Традиции и праздники чувашского народа. Чувашские духи и боги


Народная( языческая) религия у чувашей.

Вплоть до середины XVIII в. у чувашей сохранялась народная (языческая) религия, в которой присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама в болгарское и золотоор-дынско-казанскоханское время. Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. Дух предков покровительствовал членам рода, мог и наказать их за непочтительное отношение.

Для чувашского язычества был характерен дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Султи тура (верховным богом), и с другой — злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи Верхнего мира — добрые, Нижнего света — злые.

Религия чувашей по-своему воспроизводила иерархическую структуру общества. Во главе многочисленной группы богов стоял Султи тура со своим семейством. По-видимому, первоначально небесный бог Тура («Тенгри») почитался наравне с другими божествами. Но с появлением «единовластного самодержца» он становится уже Асла тура (Высшим богом), Султи тура (Верховным богом). В людские дела непосредственно всевышний не вмешивался, управлял людьми через помощника — бога Кебе, ведавшего судьбами человеческого рода, и его служителей: Пулёхсё, назначавшего людям судьбу, счастливые и несчастливые жребии, и Пихампара, раздававшего людям душевные качества, сообщавшего юмзям пророческие видения, который считался также покровителем животных. В услужении Султи тура находились божества, названия которых воспроизводили названия прислуживавших и сопровождавших золотоордынских и казанских ханов чиновников: Тавам ыра — добрый дух, заседавший в диване (палате), Тавам суретекен — дух, ведавший делами дивана, далее: страж, привратник, кравчий и т. д.

Поминально-погребальные обряды Комплекс поминально-погребальных обрядов у чувашей-язычников свидетельствует о развитом культе предков. Умерших хоронили головой на запад, на могиле ставили временный памятник из плоского дерева в виде фигуры (салам юпи — «прощальный столбик»), осенью в юпа уйах («месяц столба, памятника") сооружали на могиле умершего в течение прошедшего года антропоморфный юпа — памятник из камня или дерева — мужской — дубовый, женский — липовый. Поминки у чувашей-язычников сопровождались ритуальными песнями и плясками под пузырь (шапар) или волынку (купас), чтобы умилостивить покойника, сделать ему приятным пребывание в могиле; разжигались костры, совершались жертвоприношения. Ученые (А. А. Трофимов и др.) выяснили, что похоронно-поминальная обрядность чувашей, устройство кладбищ (масар) с непременным мостом, положенным через ручеек или овражек (мост дл; перехода в мир предков), и сооружение намогильных памятников юпа в виде столба (акт сотворения вселенной), разжигание огня-костра во время похорон и поминок (куда кидали не только жертвенную пищу, но и вышитые головные уборы сурпаны, украшения алка, ама и др.), наконец, композиционная и образная структура культовых скульптур имеют более чем выразительную связь с этносами индо-иранского культурного круга и полностью согласуются с учением Зара-туштры. По-видимому, основные определяющие черты языческой религии чувашей сформировались у их предков — болгаро-суварских племен — еще в период их пребывания на территории Средней Азии и Казахстана и в последующем, на Северном Кавказе.Боги и духи Чуваши почитали также божков, олицетворяющих солнце, землю, гром и молнию, свет, огоньки, ветер и т. п. Но многие чувашские боги «обитали" не на небесах, а непосредственно на земле.

Злые божества и духи были независимы от Султи тура: других богов и божеств и враждовали с ними. Бог зла и мрака Шуйттан пребывал в бездне, хаосе. Непосредственно от Шуйттана «произошли»:

Эсрель — злое божество смерти, уносящее души людей, Ийе — домовой и костолом, Вопкан — дух, насьыающий эпидемии, а Вупар (упырь) вызывал тяжелые болезни, ночное удушье, лунные и солнечные затмения.

Определенное место среди злых духов занимал Иёрёх, культ которого восходит к матриархату. Иёрёх представлял собой куклу в виде женщины. Она передавалась из поколения в поколение по женской линии. Иёрёх был покровителем семьи.

Самыми вредными и злыми божествами считались киремети, которые «обитали" при каждом селении и приносили людям бесчисленное множество несчастий (болезни, бездетность, пожары, засухи, градобития, грабежи, бедствия от помещиков, приказных служителей, пуянов и т.п.). В киремети будто бы превращались души злодеев и угнетателей после их смерти. Само название киремети происходит от мусульманского культа святых «карамат». У каждого селения было не менее одного киреметища, были и общие для нескольких селений киремети. Место жертвоприношения киремети огораживалось, внутри строилось небольшое здание с тремя стенами, обращенное открытой стороной на восток. Центральным элементом киреметища было одиноко стоящее старое, часто уже засохшее дерево (дуб, ветла, береза). Особенность чувашского язычества состояла в традиции умилостивления как добрых, так и злых духов. Жертвы приносились домашними животными, кашей, хлебом и т. п. Жертвоприношения совершали в специальных капищах — культовых сооружениях, которые обычно устраивались в лесах и также назывались ки-реметями. За ними ухаживали мачауры (мачавар). Они вместе с главарями молений (кёлёпусё) совершали обряды жертвоприношений и молений.

Добрым богам и божествам чуваши посвящали общественные и частные жертвоприношения и моления. В большинстве это были жертвоприношения и моления, связанные с земледельческим циклом: уй чукё (моление об урожае) и др. Леса, реки, особенно омуты и пруды, по поверьям чувашей, были заселены арсури (подобие леших), вуташ (водяной) и другими божествами.

