Свято-Духов монастырь (Волгоград). Духов монастырь


Свято-Духов монастырь (Волгоград) - это... Что такое Свято-Духов монастырь (Волгоград)?

Координаты: 48°43′07″ с. ш. 44°30′14″ в. д. / 48.718611° с. ш. 44.503889° в. д. (G) (O) (Я)48.718611, 44.503889

Свя́то-Ду́хов монасты́рь в Волгограде — мужской православный монастырь, преобразованный в 1912 году из архиерейского подворья, выстроенного в 1908—1911 годах иеромонахом Илиодором (Труфановым) по благословению епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганёва).

Получил всероссийскую известность благодаря агрессивным черносотенным проповедям Илиодора, на которые собирались многотысячные толпы, а затем голодовкой прихожан, протестовавших против выдворения иеромонаха из города.

Был преобразован в женский монастырь в 1913 году, закрыт Советской властью в 1918 году. Служил исправительным лагерем, коммуной, детским домом, общежитием, ремонтной мастерской и воинской частью. Вновь открыт в 1992 году архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом. На территории монастыря находятся резиденция волгоградского архиерея и Православный университет Сергия Радонежского.

Расположение

Монастырь расположен в Дзержинском районе Волгограда, на возвышенности Сибирь-гора у пересечения двух важных магистралей: проходящей через весь город Второй Продольной и уходящего в сторону Москвы проспекта Маршала Жукова. С двух других сторон территория ограничена улицами Чапаева и Онежской.

Официальный адрес монастыря: Россия, 400132, Волгоград, ул. Чапаева, 26.

История

До открытия. Архиерейское подворье

В начале XX века территория монастыря находилась непосредственно за чертой города и, скорее всего, пустовала. Комитет по строительству обители был образован 16 мая 1903 года,[1] а 17 февраля 1904 года городская дума утвердила передачу участка под архиерейское подворье Саратовской епархии, где Царицын являлся вторым по значению городом. В 1905 году здесь появились первые сооружения: летняя церковь Сошествия Св. Духа на апостолов, поначалу вмещавшая около 100 человек (площадь четверика 12x12 метров) и крошечный дом пономаря.[2] Автором зданий, вероятно, был епархиальный архитектор Алексей Салько. Трапезная и колокольня к церкви были пристроены лишь в 1907 году, 28 октября состоялось освящение.[3] Заведовать подворьем с 1 марта 1908 года Гермоген поставил уроженца Области Войска Донского иеромонаха Илиодора.

Слава и изгнание Илиодора

Монастырь в Российской империи

В 1913 г. был преобразован в женский.

Судьба комплекса в СССР

В 1923 г. монастырь был закрыт, а здания заняты различными учреждениями. В годы Великой Отечественной войны здесь размещались ремонтные мастерские, затем — воинская часть.

Возрождение

Фазанарий с несколькими редкими птицами открылся в монастыре в апреле 2010 года.[4]

К обители в 2011 году приписана часовня Иоанна Богослова на склоне берега реки Царицы у Второй Продольной магистрали.

Число монашествующих в начале 2012 года составляло 13 человек.[5]

Настоятели

Первым настоятелем монастыря в апреле 1912 года стал иеромонах Иринарх (Иван Семенович Шемановский), до Царицына 13 лет возглавлявший православную миссию на Ямале[6] (главный музей Салехарда и теперь назван его именем).[7] Образованный дворянин с его симпатиями к социалистам и нацменьшинствам не смог найти общего языка с взращенной Илиодором паствой и уже через несколько месяцев был переведен в Сеул для управления корейской миссией.

Временно управлять монастырем с 8 августа 1912 года стал иеромонах Владимир (Терентьев) (впоследствии погибший в советской ссылке и признанный Саратовской епархией местночтимым святым).[8]

После преобразования монастыря в женский настоятельницей до самой ликвидации обители была монахиня (с 1915 года — игуменья) Павла Липовская, она открыла в монастыре приходскую школу и организовала сооружение зимней церкви, пристроенной к западной стороне Свято-Духовского храма.[9]

С 1992 года обязанности настоятеля исполнял митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. В октябре 2011 года по его прошению игуменом назначен иеромонах Гавриил (Куликов).[10]

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Свято-Духов монастырь (Екабпилс) - это... Что такое Свято-Духов монастырь (Екабпилс)?

