Чуфут-Кале — пещерный город. Духи чуфут кале


Дорога на Чуфут-Кале - Странствия ёжиков

Меня всегда интересовали всякие развалины и города-призраки, они очаровывают и пробуждают фантазию. Поэтому пещерные города Крыма обойти своим вниманием не могла, но в силу своего предназначения они труднодоступны для похода с ребенком. Как только выдался свободный денек, сразу отправилась на электричке в Бахчисарай, в пещерный город Чуфут-Кале. Находится он в Староселье (бывший Салачик), место это издавна привлекало людей — скрытостью, уютом, тишиной. Пройти к нему можно через Свято-Успенский монастырь. До монастыря, в свою очередь, можно легко доехать на маршрутке от вокзала, ну или на такси. Я не стала идти на остановку, а пошла пешком через старую часть города, мимо Ханского дворца, заглядывая в его узкие улочки и дворики. Об этой интересной прогулке еще напишу.

Пещерный город Чуфут-КалеБахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Сейчас хочу сказать, что Чуфут-Кале является самым известным и самым доступным для туристов. Соответственно, народу там много, хотя нет, не много, а очень много. Я не люблю толпы народу, мне более по душе тишина и неспешное осматривание. Но, увы, идти в более далекие города, просто было некогда. Поэтому дабы совсем уж не уподобляться массовым туристам, я просто решила идти иной дорогой. Не с Южных ворот, а с Восточных. Хотя собственно, если углубиться в истоки, то я как раз сделала все правильно, ведь южные ворота являлись потайными, главным входом они стали только в наше время. Я не знала куда идти, есть такая дурацкая привычка не изучать толком информацию о маршруте, всегда иду куда вздумается.Находясь в монастыре, вспомнила, что где-то тут находится потайная лестница, и решила ее отыскать. Не зная, куда идти, сделать это сложно. Поэтому для тех, кто последует моей дорогой, расскажу, как идти.

Дорога к потайной лестнице

Если с дороги, идущей от Успенского монастыря к Чуфут-Кале, свернуть вправо, туда, где стоит указатель хода нет (это монастырские земли, табличка обязывает, но мы прошмыгнем быстро).

Бахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

..пройти мимо хозяйственного помещенияБахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

То дальше дорога упирается в жилой дом. В дом нам не надо, мы сворачиваем и упираемся в крутой склон.

Бахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Поднимаемся по этому склону. И оказываемся у каменной лестницы, ведущей на плато

Бахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

В другую сторону уходит дорога на Бешек-тау. Людей там нет, вокруг полнейшая тишина и практически нетронутая природа, самое время передохнуть, насладиться панорамой ущелья Марьям-Дере.

Бахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Монастырские постройки внизуБахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Спуск с лестницы в ущельеБахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Вернувшись, пошла через лес, сократила дорогу, и таким образом попала на небольшое разрушенное мусульманское кладбище. Раньше здесь вроде как находился текие (монастырь) дервишей (мусульманских монахов), связанных с мусульманской общиной Чуфут-Кале. По преданиям, текие построил Менгли-Гирей на том месте, где были убиты и похоронены три дервиша: Гази Мансур, Ших Халим и Ших Рамаза. О личности Гази Мансура интересные сведения сообщает Эвлия Челеби: «Находится там большая гробница шейха Мансура из Медины. Это был один из благородных товарищей господина Пророка... Богобоязненный шейх Мансур умер потом во время битвы за этот замок Гевхекерман (Чуфут-Кале) и остался погребенным...». Некоторые сохранившиеся здесь мусульманские надгробия датируются первой половиной XV в.

Разрушенная лестница к текие дервишейБахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Мусульманское надгробиеБахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Дальше дорога ведет наверх, к потайным воротам. И все идут туда.

Бахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Бахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Кенасы Чуфут-КалеБахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Я же, спокойно миновав серпантин, пошла через лес и старое караимское кладбище к горам. Кладбище впечатляет. Еще сохранилась арка входа, в лес уходит извилистая аллея, по обеим сторонам которой поднимаются надгробные камни. К сожалению, до сих пор не установлено точное количество надгробий. По приблизительным же оценкам их не менее 5 тыс. первые памятники датируются I веком н.э. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты землей.Когда-то Иософатова долина была почитаемым местом погребения, куда привозили умерших даже из других городов. В долине произрастали вековые дубы, которые, видимо, и дали ей второе название - Балта-Тиймез, что означает "топор не коснется". Этим деревьям поклонялись, во время засух возле них произносились молитвы. Сегодня еще можно видеть до десятка древних дубов, вся же территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.Кладбище расположено на двух весьма крутых склонах долины, его территория вытянута с запада на восток. Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе на протяжении 500 м.Бросается в глаза разнообразие форм надгробий: прямоугольные плиты, домикообразные, двурогие и однорогие, обелиски, стелы, столо- и гробообразные. Среди них есть памятники людям, умершим и похороненным далеко от Чуфут-кале, так называемые кенотафы, условные погребения. Эпитафии на памятниках на иврите, хотя есть и на караимском, но древнееврейскими буквами.На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Среди них концентрические окружности - солярные знаки, дошедшие со времен язычества. Они типичны для кочевых и оседлых племен Востока, и практически не претерпели изменений. Кипарисы - символ скорби, розетки - торжество радости. Некоторые памятники имеют вид прямоугольных стел и похожи на армянские хачкары (в Чуфут-кале была армянская община). Есть типичные еврейские надгробия, распространенные в Западной Европе в XV-XVIII вв.Грустные мысли навевает полуразрушенный некрополь в Иософатовой долине. И не только сознанием бренности человеческого бытия, но и тем, что этот колоссальный по ценности архив истории Крыма изучен очень мало. К тому же многие востоковеды считают, что ряд надгробных надписей был фальсифицирован А.С.Фирковичем с целью обоснования своей теории происхождения караимов.Что интересно, есть и совсем свежие могилы.

Караимское кладбищеБахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Караимские надгробияБахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Бахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Бахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Идти до восточных ворот довольно долго, особенно не зная куда идти, но оно того стоит. Волки на пути не встречаются, зато открываются потрясающие виды на плато. Можно снова посидеть на краю обрыва, послушать тишину, подумать о вечном.

Долина с северной стороны городаБахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

Но вот уже пустырь, крепостной ров и ворота. Дежурит охранник, он же и открыл мне ворота. Собственно, я не одна такая умная, сюда же приезжают по горной дороге уазики с теми туристами, которым лень идти пешком от монастыря.

Восточные воротаБахчисарай. Чуфут-Кале. Дорога

А также про эту поездку:

Бахчисарай. Прогулка по улицам старого города

Бахчисарай - столица Крымского ханства

Пещерный город Чуфут-Кале

Свято-Успенский монастырь

Золото скифов. Сокровища Юго-Западного Крыма (выставка)

Ювелирное искусство народов Крыма (греков, татар)

romali83.livejournal.com

Маршрут по Крыму за 21 день: неделя вторая

Путешествие по Крыму, и знакомясь с его многогранной культурой и уникальными достопримечательностями, удивляешься, как на одном небольшим полуострове может быть все настолько разное.

