Главная страница - Архив - 2010. Дух глупости


Дух глупости | Имрей Ноам

«…и каждый человек, жена которого сойдет с правильной дороги…»

Слово тисте  – сойдет с правильной дороги – можно прочесть как тиште – оглупеет (производное от слова штут – «глупость»). Намекает это нам на то, что «не согрешит человек, если не войдет в него дух глупости», говорит Талмуд в трактате Сота (3, а). Ведь если бы была в человеке мудрость, он бы понял, что невыгодно ему из-за минутного удовольствия упускать вечную жизнь. Желая приблизить понятие вечности к нашему ограниченному восприятию, пишет рав Яаков Каневский в своей книге «Хаей Адам» следующее (глава 5): «Если бы весь мир от земли до неба был наполнен крошечными песчинками, которых в одном мешке помещается много миллионов, и раз в миллион лет исчезала бы одна песчинка, то время, за которое бы исчез весь песок, непостижимое человеческим разумом, – было бы лишь каплей в море вечности!» И он продолжает: «Пусть приглядится человек, какова ценность жизни этого мира – семьдесят лет, что ему отпущены, по сравнению с жизнью вековечной мира грядущего».

Однако, греша, человек теряет не только мир грядущий, но и этот мир тоже, потому что погоня за страстями всегда в конечном итоге приносит человеку зло – болезни, боль и разочарования.

Обе эти потери (этого и грядущего миров) упоминает рабейну Йона (Шаарей Тшува, 1), говоря о раскаянии человека, который осознал, как плохи были его поступки и перестал грешить. Такой человек, по его словам, должен думать в своем сердце о зле, которое он причиняет себе самому: «Не щадил я свое тело, и не жалели его мои глаза ради минутного удовольствия», – это о потерях этого мира. «И хуже того: был я жесток с драгоценной душой и загрязнил ее своим дурным побуждением… Как променял я на мир преходящий мир, стоящий вечно?!» – это о потере мира грядущего.

Об этом же мы говорим в покаянной молитве после перечисления грехов: «И не стоило нам», – то есть не получили мы никакой пользы от греховных поступков, как толковал Абудраам.

И так сказал мудрейший из людей, царь Шломо (Коэлет, 4, 13):

«Лучше отрок бедный, но мудрый, чем царь старый, но глупый, не умеющий остерегаться».

Объясняет мидраш (Коэлет раба, 4): «Отрок бедный, но мудрый – это доброе побуждение. И почему он зовется отроком? Потому что присоединяется к человеку начиная с 13 лет и далее. А почему он зовется бедным? Потому что его никто не слушает. Почему он зовется мудрым? Потому что учит людей правильному пути. Царь старый и глупый – это дурное побуждение. Почему он зовется царь? Потому что все его слушаются. Почему старый? Потому что связан с человеком от рождения до старости. А почему глупый? Потому что он учит человека злому пути. Не умеет остерегаться – не знает, сколько бед и страданий навлечет на себя из-за грехов, и поэтому неосторожен.

Мы должны понять: если дурное побуждение учит человека неправильным поступкам, вследствие которых он страдает и бедствует, то почему его все слушаются? В чем его сила? В том, что оно «старо», прилеплено к человеку за 13 лет до появления доброго побуждения, и человек с рождения привыкает его слушать. Поэтому властвует оно над человеком, даже когда тот входит в разум и мудрость. Так, Зоар в главе Ваешев уподобляет дурное побуждение злодею, который приходит на суд первым и высказывает свои претензии раньше, чем приходит другая сторона, убеждая судью в своей правоте, чтобы тот не воспринимал доводы соперника.

В Мегилат Эстер мы видим намек на это в стихе: «…Ахашверош, который царствовал от Индии до Африки» (Ахашверош символизирует дурное побуждение, как толкует Виленский Гаон), т.е. он царствует все дни жизни человека – от рождения до смерти. Сказали наши мудрецы (Мегила, 11, а), что слово царствует – молех – написано без буквы «вав» и намекает, что Ахашверош был недостоин царства и прибегнул к большим взяткам, чтобы его выбрали на царство. Пишет Виленский Гаон: наши мудрецы здесь намекают на то, что претензии дурного начала откровенно непристойны и даже злодею не пристало прислушиваться к ним.  Но оно показывает, как счастливы и успешны злодеи в этом мире и как бедны праведники. Разумеется, эти доводы совершенно неверны, потому что злодеи, беспрестанно гонясь за своими вожделениями, страдают все дни своей жизни, но дурное побуждение обманывает людей и показывает им вещи, лживые по самой сути, поэтому у злодеев оно приживается. Несколько лет назад один юноша, который в определенный момент сошел с правильного пути, писал мне: «Когда я ходил по совету дурного побуждения, я казался окружающим людям весьма счастливым человеком, но на самом деле радость была от меня очень далеко».

Поэтому тот, кто не хочет следовать за соблазнами дурного побуждения, должен прилепиться к мудрости и не оставлять ее даже на миг, это поможет ему помнить о лжи, которая прячется за этими соблазнами.

www.imrey.org

Власть духа глупости - Рыжее настроение

Стороннему наблюдателю кажется, что в украинцев вселился какой-то дух глупости. Невозможно не заметить, что население само раскачивает и разваливает собственное государство. Власть принимает решения, одно глупее другого, словно стремясь поскорей похоронить то, что осталось от Украины, а население эти решения приветствует.

Как? Почему?Зачем? К чему эти пляски на гробах?

Ответ можно найти в древней индийской картине мира. Индусы полагали, что наши тела и наше жизненное пространство пронизаны токами и энергетикой различного уровня вибрации. Низкие вибрации соответствуют грубым материалистическом проявлениям, а высокие вибрации - духовным явлениям.

Эти энергии могут и созидать, и разрушать. Все зависит от уровня сознания человека. Социальные катастрофы и прочие подобные события влияют на психическое состояние людей, заставляя их выбрасывать в психосферу (сферу наших мыслей) негативную энергию.

Чем больше людей будет пылать злобой и агрессией, тем сильнее будет затягиваться энергетический водоворот, в котором исчезнут остатки стабильности и порядка. Страх, ненависть, зависть, мстительность в головах миллионов жителей создают мощные сгустки разрушительной энергии.

