Водяные (водовики, водяники) - злые духи воды в славянских поверьях. Дух водяной


Дедушка Водяной — начальник над водой. » Боги Славян

Статья из  «СЛАВЯНСКОГО ПАНТЕОНА»

Водяной, Худ.В.Черников

ВОДЯНОЙ  (Водяник,  Водыльник)  —  дух  рек  и  озер,  из  всех  духов  нечистых только  он  —  подлинный  пращур,  и  его  часто  зовут  Дедушко  Водяной.

РОДСТВЕННИКИ. В первую очередь это, конечно, русалки и вся прочая водная нечисть. Но Водяному и Болотники родственниками доводятся, и, само собой и Озерные и Омутники.

Хотя в ЛИТЕРАТУРЕ есть и другое мнение:  «Водяной народ не может иметь дружбы с болотным, воюют их стихии».   А.Прозоров, И.Пронин, Паутина зла (Ведун-2)

ДРУГИЕ ИМЕНА: Зыбочник (качающийся, создающий зыбь)

ГОРОСКОП.  Водяной включен в гороскопы «Что ты за нечесть?«, в    гороскоп по русским сказкам.ГОРОСКОП  и в  гороскоп  Ваш славянский покровитель.

СТИХИИ. Водяной относится к стихии  ВОДЫ.

ХАРАКТЕР: Водяной—  это  своевольный  дух,  охраняющий  свой  водоем,  который,  впрочем,  не  против  подшутить  над  теми,  кто  туда  пришел.

Водяной на картинах Антона Батова,  Н.Дудиной и  Н.Антиповой

ВНЕШНИЙ ВИД: Выглядит  водяной  как  старик  с  большой  бородой  и  рыбьим  хвостом  вместо  ног,  волосы  старика  имеют  зеленый  оттенок,  а  глаза  похожи  на  рыбьи.  Днем  водяной  предпочитает  оставаться  на  дне  водоема,  а  с  восходом  луны  поднимается  на  поверхность.  По  водоему  дух  предпочитает  перемещаться  верхом,  в  основном  плавая  на  соме.  За  это  сома  называет  народ  —  чертова  лошадь.

МЕСТА  ОБИТАНИЯ:  Дух  обитает  в  крупных  пресноводных  водоемах:  реках,  озерах,  болотах.  Впрочем,  иногда  он  выходит  на  сушу  и  появляется  в  ближайших  селениях.  На  водоемах  для  жилища  водяной  предпочитает  выбирать  наиболее  глубокие  места  или  места  с  сильным  круговым  течением  (водовороты,  места  возле  водяных  мельниц). Особой  силой  наделялись  родниковые  Водяные,  ведь  родники,  по  преданиям,  возникли  от  удара  молнии  Перуна  —  самого  сильного  божества.  Такие  ключи  назывались  «гремячими»  и  это  сохранилось  в  названии  многих  источников.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Водяной  ревностно  охраняет  свой  водоем  и  не  прощает  тех,  кто  непочтительно  к  нему  относится:  провинившегося  дух  способен  утопить  или  сильно  покалечить.  Впрочем,  Водяной  также  может  и  вознаграждать  людей:  считается,  что  Водяной  может  даровать  хороший  улов,  но  также  он  способен  оставить  рыбака  вообще  без  единой  рыбки.  Любит  дух  и  попроказничать:  пугает  людей  по  ночам  странными  криками,  может  прикинуться  утопленником  или  младенцем,  а  когда  его  втянут  в  лодку  или  вытащат  на  берег,  он  откроет  свои  глаза,  рассмеется  и  плюхнется  обратно  в  воду.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Водяные  живут  семьями,  обычно  водяной  имеет  множество  жен  –  русалок.  Утянутые  духом  на  дно  люди  остаются  у  водяного  в  услужении,  всячески  развлекая  хозяина  водоема  и  выполняя  различные  поручения.

ПОДЧИНЕННЫЕ: Водяной–  хозяин  водоема,  в  котором  обитает,  он  имеет  полную  власть  над  ним.  также  водяному  подчиняются  все  обитатели  водоема:  рыбы,  русалки,  утопленницы  и  т.д.

