Африканская маска и ее магическое значение. Маски злых духов


История ритуальных масок

Ритуальные маски 

 

Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.

Изготовлялись маски всегда из подручных средств — дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.

 

Ритуальные маски народов мира

Африканская маска ©Flickr

Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок — это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).

 

Ритуальные маски народов мира

Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины / ©Flickr

 

Разумеется, ритуальная маска — это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция — это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).

По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.

 

 

Ритуальные маски народов мира

Китайская маска / ©Flickr

 

Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.

Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою — все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть — это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко — с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке.

 

 

Ритуальные маски народов мира

Индейская маска / ©Flickr

Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели — сокрытия лица — здесь играет роль и цвет фаты — белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти.

 

Ритуальные маски народов мира

Ритуальный грим, Папуа-Новая Гвинея / ©Flickr

Таким образом, маска — это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности — символ пребывания в области смерти.

 

Источник: naked-science.ru

 

 

 

Маски создавали и носили практически все древние культуры на этой планете. В доказательство древности этого предмета и использования различных масок с доисторического периода и до наших дней ,сохранились изображения в наскальной живописи .В пещере Ласко (Франция) сохранились наскальные рисунки периода Каменного века, на которых изображены охотники в ритуальных масках животных. Во всём мире существует множество масок, разных стилей и направленности для их применения. Но в основном маски используются для проведения ритуальных церемоний. Приверженцы религий верили , что маски обладают живой энергетикой и великой силой. В некоторых случаях маски использовали и для погребения усопших, чтобы помочь духу найти путь к астральному телу. Другие маски предназначались для воспрепятствования злому духу завладеть телом усопшего. 

Ритуальные маски 

В современном западном обществе маски обычно используются для игры в театре или на праздничных карнавалах. Цели использования масок различны, но интересен тот факт, что с доисторических времён люди так и не потеряли к ним интерес.Разные культуры использовали маски различными способами. Иногда как фактический, материальный предмет ,иногда в форме расписывания яркими красками или татуирования лица. Маской легко можно изобразить какую-то особенность, которой человек не обладает, но желает обладать или ярко выразить любую эмоцию или намерение. Ритуальные маски

Ритуальные маски

История Марди Гра , или Жирный вторник, началась в Древнем Риме, когда люди праздновали Луперкалии, праздник плодородия в честь бога Фавна. Когда Рим принял христианство, религиозные лидеры решили, что лучше включить некоторые языческие обряды в новую веру, а не пытаться отменить их в целом и позволить празднования перед началом Великого поста. Данный "Карнавал" обозначал прощание с мясом, так как мясо было запрещено во время Великого поста. Традиция распространилась по всей Европе и плотно закрепилась в Соединенных Штатах, в частности, в Новом Орлеане, где проживали французские поселенцы. Ритуальные маскиВ Африке хорошо прослеживается история маски с эры Палеолита. Маски изготавливались из различных материалов, включая кожу, металл, ткань и древесину. У племён ,более ограниченных в выборе фактуры ,при изготовлении масок в ход шёл любой подручный материал: солома, палки, перья и кости.Африканские маски и до наших дней считаются одними из прекраснейших произведений искусства в мире. Они невероятно ценятся коллекционерами разных стран. Многие маски можно увидеть в знаменитых музеях и картинных галереях. У церемониальной африканской маски большое культурное и традиционное прошлое и значение. Во время празднований инициирования юношей, сбора урожая, военной подготовки, в мирное время и смутные времена, африканские племена для ношения определённой маски выбирали особого человека. Маски имели разные формы для каждого случая и надевались тремя различными способами: вертикально, закрывая лицо, как шлем, закрывая всю голову и как корону. Африканские маски часто представляли духов предков. Была очень сильна вера, что дух усопшего может овладеть телом обладателя маски, когда человек входит в состояние транса и поведать что-то важное. В африканской культуре искусство создания масок для церемониальных и ритуальных действий передавались от отца к сыну. Художники-изготовители масок имели почетный особый статус среди своих соплеменников. Знание символики масок позволило создателю передать энергию символизма в маску. В большинстве африканских культурах человек , носящий маску теряет свою идентичность и становится духом, представленным маской. В ритуальных церемониях маски изображали богов, мифологических существа, добрых или злых, которые, как полагалось, имели власть над людьми. Маски предков или предков тотема (существ или животных, от которых племя, по суеверию, брало своё начало). Маски часто являлись предметом гордости семьи или целого племени. Племя считало, что дух обитает в маске. Такую маску использовали в различных церемониях и считали самым ценным предметом. Во время церемонии, обладатель маски ,находясь в глубоком ,трансе "общается" со своими предками путем танца. Мудрец или переводчик иногда сопровождал владельца маски во время ритуала. Танцор показывает сообщения предков ,а переводчик трактовал его всему племени. Ритуалы и церемонии сопровождаются песнями и музыкой, исполняемой на традиционных африканских музыкальных инструментах.В течение тысяч лет ритуалы и церемонии были неотъемлемой частью африканской культуры. Но вторжение американских колонистов, вмешательство в традиционную культуру Африки, разделение границ и иммиграция коренных жителей, постепенно свели на нет ритуалы с использованием масок. Ритуальные маски
У коренных американцев так же существует древняя традиция использования масок. Ирокезы хорошо известны своими «фальшивыми лицами" масками. Сообщества шарлатанов, используя маски, дурачили народ под видом лекарей. Так же маски использовались для важных религиозных церемоний. Ирокезы почитали маски как живые существа, а не предметы. И вожди племён тщательно следили за правильностью изготовления маски. Индейский народ Хопи были известны своими масками Качина. Индейцы-пуэбло изготавливают куклы - качина, которые ранее играли церемониальную роль, а в настоящее время являются одним из предметов сувенирной торговли. Хопи также изготавливали маски для традиционных танцев. Когда танцоры надевали маски и костюмы, они становились "каналом" для общения с духами Качина, то есть, по существу становились самим духом. Не используемые в ритуалах маски, так же рассматривались, как одушевлённый предмет. Маски хранились на свежем воздухе, чтобы дух мог «дышать» и "кормили" кукурузной мукой. Северо-западные индийские племена Побережья известны во всём мире созданием тотемов. Северо-западные коренные американцы Побережья делали три вида масок: маска одного лица, механическая маска и маска преобразования. Маска одного лица была самой простой. Она вырезалась из твердого куска виргинского можжевельника.У механической маски были подвижные части. Этот тип маски получил распространение после того, как европейцы вступили в контакт с коренными американцами. Индейцы еще не умели производить пружины или стержни, которые были необходимы, чтобы сделать этот тип маски.Маски преобразования состояли из двух и иногда трёх масок в одной. Человеческого лица, птицы или животного .Эти маски отражали отношения между владельцем маски и наследственным духом его клана животных. Когда танцор надевал наследственную маску, он брал на себя ответственность, чтобы выполнить церемонию духа маски. Ритуальные маски

