Духов конструктор танков


Духов Н.Л. на "Красном путиловце" становится конструктором танков

 

Духов Н.Л. на "Красном путиловце" становится конструктором танков

Источники: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 

По окончании в 1932 году Ленинградского политехнического института Духова как инженера автотракторной специальности направили на "Красный путиловец", где он без промедления приступил к практической конструкторской деятельности.

В 1930-е годы многие машиностроительные заводы начинают выполнять военные заказы по проектированию и выпуску танков, усовершенствованию их конструкций. Ведется такая работа и на "Красном путиловце" (с 1935 года Кировский завод) , где для этих целей было организовано Специальное конструкторское бюро N 2 ( СКБ-2 ).

К созданию танков в 1937 году был привлечен и Николай Леонидович Духов. См. фото (дух) Духов Н.Л.-молодой инженер. В "Истории Кировского завода" написано, что "это был способный инициативный конструктор, уже привыкший к самостоятельной работе...". За несколько месяцев Духов освоил специфику проектирования боевых машин и вскоре стал заправским "танкистом": он занимался наиболее ответственными узлами, трудясь в группах по созданию танков Т-29 и Т-28 под руководством Ж Я. Котина  См. фото (дух) конструкторы Кировского завода.

Преподавательскую даровитость Духова в ЛПИ первым раскрыл профессор Л.В. Клименко , который обратил внимание на то, что тот вносит в свою работу элементы творчества. Именно профессор Клименко рекомендовал Николая Леонидовича для чтения лекций в автотранспортном техникуме и институте. Студенты полюбили молодого преподавателя за его знания, раскованность, талант инженера, хотя вначале смотрели на него удивленно, когда он вошел в аудиторию, аккуратно одетый, с широкими плечами спортсмена. Свой предмет он знал досконально. Без конспектов исписывал доску формулами.

- Это поэзия, - любил повторять Духов, - в формулах и цифрах заложен весь смысл инженерной науки!

Его ученик инженер А. Б. Потапов вспоминал: "Духов умел преподавать предмет, увлечь студентов. Его считали одним из лучших преподавателей в институте". Надо заметить, что Духов работал самозабвенно, а когда требовалось, часто оставался ночевать в КБ. Это было замечено, и он был вызван к директору завода.

- Это правда, что вы часто ночуете в КБ? - спросил директор.

- Правда, - сказал Духов, - работы много.

- Вы далеко живете, за городом?

- В Петергофе, у дяди. Отец помер в 1929 году, мать живет с сестрой под Харьковом, а я сам по себе. Директор неожиданно для Духова предложил:

- У меня есть в резерве одна комната. Будете теперь жить в Ленинграде.

Теперь можно было быстро попасть на работу, а после работы отдохнуть и заняться любимым делом - продумыванием и решением необходимых вопросов, связанных с работой.

Правда, первые пять лет работы на этом знаменитом заводе еще сопровождались некоторым "профессиональным рысканием". Заказы там выполняли самые разнообразные, но почти всегда пионерского характера. Нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе обычно поручал краснопутиловцам изготовление таких машин, которые раньше привозили из- за границы или делали с помощью иностранных специалистов.

Страна вступила на путь индустриализации, и собственные инженерные кадры были залогом того, что необходимые Родине моторы и турбины, автомобили и трактора будут своими, советскими. Всеобщее восхищение на первомайской демонстрации 1933 года вызвали шесть автомобилей "Ленинград-1". Сверкая на солнце черными лакированными кузовами и серебристыми хромированными деталями, они двигались во главе колонны краснопутиловцев - первые легковые авто, изготовленные полностью из отечественных материалов. Николай Духов входил в группу, работавшую над чертежами для выпуска этих машин.

Затем он выполнял другое важное задание - проектировал приспособления для вытачивания на станках деталей пропашного трактора "Универсал" . Эта работа принесла Духову опыт подготовки сложного крупносерийного производства. Примечательно, что пропашник первым из советских тракторов стал экспортироваться за границу: в Голландию, Ирак и Турцию.

В мае 1935 года на завод (тогда он уже носил имя Кирова) приехал Орджоникидзе. Когда во втором механосборочном цехе собрались рабочие, инженеры, хозяйственные руководители, нарком сказал: - У нас нечем поднять паровоз в случае аварии. На дорогах возникают пробки, тысячи тонн грузов простаивают по нескольку суток. Такое положение дальше нетерпимо, товарищи! Железнодорожному транспорту нужны мощные 75-тонные подъемные краны . Оглядев аудиторию, Серго продолжал:

- Почему правительство выбрало именно ваш завод? Чертежей нет, придется воспользоваться разобранным иностранным образцом и копировать. Вы знаете, как это трудно. Технологию составлять нам некогда, времени на всякого рода эксперименты у нас нет. В ненормальных условиях, в которых придется создавать кран, могут выручить только производственный опыт и ваша путиловская сметка... От наркома кировцы узнали, что правительство пробовало заказать краны германской фирме "Демаг" , единственному в мире изготовителю подъемных механизмов большой мощности. Выполнить заказ за полгода фирма категорически отказалась. Получив задание Орджоникидзе, дирекция завода обратилась в проектную организацию "Гипростальмост" с просьбой срочно изготовить чертежи. Но оттуда ответили, что на это потребуется семь с половиной месяцев. Оставался один выход: послать в Москву, где находился разобранный кран, своих людей. В тот момент выполнение правительственного заказа целиком зависело от группы конструкторов, в которую входили Н.Л. Духов , А.Ф. Архангельский и Г.С. Никифоров . Трудились они от зари до зари. И прислали чертежи через 23 дня! После этого никто уже не считал Духова новичком - стало ясно, что он не боится никаких инженерных поручений. Его хвалили на общезаводской конференции передовиков производства.

