Крещение Господне — христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем 19 января. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Праздник Крещения Господня иначе называется Богоявлением, потому что в этот день было явление Пресвятой Троицы и, в особенности явление Божества Спасителя, торжественно вступившего в Спасительное служение. Праздник Крещения Господня отправляется в церквях так же, как праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием. Особенность этого Праздника составляют два великих водоосвящения, так называемые в отличии от малого, ибо малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время. Первое великое водоосвящение бывает накануне праздника в храме, а другое — в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено в воспоминание крещения Господня; Второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан. Молитвы в день Крещения Господня — Молитва Богоявлению Господню: ,,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий Единородный, от Отца прежде всех век рожденный, Свете от Света, просвещаяй всяческая, в последняя же лета от Пресвятыя Девы Марии нетленно воплощенный и в мир сей на спасение наше пришедый! Ты бо не потерпел еси видети от диавола мучима рода человеча и сего ради в пресветлый день Богоявления Твоего пришел еси на Иордан ко грешником и мытарем креститися от Иоанна, безгрешен сый, да исполниши всякую правду и да возьмеши в водах Иорданских грехи всего мира, яко Агнец Божий, во еже понести я на Себе и искупити Крещением крестным, пречистою Кровию Твоею. Сего ради погрузившуся Тебе в водах, отверзошася Тебе небеса Адамом заключенная и Дух Святый сниде на Тя в виде голубине, просвещение и обожение носяй естеству нашему, и Пребожественный Отец Твой возвести Тебе небесным гласом благоволение Свое, зане сотворил еси волю Его и человек грехи восприял еси и Себе на заклание уже предуготовал еси, якоже Сам рекл еси: “Сего ради любит Мя Отец, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю”, и тако во всесветлый день сей, Ты, Господи, положил еси начало искупления нашего от грехопадения прародительскаго. Сего ради вся силы небесныя радуются и вся тварь веселится, чающе свобождение свое от работы истления, глаголюще: Прииде просвещение, благодать явися, избавление наста, мир просветися и людие радостию исполняются. Да веселится ныне небо и земля и мир весь да играет; реки да плещут; источницы и озера, бездны и моря да срадуются, яко Божественным Крещением освятися днесь естество их. Да радуются днесь и человеков собори, яко естество их взыде ныне паки к первому благородию и вси с радостию да поют: Богоявления время. Приидите мысленно на Иордан, видение велие в нем узрим: Христос ко Крещению грядет. Христос ко Иордану приходит. Христос наши в воде погребает грехи. Христос овча похищеннаго и заблуждшаго приходит искати и обрет е вводит в рай. Сего Божественнаго таинства воспоминание празднующе, усердно молимся Тебе, Человеколюбче Господи: сподоби нам жаждущим по гласу Твоему приити к Тебе, Источнику присноживотныя воды, да почерпем воду благодати Твоея и оставления грехов наших и да отвергшеся нечестия и мирских похотей; целомудренно и девственно, и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Твоея, Великаго Бога и Спаса нашего, да не от дел наших спасеши нас, но по Твоей милости и по обновлению Святаго Духа Твоего банею пакибытия, Егоже обильно излиял еси, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем вечныя жизни во Царствии Твоем, идеже со всеми святыми сподоби нам прославити всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.» Верующие люди убеждены, что 19 января, в Крещение Господне, можно поправить здоровье, помолившись Господу Богу. Читайте 3 крещенские молитвы о Здравии. Если Вы больны, я осторожно посоветую Вам не окунаться в ледяную прорубь. О здоровье сложено много молитв, которые благословляют Вас на исцеление. Захворал Ваш близкий человек, не дай Бог, дитя — разомкните уста в крещенском покаянии, что наступит 19 января. Загодя посетите православный Храм и поставьте по 3 свечи к иконе Иисуса Христа, Блаженной Старицы Матроны Московской и Великомученика и Целителя Пантелеймона. Для домашнего моления докупите еще 3 свечи. Наберите водицы святой. Вам потребуются перечисленные выше образа. Когда настанет Крещение, уединитесь в запертой комнате. Зажгите все свечи. Рядом поставьте иконы и графин со святою водой. 