Новенна к Святому Духу - день 6. Новенна к святому духу


Новенна к Святому Духу - день 6: johanajollygirl

Дар крепости (мужества)

дух святой-2.jpg

В реализации плана спасения, начертанного нам Создателем, значительная роль принадлежит следующему дару святого Духа – дару мужества. Из собственного опыта нам известно, как иногда бывает трудно реализовать различные благие намерения и обязательства. Нам недостает постоянства, выдержки, отваги, а нередко и обычной человеческой силы; многие планы остаются только на бумаге, а чаще – только в наших мыслях.

Тем временем, если мы внимательно вчитаемся в Священное Писание, мы сразу увидим, что Бог для реализации Своих планов выбирает людей слабых, немощных, которые Его силою становятся духовными героями, вождями народа и Церкви. В Послании к Коринфянам св. Апостол Павел пишет: «Бог избрал немудрое мира» (1 Кор 1,26). А византийские гимны на Пятидесятницу прославляют Христа, Который «рыбаков сотворил мудрейшими из людей, изливая на них Духа, и через них уловил в Свои сети весь мир».

Благодаря полученному от Духа дару мужества святые Апостолы отважились выйти за двери пасхальной Горницы, а мы не боимся встречи с миром. О. Петр Скарга, работавший на территории Польши и Литвы во время Реформации, в одной из своих проповедей перед сеймом говорит: «А наиболее опасны католики боязливые, малодушные, не пылающие праведным и святым гневом ради защиты Божией чести; не имеющие рвения и стоящие, как пугала от воробьев». Всякий раз, когда нам недостает отваги, чтобы занять какую-то конкретную позицию перед лицом добра и зла, мы должны просить у Святого Духа дара мужества.

Именно благодаря этому дару продолжает возвещаться Евангелие, несмотря на все трудности: некогда со стороны иудеев и римлян, большую часть нашего столетия со стороны тоталитарных режимов, а сегодня – со стороны пронизанного релятивизмом и безразличием мира.

Во время беатификационного процесса мучеников не требуется представления чуда, полученного по предстательству кандидата на прославление, поскольку способность принять мученичество уже сама по себе является чудом и лучшим доказательством Божественного вмешательства.

И в своей повседневной жизни христианин также нуждается в силе Святого Духа, чтобы жить во внутреннем единении с Богом и ближними и чтобы – как то имеет место в нашем случае – остаться верным полученному призванию.

Источник

Посмотрим на одного человека, который встретился с Воскресшим Господом в своей жизни, как мы делали на предыдущих встречах: женщины, которые пришли ко гробу, Петр, который бросился в сторону Господу. Сегодня нашим проводником будет первомученик Стефан. Мы ничего не знаем о его первой встрече с Господом, была ли она до его встречи или после. Все, что нам известно о Стефане, написано в Деяниях Святых Апостолов: это смерть Стефана.

1. Что происходит в момент его смерти? Это для нас важно, потому что благодаря его примеру мы увидим, что такое мужество. Во-первых, что делает Стефан? Проповедует иудеям, проповедует фарисеям. Он нашел в себе отвагу, чтобы проповедовать тем, кто был против него. Это первое проявление дара мужества. Не так, чтобы я просто был храбрым. Дар мужества вообще не относится к храбрости. Он касается исповедания веры. Поэтому мужество как дар Святого Духа дает нам отвагу проповедовать.

В Деяниях Апостолов мы находим длинную речь Стефана, обращенную к фарисеям. В этом прежде всего проявляется дар Святого Духа. Он не будет проявляться, если мы не будем проповедовать или свидетельствовать. Если мы не рискуем, то как проявится этот дар? Этот дар связан с риском. Мне не хватает мужества, поэтому нужен этот дар от Бога.

В миропомазании человек получает все дары Святого Духа. Потом надо еще сделать какой-то шаг в сторону Бога, чтобы эти дары расцвели. Мы получили их, но надо проповедовать, идти на риск, превозмогая страх, когда чувствуем, что Бог призывает свидетельствовать о Его великих дарах. Это первый момент, когда нам помогает дар мужества, и таких ситуаций в нашей жизни бесчисленное множество. Например, когда кто-то спрашивает меня: "А ты католик?" - "Ну, не знаю" - а я в хабите, например, и видно сразу, что я не только католик, но еще и монах. И если я буду оправдываться, то, значит, мне не хватает мужества сказать: "Да, я католик". Таких моментов много, на работе, в школе, дома, когда мы можем просить Святого Духа дать нам этот дар, чтобы нам хватило мужества. Теоретически в этом нет ничего сложного. Но практически, когда наступает момент, чтобы сказать: "Я католик, и я не буду поступать против веры", - это трудно. Именно в этот момент надо просить Святого Духа о даре мужества, чтобы выстоять, свидетельствовать и проповедовать. Своим свидетельством, проповедью или сопротивлением мы активно участвуем, как воины Христовы. Бог дает нам силы, чтобы мы могли активно проповедовать.

2. Но это лишь первый момент, потому что мужество связано не только с нашей активной деятельностью, оно имеет также свою пассивную сторону. Фома Аквинский говорит, что мужество складывается из активной составляющей - сопротивления, и пассивной - как я могу выдержать все испытания, которые выпадают на мою долю. Если что-то с нами случается, и мы не можем ничего сделать, когда мы лишены возможности активного сопротивления, - то, как мы переносим все испытания, зависит также от мужества. Простой пример из жизни: болезнь. Она требует мужества, потому что я почти ничего не могу сделать. Лучше всего это видно на примере мужчин - они способны сопротивляться, но обыкновенная простуда может победить самого смелого воина. Все, он лежит без сил. Нам нужно мужество, чтобы перенести то, чего изменить не можем.

3. Есть еще один момент, который я бы хотел упомянуть. Он связан со словами. Первый момент - проповедь Стефана, когда он сопротивлялся фарисеям, а второй: "Они побили его камнями". Это тоже момент мужества. Когда он понял, что уже ничего не сделает, принял, что они побьют его камнями, принял по-христиански, не только по-человечески. В нашей жизни бывает, что мы участвуем в этой тайне жизни Стефана: когда нас побивают камнями слов. Лжесвидетельство, злословие, осуждение - как мы это принимаем? Это похоже на то, что произошло в момент смерти Стефана. Мы сразу хотим взять этот камень и бросить в обидчика, используем те же самые слова, которые он бросил в мою сторону. Выдержать это спокойно и просто сказать: "Ты не прав, иди своей дорогой. Я знаю, какой я человек", - иногда это похоже на мученичество и требует от нас мужества. Когда говорят: "Вы католики, христиане, ничего не стоите"… чтобы все это перенести, нам нужно мужество. Мы не можем ничего сделать, не можем заставить кого-то полюбить нас. С этим мы часто встречаемся в жизни. Не только просим, чтобы Бог дал нам сил проповедовать, но и чтобы дал нам по-христиански принять осуждение, злословие, с которым мы ничего сделать не можем, чтобы это не разрушило нашего сердца, и чтобы мы не кидали в других людей тех же камней, что они бросают в нас.

Стефан увидел небеса отверстые и Иисуса, сидящего одесную Отца, и сказал: "Я вижу Сына Человеческого". И в этот момент они побили его камнями. Это для нас тоже пример. Если мы сможем все эти превратности принять по-христиански, увидим небеса отверстые и Иисуса, сидящего одесную Отца. Это была последняя встреча Стефана с Иисусом Воскресшим. От него мы можем научиться мужеству.

