«Дух Экстаза» или «Дух Восторга» — символическое изображение богини Ники, украшающее капот автомобилей марки Rolls-Royce. С 1923 года является неотъемлемым атрибутом всех автомобилей этой марки. Несмотря на то, что торговая марка Rolls-Royce и логотип в виде совмещённых букв RR принадлежат компании BMW, права на фигурку Spirit of Ecstasy, в соответствии с условиями продажи компании в 1998 году, остались за концерном Volkswagen. Первоначально символ Rolls-Royce назывался «Олицетворение скорости». Моделью для статуэтки, выполненной английским скульптором Чарльзом Сайксом, послужила Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была секретарём и любовницей Джона Дуглас-Скотт-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Барон Монтегю был энтузиастом автомобильной техники и другом Чарльза Стюарта Роллса и инженера Фредерика Генри Ройса — основателей компании Rolls-Royce. Сэр Монтегю был одним из первых владельцев автомобиля (четырёхместного фаэтона с кузовом от фирмы Barker) этой легендарной марки, катавший короля Эдуарда, и впервые въехавший на нём во двор Английского парламента. Он также составил первый учебник вождения и долгое время возглавлял Британский Королевский автоклуб. Чтобы выделить свой автомобиль, лорд и заказал своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу, носовую фигурку-талисман. Сайкс выполнил заказ, создав фигурку, воплощавшую «разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли вульгарности, фривольности и ража». В марте 1911 года скульптурка заняла место на радиаторе автомобиля барона. В 1915 году году мисс Торнтон сопровождала сэра Монтегю в его поездке в Индию на лайнере «Персия»[1]. 30 декабря 1915 немецкая подводная лодка U-38[2] торпедировала британский лайнер у побережья острова Крит. Жертвами кораблекрушения стали, по меньшей мере, 330 человек из 501, находившихся на борту. Пароход затонул всего за пять минут, поэтому люди не успели пересесть на шлюпки, подвешенные к бортам. Надо отметить, что и капитан подводной лодки не стал соблюдать так называемые «Крейсерские правила», и не предупредил пассажиров выстрелом в воздух, подозревая, что пароход может оказаться вспомогательным крейсером или военным транспортом. До самого последнего момента крушения сэр Монтегю держал за руки Элеонор Торнтон, но взрыв отбросил его в сторону, а мисс Торнтон стала тонуть. Сэра Монтегю спас его надувной жилет, прилагавшийся к его генеральской форме. Когда он вернулся в Британию, он установил в память о погибшей любовнице памятную доску в своей родовой церкви. Барон Монтегю написал стихотворение, посвящённое статуэтке: Первоначально статуэтку выливали из баббита, позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливаются фигурки из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни. Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклоненная», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка отвлекала водителя от дороги. dic.academic.ru Откуда пришло веяние устанавливать на капот автомобиля фигурку в качестве эмблемы? Возможно это еще с тех времен, когда самую выступающую часть кораблей украшали рострами - носовые фигурами. Для корабля это был очень важный элемент. Даже в древнем Риме победители в качестве трофея снимали с поверженных кораблей ростры, символизирующие защиту или благосклонность богов.Вот так и фигурки на радиаторах стали позиционировать, как некий оберег или самовыражения владельца. Как бы там ни было, но во все времена существовала мода украшать автомобили носовыми скульптурками, маскотами. Однако Генри Ройс, презирал это увлечение и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки с фигуркой на капоте. Первая фигурка на капоте Rolls-Royce появилась в 1911 году. По заказу барона Монтегю его товарищ, скульптор Чарльз Робинсон Сайкс изготовил статуэтку под названием «Silver Ghost», что в переводе означает «Серебряный призрак». Барон был известным, красивым и состоятельным. Он был энтузиастом автомобильной техники и близким другом Чарльза Роллса и инженера Фредерика Ройса — основателей компании Rolls-Royce. У барона Монтегю был любимый автомобиль и любимая женщина. Так он и придумал разместить на капоте своего Rolls-Royce женскую фигурку, моделью для которой выбрал красивейшую девушку, свою секретаршу и любовницу – Элеонору Веласко Торнтон. И вот на улицах Лондона появился автомобиль с прекрасной статуэткой в виде полуобнаженной женщины с откинутыми назад руками вразвевающемся от ветра одеянии. Многие не оценили поступка и сочли его легкомысленной прихотью барона. Жон Монтегю был представителем высшего света Англии. На своем Rolls-Royce он возил короля Эдуарда, и именно его автомобиль с двойным «R» первым в истории марки въехал в ворота английского парламента. Позже скульптурка настолько пришлась по вкусу создателям Rolls-Royce, что они попросили разрешения у барона на использование маскота для украшения всех автомобилей, производимых компанией. За свою столетнюю историю статуэтка обрела