Благополучие в семье и хозяйстве обеспечивал хёртсурт — дух женского пола, в скотном дворе обитало целое семейство духов-покровителей домашней живности.

Все надворные постройки имели духов-покровителей: хранители клети (кёлетри ыра), погреба (нухреп хуси), сторож овина (аван кётусё). В бане ютился зловредный дух ийе — своеобразный домовой-костолом. «Загробный мир» представлялся язычникам-чувашам продолжением земной жизни. «Благоденствие» покойников зависело от того, насколько щедро потчевали их живые родственники на поминках.

Материалы взяты из книги:"Чуваши. Этническая история и традиционная культура." Авторы составители: В. П. Иванов, В. В. Николаев,В. Д. Дмитриев. Москва, 2000.

Народная религия Чувашии

ilinova.blogspot.ru

Чувашский пантеон

Чувашский пантеон

Чувашская мифология

Чувашская мифология - древнейшая форма мировоззрения этнич. общности, проживавшей на терр. Пенз. края. Самые древние мифы связаны с деревьями и животными. Они объясняют их происхождение, отношения с людьми, наделение человеч. свойствами. Достаточно рано у чувашей сложились космогонич. мифы. По их представлениям Земля и Небо поначалу пребывали слитно. Но однажды женщина хлебом вытерла испачкавшегося ребенка и, боясь греха, не бросила хлеб на землю, а спрятала его на небе. Чистое небо, опасаясь, что люди могут его загрязнить, отделилось от земли. По древним представлениям небесный мир составлен из 7 ярусов, каждый из к-рых имеет свой цвет. Небо представлялось также и трех-, и двухслойным. Оно после отделения от земли опиралось на 4 столба. Не случайно на месте чуваш. молений ставилось строение на 4 столбах и с крышей. В ранней М. ч. большую роль играли персонажи низшей мифологии – разнообразные духи, бывшие воплощением природных явлений: Арсури – дух леса, Вуташ – дух воды, Вупар – дух удушья, болезней и лунного затмения, Херт-сурт – домовой и др. Мн. из духов носили дуалистич. характер: воплощали и доброе и злое начало. Б. позднее происхождение имеют мифы о богах, антропоморфных сверхъестеств. существах. В чуваш. пантеоне насчитывается б. 200 богов и приданных им духов. В связи со становлением соц. неравенства в М. ч. формировалась идея супрематеизма (превосходство одного из богов над другими), складывалась иерархия богов. Верховным богом становится Султи-Тура, или Тура-Тала. Он бог-творец, податель дождя на поля, дарует урожай и счастье людям. С Султи-Тура связан б. поздний вариант космогонич. мифа чувашей. Он вместе с Пулех выступает как доброе начало мира. Злое начало представлял Шуйтан. С Султи-Тура также связаны теогонич. и антропогонич. мифы. Он создал себе богов-помощников и вылепил из глины людей. При нем находились боги: создатель душ (Чун суратакан тура), детей (Ывал-хер суратакан тура), домашних животных (Выльах-черлех суратакан тура), судьбы (Султи-кепе) и др. В М. ч. сформировались и элементы мифа о конце света. Мн. из миф. обычаев живы в быту чувашей и до настоящего времени. Элементы миф. символики продолжают сохраняться в вышивке и украшениях.

Денисов П. В. Религиозные верования чувашей. Чебоксары, 1959[Между прочим, мой научный руководитель :))) - примеч. мое];Трофимов А. А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки //Чувашское искусство. Чебоксары, 1976; Салмин А. Народная обрядность чувашей. Чебоксары, 1994.

А. Б. Никонов. Чувашская мифология / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

→ Чувашский пантеон

Комментарии:

интересно…:) а всё-таки мифология разных народов, живших далеко друг от друга, как-то похожа.. удивительно…

ничего удивительного. это одни и те же существа, какая разница, как они обзывались в той или иной местности.

так ведь и их названия какие-то понятные..)

ха! ну так нечего носиться с иудейскими сказками, и все будет понятно.

дык.. это вообщеето тоже сказки..:)

да не )))

да да!:)))

покурите тада…)))

чо это?? фигасе!)) вот чо за разговоры с дамой?! *смотрит строго*))

шалфейчик… вьюнок че ли…)))

ты поговори, поговори тут!))) еще грибочков предложи:))

не, тебе нельзя. ты еще скажи - тарену )))

а вот фигушки! не скажу!:)))

ррррррр!!!

соку выпей )))

ряженки попью щас..))

президентом Дристом хочешь стать, как в "Космических яйцах"?)))

вот наколдуешь ты мне щас….((

что ты… я наоборот… не хочу)))

тада чайку!))

да, там обратное действие)))

:)))

вот так всегда в этом мире: с Богов начали, на желудок съехали…)))

я же говорю сказки..)))

ни хрена)))

не спорь со старой мудрой женщиной!!!:))

ой-ой))) мне тоже не 15)))

кстати… нащет мудрости: мне тут наш доморощенный чувашский русский поэт Паша Емельянов подсунул на набор несколько новых стихов… сам он медленно слишком печатает, да вдобавок у него надо винду переустанавливать… так что я взялся. в общем, выложу завтра там же…

Вот и хорошо..:) выкладывай, почитаем..:)

счас… набрать еще надо, а у меня заказ не выполнен вчерашний.

у тебя большой портфель заказов?))

нет. отрисовка макета.

а-а… вот оно что.. ладно.. ждем..)

чего? у моря погода или у стены пагоды? :)))

у моря - по году, а у стены - пагоды…

ага.. намек понятен..:) обещанного 3 года ждут..:)

да сделал уже давно и сбросил по электронке.

