Мумия, Древний Египет – об этом слышал, наверное, каждый. Столько тысячелетий пронеслось над седыми массивами гробниц и пирамид, а они до сих пор притягивают и завораживают людей со всего света. Загадочность, мрачность, необыкновенный расцвет ремесел, развитая медицина, изысканная культура и богатая мифология – все это делает древнюю страну живой и интересной. Надо сказать, что мумии Древнего Египта (фото многих из них заставляют содрогнуться) – это отдельное явление, до сих пор вызывающее горячие споры. Можно ли выставлять их в музеях? Ведь как-никак это все же тела покойников… Как бы там ни было, туристы во многих странах мира могут пойти и посмотреть на давно умерших людей, чьи земные оболочки частично спасены от тлетворного влияния времени. Зачем же их создавали? Дело в том, что древние верили в существование человека после смерти непосредственно в месте его захоронения. Именно поэтому строились роскошные гробницы и пирамиды для царей, которые наполняли всем, что могло пригодиться им после смерти. И по этой же причине египтяне старались сохранить от разрушения само тело усопшего. Для этого была изобретена мумификация. Мумификация – это консервация трупа при помощи специальных методик и препаратов при сохранении целостности его внешней оболочки. Уже во времена 2-й и 4-й династий тела стали обматывать бинтами, сохраняя от разложения. С течением времени мумия (Древний Египет преуспел в их создании) стала изготавливаться гораздо сложнее и изощреннее: из тела удаляли внутренности, а для консервации применяли особые растительные и минеральные препараты. Считается, что во времена 18-й и 19-й династий искусство мумификации достигло подлинного расцвета. При этом надо сказать, что мумия (Древний Египет создал немало их) могла быть изготовлена несколькими способами, которые различались сложностью и стоимостью. Историк Геродот рассказывает, что бальзамировщики опрашивали родных покойного, предлагали им на выбор несколько методов консервации тела. Если выбирался дорогой вариант, то изготавливалась мумия таким образом: сначала удалялась часть мозга (через ноздри при помощи железного крюка), впрыскивался специальный раствор, вырезались органы брюшной полости, тело промывалось пальмовым маслом и натиралось благовониями. Живот заполнялся миррой и другими благоухающими веществами (ладан не использовали) и зашивался. Тело помещали на семьдесят дней в натровый щелок, затем доставали и обматывали бинтами, смазывая вместо клея камедью. Все, готовая мумия (Древний Египет демонстрирует их немало) отдавалась родным, помещалась в саркофаг и хранилась в усыпальнице. Если родственники не могли оплатить дорогой способ консервации и выбирали тот, что подешевле, мастера поступали следующим образом: органы не вырезались, просто в тело впрыскивалось кедровое масло, разлагающее все внутри, и сам труп также помещался в щелок. Через определенный срок иссушенное и лишенное внутренностей тело возвращали родственникам. Ну а совсем дешевый метод, для бедняков – это впрыскивание в живот сока редьки и после лежания в щелоке (те же 70 дней) - возвращение родным. Правда, Геродот не знал или не описал пару важных моментов. Во-первых, ученым до сих по не очень понятно, как египтяне умудрялись высушивать тело, делая это крайне искусно. Во-вторых, из тела никогда не удалялось сердце, а остальные внутренности помещались в специальные сосуды, хранившиеся в усыпальнице рядом с мумией. Надо сказать, что мумификация очень долго сохранялась в Египте и практиковалась даже после введения христианства. Согласно доктринам христианства, тело после смерти сохранять не нужно, однако священники не смогли внушить это своей пастве. Лишь пришедший позднее ислам положил конец созданию мумий. Сейчас фото мумии Египта непременно украшает каталог любого крупного музея, в котором есть отдел этого древнего государства. fb.ru Мумии Египта – это одна из загадок человечества. И несмотря на то, что многие секреты уже раскрыты, остается немало вопросов по этой теме. Мумии начали привлекать к себе внимание мировой общественности, ученых, туристов сравнительно недавно. Время всплеска приходится примерно на времена открытия гробницы Тутанхамона. Сегодня известно, что мумии древним египтянам нужны были не для того, чтобы оставить на планете место, в котором будет жить душа, а, скорее, для связи с духовным миром, загробным миром, в который души попадали после смерти. Тело, мумифицированное, по мнению жителей древнего Египта, связывало душу и землю, служило своеобразным проводником. Правда, далеко не каждый мог позволить себе заказать мумификацию, а только богатые и известные люди. Исключением была египетская кошка. Для них создавался специальный склеп еще при жизни, подготавливалась посуда, разные предметы быта, нужные для жизни обычного человека. Все это после смерти человека складывалось в склепе, а его тело подготавливалось соответствующим образом. Кого мумифицировали: Первый этап в развитии мумификации – бальзамирование. Считается, что первым, кто начал практиковать подобное, был Анубис. Он был проводником душ с мира живых в мир мертвых. В последующем Анубис научил людей делать то же, что и он, тем самым передав мастерство. На данный момент никто не может точно сказать, как именно способности Анубиса были переданы людям. Но с тех пор египетские мумии создавались просто совершенными, они сохранились по сегодняшний день в том же первозданном состоянии. Кроме того, археологические раскопки, изучения склепов и прочие мероприятия по исследованию всего, что связано с мумификацией, привели к тому, что были найдены сосуды с содержимым, применяемым для создания мумий. Удивительно, но свойства эликсиров остались неизменными, несмотря на тысячелетний возраст. В целом культура Африки уникальная, она может быть рассмотрена как в общем смысле, так и в контексте отдельного племени. И сложно в Африке встретить человека, который не верил бы в то, что египетские мумии – результат работы сверхчеловека, имеющего в ранние времена уникальные способности. По сути мумия – это тело человека или животного, пропитанное бальзамирующим составом. Тело обматывалось бинтами, причем достаточно обильно и плотно, чтобы консервирующие вещества сохранились там, где их воздействие необходимо. Примечательно и то, что мумификацией были заняты только специально избранные жрецы. Из чего делали бальзамы и как их наносили, не знал больше никто. Известно было одно – на мумификацию нужно немало времени, примерно два месяца. Бальзамирование начиналось с того, что органы умершего удалялись с его тела. Их не выбрасывали, но старались сохранить в целостности. Далее органы складывались в емкости с составом, сохраняющим их внешний вид и форму. И неважно было, египетские боги или животные подлежали мумификации, органы ставили в одно помещение с мумией. Это делалось для того, чтобы после смерти, в загробном мире, существо могло воспользоваться всем, что ему может потребоваться. Тело же освобождали от всего, кроме сердца. Что касается мозга, здесь был особый подход. Мозг, по мнению египтян, был не