Банник – это мистическое существо из русского фольклора. Домовой, который живет в бане, и ночью баня полностью принадлежит ему. Если потревожить банника, то последствия могут быть самыми печальными. Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам. Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище — место, где баня стояла, — почиталось опасным, и строить на нем жилую избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней. Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых. Верят, что банник всегда моется после всех, и только грязной водой, смытой с людских тел. Обыкновенно после третьей очереди, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: “он” накинется, – станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком; если же не убежишь умеючи, т.е. задом наперёд, он может совсем зашпарить. После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Если кто-нибудь в это время пойдет париться в баню, то живым оттуда не выйдет: черти его задушат, а людям покажется, что тот человек угорел или запарился. Это поверье о “четвертой” банной смене было распространено на Руси повсеместно. Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь — ежели кому повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет. Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Банники любят внимание и заботу! А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную курицу. Когда выстроят, после пожара, новую баню, то такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и в таком виде закапывают в землю под порогом бани, стараясь подгадать время под чистый четверг. Закопавши курицу, уходят из бани задом и все время отвешивают поклоны на баню бессменному и сердитому жильцу её. Банник стремится владеть баней безраздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про это, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта, кроме разве сибирских бродяг и беглых, которым, как известно, все на свете нипочем… Опытные люди отвращают злые наветы своих банников тем вниманием, какое оказывают им всякий раз при выходе из бани. Всегда в кадушках оставляют немного воды и хоть маленький кусочек мыла; веники же никогда не уносят в избу. Вот почему зачастую рассказывают, как проходя ночью мимо бани, слышали, с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно разговаривают, но без слов. Один прохожий осмелился и закричал: “Прибавьте пару!”- и вдруг все затихло, а у него самого мороз пробежал по телу и волосы встали дыбом… Банник старается быть невидимым, хотя некоторые и уверяют, что видели его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете и русском мире такое неисчислимое количество лет. ПОПАРИТЬСЯ ЗАХОТЕЛОСЬ Один мельник вернулся домой с ярмарки заполночь и решил попариться. Разделся, снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок — и вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке. — А, попариться захотелось! — прорычал баенник. — Забыл, что после полуночи баня — наша! Нечистая! И ну хлестать мельника двумя огромными раскаленными вениками, пока тот не упал в беспамятстве. Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать, – не откликается, начала ломиться в дверь – не поддаётся. Вызвонила она ревом соседей. Эти пришли помогать: рубили дверь топором – только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку бабка-знахарка, откупорила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежал без памяти; насилу оттерли его снегом. Долго трясся он от страха, даже голос потерял, и с тех пор ходил мыться-париться не иначе как до захода солнца, каждый раз читая в предбаннике заговор: — Встал, благословясь, пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растет, цветы не цветут. И так же у меня, раба Божия, не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти! СКУЧНО СТАЛО Дело было о святках. В один вечер все девки собрались на вечеринку, а ребята-то к ним не пришли. Ну, девкам-то скучно стало без ребят, невесело. Одна девка и говорит своим подругам: “Девки, пойдемте-ка слушать к бане, что нам банник скажет”. Вздумали да две девки и пошли. пришли к бане; одна и говорит: - Давай-ка сунь руку в окно: банник-то насадит тебе золотых колец на руку. - А ну-ка, дева, давай ты сначала сунь, а потом и я. Та и сунула. А банник-то и говорит: - Вот и попалась мне. Руку-то