Первая часть моего рассказа.

Казалось бы, Симферополь — обычная столица южного региона страны. Такие же улочки, скверы, парки все напоминает города нашей страны. Но буквально проезжая 35 километров на юго-запад мы попали в совершенно другой мир — Бахчисарай. Это древняя столица Крымского ханства, и хотя правление последнего хана закончилось более двухсот лет назад, здесь до сих пор чувствуется во всем восточный колорит.

Бахчисарай

 

Бахчисарай мы уже посещали однажды, но нескольких часов, которые мы провели здесь в прошлое посещение совершенно не достаточно, чтобы все посмотреть. В этот раз мы решили остановиться здесь с ночевкой.

Поселились мы в небольшом отельчике «Бахитгуль», что в переводе с татарского означает «Цветок счастья». Отель мы бронировали заранее по Интернету, ведь летом в Крыму иногда довольно сложно найти хорошее жилье. Радушный хозяин с восточным гостеприимством встретил нас, разделил с нами ужин и немного рассказал о жизни в городе. Отель очень современный, здесь все на высоком, европейском уровне, но все равно чувствуется незабываемый восточный колорит. Но мы приехали сюда не того чтобы восхищаться красотой отеля.

По приезду в Бахчисарай мы запланировали несколько экскурсий. Первое что мы посетили в Бахчисарае — пещерный город Чуфут-Кале.

Хочу заметить, что для того чтобы экскурсия в пещерные города, была приятной и без неприятных последствий нужно как следует подготовиться. Обязательно нужна хорошая, устойчивая обувь, так как тропки в горах часто довольно крутые. И, конечно же, не стоит забывать о воде. Длительные прогулки по горным склонам отнимают много сил, и чтобы не было обмороков и обезвоживания всегда нужно при себе иметь бутылочку с чистой водой. Обязательно наденьте головной убор, ведь экскурсия длится несколько часов и большинство времени вам придется находиться на открытом пространстве. Я еще всегда беру такую небольшую походную аптечку, где у меня есть необходимые средства для оказания первой помощи. Что туда должно входить каждый должен подбирать самостоятельно, но для путешествий по горам возьмите дополнительно лейкопластырь, йод или зеленку и жгутовый бинт. Но, я отошла от темы.

Чуфут-Кале: старший брат Бахчисарая

Чуфут-кале

 

Чуфут-Кале — это уникальный комплекс, которое напоминает Каппадокию в Турции или Мачу-Пикчу в Перу. Это пещерный город, который строили... хотя кто только его не строил. Археологи до сих пор не пришли к согласию, кто же основал этот комплекс. По одним данным это были аланы, которые здесь основали поселение, по другим — это древнегреческое поселение Фуллы, есть и такие, кто считает, что город основали византийцы во времена Юстиниана I. Но, наверное все принимали в этом участие по чуть-чуть.

Чуфут-Кале всегда был важным форпостом в обороне и его использовали как оборонительную крепость, о чем свидетельствуют укрепленные стены, рвы и покуда сохранившиеся башни. Стоит отметить, что поначалу именно Чуфут-Кале был укрепленной резиденцией крымского хана. Здесь даже сохранился мавзолей Джанике-ханым — дочери хана, умершей молодой. По преданию, если здесь загадать делание оно обязательно сбудется. И, конечно же, мы не могли упустить такую возможность, и каждый что-то загадал. Посмотрим, правда ли гласит поверье.

Постепенно хазары, населявшие Чуфут-Кале спустились к подножию плато.

Плато Чуфут-Кале

 

Построили знаменитый Ханский дворец, Салачик — сегодня это старая часть Бахчисарая и жители начали покидать Чуфут-Кале. Здесь остались караимы.

До наших дней сохранились две кенасы, в которых проходили их богослужения. Но к концу девятнадцатого века и они покинули город. Сегодня Чуфут-Кале это безмолвное свидетельство прошлого, которое хранит свои тайны. Бродя в этом каменном городе, не устаешь восхищаться теми людьми, которые все это строили, ведь все это несколько веков строилось практически вручную.

 

Успенский мужской монастырь: первый православный форпост Крыма

Успенский мужской монастырь

 

После Чуфут-Кале мы посетили Успенский монастырь, который находится неподалеку. Когда и кем основан этот монастырь точно не известно, но уже в VIII веке этот монастырь действовал, а это значит что это одна из первых православных обителей Крыма. Стоит отметить, что монастырь не закрывался даже во времена правления Крымского ханства. Даже мусульмане терпимо относились к христианской святыне, хотя терпимость не входит в число их добродетелей. Этот монастырь посещали даже цари. Здесь был Александр I, Александр II и последний российский царь Николай II. Венценосные особы разговаривали с монахами и получали от них наставления и благословления при принятии разных решений, почему бы сейчас нашим правителям так же не брать благословление при принятии законов. Но вот после прихода Советского союза, а в Крым он пришел где-то в двадцатых годах прошлого столетия, монастырь закрыли и преобразовали в трудовую колонию-поселение. Восстановление обители произошло лишь в 1993 году. Сегодня это мужской монастырь, где жизнь монахов построена наподобие афонского монастыря, хотя женщинам сюда вход пока не запрещен в отличие от Афона. При входе в монастырь нам выдали юбки и платочки, так как своих мы не захватили.

Стоит отметить, что монастырь постепенно становится все более современным, хотя монахи до сих пор живут в скальных кельях. Снаружи пещерная обитель напоминает колонию стрижей, если вы когда-нибудь видели много норок на песчаном обрыве, то это очень похоже. Но вот внутри это тихая и необыкновенно таинственная обитель, где даже воздух какой-то особенно звенящий и восторженный. Зайдя в храм монастыря, меня поразила та атмосфера древнего святилища. Здесь нет привычных нам расписных купольных потолков, которые можно наблюдать в любой православной церкви, но чувствуется многовековой дух святого места, даже мурашки пробегают по коже. Нам повезло, вскоре приехала группа паломников и нам открыли главную святыню монастыря — икону Богородицы. Это одна из чудотворных икон Богородицы, обладающая огромной целебной силой. Также на территории монастыря есть целебный источник с очень вкусной водой. Несколько часов в этой святыне пролетают незаметно, и только солнце, спрятавшееся за горы, подсказало нам, что вечер близок.

Вечерний Бахчисарай напоминает сказочный город из «Тысячи и одной ночи». Фиолетовые тени, в которых, кажется, прячутся Али-Баба и красавица Шахерезада делают Бахчисарай удивительным и неповторимым, а силуэты мечети и татарских домиков красиво выделяются на фоне быстро темнеющего неба. Раздается голос муэдзина, призывающего на намаз, в воздухе витает аромат восточных сладостей и жареных кофейных зерен. Ах, Бахчисарай — удивительный город, ароматный как пахлава и самобытный как редкий, драгоценный камень. Ханский дворец, кривые, средневековые улочки, старинные колодцы, фонтаны, восточные базарчики — это только небольшая часть того, что можно увидеть в этой древней столице восточного края.

