«Инь и Ян действуют в соответствии друг с другом, влияют друг на друга и сохраняют друг друга на месте.» Мудрость Лао-цзы, 148 Принцип Инь-Ян, изображаемый с помощью круглого символа, известен во всем мире уже три тысячи лет. Этот символ носят на браслетах, им украшают одежду и используют в «Сварных знаках. Тем не менее, мало кто может внятно объяснить его значение, основополагающее для даосской философии. Черная и белая части символа Инь-Ян обозначают диаметрально противоположные принципы, которыми проникнуты все явления в нашей Вселенной; например, жизнь и смерть, мужское и женское, горячее и холодное, размышления и отсутствие мыслей, действие и бездействие. Каждая часть символа, наполовину белого, наполовину черного, представляет собой полную противоположность другой части. Обратите внимание также, что ни черный, ни белый цвет не преобладают в круге, но оба присутствуют в равном соотношении. Подразумевается, что тем самым показываются естественные пропорции нашей Вселенной. Скажем, для процветания жизни на земле необходимы и день, и ночь. Если бы день длился все двадцать четыре часа, планета перегрелась бы и пересохла, растительный покров почернел бы и погиб. Точно так же и ночь продолжительностью в двадцать четыре часа привела бы к тому, что вся растительность сгнила. Для гармонии жизни на Земле необходимы и день, и ночь — в приблизительно равном соотношении. И повсюду в природе мы видим враждующие, но при этом дополняющие друг друга противоположности- S-образная линия, разделяющая черный и белый секторы круга, тоже напоминает нам о непрекращающемся переходе одной противоположности в другую. Этот наглядный символ принципа Инь-Ян демонстрирует, каким образом противоположности должны сосуществовать в равновесии, чтобы можно было достичь гармонии, В китайской медицине равновесие сил Инь и Ян является важнейшей основой для излечения. Для ученика Дао понимание соотношения сил Инь и Ян в его жизни — самое главное, что позволяет понять свой путь. Как утверждает Лао-цзы, «Бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом.» Мудрость Лао-цзы, 47 Символ Инь-Ян является иллюстрацией еще одной важной философской идеи. Обратите внимание, что белая и черная части круга разделяются очень четкой линией. Такая определенность цвета означает, что ясность необходима даосу во всех проявлениях его жизни. Серому цвету нет места в символе Инь-Ян! Ясность требует, чтобы даос ничего не делал лишь наполовину, или, если вспомнить старую поговорку, не пытался усидеть на двух стульях. На пути становления духовной личности необходимо четкое, целенаправленное понимание происходящего, чтобы можно было предпринять соответствующее действие. Нужно насторожиться, когда черное и белое смешиваются. К сожалению, заблуждения неминуемо возникнут по мере того, как даос будет сталкиваться со все новыми ситуациями в ежедневных жизненных битвах. Периоды заблуждений и путаницы в жизни вполне ожидаемы, почти так же, как сумерки при переходе дня в ночь. Однако задача даоса — сократить это время сумерек, время заблуждения настолько, насколько это возможно. Если сравнивать с природой, то сумерки не длятся целый день. Представьте, что некто ведет машину и впереди вдруг появляется полоса тумана. Обзор затруднен, вождение внезапно становится опасным. Водитель должен проехать через туман как можно скорее, проявляя максимальную бдительность и осторожность. Водителю в тумане неспокойно, и ему хочется одного: чтобы туман поскорее кончился. Подобным же образом, для человека, который преодолевает смутный период в своей жизни, важно искать ясности и не упиваться двусмысленными ситуациями. Заблуждение по сердцу многим людям, гоняющимся за туманом. Они боятся принимать решения, поскольку это влечет ответственность за свои действия. Для таких людей граница между Инь и Ян размыта, и они пребывают в бездействии, когда наступает опасное время. Цель человека духовного как раз и состоит в том, чтобы добиться ясности, не приемля срединного пути. Столь же важно для даоса и различение ясности и чистоты. Ясный взгляд на мир и решимость в жизненном странствии не должны основываться на нереалистических ожиданиях чистоты. Тщетность поисков абсолютной чистоты показана маленькой белой точкой на черном поле и маленькой черной точкой на белом поле в круге Инь-Ян. Например, нетрудно отличить день от ночи, однако и ночью не наступает полной темноты — остается еще какой-то свет, льющийся от луны и звезд. Так же и художник, сведущий в тонкостях мастерства, рисуя лист, смешает с зеленой краской немного коричневой и желтой, чтобы получить живое, правдоподобное изображение листа; а вот ребенок, рисуя такой же лист, сделает его чисто зеленым, так что он будет казаться неестественным и поддельным. Даос понимает, что соединение противоположностей необходимо для нормального функционирования практически всего, что есть на свете. Профессиональный спортсмен знает, что мышечная масса нарастает только тогда, когда интенсивные тренировки чередуются с периодами отдыха — в противном случае избыточное физическое напряжение выльется в ослабление мускулатуры. Профессиональный военный разрабатывает стратегию и тактику для смелой атаки, но также знает, как прятаться и укрываться. Лао-цзы обращал внимание на присутствие хотя бы малой части противоположностей во всем, напоминая, что мужская составляющая любого явления должна «включать женскую». Разумеется, естественный путь стремится не к чистоте, далекой от реальности, но скорее к сочетанию противоположностей. Признавая духовный путь и следуя ему, даос тем самым принимает и ту важную задачу, которую ставит перед ним жизнь. Ясность требует постоянной бдительности и усилий. «Компромиссных путей» быть не может. Человек, выбравший Дао, понимает, что обучение основам и нюансам какой-либо профессии требует глубокой преданности. Для даоса не должно существовать такого понятия, как наполовину обученный профессионал. Человек либо постигает свою профессию, либо не говорит о профессионализме. Среднего не дано. Даос в своей профессии — это здравомыслящий человек, который берет на себя и исполняет четкие обязательства. Религиозные верования должны быть ясными и недвусмысленными. Многие люди относятся к религии как к милому пустячку, плохо понимая, последствия своих верований. Если попросить человека объяснить, какова его религия, в ответ вы получите разрозненное собрание доктрин, основанных на вере, безо всякой обоснованной связи с реальным миром. Подобного быть не должно. Религиозные верования должны быть ясными и корениться в реальности, поскольку путанице и заблуждениям нет места в таком деле, как прояснение картины мира. Материал взят из книги «Истина Дао. Даосизм для Запада». Автор Грандмастер Алекс Анатоль. Сайт Грандмастера Алекса Анатоля http://www.tao.org gudin.org Ян и Инь 陽 陰 Вы уже знаете, что когда Небо и Земля разделяются, наверху, на Небе, появляется Ян, а внизу, на Земле – Инь. Ян – это дыхание-ци Неба, активное, мужское начало, а Инь – дыхание-ци Земли – пассивное, женское начало. Ян и Инь, как Отец и Мать, соединяясь, порождают все остальные явления и предметы нашего мира. Они - как два противоположных полюса магнита, и только движение энергии между ними способно породить изменения, различия, создать жизнь. Посмотрите на символ Инь-Ян. Белая половина круга, это Ян, черная – Инь. Они сменяют друг друга, находятся в постоянном движении. И именно это движение, колебание между противоположными полюсами обеспечивает баланс в мире – когда возрастает Инь, уменьшается Ян и наоборот. Но даже если Инь достигла предела, в ней сохраняется небольшая частичка Ян - как в холодной, промерзшей земле, тихо спит, но не умирает, зернышко, готовое прорасти весной. То есть не бывает Инь без Ян и наоборот. Чтобы приблизить теорию к реальности, посмотрите ассоциации, которые возникают в связи с Ян ци и Инь ци. Ян: Инь: Как же практически можно увидеть и применить принцип Инь-Ян? Во-первых, наблюдая за событиями, происходящими в природе. Каждый год мы проходим четыре ключевые точки солнечного календаря: два солнцестояния, летнее и зимнее и два равноденствия – весеннее и осеннее. Солнцестояние – это астрономическое