Ваш браузер не поддерживается. Лесной дух пак


правда и вымысел — История России

Большинство из нас знает легенду о благородном разбойнике Робин Гуде. Он крал у богатых и отдавал бедным, которых эти богатые обобрали. В любой легенде есть доля правды и много вымысла. Легенда о Робин Гуде в этом смысле ничем не выделяется. Ученые давно пытаются понять, кто был прототипом этого народного героя. За все время изучения данного вопроса сложилось несколько распространенных версий. Давайте разбираться.

Робин Добрый Малый

Начнем немного нестандартно и издалека, а именно с фольклора саксов и скандинавов – точнее, с лесного духа Пака, или Пэка, или Пука (англ. Puck), которого в самой Англии называют Хобом (англ. Hob). Фольклор саксов тут важен, поскольку часть этого древнегерманского племени участвовала в формировании этнического состава населения Британских островов. Скандинавы также поучаствовали, но позднее, начиная с эпохи Нормандского завоевания Англии 1066–1072 годов.

Собственно, Пак – это лесной дух, который пугает людей и делает так, чтобы те блуждали по чащам. И если в скандинавском фольклоре Пак – существо, ассоциирующееся скорее со злом, то для англичан это шутник и баловник, трикстер (может как помогать, так и вредить). Редьярд Киплинг в «Сказках старой Англии» описывал его как эльфа, одетого во все зеленое. Помимо цветов одежды (Робин Гуд носил зеленый плащ/накидку с остроконечным капюшоном) и двойственного поведения (разбойник, но хороший разбойник), существует и сходство в имени, так как англичане называют Пака, или Хоба, еще и именем Robin Goodfellow – Робин Добрый Малый. Можно предположить, что на определенном этапе Хоб «воплотился» в персонажа легенды о Робин Гуде, но это не совсем так.

Исторические прототипы

Наиболее распространенная версия о Робин Гуде – та, в которой разбойник выступает современником короля Ричарда I Львиное Сердце (вторая половина XII века). Об этом сообщается в хронике XVI века. Но тут есть нюанс – знаменитый эпизод из легенды о Робин Гуде, в котором описано его участие в соревнованиях по стрельбе из лука. Дело в том, что такие соревнования в Англии стали проводиться не раньше XIII века. Впрочем, ничто не мешало этому сюжету оказаться в легенде не сразу.

Другие сведения, относящиеся к 1261 году, сообщают нам о некоем разбойнике Робине, хозяйничавшем в лесах Англии в то время. Также существуют данные, согласно которым Роберт Гоуд (Гуд или Ход) родился в 1290 году, жил в эпоху Эдуарда II, в 32 года оказался на службе у графа Ланкастерского, который потерпел поражение в ходе поднятого им восстания против короля, а его слуги были объявлены вне закона. Чтобы избежать правосудия, Роберт ушел в Шервудский лес, где собрал разбойничью банду с целью выколачивания денег из богачей. Про этого же Роберта есть запись, что он несколько месяцев работал при дворе Эдуарда II – легенда красиво обыграла этот эпизод, выстроив свою хронологическую последовательность событий. Умер Роберт в 1346 году в Кирклейском монастыре от тяжелой болезни.

Получается, что факт существования знаменитого разбойника (или нескольких) зафиксирован документально и относится к XIII–XIV векам. Но действительно ли он и его банда соответствовали тому образу, который создала народная молва?

Даниэль Маклиз. Робин Гуд и его люди развлекают Ричарда Львиное Сердце в Шервудском лесу

Похоже, что нет, а скорее всего, совсем нет. Даже если он и помогал бедным, то это не зафиксировано ни в одном документе. С девушкой Мэриан (легендарная возлюбленная Робина) он знаком не был. Мэриан попала в легенду про благородного разбойника из французской поэмы XIII века, где она выступает в роли подруги пастуха Робина. Монах Тук, любитель выпить, весельчак и непревзойденный боец поединков на палках, либо целиком вымышленный персонаж, либо прототипом его явился реальный священник одной местной церкви, который в реальности создал собственную разбойничью банду и жил в XIV–XV веках. Верный друг Робин Гуда Малыш Джон, чья могила была вскрыта в 1784 году, действительно был человеком очень высокого роста. Но он вовсе не был весельчаком. Наоборот – суровый, обидчивый и способный на жестокие убийства.

Выходит, что реальный прототип, легший в основу легенды про благородного разбойника Робин Гуда и его банду, все же существовал. Но людям в те суровые времена так хотелось «лучика света», что его собирательный образ оказался совершенно неузнаваем…

histrf.ru

Тир на Ног — ориджинал

У времени нет власти над любовью;Хотя оно мертвит красу лица,Не в силах привести любовь к безмолвьюЛюбви живой нет смертного конца...

"Сонет 116" Уильям Шекспир

Жил-был на свете лесной проказник, Пак-певун, и гордился тем, что под его песни всё живое замирало, расцветало, что мог он своим голосом останавливать время, и сам Король эльфов говаривал, что нет певуна искуснее малыша Пака.

Однажды птицы и маленькие феи принесли весть, что какой-то человек осмелился забрести в самую чащу в преддверии Самайна, да ещё в полнолуние!Оберон обозлился, ведь он ожидал свою Королеву, а тут какой-то человечек объявился! Заскользил он по волнам ветров, а маленький Пак, что спал, укутавшись в его цветастый плащ, потянулся следом.

Поймали эльфы человека, стали дразнить, морочить, заволокли в самую гиблую Чёрную чащу, где стоит тишина. Где воздух неподвижен, и свет Луны не проникает сквозь кроны вековечных гигантов. Говаривали, тут живёт Страх. Тут живёт Смерть. Не всегда, но изредка навещает этот угол леса, словно свои загородные владения. Сами жители Волшебной страны боятся забредать сюда. Но изредка они тащат в Чёрную чащу путников, что нарушили их негласные законы, дабы вершить суд.

Человек, едва проморгавшись, быстро догадался, где он и по чьей милости. - Выходите, демоны! Выходите и сразитесь!Долго кричал, долго пеньки трухлявые зловонные пинал.И вскоре Оберон явил ему своё величие. - Ты что же, не знаешь, что в Самайн в лес не ходят? – ласково начал Король эльфийского народа. - А мне плевать. Этот лес ничей! Хожу, где хочу. Скажи своим, пусть выведут меня отсюда! - Лес мой.- Ага, тут один вельможа ходил, всё грозился виселицами да налогами, тоже говорил, что лес ему принадлежит, только всё это чушь! Лес ничей. Дай мне пройти!

Долго они препирались. Король эльфов лишь развлекался с человеком, менял облики: то в деву юную обернётся, то чудищем корявым, а человек знай себе болтает. Бывает, вздрогнет от неприязни - а в ветвях, в листве уже зашелестело смехом. Это подданные Короля-алхимика посмеиваются над его страхами да тянут силы. Чем больше человек боится, тем больше тратит сил.

- Ты утомил меня, - фыркнул Король. Поднялся куда-то к тени, и моментально вспыхнуло там ложе, украшенное лентами и гирляндами цветов. – Я смотрю, у тебя лютня за спиной? И болтать ты горазд. Ну, так сыграй. Спой. Если слух мой усладишь, отпущу тебя. - Ещё чего? Не стану. В ветвях вновь зашелестели, захихикали. - Тогда, во-о-он там, видишь? – Оберон указал на единственный просвет, что вёл с поляны. – Тебе туда. Она тебя там ждёт. - Кто? – едва шевеля губами, выдохнул человек. - Иди, не бойся, - оскалился Король, и рот его раскрылся, словно пасть у лиса, от уха до уха. В расселине меж тёмных валунов и стволов деревьев струился свет. Веяло живительной прохладой. - Иди-иди.В листве притихли, а Король смотрел на него, тяжело дыша, с жадным нетерпением.- Иди же! Он сделал шаг, и всё в нём закричало, воспротивилось. Не надо. Не ходи! Там!...- Я спою, - уступил человек. Оберон расстроенно, словно был ребенком, которого лишили десерта, откинулся на ложе и отвернулся. - Валяй. - А после ты меня отпустишь. Оберон презрительно фыркнул и похлопал по своему расшитому плащу. Там зашевелились, ткань пришла в движение. «Очередная пакость лезет», - подумал человек и отступил на шаг. Но то была не пакость. Всего лишь очередное магическое создание. Потянулось, зевнуло, забавно морща нос и с недовольством глянуло на Короля: - Ну, что ещё?- Тут человек пришёл, он хочет потягаться с тобою в сложении стихов и пении. Маленький лесной дух засеребрился смехом. - Этот? Со мной? Ну-ну. Пой, человечек, а там посмотрим.- Сначала ты, - выдохнул человек и подошёл поближе. Чудесное создание так и манило взглядом лукавых глаз. Белизна кожи и лаконичность черт. Полупрозрачная корона в медных кудрях.- Не много ли ты требуешь?.. И вовсе не боишься.- А нужно?Оберон затрясся от хохота, а с ним и весь туманный лес. И только Пак смотрел на человека без улыбки. С любопытством. - Спой, - шепнул чудесный юноша. И человек поддался. Тронул струны, затянул песню.В ветвях пытались его перебивать, но вскоре всё утихло. Перед взором явилось видение. То, что за пределами леса... Реки, моря, океаны, пустыни и дальние тверди. Рассвет, восход. Солнце, которого эльфы и ночные духи никогда не видели. Роса на листьях и цветах, на нитках паутинок. Биение жизни, когда поутру прикасаешься к бочку телёнка или к сонному женскому телу. Застольные песни, походные маршевые песни, танцы, игры, азарт, агрессия, и вновь веселье. Желание. По коже пробежали мурашки. И только лишь когда рука Короля легла на основание его шеи, Пак очнулся.- Теперь ты, - не требовал, просил человек. Но юноша не улыбался больше, глаза его потухли.- Отведи его домой, - проговорил он Оберону. - Или оставь себе. Но больше петь тебе, Владыка, я не стану. - Прошу тебя…- Молчи, смертный, - шикнул Король эльфов. – Ты сам его веди. Хочешь, убей. Или же вырви его голос и забери себе. Глаза Пака сверкнули жадным, алым. Он усмехнулся.Легко поднялся, и человек опять, в который раз, тяжело сглотнул. Юноша не шёл - парил в нескольких миллиметрах над землёй. Его несли прозрачные перламутровые крылья, формой как у бабочек, прозрачностью как у стрекоз. - Пойдём.

