Глава 2. Дух Святой обличает человека в его грехах. Дух святой в человеке


Как входит Дух Святой в человека

 

Любое религиозное Богослужение, как правило, заканчивается призывом грешников к покаянию. Выходите на сцену, – приглашает проповедник, – отвергните покаянием злые дела, и Дух Святой войдет в вас, и будет уже всегда с вами.  Люди выходят, некоторые что-то в себе чувствуют, радуются принятию Духа. Затем, по прошествии времени приходят серые будни, человек видит свой постоянный наклон ко греху, но он уже член церкви, и единственным для него утешением служит увещание пастора в том, чтобы он противостоял желанию грешить. Для этого существует закон десяти заповедей, а также  тысячи мелких поправок к нему, разработанных советом старших братьев, запрещающих и разрешающих.

 

Но вопрос стоит в том: вошел ли Дух Святой в человека при покаянии? И если вошел, то где Его сила, если приходится продолжать бороться с одолевающим желанием согрешить? А если не вошел значит и не был заключен Завет с Богом! И что тогда нужно сделать, чтобы все-таки заключить его?

 

Прежде нужно понять: что такое есть Дух Святой? Это не трудно, поскольку Сам Иисус при Своей жизни земной сказал: "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" Ин.6:63. Итак, слово Бога есть дух  Конечно, Святой Дух, поскольку от Святого ничто не исходит, что не является святостью. Иисус говорил, что слышал от Отца, и принес на землю, учение Его – это учение Бога Отца, о котором сказано: "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына" 2Ин.1:9. Там, где пребывает учение Христа, там пребывает Бог. Бог есть Слово Слово есть Дух, Дух есть Бог! Значит, чтобы впустить в себя Бога, впустить в себя Дух Святой, нужно впустить в себя Слово, то самое слово, которое мы читаем в Священном Писании, которое все вместе взятое составляет ЦЕЛЬНОЕ УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА.

 

Очень прошу понять, почему я пишу "цельное учение", а также, почему применяю слово: "впустить". Потому что миллионы верующих читают Писание, многие из них в каких-то вопросах подошли очень близко к самой сути учения, но остается еще масса вопросов, которые понимают они религиозно. Пока так будет – цельного учения Христова религия охватить не может, подставляя свои догматы, свои определения там, где нет никаких догм, где полная свобода во Христе. Именно религиозным людям, прекрасно разбирающимся в религии Иисус говорил: "Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" Ин.8:43-44. Вы не понимаете ,– говорил Иисус какой Новый Завет Я принес вам. А не понимаете потому, что не можете слышать. Слыша – не слышите, потому что уже заполнены словом, словом не от Бога. Как слово Божие является Духом Святым так всякое слово не от Него, является духом нечистым, духом диавола, и вы, принявшие это слово являетесь его детьми, рожденными от него.

Мир переполнен словом не от Бога. Человек рождается в слово мира сего, как в духовную среду своего обитания. И чтобы услышать слово Бога, а тем более – понять и принять его, нужно сначала отказаться от того, что имел ранее. Можно ли это сделать на сцене, по одному лишь призыву к Богу? А такие религиозные формации, как православие или католичество, те вообще с учением Христа не имеют никакого дела и не учат ему свою паству.  Как же приходит Дух Святой в человека уверовавшего? Когда во Христа уверовали некоторые Иудеи, Он сказал им: "если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободным" Ин.8:31-32. Не нужно кричать в небо и просить Святого Духа, Он уже дан, в твоих руках, это Библия.  Нужно  целенаправленно, осмысленно и методично предать себя на познание учения Иисуса Христа. В нем есть главное: ядро этого учения – это Голгофа. Она утверждает, что Бог Отец во Христе распял все ветхое человечество. Она утверждает, что это произошло лично с тобой! А еще она говорит, что всякий, кто верою принял свою смерть со Христом, принял и свое с Ним совоскресение, и тем самым, родился от Бога. Родился новой тварью, если раньше жил ветхий раб греха, то ныне восстал человек новый: святой, праведный и не могущий грешить. И все это сделало новое слово, которое человек узнал, поверил в него, и это слово, будучи Святым Духом, стало также духом самого человека так, что: "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" 1Кор.6:17. 

г. Белая Церковь 2016 г.

yourbiblebook.ru

Кеннет Е. Хейгин. Святой Дух внутри: Его присутствие в человеке

В этой главе мы рассмотрим вопрос о пребывании Святого Духа в человеке и участии Его в новой жизни верующего. Опубликовано на веб-портале imbf.org

ИОАННА 14:16,17

16 И Я [Иисус] умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек.

17 Духа истины [Святого Духа], Которого мир не может принять, потому что не видит и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

Сейчас я хочу, чтобы вы обратили внимание на последнюю фразу стиха 17 из четырнадцатой главы Евангелия от Иоанна: «...Он с вами пребывает и в вас будет». Рождение заново - это непросто событие, это принятие Святого Духа для того, чтобы он постоянно пребывал в нас и жил внутри каждого.

Верующий не должен ощущать дискомфорт, потерянность или отчаяние. Иисус послал нам Святого Духа, чтобы Тот всегда был с нами и был внутри нас.

Бог для нас, с нами и внутри нас

В Новом Завете даны три аспекта отношений Бога и человека. Во-первых, Бог существует для нас. Во-вторых, Бог рядом с нами. В-третьих, Он живет внутри нас.

То, что Бог для нас, гарантирует нам успех: «Если Бог за нас, то кто против нас?» (Рим. 8:31). Бог на нашей стороне, значит, в жизни мы всегда выйдем победителями. Если вы знаете, что Бог для вас и за вас, в вашей жизни не остается места для страха.

Не важно, как сложна ситуация, не важно, насколько темные тучи собрались на горизонте вашей жизни, вы должны быть спокойны и уверены, что в любой ситуации победа останется за вами, потому что Бог на вашей стороне.

С Богом мы никогда не испытаем поражения. Благодарите Его за то, что Он на нашей стороне. Если Бог за нас, кто против нас?

Вы также можете быть уверены, что Бог непросто за вас и для вас, - Бог всегда и везде с вами. Не важно, в какие условия и в какие ситуации вы попадаете в жизни. Если вы верующий, то Бог всегда рядом с вами.

Знание этого аспекта Слова Божия должно наполнять наши сердца радостью, а наш дух - уверенностью.

В Новом Завете говорится, что Новое Обетование основано на лучших обещаниях. В Ветхом Завете Бог был за Израиль и с Израилем, но не был в Израиле.

В Новом Завете Бог за нас, для нас и с нами, но есть и кое-что получше - Бог теперь еще и внутри нас! Бог создает Свой дом в наших телах, и они становятся Его храмом (см. 1 Кор. 6:19).

Верующие - храм Святого Духа

Кульминация всех истин о спасении - это то, что после того, как Бог преобразовал нас и сделал нас новыми созданиями во Христе, Он сделал нас Своими детьми, а в образе Святого Духа сделал Себе жилищем наши тела!

1 КОРИНФЯНАМ 3:16

16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

1 КОРИНФЯНАМ 3:16 (современный перевод с комментариями) 16 Разве вы не осознаете и не понимаете, что вы [вся Коринфская церковь] - храм Бога [Его обитель], и что постоянно пребывает Дух Божий внутри вас, - это Его дом [как вся церковь, так и каждый верующий в отдельности].

1 КОРИНФЯНАМ 6:19

19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

КОРИНФЯНАМ 6:19 (современный перевод с комментариями)

19 Разве не знаете, что тело ваше - храм - обитель Духа Святого, который живет внутри вас, которого получили вы в дар от Господа, и вы уже не принадлежите себе?

