитие – это, своего рода, искусство не только питья чая, но и умение расслабиться, отрешиться от забот, и в то же время, это работа над собой, самосовершенствование. Чаепитие на самом деле учит нас умиротворению своей души и её гармонии с телом. Оно помогает познать нам «природную сущность человеческой души». Оно подталкивает к высоким устремлениям и воспитывает дух.

Во времена династии Цин (1644-1911 гг.) Хуан Гонсю в своей книге «Травник. Стремление к истине» пишет: «Чай растёт там, где чистейший воздух, где его питает весенняя роса, давая ему жизненную энергию. Он не переносит даже ничтожно малое загрязнение».

Чай не только выводит из организма шлаки, обезвреживает яды и снижает жар. Он ещё прогоняет тоску и поднимает настроение. Люди старшего поколения пересказывают нам легенды о Шеньнуне. Они говорят, что когда он попробовал сто трав, то обнаружил в них семьдесят два яда. И эти яды смог нейтрализовать чай.

У нынешнего поколения всегда найдётся сотня очень важных дел, из которых, возможно, более семидесяти двух требуют больших человеческих усилий. Но человек поставил себе такие условия, что не может каждый день выкраивать немного свободного времени для отдыха и чая. А ведь при таких нагрузках очень легко сорваться и заработать неврастению или другие нервно-психические заболевания, т.к. сплошная работа и ни минуты покоя.

Искусство чаепития опирается на добрую волю, чистоту, жизненный потенциал и на свободу. В процессе познания этих изменчивых и неуловимых критериев, человек приобретает одухотворённость и, как сказано в «Чайной энциклопедии Шеньнуна»: «вырабатывает в себе способность получать удовольствие».

Ещё Су Дунпо, когда заваривал чай в Цзицзяне, то уделял серьёзное внимание жизненному потенциалу (или жизненной энергии) воды и огня. Этот критерий является основным в чаепитии.

Жизненный потенциал необходим не только для того, чтобы работать, как лошадь, без устали. Джуан-дзы по этому поводу говорил следующее: «Цзи (министр императора Шуня, обожествлённый основоположник земледелия) поторопился сделать ход конём, и проиграл». Если потребляется, выработанная организмом, энергия, то необходимо её восполнять. А во время этого процесса восполнения и отдыха, нужно попить чайку пока ещё остался аромат!

Оценка статьи:

Загрузка...

travart.ru

Скачай своё музлишко Чайный Дух музыка онлайн

1 . 2 . 3 . 4 .

Исполнитель: [НоГГано]

Исполнитель: баста

Исполнитель: Чайный Дух

Исполнитель: Чайный Дух

Исполнитель: Чайный Дух

Исполнитель: Guf

Исполнитель: Кр.Ай

Исполнитель: Баста amp Guf

Исполнитель: НоГГано

Исполнитель: Чайный пьяница

Исполнитель: Баста

Исполнитель: Баста

Исполнитель: Баста

Исполнитель: гуф, баста

Исполнитель: Gyf и Ноггано

Исполнитель: Баста, Гуф

Исполнитель: Баста

Исполнитель: Баста

Исполнитель: чайный клуб

Исполнитель: ost Восьмидесятые

Исполнитель: Баста

Исполнитель: Баста

Исполнитель: баста-

Исполнитель: Ноггана и ГУФ

Исполнитель: Ноганно

Исполнитель: Чайный Пьяница

Исполнитель: Ноганно

Исполнитель: Чайный таун

Исполнитель: т/с 80тые

Исполнитель: NeviDimm

Исполнитель: Лично

Исполнитель: Чайный Дух

Исполнитель: Psy-People

Исполнитель: Баста

Исполнитель: Баста - Гуф

Исполнитель: Баста_aka_наггано

Исполнитель: Баста и Guf

Исполнитель: Ноггано

Исполнитель: Галдин

Исполнитель: Баста и Гуф

Исполнитель: Баста

Исполнитель: Баста и Guf

Исполнитель: НоГГано и Гуф

Исполнитель: Баста-Гуф

Исполнитель: Ноганно

Исполнитель: Нинтендо и Гуф

Исполнитель: баста и гуф

Исполнитель: Баста

Исполнитель: Чайный Дух

Исполнитель: Баста и Гуф

muzlishko.ru

Китайская чайная церемония

Я конечно не большой специалист по чайным церемониям и китайская чайная церемония до недавнего времени для меня была что-то на подобии андроидного коллайдера. Но чего не сделаешь ради своих дорогих читателей!

Просматривая результаты опроса в очередной раз, обнаружил запись следующего содержания: « Здравствуйте, вы живете на границе с Китаем и наверняка хорошо осведомлены о проведении чайной церемонии. Интересно было бы тоже узнать о ней поподробнее».

То, что я живу на границе с Китаем меня, конечно, не обязывает знать все правила проведения китайской чайной церемонии, но ради вашего желания я готов разузнать не только об этом. Могу даже попробовать разыскать информацию как работает чертов коллайдер, при желании! Мне пришлось обратиться к достоверному источнику.

