Духов день 2018: какого числа, что можно и нельзя, традиции. Духов день


традиции, обычаи и история христианского праздника

Духов день или День Святого Духа – христианский, народный праздник, который отмечают по православному церковному календарю на пятьдесят первый день после Пасхи — в 2018 году он выпадает на 28 мая.

Духов день – праздник, отдельно посвященный Святому Духу — Третьей Ипостаси Триединого Бога, который отмечают всегда в понедельник, на следующий день после Святой Троицы.

В разных конфессиях праздник Святого Духа отмечается в разные дни – в католической церкви этот праздник отмечается одновременно с Троицей – на пятидесятый день после Светлого Воскресения Христова.

История христианского праздника

Согласно Святому писанию, на пятидесятый день после Пасхи на учеников Христа сошел Святой Дух, подаривший им возможность исцелять больных и разговаривать на разных языках, чтобы они смогли нести Слово Божье в разные страны, проповедовать и распространять новую веру.

В День Святой Троицы миру было явлено Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух видимым образом — шумом с неба, ветром, огненными языками пламени. Именно в честь этого события на следующий день после Троицы установлен Духов день.

© Sputnik/ РИА Новости

Икона "Сошествие Святого духа", Прохор с Городца, 1405 г.

А произошло это так — в Иерусалиме в этот день отмечали ветхозаветную Пятидесятницу — праздник, установленный в честь получения Моисеем заповедей, данных ему Богом на пятидесятый день по выходу евреев из египетского рабства.

Этот праздник в Древнем Израиле почитался особо, поэтому в Иерусалим собрались люди "из всякого народа под небом".

В Сионской горнице, где после Вознесения Христа находились апостолы в постоянной молитве, в третьем часу дня сделался шум с неба, как от сильной бури, и наполнил дом, и на каждого из апостолов сошел Святой дух в виде огненных языков и наполнил их души Собою.

С этого момента ученики Спасителя получили возможность говорить на всех языках мира, дабы нести свет христианского учения всем народам.

Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Из двенадцати апостолов, только Иоанн Богослов умер своей смертью, остальных казнили.

Духов день считается днем рождения Церкви. Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезли с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет, начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в Сионской горнице.

Традиции и обычаи

Как и многие православные праздники, Духов день имеет языческие корни. На Руси издавна категорически запрещалось работать в понедельник после Троицы — связано это было в первую очередь с сельскохозяйственными работами.

В дохристианские времена прямо перед началом лета отмечались именины Земли – своеобразный день рождения матушки-земли, кормилицы крестьянина. В Духов день запрещалось копать землю, сажать растения, словом совершать любые действия, связанные с работой на земле, даже втыкать в нее колья.

Люди считали, что Земля в этот день беременна будущим урожаем, а нарушить целостность земного покрова – значит рисковать будущим урожаем, нанести тяжкий вред Земле. Поэтому народные обычаи и традиции запрещали трогать землю.

В Духов день под вечер женщины совершали обряд кормления земли. Для этого они выходили в поле, расстилали скатерти и устраивали праздничный обед и время от времени раскладывали по полю маленькие кусочки еды и присыпали их сверху землей. В старину верили, что так усиливают плодородие.

В Духов день принято было обходить с крестным ходом распаханные поля — этот обычай явно свидетельствовал о стыке языческого и христианского начал праздника. Крестный ход проводился для того, чтобы призвать благословение на Землю-именинницу. Осененная Божьей благодатью Земля в ответ дарила богатый урожай пшеницы, ржи, ячменя.

В этот день также нельзя шить, стирать, убирать и так далее.

Духов день на Руси, как и Троицкая родительская суббота, считался в деревнях днем, когда необходимо было добрым словом помянуть не только ушедших родственников, но всех других усопших христиан. Поминали также умерших или погибших на чужбине без покаяния и отпевания в православном храме и ставили свечку за упокой души.

В День Святого Духа православные брали из храма освященные на Троицу березовые ветки, которые ставили дома рядом с иконами. Этот обычай сохранился по сей день. Некоторые полагают, что в этот день души умерших слетаются на землю и садятся на эти березовые ветки.

Обычно этот день посвящали сбору букетов из целебных трав — мяты, осоки, мелиссы. Люди считали, что травы, освященные в церкви, обладали особой силой.

Также желательно собрать и высушить всю зелень, которая была разложена на Троицу по дому. Отвар из этих трав заваривали как чай и давали пить больному. Также ими можно окуривать заболевшего человека, люди считали, что это способствует ускорению выздоровления.

По традиции в Духов день собираются семьями за большими дружными богато накрытыми столами, которые обязательно должны украшать караваи, пироги, блины. А иногда эти застолья организовывают на природе.

Особых запретов на День Святого Духа церковь не налагает — священнослужители говорят, что человек ценится не только за почтение праздников, но также за работу. Они считают, что истинно верующий, прихожанин обязательно найдет время, чтобы уделить его посещению службы, молитве, но каких-либо наказаний за неотложные дела не предусматривается.

Приметы и поверья

Духов день считался днем русалок, которые выходили из воды и качались на ветвях ивы или березы. Считалось, что там, где ступала босая ножка русалки, трава начинала расти зеленее и гуще. Поэтому молодежь деревни в это ночь выходила в поле "гонять русалок" — бегать по лугам, стегая воздух березовыми прутьями.

Чтобы смыть все хвори и напасти, которые нечисть могла наслать на человека накануне праздника, ранним утром после Духова дня необходимо было умыться холодной колодезной или чистой речной водой.

Береза играла большую роль в обрядах на Троицын и Духов день. Березовыми ветвями украшали ворота и стены избы, на березу гадали. Из ветвей и травы девушки плели венки и бросали их в воду: поплывет — к счастью, потонет — к несчастью.

Береза также служила пристанищем для духов — согласно поверью, в Духов день души умерших, еще не ушедшие на небеса, кружили вокруг мест, чем-то важных и памятных для них. А от внимательных глаз души прятались в березовых ветвях.

По народным приметам, какая погода будет держаться в этот день, такую необходимо ждать и последующие шесть недель. В старину считали, что именно в этот день начиналось лето.

А весну провожали специальными обрядами, которые называли обрядом "похороны Костромы", которые сопровождались песнями, играми и всеобщим весельем.

© Sputnik/ Максим Богодвид

Праздник "Духов день"

Считалось, что "этого дня как огня страшится бродячая по земле нечисть", так как "сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов".

Бегать в этот день нежелательно было — можно убежать от своей судьбы. А вот, чтобы приблизить встречу с счастьем, на Духов день нужно было пройтись утром босиком по росе.

Материал подготовлен на основе открытых источников

sputnik-georgia.ru

Духов день | Мистические Факты

Духов день

Духов день – это праздник, который имеет многовековую историю и является церковным. Официальное его название Сошествие Святого Духа. Церковь объединяет два праздника, которые идут последовательно, это Троица и Духов день. Общее название этих ритуальных торжеств – Пятидесятница. 

Предыстория праздника Духов день

Через пятьдесят дней после того, как воскрес Иисус Христос, на его учеников сошел святой дух, который наполнил его учеников силой и талантом нести и распространять великое учение среди всех народов. За короткое время они выучили разные языки, и пошли по земле, разнося слово Божье.

В воскресенье отмечается Троица, а понедельник считается днем Святого Духа. Молебен в церкви начинают проводить с вечера, когда в песнопениях и молитвах упоминаются все усопшие, а живущим православным желается просвещение и снисхождение Божественного Духа. В этот день под каждым образом в церкви вешали фигурку голубя, который символизировал сошествие блага и созидания.