В мужестве есть одна тонкость. Когда они побили его камнями, и он уже умирал, Стефан повторил слова Иисуса: "Господи, не вмени им греха сего". В этом тоже проявляется мужество: в прощении, которое мы можем дать другому человеку. Он не только простил сам, но и просил Господа не вменить им греха. Мы просим Бога пролить Свое прощение на тех, кто является нашими врагами. Посмотрим, что принес Иисус Своей смертью: чтобы быть добрым человеком? Об этом говорил еще Сократ. Нравственность? Философия тоже учит любить другого человека. Но Иисус говорит то, чего мы не найдем у философов - любить своего врага и отдать за него жизнь. Об этом говорит апостол Павел: за ближнего своего, за человека, которого ты любишь, еще можно отдать жизнь, но не сможешь отдать жизнь за врага, который хочет тебя убить. Иисус сделал это на Кресте - отдал жизнь за своих врагов. То же повторяет Стефан - отдает жизнь за своих врагов, и это требует мужества.

Молиться в момент смерти за своих врагов, или вообще молиться за своих врагов, просить, чтобы Бог простил им. Не только не кидать в них камни, но и молиться, чтобы Бог не вменил им этого греха, потому что они не знают, что делают. Это требует мужества, потому что мы отдаем все. Когда мы прощаем, то остаемся без оружия, и это требует мужества. Отдать все оружие и сказать: "Только Господь является моей силой и защитой". Я отдаю даже прощение, прошу, чтобы Господь простил им их грехи. Это самое трудное. Просить о мужестве в момент проповеди - можно, это приносит иногда удовольствие: я смог! Просить о даре мужества, чтобы все перенести - труднее, чтобы перенести гонения, злословия, это труднее, потому что нам кажется, что мы ничего не можем сделать, и надо только принять это по-христиански. Но пойти еще дальше, чтобы просить о прощении для тех, кто является нашим врагом - это еще труднее, и возможно только тогда, когда мы получим дар от Господа. Никто не может сделать этого, если у него нет дара Духа Святого. Простить, когда любишь, еще можно, но простить врагу очень трудно. В этот момент приходит Святой Дух. Мы можем уповать и просить, чтобы Он помогал нам в этих трех ситуациях: когда нам не хватает отваги свидетельствовать, чтобы перенести все злословие и чтобы молиться о прощении для наших врагов.

Источник

Гимн Святому Духу

О Сотворитель Дух, придиИ души верных посети,Дай смертным неба благодать,Чтоб сотворённое спасти.

Ты — Утешитель всей земли,Ты — Бог и лучший Божий дар,Миропомазанье сердец,Живой родник, любви пожар.

Ты — благодать семи даровИ сила вечного Отца,Ты — речь, завещанная нам,Преобразившая сердца.

Сияньем разум просвети,Сердцам любовь святую дайИ хрупкость наших бренных телВосполни крепостью Твоей.

Врага душ наших изгони,Да будет с нами Твой покой,Да отвратимся мы от зла,Что искушает род людской.

Веди ко Господу Отцу,И дай познать нам Сына путь,И Ты, Дыхание любви,До дней скончанья с нами будь.

Отцу Небесному хвала,Во славе с Ним воскресший Сын,И Тот, Кто утешает нас,Он свят, и вечен, и един. Аминь.

Молитвенное размышление

Господи Иисусе Христе! Ты взывал к собравшимся в Храме Иерусалимском: «Кто жаждет — пусть придёт ко Мне и пьёт. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (ср. Ин 7, 37-38). Ты сказал это о Духе, Который был завещан верующим в Тебя. В каждом из нас, омытом крещенской водой, повторяется чудо, которое Ты возвестил: из глубины наших душ бьёт родник небесной жизни, источник которой — Дух Святой. Он освещает нас огнём веры, пробуждает в нас надежду воскресения, наполняет наши сердца любовью. В щедрости Его мы получаем семь даров, которые исходят от Тебя. Благодать Его рождает добродетели и благие деяния, названные Твоим апостолом плодами Духа Святого: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (ср. Гал 5, 22-23). Дух Святой учит нас молитве, «ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26). Никто не может назвать Иисуса Господом, иначе чем с помощью Духа Святого (ср. 1 Кор 12, 3). Источник нашей святости, нашей близости к Тебе, Иисусе Христе, есть Дух Святой, живущий среди нас. И потому, веруя в это, мы молим: да освятит нас Дух Твой, Господи!

Прошения

С. Пусть слово Твоё, Иисусе Христе, всегда живёт в нас, дабы мы благодарили и славили Тебя в псалмах, гимнах и песнях, исполненных Духа.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Ты через Духа Святого соделал нас детьми Божиими; дай нам в Духе Святом вместе с Тобой всегда славить Отца Твоего.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Даруй нам мудрость, чтобы все наши слова и поступки были во славу Божию.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Исполни наши сердца радости и мира, чтобы мы несли всем людям надежду и свет.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Укрепляй нас силой Духа Твоего во время невзгод и преследований, чтобы мы были верны Твоей Любви.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Даруй нам искреннюю любовь, чтобы мы не осуждали ближних наших и не пренебрегали ими.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Пошли нам Духа Твоего, Свет Божественный, чтобы Он наполнил наши сердца и преобразил нашу жизнь.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Молитва Господня

Отче наш...

Заключительная молитва

С. Просим Тебя, Господи, соделай нас храмом Твоей славы, а Дух Святой да укрепит сердца, возрождённые Твоей благодатью. Через Господа нашего, Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Все: Аминь.

johanajollygirl.livejournal.com

Новенна к Святому Духу - день 5: johanajollygirl

Дар Совета

дух-святой-5.jpg

В нашей жизни мы ежедневно и неоднократно должны совершать выбор и принимать различные решения. Часто бывает достаточно немного задуматься, посоветоваться с другим человеком. Но бывает и так, что человек нуждается в особом духовном свете. Псалмопевец молится такими словами: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей» (Пс 85,11).

Предметом этого прошения является следующий дар Святого Духа – дар совета. Именно о таком действии Святого Духа говорит Иисус незадолго до конца Своего земного служения: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин 16,13).

Наша жизнь, как мы сегодня уже неоднократно отмечали, протекает в пределах единого великого плана спасения. В отношении каждого из нас Бог имеет свой конкретный замысел, который мы не всегда в состоянии постичь. А ведь именно от этого зависит наше счастье в этом мире, а в перспективе и наше спасение. Мы часто руководствуемся эмоциями, предчувствиями и иллюзиями, которые не всегда ведут в должном направлении.

Святой Дух подсказывает нам, как поступить, чтобы оставаться в гармонии с Божьим планом спасения, чтобы творить Божию волю. В нашей личной жизни это обычно осуществляется благодаря чтению Священного Писания, советам исповедника, близкого друга. Бог макет открывать Свою волю также через людей, которые, по-человечески, не многое имеют сказать. Наверное, поэтому св. Бенедикт написал в своем Правиле: «На собрания следует созывать всех братьев, так как часто младшему из них Бог открывает лучшее».

Важно всегда быть открытым, готовым к любого рода неожиданностям, в том числе и к тем, которые нелегко принять. Может оказаться так, что воля Божия не всегда совпадает с нашими амбициями или планами. Безусловно, всегда остается возможность поступать по-своему, но рано или поздно это закончится катастрофой.

Святой Дух вдохновляет Церковь через институты коллегиальности: Соборы, синоды, советы, капитулы. Поэтому очень важно всегда молиться за эти собрания. Кроме того, Дух укрепляет в нас добродетель благоразумия. Благоразумие имеет важное значение при принятии решений.

Источник

Никто не может наделить себя авторитетом, сказав: "Уважайте меня, я буду авторитетом для вас". Это невозможно. Авторитет должен быть признан другими, человек не может навязать его. Настоящий авторитет не стремится к тому, чтобы быть таковым. У него есть только слово и свидетельство жизни. "Слушайте меня", - говорит человек, у которого есть власть. Тот же, у которого есть авторитет, говорит: "Я бы сделал так" или "Согласно Божиему закону, надо сделать так".

