Новое в блогах. Твой стих как божий дух


Михаил Лермонтов - Поэт: читать стих "Отделкой золотой блистает мой кинжал", текст стихотворения

Отделкой золотой блистает мой кинжал;Клинок надежный, без порока;Булат его хранит таинственный закал —Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,Не зная платы за услугу;Не по одной груди провел он страшный следИ не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,Звенел в ответ речам обидным.В те дни была б ему богатая резьбаНарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казакомНа хладном трупе господина,И долго он лежал заброшенный потомВ походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,Лишен героя спутник бедный,Игрушкой золотой он блещет на стене —Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукойЕго не чистит, не ласкает,И надписи его, молясь перед зарей,Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,Свое утратил назначенье,На злато променяв ту власть, которой светВнимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих словВоспламенял бойца для битвы,Он нужен был толпе, как чаша для пиров,Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;И, отзыв мыслей благородных,Звучал, как колокол на башне вечевой,Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,Нас тешат блёстки и обманы;Как ветхая краса, наш ветхий мир привыкМорщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?Иль никогда, на голос мщеньяИз золотых ножон не вырвешь свой клинок,Покрытый ржавчиной презренья?..

Анализ стихотворения «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал)» Лермонтова

После стихотворения «На смерть поэта» Лермонтов получил скандальную славу. Высшее общество во главе с императором видели в нем угрозу существующему режиму. Революционные и демократические круги считали его достойным наследником Пушкина, воспевающим в своем творчестве лучшие идеалы. Лермонтов действительно продолжил и развил многие темы, затронутые Пушкиным. Одна из них – место и роль поэта в обществе. В 1838 г. он написал стихотворение «Поэт», которое можно считать его программным заявлением.

Произведение построено на сравнении кинжала с поэтом. Первая часть посвящена описанию «клинка надежного». Кинжал много лет выполнял свое непосредственное предназначение, заключающееся в убийстве людей. Его ценность заключалась только в остроте. Страшное орудие не нуждалось в бессмысленных украшениях. После убийства хозяина кинжал долгое время пролежал у торговца, пока не был куплен. Теперь он стал безобидной «игрушкой золотой», висящей на стене. Он нужен только для того, чтобы радовать чей-нибудь взгляд. Боевое оружие превратилось в декоративное украшение.

Во второй части Лермонтов сравнивает кинжал с современным поэтом. Явно виден намек на эпоху декабристов. Автор считает, что после убийства Пушкина не осталось настоящих поэтов, которые могут призвать народ на битву. Продавшись власти, современники предпочитают не затрагивать в своем творчестве острых вопросов, ограничиваясь описанием природы или великих деятелей. Литературная деятельность стала источником дохода, она не способна на подвиг. Лермонтов использует символический образ вечевого колокола, который был популярен среди декабристов. Он напоминает о древнерусских традициях народной вольности.

Поэт считает, что в современном лживом и порочном обществе не могут появиться гении и пророки. Люди настолько испорчены, что предпочитают не замечать правды и скрывать ее за «блестками и обманами».

В последней строфе образы кинжала и поэта сливаются воедино. Лермонтов выражает надежду на то, что настанет день пробуждения «осмеянного пророка», который найдет в себе силы обнажить кинжал и направить его острие против прогнившего общества. До тех пор кинжал будет все больше и больше покрываться «ржавчиной презренья».

Стихотворение «Поэт» относится к гражданской лирике. Обычно Лермонтов придерживался темы противостояния поэта и толпы, его одиночества. Но в этом случае он указывает на гражданский долг и прямое предназначение поэта. Большое влияние на него оказала смерть Пушкина и реакция общества на это событие. Лермонтов осознал, насколько значимой может быть роль поэта и какой силой обладает его творчество.

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Поэт на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

ТВОЙ СТИХ, КАК БОЖИЙ ДУХ, НОСИЛСЯ НАД ТОЛПОЮ...