Вот почему все традиционные религии учат верующих воспринимать политические и иные неурядицы со спокойствием и благодарностью Богу. Энергия добра нейтрализует негативные проявления, препятствует образованию энергетических воронок, не даёт господствовать низким вибрациям.

Такие события, как революции, войны и т.д. часто сопровождаются неожиданным всплеском заболеваний из-за массового ослабления иммунитета у организма, истощённого угнетенностью, безнадегой, страхами, злобой.

Из сгустков деструктивной энергии, выделяемой каждым индивидуумом, насмотревшимся фальшивых телерепортажей о "зверствах российских оккупантов", образуется эгрегор - мощный, единый энергетический сгусток, который тащит людей за собой.

Академик Вернадский подчёркивал важность изучения такого явления, как психосфера. В этом невидимом мире крутятся, сталкиваясь и разбиваясь, летая и переплетаясь мириады энергетических посылов, сотканных из слов ненависти, гнева, обид и рессентимента.

А если эти чувства провоцируется прессой, пиши пропало. Вспомните, до чего довела нацистская пропаганда Третий Рейх! Третий Рейх рухнул. Украина, уткнувшись лбом в памятники Бандеры и Шухевича, может повторить исторический путь Третьего Рейха.

Мысли человека притягивают родственные им энергии из окружающего пространства. Возвышенные мысли очищают энергетическую обстановку вокруг их обладателя.

Мысли об убийствах, революциях и конфликтах порождают новые убийства, революции и конфликты. При том градусе конфликтности, которого придерживаются укрСМИ, попытка третьего майдана никого не должна удивлять.

Психосфера Украины просто пронизана энергиями разрушения! Сотни тысяч национал-патриотов и тех, кто подпал под их влияние, ежедневно вырабатывают сотни тысяч проклятий. Все это витает в воздухе, электризует его, и затягивает в свою воронку все больше людей.

Вот почему среди "евромайданной" шелупони часто попадаются люди, ранее в глупостях не замеченные. Их победил эгрегор, завлёк их, затащил к себе. Когда эгрегор отпускает человека, человек говорит изумленно сам себе: "Как я мог такое сделать? Как я мог в такое поверить? Я что, рехнулся?".

Многих эгрегор "евромайдана" отпустил. Эти люди уже прозрели, шоры спали с их глаз. Но многих мощная энергетика эгрегора ещё держит при себе, подавляет, навязывает им свои невежественные мысли.

Подобное притягивается подобным. Язык вражды, ставший обыденностью на Украине, может породить только вражду. Согласитесь, под крики "Мы вас убьём!", "Мы пересажаем в тюрьмы всю "вату"!", "Мы разбомбим Донбасс!" не может родиться любовь и спокойствие.

Человек несёт прямую ответственность за свои мысли. Ими он наполняет окружающее пространство. Ответственность эта лежит в сфере психической энергии. Злобные люди умирают чаще. Их сердце поражается их же злобными чувствами. Все долгожители - спокойные и уравновешенные люди.

Есть энергия человека, а из энергии каждого жителя страны получается энергетика данного государства. Если такое государство не уравновешено, оно тоже рассыплется. Прочное государство не может существовать на энергетическом фундаменте, замешанном на зависти, горечи, агрессии, ненависти, мстительности.

Чем больше нагнетается такой энергии, тем меньше жить такому государству. Вспомните ещё раз судьбу Третьего Рейха. И пятнадцати лет не простоял! А почему? Потому что нигде в мире производство ненависти не было поставлено на такой широкий поток, как в Третьем Рейхе.

Украина, похоже, хочет переплюнуть в этом деле Гитлера. Но свойства писхосферы таковы, что, чем больше человек бесится, тем туже затягивает на своей шее энергетическую удавку. Действие рождает противодействие, в нашем случае, на тонком энергетическом уровне, обычному глазу и обыденному сознанию не видимому.

Нейтрализовать деструктивную энергетику можно только энергией добра. Да и то, не сразу! Потребуется время, пока негативный энергетический мусор рассосётся, и развеется в космическом пространстве; пока энергетические сгустки злобы и дикости потеряют свою силу.

Вот почему говорят, что разрушать легче, чем созидать. Готова ли Украина созидать, а не разрушать себя? К сожалению, признаков энергетического выздоровления она не демонстрирует. Язык ненависти с тавром "Made in Ukraine" доведёт Украину до логического конца.

Космические энергии стремятся к равновесию, и перекос под названием "самостийная Украина" будет перевоспитан неудачами и поражениями. Мы видим сейчас только начало процесса перевоспитания.

Владислав Гулевич

via

nyka.livejournal.com

Дух глупости | Имрей Ноам

«…и каждый человек, жена которого сойдет с правильной дороги…»

Слово тисте  – сойдет с правильной дороги – можно прочесть как тиште – оглупеет (производное от слова штут – «глупость»). Намекает это нам на то, что «не согрешит человек, если не войдет в него дух глупости», говорит Талмуд в трактате Сота (3, а). Ведь если бы была в человеке мудрость, он бы понял, что невыгодно ему из-за минутного удовольствия упускать вечную жизнь. Желая приблизить понятие вечности к нашему ограниченному восприятию, пишет рав Яаков Каневский в своей книге «Хаей Адам» следующее (глава 5): «Если бы весь мир от земли до неба был наполнен крошечными песчинками, которых в одном мешке помещается много миллионов, и раз в миллион лет исчезала бы одна песчинка, то время, за которое бы исчез весь песок, непостижимое человеческим разумом, – было бы лишь каплей в море вечности!» И он продолжает: «Пусть приглядится человек, какова ценность жизни этого мира – семьдесят лет, что ему отпущены, по сравнению с жизнью вековечной мира грядущего».

Однако, греша, человек теряет не только мир грядущий, но и этот мир тоже, потому что погоня за страстями всегда в конечном итоге приносит человеку зло – болезни, боль и разочарования.

Обе эти потери (этого и грядущего миров) упоминает рабейну Йона (Шаарей Тшува, 1), говоря о раскаянии человека, который осознал, как плохи были его поступки и перестал грешить. Такой человек, по его словам, должен думать в своем сердце о зле, которое он причиняет себе самому: «Не щадил я свое тело, и не жалели его мои глаза ради минутного удовольствия», – это о потерях этого мира. «И хуже того: был я жесток с драгоценной душой и загрязнил ее своим дурным побуждением… Как променял я на мир преходящий мир, стоящий вечно?!» – это о потере мира грядущего.

