"Путешествие по городу фразеологизмов". Урок русского языка в 5-м классе. Одним духом отшагали фразеологизм


Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Кондакова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И.Идельгина» Олекминского района РС(Я).

Тема урока: Фразеологизмы.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице

языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи:

образовательные: научить распознавать фразеологические обороты, отличать их от дру-

гих речевых единиц;

развивающие: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и

письменной речи; обогащать словарный запас школьников; развивать навык работы со

словарями, умение определять лексическое значение фразеологизмов;

воспитательное: воспитывать любовь к языку, его красоте и многозначности.

Оборудование: рабочие тетради, учебники, раздаточный материал, фразеологический

словарь, на уроке использовать компьютер, интерактивную доску.

Ход урока.

1.Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3.Объяснение нового материала.

А) Ребята , тему нашего урока вы сможете определить, если скажете , как одним

словом назвать эти высказывания ( слайд 1):

Как снег на голову

Море по колено

Тише воды, ниже травы

Задирать нос

(Это фразеологизмы)

- Правильно, это фразеологизмы ( слайд 2).

Б) Напишите название темы урока в ваши рабочие тетради.

- Какие цели мы поставим перед собой? ( узнать о фразеологизмах, их признаках,

научиться использовать их в речи)( слайд 3).

- Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто будет работать спустя рукава и надеюсь, что мы будем шевелить мозгами, работать бок о бок, душа в душу , не покладая рук.

- Что я сейчас использовала в речи? (фразеологизмы)

В) Откройте учебники на странице … и прочитайте определение слова фразеологизм.

- Так что же такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов)

- Какой раздел науки о языке изучает значение и употребление фразеологизмов?

(фразеология) ( слайд 3). ФРАЗЕОЛОГИЯ ( от греч.phrasis- выражение, оборот речи и logos-

учение) – раздел науки о языке, изучающий значение и употребление фразеологизмов

(слайд 4).

Слово учителя: Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним

относятся пословицы , поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе

наблюдений человека над общественными и природными явлениями; другие связаны с

мифологией и реальными историческими событиями; третьи вышли из песен, сказок,

загадок, литературных произведений.

Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной.

Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

4. - Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали. Что фразеология не обошла их стороной. Сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец и проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Перед вами начало фразеологизма, вы молча записываете концовку ( слайд 5).

Голоден как…

Труслив как…

Хитер как…

Грязный как…

Упрям как…

Здоров как…

Болтлив как…

Колючий как…

Нем как…

Взаимопроверка с помощью доски: волк, заяц, лиса, свинья, осел, бык, сорока, еж, рыба. ( слайд 6)

5. – Сейчас нам предстоит выполнить задания. По ходу работы вы поймете , как возникли фразеологизмы, сможете определить синтаксическую роль фразеологизмов.

1) На доске в беспорядке написаны части фразеологизмов.

- Соедините разбросанные части фразеологизмов и запишите в столбик ( слайд 7).

Яблоко раздора

Водить за нос

Вот где собака зарыта

Медвежья услуга.

- А сейчас узнаем происхождение этих фразеологизмов ( слайд 8,9,10).

2) Попробуем определить синтаксическую роль фразеологизмов.

Летчики в поте лица стараются выполнить план летной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колеса.

- Сколько фразеологизмов в предложении?

- Кто хочет выйти к доске и подчеркнуть фразеологизмы как члены предложения?

Летчики в поте лица стараются выполнить план летной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колеса ( в поте лица – обстоятельство, палки в колеса- дополнение)

Вывод: в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

6. Работа с фразеологическим словарем (слайд 11)- записаны фразеологизмы, нужно найти в словаре значение этих фразеологизмов, записать его в тетради.

Как снег на голову –

Воды в рот набрал –

Тише воды, ниже травы –

Плыть по течению –

- Давайте проверим, все ли верно ( слайд 12)

- Что вы будете делать, если не знаете значения какого либо фразеологизма? ( обратимся к фразеологическому словарю)

- Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

7. Чтобы выполнить это задание необходимо вспомнить, что такое синонимы и

антонимы. Здесь мы будем работать по вариантам. Даны фразеологизмы: рукой подать, одного поля ягоды, за тридевять земель . 1 вариант подбирает синонимы, 2 вариант – антонимы ( слайд 13).

Слова для справок: перед носом, два сапога пара, другой породы, у черта на куличках, как картинка, два шага, из одного теста, белая ворога, из другого теста, чучело гороховое,на краю света. ( слайд 14)

Проверка ( слайд 15).

8.Домашнее задание.

- Вы уже узнали все о фразеологизмах. Дома выполните следующее задание. Я вам раздала карточки с текстом ( слайд 16).

- Перепишите текст. В тексте нужно найти 10 фразеологизмов, употребленных в переносном значении, и объяснить их смысл.

Попались на удочку.Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову.У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.Ответ: (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).

9.Подведение итогов урока.

- Ребята, вам понравился урок? Что мы с вами сегодня делали на уроке? ( Узнали, что такое фразеологизмы, научились определять их признаки, находить их в тексте и др.) Теперь остается только впустить эти замечательные устойчивые словосочетания в свой лексикон и сделать их своими друзьями. Уверяю вас, что это обогатит вашу речь, сделает ее более насыщенной, образной, красивой. Помните , что современному обществу нужна .здоровая и образованная молодежь!

infourok.ru

Урок русского языка на тему " Значение и употребление фразеологизмов"

Урок русского языка в 6 классе по теме «Значение и употребление фразеологизмов».