Перед ним будто расступались деревья, сама Тьма отступала под его руками. - Постой, я не поспеваю за тобой.- Иди быстрее, - недовольно бросил фей через плечо.- Постой же! Мне не угнаться за твоими крыльями.Пак тяжело вздохнул и обернулся. Сложил тонкие руки на груди, склонил голову к плечу и замер, чуть покачиваясь в такт трепетанию крыльев.Человек наконец-то поравнялся с ним.- Отчего ты не захотел спеть мне?Пак молчал. Но человек не унимался. Всё лез с расспросами. Как зовут, откуда крылышки, где живёшь… - Ты любимец Оберона? – человек указал на корону, что венчала вихры Пака. Дух леса зашипел.- Вырву твоё сердце, полакомлюсь, и голос твой в моей глотке зацветёт.Человек оторопел на мгновение. Моргнул раз, другой. Засмеялся тихо.- Зачем же? Сердце у меня невкусное. Говорят, у Охотника сердце черствое.Лесной дух с любопытством подобрался ближе.- Отчего так говорят? Человек пожал плечами. Пак оказался совсем близко, так, что Охотник уловил едва различимый аромат осенних, поздних цветов. - Не похоже, чтобы у тебя черное сердце было. Такое только у злых людей бывает, у колдунов. - А я колдун! Самый страшный во всей округе!Теперь настала очередь Пака смеяться. Он отмахнулся и заскользил дальше. А Охотнику только и оставалось, что любоваться чудесным созданием и надеяться, что всё это не сон. - Вон, там твоя деревня, - слишком быстро они очутились у кромки леса. - Прощай.Маленький демон отчего-то стремился поскорее отделаться от человека. - Мне туда нельзя. Я… Постой, куда ты? Да подожди же! – человек рванул назад и схватил эльфа за запястье. Тот вдруг страшно закричал, забился. - Пусти! Пусти меня!Человек тут же разжал руки. На запястье алели следы от пальцев.Лес зашипел змеёй, зашумел, загудел. Что-то страшное неслось к его кромке. - Уходи, - со злостью бросил Пак, - Владыка скоро будет здесь, и тогда не сносить тебе головы. - Как мне тебя увидеть? Где? Когда?!- Зачем? Чтобы глумиться?! - Нет. Ты что? Я лишь хочу услышать твои песни. - Этого не будет. Никогда!И Пак исчез.

Молодой Охотник ходил в лес каждую ночь. Но даже в полнолуние никого не встречал. Он пару раз добрёл до Тёмной чащи. Каждое полнолуние ночевал там. А поутру возвращался домой, без всяких препятствий находя дорогу. Казалось, волшебный народец покинул эти края.Его капканы всегда были полны добычей. И вроде бы всё было хорошо, но его, словно заговорённого, тянуло в лес. Раз ходил к друидам, но те лишь посмеялись над ним. Чтобы какой-то неучёный смерд вернулся невредимым из эльфийского чертога? Чушь. Пьяные байки!Но камень вода точит. И на Самайн охотник увидал того, к кому сердце так тянулось.

- Я видел дивный сон, - шептал человек, когда над ним склонился проказник Пак. – Каждую ночь его вижу. Ты приходишь ко мне и поёшь свои песни. - Я больше не пою, человечек, – эльф говорил мягко, без злости и раздражения. Позволил положить голову себе на колени, укрытые широкими расшитыми шальварами из неведомых тканей.Человек потянул к нему руку.- Только не касайся. Обвёл контуры тонкого лица, будто бы хотел приласкать щёку. И горестно вздохнул.Тогда Пак сам его коснулся. Положил ладонь на грудь, укрытую рубашкой и кожаным жилетом. Но прикосновение его было словно ветерок, совсем бесплотно. Так провели они ночь.- Ты здесь бываешь только на Самайн? Пак кивнул. Он весело вился вокруг человека, овивая его, нагнетая крыльями ароматные воздушные потоки. - Но ты приходи во время Полной луны. Приходи в Чащу. - А ты?- И я приду.

Время шло. Охотник жил от Луны до Луны. Сердце его лишь тогда жило, когда прекрасный трикстер был рядом с ним. Под сенью деревьев они бродили ночами. Вернее, бродил человек, а крылатый дух скользил следом бесшумно. Иногда садились они у ручейка, что бежал под густым мхом. Садились по разные стороны, и человек вновь и вновь касался струн лютни, и воспевал Красоту и Любовь. Пак подносил ему студеную водицу, сладкую от пыльцы, чтобы промочить горло. И тогда, на короткое мгновение, пальцы их соприкасались. Но человеку этого было мало. Ему хотелось обладать. А тут… Не прикасайся. Не ходи. Нельзя!Он стоически терпел, гнал от себя тоску, но вскоре и в его сердце больше не осталось крови, не осталось сил, чтобы петь для Пака.

Одна Луна, другая, а человек не шёл. Один Самайн, другой… В нестерпимом горе парил несчастный дух над лесом и ронял горькие слёзы. Ждал, звал, но голоса его с Той стороны не слышно человеку.

Стали посевы гнить, ударили морозы, ведь он был духом Осени. Рубиновой медью отливали его волосы, горчили губы той горечью, что наполняет лес в конце августа. Только мало кто знал об этом.Он долго горевал. И Зима всё раньше и раньше приходила на ирландскую землю. Что для бессмертного создания Память и Время?Извечные враги. Жил так маленький проказник, и улыбка больше не касалась его лица, и блеск в глазах померк. Но Красота и Молодость его остались с ним.

Однажды, перед Самайном, когда Луна готовилась к перерожденью, он нарушил клятву.Услышал, как парнишка молодой, что проверял силки, затянул песенку, что пел ему однажды человек. Его Охотник. Пак подобрался ближе, и сердце в груди его заледенело. Так парень этот был похож на...Одно лицо! Только волосы темнее. У Охотника они золотистой гривой ложились на плечи, а у парнишки они короткие, медные вихры.Пак осерчал, погнал парнишку, поднимая ветры, насылая бурю, чтоб убирался с глаз долой! Клацал голодным волком за спиной, выл, крутился, цеплялся ветками-корягами за одежду. Гнал, словно на охоте, до самой деревни. Но дальше ему не было хода.И стеная, крича от боли, помчался назад. Он нёсся над Туманным лесом. Стал подниматься, всё выше и выше.Сброшусь вниз! Разобьюсь! Вырву сердце! Отдам на растерзание подземным духам! Поднялся очень высоко. Обхватил себя руками.Холодно. И страшно. Размокнув губы, завёл песню. Громкую, жалобную. Не таясь и не скрываясь больше. Всё стихло. Птицы, ветер, духи, эльфы…Над спящим миром летел его чистый голос. В скорбной песне говорилось о счастье, о любви и о разлуке, что более невыносима. Вернись! Умоляю, вернись ко мне! Так кончалась песня.Пак кинулся камнем вниз. Резко оборвался его голос. И стало тихо.

Тихо журчал ручеёк, что змейкой бежал под мягким мхом. Губ коснулось дерево плошки, и студёная водица побежала в глотку. Пак разлепил глаза. Он лежал на богато украшенном плаще, голова его покоилась на коленях старца.- Ты?..- Я шёл долго. К тебе, - старик вздохнул и продолжил тихо, будто стесняясь своих слов: - Всё ждал, когда же закончится моя жизнь. Я много странствовал и многое увидел. Охотился. Плавал по морям. Воевал за разных королей. Без страха и сомнения бросался в бой, в надежде, что недруги меня заколют, и вновь… Я наплодил детей, и у некоторых, наверное, уж подрастают свои дети. Я сделал всё, что должно сделать на жизненном пути мужчине. И вот теперь я здесь. Я шёл к тебе, но так боялся, что не успею… Тело моё уже не то, и сил совсем…- Не нужно. - Ты пел песню. Я слов не разобрал, но… Я тебя услышал, твой голос мне сил придал, - седой старец, на лице его морщины, словно нити дорог на карте, прокладывали маршрут его путей, легонько растирал в пальцах упругую медную кудряшку эльфа. – Я больше не боюсь и никуда не убегу, как убежал однажды. Ты придумал мне наказание?... Я готов.Пак улыбнулся, засмеялся. Впервые за долгие лета осенью листву прорезало лучами заходящее солнце, подкрасив её багрянцем. - Придумал! - чудесный трикстер вскочил пружинкой, расправил крылья, хлопнул ими пару раз. Вновь опустился на колени перед человеком, потянул руку к его лицу.- Разве так можно?... Тебе не будет больно?- Теперь не будет, - проговорил он с улыбкой. Подался вперёд и коснулся губами губ странника. Нестерпимый жар потёк в глотку, обосновался во внутренностях.Пак отстранился. Всё так же улыбаясь, прошептал: «Терпи».Коснулся кромки седых волос на лбу, повёл вниз, меж бровей по носу. По губам, по подбородку, по шее к груди…И человек терпел, и всё существо его билось и пылало, нутро горело. Казалось, кожа, плоть его расходится под острым когтем демона из Чащи. Но он терпел. Знал, чтобы заклинание свершилось, нужно сохранять безмолвность.

