Лесные духи славян. Лесной дух


Ящик пандоры – Лесные духи древних славян

Предки наши считали лесное пространство, где, по древнейшим верованиям, обретались души предков, сакральным, таинственным. Поэтому в представлениях славян оно было заселено множеством духов. В сегодняшнем рассказе речь пойдет о тех из них, которые не принадлежали непосредственно к семейству Лешего и не имели особой склонности проказничать.Дед Лесовик.

Его часто путают с Лешим по той причине, что того действительно так называли в некоторых местностях, но в других это был самостоятельный персонаж, даже портретно сильно отличающийся от «тезки». У этого доброго деда руки и ноги были покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, а на щеках красовался зеленый мох. Кроме того, у него на темечке размещалось… птичье гнездо.

Лесовик помогал заблудившимся в лесу, если к нему обращались со словами «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». А если леший шалил, то в дупло дерева можно было положить записочку с жалобой, и тогда добряк непременно рассудит по совести да по справедливости. У дедушки была целая команда помощников, которые присматривали за порядком в лесу, имея каждый свою сферу полномочий, а также могли пойти на службу людям.

Колтки.

Это весьма забавные духи. Внешность малоросликов была примечательна тем, что они имели аж два лица, причем одно из них располагалось на животе. Возможно, эти крошки были хромоножками, быть может, очень уж разговорчивыми или же их прозванье связано с поселением в зарослях бузины – шумного дерева.

Место проживания их указано, в частности, в знаменитых «Сокровищах Ретры» Андреаса Готтлиба Маша (1771). Любопытно, что на Западной Украине тоже сохранились свидетельства о лесных духах, обитающих в зарослях бузины. О колтках известно также, что они вели сумеречный образ жизни и могли пойти на службу к людям, если те приносили им угощения.

Прибывая к жилищу нанимателей, они возвещали им об этом тем, что съедали приготовленную в ожидании работников пищу, собирали в кучу мусор и хворост либо подсыпали мусор в молочные кувшины. Последнее было испытанием: только в том случае, если молоко хозяева выпивали, то колтки вселялись в дом и выполняли приказания людей, в том числе, добывали съестные припасы на стороне, точнее, у других жителей селения.

Листин и Листина.

Эта супружеская пара весьма солидного возраста имела особый круг компетенции, который не сразу определяется по их именам. Сидя в куче палой листвы возле пня или в каком-нибудь овраге, незрячий Листин и его верная спутница Листина руководили лесавками, приказывая им, когда и как шелестеть, время от времени шуршали – перешептывались друг с дружкой, обсуждая принимаемое совместно решение. В старинные времена даже игрушка такая была – баба Листина: туловище из мха, руки-ноги из еловых шишек и непременно лапоточки.

Боровик (Подгрибовник, Боровой) и Боровички.

По поверью, это дух бора и начальник над старичками Боровичками – хозяевами грибов, живущими под рыжиками и груздями. Боровик, как считалось, выглядел как огромный медведь, но в отличие от косолапого, не имел хвоста. К нему обращались с просьбами найти и вернуть тех, кто пропал в лесу или заболел, побывав в нем, но очень своеобразным способом: нужно было принести в бор кошку и начать ее душить. Ох…

…и другие.

Под началом Деда Лесовика находились и иные бестелесные существа, так сказать, узкой специализации. Кустич, как явствует из его имени, хозяйничал в кустах, Листовик/Листич оберегал листву, Травник/Травяник ухаживал за травой, Корневик отвечал за корни, Стебловик, соответственно – за стебли.

Были еще Орешич, Ягодник, Грибник. Кроме того, существовал целый отряд женских персонажей, в том числе Дубравицы, Травницы, Земляничницы, Березницы, Дивницы, Сенявы, Русявы и Зеленицы. А еще были охранители лесных кладов – Щекотуны и Полуверицы, священные деревья. В общем, компания большая.

Оттает земля, появится на ней травка, раскроются почки на деревьях и кустах, а там, глядишь, и цветы пойдут, грибы да ягоды. Пусть лес живет своей жизнью, будем его беречь. Быть может, преданья старины глубокой о его обитателях, даже если и вызовут улыбку, помогут нам уважительнее относиться к природе, где все – живое?

У этого персонажа имеются и другие имена, например, лешак, лесной дядя, лисун, дед лесовик, дикинький мужичок, праведный леса, лесной херувим и другие. Не правда ли, перечень их вызывает некоторое удивление?

Согласно славянской мифологии, это дух-хранитель леса. Облик его наши древние предки в разных местностях представляли по-разному, говаривали, что он может представать в виде медведя, дряхлого старика или здоровенного мужика, дерева, козлоногого и рогатого существа, в остальном подобного человеку, а то в облике изрядно покрытого шерстью и даже обезьяноподобного верзилы. В качестве особых примет называли отсутствие ресниц, бровей и правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, зачесанные налево.

