Шаманы и Шаманизм(дух шаманизма) Любая трансформация человека... основывалась на новом видении космоса и природы человека. Содержание: - Вступление - Сенсационные сообщения о психических феноменах у шаманов - Теоретические и экспериментальные данные - Психокинетические эффекты (ПК) - Экстрасенсорное восприятие в шаманском целительстве - Выводы - Исцеление целителя - Реинтерпретация симптомов кризиса посвящения - Работа шамана и его роль - Шаманство: измененные состояния сознания - Шаманское путешествие - Альтруизм и служение Вступление Шаманы пользовались в своей работе богатым набором целительских ритуалов, многие из которых имеют психологический смысл, понятный любому представителю западной культуры. Однако, с точки зрения шаманов, тонкие психологические объяснения не отражают сути того, что они делают, поскольку их целительский миф - прежде всего духовный. Шаманы считают, что именно такие духовные проблемы, как, например, вторжение духов или возвращение души могут объяснить болезнь и исцеление.Существуют два различных подхода в интерпретации шаманских верований. Первый и наиболее распространенный заключается в том, что они - это классический пример "примитивного мышления", схожего с западным мышлением детей, верящих в чудеса. С другой точки зрения, шаманские верования отражают, по крайней мере отчасти, процесс управления психическими способностями. Парапсихология - это, мягко говоря, противоречивая тема, которую я предпочел бы обойти. Мало в какой еще области исследований существуют противоречия подобного масштаба. Ее сторонники заявляют, что "обширная парапсихологическая литература основывается на целом ряде строгих экспериментов". Скептики, с другой стороны, утверждают, что "за 100 лет исследований еще ни один индивидуум не продемонстрировал такие экстрасенсорные способности, которые смогли бы убедить независимых исследователей". Сторонники ссылаются на контрольные эксперименты, подтверждающие возможность экстрасенсорного восприятия (ЭСВ) и психокинетического (предполагающего воздействие сознания на материю) влияния на предметы и живые организмы, начиная мышами и заканчивая электронным оборудованием. В связи с темой шаманского целительства уместно будет вспомнить сообщения о контрольных опытах, демонстрирующих психокинетическое влияние на рост растений и грибов, активность ферментов, излечение мышей, уровень гемоглобина в крови у людей. Критики этих опытов оценивают их либо как неубедительные, которые невозможно повторить, либо как следствие некомпетентности и подтасовки данных. До консенсуса в парапсихологии еще далеко. Более того, парапсихология пошла дальше: она ставит под сомнение некоторые фундаментальные, почитаемые веками законы физики. Несмотря на это, любое интеллектуально честное и непредвзятое исследование шаманского целительства должно ответить на вопрос, действительно ли психофеномены играют в этом какую-либо роль. Потому что, как выразился Уильям Джеймс, "нет такого источника обмана в исследовании природы, который мог бы сравниться с твердым убеждением, что определенные феномены невозможны". Мы можем проверить возможность использования в шаманизме исцеления, индуцируемого с помощью пси-феноменов, несколькими способами. Можно проанализировать сообщения о пси-способностях в других религиозных и целительских традициях, а также сенсационные сообщения о лабораторных исследованиях пси-феноменов, наблюдающихся в шаманизме. Можно также проанализировать сходные черты в шаманских целительских ритуалах и тех состояниях, которые, согласно утверждениям, максимально увеличивают пси-активность. Утверждения о пси-способностях характерны для многих мировых религиозных традиций. Такие практики, как йога и буддийская медитация, содержат развернутые, подробные наставления о том, как культивировать эти психические силы. Большинство таких техник основаны на развитии способности к максимальной, невероятно глубокой концентрации, несвойственной обычным людям. Но, кроме того, упомянутые традиции содержат и предупреждения об опасностях на пути развития мудрости. Власть развращает, как говорит старая пословица, и, согласно этим традициям, психическая власть не исключение. Религиозные практикующие не одиноки в своих заявлениях о том, что пси-способности помогают им в их работе. Некоторые весьма авторитетные западные врачи, психологи и психиатры утверждали то же самое. Среди них такие выдающиеся личности, как Фрейд, Юнг, Джером Франк. Франк пишет:"Мое собственное подозрение, которое я высказываю не без особого трепета и волнения, заключается в том, что наиболее одаренные терапевты имели, должно быть, телепатические, ясновидческие или другие парапсихологические способности. Вдобавок, они обладали чем-то похожим на способность ускорять рост... а это ничем другим, кроме как целительской силой, не назовешь. Любой исследователь, пытающийся изучать подобные явления, ставит под удар свою репутацию серьезного ученого; разве что только самый смелый и решительный может отважиться на подобное предприятие. Зато награда за это может быть бесценной." Сенсационные сообщения о психических феноменах у шаманов Сенсационные сообщения о предполагаемых психических проявлениях у шаманов - дело обычное. Нижеприведенные примеры являются наиболее впечатляющими иллюстрациями подобного рода сообщений.Один французский миссионер заявил, что стал свидетелем проявления ясновидения у шамана Новой Каледонии. "Во время великого радостного пира, - писал миссионер, - его внезапно охватило отчаяние, и он заявил, что увидел одного из своих прославленных родственников из Драмы (города, расположенного в нескольких милях) умирающим. В Драму быстро послали каноэ, куда оно прибыло через три часа. Вождь действительно только что умер". Дух шаманизма уолш
Уолш Р. "Дух Шаманизма"
Могут ли служить сообщения, подобные этим, свидетельством возможных пси-способностей у шаманов? Да. Могут ли они доказать существование пси-способностей? Нет. Сенсационные сообщения, насколько бы они ни были впечатляющими, никогда не могут быть полностью убедительными для науки, которая требует неоднократных повторных опытов, исключающих малейшую вероятность ошибки. Кроме возможного фокусничества, даже самый искренний наблюдатель может что-то воспринять, понять или запомнить необъективно.
Одно и то же событие можно истолковать по-разному. Антрополог Богораз, наблюдавший за шаманами-чукчами во время работы, приводит классический пример. Один шаман "...заставил одного из своих "духов" кричать, говорить и шептать прямо мне в ухо. Иллюзия была настолько полной, что я невольно прикрыл ухо рукой, чтобы поймать "духа". После этого он заставил духа войти в землю подо мной и говорить прямо у меня между ногами, и т.д. Все время, пока шаман общался с "отдельными голосами", он бил в бубен для того, чтобы показать, что его сила и внимание полностью задействованы.
Я попытался сделать фонозапись "отдельных голосов духов". ... Когда погасили свет, "духи", немного "постеснявшись", подчинились требованиям шамана и даже начали говорить прямо в воронку граммофона. Запись обнаруживает четкое отличие голоса самого шамана, звучащего издалека, от голосов "духов", которые, казалось, говорили прямо в воронку."Это произвело на Богораза сильное впечатление, но он остался убежден, что эти эффекты можно было объяснить чревовещанием и другими трюками. Он писал: "шаманы, несомненно, во время своих представлений используют обман в той или иной форме и прекрасно отдают себе в этом отчет. "Среди нас много лжецов, - сказала мне Скребущаяся Женщина, шаман-чукча. - Один носком правой ноги приподнимает шкуру в спальной комнате, а затем будет уверять, что это сделали духи; другой будет говорить в пазуху своей рубахи через рукав, создавая впечатление, будто голос исходит из какого-то необычного места".Другие же люди были уверены, что Богораз стал свидетелем проявления пси-феноменов. Они согласны, что некоторые шаманы, конечно же, ловкие фокусники и хитрецы, но они указывают, что это никоим образом не доказывает того, что все шаманы только обманщики. С их точки зрения проблема состоит в том, что Богораз "никогда не мог преодолеть ограниченности своего научного образования, чтобы признать, что прикоснулся к тайне... Он объяснил, что все происшедшее было ловким трюком, хотя даже не дал ни единого намека на то, как можно было так искусно все подделать".
Еще один повод для подобного столкновения мнений дает практика хождения по огню. Огнехождение известно среди многих туземных народов, включая и шаманов; особую популярность оно приобрело сейчас в Соединенных Штатах, где споры по этому поводу достигли предельного накала. С одной стороны - это энтузиасты шаманизма, такие, как Элиаде, которые утверждают, что эта способность, по крайней мере среди шаманов, возможна благодаря специальной подготовке. С другой стороны высказываются мнения, что хождение по раскаленным углям можно объяснить в чисто физических терминах. Они делают акцент на таких факторах, как низкая теплопроводимость угля, кратковременность контакта ступни с углями и так называемый эффект Ляйденфроста, суть которого заключается в том, что испарение пота на поверхности ступни обеспечивает возникновение защитного микрослоя. Некоторые люди, такие, как Чарльз Тарт, придерживаются компромиссной точки зрения, согласно которой в этом процессе действуют физические механизмы, усиленные защитными эффектами трансовых состояний, способными свести ожоги до минимума.
Такое противостояние противоборствующих интерпретаций наглядно отражает суть споров вокруг парапсихологии. Суждения большинства людей основываются на их собственных убеждениях. Для одних шаманы - "пси-мастера, охраняющие благополучие своего народа", а для других пси-феномены заведомо невозможны, и, следовательно, шаманы - просто мошенники. Мнения по этому поводу, как вы видите, диаметрально противоположны.