Координаты: 56°30′01″ с. ш. 25°51′41″ в. д. / 56.500278° с. ш. 25.861389° в. д. (G) (O) (Я)56.500278, 25.861389

Екабпи́лсский Свя́то-Ду́хов монасты́рь (латыш. Jēkabpils Svētā Gara vīriešu klosteris или Свя́то-Ду́ховский Якобшта́дтский монасты́рь) — мужской монастырь Латвийской православной церкви, расположенный в городе Екабпилсе, на левом берегу реки Двины.

Основан в конце XVII века.

История

В середине 17-го века на левом берегу Даугавы против замка Крустпилс, основанного немецкими рыцарями-крестоносцами в 13-ом веке, возникла русская «Гольмгофская слобода», которую населяли лоцманы-плотогоны, сплавлявшие на плотах-«стругах» по Даугаве через «пороги» до Риги грузы из России и Беларуси, а также переправлявшие товары, приходившие сухопутно из Литвы и Польши. Слобода имела выгодное торговое положение на территории тогдашних земель Латвии — это был стык границ трёх разных государств: Видземе принадлежала Швеции (вместе с Эстонией), Латгалия была под властью Польши, а весь левый берег Даугавы служил естественной границей герцогства Курляндского, бывшего тогда на вершине своего развития. Под умелым управлением герцога Якова Кетлера (1610—1682; правил с 1642 года), который создал свой флот и сеть мануфактур. Видя выгоду в развитии «слободы», герцог Яков в 1670 году даровал ей городские права и назвал в свою честь — Якобштадт. При этом он дал право «принимать к себе (на проживание) благонадёжных людей русского происхождения только» — то есть русских, белорусов. И далее — «Жалуем и позволяем всему собранию токмо от российской нации единственно, а не от немецкого и прочих народов, отправлять службу Божию по религии греко-российской (то есть православной), кою им иметь и содержать в вечные времена, и для того, как своих священников и школьных служителей с постройкой и церкви по их закону ставить и жалованьем удовольствовать они же имеют». Так было юридически закреплено полноправное развитие и существование в Якобштадте православных церквей и школ. И уже тогда, во второй половине 17-го века, в городе существовали две православные церкви — Святителя Николая Чудотворца и Святого Великомученика Георгия Победоносца, возникших, конечно же, вместе со «слободой» ещё в середине 17-го века, в 1650-60 — ых годах. Венцом деятельности православного населения в Якобштадте стало явное благословение Божие местным православным церквам. Древнее предание, записанное в 1840-годах священником Николаем Васильевым (†1881), повествует об этом так: «Когда шведы и саксонцы совокупными силами преследовали вплавь по реке Двине русское войско и уже возвращались обратно на свой берег, то один саксонец, по имени Яков Гудынский, католик, заметив плывущую вниз по Двине дощечку, вонзил в оную своё копьё и, таким образом вытащив из воды, нёс её на копье же чрез Двину. Достигши берега, этот саксонец увидел на своей руке, держащей копьё, кровь и полагал сначала, что таковая течёт из раны, полученной им в сражении с неприятелем. Внимательно осмотрев же руку и не найдя раны, он обратил внимание на копьё, причём увидел, что кровь текла по копью из находившейся на ней дощечки, которая оказалась иконой Божией Матери. Это необычайное обстоятельство поразило Гудынского и он, заметив на иконе православную живопись, отдал оную в бывшую тогда в Якобштадте Георгиевскую церковь, а сам принял Православие и остался навсегда в Якобштадте.» Так чудесно была обретена Якобштадская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. С одним из этих чудес и связан сам момент возникновения православной иноческой обители, именуемой Свято-Духовой. Другое предание повествует об этом так: «Один купец, некто Раткевич, сопровождавший свой товар на барках в Ригу и остановившийся в Якобштадте, пришёл в Георгиевскую церковь к утрени. По окончании Литургии приведён был родственниками бесноватый, страшно изуродованный латыш, для молитвы перед чудотворным образом Божией Матери о выздоровлении. Когда настоятель монастыря, окончив молебен, начал читать заклинательную молитву над бесноватым, то из последнего стал выходить нечистый дух в виде беловатого пара и с быстротой устремился из церкви, так что притворенная дверь с силой растворилась и повалила двух мальчиков, у двери. Всех присутствующих в церкви, и в том числе купца Раткевича, объял сильный страх. Купец, в благоговейном чувстве к чудотворной иконе, тут же выразил настоятелю монастыря желание построить новый, более благолепный храм для святой иконы, что и было им исполнено при содействии настоятеля монастыря, исхлопотавшего у герцога Якова бесплатный отпуск леса. Новый храм был наименован во имя Святого Духа, и в честь Богородицы и Апостолов устроено в нём было по приделу». Исходя из исторических событий, описанных в первом предании, явление Якобштадской иконы относится к периоду Русско-польско-шведской войны (1654—1667). Основание Раткевичем храма Святого Духа, связанное с чудом от Якобштадской иконы, все источники, касающиеся истории храма, относят единодушно к 1670—1675 годам. Следовательно, образование в Якобштадте иноческой обители, получившей имя Свято-Духовой по своему новому храму, построенному Раткевичем, и имевший главной своей святыней чудно явленную и чудесами прославленную икону Божией Матери, относится ко второй половине 17-го века, или к его последней четверти. Имеется важный исторический факт, косвенно поддерживающий период датировки основания обители. Киевский митрополит Пётр Могила (1632—1647) даровал в своё время двум православным мужским монастырям Беларуси — Богоявленскому Братскому в Полоцке и Троицкому Маркову в Витебске (обе стоят на берегу Западной Двины — Даугавы) — исключительное право каждый год, по очереди, посылать своих монахов, с открытием навигации по Двине, в Ригу для совершения православного богослужения, отправления необходимых треб и сбора милостыни для поддержания своих обителей. Право это подтверждали своими грамотами:

