Грехи против Духа Святого. Грехи против духа святого


Грехи против Святого Духа. — Газета Протестант

grexiВладимир Дегтярев,

Одной из самых серьезных тем во всем Писании, является тема о грехах против Третьего Лица Троицы, Святого Духа. Существуют различные мнения относительно этой темы. Хотя это и не самая приятная тема для размышлений, мы должны понимать сущность этих грехов, чтобы оградить себя от прегрешения.

А.     Угашение Духа Святого (1 Фес. 5:19).

Угашать Духа Святого может тот, кто Его имеет, кто Им водим, то есть верующий человек. Если говорить в общем, то угашение Духа Святого связанно с пассивностью христианина в служении Богу. Мы призваны к святой жизни. Но наша святость не ограничивается только тем, что мы не делаем явный грех, то есть то, что нечисто и неугодно Богу. Христианская святость характерна тем, что человек посвящает себя Богу на служение Ему, чтобы исполнить то, к чему призвал нас Бог, для чего Он создал нас. Мы не можем освободиться от греха, то есть освящаться, если мы не проявляем активности в нашем христианском служении. Дух Святой как раз и желает помочь нам выполнить наше предназначение на земле. Он побуждает нас быть верными Богу и исполнить те обещания, которые дали Богу во время водного крещения: постоянно посещать богослужения, совершать добро, исполнить то служение, к которому призваны. И если христианин, понимая, что нужно делать, ленится и таким образом отказывается делать то, что необходимо, возможно успокаивая себя тем, что он не делает явного греха, то это является непослушанием Духу Святому. Таким образом, не Он, а человек сам желает управлять своей жизнью, что, конечно же, не может закончиться хорошо. Неповиновение и является угашением Духа Святого. Где нет повиновения Ему, там господствует человеческая воля, что приводит к бесплодной жизни, которая ведет к угасанию.

Б. Оскорбление или огорчение Духа Святого (Еф.4:30-31; Ис.63:10).

Оскорбить — значит принести другому печаль и огорчение. Если угашение Святого Духа означает бездеятельность человека, то оскорбление это активная фаза, когда в жизни христианина проявляется явный грех. Оскорбить Духа Святого, как и в случае с угашением, также может тот, кто Его имеет. Несомненно, все грехи плоти, проявляющиеся в нас, оскорбляют Духа Святого (Гал.5:17-21). Это значит, что мы делаем не то, что должны, а то, что неугодно Богу в целом и Духу Святому в частности. Поэтому мы должны осознавать, что, так как Дух Святой это Дух Истины (Иоан.14:17), то Его огорчает всякая ложь, неправда и лицемерие. Он также Дух веры (2 Кор.4:13), следовательно, сомнение, неверие, недоверие Богу неугодны Ему. Всякая жестокость и горечь, отсутствие доброты, благодарности и любви, непримиримость и злобность по отношению к другим оскорбительны для Духа Святого, так как Он это Дух любви, милосердия и благодати (2 Тим. 1:7; Евр. 10:29).

Он назван в Писании Духом святыни (Рим. 1:4), то есть святости. Таким образом, Его огорчает всякое участие христианина в злых делах и все нечистое, плотское и оскверненное. Дух Святой это Дух премудрости и откровения (Еф. 1:17), поэтому Его печалит, если в жизни христианина проявляется невежество, самомнение и глупость. Если мы пренебрегаем духовными истинами, прилагаем мало усердия в изучении Библии, ее учению предпочитаем учение людей, то мы оскорбляем Духа Святого. Его огорчает бесплодная жизнь христианина, а также равнодушие, вялость, духовная лень и теплота. Результатом является то, что Духу Святому не остается места в сердце человека и грехи, которые были перечислены выше, медленно, но неуклонно вытесняют Духа Святого из сердца христианина. Чтобы остановить этот процесс, необходимо открыто признать, покаяться и оставить тот или иной грех и позволить Духу Святому занять должное Ему место в сердце человека.

В.     Хула на Духа Святого (Мф. 12:31).

Существует несколько мнений относительно того, что нужно понимать под выражением Христа «хула на Духа». Некоторые считают, что этот непростительный грех имел отношение лишь только к современникам Христа, которые были свидетелями тех чудес, которые Он творил при помощи Духа Святого (Мф. 12:28) и приписывали эту работу дьяволу. Теперь же, когда люди не присутствуют при совершении таковых чудес, то считается, что они и не могут похулить Духа Святого. Но этот отрывок, а также отрывок из послания к Евреям 6:4-6, не дают оснований для подобных утверждений. Другие считают, что в этом месте говорится о неверии людей. То есть, те, кто отвергают Благую Весть и таким образом проявляют противление Духу Святому до самой смерти, не будут прощены. Но Христос ничего не говорит о неверии, обращаясь к своим оппонентам, а указывает на конкретный грех, выраженный в конкретной хуле на Духа Святого. И еще одно мнение выражается в том, что этот грех имеет отношение к тем верующим, которые по причине ожесточения грехом оставили Бога.

Это самый страшный грех, которому нет прощения, и он выражается в сознательном хулении и противлении Ему. Такое понимание основано на следующих местах из Писания: Мф. 12:28; 1 Ин.5:16; Евр. 6:4-8; 10:26-29, и выглядит наиболее соответствующим тому, что говорится об этой теме в Писании. Этот грех также возможно имеет отношение и к тем, кто, зная о существования Божественной Троицы, сознательно противится подчиниться Богу и, более того, активно участвует в сознательном хулении Бога, как, например, те, кто сознательно избирает поклоняться сатане, а не Богу. Размышляя об этой важной, но вместе с тем сложной теме, сразу же необходимо подчеркнуть, что хула на Духа Святого отпадшим верующим встречается весьма редко и не является широко распространенным грехом. Сатана может обманывать верующего человека, что он сделал этот грех, и верующий человек впадает в страх. Но это часто ложь, так как у тех, кто действительно совершил этот грех нет ни сожаления, ни раскаяния о содеянном. Поэтому, если человек боится, что он сделал непростительных грех, то его переживания, страх и являются подтверждением того, что он этого греха не совершил.

Несмотря на то, что, как мы сказали, это не распространенный грех, то это не значит, что мы можем относиться к нему легкомысленно. Христианин должен понимать причину и то, как можно дойти до состояния возможности совершить грех хулы против Духа Святого. Это возможно при легком, снисходительном отношению ко греху. Не оставленный, не исповеданный грех ведет к ожесточению сердца христианина (Евр. 3:12-19). Если человек ожесточается в своем противлении Богу и не желает покаяться, то тогда и Бог со Своей стороны, может ожесточить его сердце (Ин. 12:40). А при крайнем ожесточении сердца и отсутствии раскаяния, недалеко и до полного отступления от Бога и становления на путь явного противления Ему. Возможно, самым ярким примером этого является фараон. Вначале шесть раз сказано, что он ожесточил свое сердце и отказался повиноваться Божьему повелению (Исх. 7:13, 22; 8:15, 19, 32; 9:7). И лишь после этого мы видим, как Бог ожесточает сердце фараона (Исх. 9:12; 10:1, 20, 27; 14:8 и Рим. 9:22). Что же происходит, когда сердце человека ожесточается?

