***Боги и Духи*** Одних возвеличивают, другим отдается меньше почета и уважения. Но так ли четки границы Богов и Духов и что же их отличает? Основное отличие Богов - их полномочия в МироСотворении, Устое и проявлении Всех Девяти Миров (в разных традициях упоминают чаще о Трех: Высшем, Нижнем и Серединном - или же о Двенадцати, включая помимо девяти и Три Божественных Мира). По своей Сути Боги - это Самые Высшие Духи, Творцы и Судьи, Разрушители и Смотрители. Их союзы и тандемы породили материальное проявление тонких измерений, в которых они проживают, Миров Проявленных и Миров Невидимых. Обладая качествами, которые смертные называют Сверх-Сознание и Сверх-Сила и, конечно, ставят в основе своего поклонения, Зевс и Шива, Осирис и Один - все они, вне зависимости, имеют ли они человеческие качества или изначально рождены Богами, находятся над людьми, управляя их жизнями, имея власть над их бедами и счастьем. В основе древних культов лежит представление о Духах разных величин: есть духи попроще, есть духи более сложные, а есть Основные Духи, чьи полномочия приравниваются к Богам по значимости и власти. Эшу не Бог. Эшу - Дух. Высший Дух, если добраться до его проявления ОшеТура - это повелитель любых дорог, сверхсознание и сознание сущего, самый настоящий Трикстер, что ходит между небесами, иными мирами и Земными тропами. По одной из версий, именно Эшу - хозяин этого Мира. Ему отдана власть над земными жителями, их судьбами и ключами от всех дорог. Но при всех его полномочиях он не Бог. И даже не Тот Дух, который участвовал в формировании / СоТворении Мира, а вот Ошун / Очун / Лакшми - изначальная вибрация / энергия / Дух - одна из самых важных составляющих мира людей: именно она соединяет противоположности, дает проявление мертвым и живым, управляет водой - символом жизни и всего сущего для этого мира, очищения и рождения, а также имеет обратную сторону - разложение, гниение, смерть. Она отвечает за плодородие и деторождение, но также и за смертность, за защиту семей, детей, и лишиться ее защиты порой крайне опасно. Но если Лакшми почитается как Богиня, Ошун - Дух. Дух, который приходит в золотисто-желтом цвете, с ароматом роз и жасмина, мягкая и гибкая, сексуальная и могущественная Женщина, Жена Всех Духов, что имеет навыки всех мужских особей, так как ей дано от изначального умение копировать в свой багаж любое нужное проявление Духов. У нее ничуть не меньше полномочий и статуса среди Богов других культов, как и у Эшу, у которого статус среди поклоняющихся - Дух, а не Бог. Но если некоторые Духи имеют полномочия Богов, как же тогда быть с их определением и не путаться? Начнем с того, что Боги, как определение, появились значительно позже, нежели Духи. Богов вывели в касту Сверх-Духов, способных проявляются в мире людей в образе и физических телах людей, иметь наивысшие проявления трансформации и силу противостоять злу. Со злом тоже все крайне сложно, так как то же определение Демон не что иное, как в переводе "Дух", и мы снова вернулись к тому, с чего начали. Духи были всегда, Духи были во всем. Богами некоторые из них стали намного позже. Каста Богов стала Элитой - больше внимания, больше почестей, и со временем Боги стали вытеснять мелких Духов, которые не доросли до "кресел". Духи лесов и полей, Духи гор, в некоторых традициях Священные Духи, без которых не может существовать территориальное жречество (каста избранных), стали уходить на второй план и забываться новым течением. Та же нещадная участь постигла Духов Предков, которые стали Высшими Духами (в африканском культе, я уже писала, это Ойя и Шанго). На самом деле это те, кого некоторые называют в другом течении Вознесенными Владыками: их Дух стал выше людских, он объединился с Духами высшей касты, в чем-то уподобившись им, в чем-то являясь совершенно иной точкой проявления и вектором