нужен, точнее, люди попросту не знали, каково его предназначение. Чтобы удалить мозг полностью, использовали специальные средства для растворения. Основной была цель – сохранение внешнего вида тела в неизменном виде. Следующий этап – заполнение почти пустого тела тканью с составом, не позволяющим остаткам тела разлагаться. То, как делали мумии, сегодня понятно досконально. Последнее, что делалось – это перевязка внешней части тела бинтами, пропитанными тем же составом. Такой была мумификация изначально, но в последующем некоторые методики были усовершенствованы. Так, разрабатывались ароматические средства, которые несли аналогичное предназначение, но сокращали время, необходимое на полную подготовку к созданию мумии. Суть процедуры создания мумии в Египте сократилась до таких действий: Позже был создан погребальный культ древнего Египта, который предполагал более тщательную внешнюю подготовку мумии. Ее красили, оформляя щеки и губы в яркие цвета, делали прическу. afrika-raj.ru Колыбелью неразгаданных тайн является Древний Египет. Особенно будоражит воображение безупречное искусство мумифицирования, которым владели почитатели культа священного Амона Ра. Древние египтяне кардинально отличались от других народов поклонением смерти, возведением ее в культ. Археологи постоянно находят новые захоронения мумий, стараются изучать их с помощью компьютерного оборудования, ведь хрупкие останки превращаются в прах от соприкосновения с солнечными лучами. Хотя сколько не проводятся исследования, загадок древности становится все больше. По законам современности, люди стараются жить здесь и сейчас, взять для себя только самое лучшее. Для древних египтян вся жизнь считалась подготовкой к главному таинству – смерти. Даже свадьбы не отмечались так пышно, как похороны. Чем качественнее провести мумификацию, тем более целостным сможет предстать перед богами усопший. Если земное существование - только миг, то к вечной жизни следует подготовиться с максимальной тщательностью. Мумию надлежало сопроводить к месту погребения с качественной посудой, амулетами, драгоценностями и фигурками богов. А чтобы мертвец не забыл своих благих дел, совершенных при жизни, ему дополнительно клали в похоронную камеру папирусы, где все добрые поступки были доподлинно изложены. Стены камеры тоже украшались рельефами и росписями, хотя они исполнены по существовавшим в Египте строгим правилам живописи. На все это великолепие взирала маска с широко открытыми разрисованными глазами, расположенная на месте лица мумии. Тысячелетия сменяли друг друга, но в оптимальных условиях в громадных усыпальницах покоились нетленные мумии фараонов Египта и знати. Хотя достойно сохранить останки могли себе позволить даже простые египтяне. Но только жрецы оставляли за собой почетное право проводить бальзамирование. Это связано с легендой о боге Анубисе, который сделал мумию из тела бога Осириса, чтобы подготовить его к вечной жизни в загробном царстве. Родственники умершего египтянина обращались к бальзамировщикам, а те предлагали на выбор один из способов мумификации исходя из финансовых возможностей просителей. После соблюдения формальностей жрецы приступали к работе. Мумификация в Древнем Египте была недешевым удовольствием. Поэтому для разных слоев общества процесс проходил по-разному. Как делали египетские мумии? В первую очередь, удаляли мозг железными приспособлениями через ноздри, а его остатки растворяли специальными снадобьями, которые впрыскивали в черепную коробку. В Древнем Египте не знали о функции мозга, поэтому его просто выбрасывали, хотя старались тщательно законсервировать все другие органы. После осмотра левой стороны живота покойника главный писец указывал место для разреза. Острым камнем парасхист (или вспарыватель) делал на обозначенном участке разрез брюшной полости. Один из жрецов проникал рукой в разрез, чтобы достать все органы, оставляя при этом на месте легкие и сердце. Считалось, что через пищевые органы происходит загрязнение плоти, а впоследствии и человеческой души. Извлеченные внутренности промывали бальзамом и пальмовым вином. Органы ни в коем случае не выбрасывали, а бережно погружали в сосуды, наполненными специальными бальзамами. Такие сосуды назывались канопы, их было у каждой мумии по четыре. На крышках сосудов изображали головы сыновей Хора. Наступала очередь бальзамирования. После промывания вином внутренних полостей покойника его тщательно натирали изнутри корицей, кедровым маслом, миррой и подобными средствами для бальзамирования. В специальных бальзамах замачивали бинты из льняной ткани, которыми тампонировали тело внутри и обматывали снаружи. Немного позже бальзамировщики научились заполнять мумии ароматическими травами, настоянными на маслах. Спустя некоторое время сливали остатки масла и приступали к сушке тела, чтобы убрать жидкость и избежать гниения. Сушка продолжалась около 40 дней. Теперь жрецы наполняли чрево благовониями и зашивали отверстие, а мумию погружали в концентрированный раствор натрового щёлока на 70 дней. По истечении срока тело обмывали, чтобы приступить к завершающему процессу. Разрезали на длинные ленты виссонное полотно и обматывали покойника, а полоски скрепляли между собой при помощи камеди. Бедняки не могли себе позволить оплатить такой трудоемкий процесс, поэтому соглашались на более дешевую мумификацию. В Древнем Египте покойнику впрыскивали в брюшную полость кедровое масло, при этом не делали разрез для извлечения внутренностей. После такой процедуры мертвеца опускали в щелок на несколько дней. По истечении времени из кишечника сливали залитое масло, которое обладает свойством растворять внутренности. Натровый щелок известен свойством разлагать мясо, поэтому впоследствии родные покойника получали иссушенную мумию, состоящую только из костей и кожи. Хотя самые бедные египтяне могли воспользоваться еще более дешевым способом. Он заключался во введении в брюшную полость покойника сока из редьки и погружении тела в раствор натрового щёлока на 70 дней. В Древнем Египте свято придерживались традиций. Считалось, что вельможи после смерти должны продолжать обитать среди нажитого богатства. Воин не сможет заниматься охотой после погребения, если лишится своего оружия. Фараон не займет полагающиеся его особе высокое место среди богов, если явится на суд Осириса без запаса драгоценностей, изысканной пищи и множества золотых статуэток. Поэтому в гробницах хранились несметные богатства, а «черные» археологи стремились к ним отыскать тайный ход. Для строительства неприступных усыпальниц придумывали различные ловушки, надежные запоры, которые можно было открыть специальными амулетами. Но все старания древних правителей по сбережению драгоценностей гробниц не увенчались успехом. Под влиянием человеческой жадности множество усыпальниц было разворовано, а заклятия и магия совсем не останавливали желающих нажиться на предметах древнейшей цивилизации. Почти в полной сохранности до наших дней дошла только гробница девятнадцатилетнего фараона Тутанхамона, правившего в 1332-1323 годах