Боги Славян. Духи боги


Сундучок Ведьмы- он-лайн журнал - Боги и Духи

***Боги и Духи***

Одних возвеличивают, другим отдается меньше почета и уважения. Но так ли четки границы Богов и Духов и что же их отличает?

Основное отличие Богов - их полномочия в МироСотворении, Устое и проявлении Всех Девяти Миров (в разных традициях упоминают чаще о Трех: Высшем, Нижнем и Серединном - или же о Двенадцати, включая помимо девяти и Три Божественных Мира).

По своей Сути Боги - это Самые Высшие Духи, Творцы и Судьи, Разрушители и Смотрители. Их союзы и тандемы породили материальное проявление тонких измерений, в которых они проживают, Миров Проявленных и Миров Невидимых. Обладая качествами, которые смертные называют Сверх-Сознание и Сверх-Сила и, конечно, ставят в основе своего поклонения, Зевс и Шива, Осирис и Один - все они, вне зависимости, имеют ли они человеческие качества или изначально рождены Богами, находятся над людьми, управляя их жизнями, имея власть над их бедами и счастьем.

В основе древних культов лежит представление о Духах разных величин: есть духи попроще, есть духи более сложные, а есть Основные Духи, чьи полномочия приравниваются к Богам по значимости и власти.

Эшу не Бог. Эшу - Дух. Высший Дух, если добраться до его проявления ОшеТура - это повелитель любых дорог, сверхсознание и сознание сущего, самый настоящий Трикстер, что ходит между небесами, иными мирами и Земными тропами. По одной из версий,  именно Эшу - хозяин этого Мира. Ему отдана власть над земными жителями, их судьбами и ключами от всех дорог. Но при всех его полномочиях он не Бог. И даже не Тот Дух, который участвовал в формировании / СоТворении Мира, а вот Ошун / Очун / Лакшми - изначальная вибрация / энергия / Дух - одна из самых важных составляющих мира людей: именно она соединяет противоположности, дает проявление мертвым и живым, управляет водой - символом жизни и всего сущего для этого мира, очищения и рождения, а также имеет обратную сторону - разложение, гниение, смерть. Она отвечает за плодородие и деторождение, но также и за смертность, за защиту семей, детей, и лишиться ее защиты порой крайне опасно.

Но если Лакшми почитается как Богиня, Ошун - Дух. Дух, который приходит в золотисто-желтом цвете, с ароматом роз и жасмина, мягкая и гибкая, сексуальная и могущественная Женщина, Жена Всех Духов, что имеет навыки всех мужских особей, так как ей дано от изначального умение копировать в свой багаж любое нужное проявление Духов. У нее ничуть не меньше полномочий и статуса среди Богов других культов, как и у Эшу, у которого статус среди поклоняющихся - Дух, а не Бог.

Но если некоторые Духи имеют полномочия Богов, как же тогда быть с их определением и не путаться?

Начнем с того, что Боги, как определение, появились значительно позже, нежели Духи. Богов вывели в касту Сверх-Духов, способных проявляются в мире людей в образе и физических телах людей, иметь наивысшие проявления трансформации и силу противостоять злу. Со злом тоже все крайне сложно, так как то же определение Демон не что иное, как в переводе "Дух", и мы снова вернулись к тому, с чего начали. Духи были всегда, Духи были во всем. Богами некоторые из них стали намного позже.

Каста Богов стала Элитой - больше внимания, больше почестей, и со временем Боги стали вытеснять мелких Духов, которые не доросли до "кресел". Духи лесов и полей, Духи гор, в некоторых традициях Священные Духи, без которых не может существовать территориальное жречество (каста избранных), стали уходить на второй план и забываться новым течением.

Та же нещадная участь постигла Духов Предков, которые стали Высшими Духами  (в африканском культе, я уже писала, это Ойя и Шанго). На самом деле это те, кого некоторые называют в другом течении Вознесенными Владыками: их Дух стал выше людских, он объединился с Духами высшей касты, в чем-то уподобившись им, в чем-то являясь совершенно иной точкой проявления и вектором движения энергии, но, однозначно, имея полномочия среди Высших Духов.