движения энергии, но, однозначно, имея полномочия среди Высших Духов. Повторение можно найти в полу-Богах греческих легенд: дети Посейдона и Зевса, Самых Высших Духов / Богов, рожденные от смертных женщин, становились Полу-Богами, имея титаническую силу, конечно же, сверхсилы, часто являясь героями Древней Эллады. Их нельзя было уже сравнить с изначальными Духами / Богами, но они имели "двойное гражданство": могли жить среди людей и всегда могли присоединиться на Олимпе к своим Божественным родителям. Вернемся к нашей территории: наши Боги, СверхДухи, управляют не только людьми, но и подчиняют более мелких духов, приказывают им. Боги могут управлять погодой, что, к примеру, не по силам территориальным Духам, равно как наказать человека или освободить его по просьбе / после обращения / жертв. Мелкие Духи имеют ограниченные полномочия, однако никто не отменял их существование и их влияние на людей. Русалки не Боги. Однако, как и другие Духи, они имеют сверхспособности и силу, способную погубить смертного. Бесы и черти не Боги. Но у них есть власть над смертными, хотя они далеки от Установления Порядка / МироСотворения и точно не участвуют сами, без Своего Высшего Духа, уже сейчас именуемого Сатаной или Дьяволом, во всевозможных разрушительных акциях. Они не Боги, а Духи. Плюс не забывайте, что помпезность для Высших Духов сотворили сами люди в своем стремлении завоевать их благосклонность и расположение. Выведя их в отдельную касту и отдавая им предпочтение, смертные рассчитывали на то, что Боги будут охранять их и гарантировать им процветание. Сами же Духи и без этих определений находятся все на своих местах: Огун и Ошун в первых рядах Сотворения Земли, посланные Создателем, Олокун, что отвечает за воды земные и Космические, моря запредельного и Тайного, ничем не уступают Зевсу и Гере, Афине и Посейдону, Лакшми, Кришне и Шиве. Изначальные Духи, Высшие Духи, они же Боги, могут иметь разные проявления, разные лица, материализоваться среди смертных в физической форме, быть проводником и куратором, в минутном порыве ответить вам через совершенно незнакомого человека, проявиться стихией и порой обрести форму своего истинного "лица". И хотя тот же домовой имеет так же оборотнический характер, а любые мелкие духи пакостного порядка могут воссоздать тот же самый полтергейст, а в данных проявлениях им не уступают даже умершие духи, неуспокоенные духи, находящиеся в пограничном состоянии (полупризрак, полудемон (полудух), определить, какого ранга пришел к вам дух, можно: Высшие Духи крайне редко приходят, а вот их более низкое проявление исполняет вашу или чью-то волю. В случае с мертвыми требуется понять причины подобного проявления. Но все они называются изначально одним определением - Духи. Автор Мария Скаложабская - Небесная Сорока synduchok.ruБоги Славян. Духи боги
Сундучок Ведьмы- он-лайн журнал - Боги и Духи
Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 25
Огненный Волх,Ночь воина,Худ.Б.Ольшанский
ОГНЕННЫЙ ВОЛХ — бог бесстрашия и смелости, неукротимый воин, защитник народов славянских
РОДОСЛОВНАЯ: Он родился у Матери-Сырой-Земли, а отцом ему был Индра. Женой же Волха была Богиня любви — Леля., у них был сын Лют.
СПОСОБНОСТИ: Был он оборотнем, превращаться умел в зверей разных
ДРУГИЕ ИПОСТАСИ: К своей любимой Лели летал он в образе ФИНИСТА — Ясного Сокола.
А мог он и в Серого Волка превратиться.
В ЛЕГЕНДАХ: Говорят, что когда Волх рос, то была мечта у него — победить отца своего, наказать того за дела его темные. Вырос Волх, возмужал, ума-разума набрался, и победил он Индрика-грозно-сильного. Победил его и всем царством завладел его Темным и женой его — змеей Параскевой. И стала Параскева со змеенышами ему в уши-то нашептывать: Да что ж ты Подземным царством-то только владеешь, да тебе при силе твоей и мудрости властелином мира быть нужно!