множество разных имен. Среди них — «Дух экстаза», «Дух восторга», «Серебряная леди», «Эмили», «Летящая леди» и даже одно забавное прозвище «Элли в ночнушке». Сначала «Дух экстаза» предлагалась как опция, а позднее — серийно для всех «роллс-ройсов», хотя Генри Ройс недолюбливал подобные «безделушки». Позже сам согласился, что скульптура «Дух экстаза» достойна автомобиля под его именем, но до конца своих дней всё же ездил без каких-либо фигурок на радиаторе, считая, что они нарушают гладкость линии и силуэт автомобиля. Каждая фигурка «Дух экстаза» делалась вручную. Литьё выполняли в соответствии с тысячелетним «принципом утраченной формы». По этой технологии, официально называемой «литьём по выплавляемым моделям», нужно разрушить форму, чтобы достать заготовку. Это объясняет тот факт, почему ни одна фигура не является точной копией другой. До 1951 года внизу каждого из уникальных экземпляров красовалась монограмма Чарльза Сайкса. Первые фигурки, лично подписанные Сайксом, и сегодня принадлежат к престижным объектам коллекционирования. Первые статуэтки были вылиты из баббита, позже — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливались фигурки из серебра, золота и даже из калённого стекла с подсветкой. Все фигурки полировались вручную молотыми черешневыми косточками. Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что по мусульманским законам женщина не имела права идти впереди мужчины. Возвращаясь к истории Элеонор и барона, скажем, что их роман был недолгим. В 1915 году влюбленные решили посетить Индию, выбрав для путешествия корабль «Персия». 30 ноября германская подводная лодка атаковала судно. Последствия оказались трагическими: судно стало стремительно тонуть. Экипажу не хватило времени даже спустить на воду шлюпки. На корабле находился 501 человек, и 330 не успели спастись. Барона Монтегю спасло чудо, а Элеонора Торнтон погибла. Но Имя Элеонор, благодаря барону, останется в истории навсегда, а ее облик теперь неразрывно связан с легендарным автомобилем. autoassa.ru Благодаря пружинному механизму в основании современная версия «Духа экстаза» при малейшем контакте с препятствием «уезжает» вниз, чтобы не нанести пешеходу травм. Уберечь элегантную леди от клептоманов помогает кнопка в салоне — стоит ее нажать, и фигурка спрячется в недрах капота Символом британской королевской марки автомобилей Rolls-Royce является «Дух Экстаза» — склонившаяся вперёд богиня Ника. Эта статуэтка украшает абсолютно все модели марки, являясь их неотъемлемым атрибутом с 1923 года. Несмотря на то, что торговая марка Rolls-Royce и логотип в виде совмещённых букв RR принадлежат компании BMW, права на «Дух Экстаза», в соответствии с условиями продажи компании в 1998 году, остались за концерном Volkswagen. Сейчас статуэтки производят на заводе Polycast Limited в Саутгемптоне, отдельно от автомобилей. Наклонившись чуть-чуть вперед, как бы сопротивляясь набегающему порыву ветра, она олицетворяет скорость и красоту. Фигурку изваял английский скульптор Чарльз Сайкс (Charles Sykes) в 1911 году. Великобритания. Саутгемптон, Англия. Статуэтка «Дух Экстаза» для автомобилей марки Rolls-Royce на заводе Polycast Limited. (REUTERS/Stefan Wermuth) Первоначально символ Rolls-Royce назывался «Олицетворение скорости». Также статуэтку называют «Летящая леди». Кроме того, статуэтка имеет шутливое прозвище «Элли в ночнушке». Моделью для статуэтки, выполненной английским скульптором Чарльзом Сайксом, послужила Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была секретарём и любовницей Джона Дугласа-Скотта-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Он был энтузиастом автомобильной техники и другом Чарльза Роллса и инженера Фредерика Ройса — основателей компании Rolls-Royce. Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Томас О’Донохью держит пылающую форму для статуэток. (REUTERS/Stefan Wermuth) Первоначально статуэтку выливали из баббита, позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливаются фигурки из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни. Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка отвлекала водителя от дороги. Великобритания. Саутгемптон, Англия. Томас О’Донохью у печи. (REUTERS/Stefan Wermuth) Стоимость этой удивительной статуэтки на бампере автомобиля «Роллс-Ройса» составляет 5000 долларов США. Про статуэтку всегда ходили легенды. Многие, например, верили, что «Дух» отливают из чистого серебра. Поэтому неудивительно, что статуэтку часто похищали грабители. Но это в прошлом. У нынешнего «Фантома» фигурка механизирована. Когда владелец покидает машину, статуэтка скрывается в недрах радиаторной решетки. При ударе «Дух» тоже моментально прячется — на случай, если автомобиль наедет на пешехода. Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Рональд Парр плавит сталь перед заливкой на форму. (REUTERS/Stefan Wermuth) В то время было модно украшать машины различными фигурками. Генри Ройс, однако, новое увлечение презирал и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки со статуэтками на капоте. Но в конце концов конструктора убедили, что лучше выпускать «фирменные» талисманы, чем наблюдать, как безгранична фантазия у владельцев Rolls-Royce.