- Теперь вставай… Какой ты неуклюжий! – смеялся лесной дух и поводил увенчанной короной головой. Человек цеплялся за его руки, пытался встать… Вдруг замер и плюхнулся на зад на полпути. Руки, коими он цеплялся за узкие ладошки эльфа, были сильны… Нет старых отметин и рубцов, что оставили на его теле мечи врагов. Пальцы не сводило болезнями, кожа его была чистой и мягкой. Он осмотрел себя.Грудь его больше - не впалая от времени грудь старика. Ноги его, как и прежде, крепки, не избиты долгими странствиями и невзгодами. А волосы… Он дёрнул себя за прядь, что так и норовила залезть в глаза… Жидкое золото!- Ну что? Налюбовался? – в притворном недовольстве хмыкнул смешливый лесной дух.Человек потянул к нему руки, и тот скользнул к нему в объятия. - Куда же мы теперь?- Ты слышал о стране, что Тир на Ног зовётся?- Нет, чудесный мой, не слышал. - Тогда вперёд! Нам много миль предстоит преодолеть!- Ты мне споёшь? – взмолился человек.- Ты начинай, а я вплету свой голос в твою песню, - шепнул на ухо лесной дух, расправив крылья за спиной.

ficbook.net

Вадим Эрлихман - Робин Гуд

Интересно, что в средневековой Франции "робином" называли еще и молодого барашка. В современном французском слово robinet означает "кран", поскольку когда-то в фонтанах кран делали в виде бараньей головы. В свою очередь, барана в средние века часто ассоциировали с дьяволом, и неслучайно последнего в Англии иносказательно звали Робином. На иллюстрации к памфлету "Робин Добрый малый, его шалости и проделки", напечатанному в Лондоне в 1639 году, герой изображен с бараньими рогами и ногами, в окружении хоровода ведьм, совы и черного пса. Намного раньше, в XIV веке, в Килкенни (Ирландия) была казнена ведьма Элис Киттелер, служившая демону по имени Робин - он являлся ей в обличье того же черного пса. Но прозвище Робин Добрый малый (Robin Goodfellow) носил и более симпатичный персонаж - шаловливый лесной дух Пак, известный по "Сну в летнюю ночь" Шекспира. Возможно, их с Робин Гудом общим прототипом был кельтский лесной бог, известный под именем "зеленого человека".

С Паком Робина роднит не только имя, но и черты трикстера, божественного (или демонического, кому как нравится) шутника. Он постоянно шутит, насмехается, меняет обличья, как шекспировский герой:

В шутах у Оберона я служу…То перед сытым жеребцом заржу,Как кобылица; то еще дурачусь:Вдруг яблоком печеным в кружку спрячусь,И лишь сберется кумушка хлебнуть,Оттуда я к ней в губы - скок! И грудьОбвислую всю окачу ей пивом…[32]

Такими же шутками развлекается и Робин Гуд - то отправит в путь ограбленного предварительно епископа, усадив его на коня задом наперед, то заманит в лес шерифа Ноттингемского и заставит его спать на голой земле и камнях, то напоит допьяна другого епископа, из Херефорда, и вволю посмеется, глядя, как тот отплясывает джигу под музыку разбойничьих рогов. Благодаря его проделкам англичане стали считать идиотами не только шерифа, но и всех жителей Ноттингема - не случайно в сборнике анекдотов времен Генриха VIII этот город сделался братом-близнецом знаменитого оплота дураков Готама.

Еще одного возможного "прародителя" Робина выявил в 1584 году исследователь английских суеверий Реджинальд Скотг. В своей книге "Обозрение вопроса о ведьмах" он предположил, что Робин Гуд ведет родословную от немецкого "гоблина" (точнее, кобольда) Худгина или Ходекина. Этот персонаж старинных легенд жил в замке епископа Хильдесхеймского и играл с его обитателями шутки - иногда невинные, иногда весьма жестокие, например, разрубил на куски дразнившего его мальчика-слугу, скормив его мясо епископу и другим обитателям замка. Стоит отметить, что Hodekin по-немецки означает "шапочка" или "капюшончик" - похоже, зловредный гоблин тоже носил этот головной убор, как и другие похожие персонажи вплоть до диснеевских гномов с их красными колпачками. По догадке фольклористов, капюшон требовался им, чтобы спрятать рога, остроконечные уши или другие "нечеловеческие" признаки.

Некоторые ученые считают, что в средние века многие жители Европы еще молились древним богам, что вызывало резкое неприятие церкви и стало одной из причин печально знаменитой охоты на ведьм. Действительно, описанные церковными демонологами картины ведьминых шабашей весьма напоминают реальные народные праздники с языческими корнями, к которым в Британии прежде всего относились уже упомянутые майские игры. Суть этого праздника красноречиво описал памфлетист Филип Стаббс в своем труде "Анатомия злоупотреблений" (1583): "В мае, на Троицу или в другое время, все юноши и девушки, как и супруги преклонных лет, всю ночь напролет гуляли по лесам, рощам, холмам и горам, где весело проводили время, а на следующее утро возвращались с березовыми ветками для украшения дома. Однако главным сокровищем, принесенным ими из леса, было майское дерево, доставляемое с великим благоговением: оно было все покрыто цветами и травами, обмотано сверху донизу тесьмой и окрашено в разные цвета. Дерево сопровождали сотни восторженных мужчин, женщин и детей. После его установки все от мала до велика пускались вокруг него в пляс"[33].

Позже дерево стало заменяться "майским шестом" с привязанными к нему лентами. По догадкам ученых, шест, как и дерево, был фаллическим символом, олицетворявшим древнего бога плодородия, а сами майские игры воплощали священный брак этого бога с богиней земли. Британские кельты 1 мая отмечали Белтене, праздник наступления лета, разводя костры и скатывая с холмов горящие колеса - символ солнца. У славян подобные торжества были посвящены солнечному богу Яриле, да и вообще майский праздник носил общеевропейский характер. У римлян он посвящался богине Флоре и с приходом римских легионов в Британию соединился со своим местным аналогом. Из Рима пришел обычай приносить в этот день с полей и лугов цветочные венки для украшения дома. А ночные гулянья на природе, о которых пишет Стаббс, были пережитком древнего обычая заниматься в канун праздника любовью на земле (иногда - прямо на вспаханном поле), чтобы обеспечить хороший урожай.

Помимо плясок вокруг дерева или шеста в обширную программу майских игр входили избрание Короля и Королевы мая, танцы ряженых, танцы с мечами, моррис и игра в Робин Гуда, то есть состязания в стрельбе. В танцах ряженых участвовали мужчины, по двое или по одному надевавшие на себя лошадиные шкуры - сразу вспоминается Гай Гисборн. Танец с мечами исполнялся мужчиной и шестью его "сыновьями", которые набрасывались на "отца" с оружием и "убивали" его, но в конце он "воскресал". Этот древний танец понемногу вытеснялся моррисом, который тоже имел древнее происхождение, но в XIV–XV веках сильно изменился. С тех пор в нем участвуют шесть человек, одетых в белые рубашки и чулки, шляпы с цветами и черные кожаные ботинки. Танцуют обычно под аккордеон, держа в руках короткие палки и белые платки. Без сомнения, когда-то место палок занимали мечи. В 1396 году герцог Ланкастерский Джон Гонт привез из Испании танцоров, изображавших популярный сюжет борьбы христианских рыцарей с маврами; этот танец быстро стал популярен в Англии, получив название Moorish (мавританский), которое позже превратилось в "моррис". Когда смысл морриса забылся, его объединили с другим "меченосным" зрелищем - символическим убийством отца или брата, в котором роль героя-убийцы, по предположению Р. Грейвса, играл именно Робин Гуд.

Но не будем дальше углубляться в фольклорные дебри - заблудиться в них куда проще, чем в Шервудском лесу. Достаточно подвести итог: образ Робин Гуда в фольклоре возник из соединения двух мифологических персонажей - воинственного верховного бога англосаксов и его сына, божества любви и плодородия, веселого покровителя майских игр. Не вызывает сомнения, что в раннем средневековье, когда под слоем официального христианства еще скрывалось народное двоеверие, этому двуединому божеству приносили жертвы, в честь его устраивались праздники, его именем называли холмы и источники. Но это не значит, что тем же именем не мог назвать себя человек, обосновавшийся в лесной глуши и не ладящий с законом - ведь на североанглийском диалекте Robin Hood означал еще и "грабеж в лесу" (rob in hood). Если бы такого человека не было, жители Йоркшира и Ноттингемшира вряд ли стали бы сочинять баллады о давным-давно (или даже недавно) забытом языческом божке. Ведь баллада, во всяком случае народная, - не сказка, и ее редко посвящают совершенно вымышленному герою.