Данная тема изучается в разделе «Лексика» обзорно, упражнения по данной теме распределены по всем разделам учебника. Мною было принято решение систематизировать и расширить знания о фразеологических оборотах. Поэтому я решила провести урок-практикум о фразеологизмах.

Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

Также, занимаясь подготовкой к ЕГЭ в старших классах, мною было выявлено, что учащиеся с большим трудом находят фразеологизмы, поэтому в системе нужно работать по данной теме. Чтобы лучше ребята ориентировались в данной теме, урок должен быть ярким, нестандартным, запоминающимся. Материал к уроку подобран таким образом, что может быть использован как при коллективной, групповой, так и индивидуальной форме обучения. Данный урок предполагает выполнение и достижение определённой цели и задач. Для достижения целей и задач на уроке используются стандартные и инновационные методики. Рассматриваются разнообразные рубрики, предполагается применение мультимедийного проектора. Материал урока подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление: учит сравнивать, анализировать.

Разработанный мною урок даёт возможность применения новых информационных технологий в рамках школьного образовательного процесса, а также использование новых информационных ресурсов, в частности Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Значение и употребление фразеологизмов.

Цели:

1) Повторить известное о фразеологии и фразеологических оборотах, ярких образных выражениях, углубить и расширить знания учащихся по теме урока.

2) Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.

3) Повышать речевую культуру школьников, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.

Задачи урока:

1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

2) развивать творческие способности и образное мышление школьников;

3) обогащать словарный запас школьников;

4) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал,школьный фразеологический словарь под редакцией В.П. Жукова ,

справочная литература, индивидуальная таблица достижений.

Подробный конспект урока

1.Самоопределение к деятельности.

Учитель: Внимание на экран. Что вы увидели на экране?

Ученики: Рыбалку.

Учитель: Перед вами текст. Прочитайте заглавие. Как вы думаете, о чём будет идти речь в тексте?

Ученики: О рыбалке.

Учитель: Послушайте текст. Соответствует ли содержание текста заглавию? (слайд- 5,6)

Попались на удочку.

Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём, да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тёте. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому–нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Учитель: Послушайте текст. Соответствует ли содержание текста заглавию

Ученики: Нет.

Учитель: О чём этот текст?

Ученики: Об обмане, некрасивом поступке.

Учитель: Почему так поступил сын лесника? Прочитать вам текст до конца?

Хотели бы вы, чтобы с вами так поступили? А сами бы вы как поступили?

Ученики:?!

Учитель: Сколько абзацев в тексте? Из второго абзаца выписать в столбик сочетания слов в переносном значении. Рядом написать их прямое значение.(Работа в парах)

Учитель: Перечислим сочетания слов с теми значениями, которые вы написали. (слайд7)

Уши развесили слушать с увлечением, доверчиво

Голову потерял обрадовался

Покою не давал надоедал,

Собаку съел иметь опыт, навык, основательные знания

Попались на удочку давать себя обмануть

Прочитаем текст со словами, имеющими прямое значение. Какой текст интереснее? При помощи каких выражений текст становится более ярким, выразительным?

2. Актуализация знаний и мотивация.

Учитель: Ребята, так над чем мы сегодня будем работать?

Ученики: Над устойчивыми словосочетаниями.

Учитель: Как они называются иначе? Помните? Что вы знаете о фразеологизмах ?

Мы уже сегодня работали над фразеологизмами по тексту. И сделаем вывод. (слайд 8)

Тема: « Значение и употребление фразеологизмов». (слайд 9)

МОЯ ЦЕЛЬ на уроке…. (слайд 10)

Учитель: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

Учитель: Прочитайте отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. (слайд -11,12)

Старуха сидит под окошком.

На чем свет стоит мужа ругает…

Учитель: Можно ли на основании первых двух приведенных строчек понять, как именно старуха называет старика? Далее идут знакомые вам строки:

Дурачина ты, прямой простофиля…

Ученики: Можно. Фразеологизм «На чем свет стоит ругать» значит ругать очень сильно, не стесняясь в выражениях, называть кого-либо дураком.

Учитель: Поймете ли вы меня, если услышите следующие предложения: (слайд -13)

Вы заблудились в трех елях.

У него на неделе семь четвергов.

Он привык из кильки делать слона.

Учитель: Замените неверные, на ваш взгляд, слова привычными, правильными. (слайд -14,15)

Он заблудился в трех соснах.

У него на неделе семь пятниц.

Он привык из мухи делать слона.

Учитель: Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? (Работа в группах)Мы дружно работали сложа руки.Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.Яшка сломя голову остановился.

Учитель: Рисунки. Обратим внимание на рисунок. Ч то он обозначает?

