Практика внимательности. Дух следует туда где легко


Для начинающих | Практика внимательности

Сегодня все больше учителей медитации в русскоязычном пространстве говорят о том, что они учат “практике внимательности”, имея в виду чаще всего випассану. Между тем, когда два года назад я назвала этот сайт “Практика внимательности”, это словосочетание имело для меня единственный смысл – так называется совершенно уникальный метод мастера, у которого я учусь последние семь лет. И чтобы избежать путаницы, я хочу немного подробнее пояснить, что же я имею в виду, когда говорю о внимательности.

Для начинающих / О методе

Информационная перегрузка и отвлечения современного мира сильнее всего влияют на детей. Мозг человека пластичен, особенно детский мозг, и мы можем помочь нашим детям с детства жить более внимательной, здоровой и счастливой жизнью. Эта медитация взята из книги “Медитация для детей”, полную версию которой можно скачать здесь.

Все великие традиции мудрости уделяют большое значение тому, как важно человеку познакомиться со своим сердцем как с духовным центром. В христианской традиции исихазма основной акцент делается на снисхождение из головы в сердце. В буддизме постоянно говорится о зарождении бодхичитты, которая является синонимом пробужденного состояния и также начинается в сердце.

Фокус внимания современного человека становится все более нестабильным. Особенно от этого страдают дети. Эти три простых техники тренировки внимания не требуют каких-то особых условий для выполнения, но помогут вам стать более внимательными.

Для начинающих / О методе

Эмоции волнуют всех. Статистика этого сайта свидетельствует о том, что любой пост об эмоциях прочитает в два – три раза больше человек, чем обычно. Возможно, дело в том, что именно эмоции связывают нас с миром и с другими людьми прочнейшими невидимыми нитями, и часто мы чувствуем себя довольно беспомощными и неспособными никак эти нити контролировать. Тантра обещает нам решение этой проблемы. Но часто мы подменяем тантру банальным подавлением. Этот текст был написан для блога Yoga Journal Russia. Текст © Анастасия Гостева Американский комик Джек Бенни как-то пошутил: “Мы с моей женой Мэри прожили вместе 47 лет. И ни разу у нас не было ссоры достаточно серьезной, чтобы задуматься о разводе. Об убийстве – да! Но не о разводе”. К сожалению, когда я только начала медитировать – а было это 20 лет назад – я ничего не знала об этой шутке. Поэтому я искренне считала, что если одна из задач практики состоит в том, чтобы научиться трансформировать свои негативные эмоции, то критерием успешности этой практики станут мои отношения с мужчинами – гармоничные, открытые, искренние, легкие, радостные (думаю, …

Некоторое время назад меня попросили вести блог о медитации для русского Yoga Journal. И судя по откликам оказалось, что темы, которые возникают в этих текстах, затрагивают и интересуют не только йогов. Поэтому я решила публиковать их также здесь – вдруг они и вам будут чем-то полезны. И у всех у них будет тэг “Yoga Journal”.  

Если мы занимаемся только формальной практикой – например, медитируем каждое утро по полчаса – то тогда велик риск, что спустя несколько месяцев или лет такой практики мы с удивлением заметим, что наша жизнь не слишком сильно изменилась. Практика внимательности меняет нашу жизнь только в том случае, когда мы приучаем себя быть внимательными на протяжении всего дня, с утра до вечера. И начать стоит прямо с момента пробуждения. 

Когда я впервые приехала к Мастеру, он сказал: “Единственная медитация – это быть внимательным 24 часа в сутки. Все остальное – игрушки для эго, иллюзия, что оно занято чем-то важным и духовным. Верни все внимание в настоящее – и станешь просветленной”.

Доктор Джинни Уайтло (Dr. Ginny Whitelaw) – мастер дзен линии Чозен-дзи (Chozen-ji) школы Риндзай и специалист по бизнес-развитию и подготовке руководителей компаний. Она автор книги “Дзен-лидер” (The Zen Leader), президент компании Focus Leadership и основательница “Института дзен-лидерства” (Institute for Zen Leadership), а также постоянный автор американского портала “Интегральная жизнь” (Integral life). В этой статье она пишет о том, как сделать практику внимательности действительно живой практикой в нашей жизни – возвращаясь из головы в наши тела, здесь и сейчас.

Я часто оговариваюсь, что есть американский вариант практики внимательности в том виде, в котором его разработал Джон Кабат-Зинн и который называется по-английски mindfulness meditation, и есть метод моего учителя, которому я обучаю на своих семинарах. У меня не было уверенности, могу ли я писать о методе мастера открыто, объяснять, в чем принципиальные различия. Но теперь эта уверенность появилась. Я не буду описывать сам метод, но расскажу, в чем его отличие от метода Кабат-Зинна.

Для начинающих / О методе

vnimatelnost.com

Об авторе | Практика внимательности

Здравствуйте!

Раз вы зашли на эту страницу, вам, вероятно, стало любопытно, кто делает этот сайт и ведет анонсируемые здесь семинары. Кто я?

Самый точный и честный ответ прост: я – это существование, которое по забывчивости и неведению все еще принимает себя за организм тела-ума, которому когда-то дали имя Анастасия Гостева. Хорошие новости заключаются в том, что чем дальше, тем чаще случаются моменты, когда существование внутри Анастасии вспоминает и узнает себя как существование, никогда не рождавшееся, не умирающее, всегда присутствующее здесь и сейчас. Эти моменты стали возможны благодаря моему учителю, реализованному мастеру, метод которого я практикую и которому учу по его просьбе.

Если этого короткого ответа вам недостаточно, то вот немного биографических данных об Анастасии Гостевой.

Она живет в Москве, но много учится по всему миру.

Она все еще занимает свой ум разнообразными практиками – интегральной психологией и интегральными подходами в бизнесе, а также системными расстановками (семейными и структурными).

Она когда-то закончила с красным дипломом физфак МГУ им. Ломоносова, но физиком ни дня не работала. Вместо этого она писала книги (художественные и не очень), работала журналистом и редактором в издательских домах Sanoma Independent Media и Bauer Media, а потом руководителем Креативной лаборатории в ИД Hachette Filipacchi Shkulev, а недавно получила второе образование психолога в Высшей школе психологии.

Работая редактором она много писала в разные журналы: об Индии, тантре и Тимоти Лири в журнал Playboy, о Саи Бабе – в Harper’s Bazaar, о буддизме в Elle, делала интервью с Далай-ламой и Йонге Мингьюром Ринпоче в Psychologies и с Кхандро Ринпоче в Yoga Journal. Она продолжает заниматься этим время от времени, а ссылки на новые статьи есть на этом сайте. Ну и еще она ведет блог в Yoga Journal, в котором пишет о практике медитации в повседневной жизни.

Она начала медитировать в 17 лет потому что ей не давал покоя вопрос – что там, за умом? Есть ли там что-то? Теперь она нашла ответ на этот вопрос, и граница между жизнью и медитацией становится все тоньше.

Она верит, что деление жизни на духовную и мирскую сильно устарело, что у нас есть только одна жизнь, происходящая с нами в это самое мгновение, и только от нас зависит, наполним ли мы ее своим внутренним светом или будем искать этот свет где-то извне.

Она выросла на учебниках математики и физики и американской научной фантастике, поэтому она радостно приветствует слияние созерцательных практик и новых технологий.

Она любит интегральный подход Кена Уилбера и даже проработала два года директором знаменитого московского центра интегрального развития “Открытый мир”.

Она учится в США в MetaIntegral Academy, и недавно основала компанию, которая предлагает программы по практике внимательности в корпоративном формате – аналогичные тем, которые сегодня существуют в Google, General Mills, PricewaterhouseCoopers и многих других американских компаниях.

Она просто следует тем движениям существования, которые проявляются через нее в данный момент – не слишком их анализируя, без особых намерений и стремлений.

Этот сайт – одно из таких движений. Попытыка рассказать о методе ее мастера тем, кто захочет о нем узнать. Попытка собрать в одном месте информацию о том, как практика внимательности может быть интегрирована в повседневную жизнь обычного человека: дома, на работе, в отношениях. Попытка писать по-русски о том, о чем уже лет 20 пишут и говорят по-английски. Попытка создать открытое, живое и текучее пространство для обмена информацией и опытом на русском языке.

С недавних пор мне помогает в работе над этим сайтом Алена Нагорная – редактор, переводчик, практикующий гештальт-терапевт и практик медитации. Огромное ей спасибо!

Дух движется туда, где легко. Пусть нам всем будет легко!