Повторение можно найти в полу-Богах греческих легенд: дети Посейдона и Зевса, Самых Высших Духов / Богов, рожденные от смертных женщин, становились Полу-Богами, имея титаническую силу, конечно же, сверхсилы, часто являясь героями Древней Эллады. Их нельзя было уже сравнить с изначальными Духами / Богами, но они имели "двойное гражданство": могли жить среди людей и всегда могли присоединиться на Олимпе к своим Божественным родителям.

Вернемся к нашей территории: наши Боги, СверхДухи, управляют не только людьми, но и подчиняют  более мелких духов, приказывают им. Боги могут управлять погодой, что, к примеру, не по силам территориальным Духам, равно как наказать человека или освободить его по просьбе / после обращения / жертв. Мелкие Духи имеют ограниченные полномочия, однако никто не отменял их существование и их влияние на людей.

Русалки не Боги. Однако, как и другие Духи, они имеют сверхспособности и силу, способную погубить смертного. Бесы и черти не Боги. Но у них есть власть над смертными, хотя они далеки от Установления Порядка / МироСотворения и точно не участвуют сами, без Своего Высшего Духа, уже сейчас именуемого Сатаной или Дьяволом, во всевозможных разрушительных акциях. Они не Боги, а Духи.

Плюс не забывайте, что помпезность для Высших Духов сотворили сами люди в своем стремлении завоевать их благосклонность и расположение. Выведя их в отдельную касту и отдавая им предпочтение, смертные рассчитывали на то, что Боги будут охранять их и гарантировать им процветание. Сами же Духи и без этих определений находятся все на своих местах: Огун и Ошун в первых рядах Сотворения Земли, посланные Создателем, Олокун, что отвечает за воды земные и Космические, моря запредельного и Тайного, ничем не уступают Зевсу и Гере, Афине и Посейдону, Лакшми, Кришне и Шиве.

Изначальные Духи, Высшие Духи, они же Боги, могут иметь разные проявления, разные лица, материализоваться среди смертных в физической форме, быть проводником и куратором, в минутном порыве ответить вам через совершенно незнакомого человека, проявиться стихией и порой обрести форму своего истинного "лица". И хотя тот же домовой имеет так же оборотнический характер, а любые мелкие духи пакостного порядка могут воссоздать тот же самый полтергейст, а в данных проявлениях им не уступают даже умершие духи, неуспокоенные духи, находящиеся в пограничном состоянии (полупризрак, полудемон (полудух), определить, какого ранга пришел к вам дух, можно: Высшие Духи крайне редко приходят, а вот их более низкое проявление исполняет вашу или чью-то волю. В случае с мертвыми требуется понять причины подобного проявления.

Но все они называются изначально одним определением - Духи.

Автор Мария Скаложабская - Небесная Сорока

synduchok.ru

Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 25

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

Огненный Волх,Ночь воина,Худ.Б.Ольшанский

ОГНЕННЫЙ ВОЛХ — бог бесстрашия и смелости, неукротимый воин,  защитник народов славянских

РОДОСЛОВНАЯ: Он родился у Матери-Сырой-Земли, а отцом ему был Индра. Женой же Волха была Богиня любви — Леля., у них был сын Лют.

СПОСОБНОСТИ: Был он оборотнем, превращаться умел в зверей разных

ДРУГИЕ ИПОСТАСИ:  К своей любимой Лели летал он в образе ФИНИСТА — Ясного Сокола.

А мог он и в Серого Волка превратиться.

В ЛЕГЕНДАХ: Говорят, что когда Волх рос, то была мечта у него — победить отца своего, наказать того за дела его темные. Вырос Волх, возмужал, ума-разума набрался, и победил он Индрика-грозно-сильного. Победил его и всем царством завладел его Темным и женой его — змеей Параскевой.  И стала Параскева со змеенышами ему в уши-то нашептывать: Да что  ж ты Подземным царством-то только владеешь, да тебе при силе твоей и мудрости властелином мира быть нужно!

И решил Волх завладеть всем миром, и полетел он Финистом-Соколом в сад Ирийский яблочек золотых поклевать. Да только не успел, ибо увидел он там Лелю. Лелю нежную, Лелю желанную.