схватил, да колец-то насадил железных – лишь сковал в одно место все пальцы на окне-то ей, нельзя и руку разжать. Ну вот, кое как руку выдернула она из кона, и побежали обе. Прибежали домой и говорят: - Вот, девушки, смотрите, мы ходили к баннику, о он вон каких колец насадил вместо золотых-то – железных; вот, говорит, у меня и руку сковал. Как же я теперь буду жить-то с такой рукой? Ой, девушки, девушки, банник-то какой срамной, мохнатый,- рука-то вся какая большая да мохнатая. БЕССТРАШНАЯ ДЕВКА Одна девка бесстрашная в баню пошла. - Я,- говорит,- в ней рубаху сошью и назад вернусь. Пришла в баню, углей с собой взяла, а то ведь и не видать ничего. Сидит и раздувает их. А полночьное время. Начала вскоре рубаху сметывать, смотрит, а в корчаге уголья маленькие чертенята раздувают и около неё бегают. Она шьет себе, а они уже кругом обступили и гвозди в подол вколачивают. Вот она и начала потихоньку с себя рубаху с сарафаном спускать, спустила да в сшитой рубахе и выскочила из бани. Утром вошла в баню, а там от сарафана одни клочья остались. ГРОБ СКОЛОТИЛИ Один бесстрашный тоже в баню пошел, да долго оттуда и не идет. Пошли к дверям звать его, а его не пускают. Стали в дверь стучать, а ему только больнее от этого. Зовут его, а он говорит: - Вот, мне сейчас гроб делают. И слышат снаружи, что в бане пилят, стругают и топором стучат. Мужик кричит: - Вот теперь заколачивают! И слышат, как гвозди вбивают. Утром вошли, а он -мертвый, в гробу, посреди бани. СКАЗКА КАК БЕСЁНОК ПОТАНЬКА В БАНЬКЕ ПАРИЛСЯ Однажды увидел бесёнок Потанька, как люди ходят париться в баньку. Надумал попробовать. Забрался Потанька ночью в баньку. Попарился – понравилось, да после мытья оставил в печурке две тлеющие чурки. Напустил Потанька чаду да дыму в баньке. Вылез из подпола Банник. Увидал в своей баньке непорядок. Разозлился и говорит: – Проучу я тебя, Потанька! Будешь знать, как чудить в моей баньке! Собрался опять Потанька попариться в баньке. Пошёл за веником в лес. Ищет ветвистую, пушистую берёзу. Нашёл и принялся ветки ломать, веник вязать. Берёза говорит: – Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить! Не послушался берёзу Потанька, пошёл с веником в баньку. По дороге с липы надрал лыко, сделал мочалку. Липа говорит: – Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить! Не послушался липу Потанька, пошёл с веником и мочалкой в баньку. По дороге зачерпнул себе из ручья воды в лоханку. Ручей говорит: – Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить! Не послушался ручья Потанька, пришёл с веником, с мочалкой и водой в баньку. Принялся Потанька разогревать каменку в баньке. Тазом гремит, веником шуршит, мочалкой скрипит. Услышал Банник. Из подпола вылез, трясунцы-пуганцы вынес, из рукава вытряс. В тёмный угол Банник встал, на Потаньку злыми глазами засверкал. Потанька париться стал, поддал в каменке жар да пар. Веник в пару помотал. Хвать – а с него дождь льёт, взглянул – а он весь в сосульках стал. Потанька говорит: – Банник, Банник! Верни в каменку жар да пар!Без колдовства. Дух бани банник
Дух бани - БАННИК мифология. Русские легенды
Кто такой банник
Легенды о бане и баннике
– Банник, Банник! Верни кипяток в тазик!
Бросился Потанька за мочалкой, а она примёрзла к лоханке. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Отморозь мочалку от лоханки! Не мешай париться в баньке!
Вдруг в тёмном углу Банник зашевелился, через голову перевалился, страшным голосом закричал на всю баньку. Испугался Потанька, глаза закрыл. Принялся Банник страхи напускать.
Потанька открыл глаза. Видит, он сидит в тазу и плывёт по воде – по кипятку. На пути огромная варёная щука встаёт. Открывает рот шире ворот. Потанька к ней в пасть плывёт. Щука кричит: «Схвачу! Проглочу!» Потанька глаза закрыл и щуке в рот проскочил.
Потанька открыл глаза и видит вокруг небеса. По воздуху он на берёзовом венике летит. А над ним мочальная туча висит. Громом грохочет, сосульками убить хочет. Потанька испугался, руками от мочальной тучи закрывался.
Потанька с веника свалился и под землю в пекло провалился. Видит, сидит он на калёных кирпичах, на горячих углях. Вокруг смола кипит в котлах. Под руки его кочерга с ухватом берут и париться в котёл с кипящей смолой ведут. Потанька вырывался, в сторону бросался. Упал в лоханку и вывалился в дверь из баньки.