Как это явление называется в русском языке? (слайд -20,21)

Ученики: Антонимы

Учитель: Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3)засучив рукава 3) у черта на куличках

Учитель: Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) кто во что горазд 1) в двух шагах

2) как снег на голову 2)кто в лес, кто по дрова

3) ни рыба ни мясо 3) как гром среди ясного неба

4) рукой подать 4) ни то ни сё

Вывод: Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Учитель: Проведём наблюдение: используются ли фразеологизмы в обычной речи или только в литературной. (слайд -22,23,24)

«Теперь крышка,- подумал я.- Гроб с музыкой».

Ученики: Этот фразеологизм чаще используется в разговорной речи. Так говорят, когда попали в сложную ситуацию.

«Всё кончено», - подумал я.

Ученики: Этот фразеологизм больше подходит к литературной нормированной речи. Его можно встретить на страницах книг.

Водить за нос, ломать голову, сложить оружие, карточный домик, краеугольный камень, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще.

Вывод: Фразеологизмы используются как в разговорной, так и в литературной речи и украшают её.

3. Открытие нового знания.

Учитель: Существуют ли фразеологизмы в других языках?

Ученики:?!

Учитель: Рассмотрим таблицу. (слайд -26,27)

Русский язык

с глазу на глаз

без свидетелей

Французский язык

tête-â-tête

голова к голове

Английский язык

face to face

лицом к лицу

Немецкий язык

unter vier Аugen

между четырёх глаз

4. Первичное закрепление.

Языки мира

Русский язык

Из польского – попасть с дождя под водосточную трубу

из огня да в полымя

Из чешского – делать из комара верблюда

делать из мухи слона

Из немецкого – дождь льёт, как на дохлую собаку

дождь льёт как из ведра

Из киргизского – когда хвост верблюда коснётся земли

когда рак на горе свистнет

Вывод: Фразеологизмы – глубоко национальны, не переводятся буквально на другие языки

Учитель: Легко ли работать с фразеологизмами и их значением?

Ученики:?

Учитель: Что нужно знать и уметь, чтобы не ошибиться в значении фразеологизмов?

Ученики:?

Учитель: Поработаем над словарной статьёй из «Школьного фразеологического словаря». ? (слайд 30,31)

Учитель: Какую ещё справочную литературу по теме вы знаете?

Ученики:?

Учитель: Внимание на экран. (слайд-32,33)

5. Вывод.

Учитель: Сейчас отдохнём и сделаем вывод. Внимание на экран. Есть ли на слайдах надписи, в которых присутствуют фразеологизмы? (слайд -34,35,36)

Ученики:?

Учитель: Подведем итоги урока.

Мы узнали, что (слайд 37)

    • фразеологизмы имеют неизменный порядок слов.

    • к ним обычно нельзя добавить новое слово или заменить одно слово другим.

    • общий смысл фразеологизма не складывается из каждого отдельного слова, входящего в него.

    • правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость и образность.

Мы научились (слайд 38)

  • использовать фразеологизмы в речи.

  • правильно употреблять фразеологизмы.

  • познакомились с фразеологическими словарями.

Мои итоги урока

что знали

что узнали

трудности

хочу узнать

Приложение. Раздаточный материал.

Задание №1

Попались на удочку.

Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: «Пойдём, пойдём! Говорят, сын лесника такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тёте.

Задание №2

Сколько абзацев в тексте? Во втором абзаце выделить маркером сочетания слов в переносном значении. Написать над ними прямое значение.

Задание №3

Решение языковой задачи

Прочитайте отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Старуха сидит под окошком.

На чем свет стоит мужа ругает…

Можно ли на основании первых двух приведенных строчек понять, как именно старуха называет старика?

Узелок на память!

Задание №4

Поймете ли вы меня, если услышите следующие предложения:

Вы заблудились в трех елях.

У него на неделе семь четвергов.

Он привык из кильки делать слона.

Замените неверные, на ваш взгляд, слова привычными, правильными.

Узелок на память!

Задание №5

Работа в группах

Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов?

1группа

Мы дружно работали сложа руки. 2группа

Мы с другом долго спорили, но, в конце концов, нашли общий язык.

3группа

Яшка сломя голову остановился.

Узелок на память!

Задание №6

Подобрать к данным фразеологическим словосочетаниям антонимы из другого столбика:

рукой подать

гроша ломаного не стоит

на вес золота

спустя рукава

засучив рукава

у черта на куличках

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

кто во что горазд

в двух шагах

как снег на голову

кто в лес, кто по дрова

рукой подать

как гром среди ясного неб

Узелок на память!

Задание №7

Распределить фразеологизмы по сфере употребления: разговорные, книжные.

Водить за нос, ломать голову, сложить оружие, карточный домик, краеугольный камень, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще.

Задание №8

Найдите русское соответствие иноязычным фразеологизмам:

Группа №1

Из польского – попасть с дождя под водосточную трубу.

Группа №2

Из чешского – делать из комара верблюда.

Группа №3

Из немецкого – дождь льёт, как на дохлую собаку.

Для всех

Из киргизского – когда хвост верблюда коснётся земли.

Узелок на память!

Задание №9

Словарная статья из «Школьного фразеологического словаря»

ПРОГЛОТИТЬ ЯЗЫК. Разг. шутл.-ирон., употр. при подлежащем со значением лица. Перестать говорить, замолкнуть.