Об этом же мы говорим в покаянной молитве после перечисления грехов: «И не стоило нам», – то есть не получили мы никакой пользы от греховных поступков, как толковал Абудраам.

И так сказал мудрейший из людей, царь Шломо (Коэлет, 4, 13):

«Лучше отрок бедный, но мудрый, чем царь старый, но глупый, не умеющий остерегаться».

Объясняет мидраш (Коэлет раба, 4): «Отрок бедный, но мудрый – это доброе побуждение. И почему он зовется отроком? Потому что присоединяется к человеку начиная с 13 лет и далее. А почему он зовется бедным? Потому что его никто не слушает. Почему он зовется мудрым? Потому что учит людей правильному пути. Царь старый и глупый – это дурное побуждение. Почему он зовется царь? Потому что все его слушаются. Почему старый? Потому что связан с человеком от рождения до старости. А почему глупый? Потому что он учит человека злому пути. Не умеет остерегаться – не знает, сколько бед и страданий навлечет на себя из-за грехов, и поэтому неосторожен.

Мы должны понять: если дурное побуждение учит человека неправильным поступкам, вследствие которых он страдает и бедствует, то почему его все слушаются? В чем его сила? В том, что оно «старо», прилеплено к человеку за 13 лет до появления доброго побуждения, и человек с рождения привыкает его слушать. Поэтому властвует оно над человеком, даже когда тот входит в разум и мудрость. Так, Зоар в главе Ваешев уподобляет дурное побуждение злодею, который приходит на суд первым и высказывает свои претензии раньше, чем приходит другая сторона, убеждая судью в своей правоте, чтобы тот не воспринимал доводы соперника.

В Мегилат Эстер мы видим намек на это в стихе: «…Ахашверош, который царствовал от Индии до Африки» (Ахашверош символизирует дурное побуждение, как толкует Виленский Гаон), т.е. он царствует все дни жизни человека – от рождения до смерти. Сказали наши мудрецы (Мегила, 11, а), что слово царствует – молех – написано без буквы «вав» и намекает, что Ахашверош был недостоин царства и прибегнул к большим взяткам, чтобы его выбрали на царство. Пишет Виленский Гаон: наши мудрецы здесь намекают на то, что претензии дурного начала откровенно непристойны и даже злодею не пристало прислушиваться к ним.  Но оно показывает, как счастливы и успешны злодеи в этом мире и как бедны праведники. Разумеется, эти доводы совершенно неверны, потому что злодеи, беспрестанно гонясь за своими вожделениями, страдают все дни своей жизни, но дурное побуждение обманывает людей и показывает им вещи, лживые по самой сути, поэтому у злодеев оно приживается. Несколько лет назад один юноша, который в определенный момент сошел с правильного пути, писал мне: «Когда я ходил по совету дурного побуждения, я казался окружающим людям весьма счастливым человеком, но на самом деле радость была от меня очень далеко».

Поэтому тот, кто не хочет следовать за соблазнами дурного побуждения, должен прилепиться к мудрости и не оставлять ее даже на миг, это поможет ему помнить о лжи, которая прячется за этими соблазнами.

imrey.webphpdev.site

Власть духа глупости | Сегодня.ру

Стороннему наблюдателю кажется, что в украинцев вселился какой-то дух глупости. Невозможно не заметить, что население само раскачивает и разваливает собственное государство. Власть принимает решения, одно глупее другого, словно стремясь поскорей похоронить то, что осталось от Украины, а население эти решения приветствует.

Как? Почему?Зачем? К чему эти пляски на гробах?

Ответ можно найти в древней индийской картине мира. Индусы полагали, что наши тела и наше жизненное пространство пронизаны токами и энергетикой различного уровня вибрации. Низкие вибрации соответствуют грубым материалистическом проявлениям, а высокие вибрации - духовным явлениям.

Эти энергии могут и созидать, и разрушать. Все зависит от уровня сознания человека. Социальные катастрофы и прочие подобные события влияют на психическое состояние людей, заставляя их выбрасывать в психосферу (сферу наших мыслей) негативную энергию.

Чем больше людей будет пылать злобой и агрессией, тем сильнее будет затягиваться энергетический водоворот, в котором исчезнут остатки стабильности и порядка. Страх, ненависть, зависть, мстительность в головах миллионов жителей создают мощные сгустки разрушительной энергии.

Вот почему все традиционные религии учат верующих воспринимать политические и иные неурядицы со спокойствием и благодарностью Богу. Энергия добра нейтрализует негативные проявления, препятствует образованию энергетических воронок, не даёт господствовать низким вибрациям.

Такие события, как революции, войны и т.д. часто сопровождаются неожиданным всплеском заболеваний из-за массового ослабления иммунитета у организма, истощённого угнетенностью, безнадегой, страхами, злобой.

Из сгустков деструктивной энергии, выделяемой каждым индивидуумом, насмотревшимся фальшивых телерепортажей о "зверствах российских оккупантов", образуется эгрегор - мощный, единый энергетический сгусток, который тащит людей за собой.

Академик Вернадский подчёркивал важность изучения такого явления, как психосфера. В этом невидимом мире крутятся, сталкиваясь и разбиваясь, летая и переплетаясь мириады энергетических посылов, сотканных из слов ненависти, гнева, обид и рессентимента.

А если эти чувства провоцируется прессой, пиши пропало. Вспомните, до чего довела нацистская пропаганда Третий Рейх! Третий Рейх рухнул. Украина, уткнувшись лбом в памятники Бандеры и Шухевича, может повторить исторический путь Третьего Рейха.

Мысли человека притягивают родственные им энергии из окружающего пространства. Возвышенные мысли очищают энергетическую обстановку вокруг их обладателя.

Мысли об убийствах, революциях и конфликтах порождают новые убийства, революции и конфликты. При том градусе конфликтности, которого придерживаются укрСМИ, попытка третьего майдана никого не должна удивлять.

Психосфера Украины просто пронизана энергиями разрушения! Сотни тысяч национал-патриотов и тех, кто подпал под их влияние, ежедневно вырабатывают сотни тысяч проклятий. Все это витает в воздухе, электризует его, и затягивает в свою воронку все больше людей.

