Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. Духи история 5 класс


Основные термины и даты по истории Древнего мира (5 класс)

Основные термины и даты по курсу История Древнего мира.

5 класс.

Глава 1.

Термины.

1.Первобытные люди - люди, жившие до появление письма, первых государств.

2.Охота, рыболовство, собирательство - занятия первобытных людей.

3.Религия - вера в богов, сверхъестественные силы.

4.Родовая община- люди, связанные кровным родством.

5.Соседская община-коллектив людей, не связанных родственными узами.

Даты.

2 миллиона лет до н.э. - появление древнейших людей.

40 тысяч лет до н.э. - появление разумного (современного) человека.

Глава 2.

Термины

Племя - союз нескольких родовых общин. Племенем управлял совет старейшин.

Ремесленник - человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и т.д.

Вождь -глава племени.

Знать - самые богатые люди племени.

Царь -правитель государства.

Даты

10 тысяч лет до н.э. - возникновение земледелия и скотоводства. Земледелие возникло из собирательства, а скотоводство из охоты.

9 тысяч лет до н.э. - появилась обработка металлов. Первый метал - медь.

Глава 4.Древний Египет.

Термины.

1.Государство – это организация власти одного класса над другим.

2.Египет - страна, которая располагается на берегу реки Нил от первого порога до Средиземного моря. Египет находится в северо-восточной Африке.

3.Фараон -царь Египта.

4.Вельможа - царский советник.

5.Налог - плата в казну государства, значительной частью урожая или приплода скота.

6.Бронза - сплав меди и олова. Оружие у египтян было бронзовым.

7.Раб - человек, потерявший свободу.

8.Жрецы -служители богов.

9.Ра, Осирис, Исида, Сет, Гор, Тот - боги Древнего Египта.

10.Пирамида -гробница фараона. Самая высокая пирамида Хеопса.

11.Иероглифы - письменность древних египтян.

12. Папирус - материал для письма в Древнем Египте.

Даты.

5 тысяч лет до н.э. - появление письменности и первых государств.

3 тысячи лет до н.э. - объединение Египта. Столица (главный город) Египта -Мемфис.

1500 лет до н.э. -завоевательные походы Тутмоса

Глава 5.Древнее Двуречье.

Термины.

1.Двуречье - территория между двумя реками Тигр и Евфрат.

2.Ур, Урук, Лагаш, Вавилон - города Древнего Двуречья.

3.Шамаш,Син, Иштар - боги Древнего Двуречья.

4.Клинопись - письменность Древнего Двуречья.

5.Законы - правила, установленные правителем.

6.Финикия - государство на восточном побережье Средиземного моря.

7.Библ, Тир, Сидон - города Финикии.

8.Колония - поселение за пределами родной страны.

9.Алфавит -письменность в Финикии. Был изобретен 3000 лет до нашей эры.

10.Кочевники - племена, не имеющие постоянных поселений.

11. Иосиф, Моисей, Давид, Самсон, Саул - герои, чьи деяния описаны в Библии (священная книга).

12.Ассирия - держава в верхнем течении Тигра.

13.Держава - большое и сильное государство.

14. Персия - государство в Западной Азии, около Персидского залива.

Даты.

1792-1750 годы до н.э. - правление Хаммурапи

10 век до н.э. - столицей Еврейского царства стал Иерусалим.

10 век до н.э. - ассирийцы научились обрабатывать железо.

8-7 века до н.э.- ассирийцы завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон и часть Палестины.

612 год до н.э.- Ниневия, столица Ассирии, была захвачена.

538 год до н.э. - Вавилон завоеван персами

525 год до н.э. - персы завоевали Египет

Глава 6. Древняя Индия и Древний Китай.

Термины.

1.Индия - страна в Южной Азии.

2.Инд и Ганг - реки Индии.

3.Джунгли - труднопроходимые леса в Индии.

4.Каста -группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями.

5.Брахман - жрец, который относился к высшей касте в Древней Индии

6.Буддизм - мировая религия, которая возникла в 5 веке до нашей эры в Индии. Основатель Будда.

7.Китай - страна в Восточной Азии.

8.Конфуций - древнекитайский мудрец.

9.Поднебесная - так называют китайцы свою страну.

10.Бамбук - материал для письма в Древнем Китае.

11.Шелк, порох, компас, бумага - великие изобретения китайцев.

Даты.

3 век до нашей эры - Ашока объединил индийский царства.

221 год до нашей эры - Цинь Шихуан стал первым и единственным правителем Китая.

Глава 7.Древняя Греция.

Термины

1.Греция - страна на юге Балканского полуострова.

2.Микены, Тиринф, Пилос - древнегреческие города.

3.Крит - остров в Средиземном море.

4.Тесей - древнегреческий герой, который победил Минотавра (чудовище, жившее в Лабиринте на Крите).