Теоретические и экспериментальные данные
Поэтому давайте оставим мнения и обратимся к фактам с вопросом: какие еще существуют свидетельства помимо невероятных историй о пси-способностях у шаманов? В этом нам могут помочь теоретические и экспериментальные данные. Теоретические подтверждения основываются на переоценке традиционных интерпретаций туземной и шаманской "магии". Большинство туземных культур признают существование в природе магических сил и располагают специалистами, утверждающими, что могут этими силами управлять. Антропологи традиционно отрицали эти утверждения как отражение различных психологических и социальных факторов, например, потребности объяснить и контролировать Вселенную.Майкл Уинклман из Аризонского университета предложил альтернативное и, конечно же, спорное толкование. Уинклман исследовал состояния, в которых туземные практикующие проводят свои магические ритуалы. Эти состояния - такие, как определенные измененные состояния сознания, визуализации, позитивные ожидания, - аналогичны тем, которые, по мнению парапсихологических исследователей, активизируют пси-способности. Можно предположить, что туземные народы методом проб и ошибок разработали систему ритуалов, магических практик, частью которых стали и "предрассудки", способствующие активизации пси-способностей. Пси-феномены, если они действительно имеют место в шаманских практиках, могут проявляться двояко: либо в виде экстрасенсорной способности находить информацию о природе, причине и лечении болезни, либо в виде такого психокинетического эффекта (ПК), как ускоренное исцеление.
Психокинетические эффекты (ПК)
Хотя и существует два сообщения о ПК-эффектах у целителей, которых исследователи назвали (с моей точки зрения, неточно) "шаманами", я не могу отметить ни одного исследования случаев психокинеза у истинных шаманов, то есть шаманов, соответствующих данному в этой книге определению. Поэтому сейчас мы еще не можем ответить на вопрос о том, пользовались ли шаманы ПК для того, чтобы ускорять исцеление. Лучшее, что мы можем в таком случае сделать, - это проанализировать исследования подобного рода среди других целителей. Если они обнаружат хотя бы малейшие признаки психокинетически ускоренного исцеления, то это значит, что и шаманы способны на это. Невозможно, конечно, охватить всю тему ПК и целительства, поэтому мы сосредоточим наше внимание на некоторых ключевых работах в этой области.Объектом одного классического исследования был не шаман, а европейский целитель, пациентами же были не люди, а мыши. Эти наблюдения были проведены Бернардом Грэйдом, известным специалистом в области раковых заболеваний из университета Макджил в Монреале.Целитель был венгром, лечившим наложением рук. Объектом исследования были мыши с ранами одинакового размера. Ассистент брал одну из используемых мышей, прятал в бумажный пакет и относил к целителю в другую комнату. Целитель, концентрируясь на мыши, держал пакет в раскрытых ладонях в течение нескольких минут. Пакет использовался для того, чтобы исключить возможные последствия простого прикосновения. Остальных контрольных мышей также положили в пакеты и дали подержать людям, не обладавшим какими-либо психическими способностями (в данном случае студентам-медикам). Ассистент постоянно измерял размер ран, не зная, какие мыши были экспериментальными, а какие контрольными.Результат был поразительным. Раны у экспериментальных мышей зажили значительно быстрее, в некоторых случаях едва ли не вдвое быстрее, чем у контрольных.В дальнейших исследованиях мыши подвергались воздействию почти минусовых температур. Из контрольных мышей выжило только 14 процентов, в то время как среди "обработанных" - более 60 процентов.В третьем эксперименте мышей сажали на диету с сильным дефицитом йода, что приводило к опухоли щитовидной железы. Предполагаемое уменьшение веса опухоли свидетельствовало бы о том, что лечение протекает успешно. В конце эксперимента вес опухолей действительно значительно уменьшился.Данные этих экспериментов, несомненно, впечатляют. Однако, как указывает Чарльз Тарт, помимо пси-исцеления, возможны и другие объяснения. Например, руки целителя могли быть теплее или он как-то иначе обращался с пакетами в сравнении со студентами-медиками. Очень важно исследовать именно эти альтернативные возможности, прежде чем можно было бы остановиться на парапсихологических объяснениях.Нет необходимости говорить о том, что эти исследования, как и многие другие в области парапсихологии, всегда были предметом горячих споров. Критики указывают, что целитель также участвовал в опытах в качестве ассистента-лаборанта, а значит, мог каким-то образом повлиять на мышей до начала эксперимента. Он знал, какие мыши будут экспериментальными, а какие контрольными, следовательно, он мог манипулировать данными.Можно, конечно, организовать эксперимент так, чтобы целитель не имел доступа к животным или чтобы исключить влияние таких факторов, как теплота рук или особое обращение. Принимая во внимание впечатляющую природу этих феноменов, такие эксперименты крайне необходимы.Подводя итог, мы можем сказать, что небольшое число тщательно проведенных экспериментов свидетельствует о том, что некоторые целители могут ускорить исцеление с помощью механизмов, природа которых еще не ясна. Мы не можем утверждать, что в этих механизмах обязательно задействована пси, но мы также не можем утверждать и того, что это не так. Необходимы дальнейшие исследования. Что касается шаманского целительства, то мы можем утверждать только одно: некоторые исследования не отрицают того, что шаманы действительно могут ускорить процесс исцеления еще не известными западной науке средствами. (Два впечатляющих исследования о возможности ПК-эффектов были проведены уже после написания этой книги. Результаты настолько необычны, что сначала возникает желание просто отвергнуть их как совершенно нелепые. Однако это были хорошо продуманные, тщательно проведенные и опубликованные в солидных журналах исследования. В первом эксперименте сердечные больные, о которых молились находившиеся вокруг здания больницы христиане, выздоравливали быстрее, чем те пациенты, о которых никто не молился. Во втором случае интенсивность и фатальность войны в Ливане уменьшилась пропорционально числу людей, занимавшихся ТМ-медитацией в этом районе.Нет необходимости говорить о том, что эти опыты нужно весьма тщательно продублировать, желательно несколько раз, исключить любую возможность ошибок, прежде чем можно будет признать эти факты. Если они подтвердятся, тогда последствия как для психологии, так и для медицины будут грандиозны.).
Экстрасенсорное восприятие в шаманском целительстве
Еще одно из основных проявлений парапсихологических способностей - экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) - также может иметь место в шаманском целительстве. Шаманы утверждают, что способны воспринимать вещи, невидимые простым людям. Развитие способности видеть духов является центральным в шаманском обучении. Эта способность позволяет проводить диагностическую и целительскую работу, суть которой заключается в устранении или возвращении "духовной энергии".Несмотря на всю важность ЭСВ или способности видеть духов, я смог найти только два экспериментальных исследования на эту тему, проведенных с афро-бразильскими шаманами. Испытуемые, однако, были скорее медиумами, чем шаманами, поскольку они демонстрировали одержимость духами, но не совершали духовных полетов. Испытуемые должны были идентифицировать незнакомые предметы, помещенные на некотором расстоянии от них. Никаких признаков ЭСВ обнаружено не было, а в одном эксперименте показатели были еще ниже, чем у контрольных испытуемых.Отрицательный результат неудивителен, поскольку испытуемые действовали в обычном состоянии сознания. Медиумы же и шаманы обычно утверждают, что их пси-способности проявляются только в необычных состояниях сознания. Итак, эти исследования не исключают возможность проявления пси-способностей у шаманов в измененных состояниях сознания. Экспериментальная проверка такой возможности крайне необходима.Поскольку шаманы утверждают, что психические способности отчетливее проявляются в измененных состояниях сознания, то не вызывают удивления и их утверждения о том, что психоделики тоже могут усилить эти способности. По этой причине психоделики иногда используются, как вспомогательные средства для диагностирования, особенно в Латинской Америке. Йаге считается особо мощным катализатором психических сил, и шаманы постоянно путешествуют или диагностируют своих пациентов с его помощью. По этой причине растение, из которого делают йаге, называется "вином видений". Некоторые антропологи сообщали, что наблюдали индуцированные с помощью йаге проявления пси, а одно из первых веществ, извлеченных из этого растения, было названо телепатином.Кроме таких интригующих историй, нет больше никаких других серьезных свидетельств о шаманских психических способностях, вызванных приемом йаге или, если уж на то пошло, любого другого психоделика. Дополнительную информацию по этому вопросу мы можем почерпнуть из клинических наблюдений и исследований, проведенных на Западе. Станислав Гроф утверждает: "Мой собственный клинический опыт ЛСД-психотерапии, особенно на ее продвинутых сеансах, изобилует случаями проявления различных феноменов, напоминающих экстрасенсорное восприятие. ...Любой из ЛСД-терапевтов, имеющий достаточно богатый клинический опыт, слишком часто сталкивается с подобными переживаниями, чтобы не относиться к этой проблеме со всей серьезностью".Однако, как отмечает Гроф, такие клинические наблюдения довольно трудно проверить. Он предупреждает: "Существует большая опасность передергивания фактов, если не ведутся подробные, своевременные отчеты о психоделических сессиях. Свободное толкование событий, искажения воспоминаний и возможность феномена deja vu во время восприятия более поздних событий - лишь некоторые из основных ловушек".Поэтому контролируемые лабораторные исследования необходимо продолжать, и первые шаги в этом направлении уже сделаны. Результаты в основном пока отрицательные, попытки получить предсказуемое непрерывное усиление экстрасенсорного восприятия успехом также не увенчались. Лишь отдельные испытуемые демонстрировали прогресс, в целом же сколько-нибудь заметного эффекта добиться не удалось: результаты объясняются безразличием к сути экспериментов и трудностями в концентрации внимания. Во время психоделического сеанса на испытуемого обрушивается целая лавина переживаний, подчас невероятно мощных и драматических. Неудивительно, что испытуемые мало заинтересованы в сути эксперимента и что им трудно сосредоточиться - в сравнении с возникающими переживаниями цель эксперимента кажется скучной и малозначительной.Поэтому и существуют такие разногласия между естественными сообщениями и клиническими наблюдениями психоделически индуцированных пси-способностей, с одной стороны, и экспериментальными данными с другой. Это говорит о том, что регулярное психоделическое проявление пси-способностей в лабораторных условиях весьма проблематично. Возможно ли оно вообще и можно ли его контролировать, это требует дальнейшего выяснения.