1. Белорусский епископ Федосий Васильевич (1669—1678) — в 1675 году; 2. Наместник Белорусской епархии от Могилёва — архимандрит Сильвестр Валчанский — 8 июля 1686 года; (при межархиерействе) 3. Киевский митрополит Гедеон, князь Четвертинский — 17 февраля 1687 года; 4. Киевский митрополит Варлаам Ясинский — 2 марта 1690 года; 5. Патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690—1700) — 2 февраля 1697 года; 6. Могилёвский епископ Серапион Палховский (1697—1704) — в 1699 году; 7. Патриарший местоблюститель, «всея Руси» митрополит Стефан Яворский (1700—1722) — 7 октября 1715 года; 8. Святейший Синод — 30 июля 1723 года.

Белорусские монахи обычно приезжали весной с походной полотняной церковью, которую они ставили в Риге на берегу Даугавы около Карловых ворот, и осенью уезжали домой, так что на зиму православные рижане оставались без священников, богослужения и церкви. Указом Священного Синода от 17 июля 1756 года белорусским монахам было разрешено привезти на стругах вместо полотняной уже деревянную церковь, которая в 1780—1781 годах была разобрана и вместо неё построена была за Двиной церковь Святой Троицы, новая и постоянная (Троице — Задвинская), богослужение в которой приезжие монахи этих же обителей совершали до 1812 года. На всём протяжении водного пути по Даугаве от Белоруссии до самой Риги в середине 17-го столетия только в Якобштадте были православные церкви, и совершалось православное богослужение. Белорусские монахи, по пути в Ригу, никак не могли миновать Якобштадт, чтобы не нанять хороших лоцманов (впереди были опасные пороги) и, за время остановки, не послужить в местных церквах в утешение местному православному населению, жившему в лютеранском и католическом окружении. Уже из необходимости иметь здесь небольшую перевалочную базу для отдыха и молитв на долгом пути в Ригу можно заключить, что именно белорусским монахам Полоцка и Витебска принадлежит заслуга основания в Якобштадте небольшой иноческой обители, которая окормлялась духовно и материально благодаря ежегодным визитам сюда белорусских купцов и православных монахов. Именно при монастыре было удобно содержать школу, заниматься благотворительностью и удовлетворять свои духовные нужды местному русскому православному населению.

Возобновление монастыря

Торжественное открытие обители состоялось 11 августа 1996 года. В настоящее время это единственный мужской монастырь в Латвийской православной церкви. Обитель располагается в центральной части города Екабпилса, на берегу Западной Двины (Даугавы). Монастырский комплекс окружен каменной оградой со Святыми вратами, над которыми возведена надвратная колокольня и включает соборную церковь Св. Духа (1885—1888 гг.), зимнюю Никольскую церковь (1774 г.), часовню св.вмч. Георгия (1887 г.) и еще несколько зданий, в том числе двухэтажное большое здание бывшего Владимиро-Мариинского училища.

Святыни монастыря

В 2008 году взамен утраченной иконы в Москве был написан новый список Якобштадтской иконы Божией Матери. 15 июля 2008 года во время освящения образа в Ризоположенском храме Московского Кремля икона начала мироточить, в связи с чем митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) отметил:

«Эта икона уже отмечена чудом — чудом мироточения. Пресвятая Богородица явила нам Свою несомненную милость. Мы рассматриваем это чудо как знак величайшей милости Божией к нам, к нашей Церкви, к народу Латвии»[1]

19 июля 2008 года икона была доставлена в Ригу, а 25 июля святой образ был встречен в Екабпилсском Свято-Духове монастыре, где икона вновь заняла свое место.