Итак, кто мог присвоить себе птичье имя и божественное прозвище? Кто сумел претворить местечковую известность во всемирную славу, а преступные деяния - в образцы храбрости и благородства? В поисках этого человека нам предстоит отправиться в Северную Англию XII–XIV веков и детально изучить как ее пейзаж, так и биографии тех, кого молва причисляет к "вольным стрелкам". Вдруг имя кого-нибудь из них проявится-таки на страницах истории, а рядом с ним тенью проскользнет и тот, кого ученые не могут отыскать вот уже несколько столетий, - "настоящий" Робин Гуд?

Глава втораяВАТАГА ВОЛЬНЫХ УДАЛЬЦОВ

Как и полагается народному герою, Робин окружен верными соратниками. В фольклоре их обычно называют merry men - "весельчаки", хотя в средневековом контексте это слово лучше перевести как "удальцы". Число их в разных источниках колеблется - 40, 70, 100, 140. Самая малая величина - 12, сакральное число знаков зодиака, апостолов и, по одной из версий, рыцарей Круглого Стола (никуда не уйти от сопоставления Робина с Артуром!). Самая большая - три сотни лучников, которых выделяет своему знатному герою Мартин Паркер. При этом по именам мы знаем не больше десятка из них, а тех, кто в нашем представлении неразрывно связан с Робин Гудом, - еще меньше, пять-шесть человек. В любом романе и фильме они всегда рядом со своим атаманом - Маленький Джон, Уилл Скарлет, брат Тук, менестрель Алан-э-Дейл и, конечно, прекрасная дева Мэриан.

Главный из них - Маленький Джон (Little John), которого английские авторы именуют "лейтенантом", то есть первым помощником атамана. Он всегда рядом с Робином как в балладах, начиная с самых ранних, так и в хрониках. Благородный разбойник встретился с ним в самом начале своей лесной жизни - баллада "Робин Гуд и Маленький Джон" сообщает, что Робину тогда было "около двадцати лет", а Джону немногим меньше. В той же балладе дано красочное описание его внешности:

Хоть и Маленьким звался тот Джон у людей,Был он телом - что добрый медведь!Не обнять в ширину, не достать в вышину, -Было в парне на что поглядеть!

profilib.net

Балет «Сон в летнюю ночь»

Предположительно Уильям Шекспир написал пьесу к знаменательному событию в период 1594—1596 годов. Историки до сих пор спорят, была ли это свадьба знатного аристократа или пышный придворный праздник Елизаветы I. Пьеса произвела настоящий фурор, поставить ее на сцене считали за честь лучшие театры Европы.

Хотя до самого конца эпохи Ренессанса пьесу полностью почти никогда не ставили, предпочитая упрощенные варианты.

Волшебный сюжет, сказочные персонажи

Три пересекающиеся сюжетные линии пьесы завязаны вокруг предстоящей свадьбы царицы амазонок Ипполиты и красавца-герцога из Афин Тезея. Рядом с главными героями зарождается сложный любовный клубок. Двое молодых афинян добиваются руки красавицы Гермии. Ей больше по душе Лизандр, но властный отец против. Влюбленные уже решаются на отчаянный побег, чтобы обвенчаться вдали от Афин, но лучшая подруга красавицы, Елена, влюбленная в соперника Лизандра Деметрия, выдает их план и они вместе пускаются в погоню.

Но по пути они попадают в волшебный лес, где лесной дух-шутник Пак угощает их своим путающим зельем. И все переворачивается с ног на голову в один миг: Лизандр и Деметрий оба теряют голову от Елены. Ничего не понимающая Гермия отчаянно ревнует возлюбленного. Дух леса Пак, понимая, что его шутка зашла слишком далеко, решает все исправить и убеждает молодых людей, что все произошедшее — всего лишь сон. И благословляет к венцу Гермию с Лизандром и Елену с Деметрием.

В тот же лес прилетают царь эльфов Оберон с женой Титанией. Они в ссоре, но приглашены на свадьбу Тезея и Ипполиты. Ссорятся супруги из-за мальчика-пажа, которого Оберон желает забрать у супруги к себе в помощники. Проказник Пак с удовольствием выполняет поручение своего царя и дает царице волшебное зелье. Под его воздействием Титания влюбляется в ослоголового Мотка.

Она не подозревает, что это актер, который укрылся с товарищами в лесу, чтобы репетировать новую пьесу в подарок на свадьбу герцога. Разумеется, спустя время Пак даст всем противоядие. Титания устыдится своего проступка и согласится отдать пажа. Между супругами воцаряется согласие. А актеру в утешение достается слава от роли Приама.

Рождение музыкальной постановки

На музыку шекспировское творение переложил в 1692 году композитор Генри Пёрселл, назвав свое произведение «Королева фей». Под впечатлением от музыки Пёрселла Бенджамин Бриттен создал оперу «Сон в летнюю ночь».

Балетные номера в пьесу в 1840 году ввела Лусия Элизабет Вестрис, причем, будучи антрепренёром, сама исполнила роль Оберона. Именно после этой постановки зародилась традиция женщинам исполнять танцевальные партии Пака и Оберона.

До XX века постановки отличались сложным сценическим наполнением. Требовались яркие костюмы, техническое оснащение, спектакль длился несколько часов. Поэтому приходилось идти на разные ухищрения: укорачивались сцены, вычеркивались целые акты, количество героев сводили к минимуму. Известна версия, где классическую музыку заменили народной, и эта постановка имела большой успех, так как стала понятнее простым зрителям.

Эпоха Мендельсона и Баланчина

Музыку к самой популярной и сегодня версии «Сна» написал восемнадцатилетний Феликс Мендельсон еще в 1826 году, создав великолепную увертюру. Он не планировал дополнять ее. Но монарх Фридрих Вильгельм IV, ранее уже восхищавшийся музыкой Мендельсона, попросил юного композитора написать еще несколько произведений такого жанра. В течение года к увертюре добавилось десять частей, и в октябре 1843 года Мендельсон представил получившуюся сюиту в Потсдамском дворце. Но известным сегодня балетом «Сон в летнюю ночь» стал позднее.

Собственно, балетов было создано несколько. Но наиболее популярным остается двухактный — в постановке знаменитого Джорджа Баланчина. Он влюбился в шекспировскую пьесу еще ребенком, даже выходил на сцену Михайловского театра в роли эльфа. Музыка Мендельсона всегда привлекала Баланчина, но для полноценного балета сюиты было мало. Подобрав ряд других произведений, Баланчин приступил к постановке.

Премьера состоялась в 1962 году. Критики сразу отметили отличие постановки от предыдущих работ Баланчина, предпочитавшего одноактные бессюжетные балеты. В «Сне» же хореограф позволил себе все: актеры используют шекспировское либретто, пантомима делает балет понятным и красивым. В Нью-Йорке труппа Баланчина открывала этим балетом сезон 1964 года. В составе ее блистали Дарси Киптлер, Хоакин Де Лус, Дэниел Албричт, Тереза Рейчлен.

«Сон в летнюю ночь» на российских сценах

В России балет ставился неоднократно. Первым его поставил легендарный Мариус Петипа в 1876 году. Спустя тридцать лет Михаил Фокин в одноименном балете задействовал Вацлава Нежинского. В репертуаре Большого этот балет появляется регулярно. Сегодня это работа хореографа Джона Ноймайера, который обращался к творчеству Шекспира неоднократно.

Его вариация «Сна» уже радовала публику на сценах парижской Гранд-опера, в Вене, Дрездене, Стокгольме. В Москве на ведущие партии он пригласил Светлану Захарову, Николая Цискаридзе, Нину Капцову, Ивана Урбана, Марию Александрову и Владимира Непороднего.

Мариинский театр из Санкт-Петербурга остался верен версии Баланчина, поставив балет по его стилю и технике. Бесподобные костюмы и волшебная музыка покоряют зрителя по-прежнему. В постановке заняты Екатерина Кондаурова, Камиль Янгуразов, Оксана Скорик, Андрей Ермаков, Тимур Аскеров и другие ведущие артисты.

В 2013 году Карельский театр оперы и балета представил оригинальную версию балета, который поставил Константин Симонов. Он смело соединил несколько жанров, включая лазерное шоу. При этом ведущие роли он доверял не всегда балетным артистам, отдав предпочтение артистам театра. Но главная мысль спектакля прежняя — о том, что неумение договариваться может оказаться губительным для любви.

К балету обращались и другие известные хореографы. Среди них выделяется Брюс Уэллс (Бостонский балет), Франсуа Клаус из Квинслендского балета, Хайнц Споерли (Базель и Рейнский оперный), Иб Андерсен (Аризона), Дэвид Никсон (БаллетМетКолумбус).

balletland.com

История о Робин Гуде

Робин Гуд — самый известный благородный разбойник. Многие знакомы с легендарной биографией предводителя лесных стрелков из Шервудского леса. И хотя он сам по себе — миф, однако за столетия этот миф, словно днище корабля, покрылся ракушками. Попробуем поставить судно с именем "Робин Гуд" в сухой док, чтобы очистить его от позднейших наслоений.

Следуя здравому совету, мы не будем пытаться объять необъятное и сосредоточим свое внимание на исторических балладах и хрониках, опуская фэнтези и кинофильмы.

Прежде всего, стоит ближе познакомиться с именем: Robin Hood. Итак, Робин — малиновка, или зарянка (Erithacus rubecula), красногрудая птичка семейства дроздовых отряда воробьиных. Прозвище hood - означает не только "капюшон", на одном из диалектов так называется "лес" (wood). Не случайно это слово постоянно, начиная с самых первых фрагментов баллад, рифмуется с именем Робин Гуда. В языческий праздник солнцеворота, соединившийся позднее с христианским Рождеством, германцы, к которым относились в том числе и англосаксы, приносили жертвы верховному богу, известному под разными именами. В современных языках, в том числе немецком, его чаще называют Вотан (Wotan), Воден (староанглийский: Wōden), скандинавский Один. Его изображали в широкополой шляпе или капюшоне, закрывающим лицо.

