Шпаргалка: Культура в годы Великой Отечественной войны. Поднятие духа народа в искусстве


Шпаргалка - Культура в годы Великой Отечественной войны

Культура в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие. 22 июня 1941 года прервало мирную жизнь советского народа – Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война, длившаяся без малого четыре года. Война с нацистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и в культурной сфере. Так, скажем, наука была переориентирована на нужды обороны. И годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Активно трудились на оборону физики А. Иоффе, С. Вавилов, П. Капица, Л. Мандельштам; химики Н. Зелинский, И. Гребенщиков, А. Несмеянов, Н. Семенов. Ученые А. Александров, Б. Гаев, А. Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей.

Свою лепту в укрепление оборонного потенциала страны внесли авиаконструкторы – Ильюшин, Лавочкин, Микоян, Петляков, Поликарпов, Сухой, Туполев, Яковлев. В конце войны С. Королев, М. Янгель начали закладку основ развития ракетной техники. А в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана.

На годы войны приходится «потепление» отношений церкви и государства. Советское руководство поняло, что церковь – это та организация, которая может быть использована для поднятия морального духа народа, т.е. может способствовать сплочению народа для борьбы против иноземных оккупантов. Поэтому стали снова открываться церкви, вновь стали функционировать духовные семинарии, в стенах которых готовились кадры священнослужителей для вновь открывающихся церковных приходов.

Еще большее влияние на сплочение и поднятие патриотического духа народа в военные годы оказало искусство. Опыт отечественного искусства в годы войны полностью опровергает ходячий афоризм: «когда стреляют пушки – музы молчат». Для нашего искусства Великая Отечественная война была временем мощного подъема во всех областях художественного творчества. Литература, музыка /особенно песенное творчество/, живопись и плакатная графика, документальное и художественно кино – все искусство военного времени, независимо от вида, жанра, стилистики, имеет общие черты, определенные самой жизнью.

Ярчайшей страницей культурной жизни блокадного Ленинграда была премьера Седьмой ленинградской симфонии Д. Шостаковича, посвященная защитникам города.

Седьмая симфония Д. Шостаковича

События 1936–1937 гг. на долгое время отбили у композитора желание сочинять музыку на словесный текст. “Леди Макбет” стала последней оперой Шостаковича; лишь в годы хрущевской “оттепели” он получит возможность создавать вокально-инструментальные произведения не “по случаю”, не в угоду властям. Буквально лишенный слова, композитор концентрирует творческие усилия в области инструментальной музыки, открывая для себя, в частности, жанры камерно-инструментального музицирования: 1-й струнный квартет (1938; всего в этом жанре будет создано 15 сочинений), фортепианный квинтет (1940). Все самые глубокие, личные чувства и мысли он старается высказать в жанре симфонии.

Появление каждой симфонии Шостаковича становилось огромным событием в жизни советской интеллигенции, ожидавшей этих произведений как подлинного духовного откровения на фоне убогой, задавленной идеологическим гнетом официозной культуры. Широкая масса советских людей, советский народ знал музыку Шостаковича конечно же гораздо хуже и едва ли вполне был в состоянии понять многие сочинения композитора (вот и “прорабатывали” Шостаковича на многочисленных собраниях, пленумах и заседаниях за “переусложненность” музыкального языка) – и это при том, что размышления об исторической трагедии русского народа были одной из центральных тем в творчестве художника. Тем не менее кажется, что ни один из советских композиторов не смог так глубоко и страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбою, как Шостакович в своей Седьмой симфонии.

7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала. Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом деле обладают огромной силой художественного воздействия.

9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. С тех пор, как оркестром Радиокомитета дирижировал К.И.Элиасберг, минуло 60 лет. Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.

Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней «Священная война» стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.

«Священная война»

(Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача)

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать…

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

В грозных испытаниях войны особенно ярко раскрылись лучшие черты народного характера – его неодолимая сила, упорство, оптимизм, готовность на любые жертвы, на подвиг ради победы. Первыми откликнулись на военные события публицистика и поэзия. Советская печать и радио развернули широкую патриотическую пропаганду, обратились к историческим традициям России и русской армии; создавали, порой не слишком заботясь о правдивости деталей, образы новых героев: В средствах массовой информации постоянно выступали самые известные советские писатели и поэты: К.М. Симонов, А.Н. Толстой, М.И. Шолохов, А.Т Твардовский, А.А. Фадеев, Б.Л. Горбатов и многие другие. Зачастую стихи становились песнями, получая воистину всенародное признание: «Священная война» В. Лебедева-Кумача /композитор А. Александров/, «В землянке» А. Суркова /композитор К. Листов/, «Огонек» М. Исаковского /композитор М. Блантор/, «Вечер на рейде» А. Фатьянова /композитор В. Соловьев-Седой/. Даже интимная лирика обретала героические черты, как знаменитое стихотворение К. Симонова «Жди меня».

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

“ Катюша ” (сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера)

Биографию «Катюши» – песни-ветерана – продолжает сама жизнь, вписав в нее множество памятных страниц. Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни.

Бойцы, подражая «Катюше», пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: «Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне».

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.