Вот почему среди "евромайданной" шелупони часто попадаются люди, ранее в глупостях не замеченные. Их победил эгрегор, завлёк их, затащил к себе. Когда эгрегор отпускает человека, человек говорит изумленно сам себе: "Как я мог такое сделать? Как я мог в такое поверить? Я что, рехнулся?".

Многих эгрегор "евромайдана" отпустил. Эти люди уже прозрели, шоры спали с их глаз. Но многих мощная энергетика эгрегора ещё держит при себе, подавляет, навязывает им свои невежественные мысли.

Подобное притягивается подобным. Язык вражды, ставший обыденностью на Украине, может породить только вражду. Согласитесь, под крики "Мы вас убьём!", "Мы пересажаем в тюрьмы всю "вату"!", "Мы разбомбим Донбасс!" не может родиться любовь и спокойствие.

Человек несёт прямую ответственность за свои мысли. Ими он наполняет окружающее пространство. Ответственность эта лежит в сфере психической энергии. Злобные люди умирают чаще. Их сердце поражается их же злобными чувствами. Все долгожители - спокойные и уравновешенные люди.

Есть энергия человека, а из энергии каждого жителя страны получается энергетика данного государства. Если такое государство не уравновешено, оно тоже рассыплется. Прочное государство не может существовать на энергетическом фундаменте, замешанном на зависти, горечи, агрессии, ненависти, мстительности.

Чем больше нагнетается такой энергии, тем меньше жить такому государству. Вспомните ещё раз судьбу Третьего Рейха. И пятнадцати лет не простоял! А почему? Потому что нигде в мире производство ненависти не было поставлено на такой широкий поток, как в Третьем Рейхе.

Украина, похоже, хочет переплюнуть в этом деле Гитлера. Но свойства писхосферы таковы, что, чем больше человек бесится, тем туже затягивает на своей шее энергетическую удавку. Действие рождает противодействие, в нашем случае, на тонком энергетическом уровне, обычному глазу и обыденному сознанию не видимому.

Нейтрализовать деструктивную энергетику можно только энергией добра. Да и то, не сразу! Потребуется время, пока негативный энергетический мусор рассосётся, и развеется в космическом пространстве; пока энергетические сгустки злобы и дикости потеряют свою силу.

Вот почему говорят, что разрушать легче, чем созидать. Готова ли Украина созидать, а не разрушать себя? К сожалению, признаков энергетического выздоровления она не демонстрирует. Язык ненависти с тавром "Made in Ukraine" доведёт Украину до логического конца.

Космические энергии стремятся к равновесию, и перекос под названием "самостийная Украина" будет перевоспитан неудачами и поражениями. Мы видим сейчас только начало процесса перевоспитания.

www.segodnia.ru

Уроки Торы I. Насо — Лехаим

Эта глава включает в себя детальное описание процедуры, которую должна была пройти cота — женщина, подозреваемая мужем в нарушении супружеской верности. «Если чья‑либо жена уклонится» — эта фраза приводится в Талмуде для подтверждения слов о том, что «человек грешит, только если в него вступает дух глупости». На первый взгляд связь между двумя фразами раскрывается в игре слов: на иврите слова «глупость» и «уклонится» звучат почти одинаково. Но Ребе в поисках менее очевидной параллели останавливается на традиционном представлении о еврейском народе и Б‑ге как о супружеской паре и, следовательно, рассматривает грех как признак неверности. Мы видим, какое значение имеет образ соты для еврея.

ГРЕХ И ДУХ ГЛУПОСТИ

В Талмуде (Сота, 3а) есть высказывание о том, что «человек грешит, только если в него входит дух глупости». В подтверждение этих слов приводится фраза из нашей недельной главы: «Если чья‑либо жена уклонится» (Бемидбар, 5:12). Ребе Раяц, объясняя природу глупости (Маамар Бати ле‑гани, 5710, гл. 3), использует те же самые слова.

В чем связь между ними? Почему именно нарушение супружеской верности среди сотни других грехов наиболее точно показывает, что грех по своей природе всегда иррационален? Ни Талмуд, ни хасидизм не приводят цитаты просто так. Тексты подбираются тщательно, чтобы суть дела была ясна каждому.

В данном случае повод для цитирования лежит на поверхности. Между словами «уклонится» (тисте) и «глупость» (шетус) существует буквальное сходство. Но это не разъясняет загадку полностью. Зачем вообще было цитировать эту фразу? Многие афоризмы мудрецов не выводятся из библейского текста таким образом. Между грехом вообще и нарушением супружеской верности должна быть более глубокая связь, незаметная с первого взгляда.

Есть еще одна сложность. Прелюбодеяние — очень серьезный грех, за который полагается смертная казнь. Очевидно, что неразумно совершать такой грех. Нет оснований делать то, что повлечет за собой настолько тяжкие последствия. Но талмудическое высказывание подразумевает все грехи: и нарушение самых незначительных деталей законов мудрецов, и даже дозволенные действия, совершающиеся не во имя Небес (Танья, ч. I, гл. 24). И это касается любого человека, отворачивающегося от Б‑га: такой поступок глуп. Так как же нам отличить глупость мелкого прегрешения от очевидной глупости серьезного греха?

ГРЕХ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НЕВЕРНОСТИ

Ответ заключается в том, что прелюбодеяние есть прототип всех грехов, это видно в двух отношениях.

Во‑первых, по еврейскому закону грех прелюбодеяния может совершить только замужняя женщина. Незамужняя девушка не может быть признана виновной. Отсюда и фраза «Если чья‑либо жена уклонится». Дело в том, что весь еврейский народ уподоблен «жене» Всевышнего. Отношения, установленные между ним и Всевышним на горе Синай, были своего рода брачным союзом. И каждый раз, совершая даже самый незначительный грех, еврей нарушает свои обязательства, «брачный контракт» с Б‑гом. Он виноват в нравственной измене, неверности своему Б‑жественному партнеру.

Зоар (ч. III, 221а) рассказывает, как некий философ однажды спросил рабби Элиэзера: «Если евреи избранный народ, почему они слабейшая из наций?» Рабби Элиэзер ответил: «Такова их судьба. Поскольку они избраны, они не могут допускать ни малейшей ошибки — ни духовной, ни в действии. Из‑за особого духовного призвания им непозволительно то, что разрешено другим. Еврей сравним с сердцем — самым ранимым и жизненно важным органом: даже незначительный толчок или колебание может стать вопросом жизни и смерти» (Зоар, ч. III, 221б; Кузари, Маамар 2:36; Танья, ч. IV, гл. 31).