К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

Долго я не мог понять с чего начать писать этот материал. Задаваясь вопросом, что меня побудило обратиться к лермонтовской теме, прихожу к ответу: долг и судьба. О чем это я? А вот о чем. До зрелых лет своих я не очень увлекался поэзией и, следовательно, поэтами. О Лермонтове знал не более того, что преподавалось в средней школе: знал наизусть его «Парус» и … «Смерть поэта». Не было какого-то глубокого проникновения в суть творчества поэта, не было и даже потребности понять внутренний мир Михаила Юрьевича. Но, вот в уже далеком 1984 году, будучи с инспекцией в одной из воинских частей гарнизона Белая, что расположен в нескольких километрах от Усолье-Сибирское Иркутской области, неожиданно для себя соприкоснулся с творчеством Михаила Юрьевича.А было дело так. После строевого смотра войсковой части подполковника Тараненко В.Г., была у меня плановая встреча с женщинами гарнизона Белая. Женщины вообще народ бойкий, разговорчивый, а жены офицеров и прапорщиков, служащие СА — тем более. К концу встречи, которая длилась почти два часа, я уже знал так много о состоянии дел в части, что можно было, не продолжая дальнейшую работу, садиться и писать отчет об инспекции - «Акт проверки». Активность женсовета (были в наше время такие общественные женские организации) части была налицо. Женсовет в этом отдаленном гарнизоне был, скажем без какой-либо натяжки, центром не только культурно-просветительской, но и образовательной работы. Абсолютное большинство жен офицеров имели высшее образование. Среди них и педагоги, и музыканты, и врачи и … Я об этих, заброшенных судьбой в сибирскую глушь, женщинах всегда вспоминаю с теплотой и любовью. Особняком в моей памяти стоит, бывшая в те годы заведующей библиотекой части, жена военного лётчика-стратега Галина Ивановна Васильева. Эта молодая, красивая женщина очаровала меня глубоким знанием русской литературы. Ей понадобилось от силы пятнадцать минут, чтобы завоевать моё расположение. Галина Ивановна пригласила меня на вечер, посвященный Дню памяти поэта, который проводился в форме устного литературного журнала. На страницах литературного журнала было сказано много о «втором поэте» России, его творческой биографии, его смелости и даже дерзости в его гениальных стихах. Затаив дыхание я слушал, как «...пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова» (А. Герцен), о трагедии Печорина и о том, что любовь не может воскресить того, кого общество сделало «нравственным калекой». Рефреном всего вечера звучали слова поэта о том, как Вадим Новгородский, сражаясь с Рюриком, похитившим вольность славян пал за свободу новгородцев («Он пал в крови, и пал один — последний вольный славянин». Выделено мною- А.Ш.). К счастью в моём архиве сохранилась обычная школьная тетрадка в которой я делал краткие пометки с того вечера в сибирском гарнизоне Белая. Это позволило мне теперь достаточно точно воспроизвести основные моменты. С каким теплом и любовью рассказывала Галина Васильева о стихотворении Лермонтова «Парус»...- Тема вольности и свободы звучит во многих произведениях поэта, - говорила Галина Ивановна, - но стихотворение «Парус» - это гимн свободе и мятежности человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремлению к обновлению мира... Но не только это. Одинокий парус Лермонтова символизирует сильную, независимую личность, одиночество её и трудность пути предназначенного этой личности.Сегодня, спустя почти тридцать лет и столкнувшись непосредственно с европейскими «ценностями», уже начинаешь понимать значение, звучавших на этом вечере слов о развращающем влиянии цивилизации на человека. Нахожу кавказскую поэму «Измаил-Бей» и в ней строчки: «Развратом, ядом просвещенья// В Европе душной заражен» главный герой поэмы стал соблазнителем и «был лукавым сластолюбцем». А ведь в целом это положительный герой, ему присуще чувство высокой ответственности за родину, он верен высокой цели служения Отечеству...

Меня подкупала вовлеченность (с точки зрения активного участия) в этот лермонтовский вечер офицеров, сержантов, солдат и жен военнослужащих, их детей. Именно тогда я понял, какая, во истину народная любовь у гения русской литературы М.Ю.Лермонтова.. Уже тогда я поставил себе целью перечитать всё, что доступно из Лермонтова.

