— Церковь, говоря о проблемах общества, никогда не исходит из политической или общественной конъюнктуры, но, тем не менее, гражданская позиция иерарха Церкви всегда четко выражена. Под гражданской позицией подразумеваю любовь к Отечеству, в первую очередь. Честный, созидательный труд, способность отдавать себя на служение – безраздельно, без остатка. Архиерей, как олицетворение Церкви, должен задавать тональность жизни общества в русле христианского миропонимания. Дух творит себе формы! Это главная мысль, которую сегодня Церковь старается донести до сознания людей. Все начинается в глубине самого человека, и от внутреннего состояния каждого из нас зависит жизнь всей страны.
— Владыка, в свое время патриарх обозначил процесс создания новых епархий как инвестиции в инфраструктуру тех территорий, которые составляют эти новообразованные епархии. Способствовало ли образование Ржевской епархии развитию юго-запада Тверской области? Удалось Церкви стимулировать и инициировать этот процесс?
— В первую очередь патриарх имел в виду инвестиции в духовную жизнь, а это длительный процесс. О необходимости увеличения числа епархий в Русской Православной Церкви говорили еще на Поместном Соборе в 1917-1918 годах, и сегодня мы убедились, насколько это правильно. Епископ должен видеть свой регион и владеть им. Но духовная сторона жизни не может преобразиться за 5 лет. Это тяжелый, упорный, кропотливый труд, в первую очередь, труд человека над самим собой. И заставить людей невозможно, можно лишь повлиять личным примером, показать людям истинное христианство. Годы на это уходят, сегодня мы лишь в начале пути.
С другой стороны, некоторые Церковь стараются сделать заложницей тех негативных процессов, которые происходят в обществе, а другие пытаются найти в Церкви ответы на все вопросы. Но у Церкви нет такой задачи: создавать благоприятный инвестиционный климат, поднимать рождаемость или прекратить отток населения из регионов. Церковь может способствовать лишь укреплению самосознания людей, живущих на ее канонической территории, воспитанию духовно-нравственной составляющей человека. Нравственность – это как раз и есть наша стезя. Мы постепенно входим в государственную образовательную систему, взаимодействуем с образовательным региональным сообществом, потому что именно Церковь может предложить иммунитет от зла, от той дряни, которая льется и лилась на человека во все времена. Церковь может дать молодым людям нравственный компас.
Сегодня мы видим насущную необходимость вести системную работу не только в школах, но и в детских садах, чтобы не упустить начальную стадию духовного становления личности. Важно научить их правильно расставлять приоритеты – есть главное в жизни, но есть и второстепенное — ведь из образовательных учреждений лет через 20 выйдет новое поколение.
— Владыка, возникновение в районном городе епархиальных структур является позитивным фактором? Например, духовно-просветительский центр в Ржеве может ли превратиться в оазис духовно-интеллектуальный, который объединял бы вокруг себя творческие, неравнодушные силы?
— На мой взгляд, да. Вообще очень важно, когда центр административной власти смещается на периферию. Это мобилизует, инициирует к новым методам работы, к внутреннему духовному труду.
Кроме того, государственные структуры начинают ясно осознавать важность участия Церкви в жизни общества: не случайно президент постоянно напоминает о необходимости возвращения к национальным, религиозным корням. Сегодня в современном мире мы наблюдаем резкое противостояние, при чем инструменты используются самые разные – от идеологии до бомбардировок. Мир следует старой либеральной модели поведения: выживает сильнейший. Противостояние есть противостояние, и мы должны отстаивать свои интересы. Сила народа — в его единстве, а единство возникает лишь тогда, когда в обществе есть единомыслие. «Единением и любовью спасемся», — говорил еще в 14 веке преподобный Сергий Радонежский. И как показала дальнейшая история России, был прав.
— Ждут ли нас непростые времена, если отношения между государством и Церковью станут сложными?
— Дело в том, что от самой Церкви зависит, какие времена нас ждут. Церковь – именно та закваска, которая способствует целостности общества и его гармоничному развитию в традиционном историческом русле. Если Церковь начнет ослабевать, расстояние между государством и Церковью будет увеличиваться. Но сила Церкви – в силе духа, который сообщается народу, потеря духа ведет к деградации, поскольку не может жизнь в христианском обществе ограничиваться лишь ценностями материального мира. Если христианская государственность — наиболее благоприятное решение для множества стоящих перед Россией в настоящее время острых проблем, то нам надо менять самосознание людей. Да, это трудный процесс, но только он ведет к подлинной жизни.