И только после признания успехов молодого конструктора встал вопрос о его переводе в отдел танкостроения . Заводу предстояло выполнить новый заказ - теперь уже оборонный.

Ссылки:1. ДУХОВ Н.Л.: ДОЛГИЙ ПУТЬ К ПРИЗВАНИЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.famhist.ru

конструктор | Атомная энергия 2.0

Николай Духов – выдающийся конструктор танков и один из создателей ядерного щита нашей страны.

Будущий главный конструктор КБ 11 родился в одном из многочисленных ничем не примечательных украинских сёл. С самого детства ему приходилось много работать, чтобы выжить и проявить свои способности. Возможно, именно это обстоятельство сыграло важнейшую роль в формировании характера человека, чей талант стал залогом побед наших танков в сражениях во время Великой Отечественной и гарантом мира между ядерными сверхдержавами.

МЭР ТАНКОГРАДА

После окончания Ленинградского политехнического института в 1932 году Николай Духов пришёл работать на Кировский завод. В то время предприятие было привлечено к созданию танков. В 1939 году Духов стал заместителем главного конструктора. Поэтому, когда с наступлением немцев потребовалось перебазировать объекты оборонной промышленности на восток страны, он был направлен для организации сборки танков на Челябинский тракторный завод – Танкоград, как тогда его называли. Там в 1943 году наш герой получил пост главного конструктора.

В войну нагрузка была такая, что специалисты дома не появлялись неделями – жили прямо в кабинетах, поставив топчаны у чертёжных досок. Чертежи сразу же передавали в цеха. Когда у производственников возникали какие-то затруднения, конструкторы помогали им, сутки напролёт трудясь на местах. «В таких условиях работоспособность Николая Духова изумляла. Он никогда механически не подписывал документы. Без его просмотра и разрешения чертежи не копировались.

Изучал, как правило, всё вплоть до детали. Делал это молниеносно, но горе конструктору, если попадался брак. Брак от Духова скрыть было невозможно. Он обладал невероятным чутьём и мгновенно обнаруживал ошибки», – вспоминает бывший начальник конструкторского бюро Челябинского тракторного завода Григорий Манилов.

Так под руководством Николая Духова появилась артиллерийская установка САУ 152, применение которой в битве на Курской дуге обернулось полной неожиданностью для немецкого командования: уральские самоходки, крушившие «тигров» и «пантер», оказались сильнейшим оружием на оборонительном этапе операции – настоящими «царь-пушкам» на гусеничном ходу.

О машинах он говорил как о живых существах. Танк считал своим родным детищем и требовал, чтобы люди, работающие с этими машинами, знали их досконально. Духов первым на заводе предложил проводить занятия по подготовке конструкторов танкистов. Производство танков, надо отметить, в воюющей стране не было столь простым делом, как может показаться по прошествии десятилетий. Не хватало металла, сырья, оборудования и, конечно, специалистов.

Но разные конструкторские «выдумки» Духова не раз спасали завод. Достаточно вспомнить «подшипник Духова» – деталь, изготовление которой наладили прямо на ЧТЗ, чтобы не прекращать выпуск танков, так необходимых фронту.

СОЗДАВАЯ ЯДЕРНЫЙ ЩИТ

В 1948 году Николая Духова, к тому времени уже известного инженера, решением ЦК КПСС и правительства откомандировали в КБ 11 в Арзамасе 16 (ныне Саров) в качестве заместителя главного конструктора. Но здесь многое для него было новым, и Духов начал входить в курс дела: не стеснялся спрашивать и учиться, неважно у кого – у учёного, инженера или рабочего. Его тогдашний руководитель Юлий Харитон вспоминал: «О лучшем помощнике, чем Духов, нельзя даже было мечтать. Он – истинный, от природы конструктор».

Духова привлекают к разработке первой отечественной атомной бомбы РДС 1. В ходе подготовки конструкторы столкнулись с совершенно неизвестными ранее проблемами. Всё приходилось делать буквально с нуля. Но Духов занимался не только этим направлением. Перед испытанием РДС 1 он был назначен заместителем председателя специальной группы Кирилла Щёлкина, которой поручалось предоставить программу действий на Семипалатинском полигоне и для тренировочных опытов.

29 августа 1949 года произведён подземный взрыв первого в СССР ядерного заряда – сложнейшая задача, стоявшая перед теоретиками, исследователями, конструкторами, испытателями и производственниками, была успешно решена. Сразу после этого на полигоне развернулась бурная деятельность по совершенствованию конструкции бомбы и автоматики. Духов, возглавивший конструкторский сектор КБ 11, трудился над вариантами конструкции. Результатом его работы стало успешное испытание 12 августа 1953 года водородной бомбы РДС 6с.