Фигурка была разработана в феврале 1911 года и представляла собой девушку, чье платье порыв ветра развевает на руках-крыльях. Фигурку ждал мировой успех: на одном из престижных конкурсов она была признана лучшим талисманом в мире. Великобритания. Саутгемптон, Англия. Плавка стали. (REUTERS/Stefan Wermuth) Великобритания. Саутгемптон, Англия. Фрэнк Тилдсли за работой. (REUTERS/Stefan Wermuth) Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Стивен Ричардсон нарезает форму. (REUTERS/Stefan Wermuth) Великобритания. Саутгемптон, Англия. Оператор воскового станка Polycast Limited Рональд Мур за работой. (REUTERS/Stefan Wermuth) Великобритания. Саутгемптон, Англия. Рональд Мур охлаждает восковые формы. (REUTERS/Stefan Wermuth) Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Барри Смит шлифует статуэтки. (REUTERS/Stefan Wermuth) Великобритания. Саутгемптон, Англия. Барри Смит за работой. (REUTERS/Stefan Wermuth) Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Рональд Литтл занимается отделкой отлитых статуэток. (REUTERS/Stefan Wermuth) Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Рональд Литтл демонстрирует готовую статуэтку. (REUTERS/Stefan Wermuth) Великобритания. Саутгемптон, Англия. Бракованные статуэтки на переплавке. (REUTERS/Stefan Wermuth) Великобритания. Саутгемптон, Англия. Готовые статуэтки «Дух Экстаза» для автомобилей марки Rolls-Royce на заводе Polycast Limited. (REUTERS/Stefan Wermuth) А вот посмотрите, как можно гонять на Ролс-Ройсе по лугам источник masterok.livejournal.com Самый знаменитый в мире орнамент капота известен в народе как «Эмили». Сейчас «леди» уже более ста лет, однако она абсолютно не утратила своего первоначального блеска. Орнаменты капота вошли в моду около 1900 года. Целые подразделения европейских фирм занялись изготовлением минискульптур для автомобилей. Согласно оценкам, в автомобильной истории существовало около 6000 различных фигурок. Однако вначале они не символизировали конкретную марку, а просто служили украшением. Были элитные варианты, выполненные мастерами по индивидуальным заказам, но встречались и образцы безвкусицы, например, карикатуры на животных и людей. Так, в начале 20 века спереди, на крышках радиатора, можно было увидеть всевозможные забавные, фривольные и аляповатые артефакты. Ей больше столетия, но она всё ещё чрезвычайно желанна — накапотная фигурка «роллс-ройса». «Дух экстаза» — официальное название «Летящей леди», которая с 1911 года украшает решётку радиатора седанов класса «люкс». Моделью послужила Элеонор Торнтон, возлюбленная и секретарь британского аристократа Джона Уолтера Эдварда Дуглас-Скотт-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Страстью лорда Монтегю, кроме его любовницы, были автомобили. Он владел одним из первых автомобилей с двигателем в Англии и издавал одну из первых автомобильных газет — «The car». Будучи политиком лорд прилагал много усилий, чтобы проложить путь автомобилю. Аристократичный водитель «роллс-ройса» знал о популярности орнаментов капота. Однако на своём автомобиле он хотел видеть что-то более приближённое к искусству и поручил скульптору Чарльзу Роберту Сайксу сделать фигурку своей возлюбленной. Творение называлось «Шёпот». В летящей позе и развевающемся на ветру одеянии Элеонор Торнтон мчалась вперед на «роллс-ройсе» своего возлюбленного. Креативный художественный подход к исполнению скульптуры привёл в восхищение богатую авангардную прослойку Англии. Так возникла идея создания единого орнамента капота в качестве символа марки. Поэтому автомобильный энтузиаст Монтегю объединил «роллс-ройс» с мастерством скульптора Сайкса, и вскоре его возлюбленная во второй раз послужила моделью для фигурки на радиаторе. Следующая миниатюра получила название «Дух экстаза» и прославилась во всём мире. С 1911 года фигурка «Дух экстаза» предлагалась вначале как опция, а позднее — серийно для всех «роллс-ройсов», хотя Генри Ройс недолюбливал подобные «безделушки». Для него орнаменты капота были словно бельмо на глазу. Заключение творческой сделки между Сайксом и Монтегю состоялось только потому, что на момент заключения договора Ройс был болен. Хотя позже Ройс согласился, что скульптура «Дух экстаза» достойна автомобиля под его именем, но до конца своих дней всё же ездил без каких-либо фигурок на радиаторе, считая, что они нарушают гладкую линию передней части «роллса». Каждая фигурка «Дух экстаза» делалась вручную. Литьё выполняли в соответствии с тысячелетним «принципом утраченной формы». По этой технологии, официально называемой «литьём по выплавляемым моделям», нужно разрушить форму, чтобы достать заготовку. Это объясняет тот факт, почему ни одна фигура не является точной копией другой. До 1951 года внизу каждого из уникальных экземпляров