Мангуп-Кале: забытая столица Феодоро

Вид на Мангуп

 

В наши планы входила еще одна экскурсия в Бахчисарае, вернее неподалеку от него — в древнюю столицу княжества Феодоро, которое мы знаем как Мангуп-Кале. О небольшом княжестве Феодоро, жители которого так отчаянно отстаивали свою независимость, знают не многие. Почему-то мы знаем только период когда Крым был турецким, а далее русским, но что было раньше, никто особо не вдается в подробности или сразу переходят к греческому периоду острова. Но, стоит отметить, что греки это морской народ, и селились они преимущественно на побережье полуострова, но ведь остальные территории Крыма также не были пусты. Здесь жили скифы, сарматы, готы и другие народности, которые создавали свои государства, со своими городами и правителями. Так в период расцвета Византии в Крыму появилось небольшое Княжество Феодоро, где жители исповедовали православие.

Столица княжества располагалась на горе Баба-да, что в переводе с крымско-татарского звучит как «Отец-гора». Но мы больше знаем эту гору под названием Мангуп. Как переводится точно это название никто не знает, но археологи склоняются, что название приблизительно переводится так же, то есть «Отец-гора» или «Мать-гора». А это значит, что это место было особенным не только для жителей средневекового Феодоро, но и намного раньше, просто сведений об этом не осталось.

Мангул Капе

 

Мангул Капе

 

Из Бахчисарая попасть в Мангуп-Кале довольно просто нужно проехать по трасе в сторону Севастополя до поселка Сала Ходжа. Тропа, по которой можно подняться к самому городу начинается практически рядом. Заблудиться невозможно кругом очень много указателей. Но лучше заказывать групповую или индивидуальную экскурсию в Мангуп-Кале, где гид расскажет очень много интересного об этом древнем городе, и тогда эти древние пещеры начинаешь воспринимать совершенно по-другому.

Мы взяли очень обширную пешеходную экскурсию по Мангупу , которая длилась семь часов. За это время мы перенеслись в эпоху Византии, в период становления княжества, ознакомились с бытом города и сопереживали защитникам города, которые до последнего удерживали крепость от вторжения турков. Участь Мангупа не завидна, после падения столицы княжества перед напором османов, город сожгли, поэтому до наших времен сохранились лишь остатки этой некогда славной столицы. Хотя турки не бросили этот форпост, и после завоевания города здесь была турецкая крепость, которую турки покинули только после присоединения Крыма к Российской империи. С тех пор Мангуп-Кале — это город призрак, история и значение которого несправедливо забыто.

Пока мы бродили по этим горным склонам усталости не чувствовали, да и экскурсия была настолько интересная, что больше ни о чем даже не думали, кроме древнего княжества Феодоро. Но спустившись с горы усталость, дала о себе знать. Все же мы решили не задерживаться в Бахчисарае еще на один день, а отправились в Севастополь.

Севастополь

В Севастополе мы решили задержаться на несколько дней, чтобы понежиться на одном из многочисленных пляжей города и вдоволь накупаться в море. Все-таки длительные горные прогулки давали о себе знать — нам хотелось отдохнуть и поваляться на пляже. Путешествуя на собственном автомобиле мы не искали жилье вблизи от моря, что позволило нам арендовать небольшой домик в пригороде и сэкономить на жилье.

Передвигаться по городу в автомобиле намного удобнее, кроме того, мы могли в любое время поехать в разные места. В общем, преимуществ много и я считаю, что на автомобиле всегда получаются самые яркие и запоминающиеся путешествия. Но, что-то я не о том... Севастополь всегда был особенным городом. Это как маленькая отдельная республика на крымском побережье. Спросите у любого севастопольца о том, как живет полуостров и вы услышите интересные рассуждения, что вот там, в Крыму живут по одному, а у нас в Севастополе, совсем все по-другому. Поначалу мне интересно было это слушать, ведь мы всегда считаем Севастополь частью Крымского полуострова, а сами воспринимают его как княжество Сан-Марино в Италии — маленькое отдельное государство.

Особенно в Севастополе культивируется культ героической борьбы города и его славного прошлого. Мало таких городов осталось, где до сих пор еще так рьяно рассуждают о защитниках Севастополя во время войн, где так много памятников посвященным обороне и погибшим воинам. Но не только оборонными памятниками славен город здесь есть масса и других достопримечательностей.

Херсонес — город со своей историей

Вид на Херсонес

 

Одной из таких уникальных достопримечательностей является развалины древнего Херсонеса. Этот город основан еще за 400 лет до Рождества Христа греческими переселенцами. Именно греческий стиль и преобладает в архитектуре города. Но греческой колонией город был не так долго (ну по историческим меркам) дальше здесь правили и римляне, и готы, а позже и византийцы, которые здесь правили несколько сотен лет. Но со временем и они ослабили свое влияние, так как и сама империя канула в лету. Город постепенно умирал, к тому же постоянные набеги кочевников постоянно разрушали и грабили этот прекрасный город. И в конце XIII века Херсонес окончательно опустел и больше не возродился.

А ведь этот город был очень важным пунктом по дороге купцов в Византию. Здесь они перекладывали свои товары, привезенные из Киева, Новгорода, Ростова и других городов на корабли и здесь формировался торговый флот. В Херсонесе или как его называли славяне Корсуне побывали практически все князи Киевской Руси и Игорь, и Святослав, и княгиня Ольга, и князь Владимир, который принял здесь христианство и женился на византийской принцессе. В Херсонесе даже сохранилась купальня в которой крестили князя. Сегодня мы может только побродить по этим мощенным улочкам и любоваться кое-где сохранившимися колонами, колодцем и амфитеатром, которые остались от этого красивого некогда города.

Херсонес

 

Мы бродили по Херсонесу несколько часов сначала с экскурсоводом, который рассказал нам много чего интересного о городе и его жителях. А затем, взяв фотоаппарат, мы пошли самостоятельно изучать древние развалины. Мне всегда жаль, что люди так легко разрушают то, что было создано до них. От Херсонеса мало что осталось, но даже эти руины дают понять насколько это был красивый и колоритный город.

Херсонес

 

Военные памятники Севастополя

Военные памятники Севастополя

 

Особое внимание хочется сказать о набережной Севастополя. Именно здесь чувствуется военное прошлое города и особое почитание тех, кто отдал жизни за его освобождение. Меня поразила колонна — памятник всем потонувшим кораблям. Это белая колонна, которая воздвигнута на скале в море. Сверху на ней бронзовый орел, который держит лавровый венок. И хотя надпись на ней гласит, что это памятник затонувшему флоту 1854-1855 годов, мне кажется, что это грустное напоминание о тех, кто не вернулся с плаванья. Если долго-долго смотреть на колону можно услышать крик чаек и звон набата, который означает, что где-то произошла беда.