Like this:

Like Loading...

vnimatelnost.com

Anastasia Gosteva | Практика внимательности

Вот уже несколько лет одновременно с нашими взрослыми ретритами мы проводим ретриты для детей и подростков. Их главное отличе в том, что мы предлагаем детям становиться внимательнее, знакомясь с жизнью во всех ее проявлениях: — ощущать свое тело и узнавать его возможности во время занятий скалолазанием; — учиться доверять партнеру, который тебя страхует; — наблюдать за своими эмоциями и осознавать их во время уроков фотографии — почему меня привлек этот вид, а не тот? Что меня радует? Что меня увлекает? — учиться быть в настоящем моменте через базовые практики медитации; — дружить, знакомиться, сидеть у ночного костра и жарить над огнем машмелоу. Мы часто говорим о том, что внимательность — это не навык, а состояние, качество присутствия во всем, что мы делаем в повседневной жизни. И мы верим, что лучше всего начинать учиться такому живому присутствию с самого детства. В этом году мы снова проводим наш ретрит в Черногории. Программа: Мы составили программу таким образом, чтобы интересно было всем — и новичкам, и участникам наших прошлогодних ретритов. Всех ребят ждет: — практика внимательности; — скалолазание …

Человек — это внимание. Человек становится тем, куда направлено его внимание. В обычном состоянии мы по привычке направляем внимание во внешний мир, а также на эмоции и мысли, которые зачастую никак не контролируем. И тогда мы теряем себя в мире, причем часто в буквальном смысле — мы чувствуем, что мы как будто не в себе, что у нас нет сил и выбора, что мы не управляем своей жизнью. Сегодня многие духовные учителя и мастера говорят о важности присутствия в настоящем, но мало где говорится о том, что присутствовать можно на разных уровнях. Как внимательность мы можем отражать семь уровней Бытия. Между глубиной и интенсивностью присутствия начинающего практика и реализованного мастера будет огромная разница — мастер тоже присутствует здесь и сейчас, но его здесь — это все Бытие, его сейчас — за пределами времени, а его присутствие естественно и безусильно. Метод практики внимательности подробно объясняет эту разницу в уровнях внимательности, механизм ее возникновения, и что должно быть сделано, чтобы можно было пройти весь путь целиком — от слабо-внимательного человека, чье присутствие ограничено размерами комнаты и локального времени, до просветленного …

Практика / Ретриты

Доводилось ли вам испытывать чувство, что одни взрослые люди как будто взрослее, чем другие? Замечали ли вы, что многолетняя практика медитации (йога, цигун и/или любые другие духовные практики) не обязательно помогает решить проблемы в отношениях, с деньгами, предназначением, здоровьем и другими “мирскими” вопросами? Или, возможно, вы оказывались в ситуации, когда учителя тех самых духовных практик почему-то вели себя неадекватно и явно не в согласии с собственным учением, едва переступив порог зала для практики? Или, что ваша практика медитации, наоборот, начинает как будто влиять негативно на вашу обычную жизнь: она теряет смысл, вам хочется бросить работу или завершить отношения? Различные духовные практики стали широко доступны мирянам на Западе лишь недавно — меньше ста лет назад. И по прошествии времени оказалось, что духовное пробуждение, похоже, совсем не обязательно автоматически приводит к психологическому взрослению. И, с другой стороны, если вы живете в миру и не обращаете специальное внимание на свое взросление, ваша практика может дать вам мощные инсайты в природу ума и сознания, но не обязательно уменьшит количество бытового психологического страдания в вашей жизни. Почему это происходит? И …

Практика / Семинары

Человек — это внимание. Человек становится тем, куда направлено его внимание.  В обычном состоянии мы по привычке направляем внимание во внешний мир, а также на эмоции и мысли, которые зачастую никак не контролируем. И тогда мы теряем себя в мире, причем часто в буквальном смысле  — мы чувствуем, что мы как будто не в себе, что у нас нет сил и выбора, что мы не управляем своей жизнью. На протяжении веков различные школы пробуждения разрабатывали техники, помогающие человеку возвращать внимание в настоящее. Все эти техники можно свести к работе с тремя базовыми механизмами внимания. 1. Мы можем направить его на что-то (объект, пространство, ощущения). 2. Мы можем развернуть внимание на 180º и направить его на того, кто направляет внимание, стать внимательными к собственному вниманию. 3. И, наконец, мы можем обнаружить что источника нет, нет ни того, кто направляет внимание, ни того, на что оно направлено. Что человек  — это чистая внимательность, пустая и самосознающая, подобная зеркалу. Практика внимательности  — это интегральный метод, направленный на то, чтобы познакомить человека с этими тремя механизмами его внимания. Вернуть внимание в настоящее на уровне тела и …

Практика / Семинары

Человек — это внимание. Человек становится тем, куда направлено его внимание.  В обычном состоянии мы по привычке направляем внимание во внешний мир, а также на эмоции и мысли, которые зачастую никак не контролируем. И тогда мы теряем себя в мире, причем часто в буквальном смысле  — мы чувствуем, что мы как будто не в себе, что у нас нет сил и выбора, что мы не управляем своей жизнью. На протяжении веков различные школы пробуждения разрабатывали техники, помогающие человеку возвращать внимание в настоящее. Все эти техники можно свести к работе с тремя базовыми механизмами внимания. 1. Мы можем направить его на что-то (объект, пространство, ощущения). 2. Мы можем развернуть внимание на 180º и направить его на того, кто направляет внимание, стать внимательными к собственному вниманию. 3. И, наконец, мы можем обнаружить что источника нет, нет ни того, кто направляет внимание, ни того, на что оно направлено. Что человек  — это чистая внимательность, пустая и самосознающая, подобная зеркалу. Практика внимательности  — это интегральный метод, направленный на то, чтобы познакомить человека с этими тремя механизмами его внимания. Вернуть внимание в настоящее на уровне тела и …

Практика / Семинары

Вот уже несколько лет одновременно с нашими взрослыми ретритами мы проводим ретриты для детей и подростков. Их главное отличе в том, что мы предлагаем детям становиться внимательнее, знакомясь с жизнью во всех ее проявлениях: — ощущать свое тело и узнавать его возможности во время занятий скалолазанием; — учиться доверять парнеру, который тебя страхует; — наблюдать за своими эмоциями и осознавать их во время уроков фотографии — почему меня привлек этот вид, а не тот? Что меня радует? Что меня увлекает? — учиться быть в настоящем моменте через базовые практики медитации; — дружить, знакомиться, сидеть у ночного костра и жарить над огнем машмелоу. Мы часто говорим о том, что внимательность — это не навык, а состояние, качество присутствия во всем, что мы делаем в повседневной жизни. И мы верим, что лучше всего начинать учиться такому живому присутствию с самого детства. В этом году мы проводим наш ретрит на Кипре. Программа: Мы составили программу таким образом, чтобы интересно было всем — и новичкам, и участникам наших прошлогодних ретритов. Всех ребят ждет: — практика внимательности — скалолазание и …

Практика / Ретриты

Дзонгсар Кхьенце Ринпоче — один из самых творческих и передовых тибетских лам, наших современников. Учитель Дхармы, известный кинорежиссёр, снявший такие фильмы, как «Кубок» и «Странники и маги Тибета», художник и писатель. В своей новой книге он с провокационной открытостью и отличным чувством юмора рассматривает с разных сторон отношения гуру и ученика в буддийской традиции. И хотя эта книга написана в первую очередь для практиков ваджраяны, многие советы Дзонгсара Ринпоче будут полезны любому человеку, ищущему наставника по медитации. Перевод с английского © Мария Васильева Главы публикуются с разрешения издателя серии Александра А. Нариньяни. В оформлении использованы оригинальные фотографии из книги. Главы публикуются с некоторыми сокращениями. Ваджраяна — это приключение Слышали ли вы когда-нибудь о тибетских поющих чашах? В Тибете о них никто никогда слыхом не слыхивал, пока один хитрый предприниматель, знающий толк в рекламе, не воспользовался модой на всё тибетское и не изобрёл этот поющий колокол. Теперь вы видите их повсюду, как будто они часть самой тибетской культуры. Даже тибетцы в Дхарамсале и Катманду постфактум приняли эти поющие чаши как часть своей культуры. Точно такая же …

Человек — это внимание. Человек становится тем, куда направлено его внимание. В обычном состоянии мы по привычке направляем внимание во внешний мир, а также на эмоции и мысли, которые зачастую никак не контролируем. И тогда мы теряем себя в мире, причем часто в буквальном смысле — мы чувствуем, что мы как будто не в себе, что у нас нет сил и выбора, что мы не управляем своей жизнью. Сегодня многие духовные учителя и мастера говорят о важности присутствия в настоящем, но мало где говорится о том, что присутствовать можно на разных уровнях. Как внимательность мы можем отражать семь уровней Бытия. Между глубиной и интенсивностью присутствия начинающего практика и реализованного мастера будет огромная разница — мастер тоже присутствует здесь и сейчас, но его здесь — это все Бытие, его сейчас — за пределами времени, а его присутствие естественно и безусильно. Метод практики внимательности подробно объясняет эту разницу в уровнях внимательности, механизм ее возникновения, и что должно быть сделано, чтобы можно было пройти весь путь целиком — от слабо-внимательного человека, чье присутствие ограничено размерами комнаты и локального времени, до просветленного …

Практика / Ретриты

  Основная задача этой программы — помочь вам углубить и развить свою собственную практику медитации, а также дать знания, инструменты и навыки, которые позволят начать учить практике медитации других. Эта программа объединяет в себе: новейшие исследования в области неройнауки и физиологии человека мощные практики медитации, направленные на трансформацию тела, ума и сердца телесно-ориентированную практику как фундамент для развития внимательности к телу работу с голосом и основы ораторского искусства основы ведения групп и понимание групповых динамик знакомство с гарвардской моделью вертикального развития взрослых  инструменты включения медитации в поседневную жизнь в виде неформальной практики внимательности   Основные практики  практики наблюдения за дыханием практики возвращения внимания в физическое тело, внимательность к эмоциям и мыслям внимательная ходьба и внимательное движение практики концентрации и открытого присутствия практики любящей доброты и раскрытия сердца эмпатическое слушание и разговор     Нейронаука внимательности самые передовые научные исследования о влиянии практик медитации на здоровье и благополучие человека строение и работа мозга и возрастные изменения в мозге от младенчества до старости роль отношений и среды в формировании и развитии мозга   Навыки ведения группы знакомство с …

Практика / Семинары

Человек — это внимание. Человек становится тем, куда направлено его внимание.  В обычном состоянии мы по привычке направляем внимание во внешний мир, а также на эмоции и мысли, которые зачастую никак не контролируем. И тогда мы теряем себя в мире, причем часто в буквальном смысле  — мы чувствуем, что мы как будто не в себе, что у нас нет сил и выбора, что мы не управляем своей жизнью. На протяжении веков различные школы пробуждения разрабатывали техники, помогающие человеку возвращать внимание в настоящее. Все эти техники можно свести к работе с тремя базовыми механизмами внимания. 1. Мы можем направить его на что-то (объект, пространство, ощущения). 2. Мы можем развернуть внимание на 180º и направить его на того, кто направляет внимание, стать внимательными к собственному вниманию. 3. И, наконец, мы можем обнаружить что источника нет, нет ни того, кто направляет внимание, ни того, на что оно направлено. Что человек  — это чистая внимательность, пустая и самосознающая, подобная зеркалу. Практика внимательности  — это интегральный метод, направленный на то, чтобы познакомить человека с этими тремя механизмами его внимания. Вернуть внимание в настоящее на уровне тела и …

Практика / Семинары

vnimatelnost.com

Цокньи Ринпоче: “Эмоциональное выгорание связано с блоками в тонком теле”

86209a1c734d667a48d5a194c9241fdc_715__2

Цокньи Ринпоче. Фотограф Richard Heckler

Цокньи Ринпоче — один из современных мастеров тибетского буддизма, сын тулку Ургьена Ринпоче и, насколько мне известно, первый из учителей такого уровня, кто стал открыто говорить о важности тонкого (эмоционального тела) в жизни современного человека. В этом интервью Цокньи Ринпоче рассказывает о том, почему он решился на этот шаг, как блоки в тонком теле человека приводят к стрессу и эмоциональному выгоранию, и как люди на Западе могут применить эти знания для сохранения здоровья и благополучия. И хотя  интервью было сделано во время его визита в Гонконг в сентябре 2016 года, кажется, что речь идет о вполне московских реалиях, в которых все эти советы тоже чрезвычайно актуальны.