Хорошо этот источник долго искать не нужно их у нас на каждом шагу пруд пруди и каждый себя считает чуть ли не родоначальником чайной церемонии. Сложнее было найти знатока, который бы понятно мог объясняться хотя бы на ломаном русском языке как это всё происходит. Такого полиглота мне все-таки удалось найти! Вот что мне посчастливилось понять из услышанного. Ну и конечно я дополнил к первоисточнику кое-какие интересные факты, о чае.

Перед тем, как приступить к наслаждению древним напитком и полностью отдаться чайной церемонии нужно отложить все дела, оставить мобилу в другой комнате, лучше совсем выключить. Заглушить все, что издаёт хоть какие-то звуки и удобно сесть на пол. Однако это еще не все, нужно освободить голову от гнетущих её мыслей и познакомиться с чаем.

Китайская чайная церемония

Правильно заваренный чай должен заполнять своим ароматом всю комнату. Этот аромат может дополняться ненавязчивым запахом благовоний. При этом других запахов в комнате быть не должно. Резкие или стойкие запахи вовсе запрещены, так как они переключат обоняние с чайного аромата на источник другого запаха. Судя по словам китайского друга это очень важно, так как в ходе чайной церемонии, ничто не должно отвлекать человека от главного — от чая.

На востоке люди считают, что связь между человеком и чаем двусторонняя. То есть не только человек чувствует чай, но и чай — человека. В качестве аргумента он пытался донести до моего понимания, что один и тот же сорт чая может оказать разное воздействие на человека в зависимости от его состояния. Он может, как взбодрить его, так и расслабить.

У Китайцев, великих эстетов по части чая, принято перед чаепитием познакомиться с чаем. Нужно его рассмотреть, прочувствовать аромат и дать ему возможность настроиться на человека. Для этого, как правило, после заварки среди всех участников чайной церемонии передается одна чашечка для ознакомления, каждый склоняет голову перед чаем, вдыхая его аромат, немного задерживает у себя и передает ее следующему.

Кстати такая практика являет собой отличную тренировку для органов дыхания. В таком состоянии дыхание человека становится глубоким, но при этом ровным. Эти параметры отнюдь не всегда прослеживаются в повседневном «уставшем» дыхании.

Чайник для чайной церемонии

Чайник едва ли не самый важный элемент культуры чаепития. В Китае его называют «отцом» чая. Чайник, так же как и собственно чай не должен быть объектом экономии. От его качества и пригодности зависит насколько полностью чай «раскроется». Стоит отметить, что чайник этот нужен не для нагрева воды, а для заваривания в нем чая.

Китайцы для чайной церемонии используют глиняные чайники. Они не нагреваются и не обладают никаким запахом, который мог бы испортить аромат чая. Также важным свойством этого сосуда является его способность впитывать запах чая, что в свою очередь дополняет впоследствии его аромат. Именно поэтому рекомендуется новый чайник, перед использованием пропитать запахом чайных листьев. Для этого нужно поддержать их внутри несколько дней.

Для отдельных сортов чая, можно использовать и стеклянный, прозрачный чайничек. Это позволит получить и эстетическое удовольствие от процесса заварки. Некоторые чайные листья способны окрашиваться в удивительные цвета или принимать необычные формы в процессе взаимодействия с горячей водой.

В любом случае чайник перед чайной церемонией нужно погладить специальной кисточкой. Отдав ему дань уважения, он обязательно заварит для вас лучший напиток.

Посуда для чайной церемонии

Чашки, предназначенные для чайной церемонии должны быть из фарфора, керамики или глины. Предпочтение отдается фарфору, так как он хорошо отражает аромат чай и никак не влияет на его вкус. Важен также и цвет чашек. Лучше всего если они белые. Они позволяют увидеть истинный цвет чая. Также часто используют бирюзовую посуду. Этот цвет как бы дополняет и подчеркивает древесную сущность чай.

Материал и цвет также касаются и специального сосуда, под названием ча хай. В эту емкость чай наливается после заварки, а из нее уже напиток отправляется в чашку.

Не последнее место в чайной церемонии занимает вода. Вода во многом влияет на свойства чая. В идеале лучше использовать родниковую воду. Но в принципе сгодится и обычная минеральная вода. Главное избегать водопроводной воды.

Когда все уже готово, теперь необходимо подготовить чайник к чайной церемонии, его нужно разогреть, залив в него горячую воду и вылив ее. Это нужно проделать и с чашками, и с ча хаем. Далее нужно аккуратно, не повредив его, положить чай в чайник и залить водой. Чайник завернуть в полотенце взять на ручки и покачать из стороны в сторону, думая о вечном.

После того, как чай завариться, его нужно слить в ча хай, а далее по чашкам участников церемонии. Если я правильно понял слова моего собеседника, участники чайной церемонии должны заваривать чай несколько раз до тех пор, пока он не превратится в безвкусную жидкость. Он как-то выразился! Сейчас попробую перевести. Допил свой чай, ещё доливай, раз долил себе чай, до конца выпивай. Как-то так. Не правда ли похоже на нашу церемонию называется только она не чайная, а сообразить на троих и уже с другим напитком.