красовалась монограмма Чарльза Сайкса. Первые фигурки, лично подписанные Сайксом, и сегодня принадлежат к престижным объектам коллекционирования. «Дух экстаза», или «Эмили», по-прежнему является общепонятным символом, олицетворяющим мечту о совершенном автомобиле класса «люкс». А Элеонор Торнтон — по крайней мере, после своей смерти — получила статус, который в силу условностей оставался недоступным для неё при жизни. Ей не суждено было увидеть успех статуэтки. Элеонор погибла 30 декабря 1915 года, когда пароход «SS Persia» был торпедирован немецкой подводной лодкой у побережья острова Крит в Средиземном море. samoe-samaya.ru Материал из Википедии — свободной энциклопедии «Дух экстаза» или «Дух восторга» — символическое изображение богини Ники, украшающее капот автомобилей марки Rolls-Royce. С 1923 года является неотъемлемым атрибутом всех автомобилей этой марки, а с 2003 года права на фигурку Spirit of Ecstasy принадлежат компании BMW. Первоначально символ Rolls-Royce назывался «Олицетворение скорости». Также статуэтку называют «Летящая леди». Кроме того, статуэтка имеет шутливое прозвище «Элли в ночнушке»[источник не указан 152 дня]. Моделью для статуэтки, выполненной английским скульптором Чарльзом Сайксом, послужила Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была секретарём и любовницей Джона Дуглас-Скотт-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Барон Монтегю был энтузиастом автомобильной техники и другом Чарльза Стюарта Роллса и инженера Фредерика Генри Ройса — основателей компании Rolls-Royce. Сэр Монтегю был одним из первых владельцев автомобиля (четырёхместного фаэтона с кузовом от фирмы Barker) этой легендарной марки, катавший короля Эдуарда, и впервые въехавший на нём во двор Английского парламента. Он также составил первый учебник вождения и долгое время возглавлял Британский Королевский автоклуб. Чтобы выделить свой автомобиль, лорд и заказал своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу, носовую фигурку-талисман. Сайкс выполнил заказ, создав фигурку, воплощавшую «разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли вульгарности, фривольности и ража». В марте 1911 года скульптурка заняла место на радиаторе автомобиля барона. В 1915 году мисс Торнтон сопровождала сэра Монтегю в его поездке в Индию на лайнере «Персия»[1]. 30 декабря 1915 немецкая подводная лодка U-38[2] торпедировала британский лайнер у побережья острова Крит. Жертвами кораблекрушения стали, по меньшей мере, 330 человек из 501, находившихся на борту. Пароход затонул всего за пять минут, поэтому люди не успели пересесть на шлюпки, подвешенные к бортам. Надо отметить, что и командир подводной лодки не стал соблюдать так называемые «Крейсерские правила», и не предупредил пассажиров выстрелом в воздух, подозревая, что пароход может оказаться вспомогательным крейсером или военным транспортом. До самого последнего момента крушения сэр Монтегю держал за руки Элеонор Торнтон, но взрыв отбросил его в сторону, а мисс Торнтон стала тонуть. Сэра Монтегю спас его надувной жилет, прилагавшийся к его генеральской форме. Когда он вернулся в Британию, он установил в память о погибшей любовнице памятную доску в своей родовой церкви. Барон Монтегю написал стихотворение, посвящённое статуэтке: Я — малютка, задорная фея,Талисман постоянный в пути.Подарю Вам счастливое время,Но надёжность оставлю в чести. По дорогам извилистой РоныСквозь эфирные волны ветров,Мимо чар побережий лимонныхИ гольф-клубов — везу седоков. Успокою мечтой и улыбкой,О любимой напомню подчас,И помчу Вас навстречу ошибкам,Или стану испытывать Вас. Ваша храбрость понравится фее,И под радостный шелест колёсЯ сольюсь воедино с весельем,Что приносит мой серый «Роллс-Ройс»! Первоначально статуэтку выливали из баббита, позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливаются фигурки из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни. Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклоненная», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка отвлекала водителя от дороги. ru.bywiki.com Дух Экстаза Она родилась в 1880 году в Стокуэлле, Великобритания, а в возрасте 22 лет, в 1902 году стала личным секретарём лорда Монтегю (ему было на тот момент 36 лет, он был знатен, красив и богат). Но собственно бароном Беллью он стал чуть позже – после смерти отца в 1905 году. Сложно было скрывать любовную связь юной Элеанор и барона, потому как уже через год «секретарства» она родила от него дочь. Дочь получила от тайного отца много денег, гувернанток, нянь и дом, а барон по прежнему любил свою Элеонору. Он бы на ней женился, если бы не был женат. Женился он чуть раньше, в 1889 году на девушке его статуса – Сесилии Виктории Констанции Керр, дочери маркиза Лотианского. Он заседал в парламенте Нью-Фореста, затем перебрался в Палату Лордов всего Соединённого королевства, в общем, жизнь текла хорошо. Вот он, кстати: Ну, как уже говорились, лорд очень любил не только женщин, но и автомобили. Например, он