Выводы
К каким заключениям мы приходим на основании всех этих сообщений и исследований? В настоящее время единственное, что мы можем сказать, так это то, что шаманы утверждают, будто они обладают парапсихологическими способностями и что действительно имеются любопытные, вызывающие интерес сообщения о проявлении пси-способностей у шаманов и других местных целителей. Более того, состояния, часто используемые в туземных мистических ритуалах, напоминают состояния, в которых удавалось наблюдать активизацию пси-способностей в лабораторных условиях. Так как у нас еще нет убедительных экспериментальных подтверждений пси-способностей у шаманов и поскольку шаманы не подвергались серьезной проверке, то возможность пси-способностей у них не исключается.
КАК ОНИ ИСЦЕЛЯЮТ САМИ СЕБЯ?
Взаимоотношения целителя и пациента - это не улица с односторонним движением. Исцеленным может быть и сам целитель, получить помощь может и сам помогающий. Те же самые взаимоотношения, ритуалы и состояния сознания, которые исцеляют пациента, могут так же исцелить и терапевта. Как мы увидим ниже, даже уже одно желание помочь и исцелить может оказаться благотворным для обеих сторон. Этот процесс взаимного исцеления особенно важен для шаманов, поскольку шаманы всегда были "ранеными целителями", так или иначе пострадавшими в прошлом. Как клинические наблюдения, так и мировые мифы свидетельствуют о том, что тот, кто сам прошел через свою собственную болезнь, может лучше, чем кто-либо другой, помочь облегчить чужие страдания. Как сказал Карл Юнг, "страдающий устраняет страдания".Шаманы - это люди, которые часто сами очень сильно страдали. Эти страдания могли обрушиться на них неожиданно во время кризиса посвящения либо шаманы сами сознательно шли на страдания во время периодов уединения и аскетизма. Зачастую эти люди преодолевали кризис через камлание и помощь другим. Иногда "шаман должен сначала вылечить себя и свою болезнь посвящения и только потом лечить других членов своей общины".
Либо шаман лечит себя, помогая другим, либо сначала излечивается сам, а потом помогает другим, очень важно при этом продолжать камлание и оказание помощи для того, чтобы избежать возвращения болезни. Чукчи говорят, что "пока шаман находится в состоянии вдохновения, он должен заниматься лечебной практикой и не скрывать свою силу - в противном случае она заявит о себе в виде кровавого пота или припадка сумасшествия, подобного эпилепсии".
Если шаманские практики действительно самоисцеляющие, то как происходит такое исцеление? В шаманских культурах исцеление становится возможным благодаря тому, что шаман устанавливает связь с духами, но такое самоисцеление можно трактовать и в терминах психологических процессов. В зависимости от системы верований эти психологические процессы можно рассматривать либо как служащее связующим звеном дополнение к духовным аспектам, либо как полное их (духовных аспектов) выражение.Что же тогда представляют собой психологические факторы, которые могли бы, хотя бы частично, объяснить столь драматичное превращение шамана из пациента в целителя, из жертвы в помогающего, из психически больного в психотерапевта? Как можно объяснить то, что шаманы часто оказываются самыми здоровыми членами своей общины? Эти процессы включают в себя сдвиг в интерпретации шаманом своих симптомов, последствия выполнения шаманской роли и работы, эффекты измененных состояний сознания, психологические изменения, происходящие во время шаманских путешествий, и результаты следования принципам альтруизма и служения.
Реинтерпретация симптомов кризиса посвящения
Шаманский кризис посвящения начинается как драматическое, нарушающее привычный жизненный уклад беспокойство. В нашей собственной культуре человеку, охваченному подобного рода беспокойством, будет скорее всего поставлен диагноз какой-либо психической болезни, а врачи наверняка постараются подавить ее симптомы с помощью медикаментов. Врачи считают пациентов больными, пациенты считают, что так оно и есть.В первобытных племенных культурах подобные симптомы трактуются совершенно иначе. Пациент - это будущий шаман, а симптомы - это свидетельство не патологии, а зова; не экстремальной ситуации, представляющей угрозу здоровью, которую нужно подавить, а пробуждения, которому нужно идти навстречу. Здесь мы имеем пример того, что западные психологи называют реатрибуцией или переструктурированием. Это мощная техника, с помощью которой психические симптомы реинтерпретируются с более благотворной, более здоровой точки зрения. Это вдохновляет пациента на принятие симптомов и работу с ними и даже на высокую их оценку как части жизненно важного процесса развития и познания.Будущий шаман не томится и не барахтается беспомощно в своих переживаниях. Наоборот, он стремится изучить целительские ритуалы и в конечном итоге помочь другим. Новички уверены в том, что их симптомы излечимы и что они могут исцелить сами себя. Эта вера помогает им осознать собственные силы, усиливает чувство уверенности и самоуважения, что подкрепляется также выполнением роли и работы шамана.В результате этих процессов у шаманов наблюдается радикальный сдвиг во взглядах на мир и свое место в нем. Негативное отношение к болезни устраняется, шаманы теперь уже преисполнены позитивных ожиданий относительно самих себя, своей роли и своих возможностей. Поскольку новые убеждения и ожидания имеют тенденцию функционировать как самоосуществляющиеся пророчества, последствия таких сдвигов могут быть необычайно мощными и целительными.
Работа шамана и его роль
Любить и работать - эти два слова для Зигмунда Фрейда являлись критериями психического здоровья. О способности шамана любить мы знаем очень мало, но его способность заниматься осмысленной, полезной работой сомнений не вызывает. Для племени работа шамана имеет важное, даже решающее значение, а потому позволяет ему занимать видное положение, дает власть, привилегии и другие блага и, возможно, спасает его от той неприметной участи, которая была бы ему уготована, будь все иначе. Она укрепляет в нем чувство собственного достоинства и уверенность в себе..
Шаманство: измененные состояния сознания
Шаманы способны по собственному желанию входить в измененные состояния сознания. Это умение - одна из определяющих их характеристик. Некоторые измененные состояния могут быть целебными как для психики, так и для психосоматики человека. Наверное, самое простое и наиболее известное из таких целительных состояний - релаксация, которая является эффективным средством противодействия психологическому стрессу, а также своего рода противоядием от целого ряда вызываемых стрессом соматических расстройств.Состояния транса также могут быть целебными. Шаманы могут входить в транс, легко переходящий в самогипноз. Множество данных подтверждают мысль о том, что самогипноз может быть мощным средством самоизлечения. Поскольку шаман входит в измененные состояния в надежде получить помощь и излечение и поскольку его ожидания могут действовать как самосбывающиеся пророчества, эти ожидания уже сами по себе могли бы произвести существенный целительный эффект. Когда к силе транса и гипноза прибавляется сила ожидания, вероятность самоизлечения в шаманских состояниях может значительно повыситься. К тому же многое в работе шамана происходит под музыку и пение, что многими древними обычаями и верованиями, а также некоторыми современными направлениями терапии рассматривается как немаловажный целительный эффект.
Шаманское путешествие
Кроме того, что шаманское путешествие само по себе целительно, возникают и другие специфические переживания, которые оказывают благотворное влияние на психику шамана. Например, в ходе странствия значительно уменьшается страх, когда шаман встречается лицом к лицу с ужасающими его сценами и духами. Могут возникать, угрожая душе и самой жизни шамана, видения смерти и разрушений, злые духи и сверхъестественные силы, но несмотря на любые предстающие его взору ужасы, задача шамана не бежать от них, не отступать, а противостоять им и преодолевать все то, что мешает добыть информацию и исцеление для своей общины.Современные исследования свидетельствуют о том, что подавить страх можно, сознательно идя ему навстречу. По сути, одно из стратегических направлений терапии, называемое имплозией (то есть взрывом, направленным внутрь), по всей видимости, сходно с тем, что испытывает шаман. Основной принцип имплозивной терапии - заставить пациента вызвать интенсивные образы того, что его страшит, противостоять им, пока он не сможет реагировать ни них менее болезненно. В результате наступает десенситизация (возвращение к нормальному состоянию, восстановление духовного равновесия), при которой образы, а также реальные внушающие страх объекты, события и люди, символом которых эти образы являются, теряют свои устрашающие качества.Сходство этого процесса с переживаниями шаманского путешествия очевидно. Сами шаманы признают такой процесс десенситизации и утверждают, что "вы можете увидеть мертвецов, подходящих к вам, и услышать, как гремят их кости. Если вы слушаете и смотрите на это без страха, то никогда и ничего не будете бояться".И все же здесь есть одно существенное отличие. Оно заключается в том, что в путешествии образы возникают не в результате намеренного выбора, как при имплозии, а спонтанно. Спонтанные устрашающие образы, очевидно, символизируют тень, т.е. те аспекты нашего Я и нашей психики, в которых мы сами себе не признаемся и которые подавляем, потому что считаем их чем-то плохим, зловещим и пугающим. Когда мы признаем существование этих теневых аспектов нашей психики и смело им противостоим, они сразу же лишаются своей устрашающей силы.Это противоборство с тенью рассматривается в юнгианской психологии, как необходимая и обязательная стадия на пути к индивидуации, то есть процессу становления нашего истинного Я. Интересно, что сам Юнг рассматривал шаманские образы, как свидетельство процесса индивидуации у шамана.Еще один целительный процесс, происходящий во время путешествия - идентификация с духами и животными силами. Современные физиотерапевты, психиатры и невропатологи считают подобного рода идентификацию мощным инструментом психотерапевтического воздействия. Вполне возможно, что именно этот процесс вот уже тысячи лет помогает шаманам исцеляться.