Из Светлого царства Леля, из Подземного царства Волх — ну никак им вместе не быть,  но и порознь они не могли уже! И стал он к ней Ясным соколом летать.

А у Лели сестры — Жива да Морана. Уж на что разные они, а тут договорилися. Истыкали все иголками — поранился Финист — и в Подземный мир ушел — раны заживлять.  Бросилась Леля искать его — все царства прошли, ноги в кровь избила — а нашла своего любимого.  Вывела его на свет ясный.

И стал могучий Волх охранителем Ирийского сада. А светлые боги согласие на его брак с Лелей дали.

День Огненного Волха

ДЕНЬ ПОЧИТАНИЯ: 14 сентября

Дополнительная статья:

— Волх Всеславьевич — былинный герой

bogislavyan.ru

Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 47

ЯЙЦО — это тот же космос.  Это первичное  состояние нашего  мира  до  начала процесса  его  развития.

Яйцо — это оболочка, (тара, ларец?)  в которой   заключено ВСЕ,  но  пока еще  ничего и  нет  — внутри  только  Творец (точнее, его Дух, некоторые называют его Демиургом.

ПРИНЯТЫЕ КАНОНЫ — СЛАВЯНСКОЕ ЯЙЦО. Это то самое мировое яйцо в котором до поры до времени Род спал.

ИЗ ИСТОРИИ НАЧАЛА ВРЕМЕН. Сначала  Род  находился  внутри большого  мирового  яйца. Спал ли он там, дремал ли он там под скорлупой золотой — нам точно не известно,  только говорят, что вокруг — не было ничегошеньки.

Яйцо — это то самое «семя  не  проросшее», из которого впоследствии разовьется жизнь.

СИМВОЛИКА. Уж если яйцо во Вселенной нашей первое, то и в Символике оно первое. Считается, что в  зародыше  яйца заключается  все то,  что  когда-либо может  быть  создано.

В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА, Яйца курицу не учат.

Выеденного яйца не стоит.

Корабль «Яйцо» с сайта pinterest.ru

МОЯ ЛИЧНАЯ ВЕРСИЯ: МЫ — НАСЛЕДНИКИ ЗВЕЗД. Если придерживаться версии, что мы — дети славянских Богов, и одновременно (или — как следствие) мы — наследники звезд, то можно предположить, что когда-то на землю прибыли корабли сверх-цивилизаций. Капитаном корабля был Стрый, а начальником экспедиции — Род.

Вовсе не обязательно, что их корабль имел ФОРМУ яйца, Он просто имел СУЩНОСТЬ  яйца — в своей относительно хрупкой скорлупке он нес ЖИЗНЬ. Кстати, это и ответ на вопрос — что появилось первым — курица или яйцо? Естественно, яйцо.

Более подробно о своей версии  происхождения славянских богов я рассказываю в статье Мы — наследники Звезд.

*********

Всякая  быль  ещё  была  небылью,  а  любая  небыль  —  былью.  Не  существовало  ни  света  ни  тьмы,  ни  ночи  ни  дня,  ни  воды  ни  земли.  Лишь  пылинки,  песчинки  да  семена  будущей  жизни  носились  себе  в  пустоте.А  будущий  наш  родоначальник,  будущий  родник  нашей  жизни,  Причина  всех  Причин,  бог  Род  всё  спал  и  спал  в  волшебном  яйце  и  видел  сны  —  про  мир  чудесный,  в  котором  всё  обустроено  и  где  всему  место  есть.  Ветрам  буйным  и  зорям  ясным,  светлому  месяцу  и  ярким  звёздочкам,  лесам  дремучим  и  высоким  горам,  быстрым  рекам  и  болотам  топким,  птицам,  рыбам,  змеям,  зверям,  цветам  и  травам.  И  богам  и  людям.  И  Правде  и  Кривде.  Белому  свету  и  Чёрному  мраку.  Жизни  и  Смерти.

Оттого  и  звался  этот  бог  Родом,  что  мог  рождать  всё  сущее,  оттого  и  живут

Яйцо, работа И.И.Андриевской

до  сих  пор  в  нашем  языке  эти  слова  —  сородичи,  природа,  родина.