СПОСОБНОСТИ:  Водяной  способен  управлять  водой:  поднимать  волны,  выводить  водоем  из  берегов  и  создавать  сильное  течение,  Способен  водяной  менять  свой  облик,  оборачиваться  рыбой,  животными  и  даже  деревьями.  Хотя  возможно  облик  меняется  лишь  в  сознании  наблюдателя,  так  как  водяные  искусно  воздействуют  на  человеческую  психику,  заставляя  поверить  во  все  что  угодно.

ВРАГИ:  В  родной  стихии  у Водяного нет  врагов,  а  вот,  когда  дух  выходит  на  сушу  и,  особенно,  когда  проникает  в  селения  людей,  то  здесь  ему  противостоят  Домовые  и  Лешии.  На  суше  Водяной  практически  не  имеет  шансов  на  победу,  но,  все  же,  часто  вступает  в  схватки,  исход  которых  заранее  известен:  дух  убегает  в  свой  водоем.

КАК  СОСУЩЕСТВОВАТЬ?  Бороться  с  Водяным  в  его  родной  стихии  практически  невозможно,  однако  его  можно  отпугнуть  от  себя  железом  или  медью,  что  в  итоге  лишь  сильнее  его  разозлит.  Поэтому  в  древности  предпочитали  не  злить  Водяного,  а  если  уж  он  рассердился,  то  духа  пытались  задобрить,  умилостивить. На  суше  сила  Водяного  значительно  уменьшается  и  в  открытый  бой  он  старается  ни  с  кем  не  вступать,  а  хитростью  заманивает  жертву  в  воду,  и  тут  главное  устоять  перед  чарами,  не  войти  в  водоем.  Чтобы  пробудиться  от  колдовства  Водяного,  можно  кольнуть  себя  железной  иголкой,  тогда  ты  на  мгновенье  увидишь  его  истинный  облик  и  сможешь  вырваться  из  чар  духа.

ПРИНОШЕНИЯ: Для батюшки-Водяного   бросали  в  воду  хлеб  или  приносили  в  жертву  какое-нибудь  животное  чёрного  цвета  (петуха,  кошку,  собаку),  рыбаки  выпускали  обратно  в  воду  первую  пойманную  рыбу.

Водяной, Худ.И.Ожиганов

В ЗАГОВОРАХ. Имя Водяного, как Хозяина воды довольно часто упоминается в заговорах, например в Заговоре на хорошую рыбалку.

ЛИТЕРАТУРА.  Глубокие у нас озера, хоть и малые.  – Водяные не балуют?

– Нет, смирные, – широко улыбнулся Борис, будто говорил о старых знакомых.   А.Прозоров, И.Пронин, Паутина зла (Ведун-2)

 

Дополнительная  статья:

—  Русалки  —  загадочные  девы  вод

*****

Тихой лунной ночью Водяной любит хлопать по воде своими ладонями, привлекая сомов и налимов. Рыбаки всегда отдают Водяному свою первую пойманную рыбу, и неважно, какого размера она была: маленький пескарик или сам гигантский сом. Таким рыбакам Водяной всегда дарит удачу и богатый улов. А если Водяному попадется скряга и жадина, то его, скорей всего,  ожидает незавидная участь пропавшего без вести или утопленника. Зимой Водяной предпочитает спать, укрывшись прозрачным ледяным одеялом.

Вообще, считалось, что на зиму водяные впадают в спячку на дне водоема, а просыпаются на Никиту-водопола — 16 апреля. Но, видимо, на Святки водяные-таки просыпались. А, может быть, не все и залегали на зиму. Как, например, вот этот, с Яузы-реки:

НА КАРТИНАХ. Водяной есть на картине художника В.Славука.

(69)Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта.

bogislavyan.ru

Классический период. Мир духов. Водяной

Водяной  (Водяник,  Водовик,  Водяной  дедушка),  являясь  владыкой  местных  водоемов,  олицетворял  стихию  воды  как  отрицательного,  опасного  человеку  начала.  Несмотря  на  то,  что  Водяной рангом ниже Царя Морского, какой-либо иерархической  зависимости  между  ними  нет.  Это  два  хозяина  одной  стихии:  морской  (обширной)  и  речной,  озерной  (локальной). Э.В.  Померанцева  вообще  считает  их  различными  интерпретациями  одного и того же водного божества. Типологические приметы  Водяного весьма противоречивы. Неясным представляется уже его  происхождение: по одним источникам, Водяные – дети черта; по  другим – заложные покойники или проклятые родителями дети.