КОРИНФЯНАМ 6:16

16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: поселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом.

2 КОРИНФЯНАМ 6:16 (современный перевод с комментариями) 16 И какое может быть согласие между храмом Божьим и идолами? Ведь мы храм Бога живого, и Он сказал о нас: «Я буду жить в них, и буду ходить среди них. Я буду их Богом, и они будут Моим народом».

В качестве Святого Духа, одной из личностей Троицы, Бог Сам вселяется в тело новорожденного верующего. Бог больше не обитает в рукотворных святынях. Наши тела стали Его храмом.

Видите ли, в Ветхом Завете Бог обитал в Святом Святых. Никто не мог подойти к Его жилищу, кроме верховных жрецов, да и те делали это с большими предосторожностями. Те же, кто осмеливался проникнуть в храм незаконно, падали замертво.

Также каждый иудей должен был обязательно появиться хотя.бы раз в год в Иерусалиме, потому что Святое Святых располагалось в иерусалимском храме и Бог присутствовал в этом городе. Верховный жрец входил в Святое Святых, совершал жертвоприношения и приносил воздаяния за грехи людей.

Но когда Иисус умирал на кресте, Он воскликнул: «Свершилось!» (Иоан. 19:30). И это не относилось к Новому Завету. Он говорил о том, что Ветхий Завет перестал действовать.

Новый Завет укрепился только тогда, когда Иисус воскрес, вознесся на небо и вошел в небесное Святое Святых с кровью Своей (см. Евр. 1:3, 10:12). Новый Завет начал действовать только после того, как Иисус завершил вечное искупление наших грехов.

Когда Иисус находился на кресте на вершине Голгофы, Он сказал: «Свершилось!» В Евангелиях говорится о том, что завеса в храме, отделявшая Святое Святых, в тот самый момент разорвалась надвое сверху донизу (см. Мат. 27:51).

Иудейские историки сообщают, что эта завеса была шести метров шириной, трех метров высотой и десяти сантиметров толщиной. Когда Иисуса Христа распяли на кресте, Бог отправил Своих посланцев разорвать завесу в ознаменование прекращения действия Ветхого Завета и окончания присутствия Бога в рукотворной святыне. В Новом Завете жилище Бога находится в телах верующих (см. Иер. 31:33, 34; Евр. 8:6- 13; 10:1-17).

Отметим, что занавес порвался не снизу вверх, как если бы ее рвал человек, а сверху вниз, что свидетельствует о том, что это было сделано сверхъестественными силами.

После того как это случилось, Бог покинул Святое Святых, в котором обитал до того, и больше никогда в него не возвращался.

Теперь, когда Бог живет в телах верующих в Него, называя здание церкви домом Божьим, мы частично правы, а частично неправы. Бог больше не живет в зданиях. Но когда мы имеем в виду, что церковь - это дом Божий, потому что построена для собраний во славу Его, мы правы - в этом смысле церковь действительно дом Божий. Но Бог не живет в рукотворных строениях. Он живет внутри нас в образе Святого Духа.

Сравнительно мало христиан осознают постоянное присутствие Бога внутри себя - внутри своих тел и сердец как в храме. Если бы они понимали это, то не поступали бы так, как поступают подчас. Некоторые христиане постоянно говорят о недостатке веры и возможностей. Но если бы они поняли, что Бог находится внутри них, они сразу отмели бы сомнения и обрели бы уверенность в том, что нет ничего невозможного.

Вместо того чтобы верить словам Библии, слишком многие христиане доверяют только своим ощущениям. Например, переживая новое рождение, люди чувствуют себя прекрасно. Но часто спустя некоторое время они говорят так:

— У меня были чудесные ощущения, но они закончились. Наверное, Бог оставил меня, потому что я не чувствую себя так же прекрасно, как в момент спасения.

Но Иисус сказал: «...Да пребудет с вами вовек» (Иоан. 14:16). Святой Дух не приходит в гости только на несколько дней. Он поселяется в вашем теле не для того, чтобы провести там отпуск. Он приходит, чтобы остаться в вашем теле навсегда. Дом Святого Духа в этой жизни - в ваших телах, в храме Господнем.

Библия говорит: «...Все возможно верующему» (Map. 9:23). Причина того, что все возможно - это решение Бога о том, что тело христианина должно стать Его жилищем в образе Святого Духа. И когда Бог пребывает внутри верующего, все становится возможным!

Тот, Кто в вас, больше

В Первом послании Иоанна (4:4) говорится: «Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». Кто же «тот» в мире? Сатана, потому что он бог этого мира.

2 КОРИНФЯНАМ 4:4

4 Для неверующих, у которых Бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

Но Тот, Кто в вас - Святой Дух, - больше! Если вы родились заново, то Тот, Кто больше и сильнее, - внутри вас! Сам Бог в образе Святого Духа живет внутри верующих, родившихся заново. Все, что Бог хотел сделать для вас и чем Он хотел стать для вас, - все воплощается в присутствии Святого Духа, который за вас, с вами и внутри вас.

Если бы мы полностью осознавали присутствие в нас Святого Духа, мы перестали бы бояться дьявола. Мы не боялись бы «того, кто в мире», потому что «Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире».

Иоанн сказал: «Тот, Кто в вас, больше...» Возвращаясь к стиху из Евангелия от Иоанна (14:16), мы вспоминаем: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек».

Затем, в конце стиха 17, Иисус говорит: «Он с вами пребывает и в вас будет». Это как раз то же самое, о чем говорит Иоанн в стихе 4:4: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире».

Некоторые говорят:

— У меня плохая память. Я очень плохо все запоминаю и не могу запомнить Писание.

— Попробуйте не запоминать и не учить Писания, - говорю я им, - доверьтесь Утешителю внутри себя, и он, Святой Дух, обязательно подскажет вам нужные слова в нужный момент.

Понимаете, одно дело - стараться самому, и совсем другое - довериться Тому, Кто внутри нас и Кто намного больше.

Он все, что говорит о Нем Писание. Он сделает все, о чем говорится в Писании, и Он будет всем тем, что говорится о Нем в Писании.

В тысячу раз больше внутри!

Смит Виглсворт, Божий человек, чье служение было отмечено многочисленными чудесами веры и исцеления, в своей книге «Вера, которая растет всегда» сказал: «Внутри я в тысячу раз больше, чем снаружи».

Когда я прочитал эти слова, я еще недолго был в Пятидесятнической церкви и не смог воспринять их во всей полноте. Слово еще недостаточно обновило мой разум.

Конечно, я знал, что существует человек внешний и человек внутренний. Внутренний человек - это дух, это внутренняя сущность. Прочитав эту фразу в книге Виглсворта, я отложил книгу в сторону и задумался о том, как внутри может быть больше, чем снаружи. Как поместить большую чашку в маленькую?

Например, если ваша нога будет в десять раз больше обуви, как вы сможете надеть ботинок? Если внутри человек в тысячу раз больше, чем снаружи, то его тело должно просто лопнуть.

Ночью это утверждение Виглсворта всплыло в моей памяти, и я долго размышлял над ним. Святой Дух не хотел, чтобы я забывал об этом. И я решил перечитать эту главу из книги Виглсворта, попросив Святого Духа направлять мои мысли в сторону истины.