ВЕСЕЛЬЧАК В МУНДИРЕ

Духов был низенький, полный, очень подвижный, ходил обычно в мундире с погонами генерал-майора. Речь отличалась образностью, порой в неё причудливо вплетались и непечатные выражения. Всегда приветливый, остроумный, находчивый собеседник, часто приводил к месту «аналогичные ситуации» из своего и, видимо, чужого опыта.

Однажды в «Литературной газете» вышел целый разворот под авторством писателя-соцреалиста Фёдора Гладкова, где тот клеймил позором руководителей, не скупившихся на крепкое словцо. Николай Духов поместил эту статью под стеклом у себя на рабочем столе и некоторое время воздерживался от «народного языка». Но как-то раз в порыве гнева грохнул кулаком по ней и заявил: «Хоть Гладков и против мата, но…» – дальше в разговоре замелькали прежние фразы.

Таланты Духова были многообразны. Например, его коллеги вспоминали: часто в обеденный перерыв из коттеджа заместителя главного конструктора доносилась музыка – Николай Духов прекрасно играл на фортепиано.

Каждый раз, побывав в Москве, привозил большие связки книг. Книги заполняли весь кабинет и спальню. Они лежали всюду: на столах, на диване, на шкафу (внутри уже не было места) и даже на полу. Как-то, уже работая в столице, Духов сокрушённо признался коллеге Николаю Терлецкому, что окончательно запутался в своей «коллекции» и хочет пригласить знакомую библиотекаршу, чтобы она составила каталог и соответствующим образом разложила всё по полкам.

Кругозор Духова поражал воображение: он мог с одинаковым знанием дела рассказывать об эффекте Мёссбауэра – резонансном поглощении гамма-квантов атомными ядрами, о получении цветоделённых фотонегативов и о последних достижениях в области терапии рака.

Духов очень любил всевозможные технические новинки самого разного назначения, относился к ним как к произведениям искусства. Однажды купил в Москве спиннинг с катушкой очень хитрой конструкции. В ближайшее же воскресенье собрал любителей рыбной ловли, повёл на луг и стал демонстрировать приёмы забрасывания блесны. В другой раз привёз маленькую электрическую бритву. Как-то в цеху он похвастался новинкой и в шутку сбрил усы у начальника цеха. Операция эта доставила рабочим огромное удовольствие.

Уже в Москве увлёкся киносъёмкой. У Духова была хорошая немецкая камера, но ему хотелось более совершенную, японскую. И он её приобрёл, после чего с мальчишеским восторгом показывал чуть ли не каждому встречному «начинку» этого дорогого и сложного устройства.

После внезапной кончины соратника и коллеги по работе в Арзамасе 16 Владимира Гречишникова обычно весёлый Духов, словно почувствовав, что болен, нередко стал говорить с близкими о здоровье, смерти и о бессилии врачей. А 1 мая 1964 года Николая Духова не стало…

Имя Духова присвоено Институту автоматики (ВНИИА), в котором он работал последние годы. В Сарове в его честь названа улица, а в родном украинском селе Веприк поставлен бронзовый бюст.

www.atomic-energy.ru

Духов разрабатывает танк КВ

 

 

 

 

 

 

Духов разрабатывает танк КВ

Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 

Над двух-башенным танком СМК продолжала трудиться та же группа А.С. Ермолаева, которая начинала работать над первоначальным, трехбашенным, вариантом. Но вскоре выяснилось, что им не под силу работа сразу над двумя проектами, и Ж. Я. Котин решил сформировать еще одну группу проектировщиков. Во главе ее он поставил энергичного и инициативного ведущего инженера Н. Л. Духова, поручив ему продолжить работу над проектом танка КВ .(См. Фото (дух) Духов в СКБ-2.)  Кроме Н. Л. Духова в группу проектировщиков вошли молодые инженеры-конструкторы Е. П. Дедов , В. А. Козловский , П. С. Тарапатин , В. И. Таротько , А С. Шнейдман и другие.  См. Фото (дух) Создатели танка KB - конструкторская группа Н. Л. Духова. Технический проект группа Н. Л. Духова разработала в течение месяца, творчески использовав многие конструкторские решения группы А. С. Ермолаева . Обе группы работали дружно и инициативно, не стремясь к закреплению авторства той или иной технической новинки, а руководствуясь исключительно интересами дела. По сравнению с другими машинами этого класса танк KB получился компактнее. Над его компоновкой творчески потрудились дипломники Военной академии механизации и моторизации РККА В. П. Павлов , Л. Н. Переверзев , В. К Синозерский и Г. А. Турчанинов , С.М. Касавин . Выпускники-дипломники под руководством Л. Е. Сычева , а затем и Н. Л. Духова выполнили комплексный проект. Их работа послужила основой для дальнейшей разработки проекта тяжелого однобашенного танка КВ. По предварительным расчетам, новый танк имел массу до 47 тонн, то есть на 8 тонн меньше СМК. Экипаж состоял из пяти человек вместо семи. Зарубежные танки массой 45-50 тонн имели броню не более 30 мм, а у однобашенного кировского танка толщина брони составляла, по первоначальным расчетам, 75 мм. Ни одна противотанковая пушка из существовавших в 1938-1939 годах не могла ее пробить. Зная недостатки бензиновых моторов, кировцы решили подобрать дизельный мотор. В Харькове в то время проходили государственные испытания двух типов новых дизельных двигателей: В-2 , предназначенных для танка БТ-7М, и В-2В - для тяжелого артиллерийского тягача "Ворошиловец". В 1938 году эти двигатели прошли государственные испытания, и теперь харьковчане работали над их усовершенствованием.