3 раза прочтите молитву “Отче Наш” и Псалом 90. Перекрестившись, сделайте 3 глоточка святой воды. Не сетуйте на слабое здоровье, ведь, зачастую, его можно поправить, залечив душевные раны. С искренней верой в душе, 3 раза подряд, неторопливо нашептывайте специальные молитвы на здоровье — своё и близких людей: ,,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. В святой праздник Крещения молю тебя о здравии духовном. Очисти меня от телесных болезней и бесовского прельщения. Пусть водица крещенская смоет грехи мои, содеянные по злому умыслу и по забвению. Да будет воля твоя и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.» Если проблемы со здоровьем испытывает Ваш близкий человек, читайте эти молитвенные строчки: ,,Блаженная Старица, Матрона Московская. Чрез тебя мы просим об исцелении, и молим Христа о великодушном прощении. Помоги родному исцелиться, и водицы крещенской напиться. Пусть умоется, здоровье поправится, с верой в Бога навеки останется. Да будет воля твоя. Аминь.» Усердно креститесь и пьете святую воду. Напоите ею болящего родственника. Не ждите, что уже 19 января Ваше здоровье восстановится. Крещение Господне — это православный денек, который сулит исцеление по вере. Молитва на Крещение символ веры 19 января: текст на русском языке. 19 января православные христиане будут отмечать Крещение Господне. Как символ веры, прочтите несколько раз молитву на русском языке. И смело лезьте в прорубь! Загодя сходите в православный Храм и купите 3 свечи. Поклонитесь Господу Богу, Николаю Чудотворцу и Блаженной Старице Матроне Московской, поставив к образам по 1 свече. Перекреститесь с верой в душе. Для домашнего моления приобретите еще 3 свечи и перечисленные выше иконы. Наберите в колбу водицы святой. 19 января, в крещенский денек, уединитесь в запертой комнате. Зажгите 3 свечи. Рядом поставьте перечисленные выше православные образа и стакан со святою водой. Символом веры станет сердечная молитва, произнесенная неторопливыми устами Господу Богу. Читайте крещенскую молитву 3 раза подряд. ,,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Свято верую в спасение твое, во святую троицу и Апостолов праведных. Накладываю крестное знамение и ношу символ веры в виде освященного крестика. Во грехах содеянных и забытых по непослушанию, искренне каюсь с верой в душе. Спаси меня от адских наказаний и от бесовских страданий. В Крещение да пребудут с тобой святые благодати. Аминь.» Сердечно креститесь и пьете святую водицу. Молитва, обращенная к Иисусу Христу в день Крещения, позволяет символизировать веру через понятный текст на русском языке. Молитва на Крещение 19 января перед купанием. Если Вы закалены, и в крещенские морозы купаетесь в проруби, непременно прочтите православную молитву, чтобы благословил Господь. Ваши грехи будут смыты. Существует специальная крещенская молитва, произносимая перед погружением в прорубь. Некоторые даже умудряются зажигать церковные свечи. Молитва перед крещенским купанием очень коротка и всесильна. 1. ,,Господи, благослови меня на очищение перед купанием — и смой все грехи да наказания. Аминь.» 2. ,,Господи Иисусе Христе, пусть не простудят морозы студеные, а в купании мы будем спасенные. Аминь.» 3. ,,Господи Боже, в день крещенский, в проруби купаюсь, от скверны очищаюсь. Аминь.» Быстренько креститесь и погружаетесь в прорубь. В том случае, если Вы страдаете хроническим переохлаждением, я не рекомендую Вам купаться в такие морозные дни. Храни Вас Господь! Журнал ЖЖ. Как называется молитва и дух в виде голубине
МОЛИТВЫ В ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ. — Возрождение
Поделиться ссылкой:
Похожее
regeneratione.ru
СОТВОРИМ ПРАЗДНИК!
Духов день. Терцины
Песня первая
У человека двойственен состав, —
Двух разных он миров пересеченье —
Небесной вечности и праха сплав.
Он искры Божьей в тварной тьме свеченье,
Меж адом и спасеньем он порог.
И справедливо было изреченье
О нём: он червь, он раб, он царь, он Бог.
В рождённом, в каждом, кто б он ни был, я́влен
Мир, крепко стянутый в один комок.
В ничтожном самом вечный Дух прославлен
И в малом; искуситель древний, змей,
Стопою Девы навсегда раздавлен.
Я говорю лишь о судьбе своей,
Неведомой, ничтожной и незримой.
Но знаю я, — Бог отражался в ней.
Вал выбросит из глубины родимой
На берег рыбу и умчится прочь.
Прилив отхлынет. Жаждою томима,
Она дышать не может. Ждёт, чтоб ночь
Валы сгрудила, чтоб законы суши
Мог океан великий превозмочь.
Вот на скалу он вал за валом рушит,
Прибрежным страшно. Рыба спасена,
И воздух берега её не душит,
И влагою своей пои́т волна.
Судьба моя. Мертвящими годами
Без влаги животворной спит она.
Но только хлынет океаном пламя,
Но только прокати́тся гулкий зов
И вестники покажутся меж нами, —
Она оставит свой привычный кров
И ринется навстречу, всё забудет…
Однажды плыли рыбаки на лов.
Их на воде нагнал Учитель. Люди
Дивились. Пётр навстречу по вода́м
Пошёл к Нему, не сомневаясь в чуде.
И так же, как ему, дано и нам.
Мы не потонем, если будем верить,
Вода — дорога гладкая ногам.
Но надо выбрать раз. Потом не мерить,
Не сомневаться, как бы не пропасть.
Пошёл — иди. Пошла — иду. Ощерит
Тут под ногами бездна злую пасть.
Пошла — иду. А дальше в воле Божьей
Моя судьба. И Он имеет власть
Легко промчать на крыльях в бездорожье,
Иль неподвижностью навек сковать,
Прогнать, приблизить к Своему подножью.