Основная задача советской литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу. Все это определило преобладание в советской литературе тяжелых лет войны таких специфических жанров, оперативно отражавших суровые будни фронта и тыла, как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы также создавались нашими писателями в годы войны.

Именно в эту грозную пору с обновленной силой звучит в произведениях многих писателей тема Родины, России. Этими чертами отмечена военная лирика поэтов разных поколений, эстетических школ, жизненного и творческого опыта, которых объединяло сознание огромного значения происходящего. Героический русский характер полнокровно раскрылся в поэме А. Твардовского «Василий Теркин», рассказе А. Толстого «Русский характер», главах из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину», повести К. Симонова «Дни и ночи».

Особое внимание в эти годы уделялось кинематографу как важнейшему средству массового средства идейного воспитания. Кино военных лет создает свою летопись, порой обращаясь к помощи литературы, но чаще – по оригинальным сценариям. Подвиг становится содержанием, сюжетом фильмов – подвиг воинский, трудовой, подвиг нравственный. Киноискусству открываются новые пласты жизни, новые грани народного характера. Хотя достижения кинематографа военных лет были неравноценны, его общий вклад в дело победы трудно переоценить. Кино черпало из жизни примеры героизма, стойкости, самопожертвования и в свою очередь возвращало зрителю заряд мужества, оптимизма, ненависти к врагу и веры в победу. Именно фильмы военных лет и прежде всего – «Секретарь райкома» и «Шесть часов вечера после войны» И. Пырьева, «Два бойца» Л. Лукова, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера, «Нашествие» А. Роома, «Радуга» М. Донского – имели огромное воспитательное значение и оставили значительный след в эмоциональной памяти народа.

www.ronl.ru

Искусство периода Великой Отечественной войны

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, МХК и ИЗО

Цели и задачи:

  • Образовательная: Опираясь на субъектный опыт, дать целостное представление о искусстве периода Великой Отечественной войны. Познакомиться, совместно с учащимися с культурой нашей родины в годы ВОВ.
  • Воспитательная: Вызвать у учеников чувство гордости за свою Родину, за свой народ, отстоявший мир от фашизма, чувство признательности и вечной благодарности тем, кто не вернулся с полей сражений, кто ценой своей жизни завоевал для будущих поколений мир и свободу.
  • Развивающая: Позволяет формировать следующие умения: вести диалог, выражать собственное мнение об увиденном.

Ход урока

Организационный момент.

Задача: Познакомиться с видами искусства периода ВОВ и выразить свое личное отношение, вызванное произведениями искусства. Перед вами лежат чистые листы бумаги, на которых в течении урока вы должны будете самостоятельно выразить свои чувства, мысли и отношения к увиденному и услышанному на уроке. Мы их с вами назовем творческими листами.

9 мая вся страна будет праздновать 65-летие со дня победы в ВОВ, которая нам досталась дорогой ценой.

Немного истории: Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей родиной. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. "Все для фронта, все для победы" - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. Именно мобилизация духовных сил советского народа в эти годы стало главной задачей нашего искусства.

Давайте вспомним, в каких видах искусства может быть отражена военная тематика. (листы на магнитах с надписями «литература», «музыка», театр», «кино», «живопись») Сегодня речь пойдет именно об этих видах искусства.

Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и ...писали.

Давайте вспомним уроки литературы. Кого из поэтов времен ВОВ вы можете назвать? А кто помнит известное стихотворение К. Симонова «Жди меня»? Какие чувства выражает это стихотворение?

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи породили многочисленные стихотворные ответы.

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Константин Симонов.

Давайте представим ситуацию, к нам в руки попало письмо с поврежденным текстом, а на войне это было не редкостью. Я предлагаю вам восстановить текст с помощью слов, размещенных на слайде. Вы можете применить свое творчество.

Стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи»

В полях за Вислой сонной Лежат в земле сырой Сережка с Малой Бронной И Витька с Маховой.

А где-то в людном мире Который год подряд Одни в пустой квартире, Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной Пылает над Москвой В окне на Малой Бронной, В окне на Маховой.

В годы Великой Отечественной войны получила развитие проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству.

Давайте на время представим себя летописцами времен войны. Вокруг идут боевые действия, и у вас есть буквально 2 минутки, для того, чтобы выразить свои чувства и мысли на творческих листах. Посмотрите видео и представьте, что вы находитесь именно в этом месте и в это время.

- Выводы (учитель совместно с учащимися): Публицистика войны не утратила своего значения и до наших дней – она и сейчас помогает бороться с идеологией фашизма и занимает особое место в жизни каждого человека.

Следующий жанр: живопись.

Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины.

Одним се самых популярных в годы войны стал плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, СПАСИ!», выполненный способом фотомонтажа. В центре плакатного листа изображена молодая женщина, прижимающая к груди ребёнка, защищая его от окровавленного фашистского штыка. На её лице нет страха: оно выражает гнев и презрение к врагу – чувства, которые владели всеми людьми и на фронтах, и в тылу. В тексте плаката большими буквами выделено слово «СПАСИ!». Что способствует повышению его эмоционального звучания.

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны.

Спустя неделю после её появился один из самых известных плакатов военных лет.