Долго  росло  волшебное  яйцо  в  пустоте  и  набирало  силу,  пока  однажды  не  решил  Род,  что  пришло  его  время:  родилась  Любовь  в  его  душе,  и  он  полюбил  всё,  что  выдумал.  Сила  любви  —  великая  сила,  с  её  помощью  в  назначенный  судьбой  день  и  час  расколол  Род  золотое  яйцо  на  части,  и  из  него  вышли  воды  небесные  и  земные,  твердь  земная  и  небесная,  возникли  Свет  и  Тьма,  солнце  выплыло  из  лица  бога  Рода  в  золотой  ладье,  а  звёзды  и  месяц  —  в  ладье  серебряной.  Всему  сущему  стал  Род  и  отцом  и  матерью.  Так  весь  поднебесный  мир  вышел  из  бога  Рода.

Радугой  разрезав  пуповину,  отделил  Род  земные  воды  от  вод  небесных  каменной  твердью,  Свет  отделил  от  Мрака,  а  Правду  от  Кривды.  Из  дыхания  Рода  вышла Матерь   Сва,  обратилась птицу  Славу  чудесную,  и  полетела  по-над  землёй.  Потому  что  небеса  и  вся  поднебесная  рождены  были  Родом  для  любви

ПРАЗДНИКИ. Вторая пятница октября — Всемирный день яйца.

ГЕРАЛЬДИКА.

Яйцо на гербах Матрай-на-Бреннере,,  Иртышское СП  и Холохоленского  СП

Яйцо на гербах   коммуны Матрай-на-Бреннере (Австрия),  Иртышское СП Омского района  и на гербе Холохоленского СП, Тверская область

герб села Акрешоры

В геральдике яйцо — символ нового начала, символ становления, символ новой жизни.

Расписные яйца на гербе села Акрешоры, Украина

(87)Подборка выполнена специально для сайта

Статья из   ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

bogislavyan.ru

Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 40

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

Служители стужи относятся к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.

Зима долго длится, и поэтому у славян было много богов, связанных с этим временем года: Зимник, Зюзя, Морозко, Сивый (Сивый Дед), Трескунец, Студенец и другие.

ЗИМНИК — бог холодов и морозов. Некоторые славянские племена олицетворяли студеную пору года в образе Зимника и верили: если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головою, босой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках, — жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника.

 

Зюзя, Худ.В.Славук

ЗЮЗЯ (Зюзик) — в западнославянской мифологии божок снега и мороза,.

ИМЯ: Произошло от слова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.

ВНЕШНИЙ ВИД: Зюзю наши предки представляли в образе деда с длинной бородой, который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель, стужу.  Босоногими стариками, кстати, были и другие  служители Стужи — Снежич, например.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Своим посохом он стучал по дорогам, сковывая их морозными оковами, расковать которые может только зима. Большую часть времени он бродит по лесу, но порою заходит в деревни, предвещая жестокую стужу.

ПОЧИТАНИЕ: Чтобы умилостивить стужу, накануне праздника Коляды (7 января, современное Рождество) откладывали несколько ложек праздничной кутьи в особую миску и оставляли ее на ночь на столе, чтобы Зюзя пришел поесть и не вредил бы своими морозами людям и животным. Позднее Зюзя стал зваться Трескуном.

Худ.Дывоока Васильева

СИВЫЙ (Велес-Сивый) -дух зимней стужи, омертвения мира и скотьего падежа.   Он очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец.

ЛИТЕРАТУРА. Из-за снежной пелены вдруг выскочил серый волк с белой грудью… Но что-то в нем было не волчье, скорее, он походил на большую собаку с примесью волчьей крови. Лохматый серый зверь с ходу набросился на Сивого Деда, тот отмахнулся рукоятью своей снеговой метлы, но тут же другая собака вскочила ему на спину и вцепилась зубами в шею. Сивый Дед завыл и закричал, от его крика мороз взялся еще крепче, метель замела так густо, что не стало видно воздуха; в последний миг Веселка успела заметить, как среди пелены мелькает еще несколько таких же волков-собак. Они казались не живыми существами, а какими-то зимними духами, вихрями, порождениями метели, детьми сумерек и снега. И эти духи бросились на старика и на лошадь, а откуда-то со стороны доносился многоголосый волчий вой. Е.Дворецкая, Князья леса-3, Весна незнаемая, Зимний зверь

ТРЕСКУН (Трескунец) — славянское божество сильного (трескучего) мороза. Когда бывает сильный мороз, считается, что своей булавой по деревьям  бьет злой Трескун. Временами Трескун  забредает в деревню, чтобы предупредить  о надвигающихся трескучих морозах.