И я вместила много; трижды — мать —
Рождала в жизнь, и дважды в смерть рождала.
А хоронить детей, как умирать.
Копала землю и стихи писала.
С моим народом вместе шла на бунт,
В восстании всеобщем восставала.
В моей душе неукротимый гунн
Не знал ни заповеди, ни запрета,
И дни мои, — коней степных табун, —
Невзнузданных, носились. К краю света,
На запад солнца привели меня, -
И имя было мне — Елизавета.
На взгляд всё ясно. Други и родня
Законы дней моих могли б измерить, —
Спокойнее живётся день от дня.
Лишь иногда приотворялись двери,
Лишь иногда звала меня труба.
Не знала я, в какую правду верить.
Ничтожна я. Великая судьба
Сплетается с моей душой ничтожной.
В себе сильна. Сама в себе слаба.
И шла я часто по дороге ложной,
И часто возвращалась я назад
И падала средь пыли придорожной.
Никто не мог помочь, ни друг, ни брат, —
Когда томил иного счастья вестник.
Он не сулил ни счастья, ни наград,
Он не учил ни мастерству, ни песням,
Он говорил мне: «Лишь закрой глаза,
Прислушиваясь к океанской бездне.
Ты только часть, а целое — гроза,
Ты только камень, а праща́ незрима,
Ты гроздь, которую пои́т лоза.
Ты только прах, но крылья херувима
Огнём насыщены и рядом, тут.
Не допусти, чтоб он промчался мимо.
Лишь подожди, наверное дадут
Тебе крестом отмеченные латы
И в мир иной ворота отопрут:
Иди, слепая, и не требуй платы.
Тебя не проводи́т ни брат, ни друг.
И я тебе лишь знак, а не вожатый».
Упала я, — крест распростёртых рук
Был образом великим погребенья.
Шлем воина — меня венчал клобук.
Какое после было откровенье,
И именем Египтянки зачем
Меня назвали? Нет, не удаленье,
А приближённость новая ко всем.
И не волчцы пустыни, и не скалы, —
Средь площадей ношу мой черный шлем.
Я много вижу. Я везде бывала.
Я знаю честь, я знаю и плевки,
И клеветы губительное жало,
И шёпот, и враждебные кивки.
А дальше поведёт меня дорога
При всех владыках мира в Соловки.
Мы все стоим у нового порога,
Его переступить не всем дано, —
Испуганных, отпавших будет много.
В цепи порвётся лишь одно звено,
И цепь испорчена. Тут оборва́лась
Былая жизнь. Льют новое вино
Не в старые мехи́. Когда усталость
Кого-нибудь среди борьбы скуёт,
То у врага лишь торжество, не жалость,
В его победных песнях запоёт.
Ни уставать, ни падать не дано нам.
Как пчёлы майские, весенний мёд
Мы собираем по расцвётшим склонам.
В земле лежал костяк ещё вчера
От кожи, жил и плоти обнажённым.
Ещё вчера, — давнишняя пора.
Я отошла на сотни лет сегодня.
Пшеничный колос туг. Палит жара.
Благоприятно лето мне Господне.
И серп жнеца сегодня наострён.
Размах косы и шире и свободней.
Пади на землю, урожай времён,
В безсмертный урожай опять воскресни,
Людской пролитой кровью напоён.
Давнишний друг, иного мира вестник,
Пытает и в мои глаза глядит:
«Поймёшь ли ты сегодняшние песни
И примешь мира изменённый вид?
Твой чёлн от берега давно отчалил,
А новый берег всё ещё закрыт.
В который раз ты изберёшь печали
Изгнанья, но теперь среди своих
Замкнулся круг, и ты опять в начале».
Но вестника вопрос ещё не стих,
А я уже ответ мой твёрдый знала,
Уверенный, как вымеренный стих.
От тех печалей сердце не устало.
И я хочу всей кровию истечь
За то, что некогда средь неба увидала.
Спустился обоюдоострый меч,
Тот, памятный, разивший сердце Девы.
И должен он не плоть людей рассечь,
Крестом вонзиться. От Него налево
Разбойник похуливший виден мне.
Весь трепетный, без ярости и гнева,
Сосредоточенный в своей вине.
Да, знаю я, что меч крестом вонзится.
Вторым крещеньем окрестит в огне.
Печатью многие отметит лица.
Я чую приближенье белых крыл
Твоих, Твоих, сверкающая Птица.
Ты, Дух живой среди костей и жил,
В ответ Тебе вздохнет душа народа,
Который долго телом мертвым был.
Не человечья, а Твоя свобода
Живое в красоте преобразит
В преддверии последнего Исхода.
И пусть страданье мне ещё грозит, —
Перед страданьем я склоняюсь до́лу,
Когда меня своим мечом разит
Уте́шитель, животворящий Голубь.
Песня вторая
Звериное чутьё иль дар пророка,
Но только не от разума учёт
Даёт нам чуять приближенье срока,
Какой Давид сегодня отсечёт
У Голиафа голову, сначала
Державных лат отбросивши почет?