так то что у них было, было и в Греции, Риме, Египте и многих других странах

это все было у всех и почти одновременно

так вроде пометку и сделал что во многих других :)

это я всем остальным )))

найти бы ту самую первую… изначальную… от которой все эти сказки пошли

начала и конца не было и нет. безконечность ДО и безконечность после, а посередине пустота )))

так бывает только у укурков ) начало было…

у укурков все происходит одновременно, а не просто отсутствует начало и конец))) это, в частности, видно на примере арабской музыки.

Разум-то наш под райскую жизнь заточен, а живём хрен знает где, да ещё удивляемся, почему это в квадрате диагональ на сторону без остатка не делится!

я не удивляюсь… я знаю, что корень из 2 - число иррациональное :)

Оставить комментарий

maksud.nnov.org

Чувашская мифология — Википедия

Чувашская мифология и традиционная религия — комплекс воззрений, верований и культов чувашей, существовавший с IX—XIX вв. Отдельные черты мифологии и религии чувашей сохраняются и в наше время.

Традиционная религия называлась самими чувашами «обычаем старых» (ваттисен йăли), а её приверженцы — «истинными чувашами» (чăн чăваш)[1].

Основные источники сведений по чувашской мифологии и религии — это записи таких ученых, как В.А.Сбоев, В. К. Магницкий, Н.И.Золотницкий и др. Важным источником информации о традиционных верованиях чувашей стала изданная в 1908 г. книга венгерского исследователя Д. Месароша «Памятники старой чувашской веры».

Язычество сохранилось в своей неприкосновенности только очень спорадически. Языческое селение это редкостное явление. Вопреки этому мне прошлым летом удалось длительное время побывать в одной такой исконно языческой местности <…> И в других краях, где сейчас уже исповедуют христианскую веру, жива память о языческой эпохе в основном в устах стариков, которые сами лет 40-50 тому назад тоже приносили жертвы древним чувашским богам.

— Месарош Д.[1]

В конце XX в. большой массив чувашских мифов был обработан при составлении чувашского эпоса Улып[источник не указан 2151 день].

Сотворение мира[править]

По преданиям, мир создан богом Турă, «но сейчас никто уже не знает, как он создал его». Сначала на земле были только один язык и одна вера. Затем на земле появилось 77 разных народов, 77 разных языков и 77 разных вер.

Структура мира[править]

«Чувашский мир» (рис. Владимира Галошева)

Для чувашского язычества характерно многоярусное представление о мире. Мир состоял из трех частей: верхний мир, наш мир и нижний мир. И было всего семь слоев в мире. Три слоя в верхнем, один в нашем, и ещё три в нижних мирах.

В чувашской структуре мироздания прослеживается общетюркское деление на надземные и подземные ярусы. В одном из небесных ярусов живёт главный пирешти Кебе, которых передает молитвы людей богу Турă, обитающему в самом верхнем ярусе. В надземных ярусах находятся и светила — луна ниже, солнце выше.

Первый надземный ярус находится между землей и облаками. Раньше верхняя граница находилась гораздо ниже («на высоте крыши ветряных мельниц»), но облака поднялись выше, когда люди стали хуже. В противовес подземным ярусам, поверхность земли — мир людей — называется «верхним миром»(Çỹлти çанталăк). По форме земля четырёхугольная, в заговорах часто упоминается «четырехугольный светлый мир» (Тăват кĕтеслĕ çут çанталăк).

Земля была квадратной. На ней жили разные народы. Чуваши верили, что их народ живёт в середине земли. Священное дерево, древо жизни, которому чуваши поклонялись, поддерживало небосвод посередине. С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод поддерживали четыре столба: золотой, серебряный, медный, каменный. На верхушке столбов располагались гнезда, в них по три яйца, на яйцах — утки.

Берега земли омывал океан, бушующие волны постоянно разрушали берега. «Когда край земли дойдет до чувашей, конец света придет», — верили древние чуваши. В каждом углу земли стояли на страже земли и людской жизни чудесные богатыри. Они охраняли наш мир от всякого зла и несчастий.

Верховный бог находился в верхнем мире. Он правил всем миром. Громы и молнии метал, дождь пускал на землю. В верхнем мире находились души святых и души неродившихся детей. Когда человек умирал, душа его по узенькому мосту, переходя на радугу, поднималась в верхний мир. А если он был грешен, то, не пройдя узкого моста, душа человека падала в нижний мир, в ад. В нижнем мире стояло девять котлов, где варились души грешных людей. Слуги дьявола непрестанно поддерживали под котлами огонь[2].

В Чувашской мифологии по В. К. Магницкому всего существовало более 200 богов и приданных им духов разных рангов и функций. Они населяли небо, землю и подземный мир. Д. Месарош указывал: Если последовательно, внимательно присмотримся к старой вере чувашей, особенно в том, что касается памяти Бога, находим значительные расхождения, например, с чистой шаманской верой алтайских тюрок. Культ хороших и злых духов померк, а роль шамана-жреца полностью потеряна. Однако в сегодняшнем веровании чувашей отчетливо вырисовывается понятие о единственном боге, что ни в коем случае не похоже на язычество. Русские исследователи В. А. Сбоев, В. К. Магницкий без особых знаний языка и предмета не могли выделить это настолько характерное свойство чувашской мифологии, поэтому исходили из того: так как речь идет о язычестве, чёрной вере, то, следовательно, каждый дух и фигура воображения это и есть Бог. И под это понятие подгоняли из текстов жертвенных молитв каждое уже не имеющее значения слово, называя Богом, и даже названия определенных болезней, без какой-либо систематизации и знания языка. В главе, посвященной Богу, я подробно говорю о чувашском монотеизме[1]

О количестве богов существует несколько мнений. По одному мнению бог один — Верховный бог (Ҫӳлти Турă), а остальные только прислуживают ему и являются духами. Другие считают чувашскую веру многобожьей.