— Владыка, порой мы забываем, что правящий архиерей в первую очередь – священник. Вообще, крайне любопытно узнать – как складываются отношения епископа и народа?
— Можно у людей поинтересоваться, как они меня воспринимают, провести своеобразный социологический опрос. Если в народе теряется подлинное духовно-мистическое восприятие Церкви как Тела Христова, утрачивается и понимание того, кто есть епископ. Он воспринимается как чисто административная фигура, как руководитель, который обладает властью в чисто светском понимании. Но многие святые отцы считали, что епископское служение — это не просто служение, а явление образа Христа собственной жизнью.
— Владыка, в кафедральном городе открываются новые храмы, великолепный храм воздвигли в Зубцовском благочинии. Но отдельные граждане считают, что деньги целесообразнее вкладывать не в храмы, а, например, в социальную сферу. Даже часть церковных людей рассуждает о «рёбрах и брёвнах», призывая вкладываться, например, в образование. В чем пагубность подобных заблуждений?
— Дело в том, что по-своему правы и те, и эти. Мне кажется, нам не следует увлекаться восстановлением старинных заброшенных церквей в обезлюдевших местах — сохранение объектов культурного наследия, в первую очередь, забота государства. Мы строим храмы там, где сегодня есть население, поскольку Церковь — это пастырское общение с людьми. Жизнь Церкви — в первую очередь приходская жизнь. Народ именно через храм приходит к Евхаристии – таинству соединения со Христом.
Радует, что в конце 2016 года в Ржеве появился новый храм во имя великого благоверного князя Александра Невского в микрорайоне «гарнизона». Завершается строительство нового вместительного храма в крупном Захолынском районе. Продолжается реставрация Смоленского храма в центре кафедрального города. Разве Церковь не должна была позаботиться о том, чтобы храмы располагались в шаговой доступности? Тем более, что строительство осуществляется не за счет бюджетных средств — некоторые люди, имея доброе произволение и финансовые возможности, сами жертвуют на богоугодное дело.
— Владыка, в жизни есть добро, и есть зло. Мы не задумаемся об этом, но выбор совершаем, что бы мы ни делали. Многих нынешних родителей самих в детстве не научили, поэтому различать эти вещи современным детям очень сложно. Церковь помогает в этом разобраться, когда входит в образовательное пространство?
— Да, к сожалению, сегодня масса людей путают эти понятия. Когда классик писал «Что такое хорошо и что такое плохо?», он писал именно об этом. Только добро и зло – это фундаментальные понятия, а слова «хорошо» и «плохо» – это детские представления. Научиться различать эти вещи современному поколению действительно сложно. Церковь помогает разобраться, именно эти цели мы и преследуем. Зло ведь не всегда предстает отталкивающим, выпуклым, ярким, поэтому надо знать духовные законы жизни. «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте». Это золотое правило нравственности имеет место в Священном Писании. Если человек научится им пользоваться, для него не составит труда сделать правильный выбор.
— Мы знаем, что в России с отношением к закону, к правилам, к уму вообще, не очень хорошо обстоят дела. Если к Богу человека влечет именно ум, а не чувства, это правильно?
— Уму обычно не оставляют никакого места в религиозном опыте, считается, все надо чувствовать. Предполагается, что это чувства нас влекут к Богу, а холодный ум ставит палки в колеса, все время что-то опровергает. Но бывает все точно наоборот — путешествие от ума к сердцу. Духовная жизнь – жизнь умственная и мысленная, поэтому мы должны обращать внимание на то, что происходит в нашем уме. «Каковы наши мысли, такова и жизнь наша», — считают многие отцы, современные нам.
Жить лишь чувствами – опасный путь. Чтобы руководствоваться чувствами, необходимо очистить сердце от зла.
— Чем верующий человек от неверующего отличается в обычной жизни? Как уяснить суть веры, а не религиозный ритуал?
— Верующий человек живет для того, чтобы жить вечно, неверующий живет для того, чтобы умереть. Поэтому когда нет правильного религиозного мировоззрения, тогда и возникает религиозный ритуал.