5.Минос - царь Крита.

6.Кносс - столица Критской империи.

7.Троя - город в Малой Азии.

8.Гомер - древнегреческий поэт, автор "Иллиады" и "Одиссеи".

9.Ахиллес, Одиссей, Менелай - герои, сражавшиеся во время Троянской войны на стороне греков.

10.Парис,Гектор,Приам - герои, сражавшиеся во время Троянской войны на стороне троянцев.

11.Древнегреческие боги:

а)Зевс - бог-громовержец, царь богов и людей.

б)Посейдон - бог моря.

в)Аид-бог подземного мира

г)Афродита - богиня любви, красоты.

д)Артемида - богиня охоты.

е)Апполон - бог музыки и искусств.

ж)Афина-богиня мудрости, справедливой войны.

з)Арес - бог войны

и)Гефест - бог кузнец

к)Деметра - богиня земледелия

л)Дионис - бог виноделия

м)Гермес - бог торговли

12.Одиссей, Пенелопа, Телемак, Полифем - герои поэмы "Одиссея".

Даты.

1500 год до нашей эры- извержение вулкана, гибель Критской империи.

1200 - 1210 годы до нашей эры -Троянская война.

Глава 8. Полисы Древней Греции.

Термины.

1.Полис- независимый город-государство в Древней Греции.

2.Аттика - область в Средней Греции. Центр Аттики - Афины.

3.Ареопаг - совет знати в Древней Греции.

4.Архонт - правитель в Афинах.

5.Драконт - архонт, прославившийся жестокими "драконовскими" законами.

6. Солон - архонт-законодатель. Он отменил долговое рабство. Грек не мог быть рабом. Архонтом мог стать, как богатый, так и бедный грек.

7.Демос - простой народ в Древней Греции.

8.Демократия - власть простого народа.

9.Граждане - свободные афиняне.

10.Народное собрание - собрания граждан государства для рассуждения об общественных делах, для издания законов, для избрания должностных лиц.

11.Лакония - область в Южной Греции. Центр Лаконии - Спарта.

12.Илоты - рабы в Древней Спарта. Илоты жители области Мессения.

13.Пираты - морские разбойники.

14.Скифы - племена, обитавшие на побережье Черного моря.

14.Ольвия,Херсонес,Пантикопей - колонии греков на побережье Черного моря.

15.Эллада - так греки называли свою страну.

16.Атлет -участник Олимпийских игр

17.Ипподром - место для конных состязаний.

18.Фаланга - строй сомкнутыми рядами в Древней Греции.

19.Стратег - военачальник в Древней Греции.

20.Мильтиад, Фемистокл - стратеги в период греко-персидских войск.

21.Дарий, Ксеркс - персидские цари в период греко-персидских войск.

22.Триера -военный корабль древних греков.

22. Леонид - легендарный спартанский царь, участник боя в Фермопильском ущелье.

23.Эсхил - древнегреческий поэт, участник Саламинского сражения.

Даты.

8 век до нашей эры - изобретение греческого алфавита.

594 год до нашей эры - на должность архонта избран Солон.

776 год до нашей - первые Олимпийские игры.

490 год до нашей эры - Марафонская битва. Персидскими войсками командовал Дарий.

480 год до нашей эры - бой в Фермопильском ущелье, Саламинское сражение. Персидскими войсками командовал Ксеркс.

Глава 9.

Термины.

1.Пирей-главный порт Афин.

2.Пошлина - плата, которую отдавали иноземные купцы, за право торговать в Афинах.

3.Вольноотпущенник - раб, который получил свободу.

4.Керамик - район гончарных мастерских в Афинах.

5.Агора - главная площадь Афин, где ежедневно собирался Совет пятисот.

Право иноземного

6.Акрополь- холм с крутыми и обрывистыми склонами в Афинах. На Акрополе находился Парфенон (храм богини Афины).

7.Фидий,Милон, Поликлет - великие древнегреческие скульпторы.

8.Педагог - раб, который занимался воспитанием детей в Древней Греции.

9.Стиль -палочка для письма.

10.Палестра, гимнасий - виды школ в Древней Греции.

11. Театр — место для зрелищ.

12. Орхестра - круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

13. Скене - постройка, примыкавшая к орхестре.

14.Софокл, Аристофан - древнегреческие драматурги ( создатели сценариев для театральных представлений). Софокл придумал трагедию, а Аристофан - комедию.

15.Перикл - вождь афинского демоса, который несколько десятилетий занимал должность первого стратега. Первый стратег решал вопросы о войне и мире, руководил армией и флотом. Стратегов выбирали сроком на один год.

16. Оратор - человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

17.Реформы Перикла: 1. введение оплаты должностным лицам;

2.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; 3.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)

Даты:

443-428-первым стратегом в Афинах избирался Перикл.