СТУДИНЕЦ (Студенец) повелитель зимнего холода.

У древних славян Студинца представляли низеньким старичком.  Его дыхание – сильная стужа. Его слезы – сосульки, а иней – это его замерзшие слова.

Морозко, Худ.Нонна Кукель

МОРОЗКО.  На привычного нам, современного Деда Мороза больше похож персонаж старинных сказок – Морозко (он же в более поздних версиях – Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Нам очень симпатичен этот одушевленный Зимний Дух – строгий, порой сварливый, но всегда справедливый. Все знают, что хорошим людям он благоволит и одаривает их, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом.

И все эти имена – это все один и тот же МОРОЗ – воплощение ВЕЛЕСА.

к зимним божествам относятся так же

Вьюга, Пурга и Метель — зимние красавицы.

————

(155)Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта.

bogislavyan.ru

Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 39

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

ПОЛЕВИК

Поле – это самое  главное, что есть у земледельца, и поэтому здесь, на поле, так много духов, божков и прочих волшебных существ.

Самый главный – это, конечно – Полевик.

СТИХИИ. Все полевики относятся к стихии  ЗЕМЛИ.

ХРАНИТЕЛИ КЛАДОВ. Полевики иногда охраняют полевые клады. Охраняют ревностно, никому и никогда их не отдают, сделок по кладам не заключают. Поэтому кладоискатели даже не пытаются умилостивить полевика. А если найдут клад — спешат побыстрее скрыться.

ПОЛЕВИК (полевой, житный дед) — дух, охраняющий хлебные поля. Иногда появляется в образе старца в белых одеждах и пугает людей. В черноземных районах на одно поле по четыре полевика приходится.

А там, где земля скудна, бывает, что на четыре поля – один полевик.

Полевик не просто на солнышке греется, он Хозяину помогает.А уж если Хозяин сможет ключ подобрать к полевику, то тот точно лениться не будет.

Если полевик благоволит к хозяину, будет посевы его лелеять, а иногда может за стогом спрятаться и что-нибудь такое важное предсказать… Ведь все они, нечистые-то, отчего-то хорошо наше будущее знают. Если полевик сильный, мощный, то и поле будет хорошее, и урожай высокий.

Полевик

В ПРЕДАНИЯХ:  Иногда люди  встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не  боится выпачкать рук.ПОЧИТАНИЕ: Как и все из нечисти, полевики — взяточники, гордецы и капризники — любят, чтобы их ублажали.  Полевика старались умилостивить – оставляли ему подарки: тёмной ночью клали в овраг несколько яиц и петуха

В ЛИТЕРАТУРЕ: Другой старичок — процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьём вместе не видно: там закопал себя старичок в землю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник называется старик Полевик, а веку ему пятьсот годов.

Н.С. ЛЕСКОВ «Час воли божьей»

Истинная Зеленушка

Поля посевной гречихи стережёт ГРЕЧИШНИК   (или Гречуха), поля хлопка – лохматый ХЛОПЧАТНИК; за межами и границами на полях присматривают Межевики, а за первой зеленью трав – ЗЕЛЕНИЧИ: Зеленчуки и Зеленушки…

Вот так цветет гречиха

ГРЕЧИШНИК – добрый дух гречихи. Наши предки в больших количествах поглощали блюда из гречки непосредственно перед серьезными испытаниями. По приданию, в гречке обитает добрый дух, который прибавляет ума и сообразительности, поэтому знающие люди усиленно употребляют ее перед экзаменами. Но варить волшебное блюдо можно только в керамической емкости (железные и чугунные никак не подходят). Считается, что кашу в этом случае нельзя доедать до конца — остатки «отдают домовому», припрятав кастрюльку в укромном месте на кухне (только не в шкаф и не на пол, лучше повыше, на шкаф, например). Крышкой накрывать не стоит. После успешной (а куда деваться!) сдачи экзамена нужно не забыть достать заныканную кашу и отдать домашним или уличным животным