В современном мире авторитетов не хватает. Это первая трудность: как принять совет, если у нас нет привычки доверять авторитету. Главное здесь - доверие. У авторитета нет надо мной никакой власти, я сам ее ему даю, доверяю свою жизнь. Это все происходит на нравственном уровне. Чтобы принять совет, должно быть доверие. Не надо пугаться того, что сейчас нет авторитетов. Благодать Божия сильнее нашей культуры и сильнее всех наших пороков. Но такая проблема есть.

Вторая проблема: о чем говорит Бог, когда дает нам дар совета? Вообще обо всем? Куда мне пойти гулять? Как и все дары Святого Духа, дар совета относится к Богу. Три первых дара помогают нам лучше, более совершенно любить Бога, четыре остальных помогают более совершенно понять, каков Бог.

Дар совета касается только Бога, а не вообще нашей жизни, в какой институт пойти, кого взять в жены. Он, прежде всего, касается познания Бога, того, как мы можем лучше Бога узнать. Об этих двух трудностях не надо забывать. Первая - что у нас нет привычки доверять, когда кто-то дает нам совет. Совет не решает за меня, даже если у кого-то есть авторитет. Это не приказ, я остаюсь свободным. Это только помогает мне сделать выбор.

Посмотрим на встречу человека с Воскресшим Богом, Иисусом Христом. Сегодня мы будем говорить о евангелисте Иоанне. Он несколько раз встретился с Воскресшим. Мы поговорим о том же фрагменте, который уже читали: когда ученики встретились со Христом у моря Галилейского, и Иисус спросил: "Дети, есть ли у вас какая пища? Они отвечали: Нет. Он же сказал им: Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: Это Господь".

Это и есть дар совета, который проявился в жизни Иоанна Евангелиста. "Это Господь" - это слова - как перст, указывающий на Господа. Как и Иоанн Креститель, который сказал: "Вот Агнец Божий". Дар совета касается не моей жизни вообще - это надо решить самому, потому что Бог дал нам разум, чтобы решать. В том же, что касается познания Бога, Бог помогает нам именно этим даром - даром совета. Кто-то говорит нам: "Смотри, это Господь". Человек по-разному может указать на это, через то, как он выглядит, например. Мы только что вернулись из Ярославля. Удивительно, сколько реакций вызывает урсулинский хабит. Реакции разные, но для кого-то это может быть подсказкой, указанием на Господа через то, что эти люди оставили все и последовали за Господом. Мы можем найти такие моменты в нашей жизни. Даже если сам человек не заметил ничего особенного, когда что-то нам сказал, для нас это было подсказкой: "Смотри, это Господь".

В лодке было несколько человек, Петр, самый главный апостол, был с ними, но только Иоанн сразу узнал, что это Господь, потому что он возлюбил много, и эта любовь подсказала. Тот, кто любит, сразу узнает, где проявляется благодать Божия. Тот, кто не любит, может услышать много о Боге, и не будет ничего понимать.

Мы тоже можем быть таким даром для других людей, через нас Бог может открыть кому-то себя. Очень простые слова: "Это Господь", "Вот Агнец Божий" - и все. Если я уверен, что это Господь, могу указать на Него кому-то другому. В этом и состоит наша задача - просить, чтобы не только нас Бог привел к себе, но и чтобы для других мы были знаком Его любви.

Источник

Гимн Святому Духу

О Сотворитель Дух, придиИ души верных посети,Дай смертным неба благодать,Чтоб сотворённое спасти.

Ты — Утешитель всей земли,Ты — Бог и лучший Божий дар,Миропомазанье сердец,Живой родник, любви пожар.

Ты — благодать семи даровИ сила вечного Отца,Ты — речь, завещанная нам,Преобразившая сердца.

Сияньем разум просвети,Сердцам любовь святую дайИ хрупкость наших бренных телВосполни крепостью Твоей.

Врага душ наших изгони,Да будет с нами Твой покой,Да отвратимся мы от зла,Что искушает род людской.

Веди ко Господу Отцу,И дай познать нам Сына путь,И Ты, Дыхание любви,До дней скончанья с нами будь.

Отцу Небесному хвала,Во славе с Ним воскресший Сын,И Тот, Кто утешает нас,Он свят, и вечен, и един. Аминь.

Молитвенное размышление

Господи Иисусе Христе! Ты на Тайной Вечере завещал Духа Утешителя апостолам, скорбящим из-за Твоего ухода из мира. Ты сказал им: «Я испрошу у Отца Духа Утешителя, дабы Он всегда пребывал с вами — Духа Истины, Которого мир не может принять, ибо не видит Его и не знает Его. Но вы Его знаете, ибо Он в вас есть и будет» (ср. Ин 14, 16-17). Исполнились слова Твои: в пятидесятый день от Воскресения Твоего Дух Святой снизошёл на Церковь и живёт в ней навеки. Он наполняет Церковь и направляет её, укрепляет её и связывает воедино, неустанно являясь нам в святых таинствах, пресуществляя хлеб и вино в Тело и Кровь Твою, и освящая верных, принимающих дары Святой Евхаристии. Он сохраняет Церковь вечно юной. Господи, мы верим в Его присутствие среди нас. Мы верим, что Дух Святой, наполнявший Твоё человеческое естество, наполняет и нас, соединяя нас с Тобой и Отцом Твоим, делая нас одним Телом. Пусть благодать Святого Духа неустанно освящает Твою Церковь и ведёт нас к полному единству с Отцом. И мы взываем к Тебе: Господи Иисусе Христе, исполни нас Духа Твоего Святого.

Прошения

С. Ниспошли нам, Господи, Духа Твоего Святого, чтобы Церковь Твоя неустанно обновлялась и укреплялась. Вместе воззовём: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Все: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Призри, Господи, на всех носящих имя христиан, чтобы Дух Святой привёл их к полному единству.

Все: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Иисусе Христе, Пастырь вечный, одари мудростью пастырей Церкви, чтобы они уверенно вели ко спасению всех людей.

Все: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Даруй Церкви Духа единства, чтобы прекратились разногласия, распри и ненависть.

Все: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Наполни нас Духом Святым, чтобы мы стали сильными и совершенными в любви.

Все: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Научи нас истинной любви, чтобы мы любили друг друга, как братья и сёстры.

Все: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Молитва Господня

Отче наш...

Заключительная молитва

С. Господи, Ты ниспослал Святого Духа апостолам; смиренно просим Тебя, укрепляй нашу веру и даруй нам единство и мир. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Все: Аминь.

johanajollygirl.livejournal.com

Новенна к Святому Духу - день 3: johanajollygirl

дух святой-1.jpg

Дар Премудрости

Для ветхозаветных книжников познание мудрости означало нечто иное, чем в учении античных философов. Греки видели мудрость прежде всего в познании мира. У хакамов слово «мудрость» (евр. хокма) многозначно. С одной стороны, мудрость есть свойство человеческого ума, а с другой – она тождественна с порядком, или уставом, в частности с тем, что помогает царю править страной, а простому человеку – семьей и хозяйством. Вначале такая мудрость была в глазах израильтянина иноземным сокровищем, ибо ее заимствовали из стран с высоким уровнем цивилизации. И, наконец, смысл слова «хокма» связан с житейской умудренностью, с оценкой, которую дает бывалый человек окружающему. Хакамы были хорошо знакомы с писаниями мудрецов Египта, Вавилона и других окружавших Израиль стран.

Но воззрения хакамов не остановились на этой светской стадии. Откровение Божие привело их к пониманию источника и сущности мудрости. Подлинная мудрость выражается в праведности. Познавший ее познал главные законы нравственной жизни.

Греческие философы искали основы этики в самом человеке. Но Библия показывает, что человек склонен и к добру и ко злу; поэтому источник жизненных правил находится в сверхприродном мире. Люди должны следовать добру, повинуясь воле Божией. Таким образом, подлинная мудрость неотделима от веры:Ибо Господь дает мудрость,из уст Его – знание и разум.

