soviet perfume. Духи ярославна


"Ярославна", Новая заря - dess0us

Не всем советским духам повезло иметь "легенду", а вот у "Ярославны" она была: этот аромат создали в честь первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой. В названии этих духов вынесено отчество, но не по отцу, а, так сказать, по малой родине - Ярославскому краю, уроженкой которого является Терешкова.Первое знакомство с ароматом меня разочаровало. "Ярославна" - сейчас, пожалуй, самые дорогие советские духи из доступных (т.е. из тех, которые есть в продаже). Стоят они если не как сопло от ракеты-носителя, то как билет на самолет. От таких духов да с такой красивой историей ожидаешь эффекта, сопоставимого с выходом человечества в открытый космос, не меньше. По крайней мере, ярких впечатлений - изысканности, неповторимости. Какой-то пронзительности, напоминающей о бескрайности Вселенной... Тем более что немногословные советские каталоги сообщали о "тонком приятном запахе".
Безусловно, очень важно подходить к духам непредвзято, но так сложно абстрагироваться от их "легенды"! И вот с учетом эстетики 60-х я надеялась на что-то вроде "Аметиста" - а из флакона повеяло чем-то более древним, чем-то из 50-х, будто "Каменным цветком", только с более терпким звучанием, немного душным и темным. Ничего космического, никакого прорыва, даже никакой тонкости! Мне приходилось лишь надеяться, что духи в этом флаконе испортились, и открыть другой.Когда и в третьем флаконе обнаружилось то же самое, пришлось признать, что это вот и есть настоящая "Ярославна" - ну или эти духи обладают свойством одинаково портиться независимо от условий хранения, потому что три флакона, о которых речь, были не просто из разных партий (один даже в экспортном исполнении, пролежавший бог знает сколько лет на складе), а еще и разных годов выпуска. На "Ярославну" оставалось только любоваться - и как ни странно, именно это помогло.Мне кажется, что мало какие другие советские духи были настолько же идеологически нагружены - вроде геральдического герба, где каждый элемент вставлен не для красоты, а со смыслом.

Ромбовидная коробка "Ярославны" отсылает к военной символике - к петличным знакам советской военной формы. Конечно, это скорее собирательный образ, чем что-то конкретное: космонавты носили на парадной форме синие "авиационные" петлицы, Терешкова вообще в большинстве случаев появлялась на публике в гражданской одежде. Можно, конечно, трактовать этот ромб и как уголок белого воротника - не военная форма, но тоже строго и формально.                                                                         

Лавровая ветвь в советской геральдике тоже изображалась иначе. Тем не менее, лавр - это символ славы, а белый цвет означает благородство и чистоту помыслов. Думаю, что дизайнер хотел дать намек на мощь страны, отправившей первую женщину-космонавта в космос, обойдясь все-таки без явного акцента на военной стороне этой мощи.В остроконечном флаконе "Ярославны" принято видеть стилизованный силуэт ракеты - а по-моему, в нем яснее угадывается стройная женская фигура в нагрудном украшении и в высоком кокошнике, геометрически стилизованная по моде 60-х.

Правда, как и в случае с петлицами, это тоже собирательный образ: для ярославского женского костюма был традиционен кокошник другой формы - но такие высокие и узкие в России тоже носили.Вот этот флакон-фигурка, и название "Ярославна" подводят к тому, как правильно понимать аромат этих духов: это духи не о космосе, это духи о Земле - "И снится нам не рокот космодрома, не эта голубая синева, а снится нам трава, трава у дома...". Духи о корнях. Отсюда терпкость трав, смолистость дерева, тяжелые сладкие розы, немного душные пачули. Шалфей, амбра.Это очень концентрированные духи. Но когда концентрация развеивается, вступают жасмин и сандал, розы становятся легче - и вот уже понятно, почему "Ярославну" считали тонкими, изысканными духами. К концу раскрытия проступают "космические" мотивы, как поэтическая грусть при виде очень далеких звезд. История простой девушки, буквально от сохи рванувшей в небо, рассказанная парфюмерным языком.Может быть, конечно, это результат долгого хранения - но пирамида у тех экземпляров "Ярославны", с которыми мне повезло познакомиться, словно перевернута с ног на голову: густые и тяжелые ноты идут в начале, легкие и тонкие - в конце. И только очень сильная стойкость конечных нот заставляет подозревать, что так и было задумано.Думаю, эти духи создавались без ориентации на какие-либо модные тенденции, а исключительно с мыслями о парфюмерной вечности - у них сложная композиция из дорогих натуральных ингредиентов. Красивая, хотя, пожалуйста, все-таки чуть перегруженная для повседневной жизни." Ярославна" - это по большому счету не парфюмерный, а агитационно-идеологический продукт, визитная карточка первой советской женщины-космонавта. Представительский подарок для особых случаев! Ходят даже слухи, что первые выпуски разливались во флаконы из хрусталя - вполне возможно, однако массовые тиражи делались все-таки из стекла, правда, высококачественного, частично ручной обработки.Созданная непосредственно в год космического полета Терешковой, т.е. в 1963 году, "Ярославна" выпускалась вплоть до середины 1980-х - довольно долгая жизнь для вещи с такой смысловой нагрузкой. Парфюмерная составляющая пережила идеологическую - все-таки "Ярославна" была по-своему интересным ароматом и имела много поклонников.