явление, когда Солнце проходит точку на эклиптике, наиболее удаленную от экватора небесной сферы. Проще говоря, это время, когда наблюдается самый длинный или самый короткий световой день. В Северном полушарии во время зимнего солнцестояния (21-22 декабря) – самый короткий день и самая длинная ночь в году. Это время, когда Ян, активное начало, минимален, в природе властвует темное, холодное начало Инь. Но постепенно длительность дня начинает увеличиваться, Ян растет. Во время весеннего равноденствия день равен ночи, Инь и Ян равны в своих правах. Во время летнего солнцестояния Ян достигает максимума – в это время мы наблюдаем не только самый длинный световой день, но и ощущаем другие проявления Ян – сухость и жару. Как раз в этот момент можно хорошо прочувствовать необходимость баланса между Инь и Ян – когда нам жарко, то хочется попасть в прохладное помещение, выпить холодной воды; если Солнце светит слишком ярко, то возникает желание надеть темные очки и так далее. Холод, прохлада, темнота – все это проявления Инь, которые помогают нам сбалансировать слишком янскую среду. Также важно, что Инь и Ян – понятие относительное: любой день лета больше наполнен янской энергией, чем любой день зимы, но в течение летних месяцев мы всегда сможем найти настолько жаркие дни, что они будут более янскими, чем остальные дни лета. Более короткий природный цикл – сутки – также демонстрирует нам смену и преемственность Инь и Ян: днем сильнее Ян, ночью – Инь, они сменяют друг друга во время рассвета и заката. Точно также принцип Инь-Ян работает в ландшафте. Во всем необходим баланс: если есть горы, то нужны и долины, одно без другого не будет создавать хороший фэн шуй. Для жизни людей и плодородного земледелия плоха как сухая, безводная местность, так и слишком влажная, болотистая. Важно найти место для жизни, где Инь и Ян будут сбалансированы. Примеры Инь и Ян в ландшафте: Ян: Инь: В интерьере стоит соблюдать те же принципы: сложно долго находиться как в очень светлой, яркой комнате, открытой всем ветрам, где еще и играет громкая музыка, но также и угнетающе действует обстановка в темном, сыром, маленьком тихом помещении. Поэтому важно создать баланс Инь и Ян как во всем доме, так и в каждом отдельном помещении. В доме обычно прихожая, часть близкая ко входу в помещение считается янской, а тыл дома – иньским. Поэтому гостиную чаще всего располагают ближе к входной двери, чем спальни. Если же говорить об отдельных комнатах, там мы можем применить тот же принцип: например, в спальне ребенка лучше ближе ко входу расположить рабочий стол или организовать зону для игр, а кровать поставить в глубине комнаты. Если кровать стоит в янской, ближайшей к двери части комнаты, сон может быть менее крепок, и будет чаще возникать желание поваляться в постели, вместо того, чтобы делать уроки. Стоит также обращать внимание на функции комнаты – собираемся ли мы там общаться и веселиться (Ян) или отдыхать (Инь). Поэтому гостиные обычно оформляют более ярко, чем спальни, где хочется уюта и покоя. Примеры Инь и Ян в интерьере: Ян: Инь: И даже в повседневной жизни каждого человека мы можем наблюдать баланс инь и ян. Наверное, вы не раз наблюдали, как после очень активной, суматошной деятельности человек впадал в апатию, ему больше ничего не хотелось. Срабатывал в этом случае такой простой фактор, как маятник. Если слишком сильно увеличить количество ян, то организм, стремясь к балансу, может уйти в противиположное состояние - глубокий инь. Так что если слишком много работать, не делая перерывов и не давая себе отдыха - количество ян может стать критическим и привести к плохому самочувствию или болезни. Не допускайте такого! Хорошего вам баланса Инь и Ян Наталья Цыганова www.mingli.ruКосмология Инь-Ян. Два духа инь и ян управляют
Инь и Ян — принцип Дао
Инь и Ян | Ming Li
Инь и ян
Инь и ян. Две первоосновы Вселенной. Ян – небесная мужская сила, а инь – женская земная. Концепция единства и борьбы этих двух первичных основ присущи не только Китаю. Ведь в той или иной форме мифы создания жизни путем соединения Матери-Земли и Неба-Отца можно найти в древних мифах и религиях почти всех народов.Например, в системе йоги аналог инь и ян называется ха-тха (примерный перевод «закон Солнца и Луны»), отсюда хатха-йога. Энергия инь – по свойствам близка к гравитации, стремится сжать все в точку, стремиться сжать пространство и время в единую черную дыру. Это сила, которая поглощает энергию и посылает ее в никуда. Сoagula алхимии. Первоначально - темная холодная сила Космоса.
Инь есть первоначальный хаос, который царил до появления материи и пространства-времени. Ян – стремление к расширению. Сила, для которой свойственно разрывание границ и расширение, сила взрыва и света, солнечного излучения. Solve алхимиков. Расширяющая сила, которая определяет пространство и время и сохраняет их.В макрокосмосе борьба между силами гравитации и солнечного излучения (инь и ян) определяет природу реальности. В микрокосмосе их взаимодействие питает нашу жизненную силу.
Соединение и объединение двух противоположностей рождает движение и Жизнь, как материальный, так и духовный мир. «Все вещи несут инь на поверхности и содержат ян внутри; когда обе эти сущности соединяются, то жизненная энергия производится гармоничным образом» («Дао дэ цзин», стих 42).Сжатие и расширение, женское и мужское, тьма и свет, холод и жар – едины в своем различии. Инь и ян подобны двум полюсам магнита. Различны в своих свойствах и проявлениях, но едины в целом, и одно не может существовать без другого. Древнекитайский символ инь-ян наполнен глубоким философским смыслом – все содержит в себе зародыш противоположности. Все во Вселенной находится в постоянной борьбе, в движении, в изменении. Вся жизнь – непрерывная трансформация, все течет и изменяется. Определение инь и ян поразительно близко к современному представлению о природе Вселенной и современным научным теориям. Интересно, что многие физики черпали свои идеи из бездонного колодца восточной мудрости – недаром Нильс Бор после посвящения в рыцари выбрал для своего герба знак инь – ян как символ гармонии между древними восточными и современными западными науками.Последователи даосской школы Мо-цзы говорят: «Все, что есть на Земле – ян, но сама Земля – инь». Все, что стремится к уплотнению – имеет больше качеств инь. Все, что стремится к расширению – больше качеств ян. Ян – активная, мужская, небесная энергия. Ее описывают как горячую энергию голубоватого света, поднимающуюся снизу вверх. Ей присущи качества «мужских» первоэлементов – Огня и Воздуха. Разлитая в пространстве, стремящаяся к расширению, энергия ян пропитывает все живое на как Земле, так и во Вселенной. Все, где есть стремление к движению и расширению, имеет в своей основе силу ян. Инь – пассивная, женская, земная энергия. Она наполнена холодом вакуума, Космоса, первозданной тьмы. Инь воплощает собой первоначальный хаос, который царил до появления материи и пространства-времени. Этой энергии присущи свойства «женских» первоэлементов – Воды и Земли. Подобно воде, эта энергия стремится заполнить пустоту, устремляется сверху вниз в стремлении заполнить и уплотнить пространство. Сравните с Книгой Закона: «Ибо вовеки он – Солнце, она же – Луна. Но для него – крылатое тайное пламя, а для нее – звездный свет, нисходящий с высот». Человек, согласно даосскому учению, может ощутить инь только как результат взаимодействия с ян – из-за ее пассивной и непроявленной природы. Согласно представлений даосизма, инь и ян сперва находились в непроявленном виде в Дао.Дао можно понимать как всемирный принцип, рационально недоступный, и поэтому человек должен как можно меньше своим сознательным действием и стремлением мешать этому принципу осуществлять себя, должен жить более интуитивным способом. Следовать по пути разума, пренебрегая интуицией - значит враждовать с Дао, а враждующий с Дао неминуемо причиняет вред себе и окружающему. Он словно плывёт против течения, но этот течение настолько сильно, что всё равно подчинит его себе. Плывущий против течения зря тратит свои силы. Истощая свои силы, он приходит к гибели своего сознания и своего «Я».
Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей.Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао],а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме.Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения,но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими.Переход от одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному.(Дао дэ Цзин, стих 1)
Понятие «Дао» и его связь с каббалистическим Деревом Жизни описано в работе А. Кроули «Магическое Дао»:1. Дао концентрируется в Кетер как точка.2. Дао направляет себя в Хокма и становится Мужской Силой. Она называется Ян и символизируется Целой Линией.3. Дао расширяется в Бина и становится Женской Силой. Она зовется Инь и символизируется Прерывистой Линией.4. Три этих понятия: Дао, Ян и Инь – порождают Небо и Землю со всем их содержимым.
Таким образом, ян-ци – энергия правого ствола Древа Жизни, а инь-ци – соответственно левого. Интересно совпадение цветового восприятия энергии ян-ци. Цвет Хокмы – голубой, такой же и цвет насыщенной, «уплотненной» энергии ян.Представления об инь и ян, о энергиях ци и Дао можно встретить в несколько измененном, «зашифрованном» виде во многих вещах западной традиции и культуры. Астральный свет Э.Леви, флюид магнетизеров, гальванизм и магнетизм - не являются ли все эти названия одной и той же энергией?
Две цивилизации – западная и восточная - входили в соприкосновение еще до похода Александра Македонского, обмениваясь знаниями и обогащая друг друга. Упоминание о греках («йона», «явана» - перевод этнонима «ионийцы») встречается в индийском эпосе «Махабхарата», в Указах Ашоки, и др. Известны греко-бактрийское, индо-скифское и индо-греческие царства.
Максимальная территория Индо-греческого царства в 175 до e. v.
Правитель индо-греческого царства Менандр I (Милинда) не только официально перешёл в буддизм, но к концу жизни даже стал буддистским архатом (святым, достигшим нирваны).
Серебряная драхма царя Менандра I «Спасителя» с надписью на реверсе «Махараджа Менандр Спаситель» на языке кхароштхи (Кхароштхи — письменность, по-видимому, произошедшая от арамейского алфавита. Была распространена в Северной Индии и на юге Средней Азии в III в.до e. v. — IV в. e. v.).
Монета царя Менандра I с колесом дхармы.
Плутарх говорит, что после его смерти пепел от погребального костра был распределён между многими городами, и построены монументы (предположительно ступы), подобно ступам Будды. По свидетельству Махавамсы (исторической поэмы о царях Шри-Ланки, охватывала период с VI в. до e.v по IV в. e.v.), греческий монах Махадхармараксита пришёл из города Александрии (предположительно Александрия Кавказская около Кабула) c 30 тысячью греков-последователей буддизма на церемонию открытия Великой Ступы в Анурадхапуре в Шри-Ланка (около 130 г. e.v.). Ряд исследователей сходятся во мнении, что именно греки стояли у истоков течения Махаяны в буддизме. Учитывая, что именно буддизм Махаяны распространился в Китай, Тибет, Корею и Японию, можно утверждать, что Запад оказал значительное влияние на историю Востока. И в то же время неоспоримо глубокое влияние, которое индийская мудрость оказала на греческих философов того времени и, следовательно, на дальнейшее развитие Запада. Например, философ Пиррон, последовавший за Александром и вернувшийся в Грецию, чтобы учить своих приверженцев (среди которых были Зенон и Эпикур), в Индии был сторонником дигамбарского (аскетического) направления джайнизма. В трудах Онесикрита и Страбона явно заметно влияние буддизма. Первые известные антропоморфные изображения Будды появились в результате греко-буддистского взаимовлияния. До этого буддистское искусство было аниконичным (Будда изображался только через символы: пустой трон, дерево просветления, следы Будды, колесо дхармы и пр.).
Символ кадуцей, олицетворяющий силы трансформации, единства противоположностей, жезл Меркурия, удивительно похож на систему чакр и движения инь и ян по меридианам тела. Сравним изображения из Месопотамии,
Жезл Меркурия (Гермеса):
и
меридианы инь и ян:
Человеческий организм – информационно-волновая энергетическая структура гораздо в большей степени, чем просто физическое тело. Энергия ци проникает в организм с воздухом при дыхании с воздухом, с пищей, но также и через биологически активные точки (точки акупунктуры) и распространяется по меридианам и внутренним органам. В организме человека китайские врачи насчитывают около 700 таких точек. Эти точки обладают повышенной чувствительностью, проницаемостью для разных видов излучений и высоким электрическим потенциалом. По некоторым сведениям, мембрана клеток точек акупунктуры может принимать информацию, которая переносится магнитными полями, СВЧ, КВЧ, лазером, радиоактивными частицами и т. д.). В древнекитайском трактате «Хуан Ди Ней-цзин» поэтически описываются точки по степени взаимодействия с энергией ци: "там, где в теле возникает ци, образуется точка колодец; там, где ци сочится, возникает точка ручей; там, где ци течёт, образуется точка речушка; там, где ци движется подобно потоку, образуется точка река; а там, где ци входит внутрь организма, двигаясь к органам, образуется точка море".
Излучается ли энергия также только по этим точкам или всей поверхностью тела – вопрос остается открытым.
В 1962 году севернокорейскими учеными была открыта система трубкообразных структур, имеющих очень тонкие стенки и пронизывающих человеческий организм в соответствии с акупунктурными меридианами. Цитата: «Эти трубкообразные структуры («система Кенрак») имеют выход на кожные и подкожные покровы. Оканчиваются они маленькими неплотными овальными образованиями, резко отличными от близлежащих тканей. Расположение этих образований соответствует акупунктурным точкам. Система Кенрак представляет собой сеть волноводов и служит для передачи токов высокой частоты. Отметим, что скорость протекания энергии по ней намного превосходит скорость химических реакций и скорость нервного импульса. Механизм действия системы Кенрак описывается так. Нейроны, получая низкочастотный ток действия, перед дальнейшей передачей преобразуют его в ток высокой частоты. Затем –«на выходе» - происходит обратное преобразование в ток действия - уже для следующего нейрона. Такие превращения, естественно, занимают определенное время. Однако организм нуждается в ускоренной передаче энергии, что и обеспечивается системой Кенрак. Токи высокой частоты системе Кенрак передает нейрон. Этим объясняется управляющая энергообменом роль центральной нервной системы и возможность сознательного перераспределения энергии в организме. Само по себе движение токов высокой частоты создает особую энергетическую оболочку человека - ауру. С другой стороны, система Кенрак позволяет человеку получать энергию из внешней среды через рецепторы дыхательной системы и слизистой оболочки в пищеварительном тракте. Энергия в виде токов высокой частоты поступает также через биологически активные точки».До сих пор ведутся споры о том, действительно ли была открыта система Кенрак или же это умелая мистификация с одобрения корейского правительства. Но даже если это не более чем гипотеза, она делает попытку объяснить реальные процессы, происходящие в акупунктурных точках и механизмы энергетического взаимодействия организма с энергиями Вселенной.