Луговик и Луговичка

ЛУГОВИЧОК – дух плуга,  маленький, мохнатенький зелёный человечек в одежде из трав; служебный дух лугов. Он помогает росту трав, готовит их к сенокосу и цветению. Когда он бежит по лугу – видно, как трава шевелится, тропкой завивается (словно ветерок по полю гуляет). Люди думают, что он живёт в норках, и часто оставляют ему там угощение. Луговичок бывает очень сердит, когда люди покос прозевают или придут косари «не в пору». Тогда и траву заплетёт так, что не разорвать, или высушит на корню, тогда и косы будут враз тупиться – сколько не точи, или просто обломаются о кочки. На будущий год трава на плохом покосе может плохо расти. Следит Луговик и за жадными травниками – лишняя трава им впрок вряд ли пойдёт.

РЖАНИЦА

РЖАНИЦА  — полевой дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти такое поле может только человек, сведущий в этом деле. Несведущему это может стоить жизни. Еще ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи в небольшой вершок шириной, которые проходят из одного края загона до другого и по которым все колосья срезаны.

Ржаница любит бродить по колосящемуся полю, любуясь колосьями и шевеля их прозрачной рукой, помогая наливаться зерну силой и спелостью. Её можно узнать по венку из колосьев на голове или по букетику колосьев в руках. Если злой и жадный человек пожалеет эти колоски и закричит на неё, желая прогнать, чтобы она не ходила среди посевов – он обязательно пожалеет об этом: сами собой появятся в посевах множество троп, начнут ходить по ним лесные звери, а само зерно либо обсыпится, либо птицы его поклюют…

Худ.Л.Стойлик

МЕЖОВИЧКИ —  вредные создания. Межевик — брат луговика (лугового), такой же маленький, в одежде из травы, но не зелёный, а чёрный. Бегает по меже, охраняет её, так же, как и брат ищет пищу своему родителю полевику. Наказывает тех, кто нарушает межу, переходит её незаконно; устанавливает и поправляет вешки, помогает работящим хозяевам в поле. Но если находит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит. Межевики очень не любят детей, которые в поле выходят васильки собирать. Завлекают детишек в игру, зовут их весёлыми голосами и заводят подальше в высокую рожь, да так, что ребёнок, если невысок, то и выбраться не может – не знает, в какую сторону идти. Но главная цель межевичков – удержать человека в поле до полудня.

А там уж за него возьмётся полуденица.

СПОРЫШ

СПОРЫШ (Спарыш)— божество изобилия, семян и всходов, дух жатвы у восточных славян, живущий в двойном колосе, воплощение плодородия. В облике кудрявого светловолосого юноши ходит по полям, охраняет их от всяких бед. Царь-колос. Из таких двойных колосьев наши предки плели венок. Считалось, что этот венок сплел сам Спорыш и подстраивали, чтобы венок нашла самая красивая девушка. Колосья в венке с зерном. Сопровождаемая песнями, девушка относила венок в амбар.

В ЛИТЕРАТУРЕ: Так и есть, это Спорыш. Там — в колосьях-двойчатках! Как он вырос: как колос! А в майских полях его незаметно — от земли не видать, когда скачет он скоки по целой версте. — А ты не пугайся: он венок вьёт. Колосяной венок, золотой — жатвенный. А кладут венок в засек, чтобы было все споро, хватило зерна надолго., A.M.Ремизов, «К Морю-Океану»

ЖИТНИЧ

ЖИТНИЧ – покровитель жито.

ИМЯ: Его имя, как и имя богини Живы, произошли от слова «жизнь» (раньше говорили – живот), отсюда такие слова как жито – основная еда, дом — жилье, хорошая жизнь-житуха, домашние животные – живность, животина…

Житом в старину называли большинство зерновых культур.  От того, сколько зерна в амбаре будет, напрямую зависело и благосостояние всей семьи. Поэтому Житничу особый поклон был.