В японской культуре археологические данные подтверждают ,что маски использовались еще в 10000 г. до н.э. В японской культуре маски представляют людей, героев, чертей, призраков, животных и божеств. Ранние маски были созданы из глины или ткани. Маски использовались для магических ритуалов, религии, шаманских церемоний, а также похорон и как талисман Гигаку ,старейшие маски, которые использовались в древних ритуальных танцах и представлениях в Корее , внедрились Японии в 7 веке. Представление состояло из выступлений мимов и шествий, положенных на музыку, чтобы разыграть спектакль. Резные маски с драматическим выражением охватывали всю голову и были сделаны из дерева ,с волосами ,наклеенными на них и представлял львов, птиц, демонов или сверхчеловеческих существами

Ритуальные маскиУ древних египтян существовали особенные погребальные маски. Самым известной из них является, пожалуй , маска царя Тутанхамона, мальчика-короля, которая сейчас выставлена в Музее египетских древностей в Каире. Эти маски были использованы в сложных ритуалах погребения и покрывали лица мумий. Тем не менее, погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян.Но погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян. Их также надевали жрецы и жрицы, а также маги. Эти маски ,как правило, изображали богов и богинь, так как считалось, что владельцы могли бы использовать магическую силу избранного ими божеств. Многие древние погребальные маски древних египтян хорошо сохранились до наших дней. Вполне возможно, что погребальные маски были защищены внутри пирамид и гробниц не столь подвержены разрушающим воздействием веков.

Ритуальные маски 

Ритуальные маски

s30556663155.mirtesen.ru

Африканская маска и ее магическое значение

С недавнего времени вошла в моду привычка украшать домашние интерьеры масками: их привозят из экзотических путешествий, покупают в магазинах. Воспринимая маски как символ костюмированных маскарадов, к ним не относятся достаточно серьезно. Те, кто выбирают этнический стиль в дизайне помещения, отдают предпочтение так называемому африканскому самобытному искусству, не задумываясь над тем, что маски – это не просто обычное убранство для стен. А многие приобретают внешне понравившуюся вещицу, считая ее защищающим духом для жилища, ничего не зная о ее значении.

Доступ к потустороннему

Появившаяся еще в древности африканская маска играла чрезвычайно важную роль в мистических обрядах, олицетворяя дух предков и создавая особую атмосферу. Резное произведение искусства всегда представляло собой оккультный предмет, открывающий доступ к невидимому миру мертвых. В африканских племенах маски использовались, чтобы соединить между собой жизнь и смерть, они становились своеобразным ключом, открывающим дверь в потустороннее. африканская маска

Основное значение – защита

Магический тотемный предмет имеет свой смысл и несет определенную информацию о культурных, религиозных традициях. Каждое племя было уверено в существовании параллельных миров, а духи делились на дружелюбных и враждебно настроенных. Те, кто хотел навредить, тщательно наблюдали за каждым из племени, пытаясь наслать болезни и несчастья. И тут на помощь приходила африканская маска, значение которой для ее создателя было одно – защита от темных сил путм их обмана. Считалось, что, если духи не видят лица, то и не могут причинить никакого вреда, и житель племени был под охраной тотемной вещи. Однако не все могли так защищаться от духов: маски, ставшие неизменным атрибутом власти, носили только посвященные и знатные мужчины, что только укрепляло их авторитет.

Разнообразие видов масок

Африканская маска была разных видов, чаше всего в ней присутствовали отверстия для глаз, намного реже делалась прорезь для рта. Держалась конструкция на шнурках, иногда участвующие в ритуальных обрядах придерживали ее зубами за внутренний стержень из дерева. Встречались такие маски, которые носились на лбу или надевались, как шлем до плеч, соответственно, их вес и размер разнились.