Альтруизм и служение
Шаманы служат своей общине. Такое служение - завершающий этап путешествия героя и конечный итог подготовки шамана, а также всех испытаний и инициаций, выпавших на его долю. Как указывает Майкл Харнер, шаманизм в высшем своем проявлении "...далеко выходит за рамки самоосуществляемой трансценденции обыденной действительности. Это - трансценденция во имя более высокой цели: помощи роду человеческому. Шаманское просветление - это способность осветить то, что другими воспринимается как тьма, тем самым видеть и путешествовать от имени... всего человечества."Конечно, шаманы в этом не одиноки. Целый ряд древних верований и современных направлений психологии видят в служении естественное выражение успешного развития. Более тысячи лет тому назад третий Патриарх дзен воскликнул: "Целостный ум, вставший на Путь, свободен от эгоистичных желаний".Сегодня многие психологические школы рассматривают альтруизм и служение, как критерии здоровья. Согласно Абрахаму Мэслоу, "все до единого самореализовавшиеся люди вовлечены в дело, выходящее за пределы их собственных интересов".Невротическая мотивация служения также не исключена, но в целом прослеживается четкая взаимосвязь между психическим благополучием и активностью служения.Попросту говоря, наблюдается следующая тенденция: чем крепче психическое здоровье, тем активнее человек вовлечен в служение. И только недавно было признано, что справедливо и обратное: не только здоровье приводит к служению, но и служение может привести к улучшению здоровья. Некоторые исследования наводят на мысль о том, что служение другим может положительно сказываться как на психическом, так и на физическом состоянии человека. Те, кто помогает другим, могут испытать так называемую "вершину помогающего" - обобщенное выражение чувства благополучия, удовлетворения и собственного достоинства, в котором "купается" помогающий после своих добрых деяний."Вершина помогающего" может трансформироваться и в нечто полезное для физического здоровья: подчас исчезает головная боль, нормализуется давление, активизируется функционирование иммунной системы. Мэслоу, который понял это одним из первых, писал: "Лучший способ научиться помогать - это стать лучше. Но стать лучше можно, только помогая другим. Поэтому я должен делать то и другое одновременно, и я могу делать это одновременно".Это удивительно созвучно замечанию Майкла Харнера о том, что "в конечном счете в шаманизме нет различия между помощью другим и помощью себе. Помогая другим, шаман становится более сильным, более жизнерадостным, более самореализованным".Быть может, шаманы - одни из первооткрывателей мысли, высказанной Альбертом Швейцером: "Лишь те из вас будут воистину счастливы, кто искал и нашел, как служить другим". И шаманы действительно смогли не только обеспечить себе счастье, но и, судя по всему, здоровье.
Уолш Р. (C)
parapsych.ru
Уолш, Роджер. Шаманские техники. Предсказание и диагностика - Статьи - Книги и тексты - Каталог файлов
Роджер УОЛШШАМАНСКИЕ ТЕХНИКИПРЕДСКАЗАНИЕ И ДИАГНОСТИКА
Люди реагируют не на события, а на их смысл, и могут в любом событии увидеть бесконечное число смыслов.
Джером Франк
Шаманы разработали разнообразные техники не только для изменения своего сознания, но также и для работы в обычных состояниях. Их многочисленные роли - роль диагноста, консультанта, целителя - требовали знания многих методик. Мы не будем рассматривать каждую из них. Иногда это был обычный массаж или промывание раны; иногда это было простое, очевидное суеверие. Однако некоторые из этих методик являются тонким, чувствительным искусством диагностики и лечения, предвосхитившим современные психологические техники. Наиболее интересными представляются первый в мире проективный тест, использование мускульных напряжений для проверки нарушений табу и групповое признание.Первый в мире проективный тест
Шаманский проективный тест очень похож на широко используемый сегодня в клинической психологии тест, известный как тест Роршаха. Суть теста Роршаха, известного еще как тест чернильных пятен, заключается в том, что пациенты смотрят на серию чернильных пятен и описывают то, что они видят. Как шаманский, так и тест Роршаха - оба основываются на тенденции ума из неопределенных изображений структурировать лично значимые образы. Эти образы особенно соотносятся с мотивами и эмоциями, действующими в данный момент. Ум проецирует символические репрезентации этих мотивов и эмоций на неопределенные, неясные, двусмысленные изображения. Изображения, в зависимости от состояния ума испытуемого, представляются волнующими или спокойными, несущими угрозу или любовь, грешными или святыми. Эти тесты наглядно подтверждают древнюю мудрость евреев и греков, заметивших по этому поводу: "Мы видим вещи не такими, какими они являются, а какими являемся мы сами" и "Людей волнуют не вещи, а представления о них". Они подтверждают также истинность более позднего высказывания, принадлежащего Карлу Юнгу: "Проекции превращают мир в копию нашего собственного, неизвестного нам лица".Шаманский проективный тест на первый взгляд кажется простым. Пациент, у которого есть вопрос или проблема, находит камень и приносит его шаману. Шаман просит пациента сосредоточиться на вопросе, рассматривать камень и сообщать обо всех образах, которые он увидит. После того как описание полностью завершено, шаман просит пациента сказать, какие ответы на вопрос эти образы подсказывают.Прелесть этой техники заключается в ее простоте и мощной способности вскрывать бессознательные мотивы. Даже в наши дни она может принести огромную пользу, и уже многие западные медики и психологи убедились в ее эффективности.
Тест поднимания головы
Вторая техника заключается в том, что шаман-эскимос, поддерживая на весу голову пациента, задает ему серию вопросов. Изменения тяжести головы указывают на положительные или отрицательные ответы. Расмуссен так описывает эту процедуру:"Тот, кто хочет что-то узнать от духов, кладет человека на пол или место, где спят, лицом кверху; голова этого человека обвязывается поясным ремнем оператора. Qila'na - человеку, через которого будут отвечать духи, - задаются различные вопросы. При этом оператор пытается поднять голову человека с помощью ремня, призывая духа, который должен якобы немедленно явиться из-под тела qila'na. Когда голова последнего тяжелеет настолько, что оператор, несмотря на все свои старания, не может ее хотя бы чуть-чуть приподнять, это означает, что духи уже здесь и отвечают утвердительно. Если же наоборот, голова легка и подвижна, это означает, что ответ на поставленный вопрос отрицательный. ...Как-то я записал подобную процедуру. ...Пациенту нужно было узнать причину определенной болезни...- Эта болезнь из-за запрещенной еды?Голова становится легче, шаман легко ее приподнимает, слушатели отвечают:- A'k'aqoq! Нет!- Isarajannik? Болезнь из-за запрещенной работы?Духи отвечают:- Да!...Если дух ответил "да", остается дальше узнать, какое нарушение табу было допущено и при каких обстоятельствах. Так допрос продолжается, позволяя духам все время отвечать, пока не будет установлена первоначальная причина болезни."С психологической точки зрения мы могли бы интерпретировать изменения веса головы как вариации мускульного напряжения. Данная техника прекрасно приспособлена для того, чтобы позволить пациенту установить связь со своими сознательными и бессознательными мотивами, поскольку мышечное напряжение подвергается воздействию и тех и других. Этот тест, вероятно, благоприятствует подтверждению и выражению бессознательных мотивов, даже если пациент этому сознательно сопротивляется. Такое подтверждение благоприятно не только для души, но и для тела, по крайней мере в том случае, когда психическое расстройство проявляется и на соматическом уровне. Этот вид диагностического признания может способствовать как психологическому, так физическому выздоровлению.