Глава 10.

Термины:

1.Македония - маленькая горная страна в Северной Греции.

2.Филипп, Александр - цари Македонии.

3.Аристотель - древнегреческий ученый, учитель Александра Македонского.

4.Демосфен - древнегреческий оратор, который смог убедить часть полисов объединиться против Македонии.

5.Парменион - македонский военачальник, друг Александра.

6.Дарий Третий - персидский царь, противник Александра.

7. Средиземноморье - общее название для стран, расположенных по берегам Средиземного моря.

8.Александрия - город на острове Фарос, основанный Александром. В городе были построено одно из Чудес света - Фаросский маяк

Даты:

338 год до нашей эры- битва при Херонее. Победа Македонии, разгром сил греческих полисов.

Поход Александра Македонского на Восток.

Дата

(до н. э.)

События

Результат

334

Битва при Гранике

Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

333

Битва при г. Иссе

Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария III отрезаны Сирия, Финикия и Египет

332

Осада и взятие Тира

Подчинён бассейн Средиземного моря

332-331

Подчинение Египта

Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

331

Битва при Гавгамелах

Полностью сломлены военные силы Дария III.

329

Война в Бактрии и Согдиане

Подавлены последние очаги сопротивления в Персии

327

Война в Индии. Битва

с Пором при Гидаспе.

Крайние истощение сил македонского войска

323

Смерть Александра Македонского

Начало развала созданной в процессе завоевания державы – империи Александра Македонского.

Глава 11.Древнейший Рим.

Термины.

1.Рим - город на берегу реки Тибр, в Италии. Построен на семи холмах. Самые известные Палатин и Капитолий.

2.Италия - страна на Аппенинском полуострове.

3.Латины - племя, жившее по берегу Тибра.

4.Нумитор,Амулий, Рея Сильвия - легендарные герои племени латин.

5.Ромул и Рем - основатели Рима.

6.Весталка - жрица богини домашнего очага (Весты).

7.Ликторы - охрана древнеримского царя.

8.Патриции - жители Рима, потомки его древнейших жителей.

9.Плебеи - жители Рима, переселенцы из других завоеванных областей Италии.

10.Консулы - два-правителя в Римской республике, избираемые сроком на один год. Консулом мог стать патриций, а позже и плебей. Должность не оплачивалась, поэтому только богатые были способные ее занять.

11.Народный трибун - должностное лицо, избираемое из плебеев. Имели право вето (запрета), которое позволяло отменить решение консула или Сената.

12.Сенат - один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Он ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторами (из было 300) становились консулы, после годичной службы.

13.Легион - основная организационная единица в армии Древнего Рима. Один легион = 4500 – 5000 воинов.

14.Легионер - воин-землевладелец в Древнем Риме.

Даты.

753 год до нашей эры - основание Рима.

509 год до нашей эры - Рим стал республикой.

390 год до нашей эры - нашествие галлов на Рим.

326 год до нашей эры - отмена долгового рабства в Древнем Риме.

280 год до нашей эры - царь Пирр с войсками высадился в Италии.

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья.

Термины:

1.Карфаге́н - богатейший город-государство в Северной Африке, соперник Древнего Рима.

2.Пуны - название жителей Карфаге́на.

3.Пунические войны - войны Рима с Карфаге́ном (их было три). Итог: победа Рима.

4.Ганнибал - командующий войсками Карфаге́на во время второй (Пунической) войны.

5.Сципион - римский полководец во время второй (Пунической) войны.

6. Диадема - головной убор, знак царской власти.

7. Император - повелитель, главнокомандующий.

8. Триумф - торжественный въезд в Рим полководца-победителя

9.Катон - сенатор в Древнем Риме, знаменит фразой "Карфгаге́н должен быть разрушен".

10.Провинция - область, завоеванная Древнем Римом.

11. Имение — земельное владение богатого человека.

12.Гладиатор - сильный и ловкий раб, которого обучали сражаться на потеху публике. Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян.

13.Амфитеатр - специальное сооружение для гладиаторских игр.

Даты:

218—201 до нашей эры - вторая Пуническая война Рима и Карфаге́на.

216 год до нашей эры - битва при Каннах.

202 год до нашей эры - битва при Заме.

146 год до нашей эры - разрушены и уничтожены Карфаге́н и Коринф.

Глава 13.Гражданские войны в Древнем Риме.

1. Гражданская война - война между гражданами одного государства.

2.Тиберий Гракх - народный трибун в Древнем Риме, автор земельного закона.

3.Спартак -раб-гладиатор, возглавивший восстание рабов.

4.Капуя - область в Италии, где началось восстание Спартака.

5.Красс,Помпей,Лукулл - полководцы Древнего Рима, которые сражались с армией Спартака.