1. «Портретные» характеристики Водяного. Представления о Водяном  складываются  из  различных  фольклорных  жанров:  быличек  (бывальщин),  пословиц,  заговоров  и  заклинаний.  Несмотря  на  стертость  и  неопределенность,  облик  Водяного  преимущественно антропоморфный.  В классическом варианте  он  изображался  голым  стариком  с  большим  животом,  опутанным  тиной,  с  длинной  бородой  и  зелеными  усами.  Нагота  водяного  символична,  являясь  «знаком  субстанциональной  сущности,  отсутствия  «видимого»  статуса,  пребывания  в  пограничной  ситуации  между  «тем»  и  «этим»  мирами».  Волосы  водного  духа  черные,  распущенные,  длинные,  такого  же  цвета  борода  и  усы.  Другие  источники  говорят  о  волосах  белого  цвета,  покрывающих тело Водяного, и зеленых усах. Глаза Водяного  горящие,  большие,  красные,  подобно  раскаленным  углям  –  возможная  парадигма  огня  как  одной  из  субстанциональных  стихий мироздания.

Антропоморфный облик Водяного проявляется и в его одежде,  характерной  для  простонародной  (крестьянской)  среды.  В цветописи одежды водного духа доминируют черный либо синие  цвета,  реже  –  болотистый  (зеленоватый)  либо  серый.  «Хозяин»  может быть одет в армяк, зипун, на его голове шапка болотистого  цвета,  порой  в  буквальном  смысле  состоящая  из  водорослей  и  болотистых  растений.  Водяной  не  ограничивается  родной  стихией.  Антропоморфность  водного  духа  позволяет  ему  появляться среди людей, чаще всего  в питейном заведении.  А.Н.  Афанасьев  приводит  фольклорные  свидетельства  о  пристрастии  Водяного к  вину  и хмельному меду,  связывая это  со  стихийным  (облачным)  его  генезисом:  «вино  и  мед  были  самыми  употребительными  метафорами  дождя».  Среди  людей  Водяного  узнают  по  характерному  признаку:  с  левой  полы  его  одежды всегда капает вода. Меморатные свидетельства отмечают  и  зооморфные  признаки  «водяного  дедушки»,  который  может  явиться «с коровьими ногами и хвостом» и «с рогами на голове»,  «величиной с добрую лошадь». Рога и хвост – типологические  «знаки»,  свидетельствующие  о  принадлежности  к  «нечистому»  миру,  что  связывает  Водяного  с  древнейшими  архаичными  истоками  –   миром  упырей.  Одновременно  это  и  знаковые  признаки христианского черта –   результат демонизации Водяного  после крещения Руси.

В  облике  Водяного  актуализированы  и  орнитологические  приметы:  гусиные  лапы  вместо  ног,  перепонки  вместо  пальцев.  Как  и  другие  духи  «хозяин»  обладает  даром  реинкарнации,  являясь  в  облике  лебедя,  коровы,  собаки,  свиньи  и  т.д.  Однако  чаще  всего  он  реинкарнирован  в  огромного  сома,  либо  в  необычных  размеров  щуку.  Правда,  сом  порой  используется  в  качестве транспортного средства, отсюда его вербальное значение  –  «чертов  конь»,  возникшее  уже  во  времена  христианства.  В  «рыбьем»  качестве  тело  «хозяина»  водной  стихии  переливается  как  чешуя;  в  редких  случаях  вместо  ног  у  него  рыбий  хвост  –  очевидный аналог с мифологемой русалки.

2. Локус Водяного, его жилище. Среда обитания водного духа локализована  внутренними  водными  водоемами  –  озерами  и  реками.  Согласно  фольклорным  источникам  (быличкам  прежде  всего)  водяные  живут  в  самых  глубоких  местах:  омутах, водоворотах  рек и  озер.  Но  особенно охотно  Водяные  селятся  в  омуте,  под  мельничными  колесами  (мельничное  колесо  –   олицетворение  громоносной  тучи).  Там  у  них  выстроены  каменные  палаты  либо  обширная  деревянная  изба.  У  Водяного  имеется  свое  хозяйство,  состоящее  из  стада  коров,  овец  и  даже  лошадей,  которых  он  выводит  ночью  на  пастбище.  Подобно  людям,  водяные  имеют  семьи,  женясь  на  водяных  девах  (водяницах – архаичных предтечах водяного, русалках, дунавках),  либо  утопленицах.  В  некоторых  меморатах  представляют  сниженный  облик  жены  Водяного  как  женщины  с  гипертрофированно  большими  грудями  и  длинными  волосами.  Зимой  Водяной  погружается  в  спячку,  с  летом  же  связан  наивысший пик его деятельности –   символ апогея жизненных сил  природы,  где  воде  принадлежит  важная  роль  в  качестве  жизнетворного начала.