Чтобы насытить организм энергией, необходимо создать в организме некое подобие Пустоты, вакуума. И в эту Пустоту вливаются потоки энергии, стремясь заполнить ее, придать ей форму – ведь Природа не терпит пустоты. Максимально напрягая и затем полностью расслабляя мышцы, создавая тем самым «вакуум» мы вызываем прилив ци в физическое тело. Очищая сознание от образов и мыслей, останавливая внутренний диалог путем медитации – вызываем насыщение энергией своего сознания, ментального тела.Медитация – это состояние, где нет мыслей и времени, нет образов и чувств. Истинная медитация - это Пустота, где нет ничего – даже осознания своего «Я». Медитация – грань между сном и бодрствованием, между сознанием и бессознательным состоянием. Надо освободиться от своих чувств и привязанностей, чтобы стать полезным всей Вселенной.
Символом единства инь и ян в даосизме является лотос.
Лотос как водное растение является эмблемой Сил, творящих посредством Огня и Воды — символов Духа и Материи. Он воплощает также тройной аспект времени: прошедшее — бутонами, настоящее — цветком, будущее — своим семенем. Он — воплощение цельности, так как примиряет Инь воды и Ян света. Он символизирует совершенство и вдохновение, оплодотворяет самое себя и существует в себе самом: он есть воплощение Дао.В магической формуле «Ом мани падме хум» («Жемчужина в лотосе») слово падме — лотос — представляет духовный расцвет, позволяющий завладеть Жемчужиной (мани).
В буддизме лотос символизирует первоначальные воды; потенциальные возможности проявленного мира и человека в нем; духовное раскрытие и расцвет; мудрость и нирвану. Стебель лотоса - это мировая ось, на которой стоит цветок трона-лотоса - вершина духа. Лотос посвящен Будде, явившемуся из лотоса в виде пламени и названному Жемчужиной ЛотосаВ Иране лотос символизирует Солнце и свет. В символизме майя он олицетворяет Землю как проявленную Вселенную. В шумеро-семитской традиции лотос олицетворяет как Солнце и солнечных богов, так и лунных богов с Великой Матерью. По словам Е.П. Блаватской, «лотос символизирует жизнь как человека, так и Вселенной. При этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду — душу, а цветок, обращенный к Солнцу, является символом духа». Цветок лотоса не смачивается водой, также как дух не пятнается материей, поэтому лотос олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие. В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бога Солнца.
Ра в образе Гор-пар-Краата на цветке лотоса
С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле.
Хочу закончить словами, начертанными на стене храма Хатхор в Дендерах: «Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке».
Похожие материалы:
magisteriy.org
Космология Инь-Ян - Zhitanska.com
«Энергия неба есть начало жизни. Эта энергия есть не что иное, как Инь и Ян, которые порождают все вещества и вещи».
«Хуан-Ди нэй-Цзин»
Всё во Вселенной является одновременно и Инь, и Ян. В мужском — женское, в женском — мужское. В добре есть зло, во зле — добро. В силе есть слабость, в слабости — сила. Китайцев, которые поняли это тысячелетия назад, можно рассматривать как первых адептов относительности.
Суть всей философии Древнего Китая представлена в Книге Перемен — И-Цзин – древнем философском тексте, написанном около 5 тысяч лет назад. Основной смысл И-Цзин заключается в том, что все явления во Вселенной имеют динамический характер. Смысл изменчивости природы и жизни человека в результате изменения энергий Инь и Ян, заложен в самом названии Книги Перемен: «Солнце, Луна и другие небесные тела в процессе своего вращения творят всё многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира».
Даосская концепция Инь-Ян представляет Вселенную до Большого взрыва как шар энергии — сконцентрированный сгусток жизни, который несёт в себе прообразы всего, что было, есть и будет существовать. Это энергия «Ци» — «Дыхание жизни» — энергия, которая питает и поддерживает всё, что нас окружает. Согласно учению даосизма, эта первичная энергия существует в форме двух взаимодополняющих начал – Инь и Ян, символизирующих изображение Тай Цзи. Древнекитайский философ VI-V веков до н. э., основоположник даосизма Лао-Цзы писал: «человек, наделенный как мужскими, так и женскими свойствами, станет вместилищем всей мировой энергии».
В китайской философии Великий предел (Тайцзи) – это предельное состояние бытия, высшее начало, начало всех начал, до выделения сил Инь — женской и Ян — мужской. Изображение Великого предела — эмблема китайской классической философии. Круг Инь-Ян представляет собой графическое изображение отношений двух противоположных начал: мужского — Ян и женского — Инь. Он символизирует единство. Изогнутая линия, делящая его на две равные части, указывает на наличие в единстве двух противоположностей — Инь и Ян Пассивное женское начало обозначается черным цветом, активное мужское — белым или красным.
Когда мы говорим: «добро и зло», «мужчина и женщина», «тепло и холод», мы указываем на отношения Инь-Ян. Смена элементов Инь и Ян является необходимым условием жизни, движения и развития. В круге Инь-Ян можно увидеть принципы существования и взаимодействия материи и духа, пространства и времени, движения и силы, жизни и смерти. Примеров разделения элементов мира по принципу Инь-Ян множество: Солнце — Луна, дух — материя, энергия — сила, дыхание — питание, вдох — выдох, напряжение — расслабление, смелость — трусость, знание — невежество, внешний — внутренний, жесткий — мягкий, верх — низ, скорость — сила, перемещение — статика, нападение — защита, содержание — форма, победа — поражение…
В древней восточной философии, кроме отношений Инь-Ян, была разработана система отношений между пятью первоэлементами природы — огонь, земля, металл, вода, дерево. Вступая друг с другом в отношения порождения или разрушения, эти пять элементов приобретают новые формы и состояния.
Основные характеристики пяти элементов: Огонь — активность, энергия, расширение, тепло, сущность, горение, дух. Земля — центр, поверхность, почва, равновесие. Металл — ковкость, пластичность, материя, форма. Вода — сила, тьма, мягкость, пассивность. Дерево — жизненность, духовность, упругость.
Пять элементов имеют следующие связи:
Порождающие — огонь порождает землю, земля — металл, металл — воду, вода — дерево, дерево — огонь.
Разрушающие — огонь уничтожает металл, металл разрушает дерево, дерево разрушает землю, земля вытесняет воду, вода тушит огонь.
Космология Инь и Ян отражает традиционное китайское воззрение на энергии Земли в практике Фэн-Шуй, в основе которой лежат отношения между пятью первоэлементами. Философия Фэн-шуй утверждает, что всё во Вселенной обладает неуловимыми энергиями, которые имеют природу пяти элементов. В идеале всё должно находиться в состоянии равновесия, без Инь нет Ян, и наоборот. Ян — случайность и Инь – закономерность управляют всем, обе силы (энергии) порождаются сознанием. Там, где существует равновесие между Инь и Ян, накапливается благотворная энергия «Ци» – «дыхание жизни».
Согласно «Книги Перемен», весь мировой процесс представляет собою чередование ситуаций, каждая из которых символически выражается одним из 64 символов – гексаграмм. Каждая гексаграмма состоит из двух триграмм: нижняя триграмма относится к внутренней жизни — наступающему и созидающему, верхняя — к внешнему миру — оступающему и разрушающему. Каждая из трёх пар черт, составляющих гексаграмму, толкуется следующим образом: верхняя — небо, средняя — человек, нижняя — земля.
В древних трактатах говорится, что Инь и Ян — две силы, движущие всем в этом мире. Первая состоит из трёх сплошных черт, символизирующих Ян, и называется «Творчество», вторая — из трёх прерванных черт, обозначающих Инь — «Исполнение». Ян – «Творчество» — случайность и непредсказуемость, Инь – «Исполнение» — предопределённость и закономерность. Инь — расслабление, пассивность — женское начало, Ян — напряжение, активность — мужское начало.