африканская маска из дерева

Применяемая в ритуалах африканская маска из дерева различных пород и изображающая животных была признана исследователями африканской культуры самой древней. Позднее ее уже делали странных геометрических форм, с чертами, напоминающими человеческие. Дерево щедро пропитывали маслом, чтобы маска не гнила, и долго ее полировали до блеска. На поверхность наносили яркие растительные краски, а для выразительности и устрашающего эффекта добавляли кожаные или металлические предметы, украшали пестрыми перьями и бусами.

Эволюция: от примитивного к реалистичному

С течением времени африканская маска эволюционировала, ее вырезали как воплощение духа, помогающего в различных областях. Надеваемая на лицо конструкция символизировала носителя силы, богатства, плодородия, с ее помощью вызывали дожди в засушливую погоду, просили о помощи в охоте. Для усиления выразительной функции и большего сходства с натурой даже вставляли настоящие зубы и клеили волосы. От упрощенных и грубых, словно вырубленных, изображений переходили к передаче талантливой реалистичности натуры. Маски могли нести отличающие племенные признаки в виде татуировок, орнаментов или причесок. А изображения вождей характеризовались явным портретным сходством.

африканская маска значение

Африканская маска избавлялась и от застывшего выражения, она стала воспроизводить целую гамму чувств – слезы, смех, иронию, угрозу. Отталкивающий злобный вид предполагал строгий запрет на пристальное рассмотрение изображения. Такие маски использовались в страшных ритуалах жертвоприношения, когда даже вскользь брошенный взгляд мог стоить жизни непосвященному в ритуал.

Не спешить с покупкой

Не стоит относиться к вырезанным маскам, как к свидетельству примитивной культуры африканцев, и приносить в дом столь яркое проявление их творчества. Причудливые образы, рождающиеся в руках мастеров, не всегда принесут счастье и удачу в жилище. Специалисты рекомендуют предварительно узнать значение масок, а затем принимать решение о покупке.

африканская маска своими руками

А вот африканская маска своими руками из папье-маше не навредит, она станет предметом гордости и передаст внутренний мир самого творца. Стилизованная яркая поделка – оригинальное украшение любого дома, которое не навлечет беды.

fb.ru

Этнические маски разных народов из Китая, Индонезии, Непала, Африки, Латинской Америки. Карнавальные и декоративные маски.

Топ-100
 
Рейтинг@Mail.ru

Магазин работает с 10:00 до 21:00 без выходных и перерывов. К оплате принимаются как наличные, так и банковские карты.

Этнические маски.

В нашем магазине этнических товаров в широком ассортиенте представлены этнические маски разных культур. У нас вы сможете купить индонезийские маски аборигенов, маски настенные с индейцами, венецианские карнавальные маски.

Магазин расположен по адресу: Москва, Пятницкое шоссе 6. Как добраться - подробнее.

 

На этой странице представлены примеры различных масок, которые вы можете приобрести в нашем магазине:

- маски этнические индонезийские

- маски этнические с индейцами

- маски карнавальные венецианские

           

Маски являются символом поклонения, и ритуальных обрядов и с древних времён существовали у всех народов.

Маски издревле широко используются в различных ритуалах с целью добиться благосклонности предков или хорошего урожая, избавиться от опасностей и болезней, похоронить усопших. Обильный урожай и, как следствие, выживание всей общины зависели от щедрости растительных божеств, а помочь умершим предкам - священный долг.

Маски используют также в церемониях инициации, изгнания злых духов, ритуалах отправления культа, перехода человека на следующую ступень жизни, в праздники урожая, при вынесении приговора и даже для развлечения, когда носитель маски выступает шутом, не отделяя себя при этом от мира духов.

В настоящее время помимо перечисленного, этнические маски являются предметами интерьера для выражения стиля дизайна, а также для подчёркивания личных увлечений человека. 

 

 

Цена: от 640р до 3100р. (Индонезия, дерево)

Размер: от 30см до 165см.

 

Маски с индейцами.

Цена: 2150р. Высота: 42см.

 

Маски карнавальные венецианские.

Цена: 310р.

Цена: 280р.

Цена: 1850р.

 

МАСКА (от фр. masque) — накладка на лицо, либо повторяющая его, либо скрывающая его черты, либо создающая новый образ. Как личина, маска выступает символом обмана и атрибутом персонифицированной Лжи, которая может также изображаться в облике старухи, чьи истинные черты проглядывают из-под маски молодой женщины. Кроме того, маска является атрибутом Ночи, дающей укрытие пороку, а также музы трагедии Мельпомены и музы комедии Талии. 

Маска — это и посмертный слепок лица человека. В Микенах XVI в. до н. э. на лицо покойного накладывалась маска из золота. Позднее гипсовые маски, снятые с лиц умерших выдающихся людей, превратились в особый вид скульптуры. 

В восточной традиции маска воспринимается не как слепок или личина, а как целостный образ, со свойственными только ей движениями и танцами. Надевание маски сопровождается строгим соблюдением ритуала и приравнивается к перевоплощению в сущность этой маски. К маскам во всех культурах относились как к вместилищу духов или богов. Часто маска имела свой храм и охранялась специально приставленным жрецом. Для обрядов и ритуальных танцев служили маски, изображающие духов и тотемных зверей, изготовленные из дерева, листьев, волокон, тканей. У ольмеков Древней Америки в VIII—IV вв. до н. э. изготовлялись человеческие и звериные маски. Маски часто раскрашивались, устанавливались на шестах, развешивались на оградах.Наряду с антропоморфными масками, в которых комбинировались черты человека и животных, часто встречается маска, изображавшая какое-то конкретное животное. У некоторых народов Западной Африки излюбленный персонаж — антилопа. Считалось, что маски охраняют священное место и представляют магическую силу зверей, представленных ими. Например, в русских обрядах колядования используется маска крылатого медведя. Медведь — это архетипический символ Руси, имеющийся в гербах русских городов, но крылья служат намеком на созвездие Большой Медведицы. Очевидна и связь крылатого медведя с Солнцем, так как при исполнении обряда звучит тема солярности. Это может означать и определенную трансформацию, небытие, сокрытие и олицетворение мудрости медведя. Тему сокрытия, защиты можно наблюдать в городе семи медведей — соответствует современному Выборгу, — где часто встречаются маски медвежьих голов. 