В книге мне встретилась цитата: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Иоан. 4:4). И тогда я начал понимать, в чем дело. Я увидел, что в этом смысле Виглсворт мог смело заявить: «Я в миллион раз больше внутри!» Даже такое сравнение не раскрыло бы всей правды, потому что на самом деле Бог невообразимо больше, чем все, что мы можем представить.

— В чем секрет той степени духовности, которой вам удалось достичь? - спросили Виглсворта.

Все, о чем я помнил, - это то, что Тот, Кто внутри меня, всегда больше, чем тот, кто снаружи, - ответил он.

Попробуйте жить по этому принципу!

Это относится не только к проповедникам. Не только проповедники внутри в тысячу раз больше, чем снаружи. Не только в проповедниках живет Святой Дух.

Иоанн в своем послании обращался к рядовым верующим: «Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Иоан. 4:4). В этой жизни вас не бросили без помощи. Святой Дух живет в вас!

Роль Святого Духа внутри

Мы увидели, как Святой Дух приходит жить в наше тело. Давайте же узнаем теперь, чем Он занимается внутри.

Святой Дух внутри - это плод возрождения духа

В Писании следует особо отметить два списка из девяти пунктов каждый, касающиеся действия Святого Духа в жизни верующего.

1. Девять плодов Духа, которые есть результат пребывания Святого Духа внутри.

2. Девять даров Духа, которые есть результат наполняющей силы Святого Духа.

Девять даров Духа при крещении или наполнении Святым Духом мы с вами обсудим в пятой главе. Сейчас же обратим внимание на плоды перерождения человеческого духа в результате пребывания Святого Духа внутри верующего. Павел перечисляет их в пятой главе Послания к Га л агам:

ГАЛАТАМ 5:22, 23

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

23 Кротость, воздержание. На таковых нет закона.

Иисус сказал ученикам: «Я есмь лоза, а вы - ветви» (Иоан. 15:5). Где растут плоды? На ветвях!

В Послании к Галатам Павел говорит о плодах возрожденного духа верующего, растущего вместе с духовной жизнью человека как результат пребывания внутри Святого Духа.

В Библии мы можем найти пример плодов возрожденного человеческого духа в Евангелии от Луки (24:51-53): в канун Пятидесятницы апостолы наполняются Святым Духом.

ЛУКИ 24:51-53

51 И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52 Они поклонились Ему, и возвратились в Иерусалим с великой радостью,

53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Согласно словам Павла в Послании к Галатам, радость - это плод возрожденного духа. В заключительном отрывке из Евангелия от Луки мы видим, что апостолы охвачены великой радостью. Но в тот момент они еще не приняли крещение Святым Духом. Поэтому радость не может быть результатом наполнения Святым Духом, ведь день Пятидесятницы еще не наступил.

Здесь говорится о том, что еще до того, как наполниться силой Святого Духа свыше, апостолы уже обладали одним из плодов духа. Причем это был великий плод, ведь Библия говорит об их великой радости (см. Лук. 24:52)!

Когда мы склоняемся перед Богом и слушаем Слово Его, жизнь Святого Духа внутри нас приводит к постепенному возрастанию в нас любви, радости и мира, а также других плодов духа. Итак, получается, что основная роль жизни Святого Духа внутри каждого христианина - это взращивание плодов.

Святой Дух внутри: наш Помощник и Утешитель

В комментариях к Евангелию от Иоанна (14:16-18) мы видим, что Святой Дух - это Утешитель, Советник, Помощник, Посредник, Оп- равдатель, Защитник и Спутник.

ИОАННА 14:16-18 (современный перевод с комментариями) 16 Я попрошу Отца, и Он даст вам другого Утешителя [Советчика, Помощника, Посредника, Оправдателя, Защитника и Спутника], Который будет с вами всегда,

17 Духа истины. Мир не может принять (приветствовать, открыть свое сердце) Его, потому что он не видит Его, не знает и не узнает Его. Но вы знаете Его, потому что Он живет [постоянно] внутри вас и останется с вами.

18 Я не оставлю вас сиротами (не нашедшими места себе, потерянными, униженными, забытыми, беспомощными), - Я вернусь к вам.

Заметьте, это Иисус сказал, что Святой Дух будет Утешителем, Советчиком, Помощником, Посредником, Оправдателем, Защитником и Спутником. Чего еще мы можем пожелать? Многие верующие не осознают того, что Святой Дух приходит к нам, чтобы навсегда остаться рядом.

Слишком часто мы видим, что когда человеку нужна помощь, он начинает суетиться, бегать, искать кого-то, чтобы за него помолились. Такие люди плачут крокодиловыми слезами то на одном, то на другом плече, цитируют Библию, но когда остаются одни, испытывают то же самое замешательство, что и в самом начале. Они не помнят о том, что лучший Помощник - у них внутри. И им не нужно молиться о помощи, достаточно лишь заглянуть внутрь самих себя.

В Евангелии от Иоанна (16:7) записаны слова Иисуса о том, что Святой Дух будет нашим Утешителем. Иисус говорит: «...Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан. 16:7).

Святой Дух внутри: наш наставник по жизни

Святой Дух еще и наш наставник. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...» (Иоан. 16:13). Но Он не просто наставит нас на истину, Он приведет нас к истине Слова Божьего, потому что, как сказал Иисус Отцу: «...слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17).

Святой Дух наставит и проведет нас сквозь все жизненные ситуации. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). Но наставник не может вести нас и следить за нами, если мы не доверимся ему.

Иными словами, если вы не позволите Богу вести себя, бесполезно просить в молитве:

— Господь, научи меня. Дай мне совет!

Когда мы идем куда-то с проводником и не слушаем его указаний, пытаемся найти собственный путь, мы ничего не поймем, не узнаем и наверняка заблудимся. Проводник нужен для того, чтобы рассказать нам о важных вещах и помочь не сбиться с пути.

Например, никто не рискнет без проводника спускаться в незнакомые пещеры и гулять по ним. В пещерах царит непроглядная тьма. Если не слушать проводника, можно никогда не выйти на поверхность. Но проводник всегда знает, где путь к свету. И Слава Богу, что Святой Дух знает путь к свету!

Вот почему многие создают себе жизнь, полную проблем, - они не слушают своего проводника. Святой Дух будет вести и наставлять нас, но для этого мы должны довериться Ему полностью.

С проводником вы можете заранее подготовиться к трудностям, потому что в Библии сказано, что Святой Дух будет рассказывать нам о будущем (см. Иоан. 16:13). Он наставит вас на истину, но Он также будет и вашим проводником сквозь все жизненные неурядицы.

Я много лет путешествовал с евангельской миссией, а мои дети и жена оставались дома. Я во всем зависел от своего Наставника и Проводника. Он всегда предупреждал меня заранее обо всех нуждах моей семьи. Часто я не имел возможности связаться с близкими, но если кто-то заболевал, я всегда знал об этом.

Святой Дух помогает мне не потому, что я проповедник. Он помогает каждому верующему. И если вы научитесь слушать Его и следовать Его советам, Он поможет и вам.

Ищи ответы внутри себя

В Ветхом Завете, в книге Иеремии, Бог говорит о Новом Завете, который Он заключит с людьми. Этот стих подсказывает нам, как должны вести себя верующие в Новом Завете:

ИЕРЕМИИ 31:33

33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

Это обещание из Ветхого Завета было исполнено - через новое рождение, воссоздание духа человека.

2 КОРИНФЯНАМ 5:17

17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

Как же обновляет нас Бог, когда мы предстаем перед Ним? Он обновляет наше сердце и наш дух Святым Духом (см. Тит. 3:5).