По представлениям даосов, человеческий организм — это микрокосм, все части которого имеют параллели в макрокосме. Как и все в природе, он управляется силами Инь и Ян. Все органы в нем соотнесены с пятью первоэлементами. Даосы выделяли в теле человека 12 парных каналов, по которым перемещаются силы Инь и Ян. На них размещены акупунктурные точки, число которых в различных источниках варьируется, но чаще указывается число 365.
Инь, женское начало, ассоциируется с темнотой, влагой, прохладой, внутренним пространством, пустотой; в то время как Ян – олицетворение мужской энергии – воплощает в себе свет, тепло, внешнее пространство, полноту. Вечно противостоящие друг другу, Инь и Ян неразделимы, поскольку по отдельности их существование невозможно: в каждом из них непременно содержится зародыш другого. К философским категориям Инь и Ян можно отнести любовь (Ян) и признательность (Инь). Любовь – это Солнце – мужчина, признательность – Луна – женщина. Гармонии и баланс между Инь и Ян – средство достижения бессмертия.
Кроме дыхательных упражнений, двигательной гимнастики, рекомендовавшихся даосами в поисках бессмертия, большое значение придавалось «питанию жизни при помощи Инь-Ян» — сексуальной практике. Даосы признавали исключительную важность роли женщины в достижении бессмертия, более того, они допускали, что и женщина, овладевшая тайнами «питания жизни с помощью Инь-Ян», могла достичь бессмертия.
Согласно легендам, Си-ван-му — царица неба, одна из бессмертных, «матушка-владычица Запада», покровительница даосских святых мудрецов — «бессмертных», достигла бессмертия благодаря именно тому, что питала свою силу Инь за счет силы Ян. Си-ван-му — хозяйка сада в горах Куньлунь, где растут волшебные персиковые деревья, расцветающие раз в три тысячи лет, плоды которых даруют бессмертие.
Мифы Древнего Китая рассказывают, что горы Куньлунь стали обителью Сынов Неба, спустившихся на Землю из созвездия Большой Медведицы. Боги нашли райский сад в Эдеме, полноводные реки в Сахаре и Шамбалу в Куньлуне.
Принц Сиддха́ртха Гаута́ма, живя во дворце и будучи изолированным от внешнего мира, наслаждался всеми прелестями земной жизни. Превратившись в отшельника, он познал все страдания жизни. И только после этого он стал просветленным — Буддой. Тогда он изложил концепцию срединного пути — счастье в «серости» (между черным и белым).
В статье использованы фото моих вышивок иероглифов «Книги Перемен»: Цянь — «Творчество» и Кунь — «Исполнение».
zhitanska.com
Теория Инь-Ян
Теория Инь-Ян является одной из базовых и древнейших философских концепций в Даосской традиции, и не смотря на то, что сейчас трудно найти людей которые бы о ней не слышали, в действительности мало кто по настоящему понимает всю ее глубину.
Кажущаяся на первый взгляд простота этой теории на самом деле несет сокровенный смысл, который заключается в понимании взаимоотношений двух изначальных противоположных сил, из которых состоит все Мироздание. Понимание Инь и Ян очень важно для адепта, который стал на Великий Путь постижения своей Изначальной Природы, поскольку это позволит ему строить свою практику наиболее оптимальным образом и избежать различных крайностей в какую-либо сторону.
В настоящее время широкое распространение имеет диаграмма Инь-Ян, которую еще называют Кругом Тайцзи или шаром Великого Предела (см. рис. в заголовке этой статьи).
Она состоит из черной и белой «рыб», абсолютно симметричных друг другу, где черная «рыба» имеет белый «глаз», а белая – черный. Но, несмотря на большую популярность этого знака, следует отметить, что он является не совсем корректным, когда речь идет о практике «внутренней алхимии», и в самых древних текстах в такой форме не встречается, поэтому об этой диаграмме говорят как о «современном (популярном)» начертании.
Давайте разберем историю возникновения этой диаграммы и, что же в ней «не совсем так». Достоверно известно, что к созданию этого символа Инь-Ян приложили руку философы-неоконфуцианцы.
Начался этот процесс с Чжоу Дуньи (周敦颐) (1017—1073), который был основателем неоконфуцианства. Именно он и его последователи начали активно проповедовать абстрактно-относительное понимание теории Инь и Ян. Обычно Чжоу Дуньи приписывается написание трактата “Тайцзи ту шо” (“Объяснение чертежа Великого предела”) в котором говориться о взаимосоответствиях таких концепций как: У Цзи, Тайцзи, Инь-Ян и У Син. Фактически текст представляет собой сверхсжатый комментарий таких древних даосских текстов как: У цзи ту («План Беспредельного»), Тай цзи сянь тянь чжи ту («Преднебесного план Великого предела»), «Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту» («Планы чудесного канона высочайшего и величайшего проникновения в истинное начало»).
Все это вызывало ряд вопросов, так что даже один из известных современников Чжоу Дуньи неоконфуцианец Лу Цзю-юань доказывал, что в трактате «Тайцзи ту шо» слишком явно выражены основные даосские идеи и изложена первичность У Цзи (Беспредельного) по отношению к Тайцзи (Оформленному), поэтому данный текст не мог написать Чжоу Дуньи — рьяный и ревностный проповедник неоконфуцианства.
Прототип современного начертания диаграммы Тайцзи восходит к даосскому Мастеру Чэнь Туаню (陳摶), который был Учителем Чжан Саньфэня (張三丰), создателя Тайцзи-цюань. Диаграмма Чэнь Туаня называется «Сянь тянь тайцзи ту» («План преднебесного Великого предела») и она не только изображалась следующим образом (см. рис. справа), но и понималась по-другому, чем современное начертание. Здесь вкрапления точек означает принцип объединения Инь и Ян (и поэтому они соприкасаются друг с другом), т.е. тот результат, который должен быть достигнут благодаря практике внутренней алхимии.
Когда же эта диаграмма попала к философу неоконфуцианцу Чжу Си (朱熹) (1130 – 1200), последователю Чжоу Дуньи, то он видоизменил как и ее начертание (преобразовав его к современному виду), так и философское понимание. И вот уже он и способствовал широкому распространению своей новой доктрины. Таким образом, мы видим, что всем известный символ Тайцзи и его толкование ввели в широкий обиход совсем не даосы, а именно философы-неоконфуцианцы. Сделать это было им не очень трудно, поскольку само неоконфуцианство содержит в себе различные идеи заимствованные из даосизма и буддизма, а следовательно его идеи могли легко проникать в эти традиции и, в определенной степени, менять изначальный смысл и объяснение определенных концепций. Также неоконфуцианство в свое время было назначено в качестве основной идеологии государства, а значит, возможность его влияния на другие идеологии была очень значительной.
Теперь же перейдем к особенностям диаграммы Тайцзи, что принадлежит Чжу Си. Ключевой момент этой теории заключается в том, что здесь рассматривается достаточно абстрактное понимание концепции Инь и Ян и отрицается существование «чистых» сил Инь или Ян. Это отрицание выражается на диаграмме тем, что в «черной рыбе» имеется «белый глаз» и наоборот. Т.е. мы наблюдаем здесь исключительно философское воззрение на мировые силы Инь и Ян. Это понимание, конечно же, имеет право на существование и может быть эффективно использовано во многих случаях.
Но, есть большое «Но»! И это «но» возникает тогда, когда в рамках практики внутренней алхимии мы начинаем работать с энергиями Инь и Ян. Здесь мы как раз и столкнемся с тем, что философия философией, а реальность может оказаться совсем другой, чем мы могли себе придумать. В данном случае, это выражается в том, что в ходе практики мы обнаруживаем «чистую» энергию Ян без Инь и энергию Инь без Ян.