Духов день и языческие традиции

Празднование имеет не только церковные, но и языческие корни. По представлениям народа, в это время земля готовится к рождению урожая, поэтому ее нельзя обижать. В Духов день запрещено работать на полях, так же как и в Троицу. Украшение березы продолжается в течение всей недели и тоже символизирует плодородие земли. Вокруг них водили хороводы, пели песни, а затем уносили на реку, где придавали воде. Эта традиция была направлена на то, чтобы избежать засушливого лета и получить богатый урожай пшеницы и ржи. В некоторых регионах на центральной площади проводили отпевание дерева, после чего его ветки, окропленные святой водой, приносили в дома и украшали ими святые образы. Народ свято верил в то, что такая береза способна исцелить и охранить от нечисти.

В этот период времени все заботятся о будущем урожае, поэтому проводят ритуалы с землей и водой. Все происходит с позволения церкви и при ее непосредственном участии. Люди получают очищение и просветление. В домах производится изгнание нечистой силы. Во многом народ верит чудодейственной березе и ее целительной силе.

Игры русалок в Духов день

Данный праздник по народным представлениям имеет прямое отношение к существам, живущим в водоемах, русалкам. Считается, что они происходят от умерших младенцев, незамужних девушек или женщин, которые совершили самоубийство. Неуспокоенные и неупокоенные души женщин перерождаются в демонических существ, которые требуют своих жертв. Но они могли послужить и на благо человеку. В Духов день все русалки выбираются из своих тайных мест, скрытых в зарослях по берегам рек и озер. Веселой гурьбой они направляются к полям и лугам, чтобы набегаться всласть по мягкой шелковистой траве до следующего праздника. Там, где ступила нога шишиги, трава будет густая и сочная, а рожь плодородная, так как земля в этом месте хорошо пропиталась водой. Всю ночь бегают по полю эти речные нимфы и нельзя им мешать, чтобы не спугнуть и не обидеть.

Встреча человека с русалкой может плохо кончиться, так как никто из живых не должен ее видеть. Те женщины, у которых были маленькие дети, старались задобрить речных существ и приносили на берега реки или озера детскую одежду. Ее развешивали возле воды, чтобы русалки одели в них своих чад и в знак благодарности хорошо напитали почву влагой.

Этот период так же носил название Русальной недели. Обитательницы водоемов имели силу наказать непослушного крестьянина, который выходил в поле, чтобы обрабатывать его. Такому ослушнику они портили посевы, уничтожали ростки проросшей пшеницы или наводили непогоду. Ураганы, сильные ветры и бури вырывали из земли плоды человеческого труда. Зная такой строгий нрав русалок, люди свято чтили традицию не копать и ни пахать, ни сеять и не боронить землю.

Духов день и помощь предков

По народным поверьям в этот церковный праздник к живым спускались их умершие родственники. Они находили приют на ветках березы, которые приносили в дом после всех, проведенных с нею ритуалов. Обычно ею украшали окна и образа, а так же вход в жилище. Души рассаживались на березовых ветках и смотрели на то, что твориться вокруг.

В народе говорят, что те, кто потерял родителей, в Духов день может увидеть их под березами. Они приходят и заглядывают в окна, знакомятся с теми, кто живет в доме, и смотрят, как ведется хозяйство. Чтобы достойно встретить родителей, в каждой семье окрашивались яйца. Использовались зеленые и красные цвета. Яйца приносили на могилу или клали под образа.

Духов день считался так же днем повиновения. Это, то время в году, когда разрешалось поставить свечку за самоубийцу или не отпетого на чужбине человека. В церквях произносились молитвы, дома ставились свечи и зажигались лампады. По поверью все не успокоившиеся и не нашедший свой приют души могли в этот день почувствовать себя в покое на короткое время.

Приметы Духова дня

Чтобы задобрить русалок и привлечь их на свои поля, надо бросить в воды реки или озера украшение. Эти существа очень любят красивые вещицы и обязательно постараются для дарителя.Погода, установившаяся в Духов день, продержится шесть недель.

Если встречался счастливчик, которому явилась русалка, то к нему приходили неисчислимые богатства.Те, кто очень сильно боялся нечистой силы, вешали в своих домах веточки полыни, собранные в пучок. Так же траву носили в кармане всю неделю, пока нечисть гуляла на свободе.

Чтобы не утонуть в реке или колодце, хозяйки меняли словоформу и говорили «пошла по воду», так как идти за водой означало накликать на себя беду. Утонуть можно было даже в привычном и мелком месте.Женщины и девушки, набирая воду, старались не смотреть на свое отражение. По примете, те, кто увидит себя, навсегда потеряет любовь.

После этого праздника заморозков можно не бояться.Дождь в Духов день означает мокрую погоду на ближайшие шесть недель.После праздника наступает жара и надо хорошо следить, чтобы не сгорел урожай.Если на Духов день моросит дождь, то к Рождеству хозяйка весь стол яствами заставит.В народе существовала примета, что перед праведными и благочестивыми людьми открывает земля свои недра, и отдает клады. Их необходимо было слушать, приникая к земле ухом. Человек корыстный никогда не находил сокровища, а открывались они только тем, кто действительно нуждался и при этом вел праведную жизнь.Тепло в Духов день давало возможность ходить по земле босиком. Эта традиция была связана с силами земли. Человек набирался здоровья, а женщины, которые хотели иметь детей, получали желаемое.

Все, чем украшали дом в этот праздник, необходимо было сохранить. Для этих целей траву и ветки высушивали и на их основе делали разного рода обереги для дома и всех членов семьи. Сухие пучки раскладывали под иконы и образа, вешали над порогом. Люди зашивали немного травы в ладанки и верили, что этот оберег спасет их от нечистой силы: ведьм, русалок и леших, а так же защити от сглаза.

Духов день считается праздником, который положил начало распространению христианства, так как апостолы получили возможность нести его людям. В этот день в единое целое сплетаются церковные и языческие традиции. И те и другие остаются почитаемы в народе до настоящего времени.

mistich.ru

День Святого Духа

Кондак 1

Возбранный Параклите, Царю неба и земли, Животворящий, Спасительный и Всесвятый Душе, выну от Отца исходяяй и в Сыне почиваяй, сошествием же в виде огненных языков Апостолы просветивый, снизойди и ныне с горних высот на ны недостойныя рабы Твоя, и породи нас к новой благодатной жизни, да воспоем Тебе: Прииди, Утешитель Благий, вселися в ны, и спаси души наша.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь Сил с небесе сошед и плотское восприем естество наше, прииде на землю, да спасет Крестом и Воскресением Своим падший древле род человечь, и паки восшед на небо, седе одесную Бога и Отца, да совознесет и обожит естество наше, и да созиждет на земли Царство правды и мира о Дусе Святе, егоже никтоже может видети, аще кто не родится свыше Темже Духом. Сего ради Господь наш, ко Отцу отходя, не остави нас сирых, но обетова грешником своим, глаголюще: Аз умолю Отца и инаго Утешителя даст вам, да будет с вами во век, Дух Истины, Егоже мир не может прияти, ниже знает Его, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне. Утешитель, Дух Святый, Той вы научит всему и воспомянет, яже рек вам. Сему обетованию внемлюще, апостоли моляху Тебе, Святый Утешителю, да скоро снидеши, вопиюще Тебе сице: Прииди, Утешителю Благий, выну от Отца исходяяй. Прииди, Небесной Параклите, присно в Сыне почиваяй. Прииди, Подателю жизни, приклони небеса и сниди. Прииди, Небесный Царю, прикоснися горам и воздымятся. Прииди, Всесвятый Душе, и настави нас светом истины Твоея. Прииди, кристаловидный Животе, и просвети мир огнем благодати Твоея. Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.