Вернувшись в Новосибирск я не пожалев времени, перечитал основные стихотворения и поэмы Михаила Юрьевича. Лермонтов мне помог глубже заглянуть в историю нашей страны. Повесть Лермонтова в стихах, посвященная Н.С. Шеншину, ( друг поэта университетской поры, одновременно поступивший с Лермонтовым в школу гвардейских прапорщиков) «Последний сын вольности» привела меня к Думе «Вадим» К. Ф. Рылеева, а чуть позже мне удалось познакомиться и с трагедией Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Лермонтовская мысль о гибели «исконной славянской вольности» после пришествия в Новгород и утверждения власти варяга Рюрика до сих пор не даёт мне покоя. Всё настойчивее желание понять чем отличается «истинная славянская вольность» от свободы. 

* * *

Ещё не раз судьба меня заставляла обращаться к творчеству М.Ю. Лермонтова. Так было в лихие 90-е прошлого века в период первой и второй кавказских (чеченских) войн. Пытаясь глубже понять причины происходившего в то время на Северном Кавказе неоднократно перечитывал «Измаил-Бея», «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени» и многое другое. Находил много интересного и полезного для практического применения во время командировки на Северный Кавказ в начале 1995 года.Но более всего удивила меня судьба, когда в 2010 году преподнесла мне подарок побывать в родовой усадьбе Столыпиных - Арсеньевых - Лермонтовых – Середниково (Московская область).

Попал я туда по приглашению руководителя ассоциации «Лрмонтовское наследие» - доктора культурологии и полного тёзки поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова в то время руководителя секции федерального научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия при Министерства культуры и массовых коммуникаций России.Это было время когда в Середниково еще царил дух и сохранялась атмосфера празднования 950-летнего (!!!) юбилея фамилии Лермонтов — Лермонтовых. С особым благоговением и святостью перелистываю страницы подаренной мне любезно нынешним хозяином Середниково Михаилом Лермонтовым книги Ттьяны Молчановой и Рекса Лермонта «Лермонты — Лермонтовы» (Москва. «Логос». 2008). В этой книге в кратком виде изложены результаты исследований истории рода русских Лермонтовых от шотландских Лермонтов. Полные же результаты исследования описаны в двух манускриптах на русском и английском языках «Лермонты — Лермонтовы 1057 — 2007», каждый из которых содержит 430 страниц и 175 иллюстраций. Эти манускрипты были представлены в России на праздновании 950-летнего юбилея фамилии в августе 2007 года. Один экземпляр этих двух манускриптов сегодня находится в фондах Центральной библиотеки им М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге (Литейный проспект, д. 9) и еще один экземпляр в мемориальном музее поэта в Середниково Московской области.

… Август 2010 года — в Москве и Подмосковье стоит неимоверная жара (устремленная к 40 градусной отметке со знаком «плюс» по Цельсию), жители столицы и области задыхаются от дымов горящих торфяников, а я заботливо поселен Михаилом Юрьевичем в помещении архива усадьбы Столыпиных-Лермонтовых. Тут земляной пол и от него идёт прохлада. Но главное не это. Куда важнее то, что в этом помещении витал дух самого поэта.

Две ночи, проведенные в этом хранилище книг, дневников, тетрадей и других вещей хранивших тепло рук поэта, энергию его мыслей, - окончательно породнили меня с поэтом: он мне стал по духу так близок, что я уже не для «забавы», а для познания почему «...жизнь скучна, когда боренья нет..» обращаюсь к творчеству великого поэта России Лермонтова Михаила Юрьевича. И вслед за ним я повторяю:

Мне нужно действовать, я каждый деньБессмертным сделать бы желал, как теньВеликого героя, и понятьЯ не могу, что значит отдыхать.

maxpark.com

ТВОЙ СТИХ, КАК БОЖИЙ ДУХ, НОСИЛСЯ НАД ТОЛПОЮ...

  Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Этой дате я приурочил и своё чувство поэта и отношение к его творчеству. Это не анализ и не попытка дать какое-то обобщающее, глубинное его восприятие. Нет. Это просто два момента из моей жизни позволившие мне познакомиться с Поэтом и его творчеством.              