Чтобы лучше понимать о чем идет речь, давайте теперь рассмотрим древнюю даосскую диаграмму Инь и Ян, которая более точно отображает отношения между силами Инь и Ян и которую использовал Чжоу Дуньи (см. рис. ниже). Посмотрев на эту диаграмму, мы видим совсем другую картину и взаимоотношения между двумя силами, которые она отображает. И понять то, что здесь нарисовано, может оказаться не так уж и просто.
И вот уже эта диаграмма является очень древней и была сделана в эпоху неолита, а это более чем 3 тысячи лет до н.э. Теперь давайте разберем, в чем же суть древней теории Инь и Ян. На диаграмме мы видим, что черная (Инь) и белая (Ян) полосы симметричны относительно друг друга, и это устанавливает баланс двух противоположных начал. Все это естественный закон Природы – так же как день сменяет ночь, за вдохом следует выдох, вслед за холодом приходит тепло.
Также мы видим, что силы Инь и Ян существуют параллельно и противоположны относительно друг друга. Пустой круг внутри указывает на Единое Изначальное из которого все проистекает. Еще необходимо сказать и то, что сами по себе энергии Инь и Ян не притягиваются, как «+» и «-» , а, наоборот, отталкиваются. Это связано, прежде всего, с тем, что их сила разнонаправлена, т.е. сила Ян заключается в движении от центра к периферии, а сила Инь – от периферии к центру, поэтому они и не могут быть соединены в обычных своих состояниях. И, тем не менее, во всех живых (материальных) организмах энергии Инь и Ян присутствуют одновременно, и друг друга поддерживают, хотя и могут быть в разных пропорциях, а также собираться в своем чистом виде в отдельных участках тела.
Самым простым примером «чистой» энергии Ян за пределами нашего тела является солнечный свет, а энергии Инь – сила гравитации. При этом само Солнце обладает и энергией Инь, а в центре Земли (ядро планеты) есть энергия Ян. В широко популярной литературе часто говориться о том, что Ян – это «сильное», а Инь – «слабое». Данное утверждение является ошибочным, и, например, ту же силу гравитации никак нельзя назвать «слабой». Необходимо понимать, что обе силы могут быть в разных состояниях, как в активном (сильный Ян и Инь), так и пассивном (слабый Ян и Инь), и именно это понимание лежит в основе теории У Син (пять стихий).
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод: в Практическом Даосизме энергии Инь и Ян – это вполне конкретные силы, а не абстрактные понятия, как считают в философских кругах.
Так или иначе, обычный человек воспринимает мир дуально, есть субъект (сам человек) и объекты, которые его окружают. И эта дуальность есть ни что иное как все те же Инь и Ян. Целью даосской практики является постижение своей Изначальной Природы, которое возможно через достижения Одного (Единого), что означает исчезновение двойственности и достижения целостного Единства со всем Мирозданием на всех уровнях, от самого грубого до самого тонкого.
В Даосской Школе Чжэнь Дао (как и в других традиционных даосских направлениях) путь к обретению Единства начинается с «очищения ума от загрязнений» и «искоренения омрачений». На уровне работы с энергией базовая методика заключается в том, что мы постигаем ее качества и свойства Инь и Ян и осуществляем их сплавление (匹配阴阳). Это очень непростая задача, исходя из того что энергетические импульсы сил Инь и Ян разнонаправлены, и поэтому можно сказать, что Инь и Ян в теле обычного человека никогда сами по себе не могут слиться воедино, т.к. для них это не естественно. Лишь только благодаря методам внутренней алхимии (нэйдань), человек может добиться их соединения и использовать одновременно, а не по очереди. Когда происходит такое слияние, то человек получает совершенно новые возможности и новый уровень восприятия реальности. Такой результат можно отобразить в следующих диаграммах (см. рисунки ниже).
Они отображает алхимический результат сплавления Инь и Ян, и заметьте, несмотря на то, что в первой диаграмме мы видим таких же «рыбок» как и на «современном» начертании, только вот никаких «глазиков» у них нет. Алхимические диаграммы хорошо отображают динамические процессы двух противоположных сил, поэтому можно говорить о существовании молодого, зрелого и старого Ян и молодой, зрелой и старой Инь. У обычного же человека энергии Инь и Ян не взаимодействуют таким объединенным образом, как указано на рисунках, это характерно только для практикующих внутреннюю алхимию. Поэтому, одной из важнейших целей Практического Даосизма является слияние энергий Инь и Ян, что, по сути, есть первый шаг к обретению бессмертия (просветления) и постижению Дао.
Посмотрите еще:
zhendaopai.org
Инь, ян и пять "управителей жизни"
В.Е. Еремеев
Инь, ян и пять "управителей жизни"
Те, кто восстают против основных законов универсума, подрубают свои собственные корни и разрушают свою сущность. Инь и ян - два принципа в природе и четыре сезона, это начало и конец всего, причина жизни и смерти.
Эти строки в эпиграфе - из древнекитайского медицинского трактата V-III вв. до н.э. “Хуан-ди нэй цзин” (“Книга о внутреннем Желтого императора”). Книга, построенная в виде диалогов полулегендарного императора Хуан-ди с его медицинскими советниками, обобщила многовековой опыт древних врачей и стала для их преемников настоящей энциклопедией. По значению, которое она имела для развития медицины, ее можно сравнить разве что с “Каноном врачебной науки” Ибн Сины (Авиценны). Основные положения “Хуан-ди нэй цзин” без существенных изменений используются современными представителями традиционной китайской медицины.
Врачи всегда пользовались уважением в Китае. Императоры брали на службу самых знаменитых. При дворе тогда были популярны искатели эликсиров, продляющих жизнь. Китайцам вообще свойствен культ долголетия. Старость при условии хорошего здоровья считалась лучшим временем жизни. В “Люй ши чунь цю” (“Вёсны и осени господина Люя”) так объясняется принцип долголетия: “Долголетие происходит не оттого, что к короткой жизни присоединяется ее продолжение, а оттого, что человек до конца использует положенное ему количество лет, устраняя все, что для него вредно”. У древних китайцев философия и медицина тесно связаны. Не было такого философа, который не писал бы о здоровье человека, и не было такого медицинского текста, в котором не затрагивались бы философские темы, да и философия понималась как наука о здоровье, мудрости душевного и телесного благополучия человека.
Врачи и философы считали, что человек должен жить в гармонии с самим собой и с природой. Человеческий организм мыслился как некий космос в миниатюре. Одним и тем же законам подчиняется и человек, и внешний мир. Как в природе ночь сменяет день, и чередуются сезоны года, так и в организме происходят упорядоченные и сбалансированные циркуляции внутренней энергии “ци”: происходит смена сил “инь” и “ян”. Эти два термина, первоначально имевшие значение “темнота” и “свет”, в дальнейшем стали служить для обозначения полярных принципов мироздания:
Инь | Ян |
Луна | Солнце |
Земля | Небо |
Женский | Мужской |
Слабый | Сильный |
Мягкий | Твердый |
Холодный | Горячий |
Пустой | Полный |
Внутренний | Внешний |
| и т. д. |
Нарушение внутренних ритмов циркуляции энергии “ци”, то есть дисбаланс “инь” и “ян”, служил для китайского врача первым признаком любого заболевания. Человек рассматривался как единое целое и как неотъемлемая часть природы. На его самочувствие влияют климат, смена сезонов, активность Солнца и Луны. Каждое явление природы также несет в себе в определенном соотношении начала “инь” и “ян”. Равновесная точка между вечно движущимися полярными силами - это “тай цзи” (“великий предел”), а закон, обеспечивающий их гармоничное развитие - “дао” (“путь”, “закон движения”). К этому надо добавить еще теорию пяти элементов - “у син”, в связи с которыми классифицировались все явления мира. Философ Чжоу Дуньи (XI в.) в своем “Изъяснении плана великого предела” пишет: “Положительные силы Вселенной превращаются в отрицательные и, сочетаясь, порождают воду, огонь, дерево, металл, почву. Эти пять элементов согласованно распространяются повсюду и таким образом устанавливаются четыре сезона”. Как и силы “инь”, “ян”, пять элементов в совокупности образуют систему, с помощью которой можно описать любое явление. Созидательные и разрушительные процессы в природе определяют взаимосвязь элементов. Созидательная связь следующая: дерево “рождает” огонь, огонь “рождает” землю (пепел), земля “производит” металл, металл “превращается” в воду (жидкость), вода “способствует росту” дерева. Разрушающая связь проявляется в том, что дерево “подрывает корнями” землю, земля “впитывает” воду, вода “гасит” огонь, огонь “плавит” металл, а металл “рубит” дерево. Это аллегорическое обозначение связей, которые применительно к физиологии отражают функциональное взаимодействие внутренних органов и подсистем всего организма.