6. Гай Юлий Цезарь - диктатор, великий полководец Древнего Рима.

7.Ветераны - старые солдаты в Древнем Риме, завершившие свою службу.

8.Диктатор - правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях.

9. Марк Антоний, Октавиан Август - римские полководцы, участвовавшие в борьбе за власть после смерти Гая Юлия Цезаря.

10.Клеопатра - правительница Египта.

11.Преторианцы - личная стража императора в Римской империи.

12.Империя - большое и сильное государство.

Даты:

133 год до нашей эры - земельный закон Тиберия Гракха. По закону ни одна семья в Риме не должна пользоваться более чем тысячью югеров земли.

74-71 года до нашей эры - восстание Спартака.

49 год до нашей эры - Цезарь завоевывает Рим.

15 марта 44 года до нашей эры - Гай Юлий Цезарь был убит.

31 год до нашей эры - морское сражение у мыса Акций.

30 год до нашей эры - завершение гражданских войн в Риме. Рим стал империей.

30 - 14 года до нашей эры - правление Октавиана Августа.

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.

1.Германцы - племена, жившие по берегам реки Рейн. Германцы были врагами Римской империи.

2.Донар (Один) - главный бог германских племен.

3.Славяне - племена, населявшие большое пространство Европы. Славяне -предки русского ,украинского и некоторых других народов.

4.Венеды - этим именем римляне называли славян.

5.Тацит - древнеримский историк.

6.Нерон - древнеримский император, правил в 1ом веке нашей эры. Известен тем, что сжег Рим.

7.Иисус Христос - основатель христианства, одной из мировых религий.

8.Евангелие ( с греческого благая весть) - описание жизни Иисуса Христа.

9.Павел,Петр, Иуда - апостолы (ученики) Иисуса Христа.

10.Колоны - земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет.

11.Париж, Вена,Лондон,Кельн - города, основанные римлянами.

12. Форум - площадь в Риме.

13. Колизей - знаменитый амфитеатр в Древнем Риме.

14.Пантеон - храм всех богов в Древнем Риме.

15.Термы - бани в Древнем Риме.

Даты:

98 -117 годы нашей эры -правление императора Траяна в Риме.

70 год н. э. - разрушение Иерусалима.

79 года н. э - гибель города Помпеи из-за извержения вулкана Везувий.

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

1.Варвары - этим именем римляне называли все племена, жившие за пределами Римской Империи.

2.Константин -древнеримский император, правивший в 4 веке нашей эры.

3.Епископ - главный священник в городе.

4.Константинополь - город, основанный императором Константином на берегу Босфорского пролива.

5.Готы,вандалы - германские племена.

6.Аларих -вождь племени готов.

7.Стилихон- римский военачальник, вандал по происхождению.

Даты:

313 год нашей эры- Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться.

330 год нашей эры - Константинополь, вместо Рима, стал столицей Римской империи.

395 год нашей эры - империя была разделена на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.

410 год нашей эры - Рим захвачен готами.

455 год нашей эры - Рим захвачен вандалами.

476 год нашей эры - Западная Римская империя перестала существовать.

infourok.ru

§ 42. Римская религия, обычаи и нравы

§ 42. Римская религия, обычаи и нравы

Боги древних римлян

Древние римляне строили храмы и приносили жертвы многим божествам, которых под другими именами чтили и древние греки. Они поклонялись, например, богу-громовержцу Юпитеру и богу – повелителю морей Нептуну, богине любви Венере, богу войны Марсу, божествам – покровителям природы и плодородия Церере и Прозерпине.

Юпитер. Древнеримская скульптура

Самым древним божеством считался Сатурн, свергнутый с неба собственным сыном – богом-громовержцем Юпитером. Утратив власть, Сатурн сошел на землю Италии и многому научил ее жителей – прежде всего искусству землепашества. В честь Сатурна установили веселый и мудрый праздник – Сатурналии. Бога чествовали все – богатые и бедные, плебеи и патриции, свободные и рабы. В этот день рабы получали богатые одежды и пировали как хозяева, а господа не гнушались прислуживать им за столом.

Вспомните, имена каких римских богов вам уже известны.

Жрецы – служители богов

Высшими жрецами у римлян считались понтифики, которые избирались подобно прочим должностным лицам государства, но не на год, а пожизненно. Понтификам надлежало следить за правильным исполнением обрядов и принесением жертв, причем не какому-нибудь одному божеству, а всем богам. Понтификов было девять человек, и верховный понтифик занимал место царя в древнем царском дворце на Капитолии. Понтифики возносили молитвы и воскуряли благовония перед глиняными и деревянными изображениями богов.

Жертвоприношение. Древнеримский рельеф

Другие важные жрецы назывались авгурами. Они должны были толковать волю верховного бога Юпитера по полету птиц и по небесным знамениям. Поэтому свои молитвы авгуры обращали прямо к небу.