(1)      Покаяние становится невозможным (Евр. 6:6 и Мф. 13:4). (2) Становится невозможным веровать (Ин. 5:44). Мы созданы Богом, чтобы явить Его святость и прославить Бога, а не себя. Когда не выполняем своего предназначения и не трудимся для Господа, то это также ведет к ожесточению сердца. (3) Все вышеперечисленное сатана будет использовать для того, чтобы побудить человека восстать против Бога, сознательно отвергнуть жертву Христа и противиться Духу Святому (Евр. 6:4-6; 10:26-29). Так не будем же обманывать себя. Бог поругаем не бывает, ибо написано: «До ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4:5). Если мы сознательно противимся Его работе в нашей жизни, то может произойти то, что некогда произошло с Израилем — Дух Святой из благого наставника (Неем. 9:20) превратился в их противника (Ис. 63:10). Это возможно в том случае, если мы своими грехами сознательно оскорбляем Духа Святого, вместо того, чтобы предоставить Ему возможность руководить нами (Еф. 5:18) и освящать нас (Рим. 8:13; Евр. 10:28-29).

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.

Газета Протестант.ру     

www.gazetaprotestant.ru

Грехи против Духа Святого — Евангельское арминианство

А. И. МицкевичИсточник: Журнал «Братский вестник», №6, 1969.

 

Слово Божие предостерегает всех верующих относительно грехов против Духа Святого и учит нас, как правильно относиться к Нему. Благодатная сила Святого Духа готова проявляться в нас, когда мы всем сердцем стремимся выполнять Его святые указания. Не в вихре, не в шуме, но в веянии тихого ветра Он открывает нам Свою божественную волю (3 Цар. 19, 12) и производит в нас и «хотение и действие по Своему благоволению» (Филип. 2, 13). Библия раскрывает нам следующие грехи против Духа Святого: угашение, оскорбление и хула на Духа Святого. Угашение Духа Святого. «Духа не угашайте» (1 Фее. 5, 19). Предупреждение не угашать Духа Святого наводит нас на мысль об огне. При сошествии Духа Святого в день Пятидесятницы на каждом из учеников Христовых почили как бы огненные языки. С пламенными сердцами они выступили на открытую деятельность и с великой силой свидетельствовали о Христе и участвовали в служении каждый тем даром, какой получили, «как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4, 10). Угашать Духа может только тот, кто Его получил, кто Им водим. Дух Святой проявляется различным образом. У Него много путей, чтобы открыть нам свою волю, но главным образом через внутреннее побуждение. Дух Святой побуждает нас, например, идти на богослужение или совершить какое-либо доброе дело. Он зовет нас на служение в Его винограднике. Однако мы часто противимся выполнять Его волю и тем самым угашаем в себе пламень Святого Духа. Приведем примеры из Священного Писания. Бог посылал Моисея на великое служение, но тот упорствовал: «Господи! сказал Моисей, пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея» (Исх. 4, 10 14). Господь избрал Иеремию, а он сказал: «О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1, 6 8). Некогда ярко горел огонь любви и служения в светильниках сердец у неразумных дев. Но благодаря их нерадению кончились запасы масла, пламя огня в их сердце стало угасать, и они вынуждены были просить у мудрых дев: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут» (Ев. Матф. 25, 8). Если мы не будем вновь и вновь исполняться Духом Святым, то пламя любви к Богу у нас может постепенно погаснуть, и мы можем оказаться вне дверей, извергнутыми из уст Спасителя в день Его явления. «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну Тебя из уст Моих» (Откр. 3, 16). Наше неповиновение, наше нерадение в служении и в исполнении воли Божией производят угашение Святого Духа. О, сколько христиан, в чьих сердцах огонь Святого Духа едва-едва горит, а у некоторых и совершенно погас. Осталась кучка пепла, напоминающая о том, что когда-то здесь был очаг жертвенного огня. И самое печальное то, что таковые верующие и не чувствуют нужды в священном огне (Откр. 3, 17 18). Говоря об угашении Духа, апостол Павел пишет: «Пророчества не уничижайте» (1 Фее. 5, 20). Необходимо заметить, что если в Ветхом Завете пророки прорекали будущее, и последним таким пророком был Иоанн Креститель, «ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна», то в Новом Завете апостол пишет: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14, 3). Он ничего не пишет о предсказываниях будущего. И это понятно, потому что в Библии имеются все предсказания о всех будущих событиях и не позволяется что-либо добавлять к сказанному в ней (Откр. 22, 18). Пророки Нового Завета наделяются необходимыми дарами для того, чтобы проповедовать людям Слово Божие, которое назидает, увещевает и утешает. Дух Святой действует как через опытных, так и через начинающих проповедников: «Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение» (1 Кор. 14, 31). Будем молитвой поддерживать служителей Христовых, чтобы Дух Святой действовал в них могущественно. Сперджен, ставший впоследствии великим проповедником, обратился к Господу через проповедь простого служителя Христа. Оскорбление Духа Святого. «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефес. 4, 30). Оскорбить значит принести другому печаль и огорчение. Призывая не оскорблять Духа Святого, апостол Павел указывает на грехи, которые оскорбляют нашего Господа. К таковым грехам относятся: ложь, воровство, гнилые слова, раздражение, ярость, гнев, крик, злоречие со всякою злобою (Ефес. 4, 25 32). Несомненно, все грехи плоти, проявляющиеся в нас, оскорбляют Духа Святого (Гал. 5, 17 21). Даже незначительное проявление плоти несет огорчение Духу Святому. Апостол Павел призывает духом умерщвлять дела плотские, «потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Римл. 8,7 8 и 13). Бог не благоволит к тем из нас, кто, начав духом, оканчивают плотью и оскорбляют своей плотской жизнью Духа Святого. Ефесская церковь оставила первую любовь. Господь призывает ее к покаянию: «А если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2, 5). Давид пал, тяжко согрешил. Он своим падением оскорбил Духа Святого и вследствие этого потерял радость спасения. Однако Господь не оставил Давида, но обличил его и привел к глубокому покаянию и сокрушению. Давид молился: «Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс. 50, 13 14). Давид был прощен, «Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31, 5), но лишился сына и права построить храм (2 Цар. 12, 13 23). Другой пример: Самсон, великий, могучий пророк, пал. Своим падением этот муж также совершил оскорбление Духа Святого. Через это Самсон сильно пострадал, но Господь не лишил его Своей милости. Давид и Самсон занесены в галерею мужей веры (Евр. 11, 32). Слово Божие предупреждает, что оскорбляющие Духа Святого подвергают себя наказанию, потому что попирают Сына Божия и не почитают за святыню Кровь завета, которой освещены, и Духа благодати оскорбляют (Евр. 10, 29). Необходимо заметить, что, оскорбляя своими делами Господа, мы прежде всего теряем радость спасения, лишаемся общения с Ним. Писание говорит каждому, кто греховной жизнью оскорбляет Духа Святого: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела» (Откр. 2, 5). Склонись в покаянии и признании своей вины перед Ним, и если это нужно, то и перед людьми принеси свое исповедание. Оставь все то, что тебя связывает, выбрось идолов плотской жизни и отдай себя вновь Господу. Представь дух, душу, тело на святое, разумное служение Ему, и Дух Святой вновь будет проявлять Свою волю в твоей жизни. Он будет благодатным солнцем, согревающим твое сердце. Ты будешь вновь пить из источника воды живой, и сердце и уста наполнятся хвалой и прославлением Его имени. Хула на Духа Святого. Ко Христу привели бесноватого слепого и немого. Господь исцелил этого несчастного человека. Весь народ дивился, видя, что немой стал говорить и видеть: «Не Сей ли Христос, Сын Давидов?» Но фарисеи, которые всегда противились Христу, вместо того чтобы вместе с народом прославить чудесного Врача и Исцелителя, сказали народу: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Несмотря на это ужасное оскорбление, Спаситель терпеливо разъяснил, что этого не может быть: «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? …Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие». После этого увещания Господь предупредил их: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Ев. Матф. 12, 22 32). Таким образом, сознательное хуление и противление Духу Святому является грехом, которому нет прощения. Заметим, что хула на Духа Святого, как правило, совершается отпадшими верующими. Этот грех встречается весьма редко. Апостол Павел говорит об отпадших: «Ибо невозможно однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец сожжение» (Евр. 6, 4 8). Хула на Духа Святого это сознательный грех, для которого «не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников действия Духа Святого» (Евр. 10, 26 27). Библия говорит нам о людях, у которых сердца сделались каменными, и они потеряли способность покаяться. Саул пошел путем непослушания Богу, открыто восстал против помазанника Давида и лишился благодати. «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух» (1 Цар. 16, 14). Когда однажды Давид играл рукою своею на струнах, а Саул бесновался, сказано, что Саул бросил копье, чтобы пронзить Давида (1 Цар. 18, 10 11). Печален конец Саула: «Он взял меч свой и пал на него» (1 Цар. 31, 4). Не случилось ли подобное и с Иудой Искариотом, который также умер без надежды, и конец его был ужасным: «Когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. Ап. 1, 18). «Страшно впасть в руки Бога живого» (Евр. 10, 31). Слава Господу, что Дух Святой, живущий в храме нашего сердца, наставляет, обличает и утешает нас. Как верный страж нашей духовной жизни, Он предупреждает и увещевает нас; если сердце наше не право перед Ним, то склонимся вновь у Голгофского креста и очистимся в крови Христа. Будем всегда и во всем повиноваться чудесному водительству Духа Святого, не угашая Его действия в нас и не оскорбляя Его.

ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

arminiantheology.wordpress.com

Грехи против Духа Святого — евангельское арминианство

А. И. МицкевичИсточник: Журнал «Братский вестник», №6, 1969.

 

Слово Божие предостерегает всех верующих относительно грехов против Духа Святого и учит нас, как правильно относиться к Нему. Благодатная сила Святого Духа готова проявляться в нас, когда мы всем сердцем стремимся выполнять Его святые указания. Не в вихре, не в шуме, но в веянии тихого ветра Он открывает нам Свою божественную волю (3 Цар. 19, 12) и производит в нас и «хотение и действие по Своему благоволению» (Филип. 2, 13). Библия раскрывает нам следующие грехи против Духа Святого: угашение, оскорбление и хула на Духа Святого. Угашение Духа Святого. «Духа не угашайте» (1 Фее. 5, 19). Предупреждение не угашать Духа Святого наводит нас на мысль об огне. При сошествии Духа Святого в день Пятидесятницы на каждом из учеников Христовых почили как бы огненные языки. С пламенными сердцами они выступили на открытую деятельность и с великой силой свидетельствовали о Христе и участвовали в служении каждый тем даром, какой получили, «как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4, 10). Угашать Духа может только тот, кто Его получил, кто Им водим. Дух Святой проявляется различным образом. У Него много путей, чтобы открыть нам свою волю, но главным образом через внутреннее побуждение. Дух Святой побуждает нас, например, идти на богослужение или совершить какое-либо доброе дело. Он зовет нас на служение в Его винограднике. Однако мы часто противимся выполнять Его волю и тем самым угашаем в себе пламень Святого Духа. Приведем примеры из Священного Писания. Бог посылал Моисея на великое служение, но тот упорствовал: «Господи! сказал Моисей, пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея» (Исх. 4, 10 14). Господь избрал Иеремию, а он сказал: «О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1, 6 8). Некогда ярко горел огонь любви и служения в светильниках сердец у неразумных дев. Но благодаря их нерадению кончились запасы масла, пламя огня в их сердце стало угасать, и они вынуждены были просить у мудрых дев: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут» (Ев. Матф. 25, 8). Если мы не будем вновь и вновь исполняться Духом Святым, то пламя любви к Богу у нас может постепенно погаснуть, и мы можем оказаться вне дверей, извергнутыми из уст Спасителя в день Его явления. «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну Тебя из уст Моих» (Откр. 3, 16). Наше неповиновение, наше нерадение в служении и в исполнении воли Божией производят угашение Святого Духа. О, сколько христиан, в чьих сердцах огонь Святого Духа едва-едва горит, а у некоторых и совершенно погас. Осталась кучка пепла, напоминающая о том, что когда-то здесь был очаг жертвенного огня. И самое печальное то, что таковые верующие и не чувствуют нужды в священном огне (Откр. 3, 17 18). Говоря об угашении Духа, апостол Павел пишет: «Пророчества не уничижайте» (1 Фее. 5, 20). Необходимо заметить, что если в Ветхом Завете пророки прорекали будущее, и последним таким пророком был Иоанн Креститель, «ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна», то в Новом Завете апостол пишет: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14, 3). Он ничего не пишет о предсказываниях будущего. И это понятно, потому что в Библии имеются все предсказания о всех будущих событиях и не позволяется что-либо добавлять к сказанному в ней (Откр. 22, 18). Пророки Нового Завета наделяются необходимыми дарами для того, чтобы проповедовать людям Слово Божие, которое назидает, увещевает и утешает. Дух Святой действует как через опытных, так и через начинающих проповедников: «Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение» (1 Кор. 14, 31). Будем молитвой поддерживать служителей Христовых, чтобы Дух Святой действовал в них могущественно. Сперджен, ставший впоследствии великим проповедником, обратился к Господу через проповедь простого служителя Христа. Оскорбление Духа Святого. «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефес. 4, 30). Оскорбить значит принести другому печаль и огорчение. Призывая не оскорблять Духа Святого, апостол Павел указывает на грехи, которые оскорбляют нашего Господа. К таковым грехам относятся: ложь, воровство, гнилые слова, раздражение, ярость, гнев, крик, злоречие со всякою злобою (Ефес. 4, 25 32). Несомненно, все грехи плоти, проявляющиеся в нас, оскорбляют Духа Святого (Гал. 5, 17 21). Даже незначительное проявление плоти несет огорчение Духу Святому. Апостол Павел призывает духом умерщвлять дела плотские, «потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Римл. 8,7 8 и 13). Бог не благоволит к тем из нас, кто, начав духом, оканчивают плотью и оскорбляют своей плотской жизнью Духа Святого. Ефесская церковь оставила первую любовь. Господь призывает ее к покаянию: «А если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2, 5). Давид пал, тяжко согрешил. Он своим падением оскорбил Духа Святого и вследствие этого потерял радость спасения. Однако Господь не оставил Давида, но обличил его и привел к глубокому покаянию и сокрушению. Давид молился: «Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс. 50, 13 14). Давид был прощен, «Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31, 5), но лишился сына и права построить храм (2 Цар. 12, 13 23). Другой пример: Самсон, великий, могучий пророк, пал. Своим падением этот муж также совершил оскорбление Духа Святого. Через это Самсон сильно пострадал, но Господь не лишил его Своей милости. Давид и Самсон занесены в галерею мужей веры (Евр. 11, 32). Слово Божие предупреждает, что оскорбляющие Духа Святого подвергают себя наказанию, потому что попирают Сына Божия и не почитают за святыню Кровь завета, которой освещены, и Духа благодати оскорбляют (Евр. 10, 29). Необходимо заметить, что, оскорбляя своими делами Господа, мы прежде всего теряем радость спасения, лишаемся общения с Ним. Писание говорит каждому, кто греховной жизнью оскорбляет Духа Святого: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела» (Откр. 2, 5). Склонись в покаянии и признании своей вины перед Ним, и если это нужно, то и перед людьми принеси свое исповедание. Оставь все то, что тебя связывает, выбрось идолов плотской жизни и отдай себя вновь Господу. Представь дух, душу, тело на святое, разумное служение Ему, и Дух Святой вновь будет проявлять Свою волю в твоей жизни. Он будет благодатным солнцем, согревающим твое сердце. Ты будешь вновь пить из источника воды живой, и сердце и уста наполнятся хвалой и прославлением Его имени. Хула на Духа Святого. Ко Христу привели бесноватого слепого и немого. Господь исцелил этого несчастного человека. Весь народ дивился, видя, что немой стал говорить и видеть: «Не Сей ли Христос, Сын Давидов?» Но фарисеи, которые всегда противились Христу, вместо того чтобы вместе с народом прославить чудесного Врача и Исцелителя, сказали народу: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Несмотря на это ужасное оскорбление, Спаситель терпеливо разъяснил, что этого не может быть: «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? …Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие». После этого увещания Господь предупредил их: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Ев. Матф. 12, 22 32). Таким образом, сознательное хуление и противление Духу Святому является грехом, которому нет прощения. Заметим, что хула на Духа Святого, как правило, совершается отпадшими верующими. Этот грех встречается весьма редко. Апостол Павел говорит об отпадших: «Ибо невозможно однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец сожжение» (Евр. 6, 4 8). Хула на Духа Святого это сознательный грех, для которого «не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников действия Духа Святого» (Евр. 10, 26 27). Библия говорит нам о людях, у которых сердца сделались каменными, и они потеряли способность покаяться. Саул пошел путем непослушания Богу, открыто восстал против помазанника Давида и лишился благодати. «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух» (1 Цар. 16, 14). Когда однажды Давид играл рукою своею на струнах, а Саул бесновался, сказано, что Саул бросил копье, чтобы пронзить Давида (1 Цар. 18, 10 11). Печален конец Саула: «Он взял меч свой и пал на него» (1 Цар. 31, 4). Не случилось ли подобное и с Иудой Искариотом, который также умер без надежды, и конец его был ужасным: «Когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. Ап. 1, 18). «Страшно впасть в руки Бога живого» (Евр. 10, 31). Слава Господу, что Дух Святой, живущий в храме нашего сердца, наставляет, обличает и утешает нас. Как верный страж нашей духовной жизни, Он предупреждает и увещевает нас; если сердце наше не право перед Ним, то склонимся вновь у Голгофского креста и очистимся в крови Христа. Будем всегда и во всем повиноваться чудесному водительству Духа Святого, не угашая Его действия в нас и не оскорбляя Его.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