Считалось также, что он может изменять свой рост сообразно окружающей растительности: то возвыситься выше сосен, то обратиться ниже былиночки. Кроме того, у него лапти обуты наоборот – левый на правую, правый на левую ногу, и кафтан либо полушубок запахнут слева направо. Показываясь людям, леший старался прикинуться обычным человеком, и насчет опознания его истинной сущности имелось поверье, что раскусить его хитрости можно, взглянув через правое ухо коня.

Места предположительного проживания лешего полагалось обходить стороной. При этом они получали статус заповедных, посвященных Святобору. Но перед входом в любой лес у лесного дяди полагалось спрашивать разрешения, поскольку он начальствует над всей растительностью и всеми существами в нем, а также является волчьим и медвежьим пастухом.

Лешему приписывали способность пугать людей диким хохотом и водить кругами. Тот, кто оказался его жертвой, не должен был ничего есть или иметь при себе лутовку – липовую дощечку без коры, перевернуть стельку в своей обувке и вывернуть наизнанку одежду. Можно было также произнести любимую поговорку этого господина леса: «Шел, нашел, потерял». А вот чего он особенно не любил и потому не прощал, так это бранных речей и проклятий.

Чтобы задобрить его, на пеньке оставляли угощение, прихваченное специально для этого случая из дому: пряник, например, блинчик и т.п., а также благодарили за добычу, будь она охотничьей либо грибной – ягодной. У ряда народов, например, у вепсов, бытовало представление, что подкармливать хозяина леса надо пищей, которую предпочитает медведь. На русском Севере лесорубы клали под рябину грамотки с прошениями к «праведному леса», предварительно положив против сердца рябиновую же веточку и несколько палочек, вырезанных из той же рябины.

Крестьяне в старину были убеждены, что с лешим можно договариваться, например, о защите скота от лесного зверя и даже нанять его пасти скот. Например, в лес бросали замок с ключом, ожидая, что «дядя» будет его отпирать и запирать, и при запирании стадо соберется в одном месте. За службу платили молоком, а то и парой буренок. Чтобы вернуть пропавшую корову, через головы домашних животных бросали хлеб – тоже в дар ему.

В жены он брал болотную кикимору или лисунку (лешачиху, лешуху), а то и похищал девушку, что наведалась в лес по грибы или ягоды, и считалось, что не любую, а из числа проклятых. Поскольку лесного скарба диконькому на жизнь порой не хватало, особенно после свадьбы, то он попросту крал необходимое в деревнях, наказывая таким образом хозяев, которые не благословляли пищу, не перекрещивали домашнюю утварь, не молились перед дойкой коров и т.д. Впрочем, иные авторы пишут, что леший опасался трехцветных кошек и собак, у которых над глазами светлые пятна, подобные второй паре глаз, а также черных петухов и гнева домовых и банников.Насчет предков и потомков лешего существуют разные версии. По одной, его бабушкой и дедом являются лесавки – маленькие старички, живущие в палой листве, которые вроде бы могут умыкнуть маленьких детей, но с конца лета и по осени водят хороводы, скачут и свистят, шелестят и копошатся в своем «жилище», а потом отправляются в долгую зимнюю спячку. По другой – эти же лесавки являются детьми лешего, которые, веселясь и проказничая, сбивают людей с лесных тропок, сыплют на голову труху и паутину. Во всяком случае, всеми признаются родственные связи этих лесных духов, хотя более убедительным является вариант, по которому детеныши его – аналогичные проказники, которые изначально назывались лешенями. О родителях хозяина леса история умалчивает.

Лешему приписывали страсть к картежничеству, говорили, что будто бы он режется в карты с собратом из соседнего леса, да притом азартно, и проигравший расплачивается зайцами или белками. А иногда игра ведется целыми артелями. По сообщению С.Максимова, имеются свидетельства старожилов о грандиозной «карточной схватке» русских и сибирских леших, состоявшейся в 1859 году. Победу одержали русские, и проигравшей стороне пришлось гнать целую армию таежных зайцев через Уральские горы…

Тысячелетиями живет в преданиях и сказках образ лешего. С течением времен он смешался с враждебной человеку нежитью, в результате персонаж стал выглядеть весьма противоречиво. Если присмотреться, то особо злобным изначально не являлся, скорее, выступал орудием наказания за неуважение к лесу и традициям славянской жизни, но мог ведь и наградить, коли они соблюдались: и дорогу укажет, и лесными богатствами одарит, и даже по найму пойдет работать. И не зря же он был связан со святилищами Святобора – бога лесов и лесных угодий, который олицетворял вечно живую природу, обеспечивал гармонию и согласие в ней.

Валентина Пономарева

Источник: slavyanskaya-kultura.ru

pandoraopen.ru

Лесные духи - Моя Россия

   Духи - хранители древних славян именовались "Берегини". Охраняли дом, благополучие различных мест и видов природы. Слово "Берегиня" произошло от понятий - оберегать, помогать странствующему, плывущему, терпящему бедствие - добраться до берега. 

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? 

Ездок запоздалый, с ним сын молодой. 

