Конспект урока по литературе " Возникновение различных литературных течений в конце 19 - начале 20 в (на примере поэзии). О чем кричит наш дух


Конспект урока по литературе " Возникновение различных литературных течений в конце 19

КОНСПЕКТ УРОКА

по литературе в 11 классе

учитель русского

языка

и литературы

г. Екатеринбург

Хасанова Г.Х.

Урок 1.

Тема: Возникновение различных литературных течений в конце 19 – начале 20 века (на примере поэзии)

Задачи урока:

1.Дать общую характеристику периода.

2.На основе стартовой презентации поставить перед учащимися основополагающий вопрос: «О чем «кричит наш дух?..»проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»? и привести их к ответам на них.

3.Познакомить обзорно с модернистскими течениями поэзии «серебряного века» и их представителями.

4.Формировать учебно-познавательную компетентность учащихся.

Цель урока: подвести учащихся к учебному проекту

Форма урока: лекция

Технология обучения: ИКТ, проблемное обучение.

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент

2.Сообщение темы и цели урока.

3.Повторение: общая характеристика периода.

4.Работа по осмыслению термина «серебряный век», ответы на поставленные вопросы.

5.Запись темы урока.

6.Вступительное слово учителя.

В наше время, когда активно идут процессы осмысления путей развития страны и стирания «белых пятен», мы ищем и находим то общее, что объединяет русскую культуру нашего века – искусство и философию. Они были разорваны судьбами истории и теперь нуждаются в воссоединении. Долгое время из историко-литературного наследия вычеркивались отдельные события, имена, произведения. Сегодня «новым» становится хорошо забытое «старое».

Начало 20 века – «испепеляющие годы» - ознаменовались в России созданием значительных культурных ценностей и национального, и общечеловеческого масштаба.

Теперь становится все более очевидным: символизм, акмеизм, футуризм, утверждавшиеся в полемике с классикой 19 века, органически слились с ней.

Блок писал в предисловии к поэме «Возмездие» о «неразделенности неслиянности» искусства, жизни и политики

Основополагающий вопрос: «О чем «кричит наш дух?..» (Что обусловило духовный кризис, начавшийся в конце 19 века, и как он отразился на искусстве?)

Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»? (Отметьте основные тенденции развития литературы на рубеже веков)

Работа с датами (1880-1917)

1.Какие события произошли в этот период?

1890год

1901 год – Постановление святейшего синода об отлучении Л.Н.Толстого от церкви;

1902 год - активизация студенческого движения, массовые аресты и ссылки;

1903год – всеобщая стачка рабочих на юге России;

1904 -1905 год – русско- японская война; кровавое воскресенье; восстание на броненосце «Потемкин», восстание матросов в Севастополе, вооруженное восстание в Москве;

Арест Л.Андреева за революционную деятельность; Арест К.Чуковского за статью «Средневековая баллада»; Привлечение редактора журнала «Русское богатство» В.Короленко к судебной ответственности;

1906 год – Указ о введении военно-полевых судов;

1909 год – начало промышленного подъема в России;

1910 год – Л.Н.Толстой отказался от присуждения Нобелевской премии, т.к. «убежден в безусловном вреде денег»

1911 год – студенческие волнения, вызванные смертью Л.Н.Толстого, изъяты из продажи книги Толстого «Воскресение», «Крейцерова соната»

1912 – 1913 год - Первая и Вторая Балканская война

1914 год – Всеобщая стачка и баррикадные бои в Петербурге.

1915 год – Поражение царской армии в Польше

1917 год – начало борьбы Временного правительства против большевистской партии

1918 год - Россия объявлена РСФСР

2. Имена каких писателей связаны с этим периодом?

Время активной литературной жизни, обилие талантов, огромный интерес к поэзии.

1890 год

1901 год – И.А. Бунин, Короленко В.Г., Чехов А.П., Серафимович А.С.

1902 год – Горький А.М.. «На дне» К.Бальмонт, А.Блок поэма «Возмездие»

1903год – Ф. Сологуб,

1904 -1905 год – А.Белый, И. Анненский, В.Иванов, Чехов А.П. «Вишневый сад»

А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме» Н.Чернышевский «Что делать?»

1907 год - Горький А.М. роман «Мать»

1907-1908 год И.Северянин, Ф. Сологуб, А.Блок

1910 – 1912 год – Н.Гумилев, И.Бунин «Деревня», Ахматова А., И.Северянин

1912-1917 - И.Бунин «Суходол», Ахматова А, С.Есенин, В.Маяковский

3.О чем они писали?

У писателей «золотого века» главенствовали гражданские и гуманистические принципы; интерес был направлен к духовному облику каждого человека: Л.Н.Толстой «Анна Каренина», «Дама с собачкой», А.П.Чехов пьеса «Три сестры»

Ф.И.Тютчев глубоко прочувствовал трагическую судьбу людей в грозном вселенческом хаосе, перед лицом непостижимой тайны сущего, обрекающего на гибель рока, но царство «пророческих снов», сокровенных видений поэта противостояло жестокой силе. В мечтах

«Все лучшее там, светлее, шире

Так от земного далеко…»

Музой Тютчева владела высшая чистота и красота

«Она с небес слетает к нам,

Небесная - к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре,

И на бунтующее море

Льет примирительный елей»

Представители «серебряного века» - писатели видели в «разорении дворянских гнезд» гибель России (выходцы из дворянского сословия – Бунин И. «Деревня», «Суходол»).

Призыв «Пусть сильнее грянет буря» звучал из уст представителей низшего сословия – Горький А.М. «Песня о буревестнике»

Муза лирики порубежного времени несет в себе муки раздвоения и одиночества.