Так связаны между собой наш стих о неверности жены и высказывание о духе глупости.

Еврейский народ и Б‑г связаны узами вечной взаимной верности, брака, в котором Б‑г выступает в роли мужа, инициатора, а мы — в роли жены, хранительницы верности. Даже изгнание не разлучает нас, не становится разводом. В Талмуде сказано (Сангедрин, 105а), что пророк Йешаяу велел десятерым из людей «возвратиться и раскаяться». Они ответили: «Если хозяин продает своего раба или муж дает жене развод, разве могут быть у первого ко второму претензии?» (Другими словами, они утверждали, что вавилонским изгнанием Б‑г в действительности дал развод Своему народу и не может больше требовать от него послушания.) Святой, благословен Он, сказал тогда пророку: «Так говорит Всесильный: “Где документ о разводе вашей матери, который Я спрятал, или кому из Моих кредиторов Я вас продал? Смотрите, за свои пороки вы продали себя, и за свои грехи ваша мать забыта”. Даже в период разлуки, изгнания, Б‑г не сделает другой народ Своим избранным» (Кидушим, 36а; Рашба, Респонсы, гл. 194).

Если верность жены соответствует желаниям мужа, значит, даже незначительный грех или разрешенный эгоцентричный поступок — знак неверности еврея и предательства Священной свадьбы на горе Синай.

Вот почему за словами о глупости греха (любого греха), скорее как объяснение, чем как доказательство, следует фраза из нашей недельной главы. Но почему даже тривиальный грех считается глупостью? Потому, что он разрывает союз между Б‑гом и человеком. А почему это происходит? Потому, что неверность врывается в брак Б‑га и человека.

ГРЕХ НЕДОЛГОВЕЧЕН

Вторая связь между двумя высказываниями заключается в следующем. Фраза «если чья‑либо жена уклонится с пути» относится не к виновной, а только к подозреваемой в прелюбодеянии, если не было свидетелей возможного греха, и «он был скрыт от глаз мужа». Само подозрение обязывает ее принести пожертвование из ячменя, пищи скота (Сота, 15б). Сравнение природы предполагаемого греха с такой пищей унизительно само по себе.

Всю процедуру понять сложно. Если обвинения, выдвинутые против нее, основываются на подозрении, а не на доказательствах, разве нельзя положиться на презумпцию невиновности и верности большинства еврейских жен и снять обвинения? Нельзя, потому что по Торе стандарты верности для еврейских жен настолько высоки, что даже за навлечение на себя подозрений она заслуживает порицания.

Однако этот позор недолговечен. Если после определенной процедуры, позволяющей узнать, насколько обоснованны подозрения, она докажет свою невиновность, то возвратится к своему мужу незапятнанной: «останется она невредимой и будет оплодотворена семенем» (Бемидбар, 5:28).

То же самое происходит и с евреем, согрешившим по глупости. Та пропасть, которую он создает между собой и Б‑гом, временна. В конечном счете Он говорит: «Славу Мою (то есть Бжью искру, горящую в каждом еврее) не отдам Я другому» (Йешаяу, 42:8). Еврей никогда не отходит от Б‑га настолько, чтобы нельзя ему было вернуться чистым и незапятнанным.

В этом заключается второе сходство: как жена, подозреваемая мужем, лишь временно оторвана от супруга, так и разлука с Б‑гом, вызванная грехом, заканчивается.

ПЛОДЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ

Тот, кто придает значимость вещам, не связанным с Б‑гом, отрицает единство Всевышнего. Анализируя свои грехи, он может впасть в отчаяние: «Б‑г покинул меня, и мой Всесильный забыл обо мне» (Йешаяу, 49:14). Но надо помнить, что всегда можно вновь приблизиться к Б‑гу.

Более того, надо помнить о третьем сходстве между женой, подозреваемой в неверности, и грешником вообще.

Если она объявлена невиновной, честь жены не только становится незапятнанной, но она возвратится к мужу и «будет оплодотворена семенем». Это означает (Сота, 26а; Рамбам, Законы Сота, 2:10; 3:22), что если раньше у нее были трудности при родах, то теперь она легко родит, если раньше у нее были только девочки, то теперь будут и мальчики. Согласно другому мнению, у нее будут дети, даже если раньше она была бесплодна.

Эта надежда остается и у человека, который согрешил. Он не должен предаваться меланхолии или отчаянию. Ведь Б‑г сказал: «Славу Мою Я не отдам другому». И человек, возвратившись к Б‑гу, тоже даст плоды. Он научится любить и бояться Б‑га. Он будет стремиться к истинной близости, пока «муж и жена не будут снова вместе» и Всевышний не раскроется в его душе. Это его личное искупление грехов — «начало всеобщего искупления в эпоху Машиаха» (Танья, ч. IV, гл. 4).

lechaim.ru

«Дух глупости»

...несомненно, весьма оригинальная идея - приехать в Прибалтику, чтобы выступить в защиту попранных прав русскоязычных жителей, которых в Латвии гораздо больше, чем этнических русских. Мы полагали, что от этого зависит перспектива хороших отношений между Россией и Европой. И не только потому, что перед нами проблема дискриминации широких русскоязычных масс. Несправедливость приобретает огромные размеры даже в отношении, казалось бы, мельчайшего меньшинства. В мире немало подобных примеров. Но если присмотреться повнимательнее, то в данном случае дискриминация русских в Латвии в перспективе может перерасти в серьезную политическую проблему национального и международного масштаба.

 

***

В общем, тот факт, что Европа наш общий дом (общий, в том числе, и с Латвией. - Прим. Ракурса), – это хорошая новость. Загвоздка в том, что об этом мало кто знает и еще меньше людей понимает это. У меня возникло подозрение, что дело обстоит именно так, а не иначе, при виде вытянутых лиц в Италии, Брюсселе и в той же Риге всякий раз, когда я сообщал о моем выдвижении в кандидаты от Латвии. Удивлялись тому, что можно выдвигать свою кандидатуру в чужой стране. Да, можно, отвечал я. При всем моем критическом отношении к сегодняшней Европе, которого она, несомненно, заслуживает, я тем не менее хочу подчеркнуть, что Европа существует на самом деле. И несмотря ни на что нам необходимо потрудиться, чтобы она стала более сильной, разумной, более демократической. Если бы я так не думал, я бы не взялся за написание этих строк. Не отправился бы в Латвию вести избирательную кампанию, заранее зная, что она не увенчается моим избранием.