  • Албаста — злое существо в виде женщины с четырьмя грудями
  • Арзюри — дух, хозяин леса, леший
  • Вубър — злой дух, насылал болезни, нападал на спящего человека
  • Вите хуси — хозяин хлева
  • Вудаш — злой дух, обитающий в воде
  • Ийе — дух, обитающий в банях, мельницах, заброшенных домах, хлевах и т. д.
  • Ирих — божество-хранитель домашнего очага; дух, способный насылать на людей болезни
  • Келе — злой дух.
  • Вупкан — злой дух, насылающий болезни, невидимый или в виде собаки.
  • Хэрле щыр — добрый дух, живущий в небесах
  • Эсрель — дух смерти

Мифические существа[править]

Куйгараш

Ы́рамась (чуваш. Ăрăмăç, ăрăмçă) — человек, обладающий мифической силой; в народе его называли творцом, мудрецом, волшебником, всесильным, вещим, ворожеем, колдуном, знахарем, чародеем и т. д. Иногда он выступал в роли юмăç и мăчавăр. Его действия, направленные на достижение Добра или Зла, представлялись в виде сотворения микрокосма и сопровождались заклинаниями, заговорами, гимнами-речитативами. Их текст часто заключал в себе формулу обращения к Аша, которое повторялось по 3, 5, 7, 9 раз, что было связано не только с представлениями о магической силе нечётных чисел, но и со степенью желания достичь поставленные цели.

Согласно наиболее общепринятой точке зрения, чувашское ăрăмăç происходит из орхоно-енисейского ырк (гадание)[3]. Другие тюркские соответствия — тат. ырымчы, узб. иримчи. В современном чувашском языке этим словом обозначают народных целителей и экстрасенсов[4][5].

Мифические места[править]

  • гора Арамази, к которой был прикован праотец чувашей Улып.
  • гора Аратан — гора подземного мира. Одноименная гора находится в Шемуршинском районе на территории национального парка «Чаваш Вармане».
  • ырсамай (киреметь) Валем Хузя. Государственная киреметь серебряных булгар в столице булгар Пюлере (Биляр).
  • Сетле-кюль — согласно ряду мифов, молочное озеро, на берегах которого живут потомки последнего казанского хана.

Взаимосвязь с другими религиями[править]

Мифология и религия чувашей унаследовали много черт от общетюркских верований. Тем не менее, они ушли от общего корня гораздо дальше, чем верования других тюркских народов. Монотеистический характер чувашской веры иногда объясняется сильным влиянием ислама. Исламскими (арабскими и персидскими) по происхождению являются многие религиозные термины. Традиции ислама сказались на молельных, погребальных и др. обычаях чувашей. Позднее чувашская вера испытала не менее сильное влияние со стороны христианства. В наши дни среди сельских чувашей достаточно сильно распространен религиозный синкретизм, где христианские традиции тесно переплетены с языческими.