Дерево | Огонь | Земля | Металл | Вода |
Рождение | Рост | Изменение | Увядание | Упадок |
Весна | Лето | Конец лета | Осень | Зима |
Восток | Юг | Центр | Запад | Север |
Печень | Сердце | Селезенка | Легкие | Почки |
Зеленый | Красный | Желтый | Белый | Черный |
Гнев | Радость | Желание | Печаль | Страх |
Глаз | Язык | Рот | Нос | Уши |
Ветер | Жара | Влажность | Сухость | Холод |
Кислый | Горький | Сладкий | Острый | Соленый |
Юпитер | Марс | Сатурн | Венера | Меркурий |
|
|
|
| и т. д. |
Цель всякого лечения - установить баланс взаимодействующих сил. Для этого, независимо от разнообразия средств использовался принцип прибавления (“бу”) и отнятия (“се”), при котором, с учетом реакции организма, осуществлялось либо стимулирование или компенсация недостающей функции органов, либо торможение и рассеивание избыточной энергии. Так, при возникновении болезни
“янского” типа следует привлекать силы “инь” (охлаждать жару) и наоборот (заметим, что это полная противоположность принципу гомеопатии “подобным лечить подобное”).Решающим фактором для выздоровления считался организм больного, который “сам” лечится “изнутри”, восстанавливая баланс, а внешние факторы лишь помогают этому. При назначении курса лечения обязательно учитывалось время суток, поскольку каждый орган имеет свой час активности и пассивности. Считалось также, что в светлое время суток легче тонизировать, а в темноте - угнетать функции органов.
Это, разумеется, лишь часть “теоретического” багажа китайского медика, который использовался при лечении и диагностике.
Успехи древних китайских врачей поражают и сейчас. Так, сахарный диабет, туберкулез, столбняк были диагностированы и подробно описаны в Китае на тысячелетие раньше, чем в Европе. Десять веков назад врачи успешно справлялись с многообразными острыми и хроническими заболеваниями, проводили сложные операции. Описывается случай, когда врач Хуа То (141-208) оперировал без наркоза раненного в руку отравленной стрелой генерала Гуань Юньчжана. Врач действовал так умело и быстро, что пациент не успел даже почувствовать боли. После наложения швов генерал мог двигать рукой. Это похоже на вымысел, но ведь фактом является то, что современные китайские врачи с помощью иглоукалывания могут производить местную анестезию и оперировать больного, находящегося в сознании и не чувствующего боли.
Иглоукалывание - уникальное явление китайской культуры. Сведения о нем восходят к неолиту, однако до сих пор много неясного в физиологических механизмах этого метода. Тем не менее, сейчас он успешно используется при лечении многих заболеваний. Сущность его состоит во введении специальных игл на разную глубину в активные точки тела. Каждая точка, по теории пяти элементов, определенным образом связана с той или иной функциональной системой организма.
С глубокой древности умели китайцы ставить диагноз по пульсу. Доскональная разработка пульсовой диагностики представлена в трактате “Нань цзин” (“Книга о трудном”) известного врача Бянь Цяо (V-III века до н. э.). Это комментарий к трудным местам “Хуан-ди нэй цзин”. Бянь Цяо считал, что “пульс - отражение всего организма”.
В литературе описано много легендарных случаев пульсовой диагностики. Вот один из них. Танского врача Сунь Сымяо пригласил император Тай Цзун, когда одна из его жен почувствовала легкое недомогание. Согласно принятому этикету Сунь Сымяо не должен был видеть императрицу, их разделяла ширма. Для исследования пульса врач попросил обвязать ее запястье нитью и дать ему конец. Императрица, решив подшутить над старым лекарем, привязывала нить то к ножке стула, то к лапке своей любимой собачки, но Сунь Сымяо раскрывал эти хитрости. Убедившись в мудрости врача, пристыженная женщина наконец выполнила его требование, и он смог “прослушать” ее пульс. Затем он написал рецепт лекарства, которое следует принимать, если императрица вновь почувствует себя плохо. Когда врач покидал дворец, он оставил императору записку, в которой сообщал, что его жена не больна, а беременна и через пять месяцев родит сына. Предсказание это сбылось.
Пульсовая диагностика является частью общей диагностической процедуры, которая включает осмотр, ощупывание, выслушивание голоса, обоняние запахов, идущих от пациента, а также расспрос. Все вместе это длится чуть более часа. Осмотру подлежат, в силу сложившихся традиций, преимущественно открытые части тела - лицо, руки, остальное - лишь в крайнем случае. Врач особенно внимательно исследует “окна” тела (глаза, нос, уши, рот), приглядывается к цвету лица, изучает слизистую рта, язык. По теории пяти элементов, считается, что патологические изменения на поверхности тела отражают болезни внутренних органов, а заболевание части организма сказывается на нем в целом. В этом смысле лицо служит своеобразной картой всего организма. Расспрос играет последнюю роль. Диагноз может звучать в самых странных для нас формулировках, ведущих свое начало из теории “инь”, “ян” и пяти элементов, - это может быть “ветер в почках” или “сухость в печени” и т. п.
Врач являлся универсалом, специализации в нашем понимании у древних не существовало. В “Чжоу ли” (“Чжоуские установления”, III век до н.э.) было определено пять категорий для характеристики врачей: “Если во всех случаях лечение было успешным, врач отличный; если в одном из десяти случаев была допущена ошибка, врач хороший; если ошибка была допущена в двух случаях - посредственный; если в трех случаях - слабый; если в четырех - плохой врач”. Идеальный китайский врач - это гармоничная личность, ученый и философ, досконально знающий и человека и Вселенную.
Сунь Сымяо так характеризует действия врача: “Подлинно хороший врач сначала обнаруживает причину, а найдя ее, он старается сначала излечить ее питанием. Только тогда, когда питание не помогает, он предписывает лечение”. А даос Чжуан-цзы дает совсем простой совет: “Не переутомляйте свое тело, не истощайте вашу энергию, и вы будете долго жить”.