К отцу, весь издрогнув, малютка приник; 

Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» — 

«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: 

Он в темной короне, с густой бородой». — 

«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянись; младенец, ко мне; 

Веселого много в моей стороне: 

Цветы бирюзовы, жемчужны струи; 

Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит: 

Он золото, перлы и радость сулит». — 

«О нет, мой младенец, ослышался ты: 

То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей 

Узнаешь прекрасных моих дочерей: 

При месяце будут играть и летать, 

Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей: 

Мне, вижу, кивают из темных ветвей». — 

«О нет, все спокойно в ночной глубине: 

То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой: 

Неволей иль волей, а будешь ты мой». — 

«Родимый, лесной царь нас хочет догнать; 

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит; 

Младенец тоскует, младенец кричит; 

Ездок погоняет, ездок доскакал..

В руках его мертвый младенец лежал. 

                                                                                            В.А. Жуковский "Лесной царь"

      

   Кто же они такие, лесные духи славян?

 Наши предки считали лесное пространство, где, по древнейшим верованиям, обитали души, сакральным, таинственным.  Поэтому в представлении славян оно было заселено множеством духов.

 Берендей (Дед Лесовик) 

 

Повелитель лесов и растительности, предопределяющий жизнь, судьбу и поведение всех обитателей лесных чащоб и обеспечивающий согласие в природе, олицетворение вечно живой природы. 

Руки его покрыты дубовой корой, в волосах и бороде вьется плющ, по щекам зеленый мох растет, а на голове – птичье гнездо. 

Берендей это дух, котоырй формируется единением мыслей и чувств всех живых существ населяющих лес.  

Он может вселяться в любого жителя леса, принимать любой облик.   

 Леший                                                                                                                                      

 Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет 

ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. 

Отношение к нему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила, и справедливый дух. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение и произнесение проклятий. 

Но от проказ лешего можно отчураться, конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем с помощью известных приёмов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде(поваленное дерево), снять с себя и выворотить наизнанку всю свою одежду и затем в таком виде надеть на себя. 

Бывают, впрочем случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся(4/17 октября), на Ерофея- мученика. В этот день знающие люди в лес не ходят.

От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота. Накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) лешего легко можно было увидеть в лесу и заключить с ним договор. 

Это старались сделать пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. 

Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего,народ не прочь над ним посмеяться, а пользоваться его именем как ругательным словом вся Русь считает первым удовольствием («Иди к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т.п.).

Он способен предсказывать будущее. Иногда леший принимал помощь от человека. 

Леший (хозяин леса, лесной дух, лешак, лесовик, дедушка-лесовой) — в мифологии восточных славян хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц.

Хотя леший имеет отдельный образ, представления о нём часто сливались с шишигой и чёртом.

Чёрт 

Злой, озорной, игривый и похотливый дух или вымышленное существо в славянской мифологии. Под различными прозвищами и синонимами является персонажем огромного количества сказок Восточной Европы, самый популярный персонаж русской демонологии.

Слово «черт» появилось довольно поздно. По разным источникам оно начинает употребляется где-то с XVI—XVII веков. До этого в обиходе по большей части использовалось слово «бес». Бесами называли различных нечистых духов и различные силы, в которые верили в дохристианскую эпоху на Руси. Образ беса-черта очень органично вписался в религию христианской церкви, ведь по логике церкви поскольку ангелы помощники Бога, то у его главного противника Дьявола также должны быть помощники, коими и стали бесы-черти.

Соответственно, если ангелы живут на небе, то черти живут на земле или даже под землей. Излюбленными местами бесов считали нечистые и безлюдные места: пустыри, пропасти, рвы, заброшенные дома и особенно церкви. Считалось, что в заброшенной церкви со временем гарантированно селится нечистая сила самых различных калибров. Отражение этого народного верования есть в знаменитой повести Гоголя «Вий». Также черти водятся в болотах и лесах, а особенно в таких, в которые редко заглядывает человек. Все по тем же народным наблюдениям чертей можно встретить ночью на перекрестках, где они принимают форму пылевых вихрей.

Внешний вид чертей мог быть самым разнообразным. Типичный образ черта с козлиной бородой, длинным хвостом и копытами просочился к нам значительно позже из западноевропейских верований. Более ранний черт выглядел несколько иначе. Это было антропоморфное существо с вытянутой головой, иногда с крыльями, голый, с гусиными пятками и небольшим куцым хвостом. Именно такое изображение черта характерно для миниатюр XVII—XVIII веков.

Ну а в целом у черта нет какого-либо стабильного облика. В зависимости от ситуации он может превращаться в различных живых существ и даже в предметы. Среди излюбленных животных черта — козел, свинья, кот, собака, а также различные земноводные и рептилии. Есть в народном фольклоре упоминания и о том, как черт превращается в человека. В этом случае он принимает вид вычурного иностранца, чаще всего в немца или поляка.

                    

Кикимора(кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара) — восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

Почему кикимора?