Узнав об этом, Ж. Я. Котин командировал на Харьковский завод Н. Л. Духова. Там ему дали не двигатель, а только чертежи. Директор Кировского завода И.М. Зальцман , хорошо зная возможности своих мастеров, решил собирать мотор на своем заводе. Вскоре дизельный мотор был готов. Однако мощность двигателя, разработанного под средние танки и тягачи, для тяжелого танка оказалась недостаточной. Из Харькова в Ленинград приехал один из конструкторов танкового двигателя И. Я. Трашутин , а постоянным представителем харьковчан на Кировском заводе стал А.П. Покровский . Двенадцатицилиндровый мотор В-2К , собранный на Кировском заводе, расходовал горючего меньше, чем бензиновый двигатель, обеспечивая запас хода до 250 км при той же емкости бака, в то время как на танке СМК запас хода составлял 220 км, а на танке Т-35 - 150 км.

Вооружение танка KB обеспечивало ему высокую для того времени огневую мощь. Группа вооружения во главе с Д. Ф. Федоренко , в которую входили Г. Н. Москвин , Г. Я. Андандонский , Ф. Г. Коробко и А, С. Шнейдман , установила в танк новую 76,2-мм пушку. Она имела практическую дальность стрельбы до 3600 м и пробивала броню толщиной до 56 мм. Боекомплект составлял 111 выстрелов.

Подготовка к сборке СМК и KB шла полным ходом. Уже на стадии проектирования специалистам стало понятно, что однобашенный танк KB по основным параметрам превосходит не только танки СМК и Т-35, но и строящийся на Ленинградском заводе опытного машиностроения имени Кирова под руководством военного инженера 1-го ранга Н. В. Барыкова тяжелый танк Т-100 . Т-100 на три тонны превышал установленный в правительственном задании предел массы. Однако главное преимущество KB заключалось в оптимальном сочетании высокой огневой мощи, защиты и подвижности применительно к условиям предстоящей войны и техническим возможностям того времени.

За рубежом танк KB не имел в то время аналогов. На немецких, английских, французских и американских танках такого класса стояли менее мощные двигатели, вооружение было слабее, скорости их передвижения были ниже, броня тоньше; по проходимости они уступали машине ленинградцев.

Ссылки:1. КАКОЙ ТАНК ЛУЧШЕ ДРУГИХ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.famhist.ru

Духов Николай Леонидович- начальник конструкторского сектора

 

 

 

 

 

 

КБ-11: Духов Николай Леонидович- начальник конструкторского сектора

К. Щелкин рассказывал, каким образом в КБ-11 в разгар экспериментальной отработки первой атомной бомбы в мае 1948 года попал Николай Леонидович Духов, знаменитый конструктор тяжелых танков . Настала необходимость детально разобраться в организации работ в конструкторском секторе, которым руководил В.А. Турбинер . Убедившись, что организация конструкторских работ такова, что в производстве бомбу изготовить будет невозможно, К. Щелкин обратился к И. В. Курчатову с просьбой немедленно заменить В.А. Турбинера на конструктора, зарекомендовавшего себя известными разработками и опытом внедрения их в серийное производство.

Игорю Васильевичу понадобилось всего несколько дней, чтобы решить этот вопрос. Забегая вперед, скажу, что ушел из "бомбоделов" Николай Леонидович раньше других трижды Героев - в мае 1954 года. Он был назначен научным руководителем московского филиала КБ-11 . Однако и привлечен к работе над конструкцией атомной бомбы Николай Леонидович был не в мае 1948 года, когда был назначен заместителем главного конструктора и начальником конструкторского сектора в КБ-11, а значительно раньше. Не мог Иосиф Виссарионович не привлечь лучшего конструктора Союза, которого отлично знал, фактического создателя лучшего в мире на то время танка ИС - Иосиф Сталин, к созданию атомной бомбы. Сегодня мы можем в этом убедиться, прочитав Постановление Совета Министров от 21.06.46 года, подписанное Сталиным , где, в частности, говорится: <"...поручить НИИ-6 отработку элементов составного заряда из ВВ... и поручить КБ Кировского завода Министерства транспортного машиностроения в г. Челябинске (руководитель работ - главный конструктор Духов) разработку составного заряда из ВВ, способа заливки его и разработку приборов автоматики...>. Речь в Постановлении идет о создании атомной бомбы в КБ-11 и, в частности, о привлечении к этой работе, видимо на конкурсной основе, специализировавшегося на работе с ВВ НИИ-6 и Н. Л. Духова. Мы видим, чем окончилась эта конкуренция.

Н.А. Терлецкий , начинавший эти работы в НИИ-6, стал начальником конструкторского отдела, разработавшего чертежи первой атомной, а Н. Л. Духов - заместителем Главного конструктора и начальником конструкторского сектора. Николай Леонидович умел объединять конструкторов, технологов, производственников благодаря прекрасному всестороннему знанию каждого рабочего места, всех тонкостей конструкции, был поистине многогранен в понимании техники. Его общительный, человечный, покладистый характер, умение шуткой разрядить напряженнейшую обстановку привлекали людей, с ним любили работать.