до н. э. Ее первооткрывателями являются два энтузиаста в области археологии Говард Картер и лорд Карнарвон, открывшие миру необыкновенную роскошь древней усыпальницы. Несколько лет археологи пытались отыскать захоронение юного фараона, и, наконец, в 1923 году удача им улыбнулась. Толпы зевак и журналистов устремились в маленький городок Луксор, чтобы передавать очерки и репортажи всем любителям старины. По ступенькам археологи осторожно двинулись вглубь отверстия в скале, а впереди увидели замурованную стену, за которой находился вход в гробницу. После освобождения хода они двинулись по коридору, но пришлось уделить еще некоторое время для очистки прохода от завала. Прошло время, и, наконец, снова ученым надлежало разобрать еще один замурованный вход. Сердце Картера глухо забилось в груди, когда он просунул руку со свечой в дыру в кладке. Из погребальной камеры вырвался теплый поток воздуха, заставив затрепетать на сквозняке пламя свечи. В полумраке постепенно проявились очертания комнаты, и взгляду открылись мерцающие при тусклом свете очертания статуэток зверей и статуй из золота. Археологи испытали настоящий шок, когда смогли войти в первую комнату гробницы. Фараона снарядили в загробное путешествие с потрясающей пышностью, хотя и не успели для него построить более просторной усыпальницы. Здесь находились пышные кровати, украшенные золотыми пластинками, богато инкрустированные самоцветами и слоновой костью кресла, сосуды, перчатки для стрельбы, колчаны для стрел, одежда и украшения. Также сохранились сосуды с остатками еды и засохшего вина. В каменных сосудах исследователи обнаружили дорогие благовония, сохранившие сильный аромат. Царская персона и после смерти должна была вести полноценное существование, продолжая умащивать тело душистыми веществами. В знак особого уважения к усопшим их тела украшались венками из сезонных цветов. Именно в гробнице Тутанхамона ученые обнаружили веночек из цветов, которые превратились в пыль от прикосновения. Осталось несколько листиков, их опустили в тепловатую воду, чтобы избежать разрушения. После анализа удалось узнать о месяце погребения фараона – от середины марта до конца апреля. В Египте в это время расцветают васильки и созревают паслен и мандрагора, которые послужили для составления венка. Для передвижения фараона по загробному миру в камеру было водружено несколько золотых колесниц. За первой комнатой следовала вторая, обладающая не меньшим запасом драгоценных предметов. В погребальных покоях обнаружено несколько ковчегов, уложенных один в другой по типу матрешки. Необходимо было открыть саркофаги, чтобы добраться до царской мумии. Останки находились в гробу, но они были настолько залиты ароматическими маслами, что к нему прочно приклеились. Золотая маска прикрывала собой лицо и плечи, она полностью повторяла прижизненные черты молодого фараона. Маску тоже попытались снять, хотя она под воздействием смолы прикрепилась к гробу. Для изготовления гроба фараона использовали золотой лист толщиной до 3,5 мм. Мумию египетского фараона при захоронении обернули в несколько пелен, а на самую верхнюю пелену нашили кисти рук с плетью и жезлом. После развертывания мумии нашли еще много драгоценностей, описание которых составило 101 группу. После грандиозного открытия гробницы Тутанхамона череда неожиданных смертей членов экспедиции всколыхнула общественность. Спустя год в каирской гостинице умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон. Его смерть моментально обросла немыслимыми подробностями и фантастическими догадками. Некоторые утверждают, что летальный исход спровоцировал укус москита, хотя другие рассказывают о ранении бритвой, ставшей причиной заражения крови. Так или иначе, но несколько следующих лет в прессе муссировалось понятие «проклятия фараонов». Один за другим скоропостижно скончались 22 члена экспедиции, которые первыми оказались на пороге знаменитой гробницы. Английские газетчики раздули сенсацию, а общественность не интересовали никакие разумные объяснения. До наших дней в достаточно хорошем состоянии дошли только мумии фараонов Древнего Египта. Ведь участь останков бедных египтян осталась незавидной. Во времена Средневековья существовало немало рецептов целебных микстур, изготовленных из растертых мумий. Не обошлось и без варварства: в 19 веке бинты древних мертвецов стали использовать в качестве бумаги, и сами мумии стали топливом. Но останки царственных особ остались почти нетронутыми, чтобы стать бессловесными свидетелями былого величия Древнего Египта. Одним из величайших завоевателей был фараон Сети I. Его правление относится к эпохе 19-й династии. Великий фараон вел жесткую политику, укрепил границы царства до территории, где сейчас располагается Сирия. Он мудро правил в течение 11 лет, оставив сильный Египет своему преемнику – Рамзесу II. Европейскую печать потряс факт вскрытия могилы Сети I в 1817 году. Сейчас мумия Сети 1 выставлена на обозрение в зале Каирского египетского музея. Легендарным фараоном древности был Рамзес II. Он дожил до преклонного возраста и правил Египтом предположительно 67 лет. Его мумия обнаружена в тайнике среди скал учеными Г. Масперо и Э. Бругшем в 1881 году. В Каирском музее можно увидеть мумию Рамзеса II. В 1974 году сотрудники музея забили тревогу ввиду разрушения мумии. Решено было срочно отправить ее на медицинскую экспертизу в Париж. Пришлось позаботиться о египетском паспорте для мертвого царя, чтобы пересечь границы между государствами. В ходе проведения исследований у Рамзеса обнаружили ранения и переломы, а также заболевание артрит. После обработки мумию вернули в музей, чтобы сохранить ее величие для будущих поколений. www.syl.ru Понятие «мумификация» известно с древних времен. Этот обряд был тесно связан с религиозными воззрениями египтян о переходе человека после смерти в потусторонний мир и вечной жизни души. Считалось, что египетские фараоны имеют не человеческое, а божественное происхождение. Для них строились просторные украшенные гробницы, самыми яркими примерами из которых могут служить Пирамиды Гизы в Египте. Вместе с мумифицированным телом представителя династии в усыпаььницы помещались все богатства и предметы, которые могли потребоваться в потусторонней жизни: украшения, золото, предметы интерьера, колесницы. Одна династия хоронилась в одном склепе или месте. На юге Египта рядом с Луксором находятся массовые захоронения Долина Царей и Долина Цариц. Долина Царей, расположенная на территории древней столицы Египта Фивы, представляет собой огромный некрополь гробниц представителей мужской половины династии фараонов. Всего в восточной Долине Царей обнаружено около 80 захоронений царей Древнего Египта. Долина Цариц, ранее название «Долина Детей», объединяет некрополь, высеченный в восточной части древней столицы Египта Фивы, где покоятся останки жён фараонов, их детей, жрецов и высокопоставленных чиновников. Одной из самых ярких гробниц считается высеченная в скале усыпальница царицы Нефертари. Она щедро украшена изображениями, повествующими о жизни и достоинствах