Особенно разнообразны маски Африки, призванные явить подлинные качества и символизировать внутренние. Весьма реалистичны маски тайных мужских союзов Геледе в Нигерии и Мукуи в Конго. В противоположность им маски тайного союза Экпо, связанного с культом предков, менее реалистичны и более геометричны. Маски тайного мужского союза Поро, имевшие три пары рогов и выпрыгивающие глаза-цилиндры, носили функцию устрашения. В целом все эти инициативные маски объясняют происхождение племени и его идеологию. 

В древности возникли и театральные маски, известные в народном театре разных стран, например в итальянской комедии дель арте, где каждому персонажу соответствовала определенная маска. Театральные греческие маски воспроизводились в праздниках римских сатурналий, где люди обменивались одеждой и своими социальными ролями. Римские сатурналии стали предшественниками и средневековых европейских карнавалов, начинавшихся 17 декабря и длившихся 5—7 дней с обилием масочных персонажей. В Средние века маска стала непременным атрибутом костюмированных балов и маскарадов, так как она позволяла завести интригу и отбросить условности. Если в сатурналиях производилось действие по искуплению пролитой крови врагов и снятию ее последующего отрицательного влияния, то в маскарадах Возрождения одним из значащих символов маски стала смерть. 

Маска служит символом тайны. Например, в Европе одна из самых загадочных исторических историй — это история «Железной маски», чья тайна до сих пор не разгадана. 

У маски есть фантастические и волшебные возможности. Так, человек, надевший маску, как бы превращается в другого персонажа, способного совершать действия, невозможные в обычной жизни.

   

Если вы хотите купить этническую маску в Москве, или просто посетить эзотерический магазин, то в разделе контакты указан подробный адрес магазина и как добраться.  Мкр-н Митино (при въезде, 300м от МКАД, 300м от метро).

 

Вернуться на главную страницу.

Рейтинг@Mail.ru

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

www.domduha.ru

Культовый атрибут Шаманская Маска | Мир Шамана

маска-ритуальная-шаманаВажное место в шаманских обрядах занимают специальные атрибуты, имеющие сакральный и мистический смысл. Помогающие проводить ритуалы, они связаны с духами, определёнными силами и энергиями. Маска выступает значимым предметом силы во многих традициях и культурах, проживающих на разных континентах и в разные времена, она служит средством выражения внутреннего потенциала шамана, средством единения с духовной сущностью, изображенной на маске, а также в качестве маскировки, сокрытия личности шамана в мире недружественных духов. Традиция создания масок имеет далекие корни и происхождение. Каждая маска связана с определённым культом, духовной сущностью, с могущественной силою. Надевая маску, шаман или участник ритуального действия, не просто облачается в традиционный атрибут, а соединяется с мистическими силами, на время, утрачивая своё обычное состояние, перевоплощаясь в предка, проявленного в маске.

Путешествуя по мирам, шаман мог бы обходиться и без атрибутов, но именно шаманские предметы силы позволяют полностью и всецело соединиться с духами. Одевая во время ритуала маску животного, входя в измененное состояние сознания, шаман соединялся с духом животного так, что чувствовал это всем своим существом, каждой клеточкой своего тела, каждым движением и вздохом он был един с духом животного. Только так можно получить глубокие ответы на вопросы, только так можно более явственно проникнуть в мир духов, и ощутить, как они себя чувствуют, о чём думают, о чём знают, но молчат.

Считается, что ритуальная маска выступает как средство проявления духовного потенциала. На масках можно встретить изображение духа-предка, животного, птицы, мифического персонажа. Через шамана, посредством ношения маски, проявляется дух, будь то предок или животное. Дабы усилить контакт с духом, шаман и одевает маску. Некоторые народы применяли маску в целях усиления концентрации.

бурятская маска шаманаИзготавливают маски из разных материалов, — из металла и дерева, из кожи, меха, сукна, рогов и других предметов, и применяют только в ритуальных целях. Особенно сильной является маска, изготовленная лично шаманом, либо сделанная под его руководством. Здесь в процессе изготовления участвуют духи и невидимые силы, проявляющиеся в материальном мире через шамана.

Среди некоторых народов Сибири и Северной части Азии маска является редким атрибутом, и практически не встречается. Так в шаманских традициях многих этносов маску в шаманских обрядах не используют. Чукчи масками детей пугают, а юкагиры применяют во время захоронения умерших, дабы их души не смогли распознать, кто находится под маской.

Кумандинские шаманы иногда одевают маски, сделанные из коры берёзы, брови и усы для которой делаются из беличьего хвоста. В шаманской традиции алтайских гольдов во время проводов умерших, шаманы покрывают лицо сажей для маскировки от духов.