А.Блок уподобил поэта врубелевскому Ангелу-Демону, «заломившему руки, познавшему сладострастие тоски, обладателю всего богатства мира, но – нищему, ничем не прикрытому, не ведающему, где приклонить голову». Блок не скрывал захвативших его опасных влечений:

И была роковая отрада

В попираньи заветных святынь

И безумная сердцу услада –

Эта горькая страсть, как полынь.

(«К музе»)

Слово учителя.

Рубеж веков, эпоха трех революций – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Да, еще был жив Л.Н.Толстой, действовали герои А.П.Чехова. Но наряду с реалистической традицией существовал ДЕКАДАНС.

Нереалистические течения конца 19 – начала 20 века (символизм, акмеизм, футуризм) назывались декадентскими, т.е. УПАДНИЧЕСКИМИ. На том основании, что их, будто бы, объединяла «реакционная идеология». Это не совсем точно. Нельзя отождествлять с понятием упадка творчество интересных личностей, стремящихся к новому направлению в искусстве, литературе.

Сложное и противоречивое явление - ДЕКАДЕНСТВО – отражало растерянность многих художников перед социальной действительностью и наступающими политико-экономическими переменами в обществе.

Стремление преобразить жизнь объединило многих людей в творческие группы. Помимо понятия ДЕКАДАНС вскоре появляется МОДЕРНИЗМ – «новый»

Модернисты опирались на общие основы – осмысление отношения человека к жизни. Модернистские течения - символизм, акмеизм, футуризм.

В чем же состоит само понятие эпохи, обозначаемой как «серебряный век»?

В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

1. В этот период создавали произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта.

2.Главное, что их объединяло: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...» (философ Н.Бердяев)

Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина, Тургенева. Поэты серебряного века, наследуя традиции 19 века, вносили то новое, что диктовало время. И ныне велика потребность к творчеству этих поэтов - Блока и Бальмонта, Волошина и Брюсова, Северянина и Гумилева, Сологуба и Ахматовой.

Поэты начала века создавали концепцию мира и человека в этом мире. Их постоянно преследовала мысль, что все создаваемое человеком осознается; есть области, недоступные аналитическому проникновению разума.

3.Итог урока:

Основополагающий вопрос: «О чем «кричит наш дух?..»

«Один среди враждебной рати

Не их, не ваш, ни свой, ничей»

М.Волошин.

В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности», в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям.

Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

  • Никогда - ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени.

  • Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы

  • Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

1)Автор проекта:

ФИО учителя – Хасанова Г.Х.

Номер и название школы – МАОУ СОШ № 59

2)Описание проекта:

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Группы учащихся занимаются исследовательской деятельностью на основе сбора материала о литературных течениях периода Серебряного века с целью дать аргументированный ответ на целеполагающий вопрос:

О чем «кричит наш дух?..»Занимаются анализом стихов, чтобы дать аргументированный ответ на проблемный вопрос:

В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

Сопоставляя смежные виды искусства: живопись, музыку с поэзией, учащиеся наблюдают эстетическое сходство в восприятии мира, времени, в которое жили поэты, художники, композиторы, певцы – Серебряный век.

Литература

11 класс

3 учебных часа – краткосрочный проект

3)Основа проекта:

СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Русская литература 20 века. Модернизм в русской литературе. Модернистские течения (символизм, футуризм, акмеизм) Поиск новых форм выражения. Словотворчество.

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения выделять главное, формулировать ответ на основополагающий, проблемный вопросы.

Развитие монологической речи.

Обучение специальным умениям осмысления лирического произведения через исследовательскую деятельность.

Формирование критического мышления, навыков работы в команде.

Основополагающий вопрос:

О чем «кричит наш дух?..

Проблемный вопрос

В чем особенности творчества современников «серебряного

Вопросы учебной темы:

-Что такое символизм?

-В чем видите особенность символизма?

-Каково отношение символистов к жизни?

4)Критерии оценивания

Серебряный век русской поэзии

1.Знание теории вопроса

1-5 баллов

2.Творческая биография основоположника течения

1-5

баллов

3.Выразительное чтение стихов

1-10 баллов

4.Анализ стихотворения

1-10 баллов

5. Монологическая речь

1-10 баллов

6. Оформление презентации

1-10 баллов

7.Вывод по основополагающему вопросу

1-10 баллов

1.В ходе подготовки к проекту:

доля самостоятельности при подготовке проекта

2.Защита проекта

полнота ответа на основополагающий вопрос

3.Рефлексия: свободное высказывание.

1.Оценочный лист.

2.Полнота оформления таблицы по теме урока.

  1. Сведения о проекте:

1)Работа с творческой биографией поэта

2)Анализ стихотворения

3)Развитая монологическая речь

4)Конспектирование (отбор информации)

Самостоятельная работа учащихся в группах по листу планирования самостоятельной (групповой) деятельности

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

Осмысление темы

- Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

1Поэт-основоположник литературного течения символизм

2Анализ стихотворения В.Я.Брюсова «Где вы, грядущие гунны?» К.Бальмонта «Камыши»

3.Выразительное чтение стихов

Ф.Сологуба «О смерть! Я твой…»,

В.Брюсов «Тень несозданных созданий…»

4.Соотнесение со смежными видами искусства

3

Представление презентации

Защита проекта

4

Ответ на основополагающий вопрос

Монологическая речь

Источники информации:

Осмысление темы:

- Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

Составление презентации

1.Поэт-основоположник литературного течения акмеизм

2.Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф», А.Ахматова «Песня последней встречи»

3.Выразительное чтение стихов И.Мандельштама «Невыразимая печаль»

А.Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

4.Соотнесение со смежными видами искусств.

3

Защита проекта

Представление презентации.