"Но, конечно, Робин Гуд — не Воден или, вернее, не только Воден, — поясняет автор самой новейшей российской биографии Робин Гуда историк и писатель Вадим Эрлихман. — Первая часть его имени явно принадлежит не германскому верховному богу, а другому персонажу, хоть и связанному с Воденом какой-то важной чертой. К тому же грозный Воден вряд ли мог беззаботно отплясывать моррис (старинный мужской танец с прыжками и поворотами, требующий немалой виртуозности) в майских рощах. На эту роль скорее подходит его сын Бальдр — юный бог плодородия, напоминающий Диониса или Кришну.

Читайте также:Каждой эпохе — по Робину Гуду

Должно быть, такой бог был и у англосаксов, но его имя за века христианства оказалось забыто, сменившись именем его французского двойника Робина. В средневековой Франции майские театрализованные представления носили название "пастораль", а их главных героев, влюбленных друг в друга пастуха и пастушку, звали Робин (точнее, Робен) и Марион. Около 1280 года трувер Адам де ла Аль из Арраса сочинил "Игру о Робине и Марион" (Le Jeu de Robin et Marion) для своего хозяина, графа Роберта Артуа, скучавшего в Неаполе по "милой Франции". "Игра" быстро разошлась по всей Западной Европе; в Англии она легла на плодородную почву местных майских игр, герои которых получили модные французские имена. Кстати, французское имя малиновки robin (от латинского rubenia - "красная") проникло в Англию одновременно с пасторалью Адама де ла Аля, и это совпадение может быть отнюдь не случайным".

Героиня баллад о Робин Гуде дева Мэриан (Maid Marian), также пришедшая из майских игр, имеет своим прототипом языческую богиню плодородия, которая в христианстве ассоциировалась с двумя персонажами евангельской истории — Марией Магдалиной и Марией Иаковлевой, женой Клеопы. По одной из легенд, обе Марии после распятия Иисуса отправились на корабле в Западную Европу. В 15-м веке, когда за Робином утвердился титул Короля мая, Мэриан стала майской Королевой. Подругой или даже женой Робин Гуда Мэриан стала считаться не ранее 17-го столетия.

Но вернемся к Робин Гуду. Современный историк обращает внимание, что в средневековой Франции "робином" называли молодого барашка, которого соотносили с дьяволом. Прозвище Робин Добрый малый (Robin Goodfellow) носил шаловливый и проказливый лесной дух Пак, известный, между прочим, по "Сну в летнюю ночь" Шекспира. И тут возможны параллели с их общим прототипом — кельтским лесным божеством, известным под именем "зеленого человека". Да и сам Робин оставил заметный след в английском языке. В таких народных пословицах и поговорках, как crooked as Robin Hood's bow — "согнутый в три погибели", to overshoot Robin Hood — "стрелять до изнеможения", all around Robin Hood's barn - "ходить вокруг да около, идти окольными путями" и другие.

"Еще одного возможного "прародителя" Робина выявил в 1584 году исследователь английских суеверий Реджинальд Скотт, — пишет Вадим Эрлихман. — В своей книге "Обозрение вопроса о ведьмах" он предположил, что Робин Гуд ведет родословную от немецкого "гоблина" (точнее, кобольда) Худгина или Ходекина (правильнее все-таки читать: Хёдекен, Хёдекин, Хюдекин, Хютхен — Hödeken, Hödekin, Hüdekin, Hütchen - последнее слово означает "шляпка" и этимологически восходит к фетровой шляпе, интересно, не такая ли, как на голове у Вотана? — Ред.). Этот персонаж старинных легенд жил в замке епископа Хильдесхеймского и играл с его обитателями шутки — иногда невинные, иногда весьма жестокие, например, разрубил на куски дразнившего его мальчика-слугу, скормив его мясо епископу и другим обитателям замка".

Исследователь подводит итог: "Образ Робин Гуда в фольклоре возник из соединения двух мифологических персонажей — воинственного верховного бога англосаксов и его сына, божества любви и плодородия, веселого покровителя майских игр. Но это не значит, что тем же именем не мог назвать себя человек, обосновавшийся в лесной глуши и не ладящий с законом — ведь на североанглийском диалекте Robin Hood означал еще и "грабеж в лесу" (rob in hood). Если бы такого человека не было, жители Йоркшира и Ноттингемпшира вряд ли стали бы сочинять баллады о давным-давно (или даже недавно) забытом языческом божке. Ведь баллада, во всяком случае народная, — не сказка, и ее редко посвящают совершенно вымышленному герою".

О реальных прототипах Робин Гуда поговорим в другой раз.

Читайте также:Робин Гуд станет злодеем

Читайте все статьи из серии "Мельница мифов"

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

← Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

www.pravda.ru

Russian National Bestiary Graphic Pack

Адамовы дети

в славянской мифологии обозначение нечистой и неведомой силы, восходящее к апокрифической легенде о детях Адама и Евы, рожденных после грехопадения и скрытых от бога

Алконост

в славянской мифологии райская птица с женским ликом

Амбарник

в русских поверьях дух амбара

Анчутка

по славянской мифологии злой дух, одно из названий черта (помесь черта и утки)

Аржавенник

по белорусским поверьям один из болотников, хозяин болота, покрытого ржавчиной

Арысь-поле

по славянской мифологии существо, в которое обратилась молодая женщина, заколдованная злой ведьмой

Аспид

в христианстве, средневековых европейских бестиариях и в славянской мифологии крылатая змея, опустошающая земли

Аука

В славянской мифологии дух леса, персонификация эха

Бабай

у славян страшный старик, которым пугают детей

Бабайка

в русском фольклоре злая старуха, сходный с бабаем женский образ

Бага

в русской глубинке одна из страшилок для детей, бабай

Баган

в славянской мифологии бог домашнего скота в виде человека с бараньей головой

Багник

в белорусской мифологии болотник, обитающий в багне — безжизненном торфяном болоте

Бадняк

у южных славян дух в образе бородатого старичка, либо в виде полена, сжигаемого в Сочельник

Банник

по славянской мифологии дух бани, как правило, стоящей на отшибе

Бебок

сверхъестественное существо из польских и силезских легенд, связанная с темнотой страшилка, локальная разновидность пугала, бабая

Берендей

в славянских поверьях человек-оборотень, оборачивающийся бурым медведем

Бескуд

локальная нечисть, разновидность вампира в фольклоре Западной Украины, Польши, Чехии и Словакии

Бирюк

в русском фольклоре фантастическое страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани

Блуждающие огоньки

редкие природные явления (мифологические существа), наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах

Боли-бошка

по русским поверьям большеголовый и неуклюжий дух леса, живущий в ягодных местах, норовящий обманом запрыгнуть на шею и голову петлей стянуть

Болотник

в славянской мифологии хозяин болота, затягивающий людей в трясину

Болотница

по славянской мифологии сестра русалкам, живущая она на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной

Бомка

в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей; бука, бабай

Боровик

по славянской мифологии один из лесных духов, хозяин боров и рощ

Боровички

по славянской мифологии маленькие старички, подчиненные боровика, хозяева грибов

Бруколак

особо вредная разновидность вампира, встречающаяся в Мультанах (Молдавия), Трансильвании (Семиградье), Добрудже*, а особенно часто в Валахии (Южная Румыния)

Бука

в русском фольклоре страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в лесу, в пустых постройках

Букан

в русском фольклоре сказочное страшилище, которым пугают детей, фантастическое существо в доме

Буканай

в русском фольклоре одна из страшилок для детей, бабай, фантастическое существо вроде домового

Букарица

в русском фольклоре мифическое существо в подполье дома; страшилище, которым пугают детей

Букачка

в русском фольклоре нечистая сила неопределенного облика

Вазила

если верить Древлянскому, дух-покровитель лошадей в белорусском фольклоре

Ваўкалак

белорусское название оборотня, человека-волка

Вий

у восточных славян: персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками

Вила

стихийные духи женского пола в южнославянской мифологии

Витар

в славянском бестиарии волшебная птица, перья которой режут и железо, и камень

Вова

в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей, бабай, бука; также покойник, являющийся во сне

Водяной

в славянской мифологии злой дух, воплощение стихий воды как отрицательного и опасного начала

Волкодлаки

в славянской мифологии волки-оборотни

Волокита

в русском фольклоре нечистый дух или черт; змей, который посещает женщин, превращаясь в красивого парня, отсутствующего мужа

Волосень

домашний дух, который ночью тревожит спящих, и в тоже время название кожной болезни

Встречник

в русском фольклоре злой дух, который стрелой мчится по проезжим дорогам за душой умирающего грешника

Вужалка

в белорусском фольклоре девушка-змея, дочь змеиного царя

Вунтериха

в русском фольклоре нечистая сила, которой путают детей; возможно, она сходна с букой

Вурдалак

в русском фольклоре (точнее, в пушкинской интерпретации фольклорных текстов) упырь

Гамаюн

по славянской мифологии вещая птица с человеческим ликом, глашатай богов

Гарцуки

по белорусскому поверью духи стихий, которые в облике птиц делают непогоду сильными размахами крыльев

