Человек, как тело, душа и дух. Человек как дух и тело


Человек как тело и дух

Человек как тело и дух

 

Не открою Америку если сообщу, что наше настроение зависит от состояния нашего тела и наоборот, настроение может оказывать влияние на тело. Есть взаимосвязь, которую каждый человек ощущает на себе постоянно. Религии определяют человека как  тело и дух. Еще что-то говорится о душе, но ее сейчас я не буду касаться. Хотя определенное представление о душе у меня есть. Какие же образом работает система - человек как тело и дух?

В моем понимании, душа это некое энергетическое образование,типа ауры, которое формируется из замкнутых потоков энергии, испускаемых единицей осознания "Я", а иначе - духом. Посредством прямолинейных потоков энергии, человек,  как духовная единица "Я", взаимодействует с окружающей материальной вселенной, испускает исходящие и получает входящие потоки энергии, осознает себя, находится в состоянии Бытия.

Но между "Я" и окружающей вселенной находится тело, которым "Я" управляет и посредством которого, получает сигналы от окружающего мира: свет, температуру, звуки, запахи и многие другие. Идет постоянный обмен потоками между "Я" и вселенной, и эти потоки изначально гармоничные, прямолинейные, неискаженные. У физического тела есть свое энергетическое поле, у которого тоже есть своя частота. И когда тело, управляемое "Я"- духом, совершает ошибку, неправильное действие, например больно ударяется о землю, камень, получает травму, то в энергетическое поле тела вносятся искажения в виде завихренных потоков энергии, которые как бы застывают в том месте тела, которому был причинен ущерб.

Аура человека

Ну вот представьте себе светлую, чистую яйцеобразную ауру вокруг тела. И в том месте светлого кокона, где была получена травма,образуется темное пятно. В этом месте образуется темная область, контроль которой со стороны "Я"-духа затруднен. Чем больше травм получал человек в течение жизни, тем больше в ауре его тела темных пятен, говорящих о наличии тех или иных отклонений от нормального состояния энергетического поля тела. Эти места и органы "Я" хуже контролирует или вообще не контролирует в связи с тем, что частота "Я" более высокая и гармоничная и "Я"-дух просто не может вступить в контакт с телом и тело начинает действовать в большей степени самостоятельно.

Так  тело может вообще выйти из-под контроля духа, и в связи с этим дух может покинуть тело вообще, так как считает, что потерпел поражение. А тело, вышедшее из-под контроля духа, либо превращается в животное, имеющее исключительно материальные потребности и инстинкты, либо умирает. Ну, не буду дальше развивать свое представление, а то таким образом могу совсем запутать читателей и втянуться в длительные объяснения своего представления и подвергнуться жесткой критике. Это мое понимание взаимодействия "Я", души и тела. "В здоровом теле - здоровый дух".

Человек дух душа тело

Чем лучше состояние физического тела, чем меньше травм и болезней у него, тем светлее его аура, чище и гармоничнее энергетическое поле тела, тем легче управляет этим телом "Я" и тем ближе частота энергетического кокона тела к частоте "Я".  В общем, если бы тело было абсолютно здоровым, то оно бы находилось в полной гармонии с духом-"Я" и энергетическая частота тела была бы очень высокой. Тело находилось бы под полным контролем "Я" и волны эмоции , получаемые от тела духом-"Я" и направляемые от "Я" к телу были бы очень высокими. Что мы можем наблюдать в своей жизни.

Вспомните свои детские ощущения счастья, радости, веселья, игры, праздника, когда тело было здоровым. Эмоции были чистыми и высокими, ощущение радости и счастья более полным. Таким образом, приводя в порядок физическое тело, мы поднимаемся по частоте эмоций к более высокому состоянию духа, духовной свободы. А свободный духом человек более общителен, более гармоничен и соответственно более красив и счастлив. Внимание такого человека может быть свободно направлено им на что угодно, в любые вселенные и на любые фантазии, на создание чего-то нового. А когда "Я" занято решением проблемы управления поврежденных частей тела, то дух привязывает свое внимание к этим местам и становится несвободен. Освобождая тело от болезней и проблем, мы делаем себя более свободными, счастливыми и красивыми. Вот вкратце, такое у меня представление о том, как взаимодействует человек как тело и дух.

Другие интересные посты по теме:Очищение кармы человека Материалистическое и духовное описания души человека Скрытые способности человека

nibiruplanetx.ru

Из книги "Философия. Общение. Человек. М. 2011.

Глава 4. Человек: дух, душа и тело.

Понятие “Я” обуждает человека осознавать свою уникальную и отличную от других экзистенцию - ощущение своего собственного существования. Когда говорят “Я”, противопоставляют себя всякой другой реальности. Противопоставление возможно благодаря второму понятию “сознание”, которое есть ясность, сконцентрированная в “Я”. Все остальное остается как бы в темноте как не принадлежащее мне, как чужое Понятие “личность” иксирует мою автономию - самозаконность, суверенность. Здесь “Я” выступает  как сознательное “Я”, как то, что свободно и ответственно осуществляет самостоятельный выбор. Следовательно, личность подразумевает присутствие волевого начала, собственной воли личности. Названные три понятия базируются на том, что их объединяет и частью чего они являются. Они составляют част духа.

       Понятие духа ервоначально имело исключительно религиозный смысл. Так, в христианстве Дух Святой есть одно из лиц божественной троицы. Выражение же “духовная жизнь” означало и нередко означает сегодня жизнь религиозную. Это та часть жизни человека, которую он непосредственно посвящает Богу. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за пределы религиозного. Однако известная связь между религиозным и философским понятием духа сохранилась. Дух - это сфера ценностей неутилитарного характера. Это также сфера идеалов. В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей. Он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повседневности. В то же время человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом зла. Но и в том, и другом случае дух остается тем, что выше человека, управляет им. Если духовная жизнь складывается благополучно, то человек устремляет свою душу ввысь в поисках возвышенного смысла и идеалов, способных облагородить его жизнь и его самого. В духовном процессе, при условии внимания к нему со стороны самого человека, формируются принципы, которые он считает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание устойчивых оснований своего бытия.

       Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, философии и др.

nbsp;       Понятие души ще более древнее. Если понятие духа мы находим только в развитых религиозных системах, то понятие души присутствовало уже в первобытных верованиях. Примитивные племена склонны были одушевлять не только человека и животных, но и всю природу.

nbsp;       Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. В духе человек как бы поднимается над собой, душа же есть непосредственно данное. Душевная жизнь (в отличие от духовной) - это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует интимно-личностный аспект. В понятии же духа ярче выражено общее, универсальное. Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стремится сохранить устойчивость и основательность.

nbsp;       В связи с ростом влияния естествознания вновь и вновь возникают попытки исключить понятие души (как и духа) из философии и в целом из культуры. Сторонникам естественнонаучной ориентации эти понятия представляются не достаточно строгими, не соответствующими стандартам научности. В частности, их пытались заменить понятием сознания. Однако сознание есть важная, но только одна часть души, наряду с другими. Это стало особенно очевидно с признанием существования бессознательных структур человеческой психики.

nbsp;       Понятию души действительно свойственна некоторая неопределенность, отличающая его от многих понятий естественно-математических наук. Но в этой неопределенности можно усмотреть не только недостаток, но и преимущества. В силу своей неоднозначности, понятие душ ассоциативно. Оно вызывает множество ассоциаций художественного, поэтического, религиозного и другого характера. Ассоциативность понятия души подчеркивает сложность и многоплановость душевной жизни. Сохранение в философии понятия души поддерживает связь философского знания с другими формами культуры, в которых идея души играла и играет значительную роль. Наличие в современной философии понятия души позволяет также не утрачивать связь с историей и культурой прошлого, которая немыслима без понятия души.

       Понятие тела тражает материально-вещественную сторону человека. Изучением телесных проявлений человеческого существа непосредственно заняты конкретные науки: биология, анатомия и физиология, медицина и др. Философию же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа. Физиологическое есть лишь материальный носитель души и духа. Но физиологические процессы сами по себе не являются, ни духовными, ни душевными. Поэтому знание физиологии никак не помогает нам понять душу и дух, подобно тому, как знание внутреннего устройства телевизора, никак не поможет нам понять сюжет и смысл фильма, демонстрируемого на его экране.

Вместе с тем, тело выполняет важные духовно-душевные и коммуникативные функции.

       «Человек – это прежде всего тот, кто заключен в определенное тело», - пишет известный философ Х. Ортега-и-Гассет. – Столь простой и непреложный факт, определяет, однако, конкретную структуру нашего мира и вместе с тем нашу судьбу».

nbsp;       «Тело в которое я заключен, превращает меня в пространственную фигуру. Оно отводит мне определенное место, не давая мне быть вездесущим», - отмечает Ортега. Иначе говоря, благодаря телесности каждый из нас всегда осознает себя в определенной точке пространства и времени. Не требуется, специально доказывать, насколько это важно: не случайно первым вопросом человека, по какой-либо причине, хотя бы на минуту потерявшего сознание, как правило, является вопрос: «где я?». Ориентация  в пространстве и времени создает необходимую предпосылку для самосознания, для осознания того, «кто я», каково мое не только пространственно-временное, но и социальное место среди других людей, а значит, наша ориентация в пространстве и времени создает предпосылки для выбора и цели и способов деятельности.

nbsp;       Вместе с тем, телесность как бы центрирует наше «я»: где бы я ни был, я всегда воспринимаю себя в модусе «здесь», все другое – всегда в модусе «там». Только при этом условии, возможно различения себя и другого человека, и следовательно, возникновение отношения «Я» и «Другой». А ведь отношение «Я» и «Другой» является исходным, выступает своеобразной клеточкой всех общественных отношений. 

Тело обозначает зримые и осязаемые границы моего «я». Нам неприятны не санкционированные нами прикосновения к нашему телу, а часто мы ощущаем дискомфорт и от того, что незнакомый человек прикасается к нам, или приблизился на недопустимо близкое расстояние к какой-то из частей нашего тела, именно потому, в этих случаях нарушаетс суверенность ашей личности, происходит морально незаконное вторжение в зону моего «я».  Тело как бы очерчивает пространство моей суверенности, моей независимости.

nbsp;       Вместе с тем, наша телесность дает возможность другими людям воспринимать нас как реальность, а не как фантом или мираж. Та же телесность определяет и наше восприятие самого себя не как мнимости, а в качестве самой подлинной реальности, «реальности из реальностей».  В обоих случаях особую роль играет осязание. И зрение, и слух дают нам «картинку», удаленную от нашего «я». Осязание же предполагает непосредственное соприкосновение и поэтому является наиболее надежным свидетельством достоверности. Как известно, Фома Неверующий в знаменитом евангельском сюжете говорит Христу: «только тогда поверю в Твое воскрешение, «когда положу свою руку в раны Твои».

nbsp;       Исключительно важным фактором межчеловеческих отношений и жизни вообще, является то, что тело служит своеобразной «защитной оболочкой» для жизни нашей души. Тело скрывает от других наши внутренние переживания, мысли и чувства. Тем самым, оно дает нам возможность хранить и оберегать наше сокровенное, - те мысли и чувства, которые мы не можем или не хотим выставлять напоказ. В этой связи уместно сказать о роли глаз, или вернее, - взгляда.

nbsp;       «Глаза – зеркало души» гласит известная поговорка. Однако упомянутый ранее Х. Ортега-и- Гассет несколько видоизменяет ее. «Глаза – окна души», - пишет он. Действительно, глаза – словно брешь, пробитая в теле: через них другой может проникнуть в мое сокровенное, а я получаю доступ к тому, что сокрыто в его душе. Встретившись взглядом с другими человеком, мы вольно или невольно заглядываем в его внутренний мир, и одновременно приоткрываем для него свой. Хорошо известно, что порой взгляды, могут сказать больше, чем слова. Конечно, взглядом можно управлять, взгляд может быть притворным. Но притворятся не возможно постоянно. Особенно важен взгляд в жизни женщины. Ортега-и-Гассет даже утверждает, что если женщина не придает значения тому, каков ее взгляд, не понимает его роли, то такая женщина явно страдает недостатком женственности.

nbsp;       Наконец, отметим, что тело служит своеобразным средством коммуникации. Нашей осанкой, походкой, жестами, выражением лица и, конечно, выражением глаз каждый из нас уже, что-то говорит окружающим, - говорит еще до того, как вступил с ними в непосредственное вербальное общение.

