Но парфюмерный набор "Сказка о царе Салтане" - это не только поклон гению поэта Пушкина и композитора Римского-Корсакова, а еще и дань таланту художника Билибина, создавшего в 1905 году иллюстрации к пушкинской "Сказке о царе Салтане". К тому же Билибин дважды рисовал декорации и костюмы для оперы: в первый раз в 1928 году для постановки в Париже, а во второй - в 1936 году для Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, и это была его первая крупная работа после возвращения в СССР из эмиграции. Именно рисунки Билибина легли в основу оформления набора. Хотя орнамент на крышке коробки не является точной копией билибинских, он стилистически перекликается с некоторыми из них - с декором титульного листа пушкинского цикла, с узорами на одежде сказочных персонажей. soviet perfume. Духи сказка о царе салтане
"Сказка о царе Салтане", Новая заря
В книге корона Салтана выглядит не так пышно, но видно, что зубцы на головном уборе - это именно "царский" атрибут. В сцене прощания Салтана с женой они оба облачены в зубчатые короны, а на финальном пиру зубцы появляются и у Гвидона - как знак признания его царского происхождения. И в иллюстрациях Билибина к другим сказкам постоянно появляются зубчатые короны: у царя Дадона и Шамаханской царицы в "Сказке о золотом петушке", у королевны Елены Прекрасной в "Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке".
Аромат, заключенный в такую нарядную и "высококультурную" оболочку, стилистически вполне ей соответствует. Это красивая, сложная композиция, добротная по качеству и классическая по духу. Ближайшими родственниками этого аромата являются "Пиковая дама" и "Каменный цветок". "Сказка о царе Салтане" - парадные, торжественные духи. Довольно стойкие, несмотря на группу "А".В сохранившихся экземплярах основу звучания составляют амбра, мускус и дубовый мох. Может создаться впечатление, что это лишь остатки, а цветочное начало утрачено, но Фридман описывает "Сказку о царе Салтане" ровно так же: "амбра, мускус, шипр" - т.е. в изначальный замысел входил акцент именно на эти ноты. В целом Фридман характеризует запах этих духов как "густой, сочный". Таково единственное сохранившееся с советских времен описание - хотя "Сказка о царе Салтане" фигурирует почти во всех советских парфюмерных каталогах, нигде не дается пирамида аромата, а только лишь подчеркивается подарочная нарядность оформления.Какие еще ноты можно обнаружить в "Сказке о царе Салтане"?Гвоздика, фиалка, шалфей, лаванда - в начале;сандал, ирисовый корень, орегано - в середине;амбра, мускус, мох - основа.В целом звучание имеет заметный уклон в пряность, но аромат не сладкий и не восточный. Очень красивая композиция и даже вполне носибельная - но она прекрасно иллюстрирует слово "старомодный". Причем старомодной "Сказка о царе Салтане" стала еще в советские времена: так, Фридман очень хорошо отзывается о ней в 1970-х (хотя очевидно, что уже тогда это был не мейнстрим), а в издании 1980-х годов даже не упоминает эти духи.
dess0us.livejournal.com
«Сказка, Северное сияние VS Сказка о царе Салтане, Новая заря»
Советским парфюмерным фабрикам не приходилось бороться за рынок - им едва хватало совместных усилий, чтобы его покрыть, какая уж тут конкуренция. Тем не менее, конкуренция была, но не экономическая, а творческая: фабрики соревновались, кто из них креативнее. Правда, региональные предприятия по большей части стояли в сторонке, потому что производили парфюмерию в основном по рецептам, спущенным сверху, а их собственные разработки далеко не всегда дотягивали до уровня шедевров. Дзинтарс был как бы над схваткой, он играл в свою персональную игру (с отчетливой западной ориентацией). А вот между Новой зарей и Северным сиянием имело место соперничество. Естественно, об этом не писали в газетах. Но про Аллу Пугачеву и Софию Ротару тоже ничего такого не писали - при этом вся страна с упоением наблюдала многолетнее состязание двух примадонн.
Борьба между московской и ленинградской фабриками не особо бросалась в глаза в силу большей закрытости парфюмерной кухни, чем эстрадной. Однако если внимательно изучить последовательность появления новых ароматов у обеих фабрик, то картина местами напоминает шахматы по переписке: стоило одной произвести что-то особенно интересное, как другая в течение какого-то времени делала нечто том же духе, хоть и по-своему. Конечно, все можно счесть случайным совпадением. Но достаточно положить рядом "Сказку" Северного сияния и "Сказку о царе Салтане" Новой зари - и становится ясно, что соревнование между этими фабриками не выдумано. Две "Сказки", вышедшие с небольшим для той эпохи временным разрывом - и обе оформлены узорами в одной и той же сине-золотой гамме и в одном и том же - билибинском - стиле.