Ср.: п р и к у с и т ь язык. Он решил п р о г л о т и т ь язык и молчал до самой больницы. К.Паустовский. Колхида.

Узелок на память!

Мы узнали, что

  • фразеологизмы имеют неизменный порядок слов.

  • к ним обычно нельзя добавить новое слово или заменить одно слово другим.

  • общий смысл фразеологизма не складывается из каждого отдельного слова, входящего в него.

  • правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость и образность.

  • Узелок на память!

Мы научились

  • использовать фразеологизмы в речи.

  • правильно употреблять фразеологизмы.

  • познакомились с фразеологическими словарями.

Узелок на память!

Мои итоги урока

что знали

что узнали

трудности

хочу узнать

infourok.ru

"Путешествие по городу фразеологизмов". Урок русского языка в 5-м классе

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • овладение основами знаний по фразеологии русского языка и лексическими нормами, обогащение фразеологического запаса учеников, формирование учебно-языковых фразеологических умений;
  • развитие умения работы с учебной информацией, развитие интеллектуальных умений;
  • воспитание умения делать нравственную оценку деятельности человека.

Формы работы: групповая (класс разделён на группы по 6 человек), коллективная.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, цветные жетоны, конверты с картинками для рефлексии.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель приветствует класс:

Здравствуйте, ребята!

Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила нашу электронную почту и обнаружила в ней письмо для вас. Давайте прочитаем его.

Ученик читает письмо:

Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Дима.

Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.

Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.

Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.

Знакомство с новым материалом.

Беседа учителя с учениками:

- Кто написал это письмо?

- Что мы узнали о мальчиках?

- Всё ли понятно вам?

- Как вы думаете, почему Дима обратился к нам с просьбой помочь?

- А что обозначают выделенные сочетания слов?

Ученики объясняют значение выделенных сочетаний:

Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Жить как кошка с собакой - быть в постоянной ссоре, вражде.

Как без рук – совершенно беспомощен.

Учитель:

- Эти сочетания мы сможем найти во фразеологическом словаре.

И сегодня мы познакомимся с новым для вас разделом науки о языке – фразеологией.

- Что же такое фразеологизм. Прочитаем определение, записанное на доске.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

- Что значит выражение “устойчивые сочетания”? На что ещё надо обратить внимание?

Ученики:

- Фразеологизм можно заменить одним словом.

Учитель:

- Сравните фразеологизмы и слова, записанные на доске, и скажите, что является образным, эмоциональным? Сделайте вывод, зачем нам нужны фразеологизмы?

Работа в группах.

Задание: запишите фразеологизмы, подбирая к ним близкие по значению слова.

Рукой подать - …

Повесить нос - …

Кожа да кости - …

Ученики:

Рукой подать – близко

Повесить нос – загрустить

Кожа да кости – худой

Учитель:

- Фразеологизмы, как правило, имеют переносное значение. Сравните сочетания, докажите, что одно из них является фразеологизмом.

Ехать без билета

Ехать зайцем

Учитель:

- Источники фразеологизмов различны. Одни пришли к нам из народной речи. В них выразилась народная мудрость. Другие - из мифов и легенд, а третьи создали писатели и поэты.

Шиворот-навыворот.

В настоящее время эти слова кажутся безобидными, обозначая, что кто-то одел что-то наоборот, наизнанку. Но во времена Ивана Грозного это выражение связывалось с наказанием. Так одевали пойманного вора и возили по городу.

Ахиллесова пята.

Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали вражеские стрелы. У него было лишь одно слабое место – пятка.

Задание: закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди туда – не знаю куда, …

Скоро сказка сказывается, …

Это всё присказка, …

Закрепление материала.

Учитель:

- Я приглашаю вас совершить путешествие по городу фразеологизмов.

Вы будете работать в группах, помогая друг другу, советуясь. Только после того, как все члены вашей группы закончат выполнять задание, капитан команды поднимает руку и показывает, что вы готовы отвечать. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока мы подведём итоги и узнаем, какая группа победит.

В городе есть учёный кот. Он любит загадывать загадки. Попробуем и мы отгадать их.

Работа в группах.

Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм.

Карточка для первой группы.

Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь О них обычно говорят Водой …

Карточка для второй группы.

Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь…

Карточка для третьей группы.

Мы исходили городок Буквально вдоль и… И так устали мы в дороге, Что еле …

Игра “Четвёртый лишний”.

Из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Записать только 3.

Карточка для первой группы.

Хоть пруд пруди. Кот наплакал.

Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.

Карточка для второй группы.

Во все лопатки. Сломя голову.

Черепашьим шагом. В мгновенье ока.

Карточка для третьей группы.

Слово в слово. Тютелька в тютельку.

Вилами на воде писано.

Комар носа не подточит.

Игра “Фразеологический зверинец”.

С помощью рисованных подсказок дети должны правильно расставить слова в своих карточках и записать их.

Карточка для первой группы.

Голоден как…

Хитёр как…

Надут как …

Драчлив как…

Карточка для второй группы.

Нем как…

Труслив как…

Упрям как…

Грязный как…

Карточка для третьей группы.

Изворотлив как…

Болтлив как…

Колючий как…

Важный как…

Физкультминутка.

Учитель:

- К нам в город прилетела Баба - Яга и перепутала все фразеологизмы. Попытаемся всё исправить.