Кикимор прозвали так по имени богини Морены, которую еще называли Мара или Мора. И сейчас отголоски этого слышны в словах «морок» или «марево». А первая часть ее имени обозначало горбатость или рогатость. Потому что выглядит кикимора отнюдь не стройной красавицей. В поверьях ее представляли худой, с маленькой головой с рожками,волосы растрепаны, одежда вся в лохмотьях. Рты как у лягушек, а нога всего одна, кикимора на ней и прыгает: шлёп – чмок! В поверьях кикимора имеет одну из самых многоплановых и «неуловимых» личностей. Как представительница духов крестьянского дома и подворья, кикимора редко «лично» показывается людям. Она, оставаясь невидимкой, она дает о себе знать шумом, стуком, различными проделками и шалостями.Характер кикиморы:

Характер у Кикиморы весьма своенравный: она, живя за печкой или в хлеву, может путать пряжу (хотя сама любит прясть или плести кружева), выдергивать шерсть у животных или ощипать перья у домашней птицы, бывает, что портит хлеб и пироги. Днем кикимора невидимкой сидит за печкой тише воды, ниже травы. А ночью любит проказничать: стучит горшками и печными вьюшками, бросается подушками или луковицами, может попасться под ноги человеку,чтоб он споткнулся, бывает, беспокоит сон маленьких детей.Часто издает ночью звуки прядения (жужжание и постукивание веретена).

Лесные девки

Лесными девками называли воспитанниц и приемных дочерей леших. Говорят, леший, встретив заблудившихся девушек, берет их к себе на жительство. В это время он обучает их знахарству, а потом старается устроить судьбу - найти жениха, да приданое дает хорошее.Иногда лесные девки обучаются ворожить и потом говорят людям только чистую правду про их грядущую судьбу. Впрочем, некоторые начисто забывают лесную науку, воротясь домой, и даже не помнят, как жили у лешего.

Колтки

Это весьма забавные духи.

Внешность малоросликов была примечательна тем, что они имели два лица, причем одно из них располагалось на животе. Возможно, эти крошки были хромоножками.

Они вели сумеречный образ жизни и могли пойти на службу к людям, если те приносили им угощения.

Прибывая к жилищу нанимателей, они возвещали им об этом тем, что съедали приготовленную в ожидании работников пищу, собирали в кучу мусор и хворост либо подсыпали мусор в молочные кувшины. Последнее было испытанием: только в том случае, если молоко хозяева выпивали, то колтки вселялись в дом и выполняли приказания людей, в том числе, добывали съестные припасы на стороне, точнее, у других жителей селения.

Листин и Листина

Сидя в куче палой листвы возле пня или в каком-нибудь овраге, незрячий Листин и его верная спутница Листина руководили лесавками, приказывая им, когда и как шелестеть, время от времени шуршали – перешептывались друг с дружкой, обсуждая принимаемое совместно решение. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, сидят в куче листьев и командуют - кому когда шелестеть.

"Пройдет мимо дерева слепышка Листин, прошуршит листьями, - не бойся: Листин не страшный, Листин только пугать любит. В лесу живет - весь из листьев. Есть и Листина-баба — игрушка: туловище сделано из мха, а вместо рук еловые шишки, на ногах настоящие лапотки." А.М. Ремизов. "Зайка"

Боли-БошкаЖивет в ягодных местах. Дух лукавый и хитрый. Появляется перед человеком в виде старичка бедного, немощного, просит помочь отыскать ему сумку утерянную. Поддаваться на его просьбы нельзя - начнешь о потере думать, разболится голова, будешь долго по лесу блуждать.«Тише! Вот и сам Боли-бошка! - Почуял, подходит: набедит, рожон! Весь измозделый, карла, квелый, как палый лист, птичья губа - Боли-бошка, - востренький носик, сам рукастый, а глаза будто печальные, хитрые-хитрые»  А.М. Ремизов. «К Морю-Океану».

Аука

Это дух леса, который, в отличие от прочей нежити, не спит ни зимой, ни летом. Сам Аука маленький, пузатенький, щеки надутые. Живет он в избушке, проконопаченной золотым мхом, вода круглый год от талого льда, помело — медвежья лапа. Зимой ему особое раздолье, когда лешие спят! 

Любит он морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди заведет в глушь или бурелом. Вселит надежду на спасение, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснет сладким морозным сном, обо всем забыв.

 Вихровой

Дух, находящийся в ветре. Эти духи вредят человеку, причиняют болезни, нервные расстройства. Сильный разрушительный вихрь, в котором во главе с Вихровым, переносится нечистая сила.

 Лесавки

Лесные духи, родственники лесовика, старики и старушки. Видом своим они похожи на ежат. Также как и лесовик, любят проказить и играть. Большую часть времени лесавки спят - бодрствуют они очень короткий период времени: с конца лета до середины осени. У олончан в их густых и непочатых лесах живут «лесные старики» или «отцы», которые сманивают в лес детей, но с какой целью держат их там и чем кормят - самые сведующие люди сказать не могут. «Старички и старушки - Лесавки в прошлогодних листьях сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на весь лес, без головы, без хвоста, скачут, вот как свистят» А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»

«Всякое движение здесь, кажется, замерло; всякий крик пугает, до дрожи и мурашек в теле. Колеблемые ветром древесные стволы трутся один о другой и скрипят с такой силой, что вызывают у наблюдателя острую ноющую боль под сердцем. Здесь чувство тягостного одиночества и непобедимого ужаса постигает всякого, какие бы усилия он над собой ни делал. Здесь всякий ужасается своего ничтожества и бессилия»                                                     С.В. Максимов. «Нечистая, неведомая и крестная сила»

Ко всем жителям леса нужно и должно относиться с уважением, но без страха  и с чувством собственного достоинства.

