Тест по роману А.С.Пушкина Евгений Онегин. Духи в граненом хрустале евгений онегин


Игра слов. Метонимия: babyps

Вот и пришёл час нашей очередной темы. ( Последний предыдущий пост по этой тематике: http://babyps.livejournal.com/134322.html , где есть также и отсылка ко всем моим статьям о «великом и могучем»).

 Итак, о метонимии.Один из самых известных примеров ‑ «Все флаги в гости будут к нам». ЗдесьА.С. Пушкин произвёл замещение слов («страны, государства, народы, делегации» ‑ «флаги»), полностью сохранив при этом смысл своей идеи.

Метонимия (греч. metonymia - переименование) ‑ это приём, при котором одно слово или словосочетание замещается другим, находящимся в реальной связи с предметом, который обозначается. Чаще всего замещаемое слово узнаётся по одному-двум типичным признакам. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

 Вот ещё один классический пример:

«Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в гранёном хрустале»       (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Поэт здесь использовал лишь названия материалов, но обозначил понятным образом сделанные из них предметы на столике у своего героя.

Примеры метонимии в литературе, текстах СМИ и в обыденной речи

 «Я три тарелки съел…» (И.А. Крылов, «Демьянова уха»).

«Где бодрый серп гулял и падал колос...» (Ф.И. Тютчев, «Есть в осени первоначальной…»).

«Бронзовый век», «эпоха великих географических открытий», «голодные годы», «компьютерная эра».

«Рука Москвы», «происки Пентагона», «Захвати Уолл-стрит», «планы Поднебесной»,  «претендент на министерский портфель».

«Художник пишет маслом», «у автора бойкое перо», «скульптор особенно силён в бронзе».

«Театр рукоплескал», «трибуны замерли», «стадион скандировал».

«Шипенье бокалов», «весь дом собрался», «голова прошла», «карман пуст».

«Чайник (самовар) кипит», «зажги кастрюлю», «придержи язык», «поехали на извозчике», «у него верный глаз».

«Люблю Моцарта и Бетховена», «приобрёл Маркеса», «ходили в Станиславского», «познакомились в опере».

Отличие от метафоры. Метонимия основана на замене слова по «смежности» смысла, а метафора ‑ на сходстве качеств объектов, которые обычно между собой не связаны (см.: http://babyps.livejournal.com/127154.html). Кроме того, метафору легко переделать в сравнение с помощью слов как, словно и т.п. А метонимия такой трансформации не допускает.

 К метонимии близка и является её разновидностью синéкдоха (греч. sinekdohe ‑ соотнесение). Её особенность состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении части вместо целого или наоборот). Синекдоху часто называют количественной метонимией. Она усиливает выразительность слога и придаёт речи больший обобщающий смысл.

Примеры синекдохи

 «На предприятии не хватает рабочих рук».

«Отряд в сто штыков».

«На порог его не пущу!»

«Лиса в этих краях не водится».

«Студент нынче пошёл ленивый».

«Англичанину этого не понять».

«Вообразил себя Шекспиром».

=======================================================================

А теперь, как всегда, - «Русский язык в картинках», новая порция. Сегодня с приправой метонимии и синекдохи.

"Унылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса..."

"В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдалённые седой зимы угрозы..."

"И с каждой осенью я расцветаю вновь;Здоровью моему полезен русский холод;К привычкам бытия вновь чувствую любовь;Чредой слетает сон, чредой находит голод..."

"Легко и радостно играет в сердце кровь,Желания кипят - я снова счастлив, молод,Я снова жизни полн - таков мой организм(Извольте мне простить ненужный прозаизм)..."

"Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,Махая гривою, он всадника несёт,И звонко под его блистающим копытомЗвенит промёрзлый дол и трескается лёд..."

"Но гаснет краткий день, и в камельке забытомОгонь опять горит - то яркий свет лиёт,То тлеет медленно - а я пред ним читаюИль думы долгие в душе моей питаю..."

"И забываю мир - и в сладкой тишинеЯ сладко усыплён моим воображеньем,И пробуждается поэзия во мне:Душа стесняется лирическим волненьем..."

"Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,Излиться наконец свободным проявленьем -И тут ко мне идёт незримый рой гостей,Знакомцы давние, плоды мечты моей..."

"И мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы лёгкие навстречу им бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,Минута - и стихи свободно потекут..."

"Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползутВверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;Громада двинулась и рассекает волны..."

"Плывёт. Куда ж нам плыть?.."

Все фото - с Яндекс. Картинки

babyps.livejournal.com

Контрольная работа по "Евгений Онегин"

Вообщем просто без слов:). Пользуйтесь. Задания:

"ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"

1. Какие герои романа охарактеризованы следующими цитатами? а) Всегда скромна, всегда послушна. Всегда как утро весела... б) С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет,Поклонник Канта и поэт. в) ...Живет, как истинный мудрец, Капусту садит, как Гораций,Разводит уток и гусейИ учит азбуке детей, г) ...Кругла, красна лицом она, Как эта глупая лунаНа этом глупом небосклоне. е) ...Он сердцем милый был невежда, Его лелеяла надежда,И мира новый блеск и шумЕще пленяли юный ум. ж) ...Деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился,В окно смотрел да мух давил. Какими цитатами вы могли бы дополнить характеристику каждого героя? 2. В описании а) предметного мира, окружающего одного из главных героев, и б) внешнего облика одного из второстепенных персонажей романа допущены фактические ошибки. Восстановите детали описания, которые были использованы П. Назовите персонажей романа. а) Янтарь на трубках Цареграда, Цилиндр и маска на столе,И, Чувств изнеженных отрада,Духи в граненом хрустале;Перчатки, тросточка стальная,Прямая сабля и кривая,Букет из траурных цветов,Письмо... И пистолет готов, б) ...К старой тетке, Четвертый год больной в чахотке,они приехали теперь.Им настежь открывают дверь,В очках, ботфортах и ливрее,С подсвечником златым в руке Седой француз - месье Трике. 3. На основе "истории воспитания" Онегина, изложенной в 1 гл., восстановите круг учебных дисциплин, преподававшихся молодому дворянину. 4. "...Люблю я час/ определять обедом, чаем/ И ужином..." -замечает в романе автор. Из перечисленных ниже блюд составьте меню в: а) доме Лариных, б) в ресторане Талон: Окровавленный, жаркое, лимбургский сыр, русские блины, "Стразбурга пирог нетленный", трюфли, бланманже, "ананас золотой", варенье, "вино кометы", цимлянское вино, квас, чай с ромом, брусничная вода. Поясните значение тех слов в меню, которые могут быть непонятны современному читателю. Обоснуйте критерии, которыми вы будете руководствоваться при выборе блюд и составлении меню. 5. Характеристики каких персонажей романа лаются в приведенных ниже цитатах? Что их объединяет? На основании цитат опишите "один день деревенского помещика". а) Онегин шкафы отворил: В одном нашел тетрадь расхода,В другом наливок целый строй,Кувшины с яблочной водойИ календарь осьмого года:Старик, имея много дел,В иные книги не глядел. б) ...А сам в халате ел и пил; Покойно жизнь его катилась;под вечер иногда сходиласьСоседей добрая семья...Там ужин, там и спать пора,И гости едут со двора. в) Во многом он бы изменлся... В деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат... Подагру б в сорок лет имел,пил, ел , скучал, толстел, хирел... г) Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине,О псарне, о своей родне,Конечно, не блистал ни чувством,Ни поэтическим огнем. 6. Из приведенного ниже списка писателей назовите тех, книги которых составляли круг чтения а) Онегина, б) Татьяны Лариной в) автора: Цицерон, Апулей, Ювенал, Феокрит, Гомер, Ричардсон, Смит, Мартын Задека, Вергилий, Руссо, Байрон, Грибоедов, мадам де Сталь, Гиббон, Фонтенель. Каковы худож. функции многочисленных авторских отсылок к кругу чтения героев, к миру литературы? 7. Какие русские писатели - современники Пушкина - упоминаются на страницах романа? В каком контексте и с какой худож. целью вводятся эти упоминания? 