И решил Волх завладеть всем миром, и полетел он Финистом-Соколом в сад Ирийский яблочек золотых поклевать. Да только не успел, ибо увидел он там Лелю. Лелю нежную, Лелю желанную.
Из Светлого царства Леля, из Подземного царства Волх — ну никак им вместе не быть, но и порознь они не могли уже! И стал он к ней Ясным соколом летать.
А у Лели сестры — Жива да Морана. Уж на что разные они, а тут договорилися. Истыкали все иголками — поранился Финист — и в Подземный мир ушел — раны заживлять. Бросилась Леля искать его — все царства прошли, ноги в кровь избила — а нашла своего любимого. Вывела его на свет ясный.
И стал могучий Волх охранителем Ирийского сада. А светлые боги согласие на его брак с Лелей дали.
День Огненного Волха
ДЕНЬ ПОЧИТАНИЯ: 14 сентября
Дополнительная статья:
— Волх Всеславьевич — былинный герой
bogislavyan.ru
Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 47
ЯЙЦО — это тот же космос. Это первичное состояние нашего мира до начала процесса его развития.
Яйцо — это оболочка, (тара, ларец?) в которой заключено ВСЕ, но пока еще ничего и нет — внутри только Творец (точнее, его Дух, некоторые называют его Демиургом.
ПРИНЯТЫЕ КАНОНЫ — СЛАВЯНСКОЕ ЯЙЦО. Это то самое мировое яйцо в котором до поры до времени Род спал.
ИЗ ИСТОРИИ НАЧАЛА ВРЕМЕН. Сначала Род находился внутри большого мирового яйца. Спал ли он там, дремал ли он там под скорлупой золотой — нам точно не известно, только говорят, что вокруг — не было ничегошеньки.
Яйцо — это то самое «семя не проросшее», из которого впоследствии разовьется жизнь.
СИМВОЛИКА. Уж если яйцо во Вселенной нашей первое, то и в Символике оно первое. Считается, что в зародыше яйца заключается все то, что когда-либо может быть создано.
В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА, Яйца курицу не учат.
Выеденного яйца не стоит.
Корабль «Яйцо» с сайта pinterest.ru
МОЯ ЛИЧНАЯ ВЕРСИЯ: МЫ — НАСЛЕДНИКИ ЗВЕЗД. Если придерживаться версии, что мы — дети славянских Богов, и одновременно (или — как следствие) мы — наследники звезд, то можно предположить, что когда-то на землю прибыли корабли сверх-цивилизаций. Капитаном корабля был Стрый, а начальником экспедиции — Род.
Вовсе не обязательно, что их корабль имел ФОРМУ яйца, Он просто имел СУЩНОСТЬ яйца — в своей относительно хрупкой скорлупке он нес ЖИЗНЬ. Кстати, это и ответ на вопрос — что появилось первым — курица или яйцо? Естественно, яйцо.
Более подробно о своей версии происхождения славянских богов я рассказываю в статье Мы — наследники Звезд.
*********
Всякая быль ещё была небылью, а любая небыль — былью. Не существовало ни света ни тьмы, ни ночи ни дня, ни воды ни земли. Лишь пылинки, песчинки да семена будущей жизни носились себе в пустоте.А будущий наш родоначальник, будущий родник нашей жизни, Причина всех Причин, бог Род всё спал и спал в волшебном яйце и видел сны — про мир чудесный, в котором всё обустроено и где всему место есть. Ветрам буйным и зорям ясным, светлому месяцу и ярким звёздочкам, лесам дремучим и высоким горам, быстрым рекам и болотам топким, птицам, рыбам, змеям, зверям, цветам и травам. И богам и людям. И Правде и Кривде. Белому свету и Чёрному мраку. Жизни и Смерти.
Оттого и звался этот бог Родом, что мог рождать всё сущее, оттого и живут
Яйцо, работа И.И.Андриевской
до сих пор в нашем языке эти слова — сородичи, природа, родина.