В традициях разных народов на масках проявляют личины — духов предков. Когда шаман одевает маску, он соединяется с предком, наделяясь при этом его силою и способностями. В ряде шаманских традиций маске отводится такое же место в шаманской практике, как и костюму. Ритуальная маска, подобно костюму, преображает шамана и наделяет его сверхъестественными качествами и необычным поведением.

Маска это также и защита от злых духов. Это единение с пантеоном или культом, стоящим за духом маски, и взывание к их помощи, поддержке и заступничеству. К примеру, маска медведя может связывать со всеми медведями некогда жившими. Маска это единение с богами, со всеми мудрыми и сильными духами этого культа. Она даёт возможность предстать в мире духов в видоизмененном образе, если требуется проникнуть куда-то незаметно. Это возможность наделить себя сверхчеловеческими качествами, достижение которых в обычной жизни невозможно. Маску не стоит одевать забавы ради. Это культовая вещь, требующая уважения и бережного обращения.

маска ритуальная шамана пермский звериный стильДля северных и сибирских народов маски играли важный церемониальный смысл. Их надевали во время проведения шаманских и промысловых ритуалов, на праздники и другие важные события. Посредством подобного действия воплощалась идея превращения человека в животного, духа, первопредка. Так состояние человека существенно менялось и проявлялись не свойственные ему качества и манеры поведения. Первые упоминания о ритуальных масках Сибири встречаются во втором-первом тысячелетии до нашей эры на наскальных рисунках.

Народы манси и ханты маски надевали в период проведения «медвежьего праздника», делали их из бересты, с длинным носом, усами и бородой. У ненцев они носили человекоподобный облик, и использовались в камланиях. Маски ненцев интересны тем, что изготавливались они четырёхугольной формы, без прорези для глаз и рта, и назывались «тадибея», что в переводе означает «скрывающий глаза». Чаще их делали из чёрного сукна, украшали красным сукном и белой шерстью оленя. Бусины или пуговицы пришивали вместо глаз, рта и носа. Смысл облачения в маску заключался в том, что под маской скрывается не сам шаман, а другое лицо.

маска чукчиВ изготовлении деревянных масок в отверстия для глаз вставляли бусины из кости или камня. Зубы выделывали из дерева или кости (эскимосские маски). Волосы, усы и бороду имитировали кожей с медвежьей или козьей шерстью. Шаманы Бурятии мастерили маски в форме овала, подвешивая к ним железные кольца, конические подвески и ремешок, прикрепляли бороду, усы и брови, делали отверстия для глаз и рта.

Маски эвенков были весьма разнообразными, их изготавливали из кожи и дерева, разрисовывали с помощью красок, внизу крепилась длинная борода, маскам делали специальные ремешки для удобного ношения. В 19-20 веках эвенки стали изготавливать кованые маски из железа и жести. Со временем стала исчезать у эвевенкийской народности традиция совершать шаманские обряды в масках, но они продолжали играть роль культового предмета. Во время ритуалов маску прикрепляли на костюм шамана или ставили на видное место в доме, когда совершался обряд.

Значимое место шаманские маски занимали у удыгейцев. Так, шаманская маска «хамбаба», в переводе с удэгейского означает «хозяин тайги», изготавливалась плоской, либо в виде шлема, с человеческими и животными чертами. Воплощали маску обученные мастера, внешняя часть её покрывалась золой ясеня, так она окрашивалась в коричневый цвет. Губы, щёки покрывали красной краской, брови выкрашивали в чёрный. Наносили на неё специальную татуировку, подвешивали украшения, а по краям маски рисовали черную тонкую полосу, словно это был мех медведя.

В музеях представлены интересные древние работы масок из разных традиций. В Санкт-Петербургском музее этнографии хранится очень интересная маска, вырезана она из дерева и соединёна с головным убором. К убору приторочены фигуры змей и лягушек, сделанных из кожи. Так головные уборы с подобными предметами изготавливались для защиты и устрашения враждебных сил. Наверху головного убора крепилась птица из кожи с железными маленькими рогами на голове. На лобной части маски – рисунок двух лягушек, яркой раскраски. Контуры глаз очерчены черным цветом. На маске отсутствуют усы и борода, а левая ноздря украшена женской серьгой. Маска отчётливо передаёт образ женщины шаманки.

маски удыгейских шамановПодобно другим народам, не так давно переживающим негативное влияние цивилизации, народ удэге, коренные жители Приморья и Приамурья, сберегли одну простую идею, имеющую глубокое осознавание, практически не достижимое для понимания современного человека. И идея эта такова, что человек является — частью Природы. Но не главной частью, а подчинённой.

В старые времена человек жил, мыслил, делал поступки не только по своей воле, а воплощая в жизнь в первую очередь природные принципы и волю небес. Основной природный принцип связан с Солнцем, источником жизни, дающим свою энергию, ничего не беря за это взамен, питающим и согревающим всё живое в природе. Именно Солнце одарило людей двумя различными с первого взгляда смыслами: идею о безграничной щедрости и идею бережливости, которые были людям понятны и применяемы в жизни. Солнце учит одному важному закону, помогающему гармонично существовать в этом мире. Мудрое и сильное Солнце учит человека не брать, а давать, но если и брать, то лишь столько, сколько необходимо. Это правило непременно выполнялось многими коренными народами, в числе которых был и народ удэге, проживающих в Уссурийской тайге. Ввиду того, что на спокойную жизнь людей неустанно посягали недружественные злые силы, а для защиты и противостояния этим силам одного постижения природных принципов было недостаточно, выполнение определённых ритуалов помогало выстраивать, налаживать и сохранять порядок. На самом деле, они лишь вторили действиям стихий, вовлекая человека в мир пространственных и временных энергий. Шаман выступал сведущим человеком в таких вопросах.