8. Использовав в качестве эпиграфа к 7 гл. цитату из "Горя от ума", Пушкин открыто обозначил "присутствие" в романе Грибоедова. Найдите в романе скрытые к грибоедовской комедии и объясните, какова в "Е.О." роль реминисценций из "Горя от ума"? 9. Какие топографические реалии упоминаются в романе при изображении двух столиц - Петербурга и Москвы? Какова художественная роль топонимов в романе? Воссоздайте (на основании материалов 7 гл.) маршрут Лариных, въезжающих в Москву. Как соотносятся в описании путешествия Лариных по Москве точки зрения автора и персонажей? 10. Сопоставьте два отрывка - фрагменты из сна Татьяны и из описания ее именин: ...Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,Людская молвь и конский топ!...В гостиной встреча новых лиц,Лай мосек, чмоканье девиц,Шум ,хохот, давка у порога... Объясните, почему в романе стала возможной смысловая "рифмовка" этих эпизодов и какова роль сна Татьяны в сюжете романа и воссоздания психологического облика героини? 11. После появления романа в русском стихосложении и стиховедении утвердилось понятие "онегинская строфа". Какова формула онегинской строфы? В каких произведениях рус. писателей использовался созданный Пушкиным тип строфической организации стиха? 12. В посвящении к роману Пушкин называет свое произведение "собраньем пестрых глав", в заключительной главе - "свободным романом". На какие особенности сюжетно-композиционного плана организации романа указывают эти авторские замечания? 13. Рассказывая читателю историю создания романа, автор несколько раз указывает на композиционные "огрехи"; А где, бишь мой рассказ несвязный? ...Хоть поздно, а вступленье есть. ...Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго: Противоречий очень много. НО их исправить не хочу. Однако необходимость избавляться от отступлений декларируется в очередном лирич. отступлении, а противоречия романа не только не скрываются, а, наоборот, специально подчеркиваются. Какие черты поэтики акцентируются в тех фрагментах романа, которые посвящены его литературному построению? Что придает противоречащим отрывкам пестрых глав художественное единство? 15. Роман пронизан многочисленными обращениями к читателям. С какой целью вводятся в текст подобные обращения? Какова роль читателя в организации повествования? 16. "Я классицизму отдал честь..." Какие черты классицисткой поэтики становятся в романе объектом пародии? Какие жанры признаются автором неприемлемыми для современной литературы? 17. Стихи Ленского получают такой отзыв в романе: Он пел разлуку и печаль, И нечто, и ТУМАННУ ДАЛЬ, И романтические розы...Та кон писал ТЕМНО И ВЯЛО(Что романтизмом мы зовем)илиНА модном слове ИДЕАЛТихонько Ленский задремал. Какой цели служит авторское выделение отдельных слов курсивом? Какие аспекты поэтического лексикона Ленского иронически обыгрывается автором? Приведите примеры, доказывающие, что приписанные Ленскому стихи и сам его романтический лексикон становятся в. романе объектами авторской пар 18. Отметим, что его "слог пестреть гораздо б меньше мог иноплеменными словами", автор тем самым специально обращает внимание на "многоязычие своего романа". На скольких языках написан роман? Какова роль иноплеменных слов в воссоздании культурных языков пушкинской эпохи. 19. Одна из наиболее известных интерпретаций романа - опера П.П.Чайковского. В ней нет автора и следовательно, лирических отступлений. Как в опере меняется характер повествования? К какому литературному жанру следует отнести текст либретто, воспроизводящий лишь сюжетные коллизии? Ответы:
  1. а) Ольга Ларина - «В чертах у Ольги жизни нет» б) Владимир Ленский - «Он верил, что душа родная\Соединиться с ним должна»

    в) Зарецкий - «некогда буян, \Картежной шайки атаман, \Глава повес, трибун трактирный, \Теперь же добрый и простой \Отец семейства холостой, \Надежный друг, помещик мирный \ И даже честный человек»

    г) Онегин сравнивает Ольгу с Вандиковой Мадоне (глава третья — V). - «с улыбкой чёткой на устах», в доме Лариных всюду слышен её «звонкий голос». 