первым стал издавать автомобильный журнал The Car. Монтегю особенно любил «Ройс-Ройсы». В 1907 году он, как известный автомобильный энтузиаст, лично открывал новый завод Rolls-Royce в Осмастоне, Дерби. Именно он торжественно дёрнул рычаг и включил на заводе электричество. Рабочих было, кстати, 200 человек. Позже, в 1908 году Монтегю принял участие в 1000-мильной гонке на своём Rolls-Royce Type 70 40/50HP – и выиграл её. Автомобиль получил имя собственное – «Dragonfly», «Стрекоза». Вот она: У лорда Монтегю был также Rolls-Royce Silver Ghost 1910 года выпуска – собственно, он его в том году и купил. И ему совершенно не улыбалось иметь такой же «Роллс», как у ещё десятка всяких лордов. И Монтегю решил заказать себе не только кузов и так далее (в то время кузов заказывался отдельно от шасси), но и особую статуэтку на капот. Он обратился к своему другу, скульптору Чарльзу Робинсону Сайксу (Charles Robinson Sykes), чтобы тот сделал ему персональную эмблему. Сайкс относился к тому избранному кругу людей, которые знали о любви между лордом и Элеанор – именно он разработал дизайн статуэтки и предложил Элеанор роль модели. Работал Сайкс иллюстратором в журнале The Car, издаваемом лордом.Впрочем, не только дружба с лордом связывала Сайкса с этой парой. Суть в том, что он тоже любил мисс Торнтон.Статуэтка получила название «Шёпот» (The Whisper). Да-да, вовсе не «Дух экстаза». Она представляла собой полуобнажённую женщину в развевающейся тоге, которая прикладывала указательный палец к губам. Палец, приложенный к губам, символизировал тайну. То ли тайну любви лорда и секретарши, то ли тайную любовь к ней самого Сайкса. Кстати, тут оговорюсь, что статуэтки на капотах автомобилей называются «маскоты» - от английского «талисман». Например, олень на «Волгах» был именно маскотом, а не «значком», как его называли у нас.В том же 1910 году лорд Монтегю уже гордо рассекал просторы на своём «Роллсе» с маскотом на капоте. А так как он был не просто автолюбителем, а одним из пионеров автомобильной культуры, издателем и членом палаты Лордов, на его инициативу обратило внимание руководство компании Rolls-Royce.В какой-то мере Сайксу повезло. Дело в том, что сэр Фредерик Генри Ройс был категорически против каких-либо маскотов (а в то время почти все машины несли на капотах статуэтки). Он считал, что это разрушит строгую «фирменную» линию радиатора машины и поставит её в ряд других таких же. Но именно тогда, в первой половине 1910 года он тяжело заболел – это был уже рецидив желудочной язвы, доктора обещали ему максимум полгода жизни (он прожил ещё 22 года). Поэтому временно он не работал и в компании не присутствовал. А Чарльз Стюарт Роллс в июле 1910 года погиб в авиакатастрофе. В итоге третьи лица, управлявшие компанией, приняли решение сделать статуэтки для всех «Роллсов» поголовно.«Третьим лицом» был управляющий директор компании в отсутствие основателей – Клод Джонсон (Claude Johnson). Его заказ звучал просто: что-либо более грациозное и эффектное, нежели «Шёпот», чтобы подходило всем «Роллсам», а не сугубо машине Монтегю. Буквально заказ Джонсона звучал так: «…показать настоящий дух «Роллс-Ройса, скорость в абсолютной тишине, неподвижность в полёте и удивительное сочетание огромной энергии и живого организма невероятной крастоты…» Как пример, Джонсон привёл Сайксу «Нику» из Лувра. Но Ника Сайксу не нравилась. В его голове была только Элеанор. И он попросил её позировать для новой статуэтки, которую он назвал «Дух скорости». Нет, нет, не «Дух экстаза». Только он никак не мог придумать аннотацию для «Роллса» к такому названию – и переименовал её в тот самый «Дух экстаза». Он написал: «Это грациозное маленькое божество, Дух Экстаза, которая избрала путешествие по дороге, как величайшее озарение и нашла своё место на носу «Роллс-Ройса», дабы вдыхать ветер и слышать музыку колышущихся занавесей…» (формулировка буквальная, что он имел в виду под занавесями, сложно сказать). Впрочем, Джонсон «проверил» Сайкса и раньше. Он заказал ему оформление фирменного каталога «Роллс-Ройс» за 1910 год. Впоследствии Сайкс оформлял ещё не один каталог фирмы. Вот одна из иллюстраций: Конечно, Ройсу сказали, что на его машинах появился маскот, но он…не поверил. Он был лежачим и не мог увидеть свои машины на тот момент. «Это владельцы заказывают сами…» - говорил он. Джонсон аккуратно поддерживал в Ройсе эту версию.Первая статуэтка появилась на капоте заводской машины в феврале 1911 года. Её изготовил в своей мастерской лично Сайкс и подписал: «Чарльз Сайкс, февраля 1911 года». Более того, после этого Сайкс получил пожизненный заказ: изготовление маскотов, чем и занимался вместе со своей дочерью Йо вплоть до смерти (умер он, кажется, в 1948 году). Все статуэтки были подписаны автором.После того, как Ройс поправился, статуэтки стали уже настолько ассоциирующимися с маркой, что удалять их было нельзя. Ройс настоял, чтобы их устанавливали опционально, по желанию заказчика. 