Групповое признание
Шаманы могут использовать и групповое признание. Ниже приведен интересный пример такой техники. Шаман-эскимос возвращается из путешествия, целью которого было умиротворить духа моря Таканакапсалюк. После переговоров с ним шаман возвращается обратно со дна моря под приветственные возгласы людей, жаждущих узнать, удачным ли было путешествие. Но шаман ничего не говорит. Он уклончиво отвечает: "Слова появятся". Затем он ждет, зная, что произойдет дальше. Вот как описал эту сцену Расмуссен:"Затем все присутствующие должны признаться во всех нарушениях табу."Наверное, это я виноват!" - восклицают они все имеете, мужчины и женщины, подгоняемые страхом голода и бедствий, и все начинают рассказывать о содеянных ими грехах. Упоминается имя каждого. Каждый должен исповедаться, и таким образом всплывают вещи, подчас немыслимые; каждый узнает секреты своего соседа. Но, несмотря на все признания, шаман может продолжать говорить так, будто он страдает от допущенной ошибки, и снова и снова прерывать тишину словами типа:"Я ищу причину там, где ничего не произошло; я говорю как тот, кто ничего не знает".Еще есть секреты, заслоняющие путь к разрешению проблемы, и тогда женщины начинают перечислять все имена одно за другим; особенно имена женщин, потому что их нарушения запретов считаются самыми опасными. Каждый раз, когда называется имя, шаман с облегчением восклицает: "Taina, taina!" Когда таким образом устанавливается причина гнева духа Таканакапсалюк, все радуются тому, что удалось избежать несчастья. Теперь все уверены, что следующий день принесет много добычи на охоте. А в конце все даже могут почувствовать благодарность к нарушителю. Вот что было после того, как шаман отправился к великому Духу Моря и умилостивил его."Здесь усматриваются многие компоненты групповой психотерапии. Участники группы вступают в сотрудничество, побуждаемые одной общей целью. Они сталкиваются со своими ограничениями, а это ведет к признанию и очищению. Признание и раскрытие самых интимных секретов всеми участниками ведет к чувству взаимной открытости, доверия и групповой сплоченности. Члены группы вопреки своим страхам обнаруживают, что они не единственные грешники, вследствие чего наступает чувство облегчения и близости, исцеляющее всех, кто в этом заинтересован. Для шамана, главной целью которого является установление нарушений табу для умилостивления Великого Духа Моря, эти психологические награды не так важны. Тем не менее с психологической точки зрения совершенно очевидно то, что вся процедура может быть глубоко терапевтична как для отдельных индивидов, так и для всего племени. В традициях американских индейцев этот вид группового исцеления называется "лечащее колесо" - название, хорошо отражающее суть данной процедуры.Итак, в заключение еще раз отметим, что шаманы в своей работе опираются на целый ряд психологически тонких диагностических и терапевтических методик, собиравшихся воедино в течение веков их предшественниками. Некоторые из них предвосхитили многие современные, широко используемые методики, что подтверждает репутацию шаманов как первых терапевтов человечества.
КАК ОНИ ИСЦЕЛЯЮТ? ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ШАМАНСКОГО ИСЦЕЛЕНИЯ
Я не знаю, что ты узнал из книг, но самое важное, что я узнал от моих дедов, так это то, что в нашем уме существует такая часть, о которой мы действительно ничего не знаем, и именно от этой части зависит, болеем мы или остаемся здоровыми.
Томас Ладжвискерс, знахарь племени навахо
Хотя шаманы выполняют много функций, самое главное их призвание - целительство. В культурах, где не существует технологии, науки, хирургии и медицины в том виде, в каком они известны нам, только сила и власть шамана могут дать надежду исцеления. Как они исцеляют? Что представляют собой шаманские техники и как они работают? Это те вопросы, к которым мы собираемся обратиться.Мы будем по-прежнему в наших размышлениях придерживаться психологического подхода, хотя это вовсе не означает, что шаманские техники или средства, к которым они прибегают, являются только лишь психологическими. Шаманы пользуются многими физическими приемами, такими, как, например, промывание ран, массаж, фитотерапия. Более того, сами шаманы считают свои целительские способности в первую очередь духовными.Тем не менее их эффективность во многом обусловлена психологическими факторами. Как и все целители, они используют суггестию и ожидания, а также ряд ритуалов, способных создать мощный плацебо-эффект. Некоторые из этих методик включают очень тонкие психотерапевтические приемы. По этой и многим другим причинам шаманов часто называют первыми психотерапевтами человечества. Это и неудивительно, если учесть огромнейшее разнообразие методик и подходов, применяемых в этом виде терапии. Возьмем, например, определение, которое дал Джером Франк, один из наиболее передовых исследователей в области психотерапии:"Психотерапия - это спланированное, эмоционально окрашенное, доверительное взаимодействие между обученным, социально санкционированным целителем и нуждающимся в помощи. Во время этого взаимодействия целитель ищет пути облегчения дистресса у пациента через символические связи, в основном посредством слов и иногда через телесную активность. Целитель может вовлекать (а может и не вовлекать) в целительские ритуалы родственников пациента и других лиц. Психотерапия также часто помогает пациенту принять и выносить страдания как неизбежный аспект жизни, который можно использовать как возможность для личностного роста... Все психотерапевтические методы - это расширенные, доработанные вариации древних процедур психологического исцеления."Конечно, это определение терапии включает многое из того, что шаманы делают во время своих целительских ритуалов. Многие из этих практик, в том числе и те, которые нацелены на исцеление физических и ментальных симптомов, можно считать психологическими или психотерапевтическими. Тот факт, что шаманы пользуются психологическими техниками для лечения физических недугов, вовсе не говорит об их неэффективности. Благотворное влияние психологических приемов распространяется на удивительно широкий спектр болезней.Успех психологических приемов можно объяснить несколькими причинами. Первая из них заключается в том, что огромное число людей, жалующихся на физические недомогания, на самом деле страдают от психологических и психосоматических проблем. Подсчитано, что приблизительно половина визитов к врачам-терапевтам на Западе мотивирована психологическими факторами; подобная ситуация не исключена и в других культурах. Например, изучение туземных целителей на Тайване обнаружило, что 90 процентов их пациентов страдали от психологических расстройств и что в основе почти половины их физических жалоб лежали психосоматические причины. Это согласуется с шаманской верой в то, что большинство болезней вызвано "потерей души", состоянием удрученности и уныния.Этот процесс может действовать и в обратном (соматопсихическом) направлении. Люди, болеющие физически, могут быть сильно обеспокоены потерей трудоспособности и страдать от депрессии, что в свою очередь может обострить физические симптомы. Психологическая помощь в таких случаях приводит иногда к поразительному облегчению физических страданий.Психологическое вмешательство может помочь облегчить такие психологические симптомы, как беспокойство и чувство вины, которые в туземных культурах бывают иногда ярко выражены. В таких сообществах "желание выжить очень сильно, подчас запутанная социальная структура давит и угнетает, а будущее ужасает своей неизвестностью. Жизнь ограничена бесчисленными табу, малейшее нарушение которых может повлечь за собой болезнь, страдания и смерть не только нарушителя, но и его семьи, и даже всего племени. Неудивительно, что шаман, который мог освободить от страха вины с помощью психологических приемов и духовного вмешательства, считался в племени героем номер один.Психологически техники работают еще и благодаря тому, что обладают плацебо-эффектом. Это такое исцеление, которое наступает благодаря не столько эффективности лекарства или техники, сколько вере в целителя и целительский процесс. Мы вскоре остановимся на плацебо-эффекте более подробно, но сначала было бы полезно рассмотреть целительские техники, используемые шаманами. Ниже помещен обзор таких наиболее распространенных техник.
Целительские техники
Шаман и вся округа должны тщательно подготовиться к ритуалу исцеления. Нужно собрать все снаряжение, сакральные предметы, приготовить медикаменты. Шаман может уединиться для поста или молитвы. Как сам ритуал, так и подготовка к нему погружены в атмосферу символизма и древности, что может усилить благоговейный трепет перед происходящим и веру в успех.Медицина и психиатрия на Западе часто проводят лечение в обстановке полной изоляции и сохранения тайны. Шаманы, наоборот, часто собирают всю семью или даже все племя для участия в церемонии. Пациент таким образом становится центром внимания и получает поддержку всей общины.Признание и очищение (катарсис) могут играть далеко не последнюю роль. Все участники могут исповедаться в нарушениях табу - как, например, в случае с шаманом-эскимосом, вернувшимся из путешествия к морскому духу Таканакапсалюк.Церемония может сопровождаться музыкой и песнями. Вера в исцеляющую силу музыки была сильна во многих культурах. В Древней Греции как Платон, так и Аристотель приписывали определенным мелодиям целебную силу, а Аполлон был богом медицины и музыки. Еврейские хассиды и американские индейцы тоже верили в целительные возможности музыки. Сегодня на Западе музыкальная терапия признана эффективной терапевтической методикой. Поэтому шаманы стоят первыми в длинном ряду тех, кто использовал целительную силу музыки.Музыка играет также центральную роль в шаманском индуцировании измененных состояний сознания. Хорошо известно, что шаманы входят в измененные состояния, но то, что подчас они делают это вместе со своими пациентами, факт не настолько общеизвестный. Это достигается двумя путями: через ритмическую стимуляцию музыкой во время ритуала и с помощью приема психоделиков. И пациент, и аудитория слышат барабанный бой и пение, помогающие шаману войти в измененное состояние. Поэтому они тоже могут войти в транс, хотя, возможно, и не так глубоко, как шаман, потративший годы на совершенствование этого навыка. Если пациенту во время транса внушается вера в выздоровление, может возникнуть (возможно, неосознаваемое) гипнотическое состояние. Установка на исцеление, данная во время гипноза, может иногда быть очень эффективной и в немалой степени способствовать успеху шамана.Пациент может также войти в измененное состояние сознания, приняв психоделик. В Латинской Америке либо шаман, либо пациент (а то и оба) могут принять йаге, чтобы увидеть духов, которые указали бы на причину болезни. Когда духовная причина болезни установлена, шаман стремится устранить ее. Он может вести переговоры с духами, беспокоящими пациента, вернуть душу в его тело. В конце такой процедуры шаман может устроить впечатляющее представление с извлечением какого-нибудь видимого предмета, например паука или червя, в качестве доказательства успешного излечения.Пациентам иногда приходится платить за лечение. Они всегда в таком случае платят шаману, а иногда также могут сделать подношения и духам. Кроме того, шаман может потребовать строгого соблюдения таких ритуалов, как ограничительная диета и бережно передаваемые из поколения в поколение табу. Плата и ограничения, очевидно, влияют на эффективность лечения, или, по крайней мере, укрепляют веру в такую эффективность; вполне вероятно, что чем больше людей за что-то платит, тем выше, следовательно, они это ценят.Некоторые из таких целительских ритуалов особенно трудоемки и отнимают немало времени. Существует много свидетельств о сессиях, длящихся всю ночь, а если принимаются психоделики, то как шаманы, так и пациенты проводят в работе несколько особо сложных и напряженных часов. Ясно, что шаман, который использует эти техники, способен уделить много внимания только одному пациенту, и вряд ли может работать с большим числом пациентов.Здесь возникает странный парадокс. Как только шаман начинает приобретать известность, то сразу же диагностирование и лечение становятся короче и проще. К такому выводу пришел один по крайней мере исследователь, обнаруживший, что "чем более известным становится шаман, тем меньше времени он способен уделять одному пациенту. Это выливается в парадоксальную ситуацию, когда тщательно продуманные и искусно выполненные ритуалы исцеления, с такой любовью описанные социальными антропологами, выполняются только теми целителями, у которых очень мало пациентов".