И чёлн какой, сорвавшись от причала,
От пристани отпрянувши кормой,
Навстречу буре кинется? Встречала
Я много знаков. Скромен разум мой.
И если в чём упорствовать я буду,
Так уж не в том, что вычислить самой
Мне удалось. Лишь в приближеньи к чуду,
В том, что идёт всему наперекор,
Искать священных знаков не забуду.
Как памятно. Какой-то косогор,
Вдали стреноженная кляча бродит.
И облака, как груда белых гор,
И ветер ша́лый бьётся на свободе,
Клони́т траву. Иль в мире этом есть
Лишь кляча да бурьян на огороде?
И есть ещё, чего нельзя учесть:
Бездолье и тоска земной печали
И еле-еле слышимая весть.
О, в разных образах глаза встречали
Всё тот же воплощённый лик тоски, —
Когда январские снега молчали,
Иль зыбились полдневные пески,
И Волга медленно катилась в Каспий,
Весной в Неве сшибались льда куски
И две зари полночные не гасли.
Я знаю, — Родина, — и сердце вновь, —
Фитиль лампадный, напоённый в масле, —
Замрёт и вспыхнет. Отольётся кровь
И вновь прильёт. И снова будет больно.
О, как стрела, пронзительна любовь.
На всём печаль лежит. Гул колокольный,
И стены древние монастырей,
И странников порядок богомольный,
Дела в Москве преставшихся царей,
Торжественных и пышных Иоаннов,
И их земля среди семи морей,
И дым степных костров средь ханских станов, —
Со свитою верхом летит баскак, —
Он дань сбирает на Руси для ханов.
Потом от запада подня́лся враг —
Поляк и рыцарь ордена немецкий.
А по Москве Василий, бос и наг,
С душою ангельской, с улыбкой детской,
Иоанну просто правду говорит.
Неистовый, пылает бунт стрелецкий.
Москва первопрестольная горит…
Ещё… Ещё… В руке Петра держава.
Сегодня он под Нарвою разбит, —
Зау́тра бой. И гул идёт: Полтава.
Что вспоминать? Как шёл Наполеон,
И как в снегах его погасла слава,
И как на запад возвратился он.
Что вспоминать? Дымящееся дуло,
Убийцу, тело на снегу и стон…
И смертной гибелью на всё пахну́ло…
Морозным, льдистым был тогда январь.
Метель в снегах Россию захлестнула.
Морозный, льдистый ею правил царь…
Но и тогда средь полюсных морозов
Пожар змеился и тянула гарь…
…………………………………………………………
Шуми и падай, белопенный вал.
Ушкуйник, четвертованный Емелька,
Осенней ночью на Руси восстал.
Русь в сне морозном. Белая постелька
Снежком пуховым занесёт её,
И пеньем убаюкает метелька.
Солдат, чтобы проснулась, остриём
Штыка заспавшуюся пощекочет.
Он точно знает ремесло своё, —
И мёртвая как встрепанная вскочит,
И будет мёртвая ещё плясать,
Развеявши волос седые клочья…
Звон погребальный… Отпевают мать…
А нам, её оставшимся волчатам,
Кружить кругами в мире и молчать,
И забывать, что брат зовётся братом…
За четверть века подвожу итог.
Прислушиваюсь к громовым раскатам.
……………………………………………………
О, многое откроется. Сейчас
Неясно всё. Иль новая порода
И племя незнакомое средь нас
Неведомый закон осуществляет
И звонко бьёт его последний час?
Давно я вглядываюсь. Сердце знает
И то, чего не уловляет слух.
И странным именем всё называет.
В Европе, здесь, на площади, петух,
Истерзанный петух разбитых галлов,
Теряет перья клочьями и пух…
Нет, не змея в него вонзила жало,
Глаза сощурив, спину выгнув, тигр
Его ударил лапою. Шакала
Я рядом вижу. Вместо летних игр
И плясок летних, летней же порою
На древнем месте новый мир воздвиг
Победоносный зверь. И стал тюрьмою
Огромный город. Сталь, железо, медь
Бряцают сухо. Всё подвластно строю…
О, пристальнее будем мы глядеть
В туманы смысла, чтоб не ошибиться.
За тигром медленно идёт медведь,
Пусть нужен срок ему расшевелиться,
Но, раз поднявшись, он неутомим, —
Врага задушит в лапах. Колесница
Медлительная катится за ним.
Тяжёлым колесом живое давит.
Не тяжелей ступал железный Рим.
Кого везёт? Кто колесницей правит?
Где родина его? Урал? Алтай?
Какой завет он на века́ оставит?
Тебя я знаю, снежной скорби край.
В себе несу твоей весны напевы.
Тебя зову я. Миру правду дай.
Земля — Богоневестной Девы,
Для жертвы воздвигаемый престол,
Сегодня в житницу ты дашь посевы
Твоей пшеницы. Ты даёшь на стол
Вино от гроздий, напоённых кровью,
Ты, чудотворный лекарь язв и зол.