— Владыка в своем Рождественском послании Вы коснулись темы Октябрьской революции 1917 года. Христианство воспитывало людей на заповедях любви, советское поколение было воспитано на понятиях долга и справедливости, но жизнь в те времена была намного добрее…
— Нельзя советский период отрывать от единой истории России. Советские люди – это потомки тех, которые являлись носителями внутреннего мира, сотканного веками Святой Руси. Благодаря накопленному ими духовному потенциалу, страна смогла продвинуться на три поколения в построении нового общества, а потом запал кончился, и началась анархия. До сих пор пожинаем плоды той свободы, не ограниченной нравственными нормами.
— Владыка, удавалось ли Вам пережить радость, которая делала незначительными все земные потери?
— Смысл нашей жизни заключается вовсе не в искании радости. Христианство говорит – будь похожим на Бога, который есть Любовь. В течение всей жизни приближайся к Нему, умеряя свой эгоизм. Приближайся через внутренний труд души, понуждение себя, усилия воли. Иначе своей жизнью мы напишем новое Евангелие: «Ищите, прежде всего, что есть и пить, а Царствие Божие приложится».
Тверская епархия. Дух творит себе формы евангелие
Тверская епархия - Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан: «Дух творит себе формы»
А у Христа все наоборот: «Ищите, прежде всего, Царствия Небесного, а остальное приложиться вам». Что такое искание Царства Небесного? Поиск Бога внутри себя. Когда достигнешь гармонии внутри себя – получишь всё.
— Ваше Преосвященство, благодарю Вас за интервью.
Ирина Кузнецова
(«Ржевские новости»)
tvereparhia.ru
Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан: «Дух творит себе формы»
№3 (10301) 27 января 2017
– Ваше Преосвященство! Находясь пять лет на Ржевской кафедре, можете ли Вы ныне сказать, что проблемы общества являются и Вашими пастырскими проблемами? Считаете ли Вы, что гражданская позиция архиерея по разным актуальным вопросам должна быть четко выражена и способствовать переменам к лучшему?
– Церковь, говоря о проблемах общества, никогда не исходит из политической или общественной конъюнктуры, но, тем не менее, гражданская позиция иерарха Церкви всегда четко выражена. Под гражданской позицией подразумеваю любовь к Отечеству, в первую очередь. Честный, созидательный труд, способность отдавать себя на служение – безраздельно, без остатка. Архиерей, как олицетворение Церкви, должен задавать тональность жизни общества в русле христианского миропонимания. Дух творит себе формы! Это главная мысль, которую сегодня Церковь старается донести до сознания людей. Все начинается в глубине самого человека, и от внутреннего состояния каждого из нас зависит жизнь всей страны.– Владыка, в свое время Патриарх обозначил процесс создания новых епархий как инвестиции в инфраструктуру тех территорий, которые составляют эти новообразованные епархии. Способствовало ли образование Ржевской епархии развитию юго-запада Тверской области? Удалось Церкви стимулировать и инициировать этот процесс?– В первую очередь Патриарх имел в виду инвестиции в духовную жизнь, а это длительный процесс. О необходимости увеличения числа епархий в Русской Православной Церкви говорили еще на Поместном Соборе в 1917-1918 годах, и сегодня мы убедились, насколько это правильно. Епископ должен видеть свой регион и владеть им. Но духовная сторона жизни не может преобразиться за пять лет. Это тяжелый, упорный, кропотливый труд, в первую очередь, труд человека над самим собой. И заставить людей невозможно, можно лишь повлиять личным примером, показать людям истинное христианство. Годы на это уходят, сегодня мы лишь в начале пути.С другой стороны, некоторые Церковь стараются сделать заложницей тех негативных процессов, которые происходят в обществе, а другие пытаются найти в Церкви ответы на все вопросы. Но у Церкви нет такой задачи: создавать благоприятный инвестиционный климат, поднимать рождаемость или прекратить отток населения из регионов. Церковь может способствовать лишь укреплению самосознания людей, живущих на ее канонической территории, воспитанию духовно-нравственной составляющей человека. Нравственность – это как раз и есть наша стезя. Мы постепенно входим в государственную образовательную систему, взаимодействуем с образовательным региональным сообществом, потому что именно Церковь может предложить иммунитет от зла, от той дряни, которая льется и лилась на человека во все времена. Церковь может дать молодым людям нравственный компас.Сегодня мы видим насущную необходимость вести системную работу не только в школах, но и в детских садах, чтобы не упустить начальную стадию духовного становления личности. Важно научить их правильно расставлять приоритеты – есть главное в жизни, но есть и второстепенное – ведь из образовательных учреждений лет через 20 выйдет новое поколение. – Владыка, возникновение в районном городе епархиальных структур является позитивным фактором? Например, духовно-просветительский центр в Ржеве может ли превратиться в оазис духовно-интеллектуальный, который объединял бы вокруг себя творческие, неравнодушные силы?