 

К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

 

Долго я не мог понять с чего начать писать этот материал. Задаваясь вопросом, что меня побудило обратиться к лермонтовской теме, прихожу к ответу: долг и судьба. О чем это я? А вот о чем. До зрелых лет своих я не очень увлекался поэзией и, следовательно, поэтами. О Лермонтове знал не более того, что преподавалось в средней школе: знал наизусть его «Парус» и … «Смерть поэта». Не было какого-то глубокого проникновения в суть творчества поэта, не было и даже потребности понять внутренний мир Михаила Юрьевича.

Но, вот в уже далеком 1984 году, будучи с инспекцией в одной из воинских частей гарнизона Белая, что расположен в нескольких километрах от Усолье-Сибирское Иркутской области, неожиданно для себя соприкоснулся с творчеством Михаила Юрьевича.

А было дело так. После строевого смотра войсковой части подполковника Тараненко В.Г., была у меня плановая встреча с женщинами гарнизона Белая. Женщины вообще народ бойкий, разговорчивый, а жены офицеров и прапорщиков, служащие СА — тем более. К концу встречи, которая длилась почти два часа, я уже знал так много о состоянии дел в части, что можно было, не продолжая дальнейшую работу, садиться и писать отчет об инспекции - «Акт проверки». Активность женсовета (были в наше время такие общественные женские организации) части была налицо. Женсовет в этом отдаленном гарнизоне был, скажем без какой-либо натяжки, центром не только культурно-просветительской, но и образовательной работы. Абсолютное большинство жен офицеров имели высшее образование. Среди них и педагоги, и музыканты, и врачи и …

Я об этих, заброшенных судьбой в сибирскую глушь, женщинах всегда вспоминаю с теплотой и любовью.

Особняком в моей памяти стоит, бывшая в те годы заведующей библиотекой части, жена военного лётчика-стратега Галина Ивановна Васильева. Эта молодая, красивая женщина очаровала меня глубоким знанием русской литературы. Ей понадобилось от силы пятнадцать минут, чтобы завоевать моё расположение. Галина Ивановна пригласила меня на вечер, посвященный Дню памяти поэта, который проводился в форме устного литературного журнала. На страницах литературного журнала было сказано много о «втором поэте» России, его творческой биографии, его смелости и даже дерзости в его гениальных стихах. Затаив дыхание я слушал, как «...пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова» (А. Герцен), о трагедии Печорина и о том, что любовь не может воскресить того, кого общество сделало «нравственным калекой». Рефреном всего вечера звучали слова поэта о том, как Вадим Новгородский, сражаясь с Рюриком, похитившим вольность славян пал за свободу новгородцев («Он пал в крови, и пал один — последний вольный славянин». Выделено мною- А.Ш.). К счастью в моём архиве сохранилась

обычная школьная тетрадка в которой я делал краткие пометки с того вечера в сибирском гарнизоне Белая. Это позволило мне теперь достаточно точно воспроизвести основные моменты.

С каким теплом и любовью рассказывала Галина Васильева о стихотворении Лермонтова «Парус»...

- Тема вольности и свободы звучит во многих произведениях поэта, - говорила Галина Ивановна, - но стихотворение «Парус» - это гимн свободе и мятежности человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремлению к обновлению мира... Но не только это. Одинокий парус Лермонтова символизирует сильную, независимую личность, одиночество её и трудность пути предназначенного этой личности.

Сегодня, спустя почти тридцать лет и столкнувшись непосредственно с европейскими «ценностями», уже начинаешь понимать значение, звучавших на этом вечере слов о развращающем влиянии цивилизации на человека. Нахожу кавказскую поэму «Измаил-Бей» и в ней строчки: «Развратом, ядом просвещенья// В Европе душной заражен» главный герой поэмы стал соблазнителем и «был лукавым сластолюбцем». А ведь в целом это положительный герой, ему присуще чувство высокой ответственности за родину, он верен высокой цели служения Отечеству...