Подобно Царству Божию евангельской притчи, мудрость сравнивается с самой большой драгоценностью, перед которой все тленные сокровища – ничто (3,13-15).

Сущность мудрости выражена в афоризме, который не раз встречается в Книге Притчей:Начало мудрости – страх Господень,и познание Святого – разум.

Если жизнь в согласии с мудростью есть исполнение небесной воли, то не должна ли мудрость иметь и более широкое значение? Ведь судьбы людей – часть общих судеб мироздания, и вся Вселенная зиждется на воле и замыслах Творца.

Здесь опять-таки мы находим отличие библейского учения от античной философии, которая начала развиваться в ту эпоху. Греческий пантеизм надеялся найти первоисточник и основы природы в ней самой. Иному учит Слово Божие.

Гимн, написанный автором Иова и включенный им в эту книгу (гл. 28) с предельной ясностью говорит об источнике высшей Премудрости:Но где Премудрость обретается?и где место разума?Не знает человек цены ее,и она не обретается в земле живых.Бездна говорит: «не во мне она»;и море говорит: «не у меня»...Сокрыта она от очей всего живущего,и от птиц небесных утаена.Аваддон и смерть говорят:«ушами нашими слышали мы слух о ней».Бог знает путь ее,и Он ведает место ее...Когда Он ветру полагал веси располагал воду по мере,Когда назначал устав дождюи путь для молнии громоносной,Тогда Он видел ее и явил ее,приготовил ее и еще испытал ее,и сказал человеку:«Вот, страх Господень есть истинная премудрость,и удаление от зла – разум».

Так Слово Божие утверждает единство космического и нравственного миропорядка в их общем происхождении из божественной Воли. И законы естества, и законы человеческой жизни имеют один источник: Творца, проявляющего Свою беспредельную мощь и благость через Премудрость.

В Прологе Кн. Притчей Премудрость «ипостасирована». Это не просто олицетворение отвлеченной идеи, а нечто большее. Правда, в первых трех главах ее можно понимать как собирательное обозначение сословия мудрецов. Но Премудрость Божия Притчей есть и сила, исходящая непосредственно от Творца.

В Кн. Притчей Хокма-Премудрость говорит:Господь имел (дословно создал) меня началом пути Своего,прежде созданий Своих, искони...Я родилась прежде, нежели водружены были горы,прежде холмов,Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей,ни начальных пылинок Вселенной.Когда Он уготовлял небеса, я была там,когда Он проводил круговую черту по лицу бездны...Тогда я была при Нем художницеюи была радостью всякий день,веселясь пред лицем Его во все время.

(8,22-30)

Прибегая к языку Отцов Церкви, Премудрость есть «энергия» Сущего: те аспекты высшего Бытия, которые только и могут быть восприняты человеком. Вне этих свойств Божиих никакое богословие невозможно, кроме апофатического (отрицательного), которое утверждает о Боге только то, «чем Он не является».

В согласии с Кн. Притчей (3,19) псалом 103 учит, что Бог все сотворил «премудро» (дословно: бэ-хокма – в премудрости). Тем самым Премудрость сближается со Словом, Которое в Новом Завете открывается как второе Лицо Святой Троицы: «Все через Него начало быть» (Ин. 1:3).

«Бог благоволил, – пишет свт. Афанасий Великий, – чтобы Премудрость Его снизошла к тварям, чтобы во всех вообще тварях и в каждой порознь были положены некий отпечаток и подобие Его образа, чтобы приведенное в бытие оказалось премудрым и достойным Бога делом» (На ариан, 2,78).

Возвещая непостижимость Творца, Ветхий Завет в то же время знает и о Его Откровении миру. Через Откровение, или Самопроявление, Неизреченный становится познаваемым. Уже акт творчества есть форма Откровения, а вступая с людьми в Завет, приближая их к Своей Полноте, Ягве еще полнее открывает Себя твари.

Источник

Иными словами, Дар Премудрости несет нам Богопознание и дает возможность принять то, что Он нам открывает о Себе.

Гимн Святому Духу

О Сотворитель Дух, придиИ души верных посети,Дай смертным неба благодать,Чтоб сотворённое спасти.

Ты — Утешитель всей земли,Ты — Бог и лучший Божий дар,Миропомазанье сердец,Живой родник, любви пожар.

Ты — благодать семи даровИ сила вечного Отца,Ты — речь, завещанная нам,Преобразившая сердца.

Сияньем разум просвети,Сердцам любовь святую дайИ хрупкость наших бренных телВосполни крепостью Твоей.

Врага душ наших изгони,Да будет с нами Твой покой,Да отвратимся мы от зла,Что искушает род людской.

Веди ко Господу Отцу,И дай познать нам Сына путь,И Ты, Дыхание любви,До дней скончанья с нами будь.

Отцу Небесному хвала,Во славе с Ним воскресший Сын,И Тот, Кто утешает нас,Он свят, и вечен, и един. Аминь.

Молитвенное размышление

Господи Иисусе Христе! Ты взывал к собравшимся в Храме Иерусалимском: «Кто жаждет — пусть придёт ко Мне и пьёт. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (ср. Ин 7, 37-38). Ты сказал это о Духе, Который был завещан верующим в Тебя. В каждом из нас, омытом крещенской водой, повторяется чудо, которое Ты возвестил: из глубины наших душ бьёт родник небесной жизни, источник которой — Дух Святой. Он освещает нас огнём веры, пробуждает в нас надежду воскресения, наполняет наши сердца любовью. В щедрости Его мы получаем семь даров, которые исходят от Тебя. Благодать Его рождает добродетели и благие деяния, названные Твоим апостолом плодами Духа Святого: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (ср. Гал 5, 22-23). Дух Святой учит нас молитве, «ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26). Никто не может назвать Иисуса Господом, иначе чем с помощью Духа Святого (ср. 1 Кор 12, 3). Источник нашей святости, нашей близости к Тебе, Иисусе Христе, есть Дух Святой, живущий среди нас. И потому, веруя в это, мы молим: да освятит нас Дух Твой, Господи!

Прошения

С. Пусть слово Твоё, Иисусе Христе, всегда живёт в нас, дабы мы благодарили и славили Тебя в псалмах, гимнах и песнях, исполненных Духа.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Ты через Духа Святого соделал нас детьми Божиими; дай нам в Духе Святом вместе с Тобой всегда славить Отца Твоего.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Даруй нам мудрость, чтобы все наши слова и поступки были во славу Божию.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Исполни наши сердца радости и мира, чтобы мы несли всем людям надежду и свет.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Укрепляй нас силой Духа Твоего во время невзгод и преследований, чтобы мы были верны Твоей Любви.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Даруй нам искреннюю любовь, чтобы мы не осуждали ближних наших и не пренебрегали ими.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Пошли нам Духа Твоего, Свет Божественный, чтобы Он наполнил наши сердца и преобразил нашу жизнь.

Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.

Молитва Господня

Отче наш...

Заключительная молитва

С. Просим Тебя, Господи, соделай нас храмом Твоей славы, а Дух Святой да укрепит сердца, возрождённые Твоей благодатью. Через Господа нашего, Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Все: Аминь.

johanajollygirl.livejournal.com

Новенна к Святому Духу - день 8: johanajollygirl

Дар благочестия

дух святой - 6.jpg

Всемогущий и непостижимый Бог являет Себя в истории спасения Богом, «богатым милосердием», прощающим неверность и грех. Бог не перестал спасать человека, и сегодня Его спасающее действие особым образом реализуется в Святой Мессе и святых Таинствах. участвуя в Святой Мессе, совершая Литургию Часов и принимая святые Таинства, мы открываемся этому Божию действию, принимаем Бойкие прощение, Его силу и мощь.

