Приход храма во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Приход святого духа сошествия


Приход храма во имя Сошествия Святого Духа на апостолов - Ищите Бога! Ищите слёзно! Ищите люди, пока не поздно! И днём и ночью, в мороз и вёсны, Ищите Бога! Пока не поздно! Ищите всюду! Ищите каждый! И вы найдёте Его однажды! И будет радость превыше неба! Но так ищите

Ищите Бога! Ищите слёзно! Ищите люди, пока не поздно! И днём и ночью, в мороз и вёсны, Ищите Бога! Пока не поздно! Ищите всюду! Ищите каждый! И вы найдёте Его однажды! И будет радость превыше неба! Но так ищите - как нищий хлеба!!!

Дорогие друзья! Создан и начал свою работу новый сайт нашего прихода hram-kuragino.cerkov.ru

Наш любимый старый сайт также продолжит свое существование, но наполняться новой информацией не будет. Все новости и объявления читайте на новом сайте.hram-kuragino.cerkov.ru Очень надеемся, что новый сайт будет интереснее, и вы также его полюбите.

 

 

 

 

«Христос вернулся к Себе, вернитесь и вы!»

«Христос вернулся к Себе, вернитесь и вы!» — говорит свт. Григорий Богослов. Христос с Плотию Своею, сотканною из нашей плоти и всей плоти Земли, взошёл в Небо Пресвятой Троицы. На заре своего существования человек возмечтал стать богом, устремился взойти на Небо живым, но стал землёю, которая распадается.

Однако оттого, что он искал совершенства, хотя, обманутый диаволом, пошёл путём греха, разрыва с Богом, — Бог стал человеком, дал «знамения и в глубину, и в высоту», как говорит пророк Исайя (Ис.7,11), сошел в глубину ужаса и смерти этого мира, до дна ада, и этой безмерной любовью открыл путь в высоту. Он сошёл в глубины земли, — говорит святой Ириней Лионский, — чтобы найти заблудшую овцу, то есть творение, которое Он создал, и принести Своему Отцу этого обретённого человека. На горе Елеонской апостолы видели Его восходящим в земное небо, но Он взошёл в небо любви, соединяя Небо небес и земное небо.

Астрономические открытия XVII века показали, что физическое небо пусто, и это явилось соблазном для тех, кто ищет глубину и высоту вовне, в земном небе, на земле. Чего только не предпринимает мiр, чтобы достигнуть счастья на земле — тоже своего рода «земного неба»! Одна революция сменяет другую, но это всегда не более чем переворачивание «гробов покрашенных», потому что эти усилия отделены от Неба небес. Жизнь человеческая все более погружается в смерть и разделение, однако дары и призвание Божие непреложны, как свидетельствует апостол Павел (Рим. 11,29).

После сорокадневного праздника Пасхи дана нам новая радость — тайна Вознесения, не менее важная, чем тайна Воскресения. Вознесение — завершение Воплощения. Иисус Христос прославленный — теперь одесную Бога Отца. И это значит: в Его Божест¬енной личности присутствует всё человечество, каждый из нас, в уже преображённом состоянии. Какое будущее уготовано человеку! И основания этого будущего непоколебимы. Промысл Божий, замысел Его разделить Своё существование, полноту Своей жизни с человечеством начинает осуществляться здесь, преодолевая все преграды. Что вы стоите и смотрите на небо? Перед нами — долгий и высокий путь восхождения человеческой души и человеческой истории.

В празднике Вознесения мы созерцаем эту тайну человечества, сокрытого в Боге. «Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть», — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин.3,2—3). Однако невообразимое, невозможное — в действии, уже осуществляется. Мы не можем больше говорить о Боге, о радости и жизни Божественной, вечной, Троичной без того, чтобы не иметь в этой радости нашу жизнь, которая, как говорит апостол Павел, сокрыта со Христом. Невозможно уже думать о Боге, не понимая, что Он навсегда связан с тем, чем мы станем, и с тем, что мы есть сейчас, в нашем становлении. Божий Промысл, Божия забота о нас до самых Его глубин — ради славы Его и ради нашего спасения. Ради преображения Им сотворённого и с Ним навсегда соединенного нового теперь мiра, ради принятия нами всего, что есть Божие добро и человеческое добро, ради нашей борьбы против всякого зла и небытия. Всё совершил Господь, и перед нами открывается небо нашей свободы. Я принимаю Его во всей моей свободе, и я не хочу, не желаю, не принимаю никаких других пу¬ей, кроме пути Христова, отойди от меня, сатана!

Чем выше дар Божий, тем страшнее его отвержение. Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом. Только в Боге человек становится человеком. Но он может стать скотом или бесом. Может стать скотом, если будет жить только землёй, всё более отождествляя своё существование с материальными ценностями и растленной похотью. И может стать бесом, если, с помощью белой или чёрной, или какой угодно магии, будет устремляться в пространство, которое на языке православной мистики называется местом воздушных мытарств, в эту кажущуюся глубину и высоту, а не в небо Пресвятой Троицы. Вот перед каким безмерным выбором стоит каждый человек.

Всю человеческую природу, всё человечество вознёс с Собою Христос. Всех зовёт к Себе: «Приидите ко Мне все», — и самим естеством нашим, которое уже в Боге, и Божеством Своим, которое нераздельно теперь от нас, — всё человечество, всех вместе неодолимо влечёт к Себе, но каждого в отдельности, потому что бесконечна дарованная Им человеку свобода. «Бог всегда хочет стать человеком в тех, кто этого достоин, — говорит преподобный Максим Исповедник. — Пусть тысячу раз Христос рождается в Вифлееме — если Он не родился в тебе, ты погиб для вечности». Пусть тысячу раз воскресает Он и возносится на небо — если ты непричастен этой тайне, ты по-прежнему земля и в землю, в глубину её, которая у святых отцов на¬ывается адом, отыдеши.

Только после Воскресения наступает Вознесение. Только распятый со Христом и воскресший с Ним, только живой — жизнью, которая крепче смерти и ада, — может вознестись с Ним, по дару Его. Потому что наш Бог — не бог мёртвых, а Бог живых.

Но всякий дар Божий для нас — задание. И всякое избрание, которое даётся по любви Его, никак не заслуженной нами, — указание на то, чтобы мы других приводили ко Христу. Этот дар, который я получил, дан не только мне, но всему человечеству, которое живёт во мне, для всех других, кого я могу понять, взять с собою ко Господу в их единственности и неповторимости, никого не отделяя.

Время Церкви — время Воскресения, Вознесения и Пятидесятницы, до Второго Пришествия Христова. Господь возносится во славе и снова придёт на землю таким же образом, со славой. И мы знаем, чего это стоило Христу, и потому время Церкви — скорбный, крестный путь Земли.

Если мы на самом деле причастники Божественного естества, то Небо Вознесения может быть не отчуждённым для нас только тогда, когда мы видим Землю Христа, Его заплевания, заушения, оскорбления, Крест, гвоздия, копие и гроб. Только тогда, когда мы видим эти знамения присутствия Христова на нашем земном пути, совершается наш путь на Небо по тому же самому пути, по которому восходил на него Христос. Только приобщаясь Его любви до конца — в заповедях, в Таинствах и в скорбях, — делаемся мы способными быть с Богом. И ничто, кроме этого, не может вести нас в сокровенные глубины Бога — Отца и Сына и Святого Духа.

Земля, отделённая от Неба, разрушается, как тело, отделённое от души. Но не все отличают падение в бездну от полёта. Мы — христиане, оттого что мы Христовы, и имеем из чего, по-иному, чем строить будущее в свободе и благодати, которая даётся нам в веянии Святого Духа, превосходящего всякую меру наших сил, освящающего всё наше естество, душу и тело навеки.

 

Протоиерей Александр Шаргунов |

 

 

 

 

21 мая Православная Церковь отмечает День апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Апостол Иоанн Богослов — возлюбленный ученик Иисуса Христа и автор «Откровения Иоанна Богослова».

Иоанн, галилейский рыбак, сын Зеведея, пришел к Иисусу еще юношей. Он стоял при Кресте Спасителя рядом с Богородицей, а после Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) посвятил свою жизнь проповеди христианской веры.

Из кратких свидетельств других евангелистов видно, что Иоанн обладал очень пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Христос вынужден был умерить их как несогласные с духом нового учения и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова "сынами грома".

Вместе с тем, отличительными чертами характера Иоанна были скромность и наблюдательность, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Всегда он был необыкновенно чуток к другим. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого апостола.

Основная мысль всех его писаний сводится к тому, что Бог в Своем существе есть Любовь. Обращаясь к своим ученикам, Иоанн Богослов до последнего вздоха не уставал повторять: "Любите друг друга!".

 

В иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и одухотворенным старцем, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений.

Праздник установлен 21 мая по новому стилю в память о ежегодном появлении в этот день на могиле апостола тонкого праха, собирая который, верующие, по преданию, исцелялись от болезней.

 

 

 

 

Давно закончилась война. Давно с войны пришли солдаты. И на груди их ордена Горят, как памятные даты. Вам всем, кто вынес ту войну — В тылу иль на полях сражений, — Принес победную весну, — Поклон и память поколений.

 

Журнал Нескучный сад

                      

 Великий Пост

Наступило пятое, предпоследнее, воскресенье Великого поста (до Пасхи осталось две недели). Сегодня Церковь предлагает нам в качестве примера обратиться к жизни одной красивой женщины из Александрии Египетской. В молодости она была всем известной в этом портовом городе блудницей, или говоря литературным языком, куртизанкой. На первый взгляд это может показаться странным. Неужели в сокровищнице христианской святости мало других примеров для подражания – таких непорочных дев как Варвара, Екатерина (само имя которой переводится как «всегда чистая») и иных, с детства хранивших верность своему Небесному Жениху? Тем более, что «на панель» ее толкнула не нужда, как, например, Соню Мармеладову! Она сама признавалась, что, уйдя от родителей в двенадцатилетнем возрасте и потеряв чистоту, «неудержимо и жадно влеклась к мужчинам». «Я торговала собой не ради корысти. …Поступала я так, чтобы привлечь к себе бо?льшее число желающих. Это была моя жизнь: я почитала жизнью постоянное поругание своего тела». Тем более важно понять, почему же бывшая блудница вошла в троицу святых (вместе со св. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником), ставших символами великопостного «училища благочестия»! Разгульная жизнь падшей девушки продолжалась 17 лет. Однажды, шутки ради, Мария примкнула к паломникам, направлявшимся в Иерусалим, оплатив дорогу корабельщикам своим телом. Разгуливая по Святому городу и «охотясь за душами юношей», – как гласит житие, – Мария увидела людей, шедших в храм Воскресения Христова. Здесь хранилась величайшая христианская святыня – Голгофский Крест. Вместе с толпой молящихся Мария вошла в притвор, но ее попытки проникнуть внутрь храма были тщетны. Какая-то невидимая сила отбрасывала ее с порога обратно. Наконец, она сдалась и отступила в угол притвора. «И тогда, – рассказывала она впоследствии, – мне открылась причина, по которой не дано мне было узреть животворящее древо Креста, ибо духовные очи мои озарило слово спасения, указуя, что мерзость дел моих закрывала мне доступ в храм. Я начала плакать и скорбеть, ударяя себя в грудь и из глубины души испуская стоны, и тут увидела над собой икону Пресвятой Богородицы». Обратившись к ней с молитвой, грешница смогла беспрепятственно войти в храм, а затем, вернувшись к иконе, получила откровение, услышав голос: "Перейди Иордан, и обретёшь блаженное успокоение!" В храме святого Иоанна Крестителя у Иордана она причастилась, затем переправилась на восточный берег реки и исчезла из мира. Борясь с искушениями, Мария провела в пустыне другие 17 лет, прежде чем встретила первого живого человека – иеромонаха Зосиму, промыслительно уединившегося во время Великого поста именно в этом месте. (У монахов Лавры Святого Саввы существовал обычай проводить Святую четыредесятницу поодиночке и возвращаться в обитель к празднику Входа Господня в Иерусалим.) Он упросил Марию, ставшую теперь подвижницей, поведать ему историю ее жизни. Во время их совместной молитвы святая на локоть отрывалась от земли. Старец исполнился благоговейного трепета, со слезами обнимал ее стопы и просил у нее благословения. А Мария называла себя грешницей, не имеющей добродетелей, и просила у него благословения. Они условились встретиться у Иордана, ближе к его монастырю, на следующий год, чтобы Мария смогла причаститься. По промыслу Божию, это случилось в Страстной четверг. Стоявший на западном берегу реки старец увидел, как Мария осенила Иордан крестным знамением и «пошла по воде немокренно». Приняв из его рук принесенные Святые Тайны, «она воздела руки к небу, стала стенать и плакать и вскричала: "Ныне отпущаешь рабу Твою, Владыко, по слову Твоему, с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое!"». Тайный смысл этой Симеоновой молитвы был для Зосимы скрыт, потому что святая сама попросила его: «Сейчас ступай в свой монастырь, а на следующий год снова приди в то место, где я в первый раз тебя увидела. …И вновь по воле Божией увидишь меня». Старец возвратился, «исполненный ликования и великого страха, коря себя за то, что не спросил имени святой; однако надеялся сделать это в следующем году». Придя через год в пустыню, он увидел в устье высохшей реки «ту святую женщину, лежащую мертвой; руки ее были сложены по обычаю, а лик обращен к восходу». Оплакав ее и сотворив погребальную молитву, он вдруг увидел начертанную на песке надпись: «Здесь схорони, авва Зосима, останки смиренной Марии и прах предай праху, непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся в ночь Страстей Спасителя, по принятии Святых Тайн». Это означало, что она скончалась еще год тому назад через несколько часов после их второй (и последней) встречи, 1 апреля 522 года, в Великую пятницу. Могилу для ее погребения старцу помог вырыть огромный лев, охранявший тело святой. Предание о жизни грешницы-святой хранилось в монастыре Зосимы, а позднее было записано как "Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне" (автор этого шедевра ранне-византийской агиографии – патр. Софроний Иерусалимский, †638 г.). Популярность жития засвидетельствована многочисленными переложениями и включением его в состав богослужения четверга пятой седмицы Великого поста (Стояние Марии Египетской, или Андреево стояние). Сюжет жития был использован И. С. Аксаковым в поэме "Мария Египетская".

Жизнь святой Марии Египетской рассматривается как двуединый символ деятельного раскаяния, преображающего все существо человека, и ответного Божия милосердия. Христианство глубоко «оптимистично»: здесь нет места надменной брезгливости по отношению к людям с «непоправимо испорченной репутацией» (как в светском обществе), или к «неприкасаемым» (как в кастовом обществе), и неимоверное казалось бы восхождение из невозвратной бездны греха к ореолу святости открыто и каждой современной коллеге Марии до ее обращения. Именно поэтому этой бывшей грешнице и посвящено последнее воскресенье Святой четыредесятницы (Сорокадневного поста), важнейшего покаянного периода православного литургического года. Мария Египетская почитается у нас как святая "преподобная". Ее память по неподвижному (минейному) календарю – 1/14 апреля.

Изд. и лит.: Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне (VII в.) // Жития византийских святых / Перевод, вступит. статья и прим. С. В. Поляковой. СПб., 1995, с. 185–213; Селиванов Д. Б. Житие и служба Марии Египетской (автореф. канд. диссерт.). М., 1994; Преподобная Мария Египетская. Переславль-Залесский, 1997.

Ю. Рубан

 

www.svyato-duhovskiy.prihod.ru

Приход храма во имя Сошествия Святого Духа на апостолов

История прихода

 

По благословлению  настоятеля Свято-Духовского храма п.Курагино священника Игоря Корнатовского, началась работа над историей прихода, в ходе которой были задействованы материалы из библиотеки музея п. Курагино. И вот что стало известно.

                         Из истории прихода

 

 

В 1626 году было основано селение Курагинское, что в переводе с тюркского означает «ягненок». Название произошло от первооснователя князька Кураги. Курага имел очень быстрых лошадей-скакунов, на которых он ездил на воеводинские бега в Енисейск, где брал первые призы 2 года подряд, почему и был замечен самим воеводой - Князем Михаилом Игнатьевичем Римским –Корсаковым. Князь пригласил к себе Курагу и  спросил : кто он и откуда? Курага мудро ответил, что он русский поданный. Тогда князь стал советовать ему, как русскому подданному, принять русскую православную христианскую веру. Посоветовавшись с родными, Курага вернулся к князю через год, как и договаривались. Он привез с собой семь бегунов, из которых четыре взяли призы, а взявшего первый приз Курага подарил князю. Спустя короткое время Курага, его жена и сын приняли святое крещение 14 ноября, при котором Курага стал наречен Филиппом, а жена его Феодорой. Восприемником Кураги стал сам князь Римский-Корсаков Михаил Игнатьевич. Курага стал именоваться Филиппом Михайловичем.

На реке Тубе, близ своего улуса, Курага избрал место и начал строить деервянную церковь, которая и была освящена во имя Архистратига Михаила. Князь Римский-Корсаков пожертвовал деньги на постройку и вообще принимал  в этом деле активное участие. Церковь была первая в Минусинском крае. Ранее самой южной на Енисее считалась церковь в селе Караульный Острог.

Население поселка состояло из старожилов и частично из переселенцев. Всего насчитывалось 500 дворов, в которых проживало 1307 человек мужского пола и 1385 женского, все жители были православные, если не считать 5 католиков и 10 раскольников-поморов

Курагинский Спасский приход образовался самостоятельно. Деревянный храм во имя св. Архистратига Михаила, который построил Филипп Михайлович Курага, простоял, со слов стариков, 40 лет до пожара 1764 года. Значит можно смело считать 1724 год годом освящения храма. Взамен сгоревшей деревянной церкви ( на юг, ближе к реке Тубе, на месте бывшего престола), в 1792 году, по грамоте Преосвященного Варлаама , епископа Тобольского и Сибирского, был заложен каменный трехпрестольный храм.  1-й главный престол -  во имя Всемилостивого Спаса( 1 августа), 

2-й престол – во имя Св. Архистратига Божия Михаила ( 8 ноября ), надо полагать в память первого храма,

3-й престол – во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова ( 8 мая ).   

 

В храме была деревянная икона Всемилостивого Спаса, которая долгое время  находилась в домах прихожан после пожара бывшей деревянной церкви. Когда было доказано, что это - церковная икона, она была возвращена и поставлена в новой каменной церкви. В церкви имелась приличная библиотека. Из праздников особо почитался «Иванов день» ( 8 мая ). Накануне совершалось торжественное всенощное бдение Св. Ап. и Ев. Иоанну Богослову, а в сам день праздника после Божественной литургии – Крестный ход к Богословской каменной часовне (около 2 верст от церкви на север), при большом стечении местного населения и  паломников из окружных селений.

 

В 1867 году в Курагино была открыта церковно-приходская школа. Первым учителем был Иван Ефремович Павин. Рядом в здании была организована изба-читальня и в ней - библиотека до 100 экземпляров книжного фонда. В избе-читальне со зрительным залом в 100 мест ставились спектакли, в которых активное участие принимали учителя и общественность села, под руководством И. Е. Павина. Их силами были поставлены пьесы: Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова и др.

 

В 1879 году в селе было открыто приходское училище министерства народного просвещения, которое первоначально находилось в здании купца Девятова.  В 1916 году училище было двухклассным и располагалось в специально построенном большом 2-х этажном здании. При нем была хорошая школьная библиотека и отдельно учительская библиотека.  В то время в нем училось 220 детей с 6 преподавателями. Известно также, что Курагинская церковь имела богатый церковный архив, в котором с 1765 года хранились адресованные церкви не только различные Указы, но и распоряжения губернских начальников и даже манифесты государей России.

 

Каменный трехпредельный храм, отрада и гордость Курагинцев, был разрушен советской властью в 30-х годах ХХ века.

 

 

 В церкви служили:

 

О. Герасим ( Коновалов ) – с 1830 г.

О. Александр ( Никольский ) – 1863-1866гг

О. Флегонт ( Фирсов ) – в марте 1885 г до 02.07.1885г

О. Петр ( Суховский ) – с 1885 и в 1891 г. Благочинный

О. Иоанн ( Карнаушевский )- в 1911 -1913 гг

Протоиерей Иоанн ( Королев )- с 1908 и в 1919 гг

Монах Фоеофан ( Игуменов ) - убит в 1930-х гг

Монахиня Мария ( Кельчина ) -до 1930 гг

 

Репресированные:

 

Андриянова Аграфена Павловна, 1906 г.р., монахиня. Арестована в с.Курское Курагинсокго района. 18.11.37 осуждена на 8 лет. Срок отбывала в Тайшетлаге, осовобилась в 1946г

 

Игуменов Феофан Андреевич, 1870 г.р., монах. Арестован в с. Курагино. 12.11.1937 г расстрелян в Минусинске

 

Кельчина Мария Степановна, 1890г.р., монахиня. Арестована в Курагино. 08.12.1937 осуждена на 8 лет.

 

Кошков Григорий Алексеевич, 1906 г.р., странствующий священник. Арестован в Курагинском районе. 14.09.1937, приговорен к расстрелу

 

                      ( над продолжением истории прихода идут работы)

www.svyato-duhovskiy.prihod.ru

Приход храма во имя Сошествия Святого Духа на апостолов

Как вести себя в храме

 

Поведение в Храме

 

Православный храм – это Дом Божий, Дом молитвы, место встречи человека с Богом, «Небо на земле». Наше поведение в храме должно соответствовать его святости и величию.

 

Одеваться для посещения Храма необходимо пристойно,  опрятно и, по возможности, торжественно. Христиане всегда носят на себе нательный крест как знак исповедания  Господа Иисуса Христа, отдавшего Свою жизнь за каждого из нас на Кресте, а также как выражение готовности по заповеди Христа нести свой крест.

 

Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, женщины, напротив, должны иметь головной убор.

 

Хорошо, когда женщина входит в храм с не накрашенными губами, в противном случае она не сможет в храме прикладываться к иконам и святыням (т.е. целовать их). 

 

Входить в Божий Дом необходимо с благоговением. Заранее (ещё на пути к храму) отключите звук мобильных телефонов.

 

Входя в храм, необходимо сотворить три поклона с крестным знамением.

 

До начала службы поставьте свечи, приложитесь к иконам и подайте записки для поминовения близких Вам людей. Если же вы опоздали на богослужение, старайтесь не мешать молитве других.

 

 На молитве

 

Не занимайте притвор, где приобретают свечи, иконы и книги (в древности притвор был местом молитвы людей ещё не крещённых, а также отлучённых от Церковного общения). Во избежание давки у входных дверей пройдите вперёд, не смущаясь тем, что в некоторые моменты службы священник стоит посреди храма.

 

Согласно древней традиции мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой.

 

Внимательно слушайте всё, что читается и поётся за богослужением, т.к. это молитва всей Церкви. Недостаточно просто присутствовать на службе - надо быть её участником. Хорошо, когда христианин знает церковный Устав, любит и понимает православное богослужение. Тогда песнопения, которые он слышит в храме, исходят и из его сердца.

 

Как поставить свечи

 

Свеча есть свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень любви человека к тому святому, кому ставится свеча, а также изображает цель жизни христианина: дарить окружающим свет и тепло. «Поставляя перед образом горящую свечу, мы сим действием как бы говорим Богу: Ты еси невещественный Свет мира; прими от нас наименее вещественное приношение – свет и огонь, и воздаждь нам внутренний благодатный свет уму и огонь сердцу» (свт. Филарет Московский).

 

Вместе с тем, будучи символом пламенной молитвы, свеча не должна подменять собой наше живое обращение к Богу в покаянии и смирении!

 

Желая поставить в Храме свечу, зажгите её о горящую свечу (желательно не от лампады), оплавьте низ и поставьте в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо, не падая. Если не получилось с первого раза, оплавьте низ ещё раз и снова поставьте в гнездо.

 

Даже когда в день большого праздника служитель угасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь духом: ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

 

Бывает, особенно в выходные и праздничные дни, что все гнезда в подсвечниках заняты. В таком случае положите свои свечи на подсвечник - они будут обязательно зажжены позже.

 

Если храм полон – не пробирайтесь к подсвечнику, чтобы самому поставить свечу. Уместно передать её стоящим впереди людям.

О совершении поклонов и крестного знамения

 

Не спеша, правильно и благоговейно совершайте крестное знамение и поклоны. При осенении себя крестным знамением  первые три пальца правой руки следует соединять вместе, а последние два — безымянный и мизинец — пригнуть к ладони. Три соединенные пальца полагаем на лоб, на живот, на правое, а затем на левое плечо, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. 

 

Соединение трех пальцев символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы; два же пригнутые пальца символизируют схождение Сына Божия с Неба на землю ради нашего спасения (два пальца - образ двух природ Иисуса Христа: божественной и человеческой).

 

Подходя к иконам или святым мощам, необходимо совершить два поклона, предваряя их крестным знамением. Затем поцеловать икону (или иную святыню), отойти и, перекрестившись, поклониться еще раз.

 

Икону, даже если на ней изображено несколько угодников Божиих, целуют однократно; не принято целовать лицо святого.

 

Не следует креститься и кланяться одновременно: сначала надо совершить крестное знамение и только потом поклон. Также не следует допускать беспорядочное и многократное совершение крестного знамения.

 

Не полагается во время богослужения самочинное падение ниц и произношение громких восклицаний. Евангелие учит скрывать от окружающих своё молитвенное настроение. Земные поклоны надо делать только в определённые моменты богослужения. После причащения Святых Тайн, в воскресные дни в великие праздники, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы, земные поклоны отменяются.

 

Дети в храме

 

Следите за поведением ваших детей в Храме, не допускайте, чтобы они чем-либо отвлекали молящихся. Подавайте детям собственный пример благоговейного отношения к святыне. Если плачущего ребёнка не удаётся успокоить, выйдите с ним на улицу.

 

Как принимать благословение священника

 

Когда священник осеняет народ крестом или Евангелием, иконой или Чашей, то все крестятся и преклоняют голову. Когда священник благословляет рукой или свечёй, а также когда совершает каждение - надо преклонить голову, не совершая крестного знамения. Принимая благословение священника, христиане в знак почтения к священному сану целуют его правую руку. Не принято просить благословения у священника, совершающего каждение, а также занимать места, предназначенные для священнодействия.

 

Обращаясь к священнику, можно говорить «батюшка» или «отец (имя священника)», например, «отец Валерий». Говорить священнику «святой отец» не принято.

 

Исповедь и Причащение

 

Во время совершения Исповеди и Причащения, а также при целовании иконы или Креста будьте взаимовежливы, пропускайте других вперёд. Во время Исповеди недопустимо приближаться к исповедующемуся человеку.

 

Подходить к Чаше во время Причащения необходимо после тщательной подготовки и  Исповеди, со скрещенными на груди руками - правая поверх левой, не совершая крестного знамения или иных резких движений (чтобы случайно не толкнуть Чашу), называя свое имя, полученное при Крещении. Младенца перед причастием следует положить на правую руку (так священнику удобнее его причащать).

 

 О молитвенной тишине

 

В храме принято знакомых приветствовать лёгким поклоном, отложив беседы на внебогослужебное время.

 

Не следует подпевать хору, чтобы не смущать стоящих рядом прихожан. За богослужением дозволяется петь только тогда, когда поют и все молящиеся в храме (например, «Верую», «Отче наш», «Воскресение Христово видевше», «Царю небесный»).

 

Не осуждайте ошибки присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки. Не раздражайтесь, никого не одёргивайте и не делайте замечаний. Помните, что правом учить в храме наделены только священнослужители! Если же в крайней необходимости вам всё же придётся сделать кому-либо замечание, то оно должно быть высказано в деликатной форме, с любовью, без высокомерия и раздражительности. Бойтесь оттолкнуть от Церкви человека, впервые переступившего порог храма!

 

Покидая храм Божий, помните, что сподобились того, чего лишены многие люди на земле, а именно – приобщились Божественной благодати, удостоились видеть благолепие Дома Божия, получили благословение на свои труды.

 

Молитесь, чтобы Господь до конца жизни даровал нам посещать Его святой Храм. Несите в мир благодатное настроение, полученное в храме, и делитесь им с окружающими!

 

Богомольцы могут участвовать в содержании Храма и причта, его благоукрашении, оказывать помощь в уборке храма, посильно жертвовать на строительство нового храма.  Даже небольшая наша лепта совместно с усилиями других членов Церкви делает нас причастными общему делу созидания Храма Божия. О всех причастных делу строительства и украшения храма за каждым богослужением  возносится молитва к Богу.?

 

 

Назад к списку

www.svyato-duhovskiy.prihod.ru

Церковь Сошествия Святого Духа у Пречистенских Ворот

Фото 1927 г. Площадь Пречистенских Ворот. Справа - Церковь Сошествия Святого Духа у Пречистенских Ворот.Святодуховская церковь была одной из древнейших в Москве - первое упоминание о ней относится уже к 1493 году, когда в городе случился страшный пожар. Еще в середине XVII века здесь стоял деревянный храм во имя Св. Духа, а первый каменный появился в 1699 году, отстроенный тщанием стольника и полковника Б. Дементьева.

Фото 1881 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Современный вид.Спустя столетие была выстроена новая каменная церковь, дожившая до революции, и в 1812 году в ней освятили придел во имя Покрова - оттого пречистенскую церковь часто называли Покровской. Прихожанами ее стали обыкновенные москвичи, жившие в тех окрестных местах, где каждый дом - история, а каждый человек - легенда.

Фото 1867 г. В левом нижнем углу видна Святодуховская церковь.

У церкви были замечательные соседи - в угловом с Пречистенкой доме напротив располагалась одна из московских булочных-пекарен знаменитого Ивана Филиппова, поставщика Двора Его Императорского Величества, пережившая советское время и лишь в последние годы отданная под какой-то очередной убогий магазин. На другой стороне бульвара в угловом доме находилась первая мужская гимназия, а с 1872 года - знаменитые высшие женские курсы Герье, ставшие первым московским высшим учебным заведением для женщин, эталоном женского образования, выпускавшие медиков, физиков, филологов.

Фото 1880-х - 1890-х гг. И, кстати, ещё один забытый мной водозаборный фонтан.

В доме № 6 по той же правой стороне бульвара жил городской голова С. М. Третьяков, брат основателя знаменитой картинной галереи, сам собиравший живопись. Он поручил своему зятю, московскому архитектору А. С. Каминскому, женатому на сестре Третьяковых, перестроить дом на бульваре в русско-византийском стиле. А после смерти именитого домовладельца этот особняк в 1892 году купил не менее известный фабрикант и банкир Павел Рябушинский. И, по необычному совпадению, именно в этом доме на Пречистенском бульваре после 1917 года разместился революционный трибунал.

Фото 1890 г. Особняк С. М. Третьякова на Пречистенском бульваре.

Фото нач. 1930-х гг. Церковь Сошествия Святого Духа незадолго до сноса.

Фото нач. 1930-х гг. На месте Святодуховского храма в самом начале бульвара архитектор станции А. Душкин в соавторстве с Я. Лихтенбергом выстроил станцию метро "Дворец Советом" ("Кропоткинская") с наземным павильоном (арх. С. Кравец) в форме проездных ворот, символизирующих не только вход в подземное царство социализма, но и историческую преемственность с прежним именем площади Пречистенских ворот и былыми воротами Белого города. Для этого павильона и была снесена приходская Святодуховская церковь в начале 1933 года.

И просто хороший снимок Пречистенского бульвара:Фото кон. 1890-х гг. В. Н. Домогацкого. Церковь за правым обрезом снимка.Весна. Остатки сероватого ноздреватого снега. Вскоре под лучами солнца и этих остатков не будет. Очень колоритная нянька с ребёнком на первом плане. Сквозь голые ещё ветви деревьев виден Храм Христа Спасителя._____Текст по Е. Лебедева Церковь Сошествия Святого Духа на Пречистенском бульваре

a-dedushkin.livejournal.com

Исследовательская работа " История Церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов"

ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ "ШАГ В БУДУЩЕЕ - СОЗВЕЗДИЕ НТТМ"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

История Церкви

Сошествие Святого Духа на Апостолов

Исследовательская (творческая) работа на молодежный интеллектуальный форум "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ"

(секция 5.4 «История.Этнология»)

Автор:

Вандышева Марина Валерьевна,

г. Кыштым, МОУСОШ №1, класс 5

Руководитель:

Вандышева Елена Гусмановна,

учитель МОУ СОШ №1

Кыштым - 2014

Содержание

1. Введение...............................................................................................................3-4

2.Что такое Храм?.....................................................................................................5

3. История Храма «Сошествие Святого Духа на Апостолов»:……………….....

а) Почему храм назван «Сошествие Святого Духа на Апостолов»?................5-6

б) Создание храма .....................................................................................................6-7

в) Освящение Храма..................................................................................................7-8

4. Заключение..............................................................................................................9

5. Список литературы..........................................................................................10

ВВЕДЕНИЕ

«Благочестивые наши предки не могли

жить без храма — он был так же

необходим для души народа, как

дом и пища для его телесного

существования»

Патриарх Московский и всея Руси

Алексей II

Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Но прошло время и в советский период изменилось отношение к церкви. Сегодня в обществе происходит своеобразная реабилитация религии религиозного мировоззрения. Люди вновь обращаются к вере. И в настоящее время мы имеем два вида верующих. Традиционные верующие и верующие нового склада, принимающие лишь общую гуманистическую направленность вероучения, т. е. Рассматривающие религиозные нормы морали в качестве абсолютных ценностей. Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно — национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада. Духовная музыка, поэзия, храмовое зодчество -часть нашей культуры. И, наверное поэтому не удалось искоренить религиозность в сознании людей. История России и история Русской Православной церкви — это нераздельное целое. Церковь помогла народу выстоять под гнетом монголо-татар, вдохновляла воинов на защиту от западных рыцарей — крестоносцев. Можно привести еще много примеров, доказывающих единство русского государства с русской церковью.

Мы приехали в Кыштым в 2007 году и с первых дней меня интересовал Старинный Храм, глядя на него видно сколько много ему пришлось пережить, сколько много видеть поколений людей. Сколько , наверное, много видел этот Храм разных судеб. Он как корабль стоит в городе Кыштыме, он видел и прошлое, и настоящее. Он соединяет века. Раньше мы с мамой просто проходили мимо Храма и думали , что он закрыт. В Кыштыме есть и другие Храмы, но именно к нему просто притягивает. Потому что с ним связана и история нашего города, и История нашей страны. Страшно подумать, что сколько раз его хотели разрушить, разорить. Но он вынес все. А глядя на него можно сказать, что невозможно уничтожить историю. У меня возникло множество вопросов: « Сколько лет этому Храму? Кто его построил? Как называется этот Храм? Какова история этого Храма?».

Невозможно быть патриотом своей Родины, не зная своих истоков, истории малой Родины!!!!

Тема исследовательской работы — «История Церкви Сошествие святого Духа на Апостолов».

Цель исследовательской работы — Исследование истории храма Сошествие Святого Духа на Апостолов с момента первых исторических сведений о нем и до наших дней.

Задачи:

Изучить понятие «Храм».

Почему назван так Храм.

Описать как выглядит сегодня Храм.

Выявить инициатора.

Предложить фотоальбом данного Храма.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования выбрана малоизученная тема. При написании работы была использована брошюра, которую написал о. Константин - настоятель Храма.

Методы

-изучить литературу;

-Беседы со служителями Храма;

-Экскурсии по Храму.

Объект исследования -является культурное и историческое наследие г.Кыштыма.

Предмет исследования является Церковь Сошествия святого Духа на Апостолов — памятник градостроительства и архитектуры г. Кыштыма.

Гипотеза исследования — изучение истории и культуры родного края укрепляет связь между поколениями.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ

Что такое храм?

Храм - «Небо на земле» - особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств. Существует несколько наиболее распространенных форм храма: Вытянутая, наподобие корабля — означает, что Церковь является кораблем спасения среди житейского моря, приводящая в вечную жизнь. Крестообразная — означающая, что Крест Христов является основанием и силой Церкви, круглая форма означает вечность Святой Церкви. Храм всегда венчается куполом с крестом и обычно имеет колокольню.

Внутри Храм разделяется на три части : алтарь, центральная часть и притвор. При входе обычно устраивается паперть, Некоторые храмы имеют еще внутренний притвор, называемый трапезою, т.к в этой части храма в прежние времена совершалась трапеза.

Каждый храм освящен в чью-либо честь (Св. Троицы, Спасителя, Св. Духа, Божией Матери, в честь Небесных сил, святого или в честь великого праздника) и носит соответствующее имя (Троицкий, Покровский и т.д.) Приделы храма также посвящены кому-либо и имеют свое отдельное название, но сам храм именуется в честь того, во чье имя освящен главный, центральный престол.

Почему храм назван «Сошествие Святого Духа на Апостолов»?

Для решения второй задачи нашей работы, почему назван так храм, мы изучили литературу, беседовали с батюшкой храма и узнали, что храм назван в честь праздника Сошествия Святого духа на Апостолов.

Торжество Сошествия Святого Духа (Пятидесятница) празднуется в воскресенье на 50 день после Воскресения Христова.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых Апостолов. В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «...внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2,2-4).

Как считается, Церковь в этот день празднует свое рождение. Прежде ютившиеся в иерусалимской горнице Апостолы открыто вышли проповедовать. В первый же день пламенные слова Апостола Петра привели к обращению на около трех тысяч человек. (Деян. 2, 41)Таким образом вместе с Апостолами новокрещеные образовали Церковь — общину спасения.

Крещение Церкви Духом Святым начинает новую эпоху, когда Благая весть распространяется из Иерусалима «даже до края земли» (Деян. 1,8).

Согласно древним свидетельствам в ранней Церкви слово «пятидесятница» относилось ко всему 50-дневному пасхальному периоду. Пятидесятый день после Пасхи был временем его завершения.

Цвета облачения священников в день Пятидесятницы — красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на Апостолов.

По третьему вопросу «Кто был инициатором строительства храма?» мы беседовали с священником храма отцом Константином, он нам предложил небольшую брошюру «Экскурсия по храму», которую он создал сам, из нее мы и узнали , кто стал инициатором строительства Храма.

Создание храма

Два великих проекта было у Петра Первого. Первый - всем известное «Окно в Европу», второй - создание промышленности в глубоком тылу. Кыштым - часть грандиозного проекта по созданию своей металлургической промышленности.

История Кыштыма началась в 1755 году, когда Никита Демидов «купил в Исетской провинции в Мякотинской волости, у Башкирцев землю, где поблизости имеются сысканные железные руды». Началось строительство Верхнего чугунолитейного, а затем Нижнего железоделательного Кыштымских заводов. И в 1757 году оба завода выпустили первую продукцию. Этот год считается датой основания Кыштыма как горнозаводского поселка.

Символы эпохи - два главных храма Кыштыма издали встречают путника сиянием крестов и куполов. История самого старого из них связана, конечно, с именем знаменитого уральского заводчика. Как пишут очевидцы тех событий «обозрев окрестности, Никита Демидов спустился с хребта и отобедав сказал - пусть народ ведает, где Никита обедает и велел построить на этом месте храм»

Сейчас Свято-Духосошествиевскую церковь кыштымцы называют «Старая церковь».

Свято-Духосошествиевская церковь (храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, или Старая церковь, как ее прозвали в народе) была построена в 1764 году на острове в центре заводского пруда. Она первой из четырех соборов вознеслась над рабочим поселком Верхне-Кыштымского завода.

Строительство храма началось по инициативе Екатеринбургского духовного правления и стараниями хозяина завода Никиты Никитича Демидова, но на деньги, собираемые в течение многих лет среди населения.

На деле к 1755 году население поселка составляло три тысячи человек, все были православными, и Никита Никитич провел переговоры с представителями духовенства о строительстве церкви в Кыштымском приходе и получил добро.

Тут же на остров начали свозить бутовый камень, который к тому времени в изобилии накопился на Кыштымском и Сугомакском рудниках. В 1758 году, с приездом храмовых мастеров, закипела работа. Кирпичи, камни, раствор — все доставлялось наверх вручную или с помощью простейших лебедок. Тем не менее темп работы был достаточно высоким, учитывая масштаб строительства. Завершилось это строительство в 1764 г, расписывали ее богомазы Богатыревы. «Благословенную грамоту об освящении церкви 30 ноября 1764 г. подписал прославленный митрополит Тобольский и Сибирский Павел. В этой письменной грамоте каждый апартамент получил свое имя: верхний этаж Сошествия Святого Духа, а нижний этаж стал называться именем –  Святого пророка и Предтечи Крестителя господня Иоанна.

Освящение храма

Освящение церкви состоялось 7 февраля 1765 г. в День Преподобного отца Парфения, Епископа Ланжакийского, Пречистым Протопресвитером Екатеринбургским Федором Кочневым. Так начала функционировать первая в Кыштыме церковь.

Церковь построена в стиле раннего классицизма. Она имеет так называемый кораблевый план: здание вытянуто вдоль главной продольной оси, ориентированной с востока на запад. Особенностью церкви стали два этажа: верхний этаж Сошествия Святого Духа, а нижний этаж стал называться именем –  Святого пророка и Предтечи Крестителя господня Иоанна. Так с 7 февраля 1765 года стала функционировать первая в Кыштыме церковь. Когда мы беседовали с отцом Константином, он несколько раз повторил, что на следующий год церковь будет отмечать 250 летие. В 1774 году бунтовщики под руководством Емельяна Пугачева захватили Верхне-Кыштымский завод и заняли остров. Вокруг церкви повстанцы раскинули свой лагерь, разграбили ее, вводили в нее коней, жгли костры.

После приведения церкви в порядок она была вторично освящена 1 февраля 1775 года. К этому времени растащенное имущество церкви было обнаружено в Каслях, Нязепетровске, в ряде окрестных деревень и свезено на прежнее место. Почто сто лет храм был главным в Кыштымском горном округе.

В 30-х годах ХХ века церковь закрылась. Иконы и церковная утварь были растащены, колокола сняты, иконостас разрушен. Роспись на стенах обветшала и большей частью осыпалась. Само здание церкви использовалось под различные хозяйственные нужды.

В разные годы этот уникальный памятник XVIII века становился складом, музеем,типографией, и даже кинопрокатом. Грабить его, похоже пытались и после Пугачёва и большевиков. В декабре 2002 года храм освятили в третий раз за всю его историю. Сегодня хранитель века - Святосошествиевский храм окутан строительными лесами, но службы идут и прихожане тянутся к этому сильному, намоленному месту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы:

Храм — это особое, отличительное от других строений здание, посвященное Богу, предназначенное для совершения богослужений и таинств. Церкви и Храмы имеют различную форму. Каждый храм имеет название. Первая церковь города Кыштыма была названа в честь праздника Сошествие Святого духа на Апостолов. Инициатором строительства был Никита Демидов и все жители города. Церковь построена в стиле раннего классицизма и имеет так называемый корабельный план — что обозначает, что эта церковь является кораблем спасения среди житейского моря, приводящим к вечной жизни. Как и в те времена, так и сейчас храм был и остается кораблем спасения человеческих душ.

Данные выводы позволяют судить о том, что цель работы достигнута.

Однако на этом мы не планируем останавливаться. Проведенная работа ставит перед нами новую задачу о том, кто были служителями церкви, особенно нас заинтересовал тот факт, что в этой церкви служил отец Константин , который причислен к лику святых, и сейчас в этом храме по прошествии стольких лет служит тоже о.Константин. Много еще неизученного и неразгаданного, но это и будет целью , чтобы и дальше поработать в этом направлении.

Список литературы

1.Серафим Слободской. Закон Божий.

2.М.Аношкин. Про город Кыштым.

3.Библия.

4. ural.claw.ru/Kishtim.html Про город Кыштым.

5. Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов [http://hram-kyshtym.ru/]

Приложение

hello_html_m75acb4fa.png

hello_html_m5583dba1.png

hello_html_2ffae5e6.png

hello_html_m4ee7493a.jpg

hello_html_m1f628057.png

Лhello_html_52abefee.jpgестница на второй этаж

Фрески на втором этаже

hello_html_456f5026.jpg

hello_html_6c367725.jpg

hello_html_256bd1c3.jpg

infourok.ru

Приход храма во имя Сошествия Святого Духа на апостолов

НЕУВЯДАЕМЫЙ ВЕНОК ЛЮБВИ Батюшка Александр Васильев. Каким я его знала и не знала…

      НЕУВЯДАЕМЫЙ ВЕНОК ЛЮБВИ

 

        Батюшка Александр Васильев. Каким я его знала и не знала…

Удивительно, но это не прекращается… Каждый приезд в Курагино – новая встреча с ним, погружение в нашу жизнь, которая устремилась в вечность… Храм, батюшкина могила с деревянным крестом, дом – наша семейная святынька. В кабинете ряса с наперстным крестом, медалью преподобного Андрея Рублева, пять шкафов с книгами, иконы, письменный стол, за которым батюшка готовился к службе и лекциям по иконописи. Весь дом, огород, сад, двор – все наполнено им, всюду память его трудов, жизни. Низкий плетень вокруг яблони, розы, мальвы, куст жасмина у беседки, где батюшка радушно принимал гостей, белый куст пионов – всегда к моему дню рождения. Прошло пять лет, а в саду всходят посаженные им цветы, радуют и восхищают до слез, дарят его присутствие. Отец Александр не только говорил о любви, он умел любить, его любовь была делом – она созидала.

http://www.microsoft.com/isapi/redir.dll?prd=ie&ar=hotmail

в молодости, после духовных исканий, возлюбив Христа, который стал для него Путь, Истина и Жизнь, он поверил и вверился Ему. Батюшка много ездил по монастырям, вел аскетичную жизнь, строго постился, молился, мяса не ел до последних дней. Трудился всегда, не любил праздность, умел вдохновить и собрать вокруг дела таких же трудяг, как сам. С первых лет иерейского служения при Успенском храме организовал Православное молодежное братство, затем возглавил сестричество будущего Иверского монастыря. Службы, труды на полях, крестные ходы, организация иконописной мастерской и писание икон для Енисейских храмов, иконостас для спроектированного им храма в честь пророка Илии в деревне Малобелой, иконы для тюремного храма, который они строили вместе с заключенными в Подтесово. Труды по строительству келейно-административного корпуса при Успенском храме, где он служил семь лет и написал первую икону праведного Даниила Ачинского личной иконографии, список которой находится в Покровском соборе в Красноярске.

В начале своего служения на Курагинской земле батюшка окормлял и организовал православные общины в Кочергине, Шалоболине, ходатайствовал о воссоздании там храмов перед районным начальством. Батюшка служил и в Краснокаменске, и в Кошурникове, заботился о строительстве храма в Черемшанке. В Пасхальную Седмицу ежегодно посещал с клиросом более 30 деревень района, благовествуя Пасхальную радость – Христос воскресе! Миссионерские сплавы с молодежным хором "Неувядаемый цвет", во время которых проводились духовные беседы, крещения и концерты православных песнопений, укреплялась вера. Батюшка Александр был директором иконописных школ края, проводил регулярно занятия иконописи в Красноярске, неоднократно организовывал выставки икон "Умозрение в красках" с мастер-классом. Читал лекции по богословию иконы в вузах Красноярска и в Краевом историческом музейном центре. Возглавлял секцию церковных искусств на ежегодных Рождественских чтениях.

При всей наполненности жизни отец Александр все сердце отдавал строительству нового храма в Курагине, единственному в крае храму, посвященному сошествию Святаго Духа на Апостолов. Это строительство стоило многих трудов и потов, но объединило множество людей, участвовавших трудами и пожертвованиями. Низкий им поклон. Обо всех батюшка ходатайствовал перед Архиереем Антонием на представление Патриарших и Архиерейских грамот. Храм в честь Сошествия Святаго Духа на Апостолов необычен своей архитектурой – образец деревянного зодчества, подлинным украшением храма является иконостас, писанный в традиции Андрея Рублева (14 век). Весь комплекс храма с прилегающей территорией задуман в едином стиле, органично соединен, согласован с дизайнером парковой архитектуры. Планировалось строительство школы церковных искусств, реабилитационного центра, Богородичной беседки, образцов христианских святынь – горы Фавор, Елеонская горы, Голгофы – святынь Иерусалима… Впереди было много планов и надежд…

Мы носим в наших сердцах небесный огонь вечной любви Бога к нам – Божественный Образ. Его присутствие в храме нашей души созидает Царство Божие внутри нас. Как возвысил нас Христос Господь наш, даровав нам сыновство и достоинство быть детьми Божьими и взывать: "Отче наш!". Церковь – Царство Божие на земле, подобие Небесного Отечества, и священников мы, как дети, ласково зовем "батюшка". В церкви мы единая семья. Все радости и беды, все тяготы жизни и праздники становятся общими. Бог есть Любовь. "И потому узнаю, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Евангелие). Была эта любовь и в отце Александре. А так же крепкая вера и послушание Богу, и еще необыкновенная доброта. Он весь лучился добродушием, умел подбодрить унывающего шуткой, будучи талантливым и образованным, всегда был простым и скромным, открытым и общительным. Батюшка искренне любил людей и после недолгого общения становился родным и близким. Он был так естественен. Никогда в нем не было позы или фальши. Всегда правдивость и подлинность. Батюшка не старался казаться умнее и значительнее, он был самим собой. Со всеми равно и уважительно обращался – и с депутатом Госдумы, и с прихожанкой храма, почтительно со старшими и с детьми, и ко всем – с любовью… Все в нем было естественно – и доброта, и прямодушие, чуткость и внимание к простым житейским проблемам его духовных чад, усердие и необыкновенное трудолюбие, чувство долга.

Все помнят, как он не жалел себя в болезни, приезжал на воскресную службу на машине из Красноярска, находясь на лечении в онкологическом центре, после сеансов облучения. Не оставил свою паству и в последний Крестный ход – 25 км вокруг Курагина. Батюшка трудился до последнего дня! 16 августа он отвез доски в Краснокаменск на киот для иконы "Неупиваемая чаша". Молитву и правило батюшка не оставлял даже будучи тяжело больным. И в последний вечер на коленях, превозмогая боль, молился. Мужество и верность... Верность Возлюбленному была в нем с первого дня и до последней минуты дыхания и, думаю, осталась навсегда…

 Август утопает в цветах и плодах – лето Господне! Медовый Спас, Яблочный Спас – Преображение! Христос вошел в нашу жизнь, и благодатные лучи Его Света и Любви наполняют землю и наши сердца. "К Божественней Любви устремляемся", – написано на медали преподобного Андрея Рублева, которой наградил Святейший Патриарх Алексий протоиерея Александра, настоятеля и строителя храма в честь Сошествия Святаго Духа на Апостолов за труды во славу Божию на благо Православной церкви. Вся жизнь отца Александра была устремлена к Богу, к Его Божественной красоте, к которой батюшка старался приблизить все, над чем трудился, будь то храмы Божии или храмы душ человеческих. В нем была искра любви Христовой, Которого он возлюбил всем сердцем и вверился Ему без остатка. Отец Александр был искренним христианином, добрым пастырем и чутким, любящим отцом христианской семьи, которую он вел к Отцу Небесному и может сказать: "Вот я, Господи, и дети, которых ты дал мне"… Неувядаемый венок нашей любви и благодарности дорогому батюшке Александру. Вечная память вечной любви… "Если мы в Боге, мы едины".

 

 

 

 С любовью

матушка Галина

 

ПРОТОИЕРЕЮ АЛЕКСАНДРУ ВАСИЛЬЕВУ

www.svyato-duhovskiy.prihod.ru


Смотрите также