 

Меня подкупала вовлеченность (с точки зрения активного участия) в этот лермонтовский вечер офицеров, сержантов, солдат и жен военнослужащих, их детей. Именно тогда я понял, какая, во истину народная любовь у гения русской литературы М.Ю.Лермонтова.. Уже тогда я поставил себе целью перечитать всё, что доступно из Лермонтова.

 

Вернувшись в Новосибирск я не пожалев времени, перечитал основные стихотворения и поэмы Михаила Юрьевича. Лермонтов мне помог глубже заглянуть в историю нашей страны. Повесть Лермонтова в стихах, посвященная Н.С. Шеншину, ( друг поэта университетской поры, одновременно поступивший с Лермонтовым в школу гвардейских прапорщиков) «Последний сын вольности» привела меня к Думе «Вадим» К. Ф. Рылеева, а чуть позже мне удалось познакомиться и с трагедией Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский».

Лермонтовская мысль о гибели «исконной славянской вольности» после пришествия в Новгород и утверждения власти варяга Рюрика до сих пор не даёт мне покоя. Всё настойчивее желание понять чем отличается «истинная славянская вольность» от свободы.

 

* * *

 

Ещё не раз судьба меня заставляла обращаться к творчеству М.Ю. Лермонтова. Так было в лихие 90-е прошлого века в период первой и второй кавказских (чеченских) войн. Пытаясь глубже понять причины происходившего в то время на Северном Кавказе неоднократно перечитывал «Измаил-Бея», «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени» и многое другое. Находил много интересного и полезного для практического применения во время командировки на Северный Кавказ в начале 1995 года.

Но более всего удивила меня судьба, когда в 2010 году преподнесла мне подарок побывать в родовой усадьбе Столыпиных - Арсеньевых - Лермонтовых – Середниково (Московская область).Попал я туда по приглашению руководителя ассоциации «Лрмонтовское наследие» - доктора культурологии и полного тёзки поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова в то время руководителя секции федерального научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия при Министерства культуры и массовых коммуникаций России.

Это было время когда в Середниково еще царил дух и сохранялась атмосфера празднования 950-летнего (!!!) юбилея фамилии Лермонтов — Лермонтовых. С особым благоговением и святостью перелистываю страницы подаренной мне любезно нынешним хозяином Середниково Михаилом Лермонтовым книги Ттьяны Молчановой и Рекса Лермонта «Лермонты — Лермонтовы» (Москва. «Логос». 2008). В этой книге в кратком виде изложены результаты исследований истории рода русских Лермонтовых от шотландских Лермонтов. Полные же результаты исследования описаны в двух манускриптах на русском и английском языках «Лермонты — Лермонтовы 1057 — 2007», каждый из которых содержит 430 страниц и 175 иллюстраций. Эти манускрипты были представлены в России на праздновании 950-летнего юбилея фамилии в августе 2007 года. Один экземпляр этих двух манускриптов сегодня находится в фондах Центральной библиотеки им М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге (Литейный проспект, д. 9) и еще один экземпляр в мемориальном музее поэта в Середниково Московской области.

… Август 2010 года — в Москве и Подмосковье стоит неимоверная жара (устремленная к 40 градусной отметке со знаком «плюс» по Цельсию), жители столицы и области задыхаются от дымов горящих торфяников, а я заботливо поселен Михаилом Юрьевичем в помещении архива усадьбы Столыпиных-Лермонтовых. Тут земляной пол и от него идёт прохлада. Но главное не это. Куда важнее то, что в этом помещении витал дух самого поэта. Две ночи, проведенные в этом хранилище книг, дневников, тетрадей и других вещей хранивших тепло рук поэта, энергию его мыслей, - окончательно породнили меня с поэтом: он мне стал по духу так близок, что я уже не для «забавы», а для познания почему «...жизнь скучна, когда боренья нет..» обращаюсь к творчеству великого поэта России Лермонтова Михаила Юрьевича. И вслед за ним я повторяю:

 

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

 

Анатолий Шишков

Красноярск

maxpark.com

ТВОЙ СТИХ, КАК БОЖИЙ ДУХ, НОСИЛСЯ НАД ТОЛПОЮ...

 Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Этой дате я приурочил и своё чувство поэта и отношение к его творчеству. Это не анализ и не попытка дать какое-то обобщающее, глубинное его восприятие. Нет. Это просто два момента из моей жизни позволившие мне познакомиться с Поэтом и его творчеством.              

 

К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

 

Долго я не мог понять с чего начать писать этот материал. Задаваясь вопросом, что меня побудило обратиться к лермонтовской теме, прихожу к ответу: долг и судьба. О чем это я? А вот о чем. До зрелых лет своих я не очень увлекался поэзией и, следовательно, поэтами. О Лермонтове знал не более того, что преподавалось в средней школе: знал наизусть его «Парус» и … «Смерть поэта». Не было какого-то глубокого проникновения в суть творчества поэта, не было и даже потребности понять внутренний мир Михаила Юрьевича.

Но, вот в уже далеком 1984 году, будучи с инспекцией в одной из воинских частей гарнизона Белая, что расположен в нескольких километрах от Усолье-Сибирское Иркутской области, неожиданно для себя соприкоснулся с творчеством Михаила Юрьевича.

А было дело так. После строевого смотра войсковой части подполковника Тараненко В.Г., была у меня плановая встреча с женщинами гарнизона Белая. Женщины вообще народ бойкий, разговорчивый, а жены офицеров и прапорщиков, служащие СА — тем более. К концу встречи, которая длилась почти два часа, я уже знал так много о состоянии дел в части, что можно было, не продолжая дальнейшую работу, садиться и писать отчет об инспекции - «Акт проверки». Активность женсовета (были в наше время такие общественные женские организации) части была налицо. Женсовет в этом отдаленном гарнизоне был, скажем без какой-либо натяжки, центром не только культурно-просветительской, но и образовательной работы. Абсолютное большинство жен офицеров имели высшее образование. Среди них и педагоги, и музыканты, и врачи и …

Я об этих, заброшенных судьбой в сибирскую глушь, женщинах всегда вспоминаю с теплотой и любовью.

Особняком в моей памяти стоит, бывшая в те годы заведующей библиотекой части, жена военного лётчика-стратега Галина Ивановна Васильева. Эта молодая, красивая женщина очаровала меня глубоким знанием русской литературы. Ей понадобилось от силы пятнадцать минут, чтобы завоевать моё расположение. Галина Ивановна пригласила меня на вечер, посвященный Дню памяти поэта, который проводился в форме устного литературного журнала. На страницах литературного журнала было сказано много о «втором поэте» России, его творческой биографии, его смелости и даже дерзости в его гениальных стихах. Затаив дыхание я слушал, как «...пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова» (А. Герцен), о трагедии Печорина и о том, что любовь не может воскресить того, кого общество сделало «нравственным калекой». Рефреном всего вечера звучали слова поэта о том, как Вадим Новгородский, сражаясь с Рюриком, похитившим вольность славян пал за свободу новгородцев («Он пал в крови, и пал один — последний вольный славянин». Выделено мною- А.Ш.). К счастью в моём архиве сохранилась

обычная школьная тетрадка в которой я делал краткие пометки с того вечера в сибирском гарнизоне Белая. Это позволило мне теперь достаточно точно воспроизвести основные моменты.

С каким теплом и любовью рассказывала Галина Васильева о стихотворении Лермонтова «Парус»...

- Тема вольности и свободы звучит во многих произведениях поэта, - говорила Галина Ивановна, - но стихотворение «Парус» - это гимн свободе и мятежности человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремлению к обновлению мира... Но не только это. Одинокий парус Лермонтова символизирует сильную, независимую личность, одиночество её и трудность пути предназначенного этой личности.

Сегодня, спустя почти тридцать лет и столкнувшись непосредственно с европейскими «ценностями», уже начинаешь понимать значение, звучавших на этом вечере слов о развращающем влиянии цивилизации на человека. Нахожу кавказскую поэму «Измаил-Бей» и в ней строчки: «Развратом, ядом просвещенья// В Европе душной заражен» главный герой поэмы стал соблазнителем и «был лукавым сластолюбцем». А ведь в целом это положительный герой, ему присуще чувство высокой ответственности за родину, он верен высокой цели служения Отечеству...