 

Интервью © Pundarika Hong Kong

Перевод © Анастасия Гостева

Перевод выполнен с разрешения правообладателя Buddhistdoor Global.

В детстве Цокньи Ринпоче и его младший брат Мингьюр Ринпоче были признаны Его Святейшеством Кармапой XVI перерождениями лам линии Другпа Кагью. На протяжении более 20 лет Цокньи Ринпоче путешествует по свету, давая учения о глубинной природе ума так, как это понимается в традиции тибетского буддизма.

Цокньи Ринпоче живо интересуется возникшим недавно диалогом между западной наукой — особенно нейронаукой и психологией — и буддизмом. Благодаря своим прозрениям относительно того, как работает ум западных людей, он учит таким образом, который актуален и созвучен повседневному опыту современного человека, но при этом касается самых глубоких слоев осознавания.

Это интервью было сделано накануне визита ринпоче в Гонконг по приглашению некоммерческой организации Pundarika Hong Kong, созданной для  того, чтобы поддерживать учение Ринпоче, а также содержание и образование монахинь в монастыре Цокньи Гечак Линг в Непале.

Вы много путешествуете и учите людей по всему миру. Не могли бы поделиться своими наблюдениями относительно того, как современный образ жизни влияет на нашу возможность жить счастливой и успешной жизнью?

 

Сегодня в мире я вижу два доминирующих стиля жизни, и они явно отличаются друг от друга. В странах, менее развитых индустриально, мышление людей проще, а сердечности больше. В современных обществах, развивающихся по западной модели, образ жизни основан на интеллекте и погоне за процветанием — и я заметил, что это непроизвольно создает блоки в тонких телах людей и уменьшает их ощущение благополучия.

Это приводит к тому, что хотя вы по-прежнему способны хорошо мыслить, вы не чувствуете себя хорошо в самой сердцевине своего существа. В результате постепенно эти блоки в тонком энергетическом теле приводят к тому, что мыслительные способности тоже истощаются и человек чувствует себя рассеянным или опустошенным.

В результате я вижу много несчастья и дисгармонии и на уровне личности, и в семьях, в обществе, на рабочих местах – это следствие того, что базовое эмоциональное здоровье нарушено.

Что понимается под тонким энергетическим телом в традиции тибетского буддизма?

 

Тонкое тело — это энергетическое тело, которое является домом для наших эмоций. Оно состоит из каналов (тиб. ца), по которым под влиянием внутренних ветров или ци (тиб. лунг) циркулируют капли энергии (тиб. тигле). Если нервная система сжата, напряжена, она сжигает энергетические капли, которые являются источником радости.

И какое лекарство вы предлагаете для восстановления нашего чувства благополучия? 

 

Я пробовал разные средства на протяжении многих лет. В конце концов я осознал, что необходимо объединить думающий ум и чувственную сферу. Но это очень непросто, потому что в развитиях странах ум весь сконцентрирован вверху, в голове, и поначалу нам требуется опустить его вниз, в тело.

Стоит только восстановить контакт между физическим телом, эмоциональным телом и думающим умом, как они начинают работать сообща. Тогда вы можете чувствовать те чувства, которые к вам приходят, и открыть энергетические блоки при помощи различных искусных методов. И тогда в один прекрасный день вы вдруг обнаруживаете ваше внутреннее благополучие — то, что я называю “сущностной любовью” — которая по сути является ощущением, что с вами все “ок” на базовом уровне.

Это наилучшее лечение для блоков в тонком теле. Когда ум и тело становятся одной командой, вы чувствуете себя укорененным, открытым и вы мыслите очень ясно. И тогда думающий ум становится более восприимчивым к мудрости или прозрению. Я много учу именно этим вещам.

open_heardВаш фокус на эмоциональном благополучии и эмоциональном теле необычен для учителей тибетского буддизма. Вы даже написали об этом целую книгу “Открытое сердце, Открытый ум: Пробуждение силы сущностной любви”. Почему вы учите именно этому? 

 

Мое естественное желание состоит в том, чтобы помочь людям трансформировать их страдание, а эмоциональное страдание — это такое “высококлассное страдание”, которое я наблюдаю практически у всех современных горожан. Скорости, некоторых они живут, порождают такое же ускорение в их тонких телах, а это, в свою очередь, приводит к беспокойству и “вспенивает” в них множество эмоций. Их ум хочет отдыха, но тонкое тело перегружено и постоянно колеблется и находится в движении, и рано или поздно ум становится рабом этих энергетических блоков или нездоровых чувств.

Когда вы направляете всю свою энергию наружу — или направляете слишком много ци вверх, в голову — тогда вы не сможете чувствовать себя отлично. Возможно, вы многого достигнете, но вы не будете чувствовать себя хорошо, и в долгосрочной перспективе это создаст проблемы.

Вы видите это и на Востоке, и на Западе? 

 

Я вижу это везде, где есть современные города, везде, где есть прогресс. Если вы не заботитесь об этом, это бьет по всей вашей системе. И однажды вы оказываетесь парализованы и не способны даже просто делать свою работу. Вы чувствуете себя расщепленным. Половина вашего ума беспокоится о вашей работе, а половина — о той проблеме с энергией, которая у вас возникла. Но если ваше тонкое тело здорово, вы сможете работать продуктивно и не испытывать стресса или сжатия.  

Гонконг — маленькая страна, в которой живет семь миллионов человек. Наша культура ориентирована на работу, и мы все испытываем постоянно давление, но кажется, что значительная часть этих устремлений связана с глубинным чувством незащищенности. 

 

Люди в Гонконге работают даже больше, чем люди в Нью-Йорке! Я могу понять это стремление обрести материальную безопасность, но иногда я думаю, что жители Гонконга несколько переусердствовали. Возможно, ситуация уже изменилась, а вы этого не заметили. Мне кажется, люди в Гонконге живут достаточно хорошо, но вы можете не замечать этого в силу того, что находитесь под влиянием старых привычек. Идея, что вам нужно работать больше, быстрее, дольше уже не соответствуете современным реалиям, и это просто сжигает вашу энергию. Вы переживаете так много надежд и страхов в процессе реализации своих амбиций, что к тому моменту, когда достигаете заветной вершины карьерной лестницы, ваша ци выгорела и вы не можете насладиться вашим успехом. У вас есть материальное богатство, но нет радости.

Но возможно ли в таком городе как Гонконг, который постоянно стимулирует вас повышать интенсивность жизни, чувствовать мир и покой?   

 

Да, конечно. Сначала вы должны осознать проблему, а затем вы можете трансформировать ее. Если вы найдете правильный баланс, вы сможете жить стремительной жизнью, не ощущая этой скорости. Во-первых, будьте добры к себе и к той ситуации, в которой вы находитесь. Вы можете поговорить со своими старыми привычками и сказать себе, что чрезмерное усердие не ведет к здоровью. Затем вы можете использовать различные методы для работы с вашей тонкой энергией. Я учу практике “рукопожатия”, когда вы смотрите внутрь себя и честно встречаетесь с самим собой, чтобы привнести осознавание в ваши самые сырые, первозданные чувства и возбуждения на уровне тонкого тела.

Помните, что эмоциональное выгорание не связано со скоростью мышления, оно связано со скоростью вашего тонкого тела. Например, если я хочу попасть отсюда домой, мой думающий ум уже прикинул, как это сделать, но мое физическое тело не может мгновенно перепрыгнуть из одного места в другое, как ум — оно должно идти шаг за шагом. А мое тонкое тело, эмоциональное чувство, говорит: “Давай! Двигайся! Иди! Быстрее!”. Это как если бы у нас внутри было три разных скоростных режима — по одному для физического, эмоционального и интеллектуального уровня. Думать и двигаться быстро хорошо, а вот быстрые эмоции нам никак не помогут. Внутренний голос, который подгоняет нас, приводит только к стрессу и истощению.

Поэтому очень важно осознавать эту энергию тонкого тела и замедлять необязательное ускорение и излишние переживания.  Это принесет нам много пользы. Если энергия в вашем тонком теле течет гладко, вы чувствуете очень ясно! Вы быстро реагируете, вы бдительны, но при этом спокойны; вы динамичны и продуктивны, но вы также счастливы.

Как вы пришли к подобной адаптации традиционных тибетских учений?    

 

У меня было много встреч с людьми, которые приходят на мои семинары и лекции, и благодаря моим ученикам я могу видеть те потребности, которые у них есть. Чему надо учить. Я также многому научился у Дэниела Гоулмана∗, Тары Беннетт-Гоулман∗∗ и Ричарда Дэвидсона∗∗∗ — они рассказали мне о когнитивной психологии и работе мозга.