– На мой взгляд, да. Вообще очень важно, когда центр административной власти смещается на периферию. Это мобилизует, инициирует к новым методам работы, к внутреннему духовному труду. Кроме того, государственные структуры начинают ясно осознавать важность участия Церкви в жизни общества: не случайно Президент постоянно напоминает о необходимости возвращения к национальным, религиозным корням. Сегодня в современном мире мы наблюдаем резкое противостояние, причем, инструменты используются самые разные – от идеологии до бомбардировок. Мир следует старой либеральной модели поведения: выживает сильнейший. Противостояние есть противостояние, и мы должны отстаивать свои интересы. Сила народа – в его единстве, а единство возникает лишь тогда, когда в обществе есть единомыслие. «Единением и любовью спасемся», – говорил еще в 14 веке преподобный Сергий Радонежский. И как показала дальнейшая история России, был прав.– Ждут ли нас непростые времена, если отношения между государством и Церковью станут сложными? – Дело в том, что от самой Церкви зависит, какие времена нас ждут. Церковь – именно та закваска, которая способствует целостности общества и его гармоничному развитию в традиционном историческом русле. Если Церковь начнет ослабевать, расстояние между государством и Церковью будет увеличиваться. Но сила Церкви – в силе духа, который сообщается народу, потеря духа ведет к деградации, поскольку не может жизнь в христианском обществе ограничиваться лишь ценностями материального мира. Если христианская государственность – наиболее благоприятное решение для множества стоящих перед Россией в настоящее время острых проблем, то нам надо менять самосознание людей. Да, это трудный процесс, но только он ведет к подлинной жизни.– Владыка, порой мы забываем, что правящий архиерей в первую очередь – священник. Вообще, крайне любопытно узнать – как складываются отношения епископа и народа?– Можно у людей поинтересоваться, как они меня воспринимают, провести своеобразный социологический опрос. Если в народе теряется подлинное духовно-мистическое восприятие Церкви как Тела Христова, утрачивается и понимание того, кто есть епископ. Он воспринимается как чисто административная фигура, как руководитель, который обладает властью в чисто светском понимании. Но многие святые отцы считали, что епископское служение – это не просто служение, а явление образа Христа собственной жизнью.– Владыка, в кафедральном городе открываются новые храмы, великолепный храм воздвигли в Зубцовском благочинии. Но отдельные граждане считают, что деньги целесообразнее вкладывать не в храмы, а, например, в социальную сферу. Даже часть церковных людей рассуждает о «ребрах и бревнах», призывая вкладываться, например, в образование. В чем пагубность подобных заблуждений?– Дело в том, что по-своему правы и те, и эти. Мне кажется, нам не следует увлекаться восстановлением старинных заброшенных церквей в обезлюдевших местах – сохранение объектов культурного наследия, в первую очередь, забота государства. Мы строим храмы там, где сегодня есть население, поскольку Церковь – это пастырское общение с людьми. Жизнь Церкви, в первую очередь, приходская жизнь. Народ именно через храм приходит к Евхаристии – таинству соединения со Христом.– Владыка, в жизни есть добро, и есть зло. Мы не задумаемся об этом, но выбор совершаем, что бы мы ни делали. Многих нынешних родителей самих в детстве не научили, поэтому различать эти вещи современным детям очень сложно. Церковь помогает в этом разобраться, когда входит в образовательное пространство? – Да, к сожалению, сегодня масса людей путают эти понятия. Когда классик писал: «Что такое хорошо и что такое плохо?», он писал именно об этом. Только добро и зло – это фундаментальные понятия, а слова «хорошо» и «плохо» – это детские представления. Научиться различать эти вещи современному поколению действительно сложно. Церковь помогает разобраться, именно эти цели мы и преследуем. Зло ведь не всегда предстает отталкивающим, выпуклым, ярким, поэтому надо знать духовные законы жизни. «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте». Это золотое правило нравственности имеет место в Священном Писании. Если человек научится им пользоваться, для него не составит труда сделать правильный выбор.– Мы знаем, что в России с отношением к закону, к правилам, к уму вообще, не очень хорошо обстоят дела. Если к Богу человека влечет именно ум, а не чувства, это правильно?– Уму обычно не оставляют никакого места в религиозном опыте, считается, все надо чувствовать. Предполагается, что это чувства нас влекут к Богу, а холодный ум ставит палки в колеса, все время что-то опровергает. Но бывает все точно наоборот – путешествие от ума к сердцу. Духовная жизнь – жизнь умственная и мысленная, поэтому мы должны обращать внимание на то, что происходит в нашем уме. «Каковы наши мысли, такова и жизнь наша», – считают многие отцы, современные нам.Жить лишь чувствами – опасный путь. Чтобы руководствоваться чувствами, необходимо очистить сердце от зла. – Чем верующий человек от неверующего отличается в обычной жизни? Как уяснить суть веры, а не религиозный ритуал?– Верующий человек живет для того, чтобы жить вечно, неверующий живет для того, чтобы умереть. Поэтому когда нет правильного религиозного мировоззрения, тогда и возникает религиозный ритуал.