Внимание к телу, характерное для современной философии, связано с отчетливым осознанием того, что «в человеческом мире духовное является не иначе как одеждах технологий, языка, жеста, традиций, поступков – в чувственно предметной оболочке».[5] тмечу, вместе с тем, что понятию тела уделялось большое внимание в христианской философии эпохи патристики (см. часть 2. раздел «Философское значение Библии и святоотеческой литературы (патристики)». Патристика сняла дуализм души тела (т. е. их противопоставление, «бинарность»), присущий античной дохристианской философии. Понятие святых отцов «обожение тела» очень близко к современным представлениям о духовных функциях тела. Поэтому современная философия, в понимании соотношения души и тела не столько сделала новый шаг, а сколько вернулась к древним истокам.

nbsp;       Конечно, человек не есть бесплотный, т. е. бестелесный, дух. Но очевидно, что физиология, т. е. вещество человека не есть сам человек. Что же такое человек? Как уже отмечалось, не все в человеке являетс собственно человеческим. Целесообразно, следовательно, отличать человеческое в человеке от того, что таковым не является, но тоже присутствует в человеке. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С другой стороны, человеческое не есть “ангельское”. Собственно человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека. Следовательно, человек - это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Человек может пасть даже ниже животного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбора. Человек как бы не завершен, он есть непрерывное становление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми.

Таким образом, без свойств чисто духовных невозможен человек. Благодаря духу, человек всегда есть нечто большее, чем то, что можно сказать о нем в данный момент.

Дух преобразует все природно-животные стороны человека. Дух в человеке не существует без биологического субстрата, но не равен ему. Дух преображает животную природу человека, которая от этого не теряет своей биологической природы, но окрашивается по-человечески. Воздействие духа превращает жизнь из животного процесса в человеческий, а простое воспроизводство и смену поколений - в развитие истории и культуры.

Понятие духа открывается через самоанализ, через самоуглубление, через всматривание в свой внутренний мир. Как только человек понимает, что он (то есть его “Я”) есть дух, он превращается в хозяина самого себя. Дух постигает только тот, кто чувствует в себе его присутствие и развивает его в себе. Дух это скрытое сокровище, открывающееся через преодоление разбросанности, через сосредоточенность. Сохранение духа выступает необходимым условием личной независимости и свободы. Дух есть то, что находится в постоянном противоборстве, в постоянном движении. Жизнь духа есть жизнь человеческого “Я”, с ее сомнениями и колебаниями, с радостями и печалями. Понятие духа подводит нас к пониманию важности рассмотрения человек не только в статике, но и в динамике, в процессе жизни. Выясняется, что человек - это его бытие, его специфически человеческая жизненная ситуация, отличная от ситуации иных существ.

shapoval07.livejournal.com

Человек, как тело, душа и дух

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 30Следующая ⇒

 

Каково же место человека в Божьем творении?

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23). Здесь апостол Павел говорит о трех элемен­тах, или аспектах, составляющих личность человека. Эти аспекты, будучи разными, строго взаимозависимы; чело­век есть полное единство, а не общая сумма разнообраз­ных частей.

Во-первых,существует тело, «прах земли» (Быт. 2:7), физический или материальный аспект природы чело­века.

Во-вторых,есть душа, жизненная сила, которая оживляет, вдыхает деятельные импульсы в тело, превра­щая его тем самым не просто в груду материи, а во что-то растущее и движущееся, чувствующее и воспринимающее. Животные также обладают душой, собственно, как и рас­тения. Но душа человека наделена сознанием, это мысля­щая душа, обладающая способностью абстрактного мыш­ления и возможностью при помощью логических аргу­ментов продвигаться от посылок к заключению. Если подобный потенциал и присутствует в животных, то только в очень ограниченной степени.

В-третьих,есть дух., «дыхание» Божье (см. Быт. 2:7), которого животным недостает. Важно улавливать разницу между «Духом» с заглавной буквы и «духом» со строчной. Сотворенный дух человека нельзя отождествлять с несо­творенным, или Святым Духом Божьим, третьей лично­стью Троицы; хотя они близко связаны друг с другом, по­скольку именно через свой дух человек постигает Бога и соединяется с Ним.

Благодаря своей душе (psyche) человек занимается на­учными или философскими изысканиями, анализируя дан­ные своего чувственного опыта посредством логического мышления. Благодаря духу (pneuma), которого порой име­нуют nous, или духовный разум, он осознает вечную исти­ну о Боге, или logoi, внутреннюю сущность тварных ве­щей, не посредством дедуктивного рассуждения, а через непосредственное постижение, или духовное восприятие, с помощью некоей интуиции, которую св. Исаак Сирин на­зывает «простым познанием». Таким образом, дух, или ду­ховный разум, отличается от человеческой способности рассуждать и эстетически оценивать, он выше как перво­го, так и второго.

В силу того что человек имеет разумную душу и духов­ный разум, он обладает силой самоопределения и нравст­венной свободой, то есть чувством добра и зла, и возмож­ностью выбирать между ними. Там, где животные действу­ют, следуя своему инстинкту, человек способен принимать свободное и осознанное решение.