Римляне особо прославляли Весту, богиню домашнего очага. У нее были особые девы-жрицы – весталки, которые с раннего детства посвящали себя служению богине. Весту и ее служительниц почитали с таким благоговением, что даже преступник, ведомый на казнь, получал помилование, если ему посчастливилось по пути увидеть деву-весталку. В своих домах римляне совершали приношения (блюда с кушаньями и плоды) семейным божествам, которых называли ларами и пенатами. Пенаты – это добрые хранители домашнего мира и благополучия. Лары – духи предков – считались покровителями земельных наделов каждой семьи, а также самого дома. Когда римляне отправлялись в дальнее путешествие, они верили, что ларам и пенатам на время можно поручить попечение о доме.

Весталка. Древнеримская скульптура

Дом и семья в Древнем Риме

Старинный римский дом даже у знатных людей не отличался роскошью. Домашний быт также был прост. Главное помещение в доме называлось атриум. В атриуме стояло высокое ложе хозяина дома, а также находился очаг, в котором разводили огонь. Здесь и готовили пищу, и обедали всей семьей. Дом не делился на мужскую и женскую половину, как в Греции, поэтому трапезы совершали совместно. В потолке устраивали отверстие для освещения. Через него же в небольшой бассейн посреди атриума стекала дождевая вода. Из мебели римляне знали только стол, скамейки, сундук для одежды. Даже знатнейшие семьи пользовались самой простой посудой.

Венера Прародительница. Римская копия греческой статуи

Римская семья – фамилия – включала в себя многочисленных родственников, домочадцев и даже рабов, то есть всех, находившихся под властью господина и главы семейства. Входили в нее и клиенты – лично свободные люди, жившие за счет благодетеля – патрона. Власть главы семьи не прекращалась даже над взрослыми сыновьями, когда те исполняли государственные должности. Рассказывают, что один патриций настолько невзлюбил своего косноязычного сына, что, пользуясь отцовской властью, держал его в деревне наравне с рабами. Римляне решили наказать жестокого отца, но добродетельный сын вступился за него и заслужил всеобщее одобрение.

Римские граждане. Древний рельеф

У римских граждан было три имени: личное (например, Гай, Марк, Луций), имя рода (например, Юний, Юлий, Валерий) и прозвище, которое могло передаваться потомкам (например, Брут – простак, Сципион – посох, Цицерон – горошина). Личных имен в употреблении было немного – менее двух десятков. Если в семье было много мальчиков, то первые четыре сына имели собственные имена, а остальных называли Квинт (Пятый), Секст (Шестой), Септимий (Седьмой).

Женщины в Древнем Риме не имели собственного имени, их называли по родовому имени отца (например, Юлия, Валерия), которое они сохраняли и в замужестве.

В чем заключались особенности римских имен?

Подведем итоги

Семья и религия были важнейшими ценностями у древних римлян. Служение богам осуществлялось по священным правилам жрецами, которыми могли стать только самые достойные из граждан.

Вопросы и задания

1. Каким богам поклонялись древние римляне?

2. Кого в Древнем Риме называли понтификами и авгурами?

3. Как выглядели жилища римлян?

4. Опишите римскую фамилию. Объясните, были ли рабы членами фамилии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История древнего мира

История древнего мира. 5 класс.

Первобытные люди.

  1. Укажите главное отличие древнейших людей от животных:
а) внешний облик.

б) умение изготовлять орудия труда,

в) физическая сила,

г) приспособление к природным условиям.

  1. Когда 900 тыс. лет назад на землю опустился с севера ледник, стало холодно. Погибли многие растения и животные, а люди выжили. Почему? Назовите не менее трех причин.
  2. Найдите правильный ответ:
А) То, чем трудился древний человек.

Б) Люди охотились на животных, которых сейчас нет на земле.

В) Поиск съедобных кореньев и ягод.

Г) Изготовление изделий, орудий труда, посуды, одежды.

Д) Время, когда орудия труда изготовлялись из камня.

Е) Коллектив людей, состоящий из отдельных семей.

(собирательство, земледелие, мамонт, антилопа, родовая община, соседская община, орудия труда, каменный век, металлический век, ремесло).

  1. Соотнесите:
Палка-копалка охота

Гарпун земледелие

Копье ремесло

Зернотерка рыболовство

Лук со стрелами

Мотыга

Прибор для сверления

Плуг

Заостренный камень.

  1. Какое животное человек приручил самым первым? Как вы думаете, почему именно его?
  1. Медные орудия изготовлялись быстрее, чем каменные. Почему же еще долгое время каменные орудия труда существовали вместе с медными?
  2. Какое условие было главным для развития и выживания человека:
А) пища,

Б) климат,

В) труд,

Г) физическая сила,

Д) умение хорошо прятаться и быстро бегать,

Е) невысокий рост.