90% заказчиков требовали этой опции. До 1914 году статуэтки делались из серебра, но затем перешли на более дешёвую никелированную сталь. Впрочем, посеребрить или позолотить маскот входило в опции при заказе машины. А можно просто отлить из серебра или золота. А что же Элеанор Торнтон? Она умерла. В 1915 году году она сопровождала сэра Монтегю в его поездке в Индию на лайнере «Персия». 30 декабря 1915 немецкая подводная лодка U-38 торпедировала британский лайнер у побережья острова Крит. Жертвами кораблекрушения стали, по меньшей мере, 330 человек из 501. Пароход затонул всего за пять минут, поэтому люди не успели пересесть на шлюпки, подвешенные к бортам. До самого последнего момента крушения сэр Монтегю держал за руку Элеанор Торнтон, но затем огромная волна ударила их и разъединила. Его спас надувной жилет, прилагавшийся к его генеральской форме. Его подобрал итальянский корабль и по пути в Англию лорд имел возможность прочитать в газетах свой собственный некролог. Элеанор Торнтон осталась на дне моря – и в его сердце.Когда он вернулся в Британию, он установил в память о ней памятную доску в своей родовой церкви. В 1919 году его супруга умерла, и годом позже 54-летний Монтегю женился снова на 25-летней Элис Пэрл, и в 1926 году родился его единственный сын. Впрочем, лорд тоже умер не своей смертью. 30 марта 1929 года он погиб в автокатастрофе, а титул унаследовал его 3-летний сын. Элис Монтегю, вторая жена, умерла в 1996 году в возрасте 101 года. В 1934 году Сайкс снова вернулся к образу своей возлюбленной, создав по её образу спортивную версию статуэтки – более низкую и обтекаемую, чтобы она не мешала водителю на большой скорости. Эта версия появилась всего на трёх моделях, после чего «Роллс-Ройс» отказался от неё в пользу первоначальной. Другой версией статуэтки была The Flying Lady – её чуть больше согнули, чтобы сделать менее ломкой.Проницательные журналюги дали статуэтке говорящее прозвище «Ellie in her Nightie», «Элли в ночнушке», которое, как ни странно, дожило до наших дней, хотя Элли уже сто лет как на морском дне. Не так давно был анонсирован фильм «Серебряный призрак» - о истории лорда Монтегю и Элеанор Торнтон. Предварительная дата выхода фильма – 2013 год, в роли лорда – Кристиан Бэйл. Полный список историй можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала. nostradamvs.livejournal.com Материал из Википедии — свободной энциклопедии «Дух Экстаза» или «Дух Восторга» — символическое изображение богини Ники, украшающее капот автомобилей марки Rolls-Royce. С 1923 года является неотъемлемым атрибутом всех автомобилей этой марки. Несмотря на то, что торговая марка Rolls-Royce и логотип в виде совмещённых букв <math>RR</math> принадлежат компании BMW, права на фигурку Spirit of Ecstasy, в соответствии с условиями продажи компании в 1998 году, остались за концерном Volkswagen. Первоначально символ Rolls-Royce назывался «Олицетворение скорости». Также статуэтку называют «Летящая леди». Кроме того, статуэтка имеет шутливое прозвище «Элли в ночнушке». Моделью для статуэтки, выполненной английским скульптором Чарльзом Сайксом, послужила Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была секретарём и любовницей Джона Дуглас-Скотт-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Барон Монтегю был энтузиастом автомобильной техники и другом Чарльза Стюарта Роллса и инженера Фредерика Генри Ройса — основателей компании Rolls-Royce. Сэр Монтегю был одним из первых владельцев автомобиля (четырёхместного фаэтона с кузовом от фирмы Barker) этой легендарной марки, катавший короля Эдуарда, и впервые въехавший на нём во двор Английского парламента. Он также составил первый учебник вождения и долгое время возглавлял Британский Королевский автоклуб. Чтобы выделить свой автомобиль, лорд и заказал своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу, носовую фигурку-талисман. Сайкс выполнил заказ, создав фигурку, воплощавшую «разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли вульгарности, фривольности и ража». В марте 1911 года скульптурка заняла место на радиаторе автомобиля барона. В 1915 году мисс Торнтон сопровождала сэра Монтегю в его поездке в Индию на лайнере «Персия»[1]. 30 декабря 1915 немецкая подводная лодка U-38[2] торпедировала британский лайнер у побережья острова Крит. Жертвами кораблекрушения стали, по меньшей мере, 330 человек из 501, находившихся на борту. Пароход затонул всего за пять минут, поэтому люди не успели пересесть на шлюпки, подвешенные к бортам. Надо отметить, что и капитан подводной лодки не стал соблюдать так называемые «Крейсерские правила», и не предупредил пассажиров выстрелом в воздух, подозревая, что пароход может оказаться вспомогательным крейсером или военным транспортом. До самого последнего момента крушения сэр Монтегю держал за руки Элеонор Торнтон, но взрыв отбросил его в сторону, а мисс Торнтон стала тонуть. Сэра Монтегю спас его надувной жилет, прилагавшийся к его генеральской форме. Когда он вернулся в Британию, он установил в память о погибшей любовнице памятную доску в своей родовой церкви. Барон Монтегю написал стихотворение, посвящённое статуэтке: Я — малютка, задорная фея,Талисман постоянный в пути.