Зернышко к зернышку — и будет колосок, колосок к колоску будет поле.

ПОКЛОНЕНИЕ:  В цикле календарных обрядов всех славянских народов присутствует так называемое “хождение в жито” — комплекс ритуальных действий, поверий, примет и фольклорных текстов, относящихся к практикуемым в весенне-летнее время обрядовым обходам полей.

Как и всякому полевому духу, Житничу нравится, когда его задабривают да привечают. В подарок Житничу приносят молоко.

Худ.Н.Антипова

ЗЕРНИЧ – помощник Ярилы-Солнца. Следит за зернами: чтоб прорастали вовремя, чтобы всходы дружно в рост пошли, колосья соком налились да и поспели вовремя. А главное — чтоб не осыпались они в землю, а попал в закрома богатый урожай, а на следующий год вновь на полях появились новые ростки.

Все зерновые культуры у крестьянина в почете были. Все они  дома нужны, все в хозяйстве важны.

И просо, и ячмень, и гречиха и рожь, и, конечно же, пшеница. Пашеничка — так ласково величали ее крестьяне.

СТРАДИЧ

СТРАДИЧ – у славян — ответственный за сбор урожая.

ИМЯ: Древний смысл страды – особый труд и труд этот сбор продуктов питания.  Страда — самое горячее время года — так много надо успеть.  Летний день — год кормит.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Страдич живет по пословице «В страду одна забота — не стояла бы работа».  Считается, что он следит за уборкой урожая и наказывает нерадивых.

СОЛОМИЧ

СОЛОМИЧ. Зерно для крестьянина,  безусловно, всегда было на первом месте. Но в хозяйстве без соломы тоже — никак. Вот за качество этой соломы и отвечал Соломич – мелкое славянское божество. И на подстилку в хлеву солома пойдет, и саман без нее не сделаешь, а в долгие зимние вечера из соломки можно и кукол сделать и шляпу сплести.

Соломич дружен со СТОГОВЫМ. ведь именно Стоговой сбережет солому, сметанную в стога, не даст ее пропасть, от гнили убережет.

Худ.В.Забирохин

БЕЛУН  по белорусским поверьям дух жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся. Солнце любит, без него темно в лесу. Очень старый, немножко глухой, ходит возле ржи или на опушке леса, а за ним пчёлы летают, на плечи птички садятся, у ног зайчата скачут.

В ЛИТЕРАТУРЕ: За могильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун — старик добрый. С рассветом рано отправлялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он всё утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шёл Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку. A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

Анчутка полевой

АНЧУТКА ПОЛЕВОЙ — не самый добрый дух поля. Но из песни слов не выкинешь — и он тоже есть на поле.

 

(163)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.

Дополнительная статья

— Травник-травич

 

 

 

bogislavyan.ru

Новые времена — новые духи. » Боги Славян

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев   и   БЕСТИАРИЯ

Гарантийные человечки

НОВЫЕ ДУХИ ДОМА — в первую очередь это, конечно, Барабашка.

НОВЫЕ ДУХИ-ПОМОЩНИКИ:  Первое, что приходит на ум — это Гарантийные человечки из книги Э.Успенского

НОВЫЕ ХРАНИТЕЛИ. Жизнь не стоит на месте. Все течет, все меняется. Меняется быт, меняются жилища. Старые духи приспосабливаются к изменениям  или уходят на покой, а их место занимают новые.

Пройдитесь по своему дому. Посмотрите,  какие у вас живут чудесные Хранительница ватных палочек и Охранник ватных дисков, улыбнитесь Фее Пудры и поприветствуйте мадам Фуу в туалетной комнате.

А там где есть хранители, всегда есть и их противоположность — те, кто все всегда прячет, например — Носочник.

ДУХИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ: свой неповторимый дух есть у каждого дерева, у каждого кустика. Новые русские Берегини: Береза, Ель, Сосна, Лиственница,  Яблоня,  и берегини ягод — Смородинка, Малина, Клубничка, Ежевичка, Голубика, Морошка, Брусника, Жимолость, Княженика

НОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ  нашего зоо-мира: Лишь только в России живут неведомые существа:  Бляха-муха, ядрена  вошь,  Сидорова коза,  Японский городовой,   Ешкин кот,  Ядрен Батон,  Ексель-моксель,  и совсем уникальный экземпляр — Екарный бабай

Среди вновь появившихся животных есть два лидера:  простоватый Писец  и высокоинтеллектуальный Сферический конь,

———

Среди НОВЫХ ДУХОВ  темным  конгломератом выделяются духи злых эмоций и низменных страстей.