Св. Отцы иногда допускают не трехстороннюю, а двух­стороннюю схему, представляя человека только как един­ство души и тела; при этом они расценивают дух, или ра­зум, как высший элемент души. Но тройная схема — тело, душа и дух — является более точной и более наглядной, особенно сегодня, когда зачастую смешивают душу и дух, когда большинство людей даже не осознают, что обладают духовным разумом. Культурные и образовательные систе­мы современного Запада в основном базируются исключи­тельно на развитии интеллектуальных способностей и в меньшей степени эстетических чувств. Большинство из нас уже забыли, что мы состоим не только из интеллекта и воли, ощущений и чувств, но мы также и одухотворены. Современный человек в большинстве своем потерял связь с самым подлинным и наивысшим своим элементом; резуль­тат же этого внутреннего отчуждения можно без труда увидеть в его беспокойных метаниях, в утрате идентичности и потере надежды.

 

mykonspekts.ru

Человек, как тело и дух

Человек, как тело и дух 

Не открою Америку если сообщу, что наше настроение зависит от состояния нашего тела и наоборот, настроение может оказывать влияние на тело. Есть взаимосвязь, которую каждый человек ощущает на себе постоянно. Религии определяют человека как  тело и дух. Еще что-то говорится о душе, но ее сейчас я не буду касаться. Хотя определенное представление о душе у меня есть. Какие же образом работает система - человек как тело и дух?

В моем понимании, душа это некое энергетическое образование,типа ауры, которое формируется из замкнутых потоков энергии, испускаемых единицей осознания "Я", а иначе - духом. Посредством прямолинейных потоков энергии, человек,  как духовная единица "Я", взаимодействует с окружающей материальной вселенной, испускает исходящие и получает входящие потоки энергии, осознает себя, находится в состоянии Бытия.

Но между "Я" и окружающей вселенной находится тело, которым "Я" управляет и посредством которого, получает сигналы от окружающего мира: свет, температуру, звуки, запахи и многие другие. Идет постоянный обмен потоками между "Я" и вселенной, и эти потоки изначально гармоничные, прямолинейные, неискаженные. У физического тела есть свое энергетическое поле, у которого тоже есть своя частота. И когда тело, управляемое "Я"- духом, совершает ошибку, неправильное действие, например больно ударяется о землю, камень, получает травму, то в энергетическое поле тела вносятся искажения в виде завихренных потоков энергии, которые как бы застывают в том месте тела, которому был причинен ущерб.

Аура человека

Ну вот представьте себе светлую, чистую яйцеобразную ауру вокруг тела. И в том месте светлого кокона, где была получена травма,образуется темное пятно. В этом месте образуется темная область, контроль которой со стороны "Я"-духа затруднен. Чем больше травм получал человек в течение жизни, тем больше в ауре его тела темных пятен, говорящих о наличии тех или иных отклонений от нормального состояния энергетического поля тела. Эти места и органы "Я" хуже контролирует или вообще не контролирует в связи с тем, что частота "Я" более высокая и гармоничная и "Я"-дух просто не может вступить в контакт с телом и тело начинает действовать в большей степени самостоятельно.

Так  тело может вообще выйти из-под контроля духа, и в связи с этим дух может покинуть тело вообще, так как считает, что потерпел поражение. А тело, вышедшее из-под контроля духа, либо превращается в животное, имеющее исключительно материальные потребности и инстинкты, либо умирает. Ну, не буду дальше развивать свое представление, а то таким образом могу совсем запутать читателей и втянуться в длительные объяснения своего представления и подвергнуться жесткой критике. Это мое понимание взаимодействия "Я", души и тела. "В здоровом теле - здоровый дух".

Человек дух душа тело

Чем лучше состояние физического тела, чем меньше травм и болезней у него, тем светлее его аура, чище и гармоничнее энергетическое поле тела, тем легче управляет этим телом "Я" и тем ближе частота энергетического кокона тела к частоте "Я".  В общем, если бы тело было абсолютно здоровым, то оно бы находилось в полной гармонии с духом-"Я" и энергетическая частота тела была бы очень высокой. Тело находилось бы под полным контролем "Я" и волны эмоции , получаемые от тела духом-"Я" и направляемые от "Я" к телу были бы очень высокими. Что мы можем наблюдать в своей жизни.

Вспомните свои детские ощущения счастья, радости, веселья, игры, праздника, когда тело было здоровым. Эмоции были чистыми и высокими, ощущение радости и счастья более полным. Таким образом, приводя в порядок физическое тело, мы поднимаемся по частоте эмоций к более высокому состоянию духа, духовной свободы. А свободный духом человек более общителен, более гармоничен и соответственно более красив и счастлив. Внимание такого человека может быть свободно направлено им на что угодно, в любые вселенные и на любые фантазии, на создание чего-то нового. А когда "Я" занято решением проблемы управления поврежденных частей тела, то дух привязывает свое внимание к этим местам и становится несвободен. Освобождая тело от болезней и проблем, мы делаем себя более свободными, счастливыми и красивыми. Вот вкратце, такое у меня представление о том, как взаимодействует человек как тело и дух.

astrologiyaik.ru

Человек как тело и дух — реферат

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Санкт - петербургский архитектурно-строительный колледж

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

Человек как тело и дух

 

                                                                                                Выполнил:

студент группы 101- СЗ – 12

Шифр № 42

Сорокин Олег Львович

 

Проверил преподаватель:

Касьянова Зульфия Каримовна

подпись___________________

 

 

                                             

Санкт-Петербург

2013г.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                    3  

Природа тела                      4

Взаимодействие души и тела                   6

Вклад Декарта: механицизм и проблема соотношения души и тела    8

Заключение                                                                                                 11

Список литературы            12

 

 

Введение

 

В ряду земных существ человек первое и единственное духовное существо, и были люди, являвшие очень высокие степени духовности, почти достигшие при жизни  освобождения духа от тела. Эти люди ангелы поднимались в воздух во время  молитвы, являли величайшую власть духа над телом (столпники, постники), они  были переходной ступенью от духа, связанного с душой и телом (человек), к  духу бесплотному (ангел).