Большое значение придавалось гармонии эмоциональной сферы человека. Очень давно китайцы обнаружили разрушительное воздействие на организм неуправляемых аффектов, они вместе с пищей относились к внутренним, “иньским”, причинам заболеваний (внешние, “янские”, - это жара, холод, ветер, сухость и т. д.; нейтральные - травмы, укусы, инфекции). В
“Люй ши чунь цю” говорится: “Чрезмерное употребление сладкого, кислого, горького, острого и соленого, переполнение тела всеми этими пятью видами пищи, вредно, для жизни человека. Нездорово чрезмерно проявлять чувства радости, гнева, грусти, страха и печали, переполнение души всеми этими пятью чувствами вредно для жизни человека”. А у Чжуан-цзы мы встречаем: “Много радуетесь - нарушаете “ян”, много гневаетесь - нарушаете “инь””.Современная наука знает, что излишние эмоции, волнения, печальные переживания способны снизить иммунитет, увеличить опасность заболеваний. Положительные эмоции, напротив, способствуют выздоровлению. Китайцы подходили к этой проблеме более изощренно. Интересен случай, когда Хуа То решил использовать в лечении негативные эмоции. Осмотрев больного, он пришел к выводу, что только гнев может исцелить заболевание. Он запросил большой гонорар за лечение, потом покинул дом, не дав больному никаких указаний и оставив лишь письмо с проклятиями в адрес хозяина. Тот пришел в бешенство и послал людей в погоню. В это время у него началась кровавая рвота. Вскоре больной выздоровел.
Мы рассказали лишь о некоторых сторонах китайской медицины, имеющей громадный опыт. Приемы и методы лечебной практики складывались на протяжении веков. Многое из ее достижений используется и поныне. Это древнее, но живое искусство, продолжающее развиваться и совершенствоваться.
>>
Главная страница<< >>Публикации<<
На данной странице размещен (цитирован) материал с сайта http://ihtik.lib.ru/ раздел Восточные учения, эзотерика, теософия, оккультизм, каббалистика и т.п.
Материал из вышеуказанного раздела размещен здесь в соответствии с положением: "Разрешается и приветствуется использование, развитие, переработка и распространение материалов портала любыми способами и в любых формах."
Спасибо
Если Вы являетесь владельцем прав на какое либо произведение размещенное на этом сайте и не желаете видеть его в данной электронной библиотеке, просим написать об этом на [email protected]
Перейти на главную страницу библиотеки
library303.narod.ru
Инь и ян - Психологос
Фильм "Мулан 2"
Инь и ян - женское и мужское начало.Ян - белое, мужское начало, день, сухой, огонь, горячий, активный, экстравертный (акцент на внешнее).
Инь - чёрное, женское начало, ночь, холодный, влажный, вода, пассивный, интравертный (акцент на внутреннее).
Ян - это прежде всего активное, отдающее, преобразующее, мужское начало мира. Инь - это пассивное, воспринимающее, сохраняющее, женское начало мира. Простейшие примеры. Солнце - это Ян-светило, так как оно светит своим светом, дает тепло, а Луна - это Инь-светило, так как она светит отраженным светом и не дает тепла. Мужчина - это олицетворение Ян, так как он добытчик и строитель дома, дающий начало новой жизни. Женщина - олицетворение Инь, так как она хранительница дома, вынашивающая и охраняющая ребенка. Ян и Инь совершенно естественно дополняют друг друга, хотя в каком-то смысле и противостоят друг другу. Важно тут то, что без Ян невозможно существование Инь, а без Инь невозможно существование Ян. Только их взаимодействие дает полноценную, разностороннюю и самовоспроизводимую жизнь. В жизни всегда чередуются или же существуют одновременно преобразование и сохранение, творчество и использование плодов этого творчества, бодрствование и сон, руководство и подчинение, и все это нормально, без этого нельзя.
Инь и ян, Добро и зло
Добро и зло с Инь и ян никак не связано. Как добро, так и зло могут действовать как Инь-методами, так и Ян-методами.
Мнение не-специалиста, но наблюдательного человека
Нижеизложенный текст не претендует на научность, доказанность и вообще что-либо серьезное. Но...
Есть два Великих Начала Вселенной: Инь и Ян. Они проявляются во всем, что есть в мире. Люди – не исключение. Вся биология, психика и поведение людей складываются из качеств, кои суть проявления этих двух Начал.
Начало Ян: белое, день, сухой, огонь, горячий, активный, экстравертный (акцент на внешнее). Активное, отдающее, преобразующее начало мира.
Психологически может проявляться в виде:
- доминантности, харизматичности, стремлению подчинять, управлять, возглавлять, воспитывать и учить
- активности, накала страстей
- креативности, неожиданных идей
- стремления украшать себя, любоваться своей внешностью
- если в созидании – то крупном, масштабном, долговечном (в строителях Вавилонской башни, несомненно, играло начало Ян)
- определенность, четкость, прямота, решительность
- строгость, порядок, правильность, принципиальность (в решениях)
- стремление к разумному, четкому, ясному, понимаемому (в информации)
- экстраверсия (уже упоминали, но повторюсь)
- в темпераменте – сангвиник или холерик
- в акцентуациях – гипоманьяк, истероид, неустойчивый
Кто такой Ян-человек?
В профессиях: рекламщик, шоумен, бизнесмен, артист, политик, телеведущий, продажник. Разумеется, Ян - руководители всех мастей.
Ян-люди любят все крупное, яркое, броское, эффектное, громкое, ясное, четкое, изобильное.
Есть целая нация людей, сделавших Ян своим стилем жизни. Они так и называются: ЯН-ки.
Начало Инь: чёрное, ночь, холодный, влажный, вода, пассивный, интравертный (акцент на внутреннее).
Психологически проявляется в:
- стремлении улаживать конфликты, снимать противоречия, налаживать отношения
- готовности и способности к подчинению, внушаемости, ведомости
- гибкости в поведении, нежелании «ломить силой»
- выдержке, хладнокровии, спокойствии, бдительности
- собранности, сосредоточении, концентрации внимания
- ИН(ь)траверсии (тот самый акцент на внутреннее)
- ИН(ь)туиции (то, что идет из внутреннего)
- милосердии и жалости
- стремлении няньчить, оберегать, выхаживать и помогать
- незаметности, неброской внешности
- скромности, тихости
- аккуратности, точности, предсказуемости в действиях
- монотонном, кропотливом, каждодневном труде
- любви к мистике, тайнам, загадкам
- в темпераментах флегматика и меланхолика
- в акцентуациях: шизоид, депрессивный, психастеник, сеситивный, конформный
Наиболее известные виды Инь – деятельности: мастер, ученый-исследователь, ремесленник, писатель, охранник, няня, медсестра, монах (монахиня), из наиболее современных - программист. В социальной иерархии Инь-люди чаще всего - подчиненные. Они редко добиваются популярности и славы. Их предпочтения в жизни – аскетизм, либо скромный уют, «домашность».
Нация, достигшая наибольших успехов в развитии ИНЬ – это ИН(Ь)дусы.
Ян и Инь в отношениях
Ян и Инь совершенно естественно дополняют друг друга, хотя в каком-то смысле и противостоят друг другу - и в отношениях тоже.
Дружеские пары, пары начальник-подчиненный, пары семейные и любовные – как правило складываются так, чтобы Инь и Ян партнеров дополняли друг друга. Т.е., если в одном много Ян, то у другого как-то незаметно оказывается много Инь
Мало того, Ян и Инь друг друга порождают и провоцируют.
То есть, если в женщине ярко горит Ян-начало (она броско одевается, любит быть в центре внимания, экстравертивна и окружена поклонниками), то для прочности их отношений от мужчины потребуется немало Инь (выдержки, спокойствия, хладнокровия). Если же он попробует проявить Ян (доминантность, строгость), то нарвется на Инь (слезы, депрессивность, подавленность).
Когда женщина рождает ребенка (расходуя тем самым созидательное Ян – начало на производство новой жизни), то в ней остается много Инь (милосердие, склонность оберегать и нянчить)
Когда мужчина много и активно трудится (тратит много Ян на работе), то дома он представляет из себя уже сплошной Инь (становится похож на ребенка, которого надо нянчить и обихаживать)
www.psychologos.ru