Бог сказал, что вложит Свой закон внутрь нас - в наши сердца и души. Святым Духом записан этот закон в сердце каждого из нас (см. 2 Кор. 3:3).

Если вы рождены заново, то через Святого Духа внутри вы всегда будете знать, как поступить во всех жизненных ситуациях, как справиться с трудностями и победить, потому что Святой Дух - ваш Проводник и Наставник во всем (см. Иоан. 16:13). Просто смотрите внутрь себя, спрашивайте, к чему поведет вас Святой Дух (см. Рим. 8:14).

Многие из нас до сих пор стараются найти решение проблем не внутри, а снаружи. Мы не позволяем Святому Духу направлять и вести нас, а ищем ответ где-то далеко.

Вот пример того, как человеку нужно было всего лишь обратиться за ответом к Святому Духу внутри. Я проводил семинар веры в Огайо, и один человек подошел ко мне после утренней службы.

— Брат Хейгин, я хочу, чтобы вы помолились за меня.

Вот как он объяснил свою молитвенную нужду:

— Несколько лет я был членом церкви в этом городе. Но потом у меня возникли разногласия с пастором, и я ушел из церкви. Мы уже помирились и теперь снова хорошие друзья, но я продолжаю ходить в другую церковь. В той церкви теперь произошли перемены, сменился пастор, и мне хочется уйти оттуда.

Я не знаю, что делать: продолжать посещать церковь, в которой я сейчас, найти новую или вернуться б ту, где я не был уже несколько лет. Я хочу, чтобы вы помолились за то, чтобы Господь направил меня на путь истины.

— Хорошо, - ответил я, - будем считать, что вы услышите голос Бога, потому что в Евангелии от Иоанна (16:13) и Послании к Римлянам (8:14) сказано, что Святой Дух - наш Наставник и что Он ведет детей Божьих.

Я возложил на него руки и начал молиться. Не успел я сказать и нескольких слов, как Святой Дух внутри меня попросил:

— Пусть он скажет тебе, что у него в сердце.

Понимаете, Святой Дух всегда в вашем сердце и в вашем духе. Именно там нужно искать ответ на все вопросы. Библия говорит: «Светильник Господень - дух человека» (Прит. 20:27).

Я прекратил молиться и сказал этому человеку:

— Открой глаза и посмотри на меня.

Когда он поднял взгляд, я объяснил ему:

— Дорогой брат, тебе нужно посмотреть себе в сердце, в дух. Не смотри на меня. Не слушай свой разум. Смотри внутрь себя, ищи истину там.

Когда в Библии говорится о сердце, имеется в виду не тот физический орган, который бьется в грудной клетке и перекачивает кровь по сосудам.

В Послании к Римлянам (10:10) сказано: «Сердцем веруют к праведности...» Анатомически сердцем верить можно с тем же успехом, что верить ногой или носом. Нет, сердце здесь - это синоним человеческого духа.

— Обратись к своему духу, - сказал я этому человеку. - Что он говорит тебе?

— Я должен вернуться в церковь, которую посещал раньше, - тут же ответил он.

— Вот и ответ. Начни снова посещать эту церковь.

Оказалось, что этот человек давно знал ответ на свой вопрос.

Часто бывает так, что в жизни происходят события, после которых

мы говорим:

— Я с самого начала знал, как поступить!

Откуда вы знали это? Знание было внутри вас. А почему вы не слушались? Если бы вы научились слушать вашего духа, проблем в жизни стало бы куда меньше. Ведь дух человека - это светильник Божий (см. Прит. 20:27). Святой Дух живет внутри нас, чтобы наставлять и вести нас по жизни.

Святой Дух внутри: свидетельства об Иисусе

В Евангелии от Иоанна Иисус разъяснил еще одну роль Святого Духа, живущего внутри верующих. Святой Дух всегда чтит Слово Божье и имя Иисуса, свидетельствуя о Нем.

ИОАННА 15:26

26 Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.

Обратим внимание еще на один стих из Евангелия от Иоанна (16:14): «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». А еще Иисус говорит, что Святой Дух будет нашим Учителем.

ИОАННА 14:26

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Иначе говоря, Святой Дух укрепит вашу веру в Иисуса и дела Божии. А когда понадобится, Он подскажет вам Слово Божье, которое скрыто в вашем сердце (см. Пс. 118:11).

Святой Дух, наш Помощник, поселился в наших сердцах, верящих в Него. И Он - все, в чем мы когда-либо можем нуждаться. Он наш Утешитель, Советчик, Наставник и Учитель. Он больше и мудрее нас, поэтому Он устраивает всю нашу жизнь.

Если мы осознаем, какая сила таится внутри каждого из нас, если мы верим Слову Божьему, тогда не важно, с чем мы столкнемся в жизни, у нас не будет страха. Тот, Кто внутри нас, больше того, кто в мире! Он проведет нас по жизни в безопасности.

Автор: Кеннет Е. Хейгин

Источник: книга «Святой Дух и Его дары»

www.imbf.org

Святой Дух

В этой главе мы начинаем исследование трудной темы, которую никогда не сможем осветить полностью, мы поговорим о таинственной природе и действии Святого Духа. Хотя тема неисчерпана, тем не менее христианина это не должно страшить. Главное - испытать Его силу, действующую внутри и вне человека. Внутренне Святой Дух проявляет Себя в нашей победе над всеми человеческими слабостями, внешне - в проповеди Евангелия, которая распространяется, несмотря на ограниченные возможности человека.

Несмотря на то, что Третья Личность Божества всегда осуществляла и осуществляет Свою работу по восстановлению человека от греха, наше время с полным правом можно назвать эпохой Духа. "Период, в который мы живем, для верующих должен быть периодом Святого Духа" (Свидетельства для проповедников, с. 511). Он начался на Пятидесятницу и не закончится до тех пор, пока Бог не завершит Свою работу в нашем мире. Работа Святого Духа станет более очевидной и обширной, чем когда-либо прежде, превосходя даже событие Пятидесятницы.

То, что мы говорили в главе о праведности по вере, относится и к Святому Духу. Хотя, находясь здесь, на земле, мы никогда не сможем полностью осмыслить данную тему, нам надо на своем личном опыте убедиться в присутствии и силе Святого Духа и засвидетельствовать о Его работе в нашей жизни. В этом смысле о Святом Духе надо говорить не как о каком-то учении или теории, а как об опыте, зная, что до тех пор, пока Он не станет живой реальностью нашей жизни, мы никогда не сможем постичь основополагающей значимости Его работы. Я могу не иметь научных познаний в области электричества, но мне на практическом уровне надо знать, что такое электрический ток, поскольку я пользуюсь им каждый день.

Важная роль Святого Духа в евангельской работе видна из часто цитируемого изречения Е. Уайт: "Это обетованное благословение, получаемое через веру, в результате приносит все остальные благословения" (Служители Евангелия, с. 285). Поэтому обещание Христа послать нам Духа особенно актуально и крайне значимо в деле нашей подготовки к последним событиям и пришествию Господа.

Божество: совершенное единство

Природа Святой Троицы, которая едина (см. 1 Тим. 2:5), но явлена в трех ипостасях (Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа), представляет собой тайну, которую человечество не может объяснить и до конца понять. В оригинале в некоторых ветхозаветных текстах употребляется еврейское слово (элохим), причем во множественном числе ("Боги"), но сочетается с глаголом в единственном числе. В этой конструкции грамматически отражается множественность Личностей, составляющих Божество, и в то же время их абсолютное единство.