Эффект плацебо
Слово "плацебо" происходит от латинского placebo ("доставлю удовольствие") и обозначает мощный, еще малопонятный процесс исцеления. Плацебо-эффект определяют как "малоизученный процесс, в котором такие психологические факторы, как вера и ожидание, запускают ответную реакцию исцеления, которая может быть настолько же мощной, как и любая конвенциональная терапия - будь то медикаменты, хирургия или психотерапия - для широкого круга медицинских и психологических проблем".Возьмем, к примеру, обыкновенную бородавку. Ее можно удалить с помощью гипноза, заговорить, можно зарыть лоскут материи на перекрестке в полнолуние - подойдет практически любое средство, но при условии, что пациент верит в то, что оно сработает. Ни один пациент, врач или исследователь не знает, как происходит это маленькое чудо. Многие люди, в том числе и врачи, предполагают, что поскольку плацебо-эффект основывается на такой бесплотной, эфемерной вещи, как вера, то эффект не может быть очень сильным. Но вот следующая история.В пятидесятые годы один мужчина, умирающий от рака, узнал об экспериментальном лекарстве кребиозине. Многие люди приняли его за средство, которое наконец-то сделает чудо. Мужчина отчаянно настаивал на том, чтобы ему дали это лекарство. После небольшой дозы раковая опухоль "начала таять, как снег на горячей плите", и он снова вернулся к нормальной деятельности.Затем пришла беда. Изучение кребиозина показало его неэффективность, и, когда мужчина прочитал об этом, раковая опухоль снова начала расти. Тогда врач решился на эксперимент. Он объявил, что выпущен новый, "улучшенный", кребиозин и что пациент будет его принимать. Опухоль снова исчезла. Доктор же дал пациенту простую воду".Очевидно, что плацебо-эффекты могут быть чрезвычайно мощными, даже спасти жизнь. Они наблюдаются повсеместно; приблизительно одна треть людей, в лечении которых применяются абсолютно неактивные плацебо, демонстрируют значительное улучшение. Плацебо-эффект является, по-видимому, основным фактором в большинстве терапий на протяжении всей человеческой истории. Херберт Бенсон, автор популярной книги "Ответная реакция расслабления" перечислил некоторые из многочисленных причудливых вещей, которые когда-то считались эффективными лечебными средствами:"В прошлом эффективным средством против болезни считались самые разнообразные вещества и предметы: кровь ящерицы, толченые пауки, протухшее мясо, крокодилий помет, жир медведя, лисьи легкие, жир евнуха и мох, который можно было наскрести с черепа повешенного преступника. Точно так же в то или иное время в зените славы находились банки, волдыри, пластыри, пиявки. Когда пациент и врач оба верили в данное средство, оно действительно иногда помогало".Хотя плацебо-эффект является, пожалуй, основным фактором исцеления, его изучением занялись совсем недавно, что привело к лучшему пониманию его важности. Писатель Норман Казинс заявил, что "понимание механизмов плацебо-эффекта может стать одним из наиболее важных достижений в медицине ХХ столетия".Диапазон болезней, поддающихся этому эффекту, чрезвычайно широк. Позитивные реакции отмечены при сердечно-сосудистых и раковых заболеваниях, гипертонии, артритах, язвах, мигрени, аллергии, лихорадке, воспалении сальной железы, склерозе, диабете, паркинсонизме, при радиоактивном поражении, при таких психических расстройствах, как депрессия и беспокойство.Эффект плацебо играет важную роль во многих, если не во всех видах терапевтического взаимодействия. Даже действие мощного и эффективного лекарства во многом зависит от ожиданий врача и пациента.Но эти ожидания могут быть и негативными. Поэтому неудивительно, что негативные ожидания могут привести и к негативному плацебо-эффекту, или, как его еще называют, ноцебо.Можно привести пример раковых больных, полагавших, что они проходят новую форму химиотерапии, но на самом деле получавших плацебо. Одним из основных осложнений раковой химиотерапии является выпадение волос, и пациенты ожидали этого. У 31 процента из тех, кто получал плацебо, волосы действительно выпадали. Высказывания врача относительно состояния больного могут иметь огромнейшие последствия. Плацебо-эффект, пожалуй, лежит в основе и так называемой колдовской болезни - и даже колдовской смерти, - которая случается тогда, когда туземец знает, что на него напущена порча.До сих пор непонятно, каким образом плацебо достигает столь удивительных результатов. Понятно одно: процесс этот очень загадочен. Даже плацебо-лечение обыкновенной бородавки, как сказал Льюис Томас, один из наиболее известных писателей в области медицины, - дело "совершенно невероятное". Разумность, направляющая такой процесс исцеления, воистину соединяет в себе интеллект и мастерство высочайшего класса микробиолога, иммунолога, хирурга и его старшего ассистента. Это, по словам Томаса, указывает на своего рода сверхразум, который существует в каждом из нас, обладающий бесконечно более совершенными знаниями, недоступными нашему современному пониманию.Конечно, ожидания и убеждения являются ключевыми силами плацебо-реакции. Убеждения могут нанести вред, вылечить, убить или спасти - туземные целители прекрасно об этом знали. Один знахарь племени навахо выразил это предельно простыми словами: "Если пациент действительно верит мне, тогда он выздоравливает. Если он не доверяет мне, тогда это его проблема". Вера пациента и его убеждения во многом зависят от всего контекста, в котором происходит исцеление. Таким образом, личность, общественное положение, поведение, убеждения как терапевта, так не в меньшей степени и самого пациента - все имеет значение. Опытные целители во все времена понимали это и стремились любым способом укрепить то, что Джером Франк называет "исцеляющей силой веры-ожидания". Поэтому шаманские фокусы и ловкость рук, столь впечатляющие пациентов, могут действительно усилить веру-ожидание, а следовательно, и увеличить вероятность исцеления. Бесспорно, плацебо-эффект являлся одной из наиболее действенных целительских сил на протяжении всей истории человечества, и шаманы были, очевидно, первыми, кто систематически обращался к нему за помощью.
Насколько успешно шаманы лечат?
Не всегда шаманы были простыми, неприметными целителями - некоторые из них заявляли, что могут все. Более скромные представители этой профессии утверждают, что исцеление просто приходит через них, и что они всего лишь простые инструменты в руках духов, и что именно духи заслуживают похвалы: все происходит благодаря им.Данных о том, насколько же успешно лечат шаманы, почти нет. Самое лучшее, что можно сделать в этой ситуации, - это дать приблизительную оценку, основанную на нашем знании шаманских церемоний и тех психологических принципов, от которых зависит успех лечения.Такие аспекты шаманского целительства, как отбор пациентов, плацебо-эффект, использование психотерапевтических техник и гипноза, безвредность шаманского вмешательства, позволяют нам надеяться на положительные результаты.Шаманы обычно стремятся ни в коем случае не браться за безнадежное дело. В конце концов, их доход - да и сама жизнь - зависят от успеха, а в некоторых культурах шаман, потерявший пациента, может потерять и свою собственную жизнь. Лечение только лишь тех пациентов, которые подают надежду на выздоровление, - несомненно верный способ поддерживать свой собственный рейтинг на должной высоте.Другой немаловажный фактор заключается в том, что шаманское вмешательство относительно безвредно. Это ответственное заявление. Одно из золотых правил западной медицины гласит: "Не навреди". В течение многих веков это правило не раз, пусть и ненамеренно, нарушалось многими врачами. Такие приемы, как кровопускание или употребление ртутных препаратов, вряд ли можно назвать безвредными, тем не менее, на них опиралась вся медицина на протяжении многих столетий. Эти методы - молчаливое подтверждение той огромной силы, которая заключена в вере-ожидании и которая снова и снова заставляла людей подвергать себя этим и другим угрожающим жизни процедурам. В сравнении с ними шаманское лечение, будучи процедурой прежде всего духовной, - мягкий и действительно безопасный процесс.Искусное использование шаманами эффекта плацебо, так же, очевидно, увеличивает вероятность успешного результата. Многие шаманские ритуалы, несомненно, служат этой цели, поскольку максимум эффекта достигается тогда, когда терапия глубоко и тщательно продумана, дорогостояща, трудоемка, когда она модна или эзотерична.Какую степень успеха можно предсказать, если исходить из этих общих принципов? Это, конечно, будет зависеть от того, какое расстройство лечится. При физических проблемах можно ожидать, что степень успеха будет приблизительно той же, что и у западных медиков XIX века. Для таких психологических проблем, как, например, тревожность или депрессия, хорошо поддающихся лечению, особенно при активной социальной поддержке, степень успеха будет соответствовать успеху современных психотерапевтических методик. При таких расстройствах, которые, согласно западным подходам, требуют фармакологического или хирургического вмешательства, степень успеха будет та же, какую дало бы применение плацебо.По отношению к шаманам подобные утверждения, конечно же, бессмысленны. С их точки зрения боль пациента обусловлена прежде всего духовными причинами, и, следовательно, лечение должно быть духовным. Это поднимает вопрос о том, можно ли предположить, что в исцелении играют роль парапсихологические факторы? Мы обратимся к этой теме в следующей главе. Однако совершенно очевидно, что, пытаясь понять методы и механизмы, лежащие в основе шаманского исцеления, мы неизбежно окажемся втянутыми в конфликт парадигм. Шаманы и западные медики, взаимно считающие духовное и механистическое мировоззрения друг друга абсурдными, на вопрос о том, как и насколько успешно работают шаманские техники исцеления, ответят совершенно по-разному.Тем не менее шаманское мировоззрение для пациента, разделяющего его, далеко не бессмысленно. Именно благодаря общности взглядов, лежащих в основе целительского мифа, и становится возможным успех сотрудничества между врачом и пациентом. Именно благодаря этой общности взглядов шаманы долгое время были источником надежды и помощи в самых разнообразных проблемах, начиная от физических заболеваний и кончая духовными кризисами. Для своего племени шаман - это человек, указывающий путь, целитель, источник социальной сплоченности, хранитель мифов и мировоззрения. В мире, которым правят загадочные, непредсказуемые силы, шаман дает надежду на то, что эти силы можно понять и изменить, ими даже можно овладеть: людям вовсе не обязательно быть беспомощными, растерянными жертвами холодной недружественной Вселенной и что болезнь можно излечить, конфликты уладить, чувство вины смягчить, богов умилостивить, зло победить и даже смерть лишить того ужаса, который она нам внушает. Каким же символом надежды, исцеления и силы был шаман на протяжении многих тысячелетий!andrey-lebed.ru
О шаманизме.