Есть еще одна замечательная достопримечательность города, которую стоит обязательно посетить. Это панорама обороны Севастополя 1854-1855 годов. Это картина, размеры которой не сравнятся ни с какой другой: 115 на 14 метров. Когда-то у меня в институте был такой предмет «История искусства», где я слышала об этой картине и поэтому я хотела ее увидеть, во что бы ни стало. То, что мне открылось перед глазами это было что-то грандиозное, захватывающее и уникальное. Огромное полотно, на которое смотришь со специального постамента. Этот постамент поставлен по задумке автора — зритель чувствует себя так, как будто наблюдает за битвой с Малахового кургана. Эта картина была нарисована Францем Рубо, в начале двадцатого века. Именно для нее построили здание Панорамы в неоклассическом стиле. Но в годы Великой отечественной войны картина сильно пострадала и ее восстанавливала команда художников из 17 человек. Разглядывая картину, просто наполняешься чувством гордости за свою страну, за тех людей, которые противостояли врагу и тех, кто воссоздавал такие монументальные полотна.

Православные святыни Севастополя

Где бы я не путешествовала, особое внимание всегда уделяю именно храмам. Я очень люблю именно храмовые архитектурные комплексы, монастыри или просто святые места. Именно здесь ощущаешь особый трепет перед величием Господа и силой духа людей, ставших святыми. Поэтому я не могла пропустить такие достопримечательности в Севастополе.

Вначале мы посетили Инкерманский пещерный монастырь святого Климента. Говорят основателем этой святой обители, стал святой Климент ученик апостола Петра, которого выслали сюда во времена гонений христиан в римской империи. Сегодня здесь проходят реставрационные работы, так как пещерный монастырь очень сильно пострадал во времена СССР. Меня всегда удивляло, что даже иноверцы не так разрушали храмы, как разрушали его советские атеисты в угоду партии, хотя ведь, наверняка, у каждого и отцы, и деды были крещенными, и вряд и кто-то из них отрекался от веры.

Также мы посетили Свято-Никольский храм, который находится на вершине холма посреди Братского кладбища, где захоронено около 50 тысяч павших при обороне Севастополя. Этот храм воздвигнут именно в память погибшим в 1857 году. Интересно форма храма в виде пирамиды. Я больше нигде не видела такого удивительного пирамидального храма.

И, конечно же, нельзя было обойти величественный Владимирский собор, который стал усыпальницей адмиралов.

Остановившись в Севастополе нельзя не посетить Георгиевский монастырь, что на мысе Фиолент. Моряки говорят, что если из Стамбула идти курсом за Полярной звездой, вы попадете на мыс Фиолент.

Напротив монастыря в море стоит скала с крестом, где по преданию спаслись греческие рыбаки, которые попросили помощи у святого Георгия. Там им дана была икона этого святого и когда они добрались до берега, то основали в пещере келью, которая в последствие разрослась в монастырь. Сегодня икона хранится в Киеве в музее, но мое мнение, что реликвия должна вернуться на свое место. Официально монастырь основан еще в 891 году и даже во времена Крымского ханства монастырь, хоть и пришел в упадок, но все равно был открыт и функционировал. Расцвел монастырь после присоединения Крыма к Российской империи. Очень много строилось в те времена на земле монастырской, его посещали императорская семья и выдающиеся полководцы. А вот при советской власти в 1930 году монастырь закрыли. И мало того, пытались всячески искоренить память людей об этом святом месте. Сначала его преобразовали в воинскую часть, затем в колонию, был здесь и санаторий и даже (вот уж насколько цинично относились коммунисты к святыне) птицесовхоз, который назывался «Безбожник».

Но в 1991 году на скале воздвигнут Крест и с тех пор начинается восстановление монастыря. Правда сегодня еще не все земли отданы обители, только нижняя часть, в верхней части расположена база Черноморского флота, но я верю, что в конце концов монастырь святого Георгия получит обратно все свои земли и перерастет из монастыря в Лавру.

Кроме монастыря мыс Фиолент славится своими пляжами и прекрасными видами. Если вы посетите мыс на катере, от Яшмового пляжа вверх идет крутая лестница, ее еще называют «Лестницей здоровья» с которой открываются замечательные виды. Говорят в ней 800 ступеней, я не буду это утверждать, так как не считала, но не стоит бояться этой цифры, так как все равно вы будете много раз останавливаться, чтобы полюбоваться пейзажем и подышать чистым морским воздухом. Некоторые пляжи Фиолента облюбовали нудисты, странный выбор, конечно, такие пляжи неподалеку обители, но не нам их судить — все же лучше чем совхоз «Безбожник».

Отдых в Севастополе

В Севастополе много не только памятников, но и замечательных природных уголков, где можно предаться ленивому пляжному отдыху. Одни только названия пляжей говорят о поразительной красоте этих мест: Серебряный, Золотой, Хрустальный, Яшмовый, Царский и т.д. Каждый из этих пляжей имеет свои особенности, который и дал ему такое название. Например, Яшмовый пляж это галечный пляж, где море выбрасывает необычные, разноцветные камушки, которые очень напоминают полудрагоценную яшму. Каждый турист, который здесь побывал, не удердится и возьмет себе на память маленький камушек из этого удивительного места. Серебряный пляж, окруженный горами напоминает небольшой клочок земли, а если смотреть с моря его берег, кажется сокрыт серебряной дымкой.

Практически все пляжи в городе неплохо обустроены, есть раздевалки, медпункт, скамейки. Но, если вы хотите побыть поближе к природе, вы можете выбраться на один из диких пляжей Севастополя, где в полной мере насладиться чудесным морским отдыхом.

Стоит посетить бухту Балаклаву, которую еще Гомер описывал в своей «Одиссее». Спрятанная за скалами бухта с моря практически не видна и только опытный моряк знает, куда направить корабль. Сама бухта очень тихая, здесь нет такого бушующего прибоя как в открытом заливе, и наверное это одно из лучших мест для отдыха с детьми.

В один из дней, проведенных в Севастополе, мы посетили Инкермановский завод марочных вин. Экскурсия длится около двух часов и за это время мы побывали в огромных подвалах завода, познакомились с технологией изготовления вин, и, естественно, дегустировали их. Это прекрасная возможность выбрать для себя хорошее вино, ведь в магазине же не попробуешь и если покупаешь бутылочку незнакомого вина, то это как покупать кота в мешке. В общем, мы «надегустировались» и приобрели для себя несколько бутылочек в фирменном магазине. Единственно, что — не берите автомобиль, собираясь на экскурсию. А то наш бедный водитель, только облизывался, глядя на нас.

Инкермановский завод марочных вин

 

Естественно здесь есть и другие развлечения: аквапарк, аквариум, местные клубы, фестивали , шоу — в курортный сезон жизнь в городе не замолкает ни на минуту, поэтому каждый найдет для себя что-то интересное в этом городе.