Из разговоров с ними о том, как пересекаются научное понимание и буддийский взгляд на ум и эмоции, возник именно такой подход к обучению. Я думаю, что такое сотрудничество очень полезно.  Психологическое понимание дает нам карту, Дхарма дает инструменты для работы с собой, а наука дает некоторые подтверждения того, как это работает.

Гонконг находится в процессе изменений, и наша культура начинает  все больше ценить эмоциональный интеллект и личное развитие. Кажется, что сейчас очень подходящее время для того, о чем вы говорите. 

 

Гонконг — это интересное смешение западной и азиатской культуры, и у этого есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, у вас уже есть понимание кармы, реинкарнации, тонких энергий и фен-шуй. С другой стороны, существуют традиционные социальные структуры, которые могут быть очень ограничивающими в эмоциональном плане. А в дополнение ко всему существует влияние западной культуры. Я думаю, что люди живут несколько разной жизнью дома и в офисе, и это может приводить к смущению и тонким формам страдания.

Я видел много жителей Гонконга, которые ищут ответы на свои вопросы.

Глубоко внутри они чувствуют: что-то не работает, но они не понимают, что. Когда я учил здесь раньше, я видел, что когда я начинаю рассказывать, у слушателей что-то словно немедленно щелкает внутри — люди обнаруживают, что им надо что-то трансформировать внутри, а не снаружи. Мой метод не в том, чтобы менять ваш образ жизни, а в том, что разрешить внутреннюю проблему — и тогда однажды образ жизни всего общества естественным образом изменится. Когда наш ум, тонкое тело и физическое тело находятся в гармонии, тогда в нас возникает ощущение мира и покоя, и оно влияет на тех, кто нас окружает.

Что бы вы посоветовали делать в это время перехода и изменений?

 

В буддийской практике очень важно зародить правильную мотивацию нести благо другим. Сначала мы должны восстановить контакты с нашим базовым благополучием и внутренним покоем, а затем излучать их окружающим. И тогда наш разум будет опираться на это основание. Очень важно не действовать из места эмоциональной раны или травмы.

А как воспитывать детей эмоционально здоровыми? Жизнь в Гонконге чрезвычайно конкурентная, и дети начинают соревноваться друг с другом с самого раннего возраста. Некоторые уже в три года учатся писать. 

 

Очень важно дать детям чувство эмоциональной безопасности, а не слишком много знаний слишком рано. Слишком сильная когнитивная стимуляция и ответственность вызывают эмоциональный стресс у ребенка, а это не ведет к здоровью и не способствует общему развитию. Я понимаю, что в Гонконге сейчас происходит много перемен, но даже если мы не можем повлиять на внешние обстоятельства, мы все равно можем помочь нашим детям быть игривыми и радостными в их тонком теле.

Например, я советую родителям держать детей на коленях, повернув их лицом к внешнему миру — так ребенок смотрит наружу, но чувствует себя защищенным родительским присутствием со спины. Тогда вырастая этот ребенок будет радостно играть, убегать и прибегать, зная на уровне подсознания, что рядом с ним всегда есть родитель. Это важно для передачи ребенку чувства сущностной любви и это помогает ему расти с ощущением безопасности и уверенности.

Слишком много давления или воздействия со стороны родителя может вызывать беспокойство или ощущение, что тебя пытаются задушить опекой и заботой. Конечно, ребенок должен учиться, но если у вас будет хотя бы 15 минут такого расслабленного контакта каждый день, это окажет огромную пользу. Со временем дети учатся брать на себя ответственность и развивают когнитивные способности на этом здоровом эмоциональном фундаменте.

Поразительно, что буддийские прозрения относительно трансформации страдания могут быть актуальны в современном мире. 

 

Поначалу я не мог понять, почему люди в богатых странах страдают. Я думал, страдание было уделом бедных стран вроде Непала. Но теперь я испытываю сочувствие и к тем, и к другим. Очень богатые страдают. Беднейшие люди в Непале также страдают, но при этом в них есть некоторая открытость и радость. Конечно, лучше всего быть счастливым и внешне, и внутренне! Это очень хорошо!

 Примечания:

∗Дэниел Гоулман — психолог, научно-популярный журналист, автор книг “Фокус: скрытый механизм совершенства” и “Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ”

∗∗Тара Беннетт-Гоулман — педагог, психотерапевт, автор книги “Эмоциональная алхимия: Как ум может исцелить сердце”.

∗∗∗Ричард Дэвидсон — профессор психологии и психиатрии в Университе Висконсин-Мэдисон, известен своими исследованиями о области нейропластичности и воздействия медитации на мозг.

Like this:

Like Loading...

vnimatelnost.com

Как жить из открытого сердца

 

Все известные мне традиции мудрости — от православного исихазма до тибетского буддизма, от суфизма до раджа-йоги — подчеркивают важность раскрытия сердца и жизни из этого центра нашего существа. В последние несколько лет главный метод, который практикуется и в ашраме у мастера, и у нас в регулярных группах и на семинарах и ретритах — это метод снисхождения из головы в сердце и непрерывного пребывания в сердце. Но что это значит на практике, в обычной жизни — непрерывно пребывать в сердце?

 

Изначально этот текст был написан для блога Yoga Journal. Но так как там есть жесткие ограничения по объему, то в него не вошло много пояснений. Поэтому здесь я публикую расширенную версию данного текста с более подробными комментариями.

“Когда развязываются узлы, удушающие сердце, смертный становится бессмертным. Об этом говорят все учения”.

Катха-упанишада

Наше пробуждение начинается в сердце. Наше пробуждение начинается с пробуждения нашего духовного сердца. Именно поэтому во всех традициях мудрости разработаны различные методы для того, чтобы перенести внимание в сердце, “снизойти в него из головы”, как говорит Феофан Затворник. И обычно это долгий, длящийся годы процесс. (Я не имею в виду спонтанное раскрытие сердца или пробуждение как пиковый опыт, я имею в виду именно укоренение в состоянии пробуждения, когда вы находитьтеся в нем сначала весь световой день, а впоследствии и в глубоком сне без сновиденеий).

Но большинство из нас сейчас живет в миру — мы работаем, и часто в России эта работа занимает у людей две трети жизни, у нас есть семьи, дети и родители, которые тоже ждут нашего внимания, и есть просто повседневные дела: купить продукты, выгулять собаку, помыть посуду. И тогда, если ваша медитация состоит только из формальной практики,  то жизнь делится на краткие моменты практики — у кого-то полчаса, у кого-то два —  и все остальное время, которые вы проводите в голове.

Я как-то спецаильно посчитала: если вам сейчас 30 лет, то вы уже провели в голове примерно 260 000 часов. И вот такой человек приходит на практику и говорит мне: “Настя, я занимаюсь по 30 минут каждое утро уже год. Почему же я не пробужден?”. Потому что инерция пребывания в уме так сильна, что никакие полчаса в день даже за 10 лет это не изменят. Как же практиковать в такой ситуации?

Совет, который мастер сейчас дает всем ученикам, прост — вообще не выходить из присутствия в сердце. С момента пробуждения утром и до вечера. И тогда сердце начинает постепенно преображать и трансформировать уже накопленный опыт жизни в голове, и мы начинаем все чаще спонтанно вспоминать себя как всегда присутствующую здесь и сейчас пробужденность.

Но что это значит на практике? Как это — спуститься в сердце и при этом ходить на работу, ездить метро, заниматься бизнесом, общаться с собственными детьми и их школьными учителями? Есть ли какие-то способы сделать наше пребывание в сердце устойчивым?

На самом деле, именно это один из главных даров открытого сердца — мы остаемся в миру, но становится не от мира сего. Мы не превращаемся в лунатиков, говорящих строками духовных текстов — наоборот, мы как никогда раньше укоренены в настоящем во всех его проявлениях и при этом очень открыты. По моему опыту, только перенеся внимание в сердце мы становимся действительно взрослыми и можем взять ответственность за свою жизнь — ведь теперь у нас есть источник внутреннего знания, который дает большую опору.

Как же жить из открытого сердца, оставаясь в миру?

1. Идите за радостью 

Язык сердца — любовь. А его настроение — радость. Не громкая, яркая эмоциональная радость, которая быстро сменяется на свою противоположность: раздражение, недовольство, огорчение. А тихая, тонкая, словно подсвечивающая изнутри незаметно ткань творения. Вспомните моменты, когда вроде бы во внешнем мире не происходило ничего особенного, но вдруг изнутри распускалось, как цветок, тихое радостное тепло. Радость головы желает и стремится, в ней много активности и напора. Радость сердца — это сдача: можно выдохнуть, расслабиться, и позволить сокам жизни течь сквозь меня, через меня, переполняя меня, растворяя меня. Похожее происходит весной — вдруг все распускается и наполняется жизнью.

На практике:

Проснувшись утром, направьте внимание в зону вашего сердца — не физического сердца, а в зону перед ним, занимающую примерно полметра — замрите на миг и прислушайтесь: есть ли в нем радость прямо сейчас? Какое действие вызовет радость? Полежать еще 10 минут? Позаниматься йогой? Позавтракать? Если позавтракать — то чем? С чего начать день на работе? И идите за радостью. Когда радость начнет стихать, вновь спросите свое сердце — а чем мне заняться дальше? Вот у меня есть список из 10 дел — какое из 10 принесет радость сейчас?

Обычно мне говорят: “Это невозможно. В моей жизни столько дел, которые не приносят мне радости, но я не могу их не делать! Моя работа меня не радует, мои отношения меня не радуют, мое здоровье меня тоже не радует — и как же быть? Вот у меня планерка в 10 утра, сердце ей не радо, но я же не могу не пойти!”.