Неоднократно я наблюдал живой интерес Николая Леонидовича к любой технической новинке. Он немедленно приобретал все, что появлялось в магазинах, и разбирал до винтика в поисках интересных конструкторских решений, искренне радовался, когда находил их.

Мне посчастливилось беседовать о Николае Леонидовиче с заместителем наркома танковой промышленности, директором Кировского танкового завода в г. Челябинске во время войны И.М. Зальцманом . Николай Леонидович был там Главным конструктором. Этот человек был буквально влюблен в Духова. "Я, - говорил он, - даже не могу себе представить работу во время войны без Духова. Весь организм Николая Леонидовича был настроен на технику. Он постоянно генерировал множество идей. Когда было совсем туго, после тяжелейших звонков, я шел в конструкторское бюро к Николаю Леонидовичу, и после, идя в цех, уже вдохновленный, забыв об усталости, знал, что в мыслях у Духова, что в чертежах, что меня ждет в цехе".

Ю.Б. Харитон вспоминает: "...он очень оперативно, очень быстро вошел в курс дела. Николай Леонидович не стеснялся спрашивать, если что-то ему было не ясно, неважно у кого - у ученого, инженера, рабочего. Главное, у того, кто был в этом вопросе наиболее сведущ. О лучшем помощнике, чем Духов, нельзя было даже мечтать. Он - истинный, от природы, конструктор. Николай Леонидович был вообще очень талантливым, очень одаренным человеком во многих областях науки, техники, искусства. Мне думается, он был бы, например, и великолепным музыкантом, и художником... Но он никогда не мог быть ни тем, ни другим, ни третьим, потому что просто НЕ МОГ НЕ БЫТЬ КОНСТРУКТОРОМ. Его конструкторская гениальность врожденна".

По мнению Н.А. Терлецкого , "у Н. Л. Духова была необыкновенная способность вносить ясность в самые запутанные вопросы и находить простые решения сложных и, казалось бы, неразрешимых задач. Он обладал большой инженерной эрудицией, необычайной многогранностью знаний и поразительной способностью быстро ориентироваться даже в далеких от его специальности вопросах".

Отец считал большой несправедливостью, что Николая Леонидовича не наградили третьей звездой Героя в 1951 году за РДС-2 и РДС-3 . Тогда вторые звезды Героев получили Курчатов, Харитон, Щелкин и Зельдович.

Духов дважды Героем стал в 1949 году за создание танков ИС и первой атомной бомбы. Думаю, что это решение можно объяснить тем, что дважды Героем Советского Союза и Труда был И.В. Сталин , трижды Героев Труда в 1951 году не было ни одного. Помню, как на даче Николай Леонидович долго и настойчиво уговаривал отца перед обменом медалей лауреатов Сталинской премии на медали лауреатов Государственной премии, "потерять" по одной медали. Отец не согласился, хотя мне очень хотелось, чтобы он это сделал.

Последний год работы Николая Леонидовича был омрачен безобразным отношением к нему руководства. Он чувствовал себя неважно и беспокоился: подозревал, что у него заболевание крови. Настойчиво просил отпустить его с работы, натыкаясь на глухую стену непонимания и безразличия чиновников. Николаю Леонидовичу было от чего беспокоиться. Первые лица Атомного Проекта были не только лучшими специалистами в своей области, но всегда только лично выполняли ответственные и, тем бо лее, опасные операции с атомными зарядами. Николай Леонидович своими руками на заводе во время "примерок", на полигоне монтировал в центральную часть атомного заряда боевой заряд из плутония . Постоянный контакт с радиоактивным плутонием, участие в испытаниях сделали свое дело. Николай Леонидович в 60 лет заболел раком крови и сгорел в несколько недель. Никого из руководства Министерства он не пустил и на порог своей больничной палаты.

Ссылки:1. КБ-11 (ВНИИЭФ, АРЗАМАС-16)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.famhist.ru

Котин Жозеф Яковлевич (1908-1979)

 

 

 

 

 

 

Котин Жозеф Яковлевич (1908-1979)