Кстати, одну из самых интересных экскурсий в Севастополе мы получили на морской прогулке на катере. Это возможность увидеть величие города с другой стороны и оценить его великолепие. У нас был отличный экскурсовод, которая настолько интересно рассказывала о городе и его достопримечательностях, что мы всю прогулку сидели затаив дыхание, очень много я узнала о городе именно от нее.

Вот и все наше пребывание в Севастополе закончилось, и мы поехали дальше по южному берегу Крыма, где нас ждали и другие удивительные открытии полуострова.

Маршрут по Крыму за 21 день: неделя 1

Маршрут по Крыму за 21 день: неделя 2

Маршрут по Крыму за 21 день: неделя 3

Полезные ссылки

Бронирование отелей в Ялте

Бронирование отелей в Феодосии

Бронирование отелей в Саки

Бронирование отелей в Тарханкут

shagau.ru

Кале | Экскурсии по Крыму из Саки, Евпатория

Чуфут-Кале

 

Чуфут-Кале – обитель караимов, народа, сегодня практически исчезнувшего с лица земли. (На сегодняшний день их всего около 2 000 в мире. Чуть больше 500 караимов проживает в Крыму). Пройдя по улочкам этого города-призрака, Вы прикоснетесь к вечности. Прислушайтесь, закройте глаза…Кто знает, что могут рассказать нам эти стены? Подниматься к пещерному городу довольно долго, кому-то эта прогулка может показаться утомительной. Но те, кто посетил Чуфут-Кале, ни минуты не жалеют об этом путешествии. Кстати, пещерный город и его окрестности не раз послужили съемочной площадкой – здесь снимались эпизоды таких фильмов, как «Финист – ясный сокол», «Яды или Всемирная история отравлений», «Сердца трех», «Варвары», «Трудно быть богом», «Джокер» и многих других.

 

Чуфут-Кале – обитель караимов, народа, сегодня практически исчезнувшего с лица земли. (На сегодняшний день их всего около 2 000 в мире. Чуть больше 500 караимов проживает в Крыму). Пройдя по улочкам этого города-призрака, Вы прикоснетесь к вечности. Прислушайтесь, закройте глаза…Кто знает, что могут рассказать нам эти стены? Подниматься к пещерному городу довольно долго, кому-то эта прогулка может показаться утомительной. Но те, кто посетил Чуфут-Кале, ни минуты не жалеют об этом путешествии. Кстати, пещерный город и его окрестности не раз послужили съемочной площадкой – здесь снимались эпизоды таких фильмов, как «Финист – ясный сокол», «Яды или Всемирная история отравлений», «Сердца трех», «Варвары», «Трудно быть богом», «Джокер» и многих других.

 

С VIII в городом владели хазары, а после их ухода из Таврики город становится центром христианского Кырк-Орского княжества, В 1299 году войска золотоордынского темника Нагая во время очередного набега на Крым разорили Кырк-Ор. А в 40-х годах XIVв., в период правления золотоордынского хана Джанибека, он был окончательно захвачен татарами.

 

Позднее, с образованием Крымского ханства, сюда была перенесена ставка хана, и город-крепость стал временной столицей ханства. К началу XVI в. здесь проживали мусульманская, христианская и караимская общины.

 

После ухода татар в свою новую столицу — Бахчисарай и переселение христиан в соседний Мариамполь, караимы остались в городе, который татары стали называть Чуфут-Кале- иудейская крепость. Караимы же называли свой город Джуфт-Кале- Двойная крепость. В середине XIX столетия караимы постепенно покинули свое родовое гнездо Джуфт-Кале, расселившись по Крыму, в Евпаторию переместился их духовный центр. Город опустел, и его многовековая история закончилась.

 

«Пещерный город» Чуфут-Кале начинается от Малых ворот -(Кучук-Капу) или Южные, «тайные». Узкий проход от ворот в город давал возможность защитникам крепости уничтожать попавших туда врагов.

 

Многоярусные искусственные пещеры, первые на пути в крепость, в основном хозяйственного назначения. Некоторые из них служили укрытием. Ученые полагают, что эти пещеры — остатки христианского монастыря XI в., который стоял на этом месте и был действующим вплоть доXVв.

 

Далее тропа идет мимо руин мечети XIVв. К мавзолею Джанике -ханум, дочери хана Тохтомыша. Она родилась здесь и с 1420-х годов была правительницей Кырк-Ора, вплоть до своей кончины в 1437г. В знак признания её заслуг в правление Менгли- Гирея был сооружен этот мавзолей-образец сельджукской архитектуры XVв.

 

Мавзолей примыкает к Средней, самой древней оборонительной стене города с воротами Орта-Капу (Средние ворота). Восточнее этой стены располагался «новый город», где с XIII в. стали селиться караимы.

 

Ещё одно сооружение хорошо сохранившееся — усадьба Фироковича. В этом доме-караимской усадьбе долгие годы жил один из последних обитателей Чуфут- Кале, собиратель древних рукописей, известный караимский историк А.С. Фиркович (1786-1874). Его работы позволили воссоздать историю караимского народа и городища Чуфут-Кале.

 

Вход в город прикрывают восточная оборонительная стена и Ворота Биюк-Капу (Большие ворота) с надвратной башней, сооруженные в XIV-XV вв. Протяженность стены-128м, а высота-8м. С наружной стороны вырубленный ров глубиной 9м. Эту стену соорудили караимы. Здесь в «новом городе», у северного обрыва находился тюремный каземат, где татары держали знатных пленников. Среди них были воевода В. Шереметьев, захваченный в плен в 1600., князь А. Ромодановский, гетман Н. Потоцкий…

 

На городище хорошо сохранились молитвенные дома караимов — кенаса.

 

Большая Соборная кенаса датируется XIVв., а Малая-XIIIVв., построена караимами, перебравшимися в Чуфут-Кале с Мангупа. Обе кенасы находятся за глухими каменными стенами. В Большой кенасе устраивались торжественные праздничные службы, а в Малой- повседневные службы и собрания.

 

Снаружи, рядом с Малыми воротами, находится вход в уникальную подземную галерею.

 

Галерея в 2001г., поле трехлетних раскопок. Здесь находится вертикальный 30- метровый колодец и 80 метровую горизонтальную галерею, на стенах которой сохранились разнообразные надписи и рисунки и даже клеймо византийского мастера, руководившего работами по сооружению этого сооружения. Это сооружение, судя по всему, появилось в V-VI вв. нашей эры и основное его предназначение — снабжение городища пресной водой. Примерно в XV в. вода здесь иссякла, колодец и галерею засыпали. Пятьсот лет сюда не ступала нога человека.

 

В 2002г. в подземной галерее была сделана ещё одна уникальная находка — клад из четырех с лишним тысяч серебряных и золотых монет XIV-XV вв.