Безусловно, частная молитва и разнообразные богослужения в честь Богородицы и святых обладают своим значением в домостроительстве спасения и являются действенным путем к получению Божьей поддержки. Блаженный Евгений Боссилков, расстрелянный коммунистами болгарский католический епископ, так писал о молитве в одном из писем к друзьям: «Существует множество вещей, которых вы не в состоянии сделать и даже постичь, но все и везде могут молиться. Если для кого-то молитва представляет большое усилие или пустую трату времени, значит, такой человек ни разу еще по-настоящему не молился».

Русский перевод этого дара Святого Духа, как «дара благочестия», не передает, по крайней мере в современном разговорном языке, полноты его специфики. Если мы возьмем хотя бы латинскую версию («Donum pietatis» – дар благости, милости), то нам станет ясно, ч этот дар Святого Духа помогает нам также открыться навстречу нуждам наших ближних. Несмотря на эгоизм и лень, мы сможем терпеливо выслушать другого человека – на улице, в исповедальне, в поезде; мы сумеем сжалиться над ним – даже над тем, кто причинил на обиду, – и оказать ему необходимую помощь. Мы начинаем быть снисходительны и милосердны к слабостям другого человека. В результате мы начинаем поступать так, как Бог поступает по отношению к нам.

Источник

Физическая усталость влияет и на нашу духовную жизнь. Наше тело, психика и духовная жизнь всегда взаимосвязаны. Иногда мы чувствуем усталость в духовной жизни: не хочется идти дальше, не хочется бороться, не хочется пребывать на молитве. Хотелось бы отдохнуть, уйти куда-то далеко, или вернуться к той жизни, которая казалась нам хорошей до момента нашего обращения.

То же самое сделал Петр. В Евангелии от Иоанна мы читаем о том, что он пошел ловить рыбу, возвращается к тому, что было его призванием до встречи с Господом. "Пойду ловить рыбу…Надо зарабатывать на жизнь. Иисус умер, воскрес, хорошо, мы Его встретили. Он пришел к нам в Иерусалим, но все равно, я пойду ловить рыбу, потому что надо что-то сделать со своей жизнью". Несмотря на то, что Иисус сказал ему, когда они встретились в первый раз: "Ты будешь ловить людей, не будешь ловить рыбу", Петр возвращается к прежнему. В нас тоже иногда возникает такое желание: "Как было бы хорошо вернуться в Египет". То же самое говорили израильтяне в пустыне: "Как хорошо было в Египте, там было все". Но если посмотреть на то, как они жили в Египте, видно, что там не было ничего хорошего, было рабство. Египтяне притесняли израильтян, но когда те пошли в пустыню, они говорят, что и рабство можно пережить, было бы что поесть.

Мы иногда думаем так же, когда приходит усталость в духовной жизни: "Было бы лучше вернуться к такой жизни, какая была до момента нашей встречи с Господом". Усталость. "Пойду ловить рыбу". Но для учеников Христа нет пути назад. Невозможно вернуться обратно. Иисус сам указывает на это.

Встреча Иисуса с Петром состоит из двух частей. Первая - когда Петр был в лодке. Вторая - разговор Иисуса с Петром.Что случилось в лодке? Когда Петр сказал, что идет ловить рыбу, ученики ответили: "Мы тоже пойдем". Посмотрите, как наша усталость влияет на других: если я скажу: "Мне не хочется… знаю, что сегодня воскресенье, но не хочется идти на мессу". Если я поделюсь этой "благой вестью", то другие скажут мне: "Ну, если и ты не идешь, то я тоже не пойду. Кто я такой, чтобы идти, если даже ты не пошел?". Неважно, кто так говорит. Мы всегда так оправдываемся. Наша усталость влияет на других.

Петр пошел ловить рыбу, и что случилось? Они работали всю ночь и ничего не поймали. Так и мы. Если мы хотим вернуться к той жизни, которая была прежде, будем ловить всю ночь и не сможем ничего поймать. Если мы один раз уже сказали Господу: "Да, я хочу следовать за Тобой", то невозможно поймать рыбу, поймать счастье (потому что в этот момент рыба для Петра - это счастье) без Господа. Они работали всю ночь и ничего не поймали. В этот момент и приходит Господь, спрашивая учеников: "Есть ли у вас какая пища?" Они отвечают: "Нет, мы работали всю ночь и ничего не поймали". Иисус говорит им забросить сеть по правую сторону лодки. Они закинули, и поймали. Повторяется то же самое событие, которое было в момент первого призвания Петра. Они поймали, когда закинули сеть по слову Господа. Петр еще не понял, что произошло. Какой-то человек на берегу говорит им закинуть сети по правую сторону лодки. Они поймали, но до Петра еще не дошло, кто это. Иоанн говорит: "Это Господь". В этот момент Петр узнал, что это Господь.

Важно, что Иисус повторяет то же самое событие, которое было в начале. Если Он хочет напомнить нам о первой любви, то повторяет это событие. К Марии Магдалине Он обращается: "Мария!" - и в этот момент она узнает Его. Для Петра повторяет чудесный улов, чтобы Петр узнал, что это Он, Тот, кто его призвал.

Нам тоже в момент усталости надо обращаться к этому моменту. У каждого из нас такой момент есть. Я не знаю, каким был этот момент у вас, но знаю, какой был у меня, и почти каждый день возвращаюсь к нему, чтобы понять, что случилось, потому что до сих пор я не до конца понимаю, что случилось двенадцать лет назад, когда Господь пришел ко мне и сказал: "Вот путь света, если хочешь, иди". Я пошел, и почти каждый день возвращаюсь к этому моменту. У каждого из вас есть такой момент, момент первой любви, когда Господь пришел к нам, и тогда никто из нас не осознавал, что произошло, но мы понимали: "Я люблю Его, и Он любит меня". Понимали, что эта любовь призывает нас к чему-то: к тому, чтобы поменять свою жизнь, следовать за Ним, и потом всю жизнь думаем: "Что это было? Почему я пришел в Церковь?" Когда мы устали, надо возвращаться к моменту первой любви.

Что сделал Петр, когда узнал, что это Господь? Бросился в воду. Бросился в сторону Иисуса, не дожидаясь, пока лодка причалит к берегу. Он будто хотел еще раз пойти по воде. Но этого не случилось, потому что это возможно только по слову Иисуса, как и этот улов рыб. Но все равно, Петр бросился, побежал в сторону Господа. Это ответ любви.

Надо смотреть на жесты человека в Библии. Через жесты мы выражаем то, что в глубине нашего сердца. У каждого из нас есть свой внутренний язык, которым мы разговариваем сами с собой и с Богом. Иногда мы можем это увидеть в момент эмоционального напряжения. Например, если я увидел что-то красивое, я говорю: "Wow!!!" Потом еще могу добавить: "Красота!" Или: "Ах!" Когда мы любим, тоже используем этот внутренний язык. Сколько раз я сидел напротив девушки и говорил: "Мммм..", не зная что сказать. Я бы хотел что-то сказать или броситься в ее сторону. То же самое происходит на молитве. Я не знаю, что сказать: "Ммм… Господи!" Эти чувства слишком сильны, чтобы их выразить в словах. Когда мы начинаем думать, используем поэтический язык: "Ты, как роза". Это уже придумал поэт, и я использую его слова. Но сначала просто: "Wow!.." Просто пропадает дар речи, когда видим что-то красивое.

То же самое с Богом. Петр сразу бросился в воду, чтобы быть близко к Господу. Нам тоже надо "броситься в воду".Адорация и есть такой момент, когда в духовном смысле мы бросаемся в сторону Господа. В прошлый раз мы вместе в женщинами припали к Его ногам, чтобы поклониться Ему со страхом Божиим. Сейчас мы хотим броситься в Его сторону, потому что говорим о благочестии.