dess0us.livejournal.com

soviet perfume: "Ярославна", Новая заря

Не всем советским духам повезло иметь "легенду", а вот у "Ярославны" она была: этот аромат создали в честь первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой. В названии этих духов отчество, но не по отцу, а, так сказать, по малой родине - Ярославскому краю, уроженкой которого является Терешкова.
Первое знакомство с ароматом меня разочаровало. "Ярославна" - сейчас, пожалуй, самые дорогие советские духи из доступных (т.е. из тех, которые есть в продаже). Стоят они если не как сопло от ракеты-носителя, то как билет на самолет. От таких духов да с такой красивой историей ожидаешь эффекта, сопоставимого с выходом человечества в открытый космос, не меньше. По крайней мере, ярких впечатлений - изысканности, неповторимости. Какой-то пронзительности, напоминающей о бескрайности Вселенной... Тем более что немногословные советские каталоги сообщали о "тонком приятном запахе".  Безусловно, очень важно подходить к духам непредвзято, но так сложно абстрагироваться от их "легенды"! И вот с учетом эстетики 60-х я надеялась на что-то вроде "Аметиста" - а из флакона повеяло чем-то более древним, чем-то из 50-х, будто "Каменным цветком", только с более терпким звучанием, немного душным и темным. Ничего космического, никакого прорыва, даже никакой тонкости! Мне приходилось лишь надеяться, что духи в этом флаконе испортились, и открыть другой.Когда и в третьем флаконе обнаружилось то же самое, пришлось признать, что это вот и есть настоящая "Ярославна" - ну или эти духи обладают свойством одинаково портиться независимо от условий хранения, потому что три флакона, о которых речь, были не просто из разных партий (один даже в экспортном исполнении, пролежавший бог знает сколько лет на складе), а еще и разных годов выпуска. На "Ярославну" оставалось только любоваться - и как ни странно, именно это помогло.Мне кажется, что мало какие другие советские духи были настолько же идеологически нагружены - вроде геральдического герба, где каждый элемент вставлен не для красоты, а со смыслом.

Ромбовидная коробка "Ярославны" отсылает к военной символике - к петличным знакам советской военной формы. Конечно, это скорее собирательный образ, чем что-то конкретное: космонавты носили на парадной форме синие "авиационные" петлицы, Терешкова вообще в большинстве случаев появлялась на публике в гражданской одежде. Можно, конечно, трактовать этот ромб и как уголок белого воротника - не военная форма, но тоже строго и формально. Лавровая ветвь в советской геральдике тоже изображалась иначе. Тем не менее, лавр - это символ славы, а белый цвет означает благородство и чистоту помыслов. Думаю, что дизайнер хотел дать намек на мощь страны, отправившей первую женщину-космонавта в космос, обойдясь все-таки без явного акцента на военной стороне этой мощи.В остроконечном флаконе "Ярославны" принято видеть стилизованный силуэт ракеты - а по-моему, в нем яснее угадывается стройная женская фигура в нагрудном украшении и в высоком кокошнике, геометрически стилизованная по моде 60-х.

Правда, как и в случае с петлицами, это тоже собирательный образ: для ярославского женского костюма был традиционен кокошник другой формы - но такие высокие и узкие в России тоже носили.Вот этот флакон-фигурка, и название "Ярославна" подводят к тому, как правильно понимать аромат этих духов: это духи не о космосе, это духи о Земле - "И снится нам не рокот космодрома, не эта голубая синева, а снится нам трава, трава у дома...". Духи о корнях. Отсюда терпкость трав, смолистость дерева, тяжелые сладкие розы, немного душные пачули. Шалфей, амбра.Это очень концентрированные духи. Но когда концентрация развеивается, вступают жасмин и сандал, розы становятся легче - и вот уже понятно, почему "Ярославну" считали тонкими, изысканными духами. К концу раскрытия проступают "космические" мотивы, как поэтическая грусть при виде очень далеких звезд. История простой девушки, буквально от сохи рванувшей в небо, рассказанная парфюмерным языком.Может быть, конечно, это результат долгого хранения - но пирамида у тех экземпляров "Ярославны", с которыми мне повезло познакомиться, словно перевернута с ног на голову: густые и тяжелые ноты идут в начале, легкие и тонкие - в конце. И только очень сильная стойкость конечных нот заставляет подозревать, что так и было задумано.Думаю, эти духи создавались без ориентации на какие-либо модные тенденции, а исключительно с мыслями о парфюмерной вечности - у них сложная композиция из дорогих натуральных ингредиентов. Красивая, хотя, пожалуйста, все-таки чуть перегруженная для повседневной жизни." Ярославна" - это по большому счету не парфюмерный, а агитационно-идеологический продукт, визитная карточка первой советской женщины-космонавта. Представительский подарок для особых случаев! Ходят даже слухи, что первые выпуски разливались во флаконы из хрусталя - вполне возможно, однако массовые тиражи делались все-таки из стекла, правда, высококачественного, частично ручной обработки. Созданная непосредственно в год космического полета Терешковой, т.е. в 1963 году, "Ярославна" выпускалась вплоть до середины 1980-х - довольно долгая жизнь для вещи с такой смысловой нагрузкой. Парфюмерная составляющая пережила идеологическую - все-таки "Ярославна" была по-своему интересным ароматом и имела много поклонников.