Камлание шаманов удэге в сущности своей является таким действием, в котором шаман выходит за границы собственной личности, и вручает своё сознание и тело воле духа, олицетворяющими природные стихийные силы. Во время обряда, использовал удэге шаман бубен, костюм, пояс, с нанесёнными на них магическими символами, и особое место в облачении занимала шаманская маска.

В шаманизме существует вера в то, что душа не умирает вместе с телом, а имеет цикл перерождений. В мире духов существуют как добрые, так и злые духи. Считается, что маска тесно связана с культом смерти и черепов. Так шаман, одевая маску, словно сливался со слепком своего предка, тем самым становясь продолжением незримого потока своих духов и духов предков.

Главным в маске является её внутреннее содержание и внешнее выражение в виде культурного наследия наших предков. Применяя шаманскую маску в обрядах, можно расширить духовный и мистический опыт, приобрести новые знания и информацию, усилить связь с духам.

Ритуальные шаманские маски ручной работы Шамана.

ритуал в масках шаманов

worldshaman.ru

Маски народов Севера

 

   Маски народов Севера

       Для народов Севера «маски» имели ритуальное значение. Они надевались участниками шаманских, промысловых, праздничных, а также иных обрядов и несли в себе идею преображения человека в иное существо – животное, духа, предка. Маски  передавали определенное состояние участвующего в обряде человека. Об использовании народами Сибири масок  упоминается во 2-м 1-м тыс. до н.э.

  Наиболее древними считаются маски, которые использовались для обрядов.  И от них, скорее всего, ведут свое происхождение «шаманские маски», которые выделяются в отдельную группу.

Изготовление масок было прерогативой мужчин и специальных мастеров. Маски выполнялись из самых различных материалов: из дерева, бересты, красной меди, кожи, сукна, рогов и меха и прочих материалов   

Для отдельных частей нередко использовались разные материалы. Часто в деревянных масках в прорезанные отверстия вставляли глаза из кусочков кости или бусин. Аналогичным способом делались и зубы – деревянные или костяные (маски эскимосов). Волосами служила кожа с медвежьим, козьим мехом, усы и борода – пучки шерсти.

   Ханты и Манси во время «медвежьего праздника» использовали берестяные маски с  длинным носом, а к некоторым пришивали кусочки меха – в качестве бороды и усов.

У Ненцев большеземельской тундры антропоморфные маски делали из сукна. Такие маски  употребляли  шаманы  во  время  камланий.  Надевая маску шаман  преображался  в  своего  духа-покровителя.

Весьма разнообразны Эвенкийские маски из кожи, а так же из дерева, которые  раскрашивали, к ним прикрепляли длинную бороду, к некоторым маскам приторачивали  тесемки, ремешки для удержания их на голове (иногда маски присоединялись к головному убору). В XIX–XX вв. у Эвенков появились кованые железные и жестяные Маски. Антропоморфные «маски-личины» у Эвенков использовали лишь шаманы.

На фото «Маска-личина». Дерево. Буряты. XIX в. Маска изображает легендарного шамана по имени Борто, считавшегося великим шаманом бурят и покровителем одного из их родов. Её хранили как сильного помощника в домах и регулярно "кормили" жирным мясом.

Такие маски исполнялись достаточно грубо и на вид были очень  ужасны.  Маски-личины должны были внушать страх и изображали духа, вселившегося в шамана. Обычай камлать в масках у Эвенков исчез, скорее всего, к середине XIX в., но маски сохраняли значение священного предмета культа. Таким образом их вешали на одежду шамана или ставили на почетное место в жилище во время камлания.

      О масках народов,  живущих в низовьях Амура, известно немногое. У Нанайцев они существовали до нач. ХХ в.  Удэгейцы использовали маски изредка и лишь шаманы вплоть до сер. ХХ в. Шаманская маска – «Хамбаба» (с Удэгейского  «хозяин тайги») – могла быть плоской, объемной либо шлемоподобной, антропоморфной или зооморфной. Эту маску вырезали из дерева специальные мастера, затем покрывали лицевую часть золой ясеневого дерева, отчего она приобретала коричневый оттенок. Щеки и губы красили красной краской, брови – черной. На маску «Хамбаба» наносили татуировку, привешивали украшения, по краям обводили черной полосой, символизировавшей медвежий мех. Что удивительно, название этой маски сходно по звучанию и смыслу с Шумерской маской «Хумбаба» (см. Маски Шумерских Богов).

К маскам прикрепляли изображения «змей» – символа крепости и силы, «лягушек» – пожелание счастья и удачи. Шаман «оживлял» маску, буквально «вдувая» в нее свои жизненные силы. Их надевали для устрашения, когда было необходимо отпугнуть духов болезней, смерти, злых духов, приносящих несчастье и неудачу на промысле. Шаман скрывал под маской свое лицо перед хозяином «нижнего» и «верхнего» мира. Также маска  делала шамана невидимым для злых духов.

     Хранили маски в берестяном чехле, рядом с ритуальным костюмом шамана. Некоторые маски Удэгейцев помимо обрядового назначения иногда служили игрушками для детей.