Это правда. Когда мы годами, десятилетиями живем, не слушая сердце, мы уходим очень далеко от своего существа и от всего Существования. И тогда кажется, что все вокруг нас словно мешает нам. Но поверьте — так бывает только поначалу. Чем чаще и больше вы будете позволять себе следовать за радостью сердца, доверять ей, тем быстрее ваша жизнь буквально преобразится.

Важно:

Это ни в коем случае не позитивная психология! Мы не пытаемся через силу из головы убедить себя, что нам хорошо, и найти преимущества в сложной ситуации. И мы не начинаем искусственно раскачивать себя эмоционально на ощущение, что жизнь прекрасна. Если мы чувствуем, что сегодня утром все вокруг нас вызывает только апатию, печаль или боль, мы делаем две вещи:

1. Мы открываем свое сердце пошире этому и говорим: “Добро пожаловать боль. Ты хочешь мне что-то сказать. Возможно, ты как раз пришла показать мне, что я живу вдалеке от себя и своего сердца. Давай начнем с того, что познакомимся. Благодарю тебя за эти дары”.

2. Не прячась от тяжелых чувств, мы тем не менее спрашиваем свое сердце: “А есть ли вот прямо здесь и сейчас в чем-то радость? Да, есть боль, и она давно со мной. Я уже очень привык с ней жить. А жить в радости мне пока непривычно. Но я хочу учиться. Что принесет радость моему серду в этот миг?”. Может быть это будет чашка кофе или свежий воздух, когда вы откроете окно. Может быть, вас обрадует просто возможность выйти из офиса на 10 минут и пройтись — и тогда сделайте это. Последуйте за этим импульсом. И тогда чем чаще мы будем из сердца следовать за этими вроде бы незначительными подсказками, тем быстрее мы обнаружим, что боли стало меньше, а радости больше.

Вспомните весну — тонкие ростки кажутся такими хрупкими, но пробиваются сквозь асфальт и бетон. Так же и радость сердца — она кажется очень хрупким помощником, но ей под силу творить чудеса.

2. Будьте тише воды и ниже травы

Если мы начнем внимательно присматриваться к себе и к окружающим, мы заметим, что чаще всего говорим и действуем не из сердца, а по привычке. Словно мы актеры в кукольном театре, и проговариваем и проигрываем роли, придуманные за нас.

Мы говорим, потому что боимся тишины. Потому что не хотим обидеть обращающихся к нам. Потому что от нас ждут, что мы что-то скажем. Потому что нам важно выразить свое мнение. Потому что хотим отвлечься от тяжелых чувств — и тогда мы вываливаем их на бедных друзей и родственников, которым некуда бежать. Словом, по большей части мы говорим тогда, когда вполне можно было бы промолчать.

Мы действуем, потому что не умеем находиться в покое. Даже учителя медитации сегодня куда-то спешат, у них масса планов и жалобы, что они не успевают сделать все, что хотелось бы. Это — жизнь ума, который всегда голоден, как вампир, всегда на охоте.

Если вы когда-нибудь были на тихом ретрите — без книг, гаджетов, музыки, в полном молчании — хотя бы два три дня, вы помните, как много энергии вдруг появляется в результате молчания. Эта энергия — топливо нашего пробуждения.

Только снизойдя в сердце мы сможем жить в миру так, словно мы ретрите, везде и всегда, в каждый миг.

На практике:

Язык головы — суждения и мнения, подпитывающие наше чувство собственной значимости. Язык сердца — тончайшие ощущения, возникающие до рождения первой мысли. Нам нужно научиться все меньше пользоваться языком головы и все больше говорить на языке сердца. А этот язык очень тих. Чтобы услышать его, нужна готовность погрузиться в большую тишину и смирение. Замечайте, когда вы хотите что-то сказать или сделать на автопилоте — и отдавайте предпочтение молчанию и недеянию. Говорите только тогда, когда слова и действия идут из сердца, из радости.

Правда, поначалу это может быть непросто — часто в нас так много боли и непринятых чувств, что когда мы лишаемся возможности щедро делиться своими тревогами и печалями с миром или убегать от них в трудоголизм или заботу об окружающих, они начинают разъедать нас изнутри. Вот почему в тех же тихих ретритах первые дни даются многим с большим трудом.

Или же, наоброт, мы так привыкли быть знающими, компетентными, успешными,  несущими новые возможности другим, что тоже не можем помолчать.

Поэтому эти два пункта, конечно, связаны между собой — чем больше мы живем из радости, тем тише становимся естественным образом. Радость сердца так огромна по сравнению с радостями головы, что она просто вытесняет их естесвенным образом.

Мастер любит рассказывать притчу о юноше, которого отправили на обучение к просветленному мастеру. Юноша пришел к его хижине в лесу, постучал в дверь, мастер выглянул и сказал: “Я ждал тебя одного, а ты привел с собой всю деревню и всю семью. Оставь толпу за дверью, и тогда входи”. И закрыл дверь.

Юноша оглянулся и, конечно, никого не увидел. Но так как мастер не пускал его на порог, а домой он вернуться не мог — это был бы позор для семьи — он построил себе хижину рядом с его домиком и остался один в лесу. И постепенно он понял, о какой толпе говорил мастер. Он заметил, что внутри него постоянно звучат голоса родных и знакомых, и сам он все время в какой-то роли — сына, который не должен опозорить родителей; потенциального ученика, который должен заработать внимание учителя.

Прошел год, и за этот год жизни в лесу юноша научился быть тихим и одиноким. И однажды мастер открыл дверь и сказал: “Вот теперь, когда ты остался один, ты можешь войти. Теперь ты готов к тому, чтобы твое сердце пробудилось”.

Начните замечать эту толпу внутри себя. И не давайте ей управлять вами. То, что проявится за толпой, в тишине и радости — и есть ваше истинное лицо.

3. Ешьте один-два раза в день

Когда мы едим три-четыре-пять раз в день непрерывная активность в желудке не дает нашей энергии подняться в сердечный центр. Вот почему в большинстве традиций рекомендуются посты и есть правила насчет приема пищи.

С другой стороны, когда мы просто механически следуем правилам, не понимая их смысла и не замечая, подходит ли это именно нам и именно здесь и сейчас, это тоже не способствует раскрытию сердца. Масса людей постится, но сколько из них пришли в свое сердце в результате этого поста?

Ведь все эти многочисленные перекусы, которыми мы заедаем стресс или плохое настроение, играют важную роль — они помогают хоть как-то сбалансировать жизнь, в которой уже нарушен баланс. Жизнь, в которой нет радости и тишины. И если мы из благих побуждений посадим себя на диету, то вместо раскрытия сердца заработаем гастрит и депрессию. Как быть? И здесь — идти за сердцем.

На практике:

Начните выбирать продукты из сердца — прислушивайтесь к его ощущениям по поводу каждого яблока или пакета кефира: радуется или нет? Поет или болит? Если не радуется, возможно, мне не надо сейчас покупать этот продукт? Начните готовить, прислушиваясь к сердцу — что стоит сделать на обед именно сегодня? Вы заметите, что в разном климате и в разное время года ваше сердце будет радоваться разным продуктам.

Я никогда специально не интересовалась аюрведой или тибетской и китайской медициной, но с удивлением обнаруживаю снова и снова, что то, что в этих подходах описано как своды рекомендаций и правил, спонтанно само приходит как знание сердца. Сердце чувствует качества продуктов, их способность усиливать тепло или холод в организме, и даже то, насколько они живые и полезные. И тогда летом оно выбирает одну еду, а зимой — другую.

Для неперырвного пребывания в сердце в течение дня мастер советовал нам есть один раз в обед и есть все, что выберет сердце. А утром, вечером и в течение дня ограничиться соками, чаем, кофе (если наше сердце еще радуется ему), кефиром, возможно, одним-двумя сухофруктами или фруктами.

Важно:

Еще раз — это ни в коем случае не диета! По мере пробуждения сердца наша потребность в грубой, тяжелой пище будет сходить на нет сама собой. То есть мы идем за легкостью и радостью — если вам приходится прилагать титанические усилия, чтобы есть два раза в день — не делайте этого. Сначал изучите, почему это так. Какую роль играет в вашей жизни эта еда.

Вообще, этот пункт не случайно последний — если в нашей жизни и в нашем сердце нет радости, часто именно еда становится последним утешением. А если мы начинаем жить в радости и тишине, мы вдруг обнаруживаем, что роль еды в нашей жизни сильно поменялась — мы будем есть меньше, это будет более живая и здоровая пища, и она будет лучше подходить именно нашему организму в данное время и в данном месте.

И, конечно, однажды наступит момент, когда вы обнаружите, что вам больше не нужны никакие пункты и правила. Потому что все советы существуют только в голове.

Как однажды сказал в интервью Далай-Лама XIV: “Монашеские правила запрещают употребление пищи после 12 часов дня. Но иногда я чувствую себя голодным к вечеру, особенно после многочисленных встреч, и мне хочется съесть печенье. Тогда я спрашиваю себя: чего хочет Будда прямо сейчас — чтобы Далай-Лама следовал правилам или чтобы в его сердце была радость? И ем печенье”.

P.S.

Я знаю, что эти советы кажутся обманчиво простыми. А ум любит сложные теории, многочасовые посвящения, изматывающие практики, новые методы и подходы. Но просто поставьте эксперимент: попробуйте прислушиваться к своему сердцу хотя бы день. Всего один день, но с утра и до вечера. Напишите список дел, в конце концов, и выбирайте из него сердцем. И сравните вечером этот день с вашими обычными днями — что изменилось?

Like this:

Like Loading...

vnimatelnost.com

Практика отпускания | Практика внимательности

brain meditatesСтатья из курса «Тренируй свой мозг» (Train your brain), разработанного нейропсихологом Риком Хэнсоном и неврологом Ричардом Мендиусом. В ней авторы рассказывают о нейробиологических механизмах практики отпускания и предлагают конкретные упражнения для того, чтобы научиться отпускать из своей жизни нездоровые эмоции, убеждения, наклонности. 