3. Функции,  предикаты  Водяного.  Вода  –   родная  стихия  Водяного,  и  все,  что  связано  с  ней,  подчиняется  его  воле.  В  ведении «дедушки» находятся рыбы и другие водные существа. По  некоторым фольклорным версиям, Водяной являлся покровителем  мельников и пчеловодов. Вообще,  диапазон его функциональных  проявлений  амбивалентен:  он  весьма  привередливый  и  противоречивый  дух.  Так,  «хозяин»  водной  стихии  может  покровительствовать человеку, оберегая его сети и давая большой  улов.  Но  он  же  заманивает  купающихся  в  опасные  места,  переворачивает  лодки,  прорывает  плотины,  ломает  мельничные  колеса.  В христианскую эпоху в связи с демонизацией «низших»  персонажей  Водяному  приписывается  и  функция  «ловца  человеческих душ», когда тело утопленника возвращается в «этот»  мир, а душа остается в «том» мире, пополняя «число духов воды».  При  этом  «статус  таких духов в потустороннем  мире, по мысли  Н.А.  Криничной,  –  зависит  от  пола  и  возраста…  Мужчина  становится  водяным,  либо  слугой,  работником  «хозяина»,  женщина  –  русалкой  или  водяницей,  мальчик  или  девочка  –  детьми духа реки (озера).

Как  и  другие  духи  «низшей»  мифологии  Водяной  может  выступать и в роли  духа-визионария, предсказывая погоду, виды на  улов  и т.п.,  а  порой  и программируя судьбу  самого человека.  Правда, прорицания Водяного чаще всего прогнозируют несчастья  и беды, но он же может предсказать и удачный улов, и хорошую  погоду.  Амбивалентность  Водяного  проявляется  и  в  такой  неспецифичной  для  духов функции,  как  целительство.  Вода  изначально  воспринималась  человеком  как  квинтэссенция  живительных,  исцеляющих  сил  природы.  Вот  почему  водяной  –   хозяин водной  стихии  –   может выступать  в роли  целителя  либо  навлечь  на человека  болезнь.  Это  функция,  имеющая  глубинные  архетипические  истоки,  маркированные  символами  «живой»  и  «мертвой» воды.

4. Взаимоотношения  человека  и  Водяного.  Отношения  человека  с  водным  духом  строятся  по  принципу  оппозиции:  «свое»  –  «чужое».  Водяной  –  существо  «чужого»,  а  потому  враждебного  мира, но  с ним,  в отличие  от  русалки, можно было  вступить  в  договорные  отношения.  Ритуал  договора  человека  с  Водяным  был  строго  регламентирован,  включая  определенное  время  и  место  встречи  с  «хозяином»,  условия  договора,  основанного  на принципе  «я  –   тебе,  ты  –   мне»,  и,  наконец,  акт  жертвоприношения.  Встречи  человека  с  Водяным  маркированы   определенными  периодами,  связанными  с  языческими  природными циклами, позже  –   с  христианскими  датами  (Петров  день,  Ильин  день  и  т.п.),  а  также  с  хронотопными  локусами  –   полднем  и  полночью,  символизирующими  переходные  рубежи  суточного цикла. Местом встречи,   как правило, являлся берег реки  или  озера  как  символический  рубеж  «этого»  и  «того»  миров.  Условия  договора  предполагали  сотрудничество,  основанное  на  согласии  и  взаимной  выгоде.  Как  существо  «иного»  мира,  обладающее  магическими  способностями,  водяной  брал   на  себя  обязательства помогать человеку, быть своеобразным медиатором  между  двумя  мирами.  Ответной  платой  хозяину  являлись  жертвоприношение и всевозможные дары.