 

***

В Латвии большинство населения «все еще» говорит по-русски. Уже из одного этого факта, не являющегося мелкой подробностью, можно понять всю абсурдность многого, что происходит в этой стране. Осознать опасность происходящего, опасность прежде всего для них самих, латышей. А разве может быть по-другому? Взгляните на географическую карту. Со стороны побережья - Балтийское море. Море есть море, и оно нашептывает стихи поэтам. Причем не на латышском языке. Со стороны Севера – крошечная Эстония, язык которой еще более причудлив. Этот язык принадлежит такому меньшинству, меньше которого вряд ли можно представить. С южной стороны - маленькая Литва. С точки зрения языковедения, никто не сравнится с этой страной.

А на Востоке располагается гигантская страна со ста сорока миллионами граждан, говорящих по-русски. Благодаря своей истории и занимаемому пространству, русский язык сделал грамотными еще более двухсот миллионов людей разных племен и народов.

Ну, и что тут поделаешь? Ничего. Так распорядилась история. Пусть историки изучают, почему так произошло и сложилось. Но глупо было бы спорить с судьбой, природой, самой историей. Гигантская страна на востоке от Латвии не появилась в этих пределах вчера или позавчера. Не спустилась неожиданно в Латвию на парашюте. Она была там изначально. С этой страной латыши на протяжении столетий, в годы войны и мира не могли не общаться.

 

***

И нечего пенять на циничную судьбу-обманщицу за то, что русских миллионы, а латышей всего тысячи.

Но именно такой дух воцарился сейчас на прибалтийском побережье. Одно непонятно, кому такие настроения на пользу. Ясно одно, что это дух глупости. В настоящее время нынешние правители Латвии из кожи вон лезут, добиваясь искоренения русского языка. Закрывают школы, где еще преподают на русском языке, ссылаясь при этом не скудость местного бюджета. Но искоренить историю не так просто. У нее своя степень вязкости. История обладает инерционностью. При всем при том и Россия рядом, она никуда не исчезла. И останется на своем месте навсегда. С ней надо делать дела, вести торговлю, наращивать транспортные связи, туризм. В самом деле, нельзя же перенести Латвию в штат Миннесота или Техас.

 

***

Все критические суждения насчет засилья русского языка в советские времена сегодня можно повторить, говоря о засилье английского языка в американские времена. Все зависит от контекста тех или иных явлений. Ничего удивительного в господстве того или иного языка я не вижу. Пожалуйста, обойдитесь без пропаганды и ханжества хотя бы в этом вопросе, господа.

 

***

Речь идет о четко спланированной государственной политике, которая преднамеренно вытесняет все русское из обихода. Добавлю, что меня, дважды иностранца в Риге, то есть иностранца, говорящего по-русски, ни разу здесь не оскорбили. Наоборот. Думаю, что в душе латыши совсем не склонны к дискриминации. Очевидная межэтническая напряженность скорее является результатом политической манипуляции, а не националистическим предрассудком.

 

***

Теперь давайте попробуем на мгновение примерить шкуру русского человека. Варианты могут быть разными в зависимости от стран, возникших на месте четырнадцати бывших советских социалистических республик, включая и саму Россию. В итоге можно сказать только одно - кстати, это видно невооруженным глазом: почти 20 миллионов русских людей, оказавшихся за пределами России в момент разрушения и распада СССР, по-прежнему живут из рук вон плохо. Они обречены на прозябание и на Украине, и в Прибалтике, где их миллионы и сотни тысяч. Им плохо и в Казахстане, и в Узбекистане, и в Таджикистане, и в Киргизии. Из Грузии и Азербайджана изгнаны за малым исключением практически все русские. Только в двух бывших республиках русские сохранили свой прежний статус, не подвергаются преследованиям и разного рода дискриминации, — это Армения и Белоруссия.

Скажу прямо — слишком долго Москва занимала беспринципную позицию и хранила безмолвие, видя это огромное по своим масштабам унижение. Это подтверждает вывод, что взявшие власть после Горбачева российские олигархи презирают русский народ не меньше, чем западные руководители. И тому есть объяснение. Олигархи ведут свои дела через западные банки, обслуживающие интересы «Суперклана». Русские, которых выставили за дверь и вывели за скобки, мешают уже одним своим присутствием. Разве крупнокалиберным олигархам, чьи миллионы долларов буквально лезут у них из ушей, есть дело до соотечественников? А как было бы интересно задать представителям так называемых российских элит единственный вопрос: «В чем, по-вашему, состоят российские государственные интересы?». Уверен, нам предстала бы любопытнейшая картину, мы бы поняли, где была бы сейчас Россия, останься бразды правления в их руках.

Проблема мне достаточно хорошо известна, но я до сих пор нахожусь под впечатлением ее масштабности. Не только из-за вопиющего нарушения индивидуальных и коллективных прав человека, но и в силу неизменного убеждения в том, что Европа и Россия имеют очевидные общие стратегические интересы. Верх безответственности оставлять их в руках того, кто никоим образом не соответствуют масштабу задачи.

 

***

Кузница кадров, призванных занять командные высоты после уничтожения Советского Союза, работала непосредственно в Соединенных Штатах. Идеологическая и культурная подготовка осуществлялась в западных университетах и мозговых центрах.

Вооружив руководящее ядро, требовалось также вложить элите в руки настоящее оружие. Американские банки охотно откликнулись и щедро профинансировали всю операцию. Мейнстрим подконтрольных американскому правительству средств массовой информации сформировал в общественном мнении необходимые политические и психологические установки. Благодаря мощному информационному прессингу Прибалтика стала американской прежде, чем она успела стать европейской. Сразу же после освобождения от удушающих пут России, она, наконец, вдохнула воздух свободы в американской клети со всеми банковскими удобствами.