arminiantheology.propovednik.com

Грех против Духа Святого. — Газета Протестант

духП. Ф. Янцен.

В среде христиан распространено довольно устойчивое мнение, что похулить Духа Святого может только тот, кто Его имеет и кто знаком с Его действиями. А кто Духа Святого не имеет, тот якобы не может похулить Его.

Описанные евангелистом Марком события из жизни Иисуса Христа проливают свет на этот важный вопрос и несут утешение всем, кто страшится переступить черту, за которой никогда не будет прощения. Однажды Христос возвещал Царство Божье в доме Симона (как предполагают). Туда «тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места… Принесли к нему на носилках парализованного, но «не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома… и, прокопавши ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный» (Марк. 2, 2—4). Христос, видя веру их, обратился к больному и произнес слова, которые почел бы за счастье услышать всякий грешник: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». Сидевшие тут книжники «помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?»

Духом Божественного всеведения Христос прочел их явно богохульные мысли и принародно спросил: «Для чего так помышляете в сердцах ваших?» Молнией должно бы пронзить сознание книжников: так Кто же Этот, Который проницает таинственный мир помыслов? Люди не обладают такой способностью! Значит, перед ними Некто больший, высший?!

Желая рассеять порочные мысли книжников, Христос пригласил их к рассуждению: «Что легче? сказать: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, и будь здоровым?» Для человека и то и другое трудно — к такому разумному выводу должны были прийти книжники. Человек не может прощать грехи и не может без силы Божьей исцелять. «Что легче?» — этим наводящим вопросом Христос ставил книжников перед неопровержимым фактом: перед ними — истинный Бог, а не самозванец и тем более не богохульник. Посредством чудес Христос открывал Себя миру как Спаситель. Ради спасения людей Он и сошел на землю. Не иносказанием, не притчей Христос дал делу такой вид, но откровенно и прямо засвидетельствовал о Самом Себе: «тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Матф. 9, 6). Он имеет силу, право и власть исцелять сокрушенных сердцем, отпускать измученных на свободу, слепым давать прозрение, пленным освобождение. Он не просто чудотворец! Он Тот, Кто должен был прийти, Кого они ожидали — Мессия!

Простые люди, видя расслабленного твердо стоящим на ногах, изумлялись и прославляли Бога, говоря: «Никогда ничего такого мы не видали!» А в сердце фарисеев нарастал протест.

Далее евангелист Марк повествует о том, что Иисус вышел «опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил». Неповторимые встречи! И каждый пришедший внимать словам жизни — желанный! Идите, берите воду жизни даром, без серебра! Спасение предлагается каждому — приходи, слушай и, умиляясь сердцем, примиряйся с Богом, обретай жизнь вечную!

Лишним себя не чувствовал никто и в доме Левия. «Возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники; ибо их было много…» Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест и пьет с людьми грешными, снова вскипели негодованием: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» Вместо того, чтобы и в этом поступке Христа найти подтверждение Его Божественной благости и милосердия, воспаленный мозг фарисеев погружался в кощунственные мысли о несостоятельности нового Учителя. Им, с пристрастием глядящим на плотника из Назарета, все преломлялось в искаженном свете, казалось предосудительным. Христос же всяким последующим словом и делом не оставлял им повода для сомнений в Своей неземной сущности. Да, мытари и грешники — наиболее презренная, снедаемая пороками часть общества. Им, безнадежно больным, в первую очередь необходимо духовное выздоровление. Они обречены на смерть, их нужно немедленно спасать, и фарисеи и книжники, как учители народные, более других должны быть заинтересованы в этом. Увы, они считали, что Христу, как истинному Мессии, приличествует общаться только со знатным, наиболее просвещенным сословием. Тот факт, что оно более грешно и гордо, фарисеи не признавали. Праведники в своих глазах, они ко всем прочим грехам прибавили и самый страшный: не понуждались в Спасителе, отвергли посланного Богом Мессию.