Мифосимволический  дискурс  жертвоприношения  –   это  своеобразная  эманация  «хозяина»  водной  стихии,  «восполнение  его  жизненной  энергии».  Поэтому  жертвоприношения  сопровождались  магическими  действиями,  обрядами  и  заклинаниями:  троекратное  обращение,  поклоны  и  т.д.  (в мифопоэтической  символике  нечетные  числа  отмечены  положительным  смыслом,  в  то  время  как  четные  маркированы  инфернальной  семантикой).  Время  жертвоприношения  датировалось либо весеннее-осенним циклом, либо связывалось со  строительством  плотины или  водяной мельницы.  Вот почему  мельник, желая благополучия своему делу, должен был обязательно  вступать с водяным в договорные отношения.

В  качестве  жертвы  обычно  выступали  домашние  животные.  Учитывая  цветовую  «эмблематику»  Водяного  (преимущественно  черный  цвет),  ему  приносили  в  жертву  животных  такой  масти:  черного  петуха,  козла  и  даже  лошадь.  А  у  мельников  даже  существовал  обычай  держать  в  хозяйстве  животных  подобного  окраса.  Однако  Водяной  принимает  и  вполне  бескровные  жертвоприношения, атрибутикой которых может быть хлеб, табак  и  даже  водка  (реминисценция  «хмельного  синдрома»  водного  духа).  Так  сохранилась  ритуальная  формула  рыбаков:  «На  тебе,  водяной,  табаку,  давай  мне  рыбку»,  как  способ  контакта  с  «хозяином»  и  стремление  вызвать  его  благосклонность.  Пчеловоды же, заботясь  о  покровительстве водяного,  в  качестве  жертвы приносили ему первые соты меда и даже рой пчел. 

При  нежелании  Водяного  вступать  в  договорные  отношения  либо  «неадекватности», враждебности его поведения используют  разнообразные  заградительные  средства:  обереги,  заговоры  и  заклинания ритуального характера:  

а) в  места обитания водяного опускают железные предметы –   магические обереги от воздействия инфернальных сил; 

б) льют в воду деготь и смолу;  

в)  производят  обряд  крещения  воды  с  опусканием  в  воду  креста – оберега, связанного с эпохой христианизации; 

г)  произносят  бранные  слова  –   ритуальные  формулы,  оказывающие  заградительное  воздействие  на  инфернальные  проявления духов вообще.

Автор: П.Ф. Маркин

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

www.varapaev.ru

Водяные (водовики, водяники) - злые духи воды в славянских поверьях



 

Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Водяной (водовик, водяник) — злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Чаще всего выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. Водяные женятся на русалках, водяницах.

В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Но уж на реках все рыбы ему подвластны, все бури, штормы и ураганы: он бережет пловца — или топит его, дает рыбаку счастливый улов — или рвет его сети.

Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны. В эту пору рассерженного властелина реки ублажают жертвами: поливают воду маслом, даруют гусей — любимую птицу водяного, могущественного, пугающего — ив тоже время озорного и веселого.

Водяные соотносятся с чёрным цветом: им приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха, существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному. По поверьям, у водяного были коровы чёрного цвета, он обитал в чёрной воде — в сказках урочище Черная Вода служит местом встречи с водяным. С левой полы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего), где бы он ни сел, место постоянно оказывается мокрым, а начнет причесываться — ис волос струится водица.

Над теми людьми, которым судьба определила утонуть, водяной получает таинственную власть, от которой никак нельзя оторваться, поэтому некоторые суеверные люди не решаются оказать помощь тонущему: от судьбы не уйти!

Водяные утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у схваченного царя или купца сына в залог и т. п.

В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод.

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма ().

Страница обновлена 09.02.2017

www.proto-slavic.ru

Водяной в мифологии славян

У древних славян водная стихия считалась особенно опасной, грозной и беспощадной. Именно поэтому дух воды или просто водяной в мифологии наших предков является не милым созданием с добрыми глазами, а представителем нечистой силы. И в представлении верующих славян он выглядел безобразным стариком с длинной бородой, небольшого роста, сгорбленным, и с ног до головы опутанным вязкой тиной.

Водяному приписывали образ пожилого мужчины с рогами на голове и большими лапами вместо рук. Среди славян существовало поверье, что водяные – это те самые черти, которых когда-то Бог отверг и расселил в прудах, реках, озерах и других водоемах.

 

Места обитания водяного

Водяные так же, как и люди, живут в домах. Их жилища расположены в густых зарослях осоки и тростника. Они построены из ракушек и речных камней-самоцветов. Более того, у них не просто старые хижины или норы. Водяные живут в богатых и просторных палатах. Личная жизнь водяных тоже вызывает интерес – славяне считали, что эти безобразные старики женятся на красавицах-русалках и девушках-утопленницах. Водяной любит ночевать или проводить время возле водяных мельниц, у самого колеса. Из-за этого поверья все, кто работал на мельницах, в древности считались колдунами и ведьмами.

