Дух и душа - в чем разница между ними? Дух


это... Слово "дух" что может означать?

Что такое душа, и что есть дух? Душа и дух – это понятия тождественные, или же они отличаются друг от друга? Вопросы не новые, глубинные, не имеющие однозначного ответа… Однако мы не можем не задавать их. Суть наша ищущая, неугомонная, вечно блуждающая и томящаяся в неведении, но оттого живая, настоящая, развивающаяся и бесконечная. Если бы нам было дано подойти к истине вплотную и взглянуть ей в глаза, мы бы в тот же самый миг исчезли, испарились, поскольку утратили бы свою суть, а значит, и смысл своего существования. Поэтому в сегодняшнем ответе на вопрос «дух – это что?» будет малая часть истины.

Православие

В основе Православной веры лежит учение о трихотомии в составе человеческой природы, иначе – признание того, что человек состоит не только из двух основных субстанций (души и тела), но и ещё третьего благодатного дарования – духа. Однако у учителей Церкви учение о трёхсоставности человека, к сожалению, носило более «само собой разумеющийся» характер, нежели было глубоко и всесторонне разработанной доктриной, вследствие чего по этому вопросу всегда возникали споры и возражения. Противники трихотомии настаивали на том, что сущность человека состоит лишь из души и тела, а встречающиеся в Святом Писании слова «дух» и «душа» - понятия однозначные.

В свою очередь сторонники теории о трёхсоставности природы человека также не отличаются единством. Одни полагают, что душа - абсолютно нематериальная субстанция, низшее проявление духа, потому материальным может быть только тело человека. Другие допускают иное: дух – единственная духовная составляющая человека, в то время как тело и душа материальны по своей сути и объединены в нечто единое целое, иной раз обозначаемое библейским термином «плоть».

По этим вопросам написано множество книг. Это и «Прибавление к Слову о смерти» епископа Игнатия, «Беседы и слова преподобного Макария Великого», «Душа и Ангел – не тело, а дух» Епископа Феофана и многие другие. Рассуждения интересные, глубокие и поучительные, однако разрешение сего спора по своей сути невозможно, поскольку глубина его бесконечна, посему - недостижима.

Понятие духа в Исламе

В Исламе существуют такие понятия, как «нафс» (душа) и «рух» (дух). Что они означают? Учёные и толкователи Корана разошлись во мнениях. Одни считают, что данные слова являются синонимами, и различия можно обнаружить лишь в их качествах и свойствах. Например, слово «рух» (дух) может иметь такие эквиваленты, как «рих» - ветер, благоприятствующий появлению новой жизни, «равх» - умиротворение, а понятие «нафс» (душа) происходит от «нафис» - дорогой, бесценный, и от «танаффаса» - дышать. К числу других относятся толкователи, которые говорят, что от рождения человеку дана «хайят» (жизнь), «рух» (дух) и «нафс» (душа). Дух – это божественное начало, он светлый, а душа – человеческое, сотворена из глины и огня.

Однако есть мудрецы, которые призывают не вступать в беседы о душе и о её сути, ибо когда Пророка спросили о том, что такое душа (дух), он не дал однозначного ответа, терпеливо ожидая божественного откровения. Ниспосланный аят был глубоким и мудрым: «Дух нисходит от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало». Иными словами, подтверждалось существование духа и его божественное происхождение, однако суть его оставалась скрытой и незримой. Ум человека ограничен. Он не может себе представить понятия, не имеющие явной формы и окраски, не обладающие определёнными размерами, которые невозможно взвесить или изучить иным способом. Поэтому, если бы спрашивающие получили определённый ответ, то всё равно не смогли бы постичь услышанное, поскольку в «мире приказов» нет определений, что является большим или маленьким, красным, синим, квадратным или круглым. Рассуждая о душе, можно лишь говорить о том, что исходит от той или иной души, что или кто может оказывать влияние на неё, что может её портить или возвышать. Говоря другими словами, люди могут только рассуждать об особенностях души, а Аллах ведает истину.

Дух – это сила

В Исламе, помимо изложенного выше понятия «рух» (дух, душа), существует ещё одно представление. Аллах поддерживает всех верующих в Него другим духом: «Аллах начертал в их сердце веру и укрепил их духом от Него» (Коран 58/22). То есть, помимо духа – души, который изначально находится в теле человека, Бог по Своей воле даёт поддержку и посылает другие возможности. Отсюда слово «дух» приобретает особый смысл: дух – это сила. Поэтому и говорят «сильный духом» или «слабый духом человек», «чувствуется здоровый дух». Однако в отличие от духа – души, этот дух смертен. Он исчезает, когда тело погибает.

Обыкновенное чудо

Однажды преподобный Сергий, трапезничающий с братией монастыря, вдруг резко встал из-за стола, повернулся, сделал поклон на запад и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, благословение Господне да будет с тобой». Удивились сильно монахи, не удержались и спросили отче святого, кому были адресованы сии слова. Каково же было их еще пущее изумление, когда преподобный ответил, что в восьми верстах от монастыря остановился направляющийся в Москву епископ Пермский Стефан. Он поклонился Святой Троице и произнёс слова: «Мир тебе, духовный брат». Вот поэтому Сергий и ответил ему. Не все поверили словам Святого Старца, некоторые поспешили к тому самому месту и вскоре действительно догнали Стефана, который и подтвердил слова Сергия.

Приведённый пример удивителен, но не единичен. Как верующим людям, так и деятелям науки сотни раз приходилось сталкиваться с подобными явлениями. Первые называют происходящее Божественным чудом, в секунду меняющим обычную логику вещей. Последние пытаются подойти к вопросу научно (Ш. Рише, Котик, Оливер Лодок) и предлагают теорию невидимого излучения энергии мыслящим мозгом, т.е. всякая мысль – энергия, которая излучается наружу и имеет как психические, так и физические свойства.