Пейте чай на здоровье

В Китае чайная церемония является важным ритуалом. Этот ритуал способствует улучшению здоровья, как в духовном, так и в физическом плане. Церемония способствует расслаблению человека, так как для того, чтобы полностью насладиться чаем и проникнуться его ароматом, необходимо отвлечься от всех мыслей и абстрагироваться от шумного динамичного мира.

Физическое объяснение положительного влияния чайной церемонии на человека заключается в следующем, частые глубокие вдохи способствуют лучшей вентиляции легких, соответственно мозг и другие органы лучше насыщаются кислородом, параллельно с этим нормализуется артериальное давление. А некоторые сорта чая содержат и ряд полезных веществ, которые укрепляют сосуды и делают их более эластичными.

Также чай отлично снимает напряжение, устраняет головную боль и стрессы. Хороший чай оказывает положительное воздействие на пищеварительную систему и способствует выведению из организма токсинов и лишнего холестерина. Для снятия усталости, и лучшего переваривания еды рекомендуется пить ароматный чай через полчаса после приема пищи. Именно после такого промежутка времени вы сможете полноценно оценить чай и познать одну из его прелестей — послевкусие.

Некоторые ограничения для любителей чая

Ароматным напитком, особенно крепко заваренным, не стоит увлекаться людям с проблемным кишечником. Чай будет повышать уровень кислотности в желудке, что плохо на нем скажется. Также, по тем же причинам, чай не нужно пить натощак.

Не стоит его мешать с алкоголем, в таком сочетании он никак не поспособствует расслаблению, а лишь создаст дополнительную нагрузку для печени. Не рекомендуется, и запивать чаем лекарства. Напиток может замедлить их усвоение организмом или же ускорить их выведение из организма.

Многие считают, что чем дольше настаивать чай, тем он лучше заварится. Это скорее неправда. Чай не желательно заваривать более 10 минут. Если заваривать его дольше, он начинает выделять вредные вещества, которые могут испортить самочувствие, вызывать нарушения сна и плохо сказываться на нервной системе.

Вот и всё что мне удалось понять, выслушав нашего зарубежного гостя. Может какие-то тонкости проведения китайской чайной церемонии и упустил, но я не специально поверьте.

Понять непросто его было, а переводчик из меня, такового бы на мыло. Но всё же я с усердием старался и слава Богу, что хоть в чём-то разобрался.

Китайская чайная церемония души и тела полная гармония. Восточный тонкий аромат у чая, без слов мы чувствуем другим не докучая. Зачем нужны бездумные слова, вокруг должна быть только тишина и чайный дух перевернёт все мысли, задумаемся мы о жизни смысле.

Приятной Вам чайной церемонии! С уважением Александр Абалаков.

Другие полезные заметки:

ablexur.ru

Китайская чайная церемония – Гунфу Ча

Чай в китайской культуре занимает особое место – считается, что чаепитие должно сопровождать каждое значимое событие в жизни. Китайская чайная церемония называется «Гунфу Ча» и напоминает тихую медитацию, настраивающую участников на созерцательный лад. Когда двери души затворяются для суеты, начинается мистическое чествование чая.

Чайные традиции Китая – повседневность и церемониал

Нет неподходящего времени для заваривания чая, есть неподходящее настроение – убеждены китайцы. В Поднебесной чай относится к продукции первой необходимости, поскольку потребляется ежедневно. Специальные приборы для проведения чайной церемонии до сих пор есть в доме каждой семьи, хотя применяются только по особым случаям.

Чайные аксессуары для повседневного чаепития не отличаются особой утонченностью — важнее наслаждаться вкусом напитка. Приборы хранятся в семье поколениями – особенно ценятся простые глиняные заварники и пиалы. Чайная культура Китая призывает устраивать упрощенную чайную церемонию в ситуациях, требующих от присутствующих внутреннего спокойствия.

Считается хорошим тоном приглашать на чай:

  • в знак уважения. Выходные дни молодые китайцы часто посвящают встречам с родственниками или уважаемыми людьми. Чайный этикет обязывает угощать старших людей ароматным чаем – таким образом, молодежь проявляет уважение к знаниям и опыту старшего поколения.
  • для приношения извинений или признательности. Неприлично извинятся или благодарить без достойного повода. Согласно традиции, нужно устроить чаепитие, чтобы должным образом выразить свое уважение. Перед подношением чая произносится речь (благодарственная или с извинениями), а затем достигнутое понимание закрепляется совместным чаепитием.
  • во время предсвадебного пира. Проведение церемонии во время знакомства жениха и невесты (либо их семей между собой) считается в современном Китае добрым обычаем. Старшие родственники вручают будущим супругам красные конверты с денежными дарами или добрыми пожеланиями. А молодая пара приветствует каждого гостя по имени, рангу и титулу, что способствует установлению хороших внутрисемейных отношений.
  • при проведении семейных мероприятий. В китайском обществе ценят традиции. Ни одно важное семейное мероприятие не может обойтись без чайной церемонии. Ритуальную часть предельно упрощают, но стараются точно воспроизводить желанную атмосферу.

Зеленый чай заваривают в большом фарфоровом чайнике, а затем разливают по маленьким пиалам – одной заварки должно хватить на всю семью, что каждый раз напоминает о необходимости делиться благами. Используются простые приборы, внешний вид которых говорит: «Важна не форма, а суть».