Кто из вас может назвать этот плакат? Ираклии Тоидзе - Родина Мать зовет. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Воздействие этого плаката заключено в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. Таковы были плакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби ГАДОВ!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Плакаты должны были подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу.

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

На время представьте себя художниками времен ВОВ. Попробуйте создать свой агитационный плакат или листовку, который может отражать ненависть к фашизму, мужество советских людей. На это задание вам отводится 5 минут. У вас на столах лежат листы, карандаши и фломастеры. Работаете вы в группах. После выполнения творческого задания вы должны объяснить, что вы хотели выразить своим плакатом.

Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала активно развиваться в это время выставочная деятельность. За годы войны было проведено много выставок, на которых художники представляли свои картины, этюды, рисунки. Давайте их рассмотрим.

Впечатляет суровый городской пейзаж А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», в котором удивительно точно передана атмосфера прифронтового города, подготовившегося к защите и смертельной схватке. Полотно Дейнеки «Оборона Севастополя»(1942): в сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.

«Мать партизана»(1943) Герасимова С. Можно отнести к самым лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешенную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ.

Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа.

Кто такие партизаны? Какую роль они играли в ВОВ?

Вывод: С той поры прошло много лет, выросло новое поколение художников, в творчестве которых нашла своё достойное отражение военная тематика, но произведения искусства, выполненные в годы войны, не только не утратили своего значения, но обрели ещё большую историческую ценность, как памятники героизму и мужеству великого народа.

Вернёмся к творческим листам. Отразите чувства, вызванные живописью времен ВОВ.

Следующий жанр: кинематограф.

Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные битвы с врагом.

Советские кинохроникеры, работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы ратной жизни, день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь Советской Армии до Берлина. С первых дней войны во фронтовых съемках кинохроники принимало участие более ста пятидесяти операторов.

На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Особенной популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались “Боевые киносборники”, составленные из короткометражных художественных фильмов.

К наиболее многочисленной из них относятся фильмы, запечатлевшие главные, события войны Советской Армии против немецко-фашистских захватчиков. Какие решающие битвы ВОВ из курса истории вы можете назвать?

Это такие ленты, как «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Сталинград» (1943), «Орловская битва» (1943), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945) и «Разгром Японии» (1945).

- Какую роль сыграла Сталинградская битва?

(примерный ответ) Битва была одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге была переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска потеряли стратегическую инициативу. Сражение включало в себя попытку вермахта захватить левобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние в городе, и контрнаступление Красной армии (операция «Уран»), в результате которого 6-я армия вермахта и другие силы союзников Германии внутри и вокруг города были окружены и частью уничтожены, частью захвачены в плен. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек.

Как вы думаете, какие чувства вызывали у людей периода ВОВ просмотры фильмов о войне?

(примерный ответ)

  • Патриотизм.
  • Героизм
  • Ненависть к фашизму
  • Мужество женщин и детей
  • Партизанская борьба.

В послевоенное время было создано много фильмов. И наверняка вы многие из них смотрели. Я предлагаю посмотреть кадры фильмов о военном времени определить их название. Вернемся к творческим листам, выразите свое отношение к фильмам военного времени.

Следующий жанр: театр времен ВОВ

Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады, также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.

С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства. Только в Москве было создано 700 таких бригад, в Ленинграде – 500. За время войны на фронте побывало около 4 000 артистических бригад, в которых было занято 42 000 творческих работников. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Следующий жанр: музыка времен ВОВ

Несмотря на тяжесть военных лет, советское государство проявляет большую заботу о сохранении и росте вокальных кадров. Эвакуированные театры продолжают работать, консерватории— растить молодых певцов. Значительной вехой в развитии системы музыкального образования этих лет является открытие в 1944 году Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, специального вуза, имеющего основной целью подготовку квалифицированных музыкально-педагогических кадров для нашей страны.

Музыканты вместе с воюющим народом ковали победу и продолжали писать песни. Евгений Винокуров в 1945 году

Я эти песни написал не сразу. Я с ними по осенней мерзлоте, С неначатыми, по-пластунски лазал Сквозь черные полу на животе. Мне эти темы подсказали ноги, Уставшие в походах от дорог. Добытые с тяжелым потом строки Я, как себя. от смерти не берег-

Их ритм простой мне был напет метелью, 3адувшею костер, и в полночь ту Я песни грел у сердца, под шинелью, Одной огромной верой в теплоту. Они бывали в деле и меж делом Всегда со мной, как кровь моя, как плоть. Я эти песни выдумал всем телом, Решившим все невзгоды побороть

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу.

Каждая военная песня имеет свою уникальную историю

"Священная война" (Музыка Александр Александрова, слова В. Лебедева-Кумача)

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия.

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Группой учащихся вашего класса были подготовлены творческие задания. Прошу вас по одному выходить к доске с вашими сообщениями.

( во время сообщений учеников звучит соответствующая музыка)

"В землянке" (муз. К.Листова, сл. Алексей Суркова)

Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней.

“Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой".

Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что... песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет...

Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду.

И сейчас, спустя четыре с половиной десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

"В лесу прифронтовом" (сл. Михаила Исаковского, муз. М.Блантера)

“Стихи написаны на Каме, – вспоминал о рождении этой песни Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали “Катюшу”). Спустя несколько месяцев услышал по радио.