Душа и дух

Кто прав, и что есть истина в этом случае? Сие великая тайна. Душа и дух – это одно и то же по сути, они соединены в единую сущность, и происхождение их божественно. Они первичны, они есть начало и источник всего видимого и невидимого. Однако существуют и различия. В чем они заключаются? Душа – это солнце, огромное, яркое, вечное. Дух – это исходящая от солнца энергия, лучи, несущие всем и каждому свет и тепло. Дух – та связующая нить, невидимая, но очень прочная, что соединяет всех и вся между собой и Богом. Таким образом, душа передает и распространяет ту силу, веру, те переживания, чувства, знания, всё то осознанное и бессознательное, что есть в ней на данный момент. Чем глубже душа, тем сильнее и чище дух, тем он более безграничен и всеохватывающ.

Между родственниками, матерью и ребёнком, любящими друг друга людьми устанавливается особая духовная связь, посредством которой люди не столько обмениваются большим количеством энергии, сколько передают друг другу энергию особого качества. Конечно, невозможно описать, измерить или дать оценку тому, что происходит за пределами нашего понимания. Однозначно, недостижимо определить количество, качество или силу духовной связи, до конца понять и осознать её, поэтому и используемые нами слова относительны и условны. Они дают лишь малое представление о том, кто мы есть.

Злой дух

Однако не всегда душа спокойна, мудра и возвышенна. Она может находиться на разных этапах развития, иметь различные степени духовности или прибывать во всяких состояниях. Как говорит апостол Павел, есть люди духовные (1 Кор.2:14). Встречаются и люди-животные, люди-растения, люди-ангелы. К первой категории относятся люди, духовность которых прибывает на стадии инстинктов, а последние приближаются к духам без плоти. Отсюда и разного рода связи и посылы. Одно отважное пламенное сердце изливает боевой дух, дух храбрости и чести, воспламеняя сотни других душ. Другое, сердце матери, проливается нежным и сладостным потоком любви на прильнувшего к её груди ребёнка. А третье, искаженное злобой и ненавистью лицо, излучает злой дух, энергию, вызывая страх, тревогу или даже ответную ненависть и жестокость.

Дух одного народа

Нельзя отрицать и особую связь между людьми одной народности. Философское понятие «народный дух», подразумевающее сверхиндивидуальное, обнаруживающееся в проявлениях объективного духа у представителей одного и того же народа, можно истолковать и как неведомую связь между людьми «одной крови», которая образует некое единство. По ней таинственным образом несутся потоки верований, ценностей, знаний, опыта, любви, особого качества, свойственные только данному народу. Эта сила находится в постоянном движении, однако в смутные времена в истории того или иного народа она может раскрыться с невиданной силой, стать потоком, сносящим все плотины.

Говоря о народном духе, невозможно не упомянуть русский дух: «Волшебный град! Там люди в деле тихи, но говорят, волнуются за двух. Там от Кремля, с Арбата до Плющихи отвсюду веет чистый русский дух» (Некрасов). Что это? Здесь настоящий парадокс. Его нельзя описать, вернее, можно следующими словами: он высокодуховный, глубокий, мощный, гостеприимный, богатырский, яркий, однако ни один эпитет не даст стопроцентного понимания этого явления, и, несмотря на это, русский дух легко узнаваем и уважаем в разных частях планеты.

Связь духа и формы

Дух, душа ярко отражаются в материальных формах. Более того, дух творит формы. Например, человек, его глаза, нос, губы, форма тела, движения и мимика – всё соответствует и одновременно созидается душой и духом. Данная теория не является новой. Еще Оскар Уайльд в своём произведении «Портрет Дориана Грея» доводит до читателей мысль, что даже самое красивое лицо и нежные, тонкие черты искажаются до неузнаваемости под прессом, казалось бы, неуловимых, скрытых от взора окружающих мыслей, действий и поступков человека.

Однако, помимо внешних изменений, которые невозможно утаить, существуют и малозаметные, неприметные особенности внешности человека. Смотришь на женщину: красивый разрез глаз, пухлые розовые губы, идеально прямой нос - придраться не к чему, настоящий идеал красоты! Однако при более пристальном взгляде появляются совсем иные ощущения, прямо противоположные. Что это? Каждый день перед нами расстилаются два противоположных мира. Один доступен взору, другой, например дух человека, скрыт от глаз. Но их значимость обратно пропорциональна их «наглядности». Духовный облик первичен. Пусть душа живёт глубоко внутри нас, пусть дух в теле скрыт от взора, но только он является нашим истинным «я», и его не спрятать под «модным платьем». Минута-две, и в следующий миг туман начисто рассеивается, и пред нами откроется либо мёртвый лес, либо большая поляна под лучами яркого весеннего солнца.

Иллюзия и реальность

Верх и низ, внутри и снаружи, право и лево... Как ни крути, а не только человек, но и «физическое пространство» состоит из двух материй: видимой и невидимой. Мир, недоступный взору, бесплотный «дух» Земли и является тем ядром, началом всех начал, которое порождает и поддерживает внешний мир формы и видимости. Рождение, смерть, смена времён года, изменения климата, движение тектонических плит Земли – всё живое и неживое переживает, с одной стороны, настоящую драму жизни, а с другой – это лишь метафора, призванная облечь в яркую форму суть невидимого внутреннего мира. Для чего? Может, для того чтобы помочь каждому из нас найти пусть свой уникальный, неповторимый, но настоящий ключ от дверей с табличкой «Истинный дух мира».

fb.ru

Дух

(28 голосов: 4.36 из 5)

 

Дух есть высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога. Человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души.

«В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. Феофан Затворник)

Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».

По слову св. Игнатия Брянчанинова, «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога».

Согласно св. Григорию Чудотворцу, человеческий дух не имеет качеств, которые воспринимаются чувствами.

Человеческий дух есть разумное начало в силу чего св. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий Брянчанинов).

По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В то же время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему.

«Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное – умственному и бесплотное – бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним», – говорит св. Григорий Нисский. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.

Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом – Богом. «Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом» (св. Кирилл Иерусалимский).

См. ТЕЛО, ЧЕЛОВЕК

Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе

«Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого…

Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр. 4:12), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души (Лев. 17:11,14). Преподобный Макарий Великий на вопрос: «Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?» – отвечает: «Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие; однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек» (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: «Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (1Фес.5:23; Евр.4:12), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе»

Свт. Феофан Затворник о человеческом духе

«Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.

Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:

1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия.

2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.

3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе – к небесному?

Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…

Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце).

Принимаюсь за то, что было прервано, – именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною.

Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни – мысленной, деятельной и чувствующей.

В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек – это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: «Что значит человек в общей совокупности творений?» Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец – в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, – и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей.

Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это – Божеское.

В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше – стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и вредны бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе.

В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе – воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными – назовем так – чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, – чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого – наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи – сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить.

Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.

azbyka.ru

Дух и душа - в чем разница между ними?

Дух и душа... В чем разница этих двух понятий? Для обычного человека этот вопрос остается открытым. Однако он очень важен. В разных религиях и учениях на него отвечают неоднозначно. Для начала надо рассмотреть эти термины отдельно. Душа – нематериальная суть личности, обитающая в ее теле. Другими словами – "жизненный двигатель" человека. Вместе с душой начинает свой жизненный путь и телесная оболочка, которая познает окружающую среду с ее помощью. Без души не будет жизни. Дух же является высшей степенью сущности личности. Он влечет и ведет человека к Богу. Именно присутствие духа выделяет людей как высших существ в иерархии животного мира.

Философия и душа

Философы с древних времен пытались найти ответ на вопрос, что такое дух и душа, в чем их разница и сходство. Понятия духа и души в философии обозначают слои совершенства нашего мир и наиболее досконально воплощены в людях. Они являются ступенями между человеческим сознанием и реальностью. Душа считается совокупной величиной, объединяющей в себе психические характеристики индивидуума, которые определяют его социальность. В душевном мире находят свой приют все жизненные переживания человека, его психические состояния и влечения. Душа – связующий между внутренним и внешним. Она объединяет сферу социальной жизни с внутренними качествами человека, помогает личности адаптироваться в окружающем обществе, взаимодействовать с другими индивидуумами.

Философия и дух

Дух и душа – в чем разница? Философия не дает конкретного ответа. Данная наука лишь предполагает, что дух является высшим ценностно-мировоззренческим пластом. Он – центр человеческой духовности. Духовное не считается лишь индивидуальным, оно представляет собой уникальное объединение нравственности, искусства, языка, философии. Наиболее значимые человеческие проявления, такие как любовь, вера, свобода, относятся к духовному миру. Во многих философских учениях термины дух и душа имеют отношению к миру в целом, а не к отдельному индивидууму.

Ведизм и душа

Наши предки верили, что душа дана человеку для отработки отрицательных качеств. Она наделена возможностью выбора, то есть может развиваться в негативном или позитивном направлении. Ее дело, какую сторону избирать, отрицательную или положительную. Душа в ведизме считается субстанцией из тонкой материи и частью энергетической оболочки планеты. Веды говорили, что душа сама выбирает себе воплощение, то есть дату и место рождения. В момент смерти человека душа старается вернуться на изначальную точку, то есть в родной город умершего. В ведизме считается, что душа похожа на перфоленту с отверстиями. Эта лента как будто обволакивает духовное зерно и может негативно влиять на положительные порывы самого духа. По этой причине возникают депрессивные состояния, а тело становится слабее и уязвимее.

Ведизм и дух

Древние веды считали человека духовным, если он достиг конкретного энергетического уровня. Дух и душа – в чем разница? Ведические книги указывают на веру в то, что дух – это первоначальное в человеке. Он дан личности с самого начала ее существования. Дух помогает человеку совершенствоваться, несмотря на негативное влияние окружающего мира. Веды говорили, что дух суммирует энергию всех своих воплощений. И если он не смог собрать достаточно энергии со своих прошлых жизней, то человека называть бездуховным нельзя, так как его дух только начинает свой путь совершенствования. В ведизме говорится, что человек не может существовать без духа, а вот без души жизнь вполне возможна.

Православие и душа

Дух и душа - в чем разница? Православие, как религия, отвечает на этот вопрос следующим образом. Считается, что душа – это тонкая нить между личностью и внешним миром, она связывает человека и реальность. Дух же, наоборот, помогает индивидууму обрести связь с Богом. Душой обладают все живые существа, но духом наделен только сын Божий, то есть человек. Тело оживотворяется с помощью души, а она, в свою очередь, – с помощью духа. В момент рождения человека ему посылается душа, но не дух. Он же приходит во время покаяния. Дух несет ответственность за разум, а душа обязана контролировать чувства и эмоции. Человек способен осуществлять контроль над своей душой, но над духом он не властен. Душа склонна к переживанию физических страданий. Дух же не имеет подобных ощущений и не привязан к телесной оболочке. По своей природе дух нематериален, а связь имеет лишь с душой. А душа, напротив, неразрывно связана еще и с телом. Душу можно запятнать греховными поступками. Но дух несет в себе Божественную силу и не может быть затронут грехом.

Дух в исламе

Дух и душа – в чем разница? В исламе с давних пор задавались этим вопросом. В отличие от православия, здесь понятия духа и души трактуются несколько по-другому. Считается, что дух наделен бесконечным количеством качеств и умений. Он может различать с помощью сознания, осознавать умом, быть в единстве с совестью, прислушиваться к мечте, любить сердцем. Некоторые способности духа проявляются через материальные человеческие органы, другие – ограничены ими. В исламе говорится, что дух – закон Аллаха, который управляет телесной оболочкой. Традиционно в исламской религии тело человека обозначается клеткой, а дух олицетворяется в образе птицы. Такая аллегория дает множество поводов для размышлений. К примеру, тело живет и служит духу, но дух ничем не обязан телу. Увеличивая в размере клетку, птицу не сделать больше. Подобным образом можно сказать и о физической и духовной красоте. Украсив клетку, нельзя сделать красивее саму птицу. Также физическое здоровье человека не указывает на его духовное развитие. В исламе говорится, что дух после смерти тела обретает свободу и освобождается от оков оболочки. Далее он сам по себе ожидает Судный День. Новую физическую форму дух обретает уже в загробном мире.