Гилистери

в славянском бестиарии похожее на вепря рогатое животное с огромной пастью

Гуменник

в белорусской и русской мифологиях дух-хранитель гумна (места и/или помещения для сушки и обмолота зерна)

Дворовой

у славян дух-хранитель двора и хозяйственных построек

Домовиха

В славянской мифологии жена домового или самостоятельный персонаж, покровительница дома и семьи

Домовой

у славян (а также в ряде других культур) дух-хранитель дома

Дракон

одно из наиболее распространенных вымышленных существ, встречающееся почти повсеместно, как правило — крылатый змей; общее название различных яшероподобных мифических существ

Дхампир

в балканской мифологии и в современной игровой мифологии дитя вампира и человеческой женщины; прирожденный охотник на вампиров

Евник

в белорусской мифологии дух-хранитель евни (помещения для сушки снопов разных зерновых культур)

Ендарь

в русском фольклоре сказочный зверь, питающийся воздухом

Ефимон

у русских Архангельской области персонаж, которым пугали детей перед Великим постом, персонификация поста

Жабалака

согласно Афанасьеву, оборотень из белорусского фольклора, являющийся в виде жабы или лягушки

Жировик

по славянской мифологии один из многочисленных домовых духов, мелкий пакостник, да любитель тепла

Жыж

в белорусском фольклоре дух огня, который постоянно расхаживает под землей, испуская из себя пламя

Злыдни

в славянском фольклоре мелкие пакостные создания

Зюзя

в восточно-славянской мифологии божество зимы, воплощение холода

Игоша

в русских поверьях дух мертворожденного или умершего до крещения младенца, безрукий и безногий урод

Ичетик

по славянской и коми-зырянской мифологии мелкий злой дух из рода водяных и помощник их

Караконджалы

у южных славян сезонные демоны, сродни русским шуликунам

Каркаладил

некое существо неясного происхождения, изображавшееся на русских лубочных картинках

Касны

в белорусской мифологии действующие исключительно стаей вампироподобные существа неопределенного облика

Кикимора

в славянской мифологии злобный женский дух дома

Кикимора болотная

у славян злобный женский дух, живущий в болотах и топях

Кит

морское чудовище средневековых бестиариев

Кицка жонка

в поверьях русского севера водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом, обитающий в реке Кице

Кладовик

согласно славянских поверий: дух, охранящий клады

Клетник

в славянской мифологии дух, живущий в клети-кладовой, помощник домового

Кока

в славянской мифологии фантастическое существо, которым пугают детей

Коловёртыши

в русской мифологии существа, помогающие ведьмам, колдунам; накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом

Комол

в славянском бестиарии свирепый зверь, всё своей мочёй сжигающий

Коневрусъ

согласно славянскому бестиарию, мифическое существо, кентавр-единорог

Конёк-Горбунок

в русских сказках маленькая горбатая лошадка со сверхъестественными способностями

Копша

в белорусском фольклоре дух, охранитель кладов, закопанных в землю (в частности, в могилы)

Коровья смерть

в славянской мифологии злой дух, убивающий коров, в образе безобразной старухи с граблями вместо рук или в виде черного зверя

Кот Баюн

персонаж русских волшебных сказок, обладающий волшебным голосом

Кошкалачень

согласно Афанасьеву, кот-оборотень из белорусского фольклора

Крыжацик

согласно белорусским поверьям, неупокоенный дух, обитащий в пределах границ кладбища

Кузутик

по поверьям Урала и Пермского края маленький нечистый дух, чертик

Купальский дедок

в белорусском фольклоре добрый лесной дух, собирающий "папараць-кветку" в купальскую ночь

Кутиха

в русских поверьях дух в облике женщины, обитающий в углу (в куте) дома

Ламя

у южных славян чудовище с телом змеи и собачьей головой, дракон

Лаюн

согласно славянским поверьям: дух, превращающийся в пса и лаем охраняющий клады

Ледащий

в славянской мифологии дух соломы, весь запухший от сна

Лесавки

по славянской мифологии мелкие лесные духи, дети лешего и кикиморы

Летавицы

по западно-украинским поверьям духи, которые слетают на землю падучей звездой и принимают человеческий образ

Леший

в славянской мифологии дух леса

Лихо одноглазое

у славян воплощение злой доли в образе одноглазой старухи

Луговичок

в славянской мифологии дух лугов, маленький зеленый человечек в одежде из травы, один из детей полевика

Люб

у славян дух-охранитель брачного ложа в образе большеухого, мохнатого, златовласого кота

Маньяк

в русском фольклоре привидение или дух

Марена

в западно-славянской мифологии воплощение Смерти, соломенный персонаж, деревце или кукла для ритуальных проводов зимы и встречи весны

Матохи

невидимые домашние духи-пакостники, подбивают детей шалить, создают "суМатоху" в делах и "поМехи" "неуМехам"

Медведи-оборотни

в ряде культур (как правило северных: скандинавы, финно-угры, балты, славяне) люди, превращающиеся в медведей, и наоборот

Медведко

персонаж русских сказок, получеловек-полумедведь

Межевик

в славянской мифологии дух-оранитель межи, маленький черный человечек в одежде из травы, один из детей полевика

Мерцана

по славянской мифологии добрый дух полей, покровительница спелых хлебов

Мокруха

в русском фольклоре домашний дух, оставляющий на полу мокрые следы

Моховик

по славянской мифологии дух мшистых болот, самый маленький из лесных духов

Намной

согласно славянской мифологии ночной дух, который приходит к человеку во время сна и давит до синяков

Нежить

собирательное название для всех типов сверхъестественных существ, восставших из мёртвых после своей смерти

Ногай-птица

в славянской мифологии чудесная птица с четырьмя ногами

Овинник

по славянской мифологии разновидность домового, дух-охранитель хлебных запасов, живущий в овине

Одмина

по малорусским народным поверьям, подмененный чертом или ведьмой ребенок

Озерницы

согласно белорусскому фольклору, локальная разновидность русалок, обитающих в Черном озере на Мядельщине

Омутник

дух, обитающий в речных и озерных омутах; водяной

Опивень

в белорусской мифологии нечистик, склоняющий людей к пьянству

Поветник

по словам П.Древлянского, в белорусской мифологии шестикрылая птица, сообщающая старшим духам о неполадках в домашнем хозяйстве

Подменыш

ребенок нечистой силы (эльфов, русалок, леших, чертей и т.п.), подброшенный вместо похищенного новорожденного

Полевик

в славянской мифологии дух поля, маленький старичок с волосами и бородою из колосьев и травы

Полуденица

в славянской мифологии дух жаркого полудня, настигающий тех, кто вопреки народному обычаю работает в поле в полдень

Полуночник и полуночница

духи полуночи; персонификация болезни и бессонницы

Попелюха

украинская нечистая сила, представляющая собой тощую старуху с жутким синеватым лицом и очень длинными руками с костлявыми черными пальцами

Пунник

в белорусской мифологии дух-хранитель пуни (помещения для сушки и хранения сена)

Пустодомка

в русском фольклоре нечистый дух в пустом доме; кикимора

Пущевик

в белорусском фольклоре хозяин ограниченного участка леса (пущи), исключительно враждебный человеку

Рахманы

блаженный народ апокрифов и бестиариев

Росомаха

в славянском фольклоре фантастическое существо ("зверь-женщина"), обитающее в ржаном поле или в коноплях; русалка

Русалки

в славянской мифологии духи водоемов, в которых превращаются умершие девушки, утопленницы, некрещёные дети

Свитезянки

разновидность русалок, места обитания которых, вопреки названию, вовсе не ограничиваются озером Свитeзь

Симаргл

древнерусское языческое божество, предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности, входившее в пантеон князя Владимира

Сирин

в славянских мифах райская птица с ликом девичьим, песней своей погубить способная

Скарбник

в славянском фольклоре дух, верный хранитель богатств своего хозяина, а также заколдованных кладов

Ставры и Гавры

в белорусской мифологии два пса князя Боя, прародителя населения белорусского края

Стоговой и Стожиха

в русском фольклоре духи, караулящие сено на сенокосе

Стрига

в западно-славянской и карпато-балканской мифологиях ведьма, нежить, упырица, пьющая человеческую кровь

Таласым

в болгарской мифологии вечно живущий оборотень, который нападает ночью на людей и душит их

Укрут

в славянской мифологии помощник Ырки, приносящий тому в мешке непослушных детей

Упыри

неупокоенные мертвецы, охотники за человеческим мясом

Ухалица

в русском фольклоре чудесное существо, похожее на птицу, живущее в воде

Феникс

мифическая птица, сжигающая себя и возраждающаяся из пепла

Хала

дракон из южнославянской мифологии

Хапун

в белорусском фольклоре мифическое существо, которым пугали маленьких детей

Хихитун

в белорусской мифологии нечистик, который смеется в тот момент, когда с человеком случается несчастье

Хлевник

в белорусской мифологии дух-хранитель хлева (неотапливаемого помещения для содержания скота)

Хохлик

в славянском фольклоре маленький домашний дух; черт

Царь-птица

огромная птица, поедающая людей и скот, обитавшая в окрестностях Семипалатинска

Цмок

как правило, доброжелательный к людям дракон в белорусской и польской мифологии

Черти

в славянском фольклоре злой дух

Чугайстер

добродушный и веселый лесовик, известный только в украинских Карпатах

Чудь

в русском фольклоре чудесный народ белоглазых великанов, обитавших на севере

Шаркань

в венгерском фольклоре дракон со змеевидным телом и крыльями

Шиш

по славянской мифологии нечистая сила, живущая в вихрях на обочинах дорог

Шишига

у славян маленькое горбатое существо, затягивающее зазевавшихся прохожих в воду

Шолышны

в поверьях Архангельской губернии нечистые духи, изгоняемые по окончании Святок

Шуликуны

в русском фольклоре мелкие пакостные демоны, на Святки выходщие из проруби на свет