Наглость, праздное любопытство и панибратство тут тоже не пройдут.

Это общее описание принципа общения людей c неведомым.

Приходите в лес с добром и лесные духи ответят вам тем же. 

Информация собрана:1. http://mspa7520.ru/slavyanskie-duhi-i-nezhit2. http://www.gnozis.info/?q=book/export/html/16023. ttp://gifakt.ru/archives/index/lesnye-duxi-drevnix-slavyan/

4. http://www.mirfentazy.ru/duchi-i-bozhestva-slavyan/leshiy-duchi-slavyan

5. http://ilibrary.ru/text/1086/p.1/index.html

6. http://deti-svetgorod.ru/index.php/istoria/87-rysskoe/1111112732-kikimora

7. http://magicjournal.ru/obraz-cherta-na-rusi/

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Страницу оформили:Безлюдова Светлана,

Лаврова Любовь,

Денисова Виктория

Группа СД-11

sites.google.com

Лесные духи славян — Славянская культура

В сонме мифических существ, которые, согласно верованиям наших далеких предков, населяют лес, наряду с семейством Лешего и командой Деда Лесовика есть несколько проказников. Вот о них и пойдет сегодня речь.

Аука. Этот персонаж имеет очень выразительную внешность: этакий пузатенький малыш с надутыми щечками. Он обладает удивительной способностью не нуждаться во сне – то есть абсолютно. Бодрствует круглосуточно и круглогодично. Живет он в самой глухомани леса, в избушке, проконопаченной золотым мхом.

Может быть, именно это обстоятельство обеспечивает постоянно тепло в домике даже в самую сильную стужу. Хотя, как пишет А. Ремизов, «бойко выходит дым из трубы», стало быть, помещение хорошо протапливается. Для поддержания чистоты Аука держит в качестве метлы медвежью лапу. И еще одно чудесное свойство имеет его жилище: в нем всегда есть запас талой воды.

Кстати, зима для Ауки – любимое время года, поскольку он может резвиться, обходясь без конкуренции других лесных духов, почивающих до весны. У него два любимых занятия – шутить – балагурить и сбивать путников с дороги. Уже само имя выдает способ проказ этого невидимки: он отзывается на голос человека со всех сторон и таким образом путает следы. И делает это не от злости, а для собственного развлечения.

Боли-бошка. Дух с чудным именем предпочитает обретаться в ягодных местах. В качестве обличья при встрече с людьми выбирает вид бедно-пребедного и очень грустного востроносенького старичка небольшого росточка: одежда вся в лохмотьях, взгляд печальный, выражение лица – скорбное.

Впрочем, если присмотреться, можно заметить хитринку в глазах. Лукавец с глубоким вздохом сообщает встречному, что потерял свою суму и просит-умоляет помочь в ее отыскании. У того, кто посочувствует жалостному виду Боли-Бошки и примет его горестное заявление за чистую монету, тотчас разболится голова (вот что означает имечко-то!).

Кроме того, человек теряет способность ориентироваться на местности. А все оттого, что как только сердобольный посетитель леса откликнется на мольбу и начнет искать пропажу, Боли-бошка вскакивает ему на шею, стягивает голову петлей и катается верхом в свое удовольствие.

Моховой и Лазавик. Эти лесные духи обитают в болотистой местности. Кроха Моховой маскируется с помощью зеленого или бурого цвета – под стать мху, в котором живет. Он считается самым низкорослым представителем в популяции лесных духов. Может являться людям в образе свиньи или барана, а захочет спрятаться – превращается в маленькую кочку. И хотя обычно является сторонником вегетарианской пищи, но, по слухам, как вы понимаете, непроверенным, способен заесть ребенка. А может, этим просто стращали детишек-непосед.

По роду занятий Мохового можно отнести к постовым или контролерам: он не позволяет собирать ягоды в неположенное время. Тех, кто попадется на этом, Моховой начинает водить кругами до тех пор, пока вконец не измотает. Но для справедливости надо отметить, что помучив изрядно, как правило, отпускает ослушников подобру-поздорову.

О лазавиках известно, что это карлики ростом с ноготок, самая яркая характеристика их внешности – длиннющая борода. Другая особая примета – семисаженный кнут в руках. Они могут напугать человека сверканием глаз, которые горят, как огоньки.

Пущевик. Прозванье его указывает на место обитания – в пуще, то есть в густом непроходимом лесу. Внешность его смахивает на корягу, руки подобны сучьям, глаза сверкают. Нрав у жителя лесной глуши тяжелый. Не любит, когда люди проникают в его владения: начинает цепляться за одежду, рвать и срывать ее, а то и глаз норовит выколоть. Но и польза от Пущевика есть, притом немалая: он способен останавливать лесные пожары.