Душа в исламе

В религии ислама тоже стоит вопрос о том, что такое дух и душа, в чем разница между ними? Главная книга Коран приводит неоспоримые факты существования человеческой души. Ислам рассказывает о возникновении души следующим образом. Сначала человек формируется в течение ста двадцати дней в животе своей матери, потом появляется ангел, который наделяет зародыш душой. При этом ангел приходит с определенной миссией: он записывает дату рождения человека, длительность его жизни и дату смерти. В исламе говорится, что душа покидает свою физическую оболочку на сороковой день после смерти человека. Теорию реинкарнации в исламе полностью отрицают. Считается, что после того, как душа покидает человеческое тело, она отправляется в мир душ. Тело же хоронится и стает частью земли. После истечения определенного временного периода, согласно религии ислам, Аллах воскресит тела всех умерших и вернет каждому человеку его собственную душу. После этого все люди предстанут перед Богом всех миров, дабы ответить за свои грешные деяния.

Расплывчатая разница

Итак, дух и душа – в чем разница этих понятий? Как видно из этой статьи, каждая религия по-своему трактует значение этих слов. Но в основных идеях о душе и духе как религии, так и философские учения сходятся. Разница между духом и душой заключается в том, что душа неразрывно связана с телом, а дух, наоборот, стремится только к Богу, отвергая все физическое и мирское. Очень важно найти тонкую грань между своим духом и душой. Тогда их можно будет держать в гармонии, ведь в основном дух тянется к высоким идеалам, а душа слишком подвержена негативному влиянию окружающего мира. Когда человек сам для себя осознает, в чем разница между духом и душой, он сможет спокойно жить и радоваться каждому мгновению. Конечно, это задача не из легких. Но тот, кто имеет терпение и выдержку, сможет обрести себя и наладить гармоничную связь между душой и духом.

fb.ru

Дух и душа человека | Мир Бога

Существуют разные понимания того, что такое «дух» и «душа человека». Кто-то говорит, что это одно и то же, а кто-то разделяет эти понятия. Интересно было бы разобраться подробнее, потому что на самом деле это многое определяет в нашей жизни. Кем я являюсь, я – человек душевный или человек духовный? Как связаны между собой понятия душа и дух?

Чаще всего понятие «душа» ассоциируется с внутренней природой, которой наделено любое живое существо. Мы можем говорить о том, какими душевными и отзывчивыми могут быть наши любимые домашние животные, можем сказать, что у растений также есть своя душа, которая отзывается на нашу заботу. Некоторые люди наделяют душой реки и моря, деревья и камни. И уж, конечно, сама наша матушка Земля обладает душой. Иначе как можно объяснить многочисленные природные катаклизмы, которые нарастают на нашей планете с каждым годом? Душа Земли «вопиет», видя духовное состояние современного человечества, населяющего планету.

Понятие «дух» чаще всего связывают с некоей внутренней силой или направленным действием. Есть даже такое устоявшееся словосочетание «Божественный дух». Иными словами, дух – это нечто такое, что подразумевает под собой развитие, деятельность, внутреннее активное начало. Можно сказать, что все люди наделены душой, но не у всех людей развит дух, духовность.

Размышляя дальше, дух и душу человека можно представить как два аспекта нашего духовного «я» – внутренний и внешний. Душа человека больше связана с нашими отношениями с другими людьми, отношениями, ограниченными рамками времени и пространства, отношениями как бы «в горизонтальной плоскости». Дух больше связан с нашими отношениями с Богом или вертикальными, вечными взаимоотношениями. Душевный человек – это тот, кто открыт душою ко всем людям, кто может откликнуться на чужую боль как на свою собственную, кто способен сочувствовать другим и понимать их. Человек «духовный» – это тот, кто развивает свои личные взаимоотношения с Богом, открывается в молитве и возможно даже чувствует духовный мир.

Несомненно, нам в жизни очень важно развивать в себе оба аспекта, но даже сам русский язык подсказывает нам какой из них для нас важнее. После смерти наша душа отправляется в ДУХовный мир. То есть духовный мир – это мир душ, которые созрели духом. Другими словами, нам важно строить отношения с людьми, мы, безусловно, должны развивать разные аспекты души – интеллект, эмоции, волю и сердце. Но, прежде всего, в нашей жизни очень важно построить глубокие взаимоотношения с Богом, которые позволят нам развить и совершенствовать наш дух. Душевное и духовное развитие человека должны идти вместе, рука об руку.

Духовным началом наделен каждый человек, но дух каждого из нас находится на разной стадии развития. Кто-то находится только на уровне «формирующегося духа», когда человек еще не способен строить глубоких отношений с Богом, не способен думать ни о ком другом кроме себя самого. Это не обязательно означает, что такой человек «плохой», просто его дух еще не развит, его дух только начинает формироваться. Мышление такого человека можно сравнить с мышлением маленького ребенка, который привык все требовать только для себя.

Есть люди, которые духовно растут и развивают свои отношения с Богом, постепенно достигая уровня, который можно назвать «духом жизни», когда они способны позаботиться не только о себе и о своей собственной жизни, но и наполнить жизнью других людей. Таких людей мы обычно называем добродетельными людьми (добрыми людьми) или праведниками. Они способны жить ради других, связывая свои желания также с желаниями Бога.