    е)Владимир Ленский - «Он верил, что друзья готовы\За честь его приять оковы»

    ж) Евгений Онегин - «Вот мой Онегин на свободе; \Острижен по последней моде; \Как dandy лондонский одет»

  2. а)Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале; Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые, И щетки тридцати родов И для ногтей и для зубов. ( Комната ОНЕГИНа) б) К старой тетке, Четвертый год больной в чахотке, Они приехали теперь. Им настежь отворяет дверь В очках, в изорванном кафтане, С чулком в руке, седой калмык. («княжна Алина» — московская кузина матери сестёр Лариных )
  1. Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил.
  1. а) русские блины, жаркое, варенье, цимлянское вино, квас, чай с ромом, брусничная вода
б) ростбиф окровавленный, лимбургский сыр, «Стразбурга пирог нетленный», трюфели, бланманже, ананас золотой, вино кометыбланманже - желе из сливок или миндального молокатрюфели - съедобный сумчатый гриб жаркое - жареное мясное кушаньеВ первой главе XVI строфе написано все меню «ресторана Талон», а для семьи Лариных что по скромней и что-нибудь национально-русское.
  1. а) Дядя Онегина.б) Отец Татьяны и Ольги, муж Просковьи — Дмитрий.в) Владимир Ленскийг) «Господ соседственных селений»
Их объединяет то, что все эти цитаты можно отнести к «энциклопедии русской жизни» типичных, на мой взгляд, для того времени дворян, помещиков. Завтрак, какие-нибудь подсчеты по хозяйству, прогулка, обед, бал, ужин, спать.
  1. а) Евгений Онегин: Ювенал , Гомер, Смит, Гиббон, Фонтенель, Феокрит, Вергилий, Цицерон б) Татьяна: Мартын Задека, Ричардсон, Руссо, Байрон, в) Автор: Апулей , Грибоедов, мадам де Сталь
Во-первых отношение к литературе: истинное оно или ложное, любит читать герой нет (отсюда определяем его образованность ). Во-вторых раскрыть больше характер героя, его интересы, образ больше раскрыть.
  1. Вяземский , Шишков, Катенин, Чаадаев, Богданович, Баратынский, Фонвизин, Озеров, Княжин, Дидло, Шаховский, Семенова. Фамилии его современников звучат в лирических отступлениях, и показывают отношение к современникам автора и для передачи интересов время в котором он жил. Он пишет о том, что его волнует.
  1. В эпиграфе к седьмой главе «Евгения Онегина» цитата из «Горя от ума» позволяет создать особое настроение, подготовить читателя к восприятию предстоящих событий.  Гончаров в статье "Мильон терзаний" говорит о типичности Чацкого и Онегина, может Пушкин тоже хотел намекнуть о каких нибудь сходства между ними. И считаеться, сто Онегин и Чацкий это разные люди одной эпохи, что тоже из статьи Гончарова.
  1. Тверская улица. Миллионная улица. К первопрестольной Ларины подъезжают по Петербургскому тракту. «Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок». В город въехали через Тверскую заставу. Большая площадь с Триумфальной аркой в честь победы над Наполеоном. Тверской бульвар был излюбленным местом прогулок московских дворян. Путь от Петровского дворца до Харитоньевского переулка. Я думаю роль топонимов в романе Евгений Онегин в том что позволяют подчеркнуть особенность территорий. Например Тверская улица, я думаю, Пушкин упоминул именно ее, выделив из массы других улиц, потому что она была центральной и главной улицой там было много жизни и поэтому легко понять как было на улицах в то время.

    ...Пошел! Уже столпы заставыБелеют; вот уж по ТверскойВозок несется чрез ухабы.Мелькают мимо будки, бабы,Мальчишки, лавки, фонари.Дворцы, сады, монастыри,Бухарцы, сани, огороды,Купцы, лачужки, мужики,Бульвары, башни, казаки,Аптеки, магазины моды,Балконы, львы на воротахИ стая галок на крестах

    «Как я был доволен,\Когда церквей и колоколен \ Садов, чертогов полукруг\

    Открылся предо мною вдруг!» Автор безусловно восхищается, а для персонажей эта была «утомительная прогулка».