 

От Чуфут-Кале можно пройти к Иосафатовой долине, названной в честь одноименной долины в Иерусалиме. Здесь расположилось родовое караимское кладбище. Здесь могила Фирковича, могилы многих известных и неизвестных караимов. Самые древние надгробия с надписями на древнееврейском языке датируются XIII в. Они представляют собой двурогие изваяния, испещренные древнееврейскими письменами. Здесь зафиксированы около 10000 памятников. Есть и безмогильные памятники, йолджы-таш — камень путнику в виде прямоугольника. Их по традиции устанавливали умершим на чужбине.

 

Кладбище в священной дубовой роще Балта -Тиймез (топор не коснулся, тюрк.) — святое место для караимов. По сей день многие из них, завещают похоронить себя здесь.

o-crimea.ru

Историческая достопримечательности Крыма - Чуфут-Кале – пещерный город

Пещерный город Чуфут-Кале – достопримечательность Крыма, которая входит в число известнейших средневековых «пещерных городов». Исторические наземные сооружения здесь сохранялись плохо. Остались только особенно прочные части крепостных сооружений и, главным образом, выдолбленные в скалах небольшие пещеры. Пещеры были созданы для хозяйственных, оборонительных нужд, погребальных и культовых действий. Это и дало повод путешественникам в разные века называть сооружения Чуфут-Кале «пещерным городом».

Вообще, существует две версии исторически сложившегося названия этого поселения. Чуфут-Кале (крымскотатарский язык) означает — «еврейская крепость». И Джуфт-Кале (тюркский) переводится как — парная или двойная крепость.

Для жилья человек использовал это место с древних времен. Время возникновения города вызывает спор у исследователей. Часть из них считают, что крепость основана византийцами в VI веке. Другие доказывают, что укрепления возникли здесь в X веке. Жили здесь и аланы, и тюрки, а позднее караимы.

Восточная стена возведена караимами примерно в XVI веке. Длина этого оборонительного сооружения составляет 128 метров. С южной и северной сторон построены угловые башни, в центральной части имеются ворота с надвратной башней. Дубовые двухстворчатые ворота обиты железом. С внешней стороны над воротами вмонтирована плита из мрамора с рисунком рогатины и щита. По мнению учёных жители Чуфут-Кале, в основном, принадлежали к двум кланам. Каждый клан имел свой герб-тамгу. У одного из родов символом была рогатина — сенак-тамга, а у другого – щит — калкан-тамга. Спереди крепостной стены выдолблен большой бассейн прямоугольный формы для сбора дождевой и талой воды. В древности перед воротами на площади располагался рынок.

Дорожные колеи на главной улице местами достигают глубины в полметра — это свидетельство многовековой жизни, некогда кипевшей в этом городе. Сюда на арбах с двумя большими колёсами в восточные ворота города въезжали торговцы, которые привозили из соседних поселений на продажу свои товары.

Гробница Джанике-Ханым мавзолей, построен на месте гибели Джанике-Ханым — уникальный образец архитектуры сельджуков  XV в. Имеет форму октаэдра, украшен резными колоннами, его высокий портал покрыт каменной  резьбой. На возвышение сохранилось надгробие с надписью на арабском: «Это гробница  дочери Тохтамыш-хана — Ненекеджан-ханым, скончавшейся в месяц рамазан 841 году.» (в христианских исчислениях — 1437 г.)

Интересна арка на средней стене. Средняя стена пересекает плато от одного обрыва до другого. Укреплена с боков оборонительными башнями, по времени появилась с возникновением города.

Система казематов-пещер рядом на северном обрыве выполняла роль крепостной башни. Пропасть с северной части города была неприступна для неприятельских войск. С этой стороны не возводились фортификационные сооружения. Система казематов, во время осады, служила местом, откуда велась стрельба по вражеским отрядам находившимся внизу. Имели эти пещеры и хозяйственное предназначение — служили для складирования припасов при обороне города.

Верхняя и нижняя пещеры у средней стены. Расположены пещеры возле края северного обрыва. Это две искусственные большие пещеры – «Чауш-Кoбасы» или «пещеры воина»- связаны между собой.

Это далеко неполный перечень, того что можно посмотреть в Чуфут-Кале. Есть и другие не менее интересные для посещения места. Например, жилой дом XVIII века, где с 1786 по 1874г жил Авраам Фиркович. Это караимский ученый, который посвятил большую часть своей жизни сбору древних рукописей. Впоследствии, практически все собрание он передал Российской Императорской публичной библиотеке. Стоит уделить внимание потолку в доме, который набран из дерева.

Кенассы — молитвенный дом караимов, кладбище в Иосафатовoй долине. Соборная кенасса объединяла жителей в особо торжественные дни. Службы проводились на иврите. Что интересно, помещение разделено на три части. Одна часть – алтарь, где находилась Тора (священная книга), вторая часть размещала стариков, а третья – главная предназначалась для мужчин. Рядом расположенный Свято-Успенский монастырь, несомненный интересный объект для туристов, основанный в 14 веке.

Интересны туристам оборонительные пещеры около Южных ворот. Пещеры связаны между собой и выстроены так, чтобы можно было беспрепятственно покидать и менять место бойцам, выносить раненых. Часть пещер ориентировались для хозяйственных целей. Т.е. в них хранили припасы, сено, скот и т.д. Расположение Южных ворот было выбрано не случайно. Их не видно, если смотреть с долины. Служили в качестве оборонительных стен.

Чуфут-Кале находится в 2-3 километрах на восток от Бахчисарая. А дорогу и долину охраняют величественные «Бахчисарайские сфинксы».

crimealand.info

Чуфут-Кале - пещерный город - Country Scanner

Хорошо сохранившийся пещерный город Чуфут-Кале – грандиозная средневековая скала-крепость, расположенная на труднодоступном горном плато к востоку от Бахчисарая.

Находится средневековое городище, в народе именуемое «пещерным городом» Чуфут-Кале, на так называемом внутреннем хребте неприступных Крымских гор.

Чуфут-Кале. Внутренний хребет неприступных Крымских гор.

Состоящие по большей части из известняковых пород, эти горы хранят в себе множество тайн. Всего в скалах спрятано около четырнадцати таинственных пещерных городов, каждый из которых свято хранит свою историю.

Руины пещерного города Чуфут Кале.

Чуфут-Кале считается одним из самых популярных и хорошо сохранившихся поселений. Покинутый местными жителями чуть больше столетия назад (конец XIX века), он создает несколько гнетущее впечатление полным отсутствием жизни…

Подъем на Чуфут-Кале

Подняться в эту пещерную обитель можно двумя разными путями – по туристической тропе или через старинное Караимское кладбище (первые захоронения относятся к VI-XIII столетию), раскинувшееся неподалеку от городских стен.

Чуфут-Кале. Отвесные скалы.

Последнее примечательно не только огромными размерами (занимает около 4 га), но и особой, можно даже сказать гнетущей, атмосферой…

В любом случае, сначала нужно добраться до Бахчисарая на электричке, автобусе или собственном автомобиле.