Как мог в наш век космических кораблей и сверхпроводников возродиться интерес к шаманизму, самой древней из всех религиозных, медицинских и психологических дисциплин человечества? Как могли целительство и духовные практики, предшествовавшие Библии, Будде и Лао-цзы в течение десятков тысяч лет, стать популярными в нашей западной научной культуре. Как бы там ни было, но шаманизм определенно входит в нашу жизнь. Многочисленные статьи и семинары предлагают знакомство с этими так называемыми «архаическими техниками экстаза».. Еще всего лишь несколько лет назад существовала серьезная озабоченность, что эти древние практики могут быть утеряны навсегда. А сегодня их изучают психологи, бизнесмены и даже домохозяйки. Что же произошло?
Такая волна любительского и профессионального интереса возникла из-за многих факторов, в том числе из-за недавних изменений в западной культуре. Эти изменения отражают растущий интерес к культурам незападным, особенно к их целительским и медитативным практикам Некоторые из этих практик, такие, как йога и медитация, стали настолько популярны, что буквально миллионы людей на Западе увлеклись ими.Быстрота и эффективность некоторых шаманских техник также подогревала этот интерес. Такие дисциплины, как медитация и йога, очень эффективны, но они требуют многих недель и месяцев занятий, чтобы достичь заметных результатов. Иначе обстоит дело с шаманизмом. Хотя истинное мастерство зачастую приходит с годами, некоторые люди без какой-либо предварительной подготовки способны во время сессии, слушая шаманский барабанный бой, достичь значительных озарений буквально за несколько минут.
Книги Карлоса Кастанеды также оказали огромное, хотя и очень спорное, влияние. В них Кастанеда описывает свое обучение в течение нескольких напряженных лет у индейца племени яки — «человека знания». Ранние книги Кастанеды основывались на его докторской дипломной работе по философии и имели огромный успех. Его последующие книги, несмотря на чрезвычайную популярность, были встречены с подозрительностью, а их подлинность вызвала горячие споры. Достоверны они были или нет, многие люди находили в них немало поучительного. Хотя техники и переживания, описанные в этих книгах, лишь частично напоминают шаманизм, они пробудили к нему еще больший интерес. В недавнее время был получен более широкий доступ к информации о шаманизме из первых рук. Хотя исследователи изучали эту традицию десятилетиями, большинство из них оставались сторонними наблюдателями, не практикуя ее лично. Теперь ситуация начала изменяться. Многие западные исследователи стали обучаться шаманизму и уже под воздействием личного опыта свидетельствовать о более глубоком понимании этой традиции.До сегодняшнего дня научными исследованиями шаманизма занимались антропологи. Это и неудивительно, поскольку именно они побывали везде, начиная с Северной Арктики и заканчивая тропическими джунглями, чтобы понаблюдать за местными шаманами в действии. Теперь наступило время дополнить и обогатить антропологические изыскания психологическими. К сожалению, вклад психологии в изучение шаманизма в прошлом принес больше вреда, чем пользы. Многие исследования устарели. Некоторые из них потеряли свою научную строгость из-за недостаточных антропологических данных, поверхностных интерпретаций и отсутствия личного опыта шаманских практик. Поэтому, наряду с ценными прозрениями, психология породила и ряд ощутимых недоразумений, многие из которых исказили наше понимание шаманизма на десятки лет. Одним из источников неправильного понимания явился психоанализ. Будучи долгое время доминирующей школой в западной психологии, он сформировал явно негативное отношение к шаманизму. Так произошло потому, что Фрейд и его приверженцы скептически относились к религиозному опыту, расценивая его как выражение в лучшем случае защитных механизмов, в худшем — серьезной психопатологии. Трансцендентные переживания — даже наиболее глубокие и экстатические — всегда рассматривались как патологические регрессии, близкие к психотическим. Мистический опыт диагностировался как «невротическая регрессия к единству с грудью», а просветление трактовалось как регрессия к внутриутробным стадиям. Йоги, святые, шаманы и мудрецы низводились до уровня невротиков.Поэтому неудивительна та неприязнь, с которой западные психиатры, психологи и психоаналитически настроенные антропологи относились к шаманизму. Поскольку шаманы могут демонстрировать периоды странного поведения, входить в измененные состояния сознания, иметь видения и, как они утверждают, общаться с духами, то их очень часто расценивают как психически больных. Шизофрения, истерия и эпилепсия — самые частые диагнозы, несмотря на многочисленные противоположные свидетельства. Прискорбным результатом этого нередко, была трагическая нечувствительность к более глубоким позитивным аспектам шаманской традиции.Если психологические объяснения в прошлом были искажены, то есть ли основания полагать, что они могут быть более удовлетворительными сейчас? Судя по всему, да. Западная психология значительно продвинулась вперед. Она уже не столь безоговорочно привержена психоанализу; появились новые школы, симпатизирующие религиозному опыту — например, юнгианская, гуманистическая, трансперсональная. Проведена значительная работа по изучению новых направлений, имеющих непосредственное отношение к шаманизму, таких, как психосоматическое исцеление, измененные состояния сознания, сновидения, медитация, психоделики, мистический опыт и эффекты использования плацебо. Эти исследования проливают новый свет на шаманские практики. И, наконец, небольшое, но растущее число психологов и психиатров сами обучались шаманизму. В результате западная психология заняла более открытую позицию, позволившую глубже понять и высоко оценить, а не патологизировать и порочить религиозные практики в целом, и шаманизм в частности. Поэтому нынешнее время чрезвычайно благоприятно для новых исследований шаманизма, и начать эти исследования — цель этой книги. В «Духе шаманизма» мы намереваемся решить следующие задачи. Во-первых, — ознакомить с шаманизмом и широко осветить его практики, техники, верования и достижения. Во-вторых, рассмотреть их в свете современной психологии, чтобы выяснить, при каких условиях, как и почему они работают. Станет очевидным, что, хотя многие шаманские техники могут на первый взгляд показаться суеверными и бессмысленными, некоторые из них основываются на глубоких психологических принципах. И действительно, они существовали уже многие тысячи лет до возникновения подобных западных терапевтических техник. Третья цель — дать должную оценку всем крайним утверждениям, сделанным относительно шаманов. С одной стороны, многие исследователи диагностировали их как невротиков и психотиков или же просто видели в них шарлатанов или жуликов. С другой стороны, известные писатели изображали их сверхчеловеческими святыми и мудрецами. Эта книга делает попытку избежать таких необузданных крайностей. «Дух шаманизма» также ставит своей целью рассмотреть шаманизм в более широкой кросс-культурной и исторической перспективе. Впервые в человеческой истории мы имеем доступ к большому количеству мировых религиозных, целительских и изменяющих сознание дисциплин. Изменяющие сознание дисциплины — это традиции и практики, такие, как йога или медитация, которые учат практикующих вызывать благотворные состояния сознания. Примерами того могут быть состояния глубокой концентрации или покоя, повышающие психическое, физическое и духовное благополучие. Как мы увидим, шаманизм — это одна из таких традиций, и поистине первая из них. Теперь, когда у нас есть информация о нескольких таких мировых традициях, стало возможным сравнить шаманские практики, инициацию, обучение, верования и состояния сознания с подобными аспектами других традиций.Такое сравнение позволяет нам признать как важные сходные черты шаманизма и других традиций, так и не менее важные расхождения. Например, в результате сравнения обнаруживается сходство между жизнью и обучением шамана и «путешествием героя» — архетипическим жизненным паттерном, которому следовали великие герои многих времен и культур. Также заметны и решающие различия в знаниях или состояниях сознания, к которым стремятся шаманизм и йога.Эти различия станут понятнее, когда будет дана более точная картография шаманских состояний сознания. Это позволит нам лучше оценить природу шаманских состояний и отделить их от тех состояний, которые возникают при шизофрении или, с другой стороны, при практике йоги, с которыми шаманские состояния часто смешивались. Благодаря подобным сравнениям можно достичь еще одной цели: рассмотреть пути, по которым развивались техники изменения сознания в течение столетий, и то, как эта эволюция благоприятствовала эволюции человеческого сознания и религии. Тогда мы сможем увидеть, какое место занимает шаманизм в этой широкой эволюционной панораме. Дух шаманизма» — это не итог, а только начало. Мы лишь недавно начали психологические исследования этих тем, и еще многое предстоит узнать. Но мы можем начать осмысление и изучение духа шаманизма в новом, совершенно ином ключе.