Итак, неприятие фарисеями Сына Божьего становилось с каждым днем все более откровенно враждебным, упреки в Его адрес — уничижающе жестокими. Убедительны слова правды: в распадающиеся ветхие мехи немыслимо вливать молодое вино благодати спасения! Истлевшую одежду гордой самоправедности не залатать новой тканью покорности вере. Мертвое, законническое подлежит уничтожению, а не ремонту или частичному подновлению. Фарисеи не относили себя к больным, нуждающимся во Враче, и драгоценное время, отведенное для осознания собственного духовного убожества, тратили на критику пришедшего на землю Праведника, стремясь уловить Его в слове или деле.

А Христос неутомимо обходил города и селения, продолжая собирать всех труждающихся и обременных, как птица птенцов под теплые крылья. «Случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья». Неудивительно. Уча народ, Христос проводил напряженные дни и ночи, а вместе с Ним утомлялись и ученики, потому что «много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда». Срывая колосья, ученики не грешили, это было позволительно.

В случае с расслабленным фарисеи молча осудили Христа. В доме Левия — пытались вызвать недовольство учеников тем, что их Учитель ест с мытарями и грешниками. Когда же ученики срывали в поле колосья, они укорили Самого Христа в нарушении субботы: «Смотри, что они делают в субботу…»

Суббота, как и весь закон, учреждена была Богом для пользы, чтобы, исполняя закон, человек был жив (Лев. 18, 5). Точно так, как Бог не осудил Давида, который ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, так и в данном случае Господин субботы не осудил проголодавшихся учеников. «Неужели вы никогда не читали, что сделал Давид?» Этим вопросом Христос побуждал фарисеев понять дух Писания, а не букву только, проникнуть в глубины Божьи. Были правила, но были и исключения, которые не противоречили самой сути закона. Ревнителям закона необходимо было сообразоваться с тем пониманием закона, какое первоначально вложил в него Сам Законодатель. Не Законодателя надлежало укорять, а осознать свое неверное понимание закона. Важнейшее в законе нельзя оставлять: суд, милость и веру (Матф. 23, 23). Люди голодны, нужно проявить милосердие, но для фарисеев важней оказалась буква закона. Милостью они пренебрегли.

Дальнейшие события, словно намеренно, развивались так, что и исцеление человека, имеющего иссохшую руку, выпало также на субботу. За Христом тщательно наблюдали, чтобы найти новый повод к обвинению. Какая тягостная обстановка! Какое враждебное окружение! Подыскивались под Него и старались «уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» (Лук. 11, 54). Высматривали, процеживали каждое слово, но увы, — не во спасение. Ожесточались и наполняли меру беззаконий. Христос же был полон решимости совершить то, для чего был послан. «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матф. 5, 15). Поэтому Он призвал страждущего: «Стань на середину». А множеству фарисеев предложил доступный детскому пониманию вопрос: «Должно ли в субботу добро делать, или зло? душу спасти, или погубить?» Разумеется, только добро и только спасти! В противном случае, фарисеи проявили бы себя как умышленные нарушители заповеди «не убей». Фарисеям следовало бы ответить положительно и согласиться со Христом, признать Его правоту, а свою виновность. Ведь это они нарушают закон, когда отвязывают в субботу вола или осла и ведут их поить (Лук. 13, 15).

Признать свою греховность законники не желали и поэтому молчали. Но какое злобное это было молчание!   «Исцеление — это работа, а работать в субботу грех!» — кто из правоверных фарисеев сомневался в этом?!

Великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, томимых тайной надеждой на лучшую долю так и не дождались сострадания от радетелей закона Моисея. Если не в субботу, то в любой другой день пусть бы сжалились они над несчастными, подарили удрученной грехами душе свободу новой жизни в Боге, возрадовали бы спасением и даром вечной жизни. Но фарисеи сами — безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые. Разбитые водоемы, не могущие держать живой воды, — кого они напоят?! Пленники греха — кого отпустят на свободу?! Вожди слепые — кому дадут прозрение?! Жестоковыйные   —   кого   помилуют?!

Христос, «воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая». И это произошло   опять   в   субботу!

Против Христа найдено новое обвинение в возмутительном, по мнению фарисеев, нарушении ветхозаветных основных правил. Терпение блюстителей закона иссякло. В ответ на явное чудо они выплеснули неприкрытое негодование, не смущаясь тем, что перед ними стоял не человек, а Бог! Они имели достаточно доказательств, подтверждающих, что Христос совершал чудеса силой Духа Святого. Но это нужно было признать. Признать, что они — от нижних, от земных и грешных, а Христос — от вышних, от небесных и безгрешных. Они — от мира, лежащего во зле, а Он — не от мира сего. А признав, нужно внять Его словам, осознать себя погибшими грешниками. Никогда они не считали себя таковыми, и после безотлагательного совещания решили погубить Того, Кто исшел от Бога и сказал им правду.

Вместе с книжниками, пришедшими из Иерусалима, они стали открыто распространять крайне богохульное обвинение против Христа: якобы Он «имеет в Себе веельзевула» и «изгоняет бесов силою бесовского князя» (Марк. 3, 22). Утвердившись в намерении убить Христа, они поспешили подготовить к этому народ, заручиться поддержкой враждебно настроенного ими большинства. Такое тяжкое обвинение на Сына Божьего, на единственного Спасителя мира, могли возвести, конечно же, не имевшие в себе Духа Святого.

Это им, бывшим неоднократными очевидцами великих чудес и, несмотря на это, желчно уничижавшим высочайшее достоинство Христа как Бога и как Духа Святого;

им, непрестанно оспаривающим силу, право и власть Христа прощать грехи;

им, не в неведении и не по ошибке, а в ясном сознании беспредельно ожесточенного сердца приписывающим действия Духа Святого веельзевулу;

им, начавшим открытую войну против Бога, — и вынес окончательный приговор предвечный Сын: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Марк. 3, 28—29).

Исцеление больных, воскрешение мертвых, освобождение одержимых бесами — это добрые плоды. Значит, дерево, на котором они созрели, — доброе! Кто признает плод хорошим, а дерево плохим, тот извращает истину, порочит ее, хулит. Когда посланные ученики Христа изгоняли бесов, исцеляли больных,    фарисеи смотрели на это без возмущения. Но когда эти же добрые дела стал совершать Божий Сын, они пошли на Него войной и вознамерились убить во что бы то ни стало. Их жестокость была направлена не против дел Спасителя, а против Самого Носителя Истины, против Духа Святого, Которым Христос действовал со властью и могуществом. Возможно ли для таковых прощение грехов, если они хулят Того, Кто готовит сердце к покаянию?! Станут ли они искать спасения, если отвергли Спасителя?!