Биография Ж. Я. Котина на сайте ВНИИТРАНСМАШ Деятельность Котина в области военной техники началась сразу после окончания в 1932 г. Военно-технической академии имени Ф.Э.Дзержинского. До Академии, куда он был направлен в 1930 г., Жозеф Яковлевич учился в Харьковском политехническом институте. В период 1932-1937 гг. Ж.Я.Котин работал в составе научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА, являлся начальником проектно-конструкторского сектора, а затем начальником отделения. Весной 1937 г. Котин получил назначение на должность начальника СКБ-2 Ленинградского Кировского завода. К тому времени Кировский завод серийно изготавливал средние танки Т-28. Это были достаточно сложные и совершенные, по состоянию на середину 30-х годов, боевые машины. Приход Ж.Я.Котина в КБ завода несколько изменил направленность работы бюро. Были выполнены поверочные расчеты конструкции танка Т-28, позволившие повысить его надежность и улучшить некоторые характеристики. Одновременно бюро нацеливалось на перспективное проектирование танков в соответствии с задачами, выдвинутыми на первый план в связи с появлением новых, более эффективных средств поражения. Бои в Испании, а затем военные конфликты с Японией в районе озера Хасан и на реке Халхин-Гол подтвердили необходимость значительного повышения уровня броневой защиты современных танков, пересмотра концепции танкостроения первой половины 30-х годов. Талантливые молодые конструкторы, выдвинутые Котиным на ключевые посты в бюро, занялись разработкой принципиально новых узлов, начали осуществлять расчеты танковых конструкций. Уже в 1937 г. на заводе была начата работа по созданию одного из первых в мировой практике тяжелых танков с противоснарядным бронированием. В августе 1938 г. Комитет Обороны СССР принял постановление о системе танкового вооружения Красной Армии. Заводам промышленности было дано задание к июлю 1939 г. создать образцы новых танков. В 1938 г. на Кировском заводе интенсивно разрабатывался проект тяжелого танка прорыва массой 55 т., с установкой одной 76-мм и двух 45-мм пушек в трех башнях. В конце года макет и чертежи танка, названного СМК (Сергей Миронович Киров), рассматривались членами правительства. Было дано указание снять одну башню и за счет сэкономленной массы дополнительно усилить броневую защиту танка. К тому времени в СКБ-2 в дополнение к танку СМК разрабатывался проект однобашенного танка, названного KB (Клим Ворошилов). Повышению технического уровня танков способствовала разработка экспериментальных узлов и систем, таких как индивидуальная торсионная подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией, планетарный бортредуктор и др. Работы под общим руководством Ж.Я.Котина выполняли группы конструкторов, где ведущими по машинам были А.С.Ермолаев (по СМК) и Н.Л.Духов (по KB). Причем первую компоновку однобашенного танка в рамках дипломного проекта выполняли слушатели Военной академии. Первый образец танка KB был изготовлен в сентябре 1939 г. и вместе с СМК и рядом других машин отправлен на Карельский перешеек для участия в прорыве линии Маннергейма. Толстобронные танки показали в этой операции неоспоримые преимущества, причем танк KB, снабженный новым дизельным двигателем типа В-2, оказался более подвижным и менее уязвимым, чем танк СМК. 19 декабря 1939 г. тяжелый танк KB, как и новый средний танк Т-34, был принят решением правительства на вооружение Красной Армии. Серийное производство KB было начато вместо танка Т-28. Вместе с тем, в боях на линии Маннергейма выявилась настоятельная необходимость применения еще более мощного орудия, чем 76-мм танковая пушка Л-II танка КВ. Поэтому для подавления вражеских дотов в начале 1940 г. была срочно разработана уста-новка 152-мм гаубицы M-10 в башне увеличенного размера. Четыре образца нового танка КВ-2 в начале 1940 г. были изготовлены и проверены на завершающем этапе боев. Они показали высокую боевую эффективность и полную неуязвимость от огня противотанковой артиллерии противника. СКБ-2, продолжая под руководством Котина работу по совершенствованию тяжелого танка, разработало в 1940 г. еще более мощный танк - изделие 220. На нем была установлена 85-мм танковая пушка, применена планетарная трансмиссия. В 1940-1941 гг. в СКБ-2 разрабатывался вариант легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50. К этому периоду относятся работы в области создания литых башен, выполненные на Ижорском заводе. Были развернуты работы и по созданию других тяжелых танков и самоходных артиллерийских установок: танка КВ-3, САУ с 152-мм пушкой Бр-2 и др. Однако до начала войны эти работы завершены не были. 