4

Ответ на основополагающий вопрос

Монологическая речь

Источники информации:

Биография поэта,

репродукции картин Грабаря «Февральская лазурь», картины таитянского периода П.Гогена, В.Поленова «Заросший пруд», «Бабушкин сад». Музыка Шопена

Сборники стихов

Стихи И.Мандельштама, Н.Гумилева, А.Ахматовой

Критическая литература

Анализ стихов

Основной этап:

- представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

1.Поэт-основоположник литературного течения футуризм.

2.Анализ стихотворения В.Маяковского «Утро»

В.Хлебникова «Там, где жили свиристели» (стр 142)

3.Выразительное чтение стихов

И.Северянина «Кензель»,

«Я, гений Игорь Северянин»

4.Соотнесение со смежными видами искусства

3

Защита проекта

Представление презентации

4

Ответ на основополагающий вопрос

Монологическая речь

Источники информации:

Биография поэта, песни А.Вертинского «Лиловый негр», «Маленькая балерина»;

Репродукция картин П.Пикассо «Герника» Т.Мунка «Крик»

Сборник стихов

Стихи И. Северянина, В.Хлебникова. В.Маяковского

Критическая литература

Анализ стихов

  1. Участие в проекте – учащиеся с повышенным уровнем компетентности.

  2. Работа с таблицей «Модернистские течения литературы 20 века» - учащиеся со средним уровнем компетенции

6. Защита проекта

7. Рефлексия: свободные высказывания по основополагающему вопросу

8. Оценивание результатов проекта учащимися, учителем

infourok.ru

о чем «кричит наш дух?»

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

1)Автор проекта:

ФИО учителя – Новикова В.П.

Номер и название школы – МОУ Павловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов

2)Описание проекта:

  • Название проекта
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
  • Краткое содержание проекта:
Группы учащихся занимаются исследовательской деятельностью на основе сбора материала о литературных течениях периода Серебряного века с целью дать аргументированный ответ на целеполагающий вопрос:

О чем «кричит наш дух?..»Занимаются анализом стихов, чтобы дать аргументированный ответ на проблемный вопрос:

В чем особенности творчества современников «серебряного века»?Сопоставляя смежные виды искусства: живопись, музыку с поэзией, учащиеся наблюдают эстетическое сходство в восприятии мира, времени, в которое жили поэты, художники, композиторы, певцы – Серебряный век.

  • Предметная область:
Литература
  • Возрастная группа
11 класс
  • Какое время требуется для выполнения проекта?
3 учебных часа – краткосрочный проект

3)Основа проекта:

  • Содержание, соответствующее образовательным стандартам:
^

Русская литература 20 века. Модернизм в русской литературе. Модернистские течения (символизм, футуризм, акмеизм) Поиск новых форм выражения. Словотворчество.

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения выделять главное, формулировать ответ на основополагающий, проблемный вопросы.

Развитие монологической речи.

Обучение специальным умениям осмысления лирического произведения через исследовательскую деятельность.

Формирование критического мышления, навыков работы в команде.

Основополагающий вопрос:

О чем «кричит наш дух?..»

Проблемный вопрос

В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

Вопросы учебной темы:

-Что такое символизм?

-В чем видите особенность символизма?

-Каково отношение символистов к жизни?

4)Критерии оценивания

Название проекта Вид деятельности Баллы Оценка в баллах задания Оценка проекта
1 Серебряный век русской поэзии 1.Знание теории вопроса 1-5 баллов
2.Творческая биография основоположника течения 1-5

баллов

3.Выразительное чтение стихов 1-10 баллов
4.Анализ стихотворения 1-10 баллов
5. Монологическая речь 1-10 баллов
6. Оформление презентации 1-10 баллов
7.Вывод по основополагающему вопросу 1-10 баллов
  • График оценивания:

1.В ходе подготовки к проекту:

доля самостоятельности при подготовке проекта

2.Защита проекта

полнота ответа на основополагающий вопрос

3.Рефлексия: свободное высказывание.

  • Описание методов оценивания:

1.Оценочный лист.

2.Полнота оформления таблицы по теме урока.

  1. Сведения о проекте:
    • Необходимые начальные универсальные знания учащихся:
    1)Работа с творческой биографией поэта

    2)Анализ стихотворения

    3)Развитая монологическая речь

    4)Конспектирование (отбор информации)

    Самостоятельная работа учащихся в группах по листу планирования самостоятельной (групповой) деятельностиЭтапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

    № этапа Название этапа Вид деятельности учащихся
    1 Подготовительный Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века»
    2 Осмысление темы

    - Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

    1Поэт-основоположник литературного течения символизм

    2Анализ стихотворения В.Я.Брюсова «Где вы, грядущие гунны?» К.Бальмонта «Камыши»

    3.Выразительное чтение стихов

    Ф.Сологуба «О смерть! Я твой…»,

    В.Брюсов «Тень несозданных созданий…»

    4.Соотнесение со смежными видами искусства

    3 Представление презентации Защита проекта
    4 Ответ на основополагающий вопрос Монологическая речь

    Источники информации:

    Источник информации /ресурс Вид информации
    Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл Творческая биография поэта, музыкальные произведения: ноктюрн, симфония, соната
    Сборник стихов Стихи К.Бальмонта, Ф.Сологуба
    Критическая литература Анализ стихов В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба
    № этапа Название этапа Вид деятельности учащихся
    1 Подготовительный Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века»
    2 Осмысление темы:

    - Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

    Составление презентации

    1.Поэт-основоположник литературного течения акмеизм

    2.Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф», А.Ахматова «Песня последней встречи»

    3.Выразительное чтение стихов И.Мандельштама «Невыразимая печаль»

    А.Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

    4.Соотнесение со смежными видами искусств.