Коронация чая или суть церемонии

Суть чайной церемонии заключается в достижении медитативного состояния без отрешения от окружающей реальности. Чайный этикет позволяет тихо беседовать во время церемонии, что настраивает гостей на общую волну. Недопустимо только пренебрежительное отношение к церемонии, которое разрушает магию ритуальных действий. Даже чайные принадлежности вызывают благоговение – «новое» не в почете, поэтому на церемониях часто присутствует посуда с историей в три-четыре века.

Китайская чайная церемония лишена помпезности и, в сравнении с японским подходом, кажется упрощенной. Согласно китайской традиции вычурность только мешает духовному развитию, поэтому суетливые движения и лишние детали недопустимы. С точки зрения китайцев простейшие приборы и лучшие сорта чая идеально подходят друг другу!

«Минимум ритуалов – максимум смысла», — такому девизу следуют чайные мастера. Церемония «Гунфу Ча» лаконична – внимание гостей целиком поглощено вкусом чая. Приборы для церемонии подобраны таким образом, чтобы обеспечить возможность для максимального наслаждения напитком.

Второстепенное и главное в культуре чаепития

Китайская чайная церемония воспевает Чай. Дорогие чайные принадлежности, место проведения и даже личность чайного мастера, считаются второстепенными. Чайная культура сформировалась под влиянием дзен-буддизма и обучает участников искусства видеть главное.

Китайские традиции учат наслаждаться основными достоинствами чая:

  • Форма листа. Чайный этикет включает себя этап «знакомства» с чаем. В начале церемонии листья засыпают в специальную коробочку, которую передают по кругу. Гости оценивают внешний вид каждого листочка (форму, окрас).
  • Аромат. Знакомство с чаем в «Гунфу Ча» также предполагает изучение его аромата, причем до и после заваривания. Считается достаточным трижды вдохнуть аромат листьев, чтобы сродниться с энергией предложенного растения.
  • Цвет заварки. Посуда для чаепития позволяет видеть, как меняется цвет заварки в процессе церемонии. Китайская чайная культура предлагает заваривать зеленый чай многократно. Первая заварка сливается, а последующие — оцениваются гостями.
  • Вкус. Миниатюрная чайная утварь не позволяет пить жадно – напитком следует неторопливо наслаждаться. Принято пить чай тремя, четырьмя или семью крохотными глотками. В «Гунфу Ча» считается, что подобный подход обостряет восприятие вкуса.

Какая польза от традиционной чайной церемонии? Чаепитие в «Гунфу Ча» является символическим отображением взаимодействия энергий Инь и Янь. Аксессуары для чайной церемонии и питьевые приборы используются мастером для трансляции основных принципов буддизма.

Как проходит церемония «Гунфу Ча»?

Традиции предписывают расставлять чайные принадлежности на специальном подносе. Мастер неспешно располагает чайные аксессуары на чабани, затем знакомит гостей с внешним видом чая.

  1. Подготовка чайных принадлежностей. Посуда для чайной церемонии торжественно обдается кипятком. Сначала согревают заварник, а после него той же водой обмывают другие чайные аксессуары. Считается, что подогретая посуда для чаепития помогает полностью раскрыть вкус и аромат чая.
  2. Чаша справедливости. В «Гунфу Ча» для заваривания чая используют большой чайничек и чашу справедливости. Зеленый чай быстро заваривается, поэтому его нельзя сразу распределять по отдельным чашкам — в первой настой будет самым слабым, а в последней — самым крепким. Заварку по традиции сначала переливают в специальную чайную утварь – «ча-хай» и только потом распределяют между гостями.
  3. Принципы заваривания. Первую заварку в «Гунфу Ча» не используют – китайцы считают, что она позволяет смыть пыль и очистить напиток от чужеродных запахов. «Какая расточительность!», — могут подумать европейцы. Однако один чай заваривают минимум 3-4 раза (чаще 5-6), прежде чем использовать свежие листья. Подобный подход позволяет распробовать все оттенки чайного вкуса. Для заваривания чая используют родниковую воду, подогретую до 70-80 градусов. Кипяток портит вкус напитка, поэтому используется только для омовения посуды для чайной церемонии.
  4. Разлив чая. Чайная утварь имеет два вида: высокие приборы (вэнсябэй – мужское начало) и узкие чашки с широким верхом (чабэй – женское начало). Подобные аксессуары для чая символизируют взаимодействие между Инь и Янь, помогают интуитивно прочувствовать философию дзен-буддизма. Сначала чай наливают в высокие приборы, а затем в широкие пиалы. Затем гости подносят личные приборы к лицу и наслаждаются ароматом. Сделав три ритуальных вдоха и выдоха, можно маленькими глоточками пить чай.
  5. Беседа. Какая чайная церемония может обойтись без философских бесед? В процессе приготовления напитка, мастера рассказывают о чайных традициях разных регионов, делятся занимательными историями из жизни монахов и мастеров кунг-фу. После завершения ритуальной части начинается культурная беседа. Принято говорить о литературе, искусстве, философии, научных достижениях.
  6. Завершение. Мастер омывает все чайные принадлежности кипятком, протирает приборы чистой тканью и неспешно уносит. Церемония начинается и заканчивается без суеты – гостям следует поблагодарить чайного мастера и друг друга за приятное времяпровождение, а затем разойтись по домам в благостном расположении духа.