Подарю Вам счастливое время,Но надёжность оставлю в чести. По дорогам извилистой РоныСквозь эфирные волны ветров,Мимо чар побережий лимонныхИ гольф-клубов — везу седоков. Успокою мечтой и улыбкой,О любимой напомню подчас,И помчу Вас навстречу ошибкам,Или стану испытывать Вас. Ваша храбрость понравится фее,И под радостный шелест колёсЯ сольюсь воедино с весельем,Что приносит мой серый «Роллс-Ройс»! Первоначально статуэтку выливали из баббита, позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливаются фигурки из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни. Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклоненная», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка отвлекала водителя от дороги. Самый знаменитый в мире орнамент капота известен в народе как «Эмили». Сейчас «леди» уже более ста лет, однако она абсолютно не утратила своего первоначального блеска. Орнаменты капота вошли в моду около 1900 года. Целые подразделения европейских фирм занялись изготовлением минискульптур для автомобилей. Согласно оценкам, в автомобильной истории существовало около 6000 различных фигурок. Однако вначале они не символизировали конкретную марку, а просто служили украшением. Были элитные варианты, выполненные мастерами по индивидуальным заказам, но встречались и образцы безвкусицы, например, карикатуры на животных и людей. Так, в начале 20 века спереди, на крышках радиатора, можно было увидеть всевозможные забавные, фривольные и аляповатые артефакты. Ей больше столетия, но она всё ещё чрезвычайно желанна — накапотная фигурка «роллс-ройса». «Дух экстаза» — официальное название «Летящей леди», которая с 1911 года украшает решётку радиатора седанов класса «люкс». Моделью послужила Элеонор Торнтон, возлюбленная и секретарь британского аристократа Джона Уолтера Эдварда Дуглас-Скотт-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Страстью лорда Монтегю, кроме его любовницы, были автомобили. Он владел одним из первых автомобилей с двигателем в Англии и издавал одну из первых автомобильных газет — «The car». Будучи политиком лорд прилагал много усилий, чтобы проложить путь автомобилю. Аристократичный водитель «роллс-ройса» знал о популярности орнаментов капота. Однако на своём автомобиле он хотел видеть что-то более приближённое к искусству и поручил скульптору Чарльзу Роберту Сайксу сделать фигурку своей возлюбленной. Творение называлось «Шёпот». В летящей позе и развевающемся на ветру одеянии Элеонор Торнтон мчалась вперед на «роллс-ройсе» своего возлюбленного. Креативный художественный подход к исполнению скульптуры привёл в восхищение богатую авангардную прослойку Англии. Так возникла идея создания единого орнамента капота в качестве символа марки. Поэтому автомобильный энтузиаст Монтегю объединил «роллс-ройс» с мастерством скульптора Сайкса, и вскоре его возлюбленная во второй раз послужила моделью для фигурки на радиаторе. Следующая миниатюра получила название «Дух экстаза» и прославилась во всём мире. С 1911 года фигурка «Дух экстаза» предлагалась вначале как опция, а позднее — серийно для всех «роллс-ройсов», хотя Генри Ройс недолюбливал подобные «безделушки». Для него орнаменты капота были словно бельмо на глазу. Заключение творческой сделки между Сайксом и Монтегю состоялось только потому, что на момент заключения договора Ройс был болен. Хотя позже Ройс согласился, что скульптура «Дух экстаза» достойна автомобиля под его именем, но до конца своих дней всё же ездил без каких-либо фигурок на радиаторе, считая, что они нарушают гладкую линию передней части «роллса». Каждая фигурка «Дух экстаза» делалась вручную. Литьё выполняли в соответствии с тысячелетним «принципом утраченной формы». По этой технологии, официально называемой «литьём по выплавляемым моделям», нужно разрушить форму, чтобы достать заготовку. Это объясняет тот факт, почему ни одна фигура не является точной копией другой. До 1951 года внизу каждого из уникальных экземпляров красовалась монограмма Чарльза Сайкса. Первые фигурки, лично подписанные Сайксом, и сегодня принадлежат к престижным объектам коллекционирования. «Дух экстаза», или «Эмили», по-прежнему является общепонятным символом, олицетворяющим мечту о совершенном автомобиле класса «люкс». А Элеонор Торнтон — по крайней мере, после своей смерти — получила статус, который в силу условностей оставался недоступным для неё при жизни. Ей не суждено было увидеть успех статуэтки. Элеонор погибла 30 декабря 1915 года, когда пароход «SS Persia» был торпедирован немецкой подводной лодкой у побережья острова Крит в Средиземном море. – Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
– Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m'aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
– А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.
– Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.)
– И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты.
– Ах, нет, нет! – И кроме бледности, на лице маленькой княгини выразился детский страх неотвратимого физического страдания.
– Non, c'est l'estomac… dites que c'est l'estomac, dites, Marie, dites…, [Нет это желудок… скажи, Маша, что это желудок…] – и княгиня заплакала детски страдальчески, капризно и даже несколько притворно, ломая свои маленькие ручки. Княжна выбежала из комнаты за Марьей Богдановной.
– Mon Dieu! Mon Dieu! [Боже мой! Боже мой!] Oh! – слышала она сзади себя.
Потирая полные, небольшие, белые руки, ей навстречу, с значительно спокойным лицом, уже шла акушерка.
– Марья Богдановна! Кажется началось, – сказала княжна Марья, испуганно раскрытыми глазами глядя на бабушку.
– Ну и слава Богу, княжна, – не прибавляя шага, сказала Марья Богдановна. – Вам девицам про это знать не следует.
– Но как же из Москвы доктор еще не приехал? – сказала княжна. (По желанию Лизы и князя Андрея к сроку было послано в Москву за акушером, и его ждали каждую минуту.)
– Ничего, княжна, не беспокойтесь, – сказала Марья Богдановна, – и без доктора всё хорошо будет.
Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что то тяжелое. Она выглянула – официанты несли для чего то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. На лицах несших людей было что то торжественное и тихое.
Княжна Марья сидела одна в своей комнате, прислушиваясь к звукам дома, изредка отворяя дверь, когда проходили мимо, и приглядываясь к тому, что происходило в коридоре. Несколько женщин тихими шагами проходили туда и оттуда, оглядывались на княжну и отворачивались от нее. Она не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась в свое кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом. К несчастию и удивлению своему, она чувствовала, что молитва не утишала ее волнения. Вдруг дверь ее комнаты тихо отворилась и на пороге ее показалась повязанная платком ее старая няня Прасковья Савишна, почти никогда, вследствие запрещения князя,не входившая к ней в комнату.
– С тобой, Машенька, пришла посидеть, – сказала няня, – да вот княжовы свечи венчальные перед угодником зажечь принесла, мой ангел, – сказала она вздохнув.
– Ах как я рада, няня.
– Бог милостив, голубка. – Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая то общая забота, смягченность сердца и сознание чего то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту.
В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? – Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет.
– Доложи князю, что роды начались, – сказала Марья Богдановна, значительно посмотрев на посланного. Тихон пошел и доложил князю.
– Хорошо, – сказал князь, затворяя за собою дверь, и Тихон не слыхал более ни малейшего звука в кабинете. Немного погодя, Тихон вошел в кабинет, как будто для того, чтобы поправить свечи. Увидав, что князь лежал на диване, Тихон посмотрел на князя, на его расстроенное лицо, покачал головой, молча приблизился к нему и, поцеловав его в плечо, вышел, не поправив свечей и не сказав, зачем он приходил. Таинство торжественнейшее в мире продолжало совершаться. Прошел вечер, наступила ночь. И чувство ожидания и смягчения сердечного перед непостижимым не падало, а возвышалось. Никто не спал. Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны. Навстречу немца доктора из Москвы, которого ждали каждую минуту и за которым была выслана подстава на большую дорогу, к повороту на проселок, были высланы верховые с фонарями, чтобы проводить его по ухабам и зажорам.
Княжна Марья уже давно оставила книгу: она сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком.
Няня Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянской бабой молдаванкой, вместо бабушки.
– Бог помилует, никогда дохтура не нужны, – говорила она. Вдруг порыв ветра налег на одну из выставленных рам комнаты (по воле князя всегда с жаворонками выставлялось по одной раме в каждой комнате) и, отбив плохо задвинутую задвижку, затрепал штофной гардиной, и пахнув холодом, снегом, задул свечу. Княжна Марья вздрогнула; няня, положив чулок, подошла к окну и высунувшись стала ловить откинутую раму. Холодный ветер трепал концами ее платка и седыми, выбившимися прядями волос. wiki-org.ruДух Экстаза. Дух экстаза
Дух Экстаза - это... Что такое Дух Экстаза?
Другие названия
История возникновения статуэтки
Примечания
Ссылки
Дух экстаза. История знаменитой статуэтки
"Дух экстаза" - Мастерок.жж.рф
Дух экстаза — фигурка на капоте Роллс-Ройса
Автомобилист-аристократ из Англии и его муза
Дух экстаза
Дух экстаза — Википедия
Дух экстаза Элеанор Торнтон - Парфюмерная мастерская.
Дух Экстаза — Википедия (с комментариями)
Другие названия
История возникновения статуэтки
Дух экстаза — фигурка на капоте Роллс-Ройса
Автомобилист-аристократ из Англии и его муза
Дух экстаза
Напишите отзыв о статье "Дух Экстаза"
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Дух Экстаза
– Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно. – Так ничего? – Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении.Смотрите также