  2. Сновидение Татьяны – вещее один из самых важных сюжетных ходов Пушкина. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев. Гости, съехавшиеся на праздник, напоминают адских созданий из сна (например, “уездный франтик Петушков” – “другого с петушьей головой”). В хижине – “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ”, у Татьяны – “толкотня”, “тревога”, “лай мосек”, “чмоканье девиц”, “шум”, “хохот”, “давка”, “поклоны”, “шарканье гостей”; во сне героини – “крик и звон стакана”, на именинах – “рюмок звон”, “никто не слушает, кричат.

  3. Роман печатался отдельными главами, поэтому была заинтересованность читателей в его продолжении и коммерческий успех романа. Так же автор приближает свое произведение к жизни. Поэтому он и называет его «свободным романом», он в любой момент мог его завершить, а мог бы еще продолжать.

  4. Он не скрывает свои огрехи, а нааборот подчеркивает их для того что бы подчеркнуть неповторимость своего романа и непринадлежность к ушедшим стилям, такие как классицизм.

  5. Пушкин считал что, «роман требует болтовни». Вообщем, это болтовня служит для того, что бы создать впечатление разговора с читателем. Все литературные произведения, печатаются для передачи идей и мыслей автора. Автор пытается как то внушить рассказать читателю про то, что хочет сказать, подстраиваясь по читателя.

  6. Структура произведения, строгость композиционных правил, заданность авторской художественной установки, обязательность пафоса противоречат пушкинской “свободной” композиции. Автор охарактеризовывает романтизм, как «унылый». Так же и сентиментализм.

  7. Стихи Ленского очень типичны для модного тогда романтизма, например «златые дни», дева красоты» (этот лексикон и обыгрывается иронически автором ). Для него «туманная даль» и «романтические розы» были уже пройденным этапом. Пушкин характеризует его такими словами, как «безумная душа», «младые восторги», «сладостная неволя».

  8. На пяти:

    -русский (основная часть романа)

- французский (эпиграф ко всему роману, 3-й главе и 4-й главе + письмо татьяны)

- итальянский (эпиграф к 6-й главе)

- английский (эпиграф к 8-й главе)

    - латинский (эпиграф ко 2-й главе)

    Когда мы начинаем читать последующие главы, мы видим, что Пушкину вовсе не нужны инопланетные слова. Он прекрасно обходится без них. Автор умеет «говорить по-русски» блестяще, остроумно и богато. Чего нельзя сказать о его главном герое. Онегин очень часто использует французский и английский языки. Онегин - воплощение европейского "ума" : европейской культуры, образованности. Подчеркивается его отчужденность от национальной жизни: он без семьи, воспитан иностранным гувернером.

  1. Так как нет автора и лирических отступлений, мы не видим отношение автора к действующим лицам и теперь образ всех лиц формируется полностью читателем. Я думаю можно отнести к лирике или драме.

domashniezadanija.blogspot.ru

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин"- энциклопедия русской жизни.

 Роман А. С. Пушкина « Евгений Онегин»- « энциклопедия русской жизни». ( В.Г. Белинский)

Роман А. С. Пушкина

« Евгений Онегин»-

« энциклопедия русской жизни».

( В.Г. Белинский)

 Современники Пушкина «К Талон помчался :Он уверен, Что там уж ждёт его Каверин». « Второй Чаадаев мой Евгений…» Пётр Чаадаев- гусар. Общественный деятель. Философ. Оказал большое влияние на Пушкина. Известен своим свободолюбием. Искусство одеваться возвёл почти в степень исторического значения. Прототип Чацкого. Пётр Каверин -лицейский друг Пушкина, гусар, дуэлянт, весельчак, повеса, член « Союза Благоденствия».

Современники Пушкина

«К Талон помчался :Он уверен,

Что там уж ждёт его Каверин».

« Второй Чаадаев мой Евгений…»

Пётр Чаадаев- гусар. Общественный деятель. Философ. Оказал большое влияние на Пушкина. Известен своим свободолюбием. Искусство одеваться возвёл почти в степень исторического значения. Прототип Чацкого.