Дар благочестия - что это? Это то, о чем говорит Ветхий Завет: любить Бога всем сердцем своим. Эти два дара - страх Божий и благочестие - относятся к любви. Это дар, который Бог дает нашей любви. Страх Божий сохраняет любовь, чтобы не сделать какой-то глупости, не совершить греха, а благочестие дает мне силу броситься в сторону Господа всем сердцем своим. На Адорации мы остаемся на своих местах, но всем сердцем своим бросаемся ко Господу. Как Петр, вместе с Петром.

Это внешний вид того, что произошло в сердце Петра: идти в сторону Бога всем своим существом. Но что произошло внутри? Что дает нам дар благочестия?

Об этом разговаривают Иисус и Петр: три вопроса, которые задал Иисус Петру: "Любишь ли Меня больше, нежели они?" - "Так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя". Иисус спрашивает Петра трижды. Некоторые говорят, что это потому, что Петр трижды отрекся от Иисуса, и должен подтвердить каждое отречение исповеданием любви. "Я отрекся первый раз - я люблю Тебя. Второй раз - я люблю тебя. Третий раз - я люблю Тебя". Но если посмотреть на то, как Иисус обращается к ученикам, то увидим, что Иисус никогда не возвращается к моменту отречения.Иисус не говорит ученикам: "Что вы наделали?!" Нет. Он никогда даже не упоминает того, что произошло. Он всегда обращается с любовью. Почему Он обращается трижды? Этого не видно ни в русском, ни в польском, ни в итальянском, ни во французском переводе. На греческом там используется два слова. Вообще в греческом языке для разговора о любви есть три разных слова: "eros", "agape", "philia". Иисус, обращаясь к Петру, в первый раз использует слово "agape". Это любовь, которая отдает себя без остатка. А Петр отвечает словом "philo". Это любовь-дружба, симпатия, "нравишься Ты мне, Иисус". В итальянском языке есть выражение "Ti voglio bene", которое можно сказать всем, кто нам симпатичен, а "Ti amo" - только одному. Петр говорит Иисусу "Ti voglio bene". Иисус снова спрашивает: "Agapas?" - а Петр снова: "Ты мне нравишься". Ничего не понимает. В третий раз Иисус спрашивает: "Я нравлюсь тебе?" Поэтому и опечалился Петр, потому что понял, что Иисус сошел на уровень его любви. До этого был слишком высокий уровень, и когда в третий раз Иисус спросил, "Любишь ли Меня?", используя слово "phileis", понял, что Иисус сошел на его уровень. "Ты знаешь все, Ты знаешь, что я люблю Тебя".

Что нам дает дар благочестия? Возможность перейти с уровня "philia" на уровень "agape". Это дар Святого Духа, и Петр смог так возлюбить Господа потом. Это ему и сказал Иисус: "Когда ты был молодой, ты опоясывался сам. Когда состаришься, кто-то другой опояешет тебя и поведет, куда не хочешь". Это был момент, когда Петр отдал свою жизнь, когда он уже перешел на этот уровень любви, любви всем сердцем своим, так, что смог отдать все, чтобы не только получить от Господа все, но и все отдать Ему. В этом нам и помогает дар Святого Духа, дар благочестия, чтобы подняться с уровня "Господи, Ты мне нравишься": мне приятно в Церкви, можно приходить, это полезно… Но это еще не та любовь, о которой спрашивает Иисус: "Ты сможешь отдать свою жизнь ради Меня?" На момент того разговора Петр сказал: "Нет". Но Иисус отвечает ему: "Потом сможешь". Когда ученики получили Святого Духа в Пятидесятницу, Петр смог дать свидетельство, свидетельствовать о любви Христа, и в этом нам помогает Святой Дух, который дает нам дар благочестия. Смысл благочестия в том, чтобы перейти с одного уровня любви на высший.

Источник

Гимн Святому Духу

О Сотворитель Дух, придиИ души верных посети,Дай смертным неба благодать,Чтоб сотворённое спасти.

Ты — Утешитель всей земли,Ты — Бог и лучший Божий дар,Миропомазанье сердец,Живой родник, любви пожар.

Ты — благодать семи даровИ сила вечного Отца,Ты — речь, завещанная нам,Преобразившая сердца.

Сияньем разум просвети,Сердцам любовь святую дайИ хрупкость наших бренных телВосполни крепостью Твоей.

Врага душ наших изгони,Да будет с нами Твой покой,Да отвратимся мы от зла,Что искушает род людской.

Веди ко Господу Отцу,И дай познать нам Сына путь,И Ты, Дыхание любви,До дней скончанья с нами будь.

Отцу Небесному хвала,Во славе с Ним воскресший Сын,И Тот, Кто утешает нас,Он свят, и вечен, и един. Аминь.

Молитвенное размышление

Господи Иисусе Христе! Ты на Тайной Вечере завещал Духа Утешителя апостолам, скорбящим из-за Твоего ухода из мира. Ты сказал им: «Я испрошу у Отца Духа Утешителя, дабы Он всегда пребывал с вами — Духа Истины, Которого мир не может принять, ибо не видит Его и не знает Его. Но вы Его знаете, ибо Он в вас есть и будет» (ср. Ин 14, 16-17). Исполнились слова Твои: в пятидесятый день от Воскресения Твоего Дух Святой снизошёл на Церковь и живёт в ней навеки. Он наполняет Церковь и направляет её, укрепляет её и связывает воедино, неустанно являясь нам в святых таинствах, пресуществляя хлеб и вино в Тело и Кровь Твою, и освящая верных, принимающих дары Святой Евхаристии. Он сохраняет Церковь вечно юной. Господи, мы верим в Его присутствие среди нас. Мы верим, что Дух Святой, наполнявший Твоё человеческое естество, наполняет и нас, соединяя нас с Тобой и Отцом Твоим, делая нас одним Телом. Пусть благодать Святого Духа неустанно освящает Твою Церковь и ведёт нас к полному единству с Отцом. И мы взываем к Тебе: Господи Иисусе Христе, исполни нас Духа Твоего Святого.

Прошения

С. Ниспошли нам, Господи, Духа Твоего Святого, чтобы Церковь Твоя неустанно обновлялась и укреплялась. Вместе воззовём: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Все: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Призри, Господи, на всех носящих имя христиан, чтобы Дух Святой привёл их к полному единству.

Все: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Иисусе Христе, Пастырь вечный, одари мудростью пастырей Церкви, чтобы они уверенно вели ко спасению всех людей.

Все: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Даруй Церкви Духа единства, чтобы прекратились разногласия, распри и ненависть.

Все: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Наполни нас Духом Святым, чтобы мы стали сильными и совершенными в любви.

Все: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Научи нас истинной любви, чтобы мы любили друг друга, как братья и сёстры.

Все: Господи, освяти нас Духом Твоим.

Молитва Господня

Отче наш...