Очнулся Потанька за дверями в лоханке. «Дай, – думает, – погляжу, кто меня пугал в баньке». Заглянул в банное окошко. Глядит из баньки на него рожа – ни на кого не похожа: с клыкастым ртом и длинным носищем, на голове волосищи до землищи, а на руках когтищи. Перепугался Потанька, больше не ходил по ночам париться в баньку.
darkbook.ru
банник, баня, человек, дух, хозяин
Ранее согласно языческим верованиям славян у каждой реки, горы, озера был свой хозяин, свое божество. Духов можно было встретить везде, в том числе и в человеческих жилищах. Наши предки знали, как обращаться с мифическими, а для них вполне реальными существами, чтобы те не оказывали зла, а наоборот – помогали. До нас дошли некоторые обычаи, например, как задобрить домового с помощью блюдца молока или краюхи хлеба. Но есть одно божество, которое задобрить крайне тяжко, зато разозлить – проще простого.
Банник – родственник Бабы-яги?
Баню всегда строили на отшибе, в отдалении от жилого дома, сараев и конюшен, и так делалось недаром. Баня считалась и считается у знающих людей границей между двумя мирами, между Навью и Явью, миром живых и мертвых. Ведь почему в бане традиционно проводили и проводят различные гадания? Правильно, именно из-за близости другого мира, а значит, в бане проявляется информационное поле сразу от двух источников.
Само собой, хозяин бани – Банник – тоже существо двух миров, страж пограничья. Такой же предстает в верованиях Баба-яга – достаточно опасной старушкой, недолюбливающей людей, но не откровенно враждебной. Избушка колдуньи – врата между мирами, а она недоверчива к новым гостям только оттого, что они могут нести угрозу для ее «опорного пункта». Точно так и Банник не любит посторонних, хотя нельзя сказать, что он постоянно вредит людям.
У Бабы-яги и Банника есть даже некое сходство: обоих рисовали в образе дряхлых, страшных существ, похожих на человека только отчасти. Но если ведьма постоянно находится в одном облике, за редким исключением, когда превращается в черную кошку, то Банник чаще всего вообще невидим, а может еще представать перед людьми в форме веника, камня, собаки или кошки. В «своем» облике дух бани походит на худого старца, до пят заросшего всклокоченным волосом и со стальными длинными когтями. А вот когда банник принимает вид благообразного старичка, старушки или соседа и при этом появляется в бане – жди беды.
Всегда ли в бане есть ее дух?
Многие поверья говорят, что Банник появляется после успешных родов в бане, ведь раньше роженицы перед предстоящими схватками уходили жить в баню за несколько дней до срока. Есть и другой вариант – для появления Банника необходимы сексуальные отношения хозяев в бане. Иными словами, речь идет о появлении, зарождении новой жизни, приводящей к появлению банного духа.
Подоплека возникновения веры в Банника кроется в боязни угореть или сильно ошпариться. Вот люди и придумали, а также поверили в хозяина бани, стали ему угождать, благодарить за хороший пар. Этот дух, возможно, связан с огнем, ведь одно из его обиталищ – каменная печь, каменка.
Банник находится в некотором родстве с другим домашним духом – Домовым. Но если Домовой изначально доброжелателен к людям, то Банник – существо совершенно иного рода. Есть даже давняя рекомендация: когда Банник сильно разозлился, надо звать на помощь Домового – он защитит.
Банник: запарит до смерти или поможет скрывающемуся путнику?
Чего можно ожидать от хозяина бани? Всегда ли он настроен против человека? Банник не любит людей, но и не желает им зла все время, а устраивает каверзы тогда лишь, когда его разозлили.
Что надо сделать, чтобы Банник разгневался? Прийти париться поздней ночью, вести себя внутри громко и шумно, сильно выпить, не оставить духу хорошего пара – любого из перечисленного хватит для гнева волшебного старца, но больше всего он не любит оставаться в холодной бане. Точнее, сам он сильно любит попариться, и когда люди не оставляют хорошего пара, Банник крайне расстраивается. Учитывая его злопамятность, а также магические способности, легко догадаться: людям может сильно не поздоровиться.
Вот поэтому после постройки бани духу делали подарки, даже могли разрушить здание и поставить в ином месте, если Банник давал понять, что это ему неугодно. Перед первой растопкой бани духу подносили черный хлеб, щедро посыпанный солью, также крупной солью посыпали каменку. Еще один способ задобрить – принести в жертву черную курицу, но обязательно задушенную, не зарезанную.
Важно, чтобы дух смог попариться в третий-четвертый заход, поэтому люди раньше парились максимум три раза. Хорошие хозяева всегда баню вымывали дочиста, развешивали ароматные травы: дух плохо реагировал на грязь в его «заведении».