Долго росло волшебное яйцо в пустоте и набирало силу, пока однажды не решил Род, что пришло его время: родилась Любовь в его душе, и он полюбил всё, что выдумал. Сила любви — великая сила, с её помощью в назначенный судьбой день и час расколол Род золотое яйцо на части, и из него вышли воды небесные и земные, твердь земная и небесная, возникли Свет и Тьма, солнце выплыло из лица бога Рода в золотой ладье, а звёзды и месяц — в ладье серебряной. Всему сущему стал Род и отцом и матерью. Так весь поднебесный мир вышел из бога Рода.
Радугой разрезав пуповину, отделил Род земные воды от вод небесных каменной твердью, Свет отделил от Мрака, а Правду от Кривды. Из дыхания Рода вышла Матерь Сва, обратилась птицу Славу чудесную, и полетела по-над землёй. Потому что небеса и вся поднебесная рождены были Родом для любви
ПРАЗДНИКИ. Вторая пятница октября — Всемирный день яйца.
ГЕРАЛЬДИКА.
Яйцо на гербах Матрай-на-Бреннере,, Иртышское СП и Холохоленского СП
Яйцо на гербах коммуны Матрай-на-Бреннере (Австрия), Иртышское СП Омского района и на гербе Холохоленского СП, Тверская область
герб села Акрешоры
В геральдике яйцо — символ нового начала, символ становления, символ новой жизни.
Расписные яйца на гербе села Акрешоры, Украина
(87)Подборка выполнена специально для сайта
Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев
bogislavyan.ru
Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 40
Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев
Служители стужи относятся к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.
Зима долго длится, и поэтому у славян было много богов, связанных с этим временем года: Зимник, Зюзя, Морозко, Сивый (Сивый Дед), Трескунец, Студенец и другие.
ЗИМНИК — бог холодов и морозов. Некоторые славянские племена олицетворяли студеную пору года в образе Зимника и верили: если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головою, босой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках, — жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника.
Зюзя, Худ.В.Славук
ЗЮЗЯ (Зюзик) — в западнославянской мифологии божок снега и мороза,.
ИМЯ: Произошло от слова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.
ВНЕШНИЙ ВИД: Зюзю наши предки представляли в образе деда с длинной бородой, который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель, стужу. Босоногими стариками, кстати, были и другие служители Стужи — Снежич, например.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Своим посохом он стучал по дорогам, сковывая их морозными оковами, расковать которые может только зима. Большую часть времени он бродит по лесу, но порою заходит в деревни, предвещая жестокую стужу.
ПОЧИТАНИЕ: Чтобы умилостивить стужу, накануне праздника Коляды (7 января, современное Рождество) откладывали несколько ложек праздничной кутьи в особую миску и оставляли ее на ночь на столе, чтобы Зюзя пришел поесть и не вредил бы своими морозами людям и животным. Позднее Зюзя стал зваться Трескуном.
Худ.Дывоока Васильева
СИВЫЙ (Велес-Сивый) -дух зимней стужи, омертвения мира и скотьего падежа. Он очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец.
ЛИТЕРАТУРА. Из-за снежной пелены вдруг выскочил серый волк с белой грудью… Но что-то в нем было не волчье, скорее, он походил на большую собаку с примесью волчьей крови. Лохматый серый зверь с ходу набросился на Сивого Деда, тот отмахнулся рукоятью своей снеговой метлы, но тут же другая собака вскочила ему на спину и вцепилась зубами в шею. Сивый Дед завыл и закричал, от его крика мороз взялся еще крепче, метель замела так густо, что не стало видно воздуха; в последний миг Веселка успела заметить, как среди пелены мелькает еще несколько таких же волков-собак. Они казались не живыми существами, а какими-то зимними духами, вихрями, порождениями метели, детьми сумерек и снега. И эти духи бросились на старика и на лошадь, а откуда-то со стороны доносился многоголосый волчий вой. Е.Дворецкая, Князья леса-3, Весна незнаемая, Зимний зверь
ТРЕСКУН (Трескунец) — славянское божество сильного (трескучего) мороза. Когда бывает сильный мороз, считается, что своей булавой по деревьям бьет злой Трескун. Временами Трескун забредает в деревню, чтобы предупредить о надвигающихся трескучих морозах.