  • Месарош Д. Памятники старой чувашской веры / Пер. с венг. — Чебоксары: ЧГИГН, 2000. — 360 с.— ISBN 5-87677-017-5.
  • Магницкий В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881;
  • Денисов П. В. Религиозные верования чуваш (историко-этнографические очерки). — Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1959. — 408 с.
  • Трофимов А. А. Чувашская народная культовая скульптура. Ч., 1993;
  • Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. — Казань, 1902.
  • Димитриев В. Д. Чувашские исторические предания: Очерки истории чувашского народа с древних времен до середины XIX века. / Второе, дополненное издание. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. — 446 с.
  • Кудряшов Г. Е. Тĕн тĕшмĕшлĕхĕ тата унпа кĕрешесси. — Шупашкар: Чăваш АССР кĕнеке издательстви, 1970. — 72 c.
  • Атаманов Г. С. Юмăçа, тĕшмĕше ан ĕнен, чирлесен тухтăр патне кай. — Шупашкар: Чăваш АССР государство издательстви, 1960. — 32 с.
  • Куницкий Р. В. Тĕнчен пуçламăшĕ пулнă-и? — Шупашкар: Чăваш АССР гос. изд-ви, 1956. — 31 с.
  • Салмин А. К. Жертвоприношение в традиционной жизни чувашей.
  • Государственная религиоведческая экспертиза Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности»
  • Салмин А. К. Традиционные обряды и верования чувашей. — СПб.: Наука, 2010. — 240 с.
  • Салмин А. К. Божество Тор: чувашско- скандинавские типологии. // Скандинавские чтения — 2010
  • Салмин А. К. Система религии чувашей / Отв. ред. А. И. Терюков. — СПб.: Наука, 2007. — 653 с.
  • Салмин А. К. Чувашское божество Кăвар // Радловские чтения — 2007
  • Салмин А. К. Чувашское божество Шилек // Этнография восточно-финских народов: история и современность. — Ижевск: УрО РАН, 2007. — С. 182—192.
  • Комлев И. Г. Религия и мифология древних болгар в трудах болгарских учёных (1950—1990 гг.)
  • Матвеев Г. М. Мифоязыческая картина мира этноса: на примере чувашской мифологии и язычества : автореферат диссертации... доктор философских наук. — Чебоксары, 2007. — 338 с.
  • Новая религиозность в России: учения, формы и практика / А. А. Ожиганова, Ю. В. Филлипов; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. — М.: 2006, 299 с.
  • Салмин А. К. Система верований чувашей / Отв. ред. член.-корр. РАН С. А. Арутюнов. — Чебоксары, 2004. — 208 с.
  • Напольских В. В. Заметки на полях: Неоязычество на просторах Евразии. // Вестник Евразии / Acta Eurasica. — Вып. 1. — Москва, 2002.
  • Неоязычество на просторах Евразии / Сост. В. А. Шнирельман; Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. — Москва, 2001. — 177 с.
  • Браславский Л. Ю. Религиозные и оккультные течения в Чувашии (культы, церкви, секты, деноминации, духовные школы). — Чебоксары: изд-во «Чувашия», 2000. — 374 с., илл.
  • Салмин, А. К. Киремет : [о чуваш. обрядах и молениях] / А. К. Салмин; отв. ред. С. А. Арутюнов; Чуваш. нац. акад., Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экон. при Совете Министров Чуваш. Респ. — Чебоксары, 1992. — 27 с. — Ч. текста англ. — Библиогр.: с. 24—26.
  • Салмин, А. К. Народная обрядность чувашей = Folk Rituals of Chuvash / А. К. Салмин; отв. ред. С. А. Арутюнов. — Чебоксары, 1994. — 338 с.; 21 см. + 1 л. табл. — Библиогр.: с. 327—335. — ISBN 5-87677-002-7.
  • Салмин, А. К. Религиозно-обрядовая система чувашей / А. К. Салмин; отв. ред. Н. Л. Жуковская; Чуваш. нац. акад., Науч. -исслед. ин-т яз., лит., истории и экон. при Совете Министров Чуваш. Респ. — Чебоксары, 1993. — 209, [1] с. — Библиогр.: с. 199—206.
  • Традиционная культура чувашей / Ч. 1 : Культура традиционного хозяйства чувашей / П. П. Фокин Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук. — Чебоксары, 1995 — 144 с.: рис. — ISBN 5-87677-008-6.
  • Традиционная культура чувашей / Ч. 2 : Материальная культура чувашей / Г. Б. Матвеев. Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук. — Чебоксары, 1995 — 198, [1] с.: рис.
  • Чувашские праздники и обряды : программа спецкурса / [сост. Б. Л. Алексеев, Н. И. Егоров]. — Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 1993. — 11 с.
  • Ахтимирова-Петрова, Р. Н. Чăвашсен ырă йăла-йĕркисем : очерксем, аса-илÿсем, калавсем = Добрые традиции и обычаи чувашские. / Роза Николаевна Ахтимирова-Петрова; [худож. Ф. И. Мадуров]. 1-мĕш кĕнеке. — Шупашкар, 1995 — 63 с. — ISBN 5-900627-03-9.
  • Салмин А. К. Духи требуют жертв. Система традиционных обрядов Чувашии. — Чебоксары, 1990.
  • Наумов Н. Е. Языческие боги чуваш. Словарь. Машинописный сборник. 1987.
  1. ↑ 1,01,11,2 Месарош Д. Памятники старой чувашской веры/ Пер. с венг.. — Чебоксары: ЧГИГН, 2000. — Т. 1. — 360 с. — ISBN 5-87677-017-5.
  2. ↑ Галошев В.П. Картина мира//Мифы и легенды (чув.)
  3. ↑ В. Г. Егоров. Этимологический словарь чувашского языка, стр. 42.
  4. ↑ ăрăмçă//Дегтярёв Г.А. Чăваш чĕлхин çĕнĕлĕх словарĕ, 1 том. — Шупашкар, Чăваш патшалăх гуманитари ăслăлăхĕсен институчĕ, 2003. — 228 с. (чув.)
  5. ↑ ăрăмçă//Андреев, И.А.; Горшков, А.Е.; Иванов, А.И. и др. Чувашско-русский словарь; под редакцией М.И. Скворцова. М., «Русский язык», 1985. — 712 с. (чув.)

wp.wiki-wiki.ru

Парк Сувар - священный лес языческих богов Чувашии.: shok_darvina

Издревле сувары (предки чувашей) практиковали языческое верование. Богов было много, у каждого было своё предназначение. Особенно почитались священные леса. В одном из таких волшебных лесов в 2004 году решили начать возрождать древнее капище языческих божеств. Теперь каждый чуваш может придти сюда и вспомнить культ своих предков.Одно из священных деревьев. Видно, как необычно оно раскинуло свои ветви. Если загадать желание о здоровье и повязать на сук дерева ленту, то болезнь пройдёт.Чебоксары-80

У дерева стоит первый идол. Это столб сверху которого сидит орлица с яйцом. Столб это у чувашей олицетворение мужского начала, символический аналог пениса - продолжения рода. Орлица с яйцом - символ женщины, символ матери. Таким образом этот столб означает семью, как средство продолжения рода.Чебоксары-79