Вот сколько разнообразных верований было о проказливых духах лесов. И заметьте, на них сваливали ответственность за то, что кто-то заблудился. Будто бы этот кто-то не сам заплутал, а попался на удочку хитрецов, обитающих в лесу...

Похожие статьи:

Славянские обряды → Язычество Cлавян. Обряды

Поэзия → Азбука славянской мифологии

Философия → Жить в Лесу.

Боги, духи и существа → Славянские богини

История → Безалкогольная Русь

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Лесной дух — ориджинал

      Лао сглатывает, озирается по сторонам и крепко держит кинжал. Пальцы дрожат и ладони потеют, а внизу живота тянет всё и тело всё болит до невозможности, но омега не собирается сдаваться. Воздух в храме густой, даже слишком, сладкий-сладкий, от него голова кругом и слабость. Лао нервно выдыхает, поправляет сползающую вниз белую ткань и идёт вперёд. Он весь напряжён. Огни свечей горят мягко, согревая. Их так много, что в глазах рябит.

      Омега слышит тихий шелест за спиной и чьи-то шаги, резко оборачивается, выставляя вперёд кинжал и щурится, потому что глаза слезятся и картинка окружающего расплывается. Каждое движение отдаётся болью во всём теле, но Лао слишком хочет жить, чтобы сейчас обращать на это внимание. Ему просто не повезло — он был тем, у кого течка началась как раз когда эти полоумные жители решили, что нужно принести лесному духу жертву посущественней, нежели фрукты, овощи и свежее мясо.

      Сильный древесный аромат перебивает сладкий дурман от ароматических палочек, только это никак не помогает, лишь усиливает ощущения. Лао охает и пытается удержать кинжал в слабеющих руках. Впереди маячит тёмное пятно, и омега щурится, пытаясь рассмотреть, кто же там стоит. В легендах ничего не сказано о том, как же выглядит Лесной Дух, что живёт в этом храме. Люди строят разные догадки, которые могут не иметь ничего общего друг с другом, но абсолютно все уверены, что этот самый Дух — альфа по природе. Лао вообще сомневается, что этот дух есть. Но сейчас напротив него определённо кто-то стоит. Кто-то, от кого пахнет сильно, настолько сильно, что омега готов прямо сейчас распластаться на полу, прося лишь одного. Лао старается не дышать глубоко, пытается прогнать туман из головы, но тело само тянется. Омега ненавидит свою природу, просто до безумия, особенно вот в такие периоды. Это действительно отвратительно — хотеть кого-то только потому, что от него пахнет приятно.

— Кто здесь? — шепчет Лао и пытается унять бешено колотящееся сердце. Тень двигается вперёд совершенно бесшумно. Лао лишь чувствует колебания воздуха. Омега всхлипывает и роняет кинжал на пол, когда его щеки касаются прохладные пальцы, которые легко проводят по мягкой коже и переходят на шею. Он пытается отстраниться, ноги совсем не держат. По внутренней стороне бедра начинает стекать смазка, густая и остро пахнущая. Она капает на пол с тихими шлепками, и Лао хочется плакать. Он плотно сжимает острые коленки и бормочет:

— Уходи.

— Совсем плохо? — голос глубокий, мягкий, бархатный, он окутывает, словно тёплый кокон. Пальцы скользят вниз, цепляются за ткань и тянут её вниз, оголяя тонкое тело. Горячие ладони проходятся по выступающим рёбрам и впалому животу, гладят разгорячённую кожу, словно успокаивая. Омега прикрывает слезящиеся глаза и тихо стонет. Ему безумно больно. Вход пульсирует, смазка выделяется обильнее, и пол под ногами у Лао становится скользким.

— Пожалуйста, не надо, — омега всхлипывает и стирает с щёк солёную влагу.

— Тссс, успокойся, — тонкий палец касается искусанных губ, призывая к молчанию, — тише. Пойдём со мной.

      Лао подчиняется сильным рукам, идёт вперёд, пытаясь на спотыкаться на каждом шагу, и облегчённо выдыхает, когда его укладывают на прохладные простыни и убирают уже наконец эту тряпку с тела, что так раздражает чувствительную кожу.

— Перевернись на живот, — голос такой мягкий, такой приятный, от него мурашки по коже. Омега с трудом перекатывается на живот и чуть приподнимает попку, раскидывая ноги в стороны. Большие ладони, вымазанные в чём-то липком и пахнущим до одури остро, так, что хочется чихнуть, скользят по узкой спине, втирая пахучую дрянь в кожу. Почему-то от этого становится легче. Жар спадает, и тело болит уже не так сильно. Пальцы проскальзывают в ложбинку между ягодиц и обводят пульсирующий вход. Лао утыкается лицом в плоскую подушку и хнычет.