Мир люто страждет. Надо к изголовью
Его одра́ смертельного припасть,
Благословить с надеждой и любовью,
На ру́ки взять. И сразу стихнет страсть,
И сон целительный наступит сразу.
Проси, проси, и ты получишь власть
И кровь остановить, и снять проказу,
И возвратить ушам оглохший слух,
И зренье помутившемуся глазу.
За оболочкой плоти ярый дух,
Который вечен, и одновременно
Родился только что, — он не потух
В порывах урагана. И средь тлена,
Среди могил вопит Езекии́л,
Вопивший некогда в годины плена,
Костяк уже оброс узлами жил,
И плоть уже одета новой кожей.
Мы ждём, чтоб мёртвых оживотворил
Животворящий Дух дыханья Божья.
И преклонились Божии уста, —
Жизнь пронесётся молнией и дрожью,
И тайну Животворного Креста
Позна́ет Иосафа́това долина.
Могила Господа сейчас пуста,
И чудо прозревает Магдалина.
Песня третья
Он жил средь нас. Его печать лежала
На двадцати веках. Всё было в Нём.
Вселенная Его лишь отражала.
Не так давно, спокойным, серым днём,
Ушёл из храмов и домов убогих
Один, босой, с сумой, с крестом, с огнём.
Никто не крикнул вслед. Среди немногих,
Средь избранных царил такой покой,
Венцы сияли на иконах строгих.
А Он проплыл над огненной рекой
И отворил тяжёлые ворота,
Ворота вечности, Своей рукой.
Ничто не изменилось: крови, пота
И гнойных язв на всех земных телах, —
Как было, столько же и есть. И та ж забота,
И нет пути, и в сердце мутный страх,
Непроницаемы людские лица.
Одно лишь ново: бьётся в небесах,
Заполнив мир, страдающая Птица,
И всех живущих в мире бьёт озноб,
И даже нелегко перекреститься…
Пустыня населялась… Средь трущоб
Лепились гнезда старческих киновий.
В пещере дальней крест стоял и гроб.
И в городах, под пенье славословий,
Шлем воина сменялся на клобу́к,
Покой дворцов — на камень в изголовьи.
Закончен двадцативеко́вый круг.
Полынь растёт, где храмы возрастали,
И города распахивает плуг.
Единый, славы Царь и Царь печали,
Источник радости, источник слёз,
Кому не может развязать сандалий
Никто. Он в мир не мир, но меч принёс.
Предсказанный пророками от Бога,
Краеугольный камень и утёс,
Приявший плоть и возлюбивший много,
На дереве с Собой распявший грех,
Уже не смотрит ласково и строго,
Уж не зовёт блудниц и нищих всех
Принять живой воды, нетленной пищи
И новое вино влить в новый мех.
И нищий мир по-новому стал нищий,
И горек хлеб и гнойны все́ моря,
Необитаемы людей жилища.
Что нам дворцы, коль нету в них Царя,
Что жизнь теперь нам? Первенец из мёртвых
Ушёл из жизни. Нету алтаря,
Коль нету в алтаре безкровной жертвы.
И пусть художник через сотни лет
О днях печали свой рассказ начертит.
Оставленный и одинокий свет.
В сугробах снежных рыскает волчица,
К себе волчат зовёт, а их уж нет.
И над пустым гнездом тоскует птица,
И люди бродят средь земных дорог.
Непроницаемы людские лица.
Земную грудь попрут стопами ног,
Распределят между собой ревниво
Чужого хлеба найденный кусок.
Не отдохнут, а дальше торопливо
Пойдут искать… И что искать теперь,
Какого нам неведомого дива,
Какой свободы от каких потерь?..
А солнце быстро близится к закату.
Приотворилась преисподней дверь.
Иуда пересчитывает плату,
Дрожит рука, касаясь серебра,
К убитому склонился Каин брату,
Течёт вода пронзённого ребра,
И говорят с привычкой вековою
Предатели о торжестве добра.
Подобен мир запёкшемуся гно́ю.
Как преисподним воздухом дышать,
Как к ядовитому привыкнуть зною?
Вглядись, вглядись: вот бьётся в небе рать,
И будет неустанно, вечно биться.
Вглядись: меч обоюдоострый… Мать…
Мать матерей… Небесная Царица,
Был плач такой же, на Голгофе был…
Вглядись ещё: откуда эта Птица,
Как угадать размах священных крыл,
Как сочетать её с землёю грешной?
Пусть на устах последний вздох застыл, —
Глаза средь этой темноты кромешной
Привыкли в небе знаки различать.
Они видали, как рукой неспешной
Снял ангел с Откровения печать —
И гул достигнул до земного слуха.
Его услышав, не дано молчать.
Вздыхало раньше далеко́ и глухо,
Как вздох проснувшегося. А потом,
Как ураган, шумели крылья Духа
И прах, и небеса заполнил гром.
И лезвием блестящим рассекала
Струя огня храм, душу, камень, дом:
Впивалось в сердце огненное жало.