"Катюша" (сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера)

Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве я записал некоторые из них: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает".

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".

Историю, которую рассказали ветераны: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!..

В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".

"Шумел сурово брянский лес" (муз. С. Каца, сл. Анатолия Софронова )

Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла несколько необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ.

Для А. Софронова и С. Каца это была не первая совместная творческая работа. С тех пор они написали много песен – героических и шуточных, строевых и лирических, маршеобразных и частушечных. А вот партизанскую песню писать не приходилось. Какой она должна быть?

Песня сравнительно быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая, величественная, близкая по духу характеру народных мстителей. Её исполняли вполголоса в лесу, в землянке, у костра. Осталось только проверить, как песня будет звучать в хоре.

"Синий платочек" (муз. Е. Петерсбурского, сл. Я.Галицкого )

Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, как отмечал поэт А. Сурков, «уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с кованными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова в общем-то не очень сильной песни «Синий платочек».

"Случайный вальс" (муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского )

2 февраля 1943 года победоносно закончилась Сталинградская операция: завершена была ликвидация окруженной группировки противника. В Сталинграде наступила непривычная тишина... – А через несколько дней, – вспоминает поэт Евгений Долматовский, – мы с композитором Марком Фрадкиным уже ехали в эшелоне на новый фронт – будущую Курскую Дугу. Поезд шел медленно, часто останавливался, и мы стали сочинять песню.

И здесь Фрадкин вспомнил историю, рассказанную знакомым военным летчиком. ...Однажды пришлось этому летчику побывать летним вечером в небольшой деревушке в прифронтовой полосе. Остановились передохнуть. Вдруг офицер услышал звуки музыки – местная молодежь танцевала под старый, разбитый патефон. Он подошел ближе и увидел девушку, одиноко стоящую в стороне. Лейтенант пригласил ее на вальс. Разговорились, но тут пришлось проститься – засигналил шофер, пора в путь. С тех пор прошло много времени, молодой офицер не может забыть эту девушку. Может быть, об этом написать песню?

В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки. Во время ВОВ в свет выходит Седьмая симфония Шостаковича. Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию". Во время ленинградской блокады Дмитрий Шостакович вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, умирал от голода, и в это же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую симфонию.

9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской консерватории, на стене которой красовалась надпись: "Граждане! Осторожно! При артобстеле эта сторона опасна!" – в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Организовал этот концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.

Когда композитор бочком Пробрался к подножью рояля, В оркестре, смычок за смычком Проснулись, зажглись, засияли, Как будто из мрака ночей Дошли к нам порывы метели, И сразу у всех скрипачей С подставок листы полетели. И эта ненастная мгла, В траншеях свиставшая хмуро Никем до него не была Расписана, как партитура. Над миром взрывалась гроза. Еще никогда на концерте Так близко не чувствовал зал Присутствия жизни и смерти. Как дом, от полов до стропил Охваченный пламенем сразу Оркестр, обезумев, вопил  Одну музыкальную фразу. Ей пламя дышало в лицо, Глушила ее канонада, Она прорывала кольцо Блокадных ночей Ленинграда. Гудела в глухой синеве, Весь день пребывала в дороге И ночью кончалась в Москве Сиреной воздушной тревоги.

Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют.

Вернемся к вашим творческим листам. Я предлагаю вам сейчас зачитать свои чувства, мысли и отношения. Какую роль на ваш взгляд сыграло искусство в период ВОВ?

Вывод: Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы ВОВ. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и искусством мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.

  1. Рисунки, М.: искусство. – 1961.
  2. Краткая история советского кино. М.: Искусство. – 1969.
  3. Грошев А. Долинский И. Новаторство советского кино. М.: Просвещениие. – 1986.
  4. Юренев Р. Н. Новаторство советского киноискусства. М.: Просвещение. – 1986
  5. Баскаков В, Е. Фильм – движение эпохи. – М.: Искусство, 1989
  6. Бондарчук С. Ф. Желание чуда – М.: Молодая гвардия. – 1984
  7. Кашималов А. И. Право на поиск. - М.: Молодая гвардия. 1984
  8. Капралов Г. А. Талант, совесть и страсть: девять штрихов к портрету М. Ульянова. – М., 1988
  9. www.victori.mail.ru

Используемые фрагменты фильмов:

  1. Судьба человека - режиссер Сергей Федорович Бондарчук.
  2. Фильм Летят журавли - режиссер Михаил Константинович Калатозов.
  3. А зори здесь тихие- режиссер Станислав Иосифович Ростоцкий.
  4. На безымянной высоте - режиссёр: Вячеслав Никифоров

Презентация.

Мультимедийные файлы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Роль искусства в годы ВОВ

 

Прошло уже 66 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве.

Гудят колокола памяти. Гудят они над тихими полями Белоруссии, над Хатынью и Брестом, Бабьим Яром и Киевом, над малыми поселками и большими городами – всюду, где ступал кованый сапог фашиста. И в этом гуле слышится нам реквием и гимн. Реквием тысячам убитых, замученных, сожженных заживо, и гимн в честь устоявших, выживших в страшных условиях войны и победивших. И огромная роль в этой победе по праву принадлежит советской культуре. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.