Природу Троицы полностью нельзя объяснить никакой иллюстрацией, потому что ни в своем человеческом опыте, ни в природе мы не можем найти ничего подобного. Различие трех Личностей и их единство в едином Боге просматривается, к примеру, в евангельском поручении, которое Христос дает ученикам, говоря: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19). Об этом же говорит апостол Павел: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами" (2 Кор. 13:13). Единство и сокровенное сотрудничество всех трех Личностей проявляется в крещении Христа. Когда Он выходил из воды, "увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3:16, 17).

Точно так же, как все три Личности сотрудничали во время крещения Иисуса, они вместе в абсолютном единстве стремятся к тому, чтобы связать искупительную работу Христа со спасением каждого человека. Все три Личности участвуют в оправдании человека, в возрождении его сердца, в его освящении и в сообщении грешникам Божьей вести, провозглашаемой Его детьми.

Все три Личности деятельно участвуют в спасении человека. "Божество исполнилось жалости к человечеству, и Отец, Сын и Святой Дух начали разрабатывать план искупления" (Советы по здоровому образу жизни, с. 222). Обычно принято считать, что Сын Божий отдал Себя ради искупления человека; однако все три Личности Божества столь едины Друг с Другом, что представляют одного Бога, и по существу все Они отдали Себя во искупление человека, так что Бог Отец и Святой Дух тоже страдали в лице Сына.

В другом месте Е. Уайт пишет: "Отец, Сын и Святой Дух, три небесных ипостаси, возвестили о том, что они помогут человеку одолеть силы тьмы. Все Небо поручилось за тех, кто благодаря обетам, данным при крещении, вступил в завет с Богом" (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1110).

"В небесном трио есть три живые Личности; во имя этих трех великих сил - Отца, Сына и Святого Духа - крестятся люди, принимающие Христа в живой вере, и эти силы будут сотрудничать с ними в их усилиях жить новой жизнью во Христе" (Евангелизм, с. 615).

Каждая Личность Троицы - это Бог во всей Своей полноте, имеющий в Себе все Божественные качества и особенности. Все трое едины в мыслях и планах, любви и заботе о человечестве. Каждая Личность свята, всемогуща, вечна и всеведуща.

Конкретная личность

Библия не говорит о Святом Духе как о какой-то безликой силе или об определенном влиянии, как нравится думать отдельным людям. Глаголы, которыми библейские писатели характеризуют работу Духа, не согласуются с представлением о Нем как о некоей безликой силе.

Например, в Послании к Римлянам (см. Рим. 15:30) говорится о "любви Духа". Простое влияние или сила любить не может, это свойственно только Личности. Если приведенное греческое выражение перевести буквально, оно будет означать: "Для любви, которую имеет Дух". Дух говорит (см. 1 Тим. 4:1), обличает (см. Ин.16:8), учит (см. Ин. 14:26). Его можно оскорбить и против Него можно согрешить (см. Евр. 10:29; Мф. 12:31, 32). Павел говорит об общении Святого Духа (см. 2 Кор. 13:14).

Об этом же говорят приведенные ранее цитаты, и мы можем добавить еще несколько. "Князя зла способна удержать только сила Божья третьей Личности Божества, Святого Духа" (Евангелизм, с. 617). На встрече в колледже Авондейл в Австралии Е. Уайт произнесла слова, которые позднее повторила в одном из своих писем: "Нам надо осознать, что Святой Дух, Который так же личностей, как личностей Бог, ходит по этим землям" (там же, с. 616; Рукопись 66, 1899).

Таким образом, наша связь с Богом и Христом, ставшая возможной благодаря пребывающему в нас Святому Духу, является очень тесной. Мы общаемся не с какой-то таинственной силой, а с Личностью, Которая любит нас и так же, как Отец и Сын, работает во имя нашего спасения. В то же время надо помнить, что Святой Дух может помочь нам лишь в той мере, в какой мы выполняем условия, необходимые для Его пребывания в нас, и сотрудничаем с Ним. Лучшая форма сотрудничества - проявлять послушание и делать то, что Он призывает нас делать. В противном случае мы угасим Дух, оскорбим Его и вынудим покинуть нас.

Представитель Бога и Христа

Одна из главных задач Святого Духа заключается в том, чтобы представлять в нашей жизни Бога и Христа. "Ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит" (Ин. 16:13). "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14:16).

Е. Уайт говорит, что "Христа представляет Святой Дух, и когда этот Дух оценивается по достоинству, когда те, над кем Он властвует, сообщают окружающим энергию, которой проникнуты они сами, тогда затрагивается невидимая струна, вдохновляющая всех" (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1053). "Он [ищущий истину] молит Святого Духа, представителя Христа, о том, чтобы Тот стал его постоянным Наставником" (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 450).

Христос называет Его Утешителем, Духом Святым, "Которого пошлет Отец во имя Мое" (Ин. 14:26). Посланный Отцом во имя Иисуса Дух представляет Отца и Сына и пребывает в человеке, чтобы руководить им, учить его, утешать, очищать и давать силу для победы над злом и грехом.

Если бы ученики продолжали наслаждаться зримым общением со своим Учителем, они не почувствовали бы необходимости в присутствии Святого Духа. Когда Христос находился среди них, человеческое обличье позволяло Ему оказывать благоприятное воздействие только на конкретную группу людей в конкретный период времени. Когда же Он вознесся на небо и послал Своего Духа, Он смог вступить в более тесную связь со своими учениками независимо от времени и пространства, поскольку Дух в одно и то же время мог находиться везде и заботиться о каждом человеке так, будто этот человек - единственный во всем мире. Иными словами, служение Духа делает возможным присутствие Бога и Христа в любое время и в любом месте.

Только благодаря этому служению призыв "Пребудьте во Мне, и Я в вас" стал реальностью. "Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества. Христос даровал нам Свой Дух как Божественную силу для победы над всеми унаследованными и приобретенными наклонностями ко злу и запечатления Своего характера в Своей Церкви" (Желание веков, с. 671).

Действие Святого Духа

1. В Евангелии от Иоанна (16:8) дается характеристика основополагающей работы Духа Божьего: "И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде". Греческий глагол, переведенный словом "обличать", означает также "приводить к осознанию", "убеждать". Если бы Святой Дух не оказывал влияния на сердце грешника, никто не мог бы ощутить раскаяния и печали вследствие нарушения Закона Божьего, почувствовать желания оставить грех. Покаяние не является заслугой человека, потому что его вызывает Святой Дух.

Он всегда заставляет наше сердце почувствовать наши духовные потребности, и когда сердце отвечает на Его нежный призыв, тут же следует покаяние, исповедание, прощение и мир.

Дух совершает Свою работу не только в сердце христианина, но и в сердце любого человека. Он приводит к обращению убийцу, алкоголика, грабителя. Благодаря Ему люди осознают свой эгоизм, гордость, алчность, суетность, несдержанность, дурной нрав, нетерпимость и прочие недостатки характера - осознают и чувствуют сильное желание освободиться от них.

Кроме того, Дух убеждает человека в необходимости стать праведным, даруя ему с помощью Слова Божьего и вестников Евангелия вменяемую и наделяемую праведность Христа, что ведет человека ко спасению.

Христос сказал, что Дух будет говорить и о суде. Понимание того, что каждому придется предстать перед небесным судом, во многих людях пробуждает чувство ответственности и желание принять спасение, предлагаемое Иисусом.

2. В других отрывках Евангелия от Иоанна (см. Ин. 14:16 и 16:13) описана еще одна сторона деятельности Духа: Он учит, наставляет на всякую истину и напоминает все, что мы познали.