Кондак 2

Видев Господь по Воскресении Своем ученики Своя еще плотская мудрствующих и земное царство чающих, явися, им дверем затворенным, дуну и преподаде им Духа Святаго благодать просвещающую помышления их и уготовляющую их к приятию существенному таинства Божественнаго, глаголюще: Приимите Дух Свят, Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся. Темже, приемше таковую власть духовную, укрепишася духом, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественный о грядущем Царствии Божии открывая, Господь наш собра ученики Своя вся вкупе на горе Елеонстей, и повеле им по Вознесении Его на небо от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча, дондеже облекутся силою свыше, яко не по мнозех днех имут креститися Духом Святым. И тако заповедав, рече им: нашедшу Святому Духу на вы, приимите силу и будете Ми свидетели во Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли. И сия рек, вознесеся на небо. Ученицы же, возвратившеся во Иерусалим, взыдоша в горницу и бяху вси терпяще единодушно в молитве и молении и пощении с женамии Мариею Материю Иисусовою и с братиею Его, чающе сошествие Утешителя и поюще Ему сице: Прииди, Душе Господствуяй и Животворяяй, Отцу Собезначальный и Соприсносущный. Прииди, Душе Истинный и Всеблагий, с Сыном Купносущный и Равночестный. Прииди, Душе Владычный, от Отеческаго состава и от Божественных и Безначальных уст Его несказанно Исходяяй. Прииди, Душе Христов, Соипостасное Дыхание и Премудрости Сило, в Сыне нераздельно пребываяй. Прииди, Непостижимый Просветителю, откровение тайны Пресвятыя Троицы людем даровати восхотевый. Прииди, Премудрый Всепосетителю, весь мир благодатными дарованиями исполнити возжелавый. Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.

Кондак 3

Силою Божественною облечен Святый Петр, востав посреди ученик, рече к ним: Мужие братие, преклоньше колена, сердца же горе возведше, помолимся ко Господу нашему, обетовавшему Утешителя инаго, да созиждет чисты сердца наша и да обновит дух прав во утробах наших и да сотворит горницу сию Церковь Божию и скоро да ниспошлет нам Духа Всеблагаго Своего, Емуже вси да воспоим едиными усты и единым сердцем: Алиллуиа.

Икос 3

Имуще страх велий, Апостоли в смущении быша, како немощным им сущим, якоже агнцам без Пастыря, проповедати Евангелие всей твари, сего ради, егда скончавахуся дние Пятьдесятницы, быша вси вкупе на молитве и вознесоша тепле моление ко Пастырю Своему, глаголюще: Царю Ангелов, управляяй всеми на земли и на мори! Раби Твои вопиют к Тебе: скоро посли нам Всесвятаго Духа Твоего. Господь же их плотию на небесех Отцу соседяй, услышав моление сие рече: Самовластный Утешителю, снизойди, чают бо Тя ученицы Мои, ихже собрах к Тебе и ко Отцу, тепле бо вопиют к Тебе, глаголюще: Прииди, Душе Благий и настави нас на землю праву. Прииди, Свете Святый, и направи стопы наши на стезю мирну. Прииди, Владыко Непостижиме, всем хотящим спастися несумненное упование. Прииди, Неизследимый Царю, всем жаждущим правды благодатное насыщение. Прииди, Душе Живый и Животворяй, Твоею бо благодатию живем и движемся и есмы. Прииди, Свете Святый и Светоносяй, Твоею бо чистотою возвышаемся, светлеемся и хранимы. Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.

Кондак 4

Бурное дыхание велие внезапу пронесеся, учеником в Сионе собранным и в горнице об часе третьем дне молящимся, и бысть шум, яко гром с небесе, тишине велией окрест сущей, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И колебашеся храмина, яко лодия, и убояшеся апостоли мняще, яко от дыхания бурна падется горница, и вси в страсе возопиша: О, Владыко, утиши колебание и посли Всесвятаго Духа Твоего, Емуже согласно да воспоем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще шум с небесе и колебание воздушное видяще, боголюбивии Апостоли и вси сущии с ними исполнишася ужаса, зане в дыхании бурне сошествие Утешителево уразумеша и в шуме небеснем глас Господень ощутиша, в себе помысливше: се глас Господень возгреме в крепости. Се глас Господа Источающаго пламень огня, якоже Давид предрече. Се буря от Господа, якоже Иеремия возвести. В сие время Господь наш восхоте послати Утешителя инаго и даровати Закон нов, якоже древле на Синаи. Тамо от гласа Его колебашеся гора, здесь же от дыхания Утешителева потрясеся горница, тамо быша громи и молния, здесь же пронесеся шум с небесе. Обаче приступихом не к горе осязаемой и огнем пылающей, но к Сионстей горе, к Иерусалиму Небесному, к Ходатаю Завета Новаго, да приимем Царство Непоколебимо, и да восприимем благодать Духа, ею же послужим благоугодно, вопиюще Ему сице: Прииди, Душе Страха Божия, не во огне и буре, но во гласе хлада тонка, да нас от духа боязни рабския свободиши. Прииди, Душе Сыноположения, апостолы во едино стадо совокупивый, да и нас чада Божия сотвориши. Прииди, Душе Премудрости и Откровения, да воспомянеши нам вся словеса Христовы в познание Его. Прииди, Душе ведения и благочестия, да просветиши очи сердечныя светом заповедей Его. Прииди, Душе Божия Святыни, да облечеши нас силою свыше от Своих небесных высот. Прииди, Душе всякия благостыни, да окропиши нас росою благодати по множеству Своих щедрот. Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.

Кондак 5

Богоноснии Апостоли еще паче исполнишася страха, егда по гласе шума се бысть им видение новое паче перваго и явишася огненнии языцы, разделяющияся сюду и сюду, и седоша по единому на коемждо от них над главами их, да исполнится Давида праотца предречение: Бог яве приидет и не умолчит, огнь пред Ним возгорится и окрест Его буря зельна. Сим духоносным огнем Утешителя просвещаемии, апостоли со страхом и с радостию возопиша, сретающе пришествие Его: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше сошествие Утешителя в виде огненных язык, Апостоли удивишася, како дыхание бурно с пламенем совокупися, и како с ветры видены быша светильницы, с росою же искры. Наипаче же объяша их страх Божественный, егда огненнии языцы, седше над главами их, не опалиша власы, но паче просвещаху мысли их, и тако огнедохновенным озарением Святаго Духа просвещаеми, уразумеша проречение Давидово: Огнь от Лица Его воспламенится: углие возгореся от него. И приклони небеса и сниде. И прославиша Бога, яко прииде обетованный Утешитель, да огненное крещение восприявше от Него, благодарственно возопиют ему сице: Прииди, Огненосный Душе, да огненным крещением весь мир просветиши. Прииди, огнь подаяй, Боже, да терние наших прегрешений попалиши. Прииди, огнь Божественный на землю низводяй, Господи, да угасшия светильницы душ наших паки возжеши. Прииди, огненныя реки апостолом орошаяй, Владыко, да теми весь мир огнем благодати Твоея обновиши. Прииди, во огненных языцех всему миру на молитве возглаголавый Душе, воздыхании неизглаголанными научи нас о чесом молитися Небесному Отцу. Прииди, во огне и буре Божество Пресвятыя Троицы Открывый, Царю, огнедохновенным дыханием воспламени огнь Божественныя любве и в наши хладныя сердца. Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.