Чуфут-Кале. У входа в Свято-Успенский монастырь.

Дальнейшая дорога лежит к Свято-Успенскому монастырю, в 1 км от которого останавливаются маршрутные такси (конечная остановка «Староселье»), отходящие от вокзала.

Чуфут-Кале. Свято-Успенский монастырь на пути к голоду-призраку.

От монастыря к городу-призраку ведет  живописный тенистый серпантин, по которому чаще всего и водят организованные группы туристов. Она же облюбована и многочисленными отдыхающими, стекающимися к одному из самых доступных и самых интересных пещерных городов полуострова.

Плато, на котором расположен пещерный город Чуфут-Кале.

Если же свернуть направо от этой дороги, «не заметив» таблички «Хода нет» (начинаются монастырские земли), можно отыскать средневековую «потайную лестницу», ведущей на плато.

Чуфут-Кале. Панорама долины, известной как " Малый Иерусалим".

Сверху открывается прекрасная панорама ущелья (известно под названием «Малый Иерусалим» или Марьям-Дере) – удивительное место, хранящий следы трех религий.

В одной из здешних пещер был основан христианский монастырь, чуть выше – мусульманская обитель (пристанище дервишей), а на самом верху – древний караимский некрополь в Иосафатовой долине.

Мужской монастырь неподалеку от Чуфут-Кале.

Передохнув, насладившись пейзажами и поразительной тишиной, человек вынужден спуститься все по той же лестнице, чтобы продолжить свой путь к заветному городу. Как вариант, можно существенно сократить дорогу, направившись напрямую через лес (короткая дорога), в котором располагается полуразрушенное кладбище. Здесь царит запустение и тишина, а надгробные плиты местами разрушились, обратившись в прах, местами – превратились в немое напоминание о давно ушедших караимах, имена которых утеряны навсегда (время стерло большинство надписей на некрополях, выполненных в форме вертикальных обелисков, прямоугольных плит, стел и гробообразных саркофагов). Многие из тех, кому удалось посетить это необычное место, даже ощущают присутствие каждого покоящего здесь караима.

Подъем на Чуфут-Кале.

countryscanner.ru

Кале - Дворцы и Крепости

Чуфут-Кале – наиболее сохранившийся средневековый памятник Крыма. Плато, на котором находится старинный город, окружают неприступные 50-метровые обрывы и крепостные стены. Здесь была столица-крепость Крымского ханства. Зимой на этих улицах практически не видно туристов и городу словно возвращается его загадочный древний облик. Впечатлений было получено столько, что они почти вытеснили пересказ истории города, с которой, впрочем, можно ознакомиться на множестве других тематических ресурсов.

Чуфут-Кале

Летом с посещением Чуфут-Кале как-то не сложилось. Зимняя поездка показала, что сравнивать Чуфут-Кале с другими памятниками древности было глупо. Это совершенно другая эпоха, история и атмосфера. Зимой тот же путь через монастырь стал неузнаваем и отсутствие толп туристов – лишь один из штрихов этого преображения. Самое главное – голые ветви деревьев, благодаря чему дорожка, ранее окружённая стенами зелени, словно коридор с редкими окошками, стала прозрачной, с головокружительными панорамными видами. Испарились и торговцы сувенирами. Без них, если честно, лучше, внимание не сбивается в сторону повседневности, а настроение всё глубже уходит в историческую атмосферу места.

Было решено заглянуть на караимское кладбище. Вопрос ступать или нет на святую для этого народа землю, решился в пользу туристов – некрополь объявлен памятником, а значит, осмотр его только приветствуется. Необходимо заметить, что кладбище находится в плачевном состоянии. Увидеть можно лишь несколько надгробий на небольшом пятачке, заросшем лесом. Всё остальное лежит полузарытое просто под ногами: под ветками, многолетней прелой листвой, землёй (когда этот момент был замечен, ступать по кладбищенской тропке стало боязно). Но те плиты, что открыты взору – настоящие произведения искусства, мастерство древних резчиков и каллиграфов вызывает восхищение.

Каримское кладбище

Вход и в город, и в осадный колодец стоит столько же, сколько летом, хотя неплохо было бы предусмотреть скидки в межсезонье. Приветливый охранник выдал билетики и предложил рассказать историю Чуфут-Кале и, разумеется, никто не отказался.

План Чуфут-Кале

С крымскотатарского языка название города переводится, как «еврейская крепость». Учитывая, что религия караимов родственна иудейству, это вполне состоятельная версия. В варианте произношения Джуфт-Кале, можно перевести с тюркского, как «парная крепость». И это название может иметь основу, поскольку город защищала двойная крепостная стена.

Предположительно укреплённое поселение на этом месте возникло в V-VI веках на границе Византийской империи. Тогда город мог называть Фуллы, его население состояло из алан – предтеч осетинцев. Когда в Крым пришли кыпчаки, они захватили город и назвали его Кырк-Ер. В 1299 году крепость штурмом взяла ордынская армия эмира Ногая.

Чуфут-Кале

В XIII – XIV веках здесь находилась столица маленького княжества – вассала Крымского Юрта Золотой Орды. В этот же период на плато поселяют караимов, которые к моменту образования Крымского Ханства составляют большинство населения города. Первый хан независиомого Крыма Хаджи I Герай делает Кырк-Ер своей столицей. Вероятно, чтобы спокойней себя чувствовать среди множества врагов на неприступном укреплённом плато.

Хан Мегли I Герай переносит столицу в новое место, а в городе остаются жить только караимы и малая доля крымчаков. Крепость служит своеобразной резервацией для караимов, которым запрещено селиться в других местах, это место называют «еврейская крепость» - Чуфут-Кале. Правители ханства используют город для содержания знатных пленных, за которых требуется выкуп. Здесь же находится государственный монетный двор.

Чуфут-Кале

После включения Крыма в состав России, императрица Екатерина II даёт караимам и Крымчакам свободу селиться в других местах. Постепенно жители покидают город, он окончательно пустеет к концу XIX века. Остаётся в крепости лишь караимский учёный Авраам Самуилович Фиркович, проживший здесь до самой смерти.

На этом рассказ охранника закончился, и он пожелал нам приятного осмотра Чуфут-Кале.

Ворота внутренней стены

А старая крепость, казалось, словно замерла в том далёком 1874-м, когда её навсегда покинул последний обитатель. Кроме нас, в это же время, в крепости было еще несколько туристов, но мы практически не попадались на глаза друг другу, так что ощущение путешествия во времени было полным.

Главный вход представляет собой узкий коридор с высокими стенами. Эта особенность использовалась защитниками крепости, чтобы держать последний рубеж обороны, засыпая сверху неприятеля опасными предметами.

Узкий вход в крепость

Сразу за коридором открывается вид на многоуровневые пещеры.