Некоторые церкви притязают на непогрешимое наставничество, однако единственное непогрешимое наставничество, о котором упоминается в Библии, - наставничество Святого Духа, Непогрешимого Учителя. Когда мы с почтением открываем Священную Книгу, молясь, чтобы во исполнение обетования Он наставил нас на всякую истину, Дух отверзает наш ум и помогает постичь великие принципы Евангелия. Тем не менее работа Духа не освобождает от глубокого исследования и серьезного труда. По сути дела, Дух награждает тех, кто проникает в неисчерпаемую сокровищницу истины, сокрытую в Библии, обогащая себя новыми откровениями и озарениями, спасающими от ложных идей и ошибок. Люди должны приступать к исследованию и размышлению над Словом, предварительно подготовившись к усвоению и держа ум открытым. Бог посылает Свой Дух только тем, кто послушен Ему.

Открытие истины совершится не сразу, а постепенно. На заре адвентистского движения наши пионеры смогли полностью осмыслить некоторые основополагающие вероучительные аспекты Слова только спустя продолжительное время.

Интересно отметить, что Дух не только приводит нас к истине, но и заставляет вспомнить то, что мы уже изучали. Несмотря на то, что отдельные аспекты истины могут ускользнуть от нашего внимания, когда мы изучаем Слово под Его водительством, Он в нужный момент (будь то в разговоре, в кризисной ситуации или в каких-то чрезвычайных обстоятельствах) может напомнить их нам. Ежедневное исследование Священной Книги наделяет наше сознание обетованиями, наставлениями, обличениями и познаниями, необходимыми для подготовки к вечности.

3. Третий аспект деятельности Духа касается наших молитв. Молитва - одна из основ успешной христианской жизни. Благодаря молитве наша связь с небом не прекращается. Вместе с верой она дает нам возможность воспользоваться бесконечными Божьими благами.

Проблема заключается в том, что "мы не знаем, о чем молиться", но Сам Дух "ходатайствует" за нас "по воле Божией" (Рим. 8:26, 27). Таким образом, в наших молитвах принимают участие не только Отец и Сын, ибо Иисус говорит: "И если чего попросите у Отца в имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне" (Ян. 14:13), но и Святой Дух, Который, зная волю Бога о нас, воссылает на небеса наши молитвы, делая их совершенными и приемлемыми в очах Божьих. Следовательно, если то, о чем мы просили, не исполняется, нам не надо терять веру и унывать, потому что просимое могло бы принести нам вред. Тем не менее Отец всегда слышит наши молитвы и отвечает на них, посылая нам то, в чем мы больше всего нуждаемся.

Не следует разочаровываться и в том случае, когда Бог не посылает желанного благословения, несмотря на то, что оно, быть может, и не противоречит Его воле (например, молитва об обращении сына или родителей). В деле обращения людей Духу приходится действовать постепенно, поскольку Он не может навязывать Свое присутствие тому, кто этого не хочет. Тем не менее Господь будет и впредь оказывать Свое влияние на человека: быть может, Он даст ему пережить какое-либо потрясение или пошлет нелегкое испытание, чтобы пробудить совесть и волю. Чтобы еще больше заинтересовать человека, укрепить его веру и усилить молитву, Господь может даже помедлить с ответом. Таким образом Он учит нас сохранять настойчивость и смиренно возлагать на Него бремя нашего желания, говоря: "Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня" (Быт. 32:26).

4. В Послании к Римлянам (8:16) говорится о четвертом аспекте деятельности Духа: "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий". Какое это утешение - знать наверняка, что Бог принимает нас как Своих детей, что Он покрывает нас совершенным одеянием Своей праведности и руководит нами, особенно тогда, когда туман уныния и отчаяния окружает нас со всех сторон и враг хочет, чтобы мы испытали разочарование.

"Святой Дух - Личность, поскольку Он свидетельствует нашему духу о том, что мы - дети Божьи. Это свидетельство подтверждает само себя. В такие времена мы верим и уверены, что мы - дети Божьи" (Евангелизм, с. 616).

5. Одно из самых удивительных последствий пребывания Святого Духа в нашем сердце - плод, который он производит (см. Гал. 5:22, 23). Сюда входит множество христианских добродетелей. Ни одну из них мы не можем развить своими силами: их появление - чудо, совершаемое Духом.

"Жизнедающая сила Святого Духа, исходящего от Спасителя, наполняет душу, меняет побуждения и привязанности, и даже помыслы человека подчиняет воле Божьей настолько, что получивший Духа приносит драгоценные плоды добрых дел" (Деяния апостолов, с. 284).

Иисус сказал Никодиму: "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Итак, Святой Дух дает рождение свыше. Он преображает нашу жизнь, изменяет мысли и чувства, вселяет в сердце новые желания, склонности и идеалы, сохраняет наши помышления в чистоте и святости и освящает эмоции.

Присутствие Духа в нашей жизни

Однако все эти духовные благословения становятся возможными, коль скоро человек позволяет Святому Духу работать в своей душе. Дух может действовать лишь в том случае, когда мы позволяем ему пребывать в нашем сердце.

Если это происходит, наше тело и ум становятся храмом Божьим, так что "Дух Божий живет" в нас (1 Кор. 3:16). Таинственная и динамичная работа Духа - это чудо, которое не может объяснить психология или какая-либо другая наука.

Не так давно я присутствовал на лекции одного известного психолога. Начертив на доске схему, он с помощью законов психологии пытался объяснить суть преображения, совершаемого евангельской вестью. В конце пространного объяснения, занявшего целый час, мне пришлось сказать лектору, что, согласно Библии, работа, которую Святой Дух совершает в жизни человека, - это тайна, недоступная науке, ее нельзя объяснить научными методами и подогнать под любой перечень так называемых законов психологии.

Однако, оставаясь тайной для человеческого разума, включая разум ученого-исследователя, работа Святого Духа тем не менее представляет собой чудесное действие, хорошо известное людям, родившимся свыше, потому что они сами проходят через это.

Несмотря на то что Бог искренне желает наделить Своих детей благотворной силой Святого Духа (см.Лк. 11:13), многие христиане проживают свой век без нее, поскольку они не готовы выполнить необходимые условия, а, согласно одному богодухновенному высказыванию, эта сила дается "по способности принимать" (Желание веков, с. 672).

Открывая свое сердце (см. Откр. 3:20), горячо моля о даровании Духа (см. Лк. 11:13), прежде всего отвергаясь себя самого (см. Мк. 8:34) и посвящая себя Христу, мы выполняем необходимые условия, дающие нам возможность принять "это обещанное благословение, получаемое по вере", которое "приносит с собой и другие благословения" (Желание веков, с. 672).

  • Bookmark and Share
< Назад Дальше >
 

svobd.ru

Глава 2. Дух Святой обличает человека в его грехах. Признаки работы Духа Истины

Глава 2. Дух Святой обличает человека в его грехах

Если какой-то дух производит действия, направленные против интересов сатанинского царства (которые заключаются в поощрении, укоренении и усилении влечения человека к мирским похотям), — то это является верным признаком того, что это — Дух истинный, а не ложный. Этот признак дан нам через апостола Иоанна в четвертом и пятом стихах вышеуказанной 4-й главы: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их» (1Иоан.4:4–5).