— Зависть,   Запретная страсть,   Ложь,  Обжорство,   Ревность, а также духи других эмоций — Печаль

Прочие новые духи:

ВУГЛУСКР — гуляющее по Сети существо из бородатого анекдота

ДОЖОР — опустошитель холодильников

ДРАМПИР —  новый подвид вампиров

САМОГОНЫЧ — пособник Лешего.

БАРАБАО — дух честной игры (в карты ли, на игровых аппаратах или еще как — неважно, главное — честно).

ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАВШИЕСЯ  ДУХИ.

ВАННЫЙ — бывший Банник,

КЛАДОВЩИК — бывший Клетник,

САУННЫЙ — бывший Банник,

ЭЛЕВАТОРНЫЙ  — бывший Овинник.

(61) специально для сайта

bogislavyan.ru

Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 30

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

История Лилит вкратце выглядит так:  Лилит была самой первой женой Адама. (Здесь стоит отметить, что Адам и Лилит были сотворены из одного материала, а вот Ева – это уже производная от Адама). Однако Лилит не захотела  подчиняться во всем своему мужу, потому что  она считала себя таким же прекрасным  творением великого Бога, как и Адам. И тогда, произнеся известное ей тайное имя бога, Лилит улетела от Адама, чтобы жить самостоятельно. А Адам пошел и наябедничал Богу: (Потрясающая, кстати, логика: «У меня была плохая жена, верните мне ее»).   И Бог  пожалел Адама: он послал к Лилит трех ангелов — Сеноя, Самангелофа и Сансеноя, чтобы они вернули беглянку. (Тоже интересное решение – не одного послал, а троих, видимо, речь не шла о ДОГОВОРИТЬСЯ, речь шла о ВЕРНУТЬ!)

Есть разные версии того, как они общались, но, видимо, силовой вариант (три против одной) – не лучшее решение сложных проблем, в результате Лилит не только не вернулась к мужу, она еще и поклялась мстить Адаму и его детям (очень интересная деталь —  о детях: ведь на тот момент у Адама еще не было другой жены. Видимо, Лилит правильно предполагала, что Адам не сможет выжить сам). В качестве уступки Лилит согласилась не трогать детей, носящих амулетами с именами этих  трех ангелов, пытавшихся вернуть ее. (Такой амулет считается заградительным, а вот красная нить, повязанная на руку младенцам – изначально считалась как дар для Лилит и признание ее силы. Таких малышей Лилит тоже не трогает). В утешение Адаму (чем бы дитятко не тешилось, лишь бы дитятко не плакало), Бог создал Еву. Но рисковать уже не стал, и создал ее из ребра Адама, дабы она была послушной ему.

Лилит — королева демонов, Худ.Борис Валенджо

История Адама и Евы нам известна из Библии. А вот что стало с Лилит?

В своих разных ипостасях она была супругой Самаэля (которого часто отожествляют с Сатаной, и в этой ипостаси ее звали Старшей Лилит) и женой Асмодея (могущественного дьявола вожделения и мести. В этой ипостаси она известна как младшая Лилит).

Оккультисты относят Асмодия к демонам Луны, а Лилит известна в астрологии как Черная Луна. Греки поклонялись Лилит в облике мрачной Гекаты – темной богине ночи.

А женщины считают Лилит первой феминисткой.

Так кто же такая Лилит – Черная Луна:  демон или символ свободной женщины? Давайте не будем искать однозначный ответ. Лилит – это гармония в двойственности, соединение противоположностей. Лилит – это женщина, выбравшая одиночество, потому что она хотела Гармонии и Любви.

Интересно, если бы Адам тоже искал гармонию, а не подчинение, как бы сложилась история человечества?

Специально для сайта — Наталия Удалова

bogislavyan.ru