Пещеры у входа

Благодаря им и многим другим, похожим рукотворным помещениям, выдолбленным в скале, Чуфут-Кале и назвали пещерным городом. Средневековая версия происхождения города считает это название условным и даже ошибочным, ведь, предположительно, в этих пещерах никто не жил. Возникли они, как подвальные подсобные помещения в ходе строительства. Дом стоился на том же месте, где добывался материал, таким образом, хозяин одновременно получал просторные подвалы внизу и каменный дом наверху.

А куда же делись все дома, бывшие над пещерами? Когда освобождённые Екатериной II караимы стали разъезжаться в разные стороны, у них повелось разбирать дом до кирпичика и увозить его с собой. Обладающие иудейской бухгалтерской жилкой караимы посчитали, что так дешевле, чем строить «с нуля».

Но даже то, что осталось, даёт представление о том, как жил Чуфут-Кале – это был полностью каменный город. Дерево здесь, как строительный материал, встречается крайне редко, да и то, есть подозрения, что разнокалиберные дощечки в кривую кладку из рваного бута влепили реставраторы. Их выдаёт обилие вполне современного цемента. В старинных стенах раствор, заметим, из тонких швов, которые свидетельствуют о мастерстве каменотёсов, весь вымыт.

У кенасс

Попадаются строения и вовсе собранные из больших правильных блоков, как конструктор, почти без цемента, с миллиметровыми зазорами. Таковы, например, отдельные участки крепостных стен, там, где сложная геометрия.

Особого внимания заслуживает прекрасно сохранившийся мавзолей Джаныке-ханым.

Мавзолей

Это красивое восьмиугольное сооружение с большим порталом, украшенное по углам колонками с резьбой. Учёные называют этот мавзолей прекрасным образцом малоазийской архитектуры. В глубине мавзолея находится надгробие с надписью арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года хиджры». По грегорианскому календарю царица была похоронена в 1437 году. Джаныке-ханым является настоящей легендой своего народа. Она была женой Едыгея – последнего золотоордынского эмира Крыма, мудрая правительница, героиня преданий и сказок крымский татар. Эта царица укрыла в Чуфут-Кале Хаджи Давлет-Герая, ставшего впоследствии первым правителем независимого Крымского ханства. Туристы сквозь решётку мавзолея зачем-то бросают монетки, которые блестят в темноте многочисленными кругляшами.

Среди других сохранившихся построек Чуфут-Кале – лишь жилая усадьба из двух домов того самого Авраама Фирковича

Дом Фирковича

да два караимских храма – кенассы.

Двор кенасс

Строения интересны как иллюстрации к быту позднего средневековья. Архитектурно они ничем не запомнились, но зато эффектно смотрятся со стороны обрыва, на самом краю которого стоят.

Кенасса снаружи

Кенассы над обрывом

Центральная улица проходит через весь город от Южных ворот Кичик-Капу через вторую линию обороны с воротами Орта-Капу к Восточной крепостной стене Биюк-Капу.

Центральная улица

Улица находится в хорошем состоянии, видно, что здесь поработали и археологи, и реставраторы, собравшие разбросанные камни в попытке пристроить их в полуразрушенные стены. Сразу обращаешь внимание на то, что улица имела проезжую часть и два тротуара, вырубленные в скале примерно на полметра выше дороги – титаническая работа!

Недалеко от мавзолея, есть развилка, к которой примыкает другая улица, нерасчищенная и заросшая деревьями и кустарником.

Развилка улиц

От прохода туда предостерегает табличка, сулящая туристам опасности. Но любопытство пересилило приличие, и мы пошли этой, по-настоящему древней дорогой.

Переулок

Улица едва напоминает свою реставрированную соседку, даже зимой здесь себя чувствуешь, словно в глубине индийских джунглей, летом же, наверное, сходство с джунглями будет абсолютным. Несмотря на наступление земли и зелени, здесь также видны высеченные по бокам тротуары. Дома, когда-то густонаселённого района, угадываются по холмикам и четырёхугольным периметрам, сквозь которые выступают тёсаные грани камней. Пытались срезать и пройти несколько таких дворов насквозь, но реально можно сломать ногу – обломки лежат там же, где упали стены и крыши. Такие районы занимают не менее трети территории города. Возникает вопрос: а как же та байка о караимах, которые увезли свои дома? Похоже, единичные случаи и работу реставраторов выдали за общее правило.

Город покидали ошеломлённые его атмосферой, настолько достоверной, что это даже поменяло личные представления о средневековье. Так вот каким оно было!

Колодец-загадка с кладом

Решетка колодца

На закуску остался осадный колодец, от которого особого ничего не ждали, но который всё-таки поверг и удивил, став яркой и загадочной чертой Чуфут-Кале. Эта, без преувеличения, сенсационная находка была сделана в 1988 году учеными геологами Ю.А. Полкановым (известный караимский исследователь) и Ю.И. Шутовым с помощью легендарного спелеолога А.Ф. Козлова (его детище – маршруты Мраморных пещер).

Схема колодца:Схема колодца

Как рассказал экскурсовод, предварительно заведя бензиновый генератор и включив лампочки, исследователей заинтересовало вздутие земли, среди скалы, откуда росло дерево. Веря в старинные легенды о трёх гигантских колодцах у Чуфут-Кале, энтузиасты стали раскапывать. Три года длилась расчистка колодца на 25-метровую глубину, где исследователей ожидал сюрприз – примыкающий перпендикулярный ход со ступеньками, ведущий в сторону поверхности.

Галерея осадного колодца

Развилка в колодце

Выход галереи нашли и принялись чистить с двух сторон – она оказалась длиной 108 метров, шириной до 2,5 метров и выше человеческого роста. С надписями на латыни, арамейском и караимском, а в одном месте на потолке растут маленькие сталактиты.

Но самое интересное в этой истории впереди. На глубине 27 метров галерея и колодец переходят в винтообразный каменный спуск. Еще 13 метров вниз ведёт фантастическая лестница, вырубленная по спирали в скале.

Винтовая лесница колодца

Никаких опор! Ступени – это часть каменного плато, висят в воздухе, держась лишь одной стороной.

Винтовая лестница колодца 2

Внизу просто комната с углублением для дождевой воды.

Подземелье

В 2002 году в завершающей стадии раскопок, почти у поверхности, был обнаружен самый большой в Восточной Европе клад золотых монет – 2 кг! СБУ увезла клад в Киев, где все его следы теряются… Крымскому музею достались лишь две наименее ценных монеты.

На этой минорной ноте экскурсия, проводимая человеком, раскапывавшим тот клад, закончилась. Короткий зимний день сменился ночью, и мы уже в темноте проследовали к выходу на поверхность колодца, забранному трёхметровой решёткой.

После посещения Чуфут-Кале, ощущение прикосновения к тайне неотступно преследовало несколько дней. У этого города мало общего с Мангупом и Эски-Керменом, пещеры которых были жилыми, но одна сходная черта прослеживается чётко – загадок больше, чем ответов на них.

zamki-mira.livejournal.com


Смотрите также