Задание: распределить фразеологизмы по значению:

1) “бездельничать”

2) “обманывать”

3) “быстро”.

Сломя гол..ву, с...деть сл..жа руки, вт..рать оч(?)ки, корчить лодыря, бить баклуши, в..дить (за) нос, (во) весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к).

Учитель:

- Фразеологизм является одним членом предложения.

Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, определите их синтаксическую роль.

Запишите первое предложение, выполните его синтаксический разбор.

Обычно Витя Перепёлкин сч..тал ворон на уроках.

Но в этот день он пр..бежал в школу ни свет ни заря. Витя сг..рал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их и..править.

У доски он долго соб..рался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание.

Витя был на седьмом небе от счаст..я.

Подведение первых итогов. Проверка усвоения знаний.

Учитель:

- Продолжим наше путешествие по городу фразеологизмов и зайдём в картинную галерею.

Вы должны по рисунку назвать фразеологизм. Кто быстрее это сделает, тот получит жетон и принесёт своей команде дополнительные баллы.

Приложение 1.

В это же время трое учащихся занимаются исследовательской работой. В незнакомом тексте находят фразеологизмы и дают толкование их значения. От количества найденных фразеологизмов зависит число баллов, которое дополнительно получит каждая команда.

Исследовательская работа.

Задание: выпишите фразеологизмы, попробуйте дать толкование их лексического значения.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Подведение итогов урока.

Учитель:

- Подведём итоги нашего путешествия.

-Что мы узнали? Чему научились?

-Что называется фразеологизмом?

- Каковы особенности фразеологизмов?

-Какова роль фразеологических оборотов в тексте?

- А теперь посчитайте свои жетончики. Мы определим группу, победившую в игре.

Задание на дом.

Выполните один из вариантов задания.

Вариант 1.

Составить 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.

Вариант 2.

Написать ответ на письмо мальчика Димы, используя фразеологизмы:

не распускать руки, не вешать нос, поговорить с глазу на глаз, найти общий язык.

Рефлексия.

Учащимся предлагается оценить своё эмоциональное состояние и выбрать картинку, которая отражает их настроение в данный момент.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по теме "Фразеологизмы". Курс "Занимательная грамматика"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепить понятие «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»;
    • выявить эмоционально – выразительные достоинства фразеологизмов;
    • научить употреблять и  узнавать фразеологизмы в речи.
  • Развивающие:
    • развивать речь учащихся, чтобы она была эмоциональной, логичной, лаконичной;
    • развивать устойчивый интерес к изучению языка;
    • развивать творческие способности и образное мышление школьников.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;
    • воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей;
    • воспитывать внимательное отношение к слову.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Эпиграф: (слайд 1)

Народ – властитель тайны слова И всех сокровищ языка, Им выткана его основа Для поколений на века.

У: Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, в которых содержится какая-то тайна. О выражениях, которые являются сокровищем русского языка. И о высказываниях, которые передаются поколениями.

III. Мозговой штурм

У: Дайте общее определение каждой группе слов. В каком значении употреблены дынные словосочетания? (Cлайды 2, 3, 4, 5)

У: Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатое выражение с этим словом:

  • Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)
  • Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)
  • Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)
  • Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода)

IV. Актуализация знаний (слайд 6)

– Как же называется тема нашего урока? – Что значит это слово? – Что такое фразеологизмы? – Как называется наука, изучающая эти выражения? – Для чего мы используем их в речи?

V. Первичное закрепление

У: Составьте из карточек, которые находятся в конверте, фразеологизмы и вспомните их значение.

  1. От нечего …(делать)
  2. Ни к селу …(ни к городу)
  3. Спустя …(рукава)
  4. Утереть …(нос)
  5. Пальчики …(оближешь)
  6. Зарубить на …( носу)
  7. С минуты …(на минуту)
  8. Прикусить …(язык)
  9. Яблоку негде …(упасть)
  10. Бросать деньги …(на ветер)
  11. В час по …(чайной ложке)
  12. Ни жив …(ни мёртв)
  13. Ни в зуб …(ногой)
  1. Бить …(баклуши)
  2. С горем …(пополам)
  3. Как снег …(на голову)
  4. Писать с красной …(строки)
  5. Выйти сухим …(из воды)
  6. Концы …(в воду)
  7. В голове …(ветер)
  8. Не успел глазом …(моргнуть)
  9. Развесить …(уши)
  10. Как сквозь …(землю провалился)
  11. Язык без …(костей)
  12. Задрать …(нос)
  13. Набрать в рот …(воды)

У: Дополните высказывания, вспомнив характерные признаки некоторых животных. (Cлайд 7)

VI. Изучение нового

У: Откуда пришли фразеологизмы в нашу речь? (Cлайд 8)

У: Угадай фразеологизм по рисунку. (Cлайды 9-18)

VII. Физминутка (слайд 19)

VIII. Аудиофрагмент (слайд 20)

У: Какие фразеологизмы звучали?

У: Какое они имеют значение?

IX. Творческая работа

У: Нарисуйте  фразеологизм (работа в команде).