      А маски Кумандинцев (народ живущий в Алтайском крае), подобно Ханты-мансийским, делали из бересты. В основном они изображали мифического персонажа «Кочо-кана» (фото) – по одной из версий - олицетворения жизненных сил и сына небесного божества «Ульгеня» (шаманы камлали в масках во время жертвоприношений «Ульгеню»).

Маски Шорцев (тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири) близки Кумандинским, но их надевали не только при камланиях, а так же при ритуале изготовления нового бубна.

 Шаманы западных Тувинцев, по всей видимости, не пользовались лицевыми масками, а прикрепляли деревянный «маскоид» к головному убору, иногда их было два – один спереди, другой сзади. По разным версиям, это были вместилища духов-предков шамана либо его хранителей.

У Чукчей маски делали из кожи. Антропоморфные маски использовались во время праздника в честь «Керектуна» – духа-хозяина моря. Волосяные маски называли так  из-за взлохмаченных пучков меха на «лице» и на деревянном обруче вокруг.

У Эскимосов маски шили из кожи нерпы и украшали султанами белого медвежьего меха. Мужчины надевали их на праздники хозяина моря «Касака» и Кита «Полья». Изредка вместо масок раскрашивали сажей лицо. Эскимосскую шаманскую маску, изображавшую «Касака», надевали во время камлания, когда шаман просил хозяина животных о ниспослании хорошей охоты. Обруч и перья на маске (иногда только перья) указывали на небесное происхождение «Касака».

У Коряков были деревянные антропоморфные маски-личины (как хорошо проработанные, так и сделанные грубо). Скорее всего они использовались в обрядах изгнания злых духов «Калас» из зимних жилищ, а иногда во время праздничных пантомим. По форме корякские маски были овальные или заостренные книзу, типичная их особенность – маркирование растительности на лице. Оленные Коряки делали кожаные маски, изображающие злых духов-каннибалов, которыми пугали непослушных детей. Во время разделки китовой туши Коряки надевали на голову кита травяную маску, чтобы он не видел кровавой процедуры.

У Алеутов (коренное население Алеутских островов) известны деревянные погребальные маски, их клали вместе с умершим знатным человеком или шаманом. Шаман активно пользовался своей «погребальной» маской в течение жизни. Некоторые Алеутские маски сделаны так, чтобы человек во время обряда мог удерживать ее на своем лице, зажав зубами. Часть алеутских масок символизируют духов шамана и выглядят  фантастично, другие же представляют собой реальные изображения человеческих лиц.

Национальный костюм и униформа

art-maska.ucoz.ru

Маски Африки – значение цвета.

Маски Африки – значение цвета.

                Со времен появления языка Луганда (или Ганда – язык семьи «Банту». Появление племен «Банту» на территории Уганды датируется примерно первой половиной I тысячелетия н. э.) в нем существовали обозначения только трех цветов: красного, белого и черного. Другие обозначались и назывались по ассоциации с окружающим миром. Так, если нужно было указать зеленый цвет, говорили: «Он такой же, как лист дерева». В древности африканцы использовали эти три цвета для символической классификации предметов и явлений известного им мира.­­

Черный был цветом скверны, болезней, цветом зла.

Белый считался цветом чистоты и, признаком всего божественного и сверхъестественного. Жертвы, приносимые богам, обязательно должны были быть белого цвета. Шаманы и иные служители культов в дополнение к двум кускам материи из луба, перекинутым через оба плеча, прикрепляли к талии девять шкур белых козлов. Маски умерших часто окрашивались в белый цвет -

                             

 Красный же цвет, символизировал красоту. Но еще он считался и символом кровного братства. В Буганде (традиционное королевство в Уганде) этот ритуал происходил так: будущие братья делали надрезы на животе, смазывали кровью друг друга кофейные зерна и съедали их.

Черный, белый и красный цвета считались основными не только у народов Буганды. Они преобладали в традиционном искусстве всех Африканских народов­ южнее Сахары. Значение каждого из этих цветов и его толкование могли отличаться у различных этнических групп.

Например, в Национальном музее африканского искусства в Вашингтоне (4th Street & Independence Ave, S.W.,тел.202633—1000;www.nmi.si.edu) есть две вроде бы похожие маски – «Игбо» (Нигерия) и «Пенде» (Заир).

 

Одна часть маски белая, другая  черная. Маска «Игбо» (фото левое) символизирует двойственность Добра и Зла (или красоты и уродства).

Маска «Пенде» (фото правое) представляет на ритуальных церемониях человека, в которого вселился злой дух - человек упал в огонь и обжег одну сторону лица. Существует и другое толкование двухцветности маски, которое связанно с представлениями Пенде (народ на юго-востоке Заира)  о причинах болезней людей.­­­­

Точно так же, когда цвета появляются в различных комбинациях, их значение может быть разным. Среди народов Западной Африки Маски, раскрашенные в красное, черное и белое, часто принадлежали тайным мужским обществам, они появлялись на ритуальных церемониях по случаю обрядов инициации, погребения и связанных с сельскохозяйственными праздниками.

 Красно-черно-белые маски в форме диска с рогами - народности Бауле, живущей в Koт-д 'Ивуаре, называет «кпле-кпле». Эти маски надеваются во время танца «Голи», который  посвящен  урожаю, или же по случаю смерти вождя племени. В этих масках красный и черный цвета преобладают, а белым лишь обведены глаза.­

                                   

В Центральной Африке можно встретить маски, где преобладает красный цвет, а  белым и черным изображают ритуальные рубцы и шрамы на лице. Такие маски так же участвуют в церемониях инициации, погребения и изгнания злых духов.