Щекотун

по поверьям славян: демон, тревожащий детей, а также стерегущий клады

Ырка

в славянской мифологии злой ночной дух со светящимися глазами, выпивающий жизнь у жертв, пойманных в поле

Ярчук

собака-духовидец, которая чует черта и наносит ведьмам неисцелимые раны волчьим зубом во рту, а под шкурой у нее скрыты две змеи-надюки

Ячична

русский женский демонический персонаж, дух пустого дома, связанный с прядением и схожий с пустодомкой

Заложные покойники — люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.)[29]Русалка — душа «заложного» покойника[29][30]Мавка — злой дух, русалкаУпырь — «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь [31][29]Святочная нечисть — различные жители потустороннего мира, проникающие в этот мир во время Святок, когда открыты ворота между мирамиБес — злой, враждебный людям духВолколак — колдун-оборотень, способный принимать облик волкаБерегиня — персонаж с неясными функциями (возможно, связана с растительными культами)[31]Лихорадка — женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезниОгненный змей — демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьямКикимора — отрицательный женский персонаж, тип домовогоПолудницы — женские полевые духи полудня, как рубежного и критического времениДомовой — дух-покровитель домаБанник — дух-хозяин баниДворовой — дух-хозяин двораОвинник — дух-хозяин овинаВодяной — дух-хозяин рек и водоёмовЛеший — дух-хозяин лесаБаба-Яга

rpgmaker.su

6. Сатиры и фавны . Мифологические существа народов мира [Магические свойства и возможности взаимодействия]

6. Сатиры и фавны 

Несмотря на то, что многие не видят разницы между фавнами и сатирами, темперамент представителей этих двух видов существ и легенды о них имеют огромные отличия. Сатиры даже более, чем кентавры, символизируют преобладание сексуального желания человека над его интеллектом. Люди часто говорят о том, что испытывают любовь, хотя на самом деле подразумевают желание. Мы позволяем нашим гормонам втянуть нас в отношения, которых лучше было бы избежать, и когда интеллект в конечном итоге берет верх, а это обычно происходит после того, как нами воспользовались каким-либо образом, мы смущаемся своей собственной глупости.

Фавны, напротив, олицетворяют нормальное отношение к сексуальным эмоциям, на которые оказывают влияние и гормоны, и интеллект. В этом случае человек не бросается безоглядно в новые отношения, а дает им время для естественного развития, и секс, вместо того чтобы быть единственным связующим звеном, становится дополнением крепкой дружбы.

Сатиры 

В греческой мифологии сатиры были рогатыми божествами дикой природы, следовавшие за богами Паном, Дионисом и Бахусом. У них были тело, руки и половые органы мужчины, а также раскосые глаза, приплюснутые носы, заостренные уши, ноги с раздвоенными копытами, маленькие рожки и хвост козла. Их тела были в основном покрыты жесткой курчавой шерстью, их лица с плоским или вздернутым носом и низким лбом скорее напоминали обезьяньи, чем человеческие. Им нравилась музыка, танцы, смертные женщины, лесные нимфы и вино. Считалось, что они сохраняли свой вид, насилуя лесных нимф. Водяным нимфам эта опасность не угрожала, так как сатиры боялись воды. Они были очень злостными шутниками, разгоняли стада овец и пугали одиноких путников, а также получали удовольствие от пьяного вандализма, который часто приписывали людям.

Гесиод писал, что сатиры в основном были ленивыми, бесполезными существами, которые делали лишь то, что доставляло им удовольствие. Некоторые мифы утверждают, что сатиры были братьями лесных нимф и куретов[25]. Древнегреческий поэт Нонн писал, что сатиры были родственниками кентавров.

Сатиры

Сатиры чаще всего обитали в чащах лесов, где им нравилось танцевать под музыку своих флейт, называемых сиринксами. Их особый танец был известен под названием «сикиннис», а чтобы его исполнять, требовалась резвость коз.

Как и бог Дионис, образ сатиров был связан с короной из плюща, тирсосом (жезлом), виноградом, рогом изобилия и змеями. В своем подземном аспекте Дионис был известен как Меланайгис (имя, которое связано с тем, что он носил черную козью шкуру) и трубил в рог-трубу. Этой ипостаси Диониса поклонялись во время старейшего афинского религиозного празднества Апатурия («Пир всеобщего родства»). Менады, смертные женщины, принимавшие участие в оргиях, посвященных Дионису, добровольно отдавались сатирам.

В римской мифологии сатиров иногда изображали с козьими ногами, в остальных случаях это были юноши, сопровождавшие Бахуса. В человеческом облике у них были заостренные уши и маленькие рожки на головах, они были одеты в шкуру пантеры, а в руках держали флейты. Римских сатиров считали более добрыми и менее агрессивными в навязывании своих сексуальных желаний женщинам.

Римские силени по темпераменту напоминали сатиров, но внешне отличались – это были юноши с конскими ушами и хвостами. (См. главу 5.)

Письменные свидетельства того, как людям удавалось увидеть сатиров, – большая редкость. Святой Иероним писал о том, что одного сатира поймали живым во времена правления императора Константина. Он выглядел как человек, но у него были козьи рога и ноги. Его выставляли на обозрение людей, пока он не умер; затем существо поместили в соль, чтобы лучше сохранился, и доставили императору Константину, чтобы у него было свидетельство существования сатиров[26].

Средневековый писатель Андрованд утверждал, что много сатиров обитало в Ирландии.

Психологические характеристики: человек, чье существование заключается в вечеринках, веселье, сексуальных связях и алкоголе. Тот, кто будет навязывать свои сексуальные ухаживания другому. К этой категории относятся насильники, а также те, кто преследует детей и подростков.

Магические свойства: Сфера деятельности сатиров – это музыка, танцы, занятия любовью. Они укрощают похотливые и необузданные эмоции. Помогают научиться, как обращаться с неприятными, помешанными на сексе людьми. Вызывая сатиров, исключите употребление наркотиков, алкоголя и других стимулирующих веществ.

Фавны 

В римской мифологии также был известен другой, более добрый вид сатира, называемый фавном. Согласно более позднему описанию, эти лесные духи были полулюдьми-полукозлами, у них были изогнутые бараньи рога[27], заостренные уши и козлиный хвост.

Однако в более ранних описаниях они представлены как существа с оленьими ногами, хвостом и ушами и телом и лицом молодого мужчины. Торс и руки были безволосыми, а ноги были покрыты гладкими волосами. Спутники бога Фаунуса (супруга богини Фауны), фавны жили в диких лесах. Эти нежные создания заманивали людей на свои лесные пирушки, а не преследовали их, как сатиры. Обычным делом было увидеть компанию нимф и фавнов, танцующих вместе. Музыка, которую играли фавны, иногда ночью выманивала женщин из домов и заставляла их танцевать обнаженными в лунном свете.

Фаунус, известный также как Луперкус, был италийским богом сельской местности. Римляне отождествляли его с греческим богом Паном, но на самом деле Фаунус очень от него отличался. Он изобрел шоум, музыкальный духовой инструмент типа гобоя, и фавны виртуозно на нем играли. Фаунус, которого одни источники называли внуком Сатурна, другие – потомком Марса, считался богом предсказаний. Когда-то этому богу был посвящен остров Капри.

Фавн

Исконно италийский бог лесов Сильванус был популярен в римской Британии. Иногда его называли Каллириус (Король лесов). В Британии его изображали с молотами, котелками и секатором в руках, инструментом настоящего лесника. Его ассоциировали с оленями.

Подобное лесное божество, Дикий пастух, часто встречается в валлийских мифах, таких как «Килхух и Олвен» и «Госпожа Фонтен». В этих преданиях он описывается как черный гигант с огромной дубиной. Он является хранителем лесных животных, первозданных лесов и мудрым советчиком. Одно из его ранних кельтских имен – Цернунн (Рогатый).

Психологические характеристики: положительные – любовь к природе и всему, что с ней связано. Отрицательные – удовольствие от ужаса других; замечают, что он считает своих сексуальных партнеров.

Магические свойства: стихия фавнов – это земледелие, стада, пчелы, рыболовство, сады и палисадники, животные, плодородие, природа, леса, музыка, танец, медицина, предсказания. Фавнам свойственна мягкость в отношениях.

Английский пука и пак

Английский пука был лесным человекоподобным существом, относящимся к царству фей. Название «пука» образовано от английских слов spook – привидение и Puck[28]. «Уведенный пукой» было часто употребляемым выражением, означающим человека, сбившегося с пути, которого ввел в заблуждение пука. Хоть английский пука и озорной, но он не распутный.

В самой Британии это существо стало известно как пак, лесное создание, причиняющее различные неприятности[29]. Пак был безвредным эльфом, от его имени образовалось английское слово puckish, что в переводе значит «озорной, проказливый». Эйто утверждает, что именем и характером пака позже был наделен Робин Гудфеллоу[30]. Паку, обладавшему способностью перевоплощаться, нравилось помогать людям, если они ценили и признавали его существование. Однако тех, кто насмехался над своими возлюбленными, пак не любил, а часто даже наказывал.