Фарисеи, как представители духовенства и религиозные вожди, объединились в своих коварных целях с диаволом. Диавол — человекоубийца от начала, и они искали удобного случая убить Христа. Справедливо обличение, услышанное ими из святых уст: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего…» (Иоан. 8, 44). Какое ужасное родство! Какие обреченные исполнители! — «…Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек…» (Марк. 3, 29).

Относится ли это серьезное предупреждение к уверовавшим и запечатленным обетованным Святым Духом (Еф. 1, 13)? Существует ли для членов церкви опасность похулить Духа Святого? Не согрешил ли я грехом, за который нет прощения? Эти далеко не праздные вопросы заставляют трепетать немало христиан.

Ни навязчивые греховные мысли, приводящие своей неотступностью в отчаяние, ни тяжкие беззакония, оставляющие в жизни неизгладимый след, ни даже малодушное отречение от Христа, как это случилось с Петром (Матф. 26, 69—75), не являются хулой на Духа Святого. Вникая в Слово Господне, мы видим, что хула на Духа Святого — это сознательное противление Богу после того, как человек не раз был свидетелем явного проявления Божественной силы. Это — открытое ожесточенное поношение работы Духа Святого, через которую прославляется Бог. Это — заведомо ложное отрицание очевидной истины и публичное оскорбительное ее высмеивание.

Бог и в наши дни Духом Святым проводит в народе Своем работу по очищению и освящению — это благословенный плод! Ежегодно братству предлагает приятные плоды труда издательство «Христианин». В годы гонений семьи узников вкушали неувядаемую свежесть плодов жертвенной любви народа Божьего. Эти плоды производил и доныне производит в церкви Дух Святой. Но в те напряженные годы находились служители, которые пробуждение церкви во всеуслышание называли сатанинским огнем, то есть очевидные Божьи дела приписывали сатане.

Хула на Духа Святого — это не просто какие-то тяжкие грехи, которых Бог не в силах простить, а осознанное противление Богу. Став на этот путь, человек как бы переступает грань, за которой наступает необратимый процесс и человек не может повернуть назад.

И все же любящие Господа, проверив себя, найдут утешение истомленному сердцу в непреложной истине: до тех пор, пока мы не ведем откровенной войны против Бога, доколе не приписываем сатане работу Духа Святого и не склоняем других христиан к поношению святого дела Господнего, мы не согрешили этим страшным грехом.

Чтобы не стать на этот неминуемо ведущий в погибель путь, необходимо внимательно относиться к действиям Духа Святого. Фарисеи не сразу пришли к такому ужасному состоянию. Они постепенно ожесточали свое сердце. Когда Господь снял покров с их кощунственных помыслов, когда открыл намерение их сердца — они должны были содрогнуться. Одного этого откровения уже вполне достаточно, чтобы убедиться, что они имеют дело не с человеком. Но ни остановиться, ни поразмыслить они не захотели. Они поспешили прибавлять грех ко греху.

Самарянка, услышав от незнакомого Человека подробности своей греховной биографии, была поражена. Он «сказал мне все, что я сделала…» (Иоан. 4, 29). Одного этого ей было достаточно, чтобы поверить в Мессию, принять Христа верой и привлечь на путь спасения своих соотечественников.

Фарисеи не приняли такого свидетельства. Христос, совершая удивительные чудеса, неоднократно стучал в их сердце. Его ответы на все их коварные вопросы были исчерпывающе точны, верны. Не раз они стояли перед выбором: принять или отвергнуть предлагаемое спасение, и всякий раз находили любой повод усомниться в верности Его слов, претыкались о непонятное, не соответствующее их представлениям. С каждой новой встречей со Христом сердце их становилось упорней, ожесточенней. Достаточно было этим людям лишь однажды занять осуждающую позицию, как затем с нарастающей быстротой сопротивление их сердца набирало разрушительную силу. Более того, ожесточаясь сами, они вовлекали в борьбу против Бога и простой народ.

Будем внимательны к работе Божьей, совершаемой в наши дни в братстве, в церквах, в нашей душе. Не станем сопротивляться обличающему голосу Духа Святого — это приведет к духовной беде. Не заметив, мы постепенно можем опуститься до сопротивления Богу, как книжники и фарисеи. Они, после   нескольких увещаний, самоуверенно заявили Христу: «Не правду ли мы говорим, что… бес в Тебе?» (Иоан. 8, 48).

Возлюбленные чада Божьи, искупленные от суетной жизни драгоценной Кровью Иисуса Христа! Дорогие друзья, еще не обращенные к Богу, но расположившие сердце внимать словам спасения! Если вас мучит беспокойство не совершили ли вы этот непростительный грех и вам горько от одной только мысли об этом, от имени Господа спешим к вам со словами утешения: этого несчастья с вами не произошло. Одна тревожная мысль: не оказаться бы Богопротивником — свидетельствует о том, что вы далеки от этого греха. Откуда такая уверенность? — Напомню еще раз: хула на Духа Святого — это не поспешно сказанное, необдуманное слово, а вполне осознанная враждебная позиция по отношению к Богу, выразившаяся в конкретных, оскорбляющих Бога словах и делах.

Тем не менее, Слово Божье не напрасно предупреждает, что опасность похулить Духа Святого существует. Немало некогда знающих Господа скатились в эту бездонную пропасть, откуда возврата нет. Поэтому всякий раз, слушая или читая Слово Господне и ощущая тихое веяние Духа Святого, Который обличает, увещевает, останавливает на неверных путях, — не станем противиться Его святым увещаниям. Расположим сердце принимать все наставления Господа и в свете Его Слова исследовать свое хождение. И если тихий голос совести обличит нас в грехе, признаем вину, не откладывая покаяния, и Бог наш совершит «всякое благоволение благости и дело веры в силе» (2 Фес.1,11), чтобы прославилось имя Господа нашего Иисуса Христа в нас и через нас.

Вестник истины 2 (142). 1998.

www.gazetaprotestant.ru

Три греха против Святого Духа

Прочитаем несколько мест Святого Писания. Прежде всего, Мф. 12:31-32: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

С помощью Божьей я намерен говорить о трех грехах против Духа Святого. В приведенном тексте мы читаем об одном грехе, который называется хулою на Духа Святого.

Далее прочтем о другом грехе, Еф. 4:29-30: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Духа Святого, Которым вы запечатлены в день искупления». Второй грех, о котором мы прочитали, называется оскорблением Духа Святого.

Затем мы прочтем в 1Фес. 5:19: «Духа не угашайте». Третий грех называется угашением Духа Святого.

Теперь рассмотрим эти грехи по порядку и поразмыслим о каждом из них в отдельности.

Первый грех - хула на Духа Святого. 

Относительно этого греха Христос говорит, что человеку нет прощения ни в сем веке, ни в будущем. Есть много грехов, больших и малых: убийство, кражи, блуд, зависть, пьянство и т. д. Относительно всех этих сказано: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7). Есть однако один грех, о котором Слово Божие говорит, что для него нет прощения и милость Божия не распространяется на него.