СТУДИНЕЦ (Студенец) повелитель зимнего холода.
У древних славян Студинца представляли низеньким старичком. Его дыхание – сильная стужа. Его слезы – сосульки, а иней – это его замерзшие слова.
Морозко, Худ.Нонна Кукель
МОРОЗКО. На привычного нам, современного Деда Мороза больше похож персонаж старинных сказок – Морозко (он же в более поздних версиях – Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Нам очень симпатичен этот одушевленный Зимний Дух – строгий, порой сварливый, но всегда справедливый. Все знают, что хорошим людям он благоволит и одаривает их, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом.
И все эти имена – это все один и тот же МОРОЗ – воплощение ВЕЛЕСА.
к зимним божествам относятся так же
Вьюга, Пурга и Метель — зимние красавицы.
————
(155)Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта.
bogislavyan.ru
Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 39
Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев
ПОЛЕВИК
Поле – это самое главное, что есть у земледельца, и поэтому здесь, на поле, так много духов, божков и прочих волшебных существ.
Самый главный – это, конечно – Полевик.
СТИХИИ. Все полевики относятся к стихии ЗЕМЛИ.
ХРАНИТЕЛИ КЛАДОВ. Полевики иногда охраняют полевые клады. Охраняют ревностно, никому и никогда их не отдают, сделок по кладам не заключают. Поэтому кладоискатели даже не пытаются умилостивить полевика. А если найдут клад — спешат побыстрее скрыться.
ПОЛЕВИК (полевой, житный дед) — дух, охраняющий хлебные поля. Иногда появляется в образе старца в белых одеждах и пугает людей. В черноземных районах на одно поле по четыре полевика приходится.
А там, где земля скудна, бывает, что на четыре поля – один полевик.
Полевик не просто на солнышке греется, он Хозяину помогает.А уж если Хозяин сможет ключ подобрать к полевику, то тот точно лениться не будет.
Если полевик благоволит к хозяину, будет посевы его лелеять, а иногда может за стогом спрятаться и что-нибудь такое важное предсказать… Ведь все они, нечистые-то, отчего-то хорошо наше будущее знают. Если полевик сильный, мощный, то и поле будет хорошее, и урожай высокий.
Полевик
В ПРЕДАНИЯХ: Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.ПОЧИТАНИЕ: Как и все из нечисти, полевики — взяточники, гордецы и капризники — любят, чтобы их ублажали. Полевика старались умилостивить – оставляли ему подарки: тёмной ночью клали в овраг несколько яиц и петуха
В ЛИТЕРАТУРЕ: Другой старичок — процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьём вместе не видно: там закопал себя старичок в землю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник называется старик Полевик, а веку ему пятьсот годов.
Н.С. ЛЕСКОВ «Час воли божьей»
Истинная Зеленушка
Поля посевной гречихи стережёт ГРЕЧИШНИК (или Гречуха), поля хлопка – лохматый ХЛОПЧАТНИК; за межами и границами на полях присматривают Межевики, а за первой зеленью трав – ЗЕЛЕНИЧИ: Зеленчуки и Зеленушки…
Вот так цветет гречиха
ГРЕЧИШНИК – добрый дух гречихи. Наши предки в больших количествах поглощали блюда из гречки непосредственно перед серьезными испытаниями. По приданию, в гречке обитает добрый дух, который прибавляет ума и сообразительности, поэтому знающие люди усиленно употребляют ее перед экзаменами. Но варить волшебное блюдо можно только в керамической емкости (железные и чугунные никак не подходят). Считается, что кашу в этом случае нельзя доедать до конца — остатки «отдают домовому», припрятав кастрюльку в укромном месте на кухне (только не в шкаф и не на пол, лучше повыше, на шкаф, например). Крышкой накрывать не стоит. После успешной (а куда деваться!) сдачи экзамена нужно не забыть достать заныканную кашу и отдать домашним или уличным животным
Луговик и Луговичка
ЛУГОВИЧОК – дух плуга, маленький, мохнатенький зелёный человечек в одежде из трав; служебный дух лугов. Он помогает росту трав, готовит их к сенокосу и цветению. Когда он бежит по лугу – видно, как трава шевелится, тропкой завивается (словно ветерок по полю гуляет). Люди думают, что он живёт в норках, и часто оставляют ему там угощение. Луговичок бывает очень сердит, когда люди покос прозевают или придут косари «не в пору». Тогда и траву заплетёт так, что не разорвать, или высушит на корню, тогда и косы будут враз тупиться – сколько не точи, или просто обломаются о кочки. На будущий год трава на плохом покосе может плохо расти. Следит Луговик и за жадными травниками – лишняя трава им впрок вряд ли пойдёт.