Ослепшие, как много вас теперь,
Прозревшие, как вас осталось мало.
Дух ведает один число потерь,
Дух только горечи и воли ищет.
Мать Иисуса и Давида дщерь,
Что херувимов огнекрылых чище,
Внесла свой обоюдоострый меч
На небеса небес, в Его жилище.
Никто не попытается извлечь
Из сердца Птицы смертоносной стали,
Он Сам пришёл Себя на смерть обречь.
Так было предуказано вначале.
Начало мира, — этот меч и крест,
Мир на двуликой выращен печали:
Меч для Неё, Невесты из невест.
Крест Отпрыску Давида, Сыну Девы.
Одно и два. Смешенье двух веществ.
Сегодня вечности поспели севы
И Божьему серпу препятствий нет.
Сталь огненосна. Кровеносно древо.
Крещение второе. Параклет.
Огонь и животворный Дух крещенья…
Сменяются потоки дней и лет, —
Всё те же вы, безсмертны в повтореньи
Живые образы священных книг.
Пилат умоет руки. В отдаленьи
Петуший утренний раздастся крик,
И трижды отречение Петрово,
Сын плотника склонит Свой мёртвый лик, —
Ворота адовы разрушит Слово.
Но Славы Царь сегодня в небесах,
Уте́шителя Он нам дал иного,
Иной и мы́тарь посыпает прах
На голову. Иного фарисея
Мы видим. Он с усмешкой на устах
Уж вычитал, об истине радея,
Что есть закон. Закон не превозмочь.
А кто восстанет, тем судьба злодея.
Которого Вараввы? Пусть он прочь,
Прочь от суда уходит на свободу.
Трёхдневная приблизилась к нам ночь.
К избра́нному Израилю, к народу
Новозаветному, внимай, внимай.
Вот некий Дух крылом смущает воду,
Где хочет, дышит, воскрешает рай
В сердцах блудниц и грешников убогих.
Израиль новый, Божью волю знай,
Ведь сказано в Его законах строгих, —
Дар благодати взвешен на весах,
Дар благодати только для немногих.
Что создано из праха, будет прах…
И звонко заколачивает кто-то
Гвоздь в перекладину креста. И страх,
Кощунства страх, о чистоте забота,
И ужас непрощаемой хулы
Весь мир мертвит. И смертная дремо́та
Огонь покрыла пеленой золы.
Недвижны звёзды в небе, звери в поле,
В морях застыли водные валы.
О, Дух животворящий, этой боли
Искал Ты? О, неузнанная весть,
Людьми не принятая весть о воле.
Где средь потопа Белой Птице сесть?
Где среди пле́вел отобрать пшеницу?
Что может пла́мень в этом мире съесть?
Лети от нас, истерзанная Птица.
К Тебе никто не рвётся, не привык.
Не можешь Ты ничьей любви добиться.
Виденьям не покорствует язык.
Что видели глаза, пусть скажет слово.
Огонь средь мёртвых, преисподней рык.
Пусть будет сердце смертное готово
Предстать на суд. Пусть взвесит все́ дела,
Пусть выйдет в вечность без сумы и крова.
Грудь голубя сегодня не бела,
На ней кровавые зарделись пятна,
И каплет кровь с высокого чела,
И шу́мы крыл не так для слуха внятны.
Единая Голгофская гора
Вдруг выросла и стала необъятна.
На площади Пилатова двора
Собра́лись все́ воскресшие народы,
И у костра гул голосов. Жара.
Как будто не существовали годы, —
Две тысячи годов исчезли вмиг.
Схватили Птицу, Вестника свободы.
В толпе огромной раздаётся крик:
«Распни её, распни её, довольно».
Вот кони стражи. Лес блестящих пик.
Глубо́ко вкопан столб. Доской продольной
Он перекре́щен. Я в толпе, и ты,
И ты, — другой и все́. Тропой окольной
Бежать средь наступившей темноты
В отчаяньи какой-то ры́барь хочет…
Вдруг в небе предрассветные цветы…
Вдруг серебро, слепящее средь но́чи…
Небесный по́лог распахнулся вдруг…
Труба архангельская нам рокочет…
Не смею больше… В сердце не испуг,
Но всё ж не смею… И усилье нужно
Опомниться… Вещей привычный круг.
Я в комнате. А за стеной наружной
Примята пыль. Прошёл недавно дождь.
От северной границы и до южной
Пасёт народы предречённый Вождь.
<25 мая 1942>,
Духов день
vzangirov.livejournal.com
Всё о Крещенских купаниях и святой воде
Православные христиане Казахстана активно готовятся к Крещенским купаниям, которые пройдут в ночь с 18 на 19 января. Многие хотят искупаться в проруби и запастись святой водой. Как это сделать без ущерба для здоровья, и какой смысл заложен в этих традициях, рассказывает управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий.
- Многоуважаемый Владыка, что такое Крещение, с чем связан этот праздник?
- Празднику Крещения Господа нашего Иисуса Христа традиционно сопутствует весьма сложное богословское осмысление.