Для начала немного о суварских божествах. Есть три мира: небесный, на котором живут почитаемые боги; земной, это наш мир, где то что нас окружает; подземный, злые духи и божества, так же духи плоти, секса.Ещё эти три мира называют: золотой (небесный), серебрянный (земной), медный (подземный).Есть одна немаловажная деталь: в языческих верованиях нет манихейства, то есть борьбы добра со злом. Самый злой дух это леший, но никто не говорит, что его надо уничтожить, как дьявола - с ним так же надо продолжать жить, соседствовать, просто надо не поддаваться на его козни. К примеру, если охотники заночевали в лесу, то, чтобы не стать жертвой лешего они просто обкладывали место стоянки хвойными ветками, чтобы леший не подошёл к ним.Так же, к примеру, между золотым миром и медным есть очень много связей. Допустим, символ семьи, матери, это всё божества золотого мира, но символы секса, оплодотворения это символы нижнего, медного мира. И к примеру, если пара бесплодна, или юноша/девушка не могут найти невесту/жениха, то обращаться за помощью надо уже к божествам подземного "злого" мира. Для христианства обращение к дьяволу, к примеру, звучит вообще дико - это недопустимо, а в языческом мире всё иначе. Все божества это части нашего мира и с ними надо уметь наладить контакт. К примеру, как с соседями - бывают соседи хорошие, бывают не очень, но со всеми надо стараться поддерживать отношения. Вот такие тесные переплетения в языческих верованиях суваров.

Сначала поднимаемся на Золотую гору. На этой горе божества высшего, святого мира. Перед входом на любую гору первыми стоят стражники - их задача беречь покой находящихся на горе божеств.Чебоксары-19

Чебоксары-69

Чебоксары-20

Чебоксары-22

Чебоксары-23

У божества матери несколько грудей. Дело в том, что чем лучше мать, тем больше у неё детей, а чтобы накормить всех её детей, у неё должно быть больше грудей.Чебоксары-21

Вход на Золотую гору. Слева столб-отец, справа орлица-мать.Чебоксары-24

Чебоксары-25

Основная часть божеств это мать, отец и разные герои чувашского эпоса.Чебоксары-26

Выделены груди и живот: священными счтаются груди поскольку ими кормят детей и чрево, поскольку оттуда ребёнок появляется.Чебоксары-27

Чебоксары-28

Чебоксары-29

Чебоксары-30

Чебоксары-31

Отец, мать и сын. Идол поклонения семье.Чебоксары-32

Там где вы видите сверху орлицу, это всё поклонение матери.Чебоксары-33

Чебоксары-34

Чебоксары-35

Чебоксары-36

Обратите внимание на тело женщины в золотом мире. Это тело много раз рожавшей женщины: широкие бёдра, большая грудь. В медном мире, где божества это злые женщины, к примеру, русалки, всё наоборот: женщины, фигуристы, соблазнительны, сексуальны, с общепринятыми пропорциями красоты.Чебоксары-37

Столб, как я уже писал, это отец. Но главным божеством и членом семьи у чувашей всегда была мать. Только мать обеспечивала продолжение рода. Когда в семье рождался мальчик это было обыденным - ещё один мальчик родился. Но когда рождалась девочка, это был праздник - родилась продолжательница рода, наследница, та которая продолжит наш род, наше имя.Чебоксары-39

Чебоксары-40

Чебоксары-41

Чебоксары-42

Это столы для жертвоприношений. Сейчас, конечно, не режут быков, как это было раньше - жертвоприношением считается просто принести богам еды, чтобы они не голодали. Чем сытнее бог поест, тем добрее и щедрее он будет к накормившему его.Чебоксары-43

А знаете ли вы, что у чувашей было искусственное оплодотворение? Если в семье жена не могла забеременеть, то она шла к знахарке, та организовывала ей свидание ночью с мужчиной из другой деревни. И женщина и мужчина одевались так, чтобы не видно было их лиц и занимались в темноте сексом, не разговаривая друг с другом. Затем они расходились. Так женщина получала шанс забеременеть, если этого не мог ей обеспечить её муж. Затем рождался ребёнок и семья воспитывала его как своего. Родившая ребёнка женщина не знала кто его истинный отец, а делавший ребёнка мужчина не знал кому он его сделал.Чебоксары-44

Чебоксары-46

Чебоксары-45

Чебоксары-47

Продолжение женского рода: снизу бабушка, посредине мать, сверху дочь.Чебоксары-48

Очередной воин охраняющий вход на гору.Чебоксары-50

Меч Атиллы является одним из основных божеств для суваров. История это меча такова. Как-то раз, древний царь зарыл меч там где никто не видел. И сказал: тот кто найдёт меч, который я зарыл будет править миром. Много лет спустя, его внук, маленький мальчик нашёл этот меч и спустя много лет, когда он вырос, он стал властелином всего известного на тот момент мира. Звали этого мальчика Атилла. На мече рунической чувашской записью написано это имя.Чебоксары-49

Чебоксары-53

Чебоксары-18

Чебоксары-17

Мы покидаем Золотую гору где живут небесные божества и идём к Серебрянной горе, где живут божества повседневные, практические.Чебоксары-51

Чебоксары-52

Чебоксары-54

Чебоксары-57

Чебоксары-55

Что такое повседневные божества нашего мира? Это божества, с которыми человек контактирует каждый день. Они есть добрые, естьне очень добрые. Не очень добрые, это не злодеи способные убить (это уже божества Медного мира), но способные сделать гадость.К примеру, когда мать уходила из комнаты где был маленький ребёнок, она просила доброе божество приглядеть за ребёнком, чтобы злое божество, к примеру, домовой, не заставил бы ребёнка плакать.Чебоксары-56

Чебоксары-58

Чебоксары-59

Чебоксары-3

Это музыкант. Музыканты почитались, как волшебники, способные развеселить душу, а значит, и усладить божеств находящихся рядом с нами. Музыкантом у суваров мог быть только пожилой человек, с жизненным опытом. Считалось, что юнец не сможет сыграть хорошую музыку.Чебоксары-2

Бог показывающий дурь человеческую. Он призывает не курить табак - его голова уже стала пустой, как основание трубки и думать он больше не может.Чебоксары-1

Раньше у чувашей не было сирот - всех детей оставшихся без родителей забирали себе люди. Сейчас пытаются восстановить эту традицию, уже с учётом современных особенностей. К примеру, женщина 40 лет, уже воспитавшая своего ребёнка, берёт себе нового из детдома и снова воспитывает сына или дочь, только уже приёмных.