РЖАНИЦА
РЖАНИЦА — полевой дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти такое поле может только человек, сведущий в этом деле. Несведущему это может стоить жизни. Еще ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи в небольшой вершок шириной, которые проходят из одного края загона до другого и по которым все колосья срезаны.
Ржаница любит бродить по колосящемуся полю, любуясь колосьями и шевеля их прозрачной рукой, помогая наливаться зерну силой и спелостью. Её можно узнать по венку из колосьев на голове или по букетику колосьев в руках. Если злой и жадный человек пожалеет эти колоски и закричит на неё, желая прогнать, чтобы она не ходила среди посевов – он обязательно пожалеет об этом: сами собой появятся в посевах множество троп, начнут ходить по ним лесные звери, а само зерно либо обсыпится, либо птицы его поклюют…
Худ.Л.Стойлик
МЕЖОВИЧКИ — вредные создания. Межевик — брат луговика (лугового), такой же маленький, в одежде из травы, но не зелёный, а чёрный. Бегает по меже, охраняет её, так же, как и брат ищет пищу своему родителю полевику. Наказывает тех, кто нарушает межу, переходит её незаконно; устанавливает и поправляет вешки, помогает работящим хозяевам в поле. Но если находит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит. Межевики очень не любят детей, которые в поле выходят васильки собирать. Завлекают детишек в игру, зовут их весёлыми голосами и заводят подальше в высокую рожь, да так, что ребёнок, если невысок, то и выбраться не может – не знает, в какую сторону идти. Но главная цель межевичков – удержать человека в поле до полудня.
А там уж за него возьмётся полуденица.
СПОРЫШ
СПОРЫШ (Спарыш)— божество изобилия, семян и всходов, дух жатвы у восточных славян, живущий в двойном колосе, воплощение плодородия. В облике кудрявого светловолосого юноши ходит по полям, охраняет их от всяких бед. Царь-колос. Из таких двойных колосьев наши предки плели венок. Считалось, что этот венок сплел сам Спорыш и подстраивали, чтобы венок нашла самая красивая девушка. Колосья в венке с зерном. Сопровождаемая песнями, девушка относила венок в амбар.
В ЛИТЕРАТУРЕ: Так и есть, это Спорыш. Там — в колосьях-двойчатках! Как он вырос: как колос! А в майских полях его незаметно — от земли не видать, когда скачет он скоки по целой версте. — А ты не пугайся: он венок вьёт. Колосяной венок, золотой — жатвенный. А кладут венок в засек, чтобы было все споро, хватило зерна надолго., A.M.Ремизов, «К Морю-Океану»
ЖИТНИЧ
ЖИТНИЧ – покровитель жито.
ИМЯ: Его имя, как и имя богини Живы, произошли от слова «жизнь» (раньше говорили – живот), отсюда такие слова как жито – основная еда, дом — жилье, хорошая жизнь-житуха, домашние животные – живность, животина…
Житом в старину называли большинство зерновых культур. От того, сколько зерна в амбаре будет, напрямую зависело и благосостояние всей семьи. Поэтому Житничу особый поклон был.
Зернышко к зернышку — и будет колосок, колосок к колоску будет поле.