Кондак 6

Проповедник дивный, божественный Петр, видев, яко огненное видение исполни страха ученики, возопи: не бойтеся, огнь сей нежегомый есть, якоже древле неопалимая купина, или якоже пламень Вавилонския пещи, иже не опали три отроки. Сего ради кийждо от нас да отринет страх из души, и да не убоится неопальнаго пламени, огнь бо сей да разумеем, якоже рози, яко цвети на главах наших, имиже увенча, украси и озари нас Всесвятый Дух, Емуже вси с радостию да воспоим: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия велие просвещение благодати Божией всей Церкви Христовой в великий сей Пятидесятный день, егда во огненных языцех Ты Сам существенно снисшел еси на апостолы и на вся верующия, Святый Животворящий и Всесильный Душе, Един Сый от Пресвятыя Троицы, и богатно излил еси не некия Отчии дары, якоже прежде, но от всея полноты Божества излил еси от Духа Твоего на всяку плоть, не в меру бо подаст Бог Духа, и потекоша реки воды живыя благодати Твоея от Иерусалима во всю вселенную, и тако завершишася телесныя дела Христовы и прияша начало дела Твоя, Душе, да созиждется Царствие Твое в человецех и да преобразится Тобою мертвенная плотская жизнь наша на живую и духовную. Сего ради вси водимии Тобою да воспоем Тебе сице: Прииди, Утешительный Душе, с небесных высот сошедый, да безкнижныя ученики Христовы неботаинники сотвориши. Прииди, Небесный Царю, везде сый и вся исполняяй, да во Христа верующия духовныя жизни сопричтеши. Прииди, неумаляемое Сокровище благодати, да приобщиши нас даров Твоих, и райскою радостию возвеселимся. Прииди, Неувядаемый Цвете чистоты, да окропиши нас иссопом Твоим и паче снега убелимся. Прииди, Зиждителю всея Твари, да царствуеши и господствуеши над всеми силами души моея. Прииди, Владыко Неба и Земли, да властвуеши и управляеши над всеми движениями сердца моего. Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.

Кондак 7

Хотя спасти вся языки, Господи, даровал еси учеником Твоим во огненных языцех Духа Твоего, да по обетованию Твоему возглаголют новыми языки, и вси исполнишася Духа Свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещевати, да вси народи от всех язык на праздник пришедшия, услышат их проповедующия своими их языки. В Вавилоне иногда размесишася языцы дерзости ради столпотворения, да разделятся языки, ныне же боговедения ради умудришася языцы, в соединение бо всех призва Вышний, да согласно славят всесвятаго Духа, поюще Ему едиными усты и единем сердцем: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо Твое, Утешителю, бысть во знамение всем, и исполни ужаса языков собрания на праздник пришедших: видяху бо учеников Спасовых огненными языки глаголющих и кийждо от них свою беседу слышаше. И дивляхуся вси, друг другу глаголюще: не вси ли сии глаголющии галилеяне суть, и како мы слышим кийждо свой язык, в немже родихомся? Како сотворишася соотечественницы всем языком? Видел ли есть Петр Египет? Живяше ли когда Андрей в Месопотамии? Видеша ли когда Памфилию сыны Заведеовы? Како явишася сии Римляном, яко не варвари, Парфяном, яко им подобнии, Мидяном же, яко свои. Обаче елицы благоговейнии быша, тии прославиша Бога, вопиюще Утешителю сице: Прииди, во пророцех глаголавый Божественный Душе, возглаголи мирная и благая в сердцах наших. Прииди, во Апостолех проповедавый огненными языки Безсмертный Царю, возсияй молниями Божества в душах наших. Прииди, Животе Безначальный, разделенныя языки в соединение призвавый, и в нас дух вражия разделения всеконечно потреби. Прииди, Любы Безконечная, Апостолы на вечери союзом любве связавый, и в нас дух братския любве навеки насади. Прииди, с небесе снисшедый Утешителю наш, да на стези небесныя наставиши нас, Тебе поющих. Прииди, от земных горе возвышаяй Боже наш да от сладости мирских красот избавиши нас Тебе вопиющих. Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.

Кондак 8

Странными глаголы вещающе, возглаголаша святии Апостоли странныя учения и странныя веления Святыя Троицы, от Духа Святаго просвещаеми. Высокоглаголивыми же проповедующе языки, не человеком глаголаху первее, но Богу, тайны вещающе духом, якоже божественный Павел глаголет, быша бо в восторзе духовном, неизглаголанными воздыхании Святаго Духа наставляеми. Неверующим же от язык сие Духа действо пьянство непщевашеся быти. Обаче мнози благоговейни бывше, ужасахуся, и недоумевающеся, друг друга вопрошаху: что убо хощет сие быти? И с верою прославиша Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь исполнен быв огненосныя благодати Духа Божия, святый Петр, востав с единонадесятьми, воздвиже глас свой и нача проповедовати собранным от язык величия Божия и страшное Твое, Святый Утешителю, во огненных языцех схождение, еже пророк Иоиль древле предрече, глаголя о сем великом и просвещенном дне Господнем: “Изолью от Духа Моего на всяку плоть, на рабы Моя и на рабыни Моя, и прорекут сынове ваши и дщери ваши и юноши ваши видения узрят”. Сим Святым Духом исполненнии бывше, Апостоли не вином упишася, но упоением Духа, новаго винограда рождения Божественнаго веселия приобщившеся, вопиюще и глаголюще сице: Прииди, Божественный Утешителю, во Иордане на Спаса нашего в виде голубине снисшедый, даруй нам криле голубине кротости и чистоты, да полетим и почием. Прииди, Сладчайший Душепосетителю, в Сионе ко апостолом во огненных языцех пришедый, ороси нас огнем благодати Твоея, да верою и любовию воспламенеем. Прииди, Святый Живоначальный Душе, древле в человецех плоть сущих пребывати не восхотевый, свободи нас законом духа от закона плоти, да паки живеши в нас. Прииди, Великий Непостижимый Боже, в последок дний сих от Духа Твоего на всяку плоть изливый, сподоби нам не по плоти жити, но по духу, да всегда пребудеши в нас. Прииди, Душе всякия чистоты, помози нам, да плоть не похотствует на дух наш, и да Тобою водими будем. Прииди, Присный наш Животе, спобори нам, да не сеем в плоть и тление, но в дух, да от Духа Твоего жизнь вечную пожнем. Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.

Кондак 9

Всякое естество человеческое возвеселися днесь о сошествии Твоем, Утешителю Благий, зане в ветхую Пятидесятницу при Синае бывшую, вси людие издалече стояху в страхе и в ужасе, всей горе дымящейся и во огне бывшей, един бо точию Моисей взыде на верх ея во мрак, идеже бяше Бог. Ныне же, вси слышавшии Петра умилишася сердцем, увероваша и крестишася, и приложися в день той душ, яко три тысящи, и тако в сей великий день Пятидесятницы положися начало Церкви Христовой на земли и вси исполнишася Духа Святаго и духом взыдоша на гору Господню благодати Божия, вси очами веры Господа узреша и с радостию возопиша Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витии Божественныя святии Апостоли, прежде безкнижнии рыбарие, ныне же мудрии богословцы явишася, прежде починяху мрежи своя, ныне же облеченнии силою свыше от Духа Святаго, начаша проповедь Слова Божия, прежде точию рыб уловляху, ныне же сотворишася ловцы человеков и люди безчисленнии из глубокия тьмы начаху изымати. Прежде боящиися, ныне же дерзновение приявшии и радости исполненнии от Тебе, Святый Утешителю, тии уразумеша, яко нова тварь ныне суть и каковый велий дар получиша по обетованию Господню, сего ради ныне отбеже от них страх и дух немощи и тии ощутиша, яко уже имут силу по повелению Господню пройти даже до конец вселенныя, учаще вся языки и крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сего ради в веселии духа возопиша сице: Прииди, Свете Живоначальный, да вся языки светом боговедения просветиши. Прииди, Животе Безначальный, да вся человеки к новой жизни во Христе приобщиши. Прииди, Теплото Живительная, да духом любве Твоея хладныя сердца неверных языков воспламениши. Прииди, Сладосте Неизреченная, да благодатию Твоею всех вкусивших ю паче меда и сота усладиши. Прииди, Радование наше непрестанное, да нас скорбных и печальных очищением совести возвеселиши. Прииди, Сокровище наше превожделенное, да нас нищих и убогих множеством дарований духовных обогатиши. Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.