У: Найди фразеологизмы в тексте и подчеркни их. (Работа в парах)

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье. – Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы. – Вот пустомеля, – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. – Ничего, ребятишки, – успокоил нас дед, – со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

X. Итог урока

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка по теме "Фразеологизмы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

1. Организационный момент.

2. Чистописание.

Презентация. На слайде два высказывания, которые дети пишут в тетрадь

Хватать звезды с небес. Не ударить в грязь лицом.

3. Постановка проблемы, определение целей урока.

– Как вы поняли это высказывание? – Как называются такие выражения в русском языке? Что это? (Кто-то отвечает, кто-то не знает совсем.) – перед нами проблема: Мы не знаем, что это за сочетания слов. – Цель урока – Узнать, как называются такие выражения и научиться их расшифровывать. – Как поймем, что достигли цели? (Увидим, что стали понятны эти обороты, знаем как с ними работать).

4. План урока.

– Для достижения цели предлагаю сегодня работать по следующему плану (план на доске).

1) Что такое фразеологизм. 2) Фразеологический словарь. 3) Работа с фразеологическими оборотами. 4) Работа с текстом. 5) Тренировочные упражнения. 6 )Итог.

5. Работа по плану.

– Учебник откроем на с. 49. Читаем правило. Обсуждаем. – Найдите в стихотворении упражнения №83 фразеологический оборот. – Где искать расшифровку? (Фразеологический словарь с. 157.) – С помощью словаря расшифруйте фразеологизмы, записанные на чистописании. – Догадайтесь, что обозначают фразеологизмы на слайдах: Смотрит как баран на новые ворота. (Очень удивлённо.) Сесть в лужу. (Оказаться в неловком, смешном положении.) Рубит сук, на котором сидит. (Делает то, что может быть опасным для него же.)

Запишите в тетрадь первый фразеологизм.

– Физкультминутка. – В парах поработайте над карточкой-тестом. Выделите правильные ответы.

О каком человеке так говорят:

1. Он выйдет сухим из воды:
  • ловкий,
  • робкий.

2. У него денег куры не клюют:

  • богатый,
  • бедный.

3. У него зимой снега не выпросишь:

  • щедрый,
  • жадный.

4. Он водит всех за нос:

  • показывает людям дорогу,
  • обманывает людей.

– Работа с текстом в парах.

Пригласил нас как-то сын лесник к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке на воскресенье.

– Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться,– растерялись мы. – Вот пустомеля, – возмутился дед, – все время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

– Ничего, ребятишки,– успокоил нас дед, – со мной пойдете.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружье нам дедушка не дал. Малы еще.

– Чтение текста вслух.  – Посоветуйтесь и решите, каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку.)– Что означает это выражение? (Обманулись.)– Какие фразеологизмы вам встретились в тексте? Объясните их значение. (Пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.)– Запись предложения с комментированием на доске.

Мы попались на удочку.

– Подчеркните главные и второстепенные члены, укажите части речи, определите словосочетания. – Запишите в тетрадь один любой фразеологический оборот из текста.

Физкультминутка. Посмотрите на слайды – из истории возникновения некоторых фразеологических оборотов.

Время истекло – свыше 2,5 тысяч лет назад в Вавилоне появились водяные часы в виде высокого узкого сосуда с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло. Отсюда и “сколько воды утекло”, “текущий год”.

Спать без задних ног – спать очень крепко. Происхождение связано с тем, как спит лошадь. После тяжёлой работы лошадь ложится спать с расслабленными задними ногами. Если в это время заставить её подняться, то она будет пытаться встать на передние ноги, а задние некоторое время будут непослушными.

– Упражнение № 85 с. 50 учебника. – Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее. 2. Я устал и вышел из себя. 3. Я работал, не покладая рук. 4. Я устал, но взял себя в руки.

– Зачитайте. Объясните. – Что на уроке вызвало больше всего затруднений? Почему? Какие выводы делаем? – Домашнее задание.

На протяжении всего урока идет работа с планом урока. Дети определяют, на каком этапе находятся. Осмысливают, сколько осталось. Планируют силы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Внеклассное занятие "Знакомые незнакомцы" (фразеологизмы)

Разделы: Начальная школа

Цель: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

Задачи:

  • формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
  • обогащение словарного и фразеологического запаса;
  • формирование умения самостоятельно пополнять знания о языке;
  • формирование коммуникативных навыков.

Оборудование:

  • карточки с изображением животных;
  • лапоть, ступка, деревянные бруски, горох, яблоко, галоша, сапоги, перья гуся и курицы.
  • проектор.

Ход занятия

1. Организационный момент. Проблемный вопрос

Учитель: Попробуйте догадаться, о ком идёт речь?

Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. У них золотые руки, и они не держат камень за пазухой. Они любят заговаривать зубы, а иногда они их скалят. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами.

Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.

Учитель: «Вы догадались, о ком идёт речь?

Все ли сочетания слов вам были понятны?

Что же это за слова, знакомые, и в то же время не совсем понятные?

«Знакомые незнакомцы»– тема нашего внеклассного занятия.

2. Изучение нового материала.

Учитель: «Живут-поживают слова, ими мы пользуемся по отдельности или в виде сочетаний, но в какой-то момент они сливаются в неделимые сочетания и приобретают совершенно другой смысл. Такие сочетания называются фразеологизмы (от слова «фраза»– кусок речи)

Например: «Папа намылил сыну голову».