Пётр Каверин -лицейский друг Пушкина, гусар, дуэлянт, весельчак, повеса, член « Союза Благоденствия».

Современники Пушкина Авдотья Истомина- знаменитая балерина 19 века Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет.

Современники Пушкина

Авдотья Истомина- знаменитая балерина 19 века

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет.

 Театральная жизнь России 19 века. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Среди какой публики находился в театре Онегин ? Для чего он посещал театр? P.S. Ложи блещут орденами на мундирах, бриллиантами дам, ведь дамы могли появляться только в ложах . Кресла - несколько рядов кресел перед сценой. Здесь сидела вельможная публика. Партер - пространство за креслами. Здесь смотрели спектакль стоя. Билеты стоили дёшево. Раёк -верхняя галерея, местопребывание демократической публики, которая аплодисментами требует начать спектакль.

Театральная жизнь России 19 века.

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Среди какой публики находился в театре Онегин ? Для чего он посещал театр?

P.S. Ложи блещут орденами на мундирах, бриллиантами дам, ведь дамы могли появляться только в ложах . Кресла - несколько рядов кресел перед сценой. Здесь сидела вельможная публика. Партер - пространство за креслами. Здесь смотрели спектакль стоя. Билеты стоили дёшево. Раёк -верхняя галерея, местопребывание демократической публики, которая аплодисментами требует начать спектакль.

 Мода 19 века Был ли Онегин модником? Или полностью был равнодушен к новинкам моды? Дендизм- принцип моды и поведения. Оставайтесь в свете, до тех пор пока не произведёте впечатления . Признак дендизма- элегантная поза разочарованного и равнодушного человека.

Мода 19 века

Был ли Онегин модником? Или полностью был равнодушен к новинкам моды?

Дендизм- принцип моды и поведения. Оставайтесь в свете, до тех пор пока не произведёте впечатления . Признак дендизма- элегантная поза разочарованного и равнодушного человека.

 Мода 19 века Мода начала XIX века отражает все веяния времени. Едва дошли до России сведения об освободительной борьбе в Латинской Америке, как появились люди, носящие шляпы Боливар. Онегин, желая предстать перед светской публикой Петербурга, одетым по последней моде, надевает такую шляпу. « Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар…» «Но панталоны, фрак, жилет… Всех этих слов на русском нет…»

Мода 19 века

Мода начала XIX века отражает все веяния времени. Едва дошли до России сведения об освободительной борьбе в Латинской Америке, как появились люди, носящие шляпы Боливар. Онегин, желая предстать перед светской публикой Петербурга, одетым по последней моде, надевает такую шляпу.

« Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар…»

«Но панталоны, фрак, жилет… Всех этих слов на русском нет…»

 Мода 19 века Наиболее распространённой домашней одеждой дворян был халат. Описывая героев, сменивших фрак на халат, Пушкин подсмеивается над их простой, размеренной жизнью, занятой мирными заботами. Поэт пишет про старую Ларину: “… Но вскоре всё перевелось: Корсет, альбом, княжну Арину, Стишков чувствительных тетрадь Она забыла: стала звать Акулькой прежнюю Селину И обновила наконец На вате шлафор и чепец.” А предсказывая будущее Ленского, Пушкин замечал: “… А может быть и то: поэта Обыкновенный дал удел. Прошли бы юношества лета; В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стёганый халат…”

Мода 19 века

Наиболее распространённой домашней одеждой дворян был халат. Описывая героев, сменивших фрак на халат, Пушкин подсмеивается над их простой, размеренной жизнью, занятой мирными заботами. Поэт пишет про старую Ларину: “… Но вскоре всё перевелось:

Корсет, альбом, княжну Арину,

Стишков чувствительных тетрадь

Она забыла: стала звать

Акулькой прежнюю Селину

И обновила наконец

На вате шлафор и чепец.”

А предсказывая будущее Ленского, Пушкин замечал:

“… А может быть и то: поэта

Обыкновенный дал удел.

Прошли бы юношества лета;

В нем пыл души бы охладел.