Здесь мы видим явное противопоставление. Очевидно, что апостол продолжает сравнивать людей, находящихся под влиянием двух противоборствующих друг другу духов, истинного и ложного, и показывает разницу между ними: один — от Бога, и он преодолевает дух мира сего; другой — от мира, и он получает наслаждение от мирских вещей. Диавол называется здесь как «тот, кто в мире». Христос же говорит: «Царство Мое не от мира сего» (Иоан.18:36). Царство Христа совершенно отличается от царства диавола, который есть «бог века сего» (2Кор.4:4).

Что подразумевает апостол, говоря: «мир» или «то, что в мире»? Это мы узнаем из его собственных слов во второй главе этого же Послания: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Иоан.2:15–16). Таким образом, под словом «мир» апостол подразумевает все, что подчинено интересам греха, и охватывает этим словом все проявления греховной испорченности и все похоти человека, а также все те действия и предметы, посредством которых они получают греховное удовлетворение.

Руководствуясь тем, что сказал апостол, мы можем с уверенностью определить: если дух, действующий среди людей, ослабляет внимание человека к удовольствиям, выгодам и почестям мира; отворачивает их сердца от слишком усердного стремления иметь все эти мирские атрибуты; наполняет душу человека глубокой заинтересованностью своим будущим положением и вечным счастьем; открывает ум человека к пониманию Евангелия и наталкивает его на серьезное искание Царствия Божия и Его правды; а также способен показать человеку весь ужас греха, и то чувство вины, которое он приносит с собой, и то бедствие и горе, в которое он ввергает человека — такой Дух может быть только Духом Божиим.

Невозможно себе представить, чтобы сатана стал убеждать людей в том, что они находятся во грехе, и пробуждать их совесть. Его целью ни в коем случае не может быть то, чтобы в душе каждого грешника ярче засиял светильник Господень и открылись уста того представителя Бога в душе человека, каким является совесть.

Что бы диавол ни делал, в его интересах усыпить совесть и заставить ее молчать. Открытые глаза и уста проснувшейся и заговорившей в душе человека совести мешают осуществлению его темных замыслов, навсегда расстраивают его дело, противодействуют его интересам и лишают его спокойствия, потому что диавол больше не сможет при таком состоянии человека управлять его душой.

Станет ли диавол, имея цель полностью подчинить человека греху, — принимать совсем другое направление, чтобы прежде просветить и пробудить его совесть, чтобы человек мог увидеть весь ужас своего греха, устрашиться и осознать свое жалкое состояние и великую нужду в освобождении от вины? Станет ли диавол побуждать людей к тому, чтобы они были более осторожными, проницательными и бодрствующими, т. е., чтобы они могли различать греховное и негреховное и избегать грехов в будущем; чтобы они боялись сатанинских искушений и были более осторожными, оберегая себя от них? На каком же основании некоторые люди, зная, что Дух пробуждения в Новой Англии производит именно такие действия, утверждают, что этот Дух от диавола?

Возможно, некоторые и могут сказать, что диавол тоже способен пробуждать совесть людей, чтобы потом обмануть их и внушить им мысль, что они являются объектами спасительной работы Духа Божьего, в то время как на самом деле они пребывают в злобе и страдании. На это можно возразить, что труднее всего обмануть того человека, который имеет пробужденную совесть и, наоборот, легче всего диавол может ослепить того, у кого совесть сонная, бесчувственная, притупленная. Чем более чувствительна совесть у души, ищущей своего исцеления, тем труднее ее успокоить, не исцелив ее при этом на самом деле.

Чем чувствительнее совесть по причине осознания ужаса, который несет с собой грех, и огромной тяжести своей собственной вины, тем труднее ей успокоиться в собственной праведности или получить умиротворение, находясь в духовной темноте. Того человека, который основательно напуган сознанием грозящей ему опасности и своего жалкого положения, нелегко усыпить лестью и заставить поверить в безопасность, когда на это у него нет веских оснований. Пробудить совесть человека, убедить его в пагубности греха невозможно, если ставить перед собою цель утвердить грех в его жизни. Это возможно только в том случае, если решительно отрезать все пути для пребывания греха и, соответственно, сатаны в душе человека.

Поэтому утверждение о том, что Дух, который действует таким образом, не может быть духом диавола, звучит очень убедительно. Ибо это следует и из слов Христа, Который, конечно же, знал, каким образом можно установить, что те или иные действия производит Бог, а не диавол. Христос сказал фарисеям, утверждавшим, что Дух, Которым Он творил Свои дела, является духом диавола, следующие слова: «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Матф.12:25–26).

Поэтому если мы видим людей, осознающих ужасную природу греха и неблаговоление Бога к ним из-за их греховной жизни; обеспокоенных своим собственным несчастным, жалким состоянием, каковым оно и является; серьезно озабоченных своим вечным спасением; ощущающих свою нужду в Божьей милости и помощи, а также занятых ее поисками и употребляющих все средства, указанные для этого Богом, — то мы с уверенностью можем заключить, что влияние, под которым находятся эти люди, исходит от Духа Божьего, какими бы внешними эффектами сокрушения или радости оно не сопровождалось: громким воплем или плачем, слабостью в теле или повержением в сокрушенном состоянии на землю, и другими подобными проявлениями, выражающимися в том или другом положении их тела и состоянии их души.

Еще более обильно влияние Духа Божьего проявляется в том случае, если человек полностью порывает в своем сердце со всем мирским, отворачивается от плотских похотей, удаляется от мирских целей, побуждаемый к этому осознанием великолепия всего божественного и жаждой духовных наслаждений, исходящих из невидимого мира, и обещанных нам в Евангелии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

self.wikireading.ru

2. Святой Дух в человеке. Пасхальная тайна: статьи по богословию

2. Святой Дух в человеке

Отстаивая учение об абсолютной трансцендентности Бога Творца для всей тварной природы, греческие отцы тем не менее рассматривали свершение человеческого предназначения в категориях богообщения, или «обожения» (??????). Разумеется, исходная богословская основа идеи обожения видится в учении об ипостасном соединении божества и человечества во Христе. Уже сщмч. Ириней писал: «[Господь] сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он»[358]; это же поразительное утверждение повторяет и свт. Афанасий: «[Слово Божие] вочеловечилось, чтобы мы обожились»[359]. Однако данное христологическое измерение ни в коем случае не отделимо от пневматологии. Воплощение совершается посредством Святого Духа, который «осеняет» Марию, новую Еву, благодаря чему, согласно Иринею, Бог–Слово, «соединяя человека с Духом и Духа влагая в человека, <...> Сам сделался главою Духа и дает Дух во главу человека…»[360].

Данная концепция спасения основывается на таком представлении о человеческом существе, которое полагает естественным состоянием человека соединение в нем трех элементов: тела, души и Святого Духа. Используя терминологию очень близкую к терминологии св. апостола Павла, Ириней видит человека состоящим «из тела, взятого от земли, и из души, получающей дух от Бога»[361]. Дух представляется здесь не как «сверхъестественная» благодать, приданная «естественному» тварному человечеству, но как функция самого человечества в его динамическом отношении к Богу, к самому себе и к миру. Когда слабость плоти поглощается силою Духа, — считает св. Ириней, — тогда человек из плотского становится духовным по своему причастию Святому Духу[362].

Ясно, что здесь Ириней вовсе не противопоставляет «природу» и «благодать» и даже не вводит различия между «Святым Духом» и тварным, человеческим духом. В самом деле, правомерность подобных разграничений никогда не признавалась полностью даже более поздними восточными отцами. Так, свт. Григорий Назианзин говорит об «истечении» Святого Духа в человека[363][364], а свт. Григорий Нисский утверждает, что человеческое естество отличается от прочего творения именно своим естественным сродством с Богом[365]. Преподобный Макарий Великий пишет:

Бог, сотворив Адама, не устроил ему телесных крыльев, как птицам, но уготовал ему крылья Святого Духа <...>, чтобы подняли и восхитили его, куда угодно Духу[366].