– Владыка в своем Рождественском послании Вы коснулись темы Октябрьской революции 1917 года. Христианство воспитывало людей на заповедях любви, советское поколение было воспитано на понятиях долга и справедливости, но жизнь в те времена была намного добрее…– Нельзя советский период отрывать от единой истории России. Советские люди – это потомки тех, которые являлись носителями внутреннего мира, сотканного веками Святой Руси. Благодаря накопленному ими духовному потенциалу, страна смогла продвинуться на три поколения в построении нового общества, а потом запал кончился, и началась анархия. До сих пор пожинаем плоды той свободы, не ограниченной нравственными нормами.– Владыка, удавалось ли Вам пережить радость, которая делала незначительными все земные потери?– Смысл нашей жизни заключается вовсе не в искании радости. Христианство говорит – будь похожим на Бога, который есть Любовь. В течение всей жизни приближайся к Нему, умеряя свой эгоизм. Приближайся через внутренний труд души, понуждение себя, усилия воли. Иначе своей жизнью мы напишем новое Евангелие: «Ищите, прежде всего, что есть и пить, а Царствие Божие приложится».А у Христа все наоборот: «Ищите, прежде всего, Царствия Небесного, а остальное приложиться вам». Что такое искание Царства Небесного? Поиск Бога внутри себя. Когда достигнешь гармонии внутри себя – получишь все.– Ваше Преосвященство, благодарю Вас за интервью.
Comments:
avangard-zdv.ru
Алексей Горис и высокогорная станция
Звукоиспытатель Алексей Горис нашел в Сахрае точку тишины (зону ключевого звука) и основал первую в мире действующую ВЗИС (Высокогорную Звуко-Испытательную Станцию).
Урблуд — вначале это имя было собственным и никогда не задумывалось как название группы, оно стало таковым потому, что людям необходимо было как-то это все называть, в итоге оно использовалось как обозначение подопытного, добровольно вызвавшегося участвовать в эксперименте по считыванию и расшифровке информации ДНК.
Эксперимент проводился под эгидой лаборатории психоакустики «Прометей» отделом пограничных состояний, который вначале состоял из трех человек: Николай Константинов — художник (1961-2006), Анна Батура — ведущая программы «jazz line» (1964-2009 ), Алексей Горис (поэт, музыкант, подопытный).
Когда эксперимент подошел к своему завершению, отдел пограничных состояний саморасформировался и стал отделом пока ничьих состояний, состоящим из одного младшего научного сотрудника, оставшегося в живых, который и стал добывать эти состояния, так как специально для этого был обучен.
Ныне, используя совместные наработки, связанные со вновь открывшимися закономерностями звука, в частности, по развитию способности человека к общению с помощью мыслей на расстоянии ~ в горах Адыгеи, начала свою работу Высокогорная Звуко-Испытательная Станция имени Дата Туташхия.