Заключительная молитва

С. Господи, Ты ниспослал Святого Духа апостолам; смиренно просим Тебя, укрепляй нашу веру и даруй нам единство и мир. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Все: Аминь.

johanajollygirl.livejournal.com

Новенна к Святому Духу - день 4: johanajollygirl

дух-святой-4.jpg

Дар разума

Разум - это разумная (мыслительная, познавательная) сила души. Следуя святым отцам, ум есть владычественное начало души, царь и владыка человеческого естества. Он призван господствовать над остальными частями души и всем естеством, подчиняясь при этом Царю всего тварного бытия – Богу.Ум – это глаз души, и некоторые отцы именуют его сердцем. Разум же есть «врожденное, как всегда соприсутствующее ему, ведение ума» (там же). Христос, Разум, открывает волю Ума, то есть Отца, и точно так же разум человека открывает чувства и переживания его ума. Поскольку невозможно помыслить разум без духа, то и в человеке разум связан с духом (Свт. Григорий Палама. Φιλοκαλία T.Δ᾿. Σ.145, λστ᾿). И, подобно тому как Дух, представляющий собою особую ипостась, есть «неизреченная любовь Родителя к Сему неизреченно рожденному Разуму» (там же), дух в человеке – это стремление ума, «простирающееся вместе с нашим разумом во времени, нуждающееся в тех же промежутках и от несовершенного восходящее к совершенству» (там же).   Все это было сказано, чтобы показать место разума в человеческой душе и его достоинство. Именно разум выражает опыт и жизнь ума, и совершается это в духе. У многих отцов, как, например, у преподобного Максима Исповедника, разум называется и разумным началом (λογιστικόν). Человеческое слово (θόγος) бывает как внутренним, так и произносимым. Оно произносится внутренне, но получает и внешнее выражение. Внешнее молчание не является свидетельством отсутствия внутреннего слова. Однако, изучив святоотеческие творения, можно с некоторой осторожностью утверждать, что слово внутреннее и произносимое, соединено с умом, в то время как разумная способность (λογική), связанная с мышлением (λογική) – это тот орган, посредством которого выражается слово. Таким образом, можно считать, что существует некое тонкое различие между словом и разумной способностью, равно как и между словом и мышлением. Разумный человек должен подчиняться разуму. Мышление, по словам Григория Паламы, не является глазом души. Глаз души – это ум, в то время как мышление делает мыслимыми чувственные и умопостигаемые вещи. Характерны его слова: «Слыша же о душевных очах, самым опытом познающих небесные сокровища, не подумай, что это мышление. Ибо оно делает и чувственное и равно умопостигаемое мыслимым посредством себя самой» (Свт. Григорий Палама. Триады... С.97). Это значит, что не мышление, а ум человека познает небесные сокровища. Мышление просто делает мыслимым то, что на собственном опыте переживает ум. В уме открывается Бог, мышление же выражает этот опыт в словесной форме.   Обычно говорят, что человек есть разумное существо, имея в виду, что он обладает разумом и мышлением. Однако в святоотеческом богословии разумным считается не такой человек, который обладает лишь разумом и произносимым словом, но тот, кто разумом и «разумною силою ищет и исследует, как обрести Бога» и соединиться с Ним.

Источник

Таким образом, дар разума - это побуждение познавать и искать Бога, чтобы соединиться с Ним.

Гимн Святому Духу

О Сотворитель Дух, придиИ души верных посети,Дай смертным неба благодать,Чтоб сотворённое спасти.

Ты — Утешитель всей земли,Ты — Бог и лучший Божий дар,Миропомазанье сердец,Живой родник, любви пожар.

Ты — благодать семи даровИ сила вечного Отца,Ты — речь, завещанная нам,Преобразившая сердца.

Сияньем разум просвети,Сердцам любовь святую дайИ хрупкость наших бренных телВосполни крепостью Твоей.

Врага душ наших изгони,Да будет с нами Твой покой,Да отвратимся мы от зла,Что искушает род людской.

Веди ко Господу Отцу,И дай познать нам Сына путь,И Ты, Дыхание любви,До дней скончанья с нами будь.

Отцу Небесному хвала,Во славе с Ним воскресший Сын,И Тот, Кто утешает нас,Он свят, и вечен, и един. Аминь.

Молитвенное размышление

Господи Иисусе Христе! В день Вознесения Ты заповедал Своим апостолам, чтобы они «не уходили из Иерусалима, но ожидали исполнения обетования Отца». Ты сказал им: «Иоанн крестил водой, вы же скоро будете крещены Духом Святым... Когда Дух Святой снизойдёт на вас, вы обретёте Его силу и станете свидетельствовать обо Мне... по всей земле» (Деян 1, 4-8). По примеру апостолов, которые с Матерью Твоей Марией и другими учениками в течение девяти дней вместе пребывали в молитве, ожидая исполнения обетования Отца, и мы желаем приготовиться к сошествию Святого Духа в общей молитве. Мы верим, что Дух Святой неустанно нисходит на Церковь, наполняет её дарами Своими, оживляет и укрепляет её Своей силой и любовью. Мы верим, что Он открывает миру Бога Отца и Тебя, Господа нашего и Спасителя. Мы жаждем обрести силу Святого Духа и свидетельствовать о Тебе в нашей семье, в нашей стране и в каждом месте, куда Ты пошлёшь нас. И потому мы просим Тебя, Господи: даруй нам благодать Духа Святого.

Прошения

С. Господи Иисусе Христе, даруй нам Духа Святого, чтобы мы всегда словом и делом свидетельствовали о Тебе перед всем миром. Вместе воззовём: Ниспошли нам Духа Твоего.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Господи Иисусе Христе, Ты вознёсся к Отцу; ниспошли же нам обетованного Духа Святого, чтобы мы обрели Его силу.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Господи Иисусе Христе, пусть Дух Божий ведёт нас, чтобы мы могли называться и на самом деле быть детьми Божиими.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Яви всем народам Твоё Евангелие, чтобы все могли обрести истинную веру.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Ниспошли нам Духа Святого, чтобы мы перед всем миром провозглашали, что Ты наш Господь.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Пусть жизнь каждого из нас приводит ближних наших к Тебе.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Веди светом Духа Святого правителей народов, пусть они станут слугами Твоими во благо человечества.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Господи, Ты в день Пятидесятницы призвал в Церковь рассеянные народы; пусть действием Духа Святого весь мир обратится к Тебе.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Молитва Господня

Отче наш...

Заключительная молитва

С. Боже, Отче Небесный, пусть горит в нас огонь любви Духа Святого, ниспосланного на землю возлюбленным Сыном Твоим. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Все: Аминь.

johanajollygirl.livejournal.com

Приглашение к молитве новенны Святому Духу

Editor 02 мая 2008, 03:09 Приглашаем молитвенные группы, общины и приходы и верных в Прибалтике присоединится к международной сети молитвы новенны к Святому Духу 2 - 12 мая и таким образом подготовится к празднованию дня Сошествия Духа Святого.

Новенна, или девятидневное моление, восходит своими корнями к молитве апостолов вместе с Пресвятой Богородицей после Вознесения Христа. В течении девяти дней они “пребывали в молитве”, готовясь к принятию заповеданного распятым и воскресшим Господом дара Духа Святого. Церковь, подражая апостолам, совершает такое молитвенное богослужение перед праздником Пятидесятницы. Начинается оно в пятницу после праздника Вознесения и продолжается до субботы перед праздником Пятидесятницы.

Ежедневно в общинной или личной молитве обращаемся ко Святому Духу с определенной интенцией, размышляем над Словом Божиим, молимся за мир и Церковь, общину и один за другого. И да будут наши сердца открыты дуновению и дарам Духа Святого…

Общество Terra Mariana является участником международного проекта “Пятидесятница для народов“, поэтому в пятницу, 9 мая, в Вильнюсской римско-католической церкви Св.Казимира состоится открытое молитвенное собрание группы Общества Terra Mariana в Литве. Начало - в 18.30. Приглашаем присоединится!

Божьих благословений!

Славянское католическое общество “Terra Mariana”

День первый: Молимся о мире в Израиле и во всем мире

Приди, Святой Дух Мира, в каждое сердце и к избранному народу, который первым услышал Слово Божие.

Чтения на выбор: Быт. 12, 1-3; Пс 122; Ис. 62, 1-7; Рим. 11.

Молимся о мире - шалом Иерусалим: дабы свет праведности засиял над всеми народами, над еврейским народом, рассеянным по всему миру, над нашей страной, нашим городом.

Гимн Святому Духу.