— Тише, так нужно, — шепчет этот самый голос и продолжает размазывать по телу омеги непонятную субстанцию с совершенно отвратительным запахом, — тебе будет намного легче, когда я закончу.

      И действительно становится легче. Лао облегчённо выдыхает и понимает, что жутко устал. У него болит голова и глаза слипаются. Омега зевает и погружается в глубокий сон. Просыпается он на мокрых простынях. Тело опять горит, а кожа зудит. И всё повторяется вновь. Его мажут, только ещё заставляют пить какой-то отвар с тонким травяным ароматом. Лао не знает, сколько времени он проводит так — в полубреду, лишь на некоторое время возвращаясь к реальности, но в один день, парень не уверен, утро сейчас или вечер, дурман возбуждения спадает и омега может нормально мыслить. Он лежит на постели, пропитавшейся его запахом, и смотрит в узорчатый потолок. Вокруг подозрительно тихо, и это даже немного пугает. Омега прислушивается к каждому шороху, а когда рядом с ним раздаётся мягкий голос, улыбается.

— Тебе лучше?

— Намного, — Лао кивает и присаживается, натягивая тонкое покрывало до подбородка. Осматривается вокруг, но рядом с ним только та самая тень. Он не может рассмотреть лица, как не старается, и это его огорчает, потому что ему безумно хочется увидеть обладателя столь восхитительного голоса и запаха. Кстати о последнем. Он чувствуется теперь не так сильно, но всё ещё привлекает Лао. Это даже странно немного, потому что обычно для омеги все запахи какие-то пустые, и только во время течки он сходит с ума.

— Теперь ты можешь уходить, — Лао поджимает губы и смотрит обиженно, когда слышит это. Наверное, это глупо, потому что другой бы уже давно сбежал при первой же возможности. Но омега хочет увидеть того, кто ухаживал за ним, и поблагодарить, глядя не на смутные очертания человеческого силуэта, а в глаза.

— Ты не покажешься? — осторожно спрашивает парень и, завернувшись в простынь, осторожно опускает ноги вниз, касаясь ступнями холодного пола.

— Нет.

— Но почему? Я хотел бы увидеть тебя...

— Нет. Уходи. И передай жителям, чтобы отныне они не приносили подобные дары.

— Я тебе не посыльный. Сам им скажи, — Лао скрещивает руки на груди, прикусывает губу и смотрит на тень.

— Уходи!

— Я останусь тут, — омега качает головой и встаёт. — Разве тебе не одиноко тут одному?

— Это не твоё дело. Если тебе так хочется — можешь оставаться. Мне всё равно, — Лао улыбается на такие слова и тихо хихикает, потому что это звучит совершенно по-детски.

      Тень с тихим шорохом исчезает, а омега идёт осматривать храм.

~*~*~

      Лао ведёт долгие философские беседы с пустотой, абсолютно точно зная, что его слушают. Он размышляет о жизни, о людях, да обо всём на свете, и каждый день пытается найти комнату, в которой прячется Дух. Тот, после двух недель уговоров, всё же сказал своё имя — Шен. Лао оно нравится. Мягкое и абсолютно точно подходит. Омега развлекается тем, что долго тянет единственную гласную, а потом заливисто смеётся, когда получает в ответ раздражённое «что?». Ему вообще нравится тут находиться. Нет людей, и тот, кто выслушает, всегда под боком. Да и к тому же, омега нашёл купальню, где вода постоянно одной, совершенно правильной температуры, и зал, где всегда можно найти самую разную еду.

      Лао нравится находиться тут и нравится, что Шен рядом с ним. Он чувствует его присутствие всегда, тот даже иногда отвечает ему, а ещё по ночам омега чувствует ласковые прикосновения к своим волосам и сухие губы, касающиеся его щеки. Тогда он лежит тихо, притворяется спящим, а внутри у него каждый раз словно фейерверки взрывались. Лао не знает, что это такое, но ему очень тепло и приятно, когда он слышит голос Шена, и когда чувствует его рядом, и когда ощущает лёгкие касания. Это безумно приятно и так волнует. Лао безумно хочется увидеть Шена, хочется коснуться его, хочется поцеловать. Хочется посмотреть ему в глаза. Да и просто хочется. Всего. Полностью.

      Омега уже по привычке обходит храм перед тем, как лечь спать. Он заглядывает во все комнаты, но так ничего и не находит. Обиженно вздыхает и всё же идёт спать. Ему снится что-то странное, жуткой, у него от этого испарина на лбу и бешено колотящееся сердце. Лао хочет проснуться, но не может, ему становится действительно плохо, он мечется по кровати, мычит и сжимает простыни тонкими пальцами. Всё внутри переворачивает, и парень подскакивает, смотря ошалело, дыша тяжело и приоткрывая рот в немом крике. Лао осматривается вокруг и прижимает руку к быстро вздымающийся груди. Встаёт с кровати, чувствуя, как неприятно ткань липнет к коже, и идёт в купальню, чтобы смыть с себя пот и просто расслабиться. Он идёт по коридору, освещённому мягкими огоньками свечей, и прислушивается к тишине. Сейчас омега не чувствует присутствия кого-то рядом, и это непривычно. Лао вздыхает, думая, что Шен спит, наверное. Парень подходит ко входу в купальню и уже собирается открыть дверь, как замирает, настороженно прислушивается и широко улыбается, когда слышит плеск воды. Попался.