Весной вода выходит из берегов, и начинается обильное половодье. Славяне свято верили, что в это время у водяных проходит праздник (в основном считалось, что свадьба). И на этой свадьбе водяные вовсю гуляют, не контролируя свой веселый нрав, ломая и затапливая все на своем пути. У водяных рождаются дети. В тот день, когда супруга водного духа (русалка или утопленница), должна подарить мужу наследника, водяной оборачивается обыкновенным человеком и направляется в деревню или в город. Там он ищет повивальную бабку, которой щедро платит за помощь золотом и серебром.

Но водяного легко узнать даже в обличье человека. Например, когда он идет, с его одежды, с левой полы, постоянно капает вода, хотя на вид он абсолютно сухой. И где бы водяной ни присел, после него всегда остается мокрое место. Стоит водяному в образе человека начать расчесывать свои локоны, как с волос начнет струиться речная водица.

 

Ярость водяного

В воде с этим мифическим существом лучше не шутить – в своей родной среде он просто непобедим. Куда более уязвимым водный дух становится на суше. От водяного зависит исход рыбалки – он может щедро наградить рыбака добычей, а может и пожадничать. Может он и слегка нашкодить, например, порвать сети. Мифология богата различными историями о встречах человека и водяного. Например, однажды рыбак вместе с сетью вытащил мертвого утопленника. Только положил его в лодку и хотел оказать первую помощь, как утопленник вдруг вскочил, захохотал и бросился в воду. Это водяной так пошутил над рыбаком.

Основное средство передвижения водяного – сом. И до сих пор в некоторых местах нашей страны существует поверье, что сом – это «чертов конь», и лучше такую рыбу не есть, чтобы не обидеть водяного. Иначе тот непременно отомстит за своего «коня».

Днем водный дух скрывается от людских глаз в глубинах своего царства, а на поверхность всплывает только в сумерках. Ему очень хорошо даются превращения – он может обратиться в щуку или в другую рыбу, в человека. Возраст водяного меняется в зависимости от луны. Чем моложе месяц, тем моложе водяной и наоборот. Это видно по его волосам. При ранней луне его волосы свежего зеленого цвета, а на исходе месяца водяной покрывается сединой.

 

Не так страшен чёрт…

У этого старичка, несмотря на его дурную славу, очень веселый нрав. Например, он любит лунной ночью прокатиться по волнам на коряге, сделав маскировку из водорослей. Громко хлопая по воде ладонью, наслаждается эхом, которое разносится по лесу и пугает его обитателей; играет с водой, вспенив ее и высунув оттуда свою голову – и так сразу в нескольких местах. Кроме того, по ночам водяной дерется с повелителем лесов – лешим. И от этого в лесу раздается шум, треск и грохот, слышится звонкий плеск волн.

Он так же не оставляет без внимания людей, которые утонули – получает над ними безграничную власть. Именно по этой причине некоторые суеверные люди до сих пор не рекомендуют спасать тонущего человека и гневить водяного.  

На зиму это существо из славянской мифологии впадает в спячку и просыпается только весной. Просыпается водяной очень злым и голодным. Ранней весной лучше не попадать под его горячую руку. Наши предки с уважением и страхом относились к духу воды, и поэтому каждую весну подкармливали и задабривали его маслом, гусиным мясом, которое он так любит, и другими сытными вкусными лакомствами.

На дне водоема у водяного целое хозяйство. Он пасет стада рыб, как люди пасут коров, командует русалками, утопленниками и другими обитателями водной стихии - ему это позволено.

valtasar.ru

интересные факты, фото и картинки водяного.

Водяной или водяник, в мифологии славян дух живущий в воде. Водяной это хозяин вод. В его образе отражается опасное начало водной стихии. Славяне представляли водяного, как большого старого деда, полного с обрюзгшим телом. Глаза у него выпученные, тело покрыто тиной, есть рыбий хвост и перепончатые лапы. У водяного большая борода и зеленые усы.