 

***

Но когда же демократия наступит в Латвии? И что надо сделать, чтобы она там появилась? И кто должен действовать, чтобы час ее, наконец, пробил? И какую роль должна сыграть Европа, коль скоро она до сих пор ее не сыграла? Как Европа должна стимулировать демократию в Латвии?

Вопросы вовсе не праздные. Согласно простому подсчету с учетом существующих обстоятельств должно пройти еще 33 года прежде, чем проблема «aliens» — неграждан, или «чужих», - будет, наконец, решена. То есть должны сойти в могилу целиком прошлые и нынешние поколения. А пока эти поколения приговорены влачить жалкое существование в качестве лиц «второго сорта» с политической, социальной и культурной точек зрения. Вопрос: как долго Европа будет терпеть насилие над своими собственными законами?

 

***

Европа, как герой романа Пиранделло, могла стать главным действующим лицом на мировой арене, но предпочла роль мажордома американских и англо-американских финансов. В довершение всех бед это произошло, когда император и его лондонский оруженосец оказались на грани разорения. Оони остались без сбережений, потребляя больше, чем способны произвести, и выпуская фальшивые векселя. Сейчас они напоминают наркомана в период ломки. Нуждаются в финансовых инъекциях. Но где найти такую капельницу для внутривенного вливания? Где тот денежный наркотик, который надо закачать в ампулу? До сих пор об этом заботился Китай, но доллар поколеблен, и китайцы взяли тайм-аут. С китайской предусмотрительностью Пекин прекратил поддерживать американский государственный долг. Заботливой медсестре с набором капельниц взяться неоткуда. Америке надо что-то срочно предпринять для своего спасения.

Понятно, что о таких вещах в приличном обществе не принято говорить даже вполголоса. Отсюда манипуляции экономической и финансовой информацией. Требуется говорить, писать, выступать с заявлениями о борьбе с кризисом, при этом скрывая тот факт, что пузырь, лопнувший в 2008 году в Соединенных Штатах, неизбежно надуется снова новым пузырем. На этот раз пузырем станет государственный дефицит самих США.

 

***

России для того, чтобы создать глобальный мессидж, понадобится оценить окружающую действительность критическим взглядом. Освободиться, наконец, от «чувства неполноценности», гирями висящего на России вот уже несколько столетий.

Пора России избавляться от этого мертвящего чувства. Ведь она обладает завидным положением при том, что глобальный смерч втягивает в свой круговорот народы и территории. Россия стоит неколебимо благодаря всем необходимым ресурсам на собственной территории и в ее недрах. Россия обладает завидной мощью не растраченного еще до конца интеллектуального потенциала.

www.zapchel.lv

«Дух глупости»

...несомненно, весьма оригинальная идея - приехать в Прибалтику, чтобы выступить в защиту попранных прав русскоязычных жителей, которых в Латвии гораздо больше, чем этнических русских. Мы полагали, что от этого зависит перспектива хороших отношений между Россией и Европой. И не только потому, что перед нами проблема дискриминации широких русскоязычных масс. Несправедливость приобретает огромные размеры даже в отношении, казалось бы, мельчайшего меньшинства. В мире немало подобных примеров. Но если присмотреться повнимательнее, то в данном случае дискриминация русских в Латвии в перспективе может перерасти в серьезную политическую проблему национального и международного масштаба.

 

***

В общем, тот факт, что Европа наш общий дом (общий, в том числе, и с Латвией. - Прим. Ракурса), – это хорошая новость. Загвоздка в том, что об этом мало кто знает и еще меньше людей понимает это. У меня возникло подозрение, что дело обстоит именно так, а не иначе, при виде вытянутых лиц в Италии, Брюсселе и в той же Риге всякий раз, когда я сообщал о моем выдвижении в кандидаты от Латвии. Удивлялись тому, что можно выдвигать свою кандидатуру в чужой стране. Да, можно, отвечал я. При всем моем критическом отношении к сегодняшней Европе, которого она, несомненно, заслуживает, я тем не менее хочу подчеркнуть, что Европа существует на самом деле. И несмотря ни на что нам необходимо потрудиться, чтобы она стала более сильной, разумной, более демократической. Если бы я так не думал, я бы не взялся за написание этих строк. Не отправился бы в Латвию вести избирательную кампанию, заранее зная, что она не увенчается моим избранием.

 

***

В Латвии большинство населения «все еще» говорит по-русски. Уже из одного этого факта, не являющегося мелкой подробностью, можно понять всю абсурдность многого, что происходит в этой стране. Осознать опасность происходящего, опасность прежде всего для них самих, латышей. А разве может быть по-другому? Взгляните на географическую карту. Со стороны побережья - Балтийское море. Море есть море, и оно нашептывает стихи поэтам. Причем не на латышском языке. Со стороны Севера – крошечная Эстония, язык которой еще более причудлив. Этот язык принадлежит такому меньшинству, меньше которого вряд ли можно представить. С южной стороны - маленькая Литва. С точки зрения языковедения, никто не сравнится с этой страной.

А на Востоке располагается гигантская страна со ста сорока миллионами граждан, говорящих по-русски. Благодаря своей истории и занимаемому пространству, русский язык сделал грамотными еще более двухсот миллионов людей разных племен и народов.

Ну, и что тут поделаешь? Ничего. Так распорядилась история. Пусть историки изучают, почему так произошло и сложилось. Но глупо было бы спорить с судьбой, природой, самой историей. Гигантская страна на востоке от Латвии не появилась в этих пределах вчера или позавчера. Не спустилась неожиданно в Латвию на парашюте. Она была там изначально. С этой страной латыши на протяжении столетий, в годы войны и мира не могли не общаться.

 

***

И нечего пенять на циничную судьбу-обманщицу за то, что русских миллионы, а латышей всего тысячи.

Но именно такой дух воцарился сейчас на прибалтийском побережье. Одно непонятно, кому такие настроения на пользу. Ясно одно, что это дух глупости. В настоящее время нынешние правители Латвии из кожи вон лезут, добиваясь искоренения русского языка. Закрывают школы, где еще преподают на русском языке, ссылаясь при этом не скудость местного бюджета. Но искоренить историю не так просто. У нее своя степень вязкости. История обладает инерционностью. При всем при том и Россия рядом, она никуда не исчезла. И останется на своем месте навсегда. С ней надо делать дела, вести торговлю, наращивать транспортные связи, туризм. В самом деле, нельзя же перенести Латвию в штат Миннесота или Техас.