  1. Вставьте пропущенные слова:
Первобытный человек считал окружающие его предметы ___. А если это так, то к ним можно обратиться с ___, можно задобрить подарками - ___. В каждом предмете живет ___. Самых могущественных ___ называли ___. Их изображения из дерева или камня называли ___. В каждом человеке есть ___. Если она покинет тело, то человек ___.

(Идол, молитва, боги, душа, умрет, живые, жертва, дух).

  1. Назовите принцип, объединяющий эти слова: жилище, костер, запасы дров, пищи, кости и шкуры животных, орудия труда.
А) это то, что клали в могилу умершего,

Б) это то, что было общим у сородичей,

В) это то, что принадлежало самым лучшим охотникам.

10. Отметьте признаки племени:

А) древнейший коллектив людей е) небольшой коллектив людей

Б) совет старейшин ж) объединение родов

В) единая территория проживания з) общий для коллектива язык

Г) коллектив охотников и) общие обычаи

Д) непостоянный коллектив людей к) совместный труд.

11. Найдите (подчеркните) правильный ответ:

А) причины возникновения религии (появление наскальной живописи, бессилие людей перед природой, магические действия шаманов).

Б) сверхъестественные существа, управляющие миром (идолы, духи, апостолы)

В) символическим изображением сверхъестественного существа был (идол, шаман, бог)

Г) древние люди обращались к божествам через (священные книги, священников, магические обряды)

Д) что заставляло людей верить в существование души (смех, болезнь, сон).

^

15. Объясните понятия:

Фараон –

Канал –

Дамба –

Вельможа –

Налоги -

16.Выберите правильный ответ:

А) древнейшая столица Египта: Мемфис, Александрия, Фивы, Вавилон.

Б) когда произошло объединение Египта: после победы Северного царства над Южным,

после победы Южного царства над Северным, в результате войны сорока царств.

В) что такое шадуф: искусственное русло, плотина с воротами, египетский корабль, устройство для подъема воды.

17. Что не относится к Египту:

А) государством правит фараон,

Б) гробницы в виде пирамид,

В) писали на глине,

Г) « не поднимающие глаз»

Д) «живые убитые».

18.Почему египтяне называли свою страну «дар Нила»?

19.Соотнесите:

Хапи плодородие

Осирис война

Сет Нил

Исида пустыня

Тот домашний очаг

Сехмет письменность

20.Вставьте пропущенные слова:

Египетская книга хранилась в свернутом виде как ___________. Текст писали на ___ чернилами ___________, а новый абзац начинали чернилами __________. Отсюда в русском языке появилось выражение начать с ____ _________________.

21.Признаки египетского государства:

А) власть в Египте принадлежала фараону

Б) писцы по приказу вельмож собирали налоги в казну,

В) появились земледелие и ремесло,

Г) египтяне верили в многочисленных богов,

Д) фараону служило постоянное войско.

22.Известно 7 древних чудес света. Одно из них было в Египте. Какое? Что вы о нем знаете?

23.В Египте существовала поговорка; «Уши мальчика на спине его». Что она означает?

Почему не говорили: «Уши девочки на спине ее»?

24.Что в Египте называли налогами:

А) военную добычу

Б) регулярную плату в казну части дохода

В) подарки, полученные фараоном от вельмож,

Г) дань с завоеванных народов.

История Средних веков. 6 класс.

  1. Почему Средние века получили такое название?
  2. Объясните понятия:
А) двуполье б) феодальная раздробленность в) сеньор г) феодал д) оброк е) барщина.
  1. Заполните таблицу, вписав в нее слова из скобок:
Оброк. Барщина. Десятина.

( 12 яиц, накосить стог сена, поросенок, 20 овец, мешок зерна в монастырь, вырыть пруд,

построить хлев, 20 охапок дров, бочка вина, ловить рыбу, десятая часть урожая, 5 метров

ткани выткать).

  1. Соотнесите:
Хлодвиг вождь франков

Карл Великий случай с чашей

50 военных походов

граф Роланд

Суассон

завоевание Галлии

завоевание саксов

король

император.

  1. Мог ли крестьянин стать рыцарем? Почему?
  2. Подчеркните ошибку в тексте и исправьте ее, написав сверху:

Жилищем феодала была хижина. Ее окружал забор. Каждый феодал

был рыцарем – пешим воином. У вассалов были сеньеры, которые

должны были им подчиняться и давать советы. Государство у франков

образовалось в 800 году.

  1. Прочитайте стихотворения и их помощью ответьте на вопросы: В чем вассал видит свой долг и что он считает для себя позором? Каковы обязанности сеньора?
Вассал сеньору служит своему,

Он терпит зимний холод и жару,

Кровь за него не жаль пролить ему.