Водяные пасут на дне рек стада рыбы и командуют русалками и водной живностью. Водяной не слишком злой, но иногда любит подшутить над человеком. Он затягивает на дно музыкантов, чтобы они его развлекали. Такой случай описан в сказке «Садко». Водяные любят жить под мельницами, в глубоких омутах. Раньше ходили предания, что мельники заключают договор с водяным. Чтобы этот дух охранял мельницу, мельник должен был столкнуть ему в воду несколько прохожих. Считалось, что такой человек продал душу нечистому.

Красивые картинки и фото водяного:

Водяной ездит верхом на соме, которого в некоторых местах называют «чертовой лошадью». Сом же привозит ему утопленников. Водяной требует уважения. Он не любит, когда на берегу упоминают попа, бога или громко разговаривают. Отомстить водяной может, разогнав рыбу или испортив мельницу. У этого духа есть способность к перевоплощению. Он может обернуться рыбой, бревном, ребенком или лошадью. Водяные любят покутить с лешими. Если исчезала из пруда или реки рыба, то говорили, что ее съели гости водяного или он ее им проиграл. Чтобы задобрить водяного рыбаки бросали ему пару рыбин с первого улова, хлеб и остатки вина.

kajlas.ru

Водный дух

Особое место в славянской мифологии занимает водный дух, называемое в народе также водяным или водяником. Это сущность, которая, как считается, любит селиться в различного рода водоемах с пресной водой: болотах, озерах, реках, прудах. Особенно ему нравятся омуты, дно водоемов, водовороты, и места вблизи старых мельниц.

В народных поверьях водный дух представляется в виде старика в тине с гигантскими глазами и рыбьим хвостом. Однако есть также представления о водяном, как о старике небольшого роста с бородой до пояса и зелеными усами. При этом считается, что облик водного духа меняется, исходя из фазы Луны:  в начале цикла он может выглядеть молодо, а в конце – седой старик.

Однако по поводу внешнего вида этого существа можно сказать следующее. Как и остальные выходцы из иного мира, водяному нет нужды являться в каком-то определенном облике – он способен изменять свою внешность в зависимости от определенных условий. Именно поэтому данные по этому вопросу достаточно противоречивы. В частности, он может иметь утиные лапы, коровий хвост, копыта. Существуют свидетельства, утверждающие, что водного духа видели в образе огромной рыбы, бревна или утопленника. Впрочем, в последних случаях речь может идти о представлениях, основанных на страхе перед этим существом. Конечно же, водному духу не составляло труда представать и в образе человека, причем как мужчины, так и женщины. Однако его всегда можно было отличить по мокрым волосам, а также краям одежды.

Для людей прошлого водяной был столь же реален, как и вся обстановка вокруг. Его опасались, считая, что тот способен причинить вред. Таким вредом могла стать потеря животных, которые могли быть похищены водным духом. Поэтому, когда, животных приводили на водопой, за ними очень тщательно следили.

Это интересно

Руно Ясона

Созвал Ээт во дворец всех знатных, богатых жителей Колхиды и всю ночь совещался с ними о том, как ...

Деймос - бог ужаса

Де́ймос (др.-греч.смятенье, ужас ) - в древнегреческой мифологии один из сыновей Ареса и Афродиты, Деймос был имперсонификацией ...

Ручной лазер

Сбылась мечта фантастов прошлого, теперь в руках любого жителя Земли за символическую плату в 299$ может ...

Шишига

Давно не было слышно о чуде-юде, а ведь у этого сказочного образа имеется свой реальный прототип, живущий ...

Исцеляющие источники

Об этом живописном уголке в поселке Каменск знают не многие.  Речь идет о Свято-Серафимовском храме. Здесь расположены исцеляющие ...

Встреча святого Иосифа с семьей

  Святому Иосифу было лишь тридцать, когда фараон назначил его наместником всего Египта. Иосифу вручили знаки его нового ...