Чебоксары-78

А это ёжик - мифическое животное древних суваров. По легенде, ёжик научил людей возделывать землю и дал им возможность кормить себя, но люди не послушали ёжика, когда он говорил им "любите землю" - они начали загрязнять её, варварски использовать её ресурсы. И тогда ёж обиделся на людей, и с тех пор, когда ёж встречает человека, он всегда недовольно фырчит.Чебоксары-60

Чебоксары-61

Чебоксары-62

Чебоксары-63

Чебоксары-64

Обратите внимание на этого идола. Это божественный камень. Раньше такой стоял в каждом чувашском дворе. Сквозь него полагалось проносить почти всё: семена проносили, чтобы был большой урожай; урожай проносили, чтобы очистить его от злых духов; кур проносили, чтобы хорошо неслись; через большой камень проводили скот, чтобы его не заколдовали и, чтобы получать много молока.Чебоксары-65

Чебоксары-66

Вот очень интересный идол. Это чресла женщины. Чресла женщины, откуда появляемся все мы, как символ продолжения рода. И наверху, родившаяся из этих чресел девочка, которая пока сама никого не родила, но скоро и её чресла подарят миру человека.Чебоксары-67

На этот пенёк следует сесть, чтобы всё в семье было в порядке.Чебоксары-68

Чебоксары-70

Ещё одно божество - Йерех. Легенда гласит, что в целом это божество не плохое, способное делать добро, но и способное сделать пакость, нахулиганить. За это поселили его подальше от людей. И долго-долго он не видел белого света. И когда спустя много лет вышел он из заточения, то увидел, что люди сделали с миром, с природой, с животными, то его глаза полезли на лоб от удивления и ужаса. Говорят, что если с утра вы заходите в конюшню, а у лошадей хвосты заплетены в косичку, значит, здесь побывало это божество.Чебоксары-15

Ещё одно священное дерево. Надо на него залезть, чтобы очистить свой разум, поправить здоровье, очиститься от скверны.Чебоксары-71

А это Пихампар. Главное божество земной группы, Серебряной горы, нашего мира. Считается самым сильным богом. Часто предстаёт в образе волка. Он не злой и не добрый (напомню, что манихейства и деление на добро и зло в язычестве нет) - его волки (собаки Пихампара) могут задрать скот, а сам Пихампар может спасти телёнка от смерти. Главное, хорошо его попросить и хорошо задобрить.Чебоксары-72

А теперь идём на третью гору - Медную. Подземный, потусторонний мир.Главное божество потустороннего мира это Леший. Выходит из логова по ночам, питается душами утопленников и необуздан в сексе и плотских утехах.Леший окружает себя соблазнительными женщинами, любимые животные которых змеи и ящерицы.Чебоксары-4

Но опять же. Даже злые духи нужны. К примеру, если нет у вас детей, то обращаться надо именно к Медным божествам, поскольку всё, что касается секса в их власти. К примеру, посидев на этом фаллосе, символе мужского начала, можно получить потомство.Чебоксары-5

Чебоксары-6

Чебоксары-7

Это соблазнительница - одна из слуг лешего. Приходит она к юношам по ночам в разных обличьях и совращает их. В итоге, юноша не думает об обычных девушках, о женитьбе и рождении детей, а поддаётся чарам красавицы. В итоге, соблазнительница так изматывает юношу необузданным сексом, что тот теряет покой и кончает собой либо умирает, сходя с ума.Чебоксары-8

А это русалка. Она подкарауливает купающихся по ночам или в одиночестве и тянет на дно - обеспечивая пищей лешего (леший питается душами утопленников).Чебоксары-13

Чебоксары-14

Чебоксары-11

За божеством видно волшебное дерево.Чебоксары-16

А вот и ещё одна помощь от Медного мира. Если молодой человек излишне скромен в общении с девушками, ему не хватает решимости завязать отношения, то за помощью надо идти именно в подземный мир. По поверью, надо было найти бревно в форме девушки и лечь на него, попросив божеств потустороннего мира отогнать излишнюю скромность. Тогда скромность исчезнет и юноша сможет без страха общаться с девушками. Воины по краям охраняют тело древесной девушки.Чебоксары-9