И лишь немногие достигают третьего, самого высокого уровня развития человеческого духа – уровня «божественного духа». Эти люди в наиболее полной мере способны ощутить то, чего хочет Бог, а также понять сердце Бога в отношении другого человека. Они способны действовать от имени Бога, и как Его представители нести в мир Божью любовь, Божью истину и свет. Таких людей мы заслуженно называем святыми.

Все мы обладаем потенциалом стать людьми божественного духа, развить свою душу, наполнив ее Божьей любовью к людям. Однако это зависит, прежде всего, от наших усилий. Все начинается с первого шага к Богу, с построения наших личных отношений с Ним. Только так мы сможем стать людьми, у которых гармонично развиты и дух, и душа. И тогда наша душа после смерти сможет достойно занять свое место в прекрасном духовном мире, который превосходит все наши мыслимые земные ожидания.

www.mirboga.ru

дух - это... Что такое дух?

-а (-у), м.

1.

Психические способности, сознание, мышление.

В здоровом теле здоровый дух.

[Якоби:] Его болезнь, боярин, многосложна: Не плоть одна страдает — болен дух. А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного.

Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа. Чехов, Крыжовник.

Тот, кто не художник, не может испытать забвения всего окружающего, когда дух погружен в образы. Гаршин, Надежда Николаевна.

||

В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной материи.

--- [Махисты] требуют от материалистов такого определения материи, которое бы не сводилось к повторению того, что материя, природа, бытие, физическое есть первичное, а дух, сознание, ощущение, психическое — вторичное. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.

||

В идеалистической философии: нематериальное начало, лежащее якобы в основе всех вещей и явлений, являющееся первичным по отношению к материи.

Абсолютный дух.

||

По религиозным представлениям: бессмертное нематериальное, божественное начало в человеке; то же, что душа.

Старший молвил: — Спи во гробе; Вдруг погасла, жертвой злобе, На земле твоя краса; Дух твой примут небеса. Пушкин, Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут. Л. Толстой, Война и мир.

2.

Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива.

Дух войска. Подъем духа. Упадок духа.

Как был я духом бодр, как полон юных сил! Плещеев, Странник.

Смело, товарищи, в ногу! Духом окрепнем в борьбе. Радин, Смело, товарищи, в ногу.

Казалось, чем слабее и немощнее становилось его [Комиссара] тело, тем упрямее и сильнее был его дух. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.

||

Смелость, решимость, мужество (обычно в устойчивых сочетаниях).

Собраться с духом. Набраться духу.

[Саша (встает):] Как у вас хватает духа говорить все это про человека, который не сделал вам никакого зла? Чехов, Иванов.

3.

Основное направление, характерные свойства, сущность чего-л.

Противоречить духу закона.

Обстоятельства жизни --- дали ему возможность узнать истинные нужды народа и проникнуться его духом. Добролюбов, А. В. Кольцов.

[Настроение], широко охватывающее всех, и дает то, что принято называть «духом времени». Короленко, История моего современника.

|| чего или какой.

Какое-л. начало, определяющее поведение, образ мыслей и т. п.

Кастовый дух. Воинственный дух. Дух противоречия.

[Толя Попов] привнес во все, что бы ни делала молодежь «Первомайки», дух ответственной дисциплины и решительной смелости. Фадеев, Молодая гвардия.

4.

По мифологическим и религиозным представлениям: бесплотное, сверхъестественное существо (доброе или злое), принимающее участие в жизни природы и человека.

Добрый дух. Горные духи.

Суда бросали, бывало, медную монету духу, охраняющему остров, чтобы он пропустил мимо без бурь. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

5. разг.

Дыхание (обычно в устойчивых сочетаниях).

Дух захватывает. Дух занимает. Дух замирает. Затаить дух. Перевести дух.

6. прост. Воздух.

— Давно нашим лесным духом не дышал, — --- сказал Матвей. Марков, Строговы.

7. прост. Запах, аромат.

[Ефросинья Потаповна:] Ваниль этот дорогой ---. Ну и положил бы чуточку для духу, а он валит зря. А. Островский, Бесприданница.

— Откроешь кастрюлю, а из нее пар, грибной дух… даже слеза прошибает иной раз! Чехов, Сирена.

[Изба] была недавно построена ---. Из горницы до сих пор еще не выветрился скипидарный дух свежего леса. С. Антонов, Лена.

8. в знач. нареч. ду́хом. прост.

а) Очень быстро, мигом.

Духом домчаться.

б) Без остановки, сразу, в один прием.

Арина вернулась с небольшим графинчиком и стаканом. Ермолай привстал, перекрестился и выпил духом. Тургенев, Ермолай и мельничиха.

- вольный дух

злой{ (или нечистый)} дух

бес, дьявол.

святой дух

по христианскому вероучению — одно из лиц святой троицы.

святым духом (узнать)

догадаться, сообразить или узнать из неожиданного, необычного источника.

в духе

в хорошем настроении.

не в духе

1) в плохом настроении;

2) (с неопр.) не расположен, нет желания заниматься чем-л.

— Я не в духе рассказывать. Лермонтов, Бэла.

во весь дух{ или} что есть духу{ (бежать, мчаться и т. п.)}

очень быстро, стремительно, изо всех сил.

на духу́

на исповеди (у священника).

как на духу́

откровенно, ничего не утаивая.

дух вон {у кого}

умер, умерла.

- вышибить дух

- испустить дух

- воспарить духом

- воспрянуть духом

пасть{ (или поникнуть)} духом

впасть в уныние, отчаяние.

расположение{ (или состояние)} духа

настроение, душевное состояние.

ни слуху ни духу {о ком-чем}

нет никаких известий.

- ни сном ни духом не виноват ни сном ни духом не знать

одним{ (или единым)} духом

1) очень быстро, мигом.

— Торопи ямщиков ---. Чтобы живо! — Единым духом… — и голова старосты исчезла за дверью. Короленко, Черкес;

2) сразу, в один прием.

Он одним духом выпил большой бокал. Б. Полевой, Пан Тюхин и пан Телеев.