ПОКЛОНЕНИЕ: В цикле календарных обрядов всех славянских народов присутствует так называемое “хождение в жито” — комплекс ритуальных действий, поверий, примет и фольклорных текстов, относящихся к практикуемым в весенне-летнее время обрядовым обходам полей.
Как и всякому полевому духу, Житничу нравится, когда его задабривают да привечают. В подарок Житничу приносят молоко.
Худ.Н.Антипова
ЗЕРНИЧ – помощник Ярилы-Солнца. Следит за зернами: чтоб прорастали вовремя, чтобы всходы дружно в рост пошли, колосья соком налились да и поспели вовремя. А главное — чтоб не осыпались они в землю, а попал в закрома богатый урожай, а на следующий год вновь на полях появились новые ростки.
Все зерновые культуры у крестьянина в почете были. Все они дома нужны, все в хозяйстве важны.
И просо, и ячмень, и гречиха и рожь, и, конечно же, пшеница. Пашеничка — так ласково величали ее крестьяне.
СТРАДИЧ
СТРАДИЧ – у славян — ответственный за сбор урожая.
ИМЯ: Древний смысл страды – особый труд и труд этот сбор продуктов питания. Страда — самое горячее время года — так много надо успеть. Летний день — год кормит.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Страдич живет по пословице «В страду одна забота — не стояла бы работа». Считается, что он следит за уборкой урожая и наказывает нерадивых.
СОЛОМИЧ
СОЛОМИЧ. Зерно для крестьянина, безусловно, всегда было на первом месте. Но в хозяйстве без соломы тоже — никак. Вот за качество этой соломы и отвечал Соломич – мелкое славянское божество. И на подстилку в хлеву солома пойдет, и саман без нее не сделаешь, а в долгие зимние вечера из соломки можно и кукол сделать и шляпу сплести.
Соломич дружен со СТОГОВЫМ. ведь именно Стоговой сбережет солому, сметанную в стога, не даст ее пропасть, от гнили убережет.
Худ.В.Забирохин
БЕЛУН по белорусским поверьям дух жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся. Солнце любит, без него темно в лесу. Очень старый, немножко глухой, ходит возле ржи или на опушке леса, а за ним пчёлы летают, на плечи птички садятся, у ног зайчата скачут.
В ЛИТЕРАТУРЕ: За могильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун — старик добрый. С рассветом рано отправлялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он всё утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шёл Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку. A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»
Анчутка полевой
АНЧУТКА ПОЛЕВОЙ — не самый добрый дух поля. Но из песни слов не выкинешь — и он тоже есть на поле.
(163)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.
Дополнительная статья
— Травник-травич
bogislavyan.ru
Новые времена — новые духи. » Боги Славян
Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев и БЕСТИАРИЯ
Гарантийные человечки
НОВЫЕ ДУХИ ДОМА — в первую очередь это, конечно, Барабашка.
НОВЫЕ ДУХИ-ПОМОЩНИКИ: Первое, что приходит на ум — это Гарантийные человечки из книги Э.Успенского
НОВЫЕ ХРАНИТЕЛИ. Жизнь не стоит на месте. Все течет, все меняется. Меняется быт, меняются жилища. Старые духи приспосабливаются к изменениям или уходят на покой, а их место занимают новые.
Пройдитесь по своему дому. Посмотрите, какие у вас живут чудесные Хранительница ватных палочек и Охранник ватных дисков, улыбнитесь Фее Пудры и поприветствуйте мадам Фуу в туалетной комнате.
А там где есть хранители, всегда есть и их противоположность — те, кто все всегда прячет, например — Носочник.
ДУХИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ: свой неповторимый дух есть у каждого дерева, у каждого кустика. Новые русские Берегини: Береза, Ель, Сосна, Лиственница, Яблоня, и берегини ягод — Смородинка, Малина, Клубничка, Ежевичка, Голубика, Морошка, Брусника, Жимолость, Княженика
НОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ нашего зоо-мира: Лишь только в России живут неведомые существа: Бляха-муха, ядрена вошь, Сидорова коза, Японский городовой, Ешкин кот, Ядрен Батон, Ексель-моксель, и совсем уникальный экземпляр — Екарный бабай
Среди вновь появившихся животных есть два лидера: простоватый Писец и высокоинтеллектуальный Сферический конь,
———
Среди НОВЫХ ДУХОВ темным конгломератом выделяются духи злых эмоций и низменных страстей.