Довоенный период деятельности Котина в целом можно охарактеризовать как направленный на становление советского тяжелого танкостроения, намного опередившего эту область производства как в фашистской Германии, так и в странах-союзниках по антигитлеровской коалиции времен второй мировой войны. За создание и освоение производства тяжелых танков Ж.Я.Котину в 1941 г., было присвоено звание Героя Социалистического Труда и присуждена Государственная премия. Началась Великая Отечественная война. Уже 24-25 июня 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло ряд мер, направленных на расширение выпуска танков. Государственный Комитет Обороны постановлением №1 от 1 июля 1941 г. принял решительные меры по налаживанию выпуска танков, и в первую очередь KB и Т-34. Однако в условиях начавшейся блокады Ленинграда снабжение производства тяжелых танков необходимыми материалами, и в первую очередь металлом, было нарушено. В это время Жозеф Яковлевич в ранге главного конструктора наркомата и заместителя наркома танковой промышленности занимался налаживанием производства танков на Урале. Туда в октябре 1941 г. была эвакуирована значительная группа конструкторов из Ленинграда. Основной базой производства тяжелых танков в стране становился ЧТЗ, который с октября 1941 г. именовался "Челябинский Кировский завод". Кроме работы по совершенствованию тяжелого танка, возникли неотложные задачи по упрощению его конструкции, снижению трудоемкости, поиску заменителей дефицитных материалов. Одновременно надо было обеспечивать повышение надежности серийного танка и вести поисковые, перспективные разработки. В конце 1941 г. - 1942 г. были изготовлены новые образцы танка с установкой нескольких орудий в невращающейся башне (КВ-7), в башне ставились огнеметное вооружение (КВ-8) и гаубица калибра 122 мм (КВ-9). На серийный танк KB была поставлена более мощная пушка 76-мм калибра ЗИС-5, литая башня, на лобовые листы корпуса наваривалась дополнительная броня. Весной 1942 г. началась разработка нового танка KB-13, который, будучи выполненным в массе среднего (порядка 30 т.), должен был обладать свойствами тяжелого. Для повышения надежности танка KB к середине 1942 г. в него было внесено много изменений. С сентября облегченный танк КВ-1C был запущен в серийное производство. Во второй половине 1942 г. на ЧТЗ было развернуто проектирование перспективного тяжелого танка ИС (Иосиф Сталин) с повышенными параметрами по сравнению с опытным танком KB-13, предполагалась установка новой более мощной танковой пушки. В конце октября Ж.Я.Котину было поручено организовать проектирование самоходной установки, предназначенной для сопровождения и огневой поддержки средних танков Т-34. Для этой цели в КБ завода Уралмаш была образована группа конструкторов, которая совместно с конструкторами-артиллеристами под руководством Ф.Ф.Петрова на базе Т-34 осуществила разработку конструкции самоходной установки с 122-мм гаубицей М-30, получившей индекс СУ-122. Ее производство началось в конце 1942 г. на том же заводе. Вслед за СУ-122 было принято решение о проектировании тяжелой САУ с 152-мм мощным орудием (первоначально обозначалась машина KB-14). Работа выполнялась в исключительно сжатые сроки. Рабочее проектирование началось 3 января 1943 г., а 25 января первый образец САУ был собран. В ней использовалось шасси КB-1C, в рубку была поставлена мощная корпусная пушка-гаубица MЛ-20, приспособленная для артсамохода конструкторами под руководством Ф.Ф.Петрова. СУ-152 сыграла значительную роль в уничтожении немецких танков "Тигр", "Пантера" и САУ "Фердинанд", примененных в крупном масштабе в боях 1943 г. За эту работу Ж.Я.Котину вместе с С.Н.Махониным, Л.С.Трояновым, Ф.Ф.Петровым и С.П.Гуренко постановлением СНК СССР от 22 марта 1943 г. была присуждена Государственная премия. Бои на советско-германском фронте летом 1943 г. выявили необходимость дальнейшего повышения параметров тяжелых танков. В этой обстановке было принято решение запустить в производство на ЧКЗ вместо танка KB-1C его модификацию КВ-85 с мощной пушкой Д-5 конструкции Ф.Ф.Петрова. В конце лета 1943 г. Ж.Я.Котин становится главным конструктором и начальником опытного завода №100, а главным конструктором ЧКЗ - H.Л.Духов. С этого времени работа конструкторов завода №100 под руководством Котина была направлена исключительно на создание перспективных тяжелых машин. Вслед за танком ИС были разработаны и поставлены на производство на ЧКЗ в конце 1943 г. артсамоход ИСУ-152 (вместо СУ-152) и танк ИС-2 с мощной 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф.Ф.Петрова. За разработку нового образца тяжелого танка постановлением СНК СССР от 26 января 1946 г. Ж.Я.Котину, а также Н.Ф.Шашмурину, Г.Н.Рыбину, Н.Г.Каструлину и др. была присуждена Государственная премия. Далее велись работы по созданию танков ИС-3, ИС-6, ИС-7, мощных артсамоходов ИСУ-122, ИСУ-122-2, ИСУ-152-1, ИСУ-130, ИСУ-122БМ и др. Машины, разработанные в годы Великой Отечественной войны и в первый послевоенный период на Кировском и на опытном заводе, руководимом генерал-майором, а затем генераллейтенантом инженерно-танковой службы Ж.Я.Котиным, воплощали в себе много оригинальных идей и конструктивных решений. К их числу можно отнести планетарные трансмиссии и новые типы механизмов поворота, амортизаторы, встроенные в балансиры ходовой части, эжекционную систему охлаждения, механизм досылания снаряда и заряда, пучковые торсионы и ряд других узлов и устройств. Была, в частности, предпринята попытка создать электрическую трансмиссию для тяжелого танка (изделие 253). В тяжелые годы войны со стороны Ж.Я.Котина особенно ярко проявились наряду с высоким чувством ответственности и долга, требовательностью и строгостью, такие черты, как чуткое отношение к сотрудникам, стремление максимально облегчить тяготы военного быта, поддержать моральный дух и физические силы сотрудников. Привычной, специфической особенностью работы коллектива КБ, возглавляемого Котиным, было высокое напряжение сил всех сотрудников - конструкторов, расчетчиков, исследователей и испытателей. Центральной фигурой при решении поставленных задач Котин считал конструктора. При решении особо сложных вопросов задания давались параллельно двумтрем исполнителям. В случае неудач Жозеф Яковлевич всегда старался морально поддержать конструктора. При решении принципиально новых вопросов каждый конструктор, независимо от выполняемой в КБ работы, мог вносить свои идеи и предложения. В деятельности Ж.Я.Котина просматривается предпочтительное отношение к отдельным видам техники, в частности - к тяжелым танкам, стремление максимально насытить эти машины новыми конструктивными решениями. Когда приказом по Минтрансмашу от 19 марта 1949 г. Ж.Я.Котина назначили директором вновь образованного Всесоюзного научно-исследовательского института (ВНИИ-100) его деятельность осталась попрежнему нацелена в первую очередь на конструирование новых танков. Научно-исследовательской работе, направленной на решение общеотраслевых задач, в институте отводилось второстепенное место. В 1951 г. ВНИИ-100 был освобожден от конструирования серийных образцов и конструкторского обеспечения производства завода. В связи с этим Ж.Я.Котин сосредоточил свою деятельность на руководстве ОКБТ выделившемся из состава института. Работа по созданию новых танков T-10 и ПТ-76 и БТР-50П была завершена. В дальнейшем под его руководством были разработаны мощные ракетные и артиллерийские установки. Наряду с работами в области военных гусеничных машин Котин в первые послевоенные годы возглавил работу по созданию трелевочного трактора KT-12, а в начале 60-х годов - колесного трактора большой мощности "Кировец". Отличительной чертой деятельности Ж.Я.Котина на посту главного конструктора завода, а в период с 1968 по 1972 гг. - заместителя министра, являлся постоянный творческий поиск, стремление увидеть новое, перспективное даже там, где оно в явной форме еще не просматривается. Это относилось и к применению ГТД, разработке систем стабилизации, управления УРС и к ряду других работ. Жозефу Яковлевичу Котину были присвоены ученые степени и звания доктора технических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, он возглавлял в течение нескольких лет кафедру в Ленинградском политехническом институте. С 1965 г. он носил воинское звание генерал-полковника-инженера. Был четырежды удостоен звания Лауреата государственной премии СССР, награжден шестнадцатью орденами и многими медалями СССР. Ж.Я.Котин много сил отдавал государственной, партийной и общественно-политической деятельности. Он дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР. Жозеф Яковлевич обладал энергичным и общительным характером, пользовался большим уважением и авторитетом подчиненных. Он воспитал большой коллектив специалистов высокой квалификации. Из сподвижников Ж.Я.Котина вышла значительная плеяда крупных деятелей отрасли, таких как Г.С.Ефимов, П.А.Ефимов, П.П.Исаков, Н.С.Попов, Н.М.Синев, В.С.Старовойтов. В памяти всех, кто соприкасался с Ж.Я.Котиным, он оставил глубокий след как талантливый инженер, крупный организатор промышленности.