Весь  мир живых существ, даже вся природа  являет великий закон постепенного и бесконечного совершенствования  форм, и невозможно допустить, чтобы  высшее совершенство, достигнутое в  земной природе, духовность человека, не имело дальнейшего развития за пределами земного мира. Невозможно допустить, что все бесчисленные звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы  мир живых существ обрывался  на человеке, этой первой ступени духовного  развития. Что мешает допустить, что  небесные тела служат местом обитания бесчисленных живых разумных существ, высших форм интеллектуальности?

 

 

Природа тела

 

Рассмотрим  декартовскую концепцию тела более  подробно. Раз тело состоит из физической материи, оно должно обладать общими для всей материи характеристиками — протяженностью и способностью к движению. Но раз тело материально, то к нему применимы законы физики и механики, описывающие характер движения объектов в физическом мире. Таким образом, функционирование тела сходно с работой машины, подчиняющейся  законам механики. Следуя этим рассуждениям, Декарт все физиологические процессы стал объяснять в физических терминах.

Декарт  в значительной мере находился под  влиянием общего «духа времени», представлявшего  мир в виде гигантского часового механизма. Находясь в Париже, он интересовался  различными механическими диковинными  фигурами, выставленными в королевских  парках на обозрение публики. Рассказывают, что много часов он провел, опробуя  механические фигуры-сюрпризы. Когда  на искусно спрятанную площадку рядом  с такой фигурой наступал человек, давление веса тела передавалось по трубам на гидравлические усилители, в свою очередь приводившие в движение все эти разнообразные механические фигуры, заставляя их танцевать и  издавать разнообразные звуки.

Рассматривая  природу тела, Декарт напрямую апеллировал  к механико-гидравлической модели. По его мнению, возбуждение передается по нервам, как жидкость по трубам, а  мускулы и сухожилия подобны  двигателю и пружинам. Все движения такого механического тела не произвольны, а вызываются какими-то внешними причинами. По наблюдению Декарта, значительная часть  движений человеческого тела происходит без какого-либо участия сознания.

Именно  из подобных наблюдений вырастает его  понятие undulatio reflexa — движения, происходящие безо всякого участия сознания и воли. поэтому Декарта часто называют автором теории рефлекторной деятельности. Эти воззрения непосредственно предшествуют современным представлениям бихевиористов о стимул-реактивном (5—К) принципе поведения. Они полагают, что внешний объект (стимул) является подлинной причиной непроизвольных реакций психики живых существ, включая и человека. Все происходит точно так же, как на  приеме у врача-невропатолога, когда он ударяет резиновым молоточком по вашей подколенной впадине. Для ответного действия нет необходимости ни в мышлении, ни в сознании — эти процессы сугубо объективны, как в механизме или автомате.

Позиция Декарта вписывается в рамки  более общего движения, рассматривающего поведение человека как детерминированный, предсказуемый процесс. Все движения или действия механического тела можно предсказать заранее, если известны побуждающие стимулы.

Такая механистическая  интерпретация действий человеческого  тела нашла отклик среди естествоиспытателей. В 1628 году английский врач Уильям Гарвей открыл основы строения системы кровообращения; значительные успехи были сделаны в  области изучения процессов пищеварения. Физиологам того времени уже было известно, что мускулы тела работают попарно, а их возбуждение и деятельность каким-то образом зависит от нервов.

Несмотря  на то, что физиология добилась значительных успехов в познании деятельности человеческого тела, ее уровень был  еще явно недостаточен. Так, нервы  представлялись как полые трубки, по которым передаются некие жидкие флюиды — подобно тому, как движется по трубкам вода, приводя в движение механические фигуры. Однако нас в  нашем исследовании интересует не столько  состояние дел в физиологической  науке XVII века, сколько сама идея механического  представления деятельности человеческого  организма.

Согласно  распространенным в то время воззрениям, у животных души нет, и потому они  подобны автоматам. Таким образом, важное с точки зрения христианства различие животных и человека было сохранено. Разве животное может что-нибудь чувствовать, если у него нет души? А потому животных можно исследовать экспериментальными методами, что не позволительно по отношению к человеку. Декарт и другие исследователи подвергали животных вивисекции еще до того, как стали доступны анестезирующие средства, и при этом «забавлялись криками и воплями несчастных созданий: ведь это всего лишь шипение, свист гидравлических систем и вибрации машины» (Jaynes. 1907. Р. 224).

Животное  — это машина, а потому всецело  относится к физическому миру. У него нет бессмертной души, отсутствуют  мышление и свободная воля. Поведение  животных можно полностью объяснить  с механической точки зрения.

Декарт в своих воззрениях на поведение животных в соответствии с «духом времени» исходил из метафоры часового механизма. «Мне достаточно хорошо известно, что животные способны делать многие вещи лучше нас, но это меня не удивляет. Напротив, данное обстоятельство еще раз утверждает меня в мысли, что они... действуют под влиянием тех же причин, что и пружины и шестерни часового механизма, который показывает время куда точнее, чем это способны делать мы в своем суждении» (цит. по: Maurice & Mayr. 1980. Р. 5).