Перевод © Алена Нагорная для “Практики внимательности”

Введение

Эта статья посвящена практике отпускания. Отпускание (letting go) — один из пяти необходимых внутренних навыков, наряду с осознаванием (awareness), проницательностью (insight), принятием хорошего (taking in the good) и использованием намерения (using the will).

Мы занимаемся практикой отпускания всякий раз, когда расслабляемся, освобождаемся от внутренних напряжений и болезненных ощущений (например, от беспокойства или гнева), принимаем всё не так близко к сердцу и отпускаем мысли, которые делают нас и других людей несчастными (например, перестаём критиковать себя или прокручивать в голове какие-то страшные ситуации, которые вряд ли произойдут).

Отпускание — это действие нашего ума. Это так же просто и естественно, как опустить салфетку в мусорное ведро. Например, на телесном уровне вы практикуете отпускание каждый раз, когда делаете выдох или принимаете ванну.

Самое важное состоит в том, что отпускание — это противоположность цеплянию, которое приводит к страданию. Именно поэтому отпускание стоит в одном ряду с медитацией и практикой внимательности.

Немного о практических упражнениях

В этой статье мы дадим несколько практических упражнений. Если во время выполнения какой-то практики вы почувствуете дискомфорт или некоторую «перегруженность», не стесняйтесь прервать её. Это занятия по тренировке внутренних навыков, а не психотерапия — и они не могут заменить заботу профессионалов о теле, уме или духе.

Кроме того, порой упражнения поднимают на поверхность какой-то теневой материал — особенно если в прошлом вы пережили травматичный опыт или сейчас у вас сложности в отношениях.

В первую очередь, позаботьтесь о себе. Как говорится: «Первое правило — не навреди». Не стесняйтесь прервать какое-либо упражнение, сознательно не погружаться в него слишком глубоко или выбрать для себя оптимальную глубину вовлеченности.

Также, если вы не можете сделать или осознать что-то, ничего страшного. Возможно, это знак того, чтобы быть осторожным и не торопиться с освоением конкретного материала. Или это может быть приглашением к тому, чтобы вернуться и исследовать его позже.

И заключительное предостережение. Курс «Тренируй свой мозг» включает в себя созерцательные практики. Мы обращаемся к ним не в целях религиозной пропаганды, а используем их в качестве инструментов для развития и личного благополучия (и нейронаука всё больше подтверждает их эффективность в этой сфере).

Из всех созерцательных традиций наиболее знакомымв для нас является буддизм, поэтому мы будем использовать буддийские термины. Но у нас нет попытки повлиять на ваши убеждения — вы можете отнестись к материалу так, как вам нравится. Как говорил сам Будда, «Всегда оценивайте все своим независимым умом. Убедитесь сами, что похоже на правду и что будет для вас полезным».

Скажи: «Прощай!»

Для начала составьте список того, с чем вы бы хотели попрощаться.

К сожалению, есть множество вещей, которые не оставят вас, даже если вы скажете им «прощай!» Это могут быть назойливый зять или политический лидер, до которого вам нет дела. Поэтому наибольшая ценность состоит в том, чтобы составить список действий, качеств или вещей, от которых вы действительно можете избавиться, — например, напряжение в вашей спине, излишнее раздражение или привычка выпивать лишний бокал вина.

Теперь взгляните на свой список — если ли в нём что-то такое, что вы на самом деле не хотите отпускать? Например, посмотрите на каждый пункт и представьте, что могущественная сила вроде доброй феи, космического пылесоса, Бога или чего угодно ещё может заставить это явление исчезнуть из вашей жизни.

Спросите себя, действительно ли вы хотите, чтобы это случилось. Если ваш ответ «да», переходите к следующему пункту. Если же ваш ответ «нет», вычеркните этот пункт из списка.

И, если хотите, вы можете разорвать этот список и действительно отпустить все те пункты, которые в нём указаны. Вы можете мысленно сказать им «прощай» столько раз, сколько вы считаете необходимым и достаточным для того, чтобы все пункты из списка исчезли.

Попробуйте испытать подлинное освобождение от практики отпускания. Вы можете снова и снова говорить «прощай», представляя, как выбрасываете ненужные вам вещи в мусорную корзину.

Каким был для вас этот опыт? Что вы чувствовали, когда делали это упражнение? Что вы поняли и чему научились?

Отпускание в противовес отвращению

Когда мы думаем о том, чтобы отпустить что-то, важно принимать во внимание такое чувство, как отвращение. Когда нам что-то отвратительно, мы сопротивляемся, ненавидим или опасаемся этого.

Очень часто мы испытываем отвращение к тем вещам, людям, явлениям, которые хотим отпустить. Но как вы сейчас увидите, отвращение к чему-либо порождает множество проблем.

Итак, давайте рассмотрим, как появляется отвращение, какова его цена и как практиковать отпускание без отвращения.

Реакция отвращения в нашем организме — это результат глубоких эволюционных изменений в структуре нашего мозга, благодаря которым наши предки выжили и смогли передать свои гены дальше.

Например, ярким выражением отвращения – рвотой – управляют сети, которые находятся очень глубоко, в самом древнем отделе вашего мозга —   расположенной в стволе головного мозга медулле, которую из-за её древности иногда называют «мозгом насекомых».

Если говорить кратко, то в наш мозг постоянно проникает информация из внешнего мира и запускает такие внутренние процессы, как мышление, ощущения, воображение, воспоминания, появление желаний, и так далее.

Эта информация постоянно оценивается по трём критериям в разных областях и сетях вашего мозга: полезно для выживания; опасно/вредно для выживания; не имеет значения для выживания. Под «выживанием» мы имеем в виду всё, что относится к жизни и смерти, а также всё то, что находится между этими двумя полюсами: сытость и голод, удовольствие и боль, тревога и уверенность, разочарование и удовлетворение, и так далее.

Информацию, полезную для выживания, мозг определяет как приятные чувства и эмоции. Опасную для выживания — как неприятные эмоции. Нейтральные — как нейтральные эмоции.

За окрашивание эмоций отвечает характерная область мозга — миндалина. Их две — маленькие миндалевидные узлы в центре мозга непосредственно связаны со стволом мозга.

Любопытно, что в традиции буддизма эмоциональное восприятие считается центральным человеческим переживанием, одной из Пяти скандх или Пяти составляющих человеческой личности, которые вместе составляют физическую реальность и наш опыт. Чувства как таковые должны быть одним из главных четырёх объектов медитативного осознавания (они называются Четыре основы внимательности — Four Foundations of Mindfulness).

Эмоции так важны, потому что мы живо реагируем на них: хотим притянуть к себе приятное, оттолкнуть от себя неприятное и заблуждаемся по поводу нейтрального. И всё это приводит к тому, что сначала мы страстно желаем чего-то, потом цепляемся за это, а затем страдаем.

Наши эмоции и наши реакции на них — это важная область, где современная нейронаука встречается с мудростью древних созерцательных традиций, и они обе глубоко обогащают друг друга. Об этом интересно размышлять и очень полезно практиковать.

Продолжим рассматривать эту тему с позиции нейронауки, потому что программа выживания, заложенная в мозгу животных (включая также и человека), настроена на то, чтобы избегать неприятного и наслаждаться приятным. Эти области и цепи мозга, формирующие позитивные и негативные эмоции, генетически запрограммированы воспринимать негативную информацию и реагировать на неё — и это тренирует их и дальше воспринимать и реагировать на негативную информацию.

Например, миндалина запрограммирована реагировать на мимику других людей, выражающую страх или отвращение. Эти сигналы об угрозе нашего выживания мы получаем от других членов нашего племени — или из наших телевизоров.

Между прочим, эта склонность к негативу в нашем мозге — причина того, почему так важно сознательно усиливать положительный опыт, наслаждаться им и принимать его. Это помогает скомпенсировать естественное стремление нашего мозга цепляться за негативные переживания и демонстрировать их другим, при этом совершенно не замечая позитивные переживания.

Так, чтобы мы могли выжить и оставить после себя внуков, матушка природа снабдила нас негативными реакциями. Но, как мы уже отмечали ранее, её не волнует,  страдаем ли мы при этом. Негативные реакции — причина того, что мы испытываем страдания во многих ситуациях:

– Это может быть неприятный опыт сам по себе. С другой стороны, стоит отметить, что неприятные чувства могут привести к неприятию неприятных чувств. Это так называемые «контрафобические» реакции (то есть стремление противостоять ситуации, вызывающей неприятные чувства. Цель этого — возможность получать острые переживания, не испытывая при этом нежелательных чувств. — прим. пер.). Примеры такого поведения можно увидеть в некоторых основополагающих жизненных стратегиях, например, это «семёрка» в Эннеаграмме.

– Отвращение активизирует симпатическую нервную систему, ответственную за поведение «бей или беги». Она посылает водопад гормонов стресса по всему телу и буквально «забирает» ресурсы у таких долгосрочных процессов, как пищеварение или поддержание сильной иммунной системы. Как вы знаете, хронические стрессовые реакции имеют серьезные долговременные последствия как для психического, так и для физического здоровья. Например, хроническое отвращение, которое проявляется в виде враждебности, — это основная причина болезней сердца.

– Из-за отвращения мы начинаем выражать негативные эмоции, которые не самым лучшим образом влияют на окружающих и, таким образом, на нас самих.

– Зачастую это приводит к тому, что наши действия становятся импульсивными и резкими, реакции — слишком сильными, и этим всем мы наносим вред как себе, так и другим.

– В большой степени, отвращение отделяет нас от мира — мы занимаем позицию «против него», отделяем себя от мира. Из-за этого возникает болезненное внутреннее напряжение между «я» и миром, и это добавляет напряжения нашему “Я”, которое и так само по себе является источником страданий.