царицы, а также ее значении для мужа, фараона Рамзеса II. Смерть настигла царицу, когда она находилась на пятом месяце беременности. Мумия ее была перевезена и хранится в Брюсселе, а мумифицированное тело не ожденного ребенка осталось в этой гробнице Древнего Египта. Древние Фивы остаются одним из самых обширных мест проведения археологических исследований, которые не приостанавливаются ни на один день с момента случайного обнаружения гробниц и мумий фараонов Египта учеными братьями Расулами в 1871 году. Мумификации в Древнем Египте подвергались не только тела людей, но и животных. В гробницах фараонов обнаруживали мумии кошек. Они считались священным животным, обеспечивающим магическую защиту своих хозяев и дома от нечистой силы. Олицетворяли собой красоту, изящество и ум. Благодаря известному и широко применяемому в Древнем Египте искусству мумификации и в наше время можно увидеть нетронутые временем тела правителей старейшей цивилизации, их свиту и животных. В Египетском национальном музее в Каире туристам и исследователям предоставлена возможность посетить зал «Королевские мумии», где представлены сохраненные благодаря процессу бальзамирования тела династии фараонов: Аменхотепа III, Рамзеса II, Рамзеса III, Рамзеса IV, Рамзеса V, Рамзеса VI, Сети I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сиптаха, Тийе, Тутанхамона, Меренптах и других членов царской семьи. Здесь же можно увидеть глиняные сосуды с маслами и благовониями, которые использовались при мумификации в Древнем Египте. Удивительно, но их свойства и запах остались неизменными на протяжении тысячелетий. Искусство древнеегипетской мумификации также представлено в Египетском музее Барселоны в Испании. Коллекция экспонатов времен Древнего Египта дополнена предметами одежды и быта, аксессуарами, статуями, свитками рукописей. Всего их насчитывается более 600. В Отделе искусств Древнего Египта в Эшмоловском музее, Великобритания, хранится одна из самых больших коллекций мумий кошек. Обширный некрополь, где были обнаружены мумии, находится в районе Саккара Египта. В подземных гробницах хранились не только мумифицированные останки царей, но и животных. В частности, в Саккаре исследовали нашли 24 саркофага, помеченных маркировкой о захоронении быков. Такие обычаи связаны с духовными верованиями древних египтян о священной природе некоторых животных, как например, быка Аписа. Как и большинство услуг в Древнем Египте, качество мумификации напрямую зависело от финансовой состоятельности умершего. Из тел представителейдинастии и высших сановников внутренние органы удалялись через небольшие надрезы. Отверстия заполнялись масляной смесью. Через несколько дней жидкость сливалась. Для чиновников низшего звена в Древнем Египте такая процедура при мумификации была недоступна. После удаления внутренних органов из тела, они помещались в сосуды, заполненные специальными бальзамами, где и хранились в той же гробнице рядом с мумифицированным. Древние египтяне верили в то, что после смерти дух возвращался к телу умершего. А для последующей жизни в другом мире ему требовались все органы жизнедеятельности. Для того чтобы предотвратить быстрый распад тканей и завершить мумификацию тело подвергалось процессу сушки. Оно оставалось нетронутым 40 дней. После удаления всех органов, за исключением сердца, в тело, для поддержания его формы, заливалась смесь соединений натрия. Его состав добывался на берегах Нила. Натрием покрывалось также все тело фараона, жреца или мумифицируемого животного. Затем над телом работали парикмахеры и косметологи. Затем бальзамировщики наносили на тело слой влагостойкой смолы из натуральных веществ, таких как масла, пчелиный воск, смолы сосны. Затем мумию обматывали бинтами. Как заключительный этап, на мумию наносили маску и помещали ее в саркофаг. Весь процесс мумификации в Древнем Египте занимал 70 дней. Мумификацией в Древнем Египте занимались только жрецы, владеющие определенными знаниями и имеющими соответствующий сан. Ее проведение требовало навыков в этом виде искусств. Древние египтяне скрывали их метод проведения мумификации, и никаких записей об этом не было найдено в достоверных источника. Однако ученые выяснили, как выглядела применяемая ими технология. Они отметили, что песок сушит тело и не позволяет разлагаться тканям и тем самым способствует естественной мумификации в условиях засушливого климата Египта. В Долине Царей в Египте можно увидеть множество простых отверстий в песке и скалах. В них были обнаружены мумии граждан, которые могли позволить себе такую роскошь, как собственную гробницу во времена Древнего Египта. Видео о мумификации в Древнем Египте drevniy-egipet.ru Му́мия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском, греческом и латинском) около 1000 года. Происходит оно от арабского слова со значением «битум» или «нечто, пропитанное битумом». Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников. В действительности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки (перетирая затем в порошок) и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство мумия хорошо помогает при лечении ушибов и ран, часто продавалось как панацея. В XVI-м веке Мишель Монтень заклеймил данную практику как разновидность каннибализма. С нехваткой настоящих мумий аптекари часто мошенничали, используя подделки из трупов нищих, жертв эпидемий и мертворожденных детей. Даже в 1912 году немецкая фармацевтическая фирма «Мерк» предлагала в своём каталоге «настоящих египетских мумий»[1]. Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё — название лекарственной смолы, не связанной с мумиями. Сами древние египтяне назвали мумии «саху» (транслит.: sAhw). Хотя обряд мумификации обычно ассоциируется с древним Египтом, поскольку египетские мумии получили известность ещё с древних времён, наиболее древними являются мумии южноамериканской андской культуры Чинчорро (датировка условна, 7-9 тыс. до н. э.). Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела — это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 — 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккары и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н. э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, то есть примерно в 4500 — 4100 гг. до н. э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование. По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий. Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс. Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу: «Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86) Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее: «С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87) Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88). В разных источниках даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх.1:3)[источник не указан 299 дней] бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев. Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним «мастером» (так его называет Геродот), а целым коллективом. Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими. Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами 4-х богов — сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий голову бабуина; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебексенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие. В зависимости от технологии мумифицирования, возраста, условий хранения и других факторов современный внешний вид мумий сильно различается. Тела, заполненные смолой, имеют зеленоватый оттенок, а кожный покров примерно такой же как и у дублёной кожи. С такими мумиями нужно обходиться особенно аккуратно, ибо они весьма легко рушатся и в прямом смысле слова сыпятся. Спасают их только бинты. Тела, которые мумифицировались с использованием битума имеют чёрный оттенок. Битум проникает глубоко в ткань и смешивается с ней настолько, что порою при визуальном осмотре трудно определить где битум, а где костная ткань. Третий тип мумий — обработанные с помощью натровых солей (сульфаты, карбонаты и др.). Эти мумии похожи на средневековые мумии монахов, например тех, которые имеются на Мальте или в Испании. Некоторые древнеегипетские тела бальзамировали в меду. По преданию, тело Александра Македонского было мумифицированно «в белом меду, который никогда не таял». Ещё интересны и необычны отдельные находки додинастического и начала раннединастического периодов: тела просто заштукатуривались и раскрашивались. Так, что «скорлупа» оставалась, а всё, что находилось внутри её, — тлело. Также по мумии можно определить, в какую эпоху она была создана. Например, мумии XI династии обычно сделаны плохо и небрежно. Это, как правило, мумии жёлтого цвета. Но уже мумии следующей, XII династии, имеют чёрный цвет. Пелены наложены на мумий Среднего царства плохо, у некоторых они и вовсе отсутствуют. Но ещё хуже сохранились мумии последующего переходного периода — XIII—XVII династий. Лучшие мумии приходятся на Новое царство. Например, у фиванских мумий XVIII—XXI династий конечности гнутся и не ломаются. На языке гуанчей (Канарские острова) мумия называлась Axo или Xayo. Впервые мумии инков обнаружил испанский чиновник в Перу Поло де Ондегардо в конце 1550 годов в городе Куско. Согласно Доклада королю Испании, составленного губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года, у индейцев Перу было 10422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений.[2] После находки гробницы Тутанхамона возник интерес к египетской тематике. 22 декабря 1932 года состоялась премьера фильма ужасов «Мумия». В дальнейшем на эту тему было снято много продолжений и ремейков. dic.academic.ru Мумификация - процесс, необходимый для сохранения тела человека либо животного. Это может быть самопроизвольный процесс, или это может быть сделано специально. Египетские мумии были сделаны путем высушивания. Египтяне высушивали тело, используя соленую смесь называемую 'окисью натрия'. Эта 'окись натрия' - естественное вещество, которое распространено по реке Нил. 'Окись натрия' состоит из четырех солей: углекислый натрий, кислый углекислый натрий, хлористый натрий, и сульфат натрия. Углекислый натрий работает как сушильный агент, 'тянущий' воду из тела. В то же самое время бикарбонат в присутствии влаги увеличивает pH, который создает агрессивную среду для бактерий. Египетский климат предоставил много благоприятных условий процессу мумификации. Египтяне полагали, что имелись шесть важных аспектов, которые составляли человека: физическое тело, тень, имя , ka (дух), ba (индивидуальность), и akh (бессмертие). Каждый из этих элементов играл важную роль в формировании индивидуума. Каждый был необходим для достижения возрождения в загробной жизни. За исключением akh, все эти элементы присоединяются к человеку при рождении. Тень человека была всегда с ним. Человек не мог существовать без тени, равно как и тень без человека. Тень изображалась, как маленький человек, окрашенный полностью в черный цвет. Имя человека давалось ему при рождении и будет существовать, пока его произносят. Вот именно по этому, прикладывались огромные усилия, чтобы защитить и сохранить имя. Саркофаг использовался, чтобы сохранить имя и защищать его вечно... Ka был двойником человека, то есть тем, что мы называем духом или душой. Ka был создан в то же самое время как физическое тело. Удвоение происходит на "колесе бога Кхнума". Ka существовал в физическом мире и постоянно находился в могиле. Это было так же важно, как потребность человека в пище и питье. Египтяне оставляли в могилах умерших продукты, спиртные напитки, и мирское имущество для ka. Чтобы Ка использовал их в загробной жизни. Ba может быть описан как чья - то индивидуальность. Подобно телу человека, каждый ba был уникальным в каждом человеке. Он переселялся в тело человека после его физической смерти, и легко двигался между миром физическим и загробным. Ba имел способность принимать различные формы. Akh был аспект человека, который желал присоединиться к богам в загробном мире, стать бессмертным. Это было создано после смерти при помощи святого текста и молитв, написанных буквами, предназначенными , чтобы увеличить силу akh. Как только это будет достигнуто, индивидуум получит возможность на вторую жизнь после смерти, которая будет означать лишь конец физического существования. Неповрежденное тело было неотъемлемой частью загробной жизни человека. Без физического тела не имелось никакой тени, никакого имени, никакого ka, ba, или akh. Египтяне полагали, что мумификацией обеспечивают себе возрождение в загробную жизнь. С 21 мая, по 25 июня, 1994 г. группа ученых от Университета Штата Мэриленд и Лонг-Айлендского Университета выполнила первую человеческую мумификацию за почти 2000 лет. Они использовали технологию древних египтян, бальзамирующие средства, сотню прекрасных египетских льняных полотен, больше чем 600 фунтов окиси натрия, ладана и мирры, масло кедра, вина пальмы, и природных смол. Мумификация происходила в Университете Военно-медицинской школы Штата Мэриленд в Балтиморе. Эти два человека, ответственные за гигантский прыжок назад во времени - Ронн Вэйд, старший по анатомическим исследованиям в Университете Военно-медицинской школы Штата Мэриленд в Балтиморе и Боб Бриер, египтолог Лонг-Айлендского Университета. Их мумия называется Mumab . По словам Ронна, Mumab был проверен после и в течение мумификации и будет сохранять свою форму, в то время, как остальные мумии могут терять форму. В отличие от древних мумий, эта имеет медицинскую хронологию, прошлое, настоящее, и будущее. Давайте посмотрим, что они проделали и узнали от Mumab. В течение некоторого времени Ронн и Боб искали подходящего донора. У них был список требований, которым должны были соответствовать доноры. Они искали средний человеческий образец, такой, который мог сравниваться со средним египтянином. Это был должен быть кто-то, кто пожертвовал свое тело науке и был доступен для процесса мумификации, занимающего очень много времени... Это должен быть кто-то, кто никогда не был подвержен какой-либо болезни и никогда не переносил операцию. Смерть должна была произойти