— Зависть, Запретная страсть, Ложь, Обжорство, Ревность, а также духи других эмоций — Печаль
Прочие новые духи:
ВУГЛУСКР — гуляющее по Сети существо из бородатого анекдота
ДОЖОР — опустошитель холодильников
ДРАМПИР — новый подвид вампиров
САМОГОНЫЧ — пособник Лешего.
БАРАБАО — дух честной игры (в карты ли, на игровых аппаратах или еще как — неважно, главное — честно).
ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАВШИЕСЯ ДУХИ.
ВАННЫЙ — бывший Банник,
КЛАДОВЩИК — бывший Клетник,
САУННЫЙ — бывший Банник,
ЭЛЕВАТОРНЫЙ — бывший Овинник.
(61) специально для сайта
bogislavyan.ru
Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 30
Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев
История Лилит вкратце выглядит так: Лилит была самой первой женой Адама. (Здесь стоит отметить, что Адам и Лилит были сотворены из одного материала, а вот Ева – это уже производная от Адама). Однако Лилит не захотела подчиняться во всем своему мужу, потому что она считала себя таким же прекрасным творением великого Бога, как и Адам. И тогда, произнеся известное ей тайное имя бога, Лилит улетела от Адама, чтобы жить самостоятельно. А Адам пошел и наябедничал Богу: (Потрясающая, кстати, логика: «У меня была плохая жена, верните мне ее»). И Бог пожалел Адама: он послал к Лилит трех ангелов — Сеноя, Самангелофа и Сансеноя, чтобы они вернули беглянку. (Тоже интересное решение – не одного послал, а троих, видимо, речь не шла о ДОГОВОРИТЬСЯ, речь шла о ВЕРНУТЬ!)
Есть разные версии того, как они общались, но, видимо, силовой вариант (три против одной) – не лучшее решение сложных проблем, в результате Лилит не только не вернулась к мужу, она еще и поклялась мстить Адаму и его детям (очень интересная деталь — о детях: ведь на тот момент у Адама еще не было другой жены. Видимо, Лилит правильно предполагала, что Адам не сможет выжить сам). В качестве уступки Лилит согласилась не трогать детей, носящих амулетами с именами этих трех ангелов, пытавшихся вернуть ее. (Такой амулет считается заградительным, а вот красная нить, повязанная на руку младенцам – изначально считалась как дар для Лилит и признание ее силы. Таких малышей Лилит тоже не трогает). В утешение Адаму (чем бы дитятко не тешилось, лишь бы дитятко не плакало), Бог создал Еву. Но рисковать уже не стал, и создал ее из ребра Адама, дабы она была послушной ему.
Лилит — королева демонов, Худ.Борис Валенджо
История Адама и Евы нам известна из Библии. А вот что стало с Лилит?
В своих разных ипостасях она была супругой Самаэля (которого часто отожествляют с Сатаной, и в этой ипостаси ее звали Старшей Лилит) и женой Асмодея (могущественного дьявола вожделения и мести. В этой ипостаси она известна как младшая Лилит).
Оккультисты относят Асмодия к демонам Луны, а Лилит известна в астрологии как Черная Луна. Греки поклонялись Лилит в облике мрачной Гекаты – темной богине ночи.
А женщины считают Лилит первой феминисткой.
Так кто же такая Лилит – Черная Луна: демон или символ свободной женщины? Давайте не будем искать однозначный ответ. Лилит – это гармония в двойственности, соединение противоположностей. Лилит – это женщина, выбравшая одиночество, потому что она хотела Гармонии и Любви.
Интересно, если бы Адам тоже искал гармонию, а не подчинение, как бы сложилась история человечества?
Специально для сайта — Наталия Удалова
bogislavyan.ru