В отличие от отвращения, отпускание — в том смысле, который мы в него вкладываем — не включает в себя отвращение (хотя просветление, которое включает все, дает место и отвращению).

Что значит «отпустить без отвращения»?

– Мы просто оставляем этого человека, явление, вещь, ситуацию и идём дальше. Отпускаем. Говорим «прощай» без злости и гнева. Выдыхаем. Выбрасываем ненужный мусор. Отказываемся. Отворачиваемся от плохого.

– Поворачиваемся к хорошему. Сажаем цветы. Двигаемся дальше.

В более широком смысле, здоровое отпускание также может означать:

– В первую очередь: не привязываться. Не воспринимать проблемы другого человека как свои собственные. Не предполагать, что вы в этом замешаны. Проводить границы между собой и другими людьми, событиями и явлениями.

– Твёрдо (и в то же время — без отвращения) отталкивать, отсекать или отказываться от неблагоприятного.

Отпустить — это не значит быть равнодушным, безответственным или безразличным. Вы можете по-настоящему заботиться о том, что важно для вас, и вас могут вдохновлять и мотивировать сердечные стремления, но в то же время вы не привязываетесь к результатам ваших мудрых действий.

В нашем мозге отпускание связано с тремя крупными областями, или системами. Понимание этих структур даёт вам ясность относительно трёх главных аспектов практики отпускания: выбор, высвобождение/расслабление, и пребывание с этим:

– Префронтальная кора, расположенная позади вашего лба (в особенности — за вашими глазами) принимает решение о том, что нужно отпустить, и передаёт сигналы в эмоциональные сети вашего мозга. Это запускает и поддерживает вашу решимость — некоторые называют это правильным или мудрым намерением. Эта область «выбирает»  отпускание.

– Когда запущен так называемый водопад отпускания, активизируется парасимпатическая нервная система, которая усиливает ощущение расслабления и блаженства, которое вы чувствуете во всём вашем теле. Симпатическая нервная система в это время угнетается. Это этап освобождения и расслабления.

– Передняя поясная кора, как и миндалина, расположена в каждом полушарии, по форме она похожа на палец и размещена близко к центру вашей головы. Она контролирует то, насколько хорошо вы справляетесь с отпусканием, и посылает предупреждающий сигнал, если вместо этого вы начинаете упорствовать и цепляться за этот объект. Эта область отвечает за “пребывание” в состоянии отпускания.

Во время практики отпускания эти области вашего мозга становятся вашими хорошими друзьями, они на вашей стороне. И поэтому хорошо бы поблагодарить их за это.

Отпустить на физическом уровне

Напоминаю вам о том, что если в какой-то момент вы почувствуете дискомфорт, вы можете прервать упражнение и переключить своё внимание на что-то ещё. Также совершенно нормально игнорировать наши предложения и выбирать то, что сейчас более актуально для вас.

Теперь расслабьтесь и откройте (или закройте) глаза.

Сконцентрируйтесь на дыхании, особенно на том, как ощущается вдох и выдох внутри вашего тела. То, как вы вдыхаете прохладный воздух, и он идёт вниз, к вашему горлу, а потом выдыхаете теплый. То, как ваши лёгкие расширяются и сжимаются, и особенно это заметно в районе вашей груди. Вы продолжаете дышать и всё, что возникает в вашем сознании, просто протекает сквозь вас. Вы не цепляетесь за это и не испытываете к этому неприязни.

Сейчас обратите внимание на ваш выдох.

Почувствуйте или представьте, что вместе с воздухом вы выдыхаете всё то, что хотите отпустить. Например, телесное напряжение, или неприятные ощущения, такие как скрытое волнение или раздражение. Или нежелательные мысли и планы. Если хотите, на выдохе отпустите некоторые (или все) пункты из вашего списка.

Сейчас обратите внимание на то, как вы ощущаете дыхание во всём вашем теле. Всё ваше тело дышит, целиком и полностью.

Когда вы ощущаете всё ваше тело целиком, то вы можете войти в особое безмятежное состояние. Оно может приходить и уходить. И если оно покинуло вас, просто пригласите его к себе снова.

И теперь, если сможете, отпустите контроль за своим дыханием “из головы”. Позвольте вашему телу самому контролировать дыхание — точно так же, как это происходит, когда вы спите. Ваше дыхание может совершенно естественно замедлиться до необходимого минимума.

Отпустите всё своё тело. Исследуйте и отмечайте полный отказ контролировать своё дыхание. Полностью отпустите контроль. Просто будьте телом, которое дышит.

И в момент такого отпускания обратите внимание на то, что в это время остаётся и продолжается. Дыхание продолжается. Осознавание продолжается. Вселенная продолжает существовать. Ваше сердце продолжает биться. Вы остаётесь, даже продолжая практику отпускания.

Вы отпускаете свой страх отпускания…

И теперь, когда вы продолжаете практику, отпустите любой контроль за своим дыханием — настолько, насколько это возможно… позволяя ему просто быть… принимая все таким, каким оно является… отпуская любое усилие или любую борьбу… просто дыхание тела… осознавание…  принятие…

Вы можете завершить это упражнение, когда захотите.

Что вы испытали во время упражнения? Чему вы научились, что поняли?

Главное, что следует запомнить: если вы перестаёте контролировать дыхание, то к вам приходит чувство глубокого отпускания.

Кстати, вам может быть интересно узнать, что когда вы обращаете внимание на внутренние ощущения в своем теле, а также когда вы осознаете всё ваше тело как единое целое, в вашем мозге активен островок Рейля.

Эта область мозга находится рядом с передней поясной корой, о которой мы говорили ранее, и подобно ей, есть два островка Рейля, по форме похожие на палец и расположенные близко к центру вашей головы. Поэтому островок Рейля тесно связан с областями вашего мозга, которые отвечают за чувственные, эмоциональные и исполнительные процессы.

Островок Рейля особенно сильно вовлечен в процесс под названием «интероцепция» – нашу способность воспринимать внутренние состояния своего организма. Интересно, что это и есть главная составляющая эмпатии: чем лучше человек осознает свои внутренние состояние, тем большую эмпатию он может проявлять. Именно островок Рейля активизируется, когда мы проявляем эмпатию.

Поэтому если вы хотите стать более чутким и проявлять большую эмпатию — или если ваши друзья, близкие, дети или коллеги хотели бы, чтобы вы проявляли большую эмпатию! — хороший способ сделать это — быть более внимательным к своим внутренним состояниям. На самом деле, чем больше вы это делаете (так же, как в йоге или медитативных практиках), тем толще становятся нейронные связи в островке Рейля.

Если не брать в расчет множество других преимуществ практики, простая внимательность к своим ощущениям помогает людям стать более чуткими.

Будьте лучшей версией себя

Прежде чем мы начнём, я хотел бы также упомянуть, что есть множество путей и способов отпустить мысли, чувства, телесные ощущения или желания, которые могут доставлять вам неудобства или приносить проблемы.

Как вы уже, наверное, заметили, отпустить что-то одно означает встретить что-то другое (даже если речь идёт всего лишь о том пространстве, которое остаётся на его месте).

Фактически, когда мы понимаем, что что-то приятное может присоединиться к нам, то часто это помогает почувствовать себя комфортно и набраться мужества, чтобы отделиться от того объекта, который мы отпускаем.

Например, когда мы вспоминаем те чувства, которые испытывали к нам те люди, которым мы нравимся или которые любят нас, нам становится легче попрощаться с человеком, который нам не подходит.

В индуистской культуре люди, дававшие обет безбрачия, то есть отпускавшие эту часть своей жизни, назывались «Брахмачарья», что означает: присоединившийся к Брахме, проявлению Бога.

В каком-то смысле,  когда мы соединяемся с благотворными намерениями и состояниями,    нездоровые тенденции уходят из нашей жизни естественным образом.

Упражнение

Итак, давайте рассмотрим всё это на конкретных примерах.

Возьмите блокнот и ручку и подумайте о чем-то важном, что вы бы хотели отпустить — и для каждого из этих пунктов попытайтесь определить одну или более альтернатив, которые могли бы прийти на их место.

Вот некоторые основные явления, которые вы могли бы отпустить:

– Болезненные ощущения;

– Какие-то устойчивые явления, которые вам не нравятся, но которые нельзя изменить. В этом случае можно попробовать сдаться, просто и естественно. Например: Я сдаюсь перед глобальным потеплением, хотя я буду делать всё, что я могу… Я сдаюсь, как ребенок, которого когда-то отдали на усыновление… Я сдаюсь и соглашаюсь с тем, что мне уже 54 года…

– Желания, которые приводят к страданию;

– Подходы, планы, стратегии, которые просто не работают;

– Цепляние за вещи, которые меняются.

Поэтому уделите пару минут списку тех важных вещей, которые вы хотите отпустить, и подумайте, какие полезные альтернативы могут прийти на их место.

И теперь, вернитесь к каждому пункту, который вы отпускаете, и уделите минутку тому, чтобы почувствовать, как вы присоединяетесь к полезным альтернативам. Почувствуйте, как каждая из них оживает в вашей жизни, почувствуйте, что всё это уже полностью существует в вашей жизни. Отметьте, на что это может быть похоже. Какую пользу это принесет вам и другим людям.

И сейчас уделите время тому, чтобы спросить самого себя о каждом пункте, который вы отпускаете: Разве это я? Я есть этот гнев? Я есть эта тяга к сигаретам? Я есть эта тоска по любви? Я есть это беспокойство о нашем сыне? Это беспокоит меня?

Почему мы держимся за что-то вместо того, чтобы отпустить? В основном это происходит потому, что мы идентифицируем себя с этими вещами. Это моя точка зрения. Моя работа. То, в каком ряду мой автомобиль едет по шоссе. Мои чувства, мои мысли, мои желания…

А теперь исследуйте: разве это и есть я?

Здесь нет правильного ответа. Просто исследуйте и обращайте внимание, что подходит вам, и продолжайте выполнять то упражнение и делать то, что поможет вам отпустить.