Ученик: Ну, тут всё понятно. Отец помогал сыну вымыть голову.

Ученица: Это предложение можно понять совсем по-другому. Отец сына отругал. Намылить голову– это фразеологизм.

Ученик: Ну почему ты такая умная?

Ученица: Я в отличие от тебя на уроке делом занимаюсь, а не лодыря гоняю.

Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!

Ученик: Да, что вы? У меня голова совсем не горячая.

Учитель: Я не имела ввиду высокую температуру, я хотела сказать, что вы– вспыльчивые люди.

Ученица: Ну, я то человек с головой.

Ученик: Совсем заучилась! А я что, по-твоему без головы?

Ученица: Голова то у тебя на нужном месте, но в ней ветер гуляет.

Ученик: Помогите мне разобраться, я её совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель: Даша права, она употребляла в своей речи выражения, которые называются фразеологические обороты, но ты Марсель не понял их значения.

Ученик: Да, придётся над этим голову поломать.

3. Работа в группах. Объяснить значения фразеологических оборотов

1 группа – не покладая рук, золотые руки, спустя рукава. 2 группа – ни ногой, одна нога здесь, другая – там, не чуя ног. 3 группа – золотое сердце, сердце в пятки ушло, тяжело на сердце.

Вывод: С помощью этих фразеологизмов вы можете описать внешний вид человека, его характер, настроение, отношение к другим людям.

Чем больше человек использует в своей речи таких выражений, тем ярче он и образнее выражает свои мысли.

4. Учитель показывает предметы: яблоко, горох, галоша, пара сапог

Вспомнить, фразеологические обороты, в составе которых есть эти слова и объяснить их значение.

  • Яблоку негде упасть
  • Горох об стенку
  • Во времена царя Гороха
  • Сесть в галошу
  • Два сапога пара
  • Яблоку негде упасть

5. Рассказ учителя. Показ предметов, связанных с историей фразеологизмов

Учитель: Образовались фразеологизмы по-разному. Многие из них связаны с историей нашей страны.

Не лыком шит – Старая Русь не могла обойтись без лыка-липовой коры. Из неё делали обувь – лапти. Лапти считались признаком бедности. Поэтому «не лыком шит» раньше означало, что человек не из простых, не беден. А сегодня это выражение мы употребляем в том случае, когда хотим подчеркнуть, что человек не простак, его нелегко провести.

Бить баклуши – Баклуши – небольшие продолговатые бруски мягких пород дерева, откалываемые от полена. Зимой, когда основные сельхозработы заканчивались, русские крестьяне долгими вечерами били баклуши, т.е. откалывали эти бруски, затем сушили их и использовали в качестве исходных заготовок для последующего вырезания ложек, мелкой кухонной утвари, игрушек и т.п. В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпрепровождением, т.е. вполне приравнивалось к безделью.

На лбу написано – всё ясно по выражению лица.

А происходит это сочетание от древнего обычая клеймить лоб преступника раскалённым железом, оставляя неизгладимые знаки. У этих несчастных на самом деле на лбу было написано их горькое прошлое.

Толочь воду в ступе – толочь воду в ступе заставляли в древних монастырях. Это было наказание за прегрешения. Работа совершенно бессмысленная , вырабатывала послушание, смирение. На самом же деле это бестолковое, ненужное занятие.

6. Выступление ученика

Такое простое слово – вода. Но в составе фразеологизма оно приобретает совсем другое значение. Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить значения фразеологических оборотов.

Чтение стихотворения В.Суслова «Как работает слово»

Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!» А гуси и утки-сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода». Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе! Воды в рот набрал! Лентяй отдыхает, а время идёт – Под камень лежачий вода не течёт. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? На дело, мол, воду носить решетом! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода

Объяснить значение фразеологических оборотов.

7. Работа в группах

Учитель: В русском языке много фразеологических оборотов связанных с образами животных.

Задание группам: вспомнить фразеологические обороты с образами животных и прикрепить табличку, на которой написана часть фразеологического оборота, рядом с изображением того животного, чтобы получился фразеологический оборот. Объяснить смысл фразеологизма.

Названия животных: волк, заяц, рак, бык, осёл, муха, комар, собака, кошка, медведь, уж, корова, сорока, рыба, ёж, свинья и т.д.

Изворотлив как………..

Нем как…… Колючий как………
Хитёр как……….. Красный как…………
Грязный как……….. Трусливый как………..
Плестись как………… Неуклюж как…………

….кот в мешке ……..в огород ….зарыта Мокрая…. ……на новые ворота ….на сене ….не валялся ….не подъедешь ….скребут на душе ……языком слизала и т. д.

8. Дополнительный материал рассказывает учитель

Козёл отпущения – так называют человека, на которого сваливают чужую вину. У древних людей существовал такой обряд отпущения грехов. Священник возлагал на голову козла руки, тем самым перекладывал на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Обряда нет, а фразеологизм остался.

Как с гуся вода (вышел сухой из воды) – всё человеку нипочём.

Мокрая курица – растрёпанный, растерянный вид человека.