…Пускай не скажет обо мне никто,

Что от испуга позабыл я долг,

Не посрамлю я никогда свой род.

Велел собрать все, что оставил враг:

Коней со сбруей, мулов хоть куда,

Баулы золота и серебра,

И самоцветы и борзых собак,

Так много получил любой вассал…

Ответ:

  1. Отметьте знаком «+» те человеческие качества, которыми должен обладать рыцарь:
- воинская доблесть

- гордость своими предками

- великодушие к побежденным

- безразличие к своему происхождению

- защита слабых и обиженных

- мудрость

- щедрость

- готовность бороться с врагами христианства

- презрение к простонародью

- преклонение перед дамами

- уважение к труду крестьян

- умеренность в еде.

9. Найдите и назовите элементы замка:

Ответ:

10.Найдите и назовите предметы вооружения рыцаря:

Ответ:

11.Во французской поэме описывается осада замка. Какие средства штурма замка применяют осаждающие? Какие способы обороны используют осажденные?

Идут на штурм французы неудержно,

По лестницам наверх упорно лезут.

Ломают стены с грохотом и треском,

Пускают луки в ход и арбалеты,

Во рвы свергают сотнями неверных.

А турки отражают наступленье:

Большие камни во французов мечат,

Их навзничь в воду сбрасывают с лестниц,

В них ядра шлют из камнеметов сверху,

Из арбалетов выпускают стрелы.

Ответ:

12.Укажите цифры того, что является

А) собственностью феодала

Б) собственностью зависимых крестьян.

Ответ:

13.Найдите правильный ответ (подчеркните):

А) союз купцов (братство, орден, гильдии, цехи).

Б) как наказывали ремесленников за некачественный товар (убивали, высмеивали,

сажали в тюрьму, брали штраф, выгоняли из города).

В) в 11 веке (с\х отделилось от ремесла, ремесло отделилось от с\к, крестьянин

занимался и ремеслом и с\х).

Г) ремесленник владел (домом, скотом, землей, изделиями, орудиями труда,

учениками).

14.Укажите цифру с указанием элементов цеха.

Ответ:

15.Укажите цифру с указанием элементов средневекового города:

Ответ:

velikol.ru

Читать онлайн "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс" автора Селунская Надежда Андреевна - RuLit

Глиняная фигурка богини

Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим древним скульптурам они приносили свои жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в свое изображение и воспользуется принесенными дарами.

Наши древние предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа – боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу, дождь, ветер и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, бурю, засуху или лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать жертвами.

Магический танец. Древний рисунок в пещере

Появление веры в загробную жизнь

Люди верили, что душа есть и у человека. Когда он умирает, душа покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших людей.

В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают, что такое голод. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней и страданий. В этой далекой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся еще и вещи, которыми он пользовался при жизни. Ведь мужчина получит там возможность охотиться, а женщина – шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли ученым узнать, что у человека разумного появилась религия.

Подведем итоги

С появлением человека разумного зародилось искусство и появилась религия.

Религия – вера в существование богов, души и загробного мира.

Вопросы и задания

1. Когда и почему у человека зародилось искусство? Назовите древнейшие его формы.

2. Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?

3. Как древние люди представляли себе загробную жизнь?

§ 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла

Зарождение земледелия

Люди подметили, что зерна колосьев или плодов, упав на рыхлую почву, прорастают и дают плоды. Они поняли, что пищу можно выращивать, и стали сажать в землю семена съедобных растений. Так из собирательства возникло земледелие.

Для посевов выбирали ровные участки, расположенные неподалеку от воды. После расчистки от деревьев поле рыхлили мотыгами. Затем бросали в землю зерна. Такой вид земледелия называют мотыжным. Когда урожай созревал, его собирали при помощи серпов. Они состояли из дугообразной костяной или деревянной основы, в которую по краю вставляли осколки камней.

Древнейшие орудия земледелия

Со временем люди изобрели плуг. Вначале это была жердь с острым сучком на конце, которую привязывали к упряжке быков. Один человек вел их по полю, а другой шел за плугом и нажимал на него, чтобы тот глубже входил в землю. Плугом можно было обработать больше земли, да и урожай со вспаханного плугом поля был выше, чем с обработанного мотыгой. Это происходило потому, что плугом земля вспахивалась глубже, а семена, посаженные глубоко в землю, давали лучшие всходы.

Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были пшеница, ячмень и просо. Родина этих растений – Передняя Азия. Так называют полуостров Малая Азия и прилегающие к нему области. Именно здесь найдены древнейшие поселения земледельцев. Они были основаны более 10 тысяч лет назад. Из Передней Азии земледелие постепенно распространилось по всему миру.