Молитвенное размышление

Господи Иисусе Христе! В день Вознесения Ты заповедал Своим апостолам, чтобы они «не уходили из Иерусалима, но ожидали исполнения обетования Отца». Ты сказал им: «Иоанн крестил водой, вы же скоро будете крещены Духом Святым… Когда Дух Святой снизойдёт на вас, вы обретёте Его силу и станете свидетельствовать обо Мне… по всей земле» (Деян 1, 4-8). По примеру апостолов, которые с Матерью Твоей Марией и другими учениками в течение девяти дней вместе пребывали в молитве, ожидая исполнения обетования Отца, и мы желаем приготовиться к сошествию Святого Духа в общей молитве. Мы верим, что Дух Святой неустанно нисходит на Церковь, наполняет её дарами Своими, оживляет и укрепляет её Своей силой и любовью. Мы верим, что Он открывает миру Бога Отца и Тебя, Господа нашего и Спасителя. Мы жаждем обрести силу Святого Духа и свидетельствовать о Тебе в нашей семье, в нашей стране и в каждом месте, куда Ты пошлёшь нас. И потому мы просим Тебя, Господи: даруй нам благодать Духа Святого.

Прошения

С. Господи Иисусе Христе, даруй нам Духа Святого, чтобы мы всегда словом и делом свидетельствовали о Тебе перед всем миром. Вместе воззовём: Ниспошли нам Духа Твоего.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Господи Иисусе Христе, Ты вознёсся к Отцу; ниспошли же нам обетованного Духа Святого, чтобы мы обрели Его силу.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Господи Иисусе Христе, пусть Дух Божий ведёт нас, чтобы мы могли называться и на самом деле быть детьми Божиими.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Яви всем народам Твоё Евангелие, чтобы все могли обрести истинную веру.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Ниспошли нам Духа Святого, чтобы мы перед всем миром провозглашали, что Ты наш Господь.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Пусть жизнь каждого из нас приводит ближних наших к Тебе.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Веди светом Духа Святого правителей народов, пусть они станут слугами Твоими во благо человечества.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Господи, Ты в день Пятидесятницы призвал в Церковь рассеянные народы; пусть действием Духа Святого весь мир обратится к Тебе.

Все: Ниспошли нам Духа Твоего.

Молитва Господня

Отче наш…

Заключительная молитва

С. Боже, Отче Небесный, пусть горит в нас огонь любви Духа Святого, ниспосланного на землю возлюбленным Сыном Твоим. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Все: Аминь.

Диспут

19 марта, 11:18

Женское равноправие должно начинаться c Церкви

Женское равноправие должно начинаться c Церкви

Просили ли вы когда-нибудь Бога разбить ваше сердце за то же, что разбивает Его сердце? Это простая молитва, но она может иметь радикальные результаты. Недавно я задала Богу этот вопрос, и один ответ задел меня за живое: продолжающаяся борьба девочек и женщин, как здесь,...

19 марта, 11:06

Драгоценность тишины

Драгоценность тишины

Трижды в день на холме Тэзе все останавливается: работа, библейские введения, малые группы. Колокола зовут в церковь на молитву. Сотни, а иногда и тысячи молодых людей со всего мира молятся и поют вместе с братьями общины. Библию читают на многих языках. В центре каждой...

21 ноября, 21:40

10 Х 10, или актуальный стрим на вечные темы

10 Х 10, или актуальный стрим на вечные темы

Примерно с месяц назад мы начали разговор о том, какой будет Церковь будущего? Или должна быть, должна стать? Имея ввиду, что эта ее новая форма и способы коммуникации с обществом позволят ей вести глобальную, эффективную миссионерскую деятельность в России. Какой? Как? И самое главное...

baznica.info

Новенна Святому Духу (30 мая – 7 июня)

Новенна, девятидневная молитва в честь Святого Духа, является самой старой из всех известных Новенн – молитв. Впервые её совершили апостолы вместе с Пресвятой Девой Марией – Матерью Иисуса (Деян 1,13–14) по указанию Самого Господа, который велел Своим апостолам вернуться в Иерусалим и ожидать обещанного от Отца Духа Святого (Деян 1,4). Обращённая к третьему лицу Святой Троицы, Новенна – это сильнейшая просьба о свете и силе любви, в которых так сильно нуждается каждый христианин.

Читаем Новенну с 30 мая по 7 июня следующим образом:

1. Гимн Святому Духу2. Короткое чтение о теме дня, молитва3. Молитвы «Отче Наш» и «Радуйся, Мария» – один раз; «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» – семь раз4. Акт посвящения Святому Духу5. Молитва о семи дарах

Гимн Святому Духу

О Сотворитель Дух, придиИ души верных посети,Дай смертным неба благодатьЧтоб сотворённое спасти.

Ты – Бог и высший Божий дарТы – Утешитель всей земли,Миропомазание сердец,Источник жизни и любви.

Ты – благодать семи щедротИ сила Вечного Отца.Ты – речь, дарованная нам,Преобразившая сердца.

Сияньем разум просвети,В сердца любовь святую влейИ наши бренные телаИсполни крепости Твоей.

Врага далёко изгони,Да будет с нами Твой покой.Да отвратимся мы от зла,Что искушает род людской.

Веди нас к Господу ОтцуИ дай познать нам Сына путь,И Ты, дыхание любви,До дней скончания с нами будь.

Отцу Небесному хвала,Во славе с Ним воскресший Сын.И Тот, Кто утешает нас,Он Свят, и Вечен, и един. Аминь

Акт посвящения Святому Духу

Преклоняясь  перед великим множеством небесных свидетелей, я приношу себя, свою душу и тело Тебе, Вечному Духу Божьему. Я поклоняюсь перед яркостью Твоей чистоты, безошибочной увлечённостью Твоего правосудия и силой Твоей любви. Ты – Сила и Свет моей души. В Тебе я живу и двигаюсь, и существую. Я желаю никогда не огорчать Тебя неверностью к Благодати, и молюсь всем сердцем уберечь меня от самого маленького греха против Тебя. Милостиво храни мою каждую мысль и дай мне всегда видеть Твой свет, слушать Твой голос и следовать за Твоим добрым вдохновением. Как дитя вцепляется в Матерь, так и я вцепляюсь в Тебя и отдаю себя Тебе и прошу: сжалься надо мною в моих слабостях. Держа пригвождённые ноги Иисуса и взирая на Его пять ран, доверяя Его Драгоценной Крови и припадая к Его пронзённому копьём боку и открытому Сердцу, я прошу Тебя, о Благой Дух, о Помощник в моей немощи: сохрани меня в Своей благодати, чтобы я никогда не грешил против Тебя.

Молитва о семи дарах Святого Духа

О Господи Иисусе Христе, перед Своим Вознесением на небеса Ты действительно обещал послать Святого Духа, чтобы завершить Свое действие в душах Своих апостолов и учеников. Соблаговоли дать мне Тот же самый Дух, чтобы Он мог усовершенствовать в моей душе действие Твоей Благодати и Любви.Дай мне дар Премудрости, чтобы я презирал земное и стремился только к вечным благам; дар Духа Разума, чтобы просветить мой разум Светом Своей Истины. Дай мне дар Духа Совета, чтобы я всегда выбирал верный путь угодить Богу и приобрести Небесный покой. Дай мне дар Духа Крепости, чтобы нести свой крест и следовать за Тобой, и чтобы я мог мужественно преодолеть все препятствия на пути спасения. Дай мне дар Духа Ведения, чтобы я познал Бога и себя, чтобы я убедился в своей слабости и в бренности всего сотворённого мира, и полагался только на вечную безграничную Любовь Бога. Дай мне дар Духа Благочестия, чтобы я полюбил размышления, молитву и всё, чем я могу служить Богу. Дай мне дар Страха Божьего, чтобы ради любви Твоей я боялся греха больше смерти и избегал всего, что может Тебя оскорбить.Ознаменуй меня, о Господи, знаком Своих истинных учеников и оживотвори меня во всех вещах Своим Духом Святым.

www.volcath.ru


Смотрите также