 

Взаимодействие  души и тела

 

 С  точки зрения Декарта, душа  нематериальна (то есть не состоит  из какой-либо материи). Душа способна  сознавать и мыслить, давая  нам таким образом информацию о внешнем мире. Ум не обладает ни одним из свойств материального мира. Его основной характеристикой является способность к мышлению, что и отделяет ум (душу) от всего материального мира в целом

 Однако  мыслящий, чувствующий и обладающий  свободной волей ум должен  неким образом воздействовать  на тело и воспринимать ответные  реакции. Если в душе рождается намерение, например, переместиться из одного места в другое, то это желание выполняется мускулами, сухожилиями и нервами нашего тела. Аналогичным образом, если тело подвергается воздействию какого-либо стимула (света или тепла, например), именно ум воспринимает и обрабатывает чувственные данные и принимает решение о соответствующей реакции.

 Для  того, чтобы сформулировать собственную концепцию взаимодействия души и тела, Декарту необходимо было отыскать некий физический орган, в котором они могли бы сочетаться. Поскольку он, в соответствии с давней философской традицией, считал душу абсолютно простой по строению, то есть не имеющей внутри себя никаких составных частей, то взаимодействовать она могла только с каким-нибудь одним телесным органом. По его убеждению, такой орган должен находиться где-то в мозге, поскольку опытные данные показывали, что впечатления движутся от периферии в мозг и, наоборот, все импульсы движения исходят из мозга. Было совершенно ясно, что мозг во всех психических процессах играет какую-то особую роль.

 Необходимо  было отыскать такую структуру  в мозге, которая была бы  одновременно единой и единственной (то есть не имела бы внутренних подразделений и не дублировалась бы в каждом из полушарий мозга). Такой структурой — с точки зрения Декарта — является шишковидное тело или сопапит. Именно этот мозговой орган он и объявил местом встречи души и тела.

 Декарт  описывает это взаимодействие  в типично механистической манере: движущиеся по нервным трубкам  животные соки определенным образом запечатлеваются в шишковидном теле, и на этой основе ум создает чувственные образы, восприятия. Иными словами, количество движения (поток животных соков) создаст душевное качество (восприятие). Справедливо и обратное: ум неким образом запечатлевает себя в шишковидном теле (не совсем понятно, правда, как это происходит), а последнее, в свою очередь, отклоняясь в ту или иную сторону, направляет токи животных соков к тем или иным мускулам тела. В результате же возникает физическое движение. Таким образом психическое состояние человека вызывает свойственные его телу физические движения.

 Однако  мыслящий, чувствующий и обладающий  свободной волей ум должен  неким образом воздействовать  на тело и воспринимать ответные  реакции. Если в душе рождается  намерение, например, переместиться  из одного места в другое, то  это желание выполняется мускулами,  сухожилиями и нервами нашего  тела. Аналогичным образом, если  тело подвергается воздействию  какого-либо стимула (света или  тепла, например), именно ум воспринимает  и обрабатывает чувственные данные  и принимает решение о соответствующей  реакции.

 Для  того, чтобы сформулировать собственную концепцию взаимодействия души и тела, Декарту необходимо было отыскать некий физический орган, в котором они могли бы сочетаться. Поскольку он, в соответствии с давней философской традицией, считал душу абсолютно простой по строению, то есть не имеющей внутри себя никаких составных частей, то взаимодействовать она могла только с каким-нибудь одним телесным органом. По его убеждению, такой орган должен находиться где-то в мозге, поскольку опытные данные показывали, что впечатления движутся от периферии в мозг и, наоборот, все импульсы движения исходят из мозга. Было совершенно ясно, что мозг во всех психических процессах играет какую-то особую роль.

 Необходимо  было отыскать такую структуру  в мозге, которая была бы  одновременно единой и единственной (то есть не имела бы внутренних подразделений и не дублировалась бы в каждом из полушарий мозга). Такой структурой — с точки зрения Декарта — является шишковидное тело или сопапит. Именно этот мозговой орган он и объявил местом встречи души и тела.

Декарт  описывает это взаимодействие в  типично механистической манере: движущиеся по нервным трубкам животные соки определенным образом запечатлеваются в шишковидном теле, и на этой основе ум создает чувственные образы, восприятия. Иными словами, количество движения (поток животных соков) создаст душевное качество (восприятие). Справедливо и обратное: ум неким образом запечатлевает себя в шишковидном теле (не совсем понятно, правда, как это происходит), а последнее, в свою очередь, отклоняясь в ту или иную сторону, направляет токи животных соков к тем или иным мускулам тела. В результате же возникает физическое движение. Таким образом психическое состояние человека вызывает свойственные его телу физические движения.

 

Вклад Декарта: механизм и проблема соотношения  души и тела

 

 Пожалуй, самым значительным вкладом Декарта в становление современной науки является его попытка решить одну из наиболее запутанных философских и психологических проблем — проблему соотношения души и тела. В течение многих столетий мыслители ломали голову над тем, как различить душу, идеальное, и тело, материальное. Первоначально центральный вопрос здесь представляется абсолютно простым: различаются ли вообще между собой душа и тело, мир идеальный и мир реальный? Но эта легкость обманчива. В течение тысячелетий мыслители занимали по этому вопросу, в основном, дуалистическую позицию: душа (ум, мышление, дух) и тело имеют совершенно различную природу. Однако принятие подобной позиции влечет за собой следующий вопрос: если душа и тело совершенно различны, как возможно их взаимоотношение? Полностью ли они независимы, или все же некоторым образом влияют друг на друга?

 Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может оказывать существенное влияние на тело, однако обратное воздействие крайне незначительно. Современные историки предлагают в пояснение этих взглядов следующую аналогию: взаимоотношения души и тела подобны взаимоотношениям между куклой и кукольником, где кукольник — это душа, а кукла — тело (Lowry. 1982).

 Декарт же по этому вопросу занял дуалистическую позицию. С его точки зрения, душа и тело действительно имеют разную природу. Однако он существенно отходит от прежней традиции в трактовке их соотношения. По его мнению, не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души. Мы имеем здесь дело не с однонаправленным воздействием, а с обоюдным взаимодействием. Эта весьма радикальная для XVII века идея имела ряд важных последствий как для философии, так и для развития науки.