Возможно, вам будет легче делать эту упражнение если вы вспомните те телесные ощущения, которые вы испытали ранее: дыхание без каких-либо усилий. вспомните чувство глубокого расслабления и покоя и спросите себя вновь: все те вещи, за которые я цепляюсь – это и есть Я?

И теперь, когда вы все отпустили, включая такие понятия как «я» и «моё», почувствуйте,  что проявится для вас в этом освободившемся пространстве – какое глубокое исцеляющее воздействие это на вас оказывает.

Это может быть Любовь… целостность… Бог… природа Будды… чистое осознавание…

Полностью откройтесь всему благу, возникающему в этом пространстве,  отдайте себя целиком и отпустите всё остальное.

Пребывайте в этом состоянии несколько минут… соединяясь с благом и открываясь ему… пребывая в нем…

Каким был для вас этот опыт? Что вы испытали? Что вы можете взять с собой? Чему вы можете научиться?

Вот несколько ключевых моментов, связанных с этим упражнением: 

– Повернитесь к благому и здоровому, вместо того чтобы бороться с чем-то нездоровым. Просто больше не цепляйтесь за это. Сфокусируйте свое внимание на том, что вы сажаете цветы, а не боретесь с сорняками (хотя это может быть частью процесса посадки цветов).

– Глубокое, естественное телесное ощущение, при котором мы ни за что не цепляемся. Это наше состояние покоя, наша истинная природа.

– Отпустите цепляние за «я» или «моё».

Заключение

Выберите месяц и попробуйте сконцентрироваться в этот месяц на практике отпускания. Если хотите, вы можете выбрать для себя какие-то ситуации, которые могут вам в этом помочь. Например, делайте небольшую практику отпускания каждый раз, когда звонит телефон, когда вы проходите через дверь или бросаете взгляд на часы, — например, вы можете сделать глубокий выдох.

И в заключении вспомним фразу известного учителя Аджана Чаа (Ajahn Chah): «Если вы отпустите чуть-чуть, то обретёте чуть-чуть успокоения. Если отпустите много, то обретёте большое счастье. Если вы отпустите полностью, то познаете абсолютное счастье».

Авторы

Рик Хансон (Rick Hanson) — доктор наук, нейропсихолог и преподаватель медитации. Старший научный сотрудник научного центра Greater Good Science Center при Калифорнийском Университете в Беркли, писатель.

Ричард Мендиус (Richard Mendius) — доктор медицины, невролог, один из основателей Веллспрингского института неврологии и созерцательной мудрости.

Книга Хэнсона и Мендиуса «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии» (Buddha’s Brain. The Practical Neuroscience of Happiness, Love and Wisdom) стала бестселлером и переведена на многие языки мира, включая русский.

Like this:

Like Loading...

vnimatelnost.com

Практика жизни в сердце | Практика внимательности

Heart-3

Все великие традиции мудрости уделяют большое значение тому, как важно человеку познакомиться со своим сердцем как с духовным центром. В христианской традиции исихазма основной акцент делается на снисхождение из головы в сердце. В буддизме постоянно говорится о зарождении бодхичитты, которая является синонимом пробужденного состояния и также начинается в сердце.

Текст © Анастасия Гостева

Текущая политическая ситуация, социальная, экономическая ситуация ставит перед нами непростые вопросы. Должны ли практики йоги, медитации или любых других традиций мудрости занимать активную социальную и гражданскую позицию или все это — сансара и суета сует?

Как сохранить внутреннюю ясность, покой и радость в это смутное время? Как не поддаваться на провокации своих же собственных эмоций — агрессии, паники, отчаяния, желания мстить или обличать — которые Facebook и новостные ленты только разжигают?

Единственный ответ, который я нашла для себя — это перенести внимание в сердце и постоянно находиться в сердце: читать новости из сердца, принимать решения из сердца. В наших головах всегда раздор, а сердце — мост между человеком и богом.

Именно в сердце мы открываем для себя тишину и полноту присутствия, и отсюда — “один шаг” до пробуждения. (Это очень хорошо описано вот в этом интервью Мукти — пребывание в сердце и постоянный контакт в сердце с просветленным мужем помогли ей пробудиться.)

И, что очень ценно, быть в сердце можно в течение всего дня — это такая стелс-медитация: никто не видит, что вы медитируете, а вы между тем медитируете на совещаниях, в офисе, на родительском собрании, в очереди к врачу, где угодно.

Вот несколько практик пребывания в сердце, которые я открыла для себя, но если вы начнете делать эту практику, ваше сердце наверняка подскажет вам еще множество других способов пребывания в нем — подходящих именно вам.  

 

1. Перенесите внимание в сердце и почувствуйте ваше сердце. Кому-то на это нужно 5 секунд, потому что контакт с сердцем хороший, а кому-то и часа недостаточно. Один из моих учеников придумал такой способ: он представил, как два человечка, живущие в его голове, физически спускаются вниз в сердце и начинают там оглядываться, а потом открывают ставни и смотрят наружу из сердца. Это было очень неожиданное решение (и не спрашивайте, почему их двое — я не знаю!), но в его случае оно сработало. Так что не бойтесь экспериментировать.

2. Теперь, когда ваше внимание в сердце, просто оставайтесь там какое-то время, чтобы с ним познакомиться. Часто люди говорят: “Там так много боли! Боже, я даже не подозревал/а, что мое сердце так болит. Что же мне теперь делать?!”. Ничего не делайте с этой болью. Просто будьте с ней. Признайте ее. Совсем не обязательно, что в вашем сердце ее тоже будет много, но если она там – не пугайтесь. Если вы сможете принять ее и согласиться с ней, вы обнаружите, что она начнет растворяться и замещаться любовью. Потому что любовь – это естественное состояние нашего сердца. (Но если все-таки боль не проходит, пожалуйста, обратитесь за помощью к специалисту — психотерапевту, психологу, опытному преподавателю медитации).

3. А теперь посмотрите из вашего сердца на мир. На занятиях я советую в первый раз закрыть глаза и сначала посмотреть из сердца на всех присутствующих, а потом на цветы в зале. И сравнить ощущения. Не называя их и не оценивая, потому что язык сердца — тишина и присутствие. Просто ощутить разницу. Заметить, как иначе воспринимаются люди из головы и из сердца, и как по-разному воспринимаются люди и растения, животные, небо, птицы, и даже вроде бы неодушевленные предметы.

На этом этапе обычно возникают вопросы: “А как я могу быть уверен, что это не иллюзия? А вдруг это я тоже из головы придумал, что я в сердце?”. Что тут сказать? Ставить все под сомнение — функция головы. Но чем дольше и чаще вы будете направлять внимание в сердце, тем быстрее вы сами на практике и на личном опыте разберетесь — в чем вы можете быть уверены, а в чем нет. Я каждый раз удивляюсь тому, как по-разному у каждого человека происходит его знакомство с сердцем, и уже давно поняла, что лучшая помощь здесь — это отсутствие прямых инструкций. 

 

4. Попробуйте говорить и слушать из сердца. Когда вы слушаете собеседника, переносите внимание в сердце и слушайте его сердцем. Когда вы говорите, все время направляйте часть внимания на сердце и сверяйтесь с ним — согласно ли оно с вашими словами? Не сжимается ли при этом, не болит?

5. Из сердца можно делать все, что угодно — выбирать продукты в супермаркете (вы удивитесь вашем выбору!), есть, играть с детьми, гулять и разговаривать с гаишниками. Но что самое прекрасное — из сердца можно работать. В состоянии глубокого присутствия невозможно сидеть за компьютером, читать договора или заниматься любой другой офисной деятельностью. А из сердца — легко! Более того: когда мы в сердце, в нас зарождается беспричинная тихая радость, которая словно подсвечивает изнутри все, что мы делаем, и тогда даже самая рутинная и скучная работа перестает быть рутинной и скучной.

6. В сердце по-другому течет время. Проведите эксперимент – поставьте таймер на телефоне на 15 минут, погрузитесь в сердце, и когда таймер прозвенит, сравните ваши субъективные ощущения прошедшего времени с реальностью. Обычно 15 минут выглядят как 3 минуты. Когда я даю эту практику моим корпоративным клиентам, они часто говорят, что стали по-другому чувствовать себя во время долгих совещаний или трудных переговоров — исчезает напряжение, появляется ясность и легкость, время не тянется вечно.

7. Открытый сердечный центр — это ясновидение, яснознание, огромная интуиция. Ваше сердце знает ответы на все те вопросы, которые вас волнуют, и на которые вы, порой тщетно, пытаетесь найти ответы извне. Поэтому почаще задавайте вопросы своему сердцу.

 

Технически это выглядит так — вы направляете внимание в свое сердце, пребываете в нем какое-то время, соединяетесь с ним, и потом прямо туда, в сердце, роняете свой вопрос. И ждете. Тихо, смиренно, открыто, ни на чем не настаивая. Обычно ответ приходит очень быстро. Мой самый долгий срок — в течение недели, но это не сердце тормозило – это моя голова отказывалась слышать. Наше сердце всегда знает истину, но нам не всегда нравятся его ответы.

8. Когда мы встречаемся с препятствиями в практике — будь то йога или медитация – именно в сердце пропадает напряжение и сопротивление. Например, если в начале практики медитации вам не дают покоя мысли, посмотрите на свои мысли из своего сердца — и вы удивитесь тому, как легко перестать бороться с ними и просто принять и наблюдать их.

А главное – стоит вам начать знакомиться с вашим сердцем, и оно само подскажет вам еще множество других способов пребывания и жизни в нем. Подходящих именно вам и именно в ваших обстоятельствах. Потому что  чем чаще мы находим себя в сердце, тем ближе мы к пробуждению — и к самим себе, в конце концов.

Like this:

Like Loading...

vnimatelnost.com


Смотрите также