Наместники

  • 1996—1997 Феофан (Пожидаев), игумен
  • 18 апреля по 18 июля 1997 года Рафаил, иеромонах
  • с августа 1997 по апрель 2008 года Алексий (Рискин), игумен
  • с апреля 2008 года Алексий (Камалтдинов), игумен

Реквизиты

  • Почтовый адрес монастыря : Brivibas iela — 200/202, Jekabpils, LV-5201
  • Телефон : +371 65231486
  • Телефон наместника : +371 29554391
  • Адрес электронной почты : [email protected]

Примечания

Литература

  • Васильев Н. Н. Древний Свято-Духовский храм в городе Якобшадте, Курляндской губернии (Исторический очерк). 1889 г.
  • Восстановление древнего православного братства во имя Святителя Николая Чудотворца в Якобшадте. 1891 г.
  • Православные церкви в Латгалии. Историко-статистическое описание С. П. Сахарова. 1939 г. Рига.
  • Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. Выпуск 1. 1893 г. Рига.
  • По Латгалии. Л. Л. Тайван. 1988 г.
  • Прибалтийские русские: история в памятниках культуры. Рига: Институт европейских исследований, 2010. Ред. А. В. Гапоненко, 736 с. ISBN 978-9934-8113-2-6 — стр. 132—135

dic.academic.ru

ВОЛОГОДСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ - Древо

Вологодский Свято-Духов монастырь. Слева - собор Святого Духа, справа - Знаменская церковь. Почтовая открытка нач. XX в.
Вологодский Свято-Духов мужской монастырь (недейств.), в пределах Вологодской епархии

Ныне часть территории бывшей обители застроена жилыми домами, часть занимает стадион "Динамо".

Становление

Монастырь был основан в начале XVII века преподобным Галактионом Вологодским, который построил на этом месте свою келлию. Первоначально зарождавшаяся обитель называлась Галактионовою пустынею. При епископе Вологодском Варлааме II над мощами преподобного был построен деревянный храм в честь Знамения Богоматери.

При архиепископе Маркелле в 1652-1654 годах на средства, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем, рядом с местом духовного подвига преподобного была возведена первая каменная постройка обители - соборный храм в честь Сошествия Святого Духа. С 1654 года Галактионова пустынь стала именоваться Свято-Духовым монастырем.

В 1717 году во имя преподобного Галактиона, почитаемого святым без официальной канонизации, в Вологде была составлена особая служба, а в Знаменской церкви монастыря был устроен придел во имя святого. Над его мощами в нижнем этаже церкви была установлена медная посеребренная рака с изображением преподобного, у раки висели его вериги, железные шапка и цепь.

Свято-Духовской собор Вологодского Свято-Духова монастыря. Фото П. Павлова из кн. Дунаева Б. И., Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда, М. Тип В.И. Воронова, 1914, с. 15

Синодальный период

В 1775 году указом Святейшего Синода обитель была переименована в Спасо-Каменный монастырь - по наименованию сгоревшей и упраздненной обители на Каменном острове в Кубенском озере. Братия упраздняемого монастыря была переведена в Свято-Духов. Оттуда же перевезли раку с мощами благоверного князя Иосафа Каменского, которые сначала положили в храме Святого Духа, а 27 ноября 1867 года перенесли в Знаменский храм.

Около 1800 года монастырь был обнесён каменной стеной с круглыми угловыми башенками. В 1810-1811 годах к монастырскому собору была пристроена колокольня. По указу Синода от 8 мая 1861 года от Вологодского кафедрального собора к Спасо-Каменному Свято-Духову монастырю была приписана упраздненная Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустынь. В 1861-1867 годах была отстроена новая тёплая церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Во второй половине XIX века в обители были также отстроены игуменский корпус и монашеские келлии.

В 1892 году, при возрождении Спасо-Каменного монастыря, Вологодская обитель снова получила наименование Свято-Духовской, а мощи святого Иоасафа были возвращены на Каменный остров.

К началу XX века обитель принадлежала к третьему классу. На территории монастыря было кладбище, пруды, парковые аллеи, где в день Святого Духа проводились народные гуляния. Во владении монастыря имелось 7 сенокосных дач, мукомольная водяная мельница. Доход обители приносила и рыбная ловля.