Мы вспоминаем события, происходившие на берегах реки Иордан в тот год, когда Христу исполнилось тридцать лет. На берегах Иордана тогда проповедовал величайший пророк дохристианской эпохи святой Иоанн Предтеча. В силу суровой аскетической жизни, Иоанн имел высочайший авторитет в древнем мире. Он проповедовал покаяние и очищение совести. К Иоанну приходили знатные люди, воины и простолюдины для того, чтобы «сотворить труд покаяния». Исповедание своей греховной нечистоты сопровождалось погружением в воды реки Иордан и символическое омовение в них. Кстати, греческое название праздника точнее перевести именно как погружение.
Вместе с кающимися грешниками на Иордан вышел и Христос Спаситель. Он тоже принял от Иоанна водное крещение. Но принял его не потому, что имел необходимость в очищении грехов – Христос был безгрешен. Христос погрузился для того, чтобы освятить воды Иордана и тем самым придать самому действию погружения новый смысл. Христос делает воду способной нести особую благодатную силу.
На Иордане Христос установил новое священнодействие - крещение, посредством которого всякий христианин становится членом Церкви и рождается для жизни духовной.
Можно сказать, что Иоанново крещение носило подготовительный характер. Это было крещение покаяния. Христианское крещение - есть новое рождение «от воды и Духа Святого».
Есть у этого праздника и второе название - Богоявление. Дело в том, что на берегах реки Иордан неким символическим образом явились все три Лица Единого Бога: Сын принял крещение, Отец обнаружил свое присутствие гласом с небес и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса. Мы веруем в Единосущную и Нераздельную Троицу. Я осветил только небольшую часть сложного богословия праздника Крещения.
- Как нужно готовиться к этому празднику, требуется ли спецподготовка?
- Праздник Крещения занимает особое место в ряду православных праздников. Если многие праздники предваряются длительным постом, то Крещение, наоборот, завершает праздничный период Святок. Церковь требует поститься только один день, непосредственно предваряющий Крещение, в так называемый Крещенский сочельник. Требования к Крещенскому сочельнику совпадает с требованиями к сочельнику Рождественскому.
- Кому можно принимать участие в купании во время Крещения, а кому нет?
- Купание накануне и в день Крещения в российских прорубях нельзя отнести к обязательным установлениям Святой Церкви. Ни в одном древнем церковном документе, ни у одного из авторитетных святых отцов древней Церкви мы не найдем упоминания об этом. Это просто благочестивый народный обычай, следовать которому вовсе не обязательно. Поэтому купаться в проруби можно любому, кто пожелает себя испытать на выносливость.
- Есть ли какая-то альтернатива купанию в проруби людям пожилого возраста, больным, инвалидам и т.д.?
- Традиционно считается, что в полночь накануне праздника Крещения все водные источники на земле получают в некотором роде особое Божие благословение, поэтому люди пожилого возраста и больные, инвалиды могут принять ванную дома или просто умыться водой в ночь на девятнадцатое января. Это будет равносильно купанию в проруби.
- Можно ли не окунаться в проруби (если у кого-то нет такой возможности), а просто побрызгать потом на себя святую воду?
- В день Крещенского сочельника и в самый день праздника Крещения, то есть 18 и 19 января во всех храмах в специальных резервуарах совершается чин Великого освящения воды. Это особое богослужение, оно больше никогда не проводится. Чин Великого освящения воды проводят также на чистых водных источниках – на реках и озерах. Именно эту воду, освященную по такому чину, православные христиане (и не только христиане) стараются принести себе в жилище. Эту воду следует пить натощак, этой водой можно совершать окропление жилища, окропление пищи.
В традиции Православной Церкви Крещенскую воду называют Великой святыней (агиасмой). Мы верим, что простое окропление Крещенской водой прогоняет дурные помыслы, врачует душевные страсти, а иногда может избавить человека и его жилище от опасностей. И в Крещенский сочельник и в самый день праздника принято кропить святой водой все вокруг – дома, вещи, приусадебные участки, автомобили… Можно и нужно окропить себя самому этой святой водой.
- Какие слова следует произносить людям при купании во время Крещения?
- Те, кто все-таки решился окунуться в прорубь, как правило, делают это три раза, произнося последовательно слова: Во имя Отца. Аминь. Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь. Так христиане свидетельствуют свою веру во Святую Троицу – Бога , Единого в Трех Лицах.
- Есть ли особая молитва на праздник Крещения?
- Каждый православный праздник имеет свою главную молитву, она называется тропарь (греч. тροπάριον, означает образ, то есть молитва является образцом для всех молитв данного праздника). Есть такая молитва и в праздник Крещения. Она много раз поется верующим народом за богослужениями. «Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди…» Смысл этой молитвы опять-таки возводит наш ум к таинству Пресвятой Троицы. Христиане очень дорожат верой в Триединого Бога. Исповедание Троицы для нас чрезвычайно важно, потому что Бог представляется нам не только всемогущим властителем мира, который требует послушания, но и Богом, Который есть Любовь. Божественная Любовь – это как раз и есть то, что соединяет Три Лица в Боге. Это способ общения Лиц Святой Троицы. Бог Троица желает, чтобы каждый человек вступил в это общение любви.