Банник хоть и редко оказывал расположение людям, но зато мог добавить им здоровья, продлить жизнь, недаром для славян баня была избавлением от всех болезней. Также дух мог защитить человека от другой враждебной нечисти, причем смело схватывался с любыми могущественными существами. Видимо, на своей территории, в бане, дух был очень силен, и укрывшийся внутри человек мог спокойно дожидаться утра.
Все-таки по поверьям вреда Банник наносил намного больше и чаще. Так, он мог ошпарить в парной, мог «наподдать» пару так, что люди начинали задыхаться, мог бросить часть раскаленного камня. Но самое страшное – это когда Банник сильно гневался, принимал облик родственника или просто какого-либо человека и доводил парящихся до смерти. Дух мог задушить, содрать кожу, сунуть головой в печь или запарить. Также хозяин пугал стуком в бревна, разбрасывал вещи и даже мог закрыть двери так, что их невозможно было открыть ни с одной стороны.
Банник: гостеприимный хозяин для нечисти и владелец артефактов
Несмотря на то, что Банник всеми силами и магическими умениями защищает гостей-«человеков» от чужих злобных существ, он любит звать соседствующую нечисть в гости попариться. Именно поэтому баню звали нечистым местом, приютом всевозможных «чертей». Овинники, домовые, лешие – все они частенько заглядывали в гости к Баннику, парились и общались.
Много есть упоминаний о редких магических артефактах, которые можно добыть при нужной сноровке. И самый желанный из них – шапка-невидимка. Основа этой легенды – невидимость самого духа бани, ведь он крайне редко появлялся перед людьми в «родном» облике, в основном Банника видели как веник, кота, камень и пр.
В Пасхальную ночь надо было прийти в баню, спрятать нательный крест вместе с ножом в левый сапог, а после проклясть все на свете. Только после этих действий мог появиться банный дух и дать просящему шапку-невидимку. С помощью этой шапки человек мог даже стать сильным колдуном, а не только быть невидимым. Еще один способ добычи шапки также приходился на Пасхальную ночь, только надо было найти спящего духа, для чего человек входил в баню с горящей свечой. Если вдруг свеча гасла – смерть смельчака была неминуема.
Такой вот Банник – злонравный, но иногда полезный дух.
bpk-nn.ru
Банник и банные духи | Без колдовства
Банник и банные духи, их там цела толпа кстати. А что, тепло, уютно, люди ходют не часто, раз в неделю, банька на отшибе стоит, красота. Живи не хочу.
Итак, банник, он же банная нечисть, банные лешие, банный хозяин, жихарь, шишок.В женском обличье: байниха, банница, обдериха
Дух особый, живущий в бане, ее «хозяин». Как и домовой, привязан к конкретному месту и семье. Банник любит тепло, обитает поэтому под полком или за печью, оттуда часто слышится шум, вой, хохот и даже стоны. Как правило, невидим, но может, будто оборотень, показываться в различном обличье, к примеру, кошки, лягушки, маленькой собачки или белого зайчика, а захочет, и веником представится. Если же увидеть его в человеческом образе, то это страшный лохматый мужик, с очень длинными волосами, железными когтями.
Банный хозяин — дух недобрый, опасный. Неугодных ему запаривает, замучивает до смерти. Во многих областях и губерниях после третьего пара мыться уже не ходят, оставляют для мытья баннику вместе с водой и веником. Считается также, что нельзя мыться после захода солнца или поздно ночью. При входе в баню приговаривают: «Крещеный на полок, некрещеный с полка!»- а уходя благодарят: «Спасибо тебе, байнушко, на парной баенке». Чтобы умилостивить его, в новую баню всегда несли хлеб-соль и оставляли на полке. Коли была нужда переночевать в бане, спрашивали разрешения у банного хозяина. Если пустит, то значит, можно спать спокойно, он никому в обиду не даст, будет охранять от чужой нечисти.
Баня являлась излюбленным местом гадания. По поверью, девушки могли увидеть своего суженого, если садились перед каменкой и смотрели в зеркало. Можно было узнать и каков будет будущий муж. «…Девушки… отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: «Мужик богатый, ударь по ж… рукой мохнатой!» Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер».
Но любое гадание почиталось делом опасным, потому что банный хозяин мог погубить неосторожного гадающего.