 После публикации этих идей Декарта многие его современники пришли к выводу, что нет более оснований считать душу единственным и полновластным господином обеих сущностей — кукольником, дергающим за веревочки. Душа не является полностью независимой от тела. Роль тела стала восприниматься совершенно иначе: те функции, которые прежде приписывались только душе, теперь стали относить к телесным функциям.

yaneuch.ru

Человек как тело и дух

Человек как тело и духНе открою Америку если сообщу, что наше настроение зависит от состояния нашего тела и наоборот, настроение может оказывать влияние на тело. Есть взаимосвязь, которую каждый человек ощущает на себе постоянно. Религии определяют человека как тело и дух. Еще что-то говорится о душе, но ее сейчас я не буду касаться. Хотя определенное представление о душе у меня есть. Какие же образом работает система — человек как тело и дух?

В моем понимании, душа это некое энергетическое образование,типа ауры, которое формируется из замкнутых потоков энергии, испускаемых единицей осознания «Я», а иначе — духом. Посредством прямолинейных потоков энергии, человек, как духовная единица «Я», взаимодействует с окружающей материальной вселенной, испускает исходящие и получает входящие потоки энергии, осознает себя, находится в состоянии Бытия.

Но между «Я» и окружающей вселенной находится тело, которым «Я» управляет и посредством которого, получает сигналы от окружающего мира: свет, температуру, звуки, запахи и многие другие. Идет постоянный обмен потоками между «Я» и вселенной, и эти потоки изначально гармоничные, прямолинейные, неискаженные. У физического тела есть свое энергетическое поле, у которого тоже есть своя частота. И когда тело, управляемое «Я»- духом, совершает ошибку, неправильное действие, например больно ударяется о землю, камень, получает травму, то в энергетическое поле тела вносятся искажения в виде завихренных потоков энергии, которые как бы застывают в том месте тела, которому был причинен ущерб.

Аура человека

Ну вот представьте себе светлую, чистую яйцеобразную ауру вокруг тела. И в том месте светлого кокона, где была получена травма,образуется темное пятно. В этом месте образуется темная область, контроль которой со стороны «Я»-духа затруднен. Чем больше травм получал человек в течение жизни, тем больше в ауре его тела темных пятен, говорящих о наличии тех или иных отклонений от нормального состояния энергетического поля тела. Эти места и органы «Я» хуже контролирует или вообще не контролирует в связи с тем, что частота «Я» более высокая и гармоничная и «Я»-дух просто не может вступить в контакт с телом и тело начинает действовать в большей степени самостоятельно.

Так тело может вообще выйти из-под контроля духа, и в связи с этим дух может покинуть тело вообще, так как считает, что потерпел поражение. А тело, вышедшее из-под контроля духа, либо превращается в животное, имеющее исключительно материальные потребности и инстинкты, либо умирает. Ну, не буду дальше развивать свое представление, а то таким образом могу совсем запутать читателей и втянуться в длительные объяснения своего представления и подвергнуться жесткой критике. Это мое понимание взаимодействия «Я», души и тела. «В здоровом теле — здоровый дух».

Человек дух душа тело

Чем лучше состояние физического тела, чем меньше травм и болезней у него, тем светлее его аура, чище и гармоничнее энергетическое поле тела, тем легче управляет этим телом «Я» и тем ближе частота энергетического кокона тела к частоте «Я». В общем, если бы тело было абсолютно здоровым, то оно бы находилось в полной гармонии с духом-«Я» и энергетическая частота тела была бы очень высокой. Тело находилось бы под полным контролем «Я» и волны эмоции , получаемые от тела духом-«Я» и направляемые от «Я» к телу были бы очень высокими. Что мы можем наблюдать в своей жизни.

Вспомните свои детские ощущения счастья, радости, веселья, игры, праздника, когда тело было здоровым. Эмоции были чистыми и высокими, ощущение радости и счастья более полным. Таким образом, приводя в порядок физическое тело, мы поднимаемся по частоте эмоций к более высокому состоянию духа, духовной свободы. А свободный духом человек более общителен, более гармоничен и соответственно более красив и счастлив. Внимание такого человека может быть свободно направлено им на что угодно, в любые вселенные и на любые фантазии, на создание чего-то нового. А когда «Я» занято решением проблемы управления поврежденных частей тела, то дух привязывает свое внимание к этим местам и становится несвободен. Освобождая тело от болезней и проблем, мы делаем себя более свободными, счастливыми и красивыми. Вот вкратце, такое у меня представление о том, как взаимодействует человек как тело и дух.

Источник

vzglyadzagran.ru

ДУША, ДУХ, ТЕЛО - ДНЕВНИК РАЗМЫШЛЕНИЙ

Человек представляет собой сложное целое, организованное определенным образом. Поскольку он не является неорганическим, неодушевленным телом, о его организации нельзя говорить как о структуре или строении. И о частях человека тоже нельзя говорить. Части могут быть только у трупа. Говорят, правда: строение тела. Но тело или организм человека — еще не сам человек. Иными словами, человек больше, чем его тело, организм.        Так что же такое человек в смысле его организации? Из чего он состоит? Это сложнейший вопрос…

Одно ясно: центральным моментом организации человека является определенное соотношение, синтез, единство психического и телесного (физического), духовного и материального. Об организации человека можно сказать еще так: человек — это его дух, душа и его тело.

    Как духовное-психическое существо человек наделен сознанием, мышлением, волей, чувствами, эмоциями. Как телесное (физическое) существо человек наделен разными физическими способностями: к питанию, активности-движению, половому общению.

В общем балансе человеческой жизни-деятельности ни физическая (материальная), ни духовная (психическая) стороны не преобладают, не довлеют одна над другой. Та и другая стороны одинаково важны. Их необходимо развивать, культивировать, совершенствовать.