Очень важно знать этот единственный грех, к которому Бог не применяет Своей милости. В чем же заключается хула на Духа Святого, которая не прощается? Книжники и фарисеи, видя чудеса Христа, говорили, что Он совершает это силою веельзевула, князя бесовского. Таким образом, эти люди оскорбляли Духа Святого, называя Его действия дьявольскими. И это были не только хулительные слова против Духа Святого, произносимые по неведению, но они были произнесены с ожесточением, с ненавистью в сердце против Христа, против действующего в Нем Духа Святого. Подобное состояние сердца делало их неспособными к покаянию. Вследствие этого Они были сознательными врагами Божьими и сторонниками дьявола, и они хотели исполнять волю отца своего. А дьявол - непримиримый враг Божий. Следовательно, когда человек противится действию Бога и называет проявление силы Божьей действием дьявола - этим он хулит Духа Святого и совершает грех, за который нет прощения, как говорит Спаситель.

И для нас, верующих, в этом урок. Мы не должны легкомысленно поступать в отношении Духа Святого. Его имя нужно произносить особо серьезно. Конечно, верующие не могут хулить Духа Святого, но они могут невнимательно относиться к Нему, произносить имя Его напрасно.

Второй грех - «оскорбление Духа Святого». 

Как верующий может оскорбить Духа Святого? Апостол Павел поясняет, по каким причинам это совершается. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших…» - «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:29-31). Всякое «гнилое слово», «раздражение и ярость», «гнев и крик», «злоречие со всякою злобою», «кто крал, впредь не кради» - все это оскорбляет Духа Святого. Вполне понятно, что человек, поступающий таким образом, оскорбляет Духа Святого, и Дух Святой не может жить в сердце, где гнездятся подобные грехи. Эти перечисленные грехи, оскорбляющие Духа Святого, кажутся нам не особенно большими и тяжкими. Они связаны с нашими «гнилыми словами», т. е. словами, негодными для употребления. Мы знаем по опыту жизни, что «гнилое» опасно для здоровья, что в нем имеется яд, способный отравить живой организм и даже убить его. Этими гнилыми словами можно отравить сердца людей. Как много таких, отравленных ядом «гнилых» слов, иной раз бессознательно высказанных людьми, даже верующими.

Итак, Духа Святого можно легкомысленно оскорблять раздражением, криком, гневом, злоречием. Часто в семьях бывает так: мать кричит на детей, дети на мать, муж на жену, жена на мужа, и это случается, может быть, ежедневно.

Люди привыкают к такому порядку и говорят: «Что же тут особенного?»

Дорогие братья и сестры! Апостол Павел говорит, что все эти, кажущиеся небольшими грехи, на которые очень часто обращается мало внимания, способны оскорблять Духа Святого. Почему? Потому что от избытка сердца говорят уста. Наши слова свидетельствуют о том, чем полно сердце. Если сердце полно благословения, присутствия Бога, любви, то как может такое сердце громко говорить, с шумом, раздраженно? Для любви это невозможно.

Теперь перейдем к третьему греху - «Духа не угашайте». 

Дух подобен огню. Спаситель Сам сказал: «Я пришел низвесть огонь на землю». Огонь существует для того, чтобы гореть. Но он горит по-разному: иногда высоким пламенем, иногда средним, а часто и очень маленьким, едва-едва держится и потом совершенно исчезает. Вот различные степени проявления огня. Огонь Духа Святого может гореть высоким, ярким пламенем, средним, иногда малозаметным и, наконец, может угаснуть. Как приятно смотреть на огонь, который горит во всю свою мощь, будь то костер или светильник разумных дев (Мф. 25). Как приятно было видеть Жениху этих 5 дев с чудными светильниками, горящими радостным огнем! Как радостно видеть христианина, жизнь которого горит ярким огнем Духа Святого, пламенем преданности Господу и Его делу! И, наоборот, как печально видеть христианина, в котором мало божественного огня, в котором начинается смертельный холод. Такой христианин не может согревать и освещать других, потому что сам не горит.

Нам известна притча Христа о 5 девах, у которых ярко горел огонь, и других 5-ти, у которых огонь погас. Очень важно уяснить те условия, при которых гаснет огонь Духа Святого. Какие поступки и дела со стороны верующего угашают Духа Святого в его сердце?

Для лучшего пояснения этого важного вопроса рассмотрим обыкновенный огонь.

Явление горения - это результат соединения одного вещества с другим - углерода с кислородом. Для того, чтобы появился огонь, необходим тот и другой элемент. Чтобы огонь продолжал гореть, необходимо топливо, масло, дрова, уголь - вещества, в которых есть углерод; если последний имеется, то огонь не угасает.

Во-вторых, необходимо устранить всякие посторонние предметы, мешающие процессу горения. Если огонь полить водой, он не будет гореть; или, если в костер наложить камни, он тоже не будет гореть.

В-третьих, огонь угасает вследствие действия ветра. Очень часто свечка в наших руках гаснет, потому что есть ветерок или сквозняк.

Такое же духовное топливо необходимо для сердца, чтобы Дух Божий не угас. Если имеется Дух Божий, то для того, чтобы происходило горение, необходимо общение, соединение между Духом Божиим и духом человека. Тут мы должны разуметь Духа Божия как во всей Его сущности, так и в виде Его особого проявления. Христос говорит, что те, которые приходят к Нему, как к источнику жизни, из них потекут источники воды живой. Для общения со Святым Духом необходимо, чтобы со стороны души была жажда, чтобы все стремления души были направлены к Богу, подобно тому, как говорит псалмопевец, что все его желания к Богу живому (Пс. 41:2-3). Если всего этого нет, значит нет в нас углерода. - Огонь не будет гореть, хотя и есть божественный кислород.

Можно сразу ответить на вопрос: от какого недостатка материала гаснет огонь? 

Во-первых, отсутствие ревности или беспечность. Это и есть прерывание общения нашего духа с Богом. Отсутствие общения обозначает, что нет стремления к Богу, а вместо него поселяется нечто другое - беспечность. Христианин прекрасно знает, что есть Дух Святой, что надо Им исполняться, но он не ревнует об этом, живет изо дня в день, как будто это ему совсем не нужно.

Во-вторых, отсутствие трудолюбия. Трудолюбие - это стремление духа к Господу. Если человека обуяла лень, то, конечно, не может быть горения. Приходилось ли вам встречать ленивых христиан? К сожалению, их очень много. Вокруг так много работы! Но они ходят без работы. Почему? Им не хочется работать, не хочется бороться; устали, лукавствуют, нет желания к работе. Апостол Павел увещевает верующих в этом отношении, говоря: «…дабы вы не обленились» (Евр. 6:12). На заданный вопрос: «Что вы делаете для Господа?» - многие отвечают: «Я ничего не делаю». Другие говорят: «Я мог бы сделать в 10 раз больше, чем делаю».

Дорогие братья и сестры! При лени светильники будут непременно гаснуть. С ленью подкрадывается и сон. Вы знаете, что иногда случается, если человек спит? Однажды некто заснул. Просыпаясь, он чувствует, что с ним произошло что-то неладное; осматривается и видит, что он весь черный. Смотрит на пол, кругом себя - все черно. Лампа едва горит. Оказывается, что во время сна его лампа стала коптеть и закоптила его всего. Так случается и с христианами. Они засыпают, а потом с тревогой спрашивают: «Что такое со мною?» Да, дорогой брат и сестра, ты заснул и светильник твой начал коптеть. Опасно спать, пора проснуться, иначе огонь погаснет!