      Лао медленно приоткрывает дверь и входит в помещение. Воздух влажный, густой, в нём витает пар, и омега машет перед лицом ладонью, а потом осматривается вокруг. В огромной ванной, больше похожей на какой-нибудь бассейн, стоит парень. Лао не видит лица, зато не может не заметить мощную фигуру, мышцы, обтянутые бронзовой кожей, и длинные волосы, затянутые в высокий хвост. Омега улыбается хитро и, стараясь не делать шума, движется вперёд. Он думает, что вполне мог бы стать каким-нибудь ниндзя, и Лао даже улыбается от этой мысли, пока не раздаётся тихое:

— Я знаю, что ты тут.

      Омега разочарованно вздыхает и, уже не таясь, медленно заходит в тёплую воду, оставляя одежду возле края. Шен продолжает стоять к нему спиной, водит пальцами по глади воды и выглядит совершенно расслабленным. Лао подходит ближе и легко проводит пальцами по широкой спине, касается мягкой, чуть прохладной кожи и скользит восхищённым взглядом по чужому телу, запоминая каждую чёрточку. Он много раз думал о том, как же выглядит Шен, но всё оказалось намного лучше, чем он мог вообразить. Конечно, он догадывался, что тот красив, но даже и думать не мог, что настолько. Альфа медленно разворачивается, и Лао удивлённо охает. У того глаза — словно две пропасти, и самая потрясающая улыбка. Шен стоит и позволяет делать с собой всё, что угодно, не отталкивает и лишь мягко улыбается, когда тонкие пальцы омеги начинают его ощупывать со всех сторон. Лао что-то бормочет себе под нос, скользит пальцами по груди и прессу, и Шен настороженно смотрит на то, как руки омеги скрываются под водой, а тонкие пальцы касаются его члена. Альфа немного в шоке и пытается отойти, но Лао надвигается на него, сокращая расстояние. Омега прижимается к нему непозволительно близко, смотрит снизу вверх, сверкая светло-карими глазами, и улыбается, хитро так, совсем по-кошачьему. Подтягивается на носочках и касается пухлыми губами сначала подбородка, а потом и губ Шена. Проходится по ним влажным язычком, а потом оттягивает зубами нижнюю губу и улыбается. Альфа нервно выдыхает, приоткрывает рот, и омега пользуется этим, углубляя поцелуй.

      Шен наконец оживает и, подхватив омегу под ягодицы, несёт его к бортику. Целует жадно, посасывает язык и вырывает томные стоны. Лао хнычет, когда чувствует кожей прохладную поверхность, но послушно ложится на спину и прижимает ноги к груди. Краснеет из-за такого положения, прикрывает глаза и тихо стонет, когда чувствует чужие пальцы, измазанные в чём-то густом и тягучем, возле пульсирующего входа. Он подаётся вперёд, сам насаживается на ласкающие его пальцы и кусает губы.

— Ааахх... Шен... — голос у Лао срывается, он отпускает ноги и привстаёт, тянет альфу на себя и шепчет: — Возьми меня сейчас же...

      Шен усмехается и тянет омегу на себя, закидывает его ноги на свои плечи и плавно двигается вперёд, крепко держа Лао за бёдра и не давая ему отстраниться. Омега хмурится, скулит, крутится и чуть ли не плачет, потому что всё это происходит не в течку и довольно болезненно. Но ведь он сам захотел.

      Альфа шепчет что-то успокаивающее, замирает на пару минут, сцеловывает солёные дорожки и мягко касается губами чувствительно шеи, заставляя Лао постепенно расслабляться. Шен чувствует это и начинает медленно двигаться, меняет угол вхождения, проходясь головкой по простате, и ловит громкий стон омеги.

— Быстрее, — жарко шепчет Лао и обнимает альфу за шею, — пожалуйста, быстрее... там... так приятно...

      Шен тихо рычит, увеличивает темп, двигается быстро, рвано, оставляет синяки на бёдрах омеги, целует и кусает его губы, слизывает выступившие капельки крови и шепчет что-то до одури приятное. Лао хрипит, стонет, у него белые пятна перед глазами и полная неразбериха в голове. Ему кажется, что ещё чуть-чуть и он просто сойдёт с ума. Его всего колотит, он кричит, прогибает спину и кончает, пачкая живот каплями спермы. Он сжимает Шена в себе почти до боли, тот жмурится и тихо стонет, изливаясь в омегу и падая на него, придавливая к полу всем своим весом. Они лежат в тишине, Лао путается пальцами в длинных волосах, которые рассыпались по плечам и спине, и улыбается. Шен почти урчит от таких прикосновений, а потом тихо спрашивает:

— Проведёшь со мной вечность?

      Омега хихикает и довольно произносит:

— Конечно...

ficbook.net


Смотрите также