    3 Защита проекта Представление презентации.
    4 Ответ на основополагающий вопрос Монологическая речь

    Источники информации:

    Источник информации /ресурс Вид информации
    Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл Биография поэта,

    репродукции картин Грабаря «Февральская лазурь», картины таитянского периода П.Гогена, В.Поленова «Заросший пруд», «Бабушкин сад». Музыка Шопена

    Сборники стихов Стихи И.Мандельштама, Н.Гумилева, А.Ахматовой
    Критическая литература Анализ стихов
    № этапа Название этапа Вид деятельности учащихся
    1 Подготовительный Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века»
    2 Основной этап:

    - представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

    1.Поэт-основоположник литературного течения футуризм.

    2.Анализ стихотворения В.Маяковского «Утро»

    В.Хлебникова «Там, где жили свиристели» (стр 142)

    3.Выразительное чтение стихов

    И.Северянина «Кензель»,

    «Я, гений Игорь Северянин»

    4.Соотнесение со смежными видами искусства

    3 Защита проекта Представление презентации
    4 Ответ на основополагающий вопрос Монологическая речь

    Источники информации:

    Источник информации /ресурс Вид информации
    Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл Биография поэта, песни А.Вертинского «Лиловый негр», «Маленькая балерина»;

    Репродукция картин П.Пикассо «Герника» Т.Мунка «Крик»

    Сборник стихов Стихи И. Северянина, В.Хлебникова. В.Маяковского
    Критическая литература Анализ стихов
    • Материалы для дифференцированного обучения
    1. Участие в проекте – учащиеся с повышенным уровнем компетентности.
    2. Работа с таблицей «Модернистские течения литературы 20 века» - учащиеся со средним уровнем компетенции
    • Подготовка учащимися презентации как продукта исследовательской деятельности

    6)Защита проекта7)Рефлексия: свободные высказывания по основополагающему вопросу8)Оценивание результатов проекта учащимися, учителем

    lit-yaz.ru

    О чем кричат наши души

    В данном случае «криком» мы будем называть нашу эмоциональную реактивность. Это когда даже не слово за слово, а лишь только намек на разногласие, и понеслось… Таким образом,  «крик» – это эмоциональный тайфун, цунами или любая другая беда, которая опустошает, сносит все на своем пути, особенно мозги: свои и супруга.

    В первое время брака почти все вызывает сильные эмоции, потому что все является знаком отношения.

    Начало конфликта. «Я уже легла, а он хочет досмотреть футбол. Действительно ли так интересен ему футбол или он уже охладел ко мне?». «Себе костюм на завтра отпарила, а о свежей рубашке для меня не побеспокоилась. Я ей безразличен, никакой заботы».

    Стереотип мышления: выразить свое желание прямо – значит, унизиться, проявить слабость. Ловушка стереотипного мышления: отсутствие открытой, искренней коммуникации укрепляет внутреннее раздражение. За ним следуют обиды и наказания.

    Развитие конфликта. После просмотра матча муж нежно прикасается к жене, но она отворачивается и просит не беспокоить ее сон. Теперь уже он строит предположения: «Мои объятия ей неприятны».  Утренние сборы на работу сопровождаются демонстративными вздохами супруга и хлопаньем дверцами шкафа в поисках «нужной» рубашки. Жена обижается: «Я ему такой ужин вчера приготовила, подумаешь – рубашку не успела погладить. Он моих стараний не видит и совсем не ценит».

    Результат конфликта. Сильное эмоциональное напряжение. Даже если супруги молчат – их души «кричат». Раздражение, порожденное домыслами, обязательно выплеснется – запускается эмоциональная реактивность, разрушающее прекрасное.

    «Молодые супруги часто ведут себя подобно детям», - скажете вы. Но стереотипы живучи. Годы делают нас старше, но взрослее ли? Если наша эмоциональная реактивность не отступает, если наш крик не смолкает, то мы по-прежнему ведем себя  по-детски.

    • Эмоциональная реактивность – это наш первый враг, когда дело доходит до серьезных отношений. Она не просто ухудшает сложившееся положение вещей. Она приводит к тем результатам, которых мы больше всего хотим избежать.

    В браке мы все «кричим», потому что становимся тревожно реактивными. Существует пять способов «кричать», и в одном из них вы, возможно, узнаете себя.