У водоплавающих птиц оперение покрыто особой жировой смазкой, которую выделяют железы около хвоста гуся. Поэтому вода не смачивает перья и скатывается.

9. Задание в группах. Использование интерактивной доски

Ученики выходят к доске, подчёркивают фразеологизмы и объясняют их значение.

1 группа:

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, – сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, – говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

(Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)

2 группа:

Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля, – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки, – успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.Ответ: (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).

10. Выступление учеников

Фразеологизмы, с которыми мы познакомились, сочинил народ.

Но есть так называемые «крылатые выражения», взятые из авторских произведений. Их мы часто употребляем в своей жизни. В каждой басне И.А. Крылова есть такие фразы. Познакомимся с некоторыми из них.

Выступают ученики. Инсценировка басен «Кукушка и петух», « «Любопытный»,« Сурок и лиса», «Лебедь, рак и щука», « Слон и Моська».

10. Рефлексия

Сегодня на уроке…..

– было интересно, потому что…. – было трудно……. – я узнал…… – мне хочется больше узнать о …..

Литература

  1. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.– сост. В.Н. Иванкова.– М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004.
  2. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Изд. 5-е.– Ростов на Д : Феникс, 2006.
  3. Фразеологический словарь русского языка для школьников / Сост. Л.А.Субботина. – Екатеринбург : У – Фактория, 2005.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1992 г.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Внеклассное занятие по русскому языку в 4-м классе "В мире фразеологизмов"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение и правильно употреблять в речи;
  • совершенствовать коммуникативные умения учащихся;
  • создать условия для формирования в детях положительных качеств.

Ход урока:

I. Введение в тему урока.

Послушайте меня и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять – Прямо так употреблять. – Что такое фразеологизмы?

С какой целью мы их употребляем в своей речи?

II. Знакомство с новыми фразеологизмами.

Сегодня мы продолжаем знакомство с новыми фразеологизмами. Многие из них связаны с реальными историческими событиями. Мы употребляем фразеологизмы, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями.

Знаете ли вы, что обозначают данные фразеологические обороты:

– знать назубок

– где раки зимуют время,

– шиворот-навыворот

Сейчас я расскажу, что они обозначали в далёком прошлом.

Знать назубок

Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.

Где раки зимуют

Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.

 Шиворот-навыворот

Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

III. Найти фразеологизм. Объяснить смысл.

(Слушание магнитофонной записи.)

Рано утром мама – квочка В класс отправила сыночка. Говорила: “Не дерись, Не дразнись, не петушись. Поспеши, уже пора, Ну, ни пуха, ни пера!” Через час едва живой Петушок идёт домой. Ковыляет еле – еле

Он со школьного двора.

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

– Почему стихотворение заканчивается словами “нет ни пуха, ни пера”?

IV. Назвать фразеологизмы, в которых упоминаются названия животных.

Во фразеологизмах часто встречаются названия животных, человека. Народ очень внимателен, приметлив. Какая – то особенность человека, напоминающая важную черту животного, даёт жизнь выражению, а потом это выражение становиться фразеологизмом.

V. Подбор антонимов.

(Работа в парах.)

(Каждый фразеологизм напечатан на отдельной полоске бумаги. Дети соединяют выражения с противоположным значением.)

семи пядей во лбу волком смотрит
не робкого десятка голова садовая
слова не вытянешь заячья душа
быть на седьмом небе язык без костей
последнюю рубашку отдаст мастер-ломастер
золотые руки до седьмого пота
лодырь царя небесного зимой снега не выпросишь
добрая душа как в воду опущенный

Проверка.

Объяснение смысла.

 Послушайте отрывок из стихотворения Расула Гамзатова:

Он мудрецом не был, Он храбрецом не слыл. Но поклонись ему: Он человеком был.

– О каком человеке писал поэт?

(Ответы детей.)

Я очень хочу, чтобы вы выросли и стали порядочными людьми. Чтобы окружающие вас уважали, а близкие люди вами гордились.

VI. Работа над рассказом “Попались на удочку”.

Чтение рассказа учеником.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.

– Вот пустомеля, возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

– Ничего, ребятишки – успокоил нас дед, – со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Работа в парах.

Нахождение фразеологизмов.

Подчёркивание.

Объяснение смысла.

VII. Узнай фразеологизмы по рисунку.

 

 i

 Объяснение смысла.

VIII. Составление рассказа.

( Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает тему рассказа и опорные фразеологизмы.)

1). Мой друг.

(Водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)

2). На уроке.

(Ловил ворон, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья.)

3). На субботнике.

(Засучив рукава, до седьмого пота, не ударили в грязь лицом.)

4). Домашнее задание.

( Знал назубок, на свежую голову, на седьмом небе.)

5). На перемене.

(Сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)

Проверка.

IX. Итог урока.

Ребята, вы знаете немало фразеологизмов. Вы и дальше будете совершенствовать свои знания, работать над тем, чтобы свою речь сделать богатой, красивой. Я хочу вам показать две книги, общение с которыми будет для вас не только поучительным, но занимательным и интересным. Это “Краткий фразеологический словарь русского языка” Е. А. Быстровой, А. П. Окуневой и “Почему мы так говорим” В. Волиной.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также