Можно без труда привести множество подобных примеров, однако более всего нас интересует исходный контекст, в котором они и должны рассматриваться. Вероятно, было бы неправильно рассматривать их на фоне чистого неоплатонизма, в основе которого лежит дуализм духа и материи. Напротив, именно потому, что отцы стремятся избежать этого дуализма, они отождествляют человеческий дух с божественным Святым Духом, Творцом души и тела. Слова отцов о присутствии Духа в естественном человеке указывают на два важных момента:

— на открытость горнему миру человека, призываемого начать восхождение к божественной, бесконечной, беспредельной цели, предназначенной ему Богом;

— на его свободу, которую свт. Григорий Нисский определял как самое суть образа Божия, которая уподобляет человека его Творцу и отличает его от всех остальных сотворенных существ.

Соответственно, восстановление Духа как руководящего начала человеческой жизни во Христе является возвратом в «изначальное достоинство свободы»[367], утраченной падшим Адамом, ставшим рабом смерти, тления и греха. Дух восстанавливает то, что прп. Максим Исповедник называл «естественной волей», дарующей человеку свободу от любых проявлений космического детерминизма и позволяющей ему быть самим собой по отношению к Богу и к миру[368]. По–настоящему свободной человеческая личность становится только в единстве с Духом Божиим.

Соответственно, можно понять, почему, начиная с автора текстов, приписываемых прп. Макарию Великому, вся традиция восточнохристианской духовности настаивает на личном и сознательном характере христианского опыта богообщения. Обращаясь к константинопольским монахам, прп. Симеон Новый Богослов, мистик XI в., пишет:

Прошу, постараемся еще при жизни увидеть Его и созерцать, потому что если мы удостоимся увидеть Его здесь ощутительно, то мы не умрем, смерть не овладеет нами (ср.: Рим. 6:9). Не будем ждать будущего, чтобы Его увидеть, но будем подвизаться теперь, чтобы созерцать Его[369].

Для прп. Симеона восстановление человеческой личности, совершаемое Духом, является восстановлением полной свободы человека, которая относится не только к его обращению как таковому, но и ко всей христианской жизни, следующей за крещением и представляющей собой постоянное восхождение «от славы в славу». И восхождение это естественно для человека. Он был создан именно для него, и только так он может исполнить свою миссию обладания землею (см.: Быт. 1:28), не подпав при этом под власть космических сил.

Без Духа человеческое существо остается несовершенным и плененным. Вот почему в литургических текстах, раскрывающих тему Духа, столь часто используется образ окончательного утоления человеческой жажды[370]. Образ этот отражает не только символику крещения, но, вне всяких сомнений, и переживание ущербности естества бездуховного падшего человечества: подлинно человеческая жизнь без Духа невозможна так же, как физическая жизнь невозможна без воды.

Это настойчивое утверждение особой роли Святого Духа в освобождении человеческой личности — при правильном понимании — не приводит к каким бы то ни было проявлениям духовного индивидуализма. В самом деле, богословие Святого Духа неотделимо от троичного контекста: Дух открывает человеку Христа и дарует ему усыновление Отцу. Под пришествием «другого Утешителя» подразумевается эсхатологическое событие, являющее и предвосхищающее парусию Христа. Действие Духа, в сущности, является введением в жизнь Троицы, которая есть любовь, взаимность, общность и единение, не подавляющее личностного многообразия. Существующее между людьми законное, установленное Богом и взаимно обогащающее их разнообразие коренится в Самой Троице.

Формой многообразия, которая признается патриотической традицией и которая особенно важна для богословия Святого Духа, является различие между мужчиной и женщиной. Имеет ли оно основу в самом образе Божьем в человеке? Отвечая на этот вопрос, мы, разумеется, должны при рассмотрении существа Божия отказаться от идеи различения по признаку пола, но из этого вовсе не следует, что, создавая человека как мужчину и женщину, Бог не запечатлел Себя в этой весьма важной изначальной двойственности человеческого естества. Прибегать к использующей антропоморфные образы доктрине образа Божия в человеке всегда опасно, обратное же рассмотрение имеет законную силу: человек отображает бытие Бога, и его природа не может быть понята без соотнесения ее с божественным образцом. Так, учитывая антропологический контекст, возможно выделить давнюю традицию, восходящую к древнесирийскому христианству и полагающую, что женственность неким образом коренится в Лице Святого Духа. Явиться идея эта могла самым естественным образом, поскольку как в сирийском, так и в других семитских языках слово «дух» женского рода. Во всяком случае, великий духовный писатель IV в. Афраат говорит о любви человека «к Богу, как к Отцу, и к Духу, как к Матери»[371]. Эта идея присутствует в «Гимнах» прп. Ефрема Сирина и в трудах некоторых греческих духовных писателей. Так, у св. Анастасия Синаита (VII в.) мы читаем:

Адам есть образ и изображение (????? ??? ?????) беспричинного Бога и Отца Вседержителя, и причины всяческих; рожденный сын Адама (т. е. Авель — И. М.) отображает рожденного [от Отца] Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую ипостась Святого Духа. Поэтому Бог и не вдунул в Еву дыхание жизни, поскольку она есть изображение дыхания и жизни Святого Духа[372].

Очевидно, если мы хотим, чтобы подобные аналогии служили богословскому осмыслению человеческого существования, их надлежит использовать только как аналогии, подобно тому, как Дух уподобляется «любви», соединяющей Отца и Сына. Однако образ Божий в человеке являет собою реальность, не только относящуюся к отдельному человеческому существу, но и предполагающую взаимоотношения между человеческими личностями. Соответственно, мы вправе задаться богословским вопросом о некоем божественном образце, который позволил бы как–то объяснить и оправдать эту наиболее фундаментальную и созидательную полярность человеческого естества. В рамках патристической традиции, являющейся нормативной для православного богослова, этот образец следует искать во внутритроичных отношениях и особенно — в богословии Святого Духа. В самом деле, «различение между личностями и природой воспроизводит в человечестве строй Божественной жизни, выраженный троичным догматом»[373]. В Боге нет ни мужского, ни женского начала, однако мужчины и женщины несут образ Божий не только в своей единоприродности, но и в своем различии.

Роль Духа, участвующего в творении и спасении, никогда не бывает подчиненной, Он дополняет Сына, предшествуя Ему и в то же самое время завершая, или «запечатлевая», дела Сына. Дух всегда говорит не о Себе, но о Сыне, Богочеловеке, «Новом Адаме», Единственном, в Ком произошло ипостасное соединение божества и человечества. Роль Духа в спасении (а также во внутренней жизни Троицы) можно назвать кенотической: Он всегда обращен к Другому. И Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2) в самом начале творения. Слово же, как свидетельствует Символ веры, явилось Тем, «Имже вся быша». Слово — не Дух — стало плотию, однако произошло это только после того, как Святой Дух нашел на Марию (см.: Лк. 1:35). Христос эсхатологически присутствует среди Своих учеников действием того же Духа, пребывающего в Церкви. Каждое крещение «запечатлевается» Духом, Который также призывается на каждой Евхаристии для претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Святые, практикующие непрестанную Иисусову молитву, называют эту практику стяжанием Духа Святого (например, прп. Серафим Саровский, † 1833).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru


Смотрите также