  1. Мы агрессивно «кричим», открыто участвуя в конфликте. Орем, обвиняем, браним и оскорбляем друг друга. Критикуем, принижаем достоинства, саркастически высмеиваем и дразним. В худшем своем проявлении эта форма «крика» приводит к рукоприкладству. При том, что такое поведение всегда оскорбительно, оно чаще всего является проявлением защитной реакции. Мы чувствуем себя недооцененными и неуважаемыми, мы страдаем и оттого кидаемся на обидчика, уверенные, что  нам грозит опасность. Так мы защищаем свое ранимое внутреннее «Я». Мы готовы на все, чтобы только прекратить эту боль, но в результате лишь усиливаем ответную атаку. Это реакции детей. На пике тревожности и гнева мы не можем справиться с детскими реакциями и теряем в себе взрослого человека. Ни одна из сторон не способна объективно выслушать другого или принять его позицию без обвинений и указаний. В эмоционально напряженном климате пара начинает вести себя как клубок из двух нервных систем, и супруги не способны рассматривать какую бы то ни было точку зрения,  кроме собственной. 
  2. Мы отдаляемся друг от друга. Этот способ  «кричать» также довольно распространен. Иногда эта форма реактивности может предшествовать или следовать за  явным криком (способ 1): мы держим дистанцию, пока находимся на взводе, а потом расходимся по разным углам. Мы можем даже избегать смотреть в глаза друг другу, но все еще определенно знаем, где в доме находится другой – знаем постоянно. Общение носит лишь формальный характер. Некоторые пары, боясь открытых конфликтов, привыкают жить в отдалении друг от друга. Дистанция укрепляет отчужденность. Подобно явному крику, отчуждение подпитывает само себя, создавая новую норму. Эта норма может выглядеть вполне жизнеспособной, но обстановка в семье напоминает мир в условиях холодной войны. Держась на расстоянии, мы пребываем в постоянном напряжении: балансируем между стремлением к душевной близости и страхом перед болью, которую опасаемся получить в результате доверительной открытости.
  3. Мы избегаем друг друга. Чрезвычайная форма отчуждения, когда один из супругов нуждается в абсолютной эмоциональной изоляции, чтобы чувствовать себя способным жить нормально. Надежда жить лучше стоит практически за каждым разводом. Но изоляция редко разрывает эмоциональные связи. Она не работает, потому что это реакция, а не ответ. Изоляция себя от другого человека является непроизвольной попыткой реагирования на сильные негативные эмоции и никогда не позволяет справиться с этими эмоциями. Настоящая цель, если вы действительно хотите стать сильнее и лучше себя чувствовать даже во время болезненного разрыва отношений,  - быть в ладу с самим собой независимо от того, где находится другой партнер. Работать с проблемами, а не застревать в них, можно, но лишь сохраняя спокойствие и ясное видение. Трудно.
  4. Мы запускаем стереотип отношений (паттерн). Этой формой реактивности можно описать отношения большинства пар. Такая модель называется паттерном бездействия. Реагируя на все стрессы в браке, один партнер начинает проявлять сверхактивность (берет ответственность за все), а второй участвует в процессе тем, что от всего отстраняется (от откровенной лени до явного отклонения от дел с возможным развитием симптомов физического недомогания). Смысл в том, что паттерны являются эмоциональной реакцией на тревожные жизненные ситуации. Они не осознаются: это рефлексивные реакции, основанные на тревожности и страхе. Чаще всего пары попадают под воздействие паттернов, когда сталкиваются с конкретными проблемами (финансы, хозяйство, воспитание детей, секс). Иногда это расценивается как норма, но до поры до времени. Что происходит, когда сверхответственный  участник  вдруг устает брать на себя всю ответственность? Сначала ворчание, затем пассивно-агрессивное поведение, затем отчуждение и изоляция. И это еще не все. Подвох в том, что если пассивный супруг теперь вдруг захочет стать более вовлеченным, тревожность первого не ослабевает – он лишается привычного права принимать решения единолично. Они могут даже демонстративно поменяться ролями, но реактивность все равно будет препятствовать открытому диалогу.
  5. Мы вовлекаем в свой конфликт третье лицо, образуя треугольник в отношениях. Треугольники могут быть паттернами в любой системе отношений. В наших личных отношениях может быть задействовано много участников – знакомых и родственников. Муж оказывается в ловушке между женой и тещей, жена обижается на мужа, если он сравнивает ее со свекровью в пользу последней, в отпуск пара всегда едет с детьми, чтобы заполнить эмоциональный вакуум и т.д.  Проблема с треугольниками состоит в том, что они всегда являются реакцией на тревожность, которая возникает при общении наедине друг с другом. Призывая третью сторону, мы получаем недолгое облегчение и создаем долговременную проблему в общении двоих.
  6. Антипод «крика» – спокойствие. Решающий шаг в достижении спокойствия – узнать себя в одной из форм проявления эмоциональной реактивности. Как только мы определимся со своим непроизвольным способом «крика» – мы становимся способными себе противостоять. Зададим себе честные вопросы:

    • Когда я «кричу» чаще всего?
    • В каких обстоятельствах или при обсуждении каких тем я становлюсь наиболее реактивным?
    • Когда я так поступаю, что надеюсь получить?
    • Срабатывало ли это хоть раз?
    • Готов ли я прекратить это, выдержать паузу и сделать что-то более надежное и эффективное?

    Это очень важные вопросы, а ответы на них – путеводитель к желаемому будущему. 

    Источник

    tipsmadam.ru

    Возникновение различных литературных течений в конце 19 начале20 века (на примере поэзии)

    КОНСПЕКТ УРОКА

    Урок 1.

    Тема: Возникновение различных литературных течений в конце 19 - начале20 века (на примере поэзии)

    Задачи урока: 1.Дать общую характеристику периода.

    2.На основе стартовой презентации поставить перед учащимися основополагающий вопрос: «О чем «кричит наш дух?..»проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»? и привести их к ответам на них.

    3.Познакомить обзорно с модернистскими течениями поэзии «серебряного века» и их представителями.

    4.Формировать учебно-познавательную компетентность учащихся.

    Цель урока: Подвести учащихся к учебному проекту

    Форма урока: лекция

    Технология обучения: ИКТ, проблемное обучение.

    ^

    1.Оргмомент

    2.Сообщение темы и цели урока.

    3.Повторение: общая характеристика периода.

    4.Работа по осмыслению термина «серебряный век», ответа на поставленные вопросы.

    1.Запись темы урока.

    2.Вступительное слово учителя.

    В наше время, когда активно идут процессы осмысления путей развития страны и стирания «белых пятен», мы ищем и находим то общее, что объединяет русскую культуру нашего века – искусство и философию. Они были разорваны судьбами истории и теперь нуждаются в воссоединении. Долгое время из историко-литературного наследия вычеркивались отдельные события, имена, произведения. Сегодня «новым» становится хорошо забытое «старое».

    Начало 20 века – «испепеляющие годы» - ознаменовались в России созданием значительных культурных ценностей и национального, и общечеловеческого масштаба.

    Теперь становится все более очевидным: символизм, акмеизм, футуризм, утверждавшиеся в полемике с классикой 19 века, органически слились с ней.

    Блок писал в предисловии к поэме «Возмездие» о «неразделенности неслиянности» искусства, жизни и политики.

    Основополагающий вопрос: «О чем «кричит наш дух?..» ( Что обусловило духовный кризис, начавшийся в конце 19 века, и как он отразился на искусстве?)

    Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»? ( Отметьте основные тенденции развития литературы на рубеже веков)

    Работа с датами (1880-1917)

    1.Какие события произошли в этот период?

    1890год

    1901 год – Постановление святейшего синода об отлучении Л.Н.Толстого от церкви;

    1902 год - активизация студенческого движения, массовые аресты и ссылки;

    1903год – всеобщая стачка рабочих на юге России;

    1904 -1905 год – русско- японская война; кровавое воскресенье; восстание на броненосце «Потемкин», восстание матросов в Севастополе, вооруженное восстание в Москве;

    Арест Л.Андреева за революционную деятельность; Арест К.Чуковского за статью «Средневековая баллада»; Привлечение редактора журнала «Русское богатство» В.Короленко к судебной ответственности;

    1906 год – Указ о введении военно-полевых судов;

    ^

    1910 год – Л.Н.Толстой отказался от присуждения Нобелевской премии, т.к. «убежден в безусловном вреде денег»

    1911 год – студенческие волнения, вызванные смертью Л.Н.Толстого, изъяты из продажи книги Толстого «Воскресение», «Крейцерова соната»

    1912 – 1913 год - Первая и Вторая Балканская война

    1914 год – Всеобщая стачка и баррикадные бои в Петербурге.

    1915 год – Поражение царской армии в Польше

    1917 год – начало борьбы Временного правительства против большевистской партии

    1918 год - Россия объявлена РСФСР

    ^

    Время активной литературной жизни, обилие талантов, огромный интерес к поэзии.

    1890 год

    1901 год – И.А. Бунин, Короленко В.Г., Чехов А.П., Серафимович А.С.

    1902 год – Горький А.М.. «На дне» К.Бальмонт, А.Блок поэма «Возмездие»

    1903год – Ф. Сологуб,

    1904 -1905 год – А.Белый, И. Анненский, В.Иванов, Чехов А.П. «Вишневый сад»

    А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме» Н.Чернышевский «Что делать?»

    1907 год - Горький А.М. роман «Мать»

    1907-1908 год И.Северянин, Ф. Сологуб, А.Блок

    1910 – 1912 год – Н.Гумилев, И.Бунин «Деревня», Ахматова А., И.Северянин

    1912-1917 - И.Бунин «Суходол», Ахматова А, С.Есенин, В.Маяковский

    ^

    У писателей «золотого века» главенствовали гражданские и гуманистические принципы; интерес был направлен к духовному облику каждого человека: Л.Н.Толстой «Анна Каренина», «Дама с собачкой», А.П.Чехов пьеса «Три сестры»

    Ф.И.Тютчев глубоко прочувствовал трагическую судьбу людей в грозном вселенческом хаосе, перед лицом непостижимой тайны сущего, обрекающего на гибель рока, но царство «пророческих снов», сокровенных видений поэта противостояло жестокой силе. В мечтах

    «Все лучшее там, светлее, шире

    Так от земного далеко…»

    Музой Тютчева владела высшая чистота и красота

    «Она с небес слетает к нам,

    Небесная - к земным сынам,

    С лазурной ясностью во взоре,

    И на бунтующее море

    Льет примирительный елей»

    Представители «серебряного века» - писатели - видели в «разорении дворянских гнезд» гибель России (выходцы из дворянского сословия – Бунин И. «Деревня», «Суходол»).

    Призыв «Пусть сильнее грянет буря» звучал из уст представителей низшего сословия – Горький А.М. «Песня о буревестнике»

    ^

    А.Блок уподобил поэта врубелевскому Ангелу-Демону, «заломившему руки, познавшему сладострастие тоски, обладателю всего богатства мира, но – нищему, ничем не прикрытому, не ведающему, где приклонить голову». Блок не скрывал захвативших его опасных влечений:

    ^

    В попираньи заветных святынь

    И безумная сердцу услада –

    Эта горькая страсть, как полынь.

    («К музе»)

    Слово учителя.

    Рубеж веков, эпоха трех революций – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Да, еще был жив Л.Н.Толстой, действовали герои А.П.Чехова. Но наряду с реалистической традицией существовал ДЕКАДАНС.

    Нереалистические течения конца 19 – начала 20 века (символизм, акмеизм, футуризм) назывались декадентскими, т.е. УПАДНИЧЕСКИМИ. На том основании, что их, будто бы, объединяла «реакционная идеология». Это не совсем точно. Нельзя отождествлять с понятием упадка творчество интересных личностей, стремящихся к новому направлению в искусстве, литературе.

    Сложное и противоречивое явление - ДЕКАДЕНСТВО – отражало растерянность многих художников перед социальной действительностью и наступающими политико-экономическими переменами в обществе.

    Стремление преобразить жизнь объединило многих людей в творческие группы. Помимо понятия ДЕКАДАНС вскоре появляется МОДЕРНИЗМ – «новый»

    Модернисты опирались на общие основы – осмысление отношения человека к жизни. Модернистские течения - символизм, акмеизм, футуризм.

    В чем же состоит само понятие эпохи, обозначаемой как «серебряный век»?

    В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

    1. В этот период создавали произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта.

    2.Главное, что их объединяло: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде.

    «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...» (философ Н.Бердяев)

    Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина, Тургенева. Поэты серебряного века, наследуя традиции 19 века, вносили то новое, что диктовало время. И ныне велика потребность к творчеству этих поэтов - Блока и Бальмонта, Волошина и Брюсова, Северянина и Гумилева, Сологуба и Ахматовой.

    Поэты начала века создавали концепцию мира и человека в этом мире. Их постоянно преследовала мысль, что все создаваемое человеком осознается; есть области, недоступные аналитическому проникновению разума.

    3.Итог урока:

    Основополагающий вопрос: «О чем «кричит наш дух?..»