Чайная церемония в Китае помогает восстановить утраченное душевное равновесие и напоминает о гармонии двух начал – приборы для чаепития символизируют энергию Инь и Янь, помогают осознать принципы их взаимодействия. Церемониальное чаепитие погружает в медитативное состояние и вдохновляет мудростью дзен-буддизма.

фото: depositphotos.com/tolokonov, eAlisa, asimojet

cupstea.ru

Чайная церемония – Как проводится чайная церемония

Чайная церемония в глазах европейца – это экзотический ритуал, красивое приготовление чая или духовная практика. В китайской чайной церемонии все это есть, но на первый план выступает наслаждение вкусом, ароматом и чем-то неуловимым в ощущениях. Путь к чайной церемонии в ее современной форме был долог. Все началось около 3000 лет назад, когда китайцы обнаружили лечебные свойства растения Camellia Sinensis и стали варить чай и добавлять чайные листья в пищу. Такой способ приготовления был хорош для грубых сортов чая, полезные свойства которых невозможно раскрыть путем настаивания. Вместе с появлением новых изысканных сортов чая совершенствовались и способы приготовления напитка.

Искусство приготовления чая (гунфу ча) распространялось буддийскими монахами, которые первыми обнаружили бодрящие и лекарственные свойства чая. На протяжении двух тысяч лет для приготовления чая использовались различные техники и инструменты. Со временем сформировался необходимый набор посуды и инструментов для чайной церемонии, и выработались правила приготовления различных сортов и видов чая.

В китайской чайной церемонии используется только высококачественный полуферментированный чай - улун. (Иногда встречается написание «оолонг», появившееся из ошибочной транскрипции английского слова «oolong», которое на самом деле читается как «улун».) Улуны – это совершенно особая группа чаев, названная «чаем черного дракона» и «императором чайного мира». Китайцы классифицируют улун как бирюзовый чай. (Иероглиф, означающий «бирюзовый», также означает молодость и свежую зелень.) Для приготовления улунов используются молодые чайные листья и почки, выращенные высоко в горах, и собранные, высушенные и скрученные по особой технологии. Говоря простым языком, улун не такой крепкий, чтобы называться черным чаем (или красным, если следовать китайской классификации), но более концентрированный и богатый, чем зеленый чай.

Естественно, что чай, на производство которого затрачено столько труда, требует особого внимания при приготовлении. Улуны – это праздничные чаи. Они не подойдут для поспешного завтрака или офисного чаепития. Китайская чайная церемония– единственный способ раскрыть все тонкости «черного дракона», но этот способ требует мастерства и опыта, специальной посуды и несколько часов свободного времени. Чайная церемония никогда не проводится «на десерт», после приема пищи должно пройти 2-3 часа. Чтобы ничего не отвлекало от восприятия вкусов и ароматов, за несколько часов до церемонии не следует есть острые, кислые или сладкие блюда, курить, пить алкоголь и пользоваться духами. Однако, большое количество чая на голодный желудок может вызвать неприятные ощущения. На протяжении чайной церемонии гостю может быть предложено до 20 чашек чая. Когда каждая последующая заварка отличается от предыдущей, количество впечатлений, полученных за несколько часов церемонии, превысит впечатления от всего чая, выпитого до этого. Единственное участие в гунфу ча может перевернуть представление человека о чае.

Первое условие китайской чайной церемонии – хороший улун. Высококачественные улуны производятся только в Китае. Существует четыре вида улунов: южнофуцзяньские, северофуцзяньские, гуандунские (кантонские), и тайваньские. Самым известным сортом улунов считается южнофуцзяньский Тегуаньинь из уезда Аньси – чай железной бодхисатвы. Тегуаньинь обычно используется для ознакомления новичков с чайной церемонией, так как его насыщенный и долгий вкус и постепенно меняющийся аромат понятен всем. Тайваньские улуны слабой ферментации также подходят для знакомства с церемонией. Они обладают свежим ароматом, насыщенным цветом настоя и сладким вкусом. Многие материковые улуны настолько нежны, что без специальной подготовки сложно прочувствовать их прелесть. Опытный мастер поможет подобрать сорт улуна в зависимости от опыта и вкусов гостей.

Гунфу ча проводится только с неароматизированными улунами. Нет смысла проводить чайную церемонию ради наслаждения «ароматизаторами, идентичными…». Исключение составляют улуны с естественной ароматизацией лепестками цветов или крошкой женьшеня и молочный улун (Най Сян Цзинь Сюань), имеющий натуральный легкий молочно-сливочный аромат. Однако, настоящие любители чая признают только чистый улун без примесей. К сожалению, в супермаркетах невозможно найти чай для чайной церемонии. В лучшем случае, удастся купить хороший повседневный чай.