Кондак 10

Спасения день — сей великий Пятидесятницы праздник, в оньже, Утешителю Благий, Церковь Христову до скончания века облагодатил еси и всю тварь Твоим Живоносным дыханием обновил еси, Везде сый и вся исполняяй, Ты идеже хощеши дышиши, вся живиши и повсюду в мире разливаеши свою живоначальную силу: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе служит свет, Тебе работают источницы, Тобою един дождь напояет землю и бывает бел в кринех, и красен в розах, багрян же в фиалках, тако многообразна благодать Твоя: единому убо даеши слово премудрости, другому — дар пророчества, иному — сказание Божественных Писаний: единаго укрепляеши на целомудрие, другаго учиши поститися и подвизатися, оваго же уготовляеши на мученичество. Вся же сия действуеши Ты, единый Душе, разделяя коемуждо хощеши, да всякое дыхание поет Тебе: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Небесный и жизни Подателю! Царство Твое — Царство всех веков и Владычество Твое во всяком роде и роде. Сошед же на апостолы. Ты явил еси ими Царство не от мира сего — Церковь Христову, юже исполнил еси безчисленными дары благодати Твоея, имиже, яко финикс процвете и яко кедр, иже в Ливане умножися. И тако Твоею благодатию напояема, Церковь процвете многочисленными сонмы девственник, учителей, мучеников, исповедников, преподобных, пустынников, да исполнится Осии пророка предречение: процветет, яко цвет и прострет корение, яко дубрава и яко маслина плодовита будет. Зряще убо сии сонмы духоносных отцев, Тобою, Святый Душе, возращенных, воззовем Тебе таковая: Прииди, Источниче Божественных сокровищ, вдохни нам светоносныя Твоя дарования. Прииди, Подателю и Совершителю нашего освящения, освяти ум, сердце и вся наша помышления. Прииди, благости и милосердия Неизнуряемое Хранилище, сохрани в нас жизнь духовную под кровом Твоея благости. Прииди, настоящих и грядущих благ Нескончаемое Сокровище, соблюди нас в чистоте совести в предначатие вечныя радости. Прииди, падших Всенадежное Востание, Тобою бо источаются благодатныя струи напояющия всяку тварь ко оживлению. Прииди, мертвых духом и телом Благое Воздвижение, Тобою бо подаются вся силы к животу и благочестию, воздвизающия всяку плоть к Воскрешению. Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны, и спаси души наша.

Кондак 11

Пение духовное воспоем Тебе, Святый Утешителю, Твое во огненных языцех на Апостолы Сошествие празднующе и сим Павловым глаголом последующе: “помолюся духом, помолюся и умом, воспою духом, воспою и умом”. И тако духом на молитве и в служении пламенеюще, да не угасим плотоугодием Духа Твоего, во святом крещении восприятаго, но присно да взираем на уверовавших в день Сошествия Твоего: тии бо внимающе слову Петрову: “спасайтеся от рода сего развращеннаго”, выну бяху в учении апостол, в общении и преломлении Хлеба Жизни и в молитвах, и бысть на всякой душе страх Божий, и бяху вси вкупе единодушно, имуще вся обща, и с радостию в простоте сердца воспеваху Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Света солнечнаго светлее явися благодать Твоя, Светоносный Душе, вся бо просветляеши, очищаеши и освещаеши Твоим огненосным осиянием. Ты бо сошел на Пресвятую Деву Марию, соделал еси Ю Пресветлый храм девства и Пречистый дом Божества Сыну Божию. В явлении же Твоем во Иордане при Крещении Господнем в виде голубине Ты отверзл еси небеса грехопадением Адамовым заключенная и обожил еси Пречистую плоть Христову. В Сошествии же Твоем на Апостолы исполнил еси Божественнаго присутствия Своего всю Церковь, Невесту Христову, да будет непорочна и свята. Сего ради точиши в Ней пророчествия, и священники совершаеши, собираеши весь собор церковный, и сходиши, яко огнь с небесе в Божественную Литургию и во всех таинствах, и тако вся Церковь одевается светом благодати Твоея, яко ризою, да во Свете Твоем узрим Свет, и да воспоем Тебе сице: Прииди, чистотою Сияющий Душе, Святую Деву Чисту в рождестве сохранивый, да и нам благодать девства и чистоты преподаси. Прииди, небеса разверзший Небесный Царю, на Спаса Христа при Крещении низшедый, да и всем верующим в Него путь на небо отверзеши. Прииди, Солнце Незаходимое и Несокрываемое, да свет возсияши праведным и правым сердцем веселие. Прииди, Сияние Присносияющее и Немерцающее, да внутрь нас возсияеши Церковь Божия Духа в Твое Божественное посещение. Прииди, Свете Святый и Животворяй, просвети мир Твоим Божественным осиянием. Прииди, огню от огня Происходяй и Боготворяй, озари нас Твоим огненосным вдохновением. Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны и спаси души наша.

Кондак 12

Благодать духоносную даровал еси, Утешителю Святый, всей Церкви Христовой в великий день Святыя Пятидесятницы, якоже и прежде выну спребывал еси Владыке Христу во днех Его плоти, яко же великий в богословех святый Григорий витийствует: “Рождается Христос и Дух предворяет. Крещается Христос и Дух свидетельствует. Искушается Христос и Дух возводит (в пустыню). Совершает силы Христос и Дух сопутствует. Возносится Христос и Дух преемствует”. Сего ради и начатки Божества подаеши ныне, Святый Душе, естеству перстному, да паки возведеши е к первому райскому благородию и да обожиши е во образ Вознесеннаго на небеса естества Христова. Мы же исчести не могуще многочисленная паче песка морскаго благодеяния дарований Твоих, вопием Тебе: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще, Божественный Душе, Твою Живоначальную благодать, обновляющую лице земли дохновением Твоим, поклоняемся Твоему во огненных языцех на Апостолы сошествию, и веруем, яко по обетованию Христову выну Твоя благодать во Святей Церкви пребудет, дондеже паки приидеши в последний день во общее Воскресение во еже воздвигнути вся от века умершия, яко же святый Иезекииль предрече глаголя: “от четырех ветров прииде, Душе, и вдуни в мертвыя кости сия и да оживут. И вниде в них Дух Жизни и ожиша и сташа на ногах своих собор мног зело”. Тогда не посрами нас вопиющих Тебе сице: Прииди, Утешение и Радосте моя, услыши мя в день скорби и печали моея. Прииди, Дыхание и Жизнь моя, буди ми един дух со мною до самыя смерти моея. Прииди, Блестящееся одеяние души моея, покрый внутреннюю наготу и безобразие грехопадения моего. Прииди, Теплейшее очищение совести моея, отмый скверну души и тела моего чистыми слезами пришествия Твоего. Прииди, Пище Неизреченная и Нетленная, напитай алчущий дух мой в жизнь вечную безсмертия плодами. Прииди, Питие Божественное и превожделенное, напой жаждущую душу мою благочестия водами. Прииди, Утешителю Благий, вселися в ны и спаси души наша.

Кондак 13

О, Небесный Параклите и Душе Всесвятый, от Отца Исходяй и Сыном Пришедый! Приими малое сие от всея души приносимое Тебе благодарение. Прииди к нам и пребуди выну в Церкви, да не угаснет в нас Божественный пламень Тобою возженный. И сподоби нам духом пламенети и плотоугодия не творити в похотех, да никогдаже угаснет дух наш и да выну прославляти будем Тя в душах и телесех наших, и тако возрожденнии Тобою, чистым духом и чистыми усты воспоем Единому Богу во Святей Троице: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

 

Молитва на Сошествие Святаго Духа

О, Небесный Царю, Утешителю Святый, Душе Истины, везде сый и вся исполняяй, никогдаже начинаемый, ниже престаяй, но со Отцем и Сыном присно Сущий, первее во Ангельских Воинствах действовавый, священие даруя; и при миробытии в начале верху воды носивыйся, яко жизни Податель, в рай же первозданныя люди дыханием жизни воодушевивый и сладким общением Божественным утешавый я, по грехопадении же прародителей наших не восхотевый с падшими сынами человеческими пребывати, зане плоть быша, но точию во избраннех патриарсех и пророцех древле отцем глаголавый, в последок же дней сих, восхотев излити от Духа Своего на всяку плоть, первее на Честнейшую Горних Сил Пресвятую Деву Марию низшедый и велие таинство Воплощения Сына Божия Тою неизреченно совершивый, и паки на Том же Сыне Божием, во плоти на Иордан пришедшем, в виде голубине почивый, по сем же в великий день Пятидесятницы существенно в видении огненных язык на Апостолы сошедый и сими всю вселенную просветивый и Святую Церковь до скончания века Своею Божественною благодатию изобильно исполнивый, во еже падшее естество наше обожити и паки к райскому блаженству возвратити! Призри убо в сей великий, совершенный и конечный Пятидесятный праздник на моления рабов Твоих коленопреклоненно Тебе возносимыя, и очисти нас священным наитием Твоим от множества согрешений наших во всем житии нами содеянных. Едине Чистый и Пресвятый Душе, очисти нас от многия нечистоты нашея, да не паки оставиши нас, аще по плоти жити будем, яко не имать обитати Дух Твой в человецех плоть сущих, зане плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут. Сего ради молим Тя: угаси живоносным дыханием Твоим весь пламень страстей наших, да не творим плотоугодия в похотех, но водимии Тобою, да будем прославляти Тя в душах и телесех наших. И избави нас от духа праздности, уныния, печали и гордости и даруй нам дух кротости и чистоты, дух смирения и целомудрия, дух терпения и любве, да приидеши во внутреннюю храмину душ наших и воцаришися тамо над страстями нашими, во еже сеяти нам ктому уже не в плоть и тление, но в дух, да от Духа Твоего пожнем живот вечный в последнее Воскресение и прославим Тя с лики святых со Отцем и Сыном во веки веков. Аминь.

azbyka.ru

дата, история установления и традиции

Религиозный праздник Святого Духа, или Духов день, в христианстве отмечается на следующий день после Троицы. Как правило, он выпадает на первый понедельник после нее. Изменяется только календарная дата.

Это особенное время для верующих, сопровождающееся праздничным богослужением – с песнопениями и чтениями специальных стихов и молитв.

Описание

Святой Дух является действующей энергией Всевышнего, посредством которой Он проявляется такую способность, как вездесущность.

Также, согласно библейским книгам, благодаря этой Священной Силе творились многие чудеса, в том числе и исцеления людей, и воскресение к жизни.

Символ Святого Духа есть птица голубь. Наглядно это отражено в момент крещения Иисуса Христа в Иордане – над ним тогда пролетела эта птица как знак действующей силы Всевышнего и свидетельство, что Он - Бог, который послал Сына Своего Единородного на Землю.

Из чего следует, что этот символ является частью Священного Триединства: Бог-Отец, Сын и Святой Дух. Именно эта Святая Троица и олицетворяет христианский праздник с одноименным названием, который отмечается через пятьдесят дней после Пасхи. И всегда в воскресенье. Потому дата Духова дня – первый понедельник, который следует сразу после Троицы. Рекомендуется и накануне - в утреннее и вечернее время, и ранним утром этого дня людям посетить храм, чтобы поучаствовать в богослужениях.

Ведь в этот праздник читается особенная молитва – «Царю Небесный», которая наполнена благословенной чистотой, смирением, благодарностью, просьбой о помощи и благоговением. А также исполняется канон и акафист.

Святой Дух одаривает каждого человека на планете, особенно искреннего, светлого и доброго, необычными качествами, которые в Библии называются «плодами Духа». А именно: долготерпением, милосердием, любовью, радостью, добротой, чистотой. Все это как благодать от Бога, посылаемая людям. И очень важно сохранять и приумножать эти дары, быть благодарными.

История

Для того чтобы глубже понять суть праздника Духова дня, необходимо обратиться к библейским событиям, которые произошли в I столетии нашей эры.

Когда Иисус Христос воскрес и спустя сорок дней вознесся на небо, то пообещал своим ученикам и последователям, что будет послан им особый знак. И произойдет это в Иерусалиме.

Через десять дней явилось подтверждение слов Сына Божьего: на апостолов и других верующих опустились огненные языки, символизирующие дар небесный - проповедовать о вере христианской по всей Земле; и заговорили они на разных языках. Сопровождалось все это грозой, предвещающей бурю.

Именно этот памятный момент назван днем Святой Троицы. И такова история установления Духова дня, когда сошел Святой Дух на избранных людей, учеников Христа.

Общие традиции

В этот праздник в храмах христианской религии повсеместно совершаются божественные литургии, во время которых исполняются священные песнопения, чтение молитв. Кроме «Царю Небесный», также произносятся молитвенные тексты за людей, которые почили.

Верующие освящают березовые ветви – символ Троицына дня. Эта традиция имеет глубокие христианские корни. В ранние века каждый священнослужитель ходил с местными жителями селения в праздничный день в березовую рощу или лес, где торжественно освящал березу. А затем люди несли в свои дома ветви с этого дерева. И таким образом ставили непроходимый щит для темных сил.

По традиции в Духов день освящали воду в колодцах, чтобы она была животворящей, а источник никогда не пересыхал.

Особое значение в этот праздник имеют взаимоотношения с землей. Все верующие христиане старались быть особенно внимательными к этой стихии. Прислушивались к ней и узнавали важную информацию таким образом. Или устраивали в полях так называемые пикники, что благоприятно сказывалось на урожайности и достатке.

Сбор целебных трав также с давних времен осуществлялся в Духов день. Поскольку они наполнены особенными исцеляющими и защитными свойствами, которые дает, согласно поверью, праздник.

Таинства богослужений

В православных храмах все начинается еще со дня Троицы. В вечернее время праздника совершается традиционная вечерня.

Именно в этот час читаются молитвы, поются торжественные гимны. Священник совершает проход по храму с кадилом.

Далее все верующие преклоняют колени – во время чтения других священных молитв: о спасении, об обители, о близких - живых и ушедших.

Одним из важных молитвенных текстов-гимнов является акафист, который также произносится во время богослужения, посвященного празднику - Духову дню. Это великое таинство, сопровождающиеся хоровым песнопением, совместным произнесением некоторых частей текстов.

А еще во время великой вечерни исполняется канон Святому Духу, что является важной составляющей богослужения и священной традицией такого необыкновенного дня.

Все эти стихи, песни и молитвы читаются по нескольку раз. И каждое слово наполнено великим смыслом, трогающим души и сердца верующих людей, которые присутствуют в это время в храмах.

А утром проводится литургия – такая же грандиозная и священная, как накануне.

Молитвы

В праздничный день Святого Духа читается ряд молитв. Первая из них - "Царю Небесный", которая приводит в благоговейный трепет многих людей. Ибо сила текста и мощь Господа, Его действующей энергии велики и не имеют временных границ.

Эта молитва может также проговариваться самостоятельно человеком дома каждый день (утром или вечером).

Обращена она к Святому Духу - одному из Ликов Святой Троицы. Кто создатель этого священного текста, неизвестно. Но появилась молитва в I тысячелетии после рождения Иисуса на Земле.

Вторая также обращена к Духу с просьбой наполнить собой всю Вселенную, каждого живущего человека, не гнушаться нечистоты душевной и очистить от греховных мыслей и желаний. Утверждается, что с помощью Святого Духа живет человек, который покаялся и творит дела благие. И прославляет Троицу: Отца, Сына и Духа Святого.

Несколько слов о славянских обычаях этого дня

Праздник Дня Святого Духа является общим христианским. А потому обычаи, связанные с ним, имеют место и в православии, и в католической вере. Они могут в чем-то быть схожими, а в чем-то отличаться.

Например, среди верующих православных славян в Духов день считается, что:

  • Погода должна сопровождаться грозой с дождем. Ведь это питает Матерь-землю, потому что она празднует сегодня свое "сотворение".
  • Накануне Дух спускается на землю и распространяется по полям и жилищам людей.
  • Необходимо совершать крестные ходы вокруг земельных угодий.
  • Все русалки из водоемов выходят на землю и бегают по ней, тем самым наполняя ее влагой – для лучшего урожая.
  • Незамужние девицы должны сплести венок и отправить его плыть по воде – это на счастье.
  • Необходимо провести весну (традиции на сибирской земле), что способствовало молодежным массовым гуляниям, которые устраивал народ.
  • Души усопших прилетали в праздничный день и садились на ветки березы. А потому в небольших местностях центром было это дерево, которое потом уносили к реке или в поле.
  • Вода в водоемах священная, и женщины на территории Российской Федерации рано утром умывались ею, очищаясь таким образом от душевной нечистоты и дурных помыслов, исцелялись от недугов.

А среди католиков - на западе - в этот день устраиваются традиционные пастушеские массовые гуляния.

Приметы праздничного дня

А еще с давних времен верующие знают, что в христианский праздник в честь Святого Духа нельзя тревожить землю. А именно: трудиться на приусадебном участке (разрыхлять грядки, пропалывать огород, садить растения в саду и так далее).

Необходимо аккуратно и бережно относиться к стихиям в этот день, не нарушать спокойствия и целостности. Иначе может случиться неурожайный год.

Хлопоты по домашнему хозяйству также не рекомендуются: уборка, покраска, побелка, шитье, стирка. Купаться также нельзя.

С этого дня уже начинается настоящее лето. Поскольку тепло идет и от земли, и от неба. А до праздника еще могут быть похолодания.

Мудрые люди говорили, что погода в Духов день характеризует все лето – какая в праздник, такая будет и в другие дни этого сезона.

Резюме

Традиции, история, приметы и так далее в этот праздничный день настолько глубоки и широки, что все охватить просто невозможно. Тем не менее это часть религиозной христианской культуры, а значит, и жизни современного верующего человека, живущего на территории России.

И чем глубже происходит соприкосновение с духовным, сокровенным, тем счастливее люди, народ.

fb.ru

какого числа, что можно и нельзя, традиции

Другие названия праздника

За всё время существования праздника он изменил не одно название. Изначально его называли «Именинами земли» или Зелёные святки, потом Понедельник Святого Духа, так как всегда приходится на понедельник. Параллельно этот день называли Клечальным понедельником, Провожанием русалок, Русальницей, праздником Нашествия, а католики знают этот день как Праздник Сошествия Святого Духа.

Читайте также: Церковный календарь на 2018 год: праздники, посты, именины, дни памяти

Какого числа Духов день в 2018

В православии этот день припадает на 51 день после Пасхи, поэтому, зная, когда Пасха, можно высчитать и дату этого праздника. В 2018 году празднование будет проходить 28 мая.

Духов день - языческие корни

Духов день, как и множество праздников, берёт начало ещё с языческих времён. Когда люди были очень суеверными и пытались всячески задобрить нечистую силу, чтобы уберечь себя от их гнева. Считалось, что ночью русалки выходят с воды поливать поля, чтобы лучше был урожай. Немаловажной традицией было идти в лес и всё обвешивать детскими старыми вещами, если повезёт увидеть русалку, удача будет сопутствовать весь год, но существовал и риск быть защекотанным до смерти или утянутым русалкой в пруд. Молодежь вечером отправлялась гонять русалок и мавок, но так как это опасные существа и могут заманить к себе человека, парням их возлюбленные плели венки – обереги с полынью и ветками берёзы, что отгоняло всю нечистую.

Раньше, в Духов день хозяйки старались накормить и землю, устраивали пикник, так называемый «Бабский пир», и как можно больше рассыпали еду, чтобы земля порадовалась, насытилась и взамен одарила щедрым урожаем. Также ходили в крестный ход по полям, чтобы благословить именинницу и получить в ответ щедрый урожай, что ясно свидетельствует о языческом начале праздника.

Духов день – традиции

Даже приняв христианство, люди продолжают по привычке задабривать злых духов. До сих пор принято собирать в этот день травы и делать из них обереги, а также верят, что в этот день все травы наделены волшебной лечебной силой. Рано утром, хорошо помолившись, если приложить ухо к земле, люди верят, что она поведает множество тайн, может даже подскажет где клад. До этого дня во всех селениях принято освящать колодцы, что помогало сохранить свежую воду и не давало колодцу пересохнуть даже в самое жаркое время.

Большое значение имела берёза в этот праздник. Её ветками защищали свой дом от нечистой силы, ставя их на ворота, окна и при входе в дом. Берёза служит и пристанищем для неуспокоенных духов, которые прятались в ветви от взглядов людей. На ветки берёзы гадали девушки, делали из них венки и пускали на воду, поплывёт быть счастью, утонет – беде. Или же накануне зелёного праздника заматывали ветвь берёзы, а в Духов день смотрели, если завяли листья быть болезни или беде, а если свежие – ждёт радость и успех. Чтобы узнать, откуда ждать суженого, достаточно было покрутиться от души, в какую сторону упадешь, оттуда и возлюбленный явиться.

Что можно в Духов день

Раньше в этот день старались собрать целебные травы, так как именно в это время, сходящий с неба огонь, уничтожает всю нечисть и травы, а также наполняются сверхмощной силой.

Многие верили, что в этот день нужно «накормить землю». Можно пойти не в одиночку, а весёлой компанией, поесть на природе, попить, поводить хороводы, тем самым задобрив землю.

Из-за смешения христианских и языческих традиций, появился и такой обычай, как смывать с себя грехи колодезной водой, чтобы русалки не затащили в пруд. Этот обряд помогал смыть и все напасти и болезни.

Чтобы уберечь себя, свою семью и дом от злых сил, несли в церковь и освящённую берёзовую веточку, которая будет сильнейшим оберегом весь год. После чего многие идут на кладбище, где кладут берёзовые ветки и устраивают трапезу. Но оставшуюся еду с собой забирать нельзя.

Что нельзя в Духов день

Кроме желательных мероприятий, были и остаются те, которые нельзя делать, чтобы не случилось. Считается, что в этот день земля беременна новым урожаем, поэтому категорически запрещено работать на земле, чтобы случайно не повредить будущий урожай. Всю работу на земле лучше перенести на более подходящее время.

Это считается большим церковным праздником, а потому многие верят, что в этот день, как и на Троицу, стирать, убирать, шить. Лучше уделить время отдыху и приятным обрядам, работа не волк.

Этот праздник наполнен волшебством и верой, не одну сотню лет люди обращали внимания на погодные условия и сохранили множество примет. Главное в этот день не встретиться со своим отражением в воде, чтобы не потерять настоящую любовь, присмотревшись к погоде, можно предсказать каким будет лето и урожай, а походив босиком по росе, приблизите своё счастье, но и речи не могло быть о беге, так есть риск вообще удрать от своей участи.

Это очень насыщен традициями и обычаями день, верить в это или нет дело каждого, но как показывает практика, это ещё один повод повеселиться и прикоснуться к своим древним корням.

© http://prostotak.net/

prostotak.net

Духов день 5 июня 2017 года

Духов день — праздник, пропитанный глубоким смыслом и очень почитаемый среди православных верующих. В древности верили, что именно в этот день можно заполучить удачу.

В этот праздник в церквях проходит служба с чтением молитв Святому Духу, которые способны избавить от грехов и направить на истинный путь каждую заблудшую душу. Духов день фактически является продолжением Троицы. В 2017 году его будут праздновать 5 июня. Несмотря на то, что праздник чествуют все православные люди, он пропитан различными суевериями, которые берут свое начало с древних времен.

История праздника

Согласно Новому Завету, на пятидесятый день к ученикам Христа снизошел в виде языков пламени Святой Дух. Он наполнил каждого апостола могущественной силой, нечеловеческими возможностями и милостью Господа. В народе большое значение отводится тому, что приверженцы Спасителя получили в награду за свою праведную жизнь возможность понимать все языки. Так слово Божие распространилось по всему миру, а люди признали Господа, приняв в дар веру и вечную жизнь.

Ежегодно праздник отмечается на следующий день после Троицы. Торжество всегда проходит в понедельник, на 51 день после Светлого Христова Воскресения. Католики встречают Святую Троицу и Духов день вместе, считая это одним событием. В православии же почитанию Святого Духа отведен отдельный день.

Православные традиции

В церквях с самого утра начинается служба с чтением молитв Святому духу. Как утверждают священнослужители, в этот день можно молиться о прощении от грехов и поминать усопших.

В Духов день обязательно следует оказывать помощь немощным и страждущим людям. Раздайте часть угощений на нужды людей и не отказывайте никому в поддержке — за это вам воздастся милость Господа. Считается, сколько отдашь в этот праздник — столько и приобретешь, когда настанут трудные времена.

Многие люди собирают целебные травы, которые обладают способностью залечивать раны и избавлять от болезни. По поверью, земля и все, что на ней растет, в этот день освящается силой Святого Духа.

Поста и ограничений в еде нет, поэтому хозяйки накрывают стол разнообразными блюдами. В пищу можно употреблять тяжелую и калорийную пищу. Обязательно следует помолиться за все яства, которые вам послал Господь.

Есть традиция на Духов день кидать монетки в колодец — по поверью, это может привлечь достаток и процветание. Многие люди также умываются колодезной водой, которую освящают в церкви. Считается, что таким образом можно смыть с себя дурное влияние, грехи, болезни и несчастья.

Обычаи и традиции в Духов день

В языческие времена именно в день торжества, который мы сегодня нарекаем днем Святого Духа, наши предки отмечали именины земли. Матушка-кормилица, которая дарила людям урожай, была очень чтима. В это время нельзя было беспокоить землю, копать и рыхлить почву. Считалось, что таким образом можно причинить непоправимый вред новому урожаю.

Береза являлась главным атрибутом праздника. И по сей день можно наблюдать, как преображаются храмы в преддверии Троицы. Березовыми ветками украшают все стены, а пол покрывают скошенной травой и листвой березы. Раньше считалось, что в гуще березовых листьев себе находили пристанище души покойных, которые еще не ушли на небеса.

Раньше считалось, что Духов день — время нечисти. По поверьям, в ночь праздника русалки, лешие и мавки выходили из своих тайных мест и блуждали по местности. Считалось, что место, где ступала нога русалки, обрастает густой и высокой травой. Отважные люди ради забавы любили погонять обитателей лесов и водоемов. Но такое времяпровождение считалось опасным: русалки могли затащить человека к себе под воду, а лешие — завести в глубокую чащу. Поэтому юноши и девушки вооружались березовыми ветками, которые отпугивали темную силу.

Поутру следовало умыться колодезной или проточной водой и убрать свой дом. Вода могла исцелить и снять любую хворь, а чистота служила хорошим знаком, если вдруг забредет заблудшая душа.

Троицкий понедельник пропитан традициями русского народа, которые тесно переплетается с православием. Если у вас не получается посетить церковь и поставить свечи за усопших родственников, вы можете прочитать молитвы дома. Чтобы им жилось легко, а душа нашла путь на небеса, необходимо направить могущественные слова им в помощь. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Духов день — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Святая Троица. Духов день.

Духов день - народное название праздника Сошествия Святого Духа, приходящегося в православной традиции на понедельник, следующий за Троицей.

Троица и Духов день рассматриваются Православной Церковью как единый праздник Пятидесятницы. По христианской легенде, на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа на его учеников, собравшихся в доме Божьей Матери, сошел Святой Дух и дал апостолам способность и силу нести учение Христа раз ным народам. Первый день Пятидесятницы Церковь посвящает «во славу Пресвятой Троицы», а понедельник — «во славу Святого Духа». Празднование Духова дня начинается церковным богослужением вечером в Троицын день, во время которого верующие просят Иисуса Христа «даровать им Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших», а также молятся об усопших, чтобы «успокоил их Господь в месте светле, злачне и покой-не».

В Духов день к божницам подвешивали деревянное изображение голубя — символа Святого Духа. Русские люди верили, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Согласно народным представлениям, он обладал созидающей силой. Идея животворящего начала Духова дня, соединенная с языческими представлениями о Матери-Земле, нашла свое отражение во многих поверьях. Например, считалось, что в Духов день земля беременна урожаем и поэтому ее нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки. Некоторые обряды Духова дня продолжают обряды Семика— Троицы, связанные с культом растительности и культом предков. В Духов день завершались начатые в Семик празднества в честь березы. В этот день девушки выносили на ржаное поле украшенную лентами березку, вокруг которой всю семицкую неделю водили хороводы. Обойдя с этой березкой поле, ее топили в реке, чтобы летом не было засухи, чтобы рожь лучше колосилась. В некоторых деревнях Центральной России в Духов день проводили «отпевание» березки. Березку, срубленную в Троицкую субботу или в Семик, ставили посреди деревни и приглашали священника, который проводил молебен и обрызгивал деревце святой водой. После этого все присутствовавшие отламывали ветки березы и украшали ими в своих домах божницы. В этот же день из церквей выносили стоявшие там березки, которые также разбирались верующими. Считалось, что ветви, окропленные святой водой или постоявшие в храме, предохраняют от нечистой силы, а также обладают лечебными свойствами.

С культом растительности были связаны поверья о русалках — демонических существах, в которых превращались девушки, умершие до замужества, младенцы, умершие некрещеными, женщины, похороненные без отпевания или покончившие жизнь самоубийством. Верили, что в Духов день русалки выходят на сушу из болот, рек, озер и бегают по полям и лугам, давая им влагу, и там, где пробежали русалки, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень — колосистее. Крестьяне верили также, что в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на березовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу. В деревнях Псковской губернии считали, что «родители» (умершие предки) стоят под березами, выставленными перед крыльцом или фасадом дома, внимательно разглядывая живущих в нем. В каждом доме для «родителей» красили в светло-зеленый или красный цвет яйца, которые относили на кладбище или укладывали на божнице. Духов день, как и Троицкая суббота, считался в деревнях днем, когда необходимо добрым словом помянуть умерших на чужбине без покаяния и отпевания в православном храме, а также самоубийц, опойцев, утопленников, которых Церковь не разрешала хоронить на кладбище. Считалось, что панихида, отслуженная по ним в церкви, свеча, поставленная на поминальный стол, доброе слово дадут этим бесприютным душам хотя бы временный покой.

traditio.wiki


Смотрите также