- Что принято делать перед купанием в проруби?
- Купание в проруби это, как я уже сказал, некий дополнительный народный обычай, который ни в коем случае не может заменить собой участие в церковном богослужении. Это скорее дополнительный подвиг, благочестивое упражнение, которое многие с готовностью и радостью принимают на себя в этот праздничный день. Никакой особой подготовки купание не требует. Приходите и купайтесь.
- Почему прорубь вырезается в виде креста, что это значит?
- Крест - это великий символ христианства. В нем заключена вся наша вера, вся наша надежда. Ведь посредством смерти на Кресте Бог примирил с Собою человечество. Кровью, пролитой на Кресте, искупил наши грехи, освободил нас от власти над нами греха, проклятия, смерти. Поэтому все стороны жизни православного человека освящены Крестом. Один из церковных писателей, св. Кирилл Иерусалимский призывает: «Да не стыдимся исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем рукой знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чаше, из которой пьем. Да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать, и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем, он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных и страх для злых духов». Поэтому так естественно нам вырезать прорубь в виде Креста, а не в виде круга или пяти-, шестиконечной звезды.
- Нужно ли окунаться именно в той воде, которая освящена или можно в любой речке, в любой проруби?
- В полночь накануне Богоявления можно окунаться в любой речке и в любой проруби, в самом глухом таежном озере (упаси Господь там оказаться!). Как я уже говорил, у православных есть представление о том, что все воды в полночь на Крещение освящаются. Но на практике крещенские купания происходят следующим образом - после Божественной Литургии, в день Богоявленского сочельника и в самый день Крещения из храма, если он расположен вблизи чистого водоема, выходит крестных ход. Там, у проруби и совершается чин Великого освящения воды. В прорубь трижды с пением тропаря праздника священник погружает крест. После этого все желающие могут почерпнуть священной Богоявленской воды себе в сосуды, чтобы отнести домой. А когда все наберут себе воду – тогда и начинается массовое купание в проруби.
- Можно ли принимать участие в Крещении и окунаться в освященной воде представителям других религий, а также простым гражданам, желающим принять участие в этой процедуре из-за острых ощущений или праздного любопытства, так сказать, за компанию.
- Конечно, можно. Христианство предельно открытая религия. Безусловно, есть в христианстве особые священнодействия, приступать к которым следует только воцерковленным людям, имеющим ясное осознание своей веры и глубокое чувство покаяния. К таким относится, скажем, Таинство Святого Причащения Тела и Крови Христовой, но существуют обряды, к участию которых допускаются все желающие без исключения.
- Какое действие оказывает на человека купание во время Крещения?
- Мне приходилось слышать разные свидетельства, но, думаю, каждому человеку, кто с верой, благоговением и молитвой совершает это погружение - оно должно пойти на пользу, послужить укреплению физического и душевного здоровья. Подчеркиваю, купание в проруби ни в коем случае не может заменить церковное Таинство Святого Крещения, также как и Таинство Исповеди.
- Что такое освященная вода, каковы ее свойства?
- Вода освященная – обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода, чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения упоминавшегося чина Великого освящения. О свойствах крещенской святой воды написано очень много, и следует признать что в ряде случаев мы являемся свидетелями удивительных историй. Действительно, зачастую взятая из одного и того же водоема вода до освящения и после обнаруживает разные свойства. Первая быстро портится, вторая сохраняется в течение многих лет. Я знаком с такими случаями. Для многих наблюдение за поведением святой водой становилось побуждением к принятию истин православной христианской веры.
- Не утекает ли в речке освященная вода, а вместо нее не прибывает ли обычная вода?
- Нет, священная вода не утекает, ведь она освящается силою и действием Святого Духа, а Крест погружаемый священником в воду (он может быть серебряным, латунным или деревянным) является только внешним знаком. Освящение воды – не химическая реакция, а священнодействие, совершаемое силой Духа Божия, проводником которой становится священнослужитель. Дух Божий постоянен.
- В каком количестве желательно запастись святой водой?
- Святая крещенская вода требует благоговейного отношения к себе. Во-первых, не нужно делать различие между водой сочельника и самой крещенской водой. Она одна и та же. Во-вторых, не нужно гнаться за объемами. Мы верим, что если даже каплю крещенской воды растворить в сосуде с достаточным количеством другой, неосвященной воды, то последняя приобретает благодатные свойства первой.
- Как долго хранится святая вода, может ли она испортиться? Как и где нужно ее хранить?
- Святую воду лучше никуда не выливать, а хранить вблизи икон на видном месте в доме. Крещенская вода, конечно, может испортиться, ведь своими грехами мы отгоняем Божественную благодать и зачастую лишаемся милости Божией.
- Как правильно нужно принимать крещенскую воду?
- Крещенскую воду принято потреблять натощак утром.
www.tald-blag.kz