Появление скотоводства

Человек издавна начал одомашнивать животных. Первым, кого он приручил, была собака, ставшая его верным другом. Собаки оказались прекрасными сторожами. Если они чувствовали, что к поселению подкрадываются враги или хищники, то поднимали громкий лай. На охоте собаки помогали выслеживать и загонять дичь.

Возвращаясь домой, охотники иногда приносили детенышей убитых животных. Их выкармливали до тех пор, пока те не становились взрослыми. Постепенно люди приручили и начали разводить свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство.

Скотоводы. Древнее наскальное изображение

Возникновение ремесла

Появление земледелия и скотоводства изменило образ жизни людей. Теперь им не надо было переходить из одного места на другое вслед за кочующими стадами животных. Не надо было и каждый раз возводить новое жилье. Люди постепенно перешли к оседлому образу жизни. Это экономило их силы и время, которое можно было потратить с большей пользой: например, посвятить его совершенствованию орудий труда и жилищ.

www.rulit.me

Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. - Возникновение искусства и религиозных верований.

Комментарии преподавателя

Зарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.

Каменная фигурка быка

Рис. Каменная фигурка быка

На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками — красной, чёрной и коричневой — древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.

Бизон

Рис. Бизон. Наскальное изображение

Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы — часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.

Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.

Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа — боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.

Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.

Глиняная фигурка богини

Рис. Глиняная фигурка богини

В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся ещё и вещи, которыми он пользовался при жизни. Мужчина получит там возможность охотиться, а женщина — шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли учёным узнать, что у человека разумного появилась религия.

Подведём итоги

С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.

Религия — вера в существование богов, души и загробного мира.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, с чем связано появление искусства? О чём это свидетельствовало?
  2. Назовите древнейшие формы искусства.
  3. Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?
  4. Как древние люди представляли себе загробную жизнь?

 

К занятию прикреплены файлы  «Это интересно!» и файл "Тест". Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.

 

Источники:

https://www.youtube.com/watch?v=XJZ2Kl5fKKs

http://www.youtube.com/watch?v=XNJ3ldD3URw

http://www.tepka.ru/istoriya_5/3.html

www.kursoteka.ru

Возникновение искусства и религиозных верований

Урок истории в 5 классе

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.

Информация для учителя

Для развития логического мышления учащихся на уроках истории можно применять решение познавательных задач. Как показывает опыт работы, учащиеся с удовольствием берутся за их решение. Рассуждают, высказывают довольно аргументированно свою точку зрения, спорят друг с другом. Но добиться такого эффекта можно лишь тогда, когда дети научены решать такие задачи. Поэтому учителю целесообразно начинать эту работу с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения.

Алгоритм решения творческих задач

1. Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.

2. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).

3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.

4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

5. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.

6. Обязательно докажи свое решение.

7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Родовые общины охотников и собирателей»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 3.

КАРТОЧКА № 3

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»

Для этого вспомни:

— Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?

— Как изменился животный мир?

— Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

— Что называется родовой общиной?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Примерно 100 тыс. лет назад на Земле произошло сильное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т. е. коллективами родственников, имеющих все общее.

2. Решение творческих задач с классом.

Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя — 2, горного козла — 767, леопарда — 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше — лошадей, медведей и леопардов.)

Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие — на стоянки людей каменного века? (Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей — расколотая галька).)

3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.

III. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия.

—  Что такое религия? Почему она появилась?

IV. Изучение новой темы

План

1) Причины появления религии.

2) Появление искусства.

На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.

1. Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит — душа его встречается с душами других людей…

2. Работа с дополнительной литературой.

… Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное…

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен. Ижевск, 1996. С. 131, 134.

3. Беседа по вопросам к тексту.

—  Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные памятники, а значит, информацию.)

—  Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)

—  Для чего люди клали и могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.)

—  Так что же называется религией?

4. Работа над новым понятием.

Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.

Запись делается на доске, учащимися — в тетради.

5. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать п. 1 § 3 на с. 15 Вигасина или п. 1 § 3 на с. 21 Михайловского.

—  О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства.)

6. Работа в тетрадях.

Искусство — творческое отражение действительности.

V. Закрепление изученного материала

1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 9 (с. 11).

2. Каким словом можно заменить следующие выражения:

—  Вера в богов и духов — … (религия).

—  Изображения почитаемых богов и духов — … (живопись).

—  Подарки богам и духам — … (жертвоприношение).

—  Поражение копьями нарисованного животного — … (колдовской обряд).

—  Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — … (оборотни).

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 3 Вигасина или § 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?», уметь объяснять эти понятия; устно задание № 4 (с. 18) Вигасина; подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство».

Дополнительный материал

В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Но все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин — «палеолитические Венеры», как их шутя называют. В этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей — сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс искусства: отношение к человеку — преимущественно животное, в отношении к зверю — больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания — тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 15.

ayratmusin.ru


Смотрите также