    «Один среди враждебной рати

    Не их, не ваш, ни свой, ничей»

    М.Волошин.

    В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности», в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям.

    Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

    • Никогда - ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени.
    • Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы
    • Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.

    dogend.ru

    Анализ стихотворения «Шестое чувство» Николая Гумилёва

    1. Анализ стихотворений русских поэтов
    2. Николай Гумилёв
    3. Шестое чувство

    Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт не знал лишь точной даты гибели, хотя и предвидел, что случиться это довольно скоро.

    Именно этому удивительному дару Николай Гумилев посвятил свое стихотворение «Шестое чувство», написанное в 1920 году – менее, чем за год до собственной смерти. В это произведении нет каких-либо мистических пророчеств, которые впоследствии бы пришлось расшифровывать литературоведам. Автор лишь пытается понять, что собой представляет это пресловутое шестое чувство, и на чем именно оно основано.

    С присущим ему фундаментализмом Николай Гумилев рассматривает различные аспекты жизни человека, подчеркивая, что каждый из нас стремиться, в первую очередь, к материальным благам. «Добрый хлеб», женщины и вино – вот тот минимум, которым вполне может довольствоваться любой мужчина, который прекрасно знает, как распорядиться этими бесценными дарами жизни. Гораздо сложнее обстоят дела с духовными ценностями, которые невозможно «ни съесть, ни выпить, не поцеловать». В самом деле, что делать с розовой утренней зарей и бессмертными стихами, которые неосязаемы, но наполняют душу трепетным волнением? Ответа на этот вопрос нет и у Николая Гумилева. Однако поэт убежден, что именно умение наслаждаться прекрасным влияет на развитие не только пяти основных чувств человека, но и наделяет его даром предвидения.

    Его автор сравнивает с крыльями ангела, считая, что шестое чувство имеет божественное происхождение. И чем чище человек духовно, тем проще ему увидеть то, что скрыто от нас самой судьбой. Однако при этом Николай Гумилев не отрицает, что подобным даром могут обладать и люди, лишенные высоких моральных качеств. И «появившиеся крылья» на плечах «скользкой твари» вызывают у нее ощущение полного бессилия, а также боль и страдания, ведь теперь придется принести миру огромную жертву – отказаться от душевной грязи, стать лучше и чище.

    Процесс обретения шестого чувства, по мнению Николая Гумилева, является весьма длительным и болезненным. Прибегнув к весьма красочной метафоре, поэт сравнивает его появление с операцией, благодаря чему «под скальпелем природы и искусства» человек со временем обретает возможность предвидеть будущее. Однако знания эти весьма обременительны, потому что под их тяжестью «кричит наш дух, изнемогает плоть». Автор не считает нужным объяснять в данном произведении, почему именно судьба того, кого в наши дни называют ясновидящим, является столь незавидной. Но, по воспоминаниям очевидцев, дар этот очень сильно угнетал Николая Гумилева, который предвидел очень многие события собственной жизни, однако не мог их изменить. В частности, доподлинно известно, что его любовь к поэтессе Анне Ахматовой, которую он считал порождением темных сил, а свою супругу именовал не иначе, как колдуньей, заставила поэта совершить три попытки самоубийства. Таким образом Николай Гумилев пытался разорвать порочный круг, понимая, что не сможет существовать без избранницы, и при этом доподлинно зная, что, согласившись выйти за него замуж, Ахматова превратит его жизнь в сплошной кошмар. Именно поэтому поэт подсознательно искал смерти и был готов ее принять, зная, что век его короток. И именно шестое чувство подсказало Гумилеву, что он не умрет в собственной постели в обществе нотариуса, как благопристойный гражданин, а будет расстрелян (во имя или вопреки?) собственной любви менее, чем через год после создания этого стихотворения.

    Анализы других стихотворений

    Шестое чувство

     

    Прекрасно в нас влюблённое вино

    И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

    И женщина, которою дано,

    Сперва измучившись, нам насладиться.

     

    Но что нам делать с розовой зарей

    Над холодеющими небесами,

    Где тишина и неземной покой?

    Что делать нам с бессмертными стихами?

     

    Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

    Мгновение бежит неудержимо,

    И мы ломаем руки, но опять

    Осуждены идти всё мимо, мимо.

     

    Так мальчик, игры позабыв свои,

    Следит порой за девичьим купаньем

    И, ничего не зная о любви,

    Томится всё ж таинственным желаньем;

     

    Так некогда в разросшихся хвощах

    Кричала от сознания бессилья

    Тварь скользкая, почуяв на плечах

    Ещё не появившиеся крылья;

     

    Так век от века. Скоро ли, Господь?

    Под скальпелем природы и искусства,

    Кричит наш дух, изнемогает плоть,

    Рождая орган для шестого чувства.

     

    1920

    1. Анализ стихотворений русских поэтов
    2. Николай Гумилёв
    3. Шестое чувство

    45parallel.net

    Серебряный век русской поэзии. Модернистские течения русской литературы 20 века.

    Данные об авторе

    Автор(ы): 

    Новикова Вера Павловна

    Место работы, должность: 

    МОУ Павловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов учитель русского языка и литературы

    Регион: 

    Воронежская область Характеристики урока (занятия)

    Уровень образования: 

    основное общее образование

    Целевая аудитория: 

    Учитель (преподаватель)

    Класс(ы): 

    11 класс

    Предмет(ы): 

    Литература

    Цель урока: 

    . Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. 2. Формировать навыки самостоятельной работы с большими объемами информации. 3. Формировать умения выделять главное, формулировать ответ на основополагающий, проблемный вопросы. 4. Развивать монологическую речь. 5. Обучать специальным умениям осмысления лирического произведения через исследовательскую деятельность. 6. Формировать критическое мышление, навыки работы в команде. 7. Формировать учебно-познавательную компетентность учащихся.