 

***

Все критические суждения насчет засилья русского языка в советские времена сегодня можно повторить, говоря о засилье английского языка в американские времена. Все зависит от контекста тех или иных явлений. Ничего удивительного в господстве того или иного языка я не вижу. Пожалуйста, обойдитесь без пропаганды и ханжества хотя бы в этом вопросе, господа.

 

***

Речь идет о четко спланированной государственной политике, которая преднамеренно вытесняет все русское из обихода. Добавлю, что меня, дважды иностранца в Риге, то есть иностранца, говорящего по-русски, ни разу здесь не оскорбили. Наоборот. Думаю, что в душе латыши совсем не склонны к дискриминации. Очевидная межэтническая напряженность скорее является результатом политической манипуляции, а не националистическим предрассудком.

 

***

Теперь давайте попробуем на мгновение примерить шкуру русского человека. Варианты могут быть разными в зависимости от стран, возникших на месте четырнадцати бывших советских социалистических республик, включая и саму Россию. В итоге можно сказать только одно - кстати, это видно невооруженным глазом: почти 20 миллионов русских людей, оказавшихся за пределами России в момент разрушения и распада СССР, по-прежнему живут из рук вон плохо. Они обречены на прозябание и на Украине, и в Прибалтике, где их миллионы и сотни тысяч. Им плохо и в Казахстане, и в Узбекистане, и в Таджикистане, и в Киргизии. Из Грузии и Азербайджана изгнаны за малым исключением практически все русские. Только в двух бывших республиках русские сохранили свой прежний статус, не подвергаются преследованиям и разного рода дискриминации, — это Армения и Белоруссия.

Скажу прямо — слишком долго Москва занимала беспринципную позицию и хранила безмолвие, видя это огромное по своим масштабам унижение. Это подтверждает вывод, что взявшие власть после Горбачева российские олигархи презирают русский народ не меньше, чем западные руководители. И тому есть объяснение. Олигархи ведут свои дела через западные банки, обслуживающие интересы «Суперклана». Русские, которых выставили за дверь и вывели за скобки, мешают уже одним своим присутствием. Разве крупнокалиберным олигархам, чьи миллионы долларов буквально лезут у них из ушей, есть дело до соотечественников? А как было бы интересно задать представителям так называемых российских элит единственный вопрос: «В чем, по-вашему, состоят российские государственные интересы?». Уверен, нам предстала бы любопытнейшая картину, мы бы поняли, где была бы сейчас Россия, останься бразды правления в их руках.

Проблема мне достаточно хорошо известна, но я до сих пор нахожусь под впечатлением ее масштабности. Не только из-за вопиющего нарушения индивидуальных и коллективных прав человека, но и в силу неизменного убеждения в том, что Европа и Россия имеют очевидные общие стратегические интересы. Верх безответственности оставлять их в руках того, кто никоим образом не соответствуют масштабу задачи.

 

***

Кузница кадров, призванных занять командные высоты после уничтожения Советского Союза, работала непосредственно в Соединенных Штатах. Идеологическая и культурная подготовка осуществлялась в западных университетах и мозговых центрах.

Вооружив руководящее ядро, требовалось также вложить элите в руки настоящее оружие. Американские банки охотно откликнулись и щедро профинансировали всю операцию. Мейнстрим подконтрольных американскому правительству средств массовой информации сформировал в общественном мнении необходимые политические и психологические установки. Благодаря мощному информационному прессингу Прибалтика стала американской прежде, чем она успела стать европейской. Сразу же после освобождения от удушающих пут России, она, наконец, вдохнула воздух свободы в американской клети со всеми банковскими удобствами.

 

***

Но когда же демократия наступит в Латвии? И что надо сделать, чтобы она там появилась? И кто должен действовать, чтобы час ее, наконец, пробил? И какую роль должна сыграть Европа, коль скоро она до сих пор ее не сыграла? Как Европа должна стимулировать демократию в Латвии?

Вопросы вовсе не праздные. Согласно простому подсчету с учетом существующих обстоятельств должно пройти еще 33 года прежде, чем проблема «aliens» — неграждан, или «чужих», - будет, наконец, решена. То есть должны сойти в могилу целиком прошлые и нынешние поколения. А пока эти поколения приговорены влачить жалкое существование в качестве лиц «второго сорта» с политической, социальной и культурной точек зрения. Вопрос: как долго Европа будет терпеть насилие над своими собственными законами?

 

***

Европа, как герой романа Пиранделло, могла стать главным действующим лицом на мировой арене, но предпочла роль мажордома американских и англо-американских финансов. В довершение всех бед это произошло, когда император и его лондонский оруженосец оказались на грани разорения. Оони остались без сбережений, потребляя больше, чем способны произвести, и выпуская фальшивые векселя. Сейчас они напоминают наркомана в период ломки. Нуждаются в финансовых инъекциях. Но где найти такую капельницу для внутривенного вливания? Где тот денежный наркотик, который надо закачать в ампулу? До сих пор об этом заботился Китай, но доллар поколеблен, и китайцы взяли тайм-аут. С китайской предусмотрительностью Пекин прекратил поддерживать американский государственный долг. Заботливой медсестре с набором капельниц взяться неоткуда. Америке надо что-то срочно предпринять для своего спасения.

Понятно, что о таких вещах в приличном обществе не принято говорить даже вполголоса. Отсюда манипуляции экономической и финансовой информацией. Требуется говорить, писать, выступать с заявлениями о борьбе с кризисом, при этом скрывая тот факт, что пузырь, лопнувший в 2008 году в Соединенных Штатах, неизбежно надуется снова новым пузырем. На этот раз пузырем станет государственный дефицит самих США.

 

***

России для того, чтобы создать глобальный мессидж, понадобится оценить окружающую действительность критическим взглядом. Освободиться, наконец, от «чувства неполноценности», гирями висящего на России вот уже несколько столетий.

Пора России избавляться от этого мертвящего чувства. Ведь она обладает завидным положением при том, что глобальный смерч втягивает в свой круговорот народы и территории. Россия стоит неколебимо благодаря всем необходимым ресурсам на собственной территории и в ее недрах. Россия обладает завидной мощью не растраченного еще до конца интеллектуального потенциала.

www.zapchel.lv


Смотрите также