К сожалению, в современном обществе, по крайней мере в цивилизованных странах, человек явно деформирован: многие его способности, стремления, импульсы сдвинуты в психическую, духовную сторону. Взять хотя бы образование. Оно нацелено, по преимуществу, на развитие духовных способностей человека. Между тем обучение-образование должно делиться пополам на занятия физического и духовного порядка. Под физической культурой следует понимать всё, что укрепляет физическое здоровье, что развивает и совершенствует телесные способности человека. Это и танцы, и бег, и закаливание, и гимнастика, и различные виды боевых искусств, и еще многое другое. Тело мстит человеку, если он плохо заботится о нем.

Душа и дух различаются тем, что в понятии «душа» выделяется-подчеркивается индивидуальная составляющая духовно-психического, а в понятии «дух» — надиндивидуальная составляющая, то, что привязывает-приобщает человека к человечеству, к его культуре (в религиозной интерпретации — к Богу, ко всему божественному).

Психика — такая «часть», которая неразрывно связана с человеком и с другой «частью» человека, которую обычно именуют телом. Да, о психике и психическом говорят порой как о чем-то отдельно существующем, вне связи с остальными сторонами человеческой деятельности. Это либо научная абстракция (у психологов), либо представление, основанное на идее бессмертия души и возможности ее отделения от тела.

Выше было сказано, что психика — высший орган управления поведением человека. Это значит, что ее можно сравнить с генералом, который командует армией. А под армией в таком случае следует понимать тело человека. Невозможно представить психику (душу) без тела, как невозможно представить (действующего) генерала без армии.

Почему люди вновь и вновь пытаются их разделить и противопоставить? Ведь этим занимаются не только религиозно настроенные люди. Много таких среди философствующих (их называют идеалистами), аскетствующих и мистически настроенных. Дело в том, что человек, в отличие от животных, общается-взаимодействует с внешним миром не только с помощью телесных органов — органов чувств и действия, — но и с помощью искусственных средств — письменности, технических средств связи, технических средств действия-движения. Соответственно, психика человека, в отличии от психики животного, формируется и функционирует не только на основе телесного контакта-взаимодействия с окружающим миром, но и на основе упомянутых внетелесных искусственных средств. Отсюда относительная независимость человеческой психики (души, духа, мышления, сознания, воли, чувств) от телесного, т. е. от тела. Очевидно, что психика человека меньше зависит от его тела, чем психика животного от тела этого животного. Точнее, не меньше, а меньше и больше, в чем-то меньше, в чем-то больше[1]. То есть рамки связи, взаимодействия, взаимоопосредствования человеческих психики и тела как бы раздвигаются: в чем-то связь становится сильнее, а в чем-то слабее, в чем-то проще, в чем-то сложнее, в чем-то более непосредственной, а в чем-то более опосредованной и т. д.

Так вот, возможность противопоставления духа и тела вытекает из осознанного или неосознанного акцентирования внимания на моменте относительной независимости человеческой психики от тела. Такое акцентирование внимания может наступить в результате неумеренного использования искусственных средств общения-взаимодействия с окружающим миром и возникновения иллюзии, что наши телесные органы чувств-действия не более, чем передатчики-проводники ощущений и действий, что они играют в нашей жизни исключительно инструментально-техническую роль. Например, книжник (книжный червь, книжная душа) рассматривает свое тело почти как чужое, а то и как чуждое, враждебное своему духу, как темницу-тюрьму своей души.

В настоящее время в связи с компьютерной революцией и появлением интернета создается еще более благоприятная почва для противопоставления духа и тела. На смену традиционному, книжному в своей основе (религиозному и философскому) идеализму приходит информационно-компьютерный идеализм-виртуализм.

[1] Например, жизнь и судьба (в том числе психика, душа, дух) пианиста неизмеримо больше зависят от состояния, особенностей формы его рук, чем жизнь, психика высшего животного от состояния и формы его конечностей.

Тело — темница души?

Платоновский Сократ [1]: “...истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности в отличие от большинства, которое корыстолюбиво” (Федон, 82c). “Кто заботится о своей душе, а не холит тело, тот расстается со всеми этими желаниями” (82d). “Тем, кто стремится к познанию, хорошо известно вот что: когда философия принимает под опеку их душу, душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве...” (82е)[2]

Нехитрая схема: философ гонит от себя все желания тела, поскольку он занят философствованием, т. е. размышлением. Это такая же глупая позиция, как и обратная, когда некоторые представители физического труда с презрением относятся к представителям умственного труда, называя их паразитами, никчемным людьми и т. д., и т. п. В этих высказываниях Платона — одно из первых проявлений профессиональной ограниченности или даже профессионального кретинизма. Всяк кулик хвалит свое болото. Кто чем занимается, тот хвалит свое занятие и порой ругает или низко ценит другое. Негоже философам уподобляться этим неумным людям.

Кроме того, обвинять большинство людей в корыстолюбии, как это делает Платон, — просто непорядочно. Откуда он взял, что большинство людей корыстолюбиво?! Он что: проводил социологическое исследование или он — бог, который всё ведает, всё знает? Поскольку в древности социологические исследования еще не проводились, остается второй вариант: философ вообразил себя всезнающим богом или, что одно и то же, мудрецом (а не философом, т. е. любителем мудрости).

К сожалению, Платон не одинок в своем аристократическом презрении к людям, к большинству. Вспомним, например, что говорил Гераклит: «лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу — бренным вещам, а большинство набивает брюхо подобно скоту». Из известных философов в критике большинства людей наиболее преуспел Ф. Ницше («Поистине, — писал он, — человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым. И вот я учу вас о сверхчеловеке: он — это море, где потонет презрение ваше»).

[1] Под выражением "платоновский Сократ" имеется в виду не подлинный Сократ, а персонаж платоновских диалогов.

[2] См.: Платон. Собр. соч. в 4 т.т. Т. 2, М., 1993. С. 14, 38, 39.

lev-balashov.livejournal.com


Смотрите также