Проникли лазутчики из племени, поклоняющегося Мамоне, и рассеяли повсюду семена соблазна. Пало злое зерно в землю и дало пышный всход, ибо корнем своим проникало в геенну и питалось ядом ее. Возрос цветок прекрасный, но разлагающий плоть припавшего к нему, ибо дыхание его было ядовито. А народ глядел и радовался красоте его, опьянялся его благоуханием и не помышлял о будущем. Пали замки и запоры с тех узилищ, где были замкнуты враги разума и души человеческой, и открылся путь Скорпионам, и возгорелась жажда стяжания. Позавидовали люди чужому достатку, прониклись злобой друг к другу, и затмился разум их. Поднял человек меч на ближнего своего, закрылся щитом от друзей, и не стало народа. И тогда Туташха вступил в бой с язвами и пороками мира: облагодетельствовал бедных, поверг в прах богатых, совершил правосудие над неправедными и возвысил униженных, принес мир в сердца враждующих и изгнал зло из душ человеческих. Но умножилось: предательство среди братьев, прелюбодеяние среди супругов, неблагодарность взысканных милостью, высокомерие власть имущих, криводушие подчиненных, коварство ученых, искательство невежд, ложь книжников. И смутился тогда Туташха, ибо не знал он, как внести мир и Покой в сердца. И сказал он в смятении: – Не ведаю, что творю – зло или добро. Сложу же руки на груди и призову силу свою к бездействию. И отвернулся от народа своего, перестал слушать стенания его. Ибо не был он Богом. И когдa нaрод ступил нa стезю порокa и малодушие взялось вершить делa, доселе великодушием вершимые, скaзaли иные: — Кто нaс кормит и холит, тех мы и нaрекaем, своими ближними. И тогда померкло Добро и умaлился народ — ибо в душе даже самых праведных погибли благие семена, а любовь стaлa подобна плевелу нa почве сухой и бесплодной. Произошло же это потому, что много было осaждaющих, дa мaло осaжденных. И содеялось: Совесть — звуком пустым и бряцaющим, a в устaх гонителей брaнью и поношением; Силa — мечом, подъятым нa собственную душу, и ярмом для ближнего; Добротa — aнгельской личиной нa лике дьяволa; Женщинa — игрaлищем стрaстей, блудa и бесплодия; Друг — нaперсником в злодеяниях и порокaх и собрaтом в низменном стрaхе; Отчизнa — ристaлищем стяжaтелей и пaшней для сеяния лжи, поросшей терниями и дурмaном: Хлеб и прочее добро — уделом мздоимцев и мытaрей, a весь Мир — цaрством ненaвисти. И когдa совершилось все реченное, померкло дaже солнце, ибо зaтмило его сияние злaтa. И нaчaл нaрод молиться ненaвисти и отмщению, ибо они и стaли его богом. А жрецом того богa и вершителем судеб и дел своих нaрод нaрек дрaконa, чья пищa былa плоть и сердцa человеческие. Дрaкон же жрaл их, не ведaя нaсыщения. Но был он, однaко, не только зверем, но и создaнием, ибо гнездился в глуби души человеческой и был основой всех состaвов ее. Тогдa оскудел Рaзум и стрaшны стaли делa его; вольный предaлся в рaбство, сняли ярмо с выи волa и возложили нa шею человекa; двинулись орды, опустошaя землю и увели с собой мудрейших и крaсивейших, a прочих обложили непосильной дaнью; мудрецы зaбыли зaвет отцов, и искусство чтения звезд стaло нa порaбощение души человекa. Льстецы и безумные избороздили моря злaтоверхими судaми, дaбы еще умножить богaтство и роскошь своих порaботителей; лжепророки и пустосвяты обучили нaрод волшбе и кудесничеству, дaбы удушить нaстоящую веру; безумные сожгли нивы и посеяли ядовитые злaки, дaбы вкусившие их зaбыли рaзум и совесть. И нaрод въявь зрел дрaконa, яко живущего в пaлaтaх и сaдaх, но чтил его не кaк зверя, a кaк стрaжa, и утверждение Мaмоновa цaрствa — ему же и концa не будет. Ибо для мaловерных и слaбых духом был тот дрaкон желaнным и возлюбленным, хотя питaлся он кровью и душaми нaродa. И рек тогдa Тутaшхa: — Убилa любовь не ее же слaбость, a силa врaгa, ибо не было у нее ни острого мечa, ни крылaтой стрелы ни железного пaнциря дaбы