Закрытие

В 1918 году, в числе всех прочих обителей Вологды, монастырь был закрыт. При этом монастырские храмы некоторое время оставались открытыми - в них продолжали совершаться богослужения, были организованы приходские общины. До 1923-1924 годов часть монахов монастыря оставалась жить в стенах бывшей обители.

В первые годы советской власти на монастырском кладбище было решено открыть Красный пролетарский некрополь видных партийцев и их сторонников. Однако вскоре погост был закрыт окончательно. Часть кладбищенской земли отдали под спортивную площадку КИМ (Коммунистический Интернационал молодежи), открытие которой состоялось в 1926 году. Впоследствии здесь появился стадион "Динамо", действующий по начало XXI века.

24 сентября 1924 года постановлением Вологодского губисполкома были закрыты церковь Сошествия Святого Духа и бывшая монастырская часовня. В 1925 году управление спортивного городка КИМ запретило производить звон к богослужению и закрыло вход на колокольню церкви Святого Духа. А в 1928 году завершились богослужения в Знаменской церкви. С инициативой закрытия храма выступила десятая стрелковая дивизия по причине того, что "церковь находится на территории, занятой Военведом и его складами".

В конце 1920-х - начале 1930-х годов все постройки бывшего Свято-Духова монастыря были отданы сначала военному ведомству, а затем Вологодскому управлению НКВД. В середине 1990-х рядом с бывшим храмом Святого Духа был установлен поклонный камень, а в 2000-е также мемориал в память жертв политических репрессий. Уцелевшие к началу XXI века постройки обители - собор Святого Духа, игуменский корпус и келлии - были числились выявленными объектами культурного наследия под охраной государства.

Собор Сошествия Святого Духа б. Вологодского Свято-Духова монастыря. Фото 2012 г.

Храмы, архитектура

Духосошественный собор

Одноэтажный пятиглавый холодный однопрестольный собор в честь Сошествия Святого Духа был возведён в 1652-1654 годах. В 1810 и 1811 годах с западной стороны к нему пристроена трехъярусная, тосканского ордера, колокольня. В 1871-1872 годах церковь и колокольня были обновлены и капитально отремонтированы. В советское время собор лишился своего пятиглавия и колокольни.

Прочие постройки

Корпус настоятельских и братских келий к северу от места где стояла Знаменская церковь, а также каменные, в одной связи, хозяйственные постройки к северо-востоку от настоятельско-братского корпуса сохранились частично.

Знаменский храм Вологодского Свято-Духова монастыря. Фото П. Павлова из кн. Дунаева Б. И., Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда, М. Тип В.И. Воронова, 1914, с. 28

Утраченные постройки

Храм во имя Знамения Божьей Матери

Деревянная церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы над могилой преподобного Галактиона Вологодского был построен при епископе Варлааме II. Затем её заменили каменной постройкой, которая была разобрана по причине ветхости и пожара в 1854 году. На её месте в 1861-1867 годах возвели новую тёплую двухэтажную пятиглавую четырехпрестольную церковь прежнего посвящения. Храм был до основания уничтожен в 1930-е годы. Весь строительный материал, включая кирпичный фундамент и даже бутовые камни, был повторно направлен на строительные нужды.

Часовня

Восьмиугольная готической архитектуры часовня с девятью куполами была построена в 1868 году к югу от Знаменской церкви против алтаря над колодцем, выкопанным по преданию преподобным Галактионом. На начало XXI века часовня была снесена, на ее месте частично расположен жилой дом.

Святые ворота и стены

Святые ворота били пристроены к оградной стене. При них с наружной стороны по правую сторону была устроена часовня с иконами и кружкой для пожертвований. Святые ворота и каменная стена уничтожены в 1960-е годы при строительстве пятиэтажного дома по адресу улица Герцена, 14, с магазином "Океан" на первом этаже.

Настоятели

Литература

  • Булгаков С. В., Русские монастыри в 1913 году.
  • Дунаев Б. И., Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда, М.: Тип В.И. Воронова, 1914, с. 15, 28.

Использованные материалы

  • "Свято-Духов мужской монастырь", сайт Культура в Вологодской области:
  • "Вологда. Свято-Духов Вологодский мужской монастырь", страница Народного каталога православной архитектуры:

[1]  Суворов Н. И. [Некролог] (+ Дионисий (Димитрий Федорович Аннинский), Вологодские епархиальные ведомости, 1868, № 8 неофиц. часть, с. 222-227.

[2]  А. С., "Памяти почившего священноархимандрита Алексия", Вологодские епархиальные ведомости, 1912, №21 неофиц. часть, с. 535-541.

drevo-info.ru


Смотрите также