Паку, внешне напоминавшему пикси своими заостренными ушами, нравилось носить зеленый облегающий костюм. Он дружил со всеми феями и лунными ночами играл на флейте из ивовой веточки, а феи танцевали под его музыку. В отличие от Пана, покровительствовавшего домашним животным, пак оберегал лис, зайцев, белок и других диких животных. Однако пак также уделял внимание и помогал всем растениям и животным, населяющим леса и поля.

Валлийский пука – аналог английского пака. Кум пука считается одним из его любимых мест. Валлийские пука безобразны, сварливы и часто ссорятся между собой. В отличие от других пука, валлийские представители этих существ проникают в дома людей через печную трубу. Валлийцы утверждают, что Шекспир создал образ пака, взяв за основу их пуку.

В скандинавских и германских странах пука известны под именем Корнбок; считается, что у них тело козы, и внешне они, возможно, напоминают фавнов. Они помогают выращивать зерновые и кукурузу, но если у них появляется возможность испортить или украсть урожай, они не преминут ей воспользоваться. В древненемецком языке пак известен как путц, или бутц, а в Исландии его называют пуки и считают злым духом.

Корнбок (пука)

Психологические характеристики: положительные – существо, обладающее искаженным, но безвредным чувством юмора; тот, кто чувствует особую близость с землей и ее созданиями. Отрицательные – тот, кто любит разыгрывать других, но избегает ответственности, если что-то пошло не так, как было задумано.

Магические свойства: символы пака – флейта, дикие животные, танцы и музыка. Наказывает тех, кто бросил возлюбленного. Взывайте к паку, чтобы научиться тонкому чувству юмора. Озорной, но всегда готов помочь.

Джек в зеленом

В Англии в сельской местности также обитал другой вид существ, известных как Зеленые люди. У этих существ, напоминающих фей, было человеческое тело зеленого цвета, и они носили откровенные наряды из листьев. Зеленые люди, безобидные для всех, кроме лесорубов и егерей, ухаживали за деревьями в густых лесах. Простые люди редко видели Зеленых людей.

Еще одним видом Зеленого человека был кельтский Цернунн, бог лесов, животных и плодородия. В древневаллийском языке его имя было Ардду (Темный), Ато или Рогатый бог.

Джек в зеленом – известный по многим преданиям британский лесной дух. Как и Лесовик (Woodwose), он был хранителем хвойных и лиственных лесов. Его часто изображали на резных орнаментах потолков в церквях смотрящим сквозь листья.

В Шотландии и Корнуолле обитали низкорослые худые существа мужского пола, известные как Коричневые люди или Болотные люди. У них были медно-рыжие волосы и одежда из коричневой листвы болотных растений, позволявшая им быть незаметными. Хотя они спокойно относятся к людям, они стараются избегать их, когда это возможно. Их задача – защищать и кормить животных, обитающих на болотах.

В Германии и некоторых районах Скандинавии жили Дубовые люди, охранявшие священные дубовые рощи. Хотя они не дружественно настроены по отношению к людям, они не стараются причинить им вред.

Психологические характеристики: положительные – тот, кто чувствует потребность оберегать леса. Отрицательные – фанатичный защитник лесов, даже с ущербом для людей.

Магические свойства: защищает леса и деревья, особенно дубы; охраняет диких животных.

Пан

Греки называли Пана «Маленьким богом», Рогатым богом природы, Богом с козлиными ногами. Местом его происхождения считают Аркадию. Часто Пан сопровождал Диониса. Возможно, слово panoply, означающее пышные религиозные церемонии, произошло от его имени.

Пан был одним из древнейших греческих божеств и положительной жизненной силой мира. У него было человеческое тело и голова, руки с копытами, ноги, маленькие рожки и длинные уши большого козла. Он играл на своей свирели приятные, притягательные мелодии. Однако ему было известно о силе магических слов, и с помощью своего голоса он вводил людей в заблуждение или управлял ими. Согласно мифам, Пан вступал в связи со всеми менадами, а также Афиной, Пенелопой и Селеной[31].

В своей более мягкой ипостаси Пан символизировал леса и диких существ, врачевание, садоводство, растения и животных, музыку и танцы, предсказания и занятия любовью. В отличие от сатиров, Пан помогал пастухам и охотникам, если те не обижали его. Однако у него была и темная сторона, и, пребывая в этой ипостаси, он вызывал дикий беспричинный ужас в людях в уединенной лесной или горной местности. Своей магией и ужасным криком он заставлял своих врагов бросаться врассыпную, наполняя их сердца страхом. От такого его поведения произошло слово «паника». От его священной драмы смерти и воскрешения произошла традиционная греческая «трагедия» (греческое слово tragoidos означало «козлиная песня»[32]).

Пан

Греки ассоциировали с Паном Египетского бога Амона-Ра и называли его священный город Хеммис Панополисом, «городом Пана». Древние греческие писатели утверждали, что в Панополисе жил сам Пан и многие сатиры[33]. В римском искусстве сатиров изображали с такими же изогнутыми горизонтальными бараньими рогами, как у этого египетского бога.

Психологические характеристики: положительные – Пан является олицетворением порождающих энергий. Таким образом, человек, обладающий чертами Пана, всегда будет использовать свои силы и энергию созидания. Отрицательные – человек, применяющий свою энергию, чтобы вселить страх в других.

Магические свойства: символы пана – музыка, магические слова, леса и дикие существа, целительство, садоводство, травы, танец, пророчества, физическая близость. Пан помогает преодолевать преграды в отношениях. Создает беспричинный ужас – это верно только в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем, насильников и убийц.

Уриск

В Шотландии живут странные маленькие домовые, известные как уриски. Эти одинокие создания были полулюдьми-полукозлами. Обычно они обитали вокруг заброшенных водоемов, но иногда искали компании людей. Хотя одной из их шуток было преследовать ночью путников и пугать их, иногда они перебирались жить поближе к домам людей. Считалось, что уриски приносят удачу, так как они помогали выполнять работу на ферме и пасти коров. Обычно уриски жили по одному, но в некоторых случаях они собирались группами. Хотя неясно, в каких случаях происходили эти встречи – вероятнее всего, уриски, как и фейри и другие земные существа, собирались в дни равноденствия, солнцестояния и других четырех языческих праздников.

Психологические характеристики: положительные – человек, обладающий удивительным взаимопониманием с животными. Отрицательные – тот, кому нравится пугать других.

Магические свойства: приносит большую удачу. Вызывайте уриска, как и Пана, когда нужно вылечить животных и помочь в саду.

Леший

Иногда утверждали, что славянский, а точнее русский, лесной дух, известный как леший, напоминал сатира человеческим телом и козлиными рогами, ушами и ногами. Возможно, это одна из ветвей вида леших, так как другие представители этого вида существ в основном населяли водоемы и прилегающие к ним территории. Лешие, населяющие леса, являются их хранителями. Они наиболее активны весной и летом на закате и на рассвете. Они никогда не причиняют людям физического вреда, но любят заманивать и бросать их в чаще леса. Слово «леший» относится и к славянскому Хозяину лесов, и к множеству лесных духов, населяющих леса Прибалтики. Некоторые из них являются опасными, злобными существами, тогда как другие просто шаловливы. Люди, однако, могут почувствовать их присутствие, как только эти существа приближаются. Лесники и те, кто хорошо знает лес, говорят, что лешие – очень худые существа с синей кожей, зелеными волосами и глазами.

Леший

Лешие предпочитают жить в самых глухих частях леса. Они не терпят вторжения на территории, которые считают своим царством, и пытаются увести путников подальше. Зимой, когда земля покрыта снегом, леший заметает следы, чтобы не было видно тропы. В другие времена года они так запутывают путников, что те все глубже и глубже уходят в лес и безнадежно теряются.

Лесники утверждают, что всегда можно понять, когда леший преследует человека: кажется, что деревья движутся и обступают путника, появляется странное чувство, что за ним наблюдают. Но как бы быстро человек ни обернулся, ему никогда не удастся увидеть лешего, ведь они передвигаются гораздо быстрее людей. Единственный способ сбить его с вашего следа – это надеть обувь на другую ногу, а одежду – задом наперед. Кажется, это настолько запутывает лешего, что его чары разрушаются и человеку удается убежать.

Психологические характеристики: человек, которому нравится намеренно или даже подсознательно давать другим неверную информацию, преподнося ее в форме шутки. Ему также нравится давать плохие советы просто для того, чтобы посмотреть, как вы ему последуете и затрудните себе жизнь. Многие из тех, кто дают этот «плохой совет», делают это со скрытыми мотивами: получить контроль над вами и наблюдать ваши неудачи.

Магические свойства: Помогает защищать леса и деревья, но опасен для человека.

Лесовик

Еще одним видом британских лесных существ были лесовики, или Дикие лесные люди. Их также называли вузер, или узер. Они населяли и оберегали дикие леса. В отличие от Зеленого человека, покрытого листьями, лесовик был покрыт волосами или длинной шерстью и не носил одежды. В литературе XVI и XVII веков есть несколько упоминаний об этих существах, но информации очень мало. В Средневековье их изображения часто использовались в масках. В Восточной Англии они попадались особенно часто, резные изображения лесовиков до сих пор можно встретить в церквях.

Лесовик

Психологические характеристики: положительные – человек, который может жить в обычных социальных условиях, но все же если необходимо, он выделяется из окружения. Отрицательные – тот, кто отдаляется от общества, например, фанатичные или экстремистские сторонники движения за выживание.

Магические свойства: исцеляет и защищает самые дикие леса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru


Смотрите также