Улуны для чайной церемонии продаются в специализированных магазинах и чайных клубах. Свежий и качественный улун не может быть дешев, но цена – не единственный ориентир при выборе чая. Многие специализированные магазины и чайные клубы предлагают дегустацию чая и дают рекомендации по приготовлению понравившегося сорта. Чем выше сорт чая, тем больше полезных веществ он содержит, так как сырье для таких чаев выращивается высоко в горах, где нет вредного воздействия цивилизации. При приготовлении высокосортных улунов используется в основном ручной труд профессиональных сборщиков.

Следует учитывать, что при исследованиях полезных свойств чая, ученые часто не видят разницы между зеленым чаем и улуном и не принимают во внимание способ его приготовления. Высококачественный улун, приготовленный во время чайной церемонии, содержит множество витаминов, органических кислот, минералов, белков и прочих полезных веществ. После гунфу ча многие чувствуют легкость и прилив сил, что можно объяснить как угодно: мистическими свойствами чая или очищением крови от шлаков.

В чайной церемонии на втором месте по важности после чая находится вода. Китайские мастера использовали (и продолжают использовать) воду из горных источников. В средней полосе России тоже есть немало родников с вкусной водой, но чтобы использовать родниковую воду для приготовления чая нужна абсолютная уверенность в чистоте источника. Вода из колодцев не в почете у китайских мастеров гунфу ча, но в современных условиях колодезная вода бывает лучше водопроводной. Многие фильтры для очистки воды делают ее безжизненной, что также нехорошо для чайной церемонии. Чайные клубы обычно используют мягкую бутилированную воду.

Настоящий мастер способен приготовить улун даже в походных условиях, но для того, чтобы гости насладились не только вкусом и ароматом чая, но и демонстрацией чайного действа с точно рассчитанными движениями рук мастера, для гунфу ча требуется специальная посуда: сосуд для хранения чая, чайная доска с поддоном для сбора воды, спиртовка или горелка, чайник для подогрева воды, сосуд для знакомства с чайными листьями, заварочный чайник, ситечко, сосуд для разливания чая, чайные пары (пиала + высокая чашка), инструменты (ложка, игла, щипцы, воронка и кисточка), полотенце.

Во время китайской чайной церемонии от гостя требуется только вдыхать аромат и наслаждаться вкусом. Мастер будет рад ответить на интересующие вопросы, разделить эмоции и поддержать мысли, рожденные чаем. Японская чайная церемония намного сложнее, так как требует особого настроя и сосредоточения не только от мастера, но и от всех гостей. Во время японской церемонии чай размалывается в мелкий порошок, который взбивается в пену. Японская чайная церемония – это эстетизм примитивной простоты, однако для приготовления чая по-японски используется намного больше инструментов, чем в китайской традиции. Цель японской чайной церемонии – концентрация, очищение и стремление к внутренней гармонии.

Ольга Бородина

 

kedem.ru

Как пьют чай в Японии и что подают к столу

Юлия Верн 5 054

Скрупулезность и этичность японского отношения к сущему, не могла не найти отражения, как в самом процессе чаепития, так и всех составляющих его элементах окружения. Месту проведения классического ритуала уделяется огромное значение, можно сказать, что это — отражение японской жизненной философии.

Место проведения

Территория, где расположен тясицу, всегда огорожена добротным, высоким деревянным забором, куда попасть можно только через строго отведенное место — тяжелые ворота, створы которых, не издают ни малейшего звука, несмотря на свой массивный вес. Открываются ворота, только перед началом проведения церемонии, когда начинается сбор гостей, которые никоим образом не должны мешать хозяину чайного дома в приготовлении к торжественному процессу.

Тясицу на берегу живого пруда, где плескаются увесистые карпы, может быть не единственным строением ансамбля. Расположение строений никак не регламентируется, однако всегда исполняется только один закон — любая строительная и культурная деятельность человека, должна строго вливаться в окружающую природу сада, служить ее продолжением и не выделяться на общем фоне цветовой гаммы.

Кроме тясицу, на территории сада зачастую расположены отдельные скромные домики, выполняющие роль прихожей, где гости могут сменить обувь и оставить верхние одежды в зимний период, а также — гостевые павильоны, где собираются участники церемонии, перед походом в главное сооружение — тясицу, находящегося в центре сада — тянива, по специально вымощенной природными камнями дорожке — родзи.

Тянива

Территория сада, как правило, скромно невелика, это позволяет обслуживающему персоналу постоянно поддерживать ее в идеальном состоянии. Чайный сад всегда имитирует какой-либо участок дикой природы, со свойственной ей природной беспорядочностью, которую точно обыгрывают старательные японские мастера.

Флора чайного сада представлена в большинстве вечнозелеными кустарниками и деревьями, бамбуком, кипарисами, соснами. Среди поросших мхом «диких» камней притихли еле заметные на общем фоне старинные фонари, освещающие тусклым, мягким светом, который не помешает сосредоточению, дорожку к чайному домику — родзи, в темное время суток.

Родзи

Чайная дорожка строится таким образом, чтобы ее внешний вид ничем не отличался от каменистой тропинки в горах — камни всегда неправильной геометрической формы, разной расцветки и размеров. Буквальный перевод с японского «Родзи», означает — «земля, покрытая росой». В древние времена, путь к тясицу устилали дорогой, по тем временам, бумагой, для того чтобы одежды богатых гостей не вымокли в росе.