 У заирских Тетела ( народ Демократической Республики Конго) очень важное место в ритуалах занимает маска красного цвета с черно - белыми квадратами, ромбами и треугольниками.­

Красный цвет у Заирской народности Бакуба преимущественно использовался в обрядах погребения. У народов Мадагаскара красный цвет ассоциируется с плодородием. У Нигерийских Ибибио (Юго-Восток Нигерии, между дельтой р. Нигер и нигерийско-камерунской границей) красный и розовый цвета преобладали во время обрядов инициации.­­

Впрочем, маска или статуэтка  несёт в себе религиозное содержание только в сочетании с другими аксессуарами ритуала или же священного храма. Например, ритуальный костюм «Сатимбе», который Малийские догоны надевают во время церемонии погребения, состоит из резной деревянной маски (левое фото), увенчанной черной женской фигурой, соломенной накидки и юбки с красными узорами, украшений из ракушек каури на груди и плечах (правое фото).

 Костюм символизирует сложный миф Догонов о происхождении смерти: женщина, изображенная на маске, нашла однажды залитый кровью передник Земли, что привело к появлению смерти среди людей.­­­­

art-maska.ucoz.ru

Маски

maski

Маски – одни из загадочных и завораживающих вещей, существующих в мире. Они были в древности, есть и сейчас, их носили люди и Божества. Маски скрывают внешность и оголяют истинную суть. Противоречивая природа масок во все времена притягивала человека, влекла его в таинственный мир перевоплощений и магии.

Если касаться магической сути, то маска не что иное, как средство получения качеств или умений нечеловеческого происхождения. Получение качеств может происходить при обряде инвокации – призывания Божества в тело человека для получения силы Бога. К примеру: у скифских шаманов были маски, посвященные разным Божествам. Так, надевая маску Бога Войны, скифский кудесник отождествлялся с ним, помогая воинам одерживать победы. Греческие хронисты, повествуя о войнах со скифами, упоминают, что их шаманы обладали силами божеств, были способны насылать песчаные бури и грозы в стан врага и придавать своим воинам мужество и стойкость. Еще один пример инвокации – использование силы Духов: с помощью маски демона болезни Нага-рясса жрецы на острове Шри-Ланка исцеляют больных.

Под силой нечеловеческого происхождения я имею в виду силу Божеств, Духов и энергий, которые являются проявлениями качеств вселенной и имеют физическое отображение в виде графических знаков. К ним относятся руны, пентаграммы, печати, солярные символы и другие магические знаки. Так, нанесение на лицо печати магического ордена, дает ее носителю защиту, покровительство и силу этого ордена.

Чем дольше маска будет на человеке, тем больше он станет похож на Божество, чью маску носит. Но не всем Боги позволяют примерять свои обличия и знаки. Одна из китайских легенд повествует об этом. Мать и дочь, зарабатывали себе на жизнь, тем, что забирали все ценное с погибших солдат. Однажды они нашли богато одетого мертвого генерала, на лице которого была маска Бога Войны. Женщины забрали ее себе вместе с другими трофеями. Когда пришло время вновь идти «на промысел», мать надела маску и почувствовала в себе большую силу. Шло время. Каждый раз, когда мать надевала маску, женщинам сопутствовала удача, но при этом мать становилась все жестче, агрессивнее и властнее и ей было все труднее снять с себя лик Бога Войны. Однажды, случилось так, что мать не смогла снять маску. Лик Бога завладел женщиной и убил ее. Так случается с теми, кто берет силу не по праву и использует ее в корыстных и низменных целях.

Маски, маска плодородияВозвращаясь к теме продолжительности ношения маски, следует упомянуть, что они бывают временными и постоянными. Временные – те, что после ритуала или другого действа можно снять или смыть с тела. Их делали из дерева, металла, перьев, ткани, бумаги, рисовали красками, углями и тушью на себе. Постоянные же остаются на всю жизнь, в современном мире их называют просто – татуировки. Маски-татуировки могут рассказать многое о своем владельце, его мировоззрении, социальной группе и статусе. К тому же они помогали идти по выбранному пути, защищали от злых чар, оберегали от болезней. Например, у чукчей и эскимосов татуировки оберегали кожу открытых участков тела от обморожения и раздражения, что могло быть вызвано соленой морской водой.

К тому же маски это еще и средство выхода из-под влияния человеческого эгрегора. Часто ли ты слышал фразу «быть как все» или фразу «не так как все»? Оба выражения иллюстрируют шаблонное мышление человечества – либо со всеми, либо против всех, третьего не дано. Хотим мы этого или нет, все человечество мыслит одними и теми же категориями. Об этом в своих трудах писал Карл Юнг, называя эти категории архитипами. Так вот, человек не может придумать что-то новое, ни в поведении, ни в образе жизни, ни даже в идеях, которые есть у него в голове, пока не выйдет из-под влияния единого для всего человечества энергетического поля. Маг может стать магом только, когда поймет, что он уже не человек, а существо иной природы, думающее вселенскими категориями и знающее, что живет вечно. Это касается не только магов, вспомните кельтских воинов – непобедимых, бесстрашных, верных своему божественному покровителю. Другой пример – якудзы. Они нагоняют страх и огромную неуверенность на своих врагов даже своим внешним видом. Их тяжело назвать «обычными людьми». Но, как же маги или знаменитые воины, смогли выйти за пределы человеческих шаблонов? Им помогли маски.

Кудесник

 

koodesnik.su


Смотрите также