Литература Великой Отечественной войны начала складываться сразу после 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало помочь партии организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло около тысячи литераторов. Публицистичен по своей направленности и знаменитый рассказ М. Шолохова “Наука ненависти” о лейтенанте Герасимове. Две силы показывает писатель, которые помогают Герасимову преодолеть страшные испытания – ненависть к захватчикам и отчетливое понимание гуманистических идеалов советского народа. Послушайте отрывок из этого рассказа…”

“…И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, - а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, что ненависть к врагу всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но так думаю, - закончил лейтенант Герасимов и впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой.”

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: “Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны по всей стране, как призыв, зазвучала песня “Священная война” на стихи Лебедева-Кумача.

“В этот же день она прозвучала по радио в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева. Опубликованные одновременно в “Красной звезде” и “Известиях”, стихи буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого. В сердце ударила строка, вынесенная в заголовок стихотворения, “Священная война”. Да, именно священная! Под таким же сильным впечатлением создал музыку к этой песне руководитель ансамбля красноармейской песни и пляски А.В. Александров, почти также стремительно, буквально озаренный моментально зазвучавшей в нем музыкальной темой. 27 июня красноармейцы впервые спели “Священную войну” на Белорусском вокзале бойцам, отправляющимся на фронт. И те, кто слушал, уходя на фронт, провожая близких и друзей, и те, кто исполнял, не могли сдержать слезы. Поэт назвал свою песню “взволнованной речью”, и эта речь отозвалась в сердцах миллионов соотечественников как гимн, как набат. Песня стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала.

- Сообщение.

“В годы войны массовая песня – самый распространенный жанр советской музыки. Она одной из первых отразила события войны и стала ее музыкальной летописью. 4 года войны стали знаменательным периодом, утвердившим новый песенный стиль, характеризующийся взаимопроникновением лирики и героики. Песня была могучим духовным оружием на фронте и в тылу. Темы, образы и содержание песен воплотили борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков, эмоциональную атмосферу военного времени. Было написано, исполнено, прочувствованно и принято множество песен: “Заветный камень” Мокроусова и Жарова, “Вечер на рейде” Соловьева-Седова и Чуркина, “В землянке” Листова и Суркова и другие. Их пели в тылу и на фронте, на поле боя и в короткие минуты отдыха, в землянках и партизанских отрядах. Они звучали в исполнении концертных бригад и отдельных певцов. Выдающимися исполнителями были: Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко…”

И у каждой из песен была своя судьба

- Сообщения учащихся

- Почему важное значение в поднятии боевого духа имела именно музыка?

- Какие песни времён ВОВ вы знаете?

Учащиеся слушают песни и рассказывают историю их создания.

  1. 1.«Священная войная»
  2. 2.«Тёмная ночь»
  3. 3.«В землянке»
  4. 4.7-я симфония Д. Шостаковича
  5. 5.«Шумел сурово Брянский лес»

 

makarenko-irina.ru

Проанализируйте историческое значение восстания КенесарыКасымова в развитии государственности казахского народа.

 

Ответ:

1. Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений – ГУЛАГ. В 1940 году в системе ГУЛАГа имелось 53 лагеря, а в 1954г. – 64. В Казахстане были созданы лагеря :Дальний, Степной. Песчаный, Камышлаг, Актюбинский. Жезказганлаг, Петропавловский, спецлагерь Кинир, Усть-Каменогорский, крупнейший из которых был Карлаг.13 мая 1930 года постановлением СНК СССР было образован КАРЛАГ. На территории Каркаралинского округа ему отводилось 110 тыс. га земли.в 1937-1938 годах здесь содержалось 43 тыс. заключенных.В системе Карлага были 292 лагерные производственные точки, 26 самостоятельных отделений. С 1931 по 1960 год в Карлаге побывало около 1 млн человек. На карте Казахстана в 30-50-е годы функционировал исправительно-трудовой лагерь особого режима, где содержались репрессированные Карлаг. Для содержания женщин и детей изменников родины на территории Казахстана был создан специальный лагерь АЛЖИР. В 30-е годы на территории Карагандинской области из спецпереселенцев создавались обсервации. Позднее стали выявляться места массового погребения расстрелянных людей. Одно из них обнаружено под Алматы в местечке Жаналык, где в 1937-1938 гг. были погребены тысячи невинных жертв тоталитаризма, в их числе: М.Жумабаев, С.Сейфуллин, И.Жансугуров, С. Асфендияров, А. Байтурсынов, Б. Майлин. В период 30-40-х годов XX века большинство дел репрессированных рассматривали внесудебные органы тройки и двойки. Этот период характеризуется чрезмерной суровостью применявшихся мер уголовного наказания, широко применялись такие меры, как объявление врагом народа с лишением гражданства, изгнанием из государства, лишением свободы, конфискацией имущества, расстрелом, арестом близких родственников. Через ГУЛАГ прошли 101 тыс. казахстанцев более 27 тыс были расстреляны. Так тоталитарный социализм обрек страну на трагедию. В настоящее время в республике реабилитировано около 90 тыс. человек.

 

2. Потепление и осушение климата, учащение засух, что мешало земледелию. Главная причина перехода к кочевому скотоводству - изменение климата.Появление конской сбруи позволило использовать лошадь для верховой езды и в качестве тяговой силы (Одна из причин перехода к кочевому скотоводству - появление конской сбруи).Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок (Одна из причин перехода к кочевому скотоводству - резкое увеличение поголовья скота).В отличие от охотников и собирателей, кочевники сами производили продукцию. В поголовье преобладали овцы и лошади, численность коров была небольшая.Кочевничество - исторически сформировавшаяся хозяйственно­ культурная, общественная система.

3.В истории национально-освободительной войне казахского народа занимает исключительно почетное место. Это восстание было самым крупным восстанием казахов в XIX веке, поднявшем на борьбу с царизмом большинство населения всех трех жузов. Оно охватило почти весь Казахстан, и было одним из наиболее длительных восстаний казахов. Восстание Кенесары носившее антиколониальный характер, сыграло прогрессивную роль в истории казахского народа. Оно явилось школой политического воспитания масс. Восстание показало огромные силы сопративления казахского народа. На базе этого восстания позже развивались восстания 50-60-х годов XIX в. В оценке этого движения в прошлом допускалось серьезное искажение исторической правды (реакционно-монархическое движение, разбойник, бунтовщик и т. д.).

Билет № 9

Реформа 1867-1868 гг.

Оцените значение искусства и литературы в поднятии духа народа в годы Великой Отечественной войны.

Заполните схему «Андроновская культура».

Ответ:

1. Время проведения реформ 1867 - 1868 гг. в Казахстане было тесно связано с отменой крепостного права в России. В 1865 г. для подготовки проекта управления казахским краем была образована Степная комиссия, которую возглавил член совета Министерства внутренних дел А. Гирс. В период подготовки реформ 1867 -1868 гг. перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления предложил Шокан Уалиханов. По реформе 1867-1868 гг. вся территория Казахстана делилась на 3 генералгубернаторства. Военная и гражданская власть в Казахстане сосредотачивалась в руках генералгубернаторов.Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями Александр II утвердил в 1867 г. Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и ЗападноСибирского генералгубернаторства утвердил в 1868 г.По реформе 1867-1868 гг. Уральская и Тургайская области вошли в состав Оренбургского генералгубернаторства. Семиреченская и Сырдарьинская области вошли в состав Туркестанского генералгубернаторства. Акмолинская и Семипалатинская области вошли в состав ЗападноСибирского генералгубернаторства.Туркестанскому губернатору предоставлялось право проведения дипломатических переговоров с государствами Китай и ИранПо реформе 1867 - 1868 гг. наказным атаманом казачьих войск расположенных на территории области являлся военный губернатор султанычингизиды обеспечивались пожизненной пенсиейи освобождались от налогов на территории Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов низшим звеном колониальной судебной системы в Казахстане были утверждаемые военным губернатором суды биев и казиев, в Сырдарьийнской области сохранялся суд казиев. Отрицательные последствия для Казахстана реформ 1867- 1868 гг. подвергли критике Абай Кунанбайулы и Ибрай Алтынсарыулы. Казахская земля становилась государственной собственностью России. 2.Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага. Активно способствовали подъёму этого духа советские художники. Достоянием массовой аудитории стало искусство плаката. Плакаты периода 1941–1945 годов подразделяется на две большие группы: • плакат героический • плакат сатирический. Для плакатов героической группы характерно то, что они в основном призывали к оружию, к борьбе за независимость, изображали сцены атаки или единоборства советского воина с фашистом, причём основное внимание художника, как правило, обращено на передачу движения, эмоциональной напряжённости, целеустремлённости. Подчёркивая единство армии и народа, напоминая зрителю славную историю нашей Родины, служащую залогом победы, художники часто прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условно аллегорических изображений, символизирующих Родину Литература Великой Отечественной войны начала складываться сразу после 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало помочь партии организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло около тысячи литераторов.

3.

 

 

Билет № 10

lektsia.info

Культура в годы Великой Отечественной войны

Культура в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие. 22 июня 1941 года прервало мирную жизнь советского народа – Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война, длившаяся без малого четыре года. Война с нацистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и в культурной сфере. Так, скажем, наука была переориентирована на нужды обороны. И годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Активно трудились на оборону физики А. Иоффе, С. Вавилов, П. Капица, Л. Мандельштам; химики Н. Зелинский, И. Гребенщиков, А. Несмеянов, Н. Семенов. Ученые А. Александров, Б. Гаев, А. Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей.

Свою лепту в укрепление оборонного потенциала страны внесли авиаконструкторы – Ильюшин, Лавочкин, Микоян, Петляков, Поликарпов, Сухой, Туполев, Яковлев. В конце войны С. Королев, М. Янгель начали закладку основ развития ракетной техники. А в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана.

На годы войны приходится «потепление» отношений церкви и государства. Советское руководство поняло, что церковь – это та организация, которая может быть использована для поднятия морального духа народа, т.е. может способствовать сплочению народа для борьбы против иноземных оккупантов. Поэтому стали снова открываться церкви, вновь стали функционировать духовные семинарии, в стенах которых готовились кадры священнослужителей для вновь открывающихся церковных приходов.

Еще большее влияние на сплочение и поднятие патриотического духа народа в военные годы оказало искусство. Опыт отечественного искусства в годы войны полностью опровергает ходячий афоризм: «когда стреляют пушки – музы молчат». Для нашего искусства Великая Отечественная война была временем мощного подъема во всех областях художественного творчества. Литература, музыка /особенно песенное творчество/, живопись и плакатная графика, документальное и художественно кино – все искусство военного времени, независимо от вида, жанра, стилистики, имеет общие черты, определенные самой жизнью.

Ярчайшей страницей культурной жизни блокадного Ленинграда была премьера Седьмой ленинградской симфонии Д. Шостаковича, посвященная защитникам города.

Седьмая симфония Д. Шостаковича

События 1936–1937 гг. на долгое время отбили у композитора желание сочинять музыку на словесный текст. “Леди Макбет” стала последней оперой Шостаковича; лишь в годы хрущевской “оттепели” он получит возможность создавать вокально-инструментальные произведения не “по случаю”, не в угоду властям. Буквально лишенный слова, композитор концентрирует творческие усилия в области инструментальной музыки, открывая для себя, в частности, жанры камерно-инструментального музицирования: 1-й струнный квартет (1938; всего в этом жанре будет создано 15 сочинений), фортепианный квинтет (1940). Все самые глубокие, личные чувства и мысли он старается высказать в жанре симфонии.

Появление каждой симфонии Шостаковича становилось огромным событием в жизни советской интеллигенции, ожидавшей этих произведений как подлинного духовного откровения на фоне убогой, задавленной идеологическим гнетом официозной культуры. Широкая масса советских людей, советский народ знал музыку Шостаковича конечно же гораздо хуже и едва ли вполне был в состоянии понять многие сочинения композитора (вот и “прорабатывали” Шостаковича на многочисленных собраниях, пленумах и заседаниях за “переусложненность” музыкального языка) – и это при том, что размышления об исторической трагедии русского народа были одной из центральных тем в творчестве художника. Тем не менее кажется, что ни один из советских композиторов не смог так глубоко и страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбою, как Шостакович в своей Седьмой симфонии.

7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала. Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом деле обладают огромной силой художественного воздействия.

9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. С тех пор, как оркестром Радиокомитета дирижировал К.И.Элиасберг, минуло 60 лет. Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.

Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.

"Священная война"

(Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача)

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать...

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

В грозных испытаниях войны особенно ярко раскрылись лучшие черты народного характера – его неодолимая сила, упорство, оптимизм, готовность на любые жертвы, на подвиг ради победы. Первыми откликнулись на военные события публицистика и поэзия. Советская печать и радио развернули широкую патриотическую пропаганду, обратились к историческим традициям России и русской армии; создавали, порой не слишком заботясь о правдивости деталей, образы новых героев:В средствах массовой информации постоянно выступали самые известные советские писатели и поэты: К.М. Симонов, А.Н. Толстой, М.И. Шолохов, А.Т Твардовский, А.А. Фадеев, Б.Л. Горбатов и многие другие. Зачастую стихи становились песнями, получая воистину всенародное признание: «Священная война» В. Лебедева-Кумача /композитор А. Александров/, «В землянке» А. Суркова /композитор К. Листов/, «Огонек» М. Исаковского /композитор М. Блантор/, «Вечер на рейде» А. Фатьянова /композитор В. Соловьев-Седой/. Даже интимная лирика обретала героические черты, как знаменитое стихотворение К. Симонова «Жди меня».

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

“ Катюша ” (сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера)

Биографию "Катюши" – песни-ветерана – продолжает сама жизнь, вписав в нее множество памятных страниц. Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни.

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.

mirznanii.com

Народность в искусстве — Юнциклопедия

Связь искусства с народом, обусловленность художественного творчества жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в искусстве их психологии, интересов и идеалов — эти идеи и легли в основу понятия народности в искусстве, которая стала важнейшим принципом социалистического реализма. Сущность ее сформулирована В. И. Лениным: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их> (Цеткин К., Воспоминания о Ленине. М., 1959, с. 11). Эти положения, определяющие политику Коммунистической партии в области искусства, относятся ко всем видам художественного творчества, в том числе и к изобразительному искусству.

Народность выражается в нем многогранно: в правдивости и передовой идейности, в создании художественных образов народа и народных героев, в связи с образами народно-поэтического творчества, в широком использовании в профессиональных произведениях элементов и форм народного искусства, в доступности и национальном своеобразии художественных произведений.

В. Г. Белинский неоднократно повторял: «Если изображение жизни верно, то и народно»; народность искусства он связывал с его правдивостью, выводил ее из истинности изображения, из реализма. В. В. Стасов основными чертами русского искусства XIX в. считал народность и реализм. М. Горький подчеркивал значение народного творчества как базы всей мировой культуры. «Народ, — писал он, — первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли, и величайшую из них — историю всемирной культуры».

Творчество всех подлинных художников прошлого отвечало принципу народности. Фидий и Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рембрандт, Д. Веласкес и Ф. Гойя, И. Е. Репин и В. И. Суриков, многие другие мастера кисти и резца в разные эпохи и каждый по-своему выражали дух жизни и борьбы своего народа, создавали образы его героев, претворяли традиции народного творчества. В классовом обществе народность искусства диалектически взаимосвязана с его классовостью. На тех исторических этапах, когда господствующий класс играл прогрессивную историческую роль, он выступал от лица всего общества. Поэтому в его культуру проникали элементы народности. Но чем глубже становилось противоречие между господствующим классом и народными массами, тем более отрывалось от народных основ официальное искусство, а реалистические народные тенденции развивались в искусстве, оппозиционном к господствующему эксплуататорскому классу, как это было, например, в искусстве передвижников.

В классовом обществе правящий класс узурпирует культуру и стремится отстранить народные массы от ее сокровищ. При социализме искусство получает возможность стать подлинно народным, ибо не имеет иных задач и целей, кроме служения народу.

Советские художники — выразители интересов народа. Их стремления и помыслы неотделимы от его жизни и борьбы, их произведения — летопись народной истории. Народность советского искусства неотделима от его правдивости, идейности, партийности. Такие произведения, как «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, мемориальный комплекс в Волгограде (скульптор Е. Вучетич), памятники В. И. Ленину Н. Томского, картины советских живописцев, запечатлевшие события Октябрьской революции и гражданской войны, великой победы советского народа над фашистскими захватчиками, все этапы строительства социализма,— это и многое другое неотъемлемо вошло в культуру и сознание нашего народа, воплощая гуманистические принципы социалистического общества. Советское искусство создается для народа, и народное признание — высший критерий его оценки.

В Отчетном докладе XXVI съезду КПСС говорится: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства».

См. также

Народность в музыке

yunc.org

Искусство 9 класс - Изящные искусства

Воздействующая сила искусства

 1.  Искусство и власть.

   В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных,  творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря  произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а го- рода и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в  зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали  идеализированные величественные образы правителей-вождей.

  

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором. 

  В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.

Булат Окуджава

 Александр Галич

Владимир Высоцкий

            Способность искусства внушать определённый образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации личности

  Искусство формирует строй чувств и мыслей людей, формирует целостную личность.

  Воздействие искусства осуществляется через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах.

   Художественное произведение (музыкальное,  литературное произведение, скульптура, картина, фильм, спектакль) позволяет пережить многие чужие жизни как свою, и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его элементом своей личности. Искусство передает опыт отношения к миру, умножая и расширяя реальный жизненный опыт личности, хронологически ограниченный рамками определенной исторической эпохи. Это позволяет человеку быстрее и качественнее вырабатывать собственные установки и ценностные реакции по отношению к жизненным обстоятельствам.

  Искусство - внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику.

  Часто произведение буквально завораживает. Внушающее воздействие было присуще уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами.

  Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.  

  Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей - внушение.

  Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием.

Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов.

Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова «Жди меня»:

Здесь выражена поэтическая мысль, важная для миллионов разлученных войной людей. Солдаты посылали эти стихи домой или носили их у сердца в кармане гимнастерки.

В настоящее время всё чаще мы говорим о феномене массовой культуры. Этот феномен существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры.

     Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер.

Средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным

орудием внушения, орудием социальной дрессировки человека.

https://www.youtube.com/watch?v=LLC5Yzxv1jA

2.Отражение и прославление величия в триумфальных арках.

      Триумфальная арка— архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.

      Триумфальных арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Из Римских арок наиболее широко известны арки Тита (81 год), Септимия Севера (203 год), Галерия (298—299 годы) и Константина (315 год). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Неронаи других. Триумфальных Арок или Арок Побед в мире очень много. Самая известная - это Триумфальная Арка в Париже. Сооружена в 1806—1836 по проекту архитектора Жана Шальгрена. Строительство знаменитейшей Триумфальных арок в Париже было начато в 1806 году по указанию Наполеона Бонапарта. Ее возводили 30 лет, император не дождался архитектурного шедевра – в 1821 году он умер в изгнании. Но арка осталась и теперь уже не так важно, увидел ее Наполеон или нет – почти два века она дает возможность узнавать о славных делах выдающегося полководца как французам, так и многочисленным туристам.

       Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка) — сооружена в 1829—1834 гг. в Москве по проекту архитектора О.И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

       Московские Триумфальные ворота (Санкт-Петербург) — сооружены в 1834—1838 гг. в Санкт-Петербурге по проекту В. П. Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны (1828—1829). Расположены на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на площади Московские Ворот. И т.д.

Второе полугодие

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

Заполните, пожалуйста, опросный лист ЗДЕСЬ  или
Эстетическое формирование искусством окружающей среды

Копия Откровение вечной красоты

Архитектура исторического города

Заполните, пожалуйста, опросный лист ЗДЕСЬ

Архитектура исторического города

Архитектура исторического города

  

                                                                                            Материал из Википедии — свободной энциклопедии/

  

Диза́йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»).

В 2007 году всемирным голосованием были выбраны новые семь чудес света. Эти удивительные архитектурные творения рук человеческих достойны называться чудесами света. 

 

sites.google.com


Смотрите также