Сама по себе баня считается местом нечистым, человек здесь очищается, смывает не только грязь, но и болезни, грехи. На банищах поэтому никогда ничего не строили. Банник, недовольный местом, где стоит баня, может наслать на людей недуги, которые тотчас проходят, если баню перенесли в другое место. Видеть банника или слышать его всегда было к несчастью. Козни его, зачастую немотивированные, всегда злы, а любое несчастье, произошедшее с человеком в бане, считалось его проделками.
Не случайно поэтому, как бы в противовес баннику, существует вера в банную матушку (бабушку).
Это добрый дух, обитающий в бане, лечащий от всех болезней и покровительствующий слабым и больным, а также роженицам и младенцам. Роды в крестьянских семьях происходили обычно в бане, где мать с новорожденным оставалась еще некоторое время. Тут же их омывали и даже парили. Омовение сопровождалось различными магическими действиями и обращениями к доброй банной матушке, которые должны были обезопасить роженицу с ребенком от всего недоброго.
К доброму духу бани-целительницы призывали и тогда, когда надо было «смыть», излечить хвори. В крестьянском быту невозможно было найти лучшего лекарства от «болезней горячечных, простудных и воспалительных», чем баня с хорошим паром. Лечебные ее свойства известны с давних пор и до сего времени остаются весьма популярными.
Банник —дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто Банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом.
Банника винят во всех неудачах в бане. Любимое занятие Банника — обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Чаще всего банник был невидим и обнаруживал свое присутствие шумом. Его видимые обличья были очень разнообразны. Он появлялся в виде крохотного, но очень сильного нагого старичка с радужными глазами и с длинной, покрытой плесенью бородой. Иногда он представлялся черным мохнатым человеком огромного роста с длинными волосами, с железными руками и когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. Иногда он был сед и мохнат, иногда — наг и покрыт грязью или листьями от веников. Голос банника был скрипучим или похожим на голос знакомых людей. По поверьям жителей некоторых районов России, банник мог превращаться в кота, собаку, лягушку, белого зайца и даже в веник или уголь. Также банник мог обернуться каким-нибудь знакомым человеком.
В самой бане банник занимал место за каменкой, а когда сердился, перебирался под полок.
По народному поверью, банников в бане могло быть и несколько, а иногда банник обитал там с женой и детьми.
Откуда брался банник в каждой конкретной бане — неизвестно, но в ночь после ее постройки он становился там полновластным хозяином. Поэтому банника заранее задабривали: когда баню заканчивали, под порог закапывали черную курицу или черного петуха. При этом курицу полагалось не резать, а задушить и не ощипывать. Также было поверье, что банник появляется в бане после того, как там побывала роженица.
Вообще, банник женщин привечал лучше, чем мужчин, особенно он не любил пьяниц.
Список нарушений, из-за которых сердится банник, достаточно велик, но и разумен. В бане нельзя было громко говорить, шуметь, стучать или смеяться. Самый строгий запрет распространялся на брань. Добрая треть наказанных пострадали из-за своего пристрастия к ругани, ведь считалось, что произнесенное в бане проклятье обязательно сбудется. Также банник не любил, когда подгоняли того, кто парится в бане, или когда приходили в баню в пьяном состоянии.Существовало не так много средств защиты от банника. Несмотря на то, что христианские обереги (крест, молитва и упоминание Господа) считаются универсальными средствами против нечистой силы, против банника они действовали недостаточно эффективно. Самым надёжным средством являлось соблюдение правил поведения в бане и возле неё. Спугнуть банника мог также голос другого человека из-под окошка. По народному убеждению, если попал под руку баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу домового: «Батюшка, выручи!»
Однако банник иногда проявлял себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей — хозяев бани. Он защищает их от «чужой» нечисти. На Руси рожали исключительно в бане. Как правило, будущая мать переселялась из дома в баню не менее чем за три дня до родов. Будучи самым лютым из всей «домашней» нечисти, банник лучше всех мог защитить мать и дитя, которые в это время находились на грани двух миров. Правда, при этом женщину ни на минуту не оставляли одну, люди все таки не до конца доверяли баннику.
Считалось также, что в лечении баннику нет равных. В древности любую хворь лечили, парясь в бане, и исцеление приписывалось не целебным свойствам пара, а лекарским умениям банника.
Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли.
bewitchit.com