Курортная Болгария

Страна Болгария расположилась на черноморском побережье чудесными шафранными пляжами, горнолыжными курортными трассами, родниками, древней архитектурой, стародавними ...

objective-news.ru

Водяной | Bestiary.us

Али

в грузинской мифологии злые духи, обитающие в горах, лесах, реках

Амайурйук

в фольклоре канадских инуитов гигантская женщина с карманом на спине, куда она засовывает детей

Анкы-келе

в мифологии Чукотки дух-хозяин моря

Баламутень

в белорусской мифологии опасный для женщин водяной человек с одутловатым лицом, гусиной кожей и огромным животом

Богинки

в поверьях западных славян страшные природные демоны в облике уродливых старух или бледных девушек

Букавац

демоническое существо сербско-хорватской мифологии, шестиногий монстр с оленьими рогами

Буньип

в фольклоре австралийских аборигенов опасное водяное чудовище

Ва-ош

согласно локальному мифологическому преданию верхне-вычегодских коми-зырян водяной-кентавроид с четырьмя ногами и человеческим торсом

Вакуль

водяной в мифологии народов коми, повелитель подводного мира со злым, враждебным для человека характером

Ванапаганы

в эстонской мифологии злобные великаны, обитающие в пещерах, на дне озер и под землей

Васа

многочисленные водяные духи в мифологии народов коми

Вишап

армяно-грузинский дракон, популярный мифологический и фольклорный персонаж

Водяной

в славянской мифологии злой дух, воплощение стихий воды как отрицательного и опасного начала

Вумурт

в поверьях вотяков (удмуртов) водяной дух, сопоставимый со славянским водяным

Ганги-кодзо

согласно японскому фольклору, волосатые обезьяноподобные водные духи, обитающие в реках, близкие родичи капп

Гриндилоу

агрессивные русалки-водяные проточных вод в фольклоре Британских островов

Дагон

западно-семитское божество, бог филистимлян в виде рыбного кентавроида

Дженни Зеленые Зубы

озёрная страшилка из фольклора графства Ланкашир, которая хватает непослушных детей своими длинными зелеными клыками и утягивает в омут

Дитя Красного болота

согласно локальной легенде, девочка с глазами цвета мутной воды, появляющаяся в окрестностях Красного болота под Мозырем Гомельской области Беларуси

Донный

в фольклоре Терского Берега Белого моря, «хозяин» моря и зверей, предсказывающий каким будет промысел

Ежеринис

духи-божества озёр в литовской мифологии

Жевжик

в белорусской мифологии (согласно записей П.Древлянского), покровитель рек в облике небольшого старичка с тонкими конечностями, длинной шеей и рыжей бородой

Иеле

в румынском фольклоре зловредные женские духи лесов и полей, аналоги восточнославянским русалкам и южнославянским самовилам

Ичетик

по славянской и коми-зырянской мифологии мелкий злой дух из рода водяных и помощник их

Йок-йок

женский дух-оборотень, которому поклоняются австралийские аборигены; русалка, живущая в священных водяных ямах

Кава-акаго

согласно японскому фольклору, родичи каппы, ёкаи-обманщики, которые выглядят как маленькие дети с красной кожей

Кавтчо

в фольклоре рыбаков чилийского острова Чилоэ человекоподобное существо огромного роста со странным мерцающим светом, исходящим из груди

Калупалик

в эскимосской мифологии человекоподобное существо, живущее в воде и похищающее детей

Каппа

японская разновидность водяных, персонаж, имеющий черты человека, черепахи, лягушки

Караконджалы

у южных славян сезонные демоны, сродни русским шуликунам

Кицка жонка

в поверьях русского севера водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом, обитающий в реке Кице

Комоква

у индейцев квакиютлей хозяйка бесчисленных богатств

Копуваи

собакоголовый великан-людоед из мифологии маори, коренного населения Новой Зеландии

Корриган

в бретонском фольклоре то ли проказливые карлики сродни лютенам, то ли феи ручьев

Котшур

в фольклоре Верхней Силезии, таинственное водяное существо, похожее на гибрид большой цапли и выдры с острыми, как бритва, зубами

Ксаны

в астурийской мифологии женские духи источников, ручьев и рек

Кутысь

в удмуртской (вотяцкая) мифологии водный дух, насылающий болезни

Ламиньяки

в баскском фольклоре духи-хранители родников и пещер в облике женщин с куриными или утиными лапами вместо ног

Лахама

в шумерской мифологии демоны водной стихии, созданные богом Энки

Лулундрану

в фольклоре мальгашей (жителей Мадагаскара) некие фантастические чудовища, якобы обитающие в реках

Лютен

ночные существа маленького роста и крайне проказливого характера из французского фольклора

Массариоли

в итальянском фольклоре невысокие сверхъестественные существа со старческими лицами, помогающие по хозяйству

Мбуи Туи

один из семи легендарных монстров мифологии южноамериканских индейцев гуарани, ужасающий змей с головой попугая

www.bestiary.us