dess0us.blogspot.ru

«Ярославна, Новая заря» - Статьи — fifi.ru

6 марта этого года отметит свой юбилей одна из самых выдающихся наших соотечественниц - Валентина Владимировна Терешкова, первая в истории Земли женщина-космонавт. В 1963 году на корабле "Восток-6" в космос улетела обычная советская девушка - комсомолка, ткачиха, спортсменка-парашютистка. А вернулась - богиня, имя которой восторженно повторял весь мир. О ней писали газеты, в честь нее называли улицы, ее позывной "Чайка" был увековечен в названии лунного кратера и астероида. "Чайке завидуют звезды и птицы", - пел о ней Муслим Магомаев.

Советские парфюмеры воспели Валентину Терешкову на свой лад: Новая заря по горячим следам, прямо в год полета, выпустила духи "Ярославна". Сейчас подобный выбор названия мог бы озадачить, потому что оно не имеет отношения ни к имени первой космической женщины, ни к ее отчеству. Но тогда, в 1963-м, это никого не удивило: вся страна выучила наизусть биографию Терешковой, и все знали, что Валентина Владимировна - уроженка Ярославского края, так что Ярославна - ее отчество по малой родине.У "Ярославны" очень интересный флакон. В его вытянутом и заостренном силуэте есть что-то космическое, как у ракеты, устремленной в небо. И в то же время он напоминает девичью фигуру в традиционном русском головном уборе - венце-кокошнике.

Коробка тоже сделана со смыслом: ее дизайн отсылает к петличным знакам советской военной формы. Конечно, это скорее собирательный образ, чем что-то конкретное, ведь космонавты носили на парадной форме не белые, а синие "авиационные" петлицы. Лавровая ветвь, изображение которой вытиснено на коробке, в советской геральдике тоже изображалась иначе. Тем не менее, лавр - это символ славы, а белый цвет означает благородство и чистоту помыслов.

Аромат "Ярославны" очень удивляет при первом знакомстве своей необычной структурой: раскрытие идет не от легких нот к более густным и тяжелым, а ровно наоборот. Описывая "Ярославну", советские каталоги сообщали о "тонком приятном запахе", поэтому я, готовясь к встрече с первым в моей жизни флаконом этих духов, ожидала чего-то в стиле 1960-х, вроде "Аметиста" или "Новой зари" - жасминово-цибетиновой композиции с мажорным звучанием. Но "Ярославна" в первые минуты похожа на своих предшественников из 1950-х - терпкая, пряная, даже немного душная, стилистически очень близкая к "Каменному цветку". К середине это впечатление проходит, аромат смягчается, светлеет, а в конце звучит совсем тонко, с каким-то пронзительным лиризмом. Удивительное мастерство парфюмеров - ведь эти духи без слов, но очень выразительно описывают полет в космос! Начало - это старт с Земли, который изображен с помощью терпких трав, смолистого дерева, немного дымных пачулей. Так и видится спепь вокруг Байконура с зарослями шалфея на склонах невысоких холмов. Середина - это полет, яростное преодоление, переданное чувственной амброй и яркими розами. И в конце - вот он, бескрайний космос с яркими льдинками звезд, которому противостоит прекрасная молодая женщина, как сандал и майская роза противостоят пронзительному жасмину в аромате "Ярославны".

У Новой зари получилась очень красивая и нетривиальная история, для создания которой к тому же не пожалели дорогих натуральных ингредиентов. Но "Ярославна" создавалась без оглядки на моду своего времени - словно бы парфюмерам представился шанс заглянуть в вечность. Эта вне-модность создала "Ярославне" армию поклонников, многие до сих пор вспоминают ее с восторгом, причем не только из-за аромата - все в этих духах было незабываемо, начиная от упаковки и заканчивая информационным поводом. По-моему, это прекрасно, что помимо памятников, улиц и астероидов есть еще и вот такое, очень женственное, напоминание о замечательной женщине - покорительнице космоса.

Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса". 

fifi.ru


Смотрите также