по естественным причинам. Не имело значение мужчина это или женщина. К счастью, такой донор нашелся. Это был пожилой человек из Балтимора, который умер от остановки сердца. Древнеегипетский процесс мумификации занимал 70 дней. После этого срока этот пожилой человек из Балтимора станет Mumab. В свете того, что Древние Египтяне сказали нам в бесчисленных текстах и картинах относительно почти каждого аспекта их цивилизации, странно то, что они оставили такие дыры, в наших знаниях. Например, мы знаем очень немного о том, как пирамиды были созданы, или как обелиски были подняты. Подобно этим тайнам, древние Египтяне не сказали нам ничего относительно процесса мумификации. Возможно, это рассматривалось настолько тайным, и это было доверено лишь избранным устно. Один сохранившийся письменный отчет относительно мумификации, был создан греческим историком Геродотом, который посетил Египет примерно в 450 году до нашей эры. Он описал, как египтяне сохраняли своих мертвых. Но даже со свидетельствами Геродота, много вопросов оставались неясными. Многое из отчета-записи Геродота процесса мумификации поверхностно и открыто для предположений. Например, как египтяне использовали 'окись натрия', чтобы засушить тело. Некоторые фрагменты гласили, что тело "травилось в растворе "окиси натрия". Эта методика требовала бы больших резервуаров для пропитки трупов. Это предположение не получило никаких доказательств. Вместо этого, имеется доказательство присутствия широких столов, используемых для процесса высыхания. Но никогда не было ясно, почему эти столы имели размеры почти шесть футов поперек, были достаточно широкими, чтобы уместить два трупа. На эти и другие вопросы ученые ответили в процессе мумификации Mumab. Первый шаг в создании современной мумии: необходимость собрать инструментальные средства и компоненты, которые будут необходимы для процесса. Серебряные отпечатки создали точные копии египетских бальзамирующих инструментов. Бригадир плотников был завербован, чтобы создать подлинный стол для бальзамирования, подобный одному найденному в Египетской могиле. Отделение керамики Университета были уполномочены, чтобы делать все сосуды необходимые для процесса. Каждый был отмечен иероглифами, чтобы обозначить его функцию, Это отделение также сделало ритуальные сосуды, и 365 ushabtis (фигурок духовных рабочих для работы на том свете на своего хозяина в течение каждого дня года). Путешествие в Египет было необходимо чтобы собрать специи и масла, которые будут использоваться. Боб поехал к Руслу реки Natrun район между Каиром и Александрией, где собрал более 600 фунтов (270 килограммов) окиси натрия, которые будут необходимы. Здесь, река Нил питает несколько озер, уровень которых повышается и понижается каждый год, оставляя большие залежи каменной соли по берегу. Эта 'окись натрия' использовалась, чтобы высушить тело. Согласно Ронну, "функции "окиси натрия" - получать воду из ткани: если в тканях нет воды, тело не будет разлагаться". Пришло время начинать. Ронн и Боб перенесли пожилого человека из Балтимора к его "палатке очистки", которой в этом случае служила комната Школе Медицины в Балтиморе. Здесь, тело было вымыто с раствором "окиси натрия" и воды. Чтобы высушить тело полностью, внутренние органы должны были быть удалены. Первым удаленным органом был мозг. Египтяне полагали, что мозг имел небольшую важность, и он может быть удален. Еще раз мы используем объяснение Геродота. Он заявляет, что мозг был извлечен, после прокалывания кости наверху ноздрей, решетчатой кости. Большая бронзовая игла с крючковатым или спиральным концом использовалась, чтобы выполнить эту процедуру. Однако, не было ясно, как такой большой орган был удален через такое маленькой отверстие. Это наводило на размышления, что египтяне вставляли крюк через ноздри, и мозг мог быть извлечен по частям. Доказало очень трудно удалить мозг таким способом. Ронн и Боб импровизировали. В труп, лежащий на спине, они вставили крюк через нос и сумели размешать мозговую ткань в почти жидкую субстанцию. Тогда они перевернули тело на живот, и превращенную в жидкость мозговую ткань, вылили через ноздри. Пальмовое вино и ладан использовались, чтобы вымыть и очистить полость черепа. Следуя наставлениям Геродота, следующим шагом было удаление внутренних органов. Геродот описал использование круглой черной косточки для вскрытия брюшной полости. Принято, чтобы эта косточка была сделана из обсидиана, черного вулканического стекла. Это наводит на размышления, что обсидиан использовался в ритуальных целях. Но, этот материал, возможно, использовался просто потому, что это был лучший материал, доступный для резки человеческой ткани. Маленький разрез был сделан на левой стороне, через который внутренние органы были удалены. Сердце - единственный орган, который египтяне оставляли неповрежденным, потому что оно считалось "вместилищем" человеческой души. После удаления внутренние органы были вымыты с ладаном, миррой и вином пальмы. Они бы высушились после использования 'окиси натрия'. После того, как они были индивидуально законсервированы, органы хранились в специальных сосудах, называемых ритуальными сосудами. Издавна ритуальные сосуды имели форму голов Египетских богов, четырех сынов Хоруса. Они - опекуны внутренностей. Четыре Сына Хоруса: Имсет Дуамутеф Кебесенуф Хапи "Опекаемые" органы: Печень Желудок Кишечник ЛегкиеКак только внутренние органы были удалены, Ронн и Боб ополоснули брюшные и грудные полости тела, используя вино пальмы и мирру. Этот ритуал, вероятно, имел практические корни, поскольку это обеспечило бы более приятный аромат чем тот, который обычно исходит от мертвого тела. Полости были наполнены маленькими мешками "окиси натрия", чтобы сушить труп изнутри. Стол бальзамирования был сделан, чтобы соответствовать техническим данным тех, которые были найдены в Египетских могилах. На вопросы, почему этот стол был настолько широким, скоро получим ли мы ответ. Поскольку 'окись натрия' сначала лили на стол и затем по телу, стало ясно, что они будут нуждаться в ширине, чтобы разместить тело, полностью окруженное 600 фунтами окиси натрия. Температура поддерживалась около 115°F (46°C). Влажность сохранялась на уровне 30% - те же самые условия, как и в древнем Египте. После 35 дней нахождения "окиси натрия" в тканях "Мумаба" потеря веса составляла 100 из его первоначальных 160 фунтов. Процесс мумификации занимал только 35 дней. Почему тогда Египетский ритуал мумификации занимал 70 дней? Ответ может лежать в движениях звездообразного Сириуса. Сириус был важной звездой Египтян, и мы знаем, что они следовали за ее движениями очень тщательно. Подъем звезды Сириус отмечал Египетский Новый Год, начало сезона половодья. Время, когда Сириус исчезал в небе до времени, когда возвращался (Египетский Новый Год) был 70 дней, возможно Египтяне приравнивали эти астрономические явления со временем, необходимым от смерти в физическом мире к возрождению в загробную жизнь. Теперь, когда процесс сушки тела был закончен, мешки "окиси натрия", которые были помещены