Во многом он бы изменился,

Расстался с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стёганый халат…”

 Убранство кабинета Онегина Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале; Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые И щетки тридцати родов И для ногтей и для зубов. Руссо (замечу мимоходом) Не мог понять, как важный Грим Смел чистить ногти перед ним, Красноречивым сумасбродом . Защитник вольности и прав В сем случае совсем неправ. P.S. Духи вошли в моду в России только в конце 18 века. Во времена Онегина, т.е. в 20-ые годы 19 века, это ещё была модная новинка.

Убранство кабинета Онегина

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов.

Руссо (замечу мимоходом)

Не мог понять, как важный Грим

Смел чистить ногти перед ним,

Красноречивым сумасбродом .

Защитник вольности и прав

В сем случае совсем неправ.

P.S. Духи вошли в моду в России только в конце 18 века. Во времена Онегина, т.е. в 20-ые годы 19 века, это ещё была модная новинка.

 Дворянское жилище … А вот камин; Здесь барин сиживал один… Здесь с ним обедывал зимою Покойный Ленский, наш сосед.

Дворянское жилище

… А вот камин;

Здесь барин сиживал один…

Здесь с ним обедывал зимою Покойный Ленский, наш сосед.

 Дворянское жилище «Она любила на балконе предупреждать зари восход»

Дворянское жилище

«Она любила на балконе предупреждать зари восход»

 «Быть может. Вы не раз видали уездной барышни альбом …» Начинался альбом советами матери. В альбомах встречались стихи Жуковского, иностранных поэтов, конфетные фантики со стихами, травки и сушёные цветы между листами, много рисунков карандашом. «Кто прочтёт секрет без спроса, Тот останется без носа» « Три грации досель считалось в мире, Но появились вы, и стало их четыре».

«Быть может. Вы не раз видали уездной барышни альбом …»

Начинался альбом советами матери. В альбомах встречались стихи Жуковского, иностранных поэтов, конфетные фантики со стихами, травки и сушёные цветы между листами, много рисунков карандашом.

«Кто прочтёт секрет без спроса, Тот останется без носа»

« Три грации досель считалось в мире,

Но появились вы, и стало их четыре».

 Дуэль. Правила дуэли. 1. Дуэлянты должны были иметь секундантов из числа знакомых дворян. 2.Секундаеты должны были примирить враждующие стороны. Последняя попытка примирения должна была быть за несколько минут до дуэли. 3.Вслучае опоздания одного из дуэлянтов дуэль отменялась. 4.кждый приезжал со своими пистолетами. Заряжались они под наблюдением секундантов. В соответствии ли с правилами состоялась дуэль Онегина и Ленского? Как относился Онегин к предстоящей дуэли с Ленским? Были ли у него планы убивать его?

Дуэль. Правила дуэли.

  • 1. Дуэлянты должны были иметь секундантов из числа знакомых дворян.
  • 2.Секундаеты должны были примирить враждующие стороны. Последняя попытка примирения должна была быть за несколько минут до дуэли.
  • 3.Вслучае опоздания одного из дуэлянтов дуэль отменялась.
  • 4.кждый приезжал со своими пистолетами. Заряжались они под наблюдением секундантов.

В соответствии ли с правилами состоялась дуэль Онегина и Ленского? Как относился Онегин к предстоящей дуэли с Ленским? Были ли у него планы убивать его?

Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В граненый ствол уходят пули, И щелкнул в первый раз курок. Вот порох струйкой сероватой На полку сыплется. Зубчатый, Надежно ввинченный кремень Взведен еще. За ближний пень Становится Гильо смущенный. Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной, Друзей развел по крайний след, И каждый взял свой пистолет. Дуэль

Вот пистолеты уж блеснули,

Гремит о шомпол молоток.

В граненый ствол уходят пули,

И щелкнул в первый раз курок.

Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется. Зубчатый,

Надежно ввинченный кремень

Взведен еще. За ближний пень

Становится Гильо смущенный.

Плащи бросают два врага.

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной,

Друзей развел по крайний след,

И каждый взял свой пистолет.

Дуэль

 Картины жизни крепостных крестьян

Картины жизни крепостных крестьян

" Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?"

- И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. -

"Да как же ты венчалась, няня?"

- Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели,

Да с пеньем в церковь повели.

Она меж делом и досугом

Открыла тайну, как супругом

Самодержавно управлять,

И всё тогда пошло на стать.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -

Все это мужа не спросясь.

Бывало, писывала кровью

Она в альбомы нежных дев,

Звала Полиною Прасковью

И говорила нараспев…

multiurok.ru

Тест по роману А.С.Пушкина Евгений Онегин

Тест

по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  1. В приведенном ниже описании допущены фактические ошибки. Восстановите детали описания. Определите, что описывается в данном фрагменте, о каком герое идет речь и какие черты его личности данное описание характеризует:

Янтарь на трубках Цареграда,

Цилиндр и маска на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Перчатки, тросточка стальная,

Прямая сабля и кривая,

Букет из траурных цветов.

Письмо…И пистолет готов.

  1. На основе «истории воспитания Онегина», изложенной в первой главе, восстановите круг учебных дисциплин, преподававшихся молодому дворянину.

  2. Из перечисленных ниже блюд составьте меню обеда в а) в доме Лариных и б) ресторане Talon: «roast-beef окровавленный», жаркое, лимбургский сыр, русские блины, «Страсбургский пирог нетленный», трюфели, блан-манже, «ананас золотой», варенье, «вино кометы», цимлянское вино, квас, чай с ромом, брусничная вода.

  3. Из приведенного ниже списка писателей назовите тех, книги которых составляли круг чтения: а) Онегина, б) Татьяны, в) автора:

Цицерон, Апулей, Феокрит, Гомер, Ювенал, Ричардсон, Смит, Мартын Задека, Вергилий, Руссо, Байрон, Грибоедов.

  1. Какие персонажи романа представлены в приведенных ниже цитатах? Что их объединяет?

а) Онегин шкафы отворил:

В одном нашел тетрадь расхода,

В другой наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года:

Старик , имея много дел, в иные книги не глядел

б) … А сам в халате ел и пил;

Покойно жизнь его катилась;

Под вечер иногда сходилась

Соседей добрая семья…

Там ужин, там и спать пора,

И гости едут со двора.

в) Во многом он бы изменился…

В деревне счастлив и рогат

Носил бы стеганный халат…

Подагру б в сорок лет имел,

Пил, ел, скучал, толстел, хирел…

  1. Сопоставьте два отрывка. Как в сюжете романа они «рифмуются» по смыслу? Какова роль каждого из них в сюжете произведения?

а) …Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

б) … В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога…

  1. Напишите пропущенное в конце строфы название литературного направления ( в дат падеже), над которым иронизирует А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин»:

Да, кстати, здесь о том два слова:

Пою приятеля младого и множество его причуд.

Благослови мой долгий труд, о ты, эпическая муза!

И, верный посох мне вручив, не дай блуждать мне вкось и вкривь.

Довольно . с плеч долой обуза!

Я _______________ отдал честь:

Хоть поздно, а вступленье есть.

  1. После появления романа «Евгений Онегин» в русском стиховедении утвердилось понятие «онегинская срофа». Какова её формула?

Ответы :

  1. В приведенном ниже фрагменте дано описание кабинета Онегина.

  2. Этикет, французский язык, танцы.

  3. Меню обеда:

а) в доме Лариных: жаркое, русские блины, бланманже, варенье, квас, чай с ромом, брусничная вода, цимлянское вино;

б) в ресторане: Talon: «roast-beef окровавленный», лимбургский сыр, «Страсбургский пирог нетленный», трюфели, «ананас золотой», варенье, «вино кометы».

4. Круг чтения

а) Онегина: Феокрит, Гомер, Ювенал, Смит, Байрон.

б) Татьяны: Ричардсон, Мартын Задека, Руссо.

в) автора : Цицерон, Апулей, Вергилий, Грибоедов.

  1. Помещики:

а) Дядя Онегина, б) Дмитрий Ларин, в) Владимир Ленский.

6. а) Сон Татьяны; б) именины Татьяны.

7. Классицизму.

8. Формула «онегинской строфы»: abab ccdd effe gg.

</

botana.cc


Смотрите также