- присутствие духа

чтобы духу{ чьего} не пахло{ (или не было)}{; чтобы духом чьим} не пахло

о требовании чьего-л. немедленного и обязательного удаления.

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

dic.academic.ru

ДУХ - это... Что такое ДУХ?

муж. бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый; злой дух, дух тьмы. диавол. нечистый дух. Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, наитие, откровенье.

| Видение, привиденье, тень, призрак, бестелесное явленье на земле.

| Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость. У меня на это не станет духу.

| Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл. Дух веры христианской. Его смущает дух суемудрия. Духом кротости, а не палкой по кости.

| Дыханье. Дай перевести дух. Бежал, захватило или заложило дух.

| Видимое дыханье, пар выходящий из рта. В этом ·знач. дух, как жизнь, ниже души; а в высшем ·знач. искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного.

| Запах, вонь, ухание. Здесь русским духом пахнет. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. Он духу его не терпит.

| горн. воздух, вдуваемый в плавильные печи.

| Жар; вольный дух, умеренный жар в печи, по выгребе жару или по испечении хлеба;

| * направленье в людях к воле, свободе. Испустить дух, умереть. Гореть духом, быть исполнену ревности, усердия Быть на духу, идти на дух, исповедываться. Собраться с духом, придать кому духу, смелости. Есть душок, мясо с душком, испорчено, протухло. Он с душком, о человеке. горд, упрям, своенравен, непокорен. Хватить стакан душком, духом, разом. Быть в духе, не в духе, быть хорошо или дурно настроену, расположену, быть веселу или скучну. Скакать во весь дух. Ветер духами и зорями архан. голмянами, шквалами, порывами. | Приезд на оленях, у самоедов, малый дух, до 7 верст; большой, до 40. Ехать на духах, камч. ехать на собаках по такому месту, где много зверя, отчего собаки, почуяв его, внезапно бросаются опрометью за зверем, в сторону. Ни духу, ничего, нисколько, ни следу, ни тени. Духом, душком, за один дух, без передышки, борзо, прытко, живо. скоро, тотчас, мигом. Человек с духом, стойкий, смелый, храбрый; человек с душком, упрямый, своенравный, самолюбивый. Соломку жуем, а душок не теряем. Переводить духи, переносить, пересказывать, наушничать. Забрать дух, о звере, почуять охотника, или о собаках, почуять зверя. Гончие на духах понесли. Духи, бесплотные существа; духи мн. благовония, пахучие вещества и снадобья, особым искусством изготовленные. | Духи и дыхи моск. ноздри, вообще дыхательные пути, особ. у лошади. Как святым духом взято. Как на духу всю правду выскажу. На духу сказано, так знай про себя. На духу сказано, так знай грудь да подоплека. Постись духом, а не брюхом! Начал духом, а кончил брюхом. Со страху дух захватило. Подымешься, дух захватит; опустишься, обухом хватят! Не переведя духу, дальше ворот не добежишь. Ни слуху, ни духу. Ни слуху, ни помину. Ни слуху, ни духу, ни вестей, ни костей. Ни хуху, ни духу, ни третьяго тепла! Духом сделаю, скоро. | Дух и духи мн., забайкал. обловщики, загонщики, осочники, мальчишки порскуны. Духовный, бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящийся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. | Относимый к духовенству и званию этому. Духовное родство пуще плотского. Духовный отец, духовник, у кого исповедуешься. Духовный сын, дочь, кто бывает на исповеди, в отнош. к своему духовному отцу. Духовное завещанье или грамата, ·стар. отказная, либо завещанье или духовная ж письменное, законно составленное распоряженье о добре, имуществе своем, на случай смерти; последняя воля. На счастье - ни духовной, ни крепости. Духовен пск. тот, кто в тяжкой болезни уже напутствован Св. Тайнами к смерти. Духовно, или церк. духовне нареч. бесплотно, бестелесно, одним духом, умственно или мысленно: духогвными очами. либо чувствами. Духов день, праздник Сошествия Св. Духа, на другой день Пятидесятницы; воскресный день в народе зовут Троицею и Троицыным днем; а понедельник Духовым днем. Духовой, относящийся к дыханию, к воздуху, или к запаху. Духовая жила, гортань, вернее дыхательное горло. Духовая музыка, противополагается струнной: звуки издаются от вдувания воздуха. Духовая труба или духовая колода, положенная для проводки воздуха, поддувная труба. Духовое ружье, которое стреляет силою сжатого воздуха. Духовая рыба. мясо или овощ, изготовленные в пару, в закрытом или замазанном сосуде. Духовой виноград, астрах. порода нежного, пахучего винограда, потребляемого на месте. Духовик муж., южн. ливер, гусак, осердье, коренец, грудные вутренности говяда. Духовская неделя, троицкая, зеленая. Духовская трава, бывшая в Троицын день в церкви; ею крестьяне подкуривают скот в падеж. Духовской ниж. единоверческой, благословеннои церкви, от Духова монастыря. Духовность жен. ·сост. духовного; | духовная часть, ведомство. Духовина, духовинка, -ночка жен., пск. часок, минутка, миг. Духота жен. духонь жен., пск. душища и сиб. вонь, сильный противный запах;

| спертый, душный воздух, наполненный удушливыми испарениями;

| жаркий, тяжелый воздух, знойная пора. Духовщина жен., собир. раскольничий толк беспоновщичы. Духовенство ср., собир. сословие священно и церковнослужителей; церковная иерархия; вообще люди духовного сана. Белое духовенство, не монашествующее; черное, принявшее обет монашества. Духовник муж. духовный отец, исповедник, спященник, которому исповедуются в грехах своих. От духовника да от лекаря не таись.

| курск. душник или отдушник в печи. Духовница жен., ·стар. строенье для разных церковных принадлежностей. Духовников, лично ему принадлежащий; Духовничий, ему, им свойственный. Духмяный, душмяный пск. духовитый тул., вор., ряз. душистый, пахучий. Весна духовита, лето душно. Духоборец, духоборник муж. отвергающий божественность Св. Духа; толк раскольников беспоповщины, отвергающий все догматы веры и установления церкви, принимающий одну только духовную молитву. Духоборческий, духоборнический, к духоборникам относящийся. Духоборный, к духоборству, к ереси этой относящийся. Духоборствовать, держаться ереси этой. Духовидец, -дица, кто видит духов, видения, привиденья. Духовластный, властный над духами. Духовно-учебный, к духовному ученью или училищам относящийся. Духоведец муж. познающий дух, духовное значенье, душевные тайны. Духомер муж. снарял для измерения густоты воздуха, вдуваемого в плавильную печь. Духословие, наука о духовных существах, пневматология.

Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.

dic.academic.ru

Дух — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других способностей души;

2) сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен;

3) внутренняя сущность, смысл (в выражениях типа «дух законов» или противопоставлениях типа «буква — дух»).

Понятие «дух» не так жестко связано с рационально-познавательными способностями, как понятия «разум» и «рассудок»; в отличие от «интеллекта», «дух», как правило, соотносится со своим персонифицированным носителем, с «лицом»; в отличие от «души» — акцентирует объективную значимость своего содержания и его относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний; в отличие от «воли» — на первый план выдвигает созерцания и смыслы, которые могут определять действия, а не акт свободного выбора; в отличие от «сознания» — фиксирует не столько дистанцию между Я и его эмпирическим наполнением, сколько их живую связь; в отличие от «ментальности» — не включает в себя несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок. В зависимости от идейного контекста дух может противопоставляться (как оппозиция или как альтернатива) природе, жизни, материи, утилитарной необходимости, практической активности и т. д.

Концептуальное, понятийное и терминологическое оформление дух получает в античной философии. Со временем доминировать стали понятия «нус» и «пневма». Понятие «нус», которое в ряду ментальных терминов означало «ум», «образ мыслей», «умственное созерцание» — и этим отличалось от терминов с перевесом психологического (псюхе, тюмос), экзистенциального (софия, гносис) и дискурсивного (логос, дианойа, диалектикэ) значения, — у Анаксагора стало означать мировой разум, цель космической динамики и организующе-различающую силу. В философии Платона, Аристотеля и неоплатоников дух как мироправящая сила обозначается термином «нус» и помещается в многослойную онтологическую иерархию: нус объединяет собой идеальные формы-эйдосы, внедряется через них в стихию мировой души-психеи и образует через нее мировую материю в космический организм. У Платона и неоплатоников нус порожден высшим принципом, невыразимым и непостижимым «благом», к которому нус тяготеет. У Аристотеля нус — высший уровень бытия, бог, который мыслит сам себя и тем творит мир.Термин «пневма» (как и лат. аналог «спиритус») первоначально означал «воздух» или «дыхание». Довольно рано он приобретает психологическое и космологическое значение. Стоицизм понимает пневму как огненно-воздушную субстанцию, которая в виде эфира пронизывает мир, расслабляясь в материальных объектах и концентрируясь в «семенных логосах»: таким образом, пневма выполняет и роль мировой души как оживляющее начало, и роль духа как правящее начало. Неоплатонизм также использует понятие «пневма», описывая проникновения духа в низшие сферы бытия: дух и душа обволакиваются пневмой и через нее контактируют с материей.Генезис христианского понимания духа восходит к эллинистическому религиозному синкретизму. В Септуагинте словами «пневма теу» передается еврейское понятие «руах элохим», Дух Божий (Бытие, I:2), что открывает возможность многообразных сближений эллинского и библейского богословия. Филон Александрийский также именует пневмой и высшее начало в человеке, и исходящую от Бога мудрость. Евангельское учение о Святом Духе становится основой для понимания духа как одной из ипостасей Троицы. В Троице дух является источником божественной любви и животворящей силы. Бог есть дух (Иоанн, 4:24), но в то же время существует и злая духовность. Очевидна резкая граница, отделяющая античное понимание духа как высшей внутрикосмической силы, от патристического и средневекового христианского понимания духа как сущности, запредельной тварному миру, но деятельно присутствующей в мире и преображающей его.Философия Ренессанса теряет интерес к средневековой пневматологии и возвращается к эллинистическим интуициям духа, понимая его как разлитую во Вселенной жизненную силу. В рамках возрожденческого натуралистического пантеизма и оккультной натурфилософии находит себе место и учение античных медиков о «spiritus vitales», жизненном духе, локализованном в теле и сообщающем ему витальную энергию.В 17-18 вв. происходит кристаллизация новых тем, связанных с проблемой духа: это темы духовной субстанции и структуры познавательных способностей. Дух как субстанция выполняет теперь и роль онтологической основы универсума (ср. «нус»), и роль основания связи субъективного разума и объективной действительности. Характерно категоричное размежевание духа и материи как замкнутых в себе, не имеющих точек соприкосновения субстанций и в то же время объединение в измерении духовной субстанции таких ментальных способностей, как ощущение, переживание, стремление, воля (ср. в этом отношении понятия cogitare Декарта, mens Спинозы, spiritus Лейбница, esprit Лейбница и Гельвеция, mind английских эмпириков). Так, по Декарту духовная субстанция (res cogitans) и материальная (res extensa) не имеют ничего общего, но внутри себя воспроизводят различие высшего и низшего, простого и сложного, которое старая метафизика обычно распределяла между духом и материей. В рамках рационализма возникает проблема координации духа и материи, которая вынуждала апеллировать непосредственно к Богу — создателю «предустановленной гармонии», поскольку дух как субстанция оказывался своего рода безличной «духовной машиной». В традиции эмпиризма дух лишается субстанциальности и сводится к единичным состояниям души. Согласно Локку, дух есть нечто, способное мыслить, но построить на этом основании ясную идею субстанции духа, как и субстанции тела, невозможно, поскольку мы имеем дело лишь с предполагаемым субстратом действий, которые мы испытываем внутри себя, каковы