внутри тела, могли быть удалены. Пустая впадина заполнялась пальмовым вином со специями, миррой, и пакетами марли. Тело было протерто смесью пяти масел: ладана, мирры, пальмовым, лотоса и кедровым. Ученые удалили образцы ткани для биопсии и для проверки на присутствие бактерий. Замечательно, через три месяца после смерти, все исследования указали на то, что не имелось никакого присутствия бактерий. Это был момент, за счет которого мумификация рассматривалась успехом. Процесс не был закончен, потому что мумия еще должна быть обмотана. Фотографии мумии Тутмоса III использовались как руководство. Заматывание мумифицированного тела происходило с помощью длинных льняных бандажей и кожухов, которые были импортированы из Египта. На каждой из таких лент белья была с соответствующими иероглифическими надписями. Они были приложены, используя природную смолу. В некоторых древних Египетских мумиях, эта камедь, полностью покрывает тело. По названию этой смолы и произошло название - мумия. Некоторые наблюдатели полагали, что эта камедь была битумом. Персидское слово для битума - moumia. Полный процесс обмотки длился несколько дней и требовал больше чем 6 слоев или 20 фунтов (9 килограммов) белья. В соответствии с древней практикой, амулет сердца был помещен поверх сердца Мумаба. К этому моменту, если бы Mumab был настоящей древнеегипетской мумией, он прошел бы ритуалы погребения, которые заключались очистке и подготовке к загробной жизни, так называемое "открытие рта". Тело Мумаба не предназначено для загробной жизни. Оно теперь покоится в Музее Человека в Сан Диего. Оно продолжит изучаться Ронном Уэйдом, Бобом Бриером, и учеными этого и будущих поколений. Рубрика: Древний Египет allmystic.ru Древний Египет, наверно, самая известная цивилизация древнего мира. Народ, живший на берегах Нила за тысячу лет до нашей эры, имел собственный самобытный пантеон богов и богатую культуру. В обывательском сознании с Древним Египтом больше всего связаны мумии фараонов, которые привлекают интерес своей таинственностью и принадлежностью к культу смерти. Древние египтяне считали, что после кончины человек отправляется в загробный мир. Поэтому тела самых богатых и влиятельных жителей страны после смерти обязательно подвергались мумификации. Это делали с фараонами, верховными жрецами, аристократами. Процесс обработки трупа был полон различных тонкостей, которые были известны только в Древнем Египте. Суеверные жители африканской страны считали, что мумии фараонов помогают своим владельцам беспрепятственно отправиться в загробный мир. В массовом сознании было устойчивым мнение о том, что правители имеют божественное происхождение, это делало их связь со сверхъестественными явлениями еще более тесной. Мумии фараонов хоронили в специальных гробницах – пирамидах. Этот стиль архитектуры был уникальным египетским изобретением, которое стало небывалым новшеством в Древнем мире. Ни в Средиземноморье, ни в Междуречье ничего подобного тогда не строили. Самыми знаменитыми являются пирамиды Гизы. Мумификация считалась уделом избранных, но фактически ее можно было купить, если человек хотел обеспечить себе спокойное пребывание в загробном мире, а также если у него было достаточно денег для этого. Но были и процедуры, доступные только фараонам и членам их семьи. Например, только их органы помещались в специальные сосуды (канопы). Для этого тело умершего разрезалось специальным способом. Отверстия заполняли маслом, которое сливалось через несколько дней. Мастера, которые занимались мумификацией, являлись привилегированными членами общества. Им была известна недоступная для других наука бальзамирования. За столетия существования египетской цивилизации эти секреты так и не стали известны другим народам, например шумерам. Органы в сосудах хранились рядом с саркофагом мумии. Секреты фараонов хоронились вместе с их телами. В гробницу помещались все личные вещи, которые, по религиозной убежденности древних египтян, в дальнейшем также исправно служили владельцам в потустороннем мире. То же самое было с органами, которые должны были вернуться к фараонам, когда они окажутся по ту сторону бытия. Обработанное тело подвергалось сушке, которая могла продолжаться до 40 дней. Процедура позволяла ему сохраниться на протяжении многих лет. Для того чтобы тело не потеряло свою форму от естественных процессов, оно заполнялось специальным раствором, который в том числе содержал и натрий. Необходимые вещества бальзамировщики добывали на берегах Нила, который был священной рекой всей цивилизации. Мумии фараонов Египта также подвергались обработке косметологами и парикмахерами. На последнем этапе тело покрывали специальным маслом из воска, смолы и других природных ингредиентов. Наконец труп обматывался бинтами и помещался в саркофаг, где на него надевали маску. Всего процесс мумификации занимал около 70 дней и включал в себя труд дюжины человек. Секретному ремеслу обучали жрецов культа египетских богов. Разглашать его было нельзя. Нарушителей закона ждала смертная казнь. Вместе с мумией в усыпальнице хоронили еще и все имущество умершего: украшения, мебель, золото, а также колесницы, которые вообще были символом принадлежности к главному социальному слою. Члены одной семьи, как правило, имели собственную гробницу, которая становилась фамильным склепом. Археологи находят в таких пирамидах по несколько мумий. Существовали священные места, где строилось особенно много пирамид. Они находились на юге Египте. Это Долина царей, а также Долина цариц. Здесь нашли свой покой представители нескольких династий, правивших древним государством. Древней столицей Египта был город Фивы. Именно на его месте находится знаменитая Долина царей. Это обширный некрополь, в котором хранились многие мумии фараонов. Долина была обнаружена почти случайно братьями-учеными Расулами во время их экспедиции в 1871 года. С тех пор работа археологов здесь не останавливалась ни на один день. Одной из самых знаменитых является мумия фараона Хеопса. Он правил Египтом в XXVI веке до н. э. Его фигура была известна античным историкам, в том числе Геродоту. Уже этот факт говорит о том, что этот фараон действительно был великим даже по сравнению со своими предшественниками и преемниками, потому что имена многих фараонов вообще не сохранились ни в одном историческом источнике. Хеопс был деспотом, сурово каравшим своих поданных за любую оплошность. Он был беспощаден к своим врагам. Такой характер был привычным для правителей Древнего Египта, чья власть, как считали современники, происходила от богов, что давало фараонам карт-бланш на любые капризы. При этом народ и не пытался сопротивляться. Также Хеопс стал известен тем, что воевал на Синайском полуострове против бедуинов. Но величайшим достижением этого фараона является именно пирамида, которая была выстроена для его собственной мумии. Правители Египта готовились к своей смерти заранее. Уже при жизни фараона начиналось строительство его пирамиды, где он должен был найти вечный покой. Не исключением в этом правиле был и Хеопс. Однако его