Чебоксары-10

А вот и само верховное божество подземного мира - Леший.Чебоксары-12

Вот такие языческие традиции практиковали сувары. Чебоксары-75

На противоположенном берегу Чебоксары.Чебоксары-74

Чуваши пережили сложную историю. Чуваши были одним из основных народов Булгарии. Чуваши считают, что именно их восстание в Булгарии против Монгольского ига, помешало монголам захватить Европу - монголы были вынуждены отправить основную массу своих войск на подавление мятежа и у них уже не оставалось сил захватывать Европу.Булгары долго конфликтовали с русскими, захватывая русские города, а русские нападали на территорию Булгарии. Спустя большой период времени, чуваши уже имели ссору и с татарами: татары приняли ислам, а чуваши оставались язычниками. Интересы у народов начинали расходиться.Когда пришли русские, чуваши особенно не сопротивлялись - воевать за татар им не хотелось. Но впоследствии им пришлось столкнуться с тем, чего они ещё не видели: их переселяли в леса где было невозможно возделывать землю, им запрещали исповедовать язычество. Православная церковь поступала с язычниками самым жестоким образом. Чувашей русские стали называть "покорённым народом платящим дань" - впоследствии это стало именем нарицательным. "Чувашами" стали называть все покорённые народы к Востоку от Руси. "Чувашами" стали, мордва, марийцы. Интересно, что для обозначения "покорённых народов платящих дань" на Западе, русские использовали слово "латыши". "Чуваши" и "латыши" стали синонимом слова "раб" в русском языке.Так или иначе, огнём и мечом, чувашей отучили от языческих верований. Царское правительство использовало все свои методы, чтобы убить собственную самоидентичность у чувашей - чуваши массово вывозились в центральную и западную часть России на работы. Часто не имея средств к существованию, они вели нищенский образ жизни, оторванные от своей земли. Здесь слово "чуваш" получает ещё один негативный оттенок, означая грязного, опустившегося человека.

Когда свершилась революция 17 года, показалось, что времена меняются: советская власть дала чувашам право обозначать свою национальность, было объявлено, что чуваши освобождены от царского гнёта, что теперь у них будет своя чувашская земля. Апеллируя к национальности разных народов Российской Империи, советы хотели получить союзников. Дескать, при царях вы были губерниями, а мы даём вам право громко заявить о своей нации. Таким образом, выбивалась почва из-под ног у сторонников возвращения монархии - нациям дали возможность быть "свободными".На этом этапе, в Чувашии появляется множество учёных, исследователей, которые изучают и открывают все факты истории колонизации Русью чувашей. Так продолжалось вплоть до 30-х годов. В 30-х годах, Сталин решает укрепить вертикаль власти. Теперь одобряется только одна мысль: чуваши (тут можно подставить любую малую нацию России) и русские это братские народы. Чуваши угнетались царизмом, но русские несли им свет и благо, и вот в итоге, русские освободили их от узурпатора-царя. Теперь они все советские люди в большой дружной советской семье. Любой представитель национальной интеллигенции кто вспоминал об истинной истории чувашей арестовывался, отправлялся в лагеря и расстреливался.Сталин продолжил традицию переселения народов: снова чуваши в массовом порядке вывозились подальше от своей родной земли. Только теперь уже в Сибирь.Советским историкам была дана команда любой ценой придумать легенду о "добровольном вхождении в состав" всех народов в составе нашей страны. Таким образом, и колонизация Чувашии была тоже названа "добровольным вхождением".Упирались в признании добровольности вхождения только татарские и марийские историки - они ни в какую не хотели признавать этого факта. И если с татарами всё было понятно - взятие Казани добровольным вхождением никак не назовёшь, то марийцев, сражавшихся до последнего бок о бок с татарами, "уломали" на "добровольное вхождение" тем, что, дескать против русских до последнего воевали только луговые марийцы, а вот горные не воевали на стороне татар, следовательно, они "добровольно вошли".

Прошло много лет. Марийцы, мордва обрели свои имена - больше их не называли чувашами.А среди чувашей по поводу собственного названия есть две точки зрения.Одни считают, что всё равно, что там думают русские об их названии, всё равно какой исторический багаж закрепился за этим названием - они чуваши и должны гордиться этим.Другие считают, что нужно менять это название, что оно несёт в себе слишком негативный оттенок, который приклеился к слову чуваш за несколько сотен лет жизни с Россией.

Есть разные варианты нового именования чувашей. Все они имеют свои недостатки.Есть предложение называться булгарами, а Чувашию переименовать в Булгарию. Недостаток этого варианта в том, что основным народом Булгарии были татары, и если уж основывать Булгарию, то это Чувашия должна соединиться с Татарстаном, а это маловероятно - слишком далеко культуры двух народов за эти сотни лет ушли друг от друга, слишком они разные. А Чувашия - Булгария без Татарстана это, как если Словакия снова назовётся Чехословакией, но без Чехии. К тому же, булгарин это не нация - булгарин это гражданство. Булгарин это аналог россиянина, но не русского. Так что булгарин буз Булгарии просто не имеет смысла.

Есть предложение снова вернуться к суварам, переименовав Чувашию в Суварию. Сувары это нация, чувашские предки, и никакой Татарстан тут уже не нужен. Но проблема в том, что сувары это основной этнос сформировавший чувашей, но он не единственный. "Каждый сувар чуваш, но не каждый чуваш сувар" - вот максимально точно описывающая эту ситуацию фраза. Таким образом, часть чувашей назвавшись суварами, оттолкнёт от себя другую часть чувашей, не являющихся потомками суваров. А это для маленького народа, каким являются чуваши недопустимо.Вот в таких дискуссиях и с такими мыслями живёт современная чувашская интеллигенция.

Чебоксары-73

Но в любом случае, в одном чуваши счастливы. Сколько сотен лет существует история их народа, сколько тысяч лет существует история их предков. Вокруг десятки, даже крупных, по местным меркам народов, вымерли, оставив после себя лишь строчки в энциклопедиях, а то и не оставив оных. От некоторых не осталось ничего: ни людей, ни языка, ни памяти. А чуваши продолжают жить, сохраняют свою культуру, свой язык, свой этнос несмотря на все перепитии истории. И они не просто живут, а возрождают свою традиционную культуру, с которой жили их предки.

Чебоксары-76

shok-darvina.livejournal.com


Смотрите также