мышление, знание, сомнение, сила движения и т. д. Беркли, однако, переворачивает этот аргумент, поскольку обнаруживает в самом факте восприятия асимметричность духа и его содержания. По мысли Беркли, кроме «идей» (т. е. любых предметов восприятия), есть «познающее деятельное существо то, что я называю умом, духом, душой или мной самим», это — «вещь, совершенно отличная от идей»; «дух есть простое, нераздельное, деятельное существо; как воспринимающее идеи, оно именуется умом; как производящее их или иным способом действующее над ними — волей». Поскольку все вещи Вселенной «либо вовсе не существуют, либо существуют в уме какого-либо вечного духа», то «нет иной субстанции, кроме духа». Юм, в свою очередь, переворачивает это понятие духа, демонтируя принцип самотождественности Я: «Сущность духа (mind) также неизвестна нам, как и сущность внешних тел, и равным образом невозможно образовать какое-либо представление о силах и качествах духа иначе как с помощью тщательных и точных экспериментов…». Монадология Лейбница дает другую модель соотношения духа и мира: критикуя представления о «едином всеобщем духе», Лейбниц полагает, что неразумно допускать существование одного духа и одного страдательного начала, вещества; принцип совершенства требует допущения между ними бесконечно многих промежуточных ступеней, каковыми и являются индивидуальные души-монады, воспроизводящие всеобщий дух на свой неповторимый лад.Немецкая философия эпохи Просвещения, обозначая понятие «дух», начинает отдавать предпочтение немецкому слову «гайст» (Geist). Лютер переводит словом «Geist» евангельское понятия «пневма». У Беме «Geist» уже носит значение глубинной силы души, придающей ей форму и имеющей соответствие в макрокосме в виде души в оболочке духа. Просвещение, начиная с вольфианцев, интеллектуализирует «Geist», понимая его как дух, выражающий себя в мыслях. «Geist» сближается с «Vernunft» (разум), каковое понятие предпочитает и Кант. Однако мистические мотивы понятия «Geist» сохраняются в послекантовской спекулятивной философии, у Гете и романтиков.Кант ограничивает сферу употребления понятия дух («Geist») областью эстетики, где дух определяется как «оживляющий принцип в душе» и «способность изображения эстетических идей» (пар. 49 «Критики способности суждения»), и областью антропологии, где, в частности, различает духовные силы, осуществляемые разумом, и душевные силы, осуществляемые рассудком (см., например, «Метафизика нравов», II, пар. 19). Критически относится Кант и к просветительской рационализации духа, и к его оккультной мистификации. Своим трансцендентальным методом он радикально изменил саму проблему, разделив традиционый для метафизики универсум сверхчувственного единства на три автономные царства — природы, свободы и целесообразности, которые уже не могли суммироваться отвлеченным понятием «дух».В свете кантовских открытий Фихте, Гегель и Шеллинг дают новую трактовку духу. Все конечные феномены духа находят свой смысл в Абсолютном духе. Абсолютный дух — это не объект, а процесс сверхэмпирической истории, в ходе которого дух порождает себя . Абсолютный дух в своей истории отчуждается от себя (как от «Идеи») и, познавая отчужденный мир (как «Природу»), возвращается к себе (через историю человечества как «Абсолютный дух»). В результате абсолют приобретает конкретность и самосознание. Отвлеченные объективные идеи и эмпирическая субъективность человека, таким образом, суть лишь моменты в «биографии» абсолюта: чтобы стать истинным духом, он должен наполниться живым содержанием и придать ему форму вечности (шедевром изображения этого процесса остается гегелевская «Феноменология духа»).В 20 в. философия отнеслась к понятию «дух» более лояльно. Оппоненты в некоторых случаях переоткрыли его в рамках своих учений (например, версия Кассирера в неокантианстве, версия Юнга в психоанализе, версия Бергсона в витализме, версия Шелера в феноменологии, версия Сантаяны и Уайтхеда в неореализме). Философия культуры (особенно немецкая ветвь), строя цивилизационные модели, обнаружила его функциональность. Такие направления, как неотомизм, русская религиозная философия или итальянский неоспиритуализм (Кроче, Джентиле), нашли возможность реанимировать классические представления о духе в свете «неклассического» опыта современности. Персонализм, философия диалога, экзистенциализм в лице некоторых своих представителей (Мунье, Бубер, Ясперс) активно используют не только лексику традиционных учений о духе, но и их концептуальные схемы. В новейшей философии понятие «дух» непопулярно.
  • Лосев А. Ф. Аристотель и поздняя классика // Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1975. С.28-78.
  • Лосев А. Ф. Итоги тысячелетнего развития // Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1975. Т. 8, кн. 1. С. 541-569. Кн.2, С.298-302.
  • Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к «Науке Логики». М., 1984.
  • Киссель М. А. Диалектика как логика философии духа (Б. Кроче — Дж. Джентиле — Р. Коллингвуд) // Идеалистическая диалектика в ХХ столетии. М., 1987. С. 119-153.
  • Быкова М. Ф., Кричевский А. В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993.
  • Федотов Г. П. О Св. Духе в природе и культуре // Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1998. Т. 2. С. 232-244.
  • Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. С. 570-573.
  • Class G. Untersuchungen zur Phenomenologie und Ontologie des menschlichen Geistes. Leipzig, 1896.
  • Dreyer H. Der Begriff Geist in der deutschen Philosophie von Kant bis Hegel. Berlin, 1908.
  • Leisegang H. Pneuma Hagion. Leipzig, 1922.
  • Wechssler E. Esprit und Geist. Bielefeld. 1927.
  • Noltenius F. Materie, Psyche, Geist. Leipzig, 1934.
  • Hildebrand R. Geist. Tubingen, 1966.

megabook.ru


Смотрите также