В конце родзи всегда расположен вымощенный камнем колодец с чистейшей родниковой водой, откуда черпают воду гости с целью омовения, прежде чем преступить порог тясицу.

Тясицу

Чайный домик является классическим олицетворением основого принципа «ваби», заложенным Мурата Дзюко — никаких ярких, бросающихся в глаза и отвлекающих внимание вещей и принадлежностей. Общая цветовая гамма одинакова на всей площади помещения от центра до самого скрытого уголка и представлена мягкими, со смазанными границами, желто-коричневыми оттенками. Свет внутри тясицу всегда рассеянный, падающий сверху-вниз, тем самым ограничивая рождение теней. Внешний вид чайного домика имеет вид скромного крестьянского жилища с соломенной крышей.

Внутреннее помещение состоит всего из одной комнаты, в которую попасть можно через узкий и низкий проход, что заставляет каждого входящего в тясицу, поклонится, независимо от его статуса в обществе. Кроме того, в древние времена, в чайный домик не могли пройти вооруженные самураи — их мечи катана и вакидзаси, были настолько длинными, что протиснуться в столь узкий вход, не снимая их с пояса, было невозможно.

Окна тясицу квадратной формы, расположены в ряд, под самым потолком, тем самым, не позволяя суетности окружающего мира нарушить внутренний покой и гармонию душевного мира во время чаепития. Однако если чайный сад представляет особую гордость хозяина, то стены тясицу могут раздвигаться, позволяя гостям с достоинством оценить старания чайного мастера по содержанию своего сада.

Внутреннее убранство комнаты также не блещет изысканностью — стены покрыты слоем матовой глины, препятствующей порождению световых бликов, у входа обязательно расположена символическая ниша, в которой находится курильница благовоний и цветочная ваза.

Интересно знать!На стенах обязательно наличие висящих развернутых свитков с изречениями великих чайных мастеров прошлых столетий, содержание которых подбирается хозяином к каждой церемонии.

Из живописи, может находиться единственный портрет, с изображением мастера, также из списка великих. В зимний период посреди комнаты располагается очаг, вылитый из бронзы, на котором нагревается вода для будущего напитка.

Чайная утварь

Вся посуда, необходимая для приготовления чайного напитка, не обязательно должна быть оформлена в едином художественном стиле, однако должна отвечать однотипности, представляющей единый ансамбль. Кроме того, обязательным требованием к каждой утвари, является ее почтенный возраст, который характеризуется многовековыми потемнениями и царапинами, являясь при этом безупречно чистой. В отличие от европейцев, которые любят натирать свои чашки и ложки до блеска, доводя их до состояния новых предметов, японцы очень ценят дух прошедших времен в каждой миске, чашке и ложке.

Из посуды, обязательно представлены: небольшая коробочка для хранения сухого чайного сырья, котел для нагревания воды или чайник тэцюбин из чистой меди, чаша для совместного питья или отдельные глиняные чашки для каждого из гостей, имеющие грубый, необработанный вид, несколько ложек и мешалка, изготовленных из бамбука.

Густой и жидкий японские чаи

В процессе любого японского чаепития используются две разновидности чайных напитков, приготовленных из одного чайного сырья маття, но имеющих разную консистенцию. Для приготовления густого чая — «Койтя» требуется в три раза больше весовых частей чайного порошка, чем для «Юсуття» — жидкого чая.

Употребление койтя — первая часть ритуального пития чая, когда всем гостям предлагается испить по очереди из одной чаши, символизируя единение людей между собой и чайным домом. Питие юсуття происходит, как правило, в менее официальной обстановке, со сладостями и беседами, позволяя провести время с пользой и полным расслаблением. Жидкий чай всегда подается в индивидуальных чашках.

Порядок проведения чаепития

После переодевания в подготовительном помещении, приглашенные следуют в гостевой павильон, где, обмениваясь информацией друг с другом, создают общий фон предстоящего чаепития. По сигналу мастера, все следуют по каменистой дорожке в тясицу, что является очень символичным процессом — в этот момент гости не просто идут пить чай, а отождествляют свой путь как уход от бытовых проблем, отречения от мирской суеты.

Перед входом, гостей встречает хозяин, который после скромного приветствия, предлагает гостям совершить обряд омовения, который, в свою очередь символизирует очищение души и тела. Поочередно участники зачерпывают свежей воды из колодца деревянным ковшом на длинной бамбуковой ручке, омывают лицо, руки и рот, затем ополаскивая ручку ковша, передают его следующему участнику.

Тесный проход внутрь чайного дома — последний рубеж, отделяющий обыденность внешнего мира от внутреннего царствия величественного спокойствия и умиротворения человеческой души и мысли.

Видео по теме

Японская чайная церемония

Кликните Play для просмотра

Первое, на что должны обратить гости, это — токонома, та самая ниша в стене у входа, на которую, только что, хозяин установил и подпалил курильницу с благовониями, поместил букет свежих цветов и развернутый свиток с изречением. Последние три вещи определяют тему предстоящего чаепития и отражают настроение хозяина, которым обязательно должны проникнуться все участники церемонии. Хозяин входит через некоторое время, после того, как спина последнего гостя исчезла во входном проеме — необходимо дать время участникам, для того, чтобы не торопясь, оценить убранство помещения и старания чайного мастера, который очень рад приходу гостей, хотя его внешнее спокойствие и молчание, мало указывает на это.