Две коробки: "Сказка о царе Салтане" Новой зари и "Сказка" Северного сияния"Сказка" Северного сияния увидела свет в конце 1940-х годов. Судя по декору коробок, это произведение ленинградской фабрики посвящалось Ивану Билибину, известность которому принесли именно иллюстрации к сказкам. Художник родился в окрестностях Санкт-Петербурга, вырос, учился и профессионально состоялся в этом городе. После революции эмигрировал из России, но в 1936 году вернулся в родной город, и оставался верен ему до конца своей жизни, трагически оборвавшейся в блокаду. Неудивительно, что на ленинградской фабрике решили почтить память художника.В оформлении этого аромата был использован орнамент, придуманный Билибиным для титульного листа "Сказки о царе Салтане", изданной в 1905 году. Этот узор покрывал отдельные коробки для духов, одеколона и пудры.
А для большого "сюрпризного" набора использовали также рисунок, созданный художником в 1933 году для книги "Сказки русской бабушки". Эта книга была издана за границей, на английском языке, и в Советском Союзе не переиздавалась, а рисунок, использованный Северным сиянием, осел в частной коллекции - но благодаря подарочному набору "Сказка" стал широко известен в СССР.Флаконы для духов и одеколона "Сказка" уже использовались для "Белой сирени" и были скопированы с дореволюционных. Они по-своему милые и очаровывают своей старомодностью, но выглядят слабовато по сравнению с коробкой - увы, это вечная проблема ленинградской фабрики.
В отличие от Северного сияния, Новая заря в своей "Сказке о царе Салтане" сделала упор на дизайн флаконов. Стоппер фигурного флакона больше всего напоминает головной убор Салтана из оперной постановки, оформленной Билибиным в 1937 году. Вообще царственные персонажи его иллюстраций часто носят зубчатые короны, но обычно они нарисованы немного иначе - а тут точное совпадение. Силуэт флакона похож на фигуру Салтана в широком парчовом кафтане на меху. Флаконы "Сказки о царе Салтане" - одни из самых оригинальных и узнаваемых в советской парфюмерии.
Этот набор вышел на 2-3 года позже ленинградской "Сказки", и хотя он тоже отсылает к работам Билибина, инфоповодом для него послужило 120-летие одноименной сказки Пушкина в 1951 году. Поэтому в декоре нет прямых цитат из Билибина, а только стилизация под него - но зато очень удачная и точная по духу. Желтый с золотом узор на синем фоне в иллюстрациях Билибина не встречается, это скорее коллаж, собранный из фрагментов разных билибинских орнаментов.В этом неизменном виде "Сказка о царе Салтане" выпускалась до 1980-х - а вот Северное сияние свою "Сказку" дважды редактировало сообразно моде, но оба поздних варианта были менее интересны, чем изначальный, и совершенно отошли от билибинского стиля.
Если дизайн флакона явно лучше удался Новой заре, то репродукцию редкого рисунка ей было нечем крыть - в номинации "лучшая коробка" победило Северное сияние. А вот ароматы двух "Сказок" сравнивать просто невозможно - настолько они разные. Причем сразу ясно, где чей. "Сказка о царе Салтане" - очень характерная для Новой зари композиция пряно-шипрового направления, которое фабрика развивала в 1950-х.Начало - гвоздика, фиалка, шалфей, лаванда;середина - сандал, ирисовый корень, орегано;база - амбра, мускус, мох.
Если подбирать ассоциации к этому аромату непосредственно из сказки Пушкина - то это запах царского дворца. Достаточно старое и роскошное строение с разноцветными шатровыми крышами, расписными сводчатыми потолками, изразцовыми печами. Царедворцы в парче и соболиных мехах, церемониальная посуда из серебра с перегородцатой эмалью. Царица вроде и молодая, но в сущности она отказалась от своей молодости, переступив порог дворца. Юный задор не забыт, но подавлен нарядами из тяжелой ткани и сверкающими украшениями - царица выглядит красивой женщиной без возраста.
Ленинградская "Сказка" рассказывает совсем другую историю. Это такое типичное Северное сияние с его холодной сладостью северной весны.Начало - незабудки, лайм, роза, орегано;середина - липовый цвет, мед, нероли;база - зеленое дерево, цибетин, мускус.Прозрачные перелески с новыми зелеными листочками, первоцветы в прохладной траве, заливные луга. Девушки в сарафанах водят хороводы и весело бегают по березовой роще от какого-нибудь Ивана-царевича. Берендеевская идиллия.Дворец в "Сказке о царе Салтане" - или весенний лес в "Сказке"? Сложно выбрать что-то одно. Новая заря и Северное сияние снова сыграли вничью.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".
fifi.ru
"Сказка о царе Салтане", фабрика Новая заря
Но парфюмерный набор "Сказка о царе Салтане" - это не только поклон гению поэта Пушкина и композитора Римского-Корсакова, а еще и дань таланту художника Билибина, создавшего в 1905 году иллюстрации к пушкинской "Сказке о царе Салтане". К тому же Билибин дважды рисовал декорации и костюмы для оперы: в первый раз в 1928 году для постановки в Париже, а во второй - в 1936 году для Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, и это была его первая крупная работа после возвращения в СССР из эмиграции. Именно рисунки Билибина легли в основу оформления набора. Хотя орнамент на крышке коробки не является точной копией билибинских, он стилистически перекликается с некоторыми из них - с декором титульного листа пушкинского цикла, с узорами на одежде сказочных персонажей.
dess0us.blogspot.ru