    Тип урока: 

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учеников в классе: 

    25

    Используемые учебники и учебные пособия: 

    Русская литература20 века, 1-2 часть, под ред. В.П.Журавлёва

    Используемая методическая литература: 

    Серебряный век русской поэзии. Пособие для учителей. Новая школа. Е.В.Карсалова, А.В.Леденёв, Ю.М.Шаповалова.

    Используемое оборудование: 

    компьютер, проектор.

    Используемые ЦОР: 

    компьютер, проектор

    Краткое описание: 

    Урок учебный проект с защитой презентаций, ответом на основополагающий и проблемный вопросы.

    Урок 2-3.

     

     

    Тема: Серебряный век русской поэзии

    Задачи урока: 1. Формировать компетентности в сфере самостоятельной

                                 познавательной   деятельности.

                             2. Формировать навыки самостоятельной работы с большими

                                 объемами  информации.

                             3. Формировать умения выделять главное, формулировать ответ

                                 на  основополагающий, проблемный вопросы.

                 4. Развивать монологическую  речь.

                 5. Обучать специальным умениям осмысления  лирического

                     произведения       через исследовательскую деятельность.

                       6. Формировать  критическое мышление, навыки работы в команде.    

                       7. Формировать учебно-познавательную компетентность учащихся.

     

     

    Форма урока: Учебный проект

     

    Технология обучения: ИКТ, проблемное обучение, исследовательская технология

     

    ХОД УРОКА:

    1.Оргмомент

    2.Сообщение темы и задач урока:

    3.Знакомство с оценочным листом.

    4.Постановка задачи перед учащимися, не участвовавшими в работе групп.

    5.Вступительное слово учителя:

     

    «Серебряный век» - проявление духовного и художественного возрождения (ренессанса), знаменующего взлет русской культуры конца 19 начала 20 веков. Величайшие достижения всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение этого феномена, как будто призванного предвосхитить колоссальный рывок России, ее прорыв к тому, о чем издавна мечтало человечество.

    Однако случилось обратное.  И  трагические уроки 20 века заставляют нас не только открывать для себя поэтические индивидуальности, наслаждаться музыкой стиха, силой слова, но в «глубине строки» искать ответы на «проклятые»  вопросы, которые всегда ставила русская литература независимо от того, делалось это впрямую, осознанно или прорывалось сквозь цензуру художественного творчества.

    Трагически сложилась судьба большинства гениев «серебряного века». Но сквозь перипетии революции, мировой и гражданской войны, эмиграции, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения многие из них пронесли чувство Родины, неизбывную веру в то, что «Россия будет великой» (А.Блок), что

    Из крови, пролитой в боях,

    Из праха обращенных в прах…

    Возникнет праведная Русь.

                              (М.Волошин)

    Пусть сегодняшний урок будет ступенькой  духовного и эстетического становления людей, входящих в жизнь.

     Пусть приобщение к духовным поискам начала века побуждает  ВАС к собственной душевной работе.

     

    5. Работа групп:

     

    СИМВОЛИЗМ

    1Поэт-основоположник литературного течения символизм

    2Анализ стихотворения В.Я.Брюсова «Где вы, грядущие гунны?»

     К.Бальмонта «Камыши»

    3.Выразительное чтение стихов

    Ф.Сологуба «О смерть! Я твой…»,

    В.Брюсов «Тень несозданных созданий…»

    4.Соотнесение со смежными видами искусства

     

    (Творческая биография поэта, музыкальные произведения: ноктюрн, симфония, соната)

     

     

    АКМЕИЗМ

     

    1.Поэт-основоположник литературного течения акмеизм

    2.Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф», А.Ахматова «Песня последней встречи»

    3.Выразительное чтение стихов И.Мандельштама «Невыразимая печаль»

    А.Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

    4.Соотнесение со смежными видами искусств.

     

    (Биография поэта, репродукции картин Грабаря «Февральская лазурь», картины таитянского периода П.Гогена, В.Поленова «Заросший пруд»,  «Бабушкин сад». Музыка Шопена)

     

    ФУТУРИЗМ

     

    1.Поэт-основоположник литературного течения футуризм.

    2.Анализ стихотворения В.Маяковского «Утро»

    В.Хлебникова «Там, где жили свиристели» (стр 142)

    3.Выразительное чтение стихов

    И.Северянина «Кензель»,

    «Я, гений Игорь Северянин»

    4.Соотнесение со смежными видами искусства

     

    (Биография поэта, песни А.Вертинского «Лиловый негр», «Маленькая балерина»;

    Репродукция картин П.Пикассо «Герника» Т.Мунка «Крик»)

     

    6. Вывод:

    Ответ на основополагающий вопрос:

    -«О чем кричит наш дух?..»

    Проблемный вопрос:

    -В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

     

     

     

     

    -В чем видят свое предназначение поэты «золотого века», века Пушкина, Лермонтова?

     

     

    Иди один и исцеляй слепых

    Чтобы узнать в тяжелый час сомненья

    Учеников злорадное глумленье

    И равнодушие толпы

    (А.А.Ахматова)                                                        «Восстань,  пророк,

                                                                                          И виждь. и внемли,

      Исполнись волею моей,

      И, обходя моря и земли,

                                                                                          Глаголом жги сердца людей»

                                                                                                     ( «ПРОРОК» А.С.Пушкин)

     

     

    7. Оценочный лист.

    Оценка знаний учащихся.

    8. Домашнее задание:

    Ранняя лирика А.А.Ахматовой (биография, наизусть стихотворение)

    9.Игорь Тальков  песня «Россия»

     

     

     

     

     

    Прикрепленный файлSize
    ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.doc62 KB
    Возникновение различных литературных течений в конце 19-начале 20.ppt277.5 KB

    www.openclass.ru


    Смотрите также