Гости располагаются вокруг чайного татами, место хозяин — у очага, на котором греется вода для напитка. Для снятия напряжения вследствие чувства голода, подаются первые блюда, объема небольшого, но достаточного для утоления голода — кайсеки. Японцы считают, что чаепитие нельзя проводить на голодный желудок — голод не даст в полной мере проникнуться жизненной философией и насладиться прекрасным ароматом и вкусом чайного напитка. Название кайсеки, также, достаточно символично — так раньше назывался горячий камень, который монахи носили за пазухой, чтоб притупить чувство голода.

После кайсеки, наступает время омогаси — легкие сладости, не отличающиеся большим количеством сахара и пряностей, больше напоминающие диабетический продукт, нежели, чем сладкие пирожные.

После легких закусок, гости должны удалиться из помещения, а пока хозяин сменит свиток в нише на тябана — относительно красочный букет из живых или высушенных цветов либо веток деревьев. Каждый элемент тябана весьма красноречиво продолжает долгий рассказ о целях настоящего чаепития и возжеланиях чайного мастера. К примеру, сосновая ветвь и цветок камелии символизируют долговечность в сочетании с нежностью.

После возвращения гостей, начинается самая важная, медиативная часть церемонии — приготовление густого зеленого чая из порошкообразного сырья. Процесс проходит в полной тишине, слышны лишь звуки деятельности чайного мастера, которая отточена настолько скрупулезно, будто это не приготовление напитка, а — сложенная веками, передающаяся из поколения в поколение, тихая, спокойная песнь, что таковым и является.

В такт своему дыханию, под пристальным молчаливым взором гостей, мастер проводит символическое очищение посуды, засыпает небольшой объем порошка в грубую глиняную чашку и заливает некоторым количеством кипятка, постоянно помешивая содержимое бамбуковой мешалкой до появления светло-зеленой, непрозрачной пены. После добавляется еще необходимое количество кипятка до достижения требуемой консистенции.

Движение готового напитка по кругу начинается с самого старшего или самого почетного гостя, которому хозяин с поклоном передает чашу. Гость принимает посуду правой рукой и перекладывает ее на левую, укрытую шелковым платком, делает небольшой глоток. Затем вновь берет чашу правой рукой и, помещая платок на татами, обтирает край чаши салфеткой и передает ее следующему участнику. Каждый гость повторяет ритуал до тех пор, пока чаша не вернется к хозяину. Такие отработанные действия символизируют общее единение, доверие и дружбу между всеми участниками церемонии. Если в древности, воеводы воюющих между собой кланов, участвовали в объединяющем чаепитии, то между врагами заключалось долгое перемирие, которые никто не имел права нарушить.

После употребления густого чая, хозяин вновь пускает по кругу уже пустую чашу, чтобы каждый из присутствующих смог по достоинству оценить ее форму и ощутить прикосновение.

Следующим этапом церемонии является приготовление и испитие жидкого чая, который заваривается из того же порошкового сырья, но имеет более жидкую консистенцию и передается гостям в индивидуальных чашках. Этот процесс более расслабленный, сопровождающийся употреблением сладостей и дружественными беседами о чае, гостеприимности хозяина, а также — обсуждением изречения из свитка и содержания цветочной композиции в токонома. В разговорах считается невежливым и неэтичным обсуждать повседневные проблемы и заботы, делиться душевными переживаниями и рассказывать о личной жизни.

Раскрытие бутонов цветов в токонома и уход с извинениями хозяина, символизируют завершение чайной церемонии, говоря гостям, что пора собираться. Гости поочередно встают, обязательно уделяют внимание очагу и выходят на улицу, где их учтивыми поклонами провожает мастер.

Через некоторое время хозяин возвращается в тясицу, проводит несколько минут в задумчивом осознании и воспоминаниях прошедшей церемонии и начинает уборку — выносит чайную утварь, вытирает татами, убирает цветы и свиток, после чего покидает помещение. Оставить помещение тясицу в том же состоянии, что до начала чайной церемонии — без каких-либо признаков проведенного мероприятия, значит оставить след церемонии только в сознании ее участников.

Чайные школы Японии

Чайное мастерство — отдельная наука, постичь которую дано только избранным. В современной Японии, достаточно многие желают обучиться искусству организации чайных церемоний, но предварительный отбор в школы проходят далеко не все желающие.

В школе обучают не только мастерству движений во время приготовления напитка и поведению с гостями, но и основной философии дзэн-буддизма, без осознания и смирения с которой, стать истинным чайным мастером попросту невозможно.

Самыми дорогими и чтимыми чайными школами Японии является триада учебных заведений, основателем которых явился сам Сенно Рикю, трагически погибший по желанию своего коварного правителя. Все школы, показывая фамильное родство между собой носят приставку «Сен» в своем названии:

  • Сансенке — основная школа;
  • Урасенке — самая большая школа;
  • Омотесенке — вторая по величине и самая молодая среди триады школ.

kivahan.ru