 

Меня подкупала вовлеченность (с точки зрения активного участия) в этот лермонтовский вечер офицеров, сержантов, солдат и жен военнослужащих, их детей. Именно тогда я понял, какая, во истину народная любовь у гения русской литературы М.Ю.Лермонтова.. Уже тогда я поставил себе целью перечитать всё, что доступно из Лермонтова.

 

Вернувшись в Новосибирск я не пожалев времени, перечитал основные стихотворения и поэмы Михаила Юрьевича. Лермонтов мне помог глубже заглянуть в историю нашей страны. Повесть Лермонтова в стихах, посвященная Н.С. Шеншину, ( друг поэта университетской поры, одновременно поступивший с Лермонтовым в школу гвардейских прапорщиков) «Последний сын вольности» привела меня к Думе «Вадим» К. Ф. Рылеева, а чуть позже мне удалось познакомиться и с трагедией Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский».

Лермонтовская мысль о гибели «исконной славянской вольности» после пришествия в Новгород и утверждения власти варяга Рюрика до сих пор не даёт мне покоя. Всё настойчивее желание понять чем отличается «истинная славянская вольность» от свободы.

 

* * *

 

Ещё не раз судьба меня заставляла обращаться к творчеству М.Ю. Лермонтова. Так было в лихие 90-е прошлого века в период первой и второй кавказских (чеченских) войн. Пытаясь глубже понять причины происходившего в то время на Северном Кавказе неоднократно перечитывал «Измаил-Бея», «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени» и многое другое. Находил много интересного и полезного для практического применения во время командировки на Северный Кавказ в начале 1995 года.

Но более всего удивила меня судьба, когда в 2010 году преподнесла мне подарок побывать в родовой усадьбе Столыпиных - Арсеньевых - Лермонтовых – Середниково (Московская область).Попал я туда по приглашению руководителя ассоциации «Лрмонтовское наследие» - доктора культурологии и полного тёзки поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова в то время руководителя секции федерального научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия при Министерства культуры и массовых коммуникаций России.

Это было время когда в Середниково еще царил дух и сохранялась атмосфера празднования 950-летнего (!!!) юбилея фамилии Лермонтов — Лермонтовых. С особым благоговением и святостью перелистываю страницы подаренной мне любезно нынешним хозяином Середниково Михаилом Лермонтовым книги Ттьяны Молчановой и Рекса Лермонта «Лермонты — Лермонтовы» (Москва. «Логос». 2008). В этой книге в кратком виде изложены результаты исследований истории рода русских Лермонтовых от шотландских Лермонтов. Полные же результаты исследования описаны в двух манускриптах на русском и английском языках «Лермонты — Лермонтовы 1057 — 2007», каждый из которых содержит 430 страниц и 175 иллюстраций. Эти манускрипты были представлены в России на праздновании 950-летнего юбилея фамилии в августе 2007 года. Один экземпляр этих двух манускриптов сегодня находится в фондах Центральной библиотеки им М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге (Литейный проспект, д. 9) и еще один экземпляр в мемориальном музее поэта в Середниково Московской области.

… Август 2010 года — в Москве и Подмосковье стоит неимоверная жара (устремленная к 40 градусной отметке со знаком «плюс» по Цельсию), жители столицы и области задыхаются от дымов горящих торфяников, а я заботливо поселен Михаилом Юрьевичем в помещении архива усадьбы Столыпиных-Лермонтовых. Тут земляной пол и от него идёт прохлада. Но главное не это. Куда важнее то, что в этом помещении витал дух самого поэта. Две ночи, проведенные в этом хранилище книг, дневников, тетрадей и других вещей хранивших тепло рук поэта, энергию его мыслей, - окончательно породнили меня с поэтом: он мне стал по духу так близок, что я уже не для «забавы», а для познания почему «...жизнь скучна, когда боренья нет..» обращаюсь к творчеству великого поэта России Лермонтова Михаила Юрьевича. И вслед за ним я повторяю:

 

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

 

maxpark.com


Смотрите также