пирамида поражала своими размерами всех современников и далеких потомков. Она была включена в список 7 древних чудес света и остается единственным памятником из этого списка, который просуществовал до наших дней. Утраченная мумия египетского фараона хранилась внутри огромного лабиринта коридоров внутри сооружения высотой в 137 метров. Этот показатель был побит только в конце XIX века, когда в Париже появилась Эйфелева башня. Хеопс сам выбрал место своей усыпальницы. Им стало плато на территории современного города Гизы. В его эпоху это был северный край кладбища древнего Мемфиса – столицы Египта. Вместе с пирамидой была создана монументальная скульптура Большого сфинкса, который известен всему миру не хуже самой пирамиды. Хеопс рассчитывал, что со временем на этом месте появится целый комплекс из ритуальных сооружений, посвященный его династии. Другим великим фараоном Египта был Рамзес II. Он правил почти всю свою долгую жизнь (1279-1213 гг. до н. э.). Его имя вошло в историю благодаря ряду военных кампаний против соседей. Больше всего известен конфликт с хеттами. Рамзес много строил при жизни. Он основал несколько городов, большая часть которых была названа по его имени. Это был правитель, который изменил и преобразовал Древний Египет. Мумии фараонов часто становились объектами охоты гробокопателей. Не стала исключением гробница Рамзеса II. Жрецы Египта следили за тем, чтобы царские некрополи оставались нетронутыми. Пока древняя цивилизация еще существовала, тело этого правителя перезахоронили несколько раз. Сперва мумия фараона Рамзеса была помещена в склеп его собственного отца. Неизвестно точно, когда его разграбили, но в итоге жрецы нашли новое место для тела. Им стал тщательно спрятанный тайник, который принадлежал фараону Херихору. Туда же были помещены мумии из других гробниц, ограбленных разбойниками. Это были тела Тутмоса III и Рамзеса III. Тайник был обнаружен только в XIX веке. Сначала его нашли арабские грабители могил. В те эпоху это был прибыльный бизнес, поскольку в африканских песках по-прежнему находилось много сокровищ, которые продавались за хорошую цену на европейских черных рынках. Как правило, грабителей интересуют сокровища и драгоценные камни, а не мумии фараонов Египта. Фото разоренных могил подтверждают эту тенденцию. Однако уже в XIX веке власти Египта создали специальное министерство, которое отслеживало нелегальную торговлю древностями. Вскоре источник драгоценностей был обнаружен. Так в 1881 году нетронутая мумия Рамзеса попала в руки ученых. С тех пор она хранилась в различных музеях. Изучая ее, исследователи всего мира до сих пор получают новую информацию о мумификации. В 1975 году останки подвергли уникальной современной процедуре консервации, которая позволила сохранить уцелевший артефакт прошлого. Такой случай – крайняя удача для научного сообщества. Как правило, когда обнаруживают новую гробницу, в ней уже ничего не остается, в том числе и мумии. Секреты фараонов и их богатства на протяжении многих столетий привлекали искателей приключений и торговцев. В популярной культуре больше всего известна мумия Тутанхамона. Этот фараон правил в юном возрасте с 1332 по 1323 год до н. э. Он умер в возрасте 20 лет. При жизни он ничем не выделился в череде своих предшественников и преемников. Его имя стало известно благодаря тому, что его гробница оказалась не тронутой древними мародерами. Современные научные исследования мумии позволили детально изучить обстоятельства смерти юноши. До этого было расхожим мнение о том, что Тутанхамон был насильно убит своим регентом. Однако это не подтверждает сама мумия фараона Египта. Пирамида, в которой она хранилась, была полна склянками с лекарством от малярии. Современный анализ ДНК не исключил версию о том, что молодой человек переболел тяжелым недугом, из-за которого преждевременно скончался. Когда команда археологов обнаружила склеп в 1922 году, он был полон всевозможных уникальных артефактов. Именно гробница Тутанхамона позволила современной науке воссоздать ту обстановку, в которой хоронились мумии фараонов Египта. Фото усыпальницы сразу же проникли в западную печать и стали сенсацией. Еще большая шумиха вокруг гробницы Тутанхамона началась, когда неожиданно скончался лорд Джордж Карнавон, который профинансировал исследование далекой находки. Англичанин умер в каирской гостинице вскоре после того, как был вскрыт древний склеп. Пресса тут же подхватила этот сюжет. Вскоре появились новые умершие, связанные с археологической экспедицией. В печати поползли слухи о том, что существует проклятие, которое пало на головы тех, кто проник в гробницу. Популярной точкой зрения была идея о том, что источником зла была мумия фараона. Фото умерших попадали в широко тиражируемые некрологи. Со временем появились опровержения, которые развинчивали миф о проклятии. Тем не менее легенда стала популярным сюжетом западной культуры. В XX веке было снято несколько художественных фильмов, посвященных проклятию. В немалой степени именно благодаря им тема Древнего Египта приобрела популярность среди самой широкой публики. Известными стали любые новости, в которых фигурирует та или иная мумия. Гробница фараонов, которая была бы целой и нетронутой, так и не была найдена со времен находки Тутанхамона. fb.ruМумия, Древний Египет: таинственность и мистика. Как египтяне называют дух мумии
Мумия, Древний Египет: таинственность и мистика
Для чего мумифицировали умерших
Процесс создания мумии
Свидетельства историка
Конец мумификации
Мумии Египта. Как делали египетские мумии? — Мир Африки
Из кого делали мумии
Кто создавал мумии в Египте
Как именно делали мумии в Египте
Мумии фараонов. Мумификация в Древнем Египте. Гробница Тутанхамона :: SYL.ru
Подготовка к загробной жизни
Способы мумификации
Знать оплачивала дорогую мумификацию
Секреты бальзамирования
Стремление к загробной жизни у бедных египтян
Правитель в загробной жизни обладает несметными богатствами
Артефакты из гробницы Тутанхамона
Золотое великолепие
Мумия Тутанхамона
Проклятие или череда совпадений?
Незавидная участь
Сохранившиеся мумии фараонов
Диагностирование болезней древнего правителя
Как делали мумификацию в Древнем Египте
Некрополи древних Фив — Долины Царей и Цариц
Музеи мумий Древнего Египта
Как проводили мумификацию древние египтяне?
Мумия Древнего ЕгиптаМумия - это... Что такое Мумия?
Происхождение слова «мумия»
Древнейшие мумии: культура Чинчорро
Возникновение мумифицирования в Египте
Процесс мумификации
Канопы
Канопы — схема: четыре сына Гора слева направо — это Имсет, Дуамутеф, Хапи и Кебексенуф Канопы, фото Nina Aldin Thune Различные виды мумий
Мумии вне Египта
Мумии гуанчей
Мумии Инков
Интересные факты
Мумии в кинофантастике
Мумии в компьютерных играх
Литература
См. также
Примечания
Ссылки
Египетская мумификация — Мистические истории. Древний Египет — Сайт о мистике
Мумии фараонов Египта
Значение мумификации
Процесс мумификации
Обработка мумии
Долина царей
Хеопс
Пирамида Хеопса
Культовый комплекс в Гизе
Рамзес II
Борьба с грабителями могил
Тутанхамон
Проклятие фараонов