Источник: Уолш Р. Дух шаманизма – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. Трансперсональные исследования показали, что шаманизм не менее сложен, чем исторически более поздние духовные практики или мировые религии. В книге исследуется мир и личность шамана, его искусство работы в необычных состояниях сознания и «невидимые» шаманские грани современной медицины, науки и технологии. Книга дает ключи к трансперсональной теории шаманизма.
www.svetreiki.ru
О шаманизме.
Такая волна любительского и профессионального интереса возникла из-за многих факторов, в том числе из-за недавних изменений в западной культуре. Эти изменения отражают растущий интерес к культурам незападным, особенно к их целительским и медитативным практикам Некоторые из этих практик, такие, как йога и медитация, стали настолько популярны, что буквально миллионы людей на Западе увлеклись ими.Быстрота и эффективность некоторых шаманских техник также подогревала этот интерес. Такие дисциплины, как медитация и йога, очень эффективны, но они требуют многих недель и месяцев занятий, чтобы достичь заметных результатов. Иначе обстоит дело с шаманизмом. Хотя истинное мастерство зачастую приходит с годами, некоторые люди без какой-либо предварительной подготовки способны во время сессии, слушая шаманский барабанный бой, достичь значительных озарений буквально за несколько минут.
Книги Карлоса Кастанеды также оказали огромное, хотя и очень спорное, влияние. В них Кастанеда описывает свое обучение в течение нескольких напряженных лет у индейца племени яки — «человека знания». Ранние книги Кастанеды основывались на его докторской дипломной работе по философии и имели огромный успех. Его последующие книги, несмотря на чрезвычайную популярность, были встречены с подозрительностью, а их подлинность вызвала горячие споры. Достоверны они были или нет, многие люди находили в них немало поучительного. Хотя техники и переживания, описанные в этих книгах, лишь частично напоминают шаманизм, они пробудили к нему еще больший интерес. В недавнее время был получен более широкий доступ к информации о шаманизме из первых рук. Хотя исследователи изучали эту традицию десятилетиями, большинство из них оставались сторонними наблюдателями, не практикуя ее лично. Теперь ситуация начала изменяться. Многие западные исследователи стали обучаться шаманизму и уже под воздействием личного опыта свидетельствовать о более глубоком понимании этой традиции.До сегодняшнего дня научными исследованиями шаманизма занимались антропологи. Это и неудивительно, поскольку именно они побывали везде, начиная с Северной Арктики и заканчивая тропическими джунглями, чтобы понаблюдать за местными шаманами в действии. Теперь наступило время дополнить и обогатить антропологические изыскания психологическими. К сожалению, вклад психологии в изучение шаманизма в прошлом принес больше вреда, чем пользы. Многие исследования устарели. Некоторые из них потеряли свою научную строгость из-за недостаточных антропологических данных, поверхностных интерпретаций и отсутствия личного опыта шаманских практик. Поэтому, наряду с ценными прозрениями, психология породила и ряд ощутимых недоразумений, многие из которых исказили наше понимание шаманизма на десятки лет. Одним из источников неправильного понимания явился психоанализ. Будучи долгое время доминирующей школой в западной психологии, он сформировал явно негативное отношение к шаманизму. Так произошло потому, что Фрейд и его приверженцы скептически относились к религиозному опыту, расценивая его как выражение в лучшем случае защитных механизмов, в худшем — серьезной психопатологии. Трансцендентные переживания — даже наиболее глубокие и экстатические — всегда рассматривались как патологические регрессии, близкие к психотическим. Мистический опыт диагностировался как «невротическая регрессия к единству с грудью», а просветление трактовалось как регрессия к внутриутробным стадиям. Йоги, святые, шаманы и мудрецы низводились до уровня невротиков.Поэтому неудивительна та неприязнь, с которой западные психиатры, психологи и психоаналитически настроенные антропологи относились к шаманизму. Поскольку шаманы могут демонстрировать периоды странного поведения, входить в измененные состояния сознания, иметь видения и, как они утверждают, общаться с духами, то их очень часто расценивают как психически больных. Шизофрения, истерия и эпилепсия — самые частые диагнозы, несмотря на многочисленные противоположные свидетельства. Прискорбным результатом этого нередко, была трагическая нечувствительность к более глубоким позитивным аспектам шаманской традиции.Если психологические объяснения в прошлом были искажены, то есть ли основания полагать, что они могут быть более удовлетворительными сейчас? Судя по всему, да. Западная психология значительно продвинулась вперед. Она уже не столь безоговорочно привержена психоанализу; появились новые школы, симпатизирующие религиозному опыту — например, юнгианская, гуманистическая, трансперсональная. Проведена значительная работа по изучению новых направлений, имеющих непосредственное отношение к шаманизму, таких, как психосоматическое исцеление, измененные состояния сознания, сновидения, медитация, психоделики, мистический опыт и эффекты использования плацебо. Эти исследования проливают новый свет на шаманские практики. И, наконец, небольшое, но растущее число психологов и психиатров сами обучались шаманизму. В результате западная психология заняла более открытую позицию, позволившую глубже понять и высоко оценить, а не патологизировать и порочить религиозные практики в целом, и шаманизм в частности. Поэтому нынешнее время чрезвычайно благоприятно для новых исследований шаманизма, и начать эти исследования — цель этой книги. В «Духе шаманизма» мы намереваемся решить следующие задачи. Во-первых, — ознакомить с шаманизмом и широко осветить его практики, техники, верования и достижения. Во-вторых, рассмотреть их в свете современной психологии, чтобы выяснить, при каких условиях, как и почему они работают. Станет очевидным, что, хотя многие шаманские техники могут на первый взгляд показаться суеверными и бессмысленными, некоторые из них основываются на глубоких психологических принципах. И действительно, они существовали уже многие тысячи лет до возникновения подобных западных терапевтических техник. Третья цель — дать должную оценку всем крайним утверждениям, сделанным относительно шаманов. С одной стороны, многие исследователи диагностировали их как невротиков и психотиков или же просто видели в них шарлатанов или жуликов. С другой стороны, известные писатели изображали их сверхчеловеческими святыми и мудрецами. Эта книга делает попытку избежать таких необузданных крайностей. «Дух шаманизма» также ставит своей целью рассмотреть шаманизм в более широкой кросс-культурной и исторической перспективе. Впервые в человеческой истории мы имеем доступ к большому количеству мировых религиозных, целительских и изменяющих сознание дисциплин. Изменяющие сознание дисциплины — это традиции и практики, такие, как йога или медитация, которые учат практикующих вызывать благотворные состояния сознания. Примерами того могут быть состояния глубокой концентрации или покоя, повышающие психическое, физическое и духовное благополучие. Как мы увидим, шаманизм — это одна из таких традиций, и поистине первая из них. Теперь, когда у нас есть информация о нескольких таких мировых традициях, стало возможным сравнить шаманские практики, инициацию, обучение, верования и состояния сознания с подобными аспектами других традиций.Такое сравнение позволяет нам признать как важные сходные черты шаманизма и других традиций, так и не менее важные расхождения. Например, в результате сравнения обнаруживается сходство между жизнью и обучением шамана и «путешествием героя» — архетипическим жизненным паттерном, которому следовали великие герои многих времен и культур. Также заметны и решающие различия в знаниях или состояниях сознания, к которым стремятся шаманизм и йога.Эти различия станут понятнее, когда будет дана более точная картография шаманских состояний сознания. Это позволит нам лучше оценить природу шаманских состояний и отделить их от тех состояний, которые возникают при шизофрении или, с другой стороны, при практике йоги, с которыми шаманские состояния часто смешивались. Благодаря подобным сравнениям можно достичь еще одной цели: рассмотреть пути, по которым развивались техники изменения сознания в течение столетий, и то, как эта эволюция благоприятствовала эволюции человеческого сознания и религии. Тогда мы сможем увидеть, какое место занимает шаманизм в этой широкой эволюционной панораме. Дух шаманизма» — это не итог, а только начало. Мы лишь недавно начали психологические исследования этих тем, и еще многое предстоит узнать. Но мы можем начать осмысление и изучение духа шаманизма в новом, совершенно ином ключе.
Источник: Уолш Р. Дух шаманизма – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. Трансперсональные исследования показали, что шаманизм не менее сложен, чем исторически более поздние духовные практики или мировые религии. В книге исследуется мир и личность шамана, его искусство работы в необычных состояниях сознания и «невидимые» шаманские грани современной медицины, науки и технологии. Книга дает ключи к трансперсональной теории шаманизма.
www.svetreiki.ru