Далее, идет послушание. Это проявление нашего духа, который стремится исполнить волю нашего Господа. Но бывает, что человек не слушает голоса Божьего и не подчиняется Духу Святому. Дух Святой внушает делать то или другое, но человек уклоняется от этого повеления и остается на месте. Такой христианин, непослушный Господу, становится в конце совершенно неспособным для духовной работы. Почему? Потому что не послушался голоса Божия.

Братья и сестры! Со всеми нами говорит Господь. Если Он говорит: «Оставь это место, перестань общаться с ними», но ты все-таки продолжаешь это делать, то не будет удивительно, если ты окажешься в положении Саула (1Цар. 15:22-23). Затем, нет охоты к Слову Божьему. Это большой недостаток. Христианин читает Слово Божие очень редко, если читает, то не размышляет о прочитанном. Прочитал и забыл; о чем там говорилось не помнит! Нет охоты воспринимать Слово Божие. Дух не горит.

И самое главное - нет молитвенного состояния. Христианин молится наскоро, лишь тогда, когда молятся другие. Никогда он не ищет тесного молитвенного единения с Господом, молится случайно, на собраниях. Молитвы его носят формальный характер. Какие бывают результаты от подобного отношения к молитве? Результат следующий: если нет стремления к Господу, получится разобщение с Ним. И огонь Духа Святого не горит в нашем сердце, он угасает.

Есть и другие причины: присутствие посторонних предметов. Если на огонь полить воду, он не будет гореть и скоро угаснет. Посторонние предметы угашают духовный огонь, духовную жизнь.

Далее Слово Божие говорит, что где Дух Господень, там свобода (2Кор. 3:17). Дух Святой не может терпеть состояния рабства. Сердце, преданное рабству, не может вмещать Духа Святого. В чем выражается рабство? Оно может проявляться в разных случаях. Приведу пример: молодой способный проповедник усердно трудится на ниве Божией. Но вот, он полюбил девушку и женился. Конечно, это дело неплохое. Но через некоторое время он становится равнодушным к делу Божиему. Нет уже былой ревности, у него нет времени посвящать себя духовным интересам, другие дела занимают его. Что случилось? Порабощение человека человеком. Он полюбил человека более, нежели Господа и дело Его. Получилось разобщение с Богом, и в результате, огонь Духа Святого начал потухать в сердце его.

Всегда, когда человек любит кого-либо или что-либо больше, нежели Господа, то это содействует угашению Духа Святого.

Третье, что угашает Духа Святого - это ветер. Какие ветры мешают духовному горению?

Во-первых, бывают ветры разных сомнений в брате, затем в самом себе, далее - в Слове Божием и - духовный огонь начинает гаснуть.

Во-вторых, бывают ветры разных неправильных учений. Община живет. Дух Божий работает в ней тихо, но спасательно. Члены получают назидание и укрепляются в благодати и жизни Божьей, грешники обращаются от греховной жизни, община растет численно и духовно. Вдруг поднимается ветер лжеучения. Верующие увлекаются этим ветром и попадают в сети заблуждения. Результат получается страшный. Многие теряют духовное равновесие, лишаются веры и уходят в мир. Это значит, что духовный огонь совсем прекратился, угас.

Есть и другие ветры - ветры различных плотских страстей, которые гнездятся в сердце человека, особенно молодого, и не дают сосредоточиться на духовной работе. О, как много разрушают подобные ветры!

Бывают еще ветры несогласия, распрей. Это тоже страшный ветер. Но если наш дух стремится к общению с Духом Святым, если стремление и духовная жажда направлены к Богу живому, тогда не страшны нам никакие сатанинские ветры, они не повредят нам, потому что с нами Сильнейший, который сумеет защитить нас от разного рода нападок. Поэтому необходимо достигнуть тесного общения с Духом Святым. Нам нужно внимательнее наблюдать за собою, чтобы не оскорбить и не угасить Духа Святого.

Голубь может жить в маленьком гнезде и будет доволен им. Но если он узнает, что рука человека прикоснулась к его гнезду, то голубь непременно покинет гнездо, так как он не может терпеть прикосновений руки человека, угрожающего опасностью.

Так и Дух Святой, чистый как голубь, не будет жить в сердце человека, тронутом грязной рукой греха, он уйдет и оставит его.

Духа Святого можно угашать не только в самом себе, но в других также. Последнее нужно считать более важным. Если я угашаю Духа Святого в самом себе, то я страдаю, но есть возможность угасить Духа Святого в моем брате и привести его к страданию. Если угас огонь в моем доме, то это одна беда, но если я пошел и потушил огонь в чужом доме, то это нечто страшное. Это бывает путем соблазна.

Если мы соблазнили чем-либо брата, то мы угасили огонь в брате и будем отвечать вдвойне (Лк. 17:1-3). Как можно соблазнить брата? Можно угасить огонь духа в сердце брата путем несправедливости или обиды. Вы знаете, что обидели брата, брат не может перешагнуть порог вашего дома. Вам известно это, но вы относитесь к этому холодно.

Вы угашаете дух брата, который должен гореть. Так бывает при проявленной неблагодарности, что особенно наблюдается в отношении духовной работы. Работники на ниве Божией бывают неодинакового духовного состояния. Есть работники стойкие, не нуждающиеся в благодарности. Они с радостью несут иго Христово, страдают за своего Господа извне и внутри. При оскорблениях, обидах и разных неприятностях, причиняемых им со стороны братьев, они утешаются тем, что и «Христос не получил лучшего».

Но есть слабые работники. Трудясь в общине, они ожидают от нее признания их труда; неужели только одна критика и разные непонимания? И в результате - горение таких работников прекращается, они оставляют работу, огорченные и разочарованные в возвышенных своих стремлениях.

От чего еще может охладевать любовь? Верующий, когда-то способный обнять всех, и злого и доброго, начинает холодеть: он различает хорошего брата и нехорошего, потом становится, в своем собственном мнении, единственно хорошим и совершенным.

Дорогие братья и сестры! Все вышесказанное относится к нашей личной жизни, но оно относится также и ко всем общинам, отделам и союзам. Счастливы общины, союзы, в которых члены имеют ярко горящие светильники, горящие огнем Божественного Духа! Но не дай Бог, чтобы с кем-либо случилось угашение Духа!

Итак, в отношении Духа Святого мы разделяемся на три разряда: 

  1. Есть верующие, у которых огонь Духа горит высоким пламенем. Они должны благодарить за это Господа.
  2. Есть такие, у которых священный огонь стоит на среднем градусе. Они не могут благодарить; они должны просить, чтобы Господь устранил из их жизни и сердца все то, что угашает их огонь, чтобы Он удалил все препятствия для высокого, яркого пламени.
  3. И, наконец, те, у которых священный огонь совершенно погас, как у 5 неразумных евангельских дев, вопрошавших: «Где нам взять масла для светильников?» Такие души должны, не теряя времени, сегодня же сказать об этом Господу: «Господи, у меня нет масла, нет огня! Дай Твой святой огонь Духа Святого в сердце мое, чтобы дух мой загорелся и горел ярко!» 
У Господа так много огня! Просите, и Он даст вам! (Иер. 8:1).

duhovnierazmischlenia2.blogspot.ru


Смотрите также