зaщитить достояние свое. Не будет же сего! Ибо не добром, не мудростью, a лукaвством зaвоевaл дрaкон мир, попрaл вольность, изгнaл мужество. И воссел богaтырь нa белого коня, вознес копие к солнцу и поклялся отныне попирaть и кaрaть зло только силой. Ибо не был богом Тутaшхa. Низвергнув нa землю дрaконa, вонзил Тутaшхa в его огнедышaщую пaсть копье и обезглaвил. И увидев это, возрaдовaлись те, мaлые числом, но сильные духом, что втaйне следовaли поучениям Тутaшхa, ибо узрели в нем своего избaвителя. Но был подобен фениксу дрaкон, и вместо одной головы выросло у него семь. И все семь сновa отрубил Тутaшхa. Хлынул из них кровaвый поток, и переполнились реки. Вышли они из берегов и унесли все содеянное предкaми. Не остaлось нa земле пaхaря, и некому было ни сеять, ни пaхaть. Нaчaлaсь резня и брaтоубийство, ибо были все люди злы и непрaведны, убивaли без рaзборa и смыслa, потому что, не ведaя нaзнaчения человекa нa земле, просто жaждaли преврaтить мир в пепелище. Всех ненaвидели они и не знaли, чего хотят кроме крови и смерти. Опрaвдaнием же был для них пример Тутaшхa. Говорили, что он тоже пошел нa дрaконa с мечом, желaя силой своего мечa одолеть дрaконову силу. Дрaкон же не погиб, но, нaпротив усемерился, ибо вместо одной отрубленной головы выросло семь, и семижды семь умножилось зло в мире. И увидев это, впaл в отчaяние светлый юношa Тутaшхa, ибо понял: никто не спaсет род человеческий, кроме сaмого человекa. И решил тогдa Тутaшхa из духa всеобъемлющего и всемирного преврaтиться в человекa. И воззвaл тогдa Тутaшхa к небесaм: — О Всемогущий! Не рaди зaбaвы предaлся я помыслaм моим, не хлaмиды себе ткaл я из мыслей моих, пaутине подобных, и не возмездия рaди поднял копье мое. И не смущенный ухищрениями нечистого обрел я плоть человеческую — a во исцеление недугов родa Адaмовa. Но тщетным окaзaлся рaзум мой и хилой десницa моя. Не проросли и не дaли плодa семенa, посеянные мною, ибо не дaл ты мне дaрa преврaщения злa в добро. И вот к тебе взывaю я: дaждь мне истинную долю мою, дaбы нaделил я ее дaром все сущее нa земле. И был тогдa глaс: — Не постиг ты естествa человеческого, ибо не был никогдa человеком. Пойди к ним — и увидишь: идут к ближнему якобы с дaрaми, a придя, отбирaют последнее, ибо не дaры они несли, a нож. Клaдут печaть нa устa свои, дaбы не осудить ближнего, a чрево их переполнено мясом и костями его. Кaдят господу, a нaдеются нa Мaмону и тaйно укрепляются мощью его. Но ты стой, кaк стоял, будет блaго тебе и всему роду Адaмову, ибо умножaть добро и достигaть совершенствa — вот в чем. истинное нaзнaчение человекa. И снизойдет тогдa нa тебя блaгодaть, и сумеешь ты сотворить добро из злa. Вступил тогдa Тутaшхa нa тернистый путь мук и стрaдaний, и после всех терзaний души и плоти и преодоления их вспыхнул вокруг его глaвы чудный свет, и все увидели его. Тогдa он вернулся в мир и скaзaл людям: — Послaл меня всевышний к вaм, дaбы очистить души вaши от скверны дрaконьей, внемлите же принесшему себя в жертву во имя душ вaших и бессмертия их. И отрубил шуйцу свою Тутaшхa и бросил ее дрaкону. И мaлые числом люди повторили подвиг и жертву его. Но перерубил Тутaшхa колени свои и бросил дрaкону. И все мaлые числом сделaли то же. И потускнел цвет дрaконa, и ущербился огонь из пaсти его. И прочие стaли тоже бросaть ему куски мясa своего. И стaл дрaкон нa две лaпы, уподобляясь человеку, и отпaли когти его, и в лик человеческий преобрaзился зев его. Тогдa вспорол грудь свою Тутaшхa, вырвaл сердце и бросил дрaкону. Но, не притронувшись к жертве, рек дрaкон: — Не жaжду я более крови и плоти человеческой. И тогдa кaждый, кто обрубил члены свои, обрел их вновь. И скaзaл им Тутaшхa о дрaконе: — Не. трогaйте человекa сего, и дa почиет нa вaс блaгодaть преврaщaть зло в добро. И тогдa вознеслaсь душa Тутaшхa нa небо, a плоть остaлaсь нa земле.sahray.org