 Из Книги конструктор Н.Л. Духов и его школа

Отдавая немало времени серийным машинам, он одновременно всячески поддерживал исследовательские работы над перспективными танками. Еще до прибытия на Кировский завод он ознакомился с опытной разработкой нового колесно-гусеничного танка Т-29 , над подготовкой которого к серийному производству работали тогда кировцы. Танк сконструировали в КБ Ленинградского завода опытного машиностроения имени Кирова. Генеральный конструктор Танкограда Жозеф Яковлевич Котин , безусловно, был очень яркой личностью. Работать с ним было интересно, но далеко не безопасно. Он быстро подхватывал перспективные идеи и грудью, увешанной орденскими планками и звездой Героя, умело защищал их. Котин особо ценил своего заместителя Николая Леонидовича Духова , который после его перехода на завод N 100 стал на Кировском "главным". Оберегая авторитет разработанных СКБ-2 конструкций, а также свой личный, Котин при любых обстоятельствах не выносил, просто не терпел формулировки "конструктивный дефект".

Ссылки:1. Война надвигается2. КБ Кировского завода (Челябинск)3. Кербер Л.Л. о коммунистической бюрократии и системе "шараг"4. Создание опытного завода 100 и КБ при нем5. Духов разрабатывает танк КВ6. Танки ИС-1, ИС-27. СКБ-2 - ГСКБ-2 (Головное специализированное конструкторское бюро ЧТЗ)8. О Духове Н.Л. В. ПЛАТОНОВ, генеральный директор ЧТЗ "Уралтрак"9. Креславский М.И.10. Рыбин Г.Н.11. Синев Н.М.12. Сталин приказал: КВ - модернизировать или снять с производства13. Т-29, танк14. Смотр лучших образцов бронетанковой техники в Кремле 194015. Селезнев В.М.16. Ильин К.Н.17. Голова и двигатель Танкограда18. КВ-7 "Артсамоход"19. Танк "прорыва" ИС - инициативная разработка Танкограда20. Москвин Г.Н.21. Духов Н.Л. в атомном проекте: введение22. СМК танк23. Школа Духова (танкостроение)24. Звонарев Н.Н.25. ЦК - резко увеличить выпуск танков, Малышев-нарком танкопрома26. Тарапатин П.С.27. Режим секретности морально давил на Н.Л. Духова28. Красников Б.А.29. Духов Н.Л. на "Красном путиловце" становится конструктором танков30. Ермолаев А.С.31. Духов - Главный конструктор Танкограда, Котин директор завода 10032. О Духове Н.Л.-Г.ВЯТКИН, ректор Южно-Уральского гос. университета33. Духов Н.Л.: вклад в работу Танкограда34. Успехи танкостроителей 193935. Дедов Е.П.36. Мыслинская-Коробейникова: Улыбка Духова37. Автотракторный факультет ЧПИ38. Трашутин Иван Яковлевич (1906-1986)39. КВ-1С танк: усовершенствование коробки передач40. Таротько В.И.41. Троянов Лев Сергеевич (1902-1984)42. Танкоград: трудная "притирка" разных коллективов43. Новая концепция Кировских танкостроителей44. Государственные испытания танков на полигоне 193945. Траки танка КВ46. СУ